Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важными закономерностями эффективной подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности являются зави-симости между ценностной ориентацией студентов на здоровье и устойчивой мотивацией валеолого-педагогической деятельностимежду уровнем ортобиоза студентов и валеологической направленностью содержания педагогических дисциплинмежду готовностью студентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования
    • 1. 1. Подготовка студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности как философско-психологическая проблема
    • 1. 2. Сущность и содержание подготовки студентов к валеолого-педагогической деятельности
    • 1. 3. Анализ практики подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования
  • ГЛАВА II. Пути и средства осуществления эффективной подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования
    • 2. 1. Формирование у студентов устойчивой мотивации валеолого-педагогической деятельности
    • 2. 2. Валеологическая направленность содержания педагогических дисциплин
    • 2. 3. Взаимодействие студентов с родителями по воспитанию здорового, ребенка в период педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении

Подготовка студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Здоровье — величайшая человеческая ценность. Хорошее здоровье — основное условие успешного выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент саморазвития и самореализации личности. В рамках гуманистически ориентированной педагогики ценность здоровья и жизни человека является приоритетной в иерархии педагогических ценностей.

В реальном образовательном процессе наблюдается несовпадение ценностного отношения к здоровью и жизни и готовности педагога к деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей. В полной мере это относится к будущим педагогам системы дошкольного образования и требует специальной работы, направленной на формирование их валеологического сознания и подготовку к педагогической деятельности, ориентированной на решение задач здо-ровьесбережения и саморазвития личности ребенка.

Подготовку специалистов для системы дошкольного образования призваны осуществлять педагогические вузы на основе научного осмысления содержательной и процессуальной сторон подготовки педагога, умеющего ценить здоровье своих воспитанников и свое собственное. Как показал анализ теории и практики педагогического образования, эта проблема до сих пор остается не решенной до конца.

Основой нашего исследования сущности подготовки студентов к валео-лого-педагогической деятельности явились философские, психолого-педагогические идеи, концепции, теории отечественных и зарубежных авторов, характеризующие природу человека как единство телесного и духовного, биологического и социального, организма и личности.

Пониманию феномена человека как целостности и единства природного, социального и духовного, свободного в выборе направления своего развития способствовали работы Н. А. Бердяева, B.C. Соловьева, Е. А. Князевой и др.

Работы Г. Гегеля, М. К. Мамардашвили, М. С. Кагана, Ж.-П. Сартра и др. позволили нам рассматривать здоровье как производное собственной активной и самосозидательной деятельности человека.

Проблема ориентации личности на собственную жизнь и здоровье, на жизнь и здоровье другого человека представлена в работах зарубежных психологов — А. Адлера, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Э. Фромма и др.

Идея JI.C. Выготского об активном присвоении личностью исторического опыта человечества положена в основу деятельностного подхода. Мотивацион-ная сфера как внутренняя характеристика личности представлена в работах.

A.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна. Согласно их идеям, мотивация личности зависит от обстоятельств жизни и деятельности, в которых она оказывается, а мотив деятельности обусловлен ее предметом.

Изучению проблемы формирования личности в процессе профессиональной подготовки способствовали работы Е. В. Бондаревской, М. В. Кларина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и др. Основные пути подготовки студентов к профессиональной деятельности в области высшего педагогического образования мы выделили на основе результатов научных исследований О. А. Абдуллиной, Е. П. Белозерцева, М. Я. Виленского, Ф. Н. Гоноболина, П. В. Горленко, Ю.Н. Ку-люткина, В. А. Сластенина и др.

Для осмысления сущности валеолого-педагогической деятельности мы опирались на работы по общей и педагогической валеологии, рассматривающие генезис, методологические основы и практические подходы к решению проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья человека (Н.М. Амосов, Г. Л. Апанасенко, И. П. Березин, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Г. К. Зайцев,.

B.В. Колбанов, Л. М. Кузнецова, М. М. Лазарев, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко, Л. Г. Татарникова, З. И. Тюмасева и др.).

Значимыми для понимания проблемы здоровьесбережения личности в общем и гуманитарном образовании явились исследования В. Ф. Базарного, А. А. Дубровского, О. Р. Кокориной, П. П. Миненко, А. А. Найна, П. Н. Пасюкова, А. А. Северьянова, Г. Н. Серикова, С. Г. Серикова и др.

В последние годы появились диссертационные исследования, освещающие различные аспекты подготовки будущих педагогов к осуществлению здоровьес-берерающих технологий в системе общего образования (Л.И. Алешина, Н. А. Баженова, Н. А. Бирюкова, И. Г. Бердников, С. В. Васильев, Т. В. Волосникова, Т. А. Глухих, Е. Н. Ермакова, Е. В. Занкина, Д. Т. Ким, С. Ю. Лебедченко, Н. П. Панова, Г. А. Сулкарнаева, Н. А. Тригуб, С. Ю. Толстова, Л. И. Уткина, В. В. Федоров и др.).

Однако в имеющихся исследованиях не получили достаточно полного освещения вопросы подготовки студентов к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования. В Государственных образовательных стандартах ВПО (1995, 2000 гг.), определяющих требования к уровню подготовленности выпускников педагогических специальностей и направлений подготовки, валеолого-педагогическая деятельность как один из основных видов профессиональной деятельности отсутствует. Нуждаются в уточнении факторы и условия такой подготовки, при которых происходит развитие ценностного отношения студентов к здоровью, формирование устойчивой мотивации здорового образа жизни, овладение средствами и методами формирования, сохранения, укрепления их здоровья и здоровья участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).

Это обстоятельство дало основание выявить существующее противоречие между потребностью современной системы дошкольного образования в специалистах, подготовленных к валеолого-педагогической деятельности, и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения валеолого-педагогической подготовки студентов в образовательном процессе педагогического вуза.

Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление и теоретическое обоснование условий, способствующих успешной подготовке студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования.

Актуальность исследования, выделенное противоречие, недостаточный уровень теоретической и практической разработанности данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Подготовка студентов педагогического вуза к ва-леолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования».

Объект исследования: процесс общепедагогической подготовки будущих специалистов по дошкольному образованию.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие подготовке будущих специалистов по дошкольному образованию к валеолого-пе-дагогической деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить совокупность педагогических условий подготовки будущего педагога к валео-лого-педагогической деятельности.

Задачи исследования:

— определить сущность валеолого-педагогической деятельности;

— выявить теоретические подходы к решению проблемы подготовки студентов к валеолого-педагогической деятельности;

— обосновать совокупность педагогических условий успешной подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования;

— разработать методические рекомендации по осуществлению подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования.

В соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза исследования: эффективная подготовка студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности возможна при создании в образовательном процессе вуза следующих условий:

— формирование у студентов устойчивой мотивации валеолого-педагогической деятельности;

— валеологическая направленность содержания педагогических дисциплин;

— взаимодействие студентов с родителями по воспитанию здорового ребенка в период педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении.

В качестве методологической основы исследования использованы идеи отечественных философов-экологов и культурологов о взаимообусловленности и взаимосвязи человека с окружающей средой, о взаимосвязи биологического и социального в развитии личности (В.И. Вернадский, В. П. Казначеев и др.) — выводы психологов и педагогов о единстве формирования, воспитания и развития личности (А.А. Бодалев, JI.C. Выготский, Б. Т. Лихачев и др.) — исследования о роли побудительных оснований (потребностей и смыслов) в структуре личности (Д.А. Леонтьев, П. В. Симонов и др.) — идеи гуманистической психологии, рассматривающие личность как саморазвивающуюся систему, стремящуюся к самоактуализации, самосовершенствованию и самовыражению (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Нами использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ философской, научно-педагогической и психологической литературыанкетированиеметод самооценкианализ рабочей документации (ГОС ВПО, рабочие программы, учебные планы, методические разработки и др.) — педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит:

— в предложении авторской трактовки дефиниции «валеолого-педагогичес-кая деятельность», определении ее сущности, уточнении структуры и показателей готовности будущего педагога к ней;

— в теоретическом обосновании направленности процесса общепедагогической подготовки на валеолого-педагогическую деятельность (выявлены факторы, определены педагогические условия и принципы, установлены предпосылки, сформулированы частные закономерности);

— в использовании нормативного содержания разделов дисциплины «Педагогика» в качестве средства формирования валеологического сознания будущих педагогов по дошкольному образованию и подготовки их к педагогической деятельности, ориентированной на здоровьесбережение ребенка;

— в разработке и создании комплексной методики обеспечения валеологи-ческой направленности процесса общепедагогической подготовки будущих специалистов для системы дошкольного образования (тематика и содержание лекционных и семинарских занятий нормативных разделов дисциплины «Педагогика», спецкурс в рамках дисциплин и курсов по выбору цикла общепрофессиональных дисциплин, раздел программы педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении).

Теоретическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в дальнейшей разработке проблемы совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров для системы дошкольного образования, в педагогических исследования по теории валеолого-педа-гогической деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы и результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы: в качестве научного обоснования концепций, программ развития образовательных учреждений системы общего образованияпри чтении курса лекций по нормативным дисциплинам (педагогика) и дисциплинам по выбору цикла общепрофессиональных дисциплин (спецкурс «Основы здорового образа жизни дошкольника в семье и методика работы с родителями», методическое пособие «Валеологическая направленность подготовки студентов педагогического вуза к работе в дошкольных образовательных учреждениях») в системе профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадровкак раздел программы педагогической практики в дошкольном образовательном учреждениикак программно-методическое обеспечение работы с родителями по воспитанию здорового ребенка-дошкольника в учреждениях систем дошкольного образования и здравоохранения (программа для родителей «Здоровый ребенок — счастливая семья»).

Достоверность результатов исследования обеспечена соблюдением исходных методологических положений отечественной и зарубежной наукиопорой на законодательные и нормативные документы (Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования педагогических специальностей (ГОС ВПО, 1995, 2000 гг.), «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995 г.), «Концепция дошкольного воспитания» (1989 г.) и др.) — применением современных математических методов обработки результатов исследования (Технология измерения сложных педагогических характеристик, В. П. Мизинцев, 1996) — широтой источниковедческой базы исследованияналичием акта внедренияполноценностью и длительностью проведенного педагогического эксперименталичным участием автора в эксперименте.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подготовка студентов к валеолого-педагогической деятельности представляет собой внешнюю деятельность по созданию внутренних, психологических условий, которые приводят личность к активному целенаправленному саморазвитию и самообразованию, к развитию личностной установки на сохранение своего здоровья и здоровьесбережение участников образовательного процесса на основе применения совокупности профессионально-педагогических знаний, общепедагогических умений и навыков.

2. Важными факторами профессиональной подготовки студентов к валеолого-педагогической деятельности являются валеолого-педагогическая направленность личности, ориентация образовательного процесса педагогического вуза на организацию валеолого-педагогической деятельностигуманизация педагогического взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза.

3. Эффективная подготовка студентов к валеолого-педагогической деятельности возможна при формировании у них устойчивой мотивации такой деятельности, валеологической направленности содержания педагогических дисциплин и взаимодействии студентов с родителями по воспитанию здорового ребенка в период педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении.

4. Предпосылками подготовки студентов к валеолого-педагогической деятельности являются профессиональная направленность личности, личный интерес студента к своему здоровью, гуманистический стиль педагогического общения.

5. Показателями готовности студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности являются ценностная ориентация студентов на здоровье, уровень ортобиоза студентов, готовность студентов к взаимодействию с родителями по воспитанию здорового ребенка.

6. Эффективность подготовки студентов педагогического вуза к валеоло-го-педагогической деятельности определяется учетом зависимостей между ценностной ориентацией студентов на здоровье и устойчивой мотивацией ва-леолого-педагогической деятельностимежду уровнем ортобиоза студентов и валеологической направленностью содержания педагогических дисциплинмежду готовностью студентов к взаимодействию с родителями по воспитанию здорового ребенка и гуманизацией педагогического взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза на основе принципов гуманистической педагогики (личностная значимость, единство личностного и профессионального саморазвития, принцип ориентации на саморазвитие, принцип целостности, творческой активности).

Организация исследования: базой для исследования явились отделения физической культуры и спорта, педагогики и методики начального и дошкольного образования Александровск-Сахалинского филиала Сахалинского государственного университета, дошкольные образовательные учреждения № 1,2 г. Александровск-Сахалинского Сахалинской области.

В исследовании приняли участие 294 человека (студенты, родители, педагоги дошкольных образовательных учреждений).

Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап (1994;1996 гг.) — поисково-пропедевтический. На этом этапе анализировались статистические материалы о состоянии здоровья подрастающего поколенияизучался, анализировался и обобщался практический опыт дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и учреждений системы здравоохранения по здоровьесбережению детей, опыт дошкольных факультетов России (программы спецкурсов, учебных дисциплин) по подготовке будущего педагога к здоровьесберегающей деятельности в ДОУ, современное программно-методическое обеспечение педагогического процесса ДОУ по здоровьесбережениюработы о общей и педагогической валеологиипроводилось наблюдение за отношением студентов к профессионально-педагогическим знаниям, к педагогической профессии и деятельности, к своему здоровью и здоровью участников образовательного процессаанализировались Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования педагогических специальностей (ГОС ВПО). В результате возникла идея ориентировать процесс общепедагогической подготовки будущих специалистов по дошкольному образованию на здоровьесбережение.

Второй этап (1996;1998 г. г.) — поисково-аналитический. На этом этапе изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялись цели и задачи, методы исследования, исходные положениябыл проведен констатирующий эксперимент.

Третий этап (1998;2000 г. г.) — экспериментально-преобразующий. На этом этапе выверялись положения гипотезы, осуществлялся сбор и анализ фактического материала, были разработаны и апробированы педагогические условия, определяющие эффективность подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности.

Четвертый этап (2001;2003 г. г.) — заключительный. На этом этапе осуществлялось обобщение полученных результатов опытно-экспериментальной работы по апробации условий подготовки студентов к валеолого-педагогической деятельностиформулировались основные выводы по результатам исследования, выполнялось литературное оформление работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования освещались и получили положительную оценку на внутривузовских конференциях Сахалинского государственного университета и межвузовских научно-практических конференциях (г. Южно-Сахалинск, 1995;2004 гг.) — региональных научно-практических конференциях «Физическая культура и здоровье населения востока России» (г. Южно-Сахалинск, 1995 г.) — «Физическая культура и здоровье: проблемы гармоничного развития личности в Дальневосточном регионе» (г. Благовещенск, 1998 г.) — «Валеологическое образование как основа здорового образа жизни населения Сахалинской области» г. Южно-Сахалинск, 1998 г.) — «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (г. Уссурийск, 2000 г.) — «Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока России» (г. Южно-Сахалинск, 2002 г.) — являлись предметом обсуждения на Всероссийском семинаре-совещании «Подготовка будущего учителя к использованию здоровьесберегающих технологий в школе» (г. Южно-Сахалинск, 2004 г.).

Материалы исследования были внедрены в учебный процесс отделений физической культуры и спорта, педагогики и методики начального и дошкольного образования Александровск-Сахалинского филиала Сахалинского государственного университета, Сахалинского областного института усовершенствования учителей (г. Южно-Сахалинск), вошли составной частью в «Программу развития непрерывного валеологического образования населения Сахалинской области на 2001;2004 гг.».

Исследование и его результаты нашли отражение в 10 научных публикациях автора, 1 методическом пособии, двух учебных программах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

Современные тенденции в теории и практике дошкольного образования определяют необходимость совершенствования системы педагогического образования. За последние годы сеть дошкольных учреждений стала многофункциональной, появились разнообразные Образовательные программы, повысились требования к обучению дошкольников, в большей мере учитываются потребности семьи. Приоритетными в современной системе дошкольного образования являются ориентации на создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, мотивацию коллективной и индивидуальной деятельности. Дошкольные образовательные учреждения по-прежнему нуждаются в хороших педагогах, заведующих, методистах, ощущается острая потребность в психологах, специалистах по физкультуре, иностранным языкам, изобразительному искусству, развитию и коррекции речи, по новым информационным технологиям, в педагогах для работы с «неорганизованными» детьми и их родителями и др.

Педагогическое образование призвано обеспечить подготовку высококвалифицированных и творчески мыслящих специалистов для системы дошкольного образования и как следствие этого, условия для самоопределения, самореализации и здоровьесбережения личности ребенка и педагога в этой системе. С этих позиций проблема подготовка студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования актуальна и еще не решена в той степени, которой требует модернизация всей системы образования.

Теоретическое и практическое решение проблемы подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования является одним из актуальных направлений гуманизации профессионального самоопределения. Философскими основаниями проблемы являются теории, концепции, идеи, которые рассматривают человека как высшую форму творения природы, обладающего уникальностью и неповторимостью, как духовное существо, взаимодействующее с миром и существующее в нем, обеспечивающие понимание природы личности, выделяющие основания для гуманизации образования и воспитания, включающей в себя гуманное отношение к личности ребенка, выражающееся в уважении его прав и свобод, заботе об укреплении и сохранении его здоровья.

Психологические основы подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности опираются на концептуальные идеи гуманистической психологии, в которых личность рассматривается как саморазвивающаяся система, основной потребностью которой является самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению, основным видом поведения личности — деятельность, а основной внутренней характеристикоймотивационная сфера. Психологические трактовки понятия личности, принятые в ней, дают основание утверждать, что личность — это духовная категория, это свобода и независимость человека по отношению к материальному миру.

Исследование показало, что подготовка студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования может рассматриваться как совокупность концептуальных положений, структурными составляющими которой являются факторы, педагогические условия, предпосылки, показатели оценки эффективности, установленные закономерности, базирующиеся на гуманистических принципах.

Эта концепция реализуется через сферы деятельности, общения, самосознания личности. Содержанием подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования следует считать методы и приемы совместной работы педагога, воспитанников и их родителей, направленные на усвоение личностью социального опыта сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья воспитанников, на формирование ценностного к нему отношения.

Нами был выделен комплекс педагогических условий подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования: формирование у студентов устойчивой мотивации валеолого-педагогической деятельностивалеологическая направленность содержания педагогических дисциплинвзаимодействие студентов с родителями по воспитанию здорового ребенка в период педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении.

Для проверки эффективности названных условий подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности в системе дошкольного образования целесообразно использовать следующие показатели: ценностная ориентация студентов на здоровье, уровень ортобиоза студентов, готовность студентов к взаимодействию с родителями по воспитанию здорового ребенка.

Важными закономерностями эффективной подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности являются зави-симости между ценностной ориентацией студентов на здоровье и устойчивой мотивацией валеолого-педагогической деятельностимежду уровнем ортобиоза студентов и валеологической направленностью содержания педагогических дисциплинмежду готовностью студентов к взаимодействию с родителями по воспитанию здорового ребенка и гуманизацией педагогического взаимодействия педагога и студента в образовательном пространстве вуза. Реализация выделенных закономерностей в педагогическом процессе вуза основывается на следующих принципах гуманистической педагогики: принцип личностной значимостипринцип единства личностного и профессионального саморазвитияпринцип ориентации на саморазвитиепринцип целостноститворческой активности.

Одним из основных выводов о результатах подготовки студентов педагогического вуза к валеолого-педагогической деятельности является вывод о необходимости их активного включения в практическую деятельность, которая, по возможности, должна более полно отражать будущую профессиональную деятельность. Это осуществлялось через овладение студентами комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, через приобщение к требованиям, нормам и ценностям будущей педагогической профессии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования / О. А. Абдуллина. -М.: Просвещение, 1989. 139 с.
  2. О.А. Педагогическая практика студентов / О. А. Абдуллина, Н. Н. Загвязкина. М: Просвещение, 1989. — 176 с.
  3. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. 1997. — № 3. — С. 3241- № 4-С. 5−13.
  4. Н.А. Экология и здоровье человека / Н. А. Агаджанян // Вестник новых медицинских технологий. 1996. — № 2. — С. 53−55.
  5. А.С. Адаптация выпускников педагогических классов к условиям профессионального обучения в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук / А. С. Агафонова. Тула, 1997. — 24 с.
  6. А. Понять природу человека / А. Адлер. СПб.: Академический проект, 2000. — 251 с.
  7. Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Л. И. Алешина. Липецк, 1998. — 20 с.
  8. В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская // Дошкольное воспитание. — 1993. № 11. — С. 4−19.
  9. В.Г. Программа «Здоровье» / В. Г. Алямовская // Дошкольное воспитание. 1993. — № 12. — С. 8−14.
  10. Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 1987.-64 с.
  11. .Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. псих. тр. / Б. Г. Ананьев. -М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. 382 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000. — 350 с.
  13. В.А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте /В.А. Ананьев // Вест, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. — № 3. — С. 54−67.
  14. Г. Л. Валеология: первые шаги и ближайшие перспективы: Валеология: старт или финиш? / Г. Л. Апанасенко // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 6. — С. 2−8.
  15. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г. Л. Апанасенко.-СПб.: Метрополис, 1992.- 123 с.
  16. И.Г. Педагогический класс: поиски, проблемы, перспективы / И. Г. Асадулина, В. М. Басова, Н. В. Волк // Педагогика. 1994.- № 6. — С. 55−58.
  17. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1978.-158 с.
  18. АсмоловА.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  19. З.В. Опыт работы со студентами первых курсов / З. В. Аустерс, О. А. Иващенко. Рига, 1973. — 15 с.
  20. К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К. Ш. Ахиярова, А. Ф. Амирова // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 50−55.
  21. Н.А. Подготовка будущих учителей к формированию здорового образа жизни школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. А. Баженова. Барнаул, 2000. — 23 с.
  22. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания здорового образа жизни человека / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 22−26.
  23. В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья / В. А. Бароненко // Валеология. 2002. — № 3. — С. 74−78.
  24. Е.П. Современный педагогический вуз и профессиональное воспитание студентов // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте: Метод, рекомендации. -М.: МГПИ, 1980. С. 18−20.
  25. И.Г. Теоретические основы формирования валеологической культуры личности учителя: Автореф. дисс. док. пед. наук / И. Г. Бердников. -Москва, 1998.-33 с.
  26. Н.А. Самопознание: (опыт философской автобиографии) /Н.А. Бердяев.-М.: Книга, 1991. С. 56−62.
  27. И.П. Школа здоровья / И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. М.: Моск. рабочий, 1989. — 219 с.
  28. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 21−25.
  29. Р. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Р. Биберих. Кишинев: Штиица, 1988. — 120 с.
  30. Н.А. Педагогические условия валеологической подготовки средствами физической культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. А. Бирюков. Барнаул, 2000. — 24 с.
  31. И.Я. К вопросу об адаптации студентов к условиям обучения / И. Я. Богданова // Психолого-педагогические основы совершенствования специалистов в университете. Днепропетровск, 1980.-С. 152−155.
  32. А.А. Личность и общение: Избр. труды / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  33. Л.И. Избр. псих, труды: Проблема формирования личности /Л.И. Божович- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -209 с.
  34. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4.- С. 29−36.
  35. И.И. Валеология наука о здоровье / И. И. Брехман. — 2-е изд., — М.: ФиС, 1990. — 206 с.
  36. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье / И. И. Брехман. -Л.: Наука, 1987. — 123 с.
  37. Э.Н. Роль и содержание работы учителя в формировании и обеспечении здоровья школьников / Э. Н. Вайнер, Т. Я. Магун, М. М. Панченко И Валеология. 2002. — № 2. — С. 21−24.
  38. Валеология человека: Здоровье любовь — красота: Валеологический семинар В. П. Петленко: В 5 т. / Петров, акад. наук и искусств. — СПб.: Петроградский и К0 (PETROC), 1996.
  39. О.С. Психология здоровья человека / О. С. Васильев, Ф. Р. Филатов. М.: Академия, 2001. — 352 с.
  40. С.В. Формирование валеологической культуры профессионально-педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений: Автореф. дисс. канд. пед. наук/С.В. Васильев. СПб., 1999.- 18 с.
  41. О. Здоровый образ жизни: стереотипы представления и реальная ситуация: Педагогика здоровья / О. Васильева, Е. Журавлева // Народное образование. 1999. — № 10. — С. 202−207.
  42. А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований / А. А. Вербицкий // Педагогика. 1994. — № 3. — С. 12.
  43. В.И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1989.-258 с.
  44. А.А. Формирование валеологических ориентаций школьников в условиях адаптивной модели школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук / А. А. Вершинина. Оренбург, 1999. — 17 с.
  45. М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. М.: Высшая школа, 1989. — 158 с.
  46. Т.В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. В. Волосникова. СПб., 1999. — 22 с.
  47. JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти т. / JI.C. Выготский- Отв. ред. А. В. Запорожец. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
  48. Г. Энциклопедия философских наук: Соч. в 3-х т. / Г. Гегель. -Т.З.-М., 1974.-С. 107−112.
  49. Т.А. Формирование валеопсихологической компетенции учителя в системе повышения квалификации: Автореф. дисс., кан. пед. наук / Т. А. Глухих. Омск, 2000. — 20 с.
  50. С.М. О динамике позиции первокурсника в учебном процессе университета / С. М. Годник, В. А. Клименко // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы. Воронеж: ВГУ, 1974. — С. 128−132.
  51. Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1965.-260 с.
  52. ГорленкоП.В. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы / П. В. Горленко // Педагогика. — 1996. № 5. — С. 63−69.
  53. В. Здоровье категория педагогическая: О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В. Ф. Базарного / В. Горячев // Народное образование. — 1999. — № 9. — С. 219−231.
  54. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 31 100 «Педагогика и методика дошкольного образования».- Москва, 2000. 22 с.
  55. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 33 100 «Физическая культура». Москва, 2000.-22 с.
  56. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 31 100 «Педагогика и методика дошкольного образования». Москва, 1995.-36 с.
  57. В. Валеологии зеленый свет / В. Долгополов // Мед. газ. -1997.-24января.-С. 7.
  58. А.С. «Валеология дошкольников» в учебном процессе дошкольного образовательного учреждения / А. С. Дорошенко, О. С. Шнейдер //Валеологическое образование как основа здорового образа жизни населения
  59. Сахалинской области: Материалы обл. науч.-практической конф. Южно-Сахалинск, 1999. — С. 35−40.
  60. А.А. Открытое письмо учителю: Здоровье детей — будущее народа / А. А. Дубровский. М.: Просвещение, 1988. — 31 с.
  61. В.М. Профессионально-педагогическая адаптация студентов младших курсов педагогических вузов: Автореф. дисс. канд. пед. наук / В. М. Дугинец Челябинск, 1988. — 26 с.
  62. Л.Б. Возможности валеологизации образовательной среды в начальной школе / Л. Б. Дыхан // Начальная школа: плюс-минус. — 2000. № 7. — С. 30−36.
  63. М.И. Психология высшей школы: Учеб. пособие / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Мн.: Тесей, 2003. — 352 с.
  64. Е.Н. Подготовка студентов педвузов к осуществлению ва-леологического образования детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Е. Н. Ермакова. Москва, 1999. — 16 с.
  65. В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 9−14.
  66. Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. дисс. док. пед. наук / Г. К. Зайцев. -СПб., 1998.-48 с.
  67. Г. К. Здоровье учителя: валеологический самоанализ / Г. К. Зайцев // Педагогика. 1994. — № 3. — С. 54−59.
  68. Г. К. Педагогика здоровья / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова. СПб.: ГУПМ, 1994. — 78 с.
  69. Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности: (на материалах начального обучения): Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. Б. Захаревич. СПб., 1998. — 20 с.
  70. Р.А. О некоторых препятствиях на пути формирования здорового образа жизни ортобиоза / Р. А. Захарова // Здоровый ребенок — в здоровом социуме. -М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. — С. 64−66.
  71. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здраво-мыслов. М.: Политиздат, 1986. — 222 с.
  72. Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. 1993. — № 9. -С. 23−25.
  73. Ю.Ф. Здоровый дошкольник / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. 1995. — № 6. — С. 11−18.
  74. Т. Программа курса «Руководитель физического воспитания в дошкольном учреждении» / Т. Иванова // Дошкольное воспитание. — 1998. -№ 4.-С. 125−127.
  75. И.В. Становление валеологической культуры личности в процессе профессионального образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук / И. В. Ильина. Липецк, 2000. — 22 с.
  76. М.С. Философия. Категории. Ценности / М. С. Каган. СПб.: СПб. гос. ун-т- Академия гуманитарных наук- Петрополис, 1997. — 204 с.
  77. Т. О программе учебной дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Т. Казаковцева // Дошкольное воспитание. 1996. — № 5. — С. 97−101.
  78. Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию / Э. М. Казин. М.: Владос, 2000. — 188 с.
  79. В.П. Космопланетарный феномен человека / В. П. Казначеев, Е. А. Спирин. Новосибирск: Книж. изд-во, 1991. — 125 с.
  80. В.П. Проблемы человековедения / В. П. Казначеев. М., Новосибирск, 1997.-С. 189.
  81. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя / В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  82. И. Критика практического разума: Соч. в 6-ти т / И. Кант. Т.4. -М, 1965.-С. 270.
  83. Ф.Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. М.: Мысль, 1976. — 198 с.
  84. КиколовА.И. Обучение и здоровье / А. И. Киколов. М.: Высшая школа, 1985.- 103 с.
  85. Ким Д. Т. Использование восточных оздоровительных систем в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук / Д. Т. Ким. Хабаровск, 2000. — 24 с.
  86. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  87. Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. М., 1994. — 229 с.
  88. Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2001. — 176 с.
  89. КокоринаО.Р. Педагогическое содействие адаптации студентов педагогического колледжа к условиям профессионального образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук / О. Р. Кокорина. Хабаровск, 2002. — 17 с.
  90. В.В. Валеология в школе / В. В. Колбанов, Г. К. Зайцев. — СПб.: СПбГУПМ, 1992. 50 с.
  91. В.В. Валеология: Основные понятия, термины, определения / В. В. Колбанов.- СПб.: ДЕАН, 2001. 229 с.
  92. М.Г. Проектирование профессиональной подготовки ва-леолога в условиях педагогического колледжа: Автореф. дисс. канд. пед. наук / М. Г. Колесникова. СПб., 1999. — 22 с.
  93. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
  94. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1989. № 5. — С. 10−24- № 9. — С. 48−70.
  95. М.Е. Воспитание валеологического самоотношения у школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук / М. Е. Кошелева. — Хабаровск, 2003. — 24 с.
  96. КрупинаИ.В. Подготовка будущего учителя в соответствии с государственными образовательными стандартами к воспитательной деятельности / И. В. Крупина // Школа. 2000. — № 3. — с. 15−18.
  97. Кузнецова M. J1. Валеология — практическая культура ноосферного мышления и поведения (валеоноосферное воспитание) / M.JI. Кузнецова //Валеология.-2002.-№ 1.-С. 77−81.
  98. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1967. — 183 с.
  99. Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: Метод, пособие / Н. Н. Куинджи. М.: Аспект Пресс, 2000. — 139 с.
  100. Н. Работа по авторской программе Блудовой Л. / Н. Кулагина // Дошкольное воспитание. 1993. — № 6. — С. 10−14.
  101. Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. -Хабаровск: ХГПУ, 1997. С. 74−126.
  102. Л.Н. Технология измерения сложных педагогических характеристик: Учеб. пособие / Л. Н. Куликова, В. П. Мизинцев. Хабаровск: ХГПУ, 1996.-33 с.
  103. Культура-человек-философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. 1982. — № 1. — С. 34−53.
  104. В.М. Акмеолого-валеологическое сопровождение учащихся на уроках физической культуры: (На материалах 6-х классов): Автореф. дисс. канд. пед. наук / В. М. Курдумякова. СПб., 1999. — 27 с.
  105. С.П. Синергетика теория самоорганизации: Идеи, методы, перспективы / С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. — М.: Знание, 1983 — 64 с.
  106. М.М. «Здравствуй!» Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. Валеология / М. М. Лазарев // Начальная школа. — 1997.-№ 38-С. 5.
  107. С.Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дисс. канд. пед. наук / С. Ю. Лебедченко. Волгоград, 2000. — 22 с.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  109. А.Н. Избр. псих, произведения: в 2-х т. / А. Н. Леонтьев. -T.l.-М.: Педагогика, 1983.-С. 382.
  110. Д.А. Психология смысла / Д. А. Леонтьев. М.: Педагогика, 1999.-С. 487.
  111. Ю.П. Здоровье человека социальная ценность / Ю. П. Лисицын, А. В. Сахно — М.: Мысль, 1989. — 270 с.
  112. В.Т. Личность студента / В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 183 с.
  113. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.
  114. Малая медицинская энциклопедия. Т. З — М.: Сов. энциклопедия, 1966.- 1183 с.
  115. М.К. Картезианские размышления /М.К. Мамарда-швили- Под ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Прогресс, Культура, 1993. — 350 с.
  116. М.К. Лекции по античной философии / М.К. Мамардашвили- Под ред. Ю. П. Сенокосова. М.: АГРАФ, 1998. — 311 с.
  117. С.М. Здоровье ребенка в ваших руках / С. М. Мартынов. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. 336 с.
  118. А. Психология бытия / А. Маслоу. М.: Рефлбук- К: Вак-лер, 1997.-300 с.
  119. И.И. Этюды оптимизма / И. И. Мечников. М.: Наука, 1988.-328 с.
  120. В.А. Введение в педагогическую профессию / В.А. Ми-жериков, М. Н. Ермоленко. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288 с.
  121. В.П. Измерения, расчет, погрешность и достоверность выводов в критериальном эксперименте / В. П. Мизинцев, Т. М. Пономаренко //Вестник МАНЭБ.-СПб.-Южно-Сахалинск.-2001.-№ И (47)-С. 101−105.
  122. В.П. Лабораторный практикум по педагогике / В. П. Мизинцев. Южно-Сахалинск: ЮСИЭПиИ, 2001. — 200 с.
  123. П.П. Организационно-методические основы физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждения: Автореф. дисс. канд. пед. наук / П. П. Миненко. Хабаровск, 1999. — 22 с.
  124. A.M. Психолого-педагогические условия становления валеологической культуры младших подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук / A.M. Митяева. Брянск, 1999. — 36 с.
  125. МудрикА.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников / А. В. Мудрик. М.: Просвещение, 1986 — 160 с.
  126. А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А. А. Найн, С. Г. Сериков // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 53−57.
  127. Н.П. Валеологизация образовательной среды в воспитательно-образовательных учреждениях района: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. П. Недоспасова. Кемерово, 1999. — 22 с.
  128. В.А. Этапность формирования физического состояния человека в различных климато-географических условиях / В. А. Нестеров. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК. — 1998. — 97 с.
  129. Нестерова 3. Заботиться о своем здоровье. Подготовка студентов к решению одной из важнейших задач / 3. Нестерова // Дошкольное воспитание. 1998.-№ 6.-С. 97−101.
  130. Нестерова 3. Каким быть руководителю физического воспитания? / 3. Нестерова //Дошкольное воспитание. 1993. — № 8. — С. 73−78.
  131. Л.И. Воспитательная система учебного заведения: Концептуальные подходы / Л. И. Новикова // Личность в воспитательной системе учебного заведения / Тезисы Всероссийской науч.-практической конф. Хабаровск: ХГПИ, 1993.-С. 29−31.
  132. Общая психология / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1986.-464 с.
  133. ОжеговС.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1984. — С. 20.
  134. ОлпортГ. Становление личности: Избр. тр. / Г. Олпорт- Под общ. ред. Д.А. Леонтьева- Пер. с англ. Л. В. Трубициной и др. М.: Смысл, 2002. -461 с.
  135. Основы здорового образа жизни / Под ред. Р. И. Айзмана. Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. — С. 214−215.
  136. Н.П. Подготовка будущих учителей к валеологической деятельности в школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. П. Панова. — Хабаровск, 2002. 17 с.
  137. П.Н. К здоровью через образование: (проект региональной системы непрерывного валеологического образования населения Сахалинской области) / П. Н. Пасюков. Южно-Сахалинск: Сах. обл. ИУУ, 1998.-28 с.
  138. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. М.: Школа-Пресс, 2000. — С. 24−39.
  139. Педагогическая практика студентов. Минск: Университетское, 1991.-204 с.
  140. JI.C. Конфуций: жизнь, учение, судьба / JI.C. Переломов. -М.: Наука, 1993.-440 с.
  141. В.П. Валеология перспективное научно-педагогическое направление XXI века: Валеология — старт или финиш? / В. П. Петленко, Д.Н. Дави-денко // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 6. — С. 9−13.
  142. В.П. Интегральная медицина / В. П. Петленко // Мед. газ. — 1998. -№ 62.
  143. ПолтавцеваН. О программе знаний физической культуры для дошкольников / Н. Полтавцева // Дошкольное воспитание. 1997. — № 5. — С. 14−20.
  144. Е.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста новая учебная дисциплина факультета физической культуры / Е. И. Понкратьев // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 5−6. — С. 29.
  145. Т.М. Валеологическая направленность подготовки студентов педагогического вуза к работе в дошкольных образовательных учреждениях: Метод, пособие / Т. М. Пономаренко. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2003. — 48 с.
  146. Т.М. Формирование здорового образа жизни ребенка 3−7 лет в условиях семьи / Т. М. Пономаренко // Физическая культура и здоровье населения Востока России: Материалы региональной науч.-практической конф. Южно-Сахалинск, 1995. — С. 29−31.
  147. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н. А. Васильевой. М.: Просвещение., 1984. — 212 с.
  148. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии: В 2-х ч. / Под ред. Р. И. Айзмана. Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
  149. К. Теория личности / К. Роджерс // Клиентцентрированная терапия. М.: Рефлбук, 1997. — 320 с.
  150. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 479 с.
  151. С.JI. Проблемы общей психологии: Соч. в 2-х т. / СЛ. Рубинштейн. Т.2. — М.: Педагогика, 1976. — С. 238.
  152. Н.А. Проблема формирования будущего специалиста / Н.А. Савотина//Педагогика. 1997. -№ 1.-С. 58−61.
  153. Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: Дисс.канд. пед. наук / Н. А. Савотина. М.: РАО, 1997. — 200 с.
  154. В.П. Воспитание на основе потребностей человека / В. П. Сазонов // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 28−32.
  155. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. -М.: Политическая лит., 1988. — С. 98−110.
  156. В. Культура здоровья: что это такое? / В. Северин // Вита. -1998.-№ 2.-С. 9−11.
  157. А.А. От здоровья учителя к здоровью ученика / А. А. Северьянов // Школа здоровья. 1997. — № 4. — С. 107−113.
  158. А.А. Лед тронулся, господа валеологи. Но не расстаял / А. А. Семенов // Мед. газ. 1997. — 24 янв. — № 7. — С. 6.
  159. B.C. Культура и развитие человека / В. С. Семенов // Вопросы философии. 1982. — № 4. — С. 15−29.
  160. Г. Н. ^ С.Г. Здоровьесбережение в гуманитарном образовании: Монография / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. Екатеринбург — Челябинск: ЧГПУ, 1999. — 242 с.
  161. Д. О различных подходах к понятию «здоровье»: Методологический подход, с помощью которого анализируются различные пути понимания здоровья / Д. Сиерес, Д. Гавидия // Школа здоровья. 1998. — Т.5, № 1. — С. 7−16.
  162. П.В. Лекции о работе головного мозга: Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности / П. В. Симонов. — М.: Ин-т психологии РАН, 1998. 92 с.
  163. П.В. Мотивационный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1987.-239 с.
  164. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
  165. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.-430 с.
  166. И.Н. Здоровье человека как философская проблема / И.Н. Смирнов// Вопросы философии. 1985. — № 7. — С. 81−93.
  167. С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова. М.: Академия, 2000. — С. 60−115.
  168. В.В. Спиноза / В. В. Соколов. М.: Мысль, 1973. — 223 с.
  169. B.C. Оправдание добру. Нравственная философия: Соч. В 2 т./B.C. Соловьев.-Т.1.-М.: Мысль, 1988. —С. 114−132.
  170. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л. Ф. Спирин. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. — 33 с.
  171. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения / Р. Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. — 1996. № 6. — С. 2.
  172. Г. А. Интеграция учебных дисциплин с целью использования учителем валеологического блока для реализации гуманистической концепции образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Г. А. Сулкарнаева. -Омск, 1999.- 18 с.
  173. В.И. Валеологическая поддержка учащихся и учителей
  174. По системе «С») / B.U. Сыренский, В. В. Колбанов СПб: СПбГУПМ, 1999. -62 с.
  175. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — С. 4−16.
  176. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с.
  177. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития / Л.Г. Татарникова- Ред. П. Т. Смирнов. СПб.: Петроградский и Ко (РЕТРОС), 1995.-352 с.
  178. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т. Н. Ерофеевой. -М.: Академия, 1999. С. 322−325.
  179. П.П. Формирование валеологической образованности школьников средствами физической культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук / П. П. Тиссен. Оренбург, 1998. — 20 с.
  180. ТищенкоП.Д. О философском смысле феноменов здоровья и болезни / П. Д. Тищенко // Здоровье человека как предмет социально-философского познания.-М.:ИФ АН СССР, 1989.-С. 13−14.
  181. С.Ю. Валеологическое сопровождение воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Автореф. дисс. канд. пед. наук / С. Ю. Толстова Шуя, 2000. — 23 с.
  182. Н.А. Формирование валеологической культуры педагога: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. А. Тригуб. Казань, 1999. — 19 с.
  183. ТюмасеваЗ.И. Невалеологические проблемы валеологии: Педагогическая методология / З. И. Тюмасева // Народное образование. 2002. — № 7. — С. 73−79.
  184. Л.И. Реализация валеологического компонента в системе квалификации педагога: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Л. И. Уткина. -СПб., 1998.-20 с.
  185. В.В. Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов как фактор гуманизации высшего образования: Автореф. дисс. док. пед. наук / В. В. Федоров. Хабаровск, 2003. — 40 с.
  186. Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Автореф. дисс. докт. пед. наук / Е. Л. Федотова. Хабаровск, 1998. — 39 с.
  187. Л.Д. Дидактические основы формирования интегрированного содержания начального профессионального образования / Л. Д. Федотова. М.: НМЦ профобразования, 1993. — 110 с.
  188. Л. Сущность христианства: Соч. в 2-х т. / Л. Фейербах. -Т.2. М.: Политиздат, 1995. — С.7−15.
  189. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1990.-447 с.
  190. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1994. — 250 с.
  191. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм- М.: ACT-ЛТД, 1998.-672 с.
  192. Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. — 429 с.
  193. М. Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер. М.: Высшая школа, 1991. — 190 с.
  194. О. Школьная валеологическая служба / О. Хижняк // Народное образование. 1998. — № 9−10. — С. 256−257.
  195. Г. И. Общество и здоровье человека / Г. И. Царегородцев. -М.: Медицина, 1973. С. 247.
  196. А.Т. Акмеологические подходы вузовской подготовке учителей / А. Т. Цветкова // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 42−44.
  197. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991.
  198. .Н. Валеология: Избр. лекции / Б. Н. Чумаков. М.: РПА, 1997.-245 с.
  199. З.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете / О. З. Шварцман. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. -126 с.
  200. . Г. Многофункциональная система дошкольного образования / Г. Широкова // Дошкольное воспитание. 1992. — № 2. — С. 25.
  201. О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя / О. М. Шиян // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 63−68.
  202. Е.Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И.Б. Ко-това. М.: Академия, 1999. — 286 с.
  203. Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: Смысл и предпосылки ценностного выбора? / Ю.А. Шрейдер- РАН. М.: Эудиториал, УССР, 1999.-206 с.
  204. Шубина J1.C. Проблемы адаптации при подготовке к учительской деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук / JI.C. Шубина. М., 1992. — 24 с.
  205. А.И. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя / А. И. Щербаков. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980 .- 166 с.
  206. ЭриксонЭ. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Ун-т, 1996.
  207. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг. М. — Киев: Совершенство, 1997. — 382 с.
  208. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. М.: Ун — т, 1998. — 715 с.
  209. Е. Педагогическая валеология: гуманистические аспекты / Е. Ярославцева // Основы безопасности жизнедеятельности. — 1997. № 7. -С. 17−19.
  210. А. Проверь свое здоровье / А. Яссингер // Основы безопасности жизнедеятельности. 1997. — № 3. — С. 15−16.
  211. Е.Б. Развитие познавательной самостоятельности студентов младших курсов: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Е. Б. Ястребова. М., 1991.-29 с.
  212. Anderson R. Health Promotion. An Over view: European Monographs in Health Education Research (6:4 119). — 1984.
  213. Weber P. Was ist Gesundheit/ Thrapic Woche. 1982. — № 32. — S.13 331. АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
  214. Дорогой друг! Убедительно просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, посвященной проблеме воспитания здорового ребенка и организации здорового образа жизни ребенка в семье!
  215. Инструкция: нужное подчеркните или укажите дополнительно
  216. Проставьте порядковый номер (от 1 до 10) по мере значимости для Вас напротив следующих вещей:1. Карьера. Деньги.
  217. Здоровье. Внешняя привлекательность.1. Досуг, отдых Учеба.1. Общение. Семья.1. Труд. Статус.
  218. Как Вы считаете, какие учебные дисциплины, изучаемые в вузе, способствуют получению необходимой информации по данной проблеме?21. Физиология.22. Медподготовка.23. Анатомия.24. Педагогика.25. Психология.2.6.
  219. Достаточно ли Вы ориентируетесь в области данной проблемы, чтобы самому организовать работу по воспитанию здорового ребенка-дошкольника в дошкольном образовательном учреждении?31. Да.32. Нет.3.3.
  220. Как Вы считаете, нужно ли включать в содержание вузовской профессионально-педагогической подготовки студентов учебный материал по организации здравообразовательной работы в дошкольном образовательном учреждении?41. Да.42. Нет4.3.5. Ваш курс:
  221. Ваш факультет (отделение):7. Ваш возраст:8. Ваша специальность:
  222. Благодарим за участие в исследовании!1. АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
  223. Дорогой друг! Убедительно просим вас ответить на вопросы нашей анкеты, посвященные повышению эффективности подготовки студентов к решению проблемы воспитания здорового ребенка-дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и семье.
  224. Ответы Вам предлагается дать в числовых символах: 5 баллов — уверенно «да" — 4 балла — скорее «да», чем «нет" — 3 балла не знаю, не уверен- 2 балла —скорее «нет», чем «да" — 1 балл уверенно «нет». п.п. Вопросы анкеты баллы
  225. Свободно ли Вы владеете валеологическими знаниями?
  226. Умеете ли определить содержание взаимодействия с родителями по воспитанию здорового ребенка?
  227. Владеете ли традиционными формами и методами организации взаимодействия с родителями в системе дошкольного образования?
  228. Владеете ли формами организации взаимодействия с родителями, дети которых не охвачены системой дошкольного образования?
  229. Умеете ли разрабатывать план-конспект мероприятия валеологической направленности для родителей?
  230. Оцените наличие у себя творческого подхода к организации взаимодействия с родителями в системе дошкольного образования?
  231. Владеете ли навыками демонстрации приемов оздоровления?
  232. Умеете ли планировать в системе дошкольного образования взаимодействие с родителями по воспитанию здорового ребенка?
  233. Владеете ли навыками педагогического общения с родителями?
  234. Владеете ли навыками организации и поддержки внимания родителей на практических занятиях?
  235. Благодарим за участие в исследовании!1. АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
  236. Дорогой друг! Убедительно просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, посвященные организации вашего здорового образа жизни.
  237. Что Вы относите к понятию ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ? Поставьте условный знак (+) в первой колонке против тех факторов, которые Вы выбрали.
  238. Какие из указанных Вами факторов соблюдаются Вами на самом деле? Поставьте условный знак (+) во второй колонке против тех факторов, которые вы выбрали.п.п. Факторы 1 2
  239. Серьезное отношение к здоровью2. Физическая активность 3. Соблюдение режима сна 4. Соблюдение режима питания 5. Самообладание
  240. Оптимистическое настроение7. Отказ от алкоголя 8. Отказ откурения 9. Отказ от наркотиков 10. Самоотдача в работе 11. Материальный достаток
  241. Сексуальная удовлетворенность13. Теплые отношения в семье
  242. Ваш возраст: Специальность:
  243. Благодарим за участие в исследовании-
Заполнить форму текущей работой