Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономические аспекты развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данное определение дает достаточно полное представление о месте потребительского рынка в экономике страны. С одной стороны, потребительский рынок является сложной функцией экономических, юридических и общественных отношений, неизбежно складывающихся между субъектами хозяйствования в процессе построения и развития механизмов и средств удовлетворения потребностей населения. С другой стороны, само… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Эволюция научных взглядов на развитие предпринимательства на потребительском рынке
    • 1. 2. Исследование факторов, определяющих условия развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке
  • 2. ПРАКТИК, А ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
    • 2. 1. Исследование поведения предпринимателей и потребителей на потребительском рынке
    • 2. 2. Анализ предпринимательской деятельности на потребительском рынке
    • 2. 3. Исследование конкурентных преимуществ субъектов предпринимательской деятельности на потребительском рынке
  • 3. НАПАРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ПРБДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
    • 3. 1. Программно-целевой подход к формированию интегрированного механизма управления предпринимательской деятельностью на потребительском рынке
    • 3. 2. Стимулирование предпринимательской деятельности на потребительском рынке

Организационно-экономические аспекты развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Ориентация экономики страны на модернизацию и инновационные решения приводит к осознанию перемен во всех сферах предпринимательской деятельности, в том числе и на потребительском рынке. С целью реализации основных направлений, способствующих успешному развитию предпринимательства на потребительском рынке, разработана Стратегия развития торговли в России на 2011;2015 годы и период до 2020 года. В настоящем документе предусмотрена специальная программа развития различных отраслей торгового предпринимательства на длительную перспективу.

В связи с преобразованиями в сфере предпринимательства при производстве и продвижении продукции современный потребительский рынок требует адекватной оценки реально сложившихся условий и факторов внешней и внутренней среды, от которых зависит решение многочисленных социально-экономических проблем, связанных с удовлетворением разнообразных потребностей населения в товарах народного потребления.

Учитывая вышеизложенное, настоящее исследование посвящено проблемам развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке и организационно-экономическим аспектам ее совершенствования и является определенным вкладом в решение такой важной для народного хозяйства задачи, как гармонизация взаимоотношений между отдельными отраслями экономики, которые играют важную роль в решении различных социально-экономических и управленческих задач. Несмотря на то, что развитию предпринимательства в настоящее время присущ положительный динамизм, современное его состояние еще не может удовлетворять потребности основных участников потребительского рынка.

Методологический подход к анализу современного предпринимательства рядом экономистов рассматривается с позиций отраслевого подхода как некоторая механическая совокупность отдельных отраслей, продвигающих и реализующих произведенную предприятиями-изготовителями продукцию на рынке, что не позволяет обеспечить эффективное межотраслевое взаимодействие различных субъектов хозяйствования. Это не только отрицательно сказывается на уровне финансово-хозяйственной деятельности предпринимательских структур, но и приводит к потере бюджетом значительной суммы денежных средств из-за отсутствия эффективного механизма функционирования и контроля за предпринимательской деятельностью субъектов потребительского рынка.

Вместе с тем, в России до сих пор отсутствует эффективная структурная политика развития предпринимательства в оптовой и розничной торговле. Важнейшими нерешенными проблемами, сдерживающими динамику развития и снижающими эффективность хозяйственной деятельности торговых организаций, являются: нерациональное территориальное размещение предприятий розничной торговли в городах, слабо обоснованная структуризация ассортимента товаров на торговых предприятиях с различными формами продажи и специализации, малоэффективный характер кредитно-инвестиционной политики в развитии торгового предпринимательства.

Все указанные проблемы развития предпринимательства на потребительском рынке связаны с отсутствием обоснованной стратегии развития различных предпринимательских форм торговли и формированием инфраструктуры с учетом новых тенденций в экономике.

Иными словами, все указанные проблемы в развитии потребительского рынка возникли в определенной мере и из-за отсутствия эффективного организационно-экономического механизма, обеспечивающего нормальное функционирование субъектов торгового предпринимательства.

Все это и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы функционирования потребительского рынка рассматривались различными школами и направлениями. В трудах К. Маркса, А. Смита исследовалось личное потребление с позиций воспроизводственного подхода и теории трудовой стоимости. Изучению потребительского рынка придается особое значение в трудах классиков экономической теории А. Маршалла, В. Петти,.

A. Пизенти, Д. Риккардо, П. Самуэльсона, Ж.-Б. Сэя. В трудах экономистов содержатся важные теоретические положения о функциях торговых и финансовых посредников, показан их вклад в повышение производительности общественного труда, а также определена роль в обеспечении выравнивания спроса и предложения и установлении равновесия рынков на микрои макроуровне. В трудах Т. Вальтуха, Т. Веблена, Дж. Кейнса, И. Шумпетера, М. Фридмена рассматриваются отдельные аспекты методологии государственного регулирования функционирования предпринимательства в условиях рыночной экономики.

Теоретические аспекты функционирования предпринимательских оптовых и розничных структур на потребительских рынках анализируются в публикациях отечественных ученых Н. Ю. Бессоновой, З. Х. Биктимировой, И. Н. Герчиковой, И. Ш. Дзахмишевой, В. М. Леонтьевой, P.JI. Лившица,.

B.П. Лященко, H.H. Павловой, Т. Н. Парамоновой, И. В. Скопиной, Б. А. Соловьева и др.

Таким образом, несмотря на многочисленность публикаций, многие теоретические и методические положения, касающиеся организационно-экономических аспектов развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке, еще достаточно спорны. Большая часть проблем, сдерживающих динамику развития и снижающих экономическую эффективность предпринимательской деятельности на потребительском рынке, недостаточно систематизирована в экономической литературе. В связи с вышеперечисленным возникла необходимость новых экономических подходов к развитию предпринимательской деятельности потребительского рынка, что и предопределило выбор темы диссертационной работы, цели и задачи исследования.

Соответствие темы диссертационного исследования требованиям Паспорта специальности ВАК РФ (экономические науки). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством» — область исследования «Экономика предпринимательства» п. 6 Становление и развитие форм предпринимательства: по сферам предпринимательской деятельности (сфера обмена — потребительский рынок).

Целью диссертационной работы является теоретическое обоснование организационно-экономических аспектов развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке страны и разработка мероприятий по ее совершенствованию и стимулированию.

Для реализации поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:

• исследовать концептуальные основы теории функционирования предпринимательских структур и изучить эволюцию научных взглядов на развитие предпринимательства на потребительском рынке;

• выявить факторы, определяющие условия развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке;

• дать характеристику основным элементам организационно-экономического механизма предпринимательской деятельности на потребительском рынке;

• исследовать условия развития конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности на потребительском рынке;

• систематизировать общие принципы совершенствования предпринимательской деятельности, адекватные тенденциям развития потребительского рынка;

• разработать механизм регулирования конкуренции между субъектами предпринимательства и мероприятия по стимулированию предпринимательской деятельности на потребительском рынке.

Предметом исследования выступают социально-экономические и управленческие отношения, складывающиеся при развитии предпринимательской деятельности на потребительском рынке, а также экономические отношения по взаимодействию между производителями товаров, торговыми посредниками и конечными потребителями (населением), эффективность которых обусловлена устойчивым функционированием потребительского рынка.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования явились общеэкономические законы, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области формирования и развития предпринимательствагосударственного регулирования, а также управления предпринимательской деятельностью на потребительском рынке.

Методологической основой диссертационной работы являлись диалектика и абстрагирование как всеобщие методы познания, а также общеметодологические принципы, системный подход и комплекс методов научного познания.

Инструментарно-методический аппарат диссертационной работы основан на положениях системного подхода в сочетании с количественными и качественными методами. Для реализации целей и задач данного исследования использовались различные методы и приемы экономических исследований: содержательный анализ научной литературы, экономико-статистический, сравнительный, структурно-логический анализ, метод экспертных оценок, маркетинговый анализ рынка, графоаналитические методы представления информации.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена нормативными и законодательными актами РФ, регулирующими предпринимательскую деятельность на потребительском рынкеданными статистических сборников Государственного комитета по статистике РФ и Саратовской областистатистическими материалами Саратовского Министерства экономического развития и торговлиобзорными аналитическими материалами, опубликованными в периодической печатиматериалами научно-методических и научно-практических конференций по данной проблемеИнтернет-ресурсамисправочной, инструктивной, методической литературой, собственными наблюдениями и расчетами автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке авторской концепции развития предпринимательства, направлений совершенствования организационно-экономического механизма деятельности хозяйствующих субъектов на потребительском рынке. Наиболее существенными результатами работы являются следующие:

• предложен концептуальный подход к развитию предпринимательской деятельности на потребительском рынке, состоящий в формировании комплекса рыночных условий, в которых предпринимательство эффективно реализует масштабные социально-экономические функции, формирующие потребительскую активность в зависимости от различных факторов и предложений по удовлетворению потребительских предпочтений;

• изучены факторы, определяющие условия развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке, на их основе обоснованы направления функционирования предпринимательских структур, которые рассматриваются как степень дифференцированное&tradeинтересов оптовых и розничных посредникових способность оказывать влияние на группы потребителей и их предпочтениязаинтересованность и активность отдельных предпринимательских структур в развитии бизнесаспособность влиять на хозяйственную деятельность конкурентовскрытое переплетение и взаимопроникновение различных предпринимательских интересов в сфере охвата рынка и ведения бизнеса и др.;

• дана характеристика основным элементам организационно-экономического механизма предпринимательской деятельности на потребительском рынке с учетом особенностей, проявляющихся в процессе развития торгового предпринимательства;

• установлено, что решающим фактором обеспечения равных условий конкуренции между предпринимательскими структурами на потребительском рынке является формирование инфраструктуры торгового обслуживания, включающее: обеспеченность населения потребительскими товарами повседневного спросапредоставление населению максимального выбора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих самые разнообразные запросы и индивидуальные вкусы людейпредоставление дополнительных сервисных услуг населению предприятиями розничной торговли;

• определены основные принципы регулирования развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке при динамично изменяющейся рыночной ситуации, учитывающие: специфику технологии организации товародвижениявысокую степень неопределенности и риска (включая затраты времени) — результаты реализации организационных мероприятий в разных пределах непрерывного процесса продвижения продукции от производителя к потребителю через систему посреднических структурразнообразие конкретных экономических и социальных форм, в которых находят выражение рыночные инструменты, в связи со сложностью процессов производства и продвижения продукции для удовлетворения потребительских предпочтений;

• разработаны и предложены к практическому применению мероприятия по стимулированию предпринимательской деятельности на потребительском рынке, в частности предложения по структуре государственного регулирования инвестиционных процессов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованные в диссертационной работе выводы и предложения направлены на дальнейшее изучение и развитие теории потребительского рынка и субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в этой сфере, на совершенствование организационно-экономического механизма управления предпринимательской деятельностью и ее дальнейшее стимулирование.

• предложен концептуальный подход к развитию предпринимательской деятельности на потребительском рынке, состоящий в формировании комплекса рыночных условий, в которых предпринимательство эффективно реализует масштабные социально-экономические функции, формирующие потребительскую активность в зависимости от различных факторов и предложений по удовлетворению потребительских предпочтений;

• изучены факторы, определяющие условия развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке, на их основе обоснованы направления функционирования предпринимательских структур, которые рассматриваются как степень дифференцированности интересов оптовых и розничных посредникових способность оказывать влияние на группы потребителей и их предпочтениязаинтересованность и активность отдельных предпринимательских структур в развитии бизнесаспособность влиять на хозяйственную деятельность конкурентовскрытое переплетение и взаимопроникновение различных предпринимательских интересов в сфере охвата рынка и ведения бизнеса и др.;

• дана характеристика основным элементам организационно-экономического механизма предпринимательской деятельности на потребительском рынке с учетом особенностей, проявляющихся в процессе развития торгового предпринимательства;

• установлено, что решающим фактором обеспечения равных условий конкуренции между предпринимательскими структурами на потребительском рынке является формирование инфраструктуры торгового обслуживания, включающее: обеспеченность населения потребительскими товарами повседневного спросапредоставление населению максимального выбора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих самые разнообразные запросы и индивидуальные вкусы людейпредоставление дополнительных сервисных услуг населению предприятиями розничной торговли;

• систематизированы основные принципы регулирования развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке при динамично изменяющейся рыночной ситуации, учитывающие: специфику технологии организации товародвижениявысокую степень неопределенности и риска (включая затраты времени) — результаты реализации организационных мероприятий в разных пределах непрерывного процесса продвижения продукции от производителя к потребителю через систему посреднических структурразнообразие конкретных экономических и социальных форм, в которых находят выражение рыночные инструменты, в связи со сложностью процессов производства и продвижения продукции для удовлетворения потребительских предпочтений;

• разработаны и предложены к практическому применению мероприятия по стимулированию предпринимательской деятельности на потребительском рынке, в частности предложения по структуре государственного регулирования инвестиционных процессов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические результаты доведены до практической апробации и могут быть использованы для развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке. Представленные в работе результаты формируют организационно-экономическую основу для решения конкретных проблем эффективного развития предпринимательства на потребительском рынке.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе преподавания учебных дисциплин: «Финансы торговых организаций», «Финансы организаций (предприятий)», «Инвестиции» и др.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Саратовского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета в (2004, 2005, 2006;2011 гг.) и обсуждались на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях в городах России: Воронеже (2006), Южно-Сахалинске (2008), Новосибирске (2011), а также в ближнем зарубежье — г. Сухуми, Абхазия (2009).

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликована 21 работа общим объемом 30,6 п.л. (лично автора 14,6 п.л.), в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК, 4 публикации объемом 2,65 п.л., отдельные разделы в 3 коллективных монографиях, а также статьи в сборниках по результатам проведения международных, республиканских и региональных научно-практических конференций.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, включает в себя 190 страниц машинописного текста, 14 таблиц, 20 рисунков. Библиографический список содержит 212 источников.

Основные результаты настоящего диссертационного исследования выразились в следующем.

1. Исследуя понятийный аппарат и эволюцию научных взглядов на развитие потребительского рынка, начиная с классического базиса экономической теории до современного его состояния, автор считает, что потребительский рынок — это сложная система взаимосвязей и взаимозависимостей между субъектами и объектами в рамках рыночных отношений по поводу реализации товаров и услуг, непосредственно удовлетворяющих потребности человека.

Данное определение дает достаточно полное представление о месте потребительского рынка в экономике страны. С одной стороны, потребительский рынок является сложной функцией экономических, юридических и общественных отношений, неизбежно складывающихся между субъектами хозяйствования в процессе построения и развития механизмов и средств удовлетворения потребностей населения. С другой стороны, само существование потребительского рынка и особенности его функционирования определяют дальнейшие пути и возможности развития отдельных его субъектов, их значимость в общеэкономической системе. Особо следует подчеркнуть, что экономические условия на потребительском рынке создает деятельность предпринимательских структур, в определенной степени ответственных за складывающуюся ситуацию на рынке. Изменения, которые происходят на рынке, в той или иной степени зависят от предпринимательской активности хозяйствующих субъектов. В любом случае конкуренция в деятельности предпринимательских структур обеспечивает функционирование потребительского рынка.

2. Функционирование потребительского рынка осуществляется под влиянием факторов, определяющих условия развития предпринимательской деятельности. В процессе нашего исследования установлено, что отношения, связанные с экономической деятельностью предпринимателей, являются универсальным явлением на потребительском рынке. Трудно представить потребительский рынок без передачи прав собственности на реализуемую продукцию. Поэтому совокупность контрактных отношений, управляющих передачей прав на владение, и является системой обмена на рынке. Принципиальным является и то, что систему обмена должны контролировать законы, правила, договоренности, а также различные маркетинговые и финансовые инструменты, призванные облегчить взаимодействие предпринимателей, ведущих бизнес на потребительском рынке.

На наш взгляд, применительно к потребительскому рынку под взаимодействием предпринимательских структур (в нашем случае промышленных и торговых фирм) следует понимать процесс согласования отношений, взаимно влияющих друг на друга. В этой связи мы считаем, что для рациональной и эффективной системы организации потребительского рынка необходима такая система, которая обеспечивала бы существование таких условий, как соответствие ассортимента и качества продукции действительным потребностям потребителянаименьшие издержки обращения (в том числе издержки на транспортирование, складирование, предпродажную подготовку) — наименьшие запасы продукции как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Совокупность указанных признаков, а также масштабы обслуживания, форма товародвижения, продолжительность отношений и их проявления дают возможность рассматривать потребительский рынок как систему, определяемую во многом формами организации, которые, в свою очередь, различаются от того, какие предпринимательские структуры присутствуют на нем и какие функции выполняют. И, наконец, потребительский рынок как система всегда должен быть мобильным, так как он изменяется под влиянием внешней и внутренней конъюнктуры и в силу динамики противоречий. Разрешение противоречий создает импульс движения, порождает новый уровень интересов, более глубокие предпринимательские связи, необходимость разнонаправленности влияния на экономическую систему с целью стабильной возможности удовлетворения основополагающих потребностей. Рассмотрение теоретико-методологических вопросов формирования потребительского рынка позволяет сделать вывод о важности всестороннего исследования системы интересов предпринимателей и выработки конкретного инструментария их координации на макроуровне и в рамках региона, необходимого для нормального функционирования продовольственной и в целом экономической системы.

3. Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности субъектов потребительского рынка, мы считаем целесообразным отметить, что механизм государственного регулирования должен способствовать формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе с целью координирования экономических процессов и увязки частных и общественных интересов, а это, в свою очередь, неизбежно приведет к цивилизованному эволюционному развитию экономики.

По нашему мнению, государственный и рыночный механизмы регулирования предпринимательской деятельности на потребительском рынке должны осуществляться разнообразными методами, которые можно объединить в четыре группы: правовые нормыфинансово-экономические рычагизащита прав потребителейрегулирование торговой деятельности.

4. С целью пов ышения эффе ктивности развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке следует осуществить целый комплекс мероприятий, способствующих успешной реализации социально-экономической политики государства, особенно на региональном уровне.

В этой связи мы считаем, что в успешном развитии потребительского рынка главным является поддержание на соответствующем уровне конкурентных отношений. В данном процессе важнейшими являются следующие направления: создание экономических условий для свободного развития коммерческих отношенийразвитие конкуренции между хозяйствующими субъектами на потребительском рынкевыявление факторов (барьеров), мешающих хозяйственным субъектам проникновению на рынок конкурентов, и принятие мер для их устранениянаблюдение за проявлением временной монополии хозяйствующих субъектов на потребительском рынке.

По нашему мнению, развитию здоровой конкуренции между субъектами потребительского рынка будут способствовать следующие направления: развитие различных типов розничных предприятий, специализирующихся на реализации товаров народного потребления населению с целью создания конкурентной среды на потребительском рынке регионаразвитие сети магазинов-дискаунтеров для преимущественного обслуживания малообеспеченной части населения областиразвитие сети социально ориентированных предприятий общественного питанияразвитие сети крупных предприятий торговли типа торговых центров, центров торговли, «магазинов-моллов», сочетающих многообразные формы обслуживания и предоставляющих широкий ряд дополнительных услуг населениюразвитие наиболее совершенных форм торговли посредством онлайн, создание с этой целью единой информационной базы потребительского рынка на территории Саратовской областисоздание единой информационной базы потребительского рынка с целью обеспечения качества и безопасности реализуемых товаров и защиты прав потребителей и предпринимателей областисоздание при высших и средних специальных учебных заведениях региона факультетов по подготовке и переподготовке кадров, работающих на потребительском рынкесоздание при органах регионального и муниципального управления постоянно действующего семинара, освещающего в средствах массовой информации региона вопросы, касающиеся нормативно-правовых норм, регламентирующих правила поведения субъектов потребительского рынка, а также проведение разъяснительной работы среди населения в рамках законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации.

5. При разработке мер, направленных на стимулирование предпринимательской деятельности субъектов торгового предпринимательства, в числе основных направлений развития потребительского рынка следует выделить инвестиционную деятельность как объективное условие, обусловленное характером инвестиционных процессов, протекающих в территориальных экономических системах. В этой связи нам представляется целесообразным рассматривать инвестиционную систему с позиций системного подхода и предложить для практической реализации следующие цели инвестиционной политики на уровне отдельного региона и страны в целом:

— выявление наиболее эффективных объектов и направлений использования экономических ресурсов области, создающих основу для социальной стабильности и развития экономики региона;

— создание режима максимального благоприятствования инвесторам на территории отдельного региона;

— содействие обновлению производственного аппарата и внедрению высоких технологий на отечественных предприятиях, выпускающих товары народного потребления для населения;

— создание новых рабочих мест и освоение передовых форм в организации процесса товароснабжения населения высококачественными товарами.

6. Мы считаем, что формирование интегрированных производственно-торговых систем в рамках региона позволит объединить гибкость рыночной организации реализационной деятельности с эффектом централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы — с преимуществами крупной коммерческой структуры. Внешними стимуляторами развития интеграционных процессов являются рыночная неопределенность, падающий по различным причинам спрос, обострение проблемы реализации потребительских товаров, многочисленные осложнения на пути их движения к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры потребительского рынка.

Таким образом, в качестве интегрированного механизма управления предпринимательской деятельностью на потребительском рынке региона, по нашему мнению, можно считать программно-целевой подход, который позволит повысить стимулирование отечественного производителя на выпуск высококачественных товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современные научные концепции развития потребительского рынка весьма противоречивы и не позволяют однозначно обосновывать приоритеты его функционирования в масштабе страны в целом. Критическое рассмотрение различных взглядов отечественных и зарубежных ученых на формирование и развитие потребительского рынка, чему и было посвящено настоящее диссертационное исследование, позволило нам предложить свой подход к его изучению, который позволяет с системных позиций подходить к проблемам экономико-организационных аспектов развития потребительского рынка. Нами исследованы теоретические основы развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке, изучены экономико-организационные аспекты функционирования субъектов торгового предпринимательства, обоснованы различные методические подходы и приемы к обеспечению взаимодействия государственного и рыночного механизмов регулирования внутреннего потребительского рынка, разработаны и предложены для практического использования основные направления совершенствования организационно-экономического механизма развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2002.
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. М., 2002. — Ч. I, II.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. I, II, III. — М.- СПб., 2002.
  4. ГОСТ Р 51 074−97. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. М.: Изд-во стандартов, 1997.
  5. ГОСТ Р 51 303−99. Торговля. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1999.
  6. ГОСТ Р 51 304−99. Услуги розничной торговли. Общие требования. М.: Изд-во стандартов, 1999.
  7. ГОСТ Р 51 305−99. Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу. М.: Изд-во стандартов, 1999.
  8. ГОСТ Р 51 773−2000. Розничная торговля. Классификация предприятий. М.: Изд-во стандартов, 2000.
  9. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948−1 // Российская газета. 1991. — 26 апр.
  10. О местном самоуправлении в РСФСР: Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550−1 //Советская Россия. 1991. — 29 июля.
  11. О сертификации продукции и услуг: Закон РСФСР от 10 июня 1993 г. № 5151 -1 // Экономика и жизнь. 1993. — № 27.
  12. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 // Советская юстиция. 1992. № 19−20.
  13. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 // Российская газета. 1995. — 16 дек.
  14. О реформе местного самоуправления в РФ: Указ Президента РФ. № 1760. 1993. 26 окт. // СПС «Гарант».
  15. О свободе торговли: Указ Президента РФ от 29.11.1992 // СПС «Гарант».
  16. Об упрощении системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 222 в ред. ФЗ № 198 от 31.12−2001 // СПС «Гарант».
  17. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон Российской Федерации № 157-ФЗ от 13.10.1995 г. в ред. федеральных законов от 08.07.1997 г. № 96-ФЗ и от 10.02.1999 г. № 32-Ф3 // СПС «Гарант».
  18. О защите прав потребителей: Федеральный закон Российской Федерации от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ, с изменениями и дополнениями № 212-ФЗ от 17.12.1999 г// СПС «Гарант».
  19. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): Федеральный закон Российской Федерации от 08.08−2001 г. № 134-Ф3 // СПС «Гарант».
  20. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ // СПС «Гарант».
  21. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 // СПС «Гарант» .
  22. О законе РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю» от 1 июля 1993 г. // Экономика и жизнь. 1993.-№ 47.
  23. О мерах по государственному регулирования торговли и улучшению торгового обслуживания населения: Постановление Правительства РФ от 12 авг. 1994 г. № 936 // СПС «Гарант».
  24. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Экспресс-Закон. М.: ИНФРА-М, 2002. — Вып. 32.
  25. Об организации страхового дела: Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4051−1. В ред. Федерального закона от 31.12.1997 г. № 157-ФЗ // Экспресс-Закон. М.: ИНФРА-М, 1998. — Вып. 8.
  26. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ // Экспресс-Закон. М.: ИНФРА-М, 2004. — Вып. 3−4.
  27. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3. В ред. федеральных законов от 26.11.1998 г. № 182-ФЗ, от 08.07.1999 г. № 139-Ф3 // Экспресс-Закон. М.: ИНФРА-М, 1999. Вып. 32.
  28. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 19. -Ст. 2071.
  29. О лизинге: Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ // Экспресс-Закон. М.: ИНФРА-М, 1998. — Вып. 49−50.
  30. О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 2000 годы. Мероприятия: Постановление Правительства Российской Федерации № 915 от 21.06.1997 г. // СПС «Гарант».
  31. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. /Росстат. -М., 2010.
  32. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. -М, 2010.
  33. Россия в цифрах: краткий стат. сб. / Госкомстат России. М., 2010.
  34. Е. Определение конкурентоспособности группы продовольственных товаров // Маркетинг. 2005. — № 5 (84). — С. 32−37.
  35. П. Учимся торговать / Пер. с англ. 3. Красневской. М., 2004.
  36. В.Ф., Муромкина И. И., Евтушенко Е. В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. СПб., 2004.
  37. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики.-М., 1973.
  38. Г. Д., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: учебник. М., 1999.
  39. А., Кушхов Г. Развитие продовольственного рынка в регионе // АПК: экономика, управление. 2006. — № 3. — С. 24−25.
  40. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. -Режим доступа: http:// www.cyberscller.ru.
  41. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Под ред. Ю. А. Здорового М.: Медиум, 1996.
  42. Н.Ю. Теоретические основы развития потребительского рынка / Под ред. д-ра экон. наук B.C. Баландина. Саратов, 2004. — 204 с.
  43. Н.Ю. Основные направления развития потребительского рынка в реформируемой экономике / Под ред. д-ра экон. наук B.C. Баландина- СГСЭУ. Саратов, 2005. — 192 с.
  44. Н.Ю. Инфраструктура потребительского рынка региона: проблемы управления резервами / Под ред. д-ра экон. наук С.Н. Семенова- СГСЭУ. Саратов, 2006. — 252 с.
  45. Н.Ю. Инфраструктура потребительского рынка: инновационный подход к формированию и развитию: монография. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2010. — 216 с.
  46. Биктимирова 3. Государственное управление и качество жизни населения // Общество и экономика. 2003. — № 3. — С. 119−129.
  47. Биктимирова 3. Качество жизни: продовольственная безопасность // Общество и экономика. 2005. — № 2. — С. 78−84.
  48. В. Управление качеством жизни // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 3. — С. 117−122.
  49. . Система вещей. -М.: РУДОМИНО, 2001.
  50. Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.
  51. A.A. Маркетинг и полный хозрасчет. М.: Экономика, 1989.- 115 с.
  52. Ф. Игры обмена. М., 1998. — Т. 2. — С. 35.
  53. К.К. Целевая функция потребления: анализ и практическое использование. Новосибирск, 1990. — С. 125.
  54. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  55. Д., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М., 1989.
  56. Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. М.: Изд-во РДЛ, 2004. — 288 с.
  57. Гегель. Соч. М. — Л., 1935. — Т. 8. — С. 20.
  58. А.Е. Проблемы повышения эффективности инновационной деятельности // Инновации. 2001. — № 9−10. — С. 46−48.
  59. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности государственное и межфирменное: учеб. пособие. М., 2002.
  60. Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность: учеб.-практ. пособие. М., 2004.
  61. В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России. М., 2002.
  62. A.A. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — С. 70−76.
  63. А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов / пер. англ. М., 2004.
  64. В., Тейлор В. Основы оптовой торговли / Пер. с англ. -М., 2001.
  65. Л.П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли: учебник.-М., 2002.
  66. ., Гаттари Ф. Капитализм и шизофрения. Т. 1. Анти-Эдип. -М., 1989.-С. 72.
  67. И.Ш. Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 3. -С. 93−107.
  68. Г. Н. Методика разработки социальных стандартов и нормативов в области бытового обслуживания // Математические и инструментальные методы экономического анализа: Управление качеством: сб. науч. тр. Тамбов, 2003. — Вып. 7.
  69. Г. Н. Система административно-экономических методов регулирования деятельности бытового обслуживания в субъектах Российской Федерации // Региональные хозяйственные системы: проблемы развития: сб. науч. ст. Тамбов, 2001.
  70. С.В. Инновационный вектор стратегии национальной конкурентоспособности США // США Канада. — 2001. — № 10. — С. 78−93.
  71. С.В. Стратегия развития науки и технологии в США в XXI веке // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 1. — С. 19−24.
  72. Жиц Г. И. Инновационный потенциал региона и его параметры // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. СПб., 2003. — Т. 3.
  73. Жиц Г. И. Стратегия инновационного развития: Подходы к формированию // Логистические аспекты деятельности организационно-экономических систем: сб. статей. Саратов, 2002. — С. 61−65.
  74. В. Евразийская мудрость от, А до Я. Толковый словарь. М., 2006.
  75. П.М. Устойчивое региональное развитие: концепция и модель управления. // Экономика и математические методы. 2006. — Т. 42. -№ 2.-С. 51−59.
  76. Ю.Б., Мускабаева С. А. Экономическая сущность инновационного предпринимательства // Вестник ОГУ. 2002. — № 1. — С. 92−97.
  77. Т. А., Гамидов Г. С. Инновационная экономика -стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. 2003. -№ 1. — С. 16−20.
  78. М.В. От социальной идеи к социальной интеграции. М., 1999.
  79. . Деловая стратегия. Концепция содержание символы. М., 1991.
  80. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., 2000.
  81. М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. Режим доступа: http://www.buk.irk.ru/library.
  82. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. -С. 157.
  83. В. Формирование товарного ассортимента в сфере торговли // Маркетинг. 2003. — № 2. — С. 107−111.
  84. Классика экономической мысли: Сочинения (Серия «Антология мысли») / В. Пети и др. М.: ЭКСМО, 2000.
  85. И.Н. Инфраструктурное обеспечение функционирования рынка транзитивной экономики. Саратов: Издат. центр Сарат. гос. экон. академии, 1997. — 248 с.
  86. Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 284 с.
  87. П. Качеством жизни нужно управлять // Стандарты и качество. 2005. — № 6. — С. 94−97.
  88. Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб., 2001.
  89. Ф. Основы маркетинга. М., 2006.
  90. , Ф., Триас де Без Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей / Пер. с англ.- под ред. Т. Р. Тэор. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.
  91. Краткий курс торгового предпринимательства: учеб. пособие. М., 2001.
  92. А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля / Пер. с франц. М., 1993.
  93. И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М., 2002.
  94. P.Jl. Потребление и потребительство // Свободная мысль -XXI. 2001. -№ 6. -С. 87.
  95. В.М. Организационно-правовой механизм выравнивания условий конкуренции между магазинами и мелкорозничной торговлей. -СПб., 2003.
  96. В.М. Основное направления развития инфраструктуры розничной торговли как материальной базы торгового предпринимательства в России. СПб., 2000.
  97. В.П. Государственное регулирование деятельности коммерческих организаций. М., 2004.
  98. И.М. Инфраструктура и размещение производства. // Экономическая география промышленности. М., 1971. — Вып. 4−5.
  99. В.Ф. Рыночная экономика: учебник: в 3 т. Т. 1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. — М.: Соминтекс, 1992. — С. 26.
  100. . В. О закономерностях становления рынка // Вопросы экономики. 1993. — № 3. — С. 23.
  101. К. Капитал. Критика политической экономии. М.: Политиздат, 1989. — Т. 3. — Кн. 3. — Ч. 1. — 508 с.
  102. К., Энгельс Ф. Из экономических рукописей 1857 1858 гг. // Соч. — 2-е изд. — T. 12.-С.717.
  103. К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Прогресс, 1991.
  104. А. Принципы экономической науки / пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.-Т. 1.-416 с.
  105. А. Принципы политической экономии. М., 1983. — T. I.1. С. 83.
  106. А. Принципы экономической науки / пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.-Т. 2.-310 с.
  107. Мескон Майкл X., Альберт Майкл, Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е изд. / Пер. с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильяме», 2007
  108. В.Ю. Теория взаимодействия экономических субъектов. -3-е изд. М., 2005.
  109. С. Ритейл: Зарубежные стандарты и российская явь // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2004. — № 1. — С. 50−58.
  110. Д. Потребности и потребление в постсоциалистической экономике // Общество и экономика. 2004. — № 4. — С. 144−153.
  111. Морис Шифф, Л. Алан Уинтерс. Региональная интеграция и развитие / Пер. с англ. — Всемирный банк. М.: Весь мир, 2005. — 376 с.
  112. И.М. Психология рекламы. М., 2000. — С. 17.
  113. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
  114. Н.Г. Макроэкономика. М., 1994.
  115. Н.Г. Принципы микроэкономики. СПб.: Питер, 2003.1. Гл. 5.
  116. Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. -СПб., 2005.
  117. Э., Каллен П. Розничная торговля: организация и управление. СПб., 2005.
  118. В.П. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2004. -№ 3. — С. 17−26.
  119. Н.М. Закономерности развития структуры потребностей в условиях становления рынка: автореф. дис.. канд. экон. наук. Ростов н/Д., 1996.-С. 9.
  120. Г., Медведев Д. Современные формы розничной торговли // Рынок ценных бумаг. 2004. — № 9. — С. 27−30.
  121. Ю.Я. Влияние хозяйственных реформ в России и КНР на экономическую мысль Запада. М.: Инфра-М, 2007. — 298 с.
  122. Г. Оценка ненаблюдаемой экономической деятельности в розничной торговле // Экономист. 2004. — № 10. — С. 45−57.
  123. H.H. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. -№ 1.-С. 9−11.
  124. В.К. Организация. Технология и проектирование торговых предприятий: учебник. М., 1999.
  125. Т.Н. Как нам обойти конкурента с соседней улицы // Провиант. 2001. — № 6.
  126. Т.Н. Пути повышения конкурентоспособности предприятия. Российские торговые системы что им необходимо для того, чтобы устоять в конкуренции с западными технологиями: материалы «Круглого стола». — М., 2000.
  127. Ю.Н., Васильева Е. В. Состояние и тенденции развития продовольственного рынка Саратовской области // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2005. — № 3. — С. 75−77.
  128. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: Экономика, 1996. — 116 с.
  129. А. Очерк политической экономии капитализма. М.: Прогресс, 1976.
  130. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.
  131. В.П. Просто и откровенно о рынке. М., 1991.
  132. Политическая экономия современного капитализма. СПб., 1993.
  133. Политическая экономия: учебник для вузов / В. А. Медведев и др. -М., 1998. С. 511.
  134. A.B. Теория и организация американского менеджмента. -М., 1991.
  135. В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках // Вопросы экономики. 2003. — № 7. — С. 57−77.
  136. Д. Начало политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики: В 2 т. Т. 1. — М.: МП «Эконом», 1993.
  137. Российская торговая энциклопедия. М., 1999. — Вып. 1,3.
  138. Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.
  139. М. Террорологики. Тарту- М., 1992.
  140. Рыночная экономика: учебник. М.: Соминтек, 1992. — 365 с.
  141. Рынок товаров: формирование и управление / под общ. ред. А. В. Орлова, Ф. А. Крутикова. М.: Экономика, 2006. — 306 с.
  142. П. Экономика. М.: МГП «АЛГОН ВНИИСИ», 1992. -Т. 2.-416 с.
  143. П. Макроэкономика. М.: КНОРУС, 2008. — Т. 1.
  144. П. Прямые зарубежные инвестиции в рамках новой парадигмы развития для республик бывшего Советского Союза // Вопросы экономики. 1994. — № 3.
  145. П., Нордхауз В. Экономика: реферат учебника // Экономическая наука. 1990. — № 1,6.
  146. Г. С. Народное благосостояние в СССР. М., 1983.
  147. Сей Ж.-Б. Сокращенное учение о государственном хозяйстве / пер. сфр.-СПб., 1816.-204 с.
  148. И.В. Маркетинговые исследования рынков товаров и услуг. Киров: Вят ГУ, 2003. — 254 с.
  149. И.В. Развитие региональных потребительских рынков. -Киров: Вят ГУ, 2004. 367 с.
  150. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Эксмо, 2007.-572 с.
  151. Современный экономический словарь / Под ред. Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Стародубцевой. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
  152. Современный рынок: природа и развитие / Под ред. Э. П. Дунаева, И. Е. Рудаковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  153. .А. Потребности, рынок, спрос. М., 1992.
  154. Р. Перспективы теории экономического роста // Международная экономика и международные отношения. 1996. — № 8. -С. 69−77.
  155. Т. Торстен Веблен: его место в науке // Экономические науки. 1990. — № 7. — С. 90−94.
  156. М. Управление производством. М., 1968.
  157. Статистика рынка товаров и услуг: учебник / И. К. Беляевский и др. -М., 1995.-С. 364.
  158. Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. Руководство Барклайз-банка. М., 1996.
  159. Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. М.: Республика, 1994. -С. 104.
  160. Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к пост-Вашингтонскому консенсусу // Вопросы экономики. 1998. — № 8. — С. 24.
  161. Страшу н Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2001. — Т. 4.
  162. В.А. Стратегия развития внутреннего рынка. -М., 1999.
  163. А. Постсоциалистический переход с точки зрения экономики развития // МЭМО. 1991. — № 12. — С. 41−54.
  164. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник / под общ. ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. М., 2002.
  165. . Э. Третья волна / Пер. с англ. П. С. Гуревича. М., 2009.
  166. Управление товаром / А. Леманн и др. М., 2004.
  167. ХайдеггерМ. Бытие и время. M., 1997.-С. 167- 170.
  168. Ховард Кэн, Журавлева Г. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономике). М.: Златоуст, 1995. — 328 с.
  169. К. Экономическая теория: Теория свободного рынка. М., 1997.-С. 57.
  170. В. Как делать бизнес в Европе? М., 1991.
  171. Т. Искусство торговать / Пер. с англ. М., 1999.
  172. ., Лансестр А. Методы продажи. М., 2002.
  173. Д.И., Щедровицкий Б. Г. Технологии регионального планирования: от индустриальной к инновационной модели. Режим доступа: http :// www. regionforum. ru/1 ibrary/.
  174. Л., Мамедова И. Неоклассическая модель государственного регулирования рыночных отношений // Российский экономический журнал. 1992. — № 4. — С. 99−107.
  175. О. Благосостояние для всей Европы на основе наступления рыночного хозяйства. М., 1996-
  176. И. Будущее социального государства // Социальное государство в Западной Европе. М., 1999.
  177. В. Инфраструктура товарных рынков // Экономист. 1997. -№ 10.-С. 43−47.
  178. Й.А. История экономического анализа : в 3 т. / под ред.
  179. B.C. Автономова. СПб., 2004.
  180. Щур Д.Л., Труханович Л. В. Основы торговли. Розничная торговля. -M., 2000.
  181. Экономика: учебник / Под ред. A.C. Булатова. 2-е изд. — М., 1997.1. C. 777.
  182. А.Ю. Сколько путей ведет к успеху, разнообразие конкурентных стратегий фирм США // США: ЭПИ. 1991. — № 11. — С. 28−48.
  183. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1967.
  184. Ю.В. Инновационность инвестиций: Новый объект экспертизы // Инновации. 2003. — № 7. — С. 13−15.
  185. Amable В., Barre R., Boyer R. Les systemes (?'innovation a l’ere de la globalisation. Paris, 1997.
  186. Basic Science and Technology Statistics // OECD Report. Paris, 2000.
  187. Boskin M.J., Low L.J. Capital, technology and wealth of nations. -Stanford, 1992.
  188. Dutta S., Lanvin В., Paua F. Global Information Technology Report 2003. URL: http://www.weforum.org
  189. Edquist C. Systems of Innovation: Technologies, Institutions and Organizations. London, 1997.
  190. Farber S. Buyer market structure and R&D effort: A simultaneous equations model // Review of Economics and Statistics. 1981. — No. 3. — P. 336 345.
  191. Foyn F. Community Innovation Survey 1997/1998 // Eurostat, Research and Development. 1999. — No. 2.
  192. Freeman C. The National System of Innovation in Historical Perspective // Cambridge Journal of Economics. 1995. — No. 1.
  193. Jochimsen R. Theorie der Infrastruktur. Tubungen, 1966. — S. 99.
  194. Kraft K. Market structure, firm characteristics and innovative activity // Journal of industrial Economics. 1989. -No. 3. — P. 329−336.
  195. Lundvall B.-A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, 1992.
  196. Main Science and Technology Indicators // OECD Report. Paris, 2000.
  197. Malkin D. Science and Technology in Russia // Economic Trends (Helsinki, Finland). 2001. — No. 1.
  198. National Science Board, Science and Engineering Indicators 2000. -Arlington (VA), 2000.
  199. National Science Board, Science Engineering Indicators 1996. -Washington, 1996.
  200. National Science Board, Science Engineering Indicators 1998. -Washington, D.C.: US Government Printing Office, 1998.
  201. Nelson R. National Innovation Systems. A Comparative Analysis. -Oxford, 1993.
  202. Pickle H.B., Abrahamson R.L. Small business management. N.Y., 1990.
  203. Porter M.E. Competitive Strategy. -N.Y., 1980.
  204. Porter M.E., Sachs J.D. The Global Competitiveness Report 2001−2002. -Oxford, 2002.
  205. Rosenstein-Rodan P. Notes on the Theory of the «Big Push» // Economic Development for Latin America. N.Y., 1961. — P. 60.
  206. Scherer F.M. Demand-pull and technological invention // Journal of Industrial Economics. 1982. — No. 3. — P. 225−237.
  207. Scherer F.M. Innovation and Growth: Schumpeterian Perspectives. Cambridge, 1984.
  208. The world factbook. URL http://www.odci.gov/cia/publications/ factbook/ geos/us.htmlEcon.
  209. Who does R&D and who patents? / J. Bound et al. // R&D, patents, and productivity. Chicago, 1984.
Заполнить форму текущей работой