Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономический механизм реформирования региональных жилищно-коммунальных комплексов: на примере муниципального образования «Волоколамский район Московской области»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ литературных источников показал, что жилищно-коммунальный комплекс является одной из наиболее сложных и многофункциональных систем в экономике России. Стабильность функционирования данного комплекса в значительной мере определяет эффективная деятельность практически всех отраслей производственной и социальной инфраструктур, формирует жизненную сферу населения. Система жилищно-коммунального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИИ
    • 1. 1. Состояние жилищно-коммунального хозяйства в России
    • 1. 2. Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства
    • 1. 3. Роль регионов в реформировании жилищно-коммунального хозяйства
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
    • 2. 1. Задачи реформирования жилищно-коммунальных комплексов
    • 2. 2. Оценки затрат, организационной структуры, необходимых для обеспечения функционирования региональных жилищно-коммунальных комплексов
    • 2. 3. Мероприятия, направленные на повышение эффективности работы региональных жилищно-коммунальных комплексов
  • ГЛАВА 3. ПРАКТИКА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОКОЛАМСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Основные характеристики жилищно-коммунального комплекса Волоколамского района Московской области
    • 3. 2. Этапы реформирования жилищно-коммунального комплекса Волоколамского района Московской области
    • 3. 3. Эффективность реформирования жилищно-коммунального комплекса Волоколамского района Московской области

Организационно-экономический механизм реформирования региональных жилищно-коммунальных комплексов: на примере муниципального образования «Волоколамский район Московской области» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация содержит основные результаты исследований, проведенных автором в 2003;2006гг. по разработке и решению организационно-экономических проблем реформирования региональных жилищно-коммунальных комплексов на примере муниципального образования «Волоколамский район Московской области».

Актуальность проблемы.

Городское хозяйство представляет собой сложный комплекс промышленных предприятий, инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, связей между этими блоками, и службами, обеспечивающими стабильное развитие данного комплекса по перечисленным ранее аспектам.

Россия является одной из высокоурбанизированных стран мира, она имеет 73% городского населения.

Как известно, продолжительность жизни населения России существенно ниже, чем в других, особенно развитых странах.

Одна из причин такого положения — экологическая обстановка городов. При этом речь идет о важнейшей для человека жилой среде, связанной с процессами и явлениями городской среды и являющейся ее подсистемой.

Влияние качества жилой среды на здоровье горожан — основополагающий фактор, ибо они проводят в этой среде доминирующую часть времени жизни.

Жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется на следующие основные подотрасли:

— жилищное хозяйство;

— ресурсосбережение (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение);

— благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка и утилизация отходов) — - бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство и ДР-).

Жилищно-коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, ремонт и техническое обслуживание, санитарное содержание жилых зданий, уборка придомовой территории) призваны обеспечить комфортные и безопасные условия проживания людей.

В силу высокой социальной значимости и жизнеобеспечивающих функций жилищно-коммунальная сфера должна относиться к области государственного контроля за безопасностью продукции, то есть государство должно гарантировать потребителям определенный уровень качества жилищно-коммунальных услуг и их безопасность. В условиях рыночной экономики формой государственного регулирования и контроля за безопасностью и качеством продукции является обязательная сертификация — процедура, призванная подтверждать соответствие продукции требованиям государственных стандартов. Согласно нормативным документам по стандартизации государственные стандарты на жилищно-коммунальные услуги должны устанавливать обязательные требования к их безопасности для жизни, здоровья граждан, всех видов имущества и окружающей среды.

Стандартизация и сертификация тесно связаны между собой и обуславливают развитие друг друга. Так, одной из причин, по которым жилищно-коммунальные услуги не включены в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, является отсутствие стандартов, пригодных для целей сертификации, то есть содержащих четкие требования (критерии и показатели), соответствие которым и должно устанавливаться в ходе сертификации. Первым шагом по совершенствованию нормативной базы для сертификации явилось принятие ГОСТ 51 617–2000, устанавливающего единую нормативную базу для сертификации, то есть перечень нормативных документов, имеющихся в настоящий момент и признанных, в той или иной мере, подходящими для целей сертификации.

Вместе с тем, Законом «О сертификации продукции, услуг» и законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривается лицензирование таких видов деятельности, относящихся к сфере жилищно-коммунального хозяйства, как деятельность по эксплуатации инженерных систем городов для обеспечения технической безопасности функционирования этих систем, деятельности в области сделок с недвижимостью в целях экономической безопасности участников сделок. Однако, деятельность жилищных организаций по эксплуатации жилищного фонда, в котором так же присутствуют инженерные системы и сети и который является объектом недвижимости, не попадает в область, регулируемую этими законами. Такое положение дел не стимулирует пересмотр существующих и разработку новых стандартов, ввиду их невостребованности. В настоящее время жилищно-эксплуатационные организации находятся в административном подчинении вышестоящих органов управления, которые возлагают на себя ответственность за ненадлежащее оказание услуг. При нарушении жилищно-эксплуатационной организацией существующих стандартов ее деятельность не приостанавливается, как в случае выявления несоответствияорганами государственного контроля и надзора за сертифицированной продукцией, а организация продолжает работать, поставляя услуги, причиняющий материальный и моральный вред потребителям, опасные для их здоровья и имущества. Поэтому сертификация могла бы стать инструментом обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг.

Помимо хозяйственного механизма, существующего в жилищно-коммунальной сфере, одним из факторов, препятствующих введению обязательной сертификации жилищно-коммунальных услуг, является непонимание обществом городской среды как источника опасности для жизни, здоровья и имущества. На основе анализа периодической печати выделены виды и источники опасности для жизни и здоровья граждан, имущества и окружающей среды, относящиеся к объектам жилищно-коммунальной сферы, что позволило определить проблемные области жилищного хозяйства и направления, в которых должна вестись работа по сертификации и стандартизации безопасности жилищно-коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс является одной из наиболее сложных многофункциональных систем в экономике России.

Стабильность функционирования данного комплекса в значительной мере определяет деятельность практически всех отраслей производственной и социальной сфер, формирует жизненную сферу населения.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды, других ресурсов.

Система жилищно-коммунального хозяйства, доставшаяся в наследство от периода плановой экономики, является крайне неэффективной и затратной. Содержание этой системы в ее нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной системы.

В начале периода экономических реформ большая часть государственной собственности в жилищно-коммунальной сфере (жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры) были переданы в муниципальную собственность. Муниципализация жилищно-коммунальной сферы произошла в тот период, когда эта сфера во все большей степени становилась дотационной, поскольку процесс либерализации цен не в полной мере отразился на изменении ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, вследствие чего не создавались механизмы, гарантирующие достаточность ресурсов муниципальных бюджетов по выполнению своих обязательств по дотированию предприятий жилищно-коммунального комплекса в части, не покрываемой платежами потребителей. Однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить переход к покрытию стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств потребителей, включая население. К настоящему времени население оплачивает около 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных ставок и тарифов, а фактически с учетом начисления льгот и субсидий — около 40%.

В свою очередь сохранение бюджетности финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне выразилось в резком увеличении уровня износа основных фондов. Особенно сильно ухудшилась ситуация в регионах-получателях финансовой помощи.

Задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве являются источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.

Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера Российской Федерации к настоящему времени сама превращается в источник угроз для социального и экономического развития страны.

Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок, значительно выросло количество аварий сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют также 10−15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4−6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65−80 млн. тонн условного топлива в год.

Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения составляет 12,5% и выше. КПД таких котельных колеблется в пределах 20−40%.

Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5−3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, ведет к лавинообразному накапливанию недоремонта и падению надежности. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве.

Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам. Более 40% подаваемой в сеть воды не соответствует требованиям СанПиН.

Срочной модернизации требуют около 30% мощностей водопровода (27.0 млн.куб.м) и 16% водопроводных сетей (73,6 тыс. км).

Мощность очистных сооружений канализации составляет 56,1 млн.куб.м в сутки. Протяженность канализационных сетей населенных пунктов достигла 1 15,9 тыс. км, из которых 19,7 тыс. км (17%) нуждается в срочной замене.

Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% сооружений эксплуатируются 25−30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн.куб.м в сутки.

Утечка и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по России 15% (3339,2 млн. куб. м воды) от всей подачи воды в год, а в ряде городов утечки достигают 30%.

Из общего количества аварий на водопроводно-канализационных сетях 53% произошли по причинам их ветхости, поэтому дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резкому возрастанию аварий, ущерб от которых может значительно превысить затраты на их предотвращение.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты, например, электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. м воды на 30% выше среднеевропейского уровня. Численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5−2 раза выше, чем в аналогичных европейских предприятиях. Удельное потребление воды на одного жителя в 1,5−2 раза выше, чем в западноевропейских странах.

Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания при этом показывает, что большинство из них направлено на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагает меры по сокращению затрат, потерь и утечек.

Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за качество и количество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей в сфере надежности обслуживания и качества услуг, которые сегодня находятся на беспрецедентно низком уровне. Недофинансирование коммунальной сферы обуславливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

Невыполнение бюджетом своих обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески привлекательными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и межотраслевом характере возникших проблем, для преодоления которых требуется взаимосвязанная по направлениям и уровням программа действий.

Необходимость ускоренного перехода к устойчивой модели функционирования жилищно-коммунального комплекса определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения перечисленных выше проблем, поскольку эти проблемы.

— входят в число приоритетов формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможности для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса;

— полностью соответствуют стратегии государственной политики развития жилищно-коммунального хозяйства;

— имеют межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;

— не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов в течение 8−10 лет.

Задачей реформирования жилищно-коммунального комплекса муниципального образования «Волоколамский район Московской области» является создание системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, реорганизация государственных и муниципальных хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунальных услуг, обеспечение финансового оздоровления организаций, повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса.

Реализация этих задач позволит снизить темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги до уровня инфляции при стабильном качестве, повысить надежность и качество жилищно-коммунальных услуг, увеличить инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов в коммунальной сфере для обеспечения расширенного воспроизводства объектов инфраструктуры и уровень общей рентабельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Практика наглядно свидетельствует о том, что процесс реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, основанный на рыночных механизмах и хозяйствования, невозможен без новых организационно-правовых форм и методов хозяйствования. Преобразование муниципальных предприятий ЖКХ в акционерные общества объективно позволяет повысить ответственность предприятий, реально сократить нерациональные затраты, активизировать заинтересованность предприятий в повышении надежности сетей и сооружений и создает правовые и экономические предпосылки инвестиционной привлекательности сферы жилищно-коммунального комплекса.

Инвестиционный дефицит ресурсов в ЖКХ способствует усугублению экологического кризиса.

В сложившейся ситуации не приходится рассчитывать на то, что госбюджетное финансирование быстро достигнет требуемого уровня.

В настоящее время современные решения, хотя и медленно, но все же пробивают себе дорогу, однако они не имеют научного обеспечения, принимаются эмпирически и далеко не оптимальны. Поэтому представляется целесообразным разработать целый ряд взаимосвязанных программ, направленных на существенное изменение структурного финансирования ЖКХ путем привлечения бюджетных и внебюджетных средств.

Внедрение экологического учета будет способствовать экоэффективному режиму работы ЖКХ, снижению негативного его воздействия на состояние окружающей среды, росту рентабельности, повышению репутации, привлечению инвестиций, предоставлению кредитов, разрешению экологических вопросов при приватизации объектов, повышению устойчивого развития и т. д.

В многоквартирном городском здании жилая среда человека включает: его непосредственное жилище — помещения квартирыстроительную систему здания, с которой жилище связано общностью несущих конструкций, инженерных систем, тепло, и массообособленных процессов между зданием и внешней средой и др., а также природные и искусственные объекты городской среды, окружающие здание. По мнению специалистов ВОЗ, такое пространственно-функциональное содержание жилой среды при комплексном решении проблемы создания благоприятных условий способствует обеспечению здорового образа жизни и укреплению здоровья населения.

До 70% эксплуатируемого жилищного фонда городов представляют типовые жилые здания, сооруженные индустриальными методами, оснащенные всеми видами современного инженерного благоустройства, функционирование которого обеспечивают восстанавливаемые системы централизованного тепло -, энерго -, водоснабжения и водоотведения.

Повышение экономической и экологической безопасности жилищно-коммунального комплекса — важное условие устойчивого развития города.

Повышение комфортности внутренней среды и энергоресурсоэффективности зданий, обеспечение экологической безопасности застройки и развития в ней сети объектов социальной сферы услуг — основные направления преобразований в строительной деятельности.

Эти преобразования, осуществленные на локально-территориальном уровне, должны способствовать экологически безопасному устойчивому развитию города, направленному на обеспечение состояния защищенности жизненно важных интересов человека и одновременно — на сохранение окружающих город экосистем биосферы.

Анализ основных причин и признаков недостаточной экологической эффективности жилища, а также возможных путей их преодоления, сегодня в связи с выходом нового Жилищного кодекса РФ, приобретает особую актуальность. Возрастает роль модернизации застройки как основного средства решения экологических проблем, являющихся одновременно составной частью реформирования ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это сложный объект (система) с широкими технико-экономическими связями с межотраслевыми организациями городского хозяйства, обслуживающими жилой фонд.

В связи с тем, что решения в системе ЖКХ чрезвычайно сложны, требуют изменения сложившихся традиций и непосредственно связаны с реализацией прав человека, то во избежание возможной социальной напряженности, обусловленной накоплением нерешенных проблем, необходимо создание общественно-государственного совета по проведению реформы ЖКХ, который мог бы отслеживать возникающие проблемы, анализировать их, привлекать к их решению законодателей.

Развитие научно-методологического обеспечения обоснования решений по реформированию ЖКХ:

— прогнозирование эксплуатационных ситуаций, которые могут приводить к неблагоприятному состоянию среды здания, и разработка превентивных планировочных и строительных мероприятий, позволяющих исключить или уменьшить обусловленное этим негативное воздействие на человека;

— учет того факта, что здание является сложной человеческой экосистемой, характеризуемой многообразием связей факторов среды, обусловленных многофункциональностью наружных ограждающих конструкций и многообразием инженерных средств обеспечения микроклимата, что обуславливает выбор решений на основе динамического программирования методом последовательного приближения;

— развитие методов математического и экспериментального моделирования возможных ситуаций с целью оценки существенности их влияния на состояние среды помещений, а также эффективности намечаемых инженерно-строительных и планировочных мероприятий;

— оценка экономических ущербов, обусловленных рисками для здоровья и имущества жителей, связанных с выбором проектных решений и организацией эксплуатации зданий, а также ущерба окружающей среде;

— разработка и придание правового статуса методике комплексной оценки экологического состояния жилой среды с учетом минимального перечня понятных и легкопроверяемых в процессе мониторинга показателей основных факторов жилой среды.

Проблемы применения экономико-математического моделирования и компьютерных технологий при решении экономическо-экологических задач в условиях рыночной экономики описаны в работах многих отечественных и зарубежных ученых: В. Н. Башкина, Э. В. Гирусова, К. Г. Гофмана, А. А. Горелова, А. С. Курбатовой, М. Я. Лемешева, П. М. Нестерова, Н. П. Тихомирова, С. Г. Тяглова, Forester J.W., Frank I., Hammond А. и других.

Вместе с тем, при всей ценности проведенных исследований, в них не ставились акценты на применении экономических механизмов прогноза эффективности экономических показателей обеспечения экологически устойчивого развития для решения конкретных задач, связанных с жилищно-коммунальной системой города.

Степень разработанности проблемы.

Исследуемая проблема предполагает при характеристике ее разработанности всесторонний анализ изученности с позиций современных экономических постулатов, методов экономико-математического моделирования, современных компьютерных технологий, социально-экономических и экономико-экологических проблем экологически устойчивого развития урбанизированных территорий.

Экономические аспекты вопроса устойчивого развития экосистем урбанизированных территорий изложены в трудах Н. А. Агаджаняна, К. А. Багриновского, О. Ф. Балацкого, В. Н. Башкина, В. В. Владимирова, Ю. Ю. Гавриловой, Э. В. Гирусова, М. М. Гузева, А. А. Гусева, В. В. Колосова, А. С. Курбатовой, A.M. Молчанова, П. М. Нестерова, Н. Ф. Реймерса, Р. И. Хильчевской, Т. С. Хачатурова, Н. В. Чепурных, С. Б. Чистяковой, И. М. Шабуниной и др.

Объект и предмет исследования.

Предметом исследования явились процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства и возникающие при этом изменения экономических отношений. Объектом исследования являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства и, в частности, муниципальные предприятия «Волоколамского ПТО РЖКХ» Волоколамского района Московской области.

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования является формирование общих организационно-методических подходов к реформированию жилищно-коммунального хозяйства в целом и его отдельных предприятий, апробация их в конкретном муниципальном образовании — жилищно-коммунальном комплексе Волоколамского района Московской области, и выработка практических рекомендаций и предложений по повышении эффективности работы жилищно-коммунальных комплексов в регионах.

В этой связи поставлены и решены следующие задачи:

— всесторонне исследовано современное состояние ЖКХ в России в целом и в отдельных субъектах Федерации;

— критически проанализированы основные направления существующего в настоящее время ЖКХ и показана роль регионов в этом процессе;

— систематизированы организационные основы работы жилищно-коммунальных комплексов на уровне муниципальных образований;

— разработаны методические подходы к оценке затрат, необходимых для обеспечения функционирования муниципальных жилищно-коммунальных комплексов;

— предложены методы определения эффективности работы муниципальных ЖКХ;

— на примере ЖКК Волоколамского района Московской области осуществлена апробация предлагаемых методических подходов к реформированию ЖКК;

— выполнена многоаспектная оценка эффективности реформирования ЖКК Волоколамского района Московской области.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая основа исследований.

Послужили концептуальные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам развития жилищно-коммунального хозяйства, маркетингу и менеджменту жилищно-коммунальных предприятий.

Нормативно-правовую базу составили законы Российской Федерации, законодательно-нормативные акты регионального уровня, а также документы правительства, посвященные проблемам реформирования ЖКХ.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: системный анализ, экономическое моделирование, а также методы социологических и графических исследований.

Методы исследований.

В диссертационной работе использован системный подход к решению проблемы эколого-экономической безопасности города. При экспериментальных исследованиях привлекались методы, апробированные в экономике, экологии, безопасности жизнедеятельности, охране окружающей среды, социологии. Применялись методы математической статистики и математического моделирования, экспертные системы, системы баз данных, компьютерное моделирование.

Научная новизна результатов исследований.

1. Выявлены существующие противоречия в развитии ЖКХ и систематизированы основные проблемы развития этой сферы.

2. Показана ключевая роль муниципальных образований в реформировании ЖКХ страны.

3. Разработан методический подход к экономической оценке деятельности предприятий ЖКХ в условиях реформирования жилищно-коммунального комплекса страны.

4. Сформулированы рекомендации по повышению эффективности систем управления ЖКХ на региональном уровне.

5. Предложены механизмы снижения рисков при инвестировании предприятий ЖКХ в условиях реформирования этого комплекса.

Обоснованность и достоверность результатов исследований.

Обоснованность и достоверность результатов исследований обеспечивается применением современных методов теоретических исследований и анализа, большим объемом исследований, выполненным по общепринятым методикамдостаточной сходимостью результатов аналитических решений с результатами научных экспериментов, использованием методов математической статистики.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном осмыслении процесса реформирования жилищно-коммунального комплекса на всех уровнях, выявлении места этого комплекса в общем процессе развития социальной инфраструктуры страны и доказательстве наличия муниципальной доминанты в реформировании ЖКХ.

Практическая значимость исследования.

— возможность использования результатов исследований органами управления сферой жилищно-коммунальной инфраструктурой города, экологическими и экономическими службами, службами управления топливно-энергетическим потенциалом муниципальных образований, органами управления водоснабжения и водопотребления города;

— успешное решение задач по оптимизации и модернизации технологического оборудования объектов ГКС и локальных систем АСУТП, сбалансированных с защитой экологической среды города;

— результаты исследования могут быть использованы при комплексной оценке деятельности региональных жилищно-коммунальных комплексовдля разработки стратегии реформирования ЖКХпри подготовке мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности водоснабжения и использования теплоэнергетических ресурсов в жилищно-коммунальной сфере. Сформулированные в диссертации предложения могут быть использованы для выработки мероприятий по повышению эффективности и устойчивости функционирования предприятий ЖКХ на муниципальном уровне. Отдельные положения диссертационных исследований внедрены в практику деятельности жилищно-коммунальных препритий Волоколамского района Московской области.

Личный вклад автора.

Личный вклад автора в выполнении работы заключается в разработке методологии исследований, постановке цели и задач, планировании, проведении комплекса исследований, подготовке публикаций.

Апробация работы.

Основные результаты диссертации докладывались и обсуждались на:

— Международной конференции студентов и молодых ученых 6 апреля 2004 года, г. Москва (МГТУ);

— Международном симпозиуме «Научные чтения „Белые ночи — 2004“» 1−3 июня 2004 года, г. Санкт — Петербург;

— научных семинарах Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, 2006 год, Санкт — Петербург.

Публикации.

По материалам диссертации опубликовано 8 научных статей, в том числе в рекомендованном ВАКом научном журнале-1 научная статья.

Объем и структура диссертационной работы Диссертация общим объемом 175 листов, состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы из 187 наименований. Работа включает 14 рисунков, 17 таблиц, 8 приложений.

Заключение

.

Становление и развитие рыночной экономики объективно требует большого внимания к эффективному управлению жилищно-коммунальной отраслью в силу высокой социальной значимости и жизнеобеспечивающих функций. На основе проведенных исследований выявлена совокупность научно-обоснованных экономических и управленческих решений по организационно-экономическим проблемам реформирования региональных ЖКК, которые позволяют сделать следующие выводы и предложения:

1. Анализ литературных источников показал, что жилищно-коммунальный комплекс является одной из наиболее сложных и многофункциональных систем в экономике России. Стабильность функционирования данного комплекса в значительной мере определяет эффективная деятельность практически всех отраслей производственной и социальной инфраструктур, формирует жизненную сферу населения. Система жилищно-коммунального хозяйства, доставшаяся в наследство от периода плановой экономики, является крайне неэффективной и затратной. Содержание этой системы в ее нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной системы страны. Существующие в России ЖКК нуждаются в обновлении и реформировании как на общем, государственном уровне, так и на уровне отдельно взятого региона.

2. Характерной чертой деятельности региональных жилищно-коммунальных комплексов, в настоящее время в части реализуемых жилищно-коммунальных услуг в условиях нарастания массы морально устаревшего и материально изношенного оборудования, является резкое снижение объемов инвестиций в основной капитал, сокращение доли бюджетных источников финансирования.

Привлечение реальных инвестиций в жилищно-коммунальную сферу крайне низко, в первую очередь, по причине высоких рисков, а также из-за недостаточно проработанной системы экономико-организационного управления жилищно-коммунальными комплексами. В связи с этим необходимы специальные организационные формы, настраивающие хозяйственный механизм и перестраивающие психологию руководителей на работу в условиях рынка.

3. В процессе реформирования региональных жилищно-коммунальных комплексов должны быть разработаны мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления, обеспечивающей создание условий для успешного реформирования ЖКХ региона, разграничивающей функции собственника и хозяйствующего субъекта, формирующей договорные отношения между собственником и управляющей компанией, которая решает организационно-экономические проблемы, возникающие при реформировании жилищно-коммунальной сферы. Разработку названных мероприятий целесообразно осуществлять на основе соответствующей модели деятельности региональных ЖКК, вариант которой представлен в диссертации.

4. Для совершенствования маркетинговой деятельности целесообразно сформировать постоянно действующую информационно-аналитическую систему на базе информационного ситуационно-кризисного центра (ИСКЦ) ЖКХ с целью выявления и своевременного устранения проблем обслуживания и обеспечения населения и предприятий качественными жилищно-коммунальными услугами.

5. На муниципальном уровне в рамках проведения работ по реформированию ЖКХ может использоваться подробно рассмотренный в диссертационном исследовании методический подход к построению принципиально новой информационно-управленческой системы жилищно-коммунальных комплексов в отдельно взятом регионе, состоящей из локальных микросистем и связанных между собой:

— АСУТП — (автоматизированная система управления тепловыми пунктами), позволяющая достигать максимальной оптимизации режимов работы основного.

— ДСС ЖКХ — (диспетчерская система службы ЖКХ) — служба мониторинга и диагностики текущего технического состояния инженерных сетей и технологического оборудования объектов ЖКХ.

Экономическая эффективность предложенной локальной микросистемы заключается в предупреждении и предотвращении аварийных ситуаций, сокращении. общих затрат на эксплуатацию систем ЖКХ, в значительном продлении срока службы дорогостоящего оборудования. На основании этого решения строится эффективная диспетчерская служба ЖКХ, позволяющая перейти от обслуживания в «пожарном режиме» к предупредительному обслуживанию по фактическому состоянию оборудования и инфраструктуры.

— АСКУЭ, АСТУЭ — автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов и автоматизированная система технического учета энергоресурсов — создают условия обеспечения материальными потоками в системе ЖКХ (холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, электрои газоснабжение) и позволяет в режиме реального времени фиксировать и анализировать материальный баланс как в отдельных подсистемах, так и в системе ЖКХ в целом.

6. В диссертационной работе проведены исследования ключевых аспектов снижения стоимости и повышения качества и количества жилищно-коммунальных услуг и предложены реальные пути повышения эффективности деятельности жилищно-коммунальных предприятий. Автором разработан и реализуется в Волоколамском районе комплексный план первоочередных организационно-экономических мероприятий по реформированию ЖКК региона.

По диссертационному исследованию успешное решение организационно-экономических проблем реформирования ЖКХ района проводится в три этапа.

На первом этапе (2004;2006гг.) разработан блок мероприятий, направленных на стабилизацию технического состояния инфраструктуры, имеющих приоритетное значение.

На втором этапе (2006;2007гг.) определяется перечень инвестиционных объектов и направление организационно-технической политики деятельности управляющей компании.

На третьем этапе (2007;2008гг.) перечень инвестиционных объектов дополнен мероприятиями по сплошной автоматизации и диспетчеризации производственной сферы ЖКХ, которые позволят повысить уровень надежности функционирования коммунальной инфраструктуры района при значительном сокращении эксплуатационных затрат.

7. С использованием методов оценки деятельности ЖКК автором разработаны первоочередные мероприятия по осуществлению реконструкции систем (теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) ЖКХ г. Волоколамска при осуществлении первого, второго и третьего этапа реформирования жилищно-коммунальной инфраструктуры.

8. Предложены механизмы финансирования жилищно-коммунального комплекса в современных условиях и определены направления социальной политики при реформировании ЖКХ региона.

За 2005 год и текущий период 2006 года на первом этапе апробации предлагаемых диссертационной работой положений концепции достигнут экономический эффект по водоснабжению и водоотведению в размере 327,45 тыс. рублей, что соответствует полному освоению первоочередных мероприятий реформирования системы водоснабжения и водоотведения. Реконструкция системы теплоснабжения первого этапа имеет тенденцию приближения к завершению поставленных задач. Достигнута экономия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Д. Стратегия социально экономического развития города в период становления рыночного хозяйства. М.: Экономика, 2004. 286с.
  2. Аудит / Под ред. докт. экон. наук, проф. Мельник М. В. М.: Экономисту 2004.161с.
  3. В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: ИЦ Академия, 2005. 183с.
  4. СВ., Каменева Е. А. Финансы ЖКХ. М.: ИНФРА-М, 2005. 411с.
  5. А.Л., Басовский JI.E., Лунева A.M. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2005.526с.
  6. Т.И., Гузов Ю. Н., Иванова В. Н. Технология муниципального управления. М.: ФиС, 2004. 302с.
  7. Биркин А. К, Петров П. А. Финансовое планирование в жилищном хозяйстве. М.: Финансовая статистика, 2005. 617с.
  8. И.Ю., Сергиенко О. И. Основы экологического менеджмента и учета: Методическое пособие. Новосибирск СПб.: СПбГУНиПТ, 2001. 203с.
  9. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2004. 309с.
  10. .М., Бузгалин А. В. Обучение рынку. М.: Экономика, 2005. 639с.11 .Борисов А. А. Города и реформы / Институт муниципального управления. Обнинск, 2004.401с.
  11. Н. ТЭК и ЖКХ: структурная перестройка // Коммунальный комплекс России. М.: ОАО ACT Московский Полиграфический Дом, 2005. № 3. С. 4−7.
  12. A.JI. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. М.: РИА Стандарты и качество, 2003. 450с. с ил.
  13. А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов. СПб.: Питер, 2005. 627с.
  14. Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. Метрологические аспекты в 2-х тт. / Под ред. Л. К. Исаева. М.: ПАИМС, 1997. Т.1.509с.Т.2.495с.
  15. П. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование, проблемы теории и практики. М.: ФиС, 2004.349с.
  16. ., ДюссожП. Стратегические альянсы. М.: ИНФРА-М, 2006. 293с.
  17. О.П., Иванов К. А., Ежек Д. Ю. Формирование себестоимости: бухгалтерский учет и налогообложение. М.: Издательский дом МЦФЭР, 2005. 496с.
  18. Л.А. // Биотехнология защиты окружающей среды. Конф. 18, 19 октября 1994 г Пущино, 1993. С. 3
  19. Л.В., Баранова В. И., Егоров Ю.М. II Труды Международной конференции «Эволюция инженерных условий Земли» / Под ред. В. Г. Трофимова, В. А. Королева. М.: МГУ, 1997. 314с.
  20. А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: Учебно-практическое пособие. М.: ДИС, 2005. 449с.
  21. М.В. Моделирование экономических процессов: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2005. 529с.
  22. А.С., Новиков В. Н. Промышленные и бытовые отходы. М.: Фаир -Пресс, 2002. 336с.
  23. С.К. Управление энергосберегающими инновациями. М.: АСВ, 2005. 309с.
  24. Н.И., Симонов Ю. Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство: Справочник. М.: ИНФРА-М, 2004. 169с.
  25. С.В. Финансовый анализ: теория и практика. М.: Бизнес-пресса, 2006. 304с.
  26. .Г., Лещева В. Б., Любушкин ПЛ. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2005. 533с.
  27. Е.Ю., Чепуренко А. В. Комментарий к Положению о составе затрат. М.: Главбух, 2003. 192с.
  28. С. А. Экономика, организация и управление предприятием. М.: ИНФРА-М, 2005. 623с.
  29. Законодательные и нормативные документы в ЖКХ: Бюллетень. М.: Март 2006 г. 201с.
  30. Законодательные и нормативные документы регулирования ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве: Сборник / Центр муниципальной экономики и права. М., 2006. 344с.
  31. А.А., Млодик С. Г., Попов В. М. Анализ финансовых решений в бизнесе. М.: КноРус, 2005. 629с.
  32. Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия: Учебное пособие. М.: ЭКМОС, 2006. 487с.
  33. А.Л. Справочник экономиста в формулах и примерах. М.: ООО Профессиональное издательство, 2006. 123с.
  34. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности: Приложение к приказу от 20.12.95 № 539 / Минприроды РФ, 1995. 96с.
  35. М.Г. Акционерные общества. Правовые основы. Имущественные отношения. Управление. Корпоративный контроль. Защита прав акционеров. М.: Ось-89,2005. 237с.
  36. АО. Качалов В. А. ИСО 14 001:2004. Системы менеджмента окружающей среды. Конспект системного менеджера. М.: ИздАт, 2005. 665с.
  37. Л.И. Управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2005.427с.
  38. В.Ю., Пальчикова Е. Н. Споры по вопросам жилищно-коммунального хозяйства / Институт муниципального управления. Обнинск, 2004. 301с.
  39. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник, (ГРИФ). М.: ФиС, 2005. 623с.
  40. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: ФиС, 2005. 711с.
  41. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте ООН // Экономический и социальный совет. Европейская экономическая комиссия. Финляндия, 25.02.2003. 87с.
  42. В.М. Охрана природы: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ Академия, 2000. С. 115−117
  43. Д.П. Впереди перемен. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 109с.
  44. Е.В. Финансовое управление компанией. М.: Правовая культура, 1995.217с.
  45. Е.Г. Экономика и экология: Учебно-методическое пособие / Новосибирский университет, 1998.120с.
  46. Н.Н. Экономика и организация природопользования. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2002. 454с.
  47. Н.Н. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. М.: Минприроды РФ, 1998. 400с.
  48. Н.А., Мишурова И. В. Менеджмент профессиональных услуг: стратегия и практика: Учебно-практическое пособие (Серия «Новые технологии»). М.: МарТ, МарТ, 2005. 423с.
  49. Д. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 626с.
  50. Материалы заседания Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития и торговли РФ и РАН. 120с.
  51. Материалы семинара «Новые пути развития». Рио-де-Жанейро, Бразилия, 12−13 сентября 2002.196с.
  52. Материалы Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. М., 2001−2003.182с.
  53. Материалы экологического форума химической безопасности. Основные направления работы с ПХБ. IFCS. 2001. 206с.
  54. Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства / Государственный Комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике. М., 1999. 197с.
  55. Методические рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства: Сборник / Центр муниципальной экономики и права. М., 2005,2006. 193с.
  56. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: 2-я ред. / Рук. авт. колл. Коссов В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. М.: ОАО НПО Издательство Экономика, 2000. 293с.
  57. Методические рекомендации по приемке-передаче ведомственного жилищного фонда, объектов коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность / ОАО Научно-исследовательский Центр муниципальной экономики. М., 2005. 162с.
  58. Модернизация экономики: глобальные тенденции, базовые ограничения и варианты стратегии / МГУ. М.: ВШЭ, май 2000.191с.
  59. К.И. Финансы предприятий, отраслей народного хозяйства. М.: ФиС, 2005. 423с.
  60. Т.Г., Победила МЛ. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 519с.
  61. Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 372с.
  62. Общероссийский информационно-статистический сборник. Цены и тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве. М., 2006. 152с.
  63. М.Е., Шарапов В. И. Основные направления повышения эффективности обеспечения пиковой нагрузки систем теплоснабжения // энергосбережения в городском хозяйстве, энергетике, промышленности: Материалы IV РНТК.Т.2. Ульяновск: Ул ГТУ, 2003. С. 110−116
  64. Основные направления структурной политики и регулирования отраслевых рынков. М.: ГУ ВШЭ, май 2000. 269с.
  65. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом РФ от 30.03.2002. 107с.
  66. Особенности и практика применения гражданского законодательства в жилищно-коммунальном хозяйстве: Сборник / Центр муниципальной экономики и права. М., 2005,2006. 326с.
  67. С.Ф., Филин С. А. Формирование и оценка эффективности научно-технических и инновационных программ. М.: Благовест-В, 2006. 401с.
  68. Е.Н. Споры по вопросам деятельности муниципальных предприятий коммунального хозяйства / Институт муниципального управления. Обнинск, 2004. 183с.
  69. В.Г. Финансовые основы местного самоуправления в РФ. М.: МЦ ФЭР, 2004. 272с.
  70. Г. А. Экономика и управление в сфере коммуникаций. Зарубежный опыт. М.: Дашков и К0,2005. 334с.
  71. Пахомова Я, Эндрю А., Рихтер К. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003. 492с.
  72. Н.В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент: Учебник для вузов / С.-Петербургский университет. СПб., 1999.491с.
  73. План реализации решений саммита. Йоханнесбург, ЮАР, 26 августа 4 сентября 2002.231с.
  74. И.И. Калькуляция и учет: Учебное пособие. М.: ИЦ Академия, 2005. 202с.
  75. Практические рекомендации по организации раздельного учета в организациях водопроводного канализационного хозяйства / Центр муниципальной экономики и права. М., 2005. 232с.
  76. Программа Всемирной встречи по устойчивому развитию экологии. Бизнес день / ООН. Йоханнесбург, 27 августа 2002. 83с.
  77. Проект Основных Положений об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации / Госкомэкологии РФ. М., 1998. 176с.
  78. Промышленная политика в России: быть или не быть / Институт комплексных стратегических исследований. М., 2002. 132с.
  79. Промышленность и окружающая среда: Учебник для вузов / Юсфин Ю. С., Леонтьев Л. И., Черноусов П. И. и др. М.: Академкнига, 2002.442с.
  80. В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебник и справочное пособие. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2001. 326с.
  81. .Б. Экология человека. М.: ЛЕНЭПУ, 2001. 264с.
  82. Прошлый экологический ущерб (правовые и экономические аспекты и проблемы) / Под ред. И. Н. Сенчени и В. Ф. Костина. М.: Научно-методический центр, 2001. 148с.
  83. Е.А. Экология. Курс лекций / ГОУ ВПО Иван. гос. энерг. ун-т им. В. И. Ленина. Иваново, 2005. 332с.
  84. Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда: Сборник. М., 2005. 87с.
  85. Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей. М., 2005. 4.1-III. 240с.
  86. Рекомендации по приватизации муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Сборник / Центр муниципальной экономики и права. М., 2005. 183с.
  87. Рекомендации по разработке локальных нормативных актов на предприятиях ЖКХ: Сборник / Центр муниципальной экономики и права. М., 2006. 312с.
  88. Рекомендуемые нормативы общеэксплуатационных расходов в ценах на содержание и ремонт жилья: Сборник / Центр муниципальной экономики и права. М., 2006. 264с.
  89. Рекомендуемые нормативы потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта систем водоснабжения и канализации / Центр муниципальной экономики и права. М., 2005. 162с.
  90. Руководство по применению стандарта ИСО 9001−2000 в сфере услуг / Пер. с англ. A. J1. Раскина. М.: РИА Стандарты и качество, 2001.188с.
  91. Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: Учебное пособие (Серия «Высшее образование»). М.: ИНФРА-М, 2005. 362с.
  92. А.В. Техника финансово-экономических расчетов: 2-е изд. переработанное. М.: ФиС, 2005. 296с.
  93. А. Экономика города. М.: ИНФРА-М, 2005. 706с.
  94. Сборник материалов по реформированию жилйщно-коммунального хозяйства в Российской Федерации / Государственный координационный центр по производству работ и оказанию услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве Минстроя Российской Федерации. М., 1997. 349с.
  95. Сводный проект Конвенции по доступу к экологической информации и участию общественности в принятии решений в области охраны окружающей среды / ЕЭК ООН. Женева, 1997. 281с.
  96. В.Н. Подготовка управляющих жилищно-коммунальных комплексов // ЖКХ. М.: Издательский Дом МЦ ФЭР, февраль 2006. С. 17−19.
  97. Ю.В. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие (Серия «Экономика и управление»). М.: МарТ, МарТ, 2004. 348с.
  98. Л.Г., Трубочкина М. И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2004. 483с. ч
  99. В. К. Методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции: Справочник экономиста, № 10, 2005. 269с.
  100. Т.А., Яркип Е. В. Инвестиции: Учебное пособие (Серия «Высшее образование»). М.: ИНФРА-М, 2005. 348с.
  101. Совершенствование бизнеса на основе оценки и управления качеством услуг / Под. ред. Ю. И. Мхитараня, B.C. Лагутина. М.: Интеркомс, 2004. 192с.
  102. Статистические методы и управление качеством комплект для менеджеров разных уровней. Н.-Новгород: СМЦ Приоритет, 2003.186с.
  103. Г. Д. Благовещенский А. В. Теория и практика управления человеческим обществом. Этапы развития и современные системы: Деловое пособие. Тула: Гриф и К0,2005. 230с.
  104. М.И. Управление затратами предприятия (Серия «Высшее образование»). М.: ИНФРА-М, 2005. 392с.
  105. В. Комплекс мер // Коммунальный комплекс России. М.: ОАО ACT Московский Полиграфический Дом, 2006. № 10. С. 12−17. ,
  106. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и приложения к нему // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1572
  107. Управление жилищным хозяйством: Справочник для работников домоуправлений. М.: Изд-во Министерства экономического хозяйства РФ, 2004. 159с.
  108. Е.П., Охрименко С. Е., Охрименко Е. В. Оценка стоимости важнейших видов природных ресурсов. М.: РОО, 1999. 207с.
  109. Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210 фЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» / Центр муниципальной экономики и права. М., 2005.
  110. Г. Р. Управление затратами: планирование, учет, контроль и анализ издержек обращения. М.: Экзамен, 2005. 406с.
  111. Т.А. Промышленная экология. М.: Феникс, 2003. 320с.
  112. Ю.Л. Экология и экономическая безопасность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2004. 463с.
  113. JI.H. Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. Комментарии. Практические рекомендации. Нормативные документы. М.: Книжный мир, 2005. 207с.
  114. В.З. Экономика строительства и коммунального хозяйства: Учебник для вузов (Серия «Профессиональный учебник: Экономика»). М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2005. 476с.
  115. А.К. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.: Дело, 2005. 523с.
  116. Г. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Научно-практическое пособие. М.: Благовест-В, 2005. 492с.
  117. А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. М.: Дашков и К0,2005. 199с.
  118. И.Н. Управление региональным хозяйством: Учебное пособие. М.: КноРус, 2005.269с.
  119. ШвагерД. Технический анализ. М.: Альпина Паблишер, 2005. 806с.
  120. М.В., Губонина З. И. Жилищно-коммунальный комплекс: проблемы и перспективы. Выходные данные: Сборник «Работы научных трудов соискателей ученых степеней и званий», СПб, МАНЭБ, 2006 г. Выпуск 12, с.70−75.
  121. Шеин М.В., Губонина 3.И.Инструменты реформирования муниципального образования «Волоколамское ПТО РЖКХ» Московской области. Выходные данные: Сборник «Работы научных трудов соискателей ученых степеней и званий», СПб, МАНЭБ, 2006 г. Выпуск 12, с.57−64.
  122. П.Д. Оптимальное управление экономическими системами: Учебное пособие. СПб.: Бизнес-пресса, 2005.413с.
  123. Экологический бумеранг // Наука и жизнь. 1996. № 5. С. 9−15.
  124. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие / В. И. Данилов Данильян, К. С. Лосев и др. М.: Прогресс, традиция, 2000. 369с.
  125. Экология «Природа, человек, техника»: Учебник4 для вузов / Т. А. Акимова, А. П. Кузьмина, В.в. Хаскин и др.М.: ЮНИТИ ДИАНА, 2001. 496с.
  126. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: Учебное пособие для вузов / Д. С. Орлов, JT.K. Садовникова, И. Н. Лозановская и др. 2-е изд. М.: Высшая школа, 2002. 304с.
  127. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Гирусов Э. В., Бобылев С. Н., Новоселов А. Л., Чепурных Н. В., под ред.проф. Э. В. Гирусова. М.: Закон и право, ГОНИТИ, 1998.483с.
  128. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. проф. Э. В. Гирусова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2004.455с.
  129. Экология: Учебник для вузов / Л. И. Цветкова, М. И. Алексеев, Ф. В. Карамзинов и др. СПБ.: Химиздат, 2001. 403с.
  130. Экология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В. Н. Большаков, В. В. Качак, В. Г. Коберниченко и др.- Под ред. Г. В. Тягунова, Ю. Г. Ярошенко. М.: Логос, 2005. 309с.
  131. Экология: Учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Денисова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИКЦ МарТ, 2004.411с.
  132. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие / Акуленко Н. Б., Кучеренко А. И., Прудников В. М. и др. М.: ИНФРА-М, 2006. 583с.
  133. Экономика предприятия: Учебное пособие / Под ред. проф. Горфинкеля В. Я. М., 1996.419с.
  134. Н.Б., Тугое А. Н., Изюмов М. А. Разработка и анализ различных технологий сжигания бытовых отходов: Сборник. М.: ВТИ, 1996.203с.
  135. An Outline of the American Economy. United States Information Agency, 1992,398pp.
  136. BransfordJ.D., Stein S.B. The IDEAL problem solver, N-Y.: W.H.Freeman & C., 1984.143pp.
  137. Calculation MIPS. Resource productivity of product and services. Ritthoff M., Rohn H., Leidtke C., Merten T. / Wuppertal Institute for Climate, Environment and Energy at the Science Centre North Rhine. Westphalia, Germany, 2002.198pp.
  138. CamEnc 1994 Cambridge Encyclopedia of Russia. 107pp.
  139. David Cotton. Keys to Management. Pearson Education Limited, Edinburgh Gate, Harlow, Essex CM20 2JE, England, 1999,224pp.
  140. E. Jerome Mc Carthy, William D. Perreault. Basic Marketing. A Global Managerial Approach. Irvin, 1993,438pp.
  141. EBRD. Manual on public participation for investors in central and eastern
  142. Europe and the former Soviet Union.— London, 1995.379pp.
  143. EC Directive 85/337 on EA, Department of the Environment: ((Environmental Assessment: a Guide to the Procedure)). 1985.401pp.
  144. Environmental Conventions. United Nations. 2001.194pp.
  145. Environmental Impact Assessment in Polish Law: Concept, Development and Perspectives. // EIA Review, 1994, V.14,2,3 pp. 169−194. Jendrovska, J. and Sommer, J.
  146. Environmental Impact Assessment. 2nd Edn. — NY.:McGraw-Hill, 1996. Canter, L.W. 327pp.
  147. Environmental indicators: A systematic approach to measuring and reporting on environmental policy performance in the context of sustainable development. Hammond A. and others / World Resource Institute, 1995. 269pp.
  148. Environmental Low Training Manual. UNEP. 2001.192pp.
  149. Franck I., Brownstone D. The Green Encyclopedia. Macmillan, USA, New York, 1996. 436pp.
  150. Kraft M., Vig N. Environment Policy from the 1970s to 1990s. CQ Press, 1997. 302pp.
  151. Limura R., Ito H., Chino M. Behavior if contaminant heavy metals in soil-plant system // Proc. Inst. Sem. Sefmia. Tokyo. 1977.357 364 pp.
  152. Longman Dictionary of Economics English. Longman UK: 1992. 206pp.
  153. Thomas Krai. Portraits in Words of Economics. United States Information Agency, 1999.307pp.
  154. Tyler Miller G. Environmental Science: Sustaining the Earth. Ir. Wadsworth, 1991.103pp.
  155. Walker M. The Waking Giant. NY, Pantheon Books, 1996. 209pp.
  156. Национальный доклад «Теплоснабжение РФ. Пути выхода из кризиса» / Б. Ф. Реутов, АЛ. Наумов, В. Г. Семенов и др. 2006. // www.nlsn.ru
  157. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗА 2005 ГОД1. ВОДОСНАБЖЕНИЕ
  158. План Плановая структура Факт Фактическая структура Отклонениятыс. руб % тыс. руб % тыс руб %1. Реализация тепла (Гкал.) -населению -бюджетным организациям -прочим организациям -внутренним потребителям
  159. Пропущено сточных вод (м.куб.)-населению -бюджетным организациям -прочим организациям -внутренним потребителям
  160. Среднеэксплуатируемая общаяплощадь (м.кв.)
  161. План Плановая структура Факт Фактическая структура Отклонениятыс. руб % тыс. руб % тыс. руб %
  162. Себестоимость пересчитанная на фактическую реализацию 14 985,1 90,9 13 707 100,0 -1278,1 9,1
  163. Себестоимость пересчитанная на фактическую реализацию, при плановом уровне постоянных затрат 16 154,8 98 13 707 100,0 -2447,8 2,0
  164. Затраты на 1 рубль предоставленных жилищно-коммунальных услуг 0,94 0,81 -0,13 86,5
  165. Затраты, пересчитанные на фактическую реализацию на 1 рубль предоставленных ЖКУ 0,85 0,81 -0,04 95,1
  166. Затраты фактические при плановом уровне постоянных затрат и плановых отпускных ценах 0,92 0,86 -0,06 93,3
  167. Затраты фактические при плановом уровне отпускных цен 0,94 1,06 0,12 113,01. ТЕПЛОСН АБЖЕНИЕ
  168. План Плановая структура Факт Фактическая структура Отклонениятыс. руб % тыс. руб % тыс. руб %
  169. Пропущено сточных вод (м.куб.)-населению -бюджетным организациям -прочим организациям -внутренним потребителям
  170. Среднеэксплуатируемая общаяплощадь (м.кв.)
  171. Себестоимость пересчитанная на фактическую реализацию 70 603,0 93,1 77 007,4 100,0 6404,4 6,9
  172. Себестоимость пересчитанная на фактическую реализацию, при плановом уровне постоянных затрат 73 387,4 96,8 77 007,4 100,0 3620,0 3,2
  173. Затраты на 1 рубль предоставленных жилищно-коммунальных услуг 0,95 0,87 -0,08 9U
  174. Затраты, пересчитанные на фактическую реализацию на 1 рубль предоставленных ЖК’У 0,88 0,87 -0,01 98,1
  175. Затраты фактические при плановом уровне постоянных затрат и плановых отпускных ценах 0,92 1,04 0,12 112,7
  176. Затраты фактические при плановом уровне отпускных цен 0,95 1,04 0,09 109,1водоот ВЕДЕНИЕ
  177. Среднеэксплуатируемая общаяплощадь (м.кв.)
  178. Себестоимость пересчитанная на фактическую реализацию 18 131,7 87,1 18 656,8 100,0 525,1 12,9
  179. Себестоимость пересчитанная на факгичсскую реализацию, при плановом уровне постоянных затрат 20 541,6 98,7 18 656,8 100,0 -1884,8 М
  180. Затраты на 1 рубль предоставленных жилищно-коммунальных услуг 0,93 1,02 0,09 110,11. В ОДООТ1 ВЕДЕНИЕ
  181. План Плановая структура Факт Фактическая структура Отклонениятыс. руб % тыс. руб % тыс. руб %
  182. Затраты, пересчитанные на фактическую реализацию на 1 рубль предоставленных ЖКУ 0,81 1,02 0,21 126,4
  183. Затраты фактические при плановом уровне постоянных затрат и плановых отпускных ценах 0,91 0,95 0,04 104,2
  184. Затраты фактические при плановом уровне отпускных цен 0,93 0,95 0,02 102,9
  185. ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ и РЕМОНТ Ж/Ф
  186. Пропущено сточных вод (м.куб.)-населению -бюджетным организациям -прочим организациям -внутренним потребителям
  187. Среднеэксплуатируемая общая 424 065 100 438 907 103,5 14 842,0 3,5площадь (м.кв.) —
  188. Доходы от предоставления услуг 25 418,5 100,0 25 434,7 100,1 16,2 0,1-населению 25 418,5 100,0 25 434,7 100,1 16,2 0,1-бюджетным организациям -прочим организациям -внутренним потребителям
  189. Себестоимость пересчитанная на фактическую реализацию 25 429,1 103,5 24 495,7 100,0 -933,4 -3,5
  190. Себестоимость пересчитанная на фактическую реализацию, при плановом уровне постоянных затрат 24 609,8 100,2 24 495,7 100,0 -114,1 -0,2
  191. Затраты на 1 рубль предоставленных жилищно-коммунальных услуг 0,97 0,96 0,00 99,6
  192. ТЕХОБСЛУЖИВАН 1ИЕ и РЕМ ОНТ Ж/Ф
  193. План I Ьановая структура Факт Фактическая структура Отклонениятыс. руб % тыс. руб % тыс руб %
  194. Затраты, пересчитанные на фактическую реализацию на 1 рубль предоставленных ЖКУ 1,00 0,96 -0,04 96,3
  195. Затраты фактические при плановом уровне постоянных затрат и плановых отпускных ценах 0,97 0,93 4 -0,04 96,2
  196. Затраты фактические при плановом уровне отпускных цен 0,97 0,93 -0,04 96,31. ВСЕГО по ЗАО «ГКС»
  197. План Плановая структура Факт Фактическая структура Отклонениятыс руб % тыс. руб % тыс руб %
  198. Среднеэксплуатируемая общая 424 065 100 438 907,0 103,5 14 842 3,5площадь (м.кв.)
  199. Себестоимость пересчитанная на фактическую реализацию 129 149,0 93,8 133 866,9 100,0 4717,9 6,2
  200. Себестоимость пересчитанная на фактическую реализацию, при плановом уровне постоянных затрат 134 693,6 97,8 133 866,9 100,0 -826,7 2,2
  201. Затраты на 1 рубль предоставленных жилищно-коммунальных услуг 0,95 0,90 -0,05 94,6
  202. Затраты, пересчитанные на фактическую реализацию на 1 рубль предоставленных ЖКУ 0,89 0,9 0,01 100,8
  203. Затраты фактические при плановом уровне постоянных затрат и плановых отпускных ценах 0,93 0,98 0,06 106,0
  204. Затраты фактические при плановом уровне отпускных цен 0,95 0,98 0,04 103,72 005 год план Недонач. факт факт % %начислен. по актам начислен. получено 1к плану к факту
  205. И. Программа (куб.м) 103 249,0 45 805,0 57 444,0 57 444,0 55,6 100,0покупные услуги для населен.
  206. Возврат НДС в бюджет 1562,8 392,7 1170,0 1051,4 67,3 89,91. Финансовый результат 2610,9 -620,1 3231,0 -442,5 -16,9 -13,7
  207. X. Финансовый результат 2610,9 -620,1 3231,0 -442,5 -16,9 -13,7
  208. XI. Себестоимость 6,67 7,77 6,6 6,56 98,2 100,0
  209. XII. Средний тариф 7,23 5,19 7,5 6,29 87,1 84,22 005 год план Недонач. факт факт % %начислен. по актам начислен. получено к плану к факту
  210. Возврат НДС в бюджет 3078,6 993,5 2085,1 1893,2 61,5 90,81. Финансовый результат 2456,4 4564,3 -2107,9 -4584,4 -186,6 217,5
  211. X. Финансовый результат 2456,4 4564,3 -2107,9 -4584,4 -186,6 217,5
  212. XI. Себестоимость 10,28 6,29 10,7 10,71 104,2 100,0
  213. XII. Средний тариф 11,04 23,43 9,7 8,74 79,2 89,92 005 год план Недонач. факт факт % %начислен. по актам начислен. получено к плану к факту
  214. Возврат НДС в бюджет 10 863,2 5064,0 5794,8 3882,5 35,7 67,01. Финансовый результат 20 812,2 19 169,7 1642,4 -8981,2 -43,2 -546,8
  215. X. Финансовый результат 20 812,2 19 169,7 1642,4 -8981,2 -43,2 -546,8
  216. XI. Себестоимость 789,39 -261,12 924,08 924,08 117,1 100,0
  217. XII. Средний тариф 834,28 692,24 855,4 781,35 93,7 91,32 005 год план Недонач. факт факт % %начислен. по актам начислен. получено к плану к факту
  218. Возмещение НДС из бюджета 4395,4 607,6 4043,7 3874,6 88,2 95,8
  219. X. Финансовый результат 1874,3 2800,6 -926,3 -300,6 -16,0 32,5
  220. XI. Финансовый результат 2130,2 2800,6 -926,3 -300,6 -14,1 32,5
  221. XII. Себестоимость 6,21 128,36 6,41 6,00 96,6 93,6
  222. ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ОАО «ГКС» ЗА 2005 год. с жильем)2005 год план Недонач. факт факт % %начислен. по актам начислен. получено к плану к факту
  223. Возврат НДС в бюджет 20 155,8 7057,8 13 093,6 10 701,7 53,1 81,7
  224. V. Финансовый результат 27 753,9 25 914,6 1839,3 -14 308,7 -51,6 -777,9
  225. VI. Финансовый результат 27 753,9 25 914,6 1839,3 -14 308,7 -51,6 ¦777,9
  226. ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ОАО «ГКС» ЗА 2006 ГОДфакт факт %начислен. получено к факту
  227. Доходы (т.р.) 207 519,0 201 700,2 97,2-население муницип. 113 978,4 113 978,4 100,0-население част. сектора 2147,7 2115,1 98,5-ЖСК 1296,7 1296,7 100,0-ЖКК ПМК-2 1196,9 1387,5 115,9-прочие 51 853,4 45 876,6 88,5-бюджетное финансирование 37 045,9 37 045,9 100,0
  228. V. Финансовый результат 1839,3 76,1 4Д
Заполнить форму текущей работой