Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование агроэкологической культуры учащихся сельской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработка средств, обеспечивающих достижение поставленных целей, осуществлена на основе системного подхода к анализу возможностей школы в формировании агроэкологической культуры учащихся. С этих позиций рассмотрена управляющая и управляемая подсистемы и выделены прежде всего управленческие средства: программа развития школы агроэкологической направленности, концепция будущего школы, программа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ АГРОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность агроэкологической культуры и ее особенности у учащихся сельских школ
    • 1. ^.Состояние проблемы формирования агроэкологической культуры учащихся сельских школ в теории и практике
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. СИСТЕМА СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ АГРОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Цели формирования агроэкологической культуры учащихся сельских школ
    • 2. 2. Средства формирования агроэкологической культуры учащихся сельских школ
      • 2. 2. 1. Управленческие средства
    • 2. Содержательные средства…>
      • 2. 2. 3. Процессуальные средства.
      • 2. 3. Экспериментальное исследование эффективности реализации системы средств формирования агроэкологической культуры учащихся сельских школ.!?
  • Выводы по второй главе???

Формирование агроэкологической культуры учащихся сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Радикальные социально-экономические перемены в современном обществе, становление рыночных отношений, изменение социальной роли школы требуют новых подходов к воспитанию сельских школьников. Инновационные процессы, происходящие в настоящее время в сельских школах, ориентированы на необходимость решения важнейших экологических, экономических, социальных и других проблем, что позволяет наметить новые пути в воспитании сельских школьников, формировании их мышления и культуры.

Проблемы сельской школы в последнее время рассматривались рядом., авторов. в. разных аспектах. Организационно-педагогические вопросы управления сельской школой изучали Н. В. Горбунова, Т. В. Френкель, сельскую социальную среду как педагогический факггор рассматривала М. П. Гурьянова, вопросы управления малокомплектной сельской школой освещались М. Н. Аплетаевым, К. А. Ровкиной, И. М. Чередовым. Внимание исследователей привлекают и частные проблемы деятельности сельских школ. Вопросы адаптации к рыночной экономике поднимают С. Хозе, В. А. Яковлев, о необходимости формирования агротехнических знаний и умений говорят Л. Бохан, Э. Д. Гусева, Л. З. Красновский, Н. Б. Османова. В работах многих авторов как наиболее важный в содержании образования отмечается аспект, связанный с экологическим воспитанием школьников (МАЛигай, Г. Ф. Суворова, Г. С. Петрищева).

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме показал, что большинство исследователей затрагивают вопросы, достаточно подробно рассматривавшиеся и ранее: управление сельскбй школой (В. Давыдов, В. Кривошеее, А. Е. Кондратенко, Т.И. Шамова) — проблемы сельскохозяйственного труда (А.Ф. Иванов, К.И. Иванович) — экологические вопросы (А.Н. Захлебный, Й. Д. Зверев, В. М. Сенкевич, И.Т. Суравегина).

Приходится, однако, констатировать, что при всем многообразии научных поисков не находит отражения в педагогической литературе комплексный подход к формированию агроэкологической культуры сельских школьников. А между тем философское осмысление проблем XXI века (B.C. Библер, Б.С. Гершунский) ставит вопрос о формировании культуры человека. Важной частью общей культуры, для формирования которой на селе есть определенные условия, является культура агроэкологическая. В связи с этим обозначилось основное противоречие: с одной стороны, назрела необходимость и есть возможности для формирования агроэкологической культуры сельских школьников, — с другой стороны, не выявлены научные подходы к ее формированию. Для решения обозначенного противоречия необходимо найти ответы на ряд вопросов: в чем сущность понятия «агроэкологическая культура сельских школьников»? Каковы цели ее формирования? Какова система средств для формирования агроэкологической культуры сельских школьников? В этом и состоит смысл проблемы данного исследования.

Целью исследования является выявление системы средств формирования агроэкологической культуры учащихся сельских школ.

Объектом исследования является • агроэкологическая культура учащихся сельских школ.

Предмет исследования — формирование агроэкологической культуры учащихся сельских школ.

Гипотеза исследования: процесс формирования агроэкологической культуры сельских школьников может быть эффективным, еслиопределена теоретическая сущность понятия «агроэкологическая культура сельских школьников" — разработаны цели формирования агроэкологической культуры сельских школьниковразработана и реализована в учебно-воспитательном процессе сельской школы система средств формирования агроэкологической культуры учащихся.

Задачи исследования:

1. Определить теоретическую сущность «понятия агроэкологическая культура сельского школьника», уровни и эмпирические признаки ее проявления.

2. Разработать цели формирования агроэкологической культуры г, сельского школьника.

3. Разработать систему средств формирования агроэкологической культуры сельских школьников.

4. Экспериментально проверить систему средств формирования агроэкологической культуры сельских школьников.

Теоретико-методологической базой исследования являются философские, культурологические, педагогические, психологические концепции гуманистической направленности (Н.А. Бердяев, Б. С. Гершунский, В. В. Розанов, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский), концепции психологов и педагогов по проблеме индивидуальности школьников и ее формированию (Б.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, О. С. Гребешок, C.JI. Рубинштейн).

Исследование опирается на ведущие концепции экологического воспитания школьников (И.Д. Зверев, Н. Н. Моисеев, Г. Ф. Суворова, И.Т. Суравегина), исследования в области агроэкологии (В.А. Вронский, В.

Тишлер, Г. Л. Тышкевич, Н.А. Уразаев), управленческие концепции Ю. А. Конаржевского, М. М. Поташника, П. И. Третьякова.

Методы исследования: теоретический анализ проблемы и предмета исследованияэмпирические методы (педагогический эксперимент, анкетирование, интервьюирование, шкалирование, тестирование, наблюдение, обобщение опыта по формированию агроэкологической культуры, анализ продуктов деятельности учащихся, анализ документации).

Экспериментальная база: Моргуновская, Петровская, Константиновская школы Гурьевского района Калининградской области.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

I этап (1993;1994 гг.) — анализ состояния проблемы, ее представленности в научной литературеизучение конкретных проявлений агроэкологической культуры сельских школьников. На данном этапе была выдвинута гипотеза исследования, проводилось накопление эмпирического материала, изучался передовой педагогический опыт.

II этап (1994;1997 гг.) — была организована экспериментальная проверка и корректировка системы средств формирования агроэкологической культуры сельских школьников.

III этап (1997;1998 гг.) — проводилось теоретическое обобщение результатов экспериментального исследования по формированию агроэкологической культуры сельских школьников, эффективности созданных для этого условий, анализ экспериментальных данных и их интерпретация, литературное оформление диссертации, подготовка методических материалов, направленных на внедрение в практику результатов исследования.

На защиту выносятся:

— теоретическое осмысление сущности. агроэкологической культуры учащихся сельских школ;

— номенклатура целей формирования агроэкологической культуры учащихся сельских школ, направленных на развитие их интеллектуальной, мотивадионной, эмоциональной, предметно-практической сфер и компонентов агроэкологической культуры в информационном, операциональном и аксеологическом аспектах;

— система средств по формированию агроэкологической культуры учащихся сельских школ, охватывающая управляемую и управляющую подсистемы школы и включающая управленческий содержательный и процессуальный аспекты.

Достоверность основных положений и выводов исследования обусловлена целостным подходом к проблеме и предмету исследования, опорой на современные научные концепции, использованием комплекса теоретических методов в сочетании с экспериментом, достижением взаимоподтверждающих результатов при использовании разных методов исследования.

Научная новизна исследования заключается в выявлении сущности понятия «агроэкологическая культура сельских школьников», определении целей ее формирования, критериев сформированности агроэкологической культуры сельских школьников, разработке и обосновании системы средств формирования агроэкологической культуры сельских школьников.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что выдвигаемые в нем положения позволяют совершенствовать учебно-воспитательный процесс^ способствуют решению проблемы адаптации сельских школьников к современным условиям жизни. Разработанная автором система средств формирования агроэкологической культуры устраняет пробел в организации целостного педагогического процесса и может быть использована сельскими школами агроэкологической направленности. Практические рекомендации и результаты проведенного исследования по формированию агроэкологической культуры сельских школьников используются в ряде школ Калининградской области, в работе со студентами Калининградского государственного университета, Калининградского технического университета, слушателями Калининградского областного института повышения квалификации и подготовки работников образования,.

Апробация исследования и внедрение полученных результатов. Теоретические положения, выводы, рекомендации обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях в Калининградском государственном университете (1997, 1998 г. г.), Калининградском институте переподготовки кадров и агробизнеса (1997,1998 г. г.), в ходе проведения Всероссийского творческого семинара директоров школ — Лауреатов Всероссийского конкурса «Школа года — 97» .

• * г. Москва, 1998 г.), Международной конференции ЮНЕСКО «Биология, гуманитарные науки и образование «(г. Москва, 1997 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Как показало настоящее исследование, процесс формирования агроэкологической культуры школьников возможно научно обеспечить при разработке целей и системы средств формирования агроэкологической культуры. формулировка целей агроэкологической культуры основывается на концепции развития индивидуальности, сущности агроэкологической культуры, выявленной нами в параграфе 1.1. первой главы, модели выпускника школы агроэкологической направленности. Разработаны эталонные цели, которые представляют собой конечный результат работы по формированию агроэкологической культуры сельских школьников. Номенклатура целей отражает сущностные характеристики агроэкологической культуры (система агроэкологических знаний, формирование ценностных агроэкологических ориентаций, система норм и правил отношения к природе, агроэкологические умения и навыки), интегрированные со сферами индивидуальности.

Разработанная система средств охватывает все возможности школы как системного объекта (управленческие, содержательные, процессуальные) в достижении цели формирования агроэкологической культуры учащихся сельских школ. Управленческие средства, относящиеся к управляющей подсистеме школы, включают в себя программу развития школы агроэкологической направленностиконцепцию такой школы — программу подготовки педагогических кадров к формированию агроэкологической культуры сельских школьниковсодержание управленческих функций, отражающих исследуемый аспектсистему взаимодействия педагогического и ученического коллективов с внешними организациямиконсалтинговую службу. Управленческие средства оказывают в большей степени опосредованное влияние на формирование агроэкологической культуры учащихся сельских школ. Системообразующим средством следует признать деятельность консалтинговой службы, обеспечивающей широкий спектр воздействия и концептуальный уровень осмысления инновационных процессов, обеспечивающих формирование агроэкологической культуры учащихся сельских школ.

Содержательные и процессуальные средства отражают управляемую подсистему, и включают учебный план, программы традиционных и новых предметов, содержание конкретных уроков (содержательные средства) — производительный труд в учебно-производственном центре, деятельность по благоустройству в школьном агроэкологическом комплексе (процессуальные средства). Содержательные средства непосредственно влияют на развитие индивидуальности школьников (конкретно на интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, экзистенциальную сферу и сферу саморегуляции) и формирование элементов агроэкологической культуры.

Особенность процессуальных средств состоит в их значительном влиянии на формирование умений конкретного характера и ценностных ориентаций.

В исследовании специально изучалось влияние разработанных средств на формирование агроэкологической культуры учащихся сельских школ. Были получены данные, динамика и сравнение с массовым опытом которых позволяет говорить о том,, что разработка и реализация представленных выше средств способствовали тому, что в учебно-воспитательном процессе и его результатах произошли кошфетные изменения.

Уровень профессионального мастерства педагогов в исследуемом аспекте повысился за счет осознанного отношения педагогов к формированию агроэкологической культуры сельских школьниковсовершенствования как их собственно агроэкологических знаний, так и знаний, касающихся процесса формирования агроэкологической культуры школьниковсформированности навыков диагностической, исследовательской, аналитической деятельности .

Возрос уровень агроэкологической культуры учащихся. Если до начала экспериментальной деятельности на 4 и 3 уровнях находились лишь 25% учащихся, то к концу их число увеличилось до 53%. Наиболее существенные изменения произошли в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и предметно практической сферподавляющее большинство учащихся избирают профессии, связанные с агроэкологической ориентацией.

Заключение

.

Настоящее исследование решает актуальную задачу формирования агроэкологической культуры учащихся сельских школ. Исследование направлено не только на удовлетворение запросов школьной практики в современных условиях, но и вносит определенный вклад в развитие педагогической теории. Этот вклад определяется тем, что новые образовательные потребности, связанные с реальной ситуацией рыночной экономики, сельскими образовательными учреждениями, работающими традиционно, удовлетворяются не полностью из-за недостаточной разработанности теоретических основ деятельности образовательных учреждений, направленных на решение задач формирования агроэкологической культуры учащихся. Решение задач данного исследования позволило сделать выводы:

1. Формирование агроэкологической культуры учащихся является необходимым и возможным в условиях современной сельской школы. Разработка понятия «агроэкологическая культура сельских школьников» обусловлена необходимостью практической подготовки сельских школьников к самоопределению для продолжения жизни в сельской местности. Сущность агроэкологической культуры, выявленная на основе общепринятых подходов к определению понятия «культура», с учетом понятий «экологическая культура», «агроэкология», представляет собой содержательное наполнение элементов: агроэкологические знания, ценностные агроэкологические ориентации, система норм и правил агроэкологического характера, агроэкологические умения и навыки. Выделенные уровни агроэкологической культуры учащихся сельских школ призваны обеспечить ориентацию педагогов в работе по ее формированию.

— 1252. Номенклатура целей формирования агроэкологической культуры, разработанная на основе концепции развития индивидуальности школьников, сущности агроэкологической культуры, модели выпускника школы агроэкологической направленности, отражает конечный результат работы школы по формированию агроэкологической культуры учащихся.

3. Разработка средств, обеспечивающих достижение поставленных целей, осуществлена на основе системного подхода к анализу возможностей школы в формировании агроэкологической культуры учащихся. С этих позиций рассмотрена управляющая и управляемая подсистемы и выделены прежде всего управленческие средства: программа развития школы агроэкологической направленности, концепция будущего школы, программа подготовки педагогических кадров к формированию агроэкологической культуры учащихся сельских школсодержание управленческих функций в исследуемом аспекте, система взаимодействия педагогического и ученического коллективов с внешними организациями, консалтинговая служба. Установлено, что управленческие средства оказывают в большей степени опосредованное влияние на формирование агроэкологической культуры учащихся сельских школ. В качестве системообразующего средства выступает консалтинговая служба, обеспечивающая широкий спектр воздействия на педагогический и ученический коллективы и. контентуальный уровень осмысления инновационных процессов, обеспечивающих формирование агроэкологической культуры учащихся сельских школ. Содержательные средства разработаны на концептуальном уровне (учебный план) — уровне комплексов учебных дисциплин (программы традиционных и новых предметов различной направленности: агроэкологической, социально-психологической, эстетической, лингвистической и др.) — непосредственно учебных предметов (содержание конкретных уроков). Содержательные средства осуществляют непосредственное влияние на развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сферы и сферы саморегуляции и формирование элементов агроэкологической культуры (агроэкологические знания, ценностные ориентации, система норм и правил агроэкологического характера, агроэкологические умения и навыки) в их интеграции. Процессуальные средства (акцент сделан нами на производительном труде в учебно-производственном центре и деятельности по благоустройству в школьном агроэкологическом комплексе) в значительной мере влияют на формирование умений конкретного характера и ценностных ориентаций.

4. Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу. Динамика и сравнение полученных данных с массовым опытом свидетельствуют о том, что разработка и реализация управленческих, содержательных и процессуальных средств формирования агроэкологической культуры сельских школьников способствовали тому, что в учебно-воспитательном процессе и его результатах произошли конкретные изменения. Можно констатировать повышение уровня профессионального мастерства в исследуемом аспекте за счет осознанного отношения педагогов к формированию агроэкологической культуры сельских школьниковсовершенствования как их собственно агроэкологических знаний, так и знаний касающихся процесса формирования агроэкологической культуры школьниковсформированности навыков диагностической, исследовательской, аналитической деятельности.

Получены конкретные результаты, подтверждающие положительную динамику формирования агроэкологической культуры учащихся. Наибольшие изменения выявлены в формировании интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и предметно-практической сфер в профессиональной ориентации на профессии агроэкологической направленности.

Таким образом, в исследовании на основе анализа состояния проблемы в теории и практике, выявлена сущность агроэкологической культуры, разработаны номенклатура целей и средства ее формирования. Установлено конкретное влияние разработанных средств на формирование агроэкологической культуры и доказана их эффективность. Это представляет теоретическую и практическую значимость основных результатов исследования.

Научная новизна обусловлена тем, что разработана сущность ранее не рассматривавшегося понятия, соответствующая ему номенклатура целей и средств формирования агроэкологической кулыуры. Рассмотрен инновационный процесс системного уровня, затрагивающий все стороны деятельности образовательного учреждения.

Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы формирования агроэкологической культуры учащихся сельских школ. Предметом дальнейшего исследования может стать разработка системы непрерывного агроэкологического образования, содержательных и процессуальных связей в системе «школа-среднее (высшее) образовательное учреждение-. научное обоснование подходов к аттестации сельских образовательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономического общего образования: Автореф. дисс.д.п.н. -Екатеринбург,-1995. 57с.
  2. .Г. Избранные психологические труды : В 2-х т. М., 1980.
  3. В.И. Технология экспертной оценки качества работы учителей и руководителей школ, лицеев, гимназий.-КазаньД994.-25с.
  4. А.З. // Материалы Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Белгород, 1994. — С.91−106.
  5. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М., 1976.-202 с.
  6. П.Р. Политехническое образование школьников. М., 1986. -176 с.
  7. Ю.К. Избранные педагогические труды.-М., 1989.- 220 с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса .-М., 1982.-192 с.
  9. Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей Ярославль- 1992.-39 с.
  10. К.Б. Кибернетика и метод аналогий: Учеб.пособие. М., 1974. — 104с.
  11. С.Я. Трудовая подготовка школьников. М., 1981.- 79 с.
  12. Н.А. О назначении человека.- М., 1993.- 382 с.
  13. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.- 120 с.-12 914. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах). М., 1990. — 356 с.
  14. П.П. Избранные педагогические произведения, — М., 1964. -169с.
  15. П.П. Избранные психологические произведения.- М., 1961. -175 с.
  16. Л. Д. Международная конференция по экологическому образованию детей: Тезисы докладов. Обнинск, 1995. — 183 с.
  17. Л 8. Богуславский М. В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения.-М., 1994.-182с.
  18. Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности. //Педагогика. № 5−6. 1992. — С.32−37.
  19. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов. Калининград, 1985. — 264 с.
  20. Л.Ю. Воспитание профессиональной направленности старшеклассников в межшкольном учебно-производственном комбинате: Автореф.дисс. к.п.н. Екатеринбург, 1995. -'21 с.
  21. В.А. Материалы Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации. -Белгород, 1994. С. 49−54.
  22. Л.А., Тамарская Н. В., Сергеев В. Н. Информационно-аналитический материал о деятельности Моргуновской школы агроэкологического направления. Калининград: КИПКиАБ, 1998.- 80 с.
  23. Л. Ученический колхоз школа предпринимательства. // Советская педагогика. — 1990. — № 11. — С. 157−158.
  24. С.И. Научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. Калининград, 1996 .-84с.
  25. С.И. Проблемное обучение в начальной школе : Учебное пособие .-Калининград, 1995.-71с.
  26. А.А., Волков С. Н. Повышение эффективности использования земли. М., 1991 .-87 с.
  27. И.М., Курина А. Л., Феротов B.JI. К профессиограмме учителя биологии по предмету «Основы сельского хозяйства» // Биология в школе.- № 2.-1989. -С.50.
  28. Н.Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс. д.п.н. .М., 1991.-31 с.
  29. Ф.С. Международная конференция по экологическому образованию детей: Тезисы докладов. Обнинск, 1995. — 183 с.
  30. Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы // Начальная школа 1997. — № 4, — С. 36−40.
  31. Н.Ф. Взаимосвязь географических и биологических знаний в экологическом образовании школьников // География в школе 1991. № 3. — С.39−44.
  32. Е.Р., Круглова М. В. Международная конференция по экологическому образованию детей: Тезисы докладов. Обнинск, 1995.- 183 с.
  33. Волкова Л. Ю, Воспитание профессиональной направленности старшеклассников в межшкольном учебно-производственном комбинате: Автореф.дисс.к.п.н. -Екатеринбург, 1995 .- 21с.
  34. Воспитание учащихся в сельской школе. Сб.науч.трудов. М., 1986. -149 с.
  35. Воспитательная система школы: аспект моделирования / Авт.-сост. Н. Степанов, JI В. Байбородова, C.JI. Паладьев. Псков, 1994. — 93с.
  36. В. А. Прикладная экология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512с.
  37. В.А. Экология: словарь-справочник. Ростов-на-Дону. Феникс, 1997. — 576 с.
  38. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя практика: Пер. с англ.- М., 1991.- 320с.
  39. .Л. Эрих Фромм о воспитании . Советская педагогика. -1991 .-Ш1.-С.114−121.
  40. Г. Г. Организационно-педагогические основы управления образовательной школой: Учеб.пособие.- Казань: КГПИ, 1985.-107 с.
  41. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М., 1997.-697с —< '
  42. С. И.Основы педагогики: Введение в прикладную философию.-М., 1995. 448с.
  43. В.В., Лисочкина Т. В., Некрасова Т. П. Экономические основы экологии. Учебник. С. — Пб, 1995. — 280с.
  44. В.П. Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и вузе. //Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1 М., 1997. -174 с.
  45. Н.В. Внутришкольноё управление: Теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. М., 1995. — 80 с.
  46. Н.В., Френкель Т. В. Сельская школа: Организационно-педагогические вопросы управления. М, 1991 .-61с.
  47. О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, 1996.-94с.
  48. О.С. Педагогика индивидуальности.-Калининград, 1995.-|94:с.
  49. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М., 1986.-48с.
  50. Гуманистическая направленность деятельности учащихся (проблемы анализа): Методическая разработка. Сост. В. П. Бездухов, Л. К. Тимофеева.-Самара, 1995.-42 с.
  51. М.П. Материалы Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием субъектов российской Федерации. -Белгород, 1994. С.63−75.
  52. М.П. Сельская социальная среда как педагогический фактор. Автореф.дисс.канд.пед.наук М., 1994 — 26 с.
  53. Э.Д. Фермер, арендатор. // Биология в школе. 1991. — № 5. -С.65.
  54. Р. Основы экологии.-М., 1975.-415 с.
  55. М.А. Процесс обучения в высшей Школе . М.- 1960 -299с.
  56. Данилов-Данильян В.И., Горшков В. Г. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия. М, 1994. — 133с.
  57. И. И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев, 1989.-408с.
  58. Л. Психология малых групп. М., 1979.- 123с.
  59. Т.А. Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и вузе: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2 М., 1997. — С.140 .
  60. Доватор PJL Русская трудовая школа конца XXI начала XX вв.: проекты программ //Советская педагогика.-1990.-№ 10.-С.117−121.
  61. Дре Ф. Экология: Пер. с франц. М, 1976. — 168с.
  62. В.М. и др. Эффективность севооборотов и направления их совершенствования. М. Д993.-С.27−33.
  63. Л.Н., Пичугина Г В. // Фермеров готовим в школе. // Биология 0 в школе 1994. — № 1. — С. 35−40.
  64. П., Танг М. Биосфера и место в ней человека: Пер. с франц. -МД973. -267с.
  65. В.И. Экономическое обеспечение развития школы // Мир образования. 1995.-№ 0. — С. 68.
  66. Е.Б. Решение младшими школьниками познавательных задач ботанического содержания: Метод.пособ. Калининград, 1996.-68с.
  67. П.А., Величкина В. М. Учитель сельской школы. М., 1985. -47 с.щ. 74. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1998. 57с.
  68. С.М., Ивченко Т В. Состояние и проблемы экологического образования в школах Калужской области // Материалы международной научно-практической конференции ^'Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и в вузе" 4.2.-1997.- С.28−31.
  69. Заикина Е.А.// Международная конференция по экологическому образованию детей: Тезисы докладов. Обнинск, 1995. — 183 с.
  70. Г. Г. Изучение биологических основ вьфащйвания сельскохозяйственных культур на уроках биологии в 5−6 классах // Биология в школе. 1989. — № 2.- С. 29.
  71. Захлебный, А Н. Школа и проблемы охраны природы М., 1981 .-184с.
  72. А.Н. О формах организации экологического образования и воспитания школьников // Биология в школе. 1987. — № 3 — С. 67−69.
  73. И.Д. Средства экологического образования. М. Д993. — Вып. 1. -С. 49−53.
  74. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1980, — 96 с.
  75. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1992 .-144с.
  76. Знакомьтесь сельская школа-комплекс: Пакет документов. — М., 1995−7^
  77. . На все запросы и требования «рынка обучения» должна отвечать система подготовки и переподготовки управленческих кадров // Директор школы. 1994.- № 3. — С. 14−22.
  78. А.Ф. Сельская школа : Из опыта работы Мятлевской средней школы Калужской области. М, 1987. — 128с.
  79. . Менеджмент в условиях рыночной экономики. Минск, 1992.-97 с.
  80. Изучение экосистем своей местности: Лесные экосистемы // Авт. -сост. Самкова В. А. и др. М., 1994. -58 с.
  81. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс).-М., 1984.-144с.
  82. Инновационная деятельность школы агроэкологического направления: Тезисы докладов первой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Моргуновской школы агроэкологического направления. Калининград, 1997. — 38с.
  83. А.П. Педагогическая гимназия: Книга для учителя. М., 1992,112 с.
  84. В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Автореф. дис. .к.п.н. Минск, 1994.- 22с.
  85. В.И. Экологические основы земледелия. М., 1996.-367 с.
  86. А.Ю. От экологического образования к экологическому воспитанию // Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. Волгоград, 1993.- С. 107−111.
  87. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе / Отв.ред.Я. С. Турбовской.-М., 1988.-115с.
  88. Комплексная программа «Сельская школа». РАО — М., 1993. — 23 с.
  89. Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков, 1996, — 440 с.
  90. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993.-139с.
  91. А.Е. Сельская школа проблемы и перспективы // Советская педагогика. — 1984. — № 10. — С. 10−12.
  92. JI.B. Фермер начинается в школе: об ученических производственных бригадах // Биология в школе 1992. — № 5/6. -С.35−37.
  93. В., Давыдов В. Малокомплектная школа: планирование и управление // Народное образование. 1987. — № 3. — С.45−48.
  94. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе: Метод.реком.и разработки. Ставрополь, 1988.-201 с.
  95. Р.Л., Дубровская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.- 75 с.
  96. Н.К. Избранные произведения: Политехническая школа. -М., 1988.-С.235.
  97. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.-32с.
  98. В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения класса к природе .// Психологический журнал. 1995. -№ 3. С. 70−73.
  99. B.C. Содержание образования. М., 1989. — 360 с.
  100. И.Я. Базовое содержание общего образования // Советская педагогика. -1991 .-№ 11.- С.15−21.
  101. М.А. Экологическая подготовка преподавания физики в системе непрерывного образования. Автореф. дисс.. док.пед.наук. -Санкт-Петербург, 1995. 36 с.
  102. В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М., 1996. — 77 с.
  103. И. С экологической ориентацией // Народное образование.1993. -№ 4. С.26−27.
  104. А.С. Трудовое воспитание. М., 1964. — 245с.
  105. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.1987.- 190 с.
  106. Н.М. Культура, экология, образование. М ., 1996. — 51 с.
  107. И.В. Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и вузе. Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. М., 1997. — 140 с.
  108. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192с.
  109. В.Д., Кравченко Н. А. Бизнес-планирование. Новосибирск, 1994.- 151с.
  110. Д.Ж. Социальная экология . М., 1991. — 176 с.
  111. Методика комплексного эксперимента по исследованию взаимосвязи общего и профессионального образования / Под ред. А. А. Кирсанова. М, 1988. — 171с.
  112. Методологические основы построения целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1984. — 98 с.
  113. Т. Жизнь в окружающей среде: Пер. с англ. Т. 1. — М., 1993.-266с.
  114. Моисеев Н. Н, Экологическое образование // Биология в школе. -1996, — № 5. -С.29−32.
  115. Н.Н. Экология и образование.- М., 1996.-192 с.
  116. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, Минск, 1996.- 128 с.
  117. А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. -М&bdquo- 1990. -39с.
  118. Г. А. Основы общей экологии и охраны природы. Л.,. 979. -352с.
  119. Л.И. Школа и среда. М., 1985.- 74 с.
  120. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1982.-382 с.
  121. Новые ценности образования: культурные модели школ. Выпуск 6: Инноватор Bennett College. — М., 1997. -248 с.
  122. Образование в Нижегородской области: Информация для руководителей./Под ред. С. Т. Шапошниковой Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. — 58 с.
  123. Ю. Экология / Пер. с англ. Т 1−2. — М., 1986. — 704 с,
  124. С.И. Словарь русского языка. М., 1972. — 846 с.-139 135. Основные положения и критерии оценки работы инновационных учебных заведений: Метод.материалы. Волгоград, 1992.-42с.
  125. Особенности воспитания, обучения сельских школьников и подготовки учителя к работе в малокомплектной школе. Смоленск, 1994, — 73 с.
  126. Р. Книга о новом нравственном мире: Утопический социализм. -М&bdquo- 1982.-С. 327−335.
  127. Р. Природа предъявляет счет : Пер. с англ. М., 1969.- 566 с.
  128. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995. — 256с.
  129. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Киев, 1988.- 189 с.
  130. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. М., 1996. — 320 с.
  131. Проблемы сельских малокомплектных школ. М., 1990. — 24с.
  132. Профконсультационные методы изучения личности школьника. -Киев, 1989.-96с.. «' '
  133. Психология управления: Курс лекций /Аверченко Л.К. и др. -Новосибирск. 150 с.
  134. Рабочая книга школьного психолога / Дубровина И. С. и др. М., 1991. — 303 с.
  135. Ф. Основы прикладной экологии / Пер. с франц. Л. Д981. -543с.
  136. B.C. Подготовка старшеклассников в агроклассе к труду в крестьянском (фермерском) хозяйстве: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Брянск, 1996. -17 с.
  137. Н.Ф. Популярный биологический словарь. М., 1991. — 639 с.
  138. Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М, 1994,-415 с.
  139. Решение младшими школьниками познавательных задач ботанического содержания: Методическое пособие сост. Е. Б. Жадобко. Калинингр. ун-т. — Калининград,!996. — 68 с.
  140. М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994.-68с.
  141. В.В. Сумерки просвещения .- М., 1990.-620 с.
  142. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423с.
  143. Руководство сельской восьмилетней школой: Пособие для директора школы // Под ред. Т. И. Шамовой М, 1978. — 274 с.
  144. Г., Смитбург Дю, Томпсон В. Менеджмент в организациях. -М., 1995. 255 с.
  145. В.А., Прутченков А. С. Экологический бумеранг: Практические задания для учащихся 9−10 классов. М., 1996. — 48с.
  146. JI.B. Индивидуальные особенности ученика и их оценка: Метод.реком. Калининград., 1997,-20 с.
  147. В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика! 1989. — № 5, — С.15−18.
  148. К.К. Школьная психодиагностика .- Херсон., 1988.- 81 с.
  149. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.- 224 с.
  150. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Психология человека. М., 1 995 234с.
  151. Современные подходы к обучению в сельской школе: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. Ф. Дробниса. Волгоград, 1995. -174 с.
  152. Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и в вузе. Материалы Международной научно-практической конференции. -Ч. 1 -М., 1997. 120 с.
  153. И.С. Материалы Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Белгород, 1994. — С. 33−47.
  154. Справочник менеджера образования ./ Под ред. Гершовича. В 2-х т. Т.1.М., — 1995.-390 с.
  155. Г. Д. Сельская школа: новое в содержании образования // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 39−45.
  156. И.Т. Методическая система экологического образования в школе // Советская педагогика. 1988. — № 9. — С. 31−35.
  157. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: методическое пособие для учителя. М., 1994. — 127 с.
  158. В.А. О воспитании. М., 1985. — 270с.
  159. В.А. Природа, труд, мировоззрение // Биология в школе. 1977, — № 5.-С. 12−18.
  160. Н.В. Научно-методическое обеспечение становления образовательных учреждений нового типа. Диссерт.. канд.пед. наук. -Калининград, 1993 199 с.
  161. Д.В., Воровщиков С. Т. Консалтинговая служба: от управленческих идей к педагогическим технологиям. Челябинск, 1994.-79 с.
  162. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.,-М., 1989. 352с.
  163. Титович С. П, Алферов Ю. С. Управление школой в федеративном государстве. М., 1992. — 56с.
  164. В. Сельскохозяйственная экология. М., 1971. — 456с.
  165. Е.В. // Материалы Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Белгород, 1994. — С. 14−17.
  166. Л. Психологическое консультирование и менеджмент. М., 1997.- 160 с.
  167. Д.И. Проблемы трудового обучения и воспитания учащихся, // Биология в школе. 1989. — № 2. — С.25 — 26.
  168. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М., 1997. — 288 с.
  169. Э.Й. Преемственность в воспитании к труду в сельскохозяйственном производстве (на материале учебно-воспитательного комплекса «школа-вуз»): Автореф.дисс.. канд.пед. наук.-М., 1995. 16 с.
  170. Трудовое начало школы // Школа и производство. 1990, — № 2. — С.14−17.
  171. Г. Л. Экология и агрономия. Кишинев, 1991. — 287 с.
  172. Управление малокомплектной сельской средней общеобразовательной школой: Учебное пособие / Под ред. И М. Чередова. Омск, 1984. -100 с.
  173. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  174. Управленческое консультирование / В 2-х Т.: Пер. с англ. М., 1992. -165с.
  175. Н.А., Вакулин А.А.,. Марымов В. И. и др. Сельскохозяйственная экология. М., 1996. — 255с.
  176. Л. Как построить новую школу // Народное образование. -1993, — № 7−8. -С.6−11.
  177. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М., 1991.-288 с.
  178. С. Сможет ли старшеклассник стать предпринимателем? // Педагогика., 1992. № 5/6. — С. 124−125.
  179. Р.Н. Воспитание гуманного отношения к живому в школе и в вузе: Тезисы международной конференции «Биология, гуманитарные науки и образование М., 1997. — С.41−42.
  180. С.Г., Мерзляков О. В., Барышева Ю. А., Багоцкий С. В., Головнев А. В. Современные проблемы биологии и экологии в школе и в вузе: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. М., 1997. — 140 с. ,
  181. С.С. Агротехника многолетних трав. М. Д959. — 262» с.
  182. Е.В. Методика организации исследовательских работ учащихся в школе // Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и в вузе: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. М., 1997. — С 67−69.
  183. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. Ставрополь, 1991 .-98с.
  184. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л. П. Печко.-М., 1984.- 135 с.
  185. Экологическое образование в школе: Концепция / И. Д. Зверев, Суравегина И. Т., Кучер Т. В. и др. М., 1994. — 32 с.
  186. Экологическое образование школьников / Под ред. Зверева И: Д., Суравегиной И. Т. -М., 1983. -160 с.
  187. Экономический справочник директора школы. М., 1995. — 264с.
  188. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. Поташника.-М., 1991.-212 с.-144 200. Энциклопедический словарь./ Под ред. Введенского Б. А. Т. 2. М., 1954.-719 с.
  189. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.-91с.
  190. В.А. Ученический кооператив. // Биология в школе. 1990. -№ 6 -С. 61−62.
  191. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. М, 1996.- 352 с.
  192. Е.Ш. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы .-М., 1996. 62 с.
  193. An NGO Vision of an Agenda 21 for the Baltic Sea Region / Coalition Clean Baltic and Baltic Nordic NGO Network on Sustainable Energy -OctoberД 996. — 25 p.
  194. Food and Fibres. Sustainable agriculture, forestry and fishery / Editors Bengt Bodin and Sten Ebbersten.- Swedish University of Agricultural Sciences Uppsala, 1997, — 54 p.
  195. Krell R., Michaelsen Т., and Nachtergaele F. Sustainable management of rural areas and preservation of a natural environment //Naturopa.- № 78 -1995,-p.4−5.
  196. Strategy for Sustainable Development / Proposals for a Swedish programme Enviro'93 — Stockholm, 1994, — 281 p.
Заполнить форму текущей работой