Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Необходимые условия развития субъектов малого предпринимательства: На примере Хабаровского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Относительно малого предпринимательства отмечается его пластичность в меняющихся условиях хозяйствования (Ю. Юданов, А. Сабо), коммутирующая (соединяющая) роль во взаимодействии с крупным бизнесом (И. Брциева), высокая теневая составляющая (В. Папава). Для него характерны также такие латентные (скрытые) функции как повышенная инновационная активность, формирование среды и духа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Малое предпринимательство в системе экономических отношений
    • 1. 1. Сущностные аспекты предпринимательства
    • 1. 2. Социально-экономическая значимость малого предпринимательства
    • 1. 3. Развитие малого предпринимательства в России
  • Глава 2. Особенности формирования малого предпринимательства в восточных регионах России
    • 2. 1. Основные тенденции и место субъектов малого предпринимательства в экономике Хабаровского края
    • 2. 2. Социально-экономический портрет предпринимателя
    • 2. 3. Основные проблемы развития
  • Глава 3. Повышение устойчивости развития малого предпринимательства в Хабаровском крае
    • 3. 1. Концептуальные подходы
    • 3. 2. Основные направления развития субъектов малого предпринимательства
    • 3. 3. Среднесрочный прогноз развития малого предпринимательства

Необходимые условия развития субъектов малого предпринимательства: На примере Хабаровского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для России создание «среднего класса», формирование активной экономической среды — важный вопрос жизни. Реальность современной ситуации такова, что деятельность малого бизнеса способствует не только созданию рабочих мест, формированию конкурентной среды, но и использованию инновационных методов для организации и управления деятельностью хозяйствующих субъектов. Возникает необходимость глубокого теоретического осмысления современной практики предпринимательской деятельности, особенно наиболее динамичной её составляющей — малого бизнеса.

В России малое предпринимательство начало формироваться в конце 1980;х годов на основе кооперативов. В последующем был принят целый ряд законодательных документов, декларирующих важность и полезность малого бизнеса, формы и механизмы его поддержки. На фоне общеэкономического спада рост количества малых предприятий, освоение ими различных сфер хозяйственной жизни позволили смягчить последствия кризиса, насытить рынок товарами первой необходимости. Однако помимо положительных сторон их деятельности проявились и даже усилились некоторые отрицательные явления. Малый бизнес в значительной своей части «ушел в тень», формируя ненормативные отношения не только в своей среде, но и с другими участниками рынка, а также представителями государственной власти. В свою очередь, это породило обратную реакцию со стороны последней в виде усиления контроля, налогового и административного пресса.

На Дальнем Востоке малое предпринимательство стало формироваться с некоторым опозданием, но развивалось в контексте общероссийских тенденций. В настоящее время оно стало неотъемлемой частью региональной экономики. Здесь складываются те же проблемы, что и в стране. Экспортная специализация обусловливает высокую долю теневого оборота, который охватывает и малый бизнес. Он находится под воздействием множества проблем, в том числе сугубо специфических, обусловленных региональными особенностями. Усиливается конкурентная борьба за местные рыночные ниши с зарубежными и отечественными предпринимателями. В то же время возможности государственной поддержки здесь ограничены в силу дотационности местных бюджетов. Значит, требуются выявление и формирование необходимых условий для эффективной деятельности малого предпринимательства, поиск перспективных направлений развития и сфер приложения капитала, механизмов его взаимодействия с органами государственной власти. Хабаровский, край как один из наиболее развитых регионов Дальнего Востока, где проблемы предпринимательства проявляются с «районным коэффициентом», — хороший полигон для научного осмысления и выработки рекомендаций.

Целью диссертационной работы является выявление на примере Хабаровского края необходимых условий и разработка основных направлений устойчивого развития субъектов малого предпринимательства в восточных регионах России, форм и механизмов его государственной поддержки в процессе продолжающихся институциональных преобразований. Это потребовало решения следующих задач:

• формулирование основных признаков предпринимательства вообще и малого предпринимательства в частности, выявление региональных особенностей;

• определение социально-экономической роли малого предпринимательства как необходимого условия формирования новых экономических отношений в России;

• обобщение зарубежного опыта строительства взаимоотношений малого предпринимательства и власти;

• анализ и классификацию факторов, оказывающих доминирующее воздействие на деятельность субъектов малого бизнеса;

• выявление основных тенденций развития малого предпринимательства;

• описание социально-экономических характеристик субъектов малого предпринимательства;

• разработка методики и оценка значимости малого бизнеса в экономике Хабаровского края;

• формулирование и систематизация ключевых проблем, сдерживающих активность малого предпринимательства;

• разработка концепции успешной деятельности субъектов малого предпринимательства;

• обоснование основных направлений развития малого бизнеса;

• оценка среднесрочной перспективы развития малого предпринимательства в Хабаровском крае.

Объект исследования — производственно-хозяйственная деятельность субъектов малого предпринимательства в восточных регионах России.

Предмет исследования — экономические отношения, складывающиеся между субъектами малого предпринимательства и в их взаимодействии с органами государственной власти.

Теоретическую и методологическую основы диссертационной работы составили труды российских и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам предпринимательства и развития малого бизнеса: Ж. Сэй выделил в предпринимателе его организаторские способности, обеспечивающие соединение двух основных факторов производствакапитала и труда. И. Шумпетер рассматривал предпринимателя как инноватора, созидающего разрушителя, использующего элементы творчества в бизнесе. И. Кирцнер выделил в предпринимателе его способность использовать неравновесные ситуации для получения прибыли.

Относительно малого предпринимательства отмечается его пластичность в меняющихся условиях хозяйствования (Ю. Юданов, А. Сабо), коммутирующая (соединяющая) роль во взаимодействии с крупным бизнесом (И. Брциева), высокая теневая составляющая (В. Папава). Для него характерны также такие латентные (скрытые) функции как повышенная инновационная активность, формирование среды и духа предпринимательства, поддержание и укрепление политической и социальной стабильности в обществе, пополнение доходной части местных бюджетов (Ф. Шамхалов). Представляют значительный интерес работы дальневосточных ученых, посвященных вопросам теории и практики предпринимательской деятельности в условиях рынка: В. М. Бузника, В. К. Заусаева, А. Е. Зубарева, М. М. Третьякова, В. Т. Шишмакова.

Исследовательский аппарат включает как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, сравнения и аналогий, логический и построения гипотез), так и социологические, экспертных оценок, статистические и экономико-статистического моделирования. Их использование позволило получить достоверные результаты и обоснованные выводы.

Нормативно-правовой и фактологической базой диссертации послужили Федеральные Законы РФ, Указы Президента, постановления Правительства РФ, федеральные и региональные нормативные акты, данные краевой и районных налоговых инспекций, статистические материалы Государственного комитета статистики РФ, Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, публикации в научной литературе и периодической печати, финансовые и экономические показатели деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, социологические и экспертные опросы.

Основные результаты, полученные автором в процессе диссертационного исследования, заключаются в следующем:

• систематизированы сущностные признаки предпринимательства, выявлены особенности его развития в России;

• раскрыты основные социально-экономические факторы воздействия субъектов малого предпринимательства на формирование рыночных отношений;

• разработана методика оценки роли малого предпринимательства в региональной экономике;

• выявлены и систематизированы основные причинно-следственные связи формирования в малом предпринимательстве теневого оборота;

• обоснованы концептуальные принципы и необходимые условия успешного развития малого предпринимательства;

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• социально-экономические факторы воздействия малого предпринимательства на развитие рыночных отношений показаны в системе общество — государство — предпринимательство;

• оценка роли малого предпринимательства в экономике Хабаровского края дана с использованием как экономического, так и социологического инструментария в трех измерениях: официальном, реальном и потенциальном;

• социально-экономические характеристики субъектов малого предпринимательства показывают, что существующие здесь нецивилизованные отношения в значительной степени определяются приходом их в бизнес не осознанно, а от безысходности;

•¦ система причинно-следственных связей формирования в малом предпринимательстве теневого оборота представлена на субъектном, региональном и государственном уровнях;

• в рамках концептуальных подходов вскрыто основное противоречие взаимоотношений бизнеса и власти, выявлены необходимые условия успешного функционирования малого предпринимательства: самоорганизованность, избирательная государственная поддержка и ее критерии, прозрачность финансовых отношений, ликвидация административных барьеров.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее результаты сформулированы в виде концептуальных положений и основных направлений развития малого предпринимательства в Хабаровском крае, позволяющих создать комплексную систему взаимодействия бизнеса и власти. Разработки автора по совершенствованию развития малого предпринимательства могут быть использованы при изучении специальных экономических дисциплин студентами вузов, слушателями учебно-методических центров по подготовке специалистов малого бизнеса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования изложены диссертантом в пяти научных публикациях общим объемом 2,5 п. л. Они докладывались и обсуждались на конференциях: «Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы» (региональная научно-практическая конференция, г. Хабаровск, 2003 г.) — «Опыт, проблемы, перспективы развития микрофинансовых институтов на Дальнем Востоке и в Забайкалье» (межрегиональная конференция, г. Хабаровск, 2003 г.) — «Современная цивилизация в глобальной экономике, политике, культуре и кооперативная деятельность» (краевая научно-практическая конференция, г. Хабаровск, 2004 г.) — «Экономика, управление, общество» (межрегиональная научно-практическая конференция молодых исследователей, аспирантов и соискателей, г. Хабаровск, 2004 г.) — «Состояние и перспективы социально-экономического развития Камчатской области» (межрегиональная научно-практическая конференция, г. Петропавловск-Камчатский, 2004 г.). Результаты исследования были заслушаны также на заседании Совета по предпринимательству при Губернаторе Хабаровского края по развитию малого предпринимательства на период до 2007 года (г. Хабаровск, 2003 г.) — совещании Межведомственной комиссии по безопасности в сфере экономики по Дальневосточному федеральному округу (г. Хабаровск, 2003 г.).

Материалы исследования используются автором в каждодневной научно-исследовательской работе. Они нашли отражение при подготовке краевой целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004 — 2006 гг.».

Структура диссертации. Диссертационное исследование изложено на 162 стр. и состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы и предложения:

1. Предпринимательство необходимо рассматривать как важнейший экономический ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и вносящий тем самым свой вклад в развитие общества. В российских условиях следует выделить следующие особые признаки развития: размытость социальных границ- «правила игры», далекие от цивилизованныхотносительная бедность социального опытанедостаточно развитая предпринимательская культура- «омертвление» культурной памяти вследствие длительного исторического перерыва российского предпринимательства. В результате российское предпринимательство зиждется на суперриске, граничащем с авантюризмом.

2. Малый бизнес — наиболее динамичная составляющая предпринимательства. В результате системного анализа выявлены основные социально-экономические факторы его воздействия на формирование рыночных отношений в трех измерениях. Для государства — это формирование конкурентной среды, бизнес-элиты и инновационного (венчурного) бизнесадля общества — расширение классовой основы рыночной экономикирост ассортимента товаров и услуг и, за счет этого, сдерживание ценпроизводительное использование собственных накопленийповышение устойчивости крупного и среднего бизнеса путем взаимной кооперации. Непосредственно для предпринимателя они важны расширением возможностей конструктивной самореализации, повышением социального статуса и собственного благосостояния. Для стран с переходной экономикой важность малого предпринимательства заключается ещё и в его более высокой приспособляемости к рыночной среде.

3. Формирование малого предпринимательства в Хабаровском крае шло в контексте российских тенденций, но с некоторым опозданием. Наблюдается тесная взаимосвязь между динамикой промышленности Хабаровского края и развитием малого предпринимательства, что говорит о его тесной кооперации с местными промышленными предприятиями. Географическое распределение малого предпринимательства имеет ярко выраженное тяготение к промышленным центрам и ресурсодобывающим районам. Первые характеризуются более развитой рыночной инфраструктурой, высоким уровнем жизни, широким спросом на производственные и потребительские товары, наличием трудовых ресурсов, вторые — эффективными природными ресурсами и возможностями развития высокоприбыльных производств. Растет доля малого бизнеса в выпуске промышленной продукции.

4. Анализ показал, что официальная отчетность не отражает в полной мере вклад малого предпринимательства в экономику края, так как объемы произведенной ими продукции (работ, услуг) занижены: отсутствует полная статистика, присутствует значительная теневая сфера. Определены реальная и потенциальная роли малого предпринимательства в экономике Хабаровского края. Реальные оценки существенно выше традиционных представлений, основанных на имеющейся статистике.

5. Выявленные социально-экономические характеристики субъектов малого предпринимательства показали их высокую социально-психологическую устойчивость.

6. По сравнению с другими субъектами хозяйствования малый бизнес наименее защищен. Проблемы формирования и развития малого предпринимательства можно объединить в три группы: общие для экономики страныособенные для малого предпринимательстваединичные для малого предпринимательства Дальнего Востока. Естественно, малый бизнес Хабаровского края находится под прессом всех этих проблем. Наиболее значимый ранг получили проблемы высоких налогов, слабая платежеспособность населения, затратный фактор .

7. Проведенная систематизация позволила выявить причинно-следственные связи формирования в малом предпринимательстве теневого оборота на субъектном, региональном и государственном уровнях. В качестве первого уровня выделены: стремление обеспечить высокие собственные доходы, поддержание высокой заработной платы работников и конкурентоспособность своего бизнеса, необходимость иметь наличность для ненормативных расчетов с партнерами и органами государственной власти.

Ненормативные отношения обострились в связи с формированием в регионе высоких жизненных стандартов в среде бизнесменов и чиновников, на рынке труда. Подобное — результат высокой эффективности рентообразующих отраслей и неспособности государства регулировать перераспределение ренты. Но существуют и объективные факторы «экономии на налогах» — усиление воздействия удорожающих факторов. Кроме того, местные предприниматели испытывают высокое давление со стороны китайского экспорта и поставок более дешевой продукции из западных регионов страны.

Наконец, верхний уровень проблем — отсутствие институциональных механизмов и государственной воли, направляющих малое предпринимательство в цивилизованное русло. Только сняв их, можно надеяться на решение всех вышеназванных проблем.

8. Рассматривая малое предпринимательство как подсистему хозяйственного комплекса юга Дальнего Востока, необходимо основные идеи его развития увязывать с общерегиональными стратегическими установками. Они требуют создания диверсифицированной экономики с более сложными технологическими переделами. Использование ренты по природным ресурсам должно быть дополнено развитием наукоемких и перерабатывающих производств, включением в воспроизводственный процесс региона ренты по интеллекту. В этом контексте должна строиться политика и в области малого бизнеса.

9. В настоящее время конкурентоспособность малого предпринимательства достигается в значительной мере за счет «экономии на налогах». Это обостряет имманентные (внутренне присущие) современному обществу противоречия между властью и бизнесом. Государственные органы не удовлетворены участием малого предпринимательства в реализации общегосударственных интересов, так как оно скрывает доходы и не доплачивает в бюджеты разных уровней. Противоположная сторона считает, что государство облагает их высокими налогами, практикует ненормативные отношения, злоупотребляет регулятивными функциями.

10. Необходимыми условиями устойчивого развития малого предпринимательства являются избирательность государственной поддержки, в частности «Добросовестных предпринимателей», работающих в производственной сфере, расширение сети саморегулируемых организаций, прозрачность финансовых отношений, дебюрократизация взаимоотношений с органами государственной власти.

11. Система мероприятий, обеспечивающих эффективную поддержку малого предпринимательства, должна включать: совершенствование нормативно-правового поля, упрощение форм и процедур налогообложения и представления отчетности, улучшение делового предпринимательского климата, развитие технологий в предоставлении стартового капитала, субсидирование процентной ставки по полученным кредитам, привлечение внебюджетных средств в малый бизнес, совершенствование арендных отношений и информационной поддержки.

12. Произведенный среднесрочный прогноз развития малого предпринимательства в Хабаровском крае показал, что объемы производства в ценах 2002 г. увеличатся почти вдвое и составят 31,0 млрд руб. Значительно возрастет его значимость для Хабаровского края. Благодаря предлагаемым мероприятиям теневой сектор малого предпринимательства, по нашим оценкам, сократится к этому времени на 20 процентных пунктов, что даст соответствующую прибавку объемов производства. При росте производительности труда в 30% к 2008 г. можно ожидать прирост занятых здесь до 70 тыс. чел., а добавку налоговых поступлений — 2,0 — 2,2 млрд руб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. М., 12 декабря 1993.fc 2. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. М., 1998.
  2. Налоговый кодекс РФ / от 31. 07. 1998. М., 1998 (ред. 09. 07. 1999).
  3. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР». М., 1991.
  4. Закон РФ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации». М., 1996.
  5. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в
  6. Российской Федерации». -М., 1995.
  7. Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». М., 1995.
  8. Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон № 128 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. Ст. 3430. — М., 2001. — № 33. — 13 с.
  9. Ф 9. ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц».
  10. Федеральный закон № 129 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. Ст. 3431. М., 2001. — № 33. — 13 с.
  11. Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах. Федеральный закон № 198 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1.
  12. Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 2001. — 397 с.
  13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002. М.: Госкомстат России. / Стат. сб. — 2003. — 863 с.
  14. Паспорт Хабаровского края 1990 2002 гг. // Хабаровский краевой Комитет государственной статистики. — Хабаровск. — 2003.
  15. М. И. Роль малого предпринимательства в повышении экономического потенциала и решении социальных проблем в республике Дагестан // Вестник Московского университета. 2003. — № 2. — С. 125−128.
  16. JI. И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987.-428 с.
  17. А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 1991.-312 с.
  18. Ш. Р. Большие проблемы малого бизнеса // Проблемы современной экономики. 2002. — № 1. — С. 122−123.
  19. В. Е. Экономика и статистика фирм: Учебник для студентов экономической специальности вузов. М., 2000. — 326 с.
  20. А. Н. Большой экономический словарь: 19 000 терминов. М., 1997.
  21. А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов // Российский экономический журнал. 1998. — № 3.- С. 53−57.
  22. Т. и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей // Вопросы экономики. 1994. — № 11. — С. 133−141.
  23. Антал Сабо. Малые и средние предприятия в странах с переходной экономикой // Деньги и кредит. 1996. — № 8. — С. 56−58.
  24. А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики.- 1997. № 4.-С. 141−150.
  25. А. К. Микрокредитование как форма поддержки малого и среднего бизнеса в республике Казахстан // Вестник Московского
  26. К. Переход к модели ускоренного развития экономики // Экономист. 2003. — № 8. — С. 74−82.
  27. Л. В., Чирикова А. Е. «Очередные меры» и внеочередные перемены обо всем понемногу // Эко. — 1996. — № 7. — С. 161−173.
  28. Е. Дифференциация и консолидация в процессе становления предпринимательства в переходном обществе // Общество и экономика. -2002.- № 12.-С. 103−112.
  29. В. Институциональные черты предприятия новой формации в решениях России. М., 2002. — 215 с.
  30. Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист. — 2001. № 4. -С. 45−54.
  31. Р. Политическая экономия: В 2-х тт. Т. 1,2: Пер. с фр. — М.: Международные отношения, 1994. — 608 с. (1 т.), 752 с. (2 т.).
  32. Н. М. О том, как везет тому, кто везет, или о создании Центра развития малого бизнеса в Новосибирске // Эко. 2001. — № 10. -С. 86−101.
  33. В. И. Капитальный ремонт в стране несбывшихся реформ //Эко.-2001.- № 11.-С. 117−144.
  34. Т. Т., Маевская Л. И. Большие деньги для малого бизнеса // Эко. -1996.-№ 7.- С. 174−182.
  35. А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики // ЭКО.- 2000. № 8. — С. 25−32.
  36. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. — 518 с.
  37. А. Государственная политика поддержки малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 1996.- № 2. С. 96−97.
  38. А. Малое предпринимательство и большая политика // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 39−45.
  39. А. О., Никитов А. В. «Немалые» трудности малого бизнеса // Российский экономический журнал. 1995. — № 2. — С. 44−50.
  40. Брциева И. Малое предпринимательство как экономическая категория
  41. Общество и экономика. 1999. — № 9. — С. 148−159. 42. Брюммер К. Система поддержки малого предпринимательства в Германии (возможный ориентир для России?) // Деньги и кредит. — 2001. — № 7. — С. 13−19.
  42. С. Н. Субъект хозяйственной деятельности в контекстепредмета и проблематики экономической теории // Вестник Московского университета. 2002. — № 2. — С. 40−58.
  43. В. Без чего «малый» бизнес не станет большим // Эко. 1996. -№ 7. — С. 183−191.
  44. А. В. Предпринимательство: Основной курс: Учебное пособие для вузов. Кн. 2. М.: Интерпракс, 1997. — 608 с.
  45. Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства
  46. Вопросы экономики. 2001. — № 4. — С. 92−99.
  47. А., Гурвич Е., Субботин В. Экономический анализ налоговой реформы // Вопросы экономики. 2003. — № 6. — С. 38−60.
  48. А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 30−38.
  49. Ю. П. Есть ли в России собственники? // Эко. 2003. — № 2. -С. 2−14.
  50. Ю. П., Ханин Г. И. Есть ли будущее у российской экономики — замечания к докладу фирмы «Мак Кинзи» о состоянии российской экономики в конце 90-х годов // Эко. — 2001. — № 10. — С. 2−27.
  51. Ворохалина J1. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 83−87.
  52. Е. Становление среднего класса в России на фоне мировых тенденций // Общество и экономика. 2002. — № 8−9. — С. 94−111.
  53. В., Попов С. Скромное обаяние частника // Экономика и жизнь. — 2001. — № 11.
  54. Д., Оуэн Р., Конвей Р. Привлечение капитала. М.: Изд-во «Джон Уайли энд Санз», 1995. — 458 с.
  55. Л. Т. Экологическая составляющая менеджмента малого и среднего бизнеса // Вестник Московского университета. — 2002. — № 6. -С. 111−117.
  56. М., Виленский А. Государственный и малый заказ для малого бизнеса // Вопросы экономики. 2001. — № 4. — С. 100−109.
  57. В., Гейдук И. Развитие малого предпринимательства в Польше // Проблемы теории и практики управления. — 1996. № 2. — С. 90−94.
  58. JI.H. География этноса в исторический период. — JL: Наука, 1990.
  59. А. и др. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С. 127−139.
  60. Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 2. — С. 24−32.
  61. Доклад об экономике России (октябрь 2002 г.) Доклад Представительства всемирного банка в России // Общество и экономика. — 2002. — № 10−11.-С. 104−131.
  62. Э., Линдсей Д. Рынок: Микроэкономическая модель / Пер. с англ. Под общ. редакцией Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1992. — 496 с.
  63. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: (СП Бук Чембер интернейшнл), 1992. 287 с.
  64. Н. И., Давыденко В. А. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические подходы // Социс. 1996. — № 6.- С. 123−132.
  65. М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. -2003.- № 2.-С. 60−73.
  66. А. П. Курс российских реформ: от извращенного государственного к государственно-монополистическому капитализму // Эко. — 2001.- № 11.-С. 97−116.
  67. М. Я., Ершов С. Ю. Так ли хорош малый бизнес? // Эко. 2003.- № 5. С. 3−19.
  68. Есть ли потенциал у малого предпринимательства? // Экономика и жизнь. 1998. — № 47.
  69. В.К., Быстрицкий С. П., Леденев М. И. Потенциал Дальнего Востока и перспективы его использования // Экономист. 1996. — № 12. — С. 27−34.
  70. В. К., Леденев М. И., Быстрицкий С. П. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока в условиях формировании рыночных отношений. Хабаровск. — 1999. — 269 с.
  71. А. Общественная легитимация частного предпринимательства в России // Мировая экономика и международные отношения. 2000. -№ 10.-С. 90−96.
  72. В. М. Ответы на вызовы развития общества // Эко. 2003. -№ 1.- С. 37−41.
  73. С. Н. Микроэкономика. Учебник. М.: Дело, 1998. — 416 с.
  74. А. Актуальные проблемы экономического роста в России // Общество и экономика. 2002. — № 8−9. — С. 27−35.
  75. Н. А. О частной собственности. Русская философия собственности (XVIII-X X в в.). СПб. СП «Ганза», 1993. — 512 с. ф 79. Исаходжаев А. Роль малого бизнеса в экономике Узбекистана
  76. Экономист. 2003. — № 4. — С. 88−91.
  77. История предпринимательства // Деловая стратегия: Экономика, 1991. -285 с.
  78. И. О роли государства в развитии промышленного предпринимательства в России до 1917 г. // Вопросы экономики. 1996.- № 9. С. 54−62.ш 82. Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 1991. 369 с. щ
  79. Н. В. Методика расчетов налогового потенциала // Финансы. -2001.- № 12.- С. 35−37.
  80. А. Е., Гневко В. А., Рохчин В. Е. и др. Местное самоуправление. Основы системного подхода (монография). Спб., 1997. — 580 с.
  81. А., Колесникова JI. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. 1996. — № 7. -С. 45−55.
  82. Л. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем // Вопросы экономики. -2001. № 10.-С. 40−54.
  83. В. Новые предпринимательские структуры и восстановление экономики России // Проблемы теории и практики управления. 1998.- № 3. С. 14−18.
  84. Л. Я., Рывкина Р. В. Становление институтов теневой экономики ^ в постсоветской России // Социс. — 2002. № 4. — С. 13−21.
  85. Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. — 324 с.
  86. Г. Б. Предпринимательство как фактор развития // США* Канада: экономика, политика, культура. 2003. — № 6. -С. 46−65.
  87. А. Б., Решетова М. В., Коренкова Е. Б. Тенденции устойчивого развития финансово-промышленных структур // Проблемы современной экономики. 2002. — № 1. — С. 97−99.
  88. Н.А., Басалаева Е. В. Особенности налогообложения в малом бизнесе // Финансы. 2001 .-№ 11.- С. 66−67.
  89. В. В., Маршак В. Д. Технология экономического роста. Как трактовать целевую установку экономики на ближайшие 10 лет? // Эко.2003. —№ 10.-С. 3−12.
  90. В. В очередной раз о характере реформационных преобразований российской экономики и об их уроках // Российский экономический журнал. 2003. — № 1. — С. 3−17.
  91. Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. акад. Л. И. Абалкина. М, 1997. — 396 с.
  92. С., Свиянович В., Вайсбах А. Малый и средний бизнес: институциональные трансформации и дух предпринимательства // Вестник Московского университета. 2003. — № 4. — С. 46−65.
  93. С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 1. — С. 90−96.
  94. А. Россияне и бизнес: динамика общественного мнения, 1991 — 1997 гг. // Образ предпринимателя в новой России.
  95. А. Б. Большие возможности малого бизнеса развитие малого предпринимательства в Хабаровском крае // Экономика и жизнь. — 2001.9, С. 30.
  96. В. Укрепление конкурентоспособности малых и средних предприятий на международных рынках — опыт Германии // Проблемытеории и практики управления. 1997. — № 5. — С. 86−89.
  97. Р. Местные власти стимуляторы малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 3. — С. 56−60.
  98. К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ.Т. 1.- 399 с. Т. 2. 400 с. — М.: Республика, 1992.
  99. Р. О преодолении административных барьеров в развитии российского предпринимательства // Общество и экономика. 2003.- № 3. С. 102−118.
  100. Е. Д. О социальной ответственности предпринимателей // Эко. -2000. — № И. С. 160−173.
  101. Н. И, Левицкая Л. А. Единый налог на вмененный доход панацея от всех бед? // Финансы. — 2001. — № 2. — С. 21−24.
  102. Малое и среднее предпринимательство // Politekonom — 1998. № 1. (Все статьи).
  103. Малое предпринимательство и проблемы его финансового и имущественного обеспечения. Аналитический обзор. Материалы третьей всероссийской конференции представителей малых предприятий. М., 2002. — 390 с.
  104. К. Малое предпринимательство усиливает общественную активность // Российский экономический журнал. 1996. — № 7.- С. 72−73.
  105. Малый бизнес в России: Оценка ситуации // Общество и экономика. -1996.- № 9−10.-С. 91−111.
  106. Малый бизнес: трудности роста // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 30−38.
  107. А. Теоретический аспект исследования постсоциалистической трансформации: институциональный подход // Общество и экономика. -2002.- № 8−9.-с. 5−26.
  108. И., Бараненкова Т. Неформальная занятость в России // Вопросы экономики. 2003. — № 9. — с. 89−99.
  109. О. В., Балацкий Е. В. Особенности малого предпринимательства в России // Проблемы прогнозирования. — 1999. № 2.
  110. В .И., Салин В. Н. Малый бизнес: финансы и страхование // Финансы. 1996. — № 5. — с. 47−50.
  111. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. 1999. -№ 2 (40).
  112. В. Управление в структурах среднего и малого бизнеса: Системно-конструкторский подход // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 2. — с. 92−96.
  113. А. И. О предмете и методе современной экономической науки // Вестник Московского университета. 2002. — № 2.
  114. А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Предпринимательство: Учебник. СПб.: Издательство Лань, 2001. — 696 с.
  115. С., Глазова Е., Никитин А. Прибыль: теоретические и практические подходы // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 5. — С. 20−27.
  116. И., Шульга И. Устойчивость административных барьеров // Общество и экономика. 2003. — № 4−5. — С. 197−225.
  117. В., Шереги Ф. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся? // Российский экономический журнал. 1999. — № 9−10. -С. 51−59.
  118. С. С. Экономическая теория: Краткий курс: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.-288с.
  119. Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вуза. М., 2002. 618 с.
  120. О состоянии и развитии малого предпринимательства в российской Федерации и мерах по его государственной поддержке. М.: МАП России, 2001.
  121. О. О государственной поддержке малого бизнеса в России обзор законодательной базы // Экономист. — 2001. — № 11.
  122. А. Роль государства в установлении прав собственности // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 8. -С. 55−94.
  123. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. 1997. — № 4. — С. 130−140.
  124. А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С. 119−125.
  125. Н. Радителей много, а дела-то нет // Экономика и жизнь. 2001. -№ 3.
  126. А. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории // Вопросы экономики. 1995. — № 7. — С. 62−73.
  127. Е. О повышении регулирующей роли общественных предпринимательских объединений в экономике России // Российский экономический журнал. — 2003. — № 4. — С. 91−93.
  128. В., Хадури Н. Об институциональном анализе теневой экономики и особенностях ее проявления // Общество и экономика. 2003. — № 6. — С. 213−230.
  129. В. Некроэкономика феномен посткоммунистического переходного периода // Общество и экономика. — 2001. — № 5. — С. 26−28.
  130. В. О. возможности функционирования общественного сектора по принципам частного (аспект налогообложения). М.: Экономика и математические методы, 1996, т. 32, вып. 4.).
  131. В. Об экономике коррупции в посткоммунистических странах // Общество и экономика. 2001. — № 9. — С. 105−112.
  132. В., Ахметели Р. Грузия на пути к экономической самостоятельности. Тбилиси: Издательство Мецниереба, 1990. — 225 с.
  133. М. Н. Основы экономики и предпринимательства. СПб.: Издательский дом «Герда», 2001. — 320 с.
  134. С., Цховребов Э. Возможности устойчивого развития // Экономист. 2001. — № 4. — С. 23−28.
  135. Поддержать опорный класс державы // Экономика и жизнь. 1997. — № 46.
  136. Ю. Малых не становится больше // Экономика и жизнь. 2001. -№ 6.
  137. JI. М. Налоги и платежи с предприятий пищевой промышленности — анализ и выводы // Финансы. 1996. — № 5. -С. 23−24.
  138. П. Д., Савченко В. Е. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестник Московского университета. — 1996. — № 2. — С. 3−15.
  139. И. П. Проведение научного исследования в деловых организациях // Вестник Московского университета. — 2003. № 2. -С. 99−109.
  140. А. Н. Малый бизнес в малом городе: взгляд изнутри // Эко. -2003.- № 8. -С. 107−118.
  141. Предпринимательство дело отнюдь не частное // Экономика и жизнь. -1997.- № 46.
  142. Предпринимательство: понятия, сущность и формы. Ростов, 1996. -480 с.
  143. Э. Формирование и развитие предпринимательской деятельности в Кыргызской республике // Общество и экономика. 2003. — № 9. -С. 127−134.
  144. О. М. Социально-экономический потенциал субъектов федерации Российского Дальнего Востока. Хабаровск, Изд-во ХГТУ, 1999.
  145. С. Н., Петров Б. В. Современные проблемы развития малого предпринимательства в России // Финансы. 2001. -№ 11.- С. 46−48.
  146. В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 72−82.
  147. Развитие малого предпринимательства в России: главные направления. Аналитический сборник. М., 2000. — 420 с.
  148. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления / Под редакцией. Э. Маркварта. М.: Муниципальная власть, 2000. — 600 с.
  149. Г. Взаимоотношения работников и работодателей в современной России (1987 2001 гг.) // Вопросы экономики. — 2002.- № 11.-С. 46−58.
  150. А. К. Предпринимательство в госсекторе Франции // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 1999. — № 1. — С. 40−59.
  151. Роль малых предприятий в экономике развитых стран. М.: ИНИОН, 1998.-128 с.
  152. В. Е. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. 2000. — № 10. — С. 47−56.
  153. . Экономическая преступность. М.: Прогресс, 1987. — 220 с.
  154. Н. Ю. Малое предпринимательство: история развития, зарубежный опыт и проблемы его становления в России. — Нижний Новгород, 1998. 60 с.
  155. Е. Е. О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения в Москве // Финансы. 2001.- № 4. — С. 73.
  156. И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 3. — С. 67−73.
  157. Е. А. Малая экономика в историческом диапазоне (опыт зарубежья, России, есть конкретные примеры) // Эко. 1996. — № 7. — С. 150−160.
  158. В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании // Проблемы теории и практики управления. 1998.- № 2. С. 100−103.
  159. В. Б. Государственное предпринимательство: теория и практика // Общество и экономика. 1997. — № 3−4. — С. 26−52.
  160. Съезд надежд (по материалам второго всероссийского съезда представителей малых предприятий) // Российский экономический журнал. 2000. — № 1. — С. 57−66.
  161. Ю. Предпринимательство образ жизни. Как в него окунуться // Экономика и жизнь. — 1997. — № 16.
  162. В. Малый бизнес в региональной экономике (на примере Московской области) // Экономист. 2003. — № 7. — С. 50−52.
  163. Л., Епихина Г., Медведева О. Большой потенциал малого предпринимательства // Человек и труд. 1999. — № 9.
  164. М. М. Управление предприятием в условиях неопределенности // Проблемы развития экономики Дальнего Востока на современном этапе: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000.-200 с.
  165. Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С. 147−151.
  166. И. Политика стимулирования малого бизнеса: опыт Японии. // Проблемы теории и практики управления. —1997. № 5. — С. 90−94.
  167. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства // Экономист. 2001. — № 11.-С. 12−18.
  168. А. Малое предпринимательство в России // Мир России. -2001.- № 4.
  169. А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе (по материалам выборочных социологических обследований) // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 5−71.
  170. А., Обыденнова Т. Трудовые отношения на российских малых предприятиях // Вопросы экономики. 2001. — № 4. — С. 110−122.
  171. Д. Г. Налоги Швеции опыт развитой зарубежной страны. // Финансы. — 2001. — № 3. — С. 24−25.
  172. Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов. М.: ОАО «НПО „Экономика“», 2000. — 382 с.
  173. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2001. — № 4. -С. 65−83.
  174. А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах // Вопросы экономики. 2001. — № 4. — С. 84−91.
  175. М. М. и др. Управление малым и средним бизнесом в АТР и России. Сеул: Tu nam. — 2003. — 148 с.
  176. О. И., Фигатнер Ю. Ю. Старые и новые хозяева России (От властных отношений к собственническим) // Мир России. 1992. — № 1. Т. 1. — С. 67−90.
  177. А. Местное самоуправление в системе федерализма: Проблемы России и опыт США // Мировая экономика и международные отношения. -2002.-№ 6.-С. 45−54.
  178. К. Успех в предпринимательстве зависит от личности руководителя // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 4. -С. 99−101.
  179. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России (спецкурс) // Российский экономический журнал. 1997. — №№ 5−6. — С. 83−98. № 7. — С. 84−100.
  180. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -455 с.
  181. В. Человеческий и вещественный капитал: общность и развитие // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 8. -С. 55−61.
  182. В. Человеческий капитали неоднозначность его трактовки. // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 12. -С. 45−46.
  183. Экономическая энциклопедия / гл. редактор JI. И. Абалкин. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 1055 с.
  184. Ю. Становление семейной фирмы // Мировая экономика и международные отношения. 2003 — № 9. — С. 90−94.
  185. И. Слова все сказаны. За дело! // Экономика и жизнь. 2001. — № 15.
  186. М. 3. Основа экономики малый бизнес // ЭКО. — 1996. — № 6. -С. 145−152.
  187. Н. Поддержка малого предпринимательства в США // Мировая Ф экономика и международные отношения. 2001. — № 5. — С. 87−89.
  188. Е. Бремя государство и экономическая политика // Вопросы экономики. -2002. № 11.-С. 4−30.
Заполнить форму текущей работой