Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Механизм формирования государственной экономической политики в отношении оборонно-промышленного комплекса России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На пути решения этой задачи имеется много проблем, носящих внешне и внутриполитический, социально-экономический, научно-технический и финансовый характер. Главными из них являются, с одной стороны, глубокий экономический кризис, разрушение государственного управления, спонтанность и неорганизованность, низкая эффективность действия рыночных структур и, с другой стороны, новое Российское… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование государственной экономической политики обеспечения национальных интересов безопасности России
    • 1. 1. Общая характеристика нормативно-законодательной базы и правовых основ обеспечения национальной безопасности России
    • 1. 2. Национальные интересы и геополитические условия обеспечения безопасности России
    • 1. 3. Характеристика основных внутренних и внешних угроз национальной безопасности РФ
    • 1. 4. Анализ системы военной безопасности России
    • 1. 5. Экономическая безопасность и властные структуры

    Глава 2. Оценка научно-технического и технологического потенциалов обороннопромышленного комплекса России и перспектив их использования в гражданском секторе экономики на примере авиационно-промышленного комплекса.

    2.1. Анализ промышленной политики бывшего СССР и России в отношении оборонно-промышленного комплекса.

    2.2. Анализ состояния авиапромышленного комплекса России и формирование государственной концепции выживания и развития отечественной авиации.

    2.3. Совершенствование системы управления конверсионными процессами на предприятии ООП.

    2.3.1. Обзор негативных факторов и причин, повлиявших на ухудшение работы оборонных предприятий и исполнения конверсионных программ.

    2.3.2. Анализ процессов конверсии на предприятиях оборонной промышленности.

    2.3.3. Совершенствование управления конверсионными процессами.

    2.4. Технологии двойного применения — их роль и значение для развития экономики страны.

    2.4.1. Преимущества технологий двойного применения перед чисто военными и гражданскими технологиями.

    2.4.2. Совершенствование организации работ по развитию и распространению технологий двойного применения.

    2.4.3.Разработка предложения по повышению эффективности реализации инвестиционной политики в области технологий двойного применения.91.

    2.5. Концептуальные требования к научно-исследовательскому, проектному и производственно-технологическому потенциалу.

    Глава 3. Концептуальные основы формирования и реализации государственной политики в отношении оборонно-промышленного комплекса России.

    3.1. Необходимость реорганизации в управлении оборонно-промышленным комплексом России.

    3.2. Формирование системы государственного протекционизма на внутреннем-и внешнем рынках на примере авиационного комплекса России.

    3.2.1. Мотивация государственного протекционизма продажам гражданской авиационной техники на внутреннем рынке.

    3.2.2. Механизм финансово-экономического обеспечения реализации лизинговой программы.

    3.2.3. Мотивация и механизмы государственного протекционизма продвижению авиатехники на мировой рынок.

    3.3. Создание интегрированных структур как основа эффективной кооперации на примере авиационно-промышленного комплекса.

    3.4. Концептуальные основы стратегии развития ОПК России.

Механизм формирования государственной экономической политики в отношении оборонно-промышленного комплекса России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основой государственной экономической политики России должно стать сохранение страной комплекса своих конкурентных преимуществ, особенно в оборонно-промышленной сфере, позволяющих рассчитывать на соответствующий статус страны в мировой экономике и эффективность ее внешнеэкономической деятельности.

Россия, являясь преемницей СССР, унаследовала изолированное от всего мира и частично разрушенное из-за распада СССР технологическое пространство.

Необходимо произвести его структурную перестройку, и в первую очередь — перестройку оборонной промышленности как приоритетной наукоемкой отрасли, чтобы Россия могла сотрудничать в этом мировом технологическом пространстве на правах равного партнера.

К сожалению, за последние 10 лет передовые технологии и техническая оснащенность многих предприятий отраслей оборонной промышленности, бывших гордостью ОПК России, морально и физически устарели, отстали от последнего слова техники. Существование же ОПК России зависит от участия его на международных рынках оружия. Поэтому так важно выработать государственную концепцию, обеспечивающую экономическую безопасность страны в сфере внешнеэкономической деятельности.

В современных условиях для обеспечения безопасной комфортной интеграции России в мировую экономику необходимо;

Исходя из имеющихся конкурентных преимуществ России, и в первую очередь это относится к продукции оборонно-промышленного комплекса, выявить и целенаправленно освоить наиболее перспективные для российского экспорта товарно-страновые ниши на мировом рынке и сконцентрировать основные усилия и средства для достижения рыночного успеха на них;

Всемерно способствовать развитию производственной кооперации, инжиниринга, лизинга;

Достигнуть благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами;

Добиться снятия любых дискриминационных ограничений на торговлю с Россией и не допускать возникновения новых ограничений;

Обеспечить доступ российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин и оборудования, технологий и информации, капитала.

Особую роль здесь должна сыграть политика государственного протекционизма по продвижению и сбыту российских товаров и услугурегулировать на долгосрочной, основе валютно-финансовые проблемы во взаимоотношениях как со странами и международными организациямикредиторами, так и с должниками России.

Заявление президента России В. В. Путина о том, что ОПК должен стать локомотивом российской экономики означает максимальную мобилизацию и концентрацию средств на создание базовых современных технологий, наукоемкого продукта, причем не только военного, но и гражданского, а также научной и технологической инфраструктуры и необходимой экспериментальной базы страны.

На пути решения этой задачи имеется много проблем, носящих внешне и внутриполитический, социально-экономический, научно-технический и финансовый характер. Главными из них являются, с одной стороны, глубокий экономический кризис, разрушение государственного управления, спонтанность и неорганизованность, низкая эффективность действия рыночных структур и, с другой стороны, новое Российское государство и его аппарат власти до настоящего времени не выработали четкой и целенаправленной политики в рассматриваемой области.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами: в условиях дивергенции современного мира необходимо осмыслить роль и место России в мировом сообществе, очертить круг ее приоритетных национальных интересоврост конфликтности в мире свидетельствует о том, что пока преждевременно отходить от концепции «баланса сил» в международной политике. Мир продолжает жить по силовым законам, где военной силе отводится, если не главная, то весьма важная роль. Это требует повышенного внимания к тем факторам, которые при стечении определенных обстоятельств могут привести к появлению военной угрозы России. В этой связи надо всесторонне проанализировать проблемы военного обеспечения интересов национальной безопасности России и сформировать грамотную государственную политику в отношении развития оборонно-промышленного комплекса РФпроявившаяся в середине 90-х годов тенденция к сокращению ассигнований, свертыванию производства и программы НИОКР привела к колоссальным потерям промышленного и научно-технического потенциала и утрате передовых позиций по ряду направлений развития ОПК. Поэтому на повестке дня стоит вопрос: как организованно и с максимальным экономическим эффектом использовать оставшийся потенциал как в военной, так и в гражданской сферах в интересах насыщения рынков средств производства и товаров народного потребления. Новая военно-политическая и военно-стратегическая обстановка, сложившаяся в мире в результате распада СССР, роспуска организации Варшавского Договора и намерений по расширению Северо-Атлантического блока на Восток за счет приема стран Центральной и Восточной Европы, а также перевод экономики России на рыночные отношения, дефицитность финансовых ресурсов, отсутствие четкой государственной политики в отношении развития предприятий ООП привели к утрате престижа неприкосновенного государства. Россия лишилась многих стратегически значимых элементов инфраструктуры, военных баз, портов, средств разведки и предупреждения.

В связи с этим вопросы, связанные с уровнем затрат на оборону, их распределением, достаточностью или недостаточностью ассигнований по той или иной статье бюджета становятся жизненно важными при принятии военно-экономических решений высшими органами власти страны. От их оптимального решения зависит, с одной стороны, состояние экономики страны, и, с другой стороны, — ее безопасность.

Цель диссертационной работы — разработка концепции формирования государственной экономической политики в отношении ОПК России в условиях новой геостратегической обстановки.

Основные задачи исследования:

Изучение теоретических основ государственной экономической политики обеспечения национальной безопасности.

Анализ государственной экономической политики бывшего СССР и России в отношении ОПК.

Определение сущности и содержания конверсионного процесса на оборонных предприятиях.

Анализ процессов конверсии на предприятиях авиационно-промышленного комплекса.

Разработка концептуальных основ проведения реструктуризации предприятий отраслей оборонной промышленности в соответствии с внешними условиями рынка и стратегией развития ОПК России.

Анализ производственного, научно-технического потенциала и финансового состояния авиационно-промышленного комплекса России.

Разработка концепции стратегии развития государственной авиации.

Формирование государственной политики протекционизма на внутреннем и внешнем рынках в отношении ОПК России (на примере сбыта продукции авиационного комплекса РФ).

Объектом диссертационного исследования является авиационно-промышленный комплекс России в составе оборонно-промышленного комплекса РФ.

Предметом диссертационного исследования является формирующийся механизм государственного регулирования научно-технического и экономического развития предприятий отраслей оборонной промышленности и их взаимоотношения с государственными структурами (органами власти).

Методологической и теоретической основой диссертации являются исторический и системный подходы к исследуемому объекту и предмету, сравнительный анализ, методы индукции и дедукциитруды отечественных и зарубежных ученых по проблемам национальной экономической политики, региональной экономики, теории управления, международным отношениям и геополитике, концептуальные подходы, воплощенные в законодательных актах Российской Федерации, нормативных и методологических документах государственных органов, а также монографические и диссертационные работы, материалы научных конференций, семинаров и другие источники, имеющие непосредственное отношение к данному исследованию.

Концепция диссертационного исследования базируется на признании главенствующей роли государственной экономической политики в отношении оборонно-промышленного комплекса в вопросе обеспечения национальной безопасности России.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретико-методических предложений и рекомендаций по совершенствованию государственной экономической политики в отношении оборонно-промышленного комплекса России.

Вклад автора в разработку положений, вынесенных на защиту, состоит в следующем:

1. проведен анализ политики государства в отношении ОПК, действовавшей в бывшем СССР и России.

2. выявлен комплекс проблем по обеспечению реализации накопленного на предприятиях ООП научно-технического потенциала и технологий двойного действия.

3. разработаны основные направления концепции государственной политики протекционизма по сбьггу продукции ОПК.

4. сформулированы теоретические основы и определены факторы эффективности управления конверсионными процессами на предприятиях АПК.

5. разработаны концептуальные основы реструктуризации ОПК России в условиях рыночной экономики.

6. разработан экономический механизм формирования государственной политики в отношении оборонно-промышленного комплекса, содержащий в своей структуре финансовые методы и рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования методических разработок и рекомендаций, предложенных автором, при формировании и исполнении конкретных экономических программ развития как ОПК России в целом, так и по военным округам РФ.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы были обсуждены на международной научной конференции ученых и студентов Белорусского института предпринимательства (г.Минск, 2003 г.), на городской международной конференции по проблемам Устойчивого развития (г.Москва, 2001 г.), на заседаниях кафедры экономики Представительства МЭСИ в Прибалтике (г.Рига, 2003 г.), на научном семинаре преподавателей и студентов Рижского Технического университета «Проблемы развития цивилизации» (г.Даугавпилс, Латвия, 2000 г.).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, 7 приложений и библиографического списка. В ней содержится 146 страниц основного текста, 4 рисунка, 4 таблицы, 1 график.

Заключение

.

Изменения, произошедшие в экономике России за последние 15 лет, все больше требуют от руководителей умения видеть перспективы и принимать обоснованные стратегические и тактические решения.

Это означает, что для эффективного развития России необходимо правильно определенные приоритеты экономической, научно-промышленной политики, стратегия и механизмы ее воплощения, которые должны быть сконцентрированы на устранении отрицательной динамики технологического развития.

В диссертационной работе рассмотрены и проанализированы методические разработки в области обеспечения национальной безопасности и государственной политики в отношении оборонно-промышленного комплекса России.

Основываясь на данные исследования можно констатировать следующее:

1. Новая военно-политическая и военно-стратегическая обстановка, сложившаяся после распада СССР обусловила необходимость пересмотра большинством стран целей в области национальной безопасности, внешней политики, военных доктрин и планов строительства вооруженных сил.

2. Безопасность государства неразрывно связана с категориями национальных потребностей и национальных интересов. Поэтому разработка наиболее важных решений, связанных со стратегическими аспектами политического и экономического курса государства должна осуществляться в рамках Совета безопасности России.

3. Перевод экономики России на рыночные отношения, дефицитность финансовых ресурсов, конверсия, отсутствие четкой государственной политики в отношении развития двойных технологий привели к угрозе потери научно-технического и технологического потенциала и, как следствие, национальной безопасности страны.

4. Оборонный комплекс России оказался брошенным в возникшие после распада СССР рыночные условия и вынужденным приспосабливаться к этим условиям самостоятельно без особой помощи государства, что поставило оборонную промышленность на грани катастрофы.

5. Россия, являясь преемницей СССР, унаследовала частично разрушенное технологическое пространство и достаточно изолированное от мировых рынков наукоемкого продукта, где существует широкая кооперация в международном разделении труда, несмотря на жесткую конкуренцию.

6. Несмотря на то, что Всероссийское совещание по проблемам состояния и перспективам высокотехнологичного сектора промышленности России в 1998 году охарактеризовало оборонную промышленность как основную российскую высокотехнологичную отрасль, которая находится в критической стадии распада, федеральные власти до сих пор не исполняют свои конституционные обязанности по обеспечению обороноспособности страны и прав трудящихся, занятых на предприятиях оборонного комплекса.

7. Многие предприятии ОПК являются градообразующими, например, «Прогресс» в Арсеньеве, «Амурмаш» в Амурске, «Звезда» в Большом Камне (Дальний Восток) и другие, а значит, своими простоями создают предпосылки для социального взрыва, что является следствием ухудшения экономического положения оборонных заводов (такой бунт рабочих в 1998 г. в Большом Камне вся страна могла наблюдать по телевидению). Численность работающих сократилась на оборонных предприятиях в некоторых случаях в десятки раз. Из-за увольнений и сокращений на оборонных заводах в подобных городах создается критическая масса частных предпринимателей, для которых любое изменение в налоговом законодательстве в сторону ужесточения чрезвычайно болезненно, что вынуждает их протестовать против неграмотной фискальной политики государства. То есть проблемы оборонки носят не только экономический аспект в масштабах страны, но и резко социальный.

Для выработки механизма определения государственной экономической политики в отношении ОПК необходимо:

1) создать и наделить соответствующими полномочиями научно-техническую комиссию при правительстве РФ по военно-промышленным вопросам;

2) привлечь для работы в этом аппарате как представителей промышленных министерств и комитетов, Минобороны, Минфина, Минэкономики, Минатома, Академии наук, космического агентства, так и в обязательном порядке представителей бизнес-структур, деловых кругов, коммерческих банков;

3) четко разделить финансирование оборонных НИОКР и финансирование закупок вооружений. Поэтому финансирование научных разработок должно проводиться отдельной строкой в бюджете. Причем в военный бюджет должна включаться та программа, или ее часть, которая с вязана с созданием оружия для Вооруженных сил России. Разработка же оружия на экспорт, как и создание технологий двойного назначения, должны финансироваться вне военного бюджета.

4) Существование ОПК России зависит от участия его на международных рынках оружия. Для того, чтобы Россия участвовала в мировом технологическом пространстве как равный партнер, необходимо сохранить лидерство в ряде технологий, и в первую очередь в наукоемких технологиях по созданию новейшего вооружения;

5) Списать накопленные по вине Правительства РФ долги оборонных предприятий из-за отсутствия или неполного финансирования государственного заказа, а также ликвидировать задолженность по уже выполненному оборонному заказу.

6) Основополагающим является концентрация всего финансирования в руках единого заказчика — министерства обороны, что надо сделать параллельно с проведением реформы Вооруженных сил России независимо от их видов. Взаимодействие такого единого заказчика и научно-технической комиссии при Правительстве РФ позволило бы сформировать как роль государства при проведении структурной перестройки оборонного комплекса, так и дальнейшую военно-техническую политику.

Механизм формирования государственной экономической политики в отношении ОПК — это экономический механизм, который должен включать экономические, а значит, в первую очередь, финансовые методы и рычаги с обязательным правовым, нормативным и информационным его обеспечением. Структуру данного механизма можно представить следующей схемой:

Экономический механизм.

Финансовые рычаги.

Финансовые методы I планирование прогнозирование инвестирование кредитование самокредитование самофинансирование налогообложение страхование залоговые операции трансферт аренда лизинг факторинг фондообразование диверсификация протекционизм материальное стимулирование система расчетов взаимоотношения с учредителями, хозяйствующими субъектами, органами государственного управления прибыль доход процент дивиденды финансовые санкции арендная плата паевые взносы преференция формы расчетов виды кредитов инвестиции (прямые, венчурные, портфельные) налоговые льготы цена финансовые санкции котировка валютных курсов.

Правовое обеспечение I законы указы Президента постановления Правительства приказы и письма Министерств и ведомств устав хозяйствующего субъекта.

Нормативное обеспечение I инструкции нормы нормативы методические указания другая нормативная документация.

Информационное обеспечение I информация разного рода и вида.

Поставленные в исследовании задачи были решены. Сделаны следующие выводы:

— Структурные преобразования ОПК нельзя проводить путем формального перекраивания сложившейся за многие десятилетия структуры промышленности и приведения ее к русифицированным западным корпоративным схемам;

— Для того, чтобы эти преобразования носили осмысленный, рассчитанный на долгосрочную перспективу характер, необходима соответствующая четкая концепция развития ОПК.

Для вывода предприятий ООП из кризиса потребуется взаимоувязанный комплекс мероприятий, охватывающий различные сферы деятельности.

В области экономической и промышленной политики необходимо:

Погасить задолженность предприятиям и организациям ОПК за выполненные и неоплаченные работы по Государственному оборонному заказу за предыдущие годы, начиная с 1993 г.;

Предусмотреть меры по восстановлению оборотных средств организаций и предприятий ОПК;

Восстановить авансирование выполняемых работ по Государственному оборонному заказу и федеральным целевым программам;

Восстановить финансирование части работ (в первую очередь задельных), осуществляемых организациями и предприятиями ОПК по госзаказу, не через Минобороны, а через вновь воссозданное Министерство оборонной промышленности РФ;

Увеличить в оборонном бюджете долю затрат на финансирование НИОКР;

Освободить от налога часть прибыли организаций и предприятий, направляемой на инвестиции в производство, проведение НИОКР, реализацию федеральных целевых программ;

Ввести и гарантировать твердые годовые тарифы на теплоэнергоресурсы для предприятий и организаций, выполняющих государственный заказ. Предусмотреть компенсацию части расходов на потребляемую тепловую энергию для сохранения и поддержания мобилизационных мощностей оборонной промышленности;

Предусмотреть отчисления организациям — разработчикам ВВТ в размере до 5% от стоимости проданных и поставленных серийными заводами ВВТ в качестве инвестиций на научно-техническое обеспечение эксплуатации, работы, по модернизации, новые разработки и создание научно-технического задела;

Обеспечить планомерное бюджетное финансирование федеральной целевой программы «Национальная технологическая база», в рамках которой создаются новые базовые критические технологии, необходимые для развития российских ВВТ, продукции двойного назначения и экспортной продукции;

Завершить создание системы лизинга и аренды гражданской продукции ОПК, запасных частей и комплектующих изделий. Предусмотреть оказание экономической поддержки субъектам лизинга гражданской продукции ОПК отечественного производства.

В области социальной политики:

Законодательно усилить социальную защищенность специалистов ОПК;

Обеспечить финансовую и социальную поддержку молодых специалистов предприятий ОПК;

Разработать меры по обеспечению сотрудников ОПК, проводящих разработку перспективных ВВТ и обеспечивающих поддержание боевой готовности ВВТ, заработной платой на уровне, не ниже двукратного прожиточного минимума в регионе расположения;

В нормативно-законодательной области:

Законодательно закрепить приоритетное финансирование развития ОПК;

Установить персональную административную и уголовную ответственность должностных лиц исполнительных органов власти за невыполнение принятых законов РФ («О федеральном бюджете» и др.);

Обеспечить государственную поддержку реформирования ОПК;

Установить режим наибольшего благоприятствования (правительственные гарантии) коммерческим банкам, осуществляющим инвестиции в развитие конкурентоспособной гражданской продукции на предприятиях ОПК;

Законодательно обеспечить государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследований в научных организациях ОПК;

Ускорить принятие закона по интеллектуальной собственности, закрепив за организациями-разработчиками право управления этой собственностью с выплатой авторам, генеральным заказчикам и в федеральный бюджет определенных законом процентов от получаемой прибыли;

Помочь оборонно-промышленному комплексу России в решении этих задач может только жесткая государственная политика.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. «Вопросы экономики» -№ 12,1998.
  2. И. Планы США по обеспечению безопасности новых членов НАТО / Зарубежное военное обозрение. 1997. — М25. — С. 11.
  3. В. А., Антамзян И. А., Багралов Э. А. Россия на пороге XXI века. Под общей редакцией Кожемякина В. Н. и Подберезкина А. И. М. Обозреватель, 1996, С. 334.
  4. М., Мехед М., Фомин А. Сущность и угрозы экономической безопасности. М., 1996.
  5. Ю. НАТО на пороге расширения / Зарубежное военное обозрение. — 1997. -М.-С.З.
  6. И. К. Менеджмент лизинговых операций. М., «Финансы и статистика" — 1998.
  7. С., Батьковский А., Хрусталев Е. Финансы и реформирование вооруженных си. Независимое военное обозрение. М., № 7,1999.
  8. Барабанов В.А.Социально-политические проблемы ОПК РФ. М. 1998, С. 168.
  9. Э. Политика в рыночном обществе. «Бизнес и политика», № 5 1995.
  10. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные факторы. Части 1, 2. — М.: МГФ «Знание», 1998.
  11. О. А. Безопасность России: геополитический ракурс / Безопасность, № 7, 1998.
  12. И. Я., Калинин А. П. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 1999 г.
  13. П.Богданова М. В. Экономическо-статистическое исследование военных бюджетов РФ и стран НАТО. М. 1997, С. 96.
  14. А. В. Информационное обеспечение военно-политических действий государства. М. 2000, С. 203.
  15. Е., Гловацкая Н., Лазаренко С. Макро-аспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. «Вопросы экономики» — № 12 — 2000.
  16. Н.Г., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. «Безопасность и устойчивое развитие России» М.: МГУК, 1998.
  17. Н.Г., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. «Стабильность государства: Российская одель» М.: МГУК, 1997.
  18. Н. Г., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. «Экономическая и социальная безопасность в России» — М.: МГУК, 1999.
  19. В.Н. Политический механизм реализации военной мощи современнь! х государств. М. 1999, С. 199.
  20. В.В. Защита имущественных прав предпринимателей. М., 2002.
  21. A.A. Военно-правовая идеология США. Теоретико-правовой анализ. С-Пб. 1996, С. 460.
  22. В. Гражданская авиация: экстремальные условия развития. / Журнал о реальной экономике / Прямые инвестиции. № 4.2000.
  23. Вооруженные силы зарубежных стран. Справочник / Зарубежное военное обозрение. 1998. — С. 42−64.
  24. М.А. Национальная безопасность России как теория и практика. Информационный сборник № 8 1998.
  25. М.Ф. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения. М. 1996, С. 207.
  26. A.B. На перекрестках интересов / Гражданская авиация. № 3, 2001. С. 15.
  27. Государственная стратегия экономической безопасности РФ (основные положения) / Указ президента РФ № 608.
  28. И.Н. Совершенствование управления реформирования предприятий ВПК. Организационно-производственные аспекты. М. 2001, С. 200.
  29. О. О. Механизм конверсии: проблемы и перспективы (по материалам конференции лиги содействия оборонным предприятиям), Экономист № 7 — 1995, С. 50−61.
  30. М. И. Современные подходы к мониторингу социально-экологической обстановки в регионе. М.: Союз — 2001.
  31. А. Концептуальные основы безопасности организации. «Безопасность», № 5 -2001.
  32. . Д. Организационно-экономический механизм реструктуризации ВПК. М. 1998, С. 294.
  33. Е. Е. Казначейская система исполнения бюджета РФ. М. 2000, С. 144.
  34. В. Мевший П. Новички заплатят сполна /1 Независимое военное обозрение. 1998. — С. 24.
  35. А. А. Прогнозирование и политика (методология, организация и использование прогнозирования международных отношений во внешней политике США) М., «Международные отношения» — 1995.
  36. О. А. Архитектура современной международной безопасности в контексте расширения НАТО и новый мировой порядок / Россия, НАТО и новая архитектура безопасности в Европе. Монография. Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1998. — С. 1−12.
  37. А. И. Территориальные аспекты военной безопасности государства. Философско-политологический анализ. М. 2000, С. 182.
  38. Концепция безопасности РФ: проблемы разработки и реализации (материалы научно-практической конференции). Информационный сборник № 8 — 1999 г.
  39. Концепция национальной безопасности РФ / Указ президента РФ от 10.01.2000 г. № 24.
  40. В. И. Реструктуризация ВПК России в условиях рыночной экономики. Ростов на Дону. 2001, С. 179.
  41. И. Конфликты пост советского пространства. «Мировая экономика и международные отношения» № 2 1996 г.
  42. Е. Е. Социально-экономическая особенность конверсии ВПК России. М. 1998, С. 167.
  43. Н. В., Попов А. С. Угрозы пограничной безопасности России // независимое военное обозрение. — 1998. — М.
  44. А. В. Безопасность предпринимательской деятельности. М., «Финансы и кредит», 1996.
  45. В. Военно-политические аспекты основ международной безопасности // Международная жизнь. 1997. С. 72−78.
  46. И. Н. Информационное общество: стратегический курс для России. Информационное общество № 4−6, 1997.
  47. В. Воля крепчает ракеты ржавеют /1 Российская газета. — 1998. — 23 декабря.
  48. А. Глобальная политическая инсценировка /1 Независимое военное обозрение. 1998.-С. 9.
  49. А. В. Основы политики национальной безопасности. Структурогенез 'и механизм реализации. М. 1999. С. 317.
  50. В. Л. Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России. М. 1998, С. 366.
  51. В. Л. Национальная безопасность: ценности, интересы, цели / Военная мысль.- 1995.-С. 32−34.
  52. В. Л. Стратегия партнерства и интересы России /1 Ориентир. 2000.
  53. М. Г. Военные аспекты обеспечения национальной безопасности России в деятельности расширения НАТО на Восток. Н. Новгород 1999, С. 23.
  54. В. Исторический опыт и уроки военного реформирования в России 1/ Ориентир. 1998. -№ 2. — С. 50.
  55. Материалы заседания Совета Безопасности РФ / http://lenta.ru/economv. июль 2002 г.
  56. Материалы заседания Совета Безопасности РФ /из выступления В. В. Путина. http://lenta.ru/economy, февраль 2003 г.
  57. С. А. Военное содержание национальной политики государства в условиях реформирования российского общества. М. 1998, С. 194.
  58. Методические указания по разработке программ конверсии. М., Госкомоборонпром РФ 1997, С. 23.
  59. Л. Параметры безопасности в эпоху после «холодной войны» // Международная жизнь. 1998. — С. 10−14.
  60. Л. Н. Главные направления политики национальной безопасности России и ее обеспечение 1/ Ориентир. 1999. -№ 21. — С. 48−49.
  61. В. И. Концептуальные основы стратегии национальной безопасности России // Социально-политический журнал. 1997. — С. 36.
  62. Модернизация вертолетов «Ми». И.Кругляков. / Прямые инвестиции. 2003. -№ 12, С.6−11.
  63. Г. Принятие в Североатлантический союз новых членов: каковы следующие шаги? / Вестник НАТО. 1997. — Спецвыпуск. — С. 4.
  64. В. Основные вызовы и угрозы национальной безопасности России. 1/ Ориентир. 1997. — М25. — С. 43.
  65. Ю. Силовой каркас Европы 1/ Независимое военное обозрение. 2000.
  66. А. М. Горизонты гособоронзаказа. / Красная звезда. 24.01.2002.
  67. Т. В. Эволюция концепции безопасности России в середине XIX -конце XX века. Историко-социологический анализ. М. 2000.
  68. Национальная политика России: история и современность. М., Русский мир, 1997, С. 678.
  69. Национальные интересы и национальная безопасность России в XXI веке. Междисциплинарный семинар-дискуссия, 29 марта 1996 г. М., Панинтер, 1996, С. 45.
  70. Ю. А. Оборонная достаточность: критерии и методы оценки. Военная мысль, № 5, 1998, С. 28−32.
  71. В. Ф. Информационное обеспечение национальной безопасности России. М. 2001, С. 197.
  72. Г. В. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности страны. М-2001.
  73. Новости ВПК и военно-технического сотрудничества. / Обзор по материалам СМИ, № 8 22−28.02.2003.
  74. Нэх В. Ф. Внутриполитическая стабильность России. «Безопасность» — № 2 — 1997.
  75. О безопасности: федеральный Закон РФ Российская газета, от 06.05.92.
  76. Оборонно-промышленный комплекс: состояние и перспективы. А.Антипов. // Независимое военное обозрение. 2002. С.4−7.
  77. Об обороне: федеральный Закон РФ / Собрание Законодательства РФ, 1996 № 23, С. 5683−5700.
  78. Основные положения военной доктрины РФ. / «Красная Звезда» от 19.11.93.800 государственной регулировании развития авиации федеральный закон / Собрание законодательства РФ, 1998. № 17.
  79. Основы экономической безопасности (государство, регионы, предприятия, личность). Под ред. Олейникова Е. А. М., 1997.
  80. В. И. О роли и месте силовых структур в нормализации обстановки. Безопасность. № 1 1998.
  81. Н., Соколов Н., Владимиров И. и др. США и НАТО: источники военной угрозы. М.: МО СССР. — 1979. — С. 79−140.
  82. Н. НАТО: мифы и реальность / Красная звезда. 1998. — 4 января.
  83. Постановление Правительства РФ от 29.06.1997. № 633.
  84. В. В. Милитаризация или конверсия? М.: Наука. — 1996. С.66−77.
  85. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998. № 294.
  86. В., Морозов Ю. Военно-политическая стабильность XXI века // Независимое военное обозрение. — 1997. -№ 27.
  87. Е. М. В XXI век без «ведущих» и «ведомых» в мировой политике // Ориентир. 1997. — № 1. — С. 6.
  88. Проект основ политики РФ в области развития ОПК на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. http://kapital.zrpress.ru/2001/0201 .asp.
  89. В. Обоснованы ли опасения России? // Независимое военное обозрение. -1997. -№ 20.
  90. . Военные аспекты международной безопасности // Международная жизнь. 1998. -№ 7. — С. 86−93.
  91. М. И. Управление технологическими системами ВПК России. Санкт-Петербург. 2001, С. 272.
  92. В. Состояние и перспективы военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств // Ориентир. 1997. — № 6. — С. 50−53.
  93. С. Евразийский проект России / НГ сценарии, 29.08.96.
  94. С. М. Россия и США. Испытание кризисом // Международная жизнь. 1999. -№ 4.
  95. С. М. Советский Союз и США: поиск баланса интересов. — М.: Международные отношения. 1989. — С. 259−302.
  96. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат 1998 г.
  97. Россия в цифрах / М.: Госкомстат России 2000 г.
  98. Россия в цифрах / М.: Госкомстат России 2001 г.
  99. Россия и мир. Состояние, тенденции, перспективы. «Наука и технология», Выпуск 6−1999 г., С. 47−54.
  100. М. И. Новые направления в изучении проблем национальной и международной безопасности / Нижегородский журнал Международных исследований. 1997. — № 6. — С. 9.
  101. В.Н. Экономическая эффективность утилизации ВВТ в системе функционирования ВПК. Екатеринбург. 2000, С. 180.
  102. X. Подписание Основополагающего акта между Россией и НАТО — победа здравого смысла. // Военный парад. 1997. — № 5. — С. 8.
  103. В. В. Оборонный комплекс на пороге реструктуризации. Вестник военной информации, № 11 1997, С. 3.
  104. Г. Н. Законодательное обеспечение военной безопасности РФ // Вооружение, Политика. Конверсия. 1997. — № 1. — С. 5, 8.
  105. В. В. Политическая безопасность. «Свободная мысль» — № 1. 1999.
  106. С. И. Международные аспекты конверсии в России: проблемы и угрозы. «Конверсия» № 9 1996 г., С. 21−32.
  107. О. Н. Демографическая политика государства и ее влияние на военный потенциал РФ. Монино. 2001, С. 212.
  108. Современные проблемы национально-государственной и международной безопасности: Сборник материалов конференции. М.: АГШ, экономика, политика, идеология. — 1995. — С. 59.
  109. А. В. Военно-строительный комплекс: стратегия реформирования. Армейский сборник № 8 1996 г., С. 5−6.
  110. Социально-экономическое развитие России, январь 2001 г., М., Госкомстат России.
  111. А. Защита внутреннего рынка России: современная система применения протекционистских мер. «Бизнес и политика». № 5 2001.
  112. Стратегическая стабильность, национальная безопасность, конверсия / Сборник трудов РИА. Под редакцией Волкова JI. И., М. РИА, 1998, С. 212.
  113. Стратегия национальной безопасности США / Независимая газета, 24.05.1996.
  114. Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 гг., «Приватизация в России» -№ 8 1997 г., С.24−28.
  115. Р. А. Конверсия Российского ВПК: мирохозяйственное измерение / Мировая экономика и международные отношения. № 10 1997, С. 22−50.
  116. Федеральное собрание РФ. Рекомендации парламентских слушаний на тему: Российский ВПК на пороге XXI века: структурная перестройка и экономический рост. М., 1999, С. 6.
  117. И. К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. М. 1999, С. 357.
  118. В. Е. Конверсия военного правительства США: выбор приоритетов и подходов в организации. «Проблемы управления экономикой» выпуск (19−20) -1994 г., С. 5−25.
  119. Т. Э. Денежно-кредитные и бюджетные факторы развития российской экономики. М. 2001, С. 156.
  120. А. Г. Криминологическая безопасность негосударственных объектов экономики. НФРА-М, 2000.
  121. М. Г. Механизм реализации национальных интересов по обеспечению экономической безопасности в федеральном округе. Ростов на Дону 2003.
  122. В. М. Национальные отношения и их влияние на внешний потенциал государства. На примере России. М. 1997, С. 403.
  123. Экономика, мифы и реальность. М. Воениздат. Военно-экономический журнал, № 1, 1993.127. «Электронная Россия». М.Ануфриев. / Российская газета. № 220. 09.11.2001.
  124. Янч Е. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., Наука, 2000.129. http://www.siloviki-putin.ru/vpk/details/index.html.
Заполнить форму текущей работой