Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социалистическая личность как категория научного коммунизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Категорийный же анализ социалистической личности дан только С. Г. Спасибенко в книге «Личность и социализм», хотя затрагивают собственно проблемы формирования социалистической личности многие авторы. Характеризуя социалистическую личность как категорию научного коммунизма, С. Г. Спасибенко определяет ее связь и взаимоотношения с рядом категорий, ка-сапцихся анализа проблемы человекапрослеживает… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы личности
    • I. Личность как социологическая категория
    • 2. Методологическое значение социологической категории «личность» для исследования личности в теории научного коммунизма. 42−76″
  • ГЛАВА II. Социалистическая личность как результат и процесс
    • I. Специфика подхода к определению категории «социалистическая личность» в теории научного коммунизма
    • 2. Социальный механизм формирования социалистической личности и её перерастания в коммунистическую личность. II9-I

Социалистическая личность как категория научного коммунизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях ускоряющегося прогресса науки и техники, динамизма социальных процессов, повышения значимости так называемого «человеческого фактора» производства перед социалистическим обществом со всей остротой встал вопрос о всесторонне и гармонически развитой личности, о раскрытии творческого потенциала каждой личности, о повышении её ответственности, сознательности во всех сферах как трудовой, так и общественной жизни. Роль субъективного фактора во всех сферах материального и духовного производства постоянно возрастает.

Эта особенность нашего развития отмечалась и в докладе К. У. Черненко на июньском /1983 года/ Пленуме ЦК КПСС: «Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека — не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства» .^.

Остро актуальной проблем личности делают не только внутренние потребности социализма, но и особенности в целом современной эпохи, эпохи революционного перехода от капитализма к коммунизму. Возрастание роли личности и соответственно теории личности — объективный процесс, обусловленный всем ходом общественного развития, в частности, обострением основного противоречия эпохи и внутренних противоречий капитализ.

I. Материалы Пленума ЦК КПСС /14−15 июня 1983 года/. М. 1983, с. 27. ма, бурной научно-технической революцией, повышением интеллектуального, образовательного уровня человека, его инициативы и активности, ростом революционного самосознания масс,.

Кроме этого насущная необходимость дальнейшей разработки теории личности во всех ее аспектах связана также и с задачами критики антинаучных буржуазных теорий, так как проблемы человека, перспективы его развития образуют сейчас как бы центр тяжести антикоммунистической пропаганды. Июньский /1983 г./ Пленум ЦК КПСС отмечал, что «будущее всего человечества зависит в немалой степени от исхода ццеологической борьбы», то есть от зрелости субъективного фактора исторического процесса.^.

Поэтому цроблеме личности в теории научного коммунизма придается большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое в связи с тем, что все еще не четко определен аспект научного коммунизма в исследовании личности. Практическое — в том, что ее научное исследование должно способствовать решению одной из главных задач коммунистического строительства — задачи формирования нового человека.

Б материалах XXГУ, ХХУ, ХХУТ съездов КПСС, в постановлениях ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве», «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии Высшей школы и повышении качества подготовки специалистов», в постановлениях февральского и апрельского /1984 г./ Пленумов и в целом ряде других важнейших документов партии подчеркивается важность укрепления связи общественных.

I. Материалы. Пленума ЦК КПСС /14−15 июня 1983 года/, М., 1983, с. 7. наук с практической жизнью, необходимость разработки актуальных проблем современного общественного развития.

Обоснование концепции зрелого социализма привело к дальнейшему развитию и конкретизации теории личности.

В постановлении Президиума АН СССР «Об основных направлениях научно-исследовательской работы и задачах Института философии АН СССР» от 27 ноября 1969 года выделены два основных нацравления исследований проблемы человека — в плане фи-лософско-социологическом и в плане научного коммунизма. В этом постановлении указывается, что исследование философских проблем личности необходимо вести в рамках исторического материализма, а исследование путей формирования гармонически развитой личности нового человека ставится в качестве задачи научного коммунизма. Две эти группы проблем тесно взаимосвязаны. Но каждая из них имеет свои особенности. Вычленение специфического аспекта каждой из этих наук в исследовании проблемы личности является важной методологической задачей.

После введения в вузах научного коммунизма в качестве самостоятельной научной дисциплины разработка методологии этой науки значительно продвинулась вперед. Но необходимость дальнейшего исследования актуальных методологических проблем научного коммунизма, его предмета, законов и категорий не снимается и в настоящее время.

К важнейшим понятиям данной науки относится и категория «социалистическая личность». Поэтому вопросы анализа методологических основ ее исследования, места и роли ее в системе категорий научного коммунизма, социального механизма ее формирования являются важными для понимания проблемы формирования нового человека в целом.

В настоящее время о личности существует обширнейшая литература. Большая часть написанного представляет собой исследования философско-социологического плана. В работах советских авторов поставлены и исследованы весьма актуальные проблемы взаимоотношения общества и личности, методологические проблемы исследования личности. Особую ценность представляет разработка таких вопросов, как критерии прогресса личностидеятельная сущность человекавзаимодействие социальной среды и личностимарксистское понимание отчужденияобщественное и индивидуальное сознаниедиалектика социального и биологическогообщественные и личные интересысвобода и ответственность личности и т. д.

Важное значение для изучения формирования социалистического типа личности имеют труды советских психологов. Они способствовали раскрытию механизма и процессов формирования социалистической направленности личности.

Вопросам теории личности, ее положению при социализме уделяется значительное внимание в ряде специальных работ Л. П. Буевой, Г. М. Гака, Г. Е. Глезермана, М. В. Демина, В. Г. Иванова, П. Е. Кряжева, А. К. Курылева, В. П. Долгина, Ю. Б. Синельникова, Л. В. Сохань, В. П. Тугаринова, А. В. Мялкина и др.

Различные аспекты теории личности рассматриваются в работах Б. Г. Ананьева, Е. А. Ануфриева, Г. С. Арефьевой, С. С. Батенина, Л. М. Белова, Б. П. Григорьяна, Т. М. Даутова, И. П. Дубинина, В. Е. Кемерова, М. Я. Корнеева, М. С. Кагана, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. Г. Мысливченко и многих других авторов.

Что касается собственно проблем формирования социалистической личности, то их изучению посвящено также немало работ. Методологической основой при рассмотрении теории личности служит положение марксизма о детерминации человека общественными отношениями, данное К. Марксом в знаменитом 71 тезисе о Фейербахе. «. Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному иццивцду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» .^.

С изменением общественных отношений меняется соответственно и человек, его личностные качества. Каждой ступени в развитии общества соответствует определенный тип личности. Формирование социалистической личности стало возможным в процессе революционного перехода к новому обществу, социалистического и коммунистического строительства. Вопросы воздействия социалистических преобразований на положение человека, его интеллектуальный и нравственный облик, образ жизнивыяснения существенных общих свойств людей, которые позволяют говорить о новом типе личностиформирования этих черт и другие, касающиеся сущности прогресса личности при социализме глубоко и полно рассматриваются в работах Г. М. Гака «Формирование нового человека», Л. В. Сохань «Духовный прогресс личности и коммунизм», Г. Л. Смирнова «Советский человек. Формирование социалистического типа личности», А. Н. Красина «Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности», С. М. Ковалева «Формирование социалистической личности», Г. Е. Глезермана «Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме», коллективной монографии «Социализм и личность» и др.

Ю.Г.Волковым в кандидатской диссертации проанализированы вопросы объема и содержания понятия «всесторонне развитая личность» и характеристики его как категории научного коммунизма.

Категорийный же анализ социалистической личности дан только С. Г. Спасибенко в книге «Личность и социализм», хотя затрагивают собственно проблемы формирования социалистической личности многие авторы. Характеризуя социалистическую личность как категорию научного коммунизма, С. Г. Спасибенко определяет ее связь и взаимоотношения с рядом категорий, ка-сапцихся анализа проблемы человекапрослеживает изменения в содержании научного знания о человеке в процессе развития общества и прогресса человеческой мыслиопределяет структуру личности и подход научного коммунизма к вопросу выделения ее основных компонентоввыясняет роль научного коммунизма в анализе закономерностей формирования личности социалистического общества. Н0 и здесь вопрос рассмотрения социалистической личности как категории только ставится как необходимый и для определения места проблемы личности в научном коммунизме, и для разработки систематизированного курса по проблемам личности. Более глубокая разработка данного аспекта проблемы и не определялась автором как основная задача исследования.

В связи с этим, в качестве непосредственной цели предлагаемой работы выступает анализ взаимодействия философско-социологического и социально-политического направлений в исследовании личности и вычленения в этой проблеме специфического аспекта теории научного коммунизма, а также связи ее методологических проблем с практикой коммунистического вое-о питания. С ее реализацией связано решение вопросов дальнейшей разработки понятия, рассмотрение процесса развития личности в социогенезе, больших возможностей интеграционного подхода в социальном исследовании личности с выделением конкретной специфики, определения места и роли этого понятия в я — системе категорий научного коммунизма, социального механизма формирования личности в социалистическом обществе и показать несостоятельность взглядов буржуазных идеологов, искажающих место проблемы личности в теории научного коммунизма и положение личности при социализме.

Методологической и теоретической основой данной работы являются важнейшие положения, сформулированные в произведениях классиков марксизма-ленинизма.

Для решения поставленных вопросов в работе использованы материалы и документы КПСС, положения, но вот" Конституции СССР, статьи и речи партийных и государственных деятелей Советского Союза. В процессе работы над диссертацией использовались также основная философско-социологическая литература по вопросам личности, справочный и статистический материал, периодическая печать.

ЗАКШЕНИЕ.

На основании рассмотренного материала и высказанных суждений правомерно сделать вывод о том, что зрелый социа-. лизм, построенный в нашей стране, создал необходимые материальные, социальные и культурные предпосылки для претворения в жизнь главной цели коммунистического строительства — создания нового человека. Она является теперь реальным делом, практической, повседневно решаемой задачей.

Поэтому теоретические исследования различных аспектов проблемы формирования личности в условиях развитого социализма приобретают все большее значение. Углубление и расширение имеющихся научных представлений о личности все больше выдвигают в центр внимания вопросы методологии этого сложного явления. А чем сложнее объект, тем важнее роль определений. Отсюда выявление сущностного объективного содержания категории, которое состоит в нахождении законов развития его связей с окружающим миром, имеет важное методологическое значение, так как только на этой основе появляется возможность управлять, планировать и регулировать.

Постановка методологических проблем изучения личности с позиций научного коммунизма позволяет объяснить как современное состояние проблемы форми*ования нового человека, так и отдельные противоречия этого процесса, а также наметить перспективы становления коммунистической личности. Комплексный, системный подход, характерный для научного коммунизма, открывает широкие возможности использования его закономерностей в последующих теоретических исследованиях и практической разработке вопросов коммунистического воспитания и процесса формирования новбго человека в целом. Такие закономерности научного коммунизма как постепенное преодоление социально-классовых различии, стирание различии между городом и деревней, людьми умственного и физического труда, установление полного социального равенства положены в основу социальной политики в этой области.

Задача научного коммунизма определить направления развития личности в процессе построения коммунистического общества на основе экономических, социально-политических, духовных закономерностей социализма. Разработать основы социальной политики, которые служат разностороннему и многогранному развитию личности. Особую значимость приобретает реализация таких задач как усиление творческой содержательности труда и улучшения его условий, все более полное удовлетворение матз-риальных потребностей, развитие социалистической демократии и все более широкое вовлечение трудящихся в управление общественными делами, дальнейший подъем духовной жизни, совершенствование образования и воспитания, социальный контроль .

Становление социалистической личности стало возможным на основе осуществления социалистической революциипостроения нового общества на принципах научного коммунизма, в соответствии с которыми строились вся многогранная политическая деятельность КПСС и социалистического государства по преобразованию социально-экономических, политических и других условий жизни, воспитанию трудящихсясоздания и упрочения в процессе преобразующей деятельности трудящихся масс системы социалистических общественных отношений как новой социальной среды личности. Можно сказать, что вопрос о неизбежности социалистической революции, построения и развития социалистаческого общества влечет за собой вопрос о неизбежности появления новой личности. Ее основные свойства формировались по образцам лучших черт рабочего класса. Поэтому, раскрывая черты новой личности, необходимо помнить, что развитие ее идет на основе достижений предшествующей истории, накопленного материала прошлого и что происходит оно в условиях острой идейно-политической борьбы. Это сопоставление с прошлым, а также с противоположным, как и сопоставление достигнутых результатов с идеалами необходимо. Но оно невозможно без усвоения марксистско-ленинской методологии. Основные методологические и методические принципы исследования проблемы личности раскрывает исторический материализм, давая ее целостное, определение. Изучение личности с одной какой-то стороны должно сочетаться с целостным подходом, без которого нельзя решить ни одной проблемы из этой области. Поэтому анализ личности, осуществляемый научным коммунизмом, опирается на исторический материализм как методологию познания общественных явлений.

Решающим этапом в формировании проблемы является определение основных или исходных понятий и конкретизации объекта исследования. Исходным понятием для исследования социалистической личности является личность как социологическая категория. Она отражает общие свойства, стороны, признаки, связи и отношения человека с окружающим миром. Многообразием связей и отношений социальной действительности детерминирована сложность человеческой личности. Реальной личности присущи и общие черты, и специфические признаки, характерные данной формации и данного класса. Существование общих черт, свойственных в той или иной мере всем людям настоящего, прошлого и будущего отражается общим понятием «личность». Оно-то и дает возможность говорить об историческом прогрессе личности, сравнивать личность разных эпох и формаций и, учитывая прогрессивные элементы в характере личности нового типа, противопоставляет ее буржуазной действительности. Таким образом, методологическая важность социологического подхода к категории «личность» для научного коммунизма заключается в том, что на его основе возможен анализ специфических черт личности социалистического общества, того нового, что социализм привносит в ее развитие и борьба с буржуазными взглядами на эту проблему. Для социального познания социалистической личности нужно показать огромную методологическую роль законов и категорий научного коммунизма. Так как научный коммунизм, так же как и исторический материализм, определяет объективные закономерности развития социалистического общества и личности, то ее целостная характеристика и комплексное интегрированное познание возможны только на их основе. Б этом смысле основные законы и категории научного коммунизма имеют определенное методологическое значение для изучения личности.

Б развитом социалистическом обществе личность превращается в один из важнейших факторов общественного прогресса. Она активно влияет на общественную жизнь. Мера развития человеческой личности становится одним из важнейших факторов социального развития, который в концентрированном виде выражает преимущества социалистического строя перед капиталистическим.

Б процессе совершенствования развитого социализма все шире утвервдаются новые тенденции в постепенном перерастании социалистической личности в коммунистическую. Эти тенденции находят свое проявление в новом содержании жизнедеятельности личности, в богатстве ее социальных связей и отношений, образе жизни, в новой структуре ценностей, потребностей. В этих условиях особенно важным становится дальнейшее развитие общественного воспитания. При формировании социалистической личности происходит преобразование внешних связей и условий непосредственной ее жизнедеятельности во внутреннюю связь. Центральным содержанием этого процесса является изменение характера взаимосвязей между обществом и личностью, между условиями и формами ее жизнедеятельности, которое в теории может быть использовано с помощью понятия «социалистический образ жизни». Этап формирования всесторонне развитой личности характеризуется преобразованием внешних для личности социальных связей во внутренние основания ее развития, создающие реальные, присутствующие в самой жизнедеятельности человека, средства его саморазвития. И здесь особенно выделяется третий элемент социального механизма формирования нового человека — самовоспитание. С ним связана главная воспитательная задача партии на современном этапе — формирование коммунистического мировоззрения. Оно лежит в основе важнейшего показателя всестороннего развития личности — активной жизненной позиции.

В настоящее время она проявляется в том, что каждый советский человек стремится связать реализацию своих жизненных планов с реализацией решений Л71 съезда КПСС и последуюцих Пленумов ЦК КПСС.

Не все вопросы данной темы, поставленные в работе, решены в полной мере. Но их дальнейшая разработка на основе использования категорий, законов и принципов научного коммунизма даст желаемый результат.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. К критике гегелевской философии права. Соч., т.1, стр. 219−368.
  2. К. Тезисы о Фейербахе. Соч., т. З, стр. 1−4.
  3. К. Введение /Из экономических рукописей 1857−1859 годов/. Соч., т. 12, стр. 709−738.
  4. К. Критика Готской программы. Соч., т. 19, стр.9−32.
  5. К. Капитал. Соч., т. 23, ч.1, стр. 43−773.
  6. К. Капитал. Соч., т. 25, ч. П, стр. 3- 456.
  7. К. Капитал. Соч., т. 26, ч. Ш, стр. 3−568.
  8. К. Письмо П.В.Анненкову, 9 декабря 1847 года. Соч., т. 27, стр. 419−420.
  9. К. Письмо Ф.Энгельсу, 25 декабря 1857 года. Соч., т. 29, стр. 194−198.
  10. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч т. 42, стр. 41−174.
  11. Ф. Наброски к критике политической экономии. Соч.т. I, стр. 544−571.
  12. Ф. Положение рабочего класса в Англии. Соч., т. З, стр. 231−517.
  13. Ф. Принципы коммунизма. Соч., т. 4, стр. 322−329.
  14. Ф. Анти-Дюринг. Отдел третий: Социализм. Соч., т. 20, стр. 267−338.
  15. Ф. Диалектика природы. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Соч., т. 20, стр. 486−499.
  16. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и- государства. Соч., т. 21, стр. 23−178.
  17. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч., т. 21, стр. 269−317.
  18. Ф. Письмо К.Марксу, 19 ноября 1844 года. Соч., т. 27, стр. 9−14.
  19. Ф. Письмо Фердинанду Лассалю, 18 мая 1859 года. Соч., т. 29, стр. 490−496.
  20. К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч., т. 2, с.3−230
  21. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т. 3, стр. 7−544.
  22. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч., т. 4, стр. 419−459.
  23. К., Энгельс Ф. Наёмный труд и капитал. Соч., т. 6, стр. 428−459.
  24. S3. Ленин: В.й. Экономическое содержание народничества. Т. I, стр. 347−534.
  25. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Соч., т. I, стр. 125−346.
  26. В.И. От какого наследства мы отказываемся? т. 2, стр. 505−550.
  27. В.И. Развитие капитализма в России. т. 3, стр.1−609
  28. В.й. Первые уроки. т. 9, стр. 249−253.
  29. В.И. Победа кадетов и задачи рабочей партии. т. 12, стр. 271−352.
  30. В.И. Всероссийская политическая стачка. т. 12, стр. 1−4.
  31. В.И. Заметки публициста. т. 16, стр. 54−66.
  32. В.И. Против бойкота. т. 16, стр. 1−36.
  33. В.й. Либеральный профессор о равенстве. т. 24, стр. 361−364.
  34. В.И. Оправе наций на самоопределение. т. 25, стр. 255−320.
  35. В.И. Приёмы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих. т. 25, стр. 321−352.
  36. Ленин, В. И. Имперализм, как высшая стадия капитализма. -т. 27, стр. 299−426.
  37. В.И. Конспект книги Гегеля «Нука логики». т. 29, стр. 77−218.
  38. В.И. К вопросу о диалектике. т. 29, стр. 316−322.
  39. В.И. 0 карикатуре на марксизм. т. 30, стр. 77−130.
  40. В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. т. 30, стр. 17−58.
  41. В.И. Задачи пролетариата в нашей революции. т. 31, стр. 149−186.
  42. В.И. Государство и революция. т. 33. стр. I-I20.
  43. В.И. Как организовать соревнование? т. 35, стр. 195−205.
  44. В.И. Очередные задачи Советской власти. т. 36, стр. 165−208.
  45. В.И. Маленькая картинка для выяснения больших вопросов. т. 37, стр. 407−411.
  46. В.И. Речь на первом Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 года. т. 37, стр. 185−187.
  47. В.И. Проект программы РКП/б/. т. 38, стр. 8−124.
  48. Ленин В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию 6−19 мая 1919 года. т. 38, стр. 327−372.
  49. В.И. 0 государстве. т. 39, стр. 64−84.
  50. В.И. 0 задачах женского рабочего движения в Советской республике. т. 39, стр. 198−205.
  51. В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. т. 40, стр. 314−316.
  52. В.И. Задачи Союзов молодёжи. т. 41, стр. 298−318.
  53. В.И. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам, 26 июля 1920 года т. 41, стр. 241−247.
  54. В.И. Доклад Всероссийского Центрального исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря 1920 года. т.42, с. 128−162.
  55. В.И. О продовольственном налоге. т.43, с. 205−245.
  56. Программа КПСС. М., Политиздат, 1974. с. 143.
  57. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976. с. 255.
  58. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. М., Политиздат, 1877. стр. 61.
  59. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., «Правда», 1979. стр. 15.
  60. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981.-е. 222.
  61. Материалы Всесоюзного семинара-совещания идеологических работников. ''Правда" от 21 апреля 1981 года.
  62. Постановление ЦК КПСС от 24 мая 1982 г. М., Щравда", 1982
  63. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры её реализации. М., «Правда», 1982 стр. 92.
  64. Материалы Пленума ЦК КПСС /22 ноября 1982 года/. М., Политиздат, 1982 стр. 30.
  65. Материалы Пленума ЦК КПСС Э&-4−15 июня 1983 года/. М., Политиздат, 1983 стр. 79.
  66. Материалы Пленума ЦК КПСС /26−27 декабря 1983 года/. М., Политиздат, 1983 стр. 31.-16 967. Материалы внеочередного Пленума ЦК КПСС /13 февраля 1984 года/. М., Политиздат, 1984. 31 с.
  67. Материалы Пленума ЦК КПСС /10 апреля 1984 года/. М., По-лиииздат, 1984. 31с.
  68. М.А. Дело всей партии. Доклад на Всесоюзном совещании идеалогтческих работников 16 октября 1979 года.
  69. Правда" от 17 октября 1979 г.
  70. Ю.Ь. Учение Маркса и некоторае вопросы социалисти ческого строительства в СССР. М., Политиздат, 1983.
  71. К.У. Народ и партия едины. Речь перед избирателями 2 марта 1984 года. «Правда» от 3 марта 1984 года.
  72. К.У. Речь на Всесоюзном экономическом совещании по проблемам промышленного комплекса 26 марта 1984 года. «Правда» от 27 марта 1984 года.
  73. КЛ. Речь на совместном совещании Совета Союза и Совета Национальностей II апреля 1984 года. «Правда» от 12 апреля 1984 г.
  74. В.И. Доклад на торжественном заседании в Москве, посвящённом 114-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина 20 апреля 1984 года. Шравда" от 21 апреля 1984 года.
  75. Происхождение человека и общества /Саовременные методологические проблемы и критика немарксистских взглядов/. М., Мысль, 1982. стр. 326.
  76. Методологические основы познания социальных явлений. М., Политиздат, 1977. стр. 326.
  77. .Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1969. -стр. 275.
  78. Абульханова-Славекая К. А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980. стр. 333. iyu—
  79. E.A. Социалистический образ жизни (методологические и методические проблемы). М., Высшая школа, 1980.183 с-
  80. Актуальные проблемы исторического материализма. ЛГУ, 1981. -219 с.
  81. Э.Я. Философия бунта. М., Политиздат, 1973. 220с.
  82. Н.М. Действенность социалистического гуманизма. М., Высшая школа, 1979. 138 с.
  83. Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. М., Высшая школа, 1981. 111 с.
  84. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., Наука, 1978. 214 с.
  85. А.П. Социализм как общественный строй. М., Политиздат, 1974. 286 с.
  86. Е.М. Учение К.Маркса о человеке и реальный социализм1. Минск, 1983. 110 о.
  87. Бодков А. ВЛ, Лаптенок С. Д. Всесторонне, гармонический развитая личность. Минск, 1982. 78 с.
  88. А.К. Развитой социализм: сущность и закономерности. Л., — 1982. 183 с.
  89. Ю.Е., Роговин В. З. Вопросы социальной политики КПСС. М., Политиздат, 1981. 285 с.
  90. Д.А. Идеологическая борьба и коммунистическое воспитание. М., &-ание, 1976. 63 с.
  91. О.С. Деятельность КПСС по коммунистическому воспитанию трудящихся. М., Ёкание, 1980. 63 с.93s 1^)игорьян Б. Т. Философия о сущности человека.М., Политиздат, 1973. 318 с.
  92. Г^ригорьян Б. Т. Философская антропология. М., Мысль, 1982, 186 с.
  93. .Т. Философия о сущности человека. М., Мысль, 1973. 318 с.
  94. Г. Е. Ровдение нового человека. М., Политиздат, 1982. 252 с.
  95. Глезерман Г. Е, Исторический материализм и развитее социалистического общества, М., Политиздат, 1973. 351 с,
  96. Даутов Т. М* Личность как социологическая проблема. А-А, 1970. 252 с.
  97. В.И. Неофрейдизм в поисках «истины». М., Мысль, 1974. 142 с.
  98. В.Н. Народное образование в социальной политике развитого социалистического общества. МГУ, 1981. 172 с.
  99. М.В. Проблемы теории личности. М., Наука, 1977. -239 с.
  100. Е.А. Потребление и развитие личности{социально -психологический анализ). Киев, 1982. 112 с.
  101. Диалектика развития социалистического общества. М., Мысль, 1980. 274 с.
  102. Диалектика перерастания развитого социалистического общества в коммунистическое. М., Мысль, 1980. ~ 363 с.
  103. Диалектика взаимосвязи личного и социального в условиях развитого социализма. Л., 1980. 120 с.
  104. И.Д. Механизм действия и использования законов развитого социализма* М., Знание, 1980. 63 с.107* Ефимов Ю. И* Философские проблема теории антропосоциоге-неза. Л., Наука, 1981. 192 с.
  105. Л.Н. Формирование личных потребностей при социализме. М., Знание, 1978. 61 с.
  106. Загладин В^В. Историческая миссия социалистического общества. М., Политиздат, 1981. 158 с*110″ Залюшкин Ю. А. Личность современной Америки. Опыт анализа ценностных и политических ориентация. М., Мысль, 1980.248 с.
  107. Законы и категории научного коммунизма. М., Высшая школа, 1972. 159 с.
  108. А.В. Политическая активность личности при социализме-, ЛГУ, 1080. 134 с.
  109. Н.Н. Мораль в действии. М., Политиздат, 1977. -248 с.
  110. М.С. Развитой социализм воплощение реального гуманизма. М., Ёйание, 1979. — 61 с. Социалистический гуманизм и современная идеологическая борьба. М., МГУ, 1979. — 214 с.
  111. Г. И. Трудовое воспитание: развитие активности и инициативы масс. М., Профиздат, 1981. 189 с.
  112. А.С. Нравственно-эстетическое формирование личности. М., Знание, 1981. 63 с.
  113. М.И. Проблема формирования и развития философских категорий. М., Высшая школа, 1980. 243 с.
  114. Кон И. С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978. 365 с.122- Кон И. С. Социология личности. М., Политиздат, 1962. -347 с.
  115. Кон И. С. Личность. Философская энциклопедия, г. З. М., 1964. с.196−202.
  116. П.В. Логические основы науки. Киев, 1968. 282 с. 125″ Келлв В.1., Ковальзон М. Я. Теория и история. М., Полит-«издат, 1981. 287 с.
  117. С.М. Формирование нового человека. М., Мысль, 1971. 134 с.
  118. С.М. Формирование социалистической личности. М., Мысль, 1980. 225 с.
  119. А.Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. М., Высшая школа, 1981.175 с.
  120. Л.Н. Всестороннее развитие личности и кулыура. М., атние, 1981. 60 с.
  121. Р.И. Социализм. К вопросам теории. М., Мысль, 1975. 473 с»
  122. Р.И., Марков В*С.Свобода и ответственность. М*, Политиздат, 1969. 95 с.
  123. Е.Н. «Массовая культура» в США и проблема личности. М., Наука, 1974. 190 с^
  124. М.И. О воспитании коммунистической сознательности. М., Политиздат, 1974. 286 с.
  125. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса* М., Политиздат, 1980. 312 с.
  126. Н.К. О коммунистическом воспитании- М., &-аниа, 1983. 96 с.
  127. О.Н. Формирование нового человека /человек и социальная еисгема/. М., Знание, 1982. 64 с.
  128. Кряжев П-Е. Формирование личности как социальный процесс. В кн. Личность при социализме, if*, Наука, 1968.138- Клочков В. М. Зрелый социализм: система народного образования и всестороннее развитие личности. Саратов, 1982.141 с.
  129. И.А. Метод научного коммунизма. М., Высшая школа, 1974. 38 с.
  130. Категории исторического материализма. М., Высшая школа, 1980. 350 с.
  131. В.М. Политика построения фундамента социализма. М., Знаниеt 1981. 61 с.
  132. Иванов Васил. Идеология: характер и закономерности развития. М., Политиздат, 1977. 301 с.
  133. В.Г. Коллектив и личность. ЛГУ, 1971.
  134. Г. М., Коршунов A.M. Методологические проблемы исторического познания. М., Высшая школа^ 1981. -295 с.
  135. С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости: Об активной жизненной позиции современного молодого человека. Л., 1982. 175 с.
  136. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., &-ание, 1982. 173 с.
  137. П.Н. Социальное управление- Л., 1982. 255 с.
  138. В.М. Модели мира и образ человека. М., Политиздат, 1982.- 253 с.
  139. Лях В. И. Научный коммунизм и его законы. М., Знание, 1980. 63 с.
  140. Н.П. ХХУ1 съезд КПСС о социальном развитии советского общества на современном этапе. М., &-ание, 1982. -38 с.
  141. Т.С. Этика социальной активности личности. М., Высшая школа, 1974. 110 с.
  142. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. ЛГУ, 1974. 183 с.
  143. В.В. Личность как объект социологии. В кн. Личность как объект социологии. Красноярск, 1971. -246 с.
  144. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Наука, 1977, 152с.
  145. Личность и общество в условиях развитого социализма. Калининград, 1977. 72 с.
  146. Ф.Т. Загадка человеческого «Я». М., Политиздат, 1976. 285 с.
  147. Н. Творение личности. М., Молодая гвардия, 1981. 201 с.
  148. B.C. Социальный интерес и поведение личности. М., Знание, 1977. ~ 63 с.
  149. Н.Н. О потребностях человека, их возвышение и формирование. М", Знание, 1981. 61 с.
  150. Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. М., Политиздат, 1982. 189 с.
  151. М.П. Социализм становление нового типа цивилизации. М., Политиздат, 1980. — 261 с.
  152. В.Т. Гармония и гармоничное развитие. Л., 1976. 135 с.
  153. А.Г. Проблема человека в марксистско-ленинской философии. М., Знание, 1973. 63 с.
  154. Момов Васил. Человек. Мораль. Воспитание. М., Прогресс, 1975. 161 с.
  155. .М. Развитой социализм: человек и его потребности. М., Знание, 1982. 64 с.
  156. В.А. Х2СУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы теории и практики коммунистического строительства. М., Знание, 1981. 62 с.
  157. А.С. Избранные педагогические сочинения. М., Политиздат, 1949.
  158. А.В. Личность и строительство коммунизма. Ростов н/Дону, 1971. 293 с.
  159. А.В. Способности и потребности личности:Диалекти-ка формирования. М., Мысль, 1983. 260 с.
  160. Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. М., Наука, 1977. 360 с.
  161. Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. ЛГУ, 1979. 173 с.
  162. Г. Личность при социализме: ее становление и воспитание. М., Прогресс. 1982. 102 с.
  163. Научно-техническая революция и личность. ЛГУ, 1982. -116 с.
  164. Новый человек: факторы становления. Киев, 1981^ 263 с>
  165. Орлов Г. П*, Букреев В. И. Активный отдых как фактор развития личности. М., Знание, 1981. 62 с.
  166. О гуманизме в науке и культуре. МГУ, 1982. 174 с.
  167. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 1982. 253 с.
  168. А.Ф. Единство социального и биологического в гармоничном развитии личности. Рига, «Зшатае», 1981. 227 с.
  169. В.Ф. Социальный детерминизм как проблема развитого социализма. М., Наука, 1981. 207 с.
  170. С.И. Социализм и оптимизм. М., Политиздат, 1981. 303 с.
  171. С.И. Социализм и гуманизм. М., Политиздат, 1974. -294 с.
  172. В.Ф. ХХУ1 съезд КПСС и вопросы идеологической, политико-воспитательной работы. М., Знание, 1982. 62 с.183i Проблемы научного коммунизма* Выпуск 14. М., Мысль, 1980.- 284 с.
  173. Проблемы научного коммунизма. Выпуск 15. М., Мысль, 1984.- 251 с.
  174. Политическая культура личности: проблемы формирования. М., Знание, 1982- 57 с-
  175. Проблемы личности в теории научного коммунизма. Ростов ч/Доцу (, 1974. 99 с.
  176. Проблема человека в диалектическом материализме. Пермь, 1979. 160 с.
  177. Проблема гуманизма в марксистско-ленинской философии. история и современность М., Политиздат, 1975. 303 с.
  178. М.В. Диалектика объективного и субъективного в условиях развитого социализма. М., Мысль, 1981.- 107 с.
  179. Т.Г. Критический анализ концепции"человечес-кой агрессивности". Минск, 1982. 128 с.
  180. Р. Интернационализм социалистического типа личности. Ташкент, 1981. 157 с.
  181. Развитой социализм и актуальные проблемы научного коммунизма. М., Наука, 1979. 334 с.
  182. Развитой социализм и личность: вопросы формирования всесторонне развитой личности. Киев, 1983. 238 с.
  183. Развитие советского народа новой исторической общности. М., Политиздат, 1980. — 431 с.
  184. Сахарова Т*А. От философии существования к структурализму. М., Наука, 1974. 291 с.
  185. .И. Социалистическое общество: проблемы диа-дектики развития. М., Мысль, 1973. 276 с.
  186. Сергеев-Ценския С. Н. Трудитесь много и радостно. М., Молодая гвардия, 1975. 323 с.
  187. А., Ефимов В. Новое общество новый человек. М., Профиздат, 1976. — 141 с.
  188. Х.Ф. Государство и личность в развитом социалистическом обществе. М., Знание, 1980. 60 с.
  189. И.М. Методологические принципы и методика конкретно-социологического исследования. МП/, 1974. -126 с.201% Сиаемская И. Н. Человек и труд: условия^гармонии и развития. М., Политиздат, 1981. 124 с.
  190. Сычев Ю*В. Социалистическая общественная среда и формирование личности. М., Знание, 1978*. 63 с.
  191. Л.В. Оубъект истории и социальное самосознание. М., Политиздат, 1983. 262 с.
  192. Т.Е. Духовный мир нового человека: методологический аспект. Львов, 1983. 135 с.
  193. С.Г. Личность при социализме. М., 1972.
  194. Смирнов Г. Л^ Формирование нового человека программная цель КПСС. М., Зааниэ, 1983. — 79 с.
  195. Г. Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М., 1973 г.
  196. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., Прогресс, 1972. 267 с.
  197. Социология в СССР. М., 1965, т.1, т.2.
  198. Социалистическое общество (социально-философские проблемысовременного советского общества), М., Политиздат, 1975. 342 с.
  199. Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба. М., Политиздат, 1976. 349 с.
  200. Социалистический образ жизни и новый человек. М-, Политиздат, 1978*. 205 с.
  201. Социализм и личность. М., Мысль, 1979. 355 с.
  202. Социалистический образ жизни. М., Политиздат, 1980- -318 с.
  203. Социально-политические закономерности развитого социалистического общества. ЛГУ, 1980, 143 с.
  204. С чего начинается личность. М., Политиздат, 1984. 360 с.
  205. СССР в цифрах в 1982 году. М., Финансы и етатиетика. 1983. 220 с.
  206. Э.В. Коммунизм как наука. М., Зкание, 1971. -47 с.
  207. Тугаринов В. П'. Личность и общество. М., 1965.
  208. Тугаринов В. Ш Коммунизм и личность. М., 1966.
  209. В.П. Диалектика социального и биологического в человеке. В кн. Личность при социализме. М., 1968.
  210. М.В. Человек. Среда. Потребности: Диалектика формирования разумных потребностей. Минск, 1980. 271 с.
  211. И.Т. Перспективы человека: Опыт.* комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М., Политиздат, 1983. 350 с.
  212. Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. М., Наука, 1977. 282 с.
  213. В.В. Проблемы человека и современный клериколь-ный антикоммунизм. Киев, 1982. 165 с.-180 226. Философские и социологические исследования. ЛГУ, 1969. -231 с.
  214. Формирование нового человека. М., Московский рабочий, 1974. 183 с.
  215. А.Г. Становление личности. М., &-ание, 1972. -46 с.
  216. А.Г., Алексеева В. Г. Образ жизни. Мораль. Воспитание. М., Политиздат, 1977. 141 с.
  217. О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М., Наука, 1970. 205 с.
  218. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., Наука, 1977. 142 с.
  219. К.А. Критика современных буржуазных теорий «поведения личности». М., Знание, 1975. 47 с.
  220. Н.Д. Категории исторического материализма в их взаимосвязи. М., Высшая школа, 1975. 77 с.
  221. А.П. Диалектический метод познания. М., Политиздат, 1983. 319 с.
  222. Э.Г., Юдин Б. Г. Наука и мир человека, М., Знание, 1978* 63 с.
  223. Л.П. Человек и общественный прогресс.- Вопросы философии, 1982, № 2, о.20−35.
  224. Е.Л. ХХУ1 съезд КПСС р формировании нового человека. Научный коммунизм, 1981, IP 5, с.65−67.
  225. Волков Ю-Е. Общественная активность масс сущность и некоторые проблемы развития. — Вопросы философии, 1981, Ш 4, с.39−51.
  226. .Н. О разумных потребностях личности и их критерии. философские науки, 1983, ® 3, с.20−27.239- Егоров А. Г. Социализм и личность ее права и свободы. — Вопросы философии, 1979, № 2, с.3−15.
  227. Т.Л. Основные черты социалистического гуманизма. Научный коммунизм, 1981, № 3, с.56−65.
  228. В.В. ХХУ1 съезд КПСС о формировании нового человека. Научный коммунизм, 1981, № 4, с.77−83.
  229. О.Н. Пробламатика человека, индивида, личности в социально-философском исследовании. Вопросы философии, 1982, № 2, с.36−47.
  230. Мысливченко А^Ш Методологические проблемы исследования человека в философии. Вопросы философии, 1981, № 7, с. 38−51.
  231. Материалы совещания по проблеме человека. Вопросы философии, 1982, № 5.
  232. Обзор откликов на статью В. Ж. Колле и М. Я. Ковальзона -Вопросы философии, 1983, № 12, с.86−91.
  233. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. Вопросы философии, 1982, № 3, с. 44−53.
  234. Плаксий С-И. Формирование системы разумных потребностей.*, личности в условиях развитого социализма. Научный коммунизм, 1980, № 4, с.13−21.
  235. A.M. Культура развитого социализма и воспитание нового человека. Вопросы философии, 1981, № 12, с.37−46.
  236. Л.М. Формирование нового человека историческая задача социализма. — Научный коммунизм, 1982, № 3,
  237. Смирнов Г. Л- За решительный поворот философских исследований к социальной практике- Вопросы философии, 1983, № 9, с-3−19.
  238. Е.Ф. О системе законов и принципов коммунистического воспитания. Научный коммунизм, 1983, № 1, с. 65−73.
  239. Е.Ф., Лисенков М. М., Магомедов К. М. Проблема коммунистического воспитания в свете документов июльского (1983 г) Пленума ЦК КПСС. Научный коммунизм, 1983, № 5, с.8−10.
  240. В.И. Социальные проблемы спорта. Философские науки, 1980, № 4.
  241. Ю.Я. Диалектика управления и самоуправления. Вопросы философии, 1983, № 8, с.18−30.
  242. И. Т. Человек и человечество в условиях глобальных проблем. Вопросы философии, 1981, № 9, с.32−48.
  243. Ханс Йорг Зандкюлер СФРГ). Коммунизм и наука: из истории становления научного коммунизма. Вопросы философии, 1983, № 12, с.15−25.
  244. Человек как комплексная проблема. Материалы Всесоюзной, конференции. Вопросы философии, 1983, № 10, с.374*3, № 12, с. 107−122.1. Авторефераты
  245. Бережной fUM. Социальный детерминизм и проблема человека в истории марксистско-ленинской философии^ Автореферат кандидатской диссертации. М.,. 1979.
  246. В.А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе). Автореферат кандидатской диссертации*. М., 1979.
  247. Е.И. Идентификация личности в обществе. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1979.
  248. А.К. Роль труда в развитии личности в условиях зрелого социализма. Автореферат кандидатской диссертации, М., 1980.
  249. А.В. Роль политической активности в формировании всесторонне развитой личности. Автореферат докторской диссертации. Л., 1983.
  250. С.Н. Концепции личности в эстетике французского экзистенциализма (1-П Сартр, А. Камю). Автореферат кандидатской диссертации. М., 1979.
  251. Г. Х. Потребности как фактор духовного развития личности. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1979.
  252. Е.К. Проблема критерия социальной типологии личности марксистской социологии. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1979.184 271. Панфилов О. М. Система ценностей и структура личности. Автореферат кандидатской диссертации. Л.,. 1979.
  253. Шаронов Т" Человек и его отношение к труду (становление коммунистического отношения к труду). Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1979.
  254. В. Методологические проблемы конкретного социологического исследования. Автореферат докторской диссертации, Л., 1967.
Заполнить форму текущей работой