Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Улучшение эффективных и экологических показателей дизеля и снижение тепловых нагрузок на его основные детали

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решения задач, обеспечивающие увеличение эффективности и экологичности одновременно со снижением тепловых нагрузок деталей транспортного дизеля, сформулированных в главе 1, изложены и проанализированы в главах 2−7 диссертационной работы. Решения поставленных задач потребовали проведения широкого спектра научно-исследовательских работ с применением методов математического моделирования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ СНИЖЕНИЮ ТЕПЛОВЫХ НАГРУЗОК ДИЗЕЛЯ, УЛУЧШЕНИЮ ЕГО ЭФФЕКТИВНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
    • 1. 1. Состояние вопроса. Основные факторы, влияющие на теплообмен между рабочим телом и основными деталями дизеля
    • 1. 2. Краткий анализ работ, посвященных моделированию теплообмена в
    • 1. 3. Краткий анализ работ, посвященных использованию теплоизоляционных материалов в поршневых двигателях
    • 1. 4. Анализ возможности использования природного газа с целью снижения тепловых нагрузок в поршневых двигателях и улучшения их экологических показателей
    • 1. 5. Выводы по главе 1. Постановка цели и задач диссертационной работы
  • Глава 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА И ЛОКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОКСИДОВ АЗОТА В КС ДИЗЕЛЯ С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ВПРЫСКИВАНИЕМ ТОПЛИВА
    • 2. 1. Концептуальный подход, используемый при разработке математических моделей рабочего процесса
    • 2. 2. Разработка многозонной модели рабочего процесса для расчета локальных и суммарных концентраций оксидов азота в камере сгорания дизеля
    • 2. 3. Моделирование образования оксидов азота в КС дизеля и выбор констант химической реакции для расширенного механизма Зельдовича
    • 2. 4. Влияние интенсивности вихревого движения воздуха на динамику топливного факела
    • 2. 5. Оценка интенсивности вихревого движения заряда в цилиндре дизеля
    • 2. 6. Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. СНИЖЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ТЕПЛОВЫХ НАГРУЗОК В КС ДИЗЕЛЯ И УЛУЧШЕНИЕ ЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПУТЕМ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА
    • 3. 1. Методы снижения тепловых нагрузок на основные детали двигателя
    • 3. 2. Блокирующее воздействие вихревого движения заряда на теплообмен между рабочим телом и стенками камеры сгорания
    • 3. 3. Влияние интенсивности вихревого движения заряда на концентрацию оксидов азота
    • 3. 4. Влияние тепловой изоляции КС на образование оксидов азота
    • 3. 5. Влияние давления впрыскивания топлива на концентрацию оксидов азота
    • 3. 6. Влияние количества сопловых отверстий распылителя на концентрацию оксидов азота
    • 3. 7. Влияние угла опережения впрыскивания топлива на концентрацию оксидов азота
    • 3. 8. Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. ТЕПЛОИЗОЛИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СЛОЯ НАГАРА НА ЛОКАЛЬНЫЙ НЕСТАЦИОНАРНЫЙ ТЕПЛООБМЕН В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ ДИЗЕЛЯ
    • 4. 1. Краткий анализ влияния естественных теплоизоляторов на теплообмен в камере сгорания
    • 4. 2. Экспериментальные исследования на физической модели и на дизеле
    • 4. 3. Датчик для регистрации нестационарного теплового потока
    • 4. 4. Результаты экспериментального исследования влияния слоя нагара в КС на локальные нестационарные тепловые потоки
    • 4. 5. Расчет локальных значений нестационарных температуры и теплового потока на поверхности слой нагара
    • 4. 6. Определение локальной толщины слоя нагара, образованного на, поверхности камеры сгорания
    • 4. 7. Расчет теплового состояния поршня со слоем нагара и накипи
    • 4. 8. Выводы по главе 4
  • ГЛАВА 5. СНИЖЕНИЕ ТЕПЛОВЫХ НАГРУЗОК И КОНЦЕНТРАЦИЙ ОКСИДОВ АЗОТА ПУТЕМ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ КС ДИЗЕЛЯ, КОНВЕРТИРОВАННОГО НА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
    • 5. 1. Исследуемые конструкции КС и способы уменьшения тепловых нагрузок и концентрации оксидов азота в дизеле
    • 5. 2. Моделирование трехмерного нестационарного переноса и турбулентного сгорания в цилиндре дизеля. Верификация модели по экспериментальной индикаторной диаграмме
    • 5. 3. Влияние формы КС на изменение кинетической энергии турбулентности и теплообмен в цилиндре
    • 5. 4. Влияние формы КС на эффективные и экологические показатели двигателя
    • 5. 5. Влияние угла опережения зажигания на эффективные и экологические показатели газового двигателя
    • 5. 6. Выводы по главе 5
  • ГЛАВА 6. РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО ТЕПЛООБМЕНА В КС И ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ
    • 6. 1. Экспериментальное исследование теплового состояния поршня двигателя КамАЗ
    • 6. 2. Постановка краевой задачи теплопроводности для поршня дизеля
    • 6. 3. Расчет температурных полей поршня быстроходного дизеля с применением расчетных и расчетно-экспериментальных граничных условий
    • 6. 4. Экспериментальное исследование теплового состояния составного поршня с керамическим теплоизолятором
    • 6. 5. Анализ теплового состояние базового поршня из алюминиевого сплава
    • 6. 6. Анализ теплового состояния экспериментального поршня с теплоизолятором
      • 6. 6. 1. Тепловое состояние экспериментального составного поршня из алюминиевого сплава и с керамической накладкой из нитрида кремния
      • 6. 6. 2. Тепловое состояние экспериментального составного поршня из алюминиевого сплава, с керамической накладкой из нитрида кремния и вставкой из серого чугуна
      • 6. 6. 3. Результаты измерения локальных температур составного поршня^
    • 6. 7. Расчетно-экспериментальное исследование теплового состояния поршня быстроходного дизеля, конвертируемого на природный газ
    • 6. 8. Выводы по главе 6

Улучшение эффективных и экологических показателей дизеля и снижение тепловых нагрузок на его основные детали (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Задачи повышения удельной мощности, снижения расхода топлива, улучшения нагрузочных и скоростных характеристик современных двигателей внутреннего сгорания, продолжают являться самыми актуальными задачами для конструкторов и исследователей в области энергетического машиностроения. Эти задачи сопряжены с необходимостью форсирования двигателей: повышения среднего эффективного давления и быстроходности, поэтому высокая надежность и ресурс, топливная экономичность и экологические показатели являются основными критериями его качества. Форсирование дизелей приводит к увеличению термических и механических нагрузок на основные детали (поршень, гильза, головка цилиндра), играющих решающую роль в формировании их жизненного цикла в целом. Перегрев деталей в рабочем цикле форсированного дизеля сопровождается образованием температурных полей с ярко выраженной неравномерностью распределения температуры и, как результат, ростом термических напряжений при одновременном ухудшении механических свойств материала, образованием трещин и, наконец, разрушением детали.

Снижению тепловых нагрузок на основные детали можно добиться путем рациональной организации рабочего процесса, позволяющей использовать различные способы снижения интенсивности турбулентного теплообмена в камере сгорания (КС). Другой способ термической защиты термически нагруженных деталей — это применение теплоизолирующих (жаровых) накладок (вставок) из различных материалов с низкой теплопроводностью, что наряду с известными преимуществами может привести к ухудшению эффективных и экологических характеристик дизеля.

Решение одновременно двух проблем, какими являются улучшение эффективных и экологических характеристик дизелей (работающих как на традиционном, так и на альтернативном топливе), и снижение тепловых нагрузок на их основные детали, имеет научное и практическое значение. Это особенно важно, если учесть, что в настоящее время уже разрабатываются сверхфорсированные дизели с максимальным давлением цикла р2=250 бар, а также с давлением впрыскивания рВПр=3 ООО бар.

Цель работы. Основной целью диссертационной работы является разработка методов улучшения эффективности и экологичности транспортных дизелей, снижения тепловых нагрузок на его основные детали.

Основные задачи работы. Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие основные задачи, тесно связанные между собой:

1. Разработка комплексного инструмента в виде математических моделей рабочего процесса, образования оксидов азота, теплообмена и теплового состояния деталей, реализация которых предусматривает применение современных численных методов и компьютерных технологии, использование эффективных программных продуктов, в том числе и коммерческих.

2. Исследование роли вихревого движения заряда, генерируемого впускной системой, на интенсивность теплообмена в цилиндре дизеля.

3. Создание экспериментальной установки (физической модели) для исследования теплоизолирующего воздействия слоя нагара (сажи), образованного на тепловоспринимающих поверхностях основных деталей, двигателя в результате гетерогенного сгорания.

4. Исследование на натурном двигателе в стендовых условиях теплоизолирующего воздействия слоя сажи на нестационарный локальный теплообмен в КС. Верификация разработанной модели.

5. Исследование влияния конструкции КС и уровня турбулентности в цилиндре на интенсивность теплообмена и образования оксидов азота в целях определения оптимальной формы КС дизеля, использующего как традиционное, так и альтернативное топливо.

6. Разработка составных конструкции деталей двигателя с теплоизолирующими накладками и проведение расчетно-экспериментальных исследований их теплонапряженного состояния. и.

7. Исследование влияния теплоизоляции КС на эффективные и токсичные характеристики двигателя. Определение основных регулируемых и конструктивных параметров, оптимальное сочетание которых одновременно с уменьшением отвода теплоты от рабочего тела обеспечивает оптимальное соотношение gi-[NOx].

Поставленные задачи в совокупности составляют крупную научно-техническую проблему, имеющую важное промышленное и экономическое значение, поскольку ее решение позволяет повысить научно-технический уровень и сократить сроки и затраты на разработку новых, перспективных дизелей и доводку существующих, сделать разработанную продукцию конкурентно-способной.

Научная новизна работы заключается в том, что: разработаны научные основы и осуществлен комплекс мероприятий для снижения тепловых нагрузок в быстроходном дизеле при одновременном улучшении его эффективных и экологических характеристик;

— разработан оригинальный расчетно-экспериментальный метод определения локальной температуры на поверхности слоя нагара и его локальной толщины;

— осуществлена оценка влияние естественных и искусственных теплоизоляторовна теплообмен в камере сгорания дизеля, а также влияние теплоизоляции на образование оксидов азотаразработаны трехмерные модели для исследования теплонапряженного состояния базовой гильзы и гильзы с теплоизолятором, базового поршня, поршня с керамической вставкой и поршня с керамической вставкой и с дополнительным чугунным кольцомисследован эффект снижения интенсивности теплообмена между вращающегося зарядом и поверхностью КС как средство тепловой защиты деталей двигателя;

— Исследована возможность улучшения экономических и экологических характеристик дизеля и снижения тепловых нагрузок в КС путем выбора оптимальной формы КС, определяющей уровень турбулентности в цилиндре дизеля, конвертированного в газовый двигатель;

— установлено, что причиной выхода из строя составных гильз и поршней, кроме различия между коэффициентами теплового расширения материалов, является возникновение импульсов градиента температуры в области контакта;

— определен ряд основных регулируемых и конструктивных параметров, оптимальное сочетание которых одновременно с уменьшением отвода теплоты от рабочего тела обеспечивает оптимальное соотношение удельного расхода топлива и [NOx].

Достоверность и обоснованность научных результатов определяются:

— использованием фундаментальных законов термодинамики, гидродинамики, тепломассообмена и химической кинетики, соответствующими этим законам, уравнениями и граничными условиями, современных аналитических и численных методов реализации математических моделей, хорошо апробированных программных продуктов, в том числе и коммерческих;

— применением при моделировании теплонапряженного состояния базовых и опытных конструкций поршней результатов измерения локальных температур, > полученных автором с помощью датчиков ИМТК;

— применением при обосновании разработанных математических моделей рабочего процесса дизеля с непосредственным впрыскиванием опытных данных, полученных автором на специальной экспериментальной установке для индицирования и исследования внутрицилиндровых процессов в широком диапазоне изменения нагрузочных и скоростных режимов;

— использованием опытных данных в качестве граничных условий и исходных данных при численных исследованиях теплонапряженного состояния, тепловыделения и образования оксидов азота;

— использованием достоверных результатов исследований, выполненных в МГТУ им. Н. Э. Баумана, ВНИИГАЗ, СПбГПУ, Мюнхенском техническом университете, ТАДИ, на фирмах Cummins, AVL и др.- экспериментальным подтверждением адекватности разработанных математических моделей рабочего процесса и теплонапряженного состояния деталей дизеля путем использования замеренных локальных температур поршня, концентраций оксидов азота и снятых индикаторных диаграмм при различных условиях организации внутрицилиндрового процесса;

Значимость работы для науки и практики состоит в том, что:

— разработанные научные основы и осуществленный на их базе комплекс мероприятий представляют собой инструмент, имеющий практическое значение для оценки возможностей и перспектив дизелей традиционной схемы, а также дизелей конвертированных в газовый двигатель, и дизелей с уменьшенным отводом теплоты от рабочего тела;

— разработаны алгоритмы и программы, позволяющие реализовать математические модели и с достаточной для практики точностью решать задачи проектирования, доводки и модернизации как серийных, так и перспективных дизелей традиционных и нетрадиционных схем и конструкции, -решение ряда теоретических, методологических, и экспериментальных вопросов исследования рабочего процесса, теплонапряженного состояния деталей и экологических характеристик позволяют сократить сроки выполнения и материальные затраты на проектирование, испытание и доводку дизелей с уменьшенными тепловыми нагрузками;

— Результаты диссертационной работы используются в ООО «ЗМЗ», ВНИИГАЗ, а также в учебном процессе в МГТУ им Н. Э. Баумана. Они также готовы к внедрению на других предприятиях.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на:

— Научнотехнической конференции, посвященной 70-летию кафедры судовых ДВС и дизельных установок «ДВС двадцать первого века"(С.-Петербург, 2000 г.);

— Межвузовской научной конференции «XXX юбилейная неделя науки СПбГТУ».

Санкт-Петербург, СПбГТУ, 2002 г.).

— третьей Всероссийской национальной конференции по теплообмену (Москва, МЭИ 2002 г.);

— международном симпозиуме «Образование через науку», посвященном 175-летию МГТУ им. Н. Э. Баумана (Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005 г.).

— четвертой Российской национальной конференция по теплообмену (Москва, МЭИ 2006 г.);

— международной конференции «Двигатель-2007», посвященной 100-летию школы двигателестроения МГТУ им. Н. Э. Баумана. (Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана, -2007 г.);

— XI Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей», (Владимир, Владимирский государственный университет, 2008 г.);

— пятой Российской национальной конференция по теплообмену (Москва, МЭИ 2010 г.);

Публикации. По результатам диссертации опубликованы 10 статей в периодических и отдельных научных изданиях, также выпущены 10 отчетов по госбюджетным и хоздоговорным темам МГТУ им Н. Э. Баумана за 1999; 2012 гг.

Автор защищает:

— результаты определения теплового состояния деталей двигателя, индицирования и исследования рабочего процесса базового и опытных дизелей, полученные опытным путем на специальных установках;

— экспериментально обоснованные математические модели рабочего процесса, теплообмена в КС, теплового состояния деталей, позволяющие определить:

— локальные нестационарные температуры рабочего тела в цилиндре и локальные и суммарные концентрации оксидов в азота в продуктах сгорания;

— температурные поля базовых и опытных (составных) конструкций поршня и гильзы;

— тепловыделение в процессе сгорания;

— влияние закрутки заряда на теплообмен в цилиндре двигателя;

— эффективные и экологические параметры дизеля, конвертируемого на природный газ;

— методы компьютерной реализации этих моделей и результаты, полученные на основе этих методов.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, 7 глав, в том числе заключения (основных выводов) и приложений. Она содержит 252 страниц машинописного текста, 87 рисунков и 17 таблиц.

Список литературы

включает 194 источников, из них 98 на английском и немецком языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИОННОЙ.

РАБОТЕ.

Решения задач, обеспечивающие увеличение эффективности и экологичности одновременно со снижением тепловых нагрузок деталей транспортного дизеля, сформулированных в главе 1, изложены и проанализированы в главах 2−7 диссертационной работы. Решения поставленных задач потребовали проведения широкого спектра научно-исследовательских работ с применением методов математического моделирования, физического моделирования и натурного эксперимента. Анализ известных моделей рабочего процесса в поршневых двигателях показывают, что иерархический уровень применяемой модели следует выбрать в зависимости от поставленной задачи. В связи с этим в диссертации были использованы концептуальные подходы, основанные на многозонном и на трехмерном представлениях теплофизических процессов, протекающих в транспортных дизелях. Первое из них предусматривает применение 0-мерных термодинамических моделей, а второе — СБО-кодов для турбулентного течения в сочетании кинетических механизмов горения. Исследования температурных полей как серийных, так опытных деталей, установленных на двигателе в процессе исследования, проводились с применением численного метода конечных элементов.

Результаты экспериментальных исследований, проведенных в стендовых условиях на натурных двигателях (индикаторные диаграммы, локальные температуры поршней серийных и опытных дизелей), а также на моделирующих установках (интенсивность вихревого движения заряда, локальные температуры поршня с теплоизолирующей накладкой), применялись:

1. Для верификации предложенных математических моделей;

2.Для получения необходимых для полноты математических моделейданных, получение которых расчетно-теоретическим путем затруднено.

В целом результаты диссертационной работы отражены в выводах по каждой главе, поэтому здесь отметим лишь основные из них:

1. Разработана и реализована уточненная многозонная модель рабочего процесса дизелей с непосредственным впрыскиванием, позволяющая получить значения локальных (зональных) нестационарных температур газа в цилиндре, и на их основе определить значения зональных и суммарных концентраций оксидов азота. Определены константы скорости реакций, входящие в расширенный механизм Зельдовича и соответствующие условиям в КС дизеля. Значения локальных температур газа значительно отличаются не только от усредненной по объему «индикаторной» температуры, но и друг от друга.

2. Исследованы влияния на экологические характеристики дизеля таких факторов, как наличие теплоизолирующих вставок в камере сгорания, интенсивность закрутки заряда в цилиндре, давление впрыскивания топлива, количество сопловых отверстий форсунки, угол опережения впрыскивания топлива. Верификация модели по экспериментальным данным, полученными на серийных (ЗМЗ, ЯМЗ) и опытном (14 12/9,6) дизелях, подтверждает целесообразность ее применения в целях выбора оптимального сочетания (с точек зрения топливной экономичности и экологичности) указанных факторов.

3. Установлено, что важнейшую роль в оценке эмиссии оксидов азота играет распределение топлива по объему КС (т.е. по отдельным зонам). Оно моделируется с учетом закона впрыскивания топлива, динамики топливного факела при известной геометрии сопловой части форсунки и известных значений давления впрыскивания, при этом учитывается деформацию топливного факела в результате воздействия вихревого движения заряда, генерированного впускным каналом, а также теплои массообмен между отдельными зонами. Определены оптимальные значения давления впрыскивания и интенсивности закрутки потока. Например, для исследуемого быстроходного дизеля 14 12/9,6 при оптимальных значениях этих параметров наиболее подходящей с точки зрения, как удельного индикаторного расхода топлива, так и выбросов [NOx], следует признать конструкцию распылителя с числом сопловых отверстии z=7.

4. Исследование теплообмена между высокотемпературным вихревым потоком и поверхности камеры сгорания было проведено с учетом профили тангенциальной скорости и = Сгт. Установлены границы изменения параметра ш, при которых возникает эффект снижения величин плотности теплового потока и коэффициента теплоотдачи. Это явление следует рассматривать как средство тепловой защиты тепловоспринимающей поверхности камеры сгорания от тепловых нагрузок, и может осуществлено на дизеле обеспечением подходящего профиля тангенциальной скорости.

5. Установка теплоизолирующих вставок в камере сгорания, приводящая к повышению температурного уровня цикла, способствует повышению концентрации оксидов азота в продуктах сгорания. Однако при этом снижаются концентрации других вредных компонентов [СО], [СН] и сажи. Поэтому удовлетворение современных жестких требований, предъявляемых к экологическим показателям транспортных дизелей, двигатель с уменьшенным отводом теплоты может только при управлении углом опережения впрыскивания топлива. Для этого необходима установка систем с электронно-управляемым процессом подачи топлива, обеспечивающих управление, как началом впрыскивания топлива, так и законом топливоподачи в целом.

6. Создана экспериментальная установка, позволяющая моделировать влияния естественной (слой нагара) и искусственной (материалы с низкой теплопроводностью) теплоизоляций на локальные нестационарные тепловые потоки в КС дизеля.

7. На основе полученных опытных данных разработан оригинальный расчетно-экспериментальный метод определения локальной температуры на поверхности слоя нагара и его локальной толщины, экспериментальные определения которых связаны с большими сложностями. Метод основан на решение обратной задачи теплопроводности и позволяет оценить роль слоя нагара, как естественного теплоизолятора в КС дизеля.

8. Установлено, что слой нагара, отложенный на поверхности КС дизеля, оказывает более существенное влияние на локальный теплообмен, чем вихревое движение заряда, генерируемое впускными каналами. Наличие на поверхностях КС слоев нагара, толщина которых характеризуется локальными изменениями, может быть причиной возникновения больших градиентов температуры в деталях дизеля, приводящих термическим деформациям и повышению термических напряжений, что необходимо учесть при задании термических граничных условий.

9. Конкретные результаты, полученные в данной работе для быстроходного дизеля Д-144 с воздушным охлаждением, подтверждают роль слоя нагара в нестационарном теплообмене. Были вычислены локальные значения слоя нагара 6Х по предложенному методу. Полученные значения показали хорошее соответствие (отклонения в пределах 3−9%) с экспериментальными значениями 51эксп, полученными при непосредственном измерении на разобранном двигателе. Кроме того, исследования показали, что температура слоя нагара по нормальному направлению от его тепловоспринимающей поверхности до предельной глубины (до поверхности детали) снижается с каждым микрометром примерно на 7 К, а плотность теплового потока — 0,5%. Отставание (сдвиг) по фазе колебаний температуры и плотности теплового потока по мере проникновения в слой нагара составило примерно Аф=0,5 0 угла поворота коленчатого вала на каждый микрометр.

10. По результатам расчета температурного поля поршня дизеля КамАЗ-7405 в 3-х мерной постановке с применением экспериментальных граничных условий установлено, что нагар на поверхности поршня со стороны КС и накипи (лакообразований) со стороны картера на тепловое состояние поршня оказывают существенное влияние на тепловое состояние поршня. Показано влияние несимметричности распределения пятен нагара на несимметричность температурного поля поршня, а также на теплоотводящее воздействие бобышек поршня.

11. Разработаны и реализованы трехмерные модели для исследования рабочего процесса в дизелях на основе ЗВ-СБОкода АУЬРШЕ. В основе модели заложена система фундаментальных уравнений нестационарного турбулентного переноса в форме Рейнольдса, осредненных по Фавру, для замыкания которой используется к-? модель турбулентности. Расчет процесса сгорания осуществляется на основе модели Магнуссена-Хартагера, а локальные концентрации оксидов азота в КС определяются с применением расширенного механизма Зельдовича. Верификация модели проведена с использованием экспериментальных индикаторных диаграмм, полученных на дизеле КамАЗ-740, конвертированном в газовый двигатель с искровым зажиганием.

12. Осуществление цикла с принудительным зажиганием требует изменения (снижения) степени сжатия газовогодвигателя в целях предотвращения детонации. Проведенные исследования позволяют утверждать, что дизель, конвертированный на природный газ, при прочих равных условиях испытывает большие термические нагрузки. Дальнейшее форсирование газового двигателя сопровождается повышением уровня локальных температур в характерных точках поршня (центральная часть поверхности огневого днища поршня, кромки поршня, область верхнего компрессионного кольца) и на режиме максимальной нагрузки могут превышать допустимые пределы. Это подтверждает необходимость тепловой (термической) защиты деталей в целях увеличения долговечности и надежности двигателя, что может быть осуществлено путем воздействия на рабочий процесс, а также применением теплоизоляторов.

13. Интенсивность теплоотдачи от рабочего тела к стенкам КС следует оценить в зависимости от локальных и интегральных значений кинетической энергии турбулентности. Последняя при сгорании гомогенной смеси, прежде всего, зависит от конструкции КС. С другой стороны, уровень турбулентности в КС газового двигателя существенно влияет на процесс сгорания и образования оксидов азота, что подтверждает необходимость рассмотрения вопросов образования оксидов азота и возникновения термических нагрузок в КС как взаимосвязанных. Результаты моделирования рабочего процесса при использовании различных конструкции КС, имеющих одинаковые степени сжатия, подтверждают необходимость такого подхода.

13. При прочих одинаковых условиях наилучшей из исследованных четырех форм камеры сгорания с точки зрения токсичности является камера конической формы, для которой количество образовавшихся Ж) х в 3,5 (на номинальном режиме работы) и в 6 раз (на режиме максимального крутящего момента) меньше, чем для со-образной камеры. Однако регулированием угла опережения зажигания, в частности, приближением момента зажигания к верхней мертвой точке, можно снизить значение [ЫОх] для со-образной КС примерно на 28%. Кроме того, со-образная камера характеризуется наибольшими значениями кинетической энергии турбулентности, следовательно, и наибольшими термическими нагрузками на поршень. В целом, в симметричной КС наблюдается относительно низкие уровни и интенсивности теплообмена, и термических нагрузок.

14. Определены экспериментальные значения локальных температур поршня базового дизеля 8ЧН 12/12 (КамАЗ 7405) с наддувом 8ЧН 12/12 (КамАЗ 7405) и без наддува с различными формами КС, а также поршня конвертированного на природный газ модификации дизеля с искровым зажиганием. Для конвертированного на природный газ дизеля КамАЗ впервые определены термические граничные условия для расчета теплового состояния поршня. При этом использованы экспериментальные значения локальных температур поршня. Сравнительный анализ расчетных и измеренных значений локальных температур поршня газового двигателя показывает, что относительное максимальное отклонение от экспериментальных данных имеет место в периферийной области поршня, и его величина не превышает 8,4%. Это указывает на задание с удовлетворительной точностью термических граничных условий для поршня газового двигателя. Высокие температуры, имеющие место на кромке камеры в поршне газового двигателя можно объяснить высокими уровнями турбулентности, а также более растянутым (по сравнению с дизелем) во временны тепловыделением.

15. В районе верхнего поршневого кольца газового двигателя уровень температур примерно на 10 °C превышает значение для дизельного прототипа. Поршень дизеля максимальную температуру имеет на кромке камеры. В случае экспериментальной головки цилиндра ее значение Тдиз.эксп.2==298 °С ниже, а в случае серийной Тсер.Эксп.2=328 °С — практически одинакова с температурой в аналогичной точке газового двигателяМаксимальную температуру поршень газового двигателя имеет также на кромке камеры и ее значение довольно высока (Тгаз2=327 °С), несмотря на то, что горловина камеры сгорания газового двигателя по сравнению с горловиной камеры дизеля существенно расширена, а степень сжатия в ~ 1,5 раза снижена. Дальнейшее снижение степени сжатия нецелесообразно в связи с повышением удельного расхода топлива двигателя.

16. Возможности снижения теплонапряженного состояния дизеля путем использования теплоизоляции КС с учетом влияния теплоизоляции на его эффективные и экологические показатели, исследовались расчетно-экспериментальным путем на одноцилиндровом экспериментальном дизеле 14 12/9,6 с непосредственным впрыскиванием, оснащенным насосом-форсункой. Установлено, что уровни температур в характерных точках поршня исследуемого дизеля на режиме максимальной нагрузки могут превышать допустимые пределы.

17. В результате расчетно-экспериментальных исследований теплонапряженного состояния гильзы и поршня с различными вариантами теплоизолирующих накладок установлено, что применение керамического материала (нитрида кремния) в качестве теплоизолятора поршня, приводит, как минимум, к трем положительным факторам: а) снижение общего температурного уровня поршня и гильзыб) выравнивание температурного поля, и как следствие снижение термических напряжений, приводящих к образованию трещинв) уменьшение отвода теплоты от рабочего тела, и как результат снижение тепловых потерь, увеличение энтальпии выпускных газов, создание благоприятных условий для турбонаддува и увеличения мощности турбины. Численные эксперименты подтверждают, что наличие керамической накладки на поршень приводит к увеличению максимальной температуры поверхности в центральной части КС на 245 °C (от Т", = 414 °C до Тш = 659 °С). В области бобышек поршня изменение температуры юбки при установке керамической накладки на поршень менее чувствительно, так как сами бобышки играют роль теплоотводящего. Установка разработанного варианта чугунного цилиндрического кольца, как соединительного звена между керамической накладкой и корпуса поршня из алюминиевого сплава, на теплонапряженное состояние составного поршня оказывает незначительное влияние. Наличие воздушных зазоров в составной-конструкций поршня значительно усиливает эффект теплоизоляции. 18. Сравнение тепловых балансов базового и теплоизолированного двигателя без оптимизации рабочего процесса последнего указывает на некоторое ухудшение его показателей по сравнению с базовым двигателем, что связано с ухудшением процессов смесеобразования и сгорания, снижением коэффициентов наполнения и избытка воздуха, нарушением согласованности между значениями интенсивности вихревого движения, давлении впрыскивания, количеством сопловых отверстий и т. д. что, прежде всего, отражается на величине удельного расхода топлива. Очевидно, что анализ эффективных и экологических параметров при конвертировании базового двигателя в дизель с уменьшенным отводом теплоты от рабочего тела не должен быть проведен на основе обработки только индикаторных диаграмм, полученных в идентичных условиях эксперимента. В таком случае ответ на вопрос: как теплоизоляция поверхности камеры сгорания влияет на рабочий процесс быстроходного дизеля, скорее всего, будет отрицательным. Однако осуществление комплекса мероприятий, предложенных и осуществленных в данной работе для улучшения качества рабочего процесса дизеля с уменьшенным отводом теплоты от рабочего тела, позволяют получить вполне приемлемое соотношение <<&-[Ж)х]>>, не уступающее аналогичному соотношению для базового двигателя. Следует подчеркнуть, что все позитивные свойства (низкий уровень тепловой напряженности основных деталей, снижение теплоотдачи в масляную систему, повышение энтальпий выпускных газов, снижение концентрации углеводородов, снижение шума, возможность применения низкосортных топлив и т. д.), характерные дизелям с уменьшенным отводом теплоты, при этом сохраняются.

19. Определен ряд основных параметров, оптимальное сочетание которых одновременно с уменьшением отвода теплоты от рабочего тела обеспечивает оптимальное соотношение «[МЗХ] - ge», а также снижение СО и НС в выпускных газах. К этим параметрам относятся: давление впрыскивания топлива, уровень температуры рабочего тела (продуктов сгорания), угол опережения впрыскивания топлива, интенсивность закрутки заряда, количество сопловых отверстий, качество используемого топлива. Выданы практические рекомендации по выбору и регулированию этих параметров, определены их конкретные значения для базового двигателя 14 12/9.6 и его теплоизолированного варианта, позволяющие удовлетворить современные экологические требования по эмиссию вредных выбросов, предъявляемые к транспортным дизелям.

20. Уменьшение отвода теплоты от рабочего тела благоприятно влияет на жесткость работы двигателя. Сокращение периода задержки воспламенения приводит к снижению скорости нарастания давления в начале сгорания, и как результат, к снижению уровня шума дизеля. В частности, для исследуемого дизеля 14 12/9,6 период задержки воспламенения уменьшается на 20%, что обеспечивает снижению шума на 4−5 дБ.

21. Отдельные результаты диссертационной работы, полученные в рамках хоздоговорных работ, используются при исследовании и доводке дизеля на ООО «ЗМЗ» и в НИИГАЗ. Ряд результатов полученыпри выполнении грантов РФФИ и НИР по Государственному контракту. Они также используются в учебном процессе МГТУ им. Н. Э. Баумана при чтении курсов «Теория поршневых и комбинированных двигателей», «Локальный теплообмен в поршневых двигателях», «Специальные главы теории поршневых двигателей», а также при выполнении магистерских и аспирантских диссертации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.З. Теория поршневых двигателей. Специальные главы. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. 720 с.
  2. Р.З. Локальный теплообмен в поршневых двигателях. 2 издание, М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. 472 с.
  3. Р.З. Теплофизические процессы в дизелях, конвертированных на природный газ и водород. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. 238 с.
  4. H.A., Кавтарадзе Р. З. Многозонные модели рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. 58 с.
  5. С.А. Перспективы и проблемы дизельного двигателя с низкими тепловыми потерями // Тр. Американского общества инженеров-механиков. Серия А. Современное машиностроение. 1989. № 5. С. 13−21.
  6. Heywood J.B. Internal Combustion Engine Fundamentals. McGraw-Hill Book Company, New York, 1988. 930 p.
  7. А.И., Марков B.A., Илатовский Ю. В. Использование природного газа и других альтернативных топлив в дизельных двигателях. М.: «ИРЦ Газпром», 2007. 480 с.
  8. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. 159 с.
  9. З.Р., Кавтарадзе Р. З. Перспективы применения поршневых двигателей на альтернативных моторных топливах // Транспорт на альтернативном топливе. 2009. Ч. 1, № 6 (12). С. 59−65- 2010. ч. 2, № 1 (13). С. 74−80.
  10. R., Schafer F. (Hrsg.). Handbuch Verbrennungsmotor. Grundlagen, Komponenten, Systeme, Perspektiven. 4. Auflage. Wiesbaden: Vieweg & Sohn Verlag, 2007.1032 s.
  11. П.Чесноков С. А., Потапов С. А. Химический турбулентный тепломассообмен в ДВС. 2-е издание. Тула: ТулГУ, 2009. 500 с. 12. Чесноков С. А., Дунаев В. А. Тепломассообмен и горение в автомобильных двигателях. Тула: ТулГУ, 2012. 400 с.
  12. В.М. Водородная энергетика. М.: РУДН, 2006. 334 с.
  13. Н.Н. Повышение экономических и экологических качеств двигателей внутреннего сгорания на основе применения альтернативных топлив. М.: РУДН, 2008. 267 с.
  14. Borman G., Nishiwaki К. Internal Combustion Engine Heat Transfer // Progress in Energy Combustion Sciences, 1987. Vol. 13, P 1−46.
  15. Torregrosa A., Olmeda P., Degraeuwe D., Reyes M. A Concise Wall temperature Model for DI Diesel Engines. // Applied Thermal Engineering. V. 26. 2006. P. 1320−1327.
  16. M.M. Научные основы совершенствования транспортного дизеля с уменьшенным теплоотводом. Дисс. уч.ст. докт. техн. наук. Ташкент (ТАДИ), 2007. 351 с.
  17. Н.А., Петрухин Н. В. Методика совместного моделирования рабочего процесса и теплового состояния ЦПГ «адиабатного двигателя». // Известия ВУЗов. Машиностроение, 1987. № 2. С. 61−65.
  18. JI.B., Иващенко Н. А., Петрухин Н. В. Особенности протекания рабочих процессов в дизелях с уменьшенным отводом теплоты // Двигателестроение 1989. № 8. С. 3−6.
  19. FIRE. Users Manual Version 2009 AVL List GmbH. Graz (Austria), 2009. (License Agreement for Use of the Simulation Software AVL FIRE between Moscow State Technical Univ. n.a. N.E. Bauman and AVL List GmbH, 2010).
  20. AmsdenA.A. KIVA-3V: A Block-Structured KIVA Program for Engines with Vertical or Canted Valves // Los Alamos National Laboratory Report LA-13 313-MS, 1997.
  21. K.J., Ennemoser A.O. 3D-CFD Diesel Combustion Accurate Heat Transfer Modelling for Diesel Engines // THIESEL Conference on Thermo and Fluid Dynamic Processes in Diesel Engines, 2002. Pp. 234−239.
  22. Liu Y., Reitz R.D. Multidimensional Modeling of Engine Combustion Chamber Surface Temperatures // SAE paper, 1997. N 971 593. 18 p.
  23. Kleemann A.P., Gosman A.D., Binder R.B. Heat transfer in Diesel Engines: A CFD Evaluation Study, Proceeding of the Fifth International Symposium on Diagnostics and Modelling of Combustion in Internal Combustion Engines. COMODIA, 2001. P. 123−131.
  24. Popovac M., Hanjalic K. Compound Wall Treatment for RANS Computation of Complex Turbulent Flows and Heat Transfer //Applied Scientific Research, 2007. Vol. 78, N. 2, March, P. 177−202.
  25. Gosman A.D. State of the Art of Multi-Dimensional Modeling of Engine Reacting Flows //Oil & Gas Science Technology. 1999. Vol. 54, P. 120−128.
  26. T. Morel, R. Keribar. A Model for Predicting Spatially and Time-Resolved Convective Heat Transfer in Bowl-in-Piston Combustion Chambers //SAE paper1985. 850 204. P. 11.
  27. T. Morel, R. Keribar. Heat Radiation in D. I. Diesel Engines // SAE paper1986. 860 445. P.12.
  28. Boulouchos K., Isch R. Modeling Heat Transfer During Combustion: A Quasi-Dimensional Approach Whith Emphasis on Large Low-Speed Diesel Engines. International Symposium. COMODIA. 1990. P. 321−328.
  29. Borman G.L. In-Cylinder Heat Transfer Research at the U. W. Engine Research Center. International Symposium. COMODIA. 1990. P. 1−10.
  30. Nishiwaki K. Modeling Engine Heat Transfer and Flame-Wall Interaction. The Fourth International Symposium on Diagnostics and Modeling of Combustion in Internal Combustion Engines. COMODIA. 1998. P. 35 44.
  31. Han Z., Reitz R.D. Temperature Wall Function Formulation for Variable-Density Turbulent Flows with Application to Engine Convective Heat Transfer Modelling // International Journal of Heat and Mass Transfer. 1997. Vol. 40, N. 3. P.613−625.
  32. Unsteady in-cylinder heat transfer in a spark ignition engine: experiments and modeling / Nijeweme B. et all. // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineering, 2001. Vol. 215, Part D: J. Automobile Engineering. Pp. 747−760.
  33. Fiveland S.B., Assanis D.N. Development of a Two-Zone HCCI Combustion Model Accounting for Boundary Layer Effects // SAE paper. 2001. N 2001−11 028. 14 p.
  34. Advanced Turbulent Heat Transfer Modeling for IC-Engine Applications Using AVL FIRE / Tatsehl R. et all. //International Multidimensional Engine Modelling User’s Group Meeting. April 2. Detroit. (MI). 2006. 54 p.
  35. Nishiwaki K., Hafnan M. The Determination of Thermal Properties of Engine Combustion Chamber Deposits // SAE paper. 2000. N2000−01−1215. 16 p.
  36. High Bandwidth Heat Transfer and Optical Measurements in an Instrumented Spark Ignition Internal Combustion Engine / Wilson T.S. et all. // SAE paper. 2002. N2002−01−0747. 18 p.
  37. Muller R., Ineichen B. Holographic Temperature Measurement and Heat Flux Determination Within the Thermal Boundary Layer // I.C. Engines and Combustion Technology Laboratory Swiss Federal Institute of Technology. 2008. 32 p.
  38. Zhao H., Ladommatos N. Optical Diagnostics for Soot and Temperature Measurement in Diesel Engines // Department of Mechanical Engineering. Brunei University. Uxbridge UB8 3PH. U. K, 1998 5 August. 21 p.
  39. Ludwig P. Die Untersuchung der ortlichen Warmubertragung in grossen Dieselmotoren unter besonderer Berucksichtigung der Strahlung mit Hilfe der Zonenmethode // Schiffbauforschung. 1981. № 1. S. 3−11.
  40. Woschni G. Verbrennungsmotoren. 2. Auflage. Munchen TU. 1988. 303 s.
  41. Hohenberg G. F. Advanced Approaches for Heat Transfer Calculations, Diesel Engine Thermal Loading // SAE 1979. SP 449, P. 61−79.
  42. Schubert C., Wimmer A., Chmela F. Advanced Heat Transfer Model for CI Engines // SAE paper. 2005. N2005−01−0695. 18 p.
  43. A Method to Reduce the Calculation Time for an Internal Combustion Engine Model /AllmendingerK. et all. //SAE paper 2001. N2001−01−0574. 12 p.
  44. Р.З. Точные решения уравнения турбулентного пограничного слоя при радиационно-конвективном теплообмене // Изв. вузов. Машиностроение. 1999. № 5−6. С. 123−132.
  45. Р.З., Арапов В. В. Моделирование радиационно-конвективного теплообмена в камерах сгорания // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2000. № 1. С. 297.
  46. KavtaradzeR. Z. et all. Calculation of Radiative-Convective Heat Transfer in the Combustor of Diesel Engine // High Temperature. 2007. Vol. 45, No. 5. P. 673−680.
  47. A.K., Ларионов B.B., Михайлов Л. И. Теплонапряженность двигателей внутреннего сгорания: Справочное пособие. Л.: Машиностроение, 1979. 222 с.
  48. Р.З. Решения задач конвективного и сложного теплообмена в камере сгорания дизеля с учетом пристеночного турбулентного течения // АН СССР. Теплофизика высоких температур. 1990. Т.28. № 5. С. 969−977.
  49. Lyford-Pike E.J., Heywood J.B. Thermal Boundary Layer Thickness in the Cylinder of a Spark-ignition Engine // International Journal of Heat and Mass Transfer. 1984. Vol. 27, N 10. P. 1873−1878.
  50. ChenC., Veshagh A. A One-Dimensional Model for In-Cylinder Heat Convection Based on the Boundary Layer Theory // SAE paper, 1992. № 921 733, 14 p.
  51. Us Patent 1, № 462−654. Internal Combustion Engine and Parts there of. July 24,1923.
  52. M.M. Исследование рабочего процесса в дизеле с теплоизолированной камерой сгорания // Сборник трудов, посвященный 175-летию МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2005. С.35−36.
  53. Bengt P. On the use of ceramics in diesel engines. Ceramic in advanced energy technologies. 1982. Pp. 178−207.
  54. Ceramic engine research and development in Sweden // Kronogard S.O., Malmrup L. Ceram. High Performance Appl. 3. Reliab. Proc. 6th Army. Mater. Technol. Conf., Orcas Jsland, Wash., 10.13 July, 1979. New York, London, 1983. P. 51−80.
  55. Kamo R., Bryzik W. Cummins Advanced Adiabatic Engine // SAE Technical Paper Series. TACOM. 1984. № 840 428. 14 pp.
  56. Bryzik W., KamoR. Cummins Adiabatic Engine Program. // SAE Technical Paper Series. TACOM. 1983. № 830 314. 25 pp.
  57. Complete ceramic swirl chamber for passenger car diesel engine / Ogawa Y., et all. // Shimonok SAE Technical Paper Series, 1987. № 870 650. P.243−250.
  58. A.B. и др. Теплофизические свойства керамик на основе нитрида кремния при высоких температурах // Теплофизика высоких температур. 1996. Том 34, № 4. С. 546−550.
  59. Groth К., Thiemann W. Beitrag zur Brennraumisolierung bei Viertaktdieselmotoren // MTZ. Teil 1. 1983. № 5. S. 189−197. Teil 2. 1983. № 7−8. S. 287−289.
  60. H.B., Захаров C.A. Теоретический и экспериментальный анализ сопротивления термоударам деталей камер сгорания из конструкционной керамики // Двигателестроение, № 6. 1991. С. 40−42.
  61. Woschni G., Kolesa К., Sprindler W. Isolierung der Brennraumwande Ein Johnendes Entwicklungsziel bei Verbrennungsmotoren // MTZ. 1986. 47. N12. S.495−500.
  62. Д.В., Иващенко H.A., Петрухин H.B. Особенности протекания рабочих процессов в дизелях с уменьшенным отводом теплоты // Двигателестроение. 1989. № 8. С. 3−6.
  63. Walter P., Lanyer М. Hochtemperatur keramik fur Verbrennungs kraftmaschinen // MTZ. 1983. № 6. S.225−229.
  64. Groth K., Thiemann W. Beitrag Zur Brennraum isolierung bei Viertakt dieselmotoren Teil 2. // MTZ. 983. № 7−8. S.287−289.
  65. Tovell. I. F. The reduction of heats losses to the diesel engine cooling system. // SAE Technical Raper Series. 1983. № 830 316. 10 p.
  66. Sakurai Sh., Matsuoka T. Development of Low particulate engine with ceramic swirl chamber// SAE Technical Paper Series. -1986. № 861 407. 8p.
  67. C.C. Снижение концентрации оксидов азота и сажи в отработавших газах дизеля путем совершенствования рабочего процесса. Диссерт. канд. техн. наук. 2011. 133 с.
  68. Elsbett К., Elsbett L., Elsbett G., Behrens M. The duothermic combustion for D.I. Diesel engines // SAE Technical Paper. 1986. № 860 310. 6pp.
  69. Stephenson P.W., Rutland C. J. Modeling of Effects of Intake Flow Characteristics on Diesel Engine Combustion // SAE Paper. 2000. N 950 282. 10 p.
  70. Kouremenos D. A. Experimental investigation of the performance and exhaust emissions of a swirl chamber // Diesel engine using JP-8 aviation fuel. November Volume 38. 1997. Issue 6. 427 P.
  71. Экономия светлых нефтепродуктов и других источников энергии. Создание адиабатных двигателей, http://naftopro.ru. Информационный ресурс от 26.02.2012.
  72. Е.Н. Метан моторное топливо № 1 в мире // Транспорт на альтернативном топливе. 2011. № 6. С.8−9.
  73. Ignition delay in dual-fuel engines: an extended correlation for gaseous fuels / Bilcan A. et all. // Internal Combustion Engine Division of ASME, Spring Technical Conference, Philadelphia (Pennsylvania, USA), 2001. P 23−27
  74. C. Characterisation of a syngas-diesel fuelled CI engine / Gamier, C. et all // Society of Automotive Engineers Technical Paper No. 2005−01−1731. P 65−69
  75. Hiroyasu H. Diesel engine combustion and its modeling: Diagnostics and Modeling of Combustion in Reciprocating Engines // Proc. of COMODIA Symposium. Tokyo, 1985. P. 53−75.
  76. Hountalas, D.T., Papagiannakis, R.G. Development of a simulation model for direct injection dual-fuel diesel-natural gas engines // Society of Automotive Engineers Technical Paper. 2000. N 2000−01−0286. 18 p.
  77. Karim G.A., Moore N.P. The production of hydrogen by the partial oxidation of methane in a dual-fuel engine // Society of Automotive Engineers Technical Paper. 1990. N901501. 16 p.
  78. Karim G.A., Wierzba I. Safety measures associated with the operation of engines on various alternative fuels // Reliabil. Eng. System Safety. 1999. № 37. P. 93−98.
  79. Kavtaradze R.Z., Zeilinger K., Zitzler G. Ignition delay in a diesel engine utilizing different fuels // High Temperature. 2005. № 6 (43). P. 951−960.
  80. Liu H., Karim G.A. Exhaust emissions from an SI engine operating on gaseous fuel mixtures containing hydrogen. // Inter. J. Hydrogen Energy. 2005. № 30. P. 1491−1499.
  81. McMillian M.H., Lawson, S.A. Experimental and modeling study of hydrogen syngas production and particulate emissions from a natural gas-fueled partial oxidation engine // Inter. J. Hydrogen Energy, 31. 2006. P.847−860.
  82. Ramos J.I. Internal Combustion Engine Modeling. Hemisphere Publishing Corporation: New York.-1989.420p.
  83. Senthil Kumar M., Ramesh A., Nagalingam B. Use of hydrogen to enhance the performance of a vegetable oil fuelled compression ignition engine // Inter. J. Hydrogen Energy. 2003. 28. P. 1143−1154.
  84. Shudo, Т. An HCCI combustion engine system using on-board reformed gases of methanol with waste heat recovery: ignition control by hydrogen // Inter. J. Vehicle Design. 2006. 41. P.206−226.
  85. Lieuwen Т., Yang V., Yetter R. Synthesis Gas Combustion. Fundamentals and Applications. NewYork: CRCPress, 2009. 384 p.
  86. Boehman A.L., Le Corre O. Combustion on Syngas in Internal Combustion Engines // Combustion Science and Technology. 2008. N 6 (180). P.1193−1206.
  87. Janichka A., Walkowiak W. The Discursive Attitude of Emission Aspect vs. Air-Fuel Mixture Ignition Delay in Diesel Engine // J. KONES Powertrain and Transport. 2006. Vol. 13. N 4. P. 223−228.
  88. З.Р. Снижение концентрации оксидов азота в продуктах сгорания быстроходного дизеля путем усовершенствования рабочего процесса: Диссерт. канд. техн. наук. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. 172 с.
  89. Р.З., Цайлингер К., Цитцлер Г. Задержка воспламенения в дизеле при использовании различных топлив // РАН. Теплофизика высоких температур. 2005. Т. 43, № 6. С. 947−965.
  90. З.Р., Кавтарадзе Р. З. Перспективы применения поршневых двигателей на альтернативных моторных топливах // Транспорт на альтернативном топливе. 2009. Ч. 1. № 6 (12). С. 59−65- 2010. Ч. 2. № 1 (13). С. 74−80.
  91. Р.З., Арипжданов М. М., Онищенко Д. О. Моделирование теплового состояния составного поршня с керамическим теплоизолятором // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Машиностроение. 2009. № 3. С. 15−27.
  92. A. (Edit.). Gas engines // Proc. of the VI International Scien-tific Conf. Czestochova, 2003. 751 p.
  93. Природный газ в двигателях / А. П. Кудряш, и др. Киев: Наук. думка, 1990. 200 с.
  94. В.А., Луканин В. Н., Хачиян A.C. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания. М.: МАДИ (ТУ), 2000. 311 с.
  95. Г. Н., Иващенко H.A. Определение стационарных температурных полей в деталях двигателей внутреннего сгорания методом конечного элемента // Известия ВУЗов. Машиностроение. 1973. № 6, С. 112 116.
  96. М.Г., Кавтарадзе Р. З. Краевые задачи теплопроводности для транспортных энергетических установок и их решение численнымметодом. // Известия Академии Наук СССР. Энергетика и транспорт. 1989. № 5. С.149−157.
  97. H.A. Методика и алгоритм решения обратных внешних стационарных задач теплопроводности // Рабочие процессы дизелей. Сб.— Барнаул: АлтГТУ 19.-15. С.9−20.
  98. H.A. диссертация на соискание степени доктора технических наук. М.:МВТУ, 1994. С 238
  99. С.З., Митяков В. Ю., Митяков A.B. Градиентные датчики теплового потока в теплотехническом эксперименте. Санкт-Петербург: СПбГПУ, 2007. 203 с.
  100. A.C. Разработка и экспериментальная проверка метода расчета концентраций оксидов азота в дизелях на основе многозонной модели рабочего процесса: диссер. канд. техн. наук. 2003. 150с.
  101. A.A. Влияние интенсивности вихревого движения заряда на локальные параметры рабочего процесса в двигателях с непосредственным впрыскиванием топлива: диссер. канд. техн. наук 2004. 164 с.
  102. В.А. Разработка и экспериментальная проверка метода расчета локальных периодических тепловых нагрузок в поршневых двигателях: диссер. канд. техн. наук. 2004.160с.
  103. Methods for Heat transfer and Temperatura Field Analysis of the Insulated Diesel / Morel T. et all. // Final report DOE/NASA. 1998. № 0342−3, NASA CR-182 237. 36 p.
  104. И.И. Новое о рабочем цикле двигателей . М.- Свердловск: Машгиз, 1962. 272 с.
  105. Н.Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях. Харьков: Вища школа, 1980. 168 с.
  106. В.А., Баширов P.M., Габитов И. И. Токсичность отработавших газов дизелей. М.: МГТУ им, Н. Э. Баумана, 2002. 376с.
  107. H.A. и др. Метод расчета локальных концентраций оксидов азота в поршневых двигателях с внутренним смесеобразованием на основе многозонной модели // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Машиностроение. 2004. № 1. С. 43−59.
  108. Merker G. et all. Verbrennungsmotoren. Simulation der Verbrennung und Schadstoffbildung. 2. Auslage. Stuttgart-Leipzig-Wiesbaden. Teubner-Verlag, 2004.410 s.
  109. А.И. Основы химической термодинамики кинетики химических реакций. М: Машиностроение, 1981. 240 с.
  110. Warnatz J., Maas U., Dibble R.W. Verbrennung: Physikalisch-Chemische Grundlagen, Modellierung und Simulation, Experimente Schadstoffenstehung. 3.Auflage. Berlin- Heidelberg: Springer-Verlag. 2001.
  111. B.H. Константы скорости газофазных реакций: Справочник //Наука, 1971.351с.
  112. Fenimore С.Р. Studies of fiiel-nitrogen in rieh fiame gases // 17-th symp. Combustion. The Combustion Institute. Pittsburgh, 1979. 661 p.
  113. Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменецкий Д.А. Окисление азота при горении. М.: Академия наук СССР, 1947. 147 с.
  114. Франк-Каменецкий Д. А. Диффузия и теплопередача в химической кинетике. 3-е изд. М.: Наука, 1987. 502 с.
  115. Pattas К., Hafner G. Stickoxidbildung bei der ottomotorischen Verbrennung // MTZ. 1973. N12. S. 65−72.
  116. Wray K.L., Teare J.D. Shock-Tube Study of the Kineticks of Nitric Oxide at High Temperatures //Journal of Chemical Physics 1962. 36, Vol.10. S.2582−2596.
  117. Campbell I.M. Reactivity of Hydrogen to Atomic Nitrogen and Atomic Oxygen // Trans. Faraday Soc. 1968. Vol.64., S. 265−272.
  118. Urlaub A. Verbrennungsmotoren. Band 2. Verfahrenstheorie, 1989. 226 S.
  119. High Temperature Reaction Rate Data / Baulch D.L. et all. // Report, University of Leeds. 1969. N4. 76 p.
  120. Bowman C.T. Kinetics of Nitric Oxide Formation in Combustion Processes. The 16. Symposium of Combustion. 1977. 32 p.
  121. A.C. Распыливание топлива в судовых дизелях. JL, 1971. 248с.
  122. Теория двигателей внутреннего сгорания / Под ред. Н. Х. Дьяченко. Я.: Машиностроение, 1974. 552с.
  123. Chiu W.S., Shahed S.M., Lyn W.T. Transient spray Mixing Model for Diesel Combustion//SAE Paper. 1976. № 760 128. P. 1−11.
  124. Г., Цайлингер К., Кавтарадзе Р. З. Вихревое движение воздуха в быстроходном дизеле с четырьмя клапанами на цилиндр. Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Машиностроение. 1997. N1. С.74−84.
  125. Kawtaradse R., Woschni G., Zeilinger К. Dralluntersuchung im Vierventil -Dieselmotor mit Hilfe stationare Durchstromung. Abschlussbericht. LVK TU Munchen, 1995. 49 s.
  126. M.M., Грудский Ю. Г. Конструирование впускных систем быстроходных дизелей. М.: Машиностроение, 1982. 151 с.
  127. Дж. Гидродинамика рабочих цилиндров двигателей внутреннего сгорания. Фримановская лекция 1986 г. // Труды Американского общества инженеров-механиков. Теоретические основы инженерных расчетов. М.: 1987. С. 171−229.
  128. Tippelmann G. Raumlicher Drallmesser fur Drall und Tumblemessung // MTZ, 1997. N 6. S. 327., S. 363.
  129. Barthelma L. Einfluss der Luftbewegung im Brennraum auf die Abgasemission eines direkt einspritzenden Dieselmotors. Dissertation. TU Munchen, 1982. 135 S.
  130. C.M. Исследование рабочего процесса короткоходного дизеля с однополостной камерой сгорания. Ташкент: ТПИ, 1974. 26с.
  131. Р.З., Арипжданов М. М., Онищенко Д. О. Моделирование теплового состояния составного поршня с керамическим теплоизолятором // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2009. № 3. С. 15−27.
  132. The influence of rotational charge motion intensity on nitric oxide formation in gas-engine cylinder / KavtaradzeR.Z., et all. //International Journal of Heat and Mass Transfer 2009 52. 4308316.
  133. Г. Д., Хачиян A.C., Пикус В. И. Рабочий процесс и теплонапряженность автомобильных дизелей. М.: Машиностроение, 1986. 16 с.
  134. М.М. Исследование рабочего процесса в дизеле с теплоизолированной камерой сгорания // Сборник трудов, посвященный 175-летию МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2005. С.210−211.
  135. Stieper К., Polej А. Thermische Randbedigungen II. Abschlussbericht FW. Heft 1997. 641.S.54.
  136. Stieper K., Polej A. Brennraumseitige ortliche thermische Randbedigungen fur Verbrennungsmotoren // MTZ, 1998. N 7/8. S. 500−505.
  137. M.P., Валишвили H.B., Кавтарадзе Р. З. Пограничный слой в вихревом потоке на неподвижной плоскости. РАН. Сибирское отделение. Теплофизика и аэромеханика. 2002. Том 9. № 3 С. 411−421.
  138. М.Р., Блокирующее действие вращательного движения газана теплопередачу в камере сгорания // Двигателестроение. 1990. № 4. С.57−58.
  139. Г. Теория пограничного слоя. М: Наука, 1974. 712 с.
  140. С. Численные методы решений задач теплообмена и динамики жидкости. М.: Энергоиздат, 1984.148 с.
  141. Численное моделирование вихревой интенсификации теплообмена в пакетах труб / Быстров Ю. А. и др. Санкт-Петербург: Судостроение. 2005. 392 с.
  142. Д.Н., Арапов В. В. Измерение скорости движения газа в цилиндре // Двигатели внутреннего сгорания. JI: Машиностроение. 1965. С.282−286.
  143. Г. Б. Теплопередача в дизелях. М.: Машиностроение, 1977. 215 с.
  144. Belardini H. et all. Thermal barriers adaption in direct injection. Diesel Engines: Effect Smoke and gaseous emissions // SAE Paper. 1984. N840995 9p.
  145. Munro R. Fuel Economy its infeuence on diesel piston design features // SAE Paper. 1983. N830067. 1 lp.
  146. Pflaum S., Wloka J., Wachtmeister G. Emission reduction potential of 3000 bar Common Rail injection and developments trends // CIMAC Congress. Bergen. 2010. Paper N 195. 12 p.
  147. Anderson C.L., Uyehara O.A., Myers P. S. An In Situ Determination of the Thermal Properties of Combustion-Chamber Deposits // SAE Paper, 1982. № 820 071, 11 p.
  148. Huber К. Der Warmeubergang schnellaufender, direkteinspritzenden Dieselmotoren: Dissertation. TU Munchen, 1990. 130 S.
  149. Теплоизолирующее воздействие нагара в камере сгорания < дизеля / Арапов В. В. и др. // Рабочие процессы дизелей. Барнаул: АлтГТУ, 1995. С. 39.
  150. Р.З., Лапушкин H.A., Лобанов И. Е. Исследование теплоизолирующего действия слоя нагара на поверхностях камеры сгорания дизеля // Изв. вузов. Машиностроение. 1997. № 4−6. С. 70−76.
  151. Ogury Т., Inaba S. Radiant Heat Transfer in Diesel Engines // SAE Tech. Paper. Ser. 1972. N720023. P 34−39
  152. Beck J.V., Blackwell В., St. Clair Ch. R. (Jr). Inverse Heat Conduction. A Wiley-Interscience Publication. New-York, 1985. 320 p.
  153. Burggraf O.R. An Exact Solution of the Inverse Problem in Heat Conduction Theory and Applications // ASME J. Heat Transfer, 1964. 86C (N3). P. 373−382.
  154. К. К., Рагозин Н. А. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям (химмотологический словарь). М.: Транспорт, 1975. 159с.
  155. С. И. Влияние топлив и масел на надежность и долговечность тепловозных дизелей. М.: Транспорт, 1971. 236с.
  156. В.А. Оптимизация состояния деталей цилиндро-поршневой группы двигателей внутреннего сгорания с учетом условий эксплуатации: дис. док. Тех. наук. Волгоград, 2000. 348 с.
  157. М. О. Снижение температуры поршней тепловозных двигателей типа ДН23/30 // Двигатели внутреннего сгорания: Сб,-НИИИНФОРМТЯЖМАШа. 1969. № 4−69−3. 94с.
  158. Р.З. и др. Экспериментальное исследование теплового состояния поршня быстроходного дизеля // Сб. научных трудов «Судостроение, судоремонт и техническая эксплуатация флота». 2002. Выпуск 4, (Санкт-Петербург) С. 61−63.
  159. Экспериментальное исследование теплового состояния поршня быстроходного дизеля / Кавтарадзе З. Р. и др. // XXX юбилейная неделя науки СПбГТУ. Материалы межвузовской научной конференции. Санкт-Петербург, 2002 г. Часть III. С. 11−12.
  160. Р.З., Онищенко Д. О., Голосов A.C. Анализ трехмерного состояния поршня двигателя с применением экспериментальных граничных условий // Труды третьей Российской национальной конференции по теплообмену. М. 2002. том 7. С. 135−138.
  161. A.B. Влияние конструктивных и регулировочных факторов на образование вредных веществ в быстроходном дизеле, конвертированном на природный газ: автореферат дис. канд. техн. наук. 2007. 16 с.
  162. Р.З. и др. Численный анализ влияния формы камеры сгорания на турбулентное движение и сгорание газа в цилиндре дизеля // Труды четвертой Российской национальной конференция по теплообмену. М., 2006. Том 3. С. 246−249.
  163. Экспериментальный анализ локальных температур поршня дизеля, конвертируемого на природный газ / Кавтарадзе Р. З. и др. // Труды четвертой Российской национальной конференция по теплообмену. М., 2006. Том 7. С. 230−233.
  164. Расчет радиационно-конвективного теплообмена в камере сгорания дизеля / Кавтарадзе Р. З. и др. // РАН. Теплофизика высоких температур. 2007. Том 45, № 5, С. 741−748.
  165. Calculation of Radiative-Convective Heat Transfer in the Combustor of Diesel Engine / Kavtaradze R. Z, et all. //High Temperature, 2007 Vol. 45, No. 5. P. 673−680.
  166. Расчетно-экспериментальное исследование теплового состояния поршня быстроходного дизеля, конвертированного на природный газ / Кавтарадзе Р. З. и др. // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Машиностроение. 2007. Специальный выпуск. С. 70−80.
  167. Favre A. Equationsdes Gaz Turbulents Compressibles: 1. Formes Generales. J. //Mecanique. 1965. V.4. S.361−390.
  168. Byun D., Baek S.W. Numerical investigation of combustion with non-gray thermal radiation and soot formation effect in a liquid rocket engine // Int. J. Heat and Mass Transfer. 2007. № 50. P. 412−422.
  169. Д., Таннехил Дж., Плетчер Р. Вычислительная гидромеханика и теплообмен. М.: Мир., 1990. Том 1. 384 с- Том 2, 392 с.
  170. В.А., Карпухин В. И. Измерение температуры с помощью облученных материалов. М.: Энергоатомиздат, 1986. 120 с.
  171. Экспериментальное исследование теплового состояния поршня быстроходного дизеля / Кавтарадзе Р. З. и др. // Сб. научных трудов // Судостроение, судоремонт и техническая эксплуатация флота. (Санкт-Петербург) 2002. Выпуск 4. С. 61−63.
  172. Экспериментальное исследование теплового состояния поршня быстроходного дизеля / Кавтарадзе З. Р. и др. // XXX юбилейная неделя науки СПбГТУ: Материалы межвузовской научной конференции СПб., 2002. С. 1112.
  173. Р.З., Онищенко Д. О., Голосов A.C. Анализ трехмерного состояния поршня двигателя с применением экспериментальных граничных условий // Труды третьей Российской национальной конференции по теплообмену. М., 2002. Том 7. С. 135−138.
  174. Kavtaradze R. Z., Zeilinger R., Zitzler G. Ignition Delay in a Diesel Engine Utilizing Different Fuels // High Temperature. 2005. Vol. 43, N6, P.951−960.
  175. Р.З. Формулы для расчета задержки воспламенения при работе газодизеля на различных газообразных топливах // Транспорт на альтернативном топливе, 2009. № 3 (9). С.36−42.
  176. Influence of soot deposit on local heat transfer in combustion chamber / Kavtaradze Z.R. et all. // II international scientific conference «Non classical problems of mechanics». Kutaisi, 2012. Vol. P. 673−680.
Заполнить форму текущей работой