Стратегия деятельности предприятия топливно-энергетического комплекса в условиях реформирования цен на энергоносители
Место организационно-экономического механизма управления в общей системе управления определяется общегосударственными принципами регулирования экономической деятельности как специфического вида управленческой деятельности, типом и методами государственного регулирования, принятыми в экономике Российской Федерации на современном этапе ее развития. Роль организационно-экономического механизма… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ проблем и условий устойчивого развития компаний газовой отрасли топливно-энергетического комплекса Российской Федерации
- 1. 1. Состояние и перспективы развития сырьевой базы газовой отрасли топливно-энергетического комплекса
- 1. 2. Концепция и сценарии развития газовой отрасли топливно-энергетического комплекса
- 1. 3. Государственная энергетическая политика и формирование стратегических приоритетов в газовой отрасли топливно-энергетического комплекса
- 1. 4. Стратегия ценообразования на энергоносители
- Выводы
- Глава 2. Формирование экономической стратегии предприятий газовой отрасли топливно-энергетического комплекса
- 2. 1. Организационно-правовые формы акционерных компаний в топливно-энергетическом комплексе
- 2. 2. Основные формы кооперативных многоуровневых компаний
- 2. 3. Формирование стратегии деятельности предприятий газовой отрасли топливно-энергетического комплекса
- 2. 4. Оценка конкурентоспособности предприятий
- Выводы
- Глава 3. Формирование хозяйственного механизма управления в газовой отрасли топливно-энергетического комплекса
- 3. 1. Сущность, роль и место механизма управления предприятий в общей системе управления топливно-энергетическим комплексом
- 3. 2. Основные требования к хозяйственному механизму управления в топливно-энергетическом комплексе
- 3. 3. Концепция формирования хозяйственного механизма управления
- 3. 4. Основные элементы структуры хозяйственного механизма управления
- Выводы. гключение. итература
Стратегия деятельности предприятия топливно-энергетического комплекса в условиях реформирования цен на энергоносители (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Проведенные в последние годы преобразования в топливно-энергетическом комплексе страны рассматриваются как первый этап его реструктуризации. По мере накопления опыта эта реформа будет углубляться и совершенствоваться на основе сохранения организационно-технологической целостности ТЭК и дальнейшего развития рыночных отношений. ^ Реализация новой энергетической стратегии России, которая сейчас рассматривается Правительством РФ, реформирование системы ценообразования и налоговой системы позволит сформировать рыночную среду и усилить конкуренцию в сфере производства и реализации первичных энергоносителей.
Для предприятий газовой отрасли ТЭКа это приведет к необходимости переосмысления базовых вариантов их стратегического развития с учетом системного анализа новых экономических условий производства и реализации природного газа по важнейшим составляющим экономической стратегии, включая: диверсификацию деятельности предприятия, совершенствова-ф ние системы организационно-экономического механизма управления с учетом перспектив развития региональных комплексов и дочерних предприятийразвития рыночных отношений на региональных рынках энергоресурсов.
Несмотря на значительное число зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблемам стратегии развития предприятий, методология разработки оптимальных топливно-энергетических балансов производства и потребления на региональном уровне, формирование организационно-экономического механизма по регулированию производства и потребления взаимозаменяемых видов энергоносителей с учетом развития региональных комплексов и дочерних предприятий ТЭКа является недостаточно изученной и нуждается в серьезной научной проработке. Поэтому актуальность проведения дальнейших исследований в этой области как с теоретической, так и с практической точек зрения очевидна.
Рассматриваемые в диссертационной работе проблемы входят в тематические планы Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, а также отраслевые задания ОАО «Газпром», выполняемые в 1996;2000 гг.
Цель исследования — разработка стратегии деятельности предприятия топливно-энергетического комплекса региона в условиях реформирования системы ценообразования.
Основная идея диссертационной работы заключается в том, что в основу разработки стратегии деятельности предприятия регионального ТЭКа должен быть заложен регионально-воспроизводственный подход, оптимальный топливно-энергетический баланс с учетом потребительских свойств и транспортных издержек на взаимозаменяемые виды энергоносителей и эффективный организационно-экономический механизм, обеспечивающий разрешение противоречий и согласование интересов государства, ТЭКа, газовой отрасли и предприятия.
Основные задачи исследования:
• анализ современного состояния газовой отрасли ТЭКа, целей и задач новой энергетической стратегии России на период до 2020 г.;
• анализ целей и задач ценовой политики на период до 2020 г. в процессе формирования новой энергетической стратегии России;
• разработка концепции формирования регионального энергетического рынка с экономически непротиворечивыми соотношениями цен между энергоносителями;
• установление основных приоритетов региональной энергетической политики, роли и места газовой компании в межрегиональной интеграции;
• разработка концепции стратегии развития нефтегазовых компаний в составе регионального ТЭКа;
• разработка организационно-экономического механизма деятельности предприятий ТЭКа.
Предметом исследования является процесс формирования стратегии развития предприятия регионального ТЭКа.
Объектом исследования является предприятие топливно-энергетического комплекса.
Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы явились исследования отечественных и зарубежных авторов в области теории управления, стратегического планирования, прогнозирования, региональной экономики и экономико-^ математического моделирования, организационного проектирования экономических систем.
Защищаемые научные положения.
1. Оптимизация соотношения различных видов топлива в региональном топливно-энергетическом балансе зависит не только от цены на газ и от соотношения объемов потребляемых энергоресурсов различными потребителями, а также от режима газопотребления. Для оптимизации энергопотребления необходимо создание экономических предпосылок для формирования и поддержания резервов и запасов других видов ТЭР.
2. Диверсификация как процесс распространения деятельности • предприятия на новые сферы приводит к образованию региональных компаний ТЭКа. Это вызывает необходимость разработки стратегии их развития, которая должна отражать структурные преобразования в ТЭКе страны, регионе и предприятии.
3. Организационно-экономический механизм деятельности предприятия должен быть разработан как совокупность выраженных в организационно-правовой форме экономических, юридических, административных и иных норм, посредством которых закрепляются отношения собственности, согласуются стратегические и тактические цели предприятия, формируются побудительные мотивы, осуществляется разработка стратегических управ* ленческих решений и организуется их выполнение, направленное на устойчивое развитие ТЭК в перспективе.
Ф Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:
• разработана методология сглаживания внутрии межрегиональных диспропорций в ТЭКе путем целенаправленного регулирования процесса структурных преобразований в ТЭКе и его субъектов хозяйствования на основе механизма разрешения противоречий и согласования интересов государства, региона, ТЭКа и его хозяйствующих субъектов;
• реализован системный анализ и программно-целевой подход применительно к решению проблем стратегического развития предприятия ТЭК;
• разработана концепция организационно-экономического механизма антикризисного управления предприятием ТЭКа с позиций современной парадигмы управления с использованием экономических методов и различных форм и способов государственного регулирования для обеспечения сбалансированного развития всех отраслей ТЭКа с учетом обеспечения региональных и общенациональных интересов;
• разработана система финансового и инвестиционного обеспечения стратегии развития предприятия ТЭКа, которая заключается в реализации организационно-управленческих мероприятий по определению всех возможных источников, способов и условий привлечения инвестиционных ресурсов,.
• необходимых для реализации стратегических преобразований на предприятии, их эффективного использования в конкретных условиях с учетом сложившейся экономической ситуации.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждается анализом значительного числа отечественных и зарубежных публикаций по исследуемой проблеме, использованием большого массива ведомственных аналитических материалов и госстатотчетности, а также применением современных методов экономического анализа и экономико-математического моделирования.
Практическая значимость работы заключается в следующем.
1. Разработаны рекомендации по направлениям эффективной диверсификации хозяйственной деятельности предприятий ТЭК на перспективу до 2020 г.
2. Обоснована стратегия развития предприятия ТЭК на перспективном рынке альтернативных энергоносителей страны, учитывающая структуру и современные тенденции освоения и потребления взаимозаменяемых видов энергоносителей с учетом их потребительских свойств и транспортных издержек.
3. Разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического планирования предприятий различных отраслей ТЭКа с учетом развития перспективных рынков альтернативных энергоносителей и их конкурентоспособности.
Реализация результатов исследования. Результаты выполненных исследований использовались при разработке корпоративной стратегии развития ТЭК страны на период до 2010 г. Кроме того, результаты исследований использовались при обосновании и подготовке ряда отраслевых методических положений и рекомендаций.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации и отдельные результаты исследований обсуждались на научно-технических советах и конференциях в Минтопэнерго, на международных конференциях и симпозиумах, а также отраслевых совещаниях.
Публикации. По теме диссертации в журналах и сборниках научных трудов опубликовано 4 статьи общим объемом 6,9 пл.
Выводы.
1. Хозяйственный организационно-экономический механизм управления топливно-энергетическим комплексом страны, региональными комплексами и отдельными субъектами хозяйствования (предприятиями) включает в себя совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, интегрированных в единую целостную многозвенную систему управления.
2. Управление хозяйственной деятельностью в ТЭК страны в общем виде заключается в разработке и реализации совокупности выраженных в организационно-правовой форме юридических, экономических, технологических, экологических и социальных норм, посредством которых на уровне ТЭК закрепляются отношения собственности, согласуются цели, формируются побудительные мотивы и осуществляется разработка и принятие управленческих решений, направленных на преобразование материально-вещественных, финансовых и нематериальных инвестиций в движение средств производства с получением конечных результатов.
3. Организационно-экономический механизм управления в ТЭК — это сложная многоплановая категория. Она включает конкретные формы и методы организации производственного процесса, финансово-экономических связей, систему нормативно-законодательных актов, организационно-экономических и имущественных отношений всех хозяйствующих субъектов в ТЭК.
4. Концепция организационно-экономического механизма управления хозяйственной деятельностью в топливно-энергетическом комплексе страны должна разрабатываться на основе программно-ориентированных методов управления с позиций современной парадигмы управления с использованием преимущественно экономических методов управления и различных форм и методов государственного регулирования для обеспечения сбалансированности интересов сторон с учетом обеспечения общенациональных интересов.
5. Место организационно-экономического механизма управления в общей системе управления определяется общегосударственными принципами регулирования экономической деятельности как специфического вида управленческой деятельности, типом и методами государственного регулирования, принятыми в экономике Российской Федерации на современном этапе ее развития. Роль организационно-экономического механизма управления инвестиционным процессом в ТЭК обусловливается местом и сферой действия организационно-экономического механизма управления в инвестиционной сфере деятельности.
6. Процесс разработки и реализации инвестиционных программ и проектов в ТЭК страны требует соответствующего нормативно-правового, финансового, инвестиционного, информационного и других видов обеспечения, которые с точки зрения системного подхода следует рассматривать как отдельные элементы механизма управления инвестиционными программами и проектами.
7. Финансовое и инвестиционное обеспечение программ и проектов в ТЭК заключается в разработке и реализации организационно-управленческих мероприятий по определению всех возможных источников, способов и условий привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для разработки и реализации программ и проектов, их эффективного использования в конкретных условиях с учетом сложившейся в Российской Федерации экономической ситуации.
8. Наиболее перспективной схемой финансирования производственной и инновационной деятельности в настоящее время является схема, основанная на сочетании прямых, портфельных, финансовых источников с использованием различных методов и форм привлечения отечественных и зарубежных инвестиционных ресурсов при главенствующей роли сравнительно новых для российской практики способов финансирования программ и проектов — проектного финансирования и финансирования на основе соглашения о разделе продукции.
9. Информационное обеспечение в ТЭК предусматривает сбор, обработку, анализ массива формальной и неформальной информации, подготовку аналитических материалов, необходимых для выработки и принятия управленческих решений и доведение их до всех хозяйствующих субъектов, участников-инвесторов и контрагентов топливно-энергетического комплекса.
10. Главным инструментом экономической политики, обеспечивающим рациональное недропользование и эффективное функционирование ТЭК страны в современных условиях является горное законодательство. Поэтому развитие ТЭК должно сопровождаться законодательным и нормативно-правовым обеспечением как основой правового регулирования процесса недропользования с созданием в этой области наиболее благоприятной экономико-правовой среды.
11. Действующее в РФ законодательство внесло определенное позитивное начало в процесс регулирования недропользования. При этом само правовое регулирование из сугубо национального начинает перерастать в комплексное, включающее нормы как национального, так и международного права. Однако в целом процесс формирования законодательной и нормативно-правовой базы недропользования в РФ еще далеко не завершен. Не разработаны и не введены в действие ряд законов, способствующих повышению эффективности функционирования ТЭК, создающих благоприятный инвестиционный климат для потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов.
12. Действующая в РФ экономико-правовая среда в области недропользования построена на принципах публичного (административного) права и является для инвесторов во многом дискриминационной (по правовым механизмам) и запретительной (по налоговым и таможенным механизмам). Поэтому повышение в правовой системе РФ роли гражданско-правовых отношений должно вызвать переосмысление норм и положений действующего законодательства о недрах.
13. Горное законодательство как самостоятельная отрасль права должно обеспечить нормативное и правовое регулирование всех горных отношений (отношений собственности, экономических и т. д.) по всему комплексу вопросов, связанных с функционированием как ТЭК страны в целом, так и с деятельностью в рамках одной горной компании.
14. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение хозяйственного процесса предусматривает создание законодательной базы, пакета необходимых юридических актов, нормативных и распорядительных документов, регламентирующих процесс разработки и реализации инвестиционных программ и проектов в ТЭК страны. Состав и характер этих документов определяется исходя из действующего законодательства, распорядительных и нормативных подзаконных актов и выявления проблем, связанных с реализацией инвестиционных программ и проектов.
Заключение
.
Результаты исследований и их практическая реализация представляют собой решение актуальной научной задачи по обоснованию стратегии развития предприятий газовой отрасли ТЭК, имеющей важное народнохозяйственное значение. Выполненные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Рациональное и надежное обеспечение перспективных потребностей национальной экономики в природном газе требует рационализации ценовых соотношений на взаимозаменяемые виды энергоносителей и, в перспективе, формирования свободного рынка топливно-энергетических ресурсов.
2. Формирование стратегии развития компании рассматривается как обоснование рациональных вариантов ее производственно-коммерческой и инновационной деятельности, обеспечивающих в случае реализации устойчивое положение и конкурентные преимущества компании на региональных рынках страны при реализации производственных, научно-технических, социальных и экологических программ.
3. Методологическая схема обоснования стратегии должна предусматривать: прогноз перспектив и факторов, определяющих спрос и предложение энергетических ресурсов региона, оценка эффективности использования и степени замещения энергоресурсов в условиях перспективного рынка ТЭР, анализ конкурентоспособности дочерних компаний и определение на этой основе приоритетных направлений их развития.
4. Устойчивое функционирование предприятия ТЭКа на перспективном рынке энергоносителей должно предусматривать усиление конкурентных преимуществ дочерних предприятий в тех отраслях и регионах, где имеются благоприятные предпосылки спроса на природный газ и сохранение своего влияния в регионах, имеющие высокую обеспеченность альтернативными источниками энергии.
5. Установлена специфика разработки и проектирования организационно-правовых форм управления предприятием ТЭК, которая заключается в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это — количественно-качественная, многокритериальная задача, решаемая на основе сочетания научных, в том числе математически формализованных систем, с субъективным подходом ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационно-правовых форм управления.
6. Надежное обеспечение потребностей страны в энергетических ресурсах требует рационализации структуры существующего топливно-энергетического баланса на всех уровнях (страны, регионов) путем исправления деформированных ценовых соотношений на природный газ и альтернативные виды энергоносителей, что будет способствовать появлению конкурентной среды в данном секторе национальной экономики.
7. Оптимизация соотношения различных видов топлива в региональном топливно-энергетическом балансе зависит не только от цены на газ и от соотношения объемов потребляемых энергоресурсов различными потребителями, а также от режима газопотребления. Для оптимизации энергопотребления необходимо создание экономических предпосылок для формирования и поддержания резервов и запасов других видов ТЭР.
Список литературы
- Козловский Е.А., Щадов М. Н. Минерально-сырьевые проблемы национальной безопасности России. Изд. МГТИ, м., 1997.
- Котлет Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. Прогресс, М., 1990.
- Коуз Р. Фирма, рынок и право. Пер с англ. Дело ЛТД М., 1993.
- Самуэлсон П. Экономика. Пер. с англ. НПО «Антон», М., 1992.
- Градов А.П. Стратегия экономического управления предприятием: производственная система как объект стратегического управления. Учебное пособие, СПбГТУ, СПб, 1993.
- Создание и развитие нового предприятия. Пер. с англ. Под ред. B.C. Загашвили. Прогресс, М., 1992.
- Базисная общественно-государственная Программа «Российскую энергетику на путь устойчивого развития совместными усилиями власти и общества». М., «Нефть и газ», РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2000.
- Краткий статистический сборник «Россия в цифрах». Госкомстат РФ, Москва, 1998.
- О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Приложение 1. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.05.94, № 498.
- Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Утверждены Федеральным Управлением по делам о несостоятельности от 12.08.94, № 31-Р.
- Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СниП 11−01−95). Минстрой России, 1995.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М., Экономика, 1989.
- Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. Пер. с англ. /Гл. ред. Я. В. Соколов. М., Финансы и статистика, 1996.
- Зайдель X., Теммен Р. Основы учения об экономике. Пер. с нем. М., Дело ЛТД, 1994.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер с англ. М., Дело, 1992.
- Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Комплекс государственных стандартов. / Научн. рук. A.B. Гличев, М. И. Круглов. М., Го-суд. комитет СССР по стандартам, 1980.
- Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии России. / Под ред.
- A.Г. Мовсесяна, Б. М. Смитиенко. М., Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 1996.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., Акалис, 1996.
- Арене В .Ж. О необходимости конфискации работ в горном законодательстве России. /. В. Ж. Арене, Е. Е. Андреева, А. Н. Вылегжанин и др. М., 1997.
- Клюкин Б.Д. Право и недра. Законодательство и экономика. 1994, № 17/18.
- Комаров М.А. Проблемы развития экономики недропользования (М.А. Комаров, Е. С. Мелехин, O.A. Кимельман). ВИЭМС, Калуга, 1999.
- Панфилов Е.И. Горное законодательство России и направления его развития. Международный горно-геологический форму. Природные ресурсы стран Содружества независимых государств (Е.И. Панфилов, КН. Трубецкой, С. И. Шумков и др.). СПб, 1997.
- Пикулькин A.B. Система государственного управления. Под ред. Т. Г. Морозовой. ЮНИТИ, М., 1997.
- Яновский А.Б. Реструктуризация горной промышленности России: предпосылки, опыт, проблемы, перспективы (А.Б. Яновский, А.И. Скраль). Уголь, 1999, № 6.
- Нужна ли России новая энергетическая стратегия. Итоги «круглого стола» Петербургского экономического форума «ТЭК: Проблемы энергетической стратегии» / Под ред.
- B.C. Литвиненко, В. А. Густова. Информационный вестник, 2000, № 02.
- Моделирование глобальных экономических процессов. Учебное пособие. Под ред. B.C. Дядяяня, Экономика, М., 1984.
- Портер М.Е. Международная конкуренция. Пер. с англ. Под ред. В. Д. Щетинина. Междунар. отношения, М., 1993.
- Щербаков В.П. Север европейской части России проблемы и перспективы развития ТЭЕ. Поиски, разведка и добыча нефти и газа в Тимано-Печорском бассейне и Баренцевом море. Доклады 2-й Междунар. конф. ВНИГРИ. СПб, 1996. Т.1.
- Губарев А. Стратегия и тактика освоения Тимано-Печорской провинции. Регион. Сыктывкар. 1999. № 2.
- Стермен А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М., Наука, 1990.
- Кинг Ую, Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер. с анг. Под ред. Г. Б. Кочеткова. М., Прогресс. 1982.
- Коно Т. Стратегия и тактика японских предприятий. М., Прогресс, 1987.
- Баграмян И.С., Бесчинский A.A. и др. Стратегия развития газовой промышленности России. И., 1997.
- Гурен М.М., Горлин Ю. М. и др. Цены на угольную продукцию и методы их формирования. Экономика угольной промышленности. Инф. сб., М. ЦНИЭИуголь, 1994, № 5.
- Краснянский Г. Л. и др. Принципы введения свободных цен на угольную продукцию. Уголь, М. 1993.
- Рациональное природопользование в горной промышленности. Под ред. В. А. Харченко. М., МГТУ, 1995.
- Ревазов М.А. Проблемы и перспективы экономики горных предприятий в современных условиях. Сб. научн. трудов МГТУ. М, 1994.
- Методика экономической части предпроектной и проектной документации в условиях перехода к рыночной экономике. М., Ассоциация проектных организаций «АСПОпроект», 1993.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Утверждена Госстрой Минкономики, Мин. финансов, Госкомпром РФ, № 7−12/47 от 31.03.94. Официальное издание. М., 1994.
- Изыгзон Н.Б., Москвин В. Б. и др. К вопросу о преобразовании объединений и предприятий угольной промышленности России в холдинговые компании / Научно-технич. достижения и передовой опыт в угольной промышленности. Сб. ЦНИЭИуголь. М., № 3−4.
- Евстешина Н.Б., Грач Г. М. и др. Холдинговые компании в рыночной экономике. ИГД им. Скочинского, 1993.
- Проблемы реформирования региональной экономики. Сб. докл. межд. научн.-практ. конф. Кемерово, Кузбассвузиздат, 1995.
- Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях // Экономика и жизнь, 1992. № 45.
- Энергетическая стратегия России // Экономика и жизнь, 1995. № 30.
- Федеральная целевая Программа социально-экономического развития и реструктуризации угольной промышленности России. М., Минтопэнерго РФ, ГПК и Росуголь, 1995.
- Клейнер Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. ОАО «Изд-во Экономика» М., 1997.
- Скобелев В Л. Переосмысление системы управления горной компанией, ориентированной на рынок // Научно-техн. журнал ЦНАродное хозяйство Республики Коми". Сыктывкар, 1998. № 1.
- Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. СПб, Экономическая школа. 1999, Т.2
- Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. Пер. с англ. Инфра-М., 1997.
- Тироль Ж. Рынки и рыночная власть. Теория организации промышленности. Пер. с англ. Спб, СПУЭиФ, 1996.
- Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов- теория и практика эффективного управления. ОАО Из-во «Экономика», М., 1997.
- Лурье АЛ. Экономический анализ моделей планирования социалистического хозяйства. М., Наука, 1973.
- Цены и рыночная конъюнктура. Кн. 2, Учебник /Под ред. В. Е. Есипова, СПб, 1994.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Пер. с нем Под ред. А. А. Турчака, Л Л". Головича. Финансы и статистика, М., 1997.
- Инвестиционный рейтинг 1997−98 годы // М., Эксперт, 1998, № 39.
- Яковец Ю.В. Экономические циклы. Финансы и статистика. М., 1998.
- Андреев С.Ю. Совершенствование организационно-экономических механизмов управления региональной экономикой. СПб! ТУ, СПб, 1998.
- Стратегическое планирование. Учебник. Под ред. Уткина Э. А. М., изд-во ЭКМОС, 1998,438 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. Под ред. Л. И. Евенко Пер. с англ. М, Экономика, 1999.
- Архипов В.М. Стратегическое планирование на предприятии. СПб, Изд-во1. СПбУЭФ, 1992.
- Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М. «Банки и биржи». Изд. объединение «ЮНИТИ», 1997.
- Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий. СПб, Изд. У ЭФ, 1992.
- Дьяченко М.А. Планирование производственной деятельности предприятия в рыночных условиях. М, 1977.
- Зиньковская Н.В., Волкова H.A., Кошевая И. П. Стратегическое планирование напредприятии. М, 1993.
- Игнатьев А.М., Крутик А. Б. Предприятие в условиях рынка: стратегия развития, новые формы хозяйствования. СПб, Изд-во У ЭФ, 1992.
- Макаренко М.В., Махолина О. М. Производственный менеджмент. Учебное пособие для вузов. М., Изд-во Приор, 1998,383 с.
- Инновационный менеджмент. Справочн. пособие. Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели. Изд-во ЦНСН Миннауки и РАН, М, 1998,567 с.
- Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий. Изд. У ЭФ, Спб, 1998.
- Клейнер Г. Б., Тамбовцев B.JI., Качалов Р, М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М., Экономика, 1997.
- V 75. Стерлин А. Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М., Наука, 1990.
- Петров А.Н., Буренина Г. А., Богданов С. С. Стратегическое планирование как методическая база инвестирования социально-экономических систем. Сб. научных трудов научно-практической конференции. Чувашское кн. изд. Чебоксары, 1997.
- Грибанова H.H., Солодков В. Т. Планирование и прогнозирование деятельности предприятий. Уч. пособие. Иркутск. Изд-во Иркутской экономической академии, 1996.
- Социалистическое планирование. Словарь -справочник. Под ред. Н. П. Лебединского, ЮЛ. Яковца, А. И. Анчишкина и др. М., Экономика, 1988.
- Некрасов H.H. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. «Экономика», М., 1975,317 с.
- ПРОблемы оптимального функционирования социалистической экономики. Подж ред. Н. П. Федоренко. М, Наука, 192.
- Экономические проблемы оптимизации природопользования. Под ред. Н. П. Федоренко. М., Наука, 1973.
- Основы менеджмента. Под ред. АА. Радугина. Уч. пособие. Изд. «Центр», М., 1998,429 с.
- Менеджмент организации. Под ред. З. П. Румянцевой и Н. Р. Соломатиной. Уч. пособие. Изд. ИНФРА-М. М., 1996, 429 с.
- Горчаков A.A., Орлова И. В. Компьютерные экономико-математические модели. М., 1995.