Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологический подход в изучении развития исторической личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в обобщении работ в области изучения исторической личности как системном основании развития психологического познания и обоснования новых подходов в проведении историко-психологического исследования, изучении и оценке психологического наследия прошлого. Разработана процедура психолого-исторической реконструкции, позволяющая составить психологический… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ условий формирования и самоопределения личности в исторической динамике
    • 1. Возникновение интереса к проблеме исторической личности
    • 2. Историко-психологический подход к изучению личности
    • 3. Макросреда и микросреда развития личности
      • 3. 1. Социокультурная среда как источник развития личности
      • 3. 2. Этнокультурный мир — как средство развития этнической индивидуальности
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Психологический анализ личностных черт декабриста Н. М. Муравьева и некоторых представителей I половины XIX века
    • 1. Развитие личности на раннем этапе и формирование мировоззрения ребенка
    • 2. Психологический конфликт в синергетическом единстве устремлений к идеалу и разочарований при столкновении с реальностью
    • 3. Самореализация личности в условиях психологического кризиса
  • Выводы по II главе

Психологический подход в изучении развития исторической личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Фундаментальная проблема развития человека сегодня становится предметом междисциплинарных, или точнееполидисциплинарных исследований. Каждая из общественно-гуманитарных дисциплин выделяет внутри этой проблемы свой особенный срез, внося собственный неповторимый вклад в ее комплексную разработку. Однако ни одна из них не может отвлечься от того существенно общего, что так или иначе проявляется во всех аспектах названной проблемы и задает исходные основания ее анализа. Это — исторический характер развития человека, созидающего и осваивающего универсум родовой человеческой культуры. Не составляет в этом плане исключения и психология.

Изучение личности известных исторических деятелей является на современном этапе развития психологической науки актуальным в силу многих причин. Во-первых, появляется возможность раскрыть общие особенности личности на разных возрастных ступенях в ту или иную историческую эпоху. Во-вторых, исследовать своеобразие психологического развития конкретной личности. В-третьих, проследить зависимость индивидуального развития от принадлежности к определенной макро и микросреде.

Социальные процессы, происходящие в последние годы в нашей стране, обусловили возрастание интереса к прошлому и к отдельным его представителям. Это актуализировало проблемы связей между историческими событиями и психологическими особенностями людей. Особый интерес представляют вопросы прогнозирования социально-психологических тенденций и конкретных ситуаций. В этой связи наблюдается возрождение введенных в научный оборот еще в 20-е годы понятия и термина «историческая психология», целью которой является изучение взаимосвязей между историческим процессом и психическими явлениями, выявление условий становления личности.

Проведенный анализ работ по исторической психологии свидетельствует об интересе исследователей к изучению массовых явлений, фундаментальная же проблема развития отдельной личности в истории разработана в недостаточной степени. С учетом данного положения была выбрана тема диссертационного исследования, направленная на изучение динамики психологических особенностей одного из лидеров декабристского движения Н. М. Муравьева на временном пространстве его жизненного пути.

Проблема связей между историческими событиями и психическими явлениями становится в наше время одной из центральных. Изучение формирования исторической личности дает в руки исследователя ценный материал, позволяющий выявить и сравнить условия становления личности в разные исторические эпохи, раскрыть социально-психологические механизмы изменения человека в историческом процессе, прогнозировать социально-психологические тенденции и конкретные ситуации.

Исследователи подчеркивают принцип общественной обусловленности психики человека в ходе исторического развития общества, считая его основополагающим принципом психологической науки. Известный тезис А. Р. Лурии «психология как историческая наука» указывает на способность психологии завоевать статус фундаментальной исторической дисциплины.

Многие психологи признают тот факт, что сбывается пророчество В. И. Вернадского о наступлении психозойской эры, т. е. изучение психологии как формирования бытия. Возможно, что сейчас мы уходим от традиционной причинной психологии и переходим к неклассической, эволюционно-исторической психологии. Гусельцева М. С. показывает, что постмодернистское движение в культуре (в философии, литературе, искусстве, в стиле жизни), постнеклассическая реальность в методологии несет в себе общие черты и составляет постнеклассическую парадигму в широком смысле. Постнеклассическая парадигма в гуманитарных науках отражена в работах М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, в исследованиях школы «Анналов».

Особенностями постнеклассической науки являются проведение междисциплинарных и проблемно-ориентированных исследованийзависимость познания от социокультурного контекставзаимосогласованность идейприменение методов исторической реконструкциито, что предметом междисциплинарных исследований являются сложные системные объекты, открытые и саморазвивающиеся системы.

Гуманитарная парадигма", делающая человека мерой всего сущего, по словам А. Г. Асмолова, становится «объемлющей рамкой всех форм рационального знания: о природе, об обществе и конкретном человеке». Поэтому XXI в. станет не столько веком психологии, сколько веком антропософии и антропологии, которые будут развиваться как «методология и современный научный комплекс человекознания, человекотехники и человекопрактики».

Поставив в центр изучения человека, ученые пришли к тому, что границы между рядом наук оказались разрушенными. По этой причине исследователей сближает не только единство проблематики через комплексную программу, но и необходимость создания общего проблемного пространства.

Взаимозависимость между процессами развития личности и состоянием общества для современной психологии является вполне признанным фактом. Влияние культурных и социально-политических событий на характер формирования личности и теоретически прогнозируемо и фактически наблюдаемо. Взаимосвязь между особенностями самовосприятия и самоотношения личности и ее принадлежностью к реальной этнической группе в условиях развертывающихся во всем мире интеграционных процессов относится к числу наиболее актуальных психологических проблем. Стремительные изменения, которые произошли в мире, затронули все макросоциальное окружение личности. Личность и этносы попали в новые условия глобализации. Эти изменения оказались столь значимыми, что не могли не иметь психологических последствий.

Исследователь сегодняшнего дня имеет в своем распоряжении массу литературы по смежным наукам, содержащей сведения, необходимые для изучения исторической личности. Данная проблема предполагает наличие большого числа связей с другими науками. Очертить весь круг сопредельной литературы затруднительно. Помимо психологии и истории, это данные антропологии, этнографии, социологии, философии, литературы и ряда других дисциплин.

Долгое время исследователи концентрировали свое внимание на проблеме массовых явлений в истории, характеристике климата прошедших эпох, психологический же облик отдельного человека оставался в тени. Однако, на фоне социальных проблем современности в России и в мире в целом закономерно обращение к проблемам прошлого, повышение внимания к личности как ведущей структурной единице общества. Изучение исторической личности в настоящее время приобретает актуальное звучание, является центральной для гуманитарных наук.

С точки зрения В. А. Шкуратова историческая психология становится профессиональной областью исследования только во второй половине XIX в. При этом характерно применение к сознанию людей прошлого критерия научной достоверности. Историческая психология овладела интерпретационизмом документов, исторической реконструкцией образов и их авторов, социогенетизмом и психоанализом. Идиографическое описание мира культурных норм и ценностей стало основным предметом исторической психологии. Изучение субъективной стороны исторического процесса происходило через выявление человеческой активности индивидов и социальных групп, «механизмов преобразования» их реальных интересов в движущие побудительные мотивы к действию.

К середине XIX в. относится появление первых работ по психологии исторических деятелей. У Л. И. Ковалевского есть психолого-исторические этюды об Иване Грозном, Павле I, в которых он дает оригинальную психологическую характеристику исторических деятелей. В. О. Ключевский оставил психологические портреты Сергия Радонежского, Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра Великого и ряда других известных людей своего времени.

В к. XIX — н. XX в. русская историческая наука находилась под сильным влиянием историко-философских концепций, зародившихся в Германии. В них история рассматривается в связи с другими науками, в частности, с психологией. В это время распространяется концепция о том, что общество обладает коллективным сознанием и волей, поэтому переживая те или иные исторические события, оно проходит различные состояния, которые объединяются в духовных рефлексах. В связи с этим жизнь общества становится похожа на жизнь отдельного человека.

С.Ф. Платонов и Р. Ю. Виппер одними из первых в отечественной историографии подошли к проблеме соединения истории и психологии, подчеркивая, что особое значение приобрела проблема личности в истории. Р. Ю. Виппер рассматривал проблемы исторической психологии с точки зрения психологии личности и в контексте историко-биографического исследования. Основными предметами исторического познания он считал конкретные события, личности, руководящие идеи отдельных эпох, войны и международные отношения. И С. Ф. Платонов, и Р. Ю. Виппер неоднократно подчеркивали, что человек — не просто «винтик» исторического процесса, но важная его часть, если не центральная фигура, которую не следует забывать за историей народа и государства.

С н. XX в. было выдвинуто несколько различных подходов, имеющих целью отразить специфику взаимодействия культуры и личности. Эти подходы отражены в работах Р. Бенедикт, М. Мид, Р. Редфилда, А. Кардинера, В. Барноу. К проблеме изучения исторической личности обращались 3. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли представители французской школы «Анналов».

В отечественной историографии советского периода JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия разрабатывали психологическую концепцию, получившую название культурно-исторической. В рамках данной концепции изучалось влияние культуры на развитие личности, зависимость уровня психического развития человека от социокультурной обстановки.

В современной психологии наметилась устойчивая потребность в психолого-исторических исследованиях: за последние годы в данной области появился ряд серьезных обобщающих работ (И.Г. Белявский, В. А. Шкуратов, Е.Ю.Боброва). Это связано с тем, что с одной стороны, изменение социально-политической ситуации повышает научный интерес к проблеме человека в истории, с другой стороны, помимо внешних, мощное воздействие оказывают внутренние факторы: логика развития науки и общественной мысли, потребность обращения к историческим корням, осознание места человека в историческом процессе. В этом смысле любое серьезное исследование какой-либо научной проблемы, связанной с прошлым неслучайно и актуально.

В настоящее время интерес к исторической личности очевиден, о чем свидетельствуют работы Г. Г. Дилигенского, В. А. Шкуратова В.В.Никандорова, Е. Ю. Бобровой, А. Г. Асмолова, В. Ю. Хотинец, К. Н. Маркина, В. А. Ушакова и других исследователей, проведение конференций и организация ассоциации «Историческая психология» (1997 г.). Таким образом, проблема изучения исторической личности является одной из центральных в современной психологии. Однако, специальная литература по исторической психологии личности немногочисленна. Область интересов этой дисциплины предполагает большое число связей с другими науками: антропологии, этнографии, социологии, философии и др.

Большинство работ в рамках исторической психологии было проведено на материале истории средних веков, оставивших немало свидетельств о повседневной жизни населения. На наш взгляд, не менее богатый материал для реконструкции психологического образа исторической личности предоставляет эпоха начала XIX века, для которой характерен мощный подъем культуры во всем ее многообразии.

XIX век породил такое явление в русской истории, как декабристское движение. Его корни следует искать не только в политической обстановке России того времени, необходимо также учитывать культурную атмосферу и систему воспитания. «Специфическое, весьма необычное в дворянском кругу поведение значительной группы молодых людей, находившихся по своим талантам, характерам, происхождению, по своим личным и семейным связям, служебным перспективам и т. д. в центре общественного внимания, оказало воздействие на целое поколение русских людей» [Лотман Ю.М., 1991]. Многочисленные документы личного характера современников, работы декабристов, как политического характера, так и их литературные труды позволяют проанализировать характер, мотивы действий декабристов. Исследование одних из ярких представителей декабристского движения М. Лунина и Н. Муравьева дают возможность сравнить степень личностного восприятия идей декабристов, верность своим идеалам.

Таким образом, изучение истории декабристского движения не исчерпывается исследованием лишь общественно-политических программ и концепций, тактики революционной борьбы. Важным моментом является психологический анализ личностей участников движения. Без изучения историко-психологических механизмов человеческих поступков «мы неизбежно будем находиться во власти весьма схематичных представлений» [Лотман Ю.М., 1994]. Человек является главным действующим лицом в истории, и для адекватного понимания исторического процесса следует, во-первых, изучать психику человека, с другой стороны, социальные, политические, экономические и культурные особенности исторического периода, которые являются факторами, влияющими на процесс формирования личности.

Объект исследования — процесс психологического формирования исторической личности (на примере Н. М. Муравьева и других исторических деятелей I половины XIX в.).

Предмет исследования — результат воздействия сформированной системы психических свойств личности на ее жизненный кризис в конфликте с социальной средой.

Гипотеза исследования: развитие личности определяется особенностями субъективного отношения к конфликтным ситуациям в развитии исторической эпохи. В формировании личности в интересующий нас период социального и политического кризиса возникает психологический конфликт в синергетическом единстве прогрессивных устремлений к идеалу и разочарования в нем в результате столкновения с реальной действительностью.

Цель нашей работы — провести психологический анализ неординарной личности, активно включенной в жизнь переломной исторической эпохи.

В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Провести историографический анализ психологических исследований, посвященных изучению личности в истории. ^.

2. Раскрыть зависимость формирования личности Н. М. Муравьева от особенностей эпохи первой половины XIX века.

3. Проследить влияние психологических особенностей некоторых исторических деятелей I половины XIX века на жизненный путь Н. М. Муравьева.

4. Рассмотреть динамику психологического развития личности в особых точках временной оси исторической эпохи.

В качестве основных источников нашего исследования были выбраны работы по психологии, воспоминания современников и мемуары, биографии, документы, личная переписка, литературные труды.

Основополагающими принципами данного исследования являются принцип системного подхода в психологии и принцип историзма, требующий изучения явлений в их становлении и развитии, органической связи с порождающими их условиями.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методологические принципы:

1) историко-генетический метод, предполагающий изучение происхождения тех или иных явлений и событий с учетом существующей социально-исторической обстановки;

2) методология системного подхода, позволяющая изучать преемственные связи между различными явлениями;

3) «принцип человеческого измерения», предполагающий идею психологического измерения исторического процесса;

4) «принцип исторического масштаба» — рассмотрение жизненного пути человека в конкретно-исторических условиях;

5) «принцип психологической интерпретации», предусматривающий психологический уровень описания исторических явлений.

Научная новизна исследования заключается в применении психологического подхода для изучения исторической личности. В работе воссоздан психологический портрет Н. М. Муравьева, дан анализ становления его личности на всех этапах жизненного пути, изучен круг его интересов, причины эволюции его взглядов.

Рассмотрены истоки возникновения интереса к проблеме изучения исторической личностивыявлены основные тенденции развития отечественной и зарубежной историографии на современном этапеустановлена социально-культурная обусловленность динамики развития исследований по психологии исторической личности.

Обоснована важность реализации и интегрирования в историко-психологическом исследовании системного, комплексного подхода, ориентированного на целостное изучение личности. Раскрыта ценность исторических источников для психологического анализа. Обоснована характеристика личности как ультрасложной системы.

Достоверность и обоснованность выдвигаемых в диссертации положений и выводов определяется использованием научных методов, адекватных целям и задачам историко-психологического исследования, разнообразием источниковедческой базы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты углубляют понимание развития личности в конкретных исторических условияхвооружают психологию методом психолого-исторического анализа судьбы личности как системного единства особенностей ее психики и характеристик социальной средыподчеркивают необходимость изучения личности как предмета полидисциплинарных исследований.

Практическая значимость исследования состоит в обобщении работ в области изучения исторической личности как системном основании развития психологического познания и обоснования новых подходов в проведении историко-психологического исследования, изучении и оценке психологического наследия прошлого. Разработана процедура психолого-исторической реконструкции, позволяющая составить психологический портрет исторической личности. Полученные результаты и выводы представляют интерес для психологов и педагогов, так как позволяют сравнить систему воспитания, формирования личности в разные исторические эпохи и выявить их влияние на возможный кризис личности. Результаты историко-психологических исследований могут быть представлены в виде рекомендаций государственным деятелям, использованы для предотвращения возможных негативных эффектов. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по психологии личности и исторической психологии.

Апробация работы. Материалы диссертации неоднократно обсуждались на научных конференциях, заседаниях кафедры психологии. В 2002 г.

Золотавина Т.С. была признана лауреатом конкурса Министерства образования РФ на лучшую научную работу молодых ученых, посвященного 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. По отдельным положениям исследования опубликовано 9 работ — 5 статей и 4 тезиса докладов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проведенный историографический анализ работ по изучению личности в истории демонстрирует необходимость применения междисциплинарного подхода при анализе личностных черт исторической личности.

2. На примере анализа личностных черт Н. М. Муравьева и других представителей первой половины XIX в. доказывается, что развитие личности определяется субъективным восприятием особенностей конфликтных ситуаций в развитии исторической эпохи.

3. Личность представляет собой сложное образование, которое по числу различных сфер, характеристик, отношений и функциональных связей сопоставима с ультрасложными системами. При изучении личности необходимо учитывать все своеобразие микро и макросреды исторической эпохи.

4. На примере личности Н. М. Муравьева доказывается, что изучение исторической личности возможно лишь в единстве с исторической эпохой, приводящего к пониманию личности как части исторической эпохи.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 233 единицы, 19 из которых на иностранном языке. Общий объем работы составляет 174 страницы.

Основные выводы и результаты диссертационного исследования.

1. Обобщены работы в области изучения исторической личности как системном основании развития историко-психологического познания и обоснования новых подходов в проведении историко-психологического исследования, изучении и оценке психологического наследия прошлого.

2. Разработан вариант процедуры психологической реконструкции исторических личностей — индивидуальных субъектов исторического процесса, активность которых повлияла на содержание и динамику исторических событий.

3. Доказана важность реализации и интегрирования в историко-психологическом исследовании системного подхода, ориентированного на целостное изучение личности. Раскрыта ценность исторических источников для психологического анализа.

4. Проблема исторической личности образует новое психологическое измерение: исследование места человека, позиции в системе общественных связей и отношений. Личность представляет собой сложное образование, которое по числу различных сфер, характеристик, отношений, а также функциональных связей вполне сопоставима с ультрасложными системами. Поэтому при изучении личности необходимо учитывать все своеобразие микро и макросреды исторической эпохи — это является важнейшим аспектом исследования личности человека.

5. Наиболее динамичными компонентами исторического развития человека являются мотивы и знания. Именно поэтому наиболее радикальные изменения, происходившие в человеке на протяжении его истории, осуществлялись на стыке мотивационной и когнитивной сфер его психики и сознания, охватывали обе эти сферы.

6. Проведенный психологический анализ личностных черт Н. М. Муравьева и ряда других исторических личностей (М.Н. Муравьева, М. С. Лунина, К.Н. Батюшкова) позволяет утверждать, что изучение исторической личности возможно лишь в единстве с исторической эпохой, приводящего к пониманию личности как части исторической эпохи. Наиболее приемлемым методом является «принцип исторического масштаба», то есть рассмотрения жизненного пути в конкретно-исторических условиях.

В целом проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что развитие личности определяется особенностями исторической эпохи. На примере Н. М. Муравьева показано возникновение психологического конфликта в период социального и политического кризиса, протекающий в синергетическом единстве прогрессивных устремлений к идеалу и разочарований в нем в результате столкновения с действительностью. Результаты анализа могут быть использованы в целях углубления понимания развития личности в конкретных исторических условиях.

Заключение

.

Изучение особенностей формирования личности, достаточно заметной и известной не только в период своей жизни, но остающейся таковой и в последующем, дает в руки исследователей ключ к пониманию не только особенностей самой личности, но и анализа тех процессов, которые происходили в различные этапы истории общества. Проведенный историографический анализ показывает, что методология изучения столь сложного явления, удаленного, с одной стороны, во времени и изобилующего неточностями и дефицитом информации, с другой стороны, вынуждена опираться на междисциплинарный подход. И, несмотря на то, что интерес к изучению личности в истории возник еще в XIX в., число специальных работ по данной теме ограничено.

Принадлежность исторической психологии к сфере гуманитарного знания определяет недоступность изучаемых ею явлений для опытного экспериментального изучения, невозможность применения для их исследования апробированных в естественнонаучном знании способов научного анализа и верификации полученных данных. Следовательно, воссоздание психологического облика предполагает расшифровку психологической информации, содержащейся в историческом источнике, выявление личностной позиции автора, его установок, ценностей, смыслов, идеалов. Поэтому важнейшую роль в реконструкции личности людей прошлых эпох играют исторические источники, выступающие в качестве носителя психологического знания.

В ходе проведенного исследования мы определили историческую личность как общественный индивид, развитие которого определено историческим временем и местомкак особое качество, приобретаемое индивидом в обществе. Психологический подход в изучении отдельной исторической личности применим лишь на примере известных исторических деятелей.

Изучения исторической личности возможно посредством изучения жизненного пути, то есть жизнь человека как личности. Это дает возможность исследователю раскрыть общие особенности личности на разных возрастных ступенях и определить своеобразие психологического развития конкретной личности. Развитие личности определяется особенностями микро и макросреды. Кроме того, необходимо учитывать биографические события, с которыми связаны коренные перестройки характера, изменение направления или темпа развития личности. Только посредством данного психологического подхода, как нам представляется, возможно изучение исторической личности.

Итак, рассмотрение исторической личности возможно лишь со стороны исторических условий ее развития. С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: исследование место человека, позиции в системе общественных связей и отношений. Развитие личности осуществляется через взаимодействие с обществом, с конкретными социальными группами.

В работе доказано, что важнейшими факторами макросреды являются культура и этнокультурный мир. Культура — посредник между человеком и миром. Концептуальные системы культуры действуют как совокупность социально передаваемых норм, проникающих практически во все сферы человеческого опыта. При этом необходимо учитывать, что люди не являются «жертвами» определенной культурной среды, они способны к самостоятельному познанию, оценке и интерпретации факторов культуры. Помимо культурного фактора, значимую роль играют этнические стереотипы, являясь теми социальными нормами, которые ребенок усваивает в процессе социализации.

Изучая личности людей прошлого, можно сделать вывод о том, что наиболее динамичными компонентами исторического развития человека являются мотивы и знания. Именно поэтому самые крупные радикальные изменения, происходившие в человеке на протяжении его истории, осуществлялись на стыке мотивационной и когнитивной сфер его психики и сознания, охватывали обе эти сферы.

Проведенного анализа в первой главе настоящей работы позволяет сказать, что становление личности представляет собой сложно детерминированный процесс, который включает в себя различные этапы, где происходят значительные изменения. Личность представляет собой образование, которое по числу различных сфер, характеристик, отношений, а также функциональных связей вполне сопоставима с ультрасложными системами. Поэтому при изучении личности необходимо учитывать культурную атмосферу эпохи и восприятие человеком норм, ценностей, стереотипов — все это является важнейшими аспектами исследования личности человека.

Вторая глава настоящей работы посвящена изучению личности представителя XIX века. Долгое время декабристы были лишь предметом изучения историков с точки зрения значения их политических программ. Однако изучение столь многогранных людей, каковыми были участники декабристского движения, не может ограничиваться лишь анализом их вклада в политической сфере. В нашей работе мы обращаемся ранее не изученному вопросу, посвященному изучению личностных черт Н. М. Муравьева и некоторых других представителей XIX века.

Н.М. Муравьев выбран нами неслучайно. На примере его биографии мы проследили, как родители, семья, домашнее воспитание и выбор учебного заведения, круг чтения, ареал повседневных наблюдений и впечатлений влияли на формирование будущего декабриста, способствовали его жизненному выбору.

На раннем этапе формирования личности Муравьева заметно влияние различных, порой противоположных идей. С одной стороны, наблюдается приверженность традиционно русским, православным основам воспитания. С другой стороны, сильно влияние античных, западноевропейских идей, причем.

Муравьев пытается подражать античным героям, воплотить в реальную жизнь некоторые идеи. Подобная ситуация привела Н. Муравьева к обостренному чувству любви к России и ориентации на европейский образ жизни, к принятию античных идей и идей Просвещения и к самостоятельному осмыслению действительности.

Важное место в жизни Муравьева занимает Московский университет, поступление в который ознаменовало некоторый отрыв от тесного семейного круга и воздействие новой среды. Влияние университетских знакомых, воздействие событий войны 1812 года обострило заложенное с детства чувство патриотизма. В своих поступках Н. Муравьев демонстрирует высокую активность, явное опережающее эмоциональное возбуждение, превосходящее когнитивную сферу. Как следствие — принятие рискованных и подчас необоснованных решений. Вновь наблюдается уход от реальности в игру, в мир, созданный Н. Муравьевым благодаря влиянию окружающих и прочитанных книг.

Участие в заграничных походах сыграло большую роль в формировании мировоззрения будущего идеолога декабризма. Французский революционный дух с его идеями свободы, равенства и братства, принципы просветительской философии, теоретически воспринятые из уроков отца, прочитанных книг, теперь обретают реальную плоть. Традиционное обожание монарха начинается подтачиваться критическим осмыслением происходящего вокруг.

По словам А. Бибиковой, в тайное общество Муравьева привели «не холодные выкладки и не логические рассуждения. Это был естественный результат семейной обстановки и разговоров людей, среди которых он вырос. Он не мог иначе думать, иначе говорить, и как честный и благородный человек не мог не бороться за то, что считал своим долгом и единой правдой». Трудно не согласиться с этим высказыванием. Учитывая влияние отца, окружающих людей, круг чтения, университетские годы, влияние, которое оказали заграничные походы, можно сделать вывод о закономерности прихода в тайное общество Муравьева.

Муравьев становится одним из активнейших членов движения декабристов и литературного общества «Арзамас», признанным выразителем исторической мысли декабристов. Литературные симпатии Муравьева вновь отражают его приверженность противоположным идеям. С одной стороны, проявление интереса к эпическим темам, русскому эпосу, элегической поэзии, критика Н. М. Карамзина за воспевание в своих произведениях Франции. С другой стороны, Муравьев преклоняется перед античностью, пишет как римлянин.

Подобного рода противоречия приводят Муравьева к непостоянству в своих политических убеждениях. Если М. С. Лунин стремился претворить свои планы в жизнь, то Муравьев стремился лишь к теоретизированию, был скорее идеологом, нежели практиком. В пользу чего свидетельствуют и слова А. Поджио: «Муравьев ищет все толкователей Бентама, а нам действовать не перьями».

Поражение восстания на Сенатской площади явилось переломным моментом в жизни Муравьева, он пережил глубокий психологический кризис. Муравьев винит себя за «гордыню», которая «помутила разум», «ослепила» его.

Он терпит полное крушение веры. То, что ранее Муравьев считал подвигом, благом, теперь для него — «преступление», «безумство и беззаконие». Православная основа воспитания определила его эмоциональное состояние: он обращается к Богу с мольбой о прощении за попытку создания «новой вавилонской башни». Подобные мысли и чувства терзали Муравьева первое время.

Ошибкой декабристов, как неоднократно подчеркивалось, являлось нарушение Принципа Реальности, то есть невыполнение программы управления, реалистичности исхода и сроков тех задач, которые ставились в программных документах обществ декабристов. Данное положение подтверждается словами Э. Берна: «Лишь в редких случаях человек ясно представляет себе, что могут заставить его делать даже без его ведома собственные либидо и мортидо. Именно в этом отношении делаются крупнейшие и наиболее частые ошибки».

Лишь постепенно острота душевного кризиса смягчалась: Муравьев освоился со своим положением, примирился с предстоящей участью и вернул способность к спокойному размышлению. Большую роль в этом сыграла поддержка матери и жены. Помимо поддержки со стороны близких, Муравьев находит утешение в чтении религиозной литературы.

В условиях ссылки его многогранная личность вызывает не меньший интерес. Стремление Муравьева к самосовершенствованию, осмыслению пережитых событий, сохранение верности своим идеалам снова делает его центральной фигурой среди декабристов.

Несмотря на пережитое психологическое потрясение, разочарование в своих идеалах, Муравьев и в изгнании продолжает идейно противостоять существующему порядку вещей. Он продолжает дело, начатое в 1816 году. Муравьев один из немногих поддерживал деятельность М. С. Лунина. Данный факт биографии Муравьева вновь говорит о двойственности его натуры, переменчивости во взглядах, метаниях. Мы предполагаем, что это непостоянство — свидетельство значительного влияния на Муравьева внешних факторов, окружающих людей, возможно, стремление к конформизму.

Не утратил Муравьев и склонность к самоусовершенствованию. Чтение лекций, самообразование, обучение дочери, наконец, серьезное увлечение сельским хозяйством — все это свидетельство способности Муравьева выстоять, пронести с честью свой нелегкий крест.

Смерть жены стала для Н. Муравьева роковым событием, повлекшим за собой психологические изменения в его характере. «Совершенно убитый горем», Муравьев искал утешения в вере и молитве. По воспоминаниям единомышленников, «если раньше у него был серьезный характер, то теперь он стал нелюдим, молчалив, еще больше замкнулся в себе, целые дни проводя за книгами».

Итак, на примере Н. М. Муравьева мы проследили этапы становления и развития исторической личности, выделили характерные личностные черты. Формирование личностных черт Муравьева происходило на переломном историческом этапе, этапе сосуществования русских традиционных ценностей и ценностей западных, активно проникающих в Россию. Многие передовые идеи, воспринятые им под влиянием окружения, не были осознаны в полной мере. Вследствие чего Муравьев отходит на более умеренные позиции, раскаивается в содеянном, обращается к православию. Несмотря на это, любовь к Отечеству на протяжении всей жизни заставляла его нравственно противостоять несправедливостям российской действительности. Муравьев отличался блестящим умом, научностью и большой начитанностью. Он был прекрасным теоретиком, признанным идеологом декабристского движения.

Муравьев, безусловно, был одним из самых ярких участников движения декабристов, неординарным человеком, заслуживающим внимательного изучения. На примере изучения данной исторической личности в сравнении с некоторыми другими историческими деятелями с помощью психологических методов можно с уверенностью сказать, что анализ личностных черт исторических деятелей не только возможен, но и необходим для более глубокого понимания их поступков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. Российский менталитет или игра без правил? / К. А. Абульханова, Р. Р. Енакаева // Российский менталитет. Психология личности, сознание, социальные представления. М.: Наука, 1996. — С. 46−69.
  2. А. Я. Каторжная академия декабристов / А. Я. Айзенберг // Вопросы истории. 1971. — № 9. — С. 209−212.
  3. Г. В. Российское сознание : историко-психологические очерки / Г. В. Акопов. 2-е изд., испр. и доп. — Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2002. — 91 с.
  4. Г. В. Ментальность: провинциальная ментальность современной России (опыт междисциплинарного исследования) / Г. В. Акопов, Т. В. Иванова // Мир психологии. 2002. — № 1. — С. 224−237.
  5. Г. В. Феномен ментальности как проблема сознания / Г. В. Акопов, Т. В. Иванова // Психологический журнал. 2003. — Т. 24, № 1. — 47−55.
  6. К. Северное общество декабристов / К. Аксенов. JI.: Лениздат, 1951.- 320 с.
  7. Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособ. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология» / Г. М. Андреева, Л. А. Петровская, Н. Н. Богомолова. М.: Аспект Пресс, 2002. — 288 с.
  8. В. П. Человек как высшая ценность в системе взаимодействия со средой / В. П. Анищенко // Среда и человек: диалектикавзаимодействия: межвуз. сб. науч. тр.. Ижевск: Удм. гос. ун-та, 1990. — С. 5−15.
  9. П. В. Материалы к биографии А. С. Пушкина / П. В. Анненков. М.: Современник, 1984. — 476 с.
  10. JI. И. Жан-Пьер Вернан об исторической психологии / JI. И. Анцыферова // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 45−58.
  11. А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 104 с.
  12. А.Г. Психология индивидуальности: Методол. основы развития личности в ист.-эволюц. процессе: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.-96 с.
  13. А. Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология» / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 367 с.
  14. А. Г. XXI век: психология в век психологии / А. Г. Асмолов //Вопросы психологии. 1999. -№ 1.-С. 3−12.
  15. А. Г. Культурно-историческая психология и этносоциология образования: второе рождение / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1999. -№ 4.-С. 106−107.
  16. В. Г. Декабристы в Забайкалье / В. Г. Афанасьев // Декабристы и Сибирь: сб. ст. / отв. ред. А. Н. Копылов. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1977. — С. 142−154.
  17. В. Г. Вольное общество любителей российской словесности / В. Г. Базанов. Петрозаводск: Гос. изд. Карело-Фин. ССР, 1949. — 423 с.
  18. А. Д. Психолого-историческая реконструкция особенностей психики гомеровского человека : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. психол. н.: спец. 19.00.01 / А. Д. Барская. М., 1998. — 27 с.
  19. В. Вожди: психогерменевтика отношения Сталина к Гитлеру / В. Батов // Прикладная психология и психоанализ. 2003. — № 1. — С. 12−18.
  20. А. А. Культура и личность : Психол. антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. пособие / А. А. Белик. М.: РГГУ, 2001.-378 с.
  21. Р. Конфигурация культуры / Р. Бенедикт. М.: Наука, 1973. -248 с.
  22. Бессмертный Ю. J1. «Анналы»: Переломный этап? / Ю. J1. Бессмертный // Одиссей: Человек в истории: сб. ст. / отв. ред. А. Я. Гуревич. -М.: Наука, 1991.-С. 7−24.
  23. Бессмертный Ю. J1. Что за «Казус»?. / Ю. JI. Бессмертный // Казус: индивидуальное и уникальное в истории. М.: Изд. центр Рос. гуманит. ун-та, 1997.-С. 98−114.
  24. М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие /М. Р. Битянова. М.: ЭКСМО-пресс, 2001. — 575 с.
  25. Е. Ю. Методологические принципы исторической психологии / Е. Ю. Боброва // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право. 1992. — Вып. 3. — С. 65−73.
  26. Е. Ю. Основы исторической психологии / Е. Ю. Боброва. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. 235 с.
  27. . С. Психологический тип личности в русской и советской культурах / Б. С. Братусь // Психология и психоанализ характера: хрестоматия / ред.-сост., предисл. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ, 1997. — С. 248 283.
  28. Т. М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания опосредствованной символами / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. 2000. -№ 1.-С. 96−108.
  29. М. Избранные произведения : пер. с нем. / М. Вебер — сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова — предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. — 805 с.
  30. Ф. Ф. Записки : в 7 ч. / Ф. Ф. Вигель. М.: Унив. Тип., 1891−1893.
  31. Р. Ю. Очерки теории исторического познания / Р. Ю. Виппер. -М.: Наука, 1911.-246 с.
  32. С. С. Исторические взгляды декабристов / С. С. Волк. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — 461 с.
  33. Л. Б. Социальные детерминанты жизненных выборов / Л. Б. Волынская // Человек. 2003. — № 1. — С. 58−67.
  34. Jl. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л. С. Выготский // Психология личности: Тексты: сб. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер,
  35. A. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 231−240.
  36. Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский — гл. ред. А.
  37. B. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. — 367 с.
  38. П. П. Эволюция понятия науки : Становление и развитие первых научных программ / П. П. Гайденко. М.: Наука, 1980. — 567 с. — (Б-ка всемирной истории естествознания).
  39. А. И. Во глубине сибирских руд.: Декабристы на каторге и в ссылке: Документ, повесть / А. И. Гессен. Минск: Нар. асвета, 1978. — 344 с.: ил.
  40. Л. Я. Метафоры или реальность? Психологический анализ советской истории / Л. Я. Гозман, А. М. Эткинд // Вопросы философии. 1991. -№ 3. — С. 164−173.
  41. И. И. Записки, письма / И. И. Горбачевский. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 354 с.: ил.
  42. Н. И. Этногенез, архетипы бессознательного и культура этноса / Н. И. Горин // Человек, индивид, общество: сущность и ценности: сб. науч. тр. / отв. ред. С. М. Шалютин. Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 2000. — С. 104−120.
  43. Л. Н. Этносфера: история людей и история природы / Л. Н. Гумилев. М.: Прогресс, 1993. — 544 с.: ил.
  44. М. С. Культурно-историческая психология: от классической к постнеклассической картине мира / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. 2003. — № 1. — С. 119−131.
  45. А. Я. Представление о времени в средневековой Европе / А. Я. Гуревич // История и психология: сб. ст. / под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1971. — С. 3−12.
  46. А. Я. Социальная история и историческая наука / А. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1990. — № 4. — С. 23−35.
  47. А. Я. История и психология / А. Я. Гуревич // Психологический журнал. 1991. — Т. 12, № 4. — С. 3−15.
  48. Е.А. Переживание социокультурной динамики личностью и «синдром предков» / Е. А. Дайс // Мир психологии. 2002. — № 4. — С. 160−164.
  49. И. А. Проблема счастья в русском менталитете / И. А. Джидарьян // Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления: ежегод. сб. / под ред. К. А. Абульхановой-Славской. М.: Ин-т психологии, 1996. — С. 14−17.
  50. Декабристы в Сибири на Петровском заводе: Из фонда И. Г. Прыжова / подгот. текста, ввод. ст. и примеч. Л. Н. Пушкарева — отв. ред. В. А. Федоров. -М.: Наука, 1985.-252 с.
  51. Декабристы рассказывают.: сб. / сост. Э. А. Павлюченко. М.: Мол. гвардия, 1975. — 335 с.: ил.
  52. Г. Г. Социально-политическая психология / Г. Г. Дилигенский. М.: Наука, 1990. — 312 с.
  53. Г. Г. Историческая динамика человеческой индивидуальности / Г. Г. Дилигенский // Одиссей: Человек в истории: сб. ст. -М.: Наука, 1994.-С. 79−108.
  54. Довнар-Запольский М. В. Мемуары декабристов: (Записки, письма, показания, проекты конституции, извлеченные из следственного дела, с вводной ст.) / М. В. Довнар-Запольский. Киев: С. И. Иванов и К0, 1906. — Вып. 1.-XLIV, 348 с.
  55. Довнар-Запольский М. В. Тайное общество декабристов: Исторический очерк, написанный на основании следственного дела / М. В. Довнар-Запольский. М.: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1906. — VI, 342 с.
  56. Н. М. Декабрист Н. Муравьев / Н. М. Дружинин // Дружинин Н. М. Революционное движение в России XIX в.: избр. тр. / Н. М. Дружинин — отв. ред. С. С. Дмитриев. М.: Наука, 1985. — С. 45−230.
  57. Н. М. Семейство Чернышевых / Н. М. Дружинин // Дружинин Н. М. Революционное движение в России XIX в.: избр. тр. / Н. М. Дружинин — отв. ред. С. С. Дмитриев. М.: Наука, 1985. — С. 231−290.
  58. . А. Актуальные проблемы этнической психологии / Б. А. Душков // Психологический журнал. 1981. — Т. 2, № 5. — С. 43.
  59. М. И. Социальная психология : Учеб. для вузов / М. И. Еникеев. М.: Приоритет, 2000. — 160 с.
  60. Ермакова-Битнер Г. В. П. А. Катенин / Г. В. Ермакова-Битнер // Катенин П. А. Избранные произведения / П. А. Катенин — вступ. ст. Г. В. Ермаковой-Битнер. М. — JI.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1965. — (Б-ка поэта. Большая сер. 2-е изд.). — С. 5−57.
  61. М. В. Восприятие и переживание сказки путь от смысла житейского к смыслу жизненному / М. В. Ермолаева // Мир психологии. — 1998. — № 3. — С. 54−59.
  62. Е. Декабристы в Сибири / Е. Жезлова // Наука и жизнь. -1995. № 7. — С.82−95.
  63. Н. М. Н. Муравьев. По поводу истекшего столетия со времени его смерти / Н. Жинкин. СПб.: тип. Имп. АН, 1913. — 82 с.
  64. Н. А. Жизнь Н. Муравьева : Докум. ист. хроника / Н. А. Задонский. М.: Современник, 1985. — 444 с.: ил.
  65. В.В. Психология детства : Учеб. пособ. для вузов / В. В. Зеньковский. Екатеринбург: Деловая кн., 1995. — 347 с.: ил.
  66. В. П. Время действующее лицо / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 2001. — № 6. — С. 36−54.
  67. Из воспоминаний Николая Муравьева // Декабристы рассказывают.: сб. / сост. Э. А. Павлюченко. М.: Мол. гвардия, 1975. — С. 86−94.
  68. Из воспоминаний правителя дел Следственной комиссии А. Д. Боровкова // Декабристы в воспоминаниях современников: сб. ст. / сост., общ. ред., вступ. ст. и коммент. В. А. Федорова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -(Университетская б-ка).- С. 410−417.
  69. Из «Записок» М. Н. Волконской // Декабристы в воспоминаниях современников: сб. ст. / сост., общ. ред., вступ. ст. и коммент. В. А. Федорова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — (Университетская б-ка).- С. 348−353.
  70. Из записок Николая I о вступлении его на престол // Декабристы в воспоминаниях современников: сб. ст. / сост., общ. ред., вступ. ст. и коммент. В. А. Федорова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — (Университетская б-ка).- С. 214−220.
  71. Из записок П. Е. Анненковой // Декабристы к столетию заговора. 1825−1925 / Под ред. С. Я. Штрайха. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1925. С.167−170.
  72. Из официальной бумаги о женах декабристов, следующих за своими мужьями // Декабристы к столетию заговора. 1825−1925. М.: Изд-во Моск. унта. — С. 66−72.
  73. . Декабристы / Б. Йосифова — пер. с болг. А. М. Коренькова — послесл., ред. и примеч. В. А. Федорова. М.: Прогресс, 1989. — 574 с.
  74. В. Г. Обсуждение проблем исторической психологии / В. Г. Йоффе, Б. А. Фролов // Вопросы философии. 1967. — № 11. — С. 145−149.
  75. История и психология: сб. ст. / под ред. Б. Ф. Поршнева, JI. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1971. — 384 с.
  76. А. И. «Опыт беды». О поэзии и судьбе Павла Катенина / А. И. Казинцев // Катенин П. А. Избранное / П. А. Катенин — сост., автор вступ. ст. и примеч. А. И. Казинцев. М.: Сов. Россия, 1989. — С. 5−24.
  77. В. Из сибирской «академии» / В. Канарш // В мире книг. -1973.-№ 6.-С. 32−34.
  78. Дж. Психология личности : пер. с англ. / Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб.: Питер принт, 2003. — 638 с. — (Мастера психологии).
  79. Н. М. История государства Российского : в 12 т.: в 3 кн. / Н. М. Карамзин. СПб.: РЕСПЕКС, 1998. — Кн. 1. — 703 с.: ил.
  80. М. В. Психоистория: история и основные направления исследовательской деятельности / М. В. Кирчанов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.-С. 71−84.
  81. Кон И. С. К проблеме национального характера / И. С. Кон // История и психология: сб. ст. / под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1971.-С. 53−69.
  82. В. В. Психология межкультурных различий / В. В. Кочетков. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. — 268 е., табл.
  83. В. А. «Приятный стихотворец и добрый человек» / В. А. Кошелев // Батюшков К. Н. Сочинения: в 2 т. / К. Н. Батюшков — сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент В. А. Кошелева. М.: Худож. лит., 1989. — Т. 1. — С. 5−28.
  84. В. А. К. Н. Батюшков и Муравьев / В. А. Кошелев // Новые безделки: сб. ст. к 60-летию В. Э. Вацуро. М.: Новое лит. обозрение, 1995/1996.-С. 320−346.
  85. В. Т. Психология развития человека / В. Т. Кудрявцев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 279 с.
  86. Е. С. Социально-психологические особенности личности / Е. С. Кузьмин // Социальная психология личности: сб. ст. Л.: О-во «Знание», 1974.-С. 120−136.
  87. JI. И. Поэзия Н. М. Муравьева / JI. И. Кулакова // Муравьев Н. М. Стихотворения / сост., вступ. ст. и коммент. JI. И. Кулаковой. М. — J1.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1967. — (Б-ка поэта. Большая сер. 2-е изд.). -С. 5−49.
  88. В. С. Проблемы понимания психологического развития в культурно-исторической теории деятельности / В. С. Лазарев // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 18−27.
  89. Н. М. «Отрасль» Рылеева в Северном обществе декабристов / Н. М. Лебедев // Очерки из истории движения декабристов: сб. ст. / под ред. Н. М. Дружинина, Б. Е. Сыроечковского. М.: Госполитиздат, 1954. — С. 446 485.
  90. Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию : учеб. пособ. / Н. М. Лебедева. М.: Издат. дом «Ключ-С», 1999. -224 с.
  91. Леви-Строс К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. М.: Республика, 1994. — 384 с.
  92. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 608 с. — (Психология: классические труды).
  93. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  94. А. Н. Из дневниковых записей / А. Н. Леонтьев // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / сост.: А. Г. Асмолов, М. П. Леонтьева — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — С. 301−310.
  95. Демоз Ллойд. Психоистория / Ллойд Демоз. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 510 с.: ил.
  96. А. М. Миф как основание детского мышления / А. М. Лобок // Мир психологии. 1998. — № 3. — С. 111−129.
  97. Н. А. Социальное мышление личности в контексте исторического времени / Н. А. Логинова // Мир психологии. 2000. — № 3. — С. 191−196.
  98. Ю. М. К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю. М. Лотман. Таллинн: Александра, 1993. — Т. 3. — С. 430−438.
  99. Ю. М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю. М. Лотман. Таллинн: Александра, 1992. — Т. 1. — С. 248−268.
  100. Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю. М. Лотман. Таллинн: Александра, 1993. — Т. 1. — С. 269−286.
  101. Ю. М. Декабрист в повседневной жизни / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции рус. дворянства (XVII нач. XIX в.) / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство-СПб, 1994. — С. 331−384.
  102. Первин, Лоуренс О. Психология личности: Теория и исслед. / Лоуренс А. Первин, Оливер П. Джон- Науч. ред. пер. В. С. Магун. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. — 606 с.: ил.
  103. И. Г. «Психология эпохи» как общественное явление : Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук: спец. 09.00.01 / И. Г. Лукьянова. Л., 1973. — 22 с.
  104. М. С. Сочинения, письма, документы / М. С. Лунин — вступ. ст. Н. Я. Эйдельмана — коммент. И. А. Желваковой, Н. Я. Эйдельмана. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988. — 567 с.: портр., ил. — (Серия «Полярная звезда»: Документы и материалы).
  105. А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов : экспериментально-психологическое исследование / А. Р. Лурия. М.: Наука, 1974. 174 с.: черт.
  106. А.Р. Об историческом развитии психических процессов. М.: Наука, 1974.- 186 с.
  107. С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): курс лекций: учеб. пособие / С. Н. Лютова. М.: МГИМО (У), 2002. — 175 с.: ил.
  108. И. Ю. С. Ф. Платонов и Р. Ю. Виппер о соединении истории и психологии / И. Ю. Мартианова. М.: Наука, 1997. — 210 с.
  109. Т. Д. Проблема эстетических переживаний в концепции «психологии социального бытия» Г. Г. Шпета / Т. Д. Марцинковская // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 119−127.
  110. Т. Д. История психологии : Учеб. пособ. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Т. Д. Марцинковская. М.: Академия, 2001. — 544 с.
  111. Д. Психология и культура : Соврем, исслед.: Пер. с англ. / Д. Мацумото. 3-е междунар. изд. — СПб.: Прайм-еврознак- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 414 с.: ил. — (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  112. И. Н. Н. И. Гнедич и декабристы / И. Н. Медведева // Декабристы и их время. М., 1985. Т. 1. — С. 3−21.
  113. Е. М. Межинститутский семинар по исторической психологии / Е. М. Мухина // Одиссей: Человек в истории. — М.: Наука, 1989. -С. 183−190.
  114. Мид М. Исследование детства. Пластичность человеческой психики / М. Мид. М., 1976.-237 с.
  115. . Н. Историческая психология и историческое знание / Б. Н. Миронов // Общественные науки. 1986. — № 1. — С. 130−143.
  116. С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московичи//Психологический журнал. 1995.-Т. 16, № 1.-С. 3−18.
  117. С. Машина, творящая богов = La machine a faire des dieux / С. Московичи. М.: Центр психологии и психотерапии: КСП+, 1998. — 560 с.
  118. А. М. Записки / А. М. Муравьев. М., 1922. — 197 с.
  119. Н. М. Стихотворения / сост., вступ. ст. и коммент. JL И. Кулаковой. М. — JI.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1967. — 230 с. — (Б-ка поэта. Большая сер. 2-е изд.).
  120. Н. М. Показания декабриста / Н. М. Муравьев // Восстание декабристов. Материалы по истории восстания декабристов / под общ. ред. и с предисл. М. Н. Покровского. М.- Л.: Госиздат, 1925. — Т. 1. — С. 324−360.
  121. Н. М. Историческое обозрение хода Общества / Н. М. Муравьев // Восстание декабристов. По истории восстания декабристов / под общ. ред. и с предисл. М. Н. Покровского. М. — Л.: Госиздат, 1925. — Т. 1. — С. 324−342.
  122. Н. М. Заметки о тайном обществе / Н. М. Муравьев // Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов / общ. ред. Ю. Г. Оксман, С. Н. Чернов. М.: Изд-во политкаторжан и ссыльно-переселенцев, 1931.-Т. 1.-С. 447−460.
  123. Н. М. Письма декабриста, 1813−1826 гг. / Н. М. Муравьев. -М.: Памятники ист. мысли, 2001. 312 с.: порт.
  124. Н. Н. Записки / Н. Н. Муравьев // Русский архив. 1885. -№ 9. — С. 67−80.
  125. П. А. Сочинения, письма / П. А. Муханов — отв. ред. В. А. Федоров — вступ. ст. Г. В. Чагина, В. А. Федорова. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. — 495 с.: ил. — (Серия «Полярная звезда»: Документы и материалы).
  126. В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности: Тексты: Сб. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 34−46.
  127. К. М. Сказка поэзия народной души / К. М. Нартов // Мир психологии. — 1998. -№ 3.- С. 103−111.
  128. М. В. Движение декабристов : в 2 т. / М. В. Нечкина. М.: Изд-во АН СССР, 1955.-Т. 1.-483 с.- Т. 2.-506 с.
  129. М. В. Декабристы / М. В. Нечкина. М.: Наука, 1975. — 183е., ил.
  130. В. В. Существуют ли междисциплинарные науки? (на примере исторической психологии) / В. В. Никандров // Вестник СПб. ун-та. Сер.6, Философия, политология, социология, психология, право. 1992. — Вып. 4.-С. 77−83.
  131. Общая психология: Тексты: в 3 т.: для студ. фак. Психологии вузов / ред.-сост.: Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин — отв. ред. В. В. Петухов. 2-е изд., испр. и доп. — М. Психология: Генезис, 2001. — Т. 1. — 607 с.
  132. Ю. Г. Пушкин, декабристы и Чаадаев / Ю. Г. Оксман, В. В. Пугачев. Саратов: Ред. журн. «Волга»: ИКД «Пароход», 1999. — 259 с.
  133. С. Б. Декабрист М. С. Лунин / С. Б. Окунь. 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 280 с.: портр.
  134. Э. А. В добровольном изгнании /Э. А. Павлюченко. -М.: Наука, 1987.-176 с.
  135. Э. А. Добрейшая Екатерина Федоровна / Э. А. Павлюченко // Памятники Отечества. 1992. — № 8. — С. 28−40.
  136. Э. А. Декабрист Никита Муравьев: отступник или подвижник? / Э. А. Павлюченко // Муравьев Н. М. Письма декабриста, 18 131 826 гг. /Н. М. Муравьев. М.: Памятники ист. мысли, 2001. — С. 5−48.
  137. И. К. Российская ментальность (материалы «круглого стола») / И. К. Пантин // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С. 25−53.
  138. В. С. Декабристы и французский либерализм / В. С. Парсамов — под ред. Н. А. Троицкого. М.: Полимед, 2001. — 238 с.
  139. . Д. Н. К. Михайловский о психологическом факторе в историческом процессе / Б. Д. Парынин, JI. И. Рудаков // История и психология: сб. ст. / под ред. Б. Ф. Поршнева, JI. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1971. — С. 114−127.
  140. А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1984. — № 4.-С. 15−29.
  141. Письма и прошения Екатерины Федоровны Николаю I и Марии Федоровне // ГАРФ. Ф. 1153. On. 1. Д. 9.
  142. С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. СПб.: Литера, 1999. — 800 с.
  143. Предписание Николая I коменданту Нерчинских рудников генерал-майору С. Р. Лепарскому о порядке содержания осужденных Верховным уголовным судом // Исторический источник. 2000. — № 6. — С. 149−176.
  144. О. Арзамас, или апология галиматьи / О. Проскурин // Знание-сила. 1993. — № 2. — С. 75−84.
  145. Психология будущего: беседа с ученым-психологом А. В. Чистяковым // Наука и религия. 1992. — № 12. — С. 4−13.
  146. Психология XXI века: пророчества и прогнозы («круглый стол») // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 3−35.
  147. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.: ил.
  148. А. Е. Записки декабриста / А. Е. Розен — подгот. текста и вступ. ст. Г. А. Невелева. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. 480 с.: ил. — (Серия «Полярная Звезда»),
  149. И. И. Проблематика социально-исторической психологии в зарубежной историографии XX века / И. И. Розовская // Вопросы философии.- 1972.-№ 7.-С. 128−130.
  150. Рубинштейн С. JL Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн — сост. и авт. коммент.: К. А. Абульханова-Славская. А. В. Брушлинский — отв. ред. и автор вступ. ст. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  151. Русские писатели, 1800−1917: биогр. словарь-справочник. М.: Науч. изд-во «БРЭ», 1999. — Т. 4. — 704 с.
  152. Е. Ф. Становление личности / Е. Ф. Рыбалко // Социальная психология личности: сб. ст. J1.: О-во «Знание», 1974. — С. 212−232.
  153. В. И. Декабристы-масоны / В. И. Семевский // Минувшие годы. 1908. — № 2. — С. 20−49- № 3. — С. 36−61.
  154. В. И. Политические и общественные идеи декабристов / В. И. Семевский. СПб.: тип. 1-й СПб. труд, артели, 1909. — XII, 698 с.
  155. А. В. Декабристы и Французская революция конца XVIII в. / А. В. Семенова // Новая и новейшая история. 1989. — № 3. — С. 26−42.
  156. Е. С. Духовный облик фронтового поколения: историко-психологический очерк / Е. С. Синявская // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1992. — № 4. — С. 37−54.
  157. И. Е. А. С. Пушкин: страницы из истории российских изданий по психологии и психиатрии / И. Е. Сироткина // Вопросы психологии.- 1999.-№ 3.-С. 89−99.
  158. Т. Г. Этнопсихология : Учеб. для студентов вузов по спец. «Психология» / Т. Г. Стефаненко. Екатеринбург: Деловая кн. — М.: Акад. проект, 2000. — 320 с. — (Б-ка социальной психологии).
  159. Среда и человек: диалектика взаимодействия: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. А. А. Петраков. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 1990. — 88 с.
  160. А. В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерапию : учеб. пособие / А. В. Сухарев. М.: Гос. акад. славян, культуры, 2002. — 240 с.
  161. М. В. Еще раз о социально-исторической «прародине» личности / М. В. Тендрякова// Одиссей: Человек в истории. М.: Наука, 1995. -С. 254−276.: ил.
  162. А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности / А. В. Толстых. СПб.: Алетейя, 2000. — 288 с.
  163. И. М. Корнелий Тацит / И. М. Тронский // Тацит Корнелий. Сочинения / К. Тацит. СПб.: Науч.-издат. центр. «Ладомир», 1993. -С. 203−247.
  164. О. М. Прогрессивные тенденции в исторической психологии Иньяса Мейерсона / О. М. Тутунджян // Вопросы психологии. -1963.-№ 3.-С. 3−15.
  165. Утвержденный Николаем I имущественный статус жен декабристов // Исторический архив. 2000. — № 6. — С. 23−45.
  166. В. А. Крестный путь декабристов в Сибирь / В. А. Федоров // Исторический архив. 2000. — № 6. — С. 46−56.
  167. Ю. В. Ритмы этнической социализации / Ю. В. Филиппов // Мир психологии. 2000. — № 3. — С. 118−128.
  168. Фрейд 3. Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США: Психол. исслед. / 3. Фрейд, У. Буллит — пер. с англ. В. В. Старовойтова — общ. ред. Е. Н.
  169. Царева — предисл. В. В. Старовойтова, Е. Н. Царева. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1999.-288 с.
  170. Э. Характер и социальный процесс / Э. Фромм // Психология личности: Тексты: сб. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 30−47.
  171. Э. Адольф Гитлер : клинический случай некрофилии: пер. с англ. М.: Высш. шк., 1992. — 144 с.
  172. Р. М. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия / Р. М. Фрумкина // Человек. 1999. — № 3. — С. 35−46.
  173. В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека / В. Ю. Хотинец // Вопросы психологии. 2001. — № 5. — С. 60−72.
  174. В.Ю. Этническое самосознание в структуре интегральной индивидуальности : (на материале исследования студентов удмуртов): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: спец. 19.00.01. Пермь, 1995.-21 с.
  175. Человек, индивид, общество: сущность и ценности: сб. науч. тр. / отв. ред. С. М. Шалютин. Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 2000. — 155 с.: граф.
  176. А. В. Психология будущего: Беседа с ученым-психологом / А. В. Чистяков // Наука и религия. 1992. — № 12. — С. 7−10.
  177. В. А. Историческая психология на перекрестках человекознания / В. А. Шкуратов // Одиссей: Человек в истории. М.: Наука, 1991.-С. 103−114.
  178. В. А. Историческая психология / В. А. Шкуратов. Ростов н/Д.: Город N, 1994. — 288 с.
  179. Г. Г. Введение в этническую психологию / Г. Г. Шпет. СПб.: Алетейя, 1996. 156 с.
  180. Г. Г. Психология социального бытия / Г. Г. Шпет. Воронеж, 1996. — 496 с. — (Психология Отечества).
  181. Ю. В. Ритмы этнической социализации / Ю. В. Филиппов // Мир психологии. 2000. — № 3. — С. 118−128.
  182. Н. Я. Мгновенье славы настает : Год 1789-й / Н. Я. Эйдельман. Л.: Лениздат, 1989. — 300 с.
  183. С. А. Великая Французская революция и нравственные искания декабристов / С. А. Экштут // Философские науки. 1990. — № 1. — С. 12−20.
  184. Юнг К. Душа и миф: Шесть архетипов / К. Юнг — пер. с англ. А. А. Юдина. Киев — М.: Совершенство, 1997. — 384 с.
  185. Юнг К. Психологические типы / К. Юнг — пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В. Зеленским — под общ. ред. В. Зеленского. — СПб. — М.: Прогресс-Универс, 1995. 716 с.
  186. А. В. Социальная обусловленность психологического знания и проблемы перестройки / А. В. Юревич // Психологический журнал. 1989. -Т. 10, № 2.-С. 64−83.
  187. Е.И. Замечания на «Записки» («Моп Journal») А. Муравьева // Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. М., 1920. Т.1.
  188. И. Д. Записки, статьи, письма декабриста / И. Д. Якушкин — ред. и коммент. С. Я. Штрайха. М.: Изд-во АН СССР, 1951. — 740 с.: ил.
  189. О. А. Наставник и воспитанник (М. Н. Муравьев и К. Н. Батюшков) / О. А. Яценко // Педагогика. 1992. — № 11/12. — С. 31−39.
  190. Anheier Н. Forms of capital and social structure in cultural fields / H. Anheier, J. Gerhards, F. Romo // American Journal of sociology. 1995. — Vol. 100, № 4. — P. 859−904.
  191. Barnouw V. Culture and personality / V. Barnouw. Homewood — Illinois: Dorsey Press, 1963. — 410 p.
  192. Benedict R. Patterns of culture / R. Benedict. Boston — N. Y.: Houghton Mifflin company, 1934. — XII, 292 p.
  193. The Cultural context of learning and thinking / M. Cole, J. Gay, J. A. Click, D. W. Sharp. N. Y.: Basic Books, 1971. — XX, 304 p.
  194. Cole M. Alexander Luria, cultural psychology and the resolution of the crisis in psychology / M. Cole. San Diego, 1997. -(http://lchc.ucsd.edu/People/MCole/luria.html).
  195. Ericson E. Hitler’s imagery and German youth / E. Ericson // Psychiatry. -1942.-Vol. 5.-243 p.
  196. Ericson E. Life history and the historical moment / E. Ericson. N. Y., 1975.-315 p.
  197. The Social construction of emotions / edited by R. Harre. N. Y.: Blackwell, 1986.-VIII, 316 p.
  198. Holy L. Culture, cognition and practical interaction / L. Holy. N. Y., 1990.-256 p.
  199. Moscovichi S. The phenomenon of social representations / S. Moscovichi. -N. Y., 1984.-342 p.
  200. Ratner C. Vygotsky’s sociohistorical psychology and it’s contemporary applications / C. Ratner. N. Y.- London: Plenum press Cop., 1991. — XI, 368 p.
  201. Ratner С. Activity as a key concept for cultural psychology / C. Ratner // Culture & Psychology. 1996. № 2. P. 407−434.
  202. Ratner C. Three Approaches to Cultural psychology: a critique / C. Ratner // Cultural Dynamics. 1999. № 11. P. 7−31.
  203. Redfield R. The little community: viewpoints for the study of a human whole / R. Redfield. Uppsala: Almqvist & Wiksells boktr., 1955. — 182 p.
  204. Shweder R. A. Cultural theory: essays on mind, self and emotion / R. A. Shweder, R. Le Vine. N. Y.: University Press, 1984. — 359 p.
  205. Sweder R. A. Cultural psychology: what is it? / R. A. Sweder. N. Y.: University Press, 1990. — 625 p.
  206. Tsunoda T. Difference in the mechanism of emotion in Japanese and Westerner / T. Tsunoda // Psychotherapy and Psychosomatics. 1979. — № 31. — P. 367−372.
  207. Tulviste P. The cultural-historical development of verbal thinking / P. Tulviste. Commack — N. Y.: Nova Science Publishers, 1991. -X, 208 p.
  208. Vijay Devesh. Life history: a tool for a humanistic approach to social sciences / Vijay Devesh. N. Y., 1992. — 427 p.
Заполнить форму текущей работой