Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование региональной экономической политики государства в условиях трансформации его социально-экономической системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большая часть принимаемых государством решений и затрачиваемых средств проходит через отдельные министерства и ведомства, которые действуют исходя уже из своих отраслевых критериев. Безусловно, деятельность министерств и ведомств направлена на удовлетворение конкретных потребностей населения. Поэтому отраслевые механизмы и решения оказывают значительное воздействие на ситуацию в регионах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Региональные аспекты экономической политики государства
    • 1. 1. Регион как экономическая система
    • 1. 2. Основные средства государственного воздействия на экономику региона
    • 1. 3. Сущность, задачи и инструменты формирования региональной экономической политики государства
  • Глава II. Специфика региональной экономической политики государства в условиях трансформации его социально-экономической системы
    • 2. 1. Анализ зарубежного опыта регионального развития в странах с переходной экономикой
    • 2. 2. Современные проблемы развития экономики российских регионов
    • 2. 3. Методические основы региональной экономической политики на этапе преобразования социально-экономической системы государства
  • Глава III. Пути повышения эффективности формирования региональной экономической политики России в XXI веке
    • 3. 1. Оценка конкурентоспособности региона в период трансформации социально-экономической системы государства
    • 3. 2. Модель оценки конкурентоспособности региона
    • 3. 3. Предложения по совершенствованию региональной экономической политики России в современных условиях

Формирование региональной экономической политики государства в условиях трансформации его социально-экономической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Трансформация социально-экономической системы в нашей стране должна основываться на разумном сочетании рыночных и административных методов управления национальным хозяйством, которые обеспечивают его функционирование и развитие в переходный период. При этом глобальные преобразования требуют теоретического переосмысления механизма государственного регулирования экономики регионов России, т.к. именно они составляют определяющую часть единой социально-экономической системы Российской Федерации. Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед российской экономической наукой в настоящее время, является совершенствование научного инструментария формирования региональной экономической политики (РЭП).

Ее решение в современных условиях имеет существенные специфические особенности, отличные не только от социалистического периода развития нашего государства, но и времени господства в России в конце прошлого века так называемого «либерального федерализма».

В 90-е годы прошлого столетия, в период начала социально-экономических преобразований в Российской Федерации, государственная экономическая политика основывалась, в значительной мере, на ошибочном предположении, что создание необходимых макроэкономических условий и институционально-правовой среды автоматически обеспечит прогрессивное развитие страны.

На данном теоретическом постулате базировались, во многом, и методологические основы проводимой в то время РЭП. Однако, резкое уменьшение роли государства в регулировании экономики страны и ее регионов, а также искажение хозяйственных мотиваций, вследствие допущенных при проведении реформ серьезных ошибок, привели к глубокому социально-экономическому кризису в России.

В начале XXI века в области регулирования развития экономики Российской Федерации постепенно стал осуществляться переход к более активной реализации государством его регулирующей хозяйственной функции, адаптированной к рыночным условиям. Это потребовало уточнения основных инструментов формирования государственной экономической политики и РЭП как ее важнейшей составной части.

Актуальность темы

исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, Россия является федеративным государством, объединяющим в своем составе наибольшее среди всех стран мира число субъектов федерации. Поэтому РЭП — важнейший инструмент государственного строительства и социально-экономического развития нашей страны.

Во-вторых, в условиях трансформации социально-экономической системы государства и перехода от плановой к рыночной экономике возникла необходимость внедрения механизма косвенного регулирования процессов производства и распределения материальных благ и услуг, что потребовало создания новых инструментов формирования РЭП государства.

В-третьих, научный инструментарий формирования и реализации РЭП (методологические основы, средства, формы и др.), разработанный в 90-е годы прошлого столетия, не соответствует современным задачам государственного строительства, так как в начале XXI века в России произошел переход от «либерального федерализма» к «регулируемому федерализму».

В-четвертых, с целью ускорения социально-экономического развития России в начале XXI века (удвоение объема ВВП за 10 лет и др.) и преодоления негативных последствий реализации РЭП в конце прошлого столетия повысились требования к ее эффективности в современных условиях.

Научная разработанность проблемы. Проведенный автором анализ научных работ позволяет сделать вывод о том, что отдельные вопросы проблемы формирования РЭП широко исследовались в трудах многих российских и зарубежных специалистов. Им посвящены работы B.C. Лнтонюка, В. И. Бутова, Е. В. Бабанина, А. Г. Гранберга, Ю. Н. Гладких, Н.В. Дюженко-вой, А. А. Збритского, В. Г. Игнатова, Н. И. Лариной, В. П. Лескина, В. И. Селиверстова, Л. И. Севастьянова, A.A. Шаповалова, А. Н. Швецова, М. В. Яковлева, JI. Брауна, Ж. Карло, М. Портера, П. Савона и др. В них обоснованы важнейшие направления регионального развития, исследованы его основные формы, раскрыты механизм и инструменты государственного регулирования региональной экономики.

Вопросы трансформации социально-экономических систем государств с переходной экономикой стоят в центре внимания исследований JI. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, С. Ю. Глазьева, Д. С. Львова, В. Л. Макарова, Н. П. Федоренко, Я. Корнай, Д. Стиглица, К. Фримена, Ф. Хаека и др.

В работах С. А. Бартеньева, С. Ф. Викулова, В. Д. Королева, А. Т. Коваленко, Б. Н. Кузыка, А. И. Пожарова, М. К. Смирнова, П. В. Соколова, К. И. Спидченко, Р. А Фарамазяна, В. П. Хорева, В. И. Цемы и др. рассматриваются военные аспекты экономической политики государства, в том числе, связанной и с развитием его регионов.

В научных исследованиях указанных авторов были разработаны основополагающие методологические принципы и теоретические подходы к решению проблемы формирования РЭП, в том числе, и ее военных аспектов. Однако, при этом необходимо отметить два важных обстоятельства.

Во-первых, большинство зарубежных авторов исследовали РЭП стран с рыночной, а не переходной экономикой. Труды отечественных специалистов, изданные в советский период, отражали господство в эпоху социализма административно-командной системы управления экономикой и поэтому не соответствуют современным экономическим условиям. А в работах 90-х годов прошлого столетия основное внимание уделялось не ускорению социально-экономического развития российских регионов, а выводу их из глубокого кризиса.

Во-вторых, в большинстве трудов вышеназванных специалистов РЭП исследовалась лишь как один из элементов государственной экономической политики. При этом основное внимание уделялось не формированию, а реализации данной политики. Процесс формирования РЭП государства в переходный период его развития, рассматриваемый как динамическая система взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений экономических субъектов, в качестве самостоятельного объекта исследования выступает впервые в данной работе.

Объект исследования — процесс формирования региональной экономической политики Российской Федерации в период трансформации ее социально-экономической системы.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие между федеральным Центром и регионами страны в процессе формирования региональной экономической политики в переходный период развития государства.

Цель исследования — разработка научного инструментария формирования новой региональной экономической политики, соответствующей задачам социально-экономического развития России в начале XXI века.

Для реализации поставленной цели в диссертации предполагается решение следующих задач:

— исследовать теоретические подходы к анализу сущности и содержания РЭП государства на основе оценки системных характеристик региональной экономики;

— раскрыть состав и содержание механизмов государственного регулирования региональной экономики;

— проанализировать зарубежный опыт регионального развития в странах с переходной экономикой;

— выявить современные проблемы развития экономики российских регионов;

— разработать методические основы формирования РЭП в современных условиях;

— обосновать необходимость оценки конкурентоспособности региона, как важнейшей составляющей РЭП в переходный период, и разработать ее модель;

— определить основные направления повышения эффективности РЭП России на современном этапе ее развития;

— разработать предложения и практические рекомендации по совершенствованию РЭП России в начале ХХ1-го века с учетом ее военно-экономических аспектов.

Теоретико-методологическую базу диссертационной работы составляют положения экономической науки, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, исследовавших вопросы развития регионов и формирования экономической политики государства в период трансформации его социально-экономической системы.

Информационной основой диссертационного исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и других стран с переходной экономикой, а также материалы научных конференций, статей в периодической печати, учебных изданий, справочных пособий и интернет-сайтов по рассматриваемой проблематике.

Методология исследования базируется на положениях и принципах экономической теории, региональной экономики и оптимального управления. В диссертационной работе были использованы диалектический, сравнительно-аналитический, историко-логический, статистический и системный методы исследования, а также методы моделирования, индукции и дедукции, анализа и синтеза.

Научная новизна диссертации определяется новым решением актуальной задачи разработки научного инструментария формирования эффективной государственной РЭП в условиях трансформации социально-экономической системы страны. Наиболее существенные элементы научной новизны заключаются в том, что соискателем получены следующие результаты:

— определена категория «региональная экономическая политика государства в период трансформации его социально-экономической системы»;

— выработаны предложения по использованию в России опыта формирования РЭП в других странах с переходной экономикой;

— обоснован методический подход к исследованию региона как экономической системы и ее моделированию;

— разработана модель оценки конкурентоспособности региона, адекватная современным условиям экономики российских регионов;

— представлена содержательная характеристика современной региональной военно-экономической политики и особенности ее реализации на примере оперативного оборудования территории страны;

— сформулированы практические предложения и рекомендации по исследуемой проблеме.

В качестве результатов исследования на защиту выносятся следующие положения:

— авторская трактовка сущностной и содержательной характеристик понятия «региональная экономическая политика государства в период трансформации его социально-экономической системы»;

— основные тенденции трансформации региональной экономической политики в условиях изменения социально-экономической системы государства, выявленные в результате анализа зарубежного опыта регионального развития некоторых стран с переходной экономикой;

— разработанная автором модель оценки конкурентоспособности региона, адекватная современным условиям экономики российских регионов;

— предложения по совершенствованию РЭП России в современных условиях и оценки ее эффективности, выработанные автором с учетом особенностей федеративного устройства страны, современных задач государственного строительства и процессов глобализации мировой экономики;

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные автором результаты позволяют повысить обоснованность принимаемых решений при формировании и реализации РЭП в современных условиях. Разработанные и обоснованные в ней положения являются дальнейшихМ развитием отдельных вопросов теории региональной экономики. Проведенный в работе анализ РЭП позволяет выявить ее сильные и слабые стороны, а также тенденции и пути трансформации региональной экономики в перспективе. Полученные автором результаты, предложения и рекомендации могут быть использованы в процессе разработки планов и программ регионального развития России, а также их отдельных мероприятий. Они позволяют учесть особенности российских регионов при формировании РЭП, а также определить основные направления и конкретные пути повышения ее эффективности в современных условиях.

Апробация работы.

Отдельные результаты исследования докладывались и получили ободрение на научных конференциях «Проблемы становления органов и учреждений юстиции на современном этапе» (Волгоград, 2000 г.), «Конкурентоспособность, устойчивость и безопасность региона» (Волгоград, 2001 г.), «Информационное обеспечение единого правового пространства» (Волгоград, 2001 г.), Пятом Всероссийском научном симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (Москва, 2004 год), Международной научной конференции «Молодежь и экономика» (Ярославль, 2004 год), а также на заседаниях ученого совета Международного института экономики и права, кафедры военно-гуманитарных наук Военного финансово-экономического университета и кафедры экономических теорий и военной экономики Военного университета.

Некоторые результаты исследования использованы при разработке и преподавании курсов «Экономика национальной безопасности» в Военном финансово-экономическом университете и «Национальная экономика» в Международном институте экономики и права.

Материалы диссертационного исследования частично реализованы в отчете по комплексной научно-исследовательской работе (шифр «Территория»), выполненном в Военном финансово-экономическом университете (Москва, 2004 г.).

Основные положения диссертационной работы изложены в 15 научных публикациях. Общий объем опубликованных трудов, разработанных лично автором, составляет 9,7 печатных листов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе исследованы региональные аспекты экономической политики государства. Во второй главе основное внимание уделено специфическим проблемам РЭП государства в условиях трансформации его социально-экономической системы. В третьей главе раскрыты основные пути повышения эффективности формирования РЭП России в начале ХХ1-го века. В заключении на основании полученных автором в ходе проведения исследований результатов сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации по теме работы.

Основные выводы и рекомендации, полученные автором в ходе проведения настоящего исследования, реализованы им в печатных трудах, включая монографии и препринты. Они прошли апробацию на 5 научно-практических конференциях.

Вместе с тем, изложенный автором подход к формированию региональной экономической политики в условиях трансформации социально-экономической системы государства не снижает актуальности дальнейшего исследования данной проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведение экономических преобразований в России невозможно без учета территориальных факторов, действие которых проявляется в разнообразии природных, социально-экономических, культурно-конфессиональных и политических условий, а также существенной удаленности целого ряда крупных регионов друг от друга. Однако до настоящего времени этим факторам уделялось недостаточно внимания, что отчасти объясняет неудачи и затруднения в проведении реформ.

Принимая законодательные акты и нормативные документы, перераспределяя по территории страны бюджетные средства, федеральные органы власти во многом, прямо или косвенно, определяют процессы регионального развития в РФ. Воздействие это не всегда бывает позитивным и, в ряде случаев, ведет к обострению существующих региональных проблем и возникновению новых. Принимаемые решения, как правило, направлены на достижение макроэкономических, финансовых, чисто отраслевых и иных целей, а региональные последствия выступают в качестве побочного эффекта и, практически, не оцениваются и не отслеживаются.

Большая часть принимаемых государством решений и затрачиваемых средств проходит через отдельные министерства и ведомства, которые действуют исходя уже из своих отраслевых критериев. Безусловно, деятельность министерств и ведомств направлена на удовлетворение конкретных потребностей населения. Поэтому отраслевые механизмы и решения оказывают значительное воздействие на ситуацию в регионах. Региональный эффект этих отраслевых средств и принимаемых решений весьма велик, и он во многом определяет тенденции развития отдельных территорий. По некоторым оценкам, приблизительно 15% федерального бюджета прямо тратится на решение тех или иных региональных проблем1. Но все эти региональные траты не увязаны в единую систему. Они направлены, преимущественно, на реше.

1 Г>ськов НС, Зенякин В Е., Крюков В. В. Экономическая безопасность регионов России. — N1.: «АЛГОРИТМ», 2000. С 98 ние текущих проблем, а не фундаментальных причин, породивших региональные проблемы.

Исходя из этого становится вполне очевидным, что на смену разрозненным и не скоординированным действиям федеральных и региональных властей должна прийти комплексная и целенаправленная система регулирования процессов регионального развития с четко определенными целями. Она должна базироваться на отсутствующей пока долгосрочной стратегии территориального развития страны.

В систему государственного регулирования и управления, в качестве ее важнейшего компонента, должна быть включена четко сформулированная, эффективная и понятная региональная экономическая политика. Она должна быть направлена, прежде всего, на сохранение единства страны, соблюдение принципов социальной справедливости, достижение стратегических целей экономического развития. Поэтому региональная экономическая политика, в условиях Российской Федерации, должна быть преимущественно ориентирована на подъем самых «слабых», а не развитие наиболее перспективных с экономической точки зрения регионов. Основные принципы формирования такой региональной экономической политики были разработаны автором в настоящем исследовании.

В результате проведенного исследования автор установил, что региональной экономической политикой следует считать целенаправленную, институционально и законодательно оформленную деятельность органов власти, направленную на достижение позитивных сдвигов или на предотвращение ухудшения экономической ситуации в региональном хозяйстве. Это определение позволило выделить цели, предмет, формы и методы осуществления региональной экономической политики, которые были раскрыты в работе.

Региональная экономическая политика характеризуется следующими особенностями. Во-первых, она решает территориальные проблемы общегосударственного значения. Во-вторых, на всех этапах ее разработки и реал изации должно быть обеспечено главенство федеральных интересов и институтов. В-третьих, успех ее реализации во многом определяется четким взаимодействием органов региональной и федеральной власти, а также распределением между ними управленческих полномочий.

Осуществляя региональную экономическую политику, государство может решать проблемы повышения конкурентоспособности экономики в целом, стимулировать использование собственных природных ресурсов регионов, снижать пространственные социально-экономические диспропорции на региональном уровне и т. д. При этом каждое из указанных направлений является лишь одним из видов региональной экономической политики. Выполненный автором анализ опыта стран с переходной экономикой однозначно подтверждает, что в большинстве из них снижение пространственных социально-экономических диспропорций стало основной составляющей РЭП. И в условиях Российской Федерации данное направление является основным, но не единственным направлением РЭП.

Существующие в России пространственные диспропорции являются общегосударственной проблемой, которая не может быть решена без согласованных действий органов власти всех уровней — от федерального Центра до местного самоуправления. Откладывать внедрение «выравнивающей» составляющей региональной экономической политики на будущее экономически неэффективно, поскольку решение этой проблемы потребует значительно больших ресурсов.

Первоочередное внедрение «выравнивающей» составляющей региональной экономической политики не потребует значительного дополнительного финансирования, кардинальных сдвигов в управленческой деятельности на государственном и региональном уровнях. Необходимо изменить лишь принципы функционирования существующей системы территориального перераспределения финансов и обеспечить повышение результативности использования выделяемых средств.

Конечно, региональная экономическая политика может институционально и законодательно существовать самостоятельно. Это подтверждает многолетний опыт большинства развитых стран. Естественно, что по мере развития государственного строительства и возникновения других направлений, она будет модернизироваться. Несомненно, будут разработаны и новые инструменты поддержки регионального развития. Но все же, главным выводом остается констатация того, что к практической реализации региональной экономической политики можно и нужно приступать немедленно.

Проведенное автором исследование позволило сформулировать и обосновать теоретические выводы, а также разработать практические предложения и рекомендации, которые позволяют повысить эффективность формирования РЭП России в период трансформации ее социально-экономической системы.

Анализ сущности и важнейших особенностей формирования региональной экономической политики в современных условиях позволил автору сделать следующие теоретические выводы.

1) Государство осуществляет региональную экономическую политику, выстраивая иерархию регионов и распределяя между ними финансовые ресурсы, исходя из общенациональных целей. Поэтому оно не может быть заменено при решении данной задачи частными лицами или общественными организациями. К тому же, государство в своей РЭП должно руководствоваться не политическими, а экономическими целями.

2) Основным результатом реализации РЭП в 90-е годы прошлого столетия стало усиление дифференциации уровня развития различных регионов России. Надежды на автоматическое выравнивание в уровне развития регионов при создании единого правового и торгово-экономического пространства, на активность саморазвития регионов, на то, что единый рынок за счет естественного стремления к равновесию нивелирует региональные различия, не оправдались. Разрыв в социально-экономическом развитии регионов не сократился, а возрос.

3) В этой ситуации перед российским государством в начале ХХ1-го века встал вопрос о характере его политики регионального развития. Основными вариантами развития такой политики являются:

— выравнивание уровней развития отдельных регионов, понимая под этим индустриально-технологическое освоение их территорий;

— переход к стимулирующему развитию по зарубежному образцу с целью формирования в первую очередь одинаковой среды жизни в разных регионах на основе создания так называемых «полюсов развития».

На сегодняшний день реализация каждого из этих вариантов регионального развития России является проблематичной. Для осуществления первого варианта в настоящий момент у государства нет средств. Второй вариант связан со сложностью интеграции традиционного индустриального и инновационного секторов экономики.

4) В этой связи государственная РЭП России должна строиться на основе объединения социально-экономических интересов ее регионов, увеличивающего эффективность использования богатейшего ресурсного потенциала нашей страны. Современная РЭП российского государства должна включать в себя мероприятия, направленные на:

— совершенствование транспортной инфраструктуры отдельных регионов и страны в целом по схеме, повышающей качество условий жизни и конкурентоспособность регионов;

— преодоление административных барьеров между регионами и укрупнение регионов;

— формирование инициативного развития отдельных регионов;

— составление общенационального баланса факторов развития и сопоставление их с общемировыми тенденциями развития;

— институциональное обустройство территорий, в том числе с учетом претензий на российскую территорию сопредельных государств (развитие военных аспектов РЭП);

— перераспределение ресурсов государства на инновационное преобразование старопромышленных регионов.

5) Основными целями региональной экономической политики России в период трансформации ее социально-экономической системы являются:

— укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;

— повышения уровня и качества жизни населения, обеспечение равных условий социального развития во всех регионах России;

— всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально-ориентированной экономики.

6) Задачи современной РЭП заключаются в:

— создании в каждом регионе, субъекте Федерации, ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития;

— восстановлении нарушенных межгосударственных и межрегиональных экономических связей, оставшихся рациональными в новых условиях;

— развитии общероссийского рынка как интегрированной системы региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

— сокращении разрыва в уровнях социального и экономического развития регионов — субъектов Федерации путем активной поддержки отсталых и депрессивных территорий;

— решении острых социально-экономических проблем развития регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока с учетом специфических интересов проживающих здесь малочисленных народов, восстановление хозяйственного потенциала Чеченской республики;

— снижении до социально безопасного уровня безработицы в крупных центрах и индустриальных районах;

— принятии мер к урегулированию миграции населения, обеспечения расселения переселенцев и беженцев в регионах, имеющих необходимые предпосылки.

7) В качестве основных инструментов РЭП выступают:

— использование средств федерального бюджета для перераспределения финансовых ресурсов между регионами;

— осуществление федеральных программ развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием путем участия в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации;

— размещение в регионах федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

8) Основные недостатки современной РЭП Российской Федерации заключаются в том, что ее инструменты пока еще слабо развиты и плохо реализуются. В ее методологии преобладают акценты на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, а не условий предпринимательской деятельности в них. Сами объемы помощи регионам крайне невелики в сопоставлении с размерами страны и наблюдающимися диспропорциями между ними. При этом Россия не может широко использовать для целей регионального развития внешние финансовые источники.

Инструменты РЭП России в основном опираются на адресное государственное воздействие: межбюджетные трансферты, госзаказ, адресные дотации и субсидии и т. д. В то же время практически не используются дифференцированные рыночные регуляторы, вполне естественные в стране со столь различными условиями для ведения экономической деятельности.

Результаты диссертационного исследования позволили автору предложить следующие практические рекомендации.

1) Поддержка государством отдельных регионов в рамках «выравнивающей» региональной политики должна быть направлена на решение их экономических проблем. Она должна стимулировать снижение экономических издержек в хозяйственном комплексе региона. При этом помощь, в рамках РЭП, должна предоставляться конкретным проектам, а не населению, территориям или органам власти.

2) РЭП должна быть направлена на создание в регионах диверсифицированной структуры хозяйства. Там, где для этого имеются необходимые предпосылки, особое внимание необходимо уделять развитию малого и среднего бизнеса, а также повышению эффективности использования внутренних ресурсов.

3) При реализации РЭП необходима территориальная избирательность и концентрация сил и средств. Такой подход позволит повысить социально-экономическую эффективность региональной экономической политики за счет территориальной концентрации финансовых и иных ресурсов. При этом следует предусматривать концентрацию средств на приоритетных «отраслевых» направлениях, исходя из территориальных особенностей конкретных регионов страны.

4) При формировании РЭП должна быть предусмотрена возможность перераспределения средств от «богатых» регионов к «бедным». Ресурсы, вовлеченные в это перераспределение, должны использоваться эффективно и быть достаточными для начала процесса саморазвития депрессивных и слаборазвитых территорий. При этом возможный ущерб регионам-донорам должен быть минимизирован.

5) В вопросах распределения средств РЭП должна быть максимально гласной и «прозрачной».

6) При реализации РЭП необходимо оперативно реагировать на происходящие территориальные сдвиги и изменения условий и факторов развития в стране, несмотря на то, что территориальные структуры общества и хозяйства стабильны и инерционны, а значимые сдвиги в их деятельности требуют определенного времени. Естественно, что и РЭП может дать зримые результаты только за достаточно длительные временные периоды.

7) Федеральная помощь регионам должна распределяться с учетом оценки их конкурентоспособности и только на конкурсной основе. Основная цель конкурса — выбрать программы и проекты, которые могут быть реализованы в регионах при обеспечении максимального эффекта регионального мультипликатора. Федеральная поддержка и привлекаемые ею средства должны быть предметом особого контроля со стороны государства. Получаемая территориями федеральная помощь должна дополняться ресурсами региональных органов власти на основе принципа совместного финансирования. Суммарно она должна быть достаточной для привлечения частных и «смешанных» инвестиций.

8) Принципиальные для формирования РЭП вопросы должны решаться на федеральном уровне, а их реализация должна осуществляться в результате усилий региональных уровней власти. Все меры по реализации региональной политики должны быть объединены в единую систему и согласованы между собой. Программный метод решения региональных проблем должен доминировать. Регион может рассчитывать на федеральную помощь лишь при наличии программы своего развития. Все основные положения РЭП должны быть закреплены законодательно.

Автор полагает, что вышеизложенные теоретические выводы и практические рекомендации раскрывают предмет исследования. В своей основе они могут быть использованы в качестве научно обоснованного инструментария формирования РЭП России в условиях трансформации ее социально-экономической системы.

Результаты диссертационного исследования могут быть учтены государственными институтами власти, руководством предприятий ОПК с целью повышения эффективности разрабатываемых в составе РЭП мероприятий. Осуществление, хотя бы частичное, предлагаемых мер будет способствовать повышению эффективности реализации этой политики на уровне отдельных регионов и страны в целом.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания экономических и военно-экономических дисциплин в высших учебных заведениях, в том числе и в МО РФ, а также в научно-исследовательской работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. В редакции Указов Президента
  2. РФ № 20 от 9 января 1996 г., № 173 от 10 февраля 1996 г., № 679 от 9 июня *2001 г., № 841 от 25 июля 2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации 28 июля 2003 г.
  3. Гражданский кодекс РФ. Части 1, 2 и 3. М.: Герда, 2002. — 576с.
  4. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» (принят Госдумой 23 июня 1995 г.) // Российская газета. 1995. 26 июля.
  5. Федеральный закон № 119-ФЗ от 24.06.1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ».
  6. Федеральный закон № 186-ФЗ от 23.12.2003 «О федеральном бюджете на 2004 год». Принят ГД РФ 28.11.2003. Одобрен Советом Федерации 10.12.2003.
  7. Проект федерального закона № 18 259−3 «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации». Принят ГД РФ в третьем чтении в сентябре 2003 года.
  8. Указ Президента РФ от 3.06.96 г. № 803 «Основные положения региональной политики».
  9. Постановление правительства РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 9 апреля.
  10. Постановление Правительства РФ от 27.12.1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности РФ», одобрено Указом Президента РФ от 29.04.96 г. № 608.
  11. Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 г. № 717 «О федеральной целевой программе «Сокращение различий регионов российской Федерации на период 2002—2010 годы и до 2015 года».
  12. Программа углубления экономических реформ в России. М.: Республика, 1992. —63с.
  13. Программа правительства РФ: реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 гг. // Вопросы экономики. 1995. № 4. С.67−160.
  14. Концепция среднесрочной программы правительства РФ на 19 972 000 гг. // Вопросы экономики. 1997. № 1.
  15. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 гг.). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 года, М910-р.
  16. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 гг.) // Коммерсантъ. 2003. № 21. 7 февраля.
  17. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11.06.97 г. № 198-СФ «О неотложных мерах по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики».
  18. Постановление Государственной Думы РФ от 20.03.98 г. № 2318-П ГД «О преодолении кризиса в экономике РФ и о стратегии экономической безопасности».1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ
  19. А., Марченко Г. Уроки и проблемы становления российского федерализма.- М., ТОО «Интелтех», 1999. 172с.
  20. Н.Т., Исляев P.A., Литовка О. П. Государственная стратегия регионального развития России: смена парадигмы территориальной организации общества. СПб.: ИСЭП РАН, 1998. — 146с.
  21. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2002.- 1280с.
  22. E.H. Государственные экономические стратегии // Рос. экон. акад. М., 1998.- 440с. (с. 315−321).
  23. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. -СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. 238с.
  24. Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения). Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.
  25. Государственное и муниципальное управление: регионально-экономические детерминанты. / Под ред. Р. И. Исляева. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. -176с.
  26. Государственное регулирование рыночной экономики. Под общ. ред. Кушлина В. И., Волгина H.A. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. -735с.
  27. Государственно-территориальное устройство России. Экономические и правовые основы. М.: «ДеКА», 2003. — 438с.
  28. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.-495с.
  29. О., Иоффе Г., Трейвиш А. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука, 1991. — 341с.
  30. Н.С., Зенякин В. Е., Крюков В. В. Экономическая безопасность регионов России. М.: «АЛГОРИТМ», 2000. — 288с.
  31. И.Д. Европа регионов. М.: Международные отношения, 1998.-342с.
  32. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 1998. — 320с.
  33. B.B. Социально-экономические основы региональной политики в условиях трансформации общества. — Омск, 1998. 214с.
  34. Н.И., Кисельников A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: «Экономика», 1998. — 368с.
  35. В.П., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.-337с.
  36. H.H. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. -М.: Экономика, 1978.-344с.
  37. К., Лоус Б., Пендлтон Э., Чедвик Л. Большой толковый словарь бизнеса. М.: Вече, ACT, 1998. — 688с.
  38. Т.В. Рыночное и государственное регулирование экономики региона. — Чебоксары: Руссика, 2000. 208с.
  39. А.Н. Экономические основы оборонного могущества государства. М.: Воениздат, 1991. — 284с.
  40. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. Под ред.: Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина — М.: «Экономика», 2004. -605с.
  41. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. М.: «Экономика»: 2002. — 702с.
  42. Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1977. -288с.
  43. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методические рекомендации. М.: Гелиос АРВ, 2000.-208с.
  44. Экономическая энциклопедия. М.: «Экономика». 1999. — 1055с.
  45. I. РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ
  46. B.C. Региональные проблемы макроэкономического регулирования (политэкономический аспект): Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Челябинск, 1999.
  47. Е.В. Организационно-экономический механизм привлечения инвестиций в экономику региона: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 1999.
  48. Н.В. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность региона: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Новосибирск, 1998.
  49. T.JT. Интеграция Китая в мировую экономику: уроки для России. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 72с.
  50. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. — 428с.
  51. .С. Формирование селективной местной экономической политики на основе концепции профильности: Препринт. СПб.: ИСЭП РАН, 1997.
  52. B.C. Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку и интегрирования в мировое хозяйство: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1995.
  53. А.А. Программно-целевое управление социально-экономическим комплексом: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб., 1999.
  54. .И. Региональный хозяйственный механизм: формирование, функционирование, моделирование. -М.: Экономика, 1992. 128с.
  55. Ф.Д. Совершенствование регионального управления. — М., 1990.- 163с.
  56. Местное самоуправление в современной России: основы муниципальной экономики. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия», Изд-во «Весь мир», 2000. — 236с.
  57. Местные власти и рыночная экономика: уроки западноевропейского опыта / Под ред. Б. М. Гринчеля. СПб.: Институт Евроград, 1996.
  58. Методические положения подготовки региональных программ различного уровня. Под ред. Р. И. Шнипера. Новосибирск: ИЭиОПП РАН СССР, 1989.
  59. На пороге новой регионализации России / Под рук. П.Г. Щедровиц-кого и В. Н. Княгинина. Нижний Новгород: ЦСИ ПФО, 2001.
  60. Программы местного развития. Управление и механизмы реализации / О. П. Лукша, П. В. Сушков, А. Э. Яновский. Обнинск, 2003. — 32с.
  61. H.H. Информационная система бюджетного финансирования предприятий и организаций. Монография. Под ред. Мамонкина Д.Н.- М.: «Артеке», 2004, (в соавторстве).
  62. H.H. Стратегия развития высокотехнологичных предприятий. Глава 1. Монография. Под ред. Батьковского М. А. М.: «Печатный двор «На Алексеевской», 2004, (в соавторстве).
  63. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. / Под ред. А. Г. Гранберга. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000. — 435с.
  64. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2002: Статистический сборник / Госкомстат России. — М., 2002.- 620с.
  65. Регионы России: Статистический сборник. Т.1. / Госкомстат России.-М., 1999.-861с.
  66. Регионы России: экономическая конъюнктура (Краткая социально-экономическая информация). М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, 1998.
  67. Российский статистический ежегодник, 2001: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2001. — 679с.
  68. Российский статистический ежегодник, 2002: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002. — 690с.
  69. Российский статистический ежегодник, 2003: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2003. — 705с.
  70. С.Г., Литвинов A.A. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2000. -256с.
  71. С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. М.: ДиС, 2002. — 288с.
  72. Управление социальными резервами регионального развития. / Под ред. В. К. Потемкина. СПб.: ИРЭ РАН, 2001. — 435с.
  73. С.Г. Совершенствование методологического и организационного обеспечения мониторинга социально-экономического развития регионов: Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2002.
  74. В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: итоги, проблемы, перспективы. М.: Дело, 2002. -608с.
  75. A.A. Совершенствование механизма взаимодействия экономических интересов субъектов системы бюджетного устройства новой России: Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Тамбов, 2000.
  76. М.В. Индикаторы экономического положения и принципы экономической безопасности северных регионов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Апатиты, 1998.
  77. Г. В. Управление оборотными средствами предприятий оборонного комплекса региона как фактор обеспечения их экономической безопасности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ярославль, 2003.
  78. Armstrong Н and Taylor J Regional economics and policy. Harvester Wheatsheat. New York, 1993.
  79. Bundesregierung zur gesamt europaischen Raumentwicklungsstrategie. -Deutsch. Bundestag. 14. Wahlperiode. — Drucksache 14/1130. — 07.06.99. — S.9.
  80. Die Stadt als Wirtschafts- und Wissensstandort // Europaforum Wien: Zeitschrift fur Stadtedialog. 1999. Nr.4. — S.2−4.
  81. Economic Situation and prospect of China, 1999−2000. Pekin: Economic of China, 2001. — 243p.
  82. Finka M. Europaisches Raumentwicklungskonzept (EUREK). Einige Bemerkungen von au? en // Nachrichten ARL 1999. Nr. 1. — S. l-3.
  83. Kommune online: Multimedia fur Kommunen und Regionen. Berlin, 1998.
  84. Mading H. Perspektiven fur ein Europa der Regionen // Berichte DifU. -1998. Nr.4. S.16.
  85. The Regions in the 1990s: Fourth Periodic Report on the Scocial and Economic Situation and Development of the Regions of the Community / ECSC-EEC-EAEC. Brussel- Luxemburg, 1991.
  86. UNCTAD. World Investment Report, 2003. Printed at United Nations, Geneva, August 2004. P.62.
  87. Wadley D. Restructuring the Regions: Analysis, Police Model and Prognosis. / OECD. Paris, 1986. — 342p.
  88. Wolf K., Lambert В., Wille V. Arbeitsmittel der raumlichen Forschung // Nachrichten ARL. 1998. H.4. — S.23−30.
  89. World Economic Outlook, may 2001.
  90. С., Ястребова О. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации.// Вопросы экономики. 2001.№ 5. С. 113−124.
  91. О.П. Становление российской модели бюджетного федерализма. // Вопросы экономики. 1995. № 8. С.30−40.
  92. О.П. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов.// Вопросы экономики. 1996. № 6. С.110−112.
  93. О.П. Бюджетные взаимоотношения федерального центра и субъектов Российской Федерации // Регион: экономика и социология. 1999. № 1. С.38−58.
  94. Н.И., Воронцов И. П. Типология целей для процессов формализации стратегического планирования // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2001. № 4(10). С.51−58.
  95. М.А. Экономическая модель местного самоуправления. // Экономист. 1999. № 11. С.66−74.
  96. С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс. // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С.3−19 (начало), № 2 С.3−18 (окончание).
  97. А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов. // Вопросы статистики. 1998. № 9. С.3−11.
  98. А.Г. Проблемы и парадоксы региональной политики в Российской Федерации. // «Региональное развитие и сотрудничество». 2001. № 3. С. 29.
  99. А.Г. Сибирь и Дальний Восток: проблемы и свойства экономического роста// Регион: экономика и социология. 2003. № 1.
  100. А.Г. Проблемы и пути развития производственного потенциала российских регионов. / Бюллетень отечественного товаропроизводителя. 2003. № 4 (22).
  101. А.Г. Региональное развитие: исследования и государственная политика. В сб.: Темпы и пропорции социально-экономических процессов в районах Севера. //Апатиты, 2003.
  102. А.Г. Социально-экономическое пространство России: трансформационные тенденции и перспективы: Цикл публичных лекций «Академики РАН студентам ГУУ» // ГУУ. — М., 2004. — 41с.
  103. Н.В. Основы мониторинга состояния экономической безопасности региона. // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы экономической безопасности в условиях рынка». Пенза, 2001.
  104. А., Никитина Е., Шиллер Ф. Экономическая безопасность России: региональный уровень. // Вопросы статистики. 1995. № 3. С. 1217.110. «Китай», Пекин. 1989. № 1.
  105. И. Федеральные целевые программы: опыт разработки и осуществления // Экономист. 1998. № 1. С.25−31.
  106. Т.М. Основные аспекты информационного обеспечения оптимизации управленческих решений в области управления состоянием региональной экономической безопасности. II Качество информационных услуг. Сб. научных трудов. Тамбов, 2000. С. 109−112.
  107. В.П., Швецов А. Н. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. II Вопросы экономики. 1998. № 3. С. 18−37.
  108. В., Андреева Е., Ситников А, Швецов А. Региональная политика России: Концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993. № 9. С.50−63.
  109. Материалы Бюллетеня Комитета пространственного развития страны Польской Академии наук «Национальная стратегия регионального развития» // Под. ред. Я. Шляхты. Варшава. 2000. Вып. 191. — 436с.
  110. М., Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне. // Вопросы экономики. 1999. № 9. С.80−89.
  111. М. Роль кредитных организаций в регионализации пространства Российской Федерации. // «Регионализация в развитии России. Географические процессы и проблемы». Институт Географии РАН. М., УРСС, 2001.
  112. А. «Бизнес по понятиям»: об институциональной модели российского капитализма // Вопросы экономики. 2001. № 5. С.4−25.
  113. А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности упреждения // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 107−118.
  114. Основные итоги развития экономики Китая в 2003 году и первой половине 2004 года// Вопросы экономики. 2004. № 8. С. 17−28.
  115. Н.В. и др. Региональное развитие России и задачи региональной политики // Районирование и региональные проблемы. Екатеринбург: Научный совет РАН по проблемам региональной экономики. С. 85−105. 1993.
  116. Польша твой экономический партнер. Институт конъюнктуры и цен. Варшава, 1999.
  117. Программа реформирования региональных финансов. Первые результаты. «Региональные финансы», Вып. 2. Под ред. A.M. Лаврова». М.: УРСС, 2001. С.79−89.
  118. H.H. Модель управления экономической безопасностью. / Материалы научно-практической конференции «Конкурентоспособность, устойчивость и безопасность региона» (15−16 мая 2001 г., Волгоград) -ГУ «Издатель», 2001 (в соавторстве).
  119. H.H. Совершенствование системы налогообложения как фактора экономического роста Российской Федерации» / Материалы 7-ой межрегиональной научной конференции «Молодежь и экономика» (17 апреля 2003 г., Ярославль) ЯФВФЭУ, 2003.
  120. H.H. Государственное регулирование экономики и экономическая политика. Проблемно-тематический курс. М.: МИЭП, 2003, (в соавторстве).
  121. H.H. Экономическая реализация государственной собственности в современной экономике России. / Сборник научных трудов -М.: МИЭП, 2004.
  122. H.H. Место и роль государственного предпринимательства в рыночной экономике. / Сборник научных трудов М.: МИЭП, 2004.
  123. H.H. Отчет по НИР (шифр «Территория») — М.: НИЦ ВЭО ВФЭУ, 64с. (в соавторстве).
  124. Л.И. Индикаторы социально-экономического развития регионов: методические подходы к разработке. // Регион: экономика и социология. 1996. № 1. С.44−58.
  125. В.Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам. // Регион: экономика и социология. 1996. № 1. С.3−43.
  126. А. Региональная политика и экономическая безопасность России. // Вопросы экономики. 1995. № 1. С.119−126.
  127. Е. Стратегическое планирование территорий и человеческий потенциал // Экономика. Политика. Инвестиции. 2000. № 1(6). С.52−53.
  128. С. Проблемы методического обеспечения конкретных направлений государственной региональной политики / Российский экономический журнал. 2002. № 11—12. С.71—77.
  129. Д. Перестройка региональной политики в Венгрии. // «Региональное развитие и сотрудничество». 2001. № 3. С. 44 45.
  130. Ю. Политэкономический ландшафт. // «Независимая газета». 2001. № 48 (3958). 20 марта.
  131. М. Интернет-активный бизнес // «Эксперт». 2003. № 3.1. С. 47.
  132. V. МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ145. http://www.rbc.ru.146. http://www.minfin.ru.
Заполнить форму текущей работой