Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

О профилактических методах борьбы с лавинами в период строительства и содержания горных железных дорог

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментально доказано влияние взрывов зарядов ВВ на скорость течения снега по склону и на силы сцепления в снегу. Взрыв вызывает резкое кратковременное увеличение скорости течения на расстояниях до 30 м от центра взрыва заряда ВВ мощностью до 10 кг. С приближением к центру взрыва увеличение скорости течения возрастает и на участках снежного покрова, непосредственно прилегающих к зоне полного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯЩЕЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Существующие петоды защиты железных дорог от снегшых лавин
    • 1. 2. Краткий обзор методов оценки устойчивости
    • 1. 3. Цели и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЗРЫВА В СНШЮЙ ТОЛЩЕ
    • 2. 1. Некоторые положения теории взрыва применительно к сйёшой толще
    • 2. 2. Задачи экспериментов
    • 2. 3. Методика экспериментов и экспериментальная база
    • 2. 4. Результаты экспериментов
    • 2. 5. Выводы
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЗРЫВОВ НА УСТОЙЧИВОСТЬ СНЕГА НА СКЛОНЕ
    • 3. 1. Оценка параметров, определяющих устойчивость снепного пласта на склоне
    • 3. 2. Влияние взрывов на скорость течения снега по склону
    • 3. 3. Влияние взрыва на прочностные характеристики снега
    • 3. 4. Оценка сейсмических эффектов в снегу и подстилающей поверхности
    • 3. 5. Выводы

О профилактических методах борьбы с лавинами в период строительства и содержания горных железных дорог (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В народно-хозяйственном комплексе нашей страны железнодорожный транспорт играет особую роль. Подобно кровеносной системе он связывает воедино все звенья экономики, все регионы, где кажцый день производят продукцию.

В настоящее время по железным дорогам перевозятся и в обозримой перспективе будут перевозиться основные массовые грузыкаменный уголь, руда, нефтепродукты, лес и строительные материалы, черные металлы, хлеб и другая продукция сельского хозяйства. По стальным магистралям осуществляются транспортно-экономи-ческие связи между всеми республиками, экономическими районами и почти между всеми краями и областями страны. На долю железных дорог приходится почти 2/3 всего внутреннего грузооборота и 40% пассажирских перевозок /10б7 .

Вовремя и без потерь доставить грузы потребителю — большая общегосударственная задача, которую можно успешно выполнить повысив эффективность работы железнодорожного транспорта.

Партия и правительство обращают особое внимание на успешное развитие железнодорожного транспорта и улучшение его деятельности. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд постановлений, направленных на улучшение деятельности транспорта в целом и железнодорожного транспорта в частности /102, ЮЗ/. Большое внимание в партийных документах уделяется улучшению эксплуатационной деятельности предприятий и организаций транспорта, повышению пропускной и провозной способности транспортной системы и надежности ее работы.

Развитие народного хозяйства СССР связано с освоением новых районов страны с чрезвычайно сложными физико-географическими условиями. В связи с этим возникает ряд проблем, требующих решения.

Одной из таких проблем является научное обоснование методов и защита различных народнохозяйственных объектов от лавинной опасности. Особое место в перечне таких объектов занимают железные дороги, большая протяженность и сложность в сооружении которых не позволяют обойти все лавиноопасные места, а применение стационарных средств защиты в период строительства, т. е. сооружение противолавинных галерей, дамб, холмов, снегоудерживагащих, снего-регулирующих или тормозящих устройств, либо чрезвычайно дорого, либо нецелесообразно.

В настоящее время снежные лавины представляют опасность на целом ряде участков железных дорог СССР, различающихся между собой как по хозяйственной значимости, так и по физико-географическим условиям. Почти все участки пересечения горных хребтов трассой Байкало-Амурской магистрали расположены в зоне с сильной лавинной деятельностью. Принято решение о проектировании и строительстве Кавказской перевальной железной дороги, которая будет пересекать чрезвычайно сложный в лавинном отношении район /39^/ .

В последнее время внимание к борьбе со стихийными бедствиями и их последствиями значительно усилилось. О необходимости прогноза таких явлений и борьбе с ними говорится в материалах ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС /94,95/. В 1978 году было принято постановление Совета Министров СССР «О мерах по улучшению защиты населенных пунктов, предприятий, других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов», в котором министерствам и ведомствам СССР поручено создавать в подведомственных предприятиях и организациях, расположенных в потенциально опасных и подверженных воздействию селей, снежных лавин, оползней и обвалов районах, подразделения защитной службы для осуществления профилактических мероприятий и проведения работ по ликвидации вредных последствий.

Основным профилактическим мероприятием является искусственное обрушение снежных лавин со склонов с помощью обстрелов или взрывов зарядов ВВ. Несмотря на достаточно большой опыт по искусственному обрушению лавин, пока нет достаточно обоснованной методики применения того или иного вида активного воздействия, не существует каких-либо методических рекомендаций по применению конкретных систем активного воздействия в различных физико-географических районах и организации работ по искусственному обрушению лавин.

Решение большинства этих вопросов проводится в рамках проблемы ГКНТ 0.85.01, направления 08.04 «Научно-технические основы и мероприятия по предупреждению и защите различных объектов от лавин». Головной организацией по решению этого направления является ниижт.

В настоящей работе исследовано влияние импульсного воздействия на снежную толщу и разработаны рекомендации по искусственному обрушению снега с лавиноопасных склонов в период строительства и содержания горных железных дорог.

Предлагаемая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения.

4.5. Выводы.

1. Импульсное воздействие оказывает наибольшее влияние на скорость течения снега по склону. Поэтому критерии устойчивости, учитывающие импульсное воздействие, должны включать в себя в качестве одного из факторов скорость течения снега.

2. В качестве критерия устойчивости предлагается рассматривать отношение двух безразмерных параметров, один из которых (критический) определяется при характерной скорости течения, плотности, высоте и вязкости снега во время одного из сходов лавины, а другой — при текущих значениях этих же характеристик снега.

3. На основе анализа точности определения характеристик снежного, покрова, входящих в безразмерные параметры, установлено, что относительная среднеквадратическая ошибка определения критерия устойчивости составляет — 15%.

4. Проверка работоспособности предлагаемого критерия выполненная на материалах многолетних наблюдений за сходами естественных и искусственных лавин, проведенных цехом противолавинной защиты п.о. «Апатит», показала, что для каждого склона имеется некоторый спектр значений критического безразмерного параметра. Для практического использования следует принимать минимальное его значение.

5. Для управления поведением снежной толщи в лавиноопасном очаге подбирается такая энергия импульсного воздействия, которая через увеличение скорости течения снега на склоне увеличивает величину текущего безразмерного параметра до значений равных или превышающих критическое значение.

6. Программа «ММ11УЛЬС» оценивает коэффициент устойчивости течения снега по склону и выдает рекомендации о необходимости воздействия на снег зарядами требуемой мощности для достижения схода лавины. Для оперативного расчета предлагаемого коэффициента устойчивости необходимо систематически получать данные о средней плотности снега по высоте, высоте снежной толщи, коэффициенте динамической вязкости снега, скорости течения снега по склону. Программа используется для оперативной работы на п.о. Апатит.

7. На основе экспериментальных данных получены зависимости для определения необходимого количества зарядов ВВ и их величины при искусственном обрушении снежных лавин и выработаны рекомендации по размещению этих зарядов на склоне для получения наибольшего эффекта от взрыва,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В выполненной работе поставлена и решена научная задача обоснования методов борьбы с лавинами в период строительства и содержания горных железных дорог. Решение задачи представлено в следующем виде:

1. Рассмотрены теоретические положения взрыва в воздухе и в грунте и возможность применения их к взрыву в снежной толще. Установлено, что основные качественные особенности взрывной волны и протекания процесса в целом для снежной среды такие же, что и в мягких грунтах. Проведенные исследования позволили получить количественные зависимости основных параметров взрывной волны от расстояния до центра взрыва и величины заряда ВВ. Подобраны описывающие эти зависимости эмпирические формулы.

2. Установлено, что оценку устойчивости снега необходимо производить по критериям, учитывающим динамичность процесса существования снежной толщи на склоне и базирующихся на параметрах снега, измерение которых возможно инструментальными дистанционными методами. Основным из этих параметров является скорость течения снега по склону.

3. Экспериментально доказано влияние взрывов зарядов ВВ на скорость течения снега по склону и на силы сцепления в снегу. Взрыв вызывает резкое кратковременное увеличение скорости течения на расстояниях до 30 м от центра взрыва заряда ВВ мощностью до 10 кг. С приближением к центру взрыва увеличение скорости течения возрастает и на участках снежного покрова, непосредственно прилегающих к зоне полного разрушения, возможны мгновенные подвижки, достаточные для разрушения внутренних связей, что вызывает уменьшение сил сцепления.

4. После кратковременного увеличения скорости течения наступает сравнительно продолжительный период пониженных скоростей с одновременным увеличением сил сцепления, что говорит об образовании зон повышенной устойчивости снега на склоне.

5. На основе полученных экспериментальных данных разработаны алгоритмы и программа ИМПУЛЬС на языке ПЛ-1 для расчета устойчивости снега на склоне с учетом воздействия взрыва. Программа оценивает степень опасности лавинной ситуации по величине коэффициента устойчивости течения и выдает рекомендации о необходимости импульсного воздействия соответствующей мощности для искусственного обрушения лавин или проверки устойчивости снега на склоне. Ограниченный объем информации, требуемый для работы программы, позволяет готовить ее силами наблюдателей метеостанций, т. е. не требует дополнительного участия соответствующих специалистов строительных подразделений, отделений дорог или дистанций пути.

6. Разработаны практические рекомендации по защите строящихся и эксплуатируемых горных железных дорог от снежных лавин путем искусственного устранения лавинной опасности с помощью обстрелов или взрывов зарядов ВВ. Рекомендации внедрены на Северобайкальском отделении Байкало-Амурской железной дороги и на Меж-дуреченской дистанции пути Красноярской железной дороги. Результаты работы в виде пакета стандартной программы внедрены при прогнозировании искусственного обрушения лавин цехом противола-винной защиты производственного объединения «Апатит» им. С. М. Кирова. Результаты данной работы используются для составления «Инструкции по защите горных железных дорог от снежных лавин» по заказу МПС.

7. Эффективность внедрения результатов работы оценивается по сокращению простоев построечного транспорта или сокращению продолжительности закрытия участка железной дороги, вызванных профилактическим устранением лавинной опасности — единственно возможным методом в период строительства железной дороги. Внедрение «Инструкции по профилактическому сбросу снежных лавин» только на Красноярской ж.д. дает экономический эффект более 25 тыс. руб. в год, однако наибольший эффект достигается за счет безопасности движения поездов и безопасной работы при строительстве железных дорог.

Для дальнейшего развития и усовершенствования методики искусственного обрушения лавин со склонов и управления процессами воздействия взрыва на снег можно наметить решение следующих вопросов:

— более детальное изучение воздействия взрыва на снежную толщу и, в частности, на поле напряжений в снегу;

— усовершенствование измерительной аппаратуры для получения более точных исходных данных дистанционным методом;

— разработку как теоретически так и экспериментально других способов активного воздействия, могущих заменить артиллерийские системы и взрывчатые вещества.

Решение этих вопросов позволит более надежно управлять процессами воздействия взрыва на снег, а также найти другие эффективные средства борьбы со снежными лавинами на горных железных дорогах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. На высочайших вершинах Советского союза.- М., 1963, 490 с.
  2. В.Н. Борьба с лавинами на комбинате «Апатит».- Горн.журн., i960, }р 10, с. 15−19.
  3. В.Н. Опыт применения минометов в борьбе с лавинами. Бюл. техн.-экон. информ./ Мурман. CHX, 1959, 3, с.9−12.
  4. В.Н. Прогноз наступления лавинной опасности по величинам метелевого переноса и температурного сжатия снега.- В кн.: Вопросы использования снега и борьба со снежными заносами и лавинами. М., 1956, с.167−183.
  5. В.Н. Снежные лавины в Хибинах (условия образования и защита от них). Автореф. дис.. кавд. географ. наук, МГУ, М., 1973, 26 с.
  6. В.Н. Устранение снеголавинной опасности путем обстрела лавиноопасных склонов. В кн.: Снег и лавины Хибин. -М., 1967, с.258−268.
  7. В.Н., Пантелеев В. Д. Влияние взрывов мин на изменение структуры, плотности и устойчивости снега на склонах гор. В кн.: Физика снега, снежные лавины и ледники. — Л., 1967, с.260−273.
  8. В.Н., Пермяков P.C. Борьба со снежными лавинами на нагорных карьерах. Безопасность труда в пром-сти, 1967, № 4, с.44−47.е
  9. В.Д., Григорян С. С., Кошев Л. И. и др. Измерение волн напряжений в мягких грунтах. Жур. прикл. механики и техн. физики, I? 2, 1963, с.135−141.
  10. .А. 0 лавинной опасности на горных участкахжелезных дорог СССР. В кн.: Инженерная гляциология. — Апатиты, 1973, с.150−154.
  11. .А., Лохин В. К. Методика и некоторые результаты исследования течения и давления снежного покрова в горах Кузнецкого Алатау. В кн.: Материалы гляциологических исследований. Хроника. Обсуждения. — 1969, вып.16, с.78−82.
  12. Ф.Ф. Параметры сейсмических колебаний, возбуждаемых взрывом. В кн.: Экспериментальная сейсмика. М., 1964, с.49−62.
  13. A.C. 678 441 (СССР) Датчик толщины снежного покрова /Рублев П.А., Сидоренко А. Ф. Заявл. 09.01.78, № 2 566 372/ 18−10- опубл. Б.И., 1979, П 29, ММ 01 I/I4.
  14. A.C. 468 133 (СССР) Способ определения плотности снежного покрова/ Суханов Л. А. Заявл. II.12.73, № 1 075 341/26−25- опубл. в Б.И., 1975, № 15, МКИ 01 9/12.
  15. A.C. 74II06 (СССР) Устройство для определения плотности снежного покрова / Багов М. М. Заявл. 05.07.78., 1." 2 636 928/18- опубл. Б.И., 1980, № 22, МКИ 01 V 9/00.
  16. М.М. Давление и сползание снега на склоне. -Тр. Высокогор.геофиз. ин-та, 1977, вып.37, с.40−42.
  17. М.М., Залиханов М. Ч., Давыдкин А. Д. Датчики для дистанционного измерения физико-механических параметров снежного покрова на склоне. Тр. Высокогор. геофиз. ин-та, 1980, вып.46, с.67−74.
  18. Д.С. 0 погрешностях при измерении давлений вгрунтах. Основания, фундаменты и механика грунтов, 1962, № 2, с.21−23.
  19. .М. Из истории исследования снега и лавин в Хибинах. В кн.: Природа и хозяйство Севера. 1971, Апатиты, вып.2, ч.2, с.305−310.
  20. И.С., Жидков Н. П. Методы вычислений. М., Наука, 1962. — 464 с.
  21. .Л., Грибов В. А., Заргарян Д. Н., Никуленков М. А. Наблюдения за сползанием снега и динамикой лавин в Приэльбрусье. В кн.: Склоновые процессы (лавины и сели). М., 1980, вып.4,с.73−82.
  22. Х.И. Методы искусственного спуска лавин. В кн.: Физика снега. Л., 1981, вып.49, с.75−89.
  23. .П. Борьба со снежными лавинами предупреждением снегонакопления в лавиносборах. Тр. Закав.н.-и. гидрометеоролог, ин-та, 1966, вып.20, с.166−177.
  24. .П. Вопросы искусственного-обрушения снежных лавин. Тр. Закав. н.-и. гидрометеоролог, ин-та, 1966, вып.20, с.139−155.
  25. .П. 0 защите железнодорожного пути от снежных лавин, Тр.Ленингр. ин—та инженеров ж. д.трансп., 1964, вып.214, с.55−65.
  26. .П. Противолавинные сооружения свайной конструкции. Тр. I Всесоюз. совещ. по лавинам. Л., Гидрометео-издат, 1965, с.49−57.
  27. А.Н. Критерии обрушения снехшых лавин. В кн.: Итоги науки. Гидрология суши. Гляциология. М., 1968, с.42−59.
  28. А.Н. Метод расчета напряженного состояния снега на цилиндрическом склоне. В кн.: Склоновые процессы (лавины и сели). М., 1980, вып.4, с.69−73.
  29. Л.Н. Неустойчивость естественных масс льда и снега на склонах гор. В кн.: Итоги науки и техники. Серия Гляциология. М., 1980, т.2, 124 с.
  30. А.Н. Об устойчивости квазистатического состояния равновесия вязкого слоя на наклонной плоскости. В кн.: Механика жидкости и газа. Изв. АН СССР, 1967, № 3, с.162−164.
  31. А.Н., Бобрышев A.B. Метод расчета устойчивости снежного покрова на склонах гор. В кн.: Материалы гляциологических исследований. Хроника. Обсуждения. 1980, вып.38,с.84−88.
  32. А.Н., Григорян С. С. 0 равновесии снежного покрова на склонах гор. В кн.: Материалы гляциологических исследований. Хроника. Обсуждение. 1978, вып.34, с.101−107.
  33. В.А., Ефимов М. К. Обрушение лавин с помощью взрывов. Колыма, 1967, 1," 12, с. 15.
  34. В.Р., Соколов Л. В., Шабельников В. А. 0 результатах и методике искусственного спуска лавин в Приэльбрусье. Тр. Высокогор. геофиз. ин-та. 1980, вып.46, с.43−46.
  35. К.Ф. Механические свойства снега. М.: Наука, 1977. — 126 с.
  36. К.Ф. 0 методике выбора расчетных параметров для проектирования противолавинных сооружений. В кн.: Материалы гляциологических исследований. Хроника. Обсуждения. М., 1974, вып.23, с.219−222.
  37. К.Ф., Эльмесов A.M., Херхеулидзе И. И. Подвесной сборный лавиногаситель. В кн.: Снежные лавины (прогноз и защита). М., 1974, с.158−165.
  38. В Политбюро ЦК КПСС. Правда, 1983, 26 февр.
  39. Н.М. Борьба со снежными лавинами при высокогорном строительстве. Гидротехническое строительство, 1953,4, с.42−45.
  40. А.Р., Матвиенко B.C. О влиянии импульсного воздействия на устойчивость течения снежного покрова по склону.- В кн.: Вопросы проектирования Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Новосибирск, 1978, с.132−137.
  41. С.С. Об основных представлениях динамики грунтов. Прикл. математика и механика. I960, Т. ХХ1У, вып.6,с.1057−1072.
  42. С.С., Ляхов Г. М., Мельников В. В., Рыков Г. В. Взрывные волны в лессовидном грунте. Прикл. механика и техн. физика. 1964, ff 4, с.35−39.
  43. В.Ф. Опыт защиты участка железной дороги от снежных лавин. В кн.: Исследования, расчеты и прогнозы речного стока. М., 1980, с.105−109.
  44. А.Г., Оттен Г. Ф. Борьба со снежными обвалами. -В кн.: Снег и снежные обвалы в Хибинах. 1938, Л.-М., вып.1, с.71−97.
  45. А.Г., Оттен Г. Ф. Экспериментальное определение силы удара снежных обвалов. Изв. АН СССР. Сер. геогр. и геофиз. 1939, Я 3, с.303−308.
  46. Л.М. Снегозащитные заборы на железных дорогах Западной Сибири. Новосибирск, 1950. — 78 с.
  47. В.П., Марон И. А. Основы вычислительной математики. М., 1962. — 464 с.
  48. П.С. Борьба со снегом и водой на железных дорогах. М., Трансжелдориздат, 1934. — 281 с.
  49. А.К. Испарение снега. Новосибирск, СО АН СССР, 1961. — 120 с.
  50. А.К. Механика метелей. Новосибирск, СО АН СССР, 1963. — 380 с.
  51. Л.К. О моделировании лавины движением сплошной среды. В кн.: Вопросы проектирования Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Новосибирск, 1978, с.25−37.
  52. А.К. В царстве снега. Новосибирск: Наука, 1983. — 161 с.
  53. А.К. О теории борьбы с лавинами на железных дорогах. В кн.: Борьба с заносами и лавинами на железных дорогах. Новосибирск, 1969, с.5−18.
  54. А.К. Приближенный метод определения расчетных параметров движения снежных лавин при недостаточности исходной информации. В кн.: Вопросы проектирования Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Новосибирск, 1978, с.38−54.
  55. М.К. Борьба с лавинами в Западном Тянь-Шане. -В кн.: Лавины Средней Азии. Л., 1969, вып.48, с.91−103.
  56. Е.П. Горные дороги. М.: Транспечать, 1925. -108 с.
  57. Звезды над перевалом. М., 1964, 274 с.
  58. И.К. 0 первых годах борьбы с лавинами в районе города Кировска. В кн.: Инженерная гляциология. Апатиты, 1973, с.5−16.
  59. И.К. Стрельба в горах для вызова лавин. Ар-тиллер. журн. 1943, 2−3, с.28−30.
  60. Е.А. Определение скорости сползания снега на крутых склонах методом наземной фотограмметрии. В кн.: Склоновые процессы (лавины и сели). М., 1980, вып.4, с.82−90.
  61. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов и технике безопасности на лавиноопасных участках железных дорог. М.: Транспорт, 1980. — 12 с.
  62. Инструкция по проектированию и строительству противо-лавинных защитных сооружений. СН 517−80. М.: Стройиздат, 1980. 15 с.
  63. Инструкция по профилактическому сбросу снежных лавин. Красноярск, 1983. -28 с.
  64. З.П. Особенности изысканий на лавиноопасной территории и методы защиты железных дорог от снежных лавин. -В кн.: Защита железных дорог от снежных лавин. Новосибирск, 1975, с.3−114.
  65. Э.П. Проектирование железных дорог в лавиноопасных районах. Новосибирск, 1972, 77 с.
  66. Э.П. Проектирование лавиноотбойных дамб. В кн.: Вопросы проектирования Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Новосибирск, 1978, с.80−84.
  67. Э.П. Теория и практика защиты железных дорог от снежных лавин: Автореф. дис.. докт. техн. наук. М., 1980.- 43 с. В надзаг.: Моск. ин-т инженеров ж.д. трансп.
  68. Э.П. Технико-экономические обоснования мероприятий по защите железнодорожного пути от снежных лавин. В кн.: Вопросы проектирования Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Новосибирск, 1978, с.85−95.
  69. Л.А. Об искусственном устранении угрозы схода лавин. Сб. работ Ташкентской гидрометеообсерватории. Ташкент, 1968, вып. З, с.181−190.
  70. JI.A., Лосев К. С., Мягков С. М. Некоторые проблемы лавиноведения. В кн.: Материалы гляциологических исследований. Хроника. Обсуждения. М., 1983, вып.47, с.166−173.
  71. Я.Д. Исследование снега и лавин в Японии. В кн.: Железные дороги в сложных физико-географических условиях. Новосибирск, 1970, с.145−157.
  72. B.C. Выбор средств и способов противолавин-ной защиты горных предприятий. Тр. Среднеаз. н.-и. гидромет. ин-та. Ji., 1979, вып.64, с.104−112.
  73. B.C. Опыт стабилизации снега, лежащего на склоне, взрывными работами. В кн.: Успехи советской гляциологии: Материалы 3 Всесоюз. гляциол. симпозиума. Фрунзе, 1968, с.348−354.
  74. B.C. Противолавинная защита промышленного объекта. Тр. I Всесоюз. совещ. по лавинам. Л., 1965, с.151−171.
  75. Колесников 10. Боеприпасы объемного взрыва. Зарубежное военное обозрение, 1980, 8, с.23−26.
  76. A.A. Некоторые закономерности переноса и отложения снега в районах Западной Сибири и их использование в снегозадержании и снегоборьбе. Тр. трансп.-экон. ин-та. Зап.Сиб. фил., 1954, вып.4, с.89−98.
  77. А.И. Медленное сползание снежного покрова на склоне. Тр. I Всесоюз. совещ. по лавинам. Л., 1965, с.172−185.
  78. А.И. Об определении сил сцепления и сопротивления сжатию снежного покрова. Метеорология и гидрология. Л., 1978, № 2, с.72−76.
  79. А.И. 0 возможности проверки устойчивости и закрепления снега на склоне взрыванием. В кн.: Лавины Средней Азии. Л., 1969, вып.48, с.104−111.
  80. В.М., Ушаков А. И., Ходаков В. Г. Современные проблемы инженерной гляциологии и хозяйственная деятельность людей. В кн.: Материалы гляциологических исследований. Хроника. Обсуждения. — 198I, вып.40, с.211−224.
  81. Э.Б. Некоторые результаты устранения лавинной опасности методом обстрела лавинных очагов. В кн.: Физика снега, снежные лавины и ледники. Л., 1967, с.276−280.
  82. Г. М., Сулаквелидзе Г. К., Читадзе B.C. и др. Физические свойства снежного покрова большого Кавказа. Гляциология. 1967, L" 17, 194 с.
  83. Л.Д., Лифшиц Е. М. Механика сплошных сред. М., 1954, 796 с.
  84. К.С. Некоторые вопросы проектирования снегозадерживающих противолавинных сооружений. В кн.: Материалы гляциол. исслед. Хроника. Обсуждения. — 1970, вып.16, с.83−86.
  85. К.С. Устойчивость снега на склоне и причины возникновения лавин. В кн.: Исследование ледников и ледниковых районов. М., 1963, с.88−93.
  86. Г. М., Покровский Г. И. Взрывные волны в грунтах. -М.: Госгортехиздат, 1962. 104 с.
  87. Н.В. Некоторый опыт работ по устранению лавинной опасности в районах Тянь-Шаня. Тр. I Всесоюзн. совещ. по лавинам. Л., 1965, с.204−209.
  88. Н.В., Красносельский Э. Б. Опыт искусственного устранения лавинной опасности в высокогорных районах Тянь-Шаня. -Тр. Главн. геофиз. обсерватории. Л., 1964, вып.160,с.148−156.
  89. Н.В., Щербаков М. П., Вернер Е. Ф. Лавины и борьба с ними на территории Киргизии. Фрунзе: Кыргызстан, 1965. -120 с.
  90. B.C., Гербер А. Р. Взрыв в снежном покрове. -В кн.: Вопросы проектирования и строительства железных дорог в Сибири. Новосибирск, 1971, с.75−85.
  91. B.C., Гербпр А. Р. Экспериментальные исследования взрыва в снеге. В кн.: Проектирование, постройка и содержание железных дорог в сложных физико-географических условиях. Новосибирск, 1972, с.53−65.
  92. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.
  93. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  94. Ю.Л. Использование особенностей распространения воздушных волн, возникающих при взрывах, для обрушения лавин. Тр. Среднеаз. н.-и. гидромет. ин-та, 1980, вып.78, с.41−47.
  95. Ю.Д. Возникновение и движение лавин, Л., Гидрометеоиздат, 1966. — 152 с.
  96. Ю.Д. Динамика снежных лавин и снеголавинные расчеты. Л., Гидрометеоиздат, 1977, — 232 с.
  97. Ю.Д., Ефимов М. К. 0 снеголавинных параметрах в связи с активными воздействиями на сход лавин и расчетами их движения. В кн.: Лавины Средней Азии. Л., 1972, вып.63, с.48−61.
  98. Ю.Д., Ефимов М. К. Рекомендации по искусственному обрушению лавин. Ташкент, 1973, 14 с.
  99. Об особенностях работы тензометрических датчиков давления при измерении нормальных напряжений в мягких грунтах: Отчет НИИ механики МГУ- Руководитель работы С. С. Григорян. инв.426. М., 1965. 33 с.
  100. Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. -План, хоз-во, 1979, J* 9, с.5−36.
  101. О мерах по улучшению защиты населенных пунктов, предприятий, других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов. Собр. постановлений правительства СССР, 1978, П б, с. III—114.
  102. М. Охотники за лавинами. М.: Мир, 1972. -270 с.
  103. И.Г. Проблемы и перспективы развития транспорта. М.: Транспорт, 1980. — 128 с.
  104. Г. И. Исследование удара и взрыва в деформируемых средах. М.: Военно-инженерная академия Рабоче-кресть-янекой Красной Армии, 1937. — 116 с.
  105. Г. И., Федоров И. С. Действие удара и взрыва в деформируемых средах. М.: Промстройиздат, 1957. — 276 с.
  106. В.П. Опыт борьбы с лавинами в Хибинских горах. Тр. 2 Всесоюз. географ. съезда, 1948, т.1, с.314−317.
  107. .Н. Опыт сбрасывания снежных лавин взрывами. В кн.: Природа и хозяйство Севера. Апатиты, 1969, вып.1, с.283−288.
  108. .Н., Нечаев Н. Ф. Некоторые результаты измерения ударной силы лавин в Хибинах. В кн.: Проектирование, постройка и содержание железных дорог в сложных физико-географических условиях. Новосибирск, 1972, с.93−98.
  109. Руководство по снеголавинным работам (временное). Л.: Гидрометеоиздат, 1965. — 400 с.
  110. Г. Г. Защита железнодорожного полотна от снежных обвалов (лавин). М.: Всесоюз. н.-и. ин-т трансп. стр-ва, 1951. — 89 с.
  111. Г. Г. Снег и снежные обвалы. Тр. Тбилисского н.-и. ин-та сооруж., Тбилиси, 1936, вып.27, с.1−59.
  112. П.JI. Динамика взрывных волн. М.: Военно-инженерная Академия, 1941. — 207 с.
  113. М.А. Механическое действие воздушных ударных волн по данным экспериментальных исследований. В кн.: Физика взрыва. М., АН СССР, 1952, вып.1, с.20−110.
  114. И.В., Благовещенский В. П. Оценка лавинной опасности горной территории. Алма-Ата: Наука, 1983. — 220 с.
  115. Л.И. Методы подобия и размерности в механике.- М.: Наука, 1977. 440 с.
  116. Снежные лавины (справочник по прогнозированию и мерам контроля). М.: Прогресс, 1965. — 208 с.
  117. Технические указания по проектированию застройки лавиноопасных склонов на Сахалинском отделении Дальневосточной железной дороги. Южно-Сахалинск, 1977, 40 с.
  118. Г. К. Исследование лавин и мероприятия по борьбе с ними. В кн.: Советская география в период строительства коммунизма. М., 1963, с.273−287.
  119. Г. К. Защита автомобильных дорог от лавин.- М.: Автотранспортиздат, I960. 154 с.
  120. Г. К. Лавины. Возникновение и защита от них.- М.: Географгиз, 1949. 214 с.
  121. Г. К. Лавины и защита от них на геологоразведочных работах. П.: Госгеотехиздат, 1957. — 108 с.
  122. Г. К. Ледники, снежники и лавины Советского Союза. М.: Географгиз, 1963. — 311 с.
  123. Г. К. Мероприятия по борьбе с лавинами.
  124. В кн.: Вопросы использования снега и борьба со снежными заносами и лавинами. М., 1956, с.156−166,
  125. Г. К. Снежные обвалы. Тр. 2 Всесоюз. географ. съезда. М., 1948, т.1, с.306−313.
  126. Указания по расчету снеголавинных нагрузок при проектировании сооружений. ВСН 02−73. М.: Гидрометеоиздат, 1973. -20 с.
  127. В.Я. Опыт активного воздействия на снежный покров с целью предотвращения внезапного схода лавин. В кн.: Вопросы прикладной гляциологии. Снежные лавины и сели. М., 1970, Р 15, с.143−150.
  128. С.М., Целихов Ф. И. Рациональные виды проти-волавинных сооружений. Транспортное строительство, 1966, № I, с.43−44.
  129. А.Г. Вопросы теоретического обоснования противолавинных мероприятий на железных дорогах: Автореф. дис.канд.техн.наук. Новосибирск, 1974. — 16 с. — В надзаг.: Новосиб. ин-т инженеров ж.д.трансп.
  130. А.Г. Модель снежного покрова. В кн.: Железные дороги в сложных физико-географических условиях. Новосибирск, 1970, с.107—114.
  131. В.А. К вопросу определения наиболее благоприятного времени для активного воздействия на свежевыпавший снег с целью обрушения лавин. В кн.: Физика снега, лавины, сели. М., 1980, вып.46, с.47−52.
  132. А.Х. Борьба со снегом на горных участках железных дорогах. В кн.: Снегоборьба на железнодорожном транспорте. М., 1934, с.226−236.
  133. А.Х. Снежные лавины в СССР. Наша страна, 1939, 9, с.46−47.
  134. B.C. 0 методах искусственного обрушения снежных лавин. Тр. Высокогор. геофиз. ин-та, 1965, вып.4, с.62−67.
  135. B.C. Определение силы удара лавины на участке трассы ЛЭП и стройплощадки Дарьял ГЭС. Тр. Эльбрус, высоко-гор. комплекс, экспедиции. 1959, т.1, с.241−258.
  136. М.П. Опыт профилактических лавинных работ и оптимальные условия их проведения (на примере лавинной службы Киргизии). В кн.: Гляциол. исследования на Тянь-Шане. Фрунзе, 1975, с. I16−128.
  137. Экспериментальные исследования взрывных волн в снеге: Отчет НИИ механики МГУ- Руководитель работ Григорян С. С. -инв. tf 1180. М., 1970. — 69 с.
  138. Экспериментальные исследования динамических характеристик снега: Отчет НИИ механики МГУ- Руководитель работ Григорян С. С. инв. J." 986. — М., 1969. — 44 с.
  139. А.М. Некоторые вопросы, связанные с текучестью снежного покрова. В кн.: Физика снежного покрова и снежные лавины. Л., 1967, вып.9, с.20−27.
  140. А.М., Настаев М. Х. Снежный покров и возможности прогнозирования его обрушения со склона. Физика снега, снежные лавины и ледники. Л., 1967, вып.12, с.114−128.
  141. A.A. Защита дорог от лавин. Автомоб. дороги, 1968, w 9, с.8−9.14.5. Andre Т. Lav/inen durch Sprengungen auslosen. Erfahrungsaustausch von Sprengmeistern. Inst. Berg-und seilbahn -- Rdsch. Europa, 1971, v. 14, s. 15−16.
  142. A.c. 2 348 464 (Франция) Dispositif de Transport et de mise afeu a distance de Charges explositives / Bador В. Заявл. 04.1976 7 611 054, опубл.10.П.1977, кл. F 420 13/00- F 42 D 3/00.
  143. A.c. 2 350 428 (Франция) Procede et dispositif pour declencher artificiellemeht des avalanches/Schenkir L. --Заявл.07.05.76 ." 7 613 857- опубл. 02.12.77 кл. E 01 F 7/04,1. F 16 P 1/00, G Ol W 1/00.
  144. Brown R.L. Pressure waves in snow. «I. Glaciol», 1980, 25, n.9I, s. 99−107.
  145. Christa H. Die kunstliche Auslosung von Lawinenund ihr Einfluss auf die Bodendecke. Gletscherk und Glazial-geol., 1975, N.2, s. I?5-I8I.
  146. Fucuda H., Kotake Y. Snow and Ice. Cenne, Japan, 1958, v. 20, N.4, p. III-II5.
  147. Furukawa I. Notch-type step construction for prevention of avalanches. Physics of snow and Ice, 1967, part 2, v. I, p. 129I-I294-.
  148. Getsbergen Ii. Schneefeldsprengungen zur Verhutung von Lawinen. Nobel Hefte, 1973, 59, N.4, s.143−150.
  149. Gubler II. Artificial release of avalanches by explo-sivers. I. Glaciol., 1977, v. 19, N. 81, p. 419−429.
  150. Heimgartner Ii. On the flow of avalanching snow.--J. Glaciol., 1977, 19, N. 81, p. 357−363.157″ Herb II. Lawinensicherung durch Schneefeldsprengungen im bayerischen Alpenraum. Ann. LTeteorol. NGve Folge, 1971, N. ?, s. 247−248.
  151. H.R. in der Gang and 1.1. Zupancic. Snow Gliding and Avalanches. IASK Publ., 1966, N. 69, p.230 — 242.159″ Kersic I. Lawinendienst in Hochgebirge. osterr. Z. Elektrizitatswirtsch, 1969, v. 22, N. 10, p.563−564.
  152. Ф. Искусственный спуск лавин (путем взрыва). -Сеппё, v. 31, N. 2, 1969, р.44−49.
  153. La Chapelle E.R. Alternate methods for the artificial release of snow avalanches. J. Glaciol., 1977, v. 19, N. 81, p. 389−397.
  154. La Chapelle E.R. Lawineribekampfung mit Sprengsstoffen.- Umschau, 1961, Heft 10, p. 243 261.
  155. La Chapelle E.R. The control of snow avalanches.- Scient. Amer. 1966, v. 214, v. 214, N. 2, p. 171−177.
  156. К. Снег и взрыв. Сеппё, 1962, v. 24, N. ft, р. 105−109.
  157. Не 11 or М. Avalanches. U.S. Army Material Command-Cold Regions Research and Engeneering Laboratory, Hannover, New Hampshire, 1968, III-A, 215 p.
  158. Mellor LI. Explosions and snow. U.S. Army Material command cold Regions Research and Engineering Laboratory, Hannover, New Hampshire, June 1965, 46 p.
  159. Nold A. Untersuchungen zur Schnee und Lawinensprengung.- Techniche Mitteilungen fur Sappeure, Pontoniere und Mineure, April 1968, v. 33, N. I, s. 5 23.
  160. Pat. 49−32 247 (Япония) Искусственное вызывание снежных обвалов в горах/Фудзимура А. Заявл.9.04.69.опубл.29.08.74
  161. Perla R. Artificial resease of avalanches in North America. Arct. and Alp. Res., 1978″ v.10, N.2, p.235−240.
  162. Roch A. Le mechanisme de declenshement et le deslenshement artificial des avalanches. S.J. Centre Rech. Neige et Avalanches, 1973, Р. 3.
  163. Salm В. Snow Forces. J. Glaciol., 1977, v. I9,N.8I, p. 67−100.
  164. Shoda M. Studies on avalanches. P.I. -Contract Res. Rept. of TEKKEN, 1963, II. 65−1, 39 p.173″ Shoda M. Studies on avalanches. P.3″ Contract Res. Rept. of TEKKE1I, 1965, II.65−1, 26p.
  165. Weber A. Das werben und 80 Jahrige Wirken der Wildbach und Lawinenverbaung in Osterreich. CBL des Forstwes. 1965, B.D. 82, 1I. I, s. 56−60.
  166. Welzenbach W. Untersuchengen uber die Stratigraphie der Schneeablegerungen und die Mechanik der Schneebewegungen nebst Schlussfolg auf die Methoden der Verbauung.- Wiss. Veroffentl. des Deut, oster. Alpenverein, 1930, N. 9, s.29−44.л' 154
  167. Л iiuhci с--,'- п- путЛ'| сог, 01цсп!! г. С ССР У п is Л Я л П «С Í-:к i' л с, а а я i- с к о п жилпзаои ДОРОГИ
  168. ИЛЛЛЛЛ ЛЛ: ЛП < 00. ''ллл-:-:.
  169. Ы’Жу/.гг^^с/- В. М. Коро бов1984г.
  170. ИНСТРУКЦИЯ по профилактическому сбросу снежных лавин•-¦'У/1. СОГЛАСОВАНО
  171. Зам. начальника У службы пути1. А.Н.Погуда1. V 0(. ^?1.
  172. У Нач. Междурочопекой дпетанцпи путп •• ¦. А. А. Пшгчукв С. С’у. <'/>«1. Л >4 V- «'1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  173. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАВИНООПАСНЫХ УЧАСТКОВ
  174. Все лавиноопасные участки Меж цуре че не к о й дистанции пути Красноярской железной дороги расположены на перегоне Между-реченск-Бискамжа и насчитывают более 60 лавинных очагов (табл.1).
Заполнить форму текущей работой