Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образование как способ становления современного человека: Методологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные выводы открывают следующие перспективы, рассмотренные в настоящей диссертации: возможности более содержательного раскрытия природы человека в образовательном аспекте, то есть более глубокое выявление человеческой природы как факта общественной жизни в контексте рассмотренной структуры образованияболее содержательное раскрытие способов конкретно научного обоснования статуса образования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ ОТ «ЕСТЕСТВЕННОСТИ» — К ВЫСОТАМ КОСМОЦЕНТРИЗ-МА
    • 1. Совершенствование человеческих ощущений как первоприродной организации — с их выведением на уровень второй природы
    • 2. Специфика «второприродной» организации индивида
    • 3. Утверждающая себя личность как выражение го-мосапиентного прорыва в ноосферу
  • ГЛАВА 2. НТП — В ФОКУСЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СТИМУЛИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К КОЛЛЕКТИВНОЙ ОСУЩЕСТВИМОСТИ
    • 1. Влияние научно представляемой информационной реальности на социальную обкатку рядового «носителя цивилизации»
    • 2. Самоопределение «человека информационного» -результат образовательного настроя эпохи
    • 3. Поступочная деятельность как выполняемая практически-духовная программа по образованию нового человека

Образование как способ становления современного человека: Методологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы человека приобретают сегодня чрезвычайную значимость, связанную с раскрытием личностного начала. При этом личность все более и более отождествляется с творчеством. Благодаря такому ее пониманию становится возможным все более успешно осуществлять анализ человеческой природы, заключенный в нашей телесности.

Человеческая природа — сложное структурное образование. Она включает в себя два тесно взаимосвязанных уровня. Первый уровень — это наша естественная природа, доставшаяся нам со времени формирования вида homo sapiens, т. е. примерно 45 тыс. лет до нашего времени. Вторая человеческая природа есть более позднее образование, связанное со становлением человеческой индивидуальности, и мы относим её возникновение ко времени формирования неолитической революции (10−8 тысяч лет до нашего времени).

Первая человеческая природа, будучи естественной, включает в себя уровень внешнеощущаемой и уровень внутреннеощу-щаемой деятельности. Внешние ощущения: вкус, слух, осязание, обоняние, зрение, — связывают человеческое существование с макромиром. Отсюда они, внешние ощущения, макроскопичны. Благодаря этому индивид уютно вписывается в природную действительность.

Внутренние же ощущения: тактильные, висцеральные, кинестетические, болевые, температурные, равновесия, вибрационные, — выполняют двоякую функцию. Прежде всего они утверждают индивида в его телесности. И в этом отношении выполняют макроскопические установки. Вторая важная функция внутренних ощущений — осуществлять на нейроуровне связь индивида с трансцендентной реальностью, или «запредельными» мирами.

Между внешними и внутренними ощущениями реализуется постоянное противоречие. Ведь внешние ощущения выносят индивида вовне, а внутренние имеют тенденцию направить его в противоположную сторону. Это исторически сложившееся противоречие получило свое разрешение в том внутреннем самодвижении человеческой индивидуальности, результатом которого стало формирование второй — искусственной — природы человека, которую мы называем духовностью. Отсюда видно, что вторая человеческая природа невозможна вне деятельности первой человеческой природы, она — своеобразный ее результат. И в то же время человеческая духовность не сводима к своей естественноприродной основе. Для нас вторая природа приобретает особое значение. Дело заключается в том, что изначально раздвоенный индивид, о чем было сказано выше, стремится обрести единство и какую-то цельность именно в фокусе второй человеческой природы. Это стремление носит проблемную направленность, связанную с тем, что наша духовность в идеале, утверждая отмеченное единство, на деле далеко не в силах осуществить его. И этот ключевой момент составляет содержание нашего исследования. При этом опыт предшественников имеет огромную ценность для решения поставленной нами проблемы.

Состояние и степень изучения темы. От античности до настоящего времени учеными проведена значительная работа для того, чтобы приблизить понимание единства природной и духовной основ в человеке, раскрыть сущность процесса доминирования у индивида духовных ценностей над материальными, дальнейшую эволюцию человека в условиях социокультурного процесса. Обобщая достижения науки в этой области, накопленные человечеством знания, можно тезисно изложить их в виде следующих позиций:

1) обладание знаниями представляет собой определенный уровень личностного развития, образа жизни индивида (Аристотель, Демокрит, Платон, Плутарх, Эпикур, Г. Ф. В. Гегель, П. П. Блонский, А. Дистервег, Я. А. Коменский, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский и др.);

2) образование — специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей (Августин, Н. А. Бердяев, К. А. Гельвеций, И. Ф. Гербатр, Дж. Дьюи, Дж. Локк, К. Д. Ушинский, Э. Фромм, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, А. А. Гусейнов, Н. Н. Моисеев и др.);

3) образование являет собой механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства (Л.А.Беляева, А. В. Брушлинский, С. И. Гессен, О. Довженко, Е.Н.Кабанова-Меллер, И. П. Колесникова, В. Б. Куликов, Н. С. Ладыжец, Б. Т. Лихачев, Н. С. Розов, В. А. Сухомлинский, В. Д. Шадриков, К. А. Шварцман, П. Г. Щедровицкий и др.);

4) индивидуальное самовыражение личности — вершина социокультурного процесса в эволюции человека (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. Г. Асеев, М. М. Бахтин, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. М. Веккер, Д. И. Дубровский, Д. Дьюи, Ф. Г. Зиятдинова, Н. С. Коноплёв, А. Мас-лоу, Ю. Н. Кулюткин, Н. А. Менчинская, К. Роджерс, Г. С. Сухобская, Ш. А. Амонашвили и др.).

В связи с последней изложенной позицией нам важно выявить, каким образом осуществляется гармонизация индивидуального самовыражения, благодаря которому и развертывается творческий потенциал индивида, который мы характеризуем как воплощенное творчество.

Этот процесс единения личностного начала в индивиде с его естественноприродной выраженностью мы понимаем как реализацию процесса образования. Благодаря этому осуществляется становление нового человека. Таким образом, образование, по нашему мнению, это способ гармонической соотнесенности природного и духовного начал в человеке. И в таком своем понимании «образование» вполне философски насыщено.

В отличие от образования в рамках конкретной науки педагогики, которая при помощи образования осуществляет воспитательно-обучающую функцию, философски понимаемое образование вбирает содержание педагогически осмысливаемого образовательного процесса и придает ему не конкретное, а общечеловеческое назначение. Становится понятным, что философия образования зиждется на конкретнонаучных разработках человеческой проблематики, включая педагогику, и только благодаря этому оказывается способной всесторонне рассмотреть смысл человеческой жизни. В этом мы находим конкретнонаучное обоснование философского образования.

Объектом нашего исследования является человек, его деятельность в общем цивилизационном процессе, главенствующую роль в котором играет образование, позволяющее индивидууму достичь высот человеческого самосовершенствования и обеспечить такую важную сторону воспроизводства поколений как формирование Личности, Родителя, Гражданина (все — с большой буквы, так как мы имеем ввиду всестороннюю развитость, полноценность и максимальную самореализуемость оптимума).

Предмет исследования видится автору в личностно-творческой природе индивидуума, проявляемой в таких сферах, как познание, общение, предметно-практическая деятельность. Благодаря этому осуществляется непосредственно личностное самовыражение, получающее в настоящем исследовании конструктивное обоснование.

Исходя из вышесказанного, целью настоящего исследования является раскрытие внутреннего механизма становления личности, благодаря чему она и определяет содержание образования. Указанная цель решаема рядом задач. Задачи эти следующие.

Мы раскрываем содержание взаимодействия внешних и внутренних ощущений в рамках первой природы. Другая задачавыявляем противоречивую соотнесенность их взаимодействия на уровне второй — искусственной — человеческой природы, или духовности. Оказывается, что в ней результаты деятельности внешних ощущений предстают в качестве разума, внутренних ощущений — веры. Выявление характера взаимодействия разума и веры — очередная важная задача, которую мы пытаемся решить для выяснения специфики образовательного процесса.

Методология настоящего исследования определяется диалектически реализуемой философской антропологией с ее диа-лектико-системным подходом к человеку. В диссертации также используется метод исторического и логического раскрытия социальной проблематики. И все это вместе выводится из содержания материалистически понимаемой теории отражения. Это нашло своё выражение в той теоретически раскрываемой структуре феномена образования, которая обосновывается содержанием первой главы, а также её, этой структуры, практическим преломлением, нашедшим своё воплощение во второй главе работы.

В связи с этим на защиту диссертантом выносятся следующие положения:

1. Обосновывается философская, в отличие от педагогической, образовательная концепция, связанная с тем, что образование рассматривается в качестве важнейшего способа становления личностного начала в человеке.

2. Даётся и раскрывается структура феномена образования, конкретизирующая характер становления личности нового человека.

3. Указанная теоретическая схема реализуется поступочной деятельностью, благодаря чему образование предстаёт в его духовно-предметном воплощении — в конкретной человеческой жизнедеятельности.

4. Выявляется связь теоретически выражаемого образовательного процесса с конкретно научной познавательной деятельностью (с педагогикой, психологией, антропологией, социологией, экологией), а также с различными формами обучающей практики на материале работы Иркутского педагогического колледжа № 1 и других обучающе-образовательных учреждений.

5. Раскрывается положение, выявляющее содержание образовательного процесса как условие формирования личности нового человека как патриота своего Отечества.

Научная новизна исследования. Настоящая диссертация представляет собой одну из немногочисленных пока попыток целостного философского осмысления значимой роли образования в становлении современного человека, максимально содействующего оптимальной социализации личности в системе общественных отношений. Работа носит характер обоснования статуса образовательного процесса в его личностно-бытийном выражении.

Научно-практическая значимость работы. Материалы и результаты диссертации расширяют область изучения первоприрод-ной и «второприродной» организации индивида, его поступочную деятельность как практически — духовную программу по образованию нового человека. Содержание и выводы исследования 9 могут найти применение в практической работе по разработке стратегии общеобразовательного процесса в современных условиях.

Содержание работы апробировано автором настоящей диссертации на международном российско-польском семинаре «Анд-рагог в открытом обществе» (Иркутск, 5−6 мая 2000 г.), на ряде ежегодных научно-практических конференций в Иркутском государственном университете, в Иркутском педагогическом университете, на Всероссийских научно-практических конференциях, проводимых Институтом образования взрослых РАО г. Санкт-Петербурга, на производственно-педагогической базе ИПКРО Иркутской области и Иркутского педколледжа № 1, являющегося экспериментальной площадкой Института образования взрослых (1996;2000 гг.), на Съезде работников образования Сибири (декабрь 1999 г., г. Новосибирск), ежегодных областных педагогических конференциях средних педагогических учебных заведений региона (1998;2000 гг.), Совете директоров педагогических колледжей области, которым автор руководит с 1994 г.

Содержание диссертации отражено в 3 публикациях. Диссертация объемом 166 страниц включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Философское постижение человека, его изучение антропологическими науками свидетельствует о его многомерности, мно-голикости, неисчерпаемости, «тайне», сокрытой в человеческой природе.

Характерная особенность философского, научного развития в наши дни — нарастающий интерес к проблеме человека. Исследования в области телесной природы человека рождают новые версии, гипотезы, результаты исследований которых раздвигают представления о человеке как предмете образования, воспитания, обосновывают идею сложного единства биологического и социального, врождённых, наследуемых от далёких предков современного человека и приобретаемых при жизни программ поведения (поступков), инстинктов и разума.

Проведённое нами философское исследование на основе онтологического развёртывания выявленной структуры бытия образовательного процесса как способа становления личностного начала в человеке позволило сделать следующие выводы: существенной для философии образования представляется его трактовка как процесса становления личности в социуме — усвоения индивидом определённой системы ценностей, норм, установок, поступков, присущих данному обществу, социальной общности, что позволяет ему (индивиду) функционировать как их членув самом предмете деятельности человека всегда содержится необходимость образования как способа своего рода замены индивидуального опыта опытом, накопленным предшествующими поколениями. Появление и развитие феномена неповторимости (индивидуальности) человеческого существования, действующего в современных условиях динамически устойчивого состояния, возможности разума приобретают космические очертания и позволяют реализовать образовательный процесс, направленный на достижение высоких способов самореализации, утверждение личностных начал в человеке. Это и есть го-мосапиентной прорыв в ноосфере. И образование в этом прорыве — единственный цивилизованный путь возвышения личности и «высвобождения» её потенциальных творческих возможностей. Тем самым речь идёт об образовании как способе реализации нового человека, его сущности. Философский анализ проблемы человека мы осуществили в первой главе, в которой показали, что образование решительно присутствует во всех актах человеческой деятельности, что следует рассматривать как своего рода социально необходимое выражение глубинной потребности человека в саморазвитии и самореализациивыделенная нами философская структура феномена образования включает в себя единство четырёх компонентов: лич-ностно представленного творчества, типического в образовании, виртуальной реальности как актуального способа неповторимости личностного самовыраженияфеномена Университета, на фундаменте которого происходит образование нового человекав современных условиях необходимо рассматривать образование как социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному, культурному функционированию и развитию, совершенствованию общественного организма через процессы специально организуемой, целеположенной социализации индивидовобразование регулирует, направляет, совершенствует эти объективные сущностные процессы развития человека, эволюции человечества. При таком видении образования акцент смещается на «образовывание» индивида: оттеняется цель создания внешних и внутренних условий для развития индивида в процессе освоения ценностей культурыобразовывание рассматривается как синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Всё это процессы неразделимые, что даёт основание рассматривать образование как многоуровневое образовательное пространство, создающее условия для саморазвития личности. По нашему мнению, образовательные пространства для индивида представлены не только как школа, вуз, а как множество и разнообразие образовательных возможностей, выборов, выходящих за рамки конкретного образовательного учреждения, за рамки полов и возрастов, -создающих для индивида условия непрерывного образования. Именно в этом случае можно говорить о формировании целостной личности, способной вырваться из-под власти рутины общего, через поступочную деятельность реализовать свою индивидуальность, осуществить своё самовыражение, оторваться от абстрактной морали и религии и восстановить в себе живого Бога. Осуществляться это может, прежде всего, на базе преимуществ и возможностей университетской системы образования, обеспечивающей формирование свободной личности, способной реализовать свою сущность через принцип Сократа «поБсе 1е ¡-рейт» («познай самого себя»), непрерывное сочетание образования и воспитания, самообразования и самовоспитания, и в итоге не только познающей себя, но и созидающей себя- ¦ непрерывное образование как бы завершает прорыв во временных рамках индивидуального обучения, «обрекая» человека на образование (и прежде всего самообразование) в течение всей жизнивыдвижение на первое место среди всех человеческих ценностей ценности образования связано с новым качественным состоянием, которым охвачено современное человечество. Рушатся прежние составляющие нашей человеческой морали. И мы должны срочно искать выход из создавшегося положениязвучавшие рассуждения о том, что со временем человечество с планеты Земля переместится на другие планеты солнечной системы (К.Э.Циолковский) всё еицё не соответствует реальным человеческим возможностям, и мы должны надлежащим образом обустроиться на нашей Земле. А идея В. И. Вернадского о необходимости созидания ноосферы — сферы разума — становится по сути дела мировоззренческим фундаментом стратегии перехода мирового сообщества на новую модель развитияобновление жизни через формирование ноосферного мышления, формируемого в процессе образования, которое является синтезом многих факторов, выстраивает новую философскую картину мира как единства реального и виртуального, как прорыв к творчеству самосозидания личности и гуманизации общества, личности с её неповторимым своеобразием, уникальностью человеческого «Я" — современное образование должно помочь человеку преодолеть наблюдающуюся разорванность его внутреннего состояния, о чём выше мы неоднократно говорили, способом этого цельно-выраженного человеческого состояния должен стать по-новому обустроенный быт, рассмотренной в фокусе структуры образования. Лишь в рамках быта наиболее успешно осуществится образовательный процесс. Мы видим, что НТР всё больше своих сил уделяет становлению нового быта. Благодаря обустроенному быту укрепится современная семья с её гармоничным разрешением как тендерной проблематики, так и проблемы отцов и детей. Человечество по-настоящему найдёт своё место в мире. Укрепившись бытом человечество от своего случайного существования в рамках формируемой им ноосферы перейдёт в границы необходимо реализуемого самоосуществления, тем самым по-настоящему утвердится статус человечества в XXI веке. Новое образование в новом веке совместно с иными системами духовно-бытовой сферы станет базой информационного поступательного общества как «самообучающегося общества» .

Полученные выводы открывают следующие перспективы, рассмотренные в настоящей диссертации: возможности более содержательного раскрытия природы человека в образовательном аспекте, то есть более глубокое выявление человеческой природы как факта общественной жизни в контексте рассмотренной структуры образованияболее содержательное раскрытие способов конкретно научного обоснования статуса образования как пути реализации подлинной человечности, открываемой нам XXI векомболее глубокое выявление природы человека как собственно человеческой благодаря философии образования.

Мы подчёркиваем, что наша работа — это лишь начало исследования по проблеме образования, связанной с формированием нового человека. А новый человек может быть сформирован на основе новых идей, новой, рассмотренной нами образовательной программы, связанной с обновляемым обществом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессивного развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века. М.: ВЛАДОС, 1994. — 334 с.
  2. Ю.Ф. Философия М.М.Бахтина. Иркутск: Изд-во Ир-кут. ун-та, 1994. — 26 с.
  3. Августин. Лабиринты души. Симферополь: Реноме, 1998. -413 с.
  4. В.В. Традиция как преемственность и служение //Человек 2000. — № 2. — С.38−51.
  5. Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988.-286 с.
  6. Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука, 1977. — 321 с.
  7. Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. -208 с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  9. И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. М.: Наука, 1974. — 284 с.
  10. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969. -Т.1. 4.1. -576 с.
  11. Антонов А. И Микросоциология семьи. Методология исследовательских структур и процессов.-М.: «Nota Вепе», 1998.-357 с.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. -М.: Педагогика, 1981. 340 с.
  13. В.П. Становление человека. М.: Политиздат, 1984.-462 с.
  14. В.И. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 1999. — 944 с.
  15. Аристотель: Соч. В 4-х т. Метафизика. — М.: Мысль, 1976. -Т.1.-550 с.
  16. А.Г. Психология личности. М.: Москов. ун-т, 1990. — 367 с.
  17. В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 382 с.
  18. Ю.К. Педагогический процесс //Избр. пед. труды /Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  19. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения //Вопросы психологии 1984. — № 1. — С.24−31.
  20. B.C., Маклина С. Т. Виртуальная реальность в музейном деле. СПб., 1997. — 94 с.
  21. М.М. К методологии гуманитарных наук //Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1986. — С.369−393.
  22. М.М. К философским основам гуманитарных наук: Собр. соч. в 7 т. Т.5. — М.: Русские словари, 1997. — С.7−10.
  23. М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники: Ежегодник, 1984 1985. — М.: Наука, 1986. -С.80−160.
  24. Бахтионология. Исследования. Переводы. Публикации. -СПб.: Алетейя, 1995. 372 с.
  25. Д., Седдон Т. Доисторический мир (Оксфордская б-ка). Перевод на русск. яз. М.: Росмзн, 1995. — 160 с.
  26. H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Мысль, 1990. — 480 с.
  27. H. Судьба России. M.: Эксмо-Пресс- Харьков: Фолио, 1998.-736 с.
  28. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Академия-центр, 1995. — 334 с.
  29. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т.1. — 304 с. — Т.2. — 400 с.
  30. Большой толковый социологический словарь. Пер. с англ. В 2-х т. М.: Вече, 1999. — Т.1. — 544 с.
  31. Большой толковый социологический словарь. Пер. с англ. В 2-х т. М.: Вече, 1999. — Т.2. — 528 с.
  32. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика. 1997. — № 4. -е.11−17.
  33. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник нового века. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  34. A.B. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  35. A.B. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  36. В.А. Возникновение и развитие психических способностей. СПб.: ТОО «Знания», 1994. — 241 с.
  37. А.П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика. 1997. — № 3. — с. 15−19.
  38. Н.П., Урсул А. Д. Ориентиры опережающего образования //Социологические исследования 2000. — № 5. — С.90−97.
  39. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. -СПб.: Изд-во «Лань», 1999. 480 с.
  40. М. Основные понятия стратификации //Социологические исследования. 1994. — № 5. — С. 147−156.
  41. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. — 685 с.
  42. Великие психологи. Сост. Самыгин С. Л., Толяренко Н. Д. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 576 с.
  43. A.A. Природа у колыбели человечества //Природа. -1985. № 3. — С.35−45.
  44. С.Г. Проблемы развития системы образования //Педагогические училища в системе непрерывного образования. В 3-х ч.- СПб.: Изд-во ИОВ РАО, 1996. 4.1. — С.9−12.
  45. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.-520 с.
  46. В.И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989.-702 с.
  47. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. -258 с.
  48. В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994.-672 с.
  49. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб., 1996. — 219 с.
  50. Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов A.B. Социология. М.: Гардарики, 2000. — 474 с.
  51. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов н/ Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1994. — 288 с.
  52. Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 т.- М.: Педагогика, 1982. Т.2. — 504 с.
  53. С.Л. Избр. психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  54. П.Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом «Университет», 1999.-332 с.
  55. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
  56. Т.В. Этология в системе наук. Киев: Наукова думка, 1991.-125 с.
  57. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х т.- М.: Мысль, 1977. -Т.1.-591 с.
  58. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х т.- М.: Мысль, 1977. -Т.2.-573 с.
  59. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Ч. М. Философия природы. М.: Академия наук СССР, 1956. — 695 с.
  60. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Ч. Ш. Философия духа. — М.: Академия наук СССР, 1956. — 372 с.
  61. К.А. Сочинения. В 2 т. /Сост., общ. ред. и вступит, статья Х. Н. Момджяна. М.: Мысль, 1973. — Т.1. — 647 с.
  62. И.Ф. Избранные педагогические сочинения /Ред., пер. и прим. проф. Г. П. Вейсберга, ввод, статья Н. К. Баумана. -М.: Учпедгиз, 1940. Т.1. — 292 с.
  63. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  64. .С. Философия образования. М.: Московский психологический институт, 1998. — 432 с.
  65. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998. — 270 с.
  66. Гомер. Илиада. Одиссея. М.: Терра, 1996. — 752 с.
  67. Городская среда: Технология развития. М.: Ладья, 1995. -239 с.
  68. Ю.В. Построение общественной практики средствами образования //Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С.37−48.
  69. С.С., Тульчинский Г. П. Проблема понимания в философии. ML: Политиздат, 1985. — 192 с.
  70. A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.-392 с.
  71. H.H., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2000. — 224 с.
  72. В.В. Принципы обучения в школе будущего: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-воМГУ, 1981.-430 с.
  73. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  74. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.-544 с.
  75. В.Н. Основной принцип материализма: Принцип материальности и его роль в научном познании. М.: Политиздат, 1983.-239 с.
  76. Демографический ежегодник России. М.: Госкомстат РФ, 1998.-396 с.
  77. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. /АПН СССР, НИИ общ. и пед. психол. Ред-кол.: В. В. Давыдов, Д. А. Леонтьев. М.: АПН СССР, 1990. — 180 с.
  78. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля: Сочинения. М.: Изд-во «ACT», 1999. — 832 с.
  79. А. Избранные педагогические сочинения /Сост. И вступ. статья В. А. Ротенберга. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  80. Д. Демократия и образование. Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
  81. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. /Под ред. Антонова А. И. М.: Наука, 1990. — 127 с.
  82. В.П. О целях и ценностях образования. //Педагогика. 1997. — № 5. — С.3−16.
  83. Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. — 282 с.
  84. A.A. Философия истории. М.: Гардарики, 2000. — 528 с.
  85. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  86. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.-288 с.
  87. М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО «Петрополис», 1997. — 204 с.
  88. И. Критика чистого разума: Соч. в 6 т. Т.З. — М.: Мысль, 1964. — 799 с.
  89. П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  90. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 301 с.
  91. Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. — 302 с.
  92. М.С. Экологический смысл эволюции человека //Человек. 1998. — № 4. — С.5−15.
  93. М.С. Эволюционная судьба homo sapiens //Человек. 2000. — № 1. — С.46−56.
  94. М.С. Путь гоминид как адаптивная стратегия //Человек. 1999. — № 1. — С.25−35.
  95. В.А. Активизация познавательной деятельности студентов на занятиях с использованием видео и аудиоматери-лов //Инновационные процессы в педагогическом образовании. В 3 ч.- СПб.: Изд-во ИОВ РАО, 1996. 4.2. — С. 64−66.
  96. В.А. Образование в процессе становления человека //Андрагог в открытом обществе /Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. СПб. — Иркутск: Р1оск, 2000. -С. 117−224.
  97. В.А., Колесникова Л. И., Петрова М. А. Основные положения концепции профессионального образования в условиях педагогического колледжа № 1 Иркутск: Изд-во ИПКРО, 2000. — 34 с.
  98. И.П. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии.-СПб.: СПб ГУПМ, 1999.-242 с.
  99. Л.И. Развитие педагогического училища как инновационной модели //Педагогические училища в системе непрерывного образования. СПб.: Изд-во ИОВ РАО, 1996. — С. 93−96.
  100. М.С. Социальная стратификация и социальная культура //Социологические исследования. 1992. — № 11. -С.97−112.
  101. Я.А. Великая дидактика //Педагогическое наследие/Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. -С.11−105.
  102. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 с.
  103. Н.С. Принцип детерминизма как методологическая основа гуманитарных наук. Иркутск: Иркут. ун-т, 1986. — 320 с.
  104. Н.С. Культурная выверяемость реализуемого человеческого потенциала //Методологическое обеспечение современных философских проблем. Иркутск: Ирк. ун-т, 1998. -С.36−50.
  105. Н.С. Философия и теоретическая (общая) социология: их взаимодействие //Методологическое обеспечение современных философских проблем. Иркутск: Ирк. ун-т, 1998. -С.53−58.
  106. Н.С. Информационное пролонгирование виртуальной реальности. К постановке вопроса //Методологическое обеспечение современных философских проблем. Иркутск: Ирк. ун-т, 1998. — С. 18−23.
  107. Н.С. Мировоззрение как феномен практически-духовной жизни личности: социально-познавательный аспект //Мировоззрение, наука, практика: Сб. научн. тр. Иркутск: ИГУ, 1988. — С.89−107.
  108. Концепция воспитания учащейся молодёжи //Педагогика. -1992. -№ 3−4. -С. 16−24.
  109. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980.-191 с.
  110. A.M., Мантанов В. В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988. — 388 с.
  111. Н.К. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988.-430 с.
  112. Л.В. Этология //История биологии с начала XX века до наших дней. М.: Наука, 1975. — 369 с.
  113. Л.В. Проблемы поведения животных. Избр. труды. -М.: Наука, 1993.-318 с.
  114. Л.В. Введение в этологию и генетику поведения. М.: Наука, 1983. — 340 с.
  115. M .А. В.И.Вернадский о ноосфере. М.: Моск. рабочий, 1989.-47 с.
  116. C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Воронеж, 1997. — 236 с.
  117. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Избр. пси-хол. произв. В 2 т.- М.: Педагогика, 1983. Т.2. — 304 с.
  118. А.Н. Философия психологии. М.: Изд-во МГУ, 1994.-321 с.
  119. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  120. Л.Н. К обществу образованных людей. СПб.: Тускарора, 1998. — 273 с.
  121. Личность: внутренний мир и самореализация, взгляды /Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых «Тускарора», 1996. — 175 с.
  122. Личность и научно-технических прогресс. Новосибирск: Наука, 1990.-301 с.
  123. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
  124. Д. Об управлении разумом //Педагогическое наследие /Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. -С. 179−183.
  125. Лоренц Конрад 3. Оборотная сторона зеркала. Пер. с нем. -М.: Республика. 1998. 492 с.
  126. А.Ф. Бытие Имя — Космос. — М.: Мысль, 1993. — 931 с.
  127. В.И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодёжи //Педагогика. 1998. — № 5. — С.46−52.
  128. П.П. Формирование человека как личности. Социально-философский аспект. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. -119 с.
  129. Д. Социальная психология. Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.-688 с.
  130. A.C. Избранные педагогические сочинения. В 2 т.- М.: Педагогика, 1978. Т. 1. -400 с.
  131. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд.- Т.2. -С.3−230.
  132. К. Тезисы о Фейербахе //Маркс, К., Энгельс Ф. Соч. -2-ое изд. Т.42. — С.261−263.
  133. К. Капитал. Критика политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. — Т.23. — 905 с.
  134. К. Письмо П.В.Анненкову //Марек К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. — Т.27. — С.401−412.
  135. К. Экономическо-философские рукописи //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. — Т.42. — С.
  136. К. Экономические рукописи //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. — Т.46. 4.I. — 559 с.
  137. А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. — 394 с.
  138. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.-425 с.
  139. М.М.Бахтин: Эстетическое наследие и современность //Межвузовский сб. научн. трудов. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992.-4.il.-368 с.
  140. М.М.Бахтин как философ /С.С.Аверьянцев, Ю. Н. Давыдов, В. Н. Турбин и др. М.: Наука, 1992. — 256 с.
  141. М.С. Социология семьи: проблемы, теории, методологии, методики. М.:Наука, 1989. -116 с.
  142. Мир детства: Юность. /Отв. Ред. Г. Н. Филонов. 2-ое изд. -М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
  143. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  144. М. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. -480 с.
  145. H.H. Логика динамических систем и развитие природы и общества //Вопросы философии. 1999. — № 4. — С.3−10.
  146. H.H. Человек и ноосфера. М.: Наука, 1990. — 351с.
  147. Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М.: Наука, 1977. — 192 с.
  148. К.Х. Введение в социальную философию. М.: Книжный дом «Университет», 1997. — 448 с.
  149. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104 с.
  150. Немецкая классическая философия. В 2 т. М.: Эксмо-пресс- Харьков: Фолио, 2000. — Т.1. Право и свобода.- 784 с.
  151. Немецкая классическая философия. В 2 т.- М.: Эксмо-пресс- Харьков: Фолио, 2000. -Т.2. Разум и Воля. 832 с.
  152. H.A. Виртуальная реальность //Вопросы философии. -1999. № 10.-С.152- 164.
  153. C.B. Бахтионоведение как особый тип гуманитарного мышления //М.М.Бахтин: эстетическое наследие и современность. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. — С. 133−144.
  154. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. — 214 с.
  155. И.M., Магун B.C. Психологические характеристики личности и предпосылки её социальных потенциалов //Социальная психология, 1979.-321 с.
  156. Т. Система современных обществ. Пер. с англ. М.: Аспект-пресс, 1998. — 269 с.
  157. Педагогика: педагогические теории: системы, технологии /Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 1999.-512 с.
  158. Перекличка веков: Размышления. Суждения. Высказывания. М.: Мысль, 1990. — 443 с.
  159. И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. /Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. — Т.1 — 336 с. — Т.2. 416 с.
  160. A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода //Вопросы психологии. 1981. — № 1. — с.57−66.
  161. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982.-421 с.
  162. В.А. Личность в психологии: парадигма субъект-ности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
  163. Д.И. Избранные педагогические сочинения /Сост. В. В. Большакова. М.: Педагогика, 1984. — 368 с.
  164. A.A. Природа человека в концепции А.Маслоу //Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С.75−86.
  165. Платон. Государство //Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. Сочинения. Харьков: Фолио. — М.: ACT, 1999. — С.91−440.
  166. Плутарх. Сочинения: Пер. с др.-греч. /Сост. С.Аверинцев. -М.: Худ. Лит-ра, 1983. 437 с.
  167. .Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М.: Мысль, 1974. — 497 с.
  168. .Ф. Социальная психология и история. 2-ое изд. доп. и испр. — М.: Наука, 1979. — 232 с.
  169. О.Л. Становление личности. Актуальные концепции. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1997. — 132 с.
  170. Психология XXI века: пророчества и прогнозы. Круглый стол //Вопросы психологии 2000. — № 1. — С.3−35- Там же — № 2. -С.3−41.
  171. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-пресс, 1996. — 318 с.
  172. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. СПб: Питер, 2000. — 624 с.
  173. А.И. Курс лекций по логике науки. М.: Высшая школа, 1971. — 176 с.
  174. А.И. Философские проблемы науки. Системный подход. М.: Мысль, 1977. — 270 с.
  175. А.И. Историческое познание. Системно гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. — 303 с.
  176. . Кто есть в кто в античном мире. Пер. с англ. М.: МАДПР, 1993.-320 с.
  177. Ритмика и хореография в педагогическом колледже. Сост. Т. И. Калашникова. СПб.: Тускарора, 2000. -139 с.
  178. Н.С. Методологические принципы ценностного пролонгирования образования //Социально-философские основы образования. М.: Педагогика, 1992. — 417 с.
  179. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.-712 с.
  180. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 359 с.
  181. Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном //Вопросы философии. — 2000. — № 3. — С.53 — 61.
  182. Словарь античности. Пер. с нем. М.: Эллис Лак- Прогресс, 1993. — 704 с.
  183. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991.-414 с.
  184. Ю.П. Системный подход в воспитании. М.: Просвещение, 1988. — 391 с.
  185. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биографические очерки. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 416 с.
  186. П.А. Система социологии. В 3 т.- М.: Наука, 1993. -Т.1.-447 с.
  187. С.А. Российская семья. М.: Экономика, 1999. -186 с.
  188. Л.А. Философия и история образования. М.: Моск. психолого-социальный ин-т.: Изд-во «Флинта», 1999. -272 с.
  189. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-366 с.
  190. П. Энциклопедия высокого ума. М.: ACT, 1997. -592 с.
  191. П. Мудрость трёх тысячелетий. М.: ACT, 1998. -736 с.
  192. П. Философия сорока пяти поколений. М.: Изд-во ACT, 1998.-656 с.
  193. П. Сокровищница дерзаний. М.: ACT, 2000. — 480с.
  194. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОССПЭН, 1999. -320 с.
  195. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество. «Круглый стол» //Вопросы философии. 2000. — № 1. — С.3−32.
  196. B.C. Теория отражения в свете современной науки. -М.: Знание, 1971.-48 с.
  197. А.Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973. -232 с.
  198. А.Д. Проблема информации в современной науке. -М.: Наука, 1975.-287 с.
  199. А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М.: Наука, 1981. — 367 с.
  200. А.И. Творчество и социальное познание. М.: Политиздат, 1981. — 349 с.
  201. А.И. Социальное познание и его особенности: Сб. научн. тр. Калинин, 1983. — 112 с.
  202. К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т.5. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
  203. Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского неродственного, т.е. немирного состояния мира и средствах к восстановлению родства: Собр. соч. в 4-х т.- М.: Прогресс, 1995. Т. 1. — 518 с.
  204. Философия М. М. Бахтина и этика современного мира /Сб. научн. статей. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1992. — 113 с.
  205. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  206. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-510 с.
  207. Э. Человек для себя. Иметь или быть: Пер. с англ. -Минск: Изд-ль В. П. Ильин, 1997.-416 с.
  208. . Хроника человечества. М.: Большая энциклопедия, 1996. -1200 с.
  209. К.С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 592 с.
  210. JH., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применения. СПб.: Питер, 1997. — 608 с.
  211. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. статей /Под ред. В. Н. Келасьева. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1998.-196 с.
  212. Н.Г. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.Ф.Смирнова- сост. А. В. Плеханов. М.: Педагогика, 1983. — 336 с.
  213. Н.И. Социальная психология в образовании. -М.: Владос, 1995. 544 с.
  214. П. Социология социальных изменений. Пер. с англ. — М.: Аспект-Пресс, 1996. -414 с.
  215. Эволюция homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. Круглый стол //Человек. 1999. — № 6. — С.86−97- Там же: 2000.-№ 1.-С.41−49.
  216. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. — Т.21. -С.267−317.
  217. Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-ое изд. Т.20. — С.343−626.
  218. Эпикур. Письма и фрагменты //Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. Сочинения. Харьков: Фолио. — М.: ACT, 1999. -С.736- 796.
  219. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Мн.: ООО «Попурри», 1998.-720 с.
  220. Dillion R S. Respect and care: Toward moral integration //Canadion of Philosopty, 22:1, 1992. 422 p.
  221. Maslou A. Motivation and personelity (2 nd ed) New York: Harper and Row, 1970. — 440 p.
Заполнить форму текущей работой