Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Применение поверхностно-активных веществ (стабилизаторов) для улучшения свойств связных грунтов в условиях дорожного строительства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ предпосылок выбора ПАВ позволил обосновать критерии подбора поверхностно-активных веществ для обработки глинистых грунтов. Учитывая малую изученность анионактивных ПАВ, а также широкую распространенность карбонатных разновидностей глинистых грунтов был выбран новый универсальный стабилизатор «Статус» а-нионактивного действия. Теоретические предпосылки выбора подтверждены современными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Анализ исследований глинистых грунтов, обработанных стабилизаторами
    • 1. 2. Опыт практического применения в дорожном строительстве глинистых грунтов, обработанных стабилизаторами
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУНТОВ, ОБРАБОТАННЫХ СТАБИЛИЗАТОРАМИ
    • 2. 1. Современные представления о природе структурных связей и свойствах глинистых грунтов
    • 2. 2. Теоретические предпосылки выбора вида стабилизатора — ПАВ и вяжущих для глинистых грунтов
    • 2. 3. Теоретические исследования процессов структуро-образования при обработке глинистых грунтов стабилизаторами — ПАВ без и совместно с вяжущими
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУНТОВ, ОБРАБОТАННЫХ СТАБИЛИЗАТОРАМИ
    • 3. 1. Характеристики используемых материалов
    • 3. 2. Методика приготовления образцов
    • 3. 3. Подбор оптимального состава смесей
    • 3. 4. Анализ результатов исследования глинистых грунтов, обработанных стабилизаторами без и совместно с вяжущими
      • 3. 4. 1. Оптимальная влажность
      • 3. 4. 2. Водостойкость
      • 3. 4. 3. Морозное пучение
      • 3. 4. 4. Коэффициент фильтрации
      • 3. 4. 5. Прочность и деформируемость
    • 3. 5. Технологические особенности обработки глинистых грунтов стабилизаторами
  • ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУНТОВЫХ ОСНОВАНИЙ, ОБРАБОТАННЫХ ПАВ, В КОНСТРУКЦИЯХ ДОРОГ И ОБЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ
    • 4. 1. Объекты дорожного строительства
    • 4. 2. Объемные сооружения

Применение поверхностно-активных веществ (стабилизаторов) для улучшения свойств связных грунтов в условиях дорожного строительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные тенденции в дорожном строительстве: повышение интенсивности движения и грузоподъемности автомобильного транспорта, расширение сети дорог, в том числе и местных, выдвигают задачи необходимости не только повышения долговечности дорожных конструкций, но и применения при строительстве автомобильных дорог местных материалов и грунтов. Учитывая, что многие регионы России испытывают дефицит материалов для устройства оснований, а их доставка связана с дополнительными транспортными затратами, то актуальность использования в конструкциях дорожных одежд местных грунтов становится очевидной.

Известно, что наибольшее распространение на территории России имеют глинистые грунты различного возраста и генезиса. Основным сдерживающим фактором широкого применения которых в дорожном строительстве является изменение их физико-механических характеристик в худшую сторону при увлажнении. Укрепление глинистых грунтов различными вяжущими, такими как цемент, известь, битум и другими, как правило, связано со значительным расходом вяжущего, что может привести к увеличению стоимости строительства.

Для направленного изменения свойств глинистых грунтов возможно использовать поверхностно-активные вещества специального действия — стабилизаторы. Выпускаемые в настоящее время стабилизаторы не в полной мере отвечают целям дорожного строительства: ассортимент их небольшой, многие из них токсичны, в основном, предназначены для кислых грунтов, имеют достаточно высокую стоимость и большая их часть выпускается за рубежом.

В этой связи, исследование влияния специальных отечественных стабилизаторов на свойства карбонатных глинистых грунтов и создание материалов с заданными свойствами на основе глинистых грунтов, обработанных такими стабилизаторами, а также разработка технологии применения полученных материалов при строительстве автомобильных дорог являются актуальными проблемами. Решение указанных вопросов будет способствовать не только расширению сети автомобильных дорог с использованием местных глинистых грунтов, но и повышению несущей способности дорожных конструкций.

В последнее время наблюдается повышенный практический интерес к методам физико-химической стабилизации грунтов с помощью гидрофобизирующих поверхностно-активных веществ (ПАВ), которые позволяют ликвидировать способность глинистых грунтов взаимодействовать с водой в за счет нейтрализации сил поверхностного притяжения воды. Гидрофобная пленка из ПАВ не допускает молекулы воды в зоны контактов минеральных частиц грунта, и тем самым, предохраняет грунт от размокания. Изменения на уровне микроструктуры приводят не только к стабильному сохранению физико-механических свойств природного глинистого грунта, но и к их улучшению (например, повышается прочность, снижается набухание и т. д.). Кроме того, перспективность использования поверхностно-активных веществ особенно отечественного производства в дорожно-аэродромном строительстве обусловлена их сравнительно низкой стоимостью.

Обобщение и анализ теоретических и практических результатов исследований по применению связных грунтов, обработанных ПАВ, в качестве несущих и подстилающих слоев дорожных одежд показывает, что в этой области достигнуты определенные успехи. Однако остается ряд задач, которые до сих пор не решены. Например, не достаточно ясен механизм взаимодействия поверхностно-активных веществ с глинистыми грунтами, характер и взаимосвязь происходящих при этом физико-химических процессов, не в полной мере изучены общие закономерности изменения структуры природного глинистого грунта после обработки его ПАВ, отсутствуют методика прогноза свойств глинистых грунтов и т. д. Поэтому теоретические и экспериментальные исследования, направленные на решение этих и других задач, позволяющих увеличить долговечность дорожно-аэродромных покрытий и снизить затраты на их содержание и ремонт являются актуальными.

Теоретические и экспериментальные исследования, представленные в диссертационной работе, проводились на глинистых грунтах, обработанных поверхностно-активным веществом «Статус», разработанным кафедрой «Инженерная геология и геотехника» МАДИ (ГТУ) и впервые предложенным для этих целей.

Цель диссертационной работы. Научное обоснование и разработка составов смесей глинистых грунтов, обработанных новыми поверхностно-активными веществами (стабилизаторами), для оснований дорожных одежд.

На защиту выносятся следующие результаты:

— уточнение теоретического метода подбора нового эффективного ПАВ — стабилизатора направленного действия для улучшения свойств глинистых грунтов;

— особенности структурообразования глинистых грунтов, обработанных стабилизатором «Статус»;

— составы глинистых грунтов, обработанные стабилизатором «Статус»;

— особенности технологии обработки и применения при строительстве оснований автомобильных дорог глинистых грунтов, обработанных стабилизатором «Статус».

Научная новизна и достоверность полученных результатов заключаются в следующем:

— обосновано применение нового эффективного ПАВ — стабилизатора «Статус» для улучшения свойств глинистого грунта с возможностью прогнозирования свойств обработанного грунта;

— установлены особенности структурообразования глинистого грунта, обработанного стабилизатором «Статус»;

— показано преимущество использования указанного стабилизатора по сравнению с другими видами ПАВ;

— выявлены особенности технологии обработки глинистых грунтов ПАВ — стабилизатором «Статус» (без и в сочетании с вяжущим).

Достоверность теоретических результатов подтверждается современными методами электронной растровой микроскопии.

Достоверность результатов, полученных экспериментально, подтверждается методами обработки, основанными на теории вероятностей и математической статистике.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования.

Практическое значение заключается в том, что на основе теоретического обоснования подбора ПАВ для улучшения свойств глинистых грунтов был выбран новый стабилизатор «Статус» анионактивно-го действия.

Разработаны оптимальные составы смесей на основе глинистых грунтов карбонатных разновидностей, обработанных стабилизатором «Статус», для применения в основаниях дорожных одежд.

Установлена техническая возможность применения в основаниях дорожных одежд смесей из глинистых грунтов, обработанных стабилизатором, с использованием имеющегося в дорожных хозяйствах технологического оборудования, а также экономическая эффективность применения указанных материалов.

Реализаиия работы. Материалы диссертационной работы были использованы: компанией «Автодортех» при строительстве автомобильной дороги II категории Ставрополь — Минеральные Воды — Крайновка в Ставропольском крае;

ООО проектно-строительной компанией «Стройпроектинду-стрия» при устройстве основания фундамента гаража в районе Южное Бутово;

ООО «НПЦ Автодортех» при возведении противофильтра-ционного экрана на полигоне ТБО в с. Преображенское Самарской области.

Апробация работы и публикации. Основные результаты исследований доложены на 60, 61 Научно-методических и Научно-технических конференциях МАДИ (ГТУ) в 2002, 2003 годах.

По результатам исследований опубликовано шесть печатных работ.

Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, общих выводов, списка литературы и приложения. Работа содержит 165 страниц машинописного текста, в том числе 26 таблиц и 35 рисунков.

Список литературы

включает 133 наименования, из них 4 на иностранных языках.

— 148 -ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Анализ предпосылок выбора ПАВ позволил обосновать критерии подбора поверхностно-активных веществ для обработки глинистых грунтов. Учитывая малую изученность анионактивных ПАВ, а также широкую распространенность карбонатных разновидностей глинистых грунтов был выбран новый универсальный стабилизатор «Статус» а-нионактивного действия. Теоретические предпосылки выбора подтверждены современными методами электронной микроскопии, с помощью которых было установлено, что введение в глинистый грунт стабилизатора «Статус» в небольшом количестве приводит к образованию гидрофобной обволакивающей пленки вокруг зерна минерала. При этом происходит образование более плотной структуры микроагрегатов грунта. Применение небольшого количества цемента (до 2%) позволяет наряду с гидрофобными пленками создать новые связи цементационной природы, что указывает на изменение не только водно-коллоидных свойств, но и прочностных характеристик. Установлено, что за счет более упорядоченных, симметричных форм микроагрегатов образуется более устойчивая структура материала.

2. На основе глинистых грунтов карбонатных разновидностей разработаны оптимальные составы смесей с использованием стабилизатора «Статус», которые могут использоваться в конструкциях дорожных одежд. Установлено, что при увеличении содержания в грунте глинистых частиц (при переходе от супесей к суглинкам и глинам) оптимальное содержание стабилизатора уменьшается, а эффективность его использования возрастает. При этом для супеси оптимальное количество стабилизатора составляет 170 мл/м3, для суглинков и глин -100−120 мл/м3.

3. Увеличение плотности сухого грунта с добавкой стабилизатора достигает у глины 5−7%, суглинка — 3−5%, супеси — 2−3%.

По сравнению с применением стабилизатора «Раодбонд», введение которого не изменяет оптимальную влажность, использование стабилизатора «Статус» уменьшает оптимальную влажность у супеси на 4%.

Установлено, что скорость размокания образцов из глинистого грунта без стабилизатора в 1,5−2 раза выше, чем у грунта, обработанного стабилизатором «Статус».

4. Изучение процессов пучения при промерзании показало целесообразность применения стабилизатора «Статус». Так, у обработанного грунта величина деформации пучения на 35% меньше, чем у необработанного.

Введение

стабилизатора в грунт также снижает коэффициент фильтрации до 10 раз, при этом добавка цемента не оказывает влияния на водопроницаемость обработанного грунта.

5. Установлено, что после обработки стабилизатором удельное сцепление супеси за счет значительного увеличения водно-коллоидных сил возрастает в 1,2 раза, а суглинка в 1,5 раза. Модуль деформации исходного глинистого грунта, равный 25,6 МПа, после применения стабилизатора в сочетании с добавкой цемента увеличился до 29,8МПа.

6. Установлено, что технологический разрыв с момента приготовления смеси до её уплотнения не должен превышать 1,5−2 часа. При этом порядок внесения компонентов (стабилизатора или цемента) существенно не влияет на водно-физические и физико-механические свойства материала.

7. Результаты исследований были апробированы при строительстве трех объектов в 1999;2002гг. Так, глинистые грунты, обработанные стабилизатором «Статус», были использованы в качестве нижнего слоя основания автомобильной дороги, а также при устройстве основания фундамента под гараж и основания противофильтрационного экрана ТБО. За период эксплуатации разрушений и деформаций не обнаружено.

8. Экономическая эффективность использования обработанных ПАВ местных глинистых грунтов в конструкциях оснований различных сооружений обусловлена снижением объемов и транспортных расходов по доставке привозных дорогостоящих материалов. Кроме того, строительным организациям для сооружения таких оснований не требуется дополнительно приобретать специальные механизмы, что для дорожного строительства в настоящее время имеет большое значение.

— 151.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А., Зайченко Л. П., Файнгольд С. И. Поверхностно-активные вещества. П.: Химия, 1988.
  2. И.И., Дерягин Б. В., Лифшиц Е. М. Молекулярное притяжение конденсированных тел // Физ-химия. 1958. — Т. 64.
  3. В.М., Ларионов А. К., Липсон Г. А. Влажность грунтов и современные методы ее определения. М.: Госгеолтехиздат, 1962.
  4. П.И. Связная вода почв и грунтов: Труды Ин-т мерзлотоведения им. Н. А. Обручева. М., 1946. — Т № 3.
  5. В.Ф., Безрук В. М. Основы грунтоведения и механики грунтов. М.: Высшая школа, 1976.
  6. В.И., Гончарова Л. В. Влияние добавок ПАВ на процесс структурообразоания при цементации дисперсных грунтов // Вести Моск. ун-та. Сер. Геология. 1971. — № 6.
  7. В.М. Методы укрепления грунтов в дорожном строительстве США. М.: Оргтрансстрой Минтрансстоя СССР, 1948.
  8. В.М. Теоретические основы укрепления грунтов цементами. М.: Автотрансиздат, 1956.
  9. В. М. Тулаев А.Я. Дорожные основания из стабилизированных грунтов. М.: Дориздат, 1948.
  10. В.М. Укрепление грунтов в дорожном и аэродромном строительстве. М.: Транспорт, 1971.
  11. В.М. Укрепление грунтов. М.: Транспорт, 1961.
  12. В.М., Лысихина А. И. Дорожные основания из стабилизированных грунтов. М.: Дориздат, 1948.
  13. А. В. Самопроизвольное эмульгирование битумов. Киев: Наукова думка, 1969 г.
  14. С.Д. Техническая мелиорация пород. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  15. Ф. Проблемы регулирования свойств структурно-неустойчивых глинистых грунтов в основаниях сооружений. М.: Изд-во Элм, 1999.
  16. Гаммет J1. Основы физической органической химии. М., 1972.
  17. К.Н. Учение о поглотительной способности почв. Т.1. -М., 1955.
  18. Л.Б. Дорожный асфальтобетон. М.: Транспорт, 1976.
  19. Г. И., Бабков Ф. Б., Тригони В. Е. Жесткие покрытия аэродромов и автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1994.
  20. Л. В. Мельникова К.П. Морозов С. С. Развитие физико-химического направления в технической мелиорации грунтов. Материалы VI Всесоюз. совещ. по закреплению и уплотнению грунтов. -М.: Изд-во МГУ, 1968.
  21. Л. В. Основы искусственного улучшения грунтов / под ред. В. М. Безрука. М.: Изд-во МГУ, 1973.
  22. ГОСТ 12 248–96. Грунты. Метод лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости. Взамен ГОСТ 1 224 878, ГОСТ 17 245–79, ГОСТ 23 908–79, ГОСТ 25 585–83 ГОСТ 26 518–85, ГОСТ 24 586–90- - Введ. 01.01.97. — М.: ГУП ЦПП, 1996.
  23. ГОСТ 20 522–96. Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1996.
  24. ГОСТ 22 733–77. Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности. Введ. 01.07.78 — М.: Изд-во стандартов, 1978.
  25. ГОСТ 23 278–78. Грунты. Методы полевых испытаний проницаемости. М.: Изд-во стандартов, 1979.
  26. ГОСТ 23 558–94. Смеси щебеночно гравийно — песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия. — М.: Изд-во стандартов, 1994.
  27. ГОСТ 25 100–82 Грунты. Классификация. М.: Изд-во стандартов, 1982.
  28. ГОСТ 25 584–90. Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации. Введ. 01.01.90. — М.: Изд-во стандартов, 1990.
  29. ГОСТ 30 491–97. Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия. Введ. 01.01.97. — М.: ГУП ЦПП, 1997.
  30. ГОСТ 5180–84. Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик. Взамен ГОСТ 5180–76, ГОСТ 5181–78, ГОСТ 5182–78, ГОСТ 5183–77- - Введ. 01.01.85. — М.: Изд-во стандартов, 1984.
  31. Р.Е. Минералогия глин. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.
  32. Р.Е. Минералогия и практическое использование глин. -М.: Наука, 1969.- 15 437. Гуменский Б. М. Основы физико-химии глинистых грунтов и их использование в дорожном строительстве. Л. — М., 1965.
  33. .М. Основы физико-химии глинистых грунтов и их использоание в строительстве. М.: Стройиздат, 1965.
  34. .М. Влияние состава коллоидно-дисперсных минералов на их тиксотропные превращения: Труды совещ. по инж.-геол. свойствам горных пород. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
  35. Н.Я. О природе деформации глинистых пород. М.: Изд-во Министерства речного флота СССР. — М., 1961.
  36. Р.Я., Ребиндер П. А. О коллоидно-химической природе связности глинистых пород: Докл. АН СССР. Т. 6, 1946.
  37. .В. Учение о свойствах тонких слоев воды в приложении к объяснению свойств в глинистых породах: Труды совещ. по инж.-геол. свойствам горных пород и методам их изучения. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
  38. Э.М., Емельянов С. Н. Некоторые аспекты применения стабилизаторов глинистых грунтов II Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор. 1998. — Вып. 5.
  39. Э.М., Емельянов С. Н., Федулов А. А. Природа формирования свойств глинистых грунтов с помощью стабилизаторов // Автомоб. дороги: Науч.-техн. информ. сб. / Информавтодор. 2002. -Вып. 2.
  40. В.В. Применение стабилизаторов глинистых грунтов // Автомоб. дороги. 1995. — № 7−8.
  41. Заключение по исследованию коэффициента фильтрации на полигоне ТБО «Преображенка» / ООО «Геоводсервис» М., 2001.
  42. Н.В. Укрепление для строительства дорог и аэродромов. М.: Высшая школа, 1971.
  43. Р.И. Связная вода в глинистых грунтах. М., 1969.- 15 549. Иванов Н. Н. Грунтовые дороги. М., 1931.
  44. Г. Г. Об изучении микроструктурных и микротекстурных особенностей глинистых и лёссовых пород с помощью электронного микроскопа // Вести Моск. ун-та. Сер. Геология. 1966. — № 6.
  45. Г. Г., Рекшинская Л. Г. Сравнительная характеристика возможностей электронно-микроскопического исследования глинистых минералов в суспензиях и репликах. // Вести Моск. ун-та. Сер. Геология. 1964. — № 1.
  46. Инженерно-геологическое заключение по объекту «Автодорога Ставрополь Минеральные воды — Крайновка, км120-км128» Ставрополь, «СтавропольТИСИЗ», 1998.
  47. В.М. Укрепление дисперсных грунтов путем синтеза неорганических вяжущих. М.: Транспорт, 1964.
  48. М.Т. Вопросы теории гидрофобизации грунтов. Л., 1957.
  49. М.Т. Изменение физико-механических свойств грунтов синтетическими смолами: Тез. докл. и сообщ. по теорет. основам техн. мелиорации грунтов. М.: Изд-во МГУ, 1960.
  50. М. Т. Современное состояние проблемы гидрофобизации грунтов в инженерно-строительных целях. В кн.: Вопросы инж. геологии и грунтоведения. — М.: Изд-во МГУ, 1963.
  51. М.Т. Вопросы гидрофобизации грунтов. М.: Изд-во МГУ, 1964.
  52. Н.Н. Физико-химические основы регулирования свойств дисперсных глинистых минералов. Киев. — 1968.
  53. М.И. Поверхностно активные вещества в дорожном строительстве. М.: Транспорт, 1980.
  54. А.Ф. Передвижные воды в почвах и грунтах: Изв. Дон. с.-х. ин-та, 1918.
  55. А.Ф. Почвенные и грунтовые воды. М.: Изд-во АН СССР, 1936.
  56. Лоу Ф. Ф. Физическая химия взаимодействия воды с глинами- В кн. Термодинамика почвенной влаги. Л., 1966.
  57. Т.М., Ястребова Л. Н. Укрепление грунтов высокомолекулярными синтетическими смолами // Автомоб. дороги. 1961. -№ 2.
  58. Химическая стабилизация грунтов / Марков Л. А., Огнева Н. Е., Парфенов А. П., Петрашев А. П., Подпилская В. П., Пугачев Б. В., Черкасов И. И. и др. -М., 1960.
  59. Улучшение свойств грунтов поверхностно-активными и структурообразующими веществами / Марков Л. А., Парфенов А. П., Петрашев А. П., Пугачев Б. В., Черкасов И. И. и др. М.: Автотрансиздат, 1963.
  60. И.С. Регулирование амино-комплексными соединениями влажности алюмо-силикатных систем Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985.
  61. П.Ф. Состав и свойства глинистой части некоторых почв и грунтов: Ученые записки МГУ. Вып. № 133 «Грунтоведение». М.: Изд-во МГУ, 1956.
  62. Н.В., Панин А. С. Плоская и пологая кровля с применением гидрофобного порошка: Исслед. НИИ по стр-ву кровельныхи гидроизоляционных покрытий. М.: Госуд. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1952.
  63. Н.Ф. Вопросы технологии стабилизации несвязных грунтов сланцевыми смолами / Труды ЛКВВИА. 1959. — вып. 305.
  64. С.А. Строительство лесовозных автомобильных дорог из стабилизированного грунта. М.: Гослесбумиздат, 1960.
  65. А.Ф., Беляков Г. Г. Гидрофобизация минеральных компонентов строительных материалов на черных вяжущих. Рига: Изд-во АН Латвийской ССР, 1955.
  66. Г. А. Исследование устойчивости гидрофобных грунтовых материалов // Пром. стр-во. 1959. — № 7.
  67. Г. А. О мерах защиты фундаментов от увлажнения // Строит, пром-сть. 1955. — № 10.
  68. Ф.Д., Тарасевич Ю. И. Адсорбция на глинистых минералах. Киев, 1975.
  69. Ф.Д. Гидрофильность глин и глинистых минералов. Киев: Изд-во АН УССР, 1961.
  70. В.М. Опыт использования стабилизатора глинистых грунтов // Автомоб. дороги. 1994. — № 3.
  71. В.И. Природа прочностных и деформационных свойств глинистых пород. М.: Изд-во МГУ, 1979.
  72. Исследование грунта и использование стабилизаторов «Статус» для укрепления грунтов участка «Красный Маныч» Туркменского района: Отчет / ТОО «Ставропольоргтехстром». Ставрополь, 1998.
  73. Исследование грунта и использование стабилизаторов «Статус» для укрепления грунтов участка «Тоннельный»: Отчет / ТОО «Ставропольоргтехстром». Ставрополь, 1998.
  74. Первоочередные работы первого пускового комплекса второй очереди эксплуатации высоконагружаемого полигона ТБО в селе Преображенка Волжского района Самарской области: Отчет / ООО «НПЦ Автодортех». М., 2001.
  75. В.А., Подпилская В. П. Укрепление грунтов гидросиликатом // Автомоб. дороги. 1960. — № 10.
  76. Ц.М., Кульчицкий М. П., Слонимская М. В. К вопросу о природе энергетической неоднородности адсорбированной воды глин: Труды конф. по проблемам физ.-хим. механике глин, грунтов, почв и стройматериалов. Ташкент, 1966 г.
  77. Ц.М., Слонимская М. В. Характер гидратации обменных катионов в глинистых минералах: Докл. АН СССР. Секция Физическая химия. Т. 163. № 1.
  78. П.А. Влияние поверхностно-активных веществ на избирательное смачивание и на смещение флотационных равновесий // Физ. химия. 1930. — Т. 1.
  79. П.А. Поверхностные явления в дисперсных системах: Избр. тр. М.: Наука, 1979.
  80. П. А. Поверхностные явления в дисперсных системах: Избр. тр. М.: Наука, 1978.
  81. П.А. Поверхностно-активные вещества. М.: Знание, 1961.
  82. П.А. Поверхностно-активные добавки в строительстве дорожных покрытий и укреплении грунтов: Докл. и сообщ. на совещании по применению поверхностно-активных веществ и эмульсий в дор. стр-ве. М.: Оргтрансстрой Минтрансстоя СССР, 1961.
  83. П.А. Проблемы образования дисперсных систем и структур в этих системах // Соврем, проблемы физ. химии. 1968. — Т. 3.
  84. П.А. Структурно-механические свойства глинистых пород и современные представления физикохимии коллоидов: Трудысовещ. по инж.-геол. свойствам горных пород и методам их изучения. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
  85. П.А. Физико-химическая механика почв, грунтов, глин и строительных материалов. Ташкент: Изд-во «Фан», 1966.
  86. П.А. Физико-химическая механика дисперсных структур. М.: Изд-во Недра, 1966.
  87. П.А. Физико-химическая механика. М.: Знание, 1958.
  88. П.А. Физико-химические принципы применения поверхностно-активных веществ в химической и нефтяной промышленности: Материалы Всесоюз. симпоз. Киев, 1971.
  89. П.А. Физико-химическая механика новая область науки. — М., 1958.
  90. П.А. Физико-химическая механика дисперсных структур. В кн.: Физико-химическая механика дисперсных структур. -М.: Наука, 1966.
  91. П.А. Физико-химическая механика как основа укрепления грунтов в дорожном строительстве и производстве строительных материалов на основе грунтов: Труды совещ. по теорет. основам техн. мелиорации грунтов. М.: Изд-во МГУ, 1961.
  92. П.А., Серб-Сербина Н.Н. Придание грунтам водонепроницаемости и механической прочности. Л.:. Изд-во АН СССР, 1942.
  93. .А. Физико-химические способы закрепления песчаных и глинистых грунтов: Тр. совещ. по закреплению грунтов. -Рига: Изд-во Академии стр-ва и архитектуры, 1959.
  94. .А. Химическое закрепление грунтов в строительстве. М.: Стройиздат, 1986.
  95. Е.М. Грунтоведение. М., 1985.
  96. Е.М. Инженерная геология. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 160 105. Сергеев Е. М. К вопросу о природе механической прочности дисперсных грунтов: Ученые записки МГУ. М., 1949.
  97. С.М. О роли капиллярных сил, действующих на поверхности структурных элементов. М.: Почвоведение, 1934.
  98. СНиП 2.01.28−85. Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию. Введ 01.01.85. — М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1985.
  99. СНиП 2.05.02−85 Автомобильные дороги. Введ 01.01.85. -М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1985.
  100. СНиП 32−03−96. Аэродромы / Госстрой России: Введ 01.01.96.: Взамен СНиП 2.05.08−85. М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1996.
  101. К.А. Грунтоведение и механика грунтов. Киев: Вища школа, 1977.
  102. Ю.И. Исследование взаимодействия воды с поверхностью глинистых минералов: Автореф. дис. канд. техн. наук. -Киев, 1965.
  103. Техническое заключение «Южное Бутово. Комплекс „А“. Туке 4» / Мосгоргеотрест. М., 2000.
  104. Техническое заключение по результатам исследования эффективности применения стабилизатора «Статус» / ООО «Инжгеосер-вис». М., 2001.
  105. .В. Адсорбционные явления при укреплении грунтов битуминированием //Дорога и автомобиль. 1937. — № 5.
  106. В.Ю. Исследования в области физико-химической механики дисперсий глинистых минералов. Киев: Науко-ва думка, 1965.
  107. М.М. Почвенный поглощающий комплекс и дорожные свойства грунтов / Тр. ДОНИИ. М., 1932. — вып. 3.-161 117. Филатов М. М. Стабилизация дорожных грунтов и ее теоретические обоснования //Дорога и автомобиль. 1973. — № 3.
  108. К., Лецкий Э., Шефер В. Планирование эксперимента в исследовании технологических процессов. М.: Мир, 1977.
  109. Н.Я. Реологические свойства грунтов. М.: Авто-трансиздат, 1961.
  110. Н.А. Механика грунтов. М.: Высшая школа, 1979.
  111. И.И. Механические свойства грунтовых оснований. М.: Автотрансиздат, 1958.
  112. И.И. Современные способы укрепления грунтов // Автомоб. дороги. 1964. — № 7.
  113. И.И. Структура молекул и свойства химических препаратов для укрепления грунтов // Автомоб. дороги. 1964. — № 11.
  114. А., Перри Дж., Берт. Дж. Поверхностно-активные вещества и моющие средства: Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит., 1953.
  115. С.В. Дорожно-строительные материалы. М.: Высшая школа, 1969.
  116. В. М., Фурсов С. Г., Исаев B.C. Возможности применения стабилизаторов, предлагаемых зарубежными фирмами // Автомоб. дороги. 1995. — № 3−4.
  117. В.К. Отношение битумных веществ к различным грунтам и камню. М.: Транспечать НКПС, 1929.
  118. Л.Н. Исследование физико-химических процессов взаимодействия грунтов с битумами: Автореф. дис. канд. техн. наук.-М., 1952.
  119. Davidson D.T., Nichols P.L. Polyacides and lignin used with large organic cations for soil stabilization // Highway Research Board Proceed of 37 Annual Metting. 1958.
  120. Grim R.E., Kuebicki G. Montmorillonite high temperature reaction and classification //Am Mineralogist. 1957.
  121. Stat H.M. Soil mecanics for Road Engineer. London, 1952.
Заполнить форму текущей работой