Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические основы профессионального становления личности учителя начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ведущими качествами личности, обеспечивающими успешность обучения студентов ФНК на первом этапе является уверенность в успехе, уровень притязаний в ситуации «Успех-1а и 16″, в ситуации „Неуспех“, в ситуации „Успех-2″, развитость интеллектуальных (факторы „B“ ,“ N», «Q1») и эмоционально-волевых качеств (факторы «I», «С», «Е», «О», «Q3») — на втором этапе обучения — уверенность в успехе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико — методологический анализ проблемы профессионального становления учителя
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования профессиональной подготовки учителя начальных классов
    • 1. 2. Профессиограмма учителя начальных классов
      • 1. 2. 1. Теоретические основы исследований психологии труда учителя
      • 1. 2. 2. Творчество как важная характеристика педагогической деятельности

      1.2.3. Психолого-педагогические исследования личности учителя, а Изучение педагогических способностей б Исследование профессионально значимых качеств личности учителя в Вопросы изучения личности учителя в работах зарубежных авторов

      1.3. Психологическая характеристика труда учителя начальных классов

      1.4. Постановка проблемы исследования профессиональной подготовки учителя начальных классов

      Глава 2. Методология и программа исследования

      2.1. Цель, гипотеза, объект, предмет и задачи исследования

      2.2. Краткая характеристика методов исследования

      2.3. Организация исследования

      Глава 3. Исследование структурных и содержательных компонентов становления личности профессионала

      3.1. Исследование структурных компонентов становления личности профессионала-учителя начальных классов

      3.1.1. Исследование объективно-психологических характеристик личности формирующегося профессионала

      3.1.2. Исследование субъективных показателей, характеризующих личность студента на разных этапах становления его профессионализма

      3.2. Исследование содержательных компонентов становления личности будущего учителя начальных классов

      3.2.1. Психология студентов с высокой профессионально-творчес кой направленностью

      3.2.2. Психология учащейся молодежи со сниженной профессионально-творческой направленностью. 114 а Психологическая характеристика студентов с избиратель но-творческой направленностью б Психологический облик студентов с пассивно-профессио нальной ориентацией в Психология профессионально дезориентированных студентов

      Глава 4. Управление процессом оптимизации профессионального становления личности будущего учителя начальных классов .132

      Заключение и

      выводы .153

      Литература .159

      Приложения

Психологические основы профессионального становления личности учителя начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования определяется возрастающими требованиями к процессу подготовки высококвалифицированных специалистов в системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Важнейшим фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. В современном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые были бы наиболее профессионально подготовлены к работе с детьми.

Особую актуальность проблема профессиональной подготовки приобретает при формировании личности учителя начальных классов. Именно в начальной школе учитель должен заложить тот фундамент умений учиться, который в дальнейшем станет основой непрерывного образования. А успех этого во многом зависит от личностных качеств и особенностей учителя, как наиважнейшего фактора личностного развития школьников. При формировании личности учителя начальных классов в вузе появляется необходимость исследований будущего профессионала с точки зрения тех качеств, свойств, особенностей, которые обеспечивают его успешную профессиональную деятельность. Выявление и уточнение структуры профессионально важных личностных качеств, способствующих активному профессиональному становлению, во-первых, дает возможность сформировать целостное представление о профессииво-вторых, позволяет строить учебные планы и программы в соответствии с требованиями, предъявляемыми выпускнику вуза профессиональной деятельностьюв-третьих, вуз при подготовке специалистов к самостоятельной работе по выбранной профессии получает научно обоснованные данные по развитию у студентов качеств, необходимых им для эффективной профессиональной деятельности и, наконец, в-четвертых, наличие перечня профессионально важных качеств позволяет производить аттестацию и подбор кадров по научно обоснованным критериям.

Кроме того, наличие обоснованного, апробированного перечня таких качеств и требований деятельности дает возможность вузу решать, в каких элементах учебного процесса, педагогической практики, стажировки и на каких этапах целесообразно формировать и развивать соответствующие качества, а также контролировать уровень их развития.

Современное состояние разработки проблемы подсказывает необходимость проведения комплексных, структурно-генетических исследований, ориентированных на выявление динамики становления будущего учителяпрофессионала, на определение места и роли целостной совокупности ведущих факторов формирования личности будущего учителя-профессионала на каждом этапе его подготовки: мотивов, целей, самооценки, результатов, имеющих непосредственное отношение к личностному уровню ее психической регуляции. Без учета личностных компонентов структуры профессиональной деятельности, задачи становления профессионала остаются нерешенными, а практические рекомендации по её регуляции ограничиваются узкими рамками решения задач общегуманитарной, методической и специальной подготовки. Таким образом, актуальность темы исследования определяется потребностями системы высшего образования, её гуманизацией и демократизацией, возрастающими требованиями к личности педагога-профессионала и оптимизации его педагогической деятельности.

Данное исследование посвящено рассмотрению психологических основ профессионального становления личности учителя (на примере подготовки учителей начальных классов).

Методологическую основу исследования составили: личностно-деятельностный подход, учение о деятельно-творческой сущности личности формирующегося специалиста (Л.С.Выготский, C. J1. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, О. В. Дашкевич, В. Д. Шадриков и др.) — личностно-деятельностный подход в развитии высшего образования (И.А.Зимняя, А. М. Матюшкин и др.) — теория учебной деятельности (В.В.Давыдов, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.) теории профессионально педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина, А. И. Щербаков, В. Д. Шадриков и др.) концепции формирования личности педагога как профессионала (Ф.И.Гоноболин, В.А.Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.).

Профессиональное становление рассматривается как совокупность свойств личности студента, обеспечивающих психическую регуляцию учебно-профессиональной деятельности. Основная роль при исследовании профессионального становления студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности отводилась изучению объективйно-психологических характеристик становления будущего профессионала, анализу субъективных показателей, характеризующих личность студента на разных этапах становления его профессионализма, типологических особенностей студентов.

Объект исследования: процесс становления профессиональной деятельности и личности учителя начальных классов.

Предмет исследования: механизм психической регуляции учебно-профессиональной деятельности студентов факультета начальных классов.

ФНК) на разных её этапах (начальном, среднем, завершающем и собственно профессиональном), осуществляемая с учетом компонентов личностной направленности: мотивов, самооценки, целеполагания, эмоциональных переживаний уверенности — сомнений, эмоционально-волевых, коммуникативных, интеллектуальных качеств личности, типология профессионального становления студентов, средства управления процессом формирования профессионально важных качеств творческой личности учителя начальных классов.

Методы исследования подбирались таким образом, чтобы изучить процесс профессионального становления личности будущего учителя начальных классов.

Исследование осуществлено в 1995;1999 гг. В эксперименте участвовало 110 студентов факультета «Педагогики и методики начального обучения» Владимирского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие также 30 учителей начальных классов средней школы № 15 г. Владимира, № 8, 21 г. Коврова, Владимирской области.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Система объективно-психологических проявлений становления личности учителя — профессионала на разных этапах обучения, значимых для характеристики его психорегуляции на личностном уровне.

2. Свойства личности студентов, значимые для психической регуляции обучающей деятельности на различных этапах становления личности учителя начальных классов, психодиагностические средства для их выявления и должные нормы их выраженности.

3. Типология отношения студентов ФНК к учебной деятельности и нормативные показатели личностных факторов становления учителя начальных классов как профессионала.

4. Психологическая модель становления личности учителя-профессионала и система психолого-педагогических средств по её формированию.

Теоретическая значимость и новизна исследования:

— Выявлена общая структура психорегулирующих компонентов становления личности профессионала-учителя начальных классов.

— Определена структура объективно-психологических профессионально важных качеств личности будущего профессионала на разных этапах обучения студентов. Выделены структурные блоки учебно-профессиональной деятельности студентов на разных этапах обучения, характеризующиеся определенными механизмами личностной регуляции.

— Обоснована типология отношения студентов ФНК к учебно-профессиональной деятельности и показана роль выделенных типов в становлении профессионализма.

— Выделенные в работе (модельные характеристики) отношения студентов к учебно-профессиональной деятельности имеют психодиагностическую (обнаруживают достоверные корреляции с результативностью учебно-профессиональной деятельности) значимость.

— Система средств формирования просоциальной мотивации, адекват ной самооценки обеспечивает становление профессионально-творческого отношения студентов к учебно-профессиональной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в определении психодиагностических критериев личностных характеристик, благоприятствующих эффективному осуществлению обучающей деятельности студентов, значимых для психической регуляции учебной деятельности на различных её этапах, её объективно-психологических показателей и должностных норм.

Полученные данные о личностном механизме психической регуляции учебной деятельности студентов на разных этапах (начальном, среднем, завершающем) могут быть использованы для повышения эффективности планирования и организации учебного процесса на занятиях в вузе.

Материалы диссертации (эмпирические результаты, выводы) могут быть использованы в работе психологической службы вуза, в групповой или индивидуально-ориентированной психотерапевтической работе со студентами и учителями.

Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные в исследовании материалы и результаты апробировались: в процессе экспериментально-педагогической работы автора на факультете начальных классов (ФНК) Владимирского государственного педагогического университетав публикациях по теме исследованияв докладах, сделанных на научных, научно-практических конференциях (Второй съезд психологов РФ, г. Ярославль, 1998) — региональная научно-практическая конференция в Г. Владимире,.

1998) — научно-практические конференции факультета начальных классов Владимирского государственного педагогического университета (1996 -1999 гг.). в сообщениях на заседаниях кафедры психологии Владимирского государственного педагогического университета (1996 — 1999 гг.).

Основные результаты проведенного исследования и теоретические материалы диссертации отражены в 7-ми публикациях автора.

Заключение

и выводы.

Практическое значение проблемы профессионального становления личности будущего учителя начальных классов обусловлено тем, что педагоги, и именно учителя начальных классов, представляют один из наиболее многочисленных отрядов интеллигенции. Решение этой проблемы в состоянии «поднять планку» возможного профессионального совершенствования, сократить срок с момента профессионального старта до максимального профессионального раскрытия, сократить экономические и личностные издержки в период адаптации молодого специалиста к условиям профессиональной деятельности. Кроме того, практическое значение данной проблемы обусловлено возможностью направлять и оптимизировать процесс профессионального становления в ходе обучения в педагогическом вузе, так как подготовка студента к профессиональной деятельности — основная задача образовательной системы. Эффективная помощь формирующейся личности в процессе профессионализации может быть достигнута в результате внедрения активных методов обучения и психологического сопровождения учебного процесса в педагогическом вузе.

Теоретико-методологической основой разработки проблемы профессионального становления личности будущего учителя начальных классов стали: личностно-деятельностный подход, учение о деятельностно-творческой сущности личности формирующегося специалиста (Л.С Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В. Д. Шадриков, О. В. Дашкевич и др.) — личностно-деятельностный подход в развитии высшего образования (И.А. Зимняя, A.M. Матюшкин и др.) — теория учебной деятельности (В.В.Давыдов, ВЛ. Ляудис, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.) — теория профессиональной педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина, А. И. Щербаков, В. Д. Шадриков и др.).

Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить пути решения проблемы профессионального становления личности будущего учителя начальных классов. В процессе исследования были последовательно решены поставленные задачи:

1. Раскрыты и изучены объективно-психологические характеристики становления профессионала и их взаимосвязи.

2. Раскрыты психологические механизмы регуляции обучающей деятельности на личностном уровне на различных этапах становления личности учителя начальных классов (начальном, среднем, завершающем, профессиональном), а также изучены особенности личности студентов ФНК.

3. Выявлена типология отношения студентов ФНК к учебно-профессиональной деятельности.

4. Определены нормативные показатели личностных факторов становления профессионала — учителя начальных классов.

5. Разработана система психолого-педагогических средств формирования личности профессионала учителя начальных классов.

6. Проведена апробация системы оптимизации процесса профессионализации на ФНК в условиях психолого-педагогического эксперимента.

Проведенное теоретическое и практическое исследование позволило изучить динамику становления личности будущего учителя начальных классов, качественно своеобразных личностных изменений с момента поступления в вуз до его окончания. Примененные нами методики позволили диагностировать особенности становления личности будущего педагога-профессионала, а использование корреляционного и факторного анализа позволило получить информацию о «механизме» формирования профессионала.

От первого к пятому курсу. Изучение структурных и содержательных компонентов становления личности будущего учителя начальных классов позволило определить типологию профессиональной направленности студентов и педагогов, а именно: с высокой профессионально-творческой направленностью, со сниженной профессионально-творческой направленностью (избирательно-творческой, пассивно-профессиональной, профессиональной дезориентацией).

Основные положения, сформулированные в теоретической части диссертации, были использованы при организации экспериментальной работы, включившей в себя проведение различных методик диагностики формирующегося профессионала и формирующей эксперимент по оптимизации процесса профессионального становления личности будущего учителя начальных классов.

Для обеспечения высокой результативности процесса профессионального становления студентов ФНК в экспериментальной группе были обеспечены определенные условия: психологические, социально-психологические и организационные. В ходе эксперимента использовались элементы активного обучения, социально-психологический тренинг, тренинг развития творческих способностей, осуществлялась интеграция педагогической и психологической подготовки.

Экспериментальный этап исследования показал, что эффективность профессионального становления студентов на ФНК значительно лучше в результате применения в экспериментальной группе разработанного алгоритма оптимизации этого процесса.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы, подтверждающие гипотезу исследования и основные положения, выносимые на защиту:

1. Структура психорегулирующих механизмов становления личности учителя начальных классов состоит из четырех блоков: 1 собственно деятельностного (общая успеваемость, познавательная активность, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, творческое решение учебных задач, благополучные взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, любовь к педагогической деятельности и др.) — 2 самооценочного (уровень притязаний, целеполагание в различных ситуациях: успешных и неуспешных, уверенность и др.) — 3 личностных качеств (самоконтроль, эмоциональная устойчивость, тактичность, гибкость ума, радикализм, ответственность и др.) — 4 индивидуально-типологические свойства (сила, подвижность нервных процессов). Влияние показателей четвертого блока на деятельностные показатели не прямое, а опосредованное, через посредство показателей самооценочного блока.

2.Ведущими деятельностно-профессиональными качествами, обеспечивающими успешность обучения студентов ФНК на начальном этапе обучения выступают показатели, характеризующие организационно-волевую направленность отношения студентов к учебной деятельности: дисциплинированность, организованность, общая успеваемость и творческая активность (самостоятельность и инициативность). На среднем этапе становления профессионала-учителя начальных классов (3−4 курс) впервые в регулирующую структуру деятельностных показателей входит склонность к научной деятельности. Эта характеристика раскрывается через посредство стремления студента к научному изучению и познанию индивидуально-психологических особенностей школьников, студентов и своих собственных, к познанию психологических закономерностей обучения, общения и др. На завершающем этапе обучения ведущую психорегулирующую позицию в структуре объективно-психологических показателей занимает инициативность, как показатель творческой активности. Доминирующую позицию в структуре деятельностных показателей учителей профессионалов занимают показатели, характеризующие творческую направленность личности учителя (инициативность, самостоятельность), склонность к научной работе, а также организованность.

3.Ведущими качествами личности, обеспечивающими успешность обучения студентов ФНК на первом этапе является уверенность в успехе, уровень притязаний в ситуации «Успех-1а и 16″, в ситуации „Неуспех“, в ситуации „Успех-2″, развитость интеллектуальных (факторы „B“ ,“ N», «Q1») и эмоционально-волевых качеств (факторы «I», «С», «Е», «О», «Q3») — на втором этапе обучения — уверенность в успехе, перспективное целеполагание, уровень притязаний в ситуации «Неуспех» и в ситуации «Максимальной мобилизации», коммуникативные (факторы «L», «F») и эмоционально-волевые качества (факторы «Q3», «G», «Е»). На завершающем этапе обучения наибольшей психорегулирующей силой обладают показатели адекватности-неадекватности самооценки: отношение к себе, к делу, к коллективу (методика В.А.Зобкова), исходный уровень притязаний, уверенность в успехе (методика МР-1) интеллектуальны (факторы «В», «N», «Q1») и эмоционально-волевые качества (факторы «G», «Н», «Q3»). На профессиональном уровне наибольшими психорегулирующими возможностями обладают адекватность-неадекватность самооценки, уверенность в себе, коммуникативные (факторы «A», «L», «Q2») и эмоционально-волевые качества (факторы «С», «G», «Q3»). уровне деятельности.

4. Выделены четыре типа студентов ФНК, характеризующиеся различными уровнями сформированности профессиональной направленности: 1 с высокой профессионально-творческой направленностью, 2 с избирательно-творческой направленностью, 3 с пассивно-профессиональной направленностью, 4 с профессиональной дезориентацией. Студенты, отнесенные ко второму, третьему и четвертому типу профессиональной направленности требуют личностно-профессиональной коррекции.

5. К основным психокоррекционным средствам повышения профессиональной направленности студентов были отнесены следующие: первый этап (1−2 курс) — спецкурс «Психологические основы введения в специальность учителя начальных классов», второй этап (3−4 курс) — тренинги по развитию коммуникативных и творческих способностей, завершающий этап (5 курс) — тренинг личностного и профессионального роста будущего учителя начальных классов. В результате коррекционной работы были зафиксированы положительные изменения профессионально-деловых, самооценочных характеристик у студентов экспериментальных групп, обеспечивающих высокий уровень профессионализма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. — М.: Просвещение, 1989. — 139 с.
  2. Аболин J1.M. Методики изучения эмоций в спорте. Казань, 1985.- 99 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  4. Л.П., Шалыгина Н. С. Преподавательские кадры: Состояние и проблемы профессиональной компетенции. М.:НИИВО, 1994. Вып.2. -44 с.
  5. Аминов Н. А. Дифференциональный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей
  6. Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 5 — 17.
  7. Н.А. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 10 -15.
  8. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1988.- 175 с.
  9. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Просвещение, 1980. -40 с.
  10. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-230 с.-Т.2.-287 с.
  11. А. Психологическое тестирование: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1982.- Т.1.- С. 97−125.11 .Андреев А. А. Развитие педагогической креативности техниками социально-педагогического тренинга / Творческая индивидуальность педагога. Тюмень, 1991. — 116 с.
  12. Е.В. Эмоциональность учителя начальных классов как фактор эффективности профессионального общения с учащимися: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1990. — 21 с.
  13. Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века /
  14. Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
  15. Антология педагогической мысли в России второй половины 19 начала20 века / Сост. П. А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1990.- 605с.
  16. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. 1978. -№ 1. — С.37 — 50.
  17. Л .И. Системный подход к изучению формирования и развития личности / Отв.ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1982. — С. 140 -147.
  18. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. — 1992. — № 1,2. — С. 6 — 13.
  19. А.Г. Психология личности. М., 1990. — 367 с.
  20. В.Г. Системность и общество.- М.: Политиздат, 1980.- 368 с.
  21. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. (Методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  22. И.Д. Формирование у будущего учителя основ профессиональной деятельности. Л., 1990. — 212 с.
  23. Е.Г. К вопросу о дидактических способностях учителя / Формирование личности учителя в системе педагогического образования. М.: МГПИ, 1981. — С.150 — 160.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  25. Н.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая психология, 1995. — 64 с.
  26. П.П. Выбор профессии . Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 518.
  27. О.Г., Маршева В. М., Обухова Н. П. Развитие творчествастудентов как педагогическая проблема в вузах развитых стран / Обзор информ. М: НИИВШ, 1988. — Вып. 1. — 47 с.
  28. О.С., Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1 3 классов. — М., 1978. — 159 с.
  29. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. — С. 43 — 47.
  30. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. — С. 17 — 21.
  31. А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  32. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  33. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 26 .
  34. И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 23 — 25.
  35. С.Г. Психолого педагогические проблемы деятельности молодого учителя. — М., 1983.
  36. Л.А. Поиски новых путей подготовки учителей начальных классов // Вопросы психологии. 1994 .- № 11. — С. 79 — 81.
  37. Вопросы развития личности: Сборник статей. Владимир, 1975.
  38. Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.- С. 358 372.
  39. Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем // Применение математических методов в биологии. Вып.З. Л.: ЛГУ, 1964.-С. 19−23.
  40. Б. А. Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994.-№ 4. — С. 73 — 75.
  41. И.В. Психологические основы творческой личности студентапедвуза: Диссерт. канд. психол. наук. М., 1997.
  42. Е.И., Казана В. В. Методика профессиографии. Саратов. Изд-во Саратовского ун-та, 1992. — 197 с.
  43. Е.В. Формирование личности воспитателя дс в процессе профессиональной подготовки : Диссерт. канд. психол. наук.- Ташкент, 1991.- 188 с.
  44. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.- 260с.
  45. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100 — 111.
  46. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей / Проблемы способностей/ Отв. ред. В. Н. Мясищев.- М., 1962.- С. 27.
  47. Е.Р. Психологические особенности профессиональной направленности личности будущего учителя начальных классов: Автореф. диссерт. канд. психол. наук .- М., 1990. 23 с.
  48. Т.Г., Линская Л. В., Усальцева Т. П. Основы конструктивного общения . Методическое пособие для преподавателей. -Новосибирск.: Изд-во Новосибирского ун-та — М.: Совершенство, 1997.- 171 с.
  49. В., Лизинский В. Учитель в зеркале психологии. Психолого-педагогические очерки. М., 1993. — С. 67.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  51. О.В. Методы исследования эмоций спортсменов в лабораторных условиях. М., 1976. — 22 с.
  52. Е. А. Львов М.Р. Концепция подготовки учителя начальных классов // Начальная школа. 1990. — № 7.- С. 64 — 68.
  53. О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности : Диссерт. канд. психол. наук.-М., 1997.- 188 с.
  54. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовностик деятельности . Минск.: БГУ, 1975. — 173 с.
  55. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. -Псков.: Изд-во Пек. обл. ИУУД994. 280 с.
  56. М. В. Кочеткова Л.Д. Привитие учащимся интереса к учебным занятиям // Начальная школа. 1995. — № 3. — С. 8 — 11.
  57. О.И. Педагогические основы подготовки учителя в системе университетского образования : Автореф. диссерт. канд. психол. наук. -М., 1991.-22 с.
  58. И.Б. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя.: Диссерт. канд. психол. наук. Ташкент, 1993. -189 с.
  59. Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии.-1992. -№ 2.- С.25−27.
  60. Л.В. Избранные педагогические труды.-М.: Педагогика, 1990.- С. 77 90.
  61. Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности.: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. -Новосибирск, 1997.-21 с.
  62. В.А. Психология отношения и личности учащегося. Казань.: Изд-во Казанский университет, 1992. — 155 с.
  63. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.- М.: МГУ, 1987.- 207 с.
  64. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского.- М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  65. Н.А. Психологические условия введения студентов первого курсав профессию педагога.: Диссерт. канд. психол. наук. М., 1995. — 201 с.
  66. Исследование проблем психологии творчества: Сборник статей.-М.: Наука, 1983. 319 с.
  67. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. -Владимир., 1972.
  68. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М., 1985.
  69. Кан Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный.: Чечено-Ингушское книжное изд-во., 1976. — 286 с.
  70. Кан Калик В. А. Никандров Н. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.
  71. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  72. Я.П. Прогнозирование успешности в обучении студентов педагогических вузов.: Диссерт. канд. психол. наук. Л., 1991.-201 с.
  73. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — С. 35 — 47.
  74. Е.А., Носков О. Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1992. — 221 с.
  75. Е.А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974. — 190 с.
  76. Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992. — 65 с.
  77. В.Н. Профессионально значимые качества личности учителя /Вкн.: Моделирование педагогической ситуации. М., 1981.- С. 44 — 70.
  78. В.Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя. -Л.: Знание, 1987. 15 с. 81 .Колягин Ю. М. Актуальные проблемы развития отечественной начальной школы.// Начальная школа. 1994. — № 5. — С.50 — 53.
  79. Концепция четырехлетнего начального образования/ Разраб. Под рук.
  80. В.В. Давыдова, A.M. Пышкало // Начальная школа. 1992.- № 7 — 8. — С.62 67.
  81. М.Ю. Индивидуальная психологическая структура труда учи теля иностранного языка: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. М., 1993. -23 с.
  82. В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя / В кн.: Дидактика средней школы. М., 1982. — С .317.
  83. В.А. Некоторые вопросы психологии учителя. М ., 1980. — С. 30−45.
  84. В.А., Балбасов Е. Г. Педагогические способности, их структу ра, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991. — 109 с.
  85. А.И. Психологические основы педагогического мастерства учи теля. М.: Знание, 1989. — С. 10 — 17.
  86. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.
  87. Н.В. Очерки психологии труда учителя. -Л., 1967.-182с.
  88. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 214 с.
  89. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя . Гомель, 1976. — 58 с.
  90. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
  91. Н.В. Формирование педагогических способностей .- Л., 1961 .97 с.
  92. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  93. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельно сти учителя // Вопросы психологии .- 1986.- № 2.- С.21−30.
  94. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990.- С. 25 — 28.
  95. Н.В. Эффективность обучения и воспитания: наблюдения, опыт, размышления. Минск, Изд-во БГУ, 1979. — 216 с.
  96. П.В. Особенности формирования профессионального самосознания студентов педвуза.: Диссерт. канд. психол. наук. М., 1995.
  97. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963.- 340 с.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  99. А.А. Педагогическое общение .- М.: Знание, 1979.-47с.
  100. С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей. М., 1987. — 120 с. 103 .Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической, инженерной психологии. -М., 1991. С. 45 — 78.
  101. Лук А. Н. Психология творчества. М.: наука, 1978. — 127 с.
  102. Р.К. Потребность в самоактуализации как основа творческого роста будущего учителя начальных классов: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. М., 1995. — 21 с.
  103. Юб.Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  104. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.192 с.
  105. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте . -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  106. Г. И. Социально-психологический тренинг.- М., 1998.- 208 с.
  107. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев., 1987. — 237 с.
  108. Е.А. Московская городская начальная школа.// Начальнаяшкола. 1992.-№ 2.- С. 85.
  109. Е.А. Школа и общество.// Начальная школа. 1992.-№ 4.-С.4.
  110. Е.А. Роль личности учителя в развитии русской начальной школы.// Начальная школа. 1992.-№ 9−10.-С.З.
  111. B.C. Личность как предмет психологического исследования : Учебное пособие. Пермь.: ПГПИ, 1988. — 88 с.
  112. B.C. Очерк интегрированного исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  113. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. -172 с.
  114. Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991.
  115. Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М., 1995.
  116. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.216 с.
  117. Ю. М. Молодчик А.В. Формирование творческого мышления / Интеллектуальная культура специалиста.- М.: Наука, 1983.- 217 с.
  118. В.Ф. Профессиональная ориентация будущих педагогов / Учитель, которого ждут. М., 1988. — С. 35 — 49.
  119. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104 с.
  120. Н.Н., Усов В. Р. Опыт перестройки начального этапа вузовской подготовки. М., 1989. — 60 с.
  121. Н.Н. Психолого- педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1988. — 60 с.
  122. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.199 с.
  123. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова .- М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  124. .М. Основы педагогической психологии. М.: Высшая школа, 1985. — С. 49 — 72.
  125. Н.И. Квалификационная психологическая подготовка учителей начальных классов в системе непрерывного образования : Диссерт. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1996. — 188 с.
  126. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  127. И.В. Социально-психологический тренинг как форма взаимодействия психолога и учителя / В сб. Психология школе: Материалы научно-практической конференции. Владимир, 1997 — С. 16.21.
  128. К.К. Проблемы способностей . М., 1972. — 312 с.
  129. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.- 255с.
  130. Я.А. Психология творчества и педагогика . М.: Знание, 1987. — 79 с.
  131. М.М. Педагогическое творчество : Проблемы развития и опыт.-Киев, 1988. 189 с.
  132. A.M. Психологический справочник неудачника, или как обрести уверенность в себе. М.: Просвещение, 1994. — 191с.
  133. Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — 245 с.
  134. Н.Ц. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.:Изд-во Институт практической психологии, 1996.
  135. Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе / Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1988. — 168 с.
  136. Психологические проблемы развития профессионального сознания учителя: Межвуз. сб. науч. трудов. Л.: РГПУ, 1991.- 120 с.
  137. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагоги ка, 1983.- 448 с.
  138. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — 228 с.
  139. Психология труда и личности учителя / Сб. науч. трудов/ Под ред. А. И. Щербакова .- Л.: ЛГПИ, 1976−77.- Вып.1.- 1976.- 136с.- Вып. 2. 132 с.
  140. А.Э. Сравнительный анализ психологической структуры инициативности студентов пед.вуза и опытных учителей.: Диссерт. канд. психол. наук. М., 1996. — 197 с.
  141. Р.С. Структура свойств личности и особенностей черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке.: Диссерт. канд. психол. наук.- М., 1996.
  142. JI.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика : Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1989. — 90 с.
  143. Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности //Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 86 — 92.
  144. М.А. Особенности восприятия детьми личности педагога // Начальная школа. 1994. — № 11.- С. 14 -18.
  145. Н.И. Психология личности . М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. — 200 с.
  146. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов -на — Дону, 1990.-С.28−35.
  147. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
  148. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -416 с.
  149. Л.И., Тихончук И. А. Профессиональное самовоспитание будущего учителя. М., 1986. — 56 с.
  150. Г. Т., Селезнева Н. Т. Подготовка учителя начальных классов в многоуровневой системе// Начальная школа. 1993. — № 2. — С. 70 — 72.
  151. М.С. Подготовка будущего учителя начальных классов к воспитанию школьников в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1989.- 21 с.
  152. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -192 с.
  153. В.А. О критериях формирования социально активной лично сти будущего учителя / Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма: Сб. науч. тр. М., 1983. — С. 147 — 155.
  154. В.А., Виленский М. Я. Реформа школы и готовность учителя к профессиональной деятельности // Теория и практика физическойкультуры. 1985. — № 6. — С. 43 — 45.
  155. С л астении В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  156. В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога// Вопросы психологии. 1996.- № 4. -С. 72 — 80.
  157. Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя / Сб. науч. тр. / Под. ред. С. Н. Батракова. Ярославль.: ЯрГУ, 1989. — С. 77 -80.
  158. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обуче ния.-М., 1984.-С.129- 144.
  159. В.А. Избранные педагогические сочинения : В 3 х то мах. — Т. 1. — М., 1979.- 560 с.
  160. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М., 1986.- 180 с.
  161. Творческая индивидуальность педагога / Тезисы республиканской конференции. Тюмень, 1991. — С. 45 — 50.
  162. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Наука, 1964. -253 с.
  163. Т.М. Личность учителя как субъекта педагогического общения: Диссерт. канд. психол. наук.- М., 1995.
  164. К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1988.- № 4. — С. 123 — 132.
  165. Университетское образование будущих учителей начальных классов: Сб. статей. Магадан, 1996. — 55 с.
  166. Учитель крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под ред. С. Г. Вершловского .- Л.: ЛГИУУ, 1991.- 115 с.
  167. К.Д. Избранные педагогические сочинения : В 2-х томах. -Т.1.- 584 е., Т.2. 438 с. — М., 19
  168. Философско-психологические проблемы развития образования.- М., 1981.
  169. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебн. пособие./ Под ред. В. А. Сластенина. М., 1993. — 173 с.
  170. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во корпорация «Логос», 1994. — 320 с.
  171. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельно сти.- М.: Наука, 1982. 217 с.
  172. Р.Х. Творческий рост педагога. М ., 1985. — 196 с.
  173. З.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991. -128 с.
  174. Л.Л. Педагогическое творчество :Учебник тренажер.-М.: Изд-во Соборъ, 1996. 127 с.
  175. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. Л., 1976. — 217 с.
  176. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967.
  177. Ф.М. Психология взаимопонимания. Казань., 1991.-122 с.
  178. Chiselin В. The creative process. Berkeley: The University of California Press, I960. — 147 p.
  179. Creativity: A continuing Inventori of Knowlige / By James H. Hutson.
  180. Wash., Libr. of Cohgr., 1981. 37 p.
  181. Creativity Question. Ed. by Albert Rothenberg and Karl R. Hausman. Duke Univ. Press. 1976. — ix, 336 p.
  182. Golell C., Domino G. Humor preferences and Creativity. J. of Creativity Behavior, Buffalo /N.Y./, 1980, vol. 14, № 3, p. 215 — 221.
  183. Gough H.G. Free responses and thir relationship to scientific creativity. -Journal of creative behavior. Buffalo, 1985, vol. 19,№ 4, p. 27- 32.
  184. Green M. Existential Encounters for Meachere//Hhilosopic alternatives in Education. Columbus Ohio 1, 1984. — p. 220.
  185. La Conte RJ. Teaching Tomorrow and Today. № Y., 1985. 170 p.
  186. Meaching creative and gifted learners // Handbook of research of teaching / Wittock M.C. (Ed.). № V., 1986.
  187. D. Solomon, 1974 etal. Meacher behavior and student learning// Journal of Educ. Psychol. 1974. No 35. — p. 23 — 30.
Заполнить форму текущей работой