Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности часто болеющих детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Категория часто болеющих детей по своим психологическим особенностям является неоднородной и включает две группы: относительно болеющие дети (4−5 эпизодов ОРВИ в году) и истинно болеющие (6 и более раз в год). Истинно часто болеющие дети по своим психологическим особенностям (тревожность, «образ Я», внутренней картиной болезни) близки к детям, страдающим бронхиальной астмой, в то время как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА
    • 1. 1. Феномен часто болеющего ребенка
    • 1. 2. Психосоматическое направление и возможности его применения в контексте предпринятого исследования
    • 1. 3. Постановка проблемы и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
    • 2. 1. Психологические особенности дошкольников, провоцирующие развитие психосоматического заболевания
      • 2. 1. 1. Основные характеристики тревожности детей дошкольного возраста
      • 2. 1. 2. Особенности «гобраза Я» дошкольника
      • 2. 1. 3. Отношение к болезни
    • 2. 2. Методики исследования
    • 2. 3. Характеристика обследуемой выборки
    • 2. 4. Результаты исследований
      • 2. 4. 1. Особенности эмоционально-личностной сферы часто болеющих детей
      • 2. 4. 2. Положение детей в группе сверстников
      • 2. 4. 3. Исследование познавательной сферы
    • 2. 5. Обсуждение результатов
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ У МАТЕРЕЙ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
    • 3. 1. Влияние родительской позиции на развитие психосоматических заболеваний
    • 3. 2. Описание методик экспериментального исследования
    • 3. 3. Результаты исследований
      • 3. 3. 1. Сравнительный анализ родительского отношения у матерей в обследуемых группах детей
      • 3. 3. 2. Тревожность матерей
    • 3. 4. Обсуждение результатов
  • ГЛАВА 4. ОПЫТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ
    • 4. 1. Обоснование методов психологической помощи
    • 4. 2. Принципы и задачи психокоррекционной работы
    • 4. 3. Примерное содержание занятий. ill
    • 4. 4. Результаты повторного диагностического обследования
      • 4. 4. 1. Изменение уровня тревожности
      • 4. 4. 2. Изменение «образа Я»
      • 4. 4. 3. Изменение родительского отношения
      • 4. 4. 4. Изменение внутренней картины болезни
    • 4. 5. Обсуждение результатов

Психологические особенности часто болеющих детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Актуальность темы

исследования связана с высоким уровнем заболеваемости детей в нашей стране (А.А. Баранов, 1984, В. Ю. Альбицкий, 1986, Т. М. Ко цен ко, 1996, Воробьев, 1999). Часто болеющие дети являются возрастным феноменом. По данным литературы, острые респираторные инфекции занимают первое место в структуре заболеваемости детей дошкольного возраста (А. А. Баранов, 1986; В. К. Таточенко и др., 1981;). Причем 49,5% приходится на длительно и часто болеющих детей в основном дошкольного возраста (J1.M. Слободян, Н. С. Воронцова, 1993 г.). Прогностически эта категория детей имеет наиболее высокий риск в плане развития аллергических заболеваний, в частности, бронхиальной астмы (В. И. Ветков, 1991; Н. Г. Шамкина, 1994; А. М. Запруднов, 1996). Как показывают исследования, свыше 46% часто болеющих детей к 8−9 годам приобретают одно или несколько хронических заболеваний (Н.В. Михайлова, 1998). Несмотря на большое количество общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий, разработанных традиционной медициной, проблема помощи часто болеющих детей остается актуальной. В литературе встречаются указания на необходимость участия психологов в рассмотрении феномена частых эпизодов ОРВИ у детей. При обсуждении внешних факторов риска частых и длительных заболеваний, среди прочих приводятся плохие взаимоотношения между родителями, частые стрессовые ситуации в процессе воспитания детей, раннее, в возрастном аспекте, начало посещения детьми дошкольных учреждений (А. Г. Иванов, 1984; Л. В. Кайкова, 1988; И. А. Романчук, С. И. Головачева, 1985; Е. R. Wald et al.1988). В последнее время появилось достаточно много работ, направленных на изучение психологических факторов, лежащих в основе тех или иных хронических заболеваний. По мнению авторов, психологические факторы не только создают предпосылки для их развития, но и влияют на течение заболевания (Д.Н.Исаев, 1996; В. Пельдингер, 1996; Ф. Крегер, 1996). Многие исследователи признают, что большинство соматических симптомов ребёнка вызваны аффективными или личностными нарушениями и психологическими факторами риска развития психосоматических заболеваний. Однако, в настоящее время отсутствуют сколько-нибудь системные исследования, личностных особенностей часто болеющего ребенка. Актуальность настоящей работы заключается в исследовании психологических факторов риска развития психосоматических заболеваний у часто болеющих детей.

Предмет исследования.

Психологические особенности часто болеющих детей и специфика их семейных взаимоотношений.

Объект исследования.

Здоровые детиотносительно часто болеющие детиистинно часто болеющие детидети, страдающие бронхиальной астмойматери всех перечисленных групп детей.

Общая гипотеза исследования:

1. Часто болеющие дети по ряду психологических особенностей отличаются от здоровых сверстников и близки к детям, страдающим бронхиальной астмой;

2. Степень выраженности психологических факторов риска зависит от частоты заболеваний и от условий жизни ребёнка;

3. Особенности эмоционально-личностной сферы ребёнка тесно связаны с особенностями материнской позиции и обусловлены ими.

Цель работы: выявление психологических особенностей часто болеющих детей 5−7 лет и уточнение возможностей психологической помощи им. Задачи работы заключались в следующем:

1. Исследовать психологические особенности часто болеющих детей в зависимости от частоты их заболеваний;

2. Сопоставить показатели эмоционально-личностной сферы часто болеющих, здоровых детей и детей с бронхиальной астмой;

3. Проанализировать психологические особенности и специфику родительской позиции матерей часто болеющих детей в зависимости от частоты их заболеваний;

4. Разработать и апробировать программу психологической помощи часто болеющим детям;

Положения, выносимые на защиту:

1. Категория часто болеющих детей по своим психологическим особенностям является неоднородной и включает две группы: относительно болеющие дети (4−5 эпизодов ОРВИ в году) и истинно болеющие (6 и более раз в год). Истинно часто болеющие дети по своим психологическим особенностям (тревожность, «образ Я», внутренней картиной болезни) близки к детям, страдающим бронхиальной астмой, в то время как относительно болеющие дети тяготеют к здоровым сверстникампри этом познавательное развитие обеих групп часто болеющих детей не отличается от такового у здоровых сверстников.

2. Истинно болеющие дети составляют группу высокого риска развития бронхиальной астмы.

3. Стиль родительского отношения в семьях истинно часто болеющих детей по ведущим признакам тяготеет к описанному в литературе как «психосоматическая семья» (С. Минухин, 1983). В формировании такого стиля ведущая роль принадлежит матери в силу ее высокой личностной тревожности (значительно превышающей реактивную). Он характеризуется ярко выраженной симбиотической связью, непринятием своего ребёнка и отношением к нему как к «маленькому неудачнику». В то же время в семьях относительно болеющих детей подобные признаки не выражены.

4. Психологические факторы риска и неадекватная родительская позиция могут быть преодолены в процессе групповой психокоррекционной работы с часто болеющими детьми и их матерями.

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

• Впервые проведено комплексное, психологическое обследование часто болеющих детей с учетом частоты заболеваний и семейной ситуации.

• Подтверждена психологическая неоднородность группы часто болеющих детей.

• Показана целесообразность психосоматического подхода к работе с часто болеющими детьми.

• Проанализирована специфика позиции матери по отношению к часто болеющему ребенкудоказано, что семьи истинно часто болеющих детей можно изучать с позиции «психосоматической семьи».

• Доказана роль матери в становлении патологического симптомокомплекса, ведущего к психосоматическим расстройствам.

Практическое значение.

• Сформирован комплекс психодиагностических методик, позволяющий выявить психологические факторы риска психосоматических заболеваний.

• Показана необходимость междисциплинарного подхода к проблеме помощи истинно часто болеющих детей.

• Показано, что психологическая помощь должна оказываться не только самому ребенку, но и его семье.

• Разработана и апробирована краткосрочная программа психологической коррекции для истинно часто болеющих детей и их родителей.

Апробация работы.

Результаты исследования докладывались на втором международном конгрессе по спортивной психологии (июнь 1995) — на четвертой научно-практической конференции «Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей» (ноябрь 1995) — на конференции «здоровье школьников: медико-психологическая поддержка и физическая культура» (октябрь 1996) — на заседании научно-методического центра «ДАР» (март 1998) — на секции пульмонологов Московского общества педиатров (март 1998) — обсуждались на заседании лаборатории психического развития детей дошкольного возраста Психологического института РАО (апрель 1998), на Первой научно-практической конференции психолого-медико-социальных центров Московского комитета образования (август 1998);

Внедрение результатов исследования.

Результаты исследования внедрены в практику работы отделения респираторных инфекций НИИ Педиатрии РАМН, врачебно-физкультурного диспансера № 4 г. Москвы, отдела психосоматики Комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования.

Структура работы.

Работа состоит из введения, 4-х глав, заключения, выводов, библиографии.

Выводы.

1. Группа часто болеющих детей является неоднородной не только с медицинской, но и психологической точки зрения. По исследуемым психологическим характеристикам относительно часто болеющие дети тяготеют к группе здоровых сверстников, в то время как истинно часто болеющие дети существенно отличаются от них.

2. Истинно часто болеющие дети отличаются от здоровых сверстников и относительно часто болеющих детей высоким уровнем тревожности, искаженным «образом Я», неадекватной внутренней картиной болезни. Сходные психологические особенности характерны для детей, страдающих бронхиальной астмой.

3. В материнском отношении истинно часто болеющих детей преобладают отвержение, симбиотическая связь и отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику».

4. Описанные стили родительского отношения в семье истинно часто болеющего связаны с личностными особенностями матери, для которой характерно наличие высокого уровня личностной тревожности на фоне среднего уровня реактивной тревожности.

5. Совокупность личностных проблем ребенка и матери, наличие феномена «семейной тревоги» позволяет рассматривать семью истинно часто болеющего ребенка с позиции психосоматической медицины, что является обоснованием необходимости психологической помощи им.

6. Для преодоления высокого уровня тревожности как матери так и ребенка и неадекватного родительского отношения целесообразно использовать групповую психокоррекционную работу, которая должна проводиться одновременно с ребенком и его мамой.

Заключение

.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Часто болеющие дети по ряду психологических особенностей значимо отличаются от своих здоровых сверстников. К таким отличиям относятся прежде всего уровень личностной тревожности, особенности самосознания, нарушения в коммуникативной сфере. Группа часто болеющих детей не однородна по своему составу. Среди них выделяются истинно часто болеющие дети (6 и более эпизодов ОРВИ в год), которые по описанным психологическим признакам тяготеют к детям, страдающим бронхиальной астмой. В противоположность им дети, болеющие ОРВИ 4−5 раз в год по перечисленным признакам не отличаются от здоровых сверстников.

В качестве источников описанных в исследовании психологических особенностей можно рассматривать несколько: частота переносимых заболеваний, условия жизни, особенности семьи, методы воспитания и т. д.

В пользу влияния условий жизни говорит тот факт, что истино часто болеющие дети редко посещают дошкольные учре>вдения, гораздо чаще их жизнь замкнута в кругу семьи. Следовательно, основное социализирующее воздействие они испытывают со стороны матери. В доступной нам литературе хорошо описаны особенности матерей детей, страдающих психосоматическими заболеваниями и специфика их внутрисемейных отношений. Описан феномен «семейной тревоги». Встает вопрос, что первично: уровень тревожности матери создает почву для формирования нарушенного стиля родительского отношения и 1 психосоматических расстройств у ребенка, или хроническое заболевание ребенка провоцирует тревогу матери и, как следствие, специфические родительские отношения. Мы получили важные на наш взгляд подтверждения первичности личностных особенностей матери. Прежде всего расхождение показателей личностной и реактивной тревожности. Матери истинно часто болеющих детей по своему уровню личностной тревожности приближались к матерям детей, страдающих бронхиальной астмой, в то время как по уровню реактивной тревожности не отличались от матерей здоровых детей. Второе подтверждениерезультаты психокоррекционной работы. Занятия в родительской группе были направлены пре>кде всего на актуализацию личностных проблем матери, осознание мотивов собственного поведения. Срок, за который проходил курс психологической коррекции, недостаточен для того, чтобы утверждать, что ребенок перестал болеть ОРВИ. И тем не менее, мы отметили значимое, статистически достоверное снижение уровня тревожности в материнской группе. Следовательно, можно предполагать, что наличие внутренних конфликтов матери служило источником ее повышенной тревожности.

Особенности матери и характерного для диады родительского отношения коррелировало с отношением ребенка к болезни. Для детей, болеющих б и более раз в году была свойственна наиболее широкая гамма переживаний по поводу болезни: «представление о здоровье», «представление о болезни», «отношение к болезни», «отношение к госпитализации». Причем эти негативные переживания были даже ярче, чем у детей, страдающих бронхиальной астмой. Является ли подобная совокупность эмоциональноличностных особенностей часто болеющего ребенка (низкое самоотношение и самопринятие, заниженная самооценка на уровне высокой тревожности, широкая гамма негативных переживаний) и особенности его семьи причиной, или она есть следствие выявленной у них коммуникативной некомпетентности, в настоящее время определить невозможно. Скорее это можно рассматривать как некий порочный круг.

Итак, выявленные эмоционально-личностные и коммуникативные особенности истинно часто болеющих детей, специфика личности матери и стиля ее родительского отношения к ребенку позволяют рассматривать данную ситуацию в контексте психосоматической семьи. Об этом же свидетельствуют положительные результаты, достигнутые нами в процессе психологической коррекции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995
  2. Адо А. Д. Вопросы общей нозологии. М., 1985
  3. Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней: Пер. с англ. М.: Прогресс — Культура- Изд-во Агенства «Яхтсмен», 1995.
  4. В.Ю. Оздоровление часто болеющих детей раннего и дошкольного возраста // Здравоохр. Белоруссии. 1985. — № 9. — С.61−64.
  5. В.Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов, 1986. — 183с.
  6. Е.И., Мусина Б.К. Патогенетические основы врачебной тактики оздоровления часто болеющих детей, посещающих дошкольные учреждения
  7. Педиатрия. 1990. — № 9. — С.63−67.
  8. Г. А., Коваленко Н. А. Часто болеющие дети. Какие они? //Школа здоровья, 1995, т. 2, № 3
  9. А.А., Альбицкий В. Ю. Пути оздоровления часто болеющих детей // Вопр. охр. мат. 1986. — Т.31. — № 8. — С.65−67.
  10. Н.А. Современные подходы к изучению психосоматических влияний на патологию сердечно-сосудистой системы у детей // Педиатрия.1989. № 1. — С.23−26.
  11. Ю.Берзин Ф. Б., Куликова Е. М., Шаталов Н. Н., Чарова Н. А.
  12. Психосоматические соотношения при бронхиальной астме // Журнал психологии и психиатрии имени С. С. Корсакова, т.97,1997, № 4 11. Берне Р. Развитие Я -концепции и воспитание, М., 1986 12. Бехтерев В. М. Лечебное значение гипноза. С-Пб., 1900
  13. А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. М., 1987
  14. Н. Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматической патологии (на материале язвенной болезни двенадцатиперстной кишки): Дис. канд. психол. наук, М., 1995
  15. Р., Гриндлер Д., Сатир В. Семейная психотерапия. Воронеж, 1993
  16. А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции /на примере энуреза/ //Вестник МГУ. Психология., № 4−1985.
  17. А. Я. Структуры и типы родительского отношения: дис. кандидата психол. наук. М., 198 521. Варга А. Я., Смехов в. А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ, Психология, № 4 1986, с.22−32
  18. Л.И. О психологической диагностике типов отношения к болезни // Психологическая диагностика отношения к болезни. Д., 1990. — С. 8−16.
  19. А. Л. психологические особенности шестилетних детей. М., 1985 к 24. Венгер Л. А., Агаева Е. Л., Бардина Р. И., Брофман В. В., Булычева А. И.,
  20. И. А., Венгер Н. Б., Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., Рудовская И. А., Холмовская В. В., Цеханская Л. И. Психолог в детском саду. М., 1995.
  21. Д. В. Разговор с родителями. М., 1995
  22. Т.Н., Сикорский А. В., Иванова В. И. Оздоровление часто и длительно болеющих респираторными заболеваниями детей // Здравоохранение Белоруссии. 1992. — № 3. — С. 47−49.
  23. Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии, т.4. М., 1989
  24. Л. С. Лекции по психологии. С-П., 1997
  25. В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. -Л., 1977
  26. С. А., Зисельсон А. Д. О применении психотерапии при бронхиальной астме у детей // Педиатрия, № 5,1987, с. 107−108
  27. Д0ЛЬТ0 Ф. На стороне ребенка. Пер. с фр. СПб., «Петербург 21 век», 1997.
  28. Ю. А. О возможности выявления детей группы риска попсихосоматическим заболеваниям II Психосоматические исоматопсихические расстройства у детей. -М., 199 033. Ефимов
  29. Зб.Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982
  30. А.Г. Заболеваемость детей раннего возраста // Вопр. охр. мат. 1984. — № 9. — С.75−76.
  31. Е. В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений // Вестник МГУ, 1993, № 1, с.31−38
  32. К. Эмоции человека. М., 1980
  33. Д.Н. Медико-психологические аспекты психосоматических заболеваний и внутренняя картина болезни в детском возрасте // Психиатрические аспекты педиатрии. Д., 1985. — С. 7−92.
  34. Д.Н. Проблема психосоматических взаимоотношений // Материалы 8-го Всесоюзного съезда невропатологов, психиатров, наркологов. 1988. — 4.2. -С. 102−188.
  35. Д.Н. Психология больного ребенка. Спб., 1993. — 76с.
  36. Д.Н., Воронков Б. В., Каган В. Е., Ефимов Ю. А. Ранняя диагностика, лечение и профилактика психосоматических и соматопсихических расстройств у детей // Методич. рекомендации. СПб. Изд. ППМИ, 1992. — С. 3−15.
  37. .Д. Психотерапия. М., 1985.
  38. А. В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Л., 1980
  39. М. Ребенок, который не мог спать // Знаменитые случаи из практики психоанализа. М., 1995
  40. В.В. Сомато-психические расстройства в детском возрасте // Нервно-психические расстройства в школьном возрасте. София, 1976. — С. 20−35.
  41. С. В. Психология современной семьи. М., 1988
  42. К. Основы психического развития. М.-Л., 1934
  43. С.Ю. Роль семейных факторов в формировании вариантов нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы и их коррекции методом семейной психотерапии: Автореф. дис. канд. психол. наук-Л., 1985.
  44. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага.: Мед. изд-во., 1984.
  45. Г. Психодрама: Теория и практика. М., 1994
  46. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994
  47. А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.-Л., 1948, с.4−1563 .Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж, 1997
  48. Ю.П., Полунина Н. В. Образ жизни и здоровье детей // Педиатрия. -1990.-№ 7.-С. 61−69.
  49. Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. М.:1. Медицина, 1977.
  50. И.М. Реабилитация часто болеющих детей // Здравоохранение. Минск. 1996. — № 1. — С. 27−31.
  51. Любан-Плоца В., Пельдингер В, Крегер Ф. Психосоматический больной наFприеме у врача. С-Пб, 1996
  52. З.С., Черток Т. Я., Тонкова-Ямпольская Р.В. Особенности состояния здоровья часто болеющих детей // Педиатрия. 1990. — № 5. — С. 5964.
  53. Ф.З. Адаптационные медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации. М., 1993.
  54. В. С. Психология индивидуальности. М.-Воронеж, 1996
  55. Н.В. Клинико-физиологические и психологические особенности часто болеющих детей. Диссер. канд.мед.наук. 1998.
  56. Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» //1. Ьг
  57. Психогигиена и психопрофилактика. Д., 1983
  58. И. А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени: дис. канд. психол. наук, М., 1993
  59. В. С. Психология дошкольника. М., 1975
  60. В. К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия: Руководство по психотерапии. JL, 1979
  61. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Из-во ЛГУ, 1960.
  62. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987. -С. 168.78.0бухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996
  63. Пегги Пепп Семейная терапия и ее парадоксы. М., 1998
  64. Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996 81. Петровский А. В. Введение в психологию. — М., 1995
  65. Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Л., 1985
  66. Г. К., Зильберман И. А. Роль психотерапии в системе реабилитациикдетей с бронхиальной астмой // Реабилитация больных с нервно-психическими заболеваниями и алкоголизмом. JL, 1986. — С. 119−121.
  67. А. М. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987
  68. С .Я. О роли психолога в психотерапии. / Журнал невропатол. и психиатр, им. С. С. Корсакова. 1980, вып.4. — С. 618−619.
  69. К. Групповая психотерапия Спб.: Питер Ком, 1998. — 384с.: (Серия «Мастера психологии»).
  70. А.Г., Касаткин В. Н. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд // Школа здоровья. 1996. — № 2. — С. 41−47.91 .Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М., 1996
  71. Н.А. Профилактика частых заболеваний у детей с аллергически измененной реактивностью в дошкольных учреждениях: Дис. канд. мед. наук. М., 1990.
  72. Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. М., 1971
  73. Н. Д. Групповая психологическая коррекция в системе реабилитационно-профилактических мероприятий с больными бронхиальной астмой // Афтореферат канд. дисс., М., 1988
  74. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. М., 1989
  75. К.И., Граничева Е. И., Сиротенко Е. А. Острые респираторныезаболевания у детей. 1987.
  76. B.C., Ветков В. И. Частота острых заболеваний у детей дошкольного возраста // Региональные проблемы здоровья маселения: Сб.
  77. Науч. трудов. Новокузнецк, 1991. — С. 81 -82.
  78. Л.М., Воронцова Н. С., Процайло Н. Б., Горшкова М. А. // Часто болеющие дети (медико-социальные аспекты, состояние иммунитета, пути оздоровления) // Педиатрия. 1993. — № 1. — С. 45−48.
  79. Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997 ЮО. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику вдошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996, № 3, с.5−14
  80. Е. Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. М., 1981
  81. А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личностию М., 1981
  82. ЮЗ.Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов /комплекснаяпсихологическая коррекция/. М., 1988 Ю4. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982 Л 05. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.:
  83. Медицина, 1991. 286с. 1 Об. Таточенко В. К., Рачинский С. В., Споров О. А. Острые заболевания органов дыхания у детей. — М., 1981.
  84. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства (руководство для врачей). М.: Медицина, 1986.
  85. З.Н. Факторы риска формирования контингента ЧБД // Материалы 12-го Всесоюзного съезда детских врачей. 1988. — С. 179−180.
  86. V 109. Тхостов А. Ш. Интрацепция в структуре внутренней картины болезни.
  87. Фрейд. 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991.
  88. .М. Эпидемиология и основные принципы терапии тревожных расстройств // Синапс. -1991, № 1. С. 15−30.
  89. Д.И. Родительская терапия и динамика психического состояния ребенка // Организацционные и клинические проб л. детской неврол. и психиатр. М., 1994. — С. 177−179.
  90. П.М. Эмоциональная жизнь школьника/психологический очерк/.1. М., 1966
  91. Ackerman Н. The psychodynamic of family life. N. Y., 1958
  92. F. (1950) Psychosomatic medicine, its principles and applications. N. Y.
  93. F. (1951) Psychosomatische Medizin. De Gruyter, Berlin
  94. Alexander F. Psychosomatic Medicine. New York, 1980
  95. Alexander F., French Т. M., Pollock G/ N Psychosomatic apecifity. Experimental studies and results. Chicago Press, 1968, v. 1
  96. Amen E.W., Renison N.A. A study of relationship between play pattern and anxiety in young children // Genetic psycholodgy Monograph. 1954. — V.L.
  97. Anxiety: Quest for improved Therapy // Amer. J. Med., 1987, vol. 82, n 5A
  98. Apley J. psychosomatic disorders in childhood: Who? When? and How? // Pediatrician. — 1979. — Vol.8 Suppl.l. — P. 104−113.
  99. Bandura A. Psychotherapy as a learning process // Psychological Bulletin, 1961, v.58, no213 2. Baron C, Veilleux P, Lamarre A (1992), The family of the asthmatic child // Can J Psychiatry 37:12−16
  100. J133.Beatrice L. Wood One articulation of structural family therapy model: a biobehavioral family model of chronic illness in children // Journal of Family Therapy (1994) 16: 53−72
  101. Bell J. Family group therapy. Washington, 1961
  102. Bell J. The Family in the Hospital: Lessons from Developing Countries (Chevy Chase, Md.: NIMH, 1969), pp. 3−6
  103. Murray B. Family Therapy in Clinical Practice (N.Y.: Jason Aronson, 1978), P. 306−307.
  104. Brautigam W, Christian P. Psychosomatische Medizin. Thieme, Stuttgart, 1973.
  105. Brautigam W., Christian P. Psychosomatische Medizin. 4 Auflage. Stutgart: Georg Thieme Verlag. 1986.
  106. Brody S. Patterns of mothering. Plenum press, N. Y., 1956
  107. Cannon W. B. Wut, Hunger, Angst und Schmerz. Urban & Schwarzenberg, Vunchen, 1975
  108. R. B. & Scheier I. N. The Meaning and Measurement of Neuroticism and Anxitty. N. Y. Ronald Press, 1961
  109. Cristian P. Grundlagen der Psychosomatik. Z Klin Psychol Psechother, 1975 23:303−308
  110. De Boor С Zur Psychosomatik der Allergie, insbesondere des Asthma Bronchial, bd. 4 Huber & Klett, Bern, 1965.
  111. Deutsch F The Psychosomatic concept in psychoanalesis. N. Y., 1953.
  112. Dunbar F. Emotional and bodily changes. N.Y.: Columbia university press, 1954.
  113. Ellis E.F. Astma in childhood // J. Allergy and Clin. Immunol. 1983. — Vol. 72. -P. 526−539.
  114. Engel G LThe concept of psychosomatic disorder. J Psychosomatic Ress, 1967- 11:3
  115. Foulkes S.H., Anthony E.J. Group psychotherapy. London: Penguin, 1957.
  116. Goldstein A.P., Heller K., Sechrest L.B. Psychoterapyand the psychology ofbehavior change. N.Y.: Wiley, 1966.
  117. Heim E, Blaser A., Waidelich E Dyspnoe: Eine psychosomatische Untersuchung.
  118. Respiration, 1970- 27:1−23 151 .Heinroth J. C. Lehrbuch der Storungen des Seelenlebens oder der Seelenstorungen und ihrer Behandlung. Vogel, Leibzig, 1818.
  119. Henker F.O. Psychosomatic illness // Psychosomatics. 1984. — Vol. 25, № 1. — P. 19−24.
  120. Jackson D. D., Yalom I: Family research on the problem of ulcerative colitis.
  121. Arch Gen Psychiatre 1966,15:410−418
  122. Jacobi J (1965) Der Weg zur Individuation. Rascher, Zurich
  123. James C. Coyne, Barbara J. Anderson The «Psychosomatic family» reconsidered II: recalling a defective model and looking ahead // Journal of Marital and Family Therapy 1989, vol.15, no.2,139−148
  124. Kramer E. Art therapy in children’s community. Springfiel, 111.: Charles С Thomas, 1958.
  125. Kwiatkowska H. Famitly therapy and evaluational through art. Springfield, 111.: Charles С Thomas, 1978.
  126. Lavigue J.V., Burnes W. J. Pediatric psychology. N.Y., 1981. i '
  127. Lazarus A. Behavior Therapy. Intern. J. Psychiat., 1970−1971, v.9, p. l 13−140
  128. Levin K. Group psychoterapy: Practice and development.: N.Y.: Prentic-Hall, 1979.
  129. Lipowski Z. J.: Somatization: the concept and its clinical application // Fm J Psychiatry 145:1358−1368, 1988
  130. Mattson A., Psychologic aspects of child astma //1975,v.22, nl, P. 77−88
  131. Mausch K. Stress and diseases // Przegl. Lek. 1994. — Vol. 51. — № 2. — P. 86−89.
  132. Meerson F. Z. Adaptation, stress and prophylaxis // Springer Veriag. — 1984. — P. 125.
  133. Minuchin S. Family and Family Terapy. Cambridge, 1974
  134. Minuchin S., Fishman H. Family Terapy Techniques. Harvard University. Cambridge, Massachusetts, and London, England. 1998.
  135. Naumburg M. Dynamically oriented art therapy: Its principels and practices.
  136. N.Y.: Grunt & Sratton, 1966.
  137. Nickois M. Family therapy Concept and methods. N. Y., London, 1984
  138. Nixon H.L. The small group. N.Y.: Prentice-Hall, 1979.
  139. Papp P. The family that had all the answers // Papp P. Family therapy: full leugthcase studies. Garden Hress, N. Y., 1 977 171 .Roe A., Siegelman M. A parent-child relations questionnaire Child Development., v.34,2,1963
  140. Satir V. J. Conjoin and Famile therape/ London, 1978
  141. Selye H. Stress and dieseas. Washington. — Reprint.: Science, — Vol. 122. -№ 3171.- 1955.
  142. Shaffer J.B., Galinsky M.D. Models of group therapy and sensetivity training. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1974.
  143. Sterlin H. Family theories: An introduction. Operational theories of personality. N. Y., 1974
  144. Sullivan H. S. The Collected Work, v. 1,2. N. Y., 1953 J 177. Tamm Maare E. Models of health and disease // Brit. J. Med. Psychol., 1993, V.66, n3, p.213−228
  145. Weizsacker V vonPsychosomatische Medizin. Verh Dtsch Ges Inn Ved, 1949- 55:13
  146. D. R., Widmer R. В., Cadoret R. J., et al Somatic symptoms: a major feature of depression in a family practice. // J Affective Disord 5: 199−207,1983
  147. Winnicott D. V. The Maturational Processes and the Facilitating Enviroment. L., 1 965 181. Wynne, L. G., Shields, G. G., Sivkin, M. L. (1992) Illness, family theory, and family therapy: I. Conceptual issues. // Family Process, 31:3−18
  148. Yablonsky L. Psychodrama: Resolving emotional problems through role-playing. N.Y.: Basic Books, Inc., 1976.
  149. Yalom I.D. Theory and practice of group psychoterapy (2nd ed.). N.Y.: Basic Books, 1975.
Заполнить форму текущей работой