Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трансформация потребительского сектора торговли СССР (РФ) в условиях переходной экономики 1985-1998 гг.: на материалах Самарской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нововведения в экономике 1985;1990 гг. привнесли в систему составляющие, которые привели к обострению противоречий между старым способом ведения хозяйствования и новыми реалиями рыночной экономики и ее расшатываниюпредопределили векторы дальнейшего развития системы. В СССР стремление к бескризисному развитию обернулось глубочайшим кризисом системы. Кризис затронул абсолютно все сферы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА ТОРГОВЛИ
    • 1. 1. Современные экономические теории о роли торговли в условиях переходной экономики
    • 1. 2. Советская распределительная система торговли к середине 1980-х гг
  • 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ТОРГОВОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ «ПЕРЕСТРОЙКИ» СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СССР (1985−1991 ГГ.)
    • 2. 1. Изменение законодательной базы и организационного механизма торговли в СССР в 1985—1991 гг.
    • 2. 2. Экономическая ситуация в Поволжье в 1985—1992 гг. и региональное регулирование потребительской торговли (на материалах Самарской области). 79*
  • 3. РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТОРГОВОМ СЕКТОРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Торговый сектор Самарской области в условиях либерализации цен
    • 3. 2. Малая приватизация и ее результаты

Трансформация потребительского сектора торговли СССР (РФ) в условиях переходной экономики 1985-1998 гг.: на материалах Самарской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В сложной системе современных социально-экономических отношений потребительский рынок занимает особое место, объединяя на региональном, национальном и международном уровнях производителей и потребителей товаров и услуг. Его функционирование оказывает влияние на жизнь каждого члена общества, часто оценивающего его социально-экономическое устройство на основе личного опыта участия в товарном обмене.

Являясь исторически первой формой рыночной экономики, торговля наиболее полно воплощает в себе ее черты. Историко-экономический анализ торгового сектора позволяет не только исследовать тенденции, конкретные формы и механизмы изменений потребительского рынка, но дает возможность оценивать социально-экономические результаты и последствия государственных реформ, отдельных преобразований в социально-экономической сфере.

Особую научную и научно-практическую значимость имеет историко-экономический анализ процесса трансформации потребительского сектора торговли в нашей стране на протяжении 1985;1990;х гг.,-. который сопровождался глубокими системными переменами и сменой моделей управления экономикой. Реформы, происходившие в политической и экономической сферах в конце XX в. разрушили существовавшую административно-командную систему, открыли путь к формированию экономики, основанной на рыночном распределении ресурсов.

В переходный период возросла роль отдельных территорий, шло институциональное оформление региональных рынков, где происходит непосредственное согласование интересов производителей и потребителей товаров и услуг. Конкретно-исторический анализ этих процессов, а также реальных форм перехода торгового сектора от административно-плановых к рыночным началам создает основу экономико-теоретического обобщения трансформационных изменений в экономике РФ и способствует развитию теории эволюционной экономики.

Степень разработанности проблемы. Процессы обмена рассматривали представители разных экономических школ на протяжении многих веков, освещавших их с той или иной степенью подробности (Ф. Аквинский, Аристотель, Л. Вальрас, Д. Кейнс, Ф. Кенэ, Д. Кларк, Ф. Лист, К. Маркс, А. Маршалл, Т. Мэнн, А. Смит, Ж-Б. Сэй, Ж. Тюрго, Ф. Хайек и др.). Каждая из них несла на себе «исторический отпечаток» понимания и толкования роли и места торговли в экономике, при этом ни одна из них не концентрировала внимания на изменениях сферы обращения в процессе трансформации социально-экономической системы, смены ин-ститутов власти. Исключения составляют историко-экономические работы К. Поланьи, Дж. Хикса, посвященные анализу процессов раннего, преимущественно доиндустриального периода экономической истории. Работы Л. Бальцеровича, А. Ослунда, Я. Корнай анализируют проблемы, касающиеся трансформаций отношений собственности и роли реформ в восточноевропейских странах и в экономике России в 1990;х гг.

В советской историко-экономической литературе исследования по торговле обосновывали необходимость и целесообразность распределительных механизмов, а применительно к периоду 1985;1990 гг. -перевода предприятий торговли и общественного питания на полный хозрасчет и самофинансирование (В.И. Андросов, Ю. Ф. Алпатов, Л. А. Алькевич, Д. В. Рубвальтер, Б. А. Соловьев, Б. В. Сребник, К. П. Янковский и др.). Допущение рыночного обмена по опыту НЭП 1920;х гг. применительно к другому историческому этапу развития экономики свидетельствовало о сохранении прежних идеологических ориентиров в экономической науке, что оказывало влияние на разработку стратегии осуществляемых реформ, в том числе в торговле.

Преобразования в экономике России 1990;х гг. в контексте теорий синергетики и катастроф с применением математического инструментария рассматриваются в работах В. И. Арнольда и И. Н. Шургалиной. В работах Е. Т. Гайдара, В.A. May главные акценты делаются на длительной исторической эволюции экономики России и мировой экономики.

В современной литературе можно выделить ряд публикаций по проблемам трансформации торгового сектора. Институциональные изменения, прежде всего законодательной среды, и их влияние на торговый сектор рассматривали Я. А. Куник, В. А. Язев. А. Н. Шохин анализировал социальные проблемы перестройки, усиление влияния теневого сектора экономики и его проявлений в различных сегментах.

Существует также ряд научных, публицистических работ, воспоминаний реальных организаторов реформ 1980;1990;х гг., участников тех событий. Их можно рассматривать как своеобразный исторический источник, раскрывающий внутренние механизмы и мотивы поведения реформаторов (Л.И Абалкин, М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин, B.C. Павлов, Н. И. Рыжков, А.Б. Чубайс).

Первые региональные историко-экономические исследования, посвященные процессам приватизации собственности и региональной экономической политике, торгово-экономическим связям региона и становлению малого предпринимательства, в том числе в торговле, выполнены на уровне диссертационных исследований (Г.А. Добронос, A.JI. Кузьминов, М. Н. Матвеев, В. Т. Парасочка, Ц.В. Шварцбурд), коллективных монографий.

В целом в отечественной литературе проблема становления потребительского сектора торговли в 1985;1998 гг. в условиях со-циально-экономических и политических реформ не получила достаточного освещения. Отсутствуют исследования по данному вопросу с учетом особенностей регионального развития. Актуальность проблемы трансформации потребительского сектора торговли на национальном и региональном уровнях, необходимость определения стратегии и векторов дальнейшего развития отрасли и недостаточная степень ее разработанности определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является комплексное рассмотрение процесса трансформации потребительского сектора торговли под воздействием социально-экономических реформ, происходивших в СССР в 1985;1991 гг. и становления нового торгового механизма в условиях рыночной экономики конца XX в. на материалах Самарской области.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

— рассмотреть в исторической ретроспективе научное понимание термина «потребительский сектор торговли» в различных экономических учениях и теориях, уточнить его современное содержание, сущность и функции;

— выявить структуру, систему отношений, нормативно-правовую и материально-техническую базу торгового сектора (в национальном и региональном масштабах) к середине 1980;х гг.;

— проследить процесс изменений нормативно-правовой базы и проанализировать влияние перемен, происходивших в экономике Куйбышевской (Самарской) области, на потребительский сектор в условиях нараставшего кризиса распределительной системы 1985;1991 гг.;

— обобщить изменения на потребительском рынке в 1985;1998 гг. на материалах общероссийского и местного уровня, определить этапы зарождения новых форм торговли и трансформации советского потребительского сектора в потребительский рынок;

— дать характеристику системы отношений, структуры и механизмов функционирования торгового сектора России и регионов в новых рыночных условиях к концу 1990;х гг.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом 1985 -август 1998 гг. Именно на этом временном интервале происходили наиболее значимые социально-экономические реформы, касающиеся изменения основ не только потребительского сектора торговли, но и всей экономики, а также политического строя страны. Нижняя временная граница определяется началом нового правительственного курса КПСС на перестройку социально-экономических отношений в СССР. Верхняя хронологическая граница связана с началом финансового кризиса 1998 г., в процессе преодоления которого заметно воздействие других внешних и внутренних факторов на потребительский сектор.

Территориальные рамки. Исследование проведено на материалах Самарской (Куйбышевской) области, одной из наиболее индустриально развитых областей экономики страны, имевшей к концу советского периода истории многоотраслевую хозяйственную структуру, высокий уровень квалификации работников, широкие кооперационные связи со всеми районами страны.

Гипотеза исследования строится на следующих основаниях: в системе взаимоотношений «производство — потребление материальных благ» потребительский сектор торговли является основнымг-связующим звеном, объединяя в процессе обмена каждого члена общества;

— потребительский сектор торговли в условиях коренной трансформации? социально-экономической системы в первую очередь и в наиболее полном виде отражает перемены, происходящие как в сфере экономики (производство — распределение — обращение — потребление), так и социально-политической системе общества.

— изменения в организации потребительского сектора торговли можно рассматривать в качестве индикатора при оценке хода и результатов социально-экономических преобразований страны в конце XX в.

Область исследования. Исследование проведено по специальности 08.00.01 — Экономическая теория — Паспорта специальностей ВАК (Экономические науки) в рамках раздела п. 2. Экономическая история п.п.2.5. История экономических институтов (собственности, рынка, семьи, государства, предпринимательства и др.).

Объект исследования — потребительский сектор торговли.

Предметом исследования являются экономические и институциональные отношения, складывающиеся в процессе трансформации торговой отрасли советского периода в рыночную модель хозяйствования.

Методологические и теоретические основы исследования. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам становления рыночной экономики в РФ и анализу трансформаций социально-экономических отношений, в частности, в торговом секторе.

Методологической основой исследования являются принципы диалектики, структурно-функциональный и системный подход. В работе использованы исторический, логический, экономико-статистический и сравнительный методы анализа.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили законодательные акты и нормативные акты федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации, материалы службы государственной статистики федерального и территориального уровней, монографии и статьи ведущих экономистов, политиков, правоведов и публицистов. Часть материалов была получена из материалов Государственного архива Самарской области (ф. Р-3954 «Управление торговли администрации Самарской области», ф. Р-4341 «Управление торговли исполкома Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся», ф. Р-2073 «Хозрасчетное управление торговли и общественного питания Администрации Самарской области», ф. Р-2829 «Самарское городское хозрасчетное объединение торговли исполкома Самарского городского совета народных депутатов»).

На защиту выносятся следующие основные положения диссертационного исследования.

1. Потребительский сектор торговли, обеспечивающий жизнеспособность населения, сохраняет главное место в системе обмена, несмотря на процессы глобализации и расширение сферы действия рыночных отношений.

Торговля во многом определяет эффективность всего общественного производства, непосредственно связывая и осуществляя обмен, а через него обратную связь между потреблением и производством.

2. В СССР распределительная система торговли обеспечивала минимум жизненных потребностей населения. К середине 1980;х гг. в ней проявлялись кризисные явления, обусловленные снижением темпов экономического роста, монополизмом, сокращением объемов товарной массы, слабым учетом конъюнктуры рынка при отсутствии изучения потребительского спроса. Управление торговлей представляло иерархическую структуру планирующих и контролирующих организаций разного уровня и ведомственного подчинения. Снабжение и сбыт товаров был сосредоточен в отраслевых, и региональных организациях.

3. Социально-экономические реформы 1985;1991 гг. поставили предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в условия коммерциализации хозяйственной деятельности при сохранении государственного ценообразования, распределения товаров" и государственной собственности на имущество. Это способствовало появлению новых форм организации торговли (кооперативных, индивидуальных и арендных предприятий) и сопровождалось внутренней реорганизаций органов управления торговым сектором, связанной с ликвидацией непрофильных (торговых) отделов отраслевых министерств и региональных структур. В контексте теории катастроф ситуацию на потребительском рынке 1989;1991 гг., характеризовавшуюся исчезновением из свободной продажи основных потребительских товаров, введением их распределения по талонам (нормам) и сопровождавшуюся нарастанием экономического кризиса, реорганизацией банковского сектора, переменами в денежном обращении, можно трактовать как развал потребительского рынка и переход его в качественно иное состояние, где значительную роль играл натуральный обмен.

3. Политика «шоковой терапии» 1992 г. способствовала быстрому насыщению потребительского рынка зарубежными товарами, сопровождалась значительным ростом цен (индекс в 1992 г. в РФ составил 26,1, в Самарской области 25,9). При этом товарооборот осуществлялся на рынках (вещевых, смешанных и продовольственных — 13−14%), в торговых палатках, лотках, магазинах. Началось функционирование новых форм оптовой торговли — бирж. Торговые предприятия, находившиеся в условиях коммерциализации, и продававшие отечественный товар не могли выдержать внешней конкуренции. По официальной статистке все торговые предприятия на 1 января 1994 г. работали с убытком в 1% товарооборота.

4. Инструментом создания рыночных институтов в торговом секторе явилась «малая приватизация» предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания. В Самарской области она проходила ускоренными темпами и завершилась в 1994 г. К середине 1990;х гг. возможно говорить о завершении процессов трансформация потребительского сектора торговли в потребительский рынок, представленный частными торговыми предприятиями, работающими в условиях рыночного ценообразования и конкуренции. Доля торговли в ВВП страны составила 20,3% (1998 г.) по сравнению с 4,6% в 1990 г. В Самарской области доля торговли и общественного питания в ВРП составила 14,5% (1998 г.).

Научная новизна диссертационной работы состоит в комплексном рассмотрении экономических, социальных, институциональных и правовых условий, форм и механизмов становления потребительского рынка в переходной экономике СССР (РФ).

Получены следующие научные результаты:

1. Обобщены теоретические подходы к обозначению места и роли торговли в экономике страны, показана эволюция научного содержания и толкования терминов «торговля», потребительский сектор торговли", «потребительский рынок». Применен методологический подход теории катастроф к анализу процессов трансформации потребительского сектора торговли СССР в условиях системного кризиса рубежа 1980;1990;х гг.

2. Прослежены основные изменения в функционировании торговли на протяжении 1985;1998 гг., обусловленные изменением политической, экономической и правовой среды. Их проявление связано с зарождением в 1989;1991 гг. новых форм оптовой и розничной торговли (частных, кооперативных, арендных предприятий, хозрасчетных управляющих структур на уровне регионов). В 1990;е гг. сформировалась сеть оптовых контор, бирж, розничных частных магазинов, лотков, учреждений общественного питания.

3. Определены этапы становления потребительского рынка, связанные с коммерциализацией отношений и приватизацией собственности предприятий" торговли, общественного питания и сферы услуг.

4. На материалах Самарской области выявлены последовательность" и ¦ конкретные формы перехода предприятий торговли от административно-директивных форм условий хозяйствования к рыночным. ;

5. Обозначены нерешенные проблемы сформированного потребительского рынка к началу XXI в.: отсутствие инструментов маркетинга (на уровне регионов, предприятий, торговых точек), логистики, рекламы, слабое развитие учреждений хранения, сбыта и складирования продукции.

Теоретическая значимость работы. В диссертации применены современные экономико-теоретические подходы к анализу процесса функционирования и трансформации потребительского сектора торговли. Теоретическая значимость работы заключается в возможности дальнейшего исследования процессов трансформации потребительского сектора в торговле в связи с глобализацией экономики, в исследованиях емкости теневого рынка и его особенностей, в более глубоком изучении процессов малой приватизации и постприватизационного периода, для формирования прогнозов развития торговой отрасли.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ряда положений, содержащихся в диссертации, для разработки экономических мер по развитию торговой отрасли и сферы услуг на региональном уровне.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе по дисциплинам «Экономическая история», «История предпринимательства», «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «Теория переходной экономики», «Экономическая политика государства», «Государственное регулирование экономики» т. д.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на всероссийских и региональных научно-практических конференциях. В их числе:

1) Всероссийская научно-практическая конференция «Шихобаловские чтения: опыт, проблемы и перспективы развития потребительского рынка в регионе» (г. Самара, 2005 г.);

2) Всероссийская научная конференция «Человек в экономике: 'г исторический дисскурс» (г. Самара, 2007);

3) Всероссийская научная конференция «Приволжский федеральный округ: социально-экономические векторы развития» V Меркушкинские научные чтения (г. Саранск, 2008 г.).

Публикации. Основные положения и выводы диссертации опубликованы в 5 работах автора общим объемом 3,4 печ. л., в том числе 2 публикации — в изданиях, рецензируемых ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, построенных по хронологическому принципу, заключения, приложений и библиографического списка. Во введении обоснованы актуальность темы и степень ее изученности, раскрыты предмет, объект, цели и задачи.

Заключение

.

Потребительский сектор торговли, обеспечивающий жизнеспособность населения, сохраняет главное место в системе обмена, несмотря на процессы глобализации и расширение сферы действия рыночных отношений.

Торговля во многом определяет эффективность всего общественного производства, непосредственно связывая и осуществляя обмен, а через него обратную связь между потреблением и производством.

В СССР распределительная система торговли обеспечивала минимум жизненных потребностей населения. К середине 1980;х гг. в ней проявлялись кризисные явления, обусловленные снижением темпов экономического роста, монополизмом, сокращением объемов товарной массы, слабым учетом конъюнктуры рынка при отсутствии изучения потребительского спроса. Управление торговлей представляло иерархическую структуру планирующих и контролирующих организаций разного уровня и ведомственного подчинения. Снабжение и сбыт товаров был сосредоточен в отраслевых и региональных организациях.

Социально-экономические реформы 1985;1991 гг. поставили предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в условия коммерциализации хозяйственной деятельности (перевод предприятий торговли на хозрасчет и самофинансирование) при сохранении государственного ценообразования, распределения товаров и государственной собственности на имущество. Это способствовало появлению новых форм организации торговли (кооперативных, индивидуальных и арендных предприятий) и сопровождалось внутренней реорганизаций органов управления торговым сектором, связанной с ликвидацией непрофильных (торговых) отделов отраслевых министерств и региональных структур. В контексте теории катастроф ситуацию на потребительском рынке 1989;1991 гг., характеризовавшуюся исчезновением из свободной продажи основных потребительских товаров, введением их распределения по талонам (нормам) и сопровождавшуюся нарастанием экономического кризиса, реорганизацией банковского сектора, переменами в денежном обращении, можно трактовать как развал потребительского рынка и переход его в качественно иное состояние, где значительную роль играл натуральный обмен. В Самарском регионе, где к концу 1980;х гг. ведущим сектором экономики была высокоразвитая промышленность, нестабильность на потребительском рынке, была особенно болезненной по сравнению с другими регионами Поволжья, в которых большим был удельный вес сельского хозяйства и отраслей промышленности, ориентированных на потребительский спрос (Татарская АССР (Татарстан), Пензенская, Саратовская области).

Нововведения в экономике 1985;1990 гг. привнесли в систему составляющие, которые привели к обострению противоречий между старым способом ведения хозяйствования и новыми реалиями рыночной экономики и ее расшатываниюпредопределили векторы дальнейшего развития системы. В СССР стремление к бескризисному развитию обернулось глубочайшим кризисом системы. Кризис затронул абсолютно все сферы социально-экономического развития, в том числе и внутреннюю торговлю. Последовавший за этим коллапс политического режима и смена экономического курса страны способствовали процессу становления рыночной экономики. В этих условиях местные органы власти должны были обеспечивать среди населения области распределение товаров первой необходимости в соответствии с нормативами, одновременно курировать процессы коммерциализации торговых предприятий. В условиях нараставшего спада промышленного и сельскохозяйственного производства, нестабильности внешней среды (общая политическая ситуация в стране) решать эти задачи было сложно.

Политика «шоковой терапии» 1992 г. привела к быстрому насыщению потребительского рынка зарубежными товарами, сопровождалась значительным ростом цен (индекс потребительских цен в 1992 г. в РФ составил 26,1, в Самарской области 25,9). При этом товарооборот осуществлялся на рынках (вещевых, смешанных и продовольственных — 1314%), в торговых палатках, лотках, магазинах. В контексте теории катастроф подобную трансформацию можно рассматривать как нарастание хаоса, при котором выявлялись новые организационные формы организации торговли.

Началось функционирование новых форм оптовой торговли — бирж. В Самарской области в 1990;х гг. начала свою деятельность Самарская товарная биржа, торгово-промышленная палата, призванная защищать интересы малого бизнеса. Указы Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» и «О свободе торговли» способствовали развитию сети частных торговых точек, мини-рынков, киосков, лотков и т. п. Торговые предприятия, находившиеся в условиях коммерциализации, и продававшие отечественный товар не могли выдержать внешней конкуренции.

Инструментом создания рыночных институтов в торговом секторе явилась «малая приватизация» предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания. В Самарской области она проходила ускоренными, по сравнению с другими регионами Поволжья, темпами и завершилась в 1994 г. Быстрые темпы приватизации предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг, с нашей точки зрения, возможно объяснить как объективными (большая зависимость потребительского рынка промышленного региона от межрегиональных, российских и внешних поставок товаров потребительского спроса), так и субъективными (позиция местной администрации и Государственного комитета имущества) факторами.

В Самарской области в 1993;1997 гг. продажная цена предприятий была выше стартовой в среднем в 6,9 раза, в то время как аналогичный показатель в Российской Федерации составлял 3,8 раза. Приватизация способствовала формированию института частной собственности, как важнейшего элемента рыночной экономики. При этом основной формой приватизации объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания были коммерческие конкурсы, аукционы и аренда с правом выкупа.

Развитие рыночных отношений в стране сопровождалось децентрализацией управления торговыми организациями. В современных условиях основной функцией органов управления становится контроль за соблюдением нормам и правил на потребительском рынке, функция управления хозяйственной деятельностью, распоряжение финансами, имуществом, каждое предприятие осуществляет самостоятельно.

К середине 1990;х гг. возможно говорить о завершении процессов трансформация потребительского сектора торговли в потребительский рынок, представленный частными торговыми предприятиями, работающими в условиях рыночного ценообразования и конкуренции. Доля торговли в ВВП страны составила 20,3% (1998 г.) по сравнению с 4,6% в 1990 г. В Самарской области доля торговли и общественного питания в ВРП составила 14,5% (1998 г.).

В современных условиях важнейшими задачами в развития торгового сектора является применение принципов маркетинга и логистики в организации торгового процесса, улучшение сервисного обслуживания потребителей, соблюдение правил торговли. Именно социальная направленность — основной приоритет в развитии отрасли.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон СССР «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» // Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 9, ст. 214.
  2. Закон СССР «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О кооперации в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 19, ст. 350.
  3. Закон СССР «О кооперации в СССР» № 8998-Х1 // Ведомости ВС СССР, 1988, № 22, ст. 355.
  4. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11.1986 // Ведомости ВС СССР, 1986, № 47, ст. 964.
  5. Закон СССР «О собственности в СССР» № 1305−1 от 06.03.1990 // Ведомости СНД и ВС СССР, 1990, № 11, ст. 164.
  6. Закон СССР «Об упорядочении торгово-закупочной деятельности кооперативов и регулировании цен на товары (услуги), реализуемыенаселению и организациям» // Ведомости СНД и ВС РФ, 1989, № 19, ст. 353.
  7. Закон СССР «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде» // Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 25, ст. 481.
  8. Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» // Ведомости ВС СССР, 1987, № 26, ст. 385.
  9. Закон РСФСР «О товарных биржах и биржевой торговле» № 2383−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВСРФ, 1992, № 18, ст. 961.
  10. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948−1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 16, ст. 499.
  11. Постановление Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по стабилизации потребительского рынка и усилению государственного контроля за ценами» // Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 18, ст. 344.
  12. Постановление Верховного Совета СССР № 320−1 «О налогообложении фонда оплаты труда» // Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 9, ст. 215.
  13. Постановление Верховного Совета СССР «Об упорядочении торгово-закупочной деятельности кооперативов и регулировании цен на товары (услуги), реализуемые кооперативами населению и организациям» // Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 19, ст. 353.
  14. Постановление Президиума ВС СССР «О задачах Советов народных депутатов по реализации решений майского (1982г.) Пленума ЦК КПСС» //Ведомости ВС СССР, 1982, № 23, ст. 406.
  15. Постановление Совета Министров «О признании утратившими силу и внесение изменений в решения Правительства СССР в связи с внесением изменений и дополнений в Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» // СП СССР, 1990, № 2, ст. 16.
  16. Постановление Совета Министров РСФСР «О генеральной схеме управления торговлей» // Свод законов РСФСР, 1988, т. 7, с. 275.
  17. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР № 40 от 09.01.86 «О мерах по дальнейшему развитию потребительской кооперации» // Свод законов СССР, 1990, т.8, с. 458−1.
  18. Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования, экономического стимулирования и управления в государственной торговле и потребительской кооперации» № 842, // Свод законов СССР, 1990, т. 8, с. 430−6.
  19. Постановление Правительства РФ «О Комитете Российской Федерации по торговле» № 1028 // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, N3, ст. 173.
  20. Постановление Правительства РФ «О принятии и введении в действие правил по стандартизации» № 293 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, № 22.
  21. Постановление Правительства РФ «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения» № 936 // Собрание законодательства РФ, 1994, № 17, ст. 1997.
  22. Постановление Правительства РФ «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров» // Собрание законодательства РФ, 1996, N 30, ст. 3655.
  23. Указ Президентра РСФСР «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» № 13б-р // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 48, ст. 1675.
  24. Указ Президента «О свободе торговли» № 65 // Ведомости ВС РСФСР, 1992, № 6, ст. 290.
  25. Указ Президента Российской Федерации «О программе приватизации государственных и муниципальных предприятий» № 2284 // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 1, ст. 2.
  26. Указ Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания в РСФСР» № 240 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1992, № 48, ст. 1694.
  27. Указ Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» № 232 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1992, № 48, ст. 1675.
  28. Указ Президента РФ «О мерах по защите прав потребителей и предотвращению спекуляции» № 1311 // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1992, № 18, ст. 1459.
  29. Указ Президента РФ «О мерах по либерализации цен» № 297 // Российская газета, 1991, 25 декабря.
  30. Указ Президента РФ «О применении контрольно-кассовых машин в предприятиях торговли всех форм собственности» № 224 // Российская газета, 1993, № 34.
  31. Указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности» № 213 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 47, ст. 1612.
  32. Постановление администрации г. Самары «О программе приватизации муниципальных предприятий в г. Самара» № 347 // Информационный бюллетень Администрации города Самары, 1994, N 2.
  33. Постановление главы администрации Самарской области «О порядке введения в действие системы приватизационных чеков в Самарской области» № 245, 1992, 12 авг. // Консультант-плюс: информационно-правовой бюллетень.
  34. Решение малого совета Самарского областного Совета народных депутатов «О состоянии работы администрации города и районов по организации свободной торговли в городе» // Самарская газета. 1992. 15 сент.
  35. Решение малого Совета Самарского областного Совета народных депутатов «О временных правилах торговли на территории Самарской области» // Самарские известия. 1992. 21 нояб.
  36. Решение Самарского областного совета народных депутатов «Об упорядочении торговли продовольственными и промышленными товарами в области» // Волжский комсомолец. 1990. 25 нояб.
  37. Народное хозяйство Куйбышевской области за 1981−1985. Куйбышев.: Книжное изд-во, 1987.
  38. Народное хозяйство СССР за 70 лет. — М.: Финансы и статистика, 1987.
  39. Народное хозяйство СССР 1922−1972.-М.: Статистика, 1972.
  40. Народное хозяйство СССР в 1988 году. -М.: Финансы и статистика, 1989.
  41. Народное хозяйство в СССР в 1990 г. М.: Финансы и статистика, 1991.
  42. Панорама приватизации № 2(29). М.: Госкомимущества, 1994.
  43. Панорама приватизации № 2(53). М.: Госкомимущества, 1995.
  44. Панорама приватизации № 1(76). М.: Госкомимущества, 1996.
  45. Панорама приватизации № 1(93). -М.: Госкомимущества, 1997.
  46. Панорама приватизации № 2(106). -М.: Госкомимуества, 1998.
  47. Регионы России. — М.: Госкомстат России, 2000.
  48. Российский статистический ежегодник. Стат. сб.— М.: Госкомстат России, 1995.
  49. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2000.
  50. Торговля в России. Стат. Сб. М.: Госкомстат России, 1999.
  51. Торговля СССР. Статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1989.1. Книги и статьи
  52. Л.И. К цели через кризис. Спустя год. М.: Луч, 1992.
  53. Л.И. Перестройка: пути и проблемы. М.: Экономика, 1988.
  54. О.И. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли: региональный аспект. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 3.
  55. В.Ф., Муромкина И. И., Евтушенко Е. В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. СПб.: Питер, 2004.
  56. Аренда и арендные отношения в СССР. / Под ред. В. М. Рутгайзера М.: Профиздат, 1990.
  57. Л. Социализм. Капитализм. Трансформация. М.: Наука, 1999.
  58. И. Статистика товарного рынка: оценки рыночной конъюнктуры // Вопросы статистики. 1997. — № 4.
  59. . В интересах покупателя // Волжская коммуна. 1985. 10 апр. № 82.
  60. Ю.П. СССР и становление постиндустриального общества на Западе: 1970−1980-е годы. М.: Наука, 2006.
  61. Болыпие проблемы малой приватизации // Самарские известия. 1993. 18 мар.
  62. В. Приватизация всегда уязвима для критики // Время и деньги. 2004. 24 июн. № 118.
  63. Возрождение экономики России: путь в XXI век. / Под ред. Логинова В. П. -М.: Наука, 2000.
  64. Т. У входа в частный магазин. // Волжская коммуна.1990. 14 окт.
  65. Временные правила торговли на территории Самарской области // Самарские известия. 1992. 21 нояб. № 248.
  66. Е.Т. Гибель империи. М.: Роспэн, 2007.
  67. Е.Т. Государство и эволюция. М.: Евразия, 1997.
  68. Е.Т. Дни поражений и побед. -М.: Вагриус, 1997.
  69. A.A. Кооперация: роль в современной экономике. М.: Профиздат, 1991.
  70. С.И. Локомотивы истории: социальная революция как закон развития общества. — М.: Политиздат, 1985.
  71. М.С. Жизнь и реформы. Книга 1. — М.: Новости, 1995.
  72. Дневник недели // Мегаполис-экспресс. 1992. 26 февр.
  73. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2003.
  74. .Н. Записки президента. М.: Огонек, 1994.81.3анг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. -М.: Мир, 1999.
  75. Т.Н. Приватизация в Самарской области (итоги, проблемы) // Губернский информационный бюллетень. 2001. — № 7.
  76. JI. Торговля: на свободу с чистой совестью // Самарская газета1992. 05 сент.
  77. Классика экономической мысли: Сочинения / Петти В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж, Фридмен М. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  78. Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг. / Под ред. П. В. Савченко. -М.: Экономика, 1991.
  79. Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика, 1990.
  80. Ф. Маркетинг. М.: Бизнес-книга, 1995.
  81. В. Приватизация в сфере торговли и услуг // Дело. 1993. 20 авг. № 30.
  82. В.М. Новые формы кооперации в СССР. М.: Мысль, 1990.
  83. Т. Уличная торговля: минусы и плюсы // Вопросы экономики. —1993.-№ 3.
  84. КуникЯ.А. Законодательство о торговле. — М.: Экономика, 1990.
  85. С.А. Социальные революции и общественный прогресс. — JL: ЛГУ, 1990.
  86. В.И. Полное собрание сочинений. Т. 45. М.: Политиздат, 1982.
  87. Ю.В., Ковалев С. Н. Теневая экономика. — М.: Норма, 2006.
  88. Г. Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994.
  89. К., Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд. Т. 25. Ч. 1. М.: Политиздат, 1986.
  90. М.Н. Советская власть Самары в 1991—1993 гг.. Самара: Самарский Университет, 2005.
  91. Мау В. А. Экономика и власть. Политическая история экономических реформ в России 1985−1994. -М.: Дело лтд., 1995.
  92. В.А. Перед вызовами постиндустриализма: взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России. М.: Альпина Паблишер, 2003.
  93. Новейшая история России.-М.: 1996.
  94. НЭП: приобретения и потери / Р. У. Дэвис, В. П. Дмитриенко, В.A. May и др.- под ред. В. П. Дмитриенко. -М.: Наука, 1994.
  95. Н.Ф. Торговля в современных условиях. М.: Знание, 1989.
  96. А. Россия: рождение рыночной экономики. М.: Республика, 1996.
  97. А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. М.: Республика, 1994.
  98. Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации 1927−1941. М.: Роспэн, 1998.
  99. Е.А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения 1928−1935гг. -М.: МГОУ, 1993.
  100. Очерки экономических реформ. / Под ред. Ю. Ф. Воробьева. М.: 1993.
  101. Панорама экономической перестройки. / Под ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1989.
  102. В.Т., Добронос Г. А. Экономические реформы в России. -М.: Национальный институт бизнеса, 2005.
  103. Перестройка: методы хозяйствования в торговле. / Общ. ред. М. М. Дарбиняна. М.: Экономика, 1989.
  104. Полный хозяйственный расчет. Теория, практика, проблемы. / Под ред. Л. И. Абалкина. -М.: Экономика, 1989.
  105. Ю.П. О сахаре, мыле, колбасе // Волжская заря. 1989. 29 сент.
  106. Приватизация по-российски. / Под ред. А. Б. Чубайса. М.: Вагриус, 1999.
  107. Прощайте, талоны. // Волжская заря. 1992. 31 марта.
  108. Г. Я., Кетова И. А. Биржевое дело. М.: Финансы и статистика, 2003.
  109. Г. Потребительский рынок: ныне и в перспективе //.Самарские известия. 1992. 24 апр.
  110. Русский рубль. Два века истории. XIX—XX вв. / Ю. П. Бокарев, А. Н. Боханов, Л. А. Катыхова, В. Л. Степанов -М.: Прогресс-Академия, 1994.
  111. Н.И. Десять лет великих потрясений. М.: Книга. Просвещение. Милосердие, 1995.
  112. Н.И. Перестройка: история предательства. М.: Новости, 1992.
  113. Д.А. Приватизация: как сократить путь? // Советская торговля. -1990. -№ 12.
  114. Д.А. Формирование рыночной экономики и приватизационной торговли. М.: 1992.
  115. Сборник информационных материалов по товарным биржам. М.: ЦНИИТЭИМС Госснаба СССР, 1990.
  116. М. Свободная торговля: два месяца спустя // Самарская газета. 1993. 11 мар.
  117. A.B. В очередях зреют грозди гнева. // Мегаполис-экспресс.1992. 22 янв.
  118. .А., Апькевич Л. А., Андросов В. И. Экономика торговли. -М.: Экономика, 1990.
  119. Г. Плохо торговле плохо покупателю // Торговая газета.1993. 25 сент.
  120. Стародубровская И.В., May В. А. Великие революции: от Кромвеля до Путина. М.: Вагриус, 2004.
  121. В.М., Храмцова Е. Р. Механизм деятельности товарной биржи. Самара: Изд-во СЭИ, 1993.
  122. А. Все с молотка? О проблемах приватизации предприятий торговли и общественного питания. // Волжская коммуна. 1992. 26 авг.
  123. Д. Теория экономической истории. М.: НП Вопросы экономики, 2003.
  124. Хозяйственный механизм в торговле и пути его совершенствования. / Под ред. Волкова С. И. М.: Экономика, 1989.
  125. А. «Теневики» выходят из тени // Волжская заря. 1991. 31 мая. № 107.
  126. Г. А. Государственное предпринимательство в отечественной экономике: «узоры» новой экономической политики (20-е годы начало 30-х годов XX века). — Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2002.
  127. И.Н. Управление региональным хозяйством. М.: КНОРУС, 2005.
  128. . Экономические реформы в Восточной Европе в 50−90-е годы. -М.: Экономика, 1994.
  129. А.Н. Потребительский рынок. М.: Знание, 1989.
  130. А.Н. Социальные проблемы перестройки. М.: Экономика, 1989.
  131. И.Н. Реформирование российской экономики. Опыт анализа в свете теории катастроф. — М.: Российская политическая энциклопедия, 1997.
  132. Экономическое обозрение // Московские новости. — 1991. № 0/1.
  133. Электронная коммерция. / Под ред. Л. Д. Реймана. М.: НТЦ ФИОРД-ИНФО, 2002.
  134. К.П. Совершенствование хозяйственного механизма в торговле. Куйбышев: Кн. Изд-во, 1990.
  135. К. О протекционизме, свободе торговли и рабочем классе. // The Northern Star. 1847. 9 окт. № 520. // http://dparchives.narod.ru/marx/tom04.htm# 122.
  136. Теория денег Кейнса в обосновании политики регулируемых денег в Англии. // http://www.diphis.rU/content/view/150/#5.
  137. О. Кризис торговой сферы СССР и формы его проявления. // http://www.tobap.amt.kiev.ua/issues/year2004/issue-110/USSR.
  138. Неопубликованные документы
  139. Управление торговли исполкома Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся. // ГАСПИ. Ф. р. 4341, оп. 1, д. 6, 8.
  140. Самарское городское хозрасчетное объединение торговли исполкома Самарского городского совета народных депутатов. // ГАСПИ. Ф. р. -2829, оп. 1., д. 8−10.
  141. Управление торговли Администрации Самарской области. // ГАСО. Ф. р. -3954, оп. 7., д. 1304, 1393, 1394.
  142. Поволжский Астраханская Волгоградская район область область
  143. Самарская Пензенская Саратовскаяобласть область область1. Ульяновская область1. Республика Татарстан700 060 005 000 400 089 382 912 1000а Всего БЭ Торговли ¦ Общепита1. Бытового обслуживания
  144. Поволжский Астраханская Волгоградская Самарская Пензенская Саратовская Ульяновская Республикарайон область область область область область область Татарстан6000, 6 923 500 040 003 000 584 896 512. Всего1. В Торговли ¦ Общепита1. Бытового обслуживания597 515
  145. Поволжский Астраханская район область15 101 269
  146. В Всего, а Торгов ли ¦ Общепита1. Бытового обслуживания1315
  147. Волгоградская Самарская Пензенскаяобласть область область
  148. Поволжский Астраханская Волгоградская район область область1 548 989 336 223тыл1. Самарская область830 416 322Я92г
  149. О Всего ЕЭ Торговли ¦ Общепита1. О Бытового обслуживания13 298 381 125 ВВЗО1 348 175 66 Ч1 781. Л I, ^Щ
  150. В Всего О Торговли ¦ Общепита1. Бытового обслуживания17 261 411 382 128 =ТШЛ204 501 731 ¦пж1. Саратовская область1. Ульяновская область1. Респу блика Татарстан800 070 006 000 5000 =4 000 300 020 001 000
  151. Начальная цена? Продажная цена1 545 232,841296423,9 876 308,77494804,1 766 298,197620Ш4 638 790 364 171 968 970 752Ж1993199419951996199730000 25 000 20 000 15 000 10 000 5000 26 372,183739,/ Й
Заполнить форму текущей работой