Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Модульный подход к обучению иностранных студентов способам выражения целевых отношений в русском языке средствами информационных образовательных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс формирования грамматических навыков — управляемая система, в которую в качестве необходимого звена включается контроль. С применением сетевых технологий появляется дополнительная возможность обеспечить непрерывность и полноту процесса обучения, тренировочную-учебную деятельность и контроль усвоения знаний. Использование субтестов для оперативного управления процессом* обученият. е… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
    • 1. 1. Синтаксическая категория цели в русском языке: понятие и семантические показатели
    • 1. 2. Классификация семантических разновидностей синтаксической категории цели
    • 1. 3. Возможности совмещения значения цели с другими синтаксическими значениями
    • 2. 1. Описание лингвистических способов выражения целевых отношений в русском языке на разных уровнях синтаксических связей
      • 2. 1. 1. Способы выражения целевых отношений в словосочетании
      • 2. 1. 2. Способы выраэюения целевых отношений в простом предложении
      • 2. 1. 3. Способы выраэюения целевых отношений в сложноподчиненном предложении
      • 2. 1. 4. Способы выражения целевых отношений в осложненном предложении
      • 2. 1. 5. Целевые отношения в сложном синтаксическом целом (ССЦ) и тексте
    • 3. 1. Сопоставительный анализ способов выражения целевых отношений в русском и английском языках
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕТЕВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
    • 2. 1. Технология модульного обучения
    • 2. 2. Организационно-методические и психологические основы обучения иностранных студентов способам выражения целевых отношений в русском языке средствами сетевых технологий при модульном подходе
      • 2. 2. 1. Системный отбор материала, подлежащего изучению и его методическая организация
      • 2. 2. 2. Структурирование содержания модульного обучения иностранных студентов способам выраэ/сения целевых отногиений
    • 2. 23. Система упражнений модульного обучения иностранных студентов способам выражения целевых отношений в РКИ
    • 2. 2. А. Формирование грамматических навыков и речевых умений иностранных студентов в процессе овладения способами выраэ/сения целевых отношений в русском языке
      • 2. 2. 5. Роль контролирующего блока в процессе модульного обучения иностранных студентов способам выражения целевых отногиений в русском языке на основе сетевой технологии
    • 2. 3. Организация самостоятельной деятельности обучающихся в сетевом режиме
    • 2. 4. Результаты экспериментального модульного обучения иностранных студентов способам выражения целевых отношений в русском языке средствами сетевых технологий
      • 2. 4. 1. Констатирующий эксперимент
      • 2. 4. 2. Обучаюгций и контролирующий эксперименты
  • ВЫВОДЫ

Модульный подход к обучению иностранных студентов способам выражения целевых отношений в русском языке средствами информационных образовательных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В свете возросшей значимости русского языка в мире, в условиях нарастающей конкурентной борьбы за рынок образовательных услуг остро встает проблема переосмысления существующих и разработки новых технологий качественного обучения иностранных студентов — будущих специалистов в разных сферах профессиональной деятельности, получающих образование на русском языке в условиях русскоязычной среды. Многие российские вузы считают подготовку иностранных граждан одним из приоритетных направлений своей деятельности в условиях реформирования российского образования. Особую актуальность приобретают исследования, которые направлены на изучение и внедрение новых подходов к обучению иностранных студентов русскому языку в целом и грамматическому аспекту в частности.

Интерес ученых к методике обучения грамматической стороне речи как операциональной составляющей общения и одному из важных средств овладения неродным языком никогда не ослабевал (Г.А. Анисимов, Р. Г. Балманова, А. В. Бондарко, В. Г. Гак, В. Н. Вагнер, М. В. Всеволодова, И. И. Гадалина, Г. Г. Городилова, Т. К. Донская, Н. В. Еременко, Г. А. Золотова, И. Б. Игнатова, З. Н. Иевлева, Д. И. Изаренков, В. Х. Карасева, В. Г. Костомаров, JI.C. Крючкова, С. Б. Мордас, О. Д. Митрофанова, Л. Г. Петрова, К. А. Рогова, Г. И. Рожкова, С. А. Хавронина, М. А. Шелякин и др.). Грамматический аспект языка входит в содержание обучения русскому языку иностранных студентов и определяется социальным заказом общества и программными документами (Образовательная программа по русскому языку. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. — М.: Изд-во РУДН, 2001; Образовательная программа по русскому языку. — М., 2002; Программа-справочник по русскому языку для иностранцев. — Части I — II. — М.: Изд-во РУДН, 2002; Формирование профессионально-коммуникативной компетенции иностранных студентов-русистов включенной формы обучения. Программное обеспечение курса.

Одним из перспективных в методике преподавания РКИ является модульный подход к обучению русскому языку с применением информационных технологий. Модульный подход к обучению заключается, во-первых, в разбивке содержания обучения данному грамматическому явлению на законченные элементы — субмодуливо-вторых, в возможности постоянного совершенствования модуля без изменения его общей структурыв-третьих, в максимальной индивидуализации продвижения в обучении при широком использовании методов самоорганизации и самоконтроляв-четвертых, в гарантированном достижении целей обучения за счет осознания их студентами в качестве перспективы познавательной и практической деятельностив-пятых, в обеспечении автономности и самостоятельности учебно-познавательной деятельности студентов-иностранцев.

Следует признать, что в российском образовании продвижение информационных технологий проходит все еще недостаточно активно. В том числе это касается и такого специфического предмета, как РКИ. Разработка теоретико-методической базы для нового направления РКИ ведется немногими российскими учеными (A.JI. Архангельская, А. А. Атабекова, Т. М. Балыхина, А. Д. Гарцов, JI.A. Дунаева, Е. В. Любичева, П. И. Образцов, В. Н. Поляков, О.И. Руденко-Моргун, И. Г. Чуксина, Е. Н. Шоркина и др.). Достижение же высокого уровня владения русским языком иностранными студентами с целью получения образования на русском языке в русскоязычной среде требует скорейшей разработки научных принципов применения информационных технологий.

Использование информационных технологий (в том числе сетевых) как основы для формирования грамматического компетиума по русскому языку с позиции модульного подхода способствует облегчению процесса взаимодействия обучающихся с преподавателем, создает условия для интерактивного обучения и автоматизации процесса обработки его результатов, таким образом, модернизируя и оптимизируя процесс обучения, выводя его на качественно новый уровень.

Перечисленные выше факты определили актуальность нашей диссертационной работы.

Цель исследования — разработка и теоретическое обоснование лингвометодической интерактивной модели модульного обучения иностранных студентов способам выражения целевых отношений в русском языке средствами сетевых технологий.

Объект исследования — процесс обучения иностранных студентов способам выражения целевых отношений с позиции модульного подхода и использования сетевых технологий.

Предмет исследования — методика и средства формирования речевых навыков и умений в рамках программного модуля, предназначенного для изучения способов выражения целевых отношений иностранными студентами.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обучение иностранных студентов способам выражения целевых отношений в русском языке будет более продуктивным и эффективным, если: а) использовать модульный подход как основу для формирования грамматических навыков и коммуникативных умений при обучении способам выражения целевых отношений средствами информационных технологий (сетевая технология) — б) выдвинуть в качестве целевой установки готовность иностранного студента к обучению в информационной средев) гарантировать результативность качества обучения и активность самостоятельной познавательной деятельности компетентностью педагога в применении сетевых технологий обучения и использованием обратной связи для интерактивного взаимодействия преподавателя и студента.

Доказательство гипотезы и достижение поставленной цели потребовали решения следующих исследовательских задач:

1) разработать лингвометодические основы обучения иностранных студентов способам выражения целевых отношений в русском языке;

2) исследовать технологию модульного обучения и методику применения сетевых технологий в учебном процессе;

3) обосновать применение модульного подхода к обучению иностранных студентов способам выражения целевых отношений на основе сетевой технологии обучения;

4) разработать и экспериментально проверить лингвометодическую интерактивную модель (принципы, методы, приемы, средства обучения, систему упражнений) модульного обучения иностранных студентов грамматической стороне речи на примере обучения способам выражения целевых отношений;

5) апробировать модуль в интегрированной информационной оболочке «ПЕГАС», базирующейся на модульной объектно ориентированной учебной системе (МООДУС) и являющейся пакетом программ обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов.

Теоретической основой исследования послужили исследования в области лингвистики (В.В. Бабайцева, Н. С. Валгина, Н. А. Николина, Н. И. Овчинникова, С. В. Степанюк и др.) — работы по методике преподавания РКИ (Т.М. Балыхина, В. Н. Вагнер, И. К. Тапочка, И. Б. Игнатова, Д. И. Изаренков, Л. П. Мухаммад, Е. И. Пассов, Л. Г. Петрова, Т. В. Самосенкова, С. А. Хавронина, В. М. Шаклеин и др.).

Методологической основой настоящего исследования является философское понимание неразрывности триединства «язык — мышление — речь», которое определяет творческий характер усвоения языка (В.В. Виноградов, А. А. Потебня, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, Ю. Н. Караулов, Б. А. Серебренников, В. М. Солнцев, Е. В. Сидоров, А. А. Шахматов и др.) — исследования в области психологии речи и психолингвистики, нашедшие отражение в трудах Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева и др.- исследования в области методики обучения грамматике РКИ (Г.А. Анисимов, В. Н. Вагнер, И. И. Гадалина, В. Г. Гак, Т. К. Донская, Д. И. Изаренков, И. Б. Игнатова, З. Н. Иевлева, В. И. Остапенко, Л. Г. Петрова, Т. Н. Протасова, К. А. Рогова, Г. И. Рожкова, С. А. Хавронина, С. Ф. Шатилов, А. Н. Щукин и др.) — работы в области национально ориентированного обучения РКИ (В.Н. Вагнер, В. В. Воробьев, В. Г. Гак, В. Г. Костомаров, А. В. Полонский, Ю. Е. Прохоров, Н. М. Румянцева и др.) — труды по теории модульного обучения (В.Н. Афонасова, Р. С. Бекирова, M.L. Goldschmidt, J.D. Russel, I. Prokopenko, П. А. Юцявичене и ДР-).

Методы, использованные при решении поставленных задач:

1) аналитический: изучение лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

2) социально-педагогический: наблюдение за ходом учебного процесса на международном факультете Белгородского государственного университета (БелГУ) и Белгородского государственного технологического университета им В. Г. Шухова (БелГТУ), сбор и накопление данных, выявление и качественная характеристика этапов усвоения изучаемого материала;

3) сопоставительный: выявление сходств и различий в способах выражения целевых отношений в английском и русском языках с целью определения трудностей их усвоения;

4) экспериментальный: проведение констатирующего, обучающего и контролирующего экспериментов и постэкспериментального среза;

5) статистический: анализ и статистическая обработка материалов экспериментального обучения.

Научная новизна исследования заключается в том, что: 1) впервые в методике преподавания РКИ обоснован модульный подход к поэтапному обучению иностранных студентов способам выражения целевых отношений с применением сетевых технологий, обеспечивающий непрерывность и полноту процесса обучения, контроль усвоения знаний и учебно-познавательную деятельность;

2) разработана модель управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся по овладению способами выражения целевых отношений в русском языке, реализуемая на основе внутривузовского опосредованного системного управления со стороны преподавателя на аудиторных и внеаудиторных занятиях;

3) обучение грамматике русского языка (на примере обучения способам выражения цели) организовано на основе интерактивности, дйфференциации и индивидуализации, в процессе которого обучающийся учится интерпретировать учебный материал, т. е. усваивает, а затем самостоятельно систематизирует его при решении коммуникативных и речемыслительных задач;

4) выявлены методические приемы, позволяющие в рамках модуля развивать у студентов способность самостоятельно совершенствовать речевые навыки и умения. Основным приемом является имитированный дидактический диалог преподавателя и студента на основе сознательного усвоения учащимися учебного материала.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1) обоснованы принципы модульного подхода к обучению рассматриваемому грамматическому феномену;

2) разработана лингвометодическая интерактивная модель модульного обучения иностранных студентов способам выражения целевых отношений с применением сетевых технологий;

3) обоснована модель управления самостоятельной работой иностранных студентов в специально созданной среде обучения в рамках модуля.

Практическая ценность исследования заключается в создании авторской модульной методики обучения иностранных студентов способам выражения целевых отношений, в связи с чем разработаны 1) на бумажном носителе — учебно-практический модуль «Учитесь выражать цель в русском языке» и 2) на электронном носителе — программный модуль с идентичным названием, включающие в себя три блока — теоретический, практический, контролирующий, каждый из которых структурирован на информационные элементы — субмодули и снабжен всем необходимым методическим инструментарием, в том числе, билингвальным глоссарием, вопросной базой и ключами для самоконтроля. Результаты исследования могут быть использованы при создании электронных учебников и пособий по грамматике русского языка для иностранных студентов всех этапов обучения.

Базой исследования явились кафедра русского языка и межкультурной коммуникации и кафедра профессионально-речевой коммуникации международного факультета БелГУ. Наблюдения за ходом педагогического процесса, посещение занятий преподавателей кафедр, беседы с преподавателями, студентами, анкетирование, тестирование, анализ ответов иностранных студентов на экзаменах, анализ детальных сообщений и статистических данных о ходе самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе сетевой технологии обучения и др. позволили проанализировать процесс изучения англоговорящими студентами способов выражения целевых отношений в русском языке на различных уровнях синтаксических связей.

Основные этапы исследования.

Первый этап (2003 — 2004 гг.): изучение лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической и лингвометодической литературы по теме исследования, постановка цели и определение задач исследования, разработка гипотезы, подбор и конструирование материалов для проведения констатирующего эксперимента. На данном этапе был проведен сопоставительный анализ способов выражения целевых отношений в русском (изучаемом) языке и английском (языке-посреднике) и выявлены области наиболее вероятных трудностей, с которыми сталкиваются иностранные студенты при изучении данной темы. Проведено анкетирование иностранных студентов с целью определения их готовности к обучению в языковой среде с применением сетевой технологии обучения.

Второй этап (2004 — 2005 гг.): проведение констатирующего эксперимента и определение основных направлений экспериментального обучения в целях формирования коммуникативных умений. На этом этапе была разработана экспериментальная программа модульного обучения способам выражения целевых отношений с применением сетевых технологий, ключевыми пунктами которой явились: 1) системный отбор и структурирование теоретического, тренировочного и контролирующего материалов блоков, входящих в модуль, на автономные законченные информационные элементы — субмодули- 2) размещение модуля в сетевой программной оболочке «ПЕГАС» и его учебная презентация с целью активизации познавательной и практической деятельности студентов- 3) проведение пробных занятий со студентами в среде обучения с ориентацией на дальнейшую самостоятельную учебно-познавательную деятельность. В течение этого времени проводилось экспериментальное обучение англоговорящих студентов, в ходе которого было выявлено, что поэтапное самостоятельное усвоение способов выражения целевых отношений проходит для каждого студента индивидуально, оперативная обратная связь о текущих результатах корректирует обучение и способствует эффективному формированию грамматико-коммуникативной компетенции обучающихся.

Третий этап (2006 — 2007 гг.): обработка полученной информации, анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, определение условий эффективности формирования грамматико-коммуникативной компетенции англоговорящих студентов в процессе усвоения ими способов выражения целевых отношений в информационной образовательной среде, формулирование выводов и создание методических рекомендаций 1) для преподавателей и 2) для иностранных студентов по организации обучения с позиции модульного подхода средствами сетевых технологий.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются широким использованием данных базисных наук (лингвистики, психологии, педагогики, информатики), новейших методических стратегий, последовательным применением методов системного анализа, адекватных целям и задачам исследования, применением количественного и качественного анализа экспериментальных данных, опорой на положительные результаты методического эксперимента по модульной методике обучения иностранных студентов способам выражения целевых отношений в русском языке и внедрением результатов исследования в высших учебных заведениях г. Белгорода, а также за рубежом: на кафедре славистики Бергамского государственного университета (Италия) и в языковой школе (Монако).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модульный подход к обучению иностранных студентов способам выражения целевых отношений обеспечивается целенаправленным, последовательным, развивающим и индивидуализированным усвоением учащимися знаний, переносящим акцент с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента и предполагающим повышение личностной активности обоих. Модульная подача материала может быть использована не только при обучении способам выражения целевых отношений, но и при обучении всей системе синтаксических отношений в русском языке. Подобная организация учебного процесса облегчит студентам-иностранцам процесс адаптации к новым условиям учебы в современном вузе.

2. Процедура создания лингвометодической интерактивной модели обучения иностранных студентов способам выражения целевых отношений в русском языке на основе сетевой технологии включает следующие основные этапы: 1) системный отбор синтаксических способов выражения целевых отношений с учетом всех уровней синтаксических связей русского языка (от словосочетания до текста) — 2) структурирование содержания обучения способам выражения цели на субмодули в зависимости от уровня синтаксической связи языка- 3) проектирование учебных материалов модуля, включающего теоретический, практический и контролирующий блоки- 4) размещение модуля в интегрированной информационной оболочке «ПЕГАС" — 5) принятие решения о методах обучения для осуществления желаемых изменений в знаниях и компетенциях- 6) оценка и использование учебных материалов на практике.

3. Для достижения высокой эффективности и качества предлагаемой лингвометодической интерактивной модели обучения иностранных студентов данному грамматическому материалу следует соблюдать функциональные, учебно-эстетические требования и требования к контролю. Необходимо также учитывать педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности. Воспроизведение результатов проектирования осуществляется средствами сетевых технологий.

4. При обучении способам выражения цели на основе модульного подхода с применением сетевых технологий гибкие синтаксические навыки рецептивного и продуктивного характера формируются поэтапно, или стадиально, от субмодуля к субмодулю, от теоретического блока к практическому с переходом на контролирующий блок.

5. Готовность иностранного студента к обучению в специально созданной среде обучения есть его способность целенаправленно, самостоятельно и эффективно эксплуатировать необходимые образовательные ресурсы с целью овладения русским языком как иностранным.

6. Компетентность педагога в применении сетевых технологий, обратная связь, дающая сведения о результатах работы обучающихся, обеспечивают координированное взаимодействие и результативное использование образовательного ресурса, т. е. модуля, предназначенного для изучения способов выражения целевых отношений иностранными студентами. Поэтапное тестирование, представленное субтестами к каждому субмодулю с переходом на обобщающий тест по всему модулю, а также вопросная база являются необходимым методическим инструментарием для самостоятельного изучения модуля.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в виде:

— докладов на научных конференциях (международных, всероссийских, региональных, внутривузовских и др.): «Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе» (г. Белгород, 2003 г.) — «Инновационные процессы в высшей школе» (г. Краснодар, 2004 г.) — «Теория и практика современной русистики в мировом контексте» (г. Белгород, 2005 г.) — «Инновационные технологии организации и обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования» (г. Пенза, 2006 г.) — «Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов» (Париж — Лондон, 2007 г.) — «Лингвистические и методические аспекты преподавания иностранных языков» (г. Белгород, 2007 г.);

— выступлений на Научном российско-украинском семинаре (г. Белгород, 2006 г.), заседаниях кафедры русского языка и межкультурной коммуникации БелГУ, кафедрального научно-практического семинара и др.

Данная авторская методика апробирована на занятиях по русскому языку с англоговорящими студентами международного факультета, основных факультетов БелГУ, студентами включенной формы обучения, а также со студентами, обучающимися на подготовительном отделении БелГТУ им. В. Г. Шухова.

Цель и задачи работы определили ее структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, четырех приложений и списка использованной литературы (224 источника). В работе 11 таблиц и 2 схемы. Общий объем диссертации составил 198 страниц.

выводы.

1. Опираясь на теоретические положения, изложенные в первой главе, нами был выбран модульный подход как один из перспективных на современном этапе подходов к обучению иностранных студентов способам выражения цели в русском языке. Преимуществами в организации обучения способам выражения целевых отношений при модульном подходе являются: а) разбивка содержания обучения/на законченные элементы — субмодулиб) возможность постоянного совершенствования модульной системы без изменения общей структурыв) максимальная индивидуализация продвижения в. обучении при широком использовании методов самоорганизации и самоконтроляг) гарантированное достижение целей в обучении за счет осознания их студентами в качестве перспективы познавательной и практической деятельностид) автономность и самостоятельность познавательной деятельности студентов.

В основе модульного подхода к обучению лежат принципы модульности, структуризации содержания обучения на субмодули, динамичности, гибкости, осознанной перспективы, методического консультирования, паритетности, разработанные зарубежными и отечественными школами.

2. Отбор материала, подлежащийизучению при" — модульном подходе, опирается на принцип функциональности, предполагающий опору не на систему языка, а на систему речевых средств, которая функционирует в процессе общения. Принцип функциональности обеспечивает последовательное овладение способами выражения цели на всех уровнях языка, а модульный подход предоставляет возможность структурировать отобранный материал по указанному принципу особымобразом, при* котором его количество и качество приводят к намеченной цели.

3- Система упражнений включает в себя три составляющих, обеспечивающих усвоение трех аспектов языка: лингвистического' (упражнения для усвоения лингвистического материала), психологического упражнения для формирования речевых навыков и умений) и социального (коммуникативные упражнения).

4. Формирование грамматических навыков и речевых умений в процессе овладения способами выражения цели при модульном подходе происходит поэтапно или стадиально, от субмодуля «А» теоретического блока к субмодулю «А» практического блока и далее к субмодулю «А» контролирующего блока. Затем такая же цепочка действий и операций происходит с субмодулями «Б», «В», и «Г» и ведет к обобщающему тесту по всему модулю на трех уровнях (см. схему модуля пункт 2.4.2.).

5. Процесс формирования грамматических навыков — управляемая система, в которую в качестве необходимого звена включается контроль. С применением сетевых технологий появляется дополнительная возможность обеспечить непрерывность и полноту процесса обучения, тренировочную-учебную деятельность и контроль усвоения знаний. Использование субтестов для оперативного управления процессом* обученият. е. обратной связи (текущий контроль) и тестов для заключения о качестве подготовки обучаемых по теме «Целевые отношения» (итоговый контроль) свидетельствует о преимуществах разработанной методической системы упражнений. Разработанный контролирующий блок модуля «Учитесь выражать 1{ель в русском языке» служит неотъемлемым компонентом процесса управления самостоятельной учебнойдеятельностью студентов в информационной среде обучения и дает возможность отслеживать их достижения.

6. Основной задачей современного образования является развитие самостоятельного критического мышления, культуры умственного труда, обучение навыкам самообразования. Используемый модульный подход, методы и содержание курса разработаны таким образом, чтобы обучающиеся могли заниматься им самостоятельно без лишнего напряжения в удобное для себя внеаудиторное время и в удобном для себя темпе. Преподаватель способствует вызову мотивации самостоятельной работы, обеспечивает её рациональный и результативный ход. Обучающиеся усваивают учебный материал в процессе самостоятельного решения коммуникативных и мыслительных задач, а затем систематизируют. Главными условиями успешного самостоятельного обучения иностранных студентов по модулю в информационной образовательной среде являются: 1) мотивированность формы внеаудиторных занятий (в интегрированной системе «ПЕГАС») обучающихся в приобретении самостоятельных знаний, навыков, умений- 2) конкретность познавательной задачи- 3) предоставление студентам консультативной помощи со стороны преподавателя- 4) информирование о критериях оценки и формах контроля самостоятельной деятельности и выполненной работы- 5) умение пользоваться компьютером в учебных целях и грамотно использовать инновационные технологии. 7. Разработанный модульный подход к бучению иностранных студентов способам выражения целевых отношений был подвергнут эмпирической верификации в Белгородском государственном университете в ходе экспериментального обучения. Обучение осуществлялось в интегрированной информационной оболочке «ПЕГАС», которая базируется на модульной объектно ориентированной учебной системе (МООДУС), являющейся пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов. Особенность обучающей системы «ПЕГАС» как педагогической системы заключается в распространении идей конструирования знаний посредством действия и вовлечения обучающихся в процесс формирования знаний.

Апробация в экспериментальном обучении методов и приемов обучения способам выражения целевых отношений в русском языке на основе модульного подхода с применением информационных технологий к формированию грамматико-коммуникативной компетенции иностранных студентов позволяет считать, что их совокупность обеспечивает более высокий уровень теоретических и практических навыков и умений учащихся экспериментальных групп (ЭГ) по сравнению со студентами контрольных групп (КГ).

Улучшение качества индивидуальных результатов свидетельствуют о перспективности модульного подхода к обучению иностранных студентов русскому языку при эффективной эксплуатации информационных образовательных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследуя модульный подход к обучению иностранных студентов способам выражения целевых отношений в русском языке с применением информационных технологий, мы руководствовались стремлением внести свой вклад в решение важной и актуальной проблемы подготовки иностранных граждан, получающих образование на русском языке в условиях русскоязычной среды. Разработанная модель строится на положении, что обучение способам выражения целевых отношений должно осуществляться на модульной основе с применением информационных технологий. Обучение будет проходить успешно, если модуль обеспечен теоретическим, практическим и контролирующим блоками, содержащими весь необходимый методический инструментарий, с помощью которого возможно осуществление гибкого руководства самостоятельной работой иностранных студентов в информационной среде. Компоненты методического инструментария служат подсказкой как лингвистического, так и поступательного характера. При вдумчивом отношении к инструкциям, алгоритмам и содержанию заданий существует гарантия того, что они помогают студентам сосредоточить внимание на предмете усвоения, а также направляют внимание на одну, только одну определенную-трудность, которую им надо преодолеть.

Так как при обучении языку важно, чтобы у студентов были, сформированы автоматизированные навыки и умения владения-грамматическим материалом, как на уровне синтаксиса, так и на уровне-морфологии, то контроль и учет их сформированности приобретает большое значение. Поэтому обратная связь в процессе обучения, в рамках модуляэто неотъемлемая часть обучающей среды, а оценка результатов — важная стадия обучения. Такие элементы модуля, как Задание, Глоссарий, Тест, Форум, Ресурсы, Вопросник делают занятия по-настоящему интерактивными. Особое значение при обучении РКИ имеет звуковое сопровождение, которое наилучшим образом реализуется при помощи сетевых технологий.

Решение поставленных цели и задач позволило подтвердить выдвинутую гипотезу и получить следующие результаты:

1. Исследованы лингвометодические основы обучения способам выражения целевых отношений в РКИ, классифицированы лингвистические способы выражения целевых отношений в русском языке по уровням синтаксических связей языка для формирования системного представления об изучаемом грамматическом феномене;

2. Проведен сопоставительный анализ способов выражения целевых отношений в русском и английском языках и установлена соотносительность микросистем двух языков, а также соотносительность закономерностей построения речи в целях рациональной организации учебного процесса;

3. Исследована технология модульного обучения и методика применения информационных образовательных технологий в-учебном процессе;

4. Отобран теоретический, тренировочный и контролирующий материал, подлежащий изучению и усвоению, дидактически и методически организовансодержание обучения структурировано на модульной основе;

5. Разработан аппарат упражнений тренировочного и контролирующего характера в свете модульного подхода к обучению способам, выражен ия< целевых отношений, позволяющий обеспечивать поэтапное непрерывное самоорганизующее формирование грамматических навыков и речевых умений;

6. Раскрыты психологические особенности формирования грамматических продуктивных и рецептивных навыков и речевых умений в процессе овладения данным грамматическим материалом и рассмотрена самостоятельная работа обучающихся в плане психологического анализа;

7. Созданы видеоролик и учебная презентация программного модуля «Учитесь выражать цель в русском языке» с помощью специальных программ для привлечения внимания и заинтересованности студентов работой с модулем;

8. Апробирована авторская модульная методика обучения способам выражения целевых отношений в интегрированной информационной оболочке «ПЕГАС», базирующуюся на модульной объектно ориентированной учебной системе (МООДУС) и являющуюся пакетом программ обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов, а также проверена ее эффективность в условиях экспериментального модульного обучения;

9. Создан и подготовлен к изданию учебно-практический модуль «Учитесь выражать цель в русском языке» на бумажном носителе для иностранных студентов международного факультета (всех этапов обучения);

10. В системе дистанционного обучения «ПЕГАС» размещен программный, модуль с идентичным названием, который может быть использован в качестве вспомогательного средства обучения в процессе самостоятельного изучения указанной грамматической темы иностранными студентами, изучающими РКИ.

11. Разработаны методические рекомендации по реализации данной лингвометодической интерактивной модели.

Данное диссертационное исследование выполнено — в русле нового, интенсивно развивающего направления в теории и практике преподавания РКИ — использование современных подходов и методов обучения, обусловленных экстраметодическим фактором — переходом цивилизации на новый технологический уровень работы с информацией.

Результаты проведенного исследования и материалы диссертации могут найти свое применение в следующих направлениях:

1) при разработке лекционного курса и практических занятий для слушателей курсов повышения квалификации по проблеме модульной методики обучения иностранных студентов с использованием сетевых технологий;

2) при создании электронных учебников и пособий, а также электронных учебно-методических комплексов для студентов, изучающих русский язык как иностранный, в том числе и дистанционно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. Г. Грамматический.строй как система построения и общая теория грамматики Текст. / В. Г. Адмони — АН СССР, Ин-т языкознания, Ленингр. отд-ние. Л.: Наука, 1988. — 238 с.
  2. , Э. Г. Словарь методических терминов Текст.: теория и практика преподавания языков / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Спб.: Златоуст, 1999.-471 с.
  3. , Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории практики, Текст. / Н. А. Алексеев — Тюм. науч. центр РАО. -Тюмень: Изд-во Тюмен. уни-та, 1996. 216 с.: ил.
  4. , А. А. Основы Интернет-обучения Текст. / А. А. Андреев, Г. М. Троян. М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики и права, 2003. — 68 с.
  5. , Н. А. Сложные предложения, выражающие обстоятельственные отношения в современном русском языке Текст. / Н. А. Андромонова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1977. — 176 с.
  6. , В. Д. Типология языков и проблемы методики преподавания русского языка как иностранного Текст. / В. Д. Аракин // Русский-язык за рубежом. 1969. — № 3. — С. 17−21.
  7. , В. А. Психология обучения иностранным языкам Текст. / В. А. Артемов. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
  8. , А. Р. Коммуникативная методика русского языка как иностранного и иностранных языков Текст.: конспекты лекций / А. Р. Арутюнов, И. С. Костина — Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, Учеб. отд. каф. методики. М.: ИРЯП, 1992. — 147 с.
  9. , В. Н. Методические построения профильно-ориентационных модульно-рейтинговых программ обучения иностранным языкам в неязыковом вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. Н. Афонасова — Моск. пед. гос. ун-т. М., 2003.- 15 с.
  10. Ю.Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов Текст.: ок. 7 ООО терминов. -М.: Сов. энцикл., 1966. 608 с.
  11. П.Бабайцева, В. В. Лингвистические основы школьного курса синтаксиса Текст. / В. В. Бабайцева // Русский язык в школе. — 1975. — № 5. С. 13−17- № 6. — С. 26−33.
  12. , Л. Л. О характерных особенностях русского языка в сопоставлении с английским языком Текст. / Л. Л. Бабалова — Ун-т дружбы народов им. П. Лумумбы. М.: Б. и., 1962. — 28 с.
  13. , Н. 3. Научные основы обучения грамматическому строю русского языка в национальной школе Текст. / Н. 3. Бакеева — НИИ преподавания рус. яз. в нац. шк. АПН СССР. М.: Педагогика, 1983. -169 с.
  14. , П. Е. Система синтаксиса Текст. / П. Е. Басистов. М.: Тип. А. Семена, 1848. — 78 с.
  15. , Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам Текст.: пособие для преподавателей и студентов / Б. В. Беляев. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.: ил.
  16. , И. М. Основы методики преподавания иностранных языков Текст.: [учеб. для студентов ин-тов и фак. иностр. яз.] / И. М. Берман, В. А. Бухбиндер, В. М. Плахотник и др. — под ред. В. А. Бухбиндера и В. Штрауса. Киев: Вища шк., 1986. — 336 с.
  17. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. -2002.-№ 2.-С. 11−15.
  18. Бим, И. JL Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника Текст.: опыт системно-структурного описания / И. JL Бим. М.: Рус. яз., 1977. — 288 с.
  19. , М. Я. Теоретические основы грамматики Текст.: учеб. для студентов ин-тов и фак. иностр. яз. / М. Я. Блох. 2-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2000. — 159 с.
  20. , О. И. Современный французский язык Текст.: теорет. курс: учеб. пособие для пед. ин-тов иностр. яз. / О. И. Богомолова. -М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1948. 427 с.
  21. , В. А. Общий курс русской грамматики Текст. / В. А. Богородицкий. М. — JI.: Соцэкгиз, 1935. — 356 с.: ил. — (Труды по грамматике рус. яз.- Вып.1).
  22. , Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000. — 351 с.
  23. , А. В. Функциональная грамматика Текст. / А. В. Бондарко — АН СССР, Науч. совет по теории сов. языкознания, Ин-т языкознания. JI.: Наука, 1984. — 136 с.
  24. , Н. Учебник русской грамматики Текст. / Н. Бунаков. Спб.: Тип. В. Безобразова и К0, 1882.- 112 с.
  25. , Ф. И. Историческая грамматика русского языка Текст. / Ф. И. Буслаев. -М.: Учпедгиз, 1959. 623 с.
  26. , В. И. Коммуникативный синтаксис в преподавании русского языка как иностранного Текст. / В. И. Бухарин. М.: Рус. яз., 1986. — 91 с.
  27. Ветухов, А.. .Начатки русской грамматики. Синтаксис и этимология. Текст. / А. Ветухов. Харьков: Тип. журн. «Мирный труд», 1909. -46 с.
  28. , Ж. JI. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке Текст. / Ж. JI. Витлин // Иностранные языки в школе. 2001. — № 2. — С. 23−29,61.
  29. , Г. А. Основы методики преподавания русского языка, студентам-нефилологам Текст. / Г. А. Вишнякова. М.: Рус. яз., 1982. — 124 с. — (Б-ка преподавателя рус. яз. как иностр.).
  30. , JI. С. Избранные психологические исследования : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка Текст. / JI. G. Выготский — под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 495 с.
  31. , М. Н- Теория учебника русского языка как иностранного Текст. / М. Н. Вятютнев: (метод, основы). М-: Рус: яз., 1984. — 144 с.
  32. , П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С. 128−135.
  33. , П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии*: [сб., ст.]- / АН СССР, Ин-т философии.-М., 1966.-С. 236−277.
  34. , П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР / Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. М., 1959. — Т. 1. — С. 441−469.
  35. , П. Я. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин — АН СССР, Ин-т языкознания. М:: Наука, 1981.- 139 с.
  36. , Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам Текст.: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. М.: АРКТИ: ГЛОССА, 2000. — 165 с.: ил. — (Метод, б-ка).
  37. , Д. П. Логика Текст.: учеб. пособие для вузов / Д. П. Горский. 2-е изд., испр. — М.: Учпедгиз, 1963. — 292 с.
  38. Грамматика русского языка Текст.: в 2-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.- М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 2, ч. 1: Синтаксис. — 702 с.
  39. , П. Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. Текст.: спецкурс / П. Б. Гурвич — Владим. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского. Владимир: Владим. гос. пед. ин-т, 1980. — 104 с.
  40. , В. В. Проблемы развивающего обучения Текст.: опыт теорет. и эксперимент, психол. исслед. / В. В. Давыдов — АПН СССР. — М.: Педагогика, 1986. 240 с. — (Труды действит. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  41. , И. И. Опыт общесравнительной грамматики русского языка, изданный вторым отделением Императорской Академии наук Текст. / И. И. Давыдов.- СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1852. -XII, 432, 29 с.
  42. Дистанционное обучение Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / [Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др.] - под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 1998. — 192 с.: ил. — (Учебное пособие для вузов).
  43. , Е. И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные коммуникации сети Internet Текст. / Е. И. Дмитриева // Иностранные языки в школе.- 1998. -№ 1.-С. 6−11.
  44. , Т. К. Принципы развивающего обучения русскому языку Текст.: учеб. пособие к спецкурсу / Т. К. Донская — Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л.: ЛГПИ, 1985. — 80 с.
  45. , Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации Текст.: пробл. семиосоциопсихологии / Т. М. Дридзе — АН СССР, Ин-т социол. исслед. М.: Наука, 1985. — 268 с.
  46. , Т. М. Язык и социальная психология Текст.: [учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика"] / Т. М. Дридзе. М.: Высш. шк., 1980.-204 с.: ил.
  47. , М. И. Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы Текст. / М. И. Дубровин // Иностранные языки в школе. 1978.-№ 1.
  48. , Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи Текст. / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. 1996. — № 5. — С. 20−22.
  49. , Н. И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин — АПН РСФСР, Ин-т психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.: ил.
  50. , А. П. Языковые игры на компьютере Текст.: кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. / А. П. Журавлев. -М.: Просвещение, 1988. 144 с.: ил.
  51. , И. А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя — Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. М.: МПСИ — - Воронеж: МОДЭК, 2001. — 428 с.: ил. — (Психологи Отечества: в 70 т / гл. ред. Д. И. Фельдштейн).
  52. , И. А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному Текст. / И. А. Зимняя // Русский язык за рубежом. 1985. — № 5. — С. 49−53.
  53. , Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса Текст. / Г. А. Золотова — АН СССР, Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1982. -368 с.: ил.
  54. , Г. А. Синтаксический словарь Текст.: репертуар элементар. единиц рус. синтаксиса / Г. А. Золотова — АН СССР, Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1988. — 439 с.
  55. , И. С. Русский язык. Синтаксис Текст.:: учеб. пособие / И. С. Иванова, Л. М. Карамышева, Т. Ф. Куприянова, М. Г. Мирошникова. М.: Рус. яз., 1998. — 152 с.
  56. , И. Б. Личностно-ориентированное обучение англоговорящих студентов предложно-падежным формам свременным значением Текст. / И. Б. Игнатова, Н. В. Еременко — БелГУ. Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 218 с.
  57. , И. Б. Обучение грамматическому строю речи иностранных студентов как основа формирования языковой личности будущего учителя Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / И. Б. Игнатова. -СПб., 1997.-410 с.
  58. , И. Б. Формирование грамматико-коммуникативной компетенции языковой личности иностранных студентов Текст. / И. Б. Игнатова, С. Б. Мордас — БелГУ. Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. -172 с.
  59. Иевлева, 3. И. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев Текст. / 3. Н. Иевлева. М.: Рус. яз., 1981.- 143 с.
  60. , С. Г. Вопросы теории сложноподчиненного предложения в современном русском языке Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. наук / С. Г. Ильенко — Ленингр. гос. пед. ин-т им. И. И. Герцена. Л., 1964.-37 с.
  61. , М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку Текст. / М. С. Ильин — под ред. В. С. Цетлин. М.: Педагогика, 1975. — 152 с.
  62. , Б. А. Современный английский язык Текст.: теорет. курс: учеб. пособие для вузов / Б. А. Ильиш. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1948. — 347 с.
  63. , И. И. Концепция управления усвоением и обучение иностранному языку Текст. / И. Ильясов, Т. Рябова // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку: сб. ст. / под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М., 1970. — С. 76−80.
  64. Интернет в гуманитарном образовании Текст. / под ред. Е. С. Полат. -М.: Владос, 2001. 271 с. — (Учеб. пособие для вузов).
  65. Информационные технологии в образовании Текст.: IX Междунар. конф.-выст., 9−12 нояб. 1999 г. / М-во образования России, Ин-т ЮНЕСКО по информ. технологиям в образовании, Ин-т проблем информатики Рос. акад. наук и др. -М., 1999. 109 с.: ил.
  66. , Т. И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев Текст. / Т. И. Капитонова, А. Н. Щукин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 1987. — 230 с. — (Б-ка преподавателя рус. яз. как иностранного).
  67. , Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера Текст.: в вопр. и ответах / Т. В. Карамышева. — Спб.: Союз, 2001. — 190 с. — (Изучаем иностр. яз.).
  68. , Н. М. Сложные предложения фразеологического типа с союзом «чтобы» Текст. / Н. М. Карпенюк // Русский язык в школе. — 1962.-№ 2.-С. 31 -35.
  69. , Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам : теория и практика Текст. / Г. А. Китайгородская. М.: Рус. яз., 1992. -254 с.
  70. , А. В. Простое предложение в современном русском-языке Текст.: теория и упражнения: (включенное обучение): [учеб. пособие для студентов-иностранцев] / А. В. Кленина. М.: Рус. яз., 1989.-268 с.
  71. , В. Н. Об основах сопоставительной методики Текст.: русский язык для студентов-иностранцев / В. Н. Клюева. М., 1960.
  72. , Н. А. Грамматика английского языка : Морфология. Синтаксис Текст.: [учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и ун-тов]
  73. Н. А. Кобрина, Е. А. Корнеева, М. И. Оссовская, К. А. Гузеева. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Союз, 1999. — 496 с.
  74. , В. А. Лингводидактическое тестирование Текст.: науч.-теорет. пособие / В. А. Коккота. М.: Высш. шк., 1989. — 127с. — (Б-ка преподавателя).
  75. , Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку Текст.: учеб. пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. М.: Академия, 2000. — 264 с. — (Высш. образование).
  76. , И. Ф. Методика преподавания иностранных языков Текст.: учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. / И. Ф. Комков. Минск: Выш. шк., 1979.-352 с.
  77. , Н. И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. И. Кондаков — АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1975.-720 с.: ил.
  78. , Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык Текст.: пособие для учителей / Н. Ф. Коряковцева. М.: АРКТИ, 2002. — 176 с. — (Мет. б-ка).
  79. , П. Обучение иностранному языку в языковой лаборатории Текст.: пер. с фин. / П. Костера. М.: Высш. школа, 1986. — 152 с.: ил. — (Б-ка преподавателя).
  80. , В. Г. Методическое руководство для преподавателей, русского языка иностранцам Текст.: для студентов-иностранцев филол. фак. вузов / В. Г. Костомаров, О. Д. Митрофанова. М.: Рус. яз., 1976.-136 с.
  81. , В. Г. Требования к грамматическим упражнениям Текст. / В. Г. Костомаров // Материалы V международного конгресса методического симпозиума преподавателей русского языка стран социализма. М., 1965. — С. 200.
  82. , П. Учебный курс синтаксиса русского языка Текст.: с необходимым материалом для упражнений в синтаксич. Разборе и употреблении знаков препинания / П. Красногорский. 7-е изд. — Спб.: тип. В. Безобразова и К0, 1906. — 110 с.
  83. Краткая русская грамматика Текст.: [В. Н. Белоусов, И. И. Ковтунова, И. И. Кручинина и др.] - под ред. Н. Ю. Шведовой, В. В. Лопатина — РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 2-е изд., стер. -М.: Ин-т рус., 2002. — 725 с.
  84. , И. П. Практическая грамматика английского языка Текст.: учеб. пособие / И. П. Крылова, Е. В. Крылова. — 2-е изд., перераб. — М.: ЧеРо, 1998.-292 с.
  85. , С. Е. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения Текст.: учеб. пособие / С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1977. — 191 с.
  86. , Л. С. Русский язык как иностранный Текст.: синтаксис простого и сложного предложения: учеб. пособие для вузов * / Л. С. Крючкова. М.: ВЛАДОС, 2004. — 464 с. — (Учеб. пособие для вузов).
  87. , А. А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации Текст. / А. А. Леонтьев // Синтаксис текста: сб. ст. / АПН СССР, Ин-т рус. яз. М., 1979. — С. 18−36.
  88. , А. А. Методика Текст. / под ред. А. А. Леонтьева, Т. А. Королевой. — М.: Рус. яз., 1982. — 112 с. — (Зарубежному преподавателю рус. яз.).
  89. , А. А. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке Текст. / А. А. Леонтьев // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских: сб. ст. / под ред. А. А. Леонтьева и Н. Д. Зарубиной. М., 1977. — С. 5−12.
  90. , А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному : психолингвист, очерки Текст. / А. А. Леонтьев. -М. :МГУ, 1970.-88 с.
  91. , А. А. Общее понятие о деятельности Текст. // Основы теории речевой деятельности: сб. ст. / под ред. А. А. Леонтьев — М. :1974.-С. 5−21.
  92. , А. А. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному Текст. / А. А. Леонтьев // Методика / под ред. А. А. Леонтьева, Т. А. Королевой. -М., 1982. С. 4−11.
  93. , А. А. Психология общения Текст.: учеб. пособие для доп.образования. — 2-е изд., испр. и доп. / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1997. — 364 с. (Психология для студента).
  94. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / В. Н. Ярцева / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990. — 685 с.: ил.
  95. , В. В. Современный русский язык Текст.: теорет. курс: учеб. для студентов-иностранцев / В. В. Лопатин, И. Г. Милославский. М.: Рус. яз., 1989. — 262 с.
  96. , А. Р. Речь и мышление Текст. / А. Р. Лурия. М.: МГУ, 1975. Вып. 4: Материалы к курсу лекций по общей психологии. -120 с.
  97. , Е. В. Персональные компьютеры и их использование при обучении русскому языку Текст.: учеб. пособие к спецкурсу / Е.
  98. В. Любичева — Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л.: ЛГПИ, 1990.-71 с.
  99. , М. А. Грамматические общения в коммуникативно-ориентированном курсе русского языка Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук / М. А. Мартынова. М., 1986. — 25 с.
  100. , Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. / Е. И. Машбиц. Ml: Педагогика, 1988. — 191 с. — (Образование. Пед. науки. Пед. психология).
  101. Методика обучения иностранным языкам в начальной и-основной общеобразовательной школе Текст.: учеб. пособие для студентов пед. колледжей / под ред. В. М. Филатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с. — (Среднее проф. образование).
  102. Методика преподавания иностранных языков за рубежом Текст. / сост. М. М. Васильева, Е. В. Синявская. М.: Прогресс, 1967. — 434 с.
  103. Мефодий Великанов, М. М. Синтаксис. Повторительный курс синтаксиса Сложноподчиненное предложение [Текст] / сост. М. Великанов. СПб.: Тип. И. В. Леонтьева, 1906. — Вып. 2: Сложноподчиненное предложение. — 101 с.
  104. , И. Г. Краткая практическая грамматика русского языка Текст. / И. Г. Милославский. М.: Рус. яз., 2001. — 283 с.
  105. , И. Г. Культура речи и русская грамматика Текст.: курс лекций / Милославский И. Г. М.: ИНФРА-М: Ступени, 2002.- 159 с.
  106. , Р. П. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2004. — № 3. — С. 34−40.
  107. , А. А. Сознательно-сопоставительный метод Текст. / А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. 2003. — № 6. — С. 39−41.
  108. , М. В. Введение в компьютерные телекоммуникации : учеб. пособие / М. В. Моисеева, А. Ю. Себрант. М.: АО КУДИЦ, 1994.-38 с.
  109. , М. В. О компьютерных телекоммуникациях Текст. / М. В. Моисеева // Информатика и образование. 1993. — № 4. — С. 3139.
  110. , О. И. Проблемы системного описания синтаксиса Текст.: на материале нем. яз.: [учеб. пособие для пед. ин-тов и фак. иностр. яз.] / О. И. Москальская. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1981. — 175 с. — (Б-ка филолога).
  111. , JI. В. Оптимизация обучения иностранных студентов-нефилологов грамматическому аспекту русского языка Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / JI. В. Московии — Рос. гос. пед: ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1999. — 159 с.
  112. , JI. В. Русский язык. Текст.: элементар. курс для иностр. студентов / JI. В. Московкин, JI. В. Сильвина — Рос. о-во преподавателей рус. яз. и лит. СПб.: СМИО Пресс, 2002. — 510 с.
  113. Настольная книга преподавателя иностранного языка Текст.: справ, пособие / ред. сов. Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Минск: Высш. шк., 2001. — 522 с.
  114. , А. Н. Модульная технология как средство повышения качества обучения в вузе Текст. / А. Н. Новиков, Г. В. Букалова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2001. — № 2. — С. 39−42.
  115. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / [Е. С. Полат, М. Ю.
  116. , М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — под ред. Е. С. Полат. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 272 с. — (Высш. образование).
  117. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22 авг. 1996 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
  118. Об образовании: закон от 10 июля 1992 № 3266−1 (ред. от 1 дек 2007) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
  119. , Н. И. Сложноподчиненное предложения, выражающие целевые отношения Текст.: на материале рус. и англ. яз.: автореф. дис. .канд. филолог, наук: 10.02.19 / Н. И. Овчинникова — Воронеж, гос. ун-т. — Воронеж, 2003. — 24 с.
  120. , С. И. Словарь русского языка Текст.: ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. — 16-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1984.-797 с.
  121. Открытое и дистанционное образование: организация, технология, качество: материалы всерос. науч.-метод. конф., 27−29нояб. 2001 г. / Новосиб. гос. техн. ун-т. Новосибирск: Изд-во1
  122. Новосиб. гос. техн. ун-та, 2001. 135 с.
  123. , Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Текст. / Е. И. Пассов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с. — (Б-ка учителя иностр. яз.).
  124. , Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению Текст. / Е. И. Пассов. М.: Рус. яз., 1989. -276 с.
  125. , JI. Г. Возвратные глаголы: лингвометодический анализ Текст. / J1. Г. Петрова, В. X. Карасева — Белгор. гос. ун-т. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. 196 с.: ил
  126. , JI. Г. Системно-функциональный подход к обучению иностранных студентов способам выражения причинно-следственных отношений в русском языке Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. Г. Петрова. Белгород, 1999.-21 с.
  127. , А. М. Русский синтаксис в научном освещении Текст. / А. М. Пешковский. 7-е изд. — М.: Учпедгиз, 1956. — 511 с.
  128. , Е. С. Дистанционное обучение. Каким ему быть? Текст. / Е. С. Полат, А. Е. Петров // Дистанционное обучение. 2002. — № 1. — С. 41−44.
  129. , Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранным языкам на базе компьютерных коммуникаций Текст. / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 1998. — № 5. — С. 6−11.
  130. , Е. С. Педагогические технологии XXI века Текст. / Е. С. Полат // Современные проблемы образования. Тула, 1997.
  131. , Е. С. Типология телекоммуникационных проектов Текст. / Е. С. Полат // Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е. С. Полат. М., 2001. — С. 196−202.
  132. , Н. С. Проблема сложного синтаксического целого в современном русском языке Текст. / Н. С. Поспелов // Ученые записки Московского государственного университета. М., 1948. -Вып. 137.-С. 41−45.
  133. , Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика Текст.: [учеб. пособие для студентов вузов] / Р. К. Потапова — Моск. гос. лингв, ун-т. М.: МГЛУ, 2002. — 575 с. — (Б-ка лингвиста).
  134. , И. М. Учебник русского языка для студентов-иностранцев Текст.: практ. грамматика с упражнениями / И. М. Пулькина, Е. Б. Захарова-Некрасова. 5-е изд, испр. — М.: Рус. яз., 1975.-518 с.
  135. , И. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе Текст.: (пособие для учителя) / И. Рапопорт, Р. Селье, И. Соттер — НИИ педагогики. Таллин: Валгус, 1987.-352с.
  136. , А. А. О сопоставительном методе Текст. / А. А. Реформатский // Реформатский, А. А. Лингвистика и поэтика. М., 1987.-С. 40−52
  137. , Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам Текст.: спецкурс для иностр. студентов-филологов / Г. И. Рожкова. М.: Изд-во Моск. унта, 1977. -144 с.
  138. , Г. И. Методика преподавания русского языка иностранцам
  139. Текст.: спецкурс / Г. И. Рожкова — Иркут. гос. ун-т. Иркутск: Б.и., 1973.-156 с.
  140. Рубинштейн, С. JL Основы общей психологии Текст.: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн — АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 322 с. -(Труды действит. чл. и чл.- кор. АПН СССР).
  141. , С. Л. Принципы и пути развития психологии. Текст. / С. Л. Рубинштейн — АПН СССР, Ин-т философии. М.: Изд-во АПН, 1959.-354 с.
  142. , А. Г. Синтаксис современного русского языка Текст.: учеб. пособие для вузов / А. Г. Руднев. — 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1968.-320 с.
  143. Русская грамматика Текст.: в 2 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. -М.: Изд-во АН СССР, 1980. Т. 2. Синтаксис. — 709 с.
  144. Русский язык Текст.: энцикл. / АН СССР, Ин-т рус. яз. — гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Сов. энцикл, 1979. — 431 с.
  145. Русский язык Текст.: энцикл. / под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Дрофа: Большая Рос. энцикл., 2003. — 703 с.
  146. , Т. В. Культура профессионального речевого общения в подготовке иностранных учителей-русистов Текст. / Т. В.
  147. Самосенкова — под ред. Т. К. Донской — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Спб.: Изд-во РГПУ, 2003. — 194 с.: ил.
  148. , В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций Текст. / В. В. Сафонова. — Воронеж: Истоки, 1996. 238 с.
  149. , Г. К. Саморазвивающее обучение Текст. / Г. К. Селевко — Ин-т повышения квалификации пед. и рук. работ, образования. Ярославль: ИПК, 1996. — 66 с.
  150. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. -М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.: ил. (Шк. технологии — № 2).
  151. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Текст. / В. В. Сериков — Волгогр. гос. пед. ун-т. -Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.: ил.
  152. , В. В. Образование и личность Текст.: теория и практика проектирования пед. образовательных систем) / В. В. Сериков. -М.: Логос, 1999. 271 с.
  153. , А. И. Очерки по сопоставительной грамматике русского и английского языков Текст. / А. И. Смирницкий. 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1975. — 378 с. — (Б-ка филолога).
  154. Современные теории и методики обучения иностранным языкам Текст.: [сб. материалов междунар. практ. конф.] / под общ. ред. Л. М. Федоровой, Т. И. Рязанцевой — Науч.-метод. совет по иностр. яз. Минобразования РФ. -М.: Экзамен, 2000. 320 с.: ил.
  155. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др. — под ред. В. А. Белошапковой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1989. — 799 с.
  156. Современный русский язык Текст.: [учеб. для пед. ин-тов]: в 3 ч. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — Ч. 3: Синтаксис. Пунктуация / В. В. Бабайцева, JI. Ю. Максимов. 255 с.
  157. Современный русский язык Текст.: учеб. для студентов вузов / под ред. П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2000. — 557 с. — (Высш. образование). — (Учеб. для пед. вузов).
  158. , Г. Я. От слова к тексту Текст.: кн. для учащихся ст. классов / Г. Я. Солганик. М.: Просвещение, 1993. — 189 с.: ил. -(Мир знаний).
  159. , Г. Я. Синтаксическая' стилистика Текст.: сложное синтаксическое целое: учеб. пособие для вузов / Г. Я. Солганик. М.: Высш. шк., 1973. — 213 с.
  160. , А. В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка Текст. / А. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2003. — № 6. — С. 25−31.
  161. , С. Основные принципы сопоставительного анализа языков Текст. / С. Сятковский // Методика преподавания русского языка за рубежом: сб. ст. / ред.-сост. А. Н. Щукин, Е. М. Верещагин. -М., 1981.-С. 5−14.
  162. , Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения Текст. / Н. Ф. Талызина. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1969.- 131 с.
  163. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова — НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР. М.: Педагогика, 1981. — 456 с.
  164. , Н. П. О категориях «цель», «средство», «результат» Текст. / Н. П. Трубников. М.: Высш. шк., 1968.-148 с.
  165. Тураева, 3. Я. Лингвистика текста Текст.: (текст: структура и семантика): [учеб. пособие для пед. ин-тов] / 3. Я. Тураева. М.: Просвещение, 1986. — 126 с.
  166. , А. М. О семантике сложноподчиненного предложения Текст. / А. М. Устинов // Русский язык в школе. 1974. — № 4. — С. 87−90.
  167. , А. К. Семантико-структурная классификация сложноподчиненных и придаточных предложений Текст. / А. К. Федоров // Русский язык в школе. 2002. — № 5. — С. 72−75, 87.
  168. , Л. М. О технологии проблемно-модульного обучения Текст. / Л. М. Федоряк // Русский язык в школе. 2004. — № 6. — С. 20−25.
  169. Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1983. — 840 с.
  170. Формирование системного мышления в обучении Текст.: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / под ред. 3. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 339 с. — (Пед. школа. XX век).
  171. , С. А. Русский язык в упражнениях Текст.: [учеб. пособие для говорящих на нем., англ. яз.] / С. А. Хавронина, А. И. Широченская. 14-е изд., [стер.]. — М.: Рус. яз., 2000. — 353 с.: ил.
  172. , Н. Аспекты теории синтаксиса Текст. / Н. Хомский — Моск. гос. ун-т. М.: , 1972. — 259 с. — (Публикации Отд-ния структур, и приклад, лингвистики).
  173. Хоффман, Пол Е. Internet Текст.: крат. Справ. / Пол Е. Хофман. М.: ЛОРИ, 1995. — 309 с.: ил.
  174. . И. П. Современный русский язык в таблицах и схемах Текст.: учеб. пособие для II курса вузов / И. П. Чиркина — МГЗПИ. — М.: Просвещение, 1980. Ч. 2: Система частей речи. Имена. — 173 с.
  175. , И. Г. Интернет: изучаем русский Текст. / И. Г. Чуксина // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 163−164.
  176. , И. Г. Педагогические основы обучения студентов русскому языку как иностранному средствами компьютерных технологий Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук 13.00.08 / И. Г. Чуксина. Калининград, 2003. — 31 с.
  177. , О. М. Деепричастный оборот какой это член предложения? Текст. / О. М. Чупашева // Русский язык в школе. -2000.-№ 6.-С. 83−86.
  178. , В. Д. Происхождение человечности Текст.: [учеб. пособие для вузов] / В. Д. Шадриков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2001. — 296 с.: ил.
  179. , Н. М. Методика преподавания русского языка: достижения и проблемы Текст. / Н. М. Шанский // Русский язык в национальной школе. 1982. — № 6. — С. 4−8.
  180. , А. Б. Грамматика на уроке в школе для взрослых Текст. / А. Б. Шапиро // Русский язык в школе: сб. ст. М., 1973.
  181. , М. А. Функциональная грамматика русского языка / М. А. Шелякин. М.: Рус. яз., 2001. — 287с.
  182. , Э. А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам Текст. / Э. А. Штульман. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1971. — 144 с.
  183. , С. А. Открытое дистанционное образование Текст. / С. А. Щенников. М.: Наука, 2002. — 527 с.
  184. Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин — под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко — АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. 554 с. — (Тр. действит. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  185. , П. А. Теория и практика модульного обучения Текст. / П. А. Юцявичене. Каунас: Швиеса, 1989. — 271 с.: ил.
  186. , И. С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144с. — (Б-ка учителя. Воспитание и обучение).
  187. , И. С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская — отв. ред. М. А. Ушакова. — М.: Сентябрь, 2000. — 175 с. (Б-ка журн. «Директор школы» — Вып. № 1. V)
  188. , А. А. Индивидуально-ориентированная система обучения Текст. / А. А. Ярулов. Красноярск: ОФСЕТ, 1998. — 108 с.
  189. , В. Н. Исторический синтаксис английского языка Текст. / В. Н. Ярцева — АН СССР, Ин-т языкознания. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1961.-308 с.
  190. , В. Н. Контрастивная грамматика Текст. / В. Н. Ярцева — АН СССР, Науч. совет по теории сов. языкознания, Ин-т языкознания. -М.: Наука, 1981.-111 с.
  191. Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development- / UNESCO Institute for Information Technologies in Education. M., 2000. — 86 p.
  192. Bachman, L. F. Fundamental considerations in language nesting / L. F. Bachman. Oxford: Oxford University Press, 1990. — xii, 408 p.
  193. Brown, H. Principles of Language Learning and Teaching / H. D. Brown. 3rd ed. — Englewood Cliffs, N. J.: Prentice Hall Regents, 1994. -xvi, 347 p.: ill.
  194. Cole, J. Using Moodle: teaching with the popular open source course management system / J. Cole/ Sebastopol, CA: O’Reilly Community Press, 2005 -219 p.: ill.
  195. Computers in English language teaching and research: selected papers from the 1984 Lancaster symposium 'Computers in English language education and research'/ ed. G. Leech, C. N. Candlin. — L.: Longman, 1986. -xvii, 230 p.
  196. Devies, A. The construction of language tests / A. Devies // Testing and Experimental Methods: The Edinburgh Course in Applied Linguistics. -L., 1977.-V. 4.-P. 38−194/
  197. Hilgard, E. Theories of Learning / E. Hilgard, G. Bower. 3d ed. -N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1966. — vii, 661 p.: ill
  198. Information and communication technologies in distance education / Specialized training course / Course team chairman Michael G. Moore / UNESCO Institute for information technology in education, 2002.
  199. Nunan, D. Introducing discourse analysis / D. Nunan. L.: Penguin Books, 1993.- 134 p.
  200. Penny Ur. Grammar Practice Activities: A practice guide to teachers / Ur. Penny. Cambridge: Cambridge University press, 1988. — viii, 288 p.: ill.
  201. Richards, J. C. Approaches and methods in language teaching: a description and analysis / J. C. Richards, T. S. Rodgers. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.-viii, 171 p.
Заполнить форму текущей работой