Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Детерминация доверия процессом социальной идентификации личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исключение составляют незначительное число работ, в которых доверие выступает в качестве предмета специального исследования (Б.Ф.Поршнев, 1971; В. С. Сафонов, 1981; Т. П. Скрипкина, 1984, 1998; П. Н. Шихирев, 1999; Л. А. Журавлева, 2004), оно рассматривается как условие существования явлений, связывающих человека с миром (Т. Говир, 1992; Э. Эриксон, 1967, 1968 и др.), человека с другими людьми… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ДОВЕРИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Особенности исследования доверия в отечественной общей и социальной психологии
    • 1. 2. Проблема доверия в зарубежных психологических исследованиях
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • 2. 1. Общепсихологический аспект проблемы общения
    • 2. 2. Социальная идентичность в отечественной и зарубежной психологии
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДОВЕРИЯ
    • 3. 1. Теоретическая концепция, задачи и программа эмпирического исследования проблемы доверия
    • 3. 2. Методологические принципы и методы исследования
    • 3. 3. Связь доверия с межгрупповой и внутригрупповой идентификацией
    • 3. 4. Связь доверия с процессом идентификации личности
    • 3. 5. Самооценка как фактор, определяющий возникновение доверия

Детерминация доверия процессом социальной идентификации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящей работе представлены основные положения, связанные с поиском условий возникновения доверия в жизни человека, а также исследованы закономерности функционирования данного феномена и характеристики его проявления. Доверие рассматривается с точки зрения целостного взаимодействия системы «Человек и мир» [109]. Акцент делается на том, что при всем многообразии феноменологических проявлений условия возникновения, характеристики функционирования и закономерности существования доверия остаются универсальными во всех сферах жизни и деятельности человека, а потому оно выступает базовым условием как на уровне межгруппового, так и внутригруппового взаимодействия людей.

Актуальность работы. Мировая социальная психология осмысливает явление доверия в качестве базового элемента взаимодействия на всех уровнях социально-психологических общностей людей, поэтому ему придается очень большое значение. П. Н. Шихирев в недавно изданной монографии по социальной психологии отмечает, что 90-е годы двадцатого столетия можно считать годами постановки проблемы доверия в зарубежной социальной психологии.

В настоящее время практический аспект проблемы доверия разрабатывается многими отраслями отечественной психологической науки.

Осуществлены десятки исследований, направленных на изучение различных феноменологических проявлений доверия и доверительности. Разработано множество методов и конкретных методик, направленных как на измерение доверия в межличностных отношениях, так и на изучение процессуальной динамической стороны возникновения и разрушения доверия в отношениях и в совместной (кооперативной) деятельности людей. Однако следует отметить, что, несмотря на все многообразие подходов к изучению доверия, за рамками исследований нередко остается анализ собственно психологической природы рассматриваемого явления.

Обзор многочисленных работ, в которых упоминается доверие, позволяет констатировать, что чаще всего ему отводится второстепенная роль фонового условия. Подавляющее большинство исследований носит прикладной характер, или работа проводится в смежных областях. Поэтому, несмотря на то, что заложены методологические основы исследований по проблеме доверия и накоплен значительный экспериментальный материал, нельзя считать данную проблематику исчерпанной.

Исключение составляют незначительное число работ, в которых доверие выступает в качестве предмета специального исследования (Б.Ф.Поршнев, 1971; В. С. Сафонов, 1981; Т. П. Скрипкина, 1984, 1998; П. Н. Шихирев, 1999; Л. А. Журавлева, 2004), оно рассматривается как условие существования явлений, связывающих человека с миром (Т. Говир, 1992; Э. Эриксон, 1967, 1968 и др.), человека с другими людьми (К.А. Абуль-ханова-Славская, 1981; Л. Я. Гозман, 1987; С. Джурард, 1959; М. Дойч, 1968; А. И. Донцов, 1984; И. С. Кон, 1973, 1984; А. А. Кроник, Е. А. Кроник, 1989; Л. А. Петровская, 1982; Б. Ф. Поршнев, 1987; К. Роджерс, 1986; Т. Ямагиши, 1988, 1989 и др.), человека с самим собой (А. Бандура, 1977; Л. П. Гримак, 1990; И. С. Кон, 1967; Ф. Перлз, 1995; К. Роджерс, 1994; А. А. Столин, 1983; Э. Шостром, 1992 и др.).

Ощущается недостаток исследований, ориентированных на изучение фундаментальных закономерностей возникновения доверия. Следует отметить, что противоречив категориально-понятийный аппарат в данной области психологического знания. Существует большая потребность в исследованиях доверия, направленных на вскрытие системных взаимосвязей между компонентами в процессе формирования доверия.

Выводы исследователей о взаимодействии факторов, определяющих возникновение доверия, и о потенциале различных способов его формирования часто опираются только на теоретические основания, поэтому требуют дополнительной эмпирической проверки.

Недостаточно изучен потенциал различных средств и способов формирования доверия. Необходимо, на наш взгляд, создать более полную научную классификацию средств и способов, влияющих на возникновение доверия. К сожалению, до настоящего времени не проводился сравнительный анализ проявления доверия в разных видах социального взаимодействия.

Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности избранной темы диссертации и перспективности исследований феномена доверия.

Цель исследования — выявить закономерности, влияющие на формирование доверия, которое выполняет системнополезную функцию в ходе межличностного общения.

Объект исследования — взаимодействие личностей в процессе общения.

Предмет исследования — социально-психологический феномен проявления доверия личности к другому.

Гипотезы исследования.

Гипотеза 1. Доверие — социальный феномен, который детерминируется как внутригрупповыми, так и межгрупповыми уровнями организации взаимодействия общающихся между собой субъектов. Причем межгрупповой уровень организации взаимодействия является первым условием, определяющим факт возникновения доверия.

Гипотеза 2. На уровне внутригруппового взаимодействия в формировании доверия главную роль играют личностные свойства, по которым субъект доверия идентифицирует себя с другим, то есть с объектом доверия.

Гипотеза 3. Самооценка — является самостоятельным фактором, влияющим на формирование доверия к другому человеку.

Задачи и программа эмпирического исследования.

1. Уточнить место понятия доверия в системе социально-психологических категорий.

2. Сформулировать основные понятия, методологические принципы и методы, соответствующие нашей концепции исследования феномена доверия.

3. Выявить человеческие качества, которые вызывают доверие к другому человеку.

4. Оценить роль личностной и социальной идентичности в процессе формирования доверия.

5. Выявить влияние факта обмана на переживания личности в зависимости от ее социальной идентичности.

6. Исследовать влияния самооценки личности на формирование доверия к другому.

Методологическая основа и методы исследования.

Основные методологические принципы, на базе которых строится исследование: принцип детерминизма и принцип системности.

В качестве основных методов получения эмпирических данных применялись: 1). Специально разработанная анкета, состоящая из 20 вопросов. 2). Техника «Семантический дифференциал», разработанная Ч. Осгудом (1957г.), предназначается для измерения различий в интерпретации испытуемыми понятий. 3). «Тест Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда, который нацелен на получение информации по самоидентификации респондентов. 4). Опросник «По каким человеческим качествам Вы судите, что человеку можно доверять?», предназначенный для более полного выявления образа доверия. 5). Тест «Кто я есть в этом мире», позволяющий определить интегральную самооценку личности.

Достоверность результатов обеспечивается глубоким и всесторонним анализом научной литературысоблюдением валидности и согласованности применяемой системы категорий и понятий, компьютерной математико-статистической обработкой результатов исследования. Применяются методы корреляционного, факторного, кластерного, частотного и дисперсионного анализов, а также методы оценки репрезентативности полученной выборки и специальные методы оценки достоверности получаемых эмпирических данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. В возникновении чувства переживания доверия ведущую роль играет социальная идентичность субъекта доверия. Личность предпочитает доверять в первую очередь тому человеку, которого она воспринимает как представителя своего сообщества. При возникновении чувства недоверия взаимодействие с объектом доверия начинает формироваться на межгрупповом уровне взаимодействия.

2. В ситуациях отнесения индивида к своему сообществу, межгрупповые дифференцирующие признаки снижают свое влияние, уступая ведущую роль характерологическим качествам личности.

3. Ортогональным фактором, относительно независимым от других и влияющим на процесс возникновения доверия, служит самооценка личности, отражающая удовлетворенность собой в сравнении с другими членами сообщества.

4. Нарушение доверия (обман) переживается неоднозначно, в зависимости от того, на каком уровне социальной идентификации субъектов организуется их межличностное взаимодействие. В случае перехода от межгруппового к внутригрупповому взаимодействию у субъекта происходит изменение характера переживаний.

Эти положения, на наш взгляд, позволяют осмыслить доверие как важнейшее явление, выполняющее в жизни человека фундаментальные функции.

Научная новизна состоит в исследовании проблемы доверия в зависимости от идентификации личности, приводящей к межгрупповой или внутригрупповой природе формирования довериявыделена автономная роль самооценки в проявлении доверия к другомувыявлена относительная независимость в восприятии обмана от половой принадлежности субъектов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется ее вкладом в общую систему знаний о закономерностях проявления доверия, как социально-психологического феномена. Учет идентификации личности позволяет более точно прогнозировать характер формирования доверия к другому, возникающего в ходе межличностного общения. Кроме того, на основе выводов, сформулированных в диссертационной работе, могут быть спланированы и проведены новые эмпирические исследования доверия, учитывающие системную природу данного феномена.

Практическая значимость. Данное исследование позволяет учесть не только индивидуально-психологические особенности взаимодействующих индивидов, но и их восприятие друг друга как представителей конкретных сообществ. Это позволяет более эффективно использовать знания о феномене доверия в практике ведения переговоров, управления, психотерапии, маркетинга, пропаганды и рекламы. Так как толерантность предполагает взаимное доверие людей, то результаты исследования позволяют наметить новые подходы к воспитанию у представителей различных государств и национальностей толерантного отношения друг к другу.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и результаты данного диссертационного исследования в форме докладов и сообщений апробировались в 2001—2006 гг. на заседании кафедры психологии Ивановского государственного университетабыли отражены в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние теоретических и прикладных исследований в свете модернизации образования» (Иваново, 2003) — Международного симпозиума «Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке» (Кострома, 2004) — Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономической психологии в изменяющейся России» (Владимир, 2005) — Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века" — Международного симпозиума «Гендерные основания механизмов и профилактики девиантного поведения личности и малых групп в XXI веке» (Москва — Кострома, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Психология отношения человека к жизнедеятельности» (Владимир 2006), а также в материалах региональных научно-практических (Иваново, 2003—2005; Владимир 2004; Кострома, 2005— 2006) и ежегодных внутривузовских научно-практических конференций молодых ученых (Иваново, 2003—2006).

По теме диссертации опубликовано 13 научных работ.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИОННОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ.

1. Обобщение отечественных и зарубежных концепцийобнаружил, что существует научный стереотип, который рассматривает явление доверия с точки зрения индивидуальной парадигмы, то есть как феномен, проявляющийся в диадическом взаимодействии. Наше исследование подтвердило предположение о том, что доверие связано с межличностными отношениями, реализуемыми в контексте социальной системы, социально-психологических отношений между людьми в целом, то есть оно затрагивает межгрупповой и межиндивидуальный уровни взаимодействия субъектов.

2. Доверие выступает как переживание определенного отношения, как ценностная психологическая позиция по отношению к другому. Оно связано с оценкой другого как принадлежащего тому или иному сообществу. В связи с этим процесс идентификации личности с тем, кому она доверяет, является основным эмоционально-когнитивным условием, которое мотивирует человека доверять или не доверять другому. Таким образом, от результатов идентификации будет зависеть развитие доверительного общения. Цель доверия — сохранение целостности сообщества. Личность доверяет тому, с кем она идентифицирована, и остерегается доверять человеку, которого она воспринимает как представителя иного сообщества.

3. При категоризации субъектом доверия другого человека как представителя сообщества, которому принадлежит субъект, главным условием появления доверия становится личностная идентичность. Личность предпочитает доверять тому, в ком видит сходные индивидуально психологические черты.

4. В основе всего многообразия личностных черт лежат четыре основных фактора: фактор активности, фактор силы, фактор прогнозируемости, фактор самооценки. Это делает очевидным то, что самооценка в системе разнообразных индивидуально-психологических качеств играет относительно автономную и значимую роль в процессе возникновения доверия к другому. Доверие субъекта к себе реализуется в дальнейшем в доверии к другому.

5. Наиболее остро обман переживается в семье и в дружеских отношениях (степень зла в обмане — 80−90%), затем — на работе (47%) и существенно ниже — в сфере услуг и государственной политики (в пределах 8%), хотя в материальном отношении от обмана со стороны правительства и сферы услуг обычно ущерб существенно выше. Это, видимо, говорит о том, что обман сильнее переживается при нарушении межличностных отношений, в первую очередь, со стороны тех, кого человек считает членом своей социальной группы.

6. Если объект доверия принадлежит к группе членства субъекта, то в случае обмана у последнего проявляются чувства стыда и вины, когда объект принадлежит иной группе у того же субъекта проявляются чувства интереса и радости. Являясь объектом доверия, человек испытывает печаль и гнев, когда он превращается в объект обмана. В случае, когда обман связан с межгрупповым уровнем взаимодействия, он испытывает совершенно иные чувства: интереса и радости, будучи субъектом обмана, гнева, презрения и отвращения, становясь объектом обмана.

7. Степень доверия зависит от возможности, с которой субъект может влиять на объект доверия. Она больше при внутригрупповом взаимодействии, где существенно больше возможностей контролировать объект доверия за счет внутригруппового социального контроля, и меньше — при межгрупповом взаимодействии, где такая возможность ограничена. Это, в частности, проявляется в различии доверительного отношения жителей города и сельской местности к объекту доверия. Корреляционный анализ взаимосвязи места проживания и уровня доверия обнаружил значимый коэффициент корреляции (г = -0,917 595, при р < 0,01).

8. Сравнительный анализ ответов мужчин и женщин показал, что нет значимых различий в восприятии ими друг друга как субъектов и объектов обмана и, что установка на доверие не связана с тем, к какому полу принадлежит объект доверия, как в деловых, так и в межличностных отношениях. Можно отметить лишь некоторую осторожность женщин в отношении к мужчинам, а мужчин в отношении женщин.

9. Полученные эмпирические данные гармонично согласуются с концепцией «Референтного информационного влияния», предложенной М. Хоггом и Д. Тернером [148]. При возникновении доверия вступают в силу групповые феномены, поскольку оно предполагает идентификацию себя с другим. При позитивном исходе идентификации появляется переживание чувства доверия к этому человеку, такому же, как доверяющий ему субъект, а сообщаемая им информация начинает восприниматься как присутствующая в собственном ментальном поле. Таким образом, кратко мы можем сказать, что доверие это принятие информации от другого как субъективной истины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование «Детерминация доверия процессом социальной идентификации личности» обобщает результат пятилетней работы автора. Началом исследований можно считать разработку и пилотажное апробирование анкеты о доверительных отношениях людей к различным предметам и явлениям общественной жизни. Эта анкета была создана на социоло-го-психологическом факультете Ивановского государственного университета для исследования феномена доверия как целостного социально-психологического явления с помощью сравнения восприятия доверия через призму обмана между жителями города и сельской местности.

В процессе исследования феномена доверия мы вышли на такое социально-психологическое явление как идентичность, что заставило нас по-новому взглянуть на природу доверия и процесс его реализации.

Анализ отечественных и зарубежных концепций в изучении проблемы доверия показал, что существует научный стереотип, который рассматривает явление доверия с точки зрения индивидуальной парадигмы, то есть как феномен, проявляющийся в диадическом взаимодействии.

Осуществлены исследования, направленные на изучение различных феноменологических проявлений доверия и доверительности. Разработано множество методов и конкретных методик, направленных как на измерение доверия в межличностных отношениях, так и на изучение процессуальной динамической стороны возникновения и разрушения доверия в отношениях и в совместной, кооперативной деятельности. Доверие присутствует в контексте других психологических проблем: этапы и типология становления общностей людей, авторитетность, внушение, дружба, феномены внутригруппо-вого и межгруппового взаимодействия и некоторые другие. Во всех перечисленных явлениях доверие, будучи важнейшим условием самого их существования, рассматривается как исходное условие социально-психологических отношений между людьми в целом. В то же время доверие не было предметом специального изучения и не выделялось для анализа как относительно самостоятельное социально-психологическое явление, за исключением ряда малочисленных эмпирических исследований посвященных проблеме доверия, появившихся в последнее время в отечественной психологической литературе.

Наше исследование направлено на подтверждение предположения о том, что доверие связано с межличностными отношениями, реализуемыми в контексте социальной системы, социально-психологических отношений между людьми в целом. То есть оно затрагивает межгрупповой и межиндивидуальный уровни взаимодействия субъектов.

Как показали исследования в области психологии межгрупповых отношений, взаимодействие людей может строиться на двух уровнях организации: на межиндивидуальном или на межгрупповом. В первом случае оно предполагает взаимную идентификацию людей и характеризуется интеграционными процессами, во втором случае развивается как межгрупповое и предполагает дифференциацию и тенденцию усиления межиндивидуальных различий. Формирование конкретной стратегии, происходит в ходе межсубъектного общения, то есть в процессе обмена психологическими отношениями. Очевидно, что доверие является как определенным продуктом общения, так и необходимым условием его эффективного протекания.

Сущность общения и явления доверия-недоверия связаны не с проблемами согласования действия отдельных индивидов, а с более глубокими законами существования социальных систем и развития человеческих сообществ.

По нашему мнению, линия водораздела происходит именно в сфере проблемы социальной идентичности. Можно предположить, что идентичность личности и является тем основным эмоционально-когнитивным условием, которое мотивирует человека доверять или не доверять другому. Таким образом, от результатов идентификации будет зависеть развитие доверительного общения. Цель доверия — сохранение целостности сообщества. Личность доверяет тому, с кем она идентифицирована, и остерегается доверять человеку, которого она воспринимает как представителя иного сообщества.

Обычно выделяют два аспекта идентичности: личностный и социальный. В современных теориях личностный аспект чаще всего трактуется как вторичный по отношению к социальному, что согласуется с нашими теоретическими рассуждениями. Эта же закономерность проявляется и при рассмотрении проблемы доверия людей друг другу.

Между тем расширение сферы анализа социальных явлений до закономерностей развития социальных систем, которыми являются любые человеческие сообщества, позволило нам сделать предположение, что особенности формирования и проявления доверия друг другу зависят как от личностных характеристик (самоощущение личностью себя в своем окружении), так и от процессов идентификации личности в социальном мире. То есть основным фактором, влияющим на доверие человека к личности, является категоризация его как представителя конкретной социальной группы. В случае категоризации субъектом доверия другого человека как представителя сообщества, которому принадлежит субъект, главным условием появления доверия становится личностная идентичность. Личность предпочитает доверять тому, в ком видит сходные индивидуально психологические черты.

В ходе эмпирической проверки нами подтверждена ведущая роль социальной идентичности в формировании доверия.

Доказано, что доверие — двухуровневый социальный феномен, который связан с силами межгруппового и внутригруппового взаимодействия.

Нашла свое подтверждение также гипотеза о том, что на уровне внутри-группового взаимодействия в формировании доверия главную роль на себя берет личностная идентичность.

Доказано, что самооценка — фактор, рядоположенный с чертами характера, который влияет на формирование доверия как условие восприятия.

Фактор национальности объекта начинает влиять на доверие в соответствующих, социально-значимых ситуациях, а именно тогда, когда актуализируется механизм идентификации с национальными группами.

В первую очередь, при нарушении межличностных отношений обман сильнее переживается со стороны тех, кого человек считает членом своей социальной группы.

Степень доверия зависит от возможности, с которой субъект может влиять на объект доверия.

Установка на доверие, как в деловых, так и в межличностных отношениях не связана с тем, к какому полу принадлежит объект доверия,.

Проведенное исследование, естественно, не исчерпывает всех социально-психологических аспектов проблемы доверия. Полученные теоретические выводы и эмпирические результаты открывают достаточно широкие перспективы для дальнейшего изучения различных аспектов данного явления. Конкретизация перспектив представляется в постановке целого ряда исследовательских задач: как в русле социальной психологии, так и в социальной психологии личности.

Очевидно, что предложенная концепция изучения феномена доверия нуждается в дальнейшей экспериментальной проверке.

В качестве перспектив дальнейших исследований можно указать следующие направления и области теоретических и эмпирических исследований:

1. Исследование системного влияния ситуации на доверие и роли ситуативных контекстов.

2. Выявление роли различных индивидуально-психологических и социально-психологических факторов на всех этапах возникновения доверия и исследование их динамики от этапа к этапу.

3. Сравнительный анализ содержания и системных взаимосвязей данных этапов, как на уровне личности, так и на уровне группы.

4. Исследование механизмов активизации групповых дифференциально-интегральных процессов и выявление способов управления данными процессами.

5. Исследование кросскультурных различий процесса возникновения доверия.

Решение этих задач предполагает проведение новых экспериментальных исследований. В том числе — на разных социальных группах и в контексте разных социальных ситуаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения в психологии // Проблема общения в психологии. М: МГУ, 1981. 270 с.
  2. Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М.: 1991. С.37−74.
  3. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ 1980. 413 с.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1989. 432 с.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996. 376 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1999. 374с.
  7. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000.-288 с.
  8. Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ 1980.- 128 с.
  9. Е.С. Американская социология: традиция и современность. Екатеринбург. 1997. С. 76.
  10. Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. Воронеж. 2000. С. 30−43.
  11. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности.//Мир психологии. 1999. № 3. С. 40−46.
  12. Е. П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопредленности // Трансформация идентификационных структур в современной России / Под ред. Т. Г. Стефаненко. -М., 2001.-С. 30−53.
  13. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. 301 с.
  14. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  15. М.С. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-399 с.
  16. А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. 124 с.
  17. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.-135 с.
  18. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ 1982.-200 с.
  19. А.А. Личность и общение. М.: Междун. пед. Акад., 1995.-328 с.
  20. Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурланук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 1999. — 245 с.
  21. Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1994.-255 с.
  22. Вера // Современный философский словарь. / Под общ. Ред В. Е. Кемерова М.: Академический проект, 2004. — 864 с. — С. 100−103.
  23. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.-207 с.
  24. . Что такое психология: В 2 т. М., 1992. — 376 с.
  25. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 176 с.
  26. Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л.: Лениздат, 1990.-174 с.
  27. А.И. Психология коллектива. М., 1984. 206 с.
  28. С.Г. Система доверительных отношений как детерминанта восприятия индивидуальности в юношеском возрасте. Дисс.. канд. психол. наук. Ростов н / Д, 2000. 168 с.
  29. Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М.:РЭЙ, 1994.-118 с.
  30. Журавлева J1.A. Автореферат. Связь общительности личности и доверия к людям. М, 2004. 20 с.
  31. М.В. Идентичность человека. Ростов н / Д, 1999. 200 с. -С. 124−125.
  32. В.П. Психология доверия // Вопр. философии. М, 1998. № 7.-С. 76−93.
  33. В.П. Психология доверия. 2-е изд. Самара: СИОКПП, 2001.-104 с.
  34. В.В. Макиавелизм и феномен вранья // Вопросы психологии.1999. № 6.-С. 59−70.
  35. В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 9−16.
  36. Иванова H. J1. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов// Вопросы психологии. 2004. № 6.-С. 54−63.
  37. Иванова H. J1. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 65−76.
  38. Иванова H. J1. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психол. журнал. 2004. Т. 25, № 1. С. 52−60.
  39. Иванова H. J1. Социальная идентичность: структура и трансформация. Ярославль: ЯГПУ, 2004, 132 с.
  40. К.Э. Психология эмоций. С-Пб., 2000. 464 с.
  41. Ионин J1. Т. Идентификация и инсценировка // Психология самосознания. Самара, 2000. — С. 641−655.
  42. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения.1. Грозный. 1979. 138 с.
  43. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный, 1988. — 68 с.
  44. Е. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России / Под ред.Т. Г. Стефаненко. М., 2001. — С. 54−81.
  45. В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф. дис.. канд. наук. М., 1981.-24 с.
  46. Я.Л. Психология взаимодействия в малых группах. Минск: БГУ, 1976.-350 с.
  47. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. 234 с.
  48. Л.Э. Базовые ориентации как детерминанты взаимодействия личности и группы // Личность в системе коллективных отношений: Тезисы докл. М., 1980.
  49. Л.Э. Исследование социально-психологического климата // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1981.
  50. Кон И. С. Дружба (историко-психологический этюд). М., 1973.
  51. Кон И. С. Дружба: этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1987.-349 с.
  52. М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психол. развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
  53. А.Г. Феномен идентичности как структурирующий фактор // Мирпсихологии. 2003. № 1. С. 186−198.
  54. А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1989. 356 с.
  55. Е.С., Волков И. П., Емельянов ЮН. Руководитель и коллектив.
  56. JI.: Лениздат, 1974. 167 с.
  57. В.Н. Контрсуггестия и воспитание // Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. Пермь, 1976. С. 50−59.
  58. В.Н., Сушков И. Р., Ципцюк В. Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 1.-С. 31−39.
  59. В.Н., Сушков И. Р., Ципцюк В. Г. Социально-психологические проблемы межнациональных отношений (опыт эмпирического исследования) // Социально-психологические исследования межнациональных отношений / Под ред. П. Н. Шихирева. М., 1993. С. 153−183.
  60. А.Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров). Дисс. канд. психол. наук. М, 2001. 185 с.
  61. Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуваженияк поискам смысла // Психологическийжур-нал. 1999. Т.20, № 1. С. 6−19.
  62. Н. М. Базовые ценности русской культуры на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 3. С. 73−87.
  63. Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 3. С. 26−36.
  64. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. — 536 с.
  65. А.А. Общение как объект психологического исследования // в кн.: Методологические проблемы социальной психологии.1. М., 1975.-296 с.
  66. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  67. А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. -1979. -С. 121−132.
  68. .Ф. Общение как проблема общей психологии // В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1976. С. 124 — 135.
  69. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения // В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.-С. 64−93.
  70. .Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8. С. 34−47.
  71. .Ф. Проблема общения в психологии // В кн.: Проблема общения в психологии. М.: Наука. 1981. С. 3−23.
  72. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984.-445 с.
  73. М.М. Бахтин как философ. М.: Наука. 1991. — 320 с
  74. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 694 с.
  75. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1990.-698 с.
  76. А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Авто-реф. дис. .д-ра. пед. наук. Л., 1981. 49 с.
  77. В.Н. Психология отношений // Избр. психол. труды. М., Воронеж, 1995.-356 с.
  78. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., Просвещение: Владивосток, 1994. 576 с.
  79. Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // В кн.: Психология межличностного познания / Под ред.
  80. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. С. 80−92.
  81. С.И. Словарь русского языка. М.: «Рус. яз.», 1977. 847 с.
  82. Основы социально-психологической теории. Под ред. А. А Бодалева, А. Н. Сухова. Рязань. 1995.
  83. О. Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М., 2001.
  84. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореферат дис. докт. психол. наук. JL, 1983. 42 с.
  85. В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 4. — С. 51−60.
  86. А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода // Вопр. психол. 1981. № 1. С. 57−66.
  87. А.В. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании // Вопр. психол. 1985. № 4. С. 17−30.
  88. В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. М.: 1993. 20 с.
  89. К.К., Голубев Г. Г. Психология: Учебн. для индустриальных пед. техникумов. М., 1973. 247 с.
  90. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002. 160 с. — С. 6−23.
  91. .Ф. Понятие «пара» и «чужие» в социальной психологии // Тезисы 2 международного коллоквиума по социальной психологии. Тбилиси, 1970.
  92. .Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. М., 1971.-С. 7−35.
  93. .Ф. Социальная психология и история. М.:Наука 1979.-232 с.
  94. Т.А., Говир Т. Недоверие как практическая проблема // «Социология». 1994. № 3. С. 94−98.
  95. Прикладные проблемы социальной психологии. / Под ред. Шорохова Е. В., Левкович В. Г. М.: Наука, 1983. — 256 с.
  96. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-704 с.
  97. К. Групповая психотерапия. М: Прогресс, 1990. 368 с.
  98. A.M. «Психо-история» Э.Г. Эриксона // Э. Эриксон. Молодой Лютер. М., 1996.-С. 3−22.
  99. М. Власть: кризис доверия // Власть. М., 1999. № 4. С. 62−73.
  100. B.C. Особенности доверительного общения: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук. 21 с.
  101. B.C. Особенности доверительного общения. Дисс. канд. психол. наук. М., 1978.
  102. B.C. О психологии доверительного общения // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 264−272.
  103. С.И. Психологические основания ложности и правдивости сообщения // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 78−84.
  104. Т.П. Психологические особенности доверия к людям в юношеском возрасте. Дис. канд. психол. наук. М., 1984.
  105. Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н / Д: РГПУ, 1997. 250 с.
  106. Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Дис.. докт. психол. наук. Ростов н / Д, 1998. 392 с.
  107. Т.П. Изучение проблемы доверия в американской социальной психологии // Психологическое обозрение. 1998. № 2. С. 62−71.
  108. Т.П. Психология доверия: Учебн. пособие. М.: Academia, 2000.-263 с.
  109. Солдатова Г. У Психология межэтнической напряженности. М., 1998.-396 с.
  110. Социальная идентификация личности. Кн. 1−2. М., 1994.
  111. Социальная психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Выпуск VIII. Социализация. Социальная идентичность. М., 1998. 114 с.
  112. Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России / Под ред.Т. Г. Стефаненко. М., 2001. С. 11−29.
  113. Т.Г. Этнопсихология: Учеб. для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2003.-368 с.-С. 243−264.
  114. И.Р. Социально-психологическая теория Джона Тернера. Психологический журнал 1993. № 3. С. 115−125.
  115. И.Р. Психология взаимоотношений. М., 1999. 448с.
  116. И.Р. Автореферат. Психология взаимодействия групп в социальной системе. М., 2002. 50 с.
  117. С. Видимость мужественности //Знамя. 1999. № 2. С. 152−162.
  118. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии. 2002. 490 с.
  119. Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1983. — 839 с.
  120. С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. 607 с.
  121. Фрейд 3. «Я» и «Оно» / Пер. с нем. В 2 кн. Тбилиси: Мерани, 1991.-427 с.
  122. Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.-58 с.
  123. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Выпуск 1. Пер. с англ. М: Российский открытый университет, 1991. 113 с.
  124. Э. Бегство от свободы. М.: Политиздат, 1989. 398 с.
  125. А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я» // Общение и развитие психики. М., 1986. С. 31−46.
  126. А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психол.-пед. общения. М.: Знание, 1979. 117 с.
  127. К. Недоверие между полами // Психол. журнал. 1993, Т. 14, № 2.-С.125−131.
  128. Л.Т. Доверие: связующая нить между организационной теорией и философской этикой (перевод) // Academy of Management Review. 1995. Vol. 20. N2. p. 379−403.
  129. Л. А. Психология идетичности личности в ситуации вынужденной миграции: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2002. 22 с.
  130. P.M. Личность и ее становление в процессе социализации. -Саратов, 2000.-240 с.
  131. Ю.М., Данчева О. В. Одиночество: Соц.-психол. пробл. Киев: Украина, 1991.-270 с.
  132. Т. Социальная психология / Пер. с англ. В. Б. Ольшанского.— Ростов н / Д.: Феникс, 1999. 359 с.
  133. П.Н. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии: Дис. (в виде научного доклада). д-ра психол. наук. М., 1980.-78 с.
  134. Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2001.-43 с.
  135. Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности. М.: 000 «Принт», 2001. 128 с.
  136. A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала. Вопросы психологии 1979. № 1. С. 17−27.
  137. Экман Пол. Психология лжи. С-Пб., 2000. 272 с.
  138. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д: РГУ, 1990.-167 с.
  139. Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, 1996. 592 с.
  140. Э. Идентичность: юность и кризис. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996.-344 с.
  141. Юнг К. Г. Психологические типы. / Пер. с нем. М.: Университетская книга, ACT, 1998.-720 с.
  142. В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. -Ко 1. — С. 35−52.
  143. Allen G.A. When does Exchanging personal Information contitute self-disclosure // Psychological Reports. 1974.
  144. Derlega V.J., Chaikin A.L. Privasy and self-disclosure in social relationships // Thej. of social iss. Ann Arbor, 1977. Vol. 33, N. 3. P. 102−115.
  145. Ekeh P.P. Social Exchange Theory: The Two Traditions. N. Y., 1974.
  146. Greeting and Maitaining Trust // Training & Development. 1995. December.
  147. , M.A. & Turner, J.C. (1987). Social Identity and Conformity: A Theory of Referent Informational Influence. In: W. Doise & S. Moscovici (Eds.), Current Issues in European Social Psychology., v.2 Cambridge: Cambridge University Press, p. 139−182.
  148. Homans G.C. Social Behavior, its elementary Forms. N. Y., 1961.
  149. Jourard S.M., Lasakov P. Some Factors in Self-disclosure // Journal of abnormal and social psychology. 1958.
  150. Jourard S.M. Healthy personality and Self-disclosure // Ment. Hyg. 1959. V. 43.
  151. Jourard S.M. Healthy personality and self-disclosure //mental hygience. 1959.V. 43. p.499−507.
  152. Kollok P. The Emergence of Exchange Structures: An Experimental Study of Uncertainly, Commitment and Trust // American Journal of Sociology. 1994. V. 100 (2).
  153. Lewicki R.J., Bunker B.B. Trust in relationships: A Model of Development and Decline //P.A.- 1993.
  154. Parks C.D., Hulbert L.G. High and Low Trustee’s Responses to Fear in a Pay of Matrix // J. Of Conflict Resolution. 1995. V. 39 (4).
  155. Piotr Sztompka Trust: a sociological theory. Cambridge: Cambridge university press, 1999.-214 p.
  156. Rotter J.B. A new scale for the measurement of interpersonal trust // J. of Personality. 1967. V. 35.
  157. Swap W.C. Measurement of Specific Interpersonal Trust: Construction and Validation of a Scale to Assess Trust in a Specific Other // J. of Personality and Social Psychology. 1982. V. 43 (6).
  158. Tajfel H., Figment C, Billig M., Bundy R. Social categorization and inter-group behaviour//Europ. J. Of Soc. Psychol. 1971. № 1. P. 149−177.
  159. Tajfel, H. La categorisation sociale. In: S. Moscovici (ed), Introduction a la Psychologie Sociale. Paris: Larousse, 1972, p. 272−302.
  160. Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict.// W.G. Austin, S Worchel (eds.). The social psychology of intergroup relations. Monterrey, Calif., 1979.
  161. Turner J. The experimental social psychology of intergroup behav-iour//Intergroup Behaviour/Eds J. Turner, H. Giles/ Oxford, 1981. P. 66—101.
  162. Toch M., Mecltan J. Perception and Communication. A Transactional View // Audio-Visual Communication Review. 1967. V. 10.
  163. , R. (1990). The Individual, the Group and War. In J. Burton & F. Dukes (Eds.). Conflict: Readings in Management & Resolution. N.Y.: St. Martin’s Press, 101−116.
  164. Wrightstan L.S. Personality and attitudinal correlations of trusting and trustworthy behaviors in a two-person game // J. of Personality and Social Psi-chology. 1996.-V. 4.
  165. Yamagishi T. Major Theoretical Approaches in Social Dilemmas Research // Japans Psychological Review. 1989. V. 33.
Заполнить форму текущей работой