Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оптимизация процесса профессионального самоопределения офицерских кадров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние научной разработанности проблемы. Историко-научный анализ проблемы исследования показал, что в основном феномен профессионального самоопределения личности изучался применительно к этапам подготовки к выбору и выбора молодыми людьми профессии, реже — применительно к этапам обучения студентов профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования и адаптации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ проблемы профессионального самоопределения личности. 1 $
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 2. Сущностная характеристика, структура и содержание процесса профессионального самоопределения
    • 1. 3. Критерии, показатели и уровни эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Пути оптимизации процесса профессионального самоопределения офицерских кадров. S
    • 2. 1. Психолого-акмеологическая модель эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров
    • 2. 2. Алгоритм эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров
    • 2. 3. Технология оптимизации процесса профессионального самоопределения офицерских кадров
    • 2. 4. Условия и факторы оптимального профессионального самоопределения офицерских кадров
  • Выводы

Оптимизация процесса профессионального самоопределения офицерских кадров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Проблемы выбора профессии, достижения в ней мастерства, реализации в профессиональной деятельности способностей и возможностей человека, получения удовлетворения от своего труда всегда привлекали внимание ученых и практиков. В настоящее время эти вопросы приобрели особую актуальность. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, демократизация и гуманизация общества усилили интерес к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. Она охватывает значительную часть жизни человека, предоставляет ему возможности удовлетворения основных потребностей, служит одним из социально значимых способов связи человека с миром, с другими людьми. Все это в полной мере относится и к военнослужащим.

Актуальность исследования процесса профессионального самоопределения офицерских кадров, как ключевой проблемы продуктивного профессионального становления, обусловлена «проблемным бытием», которым характеризуется вся служебная и внеслужебная деятельность офицера в условиях глубоких преобразований, происходящих в армии, непрерывной сменой проблемных ситуаций, осмысливающихся и воспринимаемых как таковые. Масса офицеров вынуждены менять места службы, должности, виды и рода войск, увольняться из рядов Вооруженных Сил. Часто это касается офицеров с высшим военным образованием и происходит достаточно болезненно и драматично.

Анализ служебной деятельности выпускников военных академий (университетов) показал, что многие из них остановились в своем профессиональном развитии, не проявляют стремления к самореализации в военной службе. Лишь 14% офицеров активно занимаются профессиональным самосовершенствованием. Основные причины такой низкой активности содержатся как во внешних условиях и факторах, так и в системе подготовки офицеров в высших военных учебных заведениях, неадекватной требуемому уровню задач и потребностей воинского труда.

Перед военными педагогами и психологами встала задача формирования у слушателей устойчивого положительного отношения к военной службе, стремления к самореализации в военно-профессиональной деятельности, а также готовности, в случае необходимости, к гибкой переориентации в рамках профессии, вне ее. Для организации такой работы требуется научная база, знание особенностей профессионального самоопределения, условий и факторов, влияющих на него.

Таким образом, можно констатировать, что существует как научный, так и практический запрос на комплексное психолого-акмеологическое исследование процесса профессионального самоопределения офицерских кадров на этапе достижения профессионального мастерства.

Состояние научной разработанности проблемы. Историко-научный анализ проблемы исследования показал, что в основном феномен профессионального самоопределения личности изучался применительно к этапам подготовки к выбору и выбора молодыми людьми профессии, реже — применительно к этапам обучения студентов профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования и адаптации выпускников этих учреждений к самостоятельной трудовой деятельности (И.И.Богданова, А. Е. Голомшток, С. С. Гриншпун, С. П. Крягжде, И. В. Кузнецова, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. М. Кухарчук, А. В. Массанов, И. В. Михайлов, А. К. Осницкий, И. В. Самоукина, В. Ф. Сафин, А. В. Сухарев, М. Х. Титма, В. В. Чебышева, П. А. Шавир и др.). Лишь в последнее время учеными все чаще высказывается позиция, согласно которой профессиональное самоопределение рассматривается как длительный, многоплановый процесс, который продолжается в течение всей активной жизни человека (Е.М.Борисова, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников и др.). Возрастная группа профессионалов, находящихся на этапе достижения профессионального мастерства, также относится данными исследователями к категории «самоопределяющихся».

Профессиональное самоопределение с позиций системного подхода, выделение его социального, экономического, философского аспектов рассматривались в работах К.А.Абульхановой-Славской, И.В.Бестужева-Лады, Л. П. Буевой, В. П. Зинченко, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. Х. Титмы, В. А. Ядова и др.

Различные стороны психологического и педагогического аспектов профессионального самоопределения исследовали Л. И. Божович, Е. М. Борисова, Е. И. Головаха, А. Е. Голомшток, А. В. Карпов, Е. А. Климов, С. П. Крягжде, А. В. Мудрик, Н. В. Самоукина, П. А. Шавир и др.

Проблему поиска оптимальных форм и методов управления процессом профессионального самоопределения разрабатывали М. Р. Гинзбург,.

A.Е.Голомшток, С. С. Гриншпун, В. И. Журавлев, И. В. Михайлов, М. Х. Титма, С. Н. Чистякова и др.

Акмеологический подход к процессу профессионального самоопределения и профессионального развития личности освещен в работах К.А.Абульхановой-Славской, О. С. Анисимова, А. А. Бодалева, А. А. Деркача,.

B.Г.Зазыкина, Е. А. Климова, А. К. Марковой, И. Н. Семенова, Е. А. Яблоковой и.

ДР.

Различные аспекты проблемы профессионального самоопределения военнослужащих рассмотрены в исследованиях отечественных военных психологов — Г. А. Волковицкого, А. Д. Глоточкина, М. И. Дьяченко, В. Г. Михайловского, Л. Г. Лаптева, Н. И. Конюхова, П. А. Корчемного, В. Ф. Перевалова, С. И. Съедина и др.

В зарубежных исследованиях круг проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности разработан в рамках теорий «профессионального развития» и концепций профориентации (Э.Эриксон, Ш. Бюлер, Д. Сьюпер, А. Маслоу, Ф. Херцберг, Х. Хекхаузен, Д. Мак-Клелланд, К. Роджерс, Э. Берн, К. Рудестам, Э. Фромм и др).

Для исследования современного состояния научной разработанности проблемы профессионального самоопределения офицерских кадров изучено более 200 отечественных и зарубежных источников научной информации. Результаты анализа показали возросшую актуальность и пристальное внимание к ней со стороны ученых и практиков. Вместе с тем в изученных работах недостаточно последовательно реализован целостный подход. Это не позволило ученым и практикам преодолеть парциальную ориентированность различных наук в достижении общей цели — оптимизации процесса профессионального самоопределения государственных служащих, в том числе и различных категорий военных руководителей (особенно на этапе достижения профессионального мастерства).

Цель исследования состоит в выявлении психолого-акмеологических составляющих профессионального самоопределения офицерских кадров, условий и средств оптимизации этого процесса.

Объект исследования — профессиональное самоопределение личности.

Предмет исследования — процесс эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров на этапе обучения в военном университете (академии).

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс профессионального самоопределения слушателей военного университета (академии) будет оптимальным, если: выявлены психолого-акмеологические составляющие профессионального самоопределения (структура, содержание, критерии, показатели, уровни, условия и факторы) — учитывается начальный уровень развития у слушателей операционально-деятельностного, мотивационно-ценностного, субъективно-оценочного компонентовприменяются эффективные алгоритм и технология.

В этом случае к концу обучения офицер достигнет высокого уровня профессионального самоопределения, что активизирует процесс его личностно-профессионального развития и самореализации в военно-профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования.

2. Определить сущность, структуру и содержание процесса профессионального самоопределения.

3. Разработать систему критериев, показателей и уровней эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров.

4. Разработать психолого-акмеологическую модель эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров.

5. Обосновать алгоритм и технологию оптимизации процесса профессионального самоопределения офицерских кадров.

6. Выявить условия и факторы оптимального профессионального самоопределения офицерских кадров.

Теоретико-методологической основой исследования являются общие методологические принципы психологии и акмеологии: системности (А.А.Бодалев, В. А. Ганзен, А. А. Деркач, В. П. Зинченко, В. П. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, Е. В. Шорохова и др.), единства личности и деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), активности (Н.Д.Завалова, В.А.Пономаренко), инвариантности (В.Г.Зазыкин) — исследования в области психологии управления (А.Л.Журавлев, А. И. Китов, Ю. Д. Красовский, Р. Л. Кричевский, С. И. Съедин, В. М. Шепель, А. В. Филиппов и др.), акмеологии (А.А.Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, И. Н. Семенов, С. И. Съедин и др.), психологии профессиональной деятельности (Е.А.Климов, А. А. Крылов, К. К. Платонов и др.), оптимизации деятельности специалистов (П.А.Корчемный, Л. Г. Лаптев, В. Г. Михайловский, А. П. Чернышев и др.). В основу разработки стратегии исследования положены идеи: самодетерминации, собственной активности личности, осознания занятия собственной позиции при наличии множества условий и факторов (К.А.Абульханова-Славская, С.Л.Рубинштейн) — о механизмах персонализации и самореализации личности (К.А.Абульханова-Славская, Л. П. Буева, Л. Н. Коган, А. В. Петровский, А. К. Маркова, Н.И.Рейнвальд) — комплексного структурно-функционального анализа профессиональной деятельности и труда (А.А.Деркач, Е. М. Иванова, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, К.К.Платонов).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методические приемы: комплексность в подборе методик, позволяющая охватить разные аспекты профессионального самоопределения личностилонгитюдное исследование, обеспечивающее изучение профессионального самоопределения в динамикеколичественный и качественный анализ полученных результатов.

Использовались разнообразные методы исследования: анализ публикаций по проблеме исследования, их обобщение и систематизациявключенное наблюдениеэкспертные оценкиопрос на основе репрезентативной выборкибеседаанкетированиеанализ результатов деятельности.

Применялись также компьютерные и бланковые методики: «Диагностики управленческих качеств" — «Выявления структурных уровней мотивации личности" — «Изучения особенностей самооценки профессионально значимых свойств личности" — «Изучения особенностей некоторых типов самооценки профессионально значимых свойств личности офицеров», адаптированные нами к задачам исследования.

Эмпирическую базу исследования составили слушатели Военного университета ПВО командного профиля. В качестве экспертов привлекались офицеры-руководители тактического и оперативно-тактического звена. В общей сложности исследованием охвачено 376 человек.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены теоретико-методологической проработанностью проблемы, апробированными и надежными методами исследований, репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатовпроверкой на практике.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Профессиональное самоопределение офицерских кадров на этапе достижения профессионального мастерства рассмотрено как процесс самореализации офицеров в военно-профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Определена сущность процесса профессионального самоопределения — модификация с течением времени отношения офицера к себе как к субъекту деятельности и к самой этой деятельности. В структуре профессионального самоопределения выделены операционально-деятельностный, мотивационно-ценностный и субъективно-оценочный компоненты. Сформулированное нами понятие позволило производить поиск путей оптимизации процесса профессионального самоопределения слушателей военного университета на основе комплексного психолого-акмеологического подхода.

2. Разработана система критериев и показателей эффективности процесса профессионального самоопределения офицерских кадров, включающая: интегральный критерий — направленность личности офицера на профессиональное самосовершенствованиечастные критерии — повышение уровня военно-профессиональной компетентности офицера, совершенствование состояния мотивационно-потребностной сферы личности, развитие профессионального самосознаниячастные показатели — уровень развития профессионально значимых свойств личности, структура мотивационно-потребностной сферы личности, адекватность и дифференцированность профессиональной самооценки. Данная система критериев и показателей позволила: получать качественные и количественные «срезы, замеры» всех компонентов профессионального самоопределенияопределять реальный уровень профессионального самоопределения офицераотслеживать динамику процесса профессионального самоопределения слушателей университета в ходе обучениявыстраивать оптимальную индивидуальную траекторию профессионального развития.

3. Определены и описаны уровни профессионального самоопределения офицерских кадров — низкий, средний и высокий. Для низкого уровня профессионального самоопределения (пассивного) характерна «невыделенность личности из хода событий». На среднем уровне (продуктивном) уже проявляется «автономность» личности, независимость от хода событий. Высокий уровень (творческий) характеризуется тем, что личность вырабатывает и проводит «свою линию профессиональной жизни». Доказано, что процесс профессионального самоопределения слушателей университета идет постепенно, от уровня к уровню.

4. Разработана психолого-акмеологическая модель эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров, ориентированная на высокий уровень профессионального самоопределения. Данная модель представляет собой систему положений, раскрывающих сущность процесса профессионального самоопределения, его оптимальный структурный и функциональный состав, а также наиболее характерные взаимосвязи между компонентами. Принципиальным в акмеологическом подходе к оптимизации исследуемого процесса является то, что модель рассмотрена не только как образное построение структуры объекта, но и как генеральный замысел оптимизации достижения цели, изменения стихийного, нерегулируемого процесса профессионального самоопределения офицера в рациональный.

5. Разработан алгоритм эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров, который определяет последовательность и внутреннее содержание этапов данного процесса, соблюдение которых обеспечивает устойчивое саморазвитие и самореализацию офицера как субъекта военно-профессиональной деятельности. Акмеологическая сущность алгоритма заключается в его целостной и одновременной направленности на реализацию двуединого процесса — расширение образа профессионала и изменение критериев оценки себя как профессионала.

6. На основе задачно-личностного подхода к составлению акмеограмм специалистов обоснованы структура и содержание акмеограмм офицеров-руководителей тактического и оперативно-тактического уровней. В качестве примера разработана акмеограмма командира радиотехнической бригады, которая является идеальным образом профессионала, ориентиром для офицера радиотехнических войск в процессе его профессионального самоопределения.

7. Разработана и обоснована целостная исследовательско-развивагЪщая технология оптимизации процесса профессионального самоопределения офицерских кадров на этапе достижения профессионального мастерства, определяющая стратегию, тактику и технику задействования сил, средств, форм и методов, активизирующих процесс профессионального самоопределения. В результате проведения формирующего эксперимента установлено, что разработанная технология обеспечивает гарантированное повышение уровня профессионального самоопределения слушателей университета.

8. Выявлены общие и специфические для военного университета психо-лого-акмеологические условия оптимального профессионального самоопределения офицерских кадров, а также значимые психолого-акмеологические факторы. Важнейшими условиями являются: высокий престиж военной службы в обществеэффективное психолого-акмеологическое сопровождение военной службы офицера на всех этапах профессионализацииналичие действенной системы морального и материального стимулирования продвижения офицера к высоким уровням профессионализмавключение в учебно-воспитательный процесс в университете групповых тренингов и индивидуальных профконсультаций. Наиболее значимыми факторами являются: военно-профессиональная направленность личностиличные профессиональные планыобщая активность, отсутствие конформности, «автономность» личностистремление к самопознанию, самопониманию и самореализациикреативность личности. Выявленные условия и факторы позволяют эффективно задействовать потенциал разработанных модели, алгоритма и технологии.

Полученные результаты вносят определенный вклад в развитие теории акмеологии, психологии развития и психологии управления.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные научные результаты позволяют осуществить диагностику уровня профессионального самоопределения личности, а также на основе разработанных алгоритма и технологии активизировать процесс самореализации офицера в военно-профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, кафедры управления войсками и службы штабов Военного университета ПВО, кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Военного университета ПВО. Материал докладывался на научно-практической конференции РАГС (1998 г.), XXV, XXVI, XXVII, XXVIII и XXIX военно-научных, XVIII научно-методической конференциях ВУ ПВО, совместном научно — практическом семинаре по проблемам боевой подготовки Главного штаба Войск ВВС.

Материалы диссертационного исследования используются при проведении занятий по дисциплинам «Управление повседневной деятельностью войск» и «Социально-психологические основы управленческой деятельности офицеров» в Военном университете ПВО.

Научно-практические рекомендации диссертационного исследования внедрены в практику подготовки офицерских кадров различных категорий в Военном университете ПВО, соединениях и частях Московского округа ВВС и ПВО.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональное самоопределение офицера является ключевой проблемой его эффективного профессионального становления и представляет собой длительный, динамичный процесс самореализации личности в военно-профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Сущностью процесса профессионального самоопределения является модификация с течением времени отношения офицера к себе как к субъекту военно-профессиональной деятельности и к самой этой деятельности (актуальной и потенциальной). Этот процесс занимает весь период активной профессиональной деятельности офицера и подготовки к ней, характеризуясь на каждом этапе, качественно-своеобразной структурой операционально-деятельностного, моти-вационно-ценностного, субъективно-оценочного компонентов.

2. Основу операционально-деятельностного компонента профессионального самоопределения составляют профессионально значимые свойства личности, которые в совокупности со знаниями, навыками, умениями и акмеологиче-скими инвариантами образуют военно-профессиональную компетентность офицера. Мотивационно-ценностный компонент профессионального самоопределения, отражая нравственно-психологическое содержание данного процесса, определяет избирательную направленность офицера на военно-профессиональную деятельность. Он включает в себя: положительное отношение к избранной профессиипотребность в самоактуализациистремление к самосовершенствованию и самореализации в профессиональной деятельности. Основу субъективно-оценочного компонента профессионального самоопределения составляет профессиональное самосознание офицера, которое строится на базе самосознания личности и определяется как комплекс представлений о себе как профессионале. Результатом самопознания и эмоционально-ценностного отношения офицера к себе и к своим отдельным качествам выступает профессиональная самооценка.

3. Интегральным критерием эффективности процесса профессионального самоопределения офицерских кадров является направленность личности офицера на профессиональное самосовершенствование. Частными критериями являются положительные изменения состояний операционально-деятельностного, мотивационно-ценностного и субъективно-оценочного компонентов. Для характеристики базовых компонентов профессионального самоопределения офицерских кадров на этапе достижения профессионального мастерства целесообразно использовать следующие показатели: уровень развития профессионально значимых свойств личностиструктура мотивационно-потребностной сферы личностиадекватность и дифференцированность профессиональной самооценки.

4. Офицер в ходе обучения в военном университете может достичь низкого, среднего или высокого уровня профессионального самоопределения. Все уровни тесно связаны друг с другом. Процесс профессионального самоопределения идет постепенно, от уровня к уровню. Только высокий уровень профессионального самоопределения позволяет выпускнику университета в оптимальные сроки адаптироваться к условиям профессиональной деятельности на высоких командных должностях.

5. Психолого-акмеологическая модель эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров синтезирует в себе следующие компоненты: цель, сущность процесса профессионального самоопределенияструктурный блок, включающий базовые компоненты профессионального самоопределенияфункциональный блок, раскрывающий содержание функциональных элементовблок оптимизации процесса профессионального самоопределения, в состав которого входят алгоритм, технология, совокупность условий и факторовблок контроля и коррекции, в котором оцениваются текущие результаты с точки зрения степени достижения цели (внутренней и внешней) и определяются направления углубления профессионального самоопределения.

Данная модель, ориентированная на высокий уровень профессионального самоопределения, позволяет офицеру развивать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальной траекторией, решать эту проблему многовари-антно, выбирая при этом наиболее эффективные и приемлемые алгоритм и технологию.

6. Основным звеном алгоритма эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров является «цикл самоопределения», центральным механизмом которого выступает акт осознания и разрешения проблемной ситуации. При оптимальном самоопределении этот цикл постоянно возобновляется, происходит пересамоопределение, что выражается в углублении самопознания офицером своих способностей и возможностей, в понимании своего несоответствия идеальному образу профессионала, в стремлении заняться саморазвитием и самореализоваться в военно-профессиональной деятельности.

7. Целостная исследовательско-развивающая технология оптимизации процесса профессионального самоопределения офицерских кадров на этапе достижения профессионального мастерства включает: профориентационную работу в войсках в тесной связи с войсковыми психологамипрофессиональный отбор офицеров для обучения в университете с учетом их способности к успешной управленческой деятельности на должностях предназначениявходной контроль исходного уровня сформированности у слушателей университета операционально-деятельностного, мотивационно-ценностного и субъективно-оценочного компонентов профессионального самоопределенияпсихолого-акмеологическое сопровождение процесса профессионального самоопределения слушателей, заключающееся в организации и проведении групповых тренингов, индивидуальных профконсультаций, а также мониторинга уровня профессионального самоопределения.

Наиболее эффективной формой развития базовых компонентов профессионального самоопределения слушателей университета является акмеологиче-ский тренинг программно-целевой направленности.

8. Эффективное использование потенциала модели, алгоритма и технологии оптимального профессионального самоопределения достигается выполнением необходимых условий и учетом значимых факторов.

Общими психолого-акмеологическими условиями оптимального профессионального самоопределения офицерских кадров являются: демократизм и открытость общества, деполитизация армииобщественно-исторический запрос на военных специалистов, их высокий профессионализм, продуктивную деятельностьвысокий престиж военной службы в обществевысокий социальный статус офицерского составаличностно-ориентированная направленность военной реформыэффективное психолого-акмеологическое сопровождение военной службы офицера на всех этапах профессионализацииналичие действенной системы морального и материального стимулирования продвижения офицера к высоким уровням профессионализма. Специфическими условиями, выполнение которых повышает эффективность профессионального самоопределения офицера при обучении в военном университете являются: создание в университете акмеологической службыобеспечение комфортных условий учебной деятельности и быта слушателейсоздание благоприятного морально-психологического климата на факультетах и в учебных отделенияхвключение в учебно-воспитательный процесс групповых тренингов и индивидуальных профконсультациймониторинг уровня профессионального самоопределения слушателей.

Значимыми психолого-акмеологическими факторами оптимального профессионального самоопределения слушателей университета являются: военно-профессиональная направленность личностиопыт управленческой деятельностиличные профессиональные планыличностно-профессиональные стандартыобщая активность, отсутствие конформности, «автономность» личностистремление к самопознанию, самопониманию и самореализациикреативность личностиуровень сформированности осознанной психической саморегуляциисостояние здоровья.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие практические рекомендации: 1) для гарантированного повышения уровня профессионального самоопределения выпускников военного университета работу в этом направлении необходимо начинать еще на этапе профориентации кандидатов для поступления в высшее военно-учебное заведение из числа офицеров на основе разработанной в диссертации программы действий в тесной связи с войсковыми психологами- 2) при организации и проведении военно-профессионального отбора офицеров командного профиля для обучения в университете необходимо исследовать их способность к успешной управленческой деятельности на должностях предназначения- 3) для повышения эффективности процесса профессионального самоопределения слушателей университета необходимо применять в рамках учебно-воспитательного процесса разработанную и апробированную целостную исследовательско-развивающую технологию- 4) в процессе углубления профессионального самоопределения офицер должен ориентироваться на акмеограмму как на идеальный образ профессионала, сверяя свою траекторию развития с ее требованиями- 5) результаты исследования целесообразно использовать при подготовке различных категорий слушателей военных университетов (академий).

Дальнейшие перспективы исследования проблемы связаны с углубленным изучением базовых компонентов профессионального самоопределения, обеспечивающих успешность профессионального становления различных категорий специалистовдинамики профессионального самоопределения офицерских кадров на различных этапах профессионализациизависимости конечного уровня профессионального самоопределения офицеров — слушателей высших военных учебных заведений от стартовых условийконкретных механизмов оптимизации процесса профессионального самоопределения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Практическое значение проблемы профессионального самоопределения офицерских кадров обусловлено тем, что офицеры-руководители являются именно тем ядром, от которого зависит успешность реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, и в конечном счете, безопасность государства. Решение данной проблемы является основным фактором повышения эффективности процесса профессионального становления офицера, сокращает срок его продвижения к вершинам профессионализма, сокращает экономические и личностные издержки в период адаптации выпускника академии (университета) к условиям профессиональной деятельности. Кроме того, необхоt г димость активизации процесса профессионального самоопределения на этапе обучения обусловлена большим потенциалом образовательной системы высшего военно-учебного заведения. Эффективная помощь формирующейся личности в повышении уровня профессионального самоопределения может быть достигнута в результате внедрения в учебно-воспитательный процесс разработанных в данном диссертационном исследовании и апробированных в Военном университете ПВО акмеологических алгоритма и технологии.

Теоретико-методологической основой разработки проблемы оптимизации процесса профессионального самоопределения офицерских кадров стали: психологическая теория личности (Л.С.Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, р С. Л. Рубинштейн и др.) — акмеологическая концепция развития личности.

Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач и др.) — теория психолого-педагогической диагностики (К.М.Гуревич, Д. Б. Эльконин и др.) — разработанные отечественной наукой принципы применения системного подхода в психологии, акмеологии и педагогике (А.А.Бодалев, А. Л. Журавлев, В. Г. Зазыкин, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков и др.) — психологическая теория профессионального становления (Е.А.Климов и др.) — разработанная отечественными психологами теория профессиональной ориентации (В.А.Болтунов, К. К. Платонов, Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, А. Е. Голомшток, И. В. Михайлов и I) др.) — теория психологического профессионального отбора и психодиагностики j (В.А.Бодров, Л. Ф. Бурлачук, Ю. З. Гилбух, Е. А. Климов, Н. И. Конюхов,.

A.Н.Леонтьев, К. К. Платонов, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков и др.) — теория профессиональной направленности личности (А.А.Бодалев, И. В. Дубровина, Н. В. Кузьмина и др.) — акмеологическая концепция повышения профессионального мастерства (О.С.Анисимов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, И. Н. Семенов и др.) — работы, исследующие условия проявления и развития творческого потенциала личности (Ю.К.Бабанский, Я. А. Пономарев,.

B.А.Сластенин и др.) — теоретические принципы организации работы психологических служб и практики психологической работы в вузах (Л.А.Петровская, Л. Н. Собчик, В. В. Лагерев, Б. Б. Коссов и др.) — исследования отдельных аспектов психологической готовности к профессиональной деятельности (Е.Н.Богданов,.

В.И.Виноградов, В. Г. Зазыкин, В. В. Желанова, И. П. Краснощеченко, В. Н. Кузнецов, В. М. Поздняков и др.).

Изучение акмеологической, психологической, педагогической литературы позволило определить пути решения проблемы оптимизации процесса профессионального самоопределения офицерских кадров. В процессе исследования были последовательно решены поставленные задачи: проведен теоретико-методологический анализ проблемыраскрыта сущность, структура и содержание процесса профессионального самоопределения офицерских кадров- $ обоснована система критериев, показателей и уровней эффективного профессионального самоопределения офицерских кадровразработана теоретическая психолого-акмеологическая модель эффективного профессионального самоопределения офицерских кадровобоснованы алгоритм и технология оптимального профессионального самоопределения офицерских кадроввыявлены условия и факторы, определяющие эффективность процесса профессионального самоопределения офицерских кадровпроанализированы возможности обучающей среды в университете для целенаправленного повышения уровня профессионального самоопределения слушателейразработаны научно-практические рекомендации по оптимизации процесса профессионального самоопределения слушателей университета.

Проведенный теоретико-методологический анализ проблемы исследования позволил определить сущность, структуру и содержание процесса профессионального самоопределения, а также обосновать систему критериев, показателей и уровней эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров. Сущностью процесса профессионального самоопределения является модификация с течением времени отношения офицера к себе как к субъекту военно-профессиональной деятельности и к самой этой деятельности (актуальной и потенциальной). Главными (базовыми) структурными составляющими профессионального самоопределения являются операционально-деятельностный, мотивационно-ценностный и субъективно-оценочный компоненты, которые интегрируются в качественнно-своеобразные иерархические структуры на разных этапах профессионального становления офицерских кадров. Содержание профессионального самоопределения раскрыто через его этапы, которые в совокупности образуют так называемый «цикл самоопределения». При эффективном самоопределении данный цикл постоянно возобновляется, что выражается в углублении самопознания офицером своих собственных способностей и возможностей, в понимании своего несоответствия идеальному образу профессионала, в стремлении заняться саморазвитием и самореализоваться в профессиональной деятельности. Разработанная система критериев и показателей эффективности процесса профессионального самоопределения офицерских кадров на этапе достижения мастерства позволила выделить три уровня профессионального самоопределения: низкий, средний и высокий. Каждый уровень характеризуется наличием в той или иной степени выделенных качественных и количественных признаков. j На основе проведенного анализа были разработаны модель, алгоритм и технология эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров, а также выявлены условия и факторы, определяющие продуктивность данного процесса. Модель, представляющая собой систему положений, раскрывающих сущность процесса профессионального самоопределения, его оптимальный структурный и функциональный состав, а также наиболее характерные взаимосвязи между компонентами, явилась генеральным замыслом оптимизации достижения цели, изменения стихийного, нерегулируемого процесса профессионального самоопределения офицера в рациональный. Разработанные алгоритм и технология отражают непосредственно процедурный характер У исследуемого процесса.

Основные положения, сформулированные в теоретической части диссертации, были использованы при организации экспериментальной работы, включающей в себя входной контроль уровня сформированности у слушателей университета базовых компонентов профессионального самоопределения, формирующий эксперимент по оптимизации процесса профессионального самоопределения офицеров на этапе достижения мастерства и выходной контроль.

Для обеспечения продуктивности процесса профессионального самоопределения в экспериментальной группе были созданы необходимые психолого-акмеологические условия. В ходе эксперимента использовались социально-$ психологический тренинг, акмеологический тренинг программно-целевой направленности, экспертный мониторинг, индивидуальные профконсультации, осуществлялась интеграция психологической и педагогической подготовки. В основу системы развития базовых компонентов профессионального самоопределения был положен личностно-деятельностный подход, означающий, что профессионально значимые свойства личности как субъекта деятельности формируются в этой деятельности или в деятельности ее моделирующейучебно-профессиональной.

Экспериментальный этап исследования показал, что эффективность про' цесса профессионального самоопределения слушателей оказалась значительно выше в результате применения в экспериментальной группе разработанных оптимальных алгоритма и технологии.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы, подтверждающие гипотезу исследования и основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ «нацеленности» обучающей среды в университете на оптимизацию процесса профессионального самоопределения слушателей показал, что существующая в высшей военной школе система подготовки имеет ряд недостатков, которые не способствуют достижению офицером высокого уровня самоопределения. Причина этих недостатков — отсутствие в университете эффективного психолого-акмеологического сопровождения учебного процесса.

2. Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу об условиях и средствах оптимизации процесса профессионального самоопределения офицерских кадров на этапе достижения профессионального мастерства. При организации данного процесса в соответствии с разработанными моделью, алгоритмом и технологией, а также при учете выявленных условий и факторов, офицер к концу обучения в университете достигает высокого уровня профессионального самоопределения, что активизирует процесс его личностно-профессионального развития и самореализации в военно-профессиональной деятельности.

3. Профессиональное самоопределение является ключевой проблемой эффективного профессионального становления офицера, занимает весь период активной профессиональной деятельности и подготовки к ней, характеризуясь на каждом этапе качественно-своеобразной структурой операционально-деятельностного, мотивационно-ценностного и субъективно-оценочного компонентов. Показателями, характеризующими степень сформированности базовых компонентов профессионального самоопределения, являются: уровень развития профессионально значимых свойств личности, структура мотиваци-онно-потребностной сферы личности, адекватность и дифференцированность профессиональной самооценки. Офицер в ходе обучения в университете может достичь низкого, среднего или высокого уровня профессионального самоопределения. Высокий уровень профессионального самоопределения позволяет выпускнику университета в оптимальные сроки адаптироваться к условиям профессиональной деятельности на высоких командных должностях.

4. Разработанная модель эффективного профессионального самоопределения офицерских кадров ориентирована на высокий уровень профессионального самоопределения. Данная ориентация выбрана по причине современной востребованности в офицерах-руководителях, обладающих способностью маневренного действия в ситуациях неопределенности и при этом сохраняющих свою жизненную и профессиональную позицию, уверенность в себе. Модель является генеральным замыслом оптимизации достижения цели, изменения стихийного, нерегулируемого процесса профессионального самоопределения офицера в рациональный. Разработанные алгоритм и технология оптимального профессионального самоопределения отражают непосредственно процедурный характер исследуемого процесса. Алгоритм ориентирован одновременно на расширение образа профессионала и на изменение критериев профессионализма, что обеспечивает оптимальное движение офицера по уровням самоопределения. Целостная исследовательско-развивающая технология теоретически обоснована, апробирована на практике и обеспечивает гарантированное достижение результата. Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что наиболее эффективной формой развития базовых компонентов профессионального самоопределения является акмеологический тренинг программно-целевой направленности, организуемый в рамках учебного процесса под руководством психолога.

5. Эффективное использование потенциала модели, алгоритма и технологии оптимального профессионального самоопределения достигается выполнением необходимых условий и учетом значимых факторов. Специфическими для военного вуза условиями оптимального профессионального самоопределения офицеров являются: создание в университете акмеологической службыобеспечение комфортных условий учебы и быта слушателейсоздание благоприятного морально-психологического климата на факультетах и в учебных отделенияхвключение в учебно-воспитательный процесс групповых тренингов и индивидуальных профконсультацийорганизация экспертного мониторинга процесса профессионального самоопределения слушателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. -М.: Наука, 1973. 288 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. Р., Эмери Н. О целеустремленных системах /Пер. с англ. //Под ред. И. А. Ушакова. М.: Сов. радио, 1974. — 272 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. -512с.
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. А. А. Бодалёва. М.- Воронеж: Модэк, 1996. — 383 с.
  7. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — 2 т.
  8. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии: Учебное пособие. М.: Новгород, 1995. — 272 с.
  9. О.С. Основы методологии: Учебное пособие. М.: РАМиА, 1994.-2 т.
  10. С.А., Гордеева Т. П., Деркач А. А. и др. Методы акмеологических исследований. Кострома: Упр. образ., 1994. — 102 с.
  11. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования //Психологический журнал. 1992. — № 5 — С. 12−25.
  12. Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности //Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С.140−147.
  13. В.А. Философское значение экстремальных принципов //Диалектический материализм и вопросы естествознания. Пермь, 1970. -С. 31−94.
  14. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. — 160 с.
  15. С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое /На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение (составит. П.В.Алексеев). М.: Политиздат, 1990 — С. 398−401.
  16. А.Г. Личность как предмет психологического исследования/- М.: МГУ, 1984. 104 с.
  17. А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: МГУ, 1986. -96 с.
  18. Ю.К. Оптимизация педагогического процесса. Киев: Рад. школа, 1982.- 198 с.
  19. А.В., Конюхов Н. И. Теоретические и практические разработки профессиограммы выпускников академии. М.: ВПА, 1988. — 169 с.
  20. В.В. Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрасте как основа личностного самоопределения //Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М.: Знание, 1987.-С. 22−28.
  21. А. Опыт о непосредственных данных сознания: материя и память.- М- Знание, 1992. т. 1. — 336 с.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  23. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 158 с.
  24. А.В. Деятельностный подход в обучении слушателей (курсантов): методологический аспект. Калинин: ВА ПВО, 1990. — 28 с.
  25. Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг и познание человеком самого себя //Личность в системе коллективных отношений: Тезисы доклада. М.: Наука, 1980. — С. 33−34.
  26. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965. — 123 с.
  27. А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития //Мир психологии. 1995. — № 3.
  28. В.А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность //Психол. журнал. 1981. — № 2. — С. 51−65.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  30. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 23−24.
  31. В.А. Кибернетика и военное дело: философский очерк. М.: Воениздат, 1969. — 278 с.
  32. Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1970. — Т. 3. -640 с.
  33. Е.М. Диагностика способностей //Психологическая диагностика.- Москва-Бийск, 1993. 28 с.
  34. Е.М. Индивидуальность и выбор профессии //Школа и производство. 1989.-№ 4 — С. 12−18.
  35. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1995. — 32 с.
  36. А.А. Моделирование психики. М.: Наука, 1966. — 175 с.
  37. .С. Аномалии личности. М.: Наука, 1988. — 300 с.
  38. .С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14.: Психология. — 1980. — № 5. — С. 3−12.
  39. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971. — 271 с.
  40. Венда В. Ф, Зазыкин В. Г. Проблема стабильности характеристик систем «человек-машина» //Психол. журнал. 1982. — № 5.
  41. Е.С. Исследование операций. М.: Советское радио, 1972.- 552 с.
  42. А.А. Деловая игра как модель профессиональной деятельности //Активные методы обучения и деловые игры. Новосибирск: Изд-во Но-восиб. ун-та, 1981. — С. 21−24.
  43. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеждер: для руководителя-практика /Пер. с англ. М.: Дело, 1991. — 320 с.
  44. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978. — 118 с.
  45. В.А. Системные описания в психологии. JL: ЛГУ, 1984. — 176 с.
  46. Н.Ф. Профессиональное воспитание учащихся. СПб.: Ин-т по-выш. квалификации, 1994. — 88 с.
  47. С.Г. Проблема психологии профессий в системе советской психотехники. М.- Л., 1931. — 30 с.
  48. Н.В. Работа командира и штаба по организации и руководству службой войск и укреплению воинской дисциплины. М.: Воениздат, 1993.-286 с.
  49. М.Р. Мотивационные аспекты личностного самоопределения //Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988. — С. 25−46.
  50. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
  51. М.Р. Психология личностного самоопределения: Дис.. докт. психол. наук. М., 1996. — 340 с.
  52. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1988. — 144 с.
  53. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. -М.: Педагогика, 1979. 160 с.
  54. М.Г., Кутырева Т. Ю., Качерманьян B.C. Социально-психологическая проблема поиска и поддержки творчески одаренной молодежи и роль вуза в ее решении //Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М., 1993. — С. 28−42.
  55. С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис.. докт. психол. наук. -М., 1993.-36 с.
  56. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996.- 112 с.
  57. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  58. А.С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М.: РАГС, 1997.-300 с,
  59. Н.Н. Мотивационно-потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности: Дис. канд. психол. наук. Тверь, 1996 — 173 с.
  60. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: МААА, 1998. — 178 с.
  61. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М.: РАГС, 1993. — 23 с.
  62. А.А., Кузьмина Н. В., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Акмеология: методология, методы и технологии. М: РАГС, 1998.
  63. А.А. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. М.: РАГС, 1997.
  64. А.А. Социально-психологические основы деятельности воспитателя: Автореф. дис. док. психол. наук. Л., 1981. — 379 с.
  65. Т.Т. О системном подходе к использованию методов психологической диагностики в профотборе //Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1976. — С. 58−60.
  66. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: трансакционный анализ с гештальтупражнениями /Пер. с англ. Б. Е. Волынского. М.: Прогресс, 1993.-332 с.
  67. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383 с.
  68. В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997.- 180 с.
  69. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие.- Л., 1983.- 103 с.
  70. С.И. Формирование профессиональной готовности офицерских кадров к творческому решению задач управленческой деятельности: Дис. канд. психол. наук. М., 1998. — 188 с.
  71. В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: Дис. докт. психол. наук. М.: РАГС, 1994.
  72. В.Г., Чернышов А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: РАГС, 1993. — 48 с.
  73. К. Удовлетворенность трудом. М.: Политиздат, 1983. — 142 с.
  74. В.К., Ладенко И. С., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная регуляция личности. Новосибирск, 1990.
  75. Э.Ф. Профессиональное становление личности: кризисы и их преодоление //Профессионально-педагогическое образование. Екатеринбург: СИПИ, 1994.-С. 39−44.
  76. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982.- 128 с.
  77. Игры: обучение, тренинг, досуг /Под. ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. — 364 с.
  78. Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
  79. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  80. Д.П., Сурменко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности: вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива. М.: Мысль, 1979. — 254 с.
  81. В.Б. Профессиональная компетентность советских офицерских кадров. М.: Воениздат, 1992. — 59 с.
  82. Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации: психосемиотическое исследование на материале организационно-деятельностных игр: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991. — 22 с.
  83. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. докт. педаг. наук. М., 1995. — 38 с.
  84. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969.-278 с.
  85. Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии //Вопросы психологии.- 1985.-№ 4.-С. 5−8.
  86. Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта //Научн. труды ВНИИ профтехобразования. Д., 1976. — Вып. 32. — С. 5−25.
  87. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. -М.: Знание, 1986.-78 с.
  88. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 510 с.
  89. Е.А. Путь в профессию. Ленинград: Лениздат, 1974. — 190 с.
  90. Л.М. Цель и смысл жизни человека. М.: Знание, 1984. — 252 с.
  91. Г. С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей: мотивационный аспект: Дис.. канд. психол. наук. -М, 1993.- 156 с.
  92. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. — 335 с.
  93. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  94. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  95. О.А. Формирование личного жизненного плана фактор активизации профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы: Дис. канд. педаг. наук. — М., 1992. — 168 с.
  96. С.Б. Игротехника как метод формирования самоопределения личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1991. — 19 с.
  97. Л.И. Психологические условия развития личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1988. — 17 с.
  98. Р.Л., Дубровская Е. И. Психология малой группы. М.: Знание, 1991.
  99. Р.Л. Если вы руководитель . М.: Дело, 1993. — 348 с.
  100. Н.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи как проблема нравственного воспитания //Вопросы психологии. 1973.- № 2. -С. 69−75.
  101. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. -Вильнюс, 1981.-68 с.
  102. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения //Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 86−93.
  103. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности //Вопросы психологии. -1983. -№ 2. -С. 51−59.
  104. В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях: Дис.. канд. пси-хол. наук. М., 1994. — 172 с.
  105. Е.В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989. — 19 с.
  106. И.В. Учет индивидуальных свойств личности в процессе подготовки и принятия решения о выборе профессии //Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1972.
  107. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  108. Н.В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- Л.: ЛГУ, 1967. -183 с.
  109. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища.-М.: Высшая школа, 1989. -167 с.
  110. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб., 1993.-54 с.
  111. И.С. Эффективность систем военного назначения: философско-методологический анализ. М.: Воениздат, 1991. — 62 с.
  112. ПЗ.Кухарчук A.M., Ценципер А. В. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Нар. асвета, 1976. — 128 с.
  113. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: РВСН, 1994. — 232 с.
  114. Л.Г. Воинский труд: наука, искусство, призвание. М: Совершенство, 1998. — 471 с.
  115. Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Дис. докт. психол. наук. М.: РАГС, 1995. — 380 с.
  116. А.А. Основы теории управления войсками.- М.: РВСН, 1994.- 169 с.
  117. В.М., Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. Л.: Медицина, 1970. — 279 с.
  118. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Полтиздат, 1977. -304 с.
  119. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. — 572 с.
  120. Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях (на материале смены профессии): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1992. — 20 с.
  121. А.Е. Методы психологической диагностики и корреляции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — 311 с.
  122. .Ф. Изучение человека на основе системного подхода //Человек в системе наук. М.: Наука, 1979.
  123. .Ф. Человек и техника. М.: «Сов. радио», 1966. — 464 с.
  124. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1994. — 155 с.
  125. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис. докт. психол. наук. Л., 1982. — 350 с.
  126. В. Н. Жизненная позиция личности. М.: Мысль, 1989. — 171 с.
  127. А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  128. А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 193 с.
  129. С.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная модель экспертного опроса //Социолог, исследования. 1994. — № 1. — С. 80−83.
  130. А.В. Формирование психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1988. — 21 с.
  131. П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте //Психология личности. М., 1982. — С. 182−186.
  132. В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1994. — 24 с.
  133. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  134. Методические указания по оценке психологических и психофизиологических качеств кандидатов на учебу в вузы МО РФ из числа офицеров. М., 1997.-89 с.
  135. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. 1997. — № 4. -С. 28−38.
  136. Г. Н. Методология и стратегия акмеологического исследования: Дис. канд. психол. наук. М., 1998. — 145 с.
  137. И.В. Опыт активизации профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1975. — 19 с.
  138. И.В. Роль самоанализа в профессиональном самоопределении учащихся старших классов //Новые исследования в психологии. 1976. -№ 1. — С. 86−87.
  139. В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. М.: РАГС, В, А им. Дзержинского, 1995. — 260 с.
  140. Н.М. Всестороннее и гармоничное развитие личности. М.: МО СССР, 1987.-60 с.
  141. Н.М. Социальная зрелость личности советского воина. М.: МО СССР, 1985.- 120 с.
  142. О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: Автореф дис.. докт. психол. наук. -М., 2000. 40 с.
  143. Г. Ю. Социально-психологические детерминанты профессионального самоопределения ученого: Автореф дис.. канд. психол. наук. М., 1989. — 26 с.
  144. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — 426 с.
  145. В.В. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М.: Экономика, 1972. — 254 с.
  146. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. -479 с.
  147. С.И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1996. 908 с.
  148. A.M. Руководитель. М.: Политиздат, 1984. — 255 с.
  149. Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. М.: РАУ, 1994. — Выпуск 1−5.
  150. А.К. Умения самоорганизации в профессиональном самоопределении учащихся //Вопросы психологии. 1992. — № 3−4, — С. 9−14.
  151. Основы общей и прикладной акмеологии /Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой и др. М.: РАГС, ВАД, 1994. — 388 с.
  152. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высшая школа, 1991. — 78 с.
  153. В.Ф. Персонализация процесса подготовки офицеров к руководству: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1995. — 56 с.
  154. И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. 18 с.
  155. Н.Д. Профориентационная работа школьного врача. Таллин: Валгус, 1976. — 24 с.
  156. Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  157. К.К. Структура и развитие личности. М: Наука, 1986. — 255 с.
  158. В.А. Профессиональное самоопределение молодежи: концепция (сообщение) //Педагогика. 1993. — № 5. — С. 33−37.
  159. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.- Воронеж: Модэк, 1996. — 253 с.
  160. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Дис.. докт. педаг. наук. Екатеринбург, 1995. — 369 с.
  161. Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, — 1998. — 439 с.
  162. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под ред. Никифорова Г. С. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1991. — 151 с.
  163. Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. -392 с.
  164. Ю.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-творческая среда как средство личностного самоопределения в процессе профессионализации //Личностная ориентация непрерывного образования: теория и практика. Волгоград: ВГПУ, 1994.
  165. Ю.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы и уровни рефлексивности в процессе профессионального самоопределения личности //Образование и культура. Новосибирск: НИИ и ПК, 1994. — С. 100−110.
  166. Р.В., Березин Ф. Б. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. — 176 с.
  167. В.М. Психология судьбы: программирование или творчество //Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 98−105.
  168. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ, 1990.- 183 с.
  169. В. Е. Методические основы оценивания управленческих качеств офицера: Научно-методические материалы. М.: В, А РВСН, 1996. -55 с.
  170. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. — 712 с.
  171. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. — 354 с.
  172. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -424 с.
  173. М.Н., Филлипов Ф. Р. Социальные перемещения.- М., 1970.- 253 с.
  174. Э.А. Образовательный путь как основа жизненного самоопределения //Выпускник в школе и семье. Вильнюс, 1986. — С. 27−38.
  175. Н.В. Психологические условия активизации школьников в профессиональном самоопределении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М, 1988.-25 с.
  176. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности //Психол. журнал. 1984. — № 4. — С. 65−73.
  177. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986. -142 с.
  178. A.JI. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. -176 с.
  179. И.Н. Акмеологический подход к развитию духовных ценностей и творческих способностей в игрорефлексике //Духовная деятельность и её специфика. Запорожье: ЗГУ, 1993.
  180. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992. — 192 с.
  181. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
  182. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  183. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте //Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 27−36.
  184. П.П. Жизнетворчество как способ самореализации личности //Жизнь как творчество. Киев, 1985. — С. 71−90.
  185. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. 4 изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  186. Справочник по инженерной психологии /Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982. — 368 с.
  187. С.Ю., Варкамова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров //Вопросы психологии. 1995. — № 1. -С. 60−68.
  188. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 286 с.
  189. А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. — 18 с.
  190. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 168 с.
  191. Т.В. Жизненные позиции учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1985. — 21 с.
  192. С.И. Формирование психологической структуры боевой деятельности у воинов- специалистов в ходе изучения современной военной техники: Дис. докт. психол. наук. М., 1987. — 417 с.
  193. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1961. — 525 с.
  194. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975.- 198 с.
  195. Н.Н. Отношение к будущему //Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрастам. М., 1987. — С. 42−65.
  196. X. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни //Принцип развития в психологии. М., 1978. — С. 173 195.
  197. Ю.В. Психологические концепции профессиональной ориентации в США: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1972. — 22 с.
  198. .А. Психологические и методические основы профориента-ционной работы с учащимися. Киев, 1979. — 23 с.
  199. Д.И. Психология развивающейся личности. М.- Воронеж: Модэк, 1996.-512 с.
  200. А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990.- 167 с.
  201. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. — 199 с.
  202. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 2 т.
  203. В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков. М.: Высшая школа, 1980. — 79 с.
  204. В.В. Психологические проблемы профориентации школьников //Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С. 12−20.
  205. В.Ф., Оссовский В. Л., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев: Наук, думка, 1979. — 192 с.
  206. И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности //Проблемы психологии личности: Сов.-фин. симп. М., 1982. — С. 121 126.
  207. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
  208. С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи //Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М.: Ин-т проф-го самоопр-я молодежи РАО, 1993.-С. 3−10.
  209. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  210. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 317 с.
  211. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  212. .Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М.: ВПА, 1989. — 64 с.
  213. А.Г., Зеличенко А. И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора //Вестник МГУ. сер. 14. — Психология. — 1987. — № 4. — С. 14−27.
  214. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  215. Е.А. Психология коллектива и личность. М., 1977.
  216. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности //Психол. журнал. 1981. — № 4. — С. 141−149.
  217. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969. 315 с.
  218. Buhler Ch. Meaningful living in the mature years //Aging and leasure. N.Y., 1965.-268 p.
  219. Creativity and Innovation in Engineering /Ed. By S.A. Gregory. London, 1972.-313 p.
  220. Erikson E.H. Identify: youth and crisis. N.Y., 1968. — 320 p.
  221. Herzberg F. The motivation to work. N.Y., 1959. — 297 p.
  222. Lehman H.C. Age and achievement. New Jersy, 1953. — 256 p.
  223. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954. — 382 p.
  224. Maslow A. Notes on being psychology //Readings in Humanistic Psychology. -N.Y., 1969.-P. 51−80.
  225. Rogers C.R. Client-Centered therapy. It’s Current Practice, implications and theory. Boston, 1965. — 208 p.
  226. Super D.E. The psychology of careers: Introduction to vocational development.- N.Y., 1957.-362 p.
  227. Super D.E. Career development: occupational choice and vocational ajustment //Bull. AJOSP. Luxemburg, 1970. — № 22. — P. 15−19.
Заполнить форму текущей работой