Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование целостного представления о народной культуре у младших школьников на уроках русского народного творчества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили философские, психологические и педагогические концепции: о гармоническом равновесии закономерно развивающихся процессов (Пифагор, Фалес и др.) — о межнаучных методах целостного восприятия сущностных явлений (Ф. Бэкон, Р. Декарт, М. Ломоносов и др.) — об основных диалектических категориях (Гегель, Ницше, Платон и др.) — о взаимообусловленности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы этнопедагогизации образования
    • 1. 1. Современные тенденции развития этнопедагогических процессов в образовании
    • 1. 2. Историко-философский анализ основных понятий народной культуры
    • 1. 3. Этнопедагогические критерии анализа учебных программ и пособий
  • Глава 2. Этнопедагогические особенности процесса обучения младших школьников
    • 2. 1. Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе приобщения к народной культуре
    • 2. 2. Урок русского народного творчества как целостная этнопедагогическая система
    • 2. 3. Виды уроков русского народного творчества
    • 2. 4. Модели построения уроков русского народного творчества
  • Глава 3. Педагогический эксперимент по проверке эффективности урока русского народного творчества
    • 3. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 3. 2. Статистические результаты эффективности этнопедагогической технологии

Формирование целостного представления о народной культуре у младших школьников на уроках русского народного творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном технократизированном обществе, обладающем почти неограниченными (в географическом и психологическом смыслах) возможностями проникновения и распространения электронными средствами информации, всё более возрастает роль компетентного управления культурными процессами, роль координации культурных и образовательных стратегий.

Этнические проблемы образования относятся к числу метанаучных проблем, затрагивающих одну из сущностных характеристик процесса трансляции культуры от поколения к поколению и поэтому входящих в сферу областей различного гуманитарного знания — педагогики, психологии, культурологии, этнологии и др.

Взаимодействие, интеграция этих наук в рассмотрении этнического измерения образовательных процессов в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств сегодня приобретает не только актуальный теоретический смысл, но и остро практическое значение. Здесь есть и политический смысл, связанный с необходимостью сохранения в Россиигосударстве многонациональном и полиэтническом — единого интеллектуально-образовательного пространства. Речь идёт о пространстве не однородном, гомогонезированном, но поливариантном, гибком, содержательно многообразном, этнически многокрасочном.

Повышенная степень этнического (этнопсихологического) напряжения свойственна и характерна в настоящее время не только малочисленным народам. Не в меньшей степени сказанное касается и многочисленных народов, в частности, русского, так же теряющего свою этническую идентичность, а с ней — самобытность, нравственную силу, духовную целостность.

Вместе с тем, в современном обществе всё более устойчивой становится тенденция роста этнической идентичности, которая получила название «этнического парадокса современности», когда в условиях всё нарастающей опасности унификации духовной и материальной культуры, международных конфликтов, экологической катастрофы всё большее количество людей склонны искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков.

В настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных стратегий развития общества в XXI веке.

Неслучайна в последнее время активизация комплексных исследований феномена русской народной культуры в различных отраслях науки и, в частности, её педагогическом аспекте — в области этнопедагогики.

Современными исследованиями проблемы сохранения народной культуры занимаются этнографы Ю. В. Бромлей, Г. И. Пустовойтовапедагоги Е.В. Белоусова, И. И. Валеев, В. В. Васильева, В. Н. Власова, И. С. Гончаров, Ю. В. Лазарев, О. В. Лебедева, Н. И. Малиновская, А. Д. Солдатенков, Ф. Ф. Харисовпсихологи И.С. Кон, B.C. Мухина.

Появились программы и авторские методики с использованием элементов народной культуры (И.С. Гончаров, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова и др.).

Исследована специфика освоения музыкального фольклора в начальной школе (Л.Л. Куприянова, Л. В. Шамина, Т. А. Пигилова, М. Новицкая) — комплексный характер народной культуры и особенности развития на основе творческого взаимодействия (М.Т. Картавцева).

Значительный вклад в разработку проблемы использования составляющих национальной культуры в процесс формирования личности внесли В. Ф. Афанасьев, Е. В. Васильев, З. П. Васильцова, Г. Н. Волков, А. Э. Измайлов и др.

Различные аспекты проблемы национального самосознания изучали В. Г. Белинский, П. П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский, В. А. Сухомлинский, J1.H. Толстой, К. Д. Ушинский.

Последние годы данной проблеме уделялось значительное внимание. Появился ряд диссертационных исследований:

— по воспитанию на основе культурных традиций разных народов: М. С. Васильева, Э. Х. Галеев, Ш. Ш. Залялиев, J1.A. Ибрагимова, З. М. Магометова, Т. Т. Мунзук, С. И. Раимова, Р. А. Сахипова, Т. Г. Тимошина и др—.

— по формированию патриотизма средствами национальной культуры и народной педагогики: Ф. Г. Кондэс, Е. И. Корнеева, Л. И. Ляшко и др.;

— по использованию идей народной педагогики в различных направлениях воспитания и формирования отдельных качеств личности: Н. С. Александрова, Х. Х. Бакчаева, Д. Белимов, Ф. Р. Зевахина, Н. С. Иванова, И. И. Лунина, М. А. Муратова, С. Г. Нигматов и др.

Тем не менее, большинство из них не предполагают массового освоения на базе общеобразовательной школы народной культуры как целостной системы.

Таким образом, возник ряд противоречий:

— между необходимостью сохранения народной культуры как «живой традиции» всем современным обществом и недостаточной разработанностью концептуальных основ её сохранения;

— между необходимостью получения целостного представления о народной культуре каждым школьником и отсутствием необходимых учебных планов и учебных программ для общеобразовательной школымежду необходимостью получения всеми школьниками фольклорных знаний последовательно и системно и методической неразработанностью основ урока русского народного творчества. Это определило тему исследования:

Формирование целостного представления о народной культуре у младших школьников на уроках русского народного творчества".

Представление является формой индивидуального чувственного отражения предметов и явлений действительности, неразрывно связанного с общественно выработанными значениями, опосредованного языком и наполненного общественным содержанием и всегда осмысленного и осознанного.

Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. В представлении у человека закрепляется и сохраняется то, что объективно становится его достоянием благодаря практике. Представление является формой индивидуального чувственного отражения, и неразрывно связано с общественно выработанными значениями, опосредовано языком, наполнено общественным содержанием и всегда осмыслено и осознано.

Процесс формирования представлений состоит в том, что обучающий стремится в ходе целенаправленных воздействий вызвать те или иные качественные изменения образной сферы обучаемого. Чтобы воздействия не носили эпизодического, случайного, бессистемного характера, процесс формирования ориентирован на идеалы народной культуры — ту совокупность и то сочетание образов народной культуры, которые сами по себе являются системой.

С глубоким уважением относясь к педагогической мысли народа, к его опыту обучения и воспитания, К. Д. Ушинский считал: «Каждый народ имеет свой собственный идеал человека и требует от своего обучения и воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием».

Отсюда проблема исследования — каковы необходимые и достаточные условия формирования у младших школьников целостного представления о народной культуре?

Объект исследования — учебно-познавательный процесс, ориентированный на формирование целостного представления о народной культуре у младших школьников.

Предмет исследования — формирование целостного представления о народной культуре у младших школьников на уроках русского народного творчества.

На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования, мы обозначили следующую цель: обосновать, разработать и апробировать модель процесса формирования целостного представления о народной культуре у младших школьников.

Гипотеза исследования: если:

— урок русского народного творчества организован как целостная этнопедагогическая система;

— используются разнообразные модели уроков русского народного творчества;

— наряду с традиционными применяются этнопедагогические приёмы обучения русскому народному творчеству (этнотехника кожной прессации, аромотехника, цветотехника и др.) — то повышается эффективность формирования у младших школьников целостного представления о народной культуре.

Задачи исследования:

1. Проанализировать философскую, педагогическую, методическую литературу, посвящённую проблеме формирования целостного представления о народной культуре у младших школьников для определения её методологических основ и путей реализации.

2. Раскрыть роль урока русского народного творчества как целостной этнопедагогической системы;

3. Разработать научно обоснованное теоретическое и практическое содержание системы уроков русского народного творчества;

4. Разработать модели уроков русского народного творчества.

5. Определить этнопедагогические приёмы обучения русскому народному творчеству.

6. Выявить эффективность внедрения уроков русского народного творчества в массовую практику обучения младших школьников.

Методологическую основу исследования составили философские, психологические и педагогические концепции: о гармоническом равновесии закономерно развивающихся процессов (Пифагор, Фалес и др.) — о межнаучных методах целостного восприятия сущностных явлений (Ф. Бэкон, Р. Декарт, М. Ломоносов и др.) — об основных диалектических категориях (Гегель, Ницше, Платон и др.) — о взаимообусловленности человека и вселенной (В.И. Вернадский, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский и др.) — о единстве общечеловеческого и национального (Н.А. Бердяев, П. Н. Радищев, Соловьёв, Ф. М. Достоевский и др.) — методах системного анализа и системного подхода, в основе которых лежит рассмотрение объекта, как системы (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, B.C. Данюшенков, Л. Я. Зорина, М. И. Махмутов и др.) — о принципах обновления содержания образования (М.Н. Берулава, В. П. Беспалько и др.) — о деятельностном подходе к профессиональной педагогической деятельности (Б.Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин) — о принципах взаимосвязи теории и практики обучения, о межпредметных связях (С.И. Архангельский, М. Н. Берулава, М. А. Данилов, М. И. Махмутов, А. Д. Урсул и др.) — о культурологическом подходе к профессиональной педагогической деятельности (Я.И. Лернер) — исследования о воспитательном воздействии народной культуры (Е.Л. Аристова, А. А. Бугаева, А. А. Исаев, Н. Т. Лакашия, Ш. Мирзоев, A.M. Петров, М. Х. Ховратович, Т.А. Ходжаев) — этнопедагогические исследования (Г.Н. Волков, Т. Г. Киселёва, М.Т. Картавцева).

Был определён комплекс основных методов исследования:

— методы теоретического исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической и учебно-методической литературы;

— сравнительно-исторический метод: выявление динамики развития этнопедагогических процессов в образовании;

— метод количественного и качественного анализа обобщённого этнопедагогического опыта;

— метод моделирования;

— методы статистического анализа обработки материалов исследования;

— экспериментальный метод.

База опытно-экспериментальной работы: начальные классы общеобразовательных школ г. Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так же Нижегородской, Владимирской, Кировской, Тюменской, Курганской, Иркутской, Магаданской областей России.

Этапы и организация исследования:

Первый этап (1991;1992 гг.). В этот период определялись российские школы, которые хотели бы участвовать в эксперименте, проводилось комплектование учебных групп из будущих учителей-эксперимента-торов. В этот период были осуществлены следующие мероприятия:

— проанализирована методическая, педагогическая и психологическая литература по проблеме исследования;

— разработаны учебные программы по предмету «Русское народное творчество" — курсы лекций по темам: «Теория фольклора», «Методика освоения фольклора в общеобразовательной школе" — курс практических занятий по народному пению, хореографии, народному театру, адаптированные к условиям начальной школыразработаны учебные пособия по предмету «Русское народное творчество».

Второй этап (1992;1993 гг.). В этот период окончательно определяются экспериментальные школы:

— на базе Ленинградского института развития образования, Санкт-Петербургского методического кабинета Северо-Западного региона России, а так же других ИУУ (см. базу опытно-экспериментальной работы) скомплектованы учебные группы из учителей-экспериментаторов для прослушивания авторского курса;

— подготовлено необходимое количество специалистов для экспериментальной работы по реализации программы «Русское народное творчество».

Третий этап (1992;1999 гг.).

— В начальных классах экспериментальных общеобразовательных школ апробирован учебный курс «Русское народное творчество».

— Продолжается подготовка специалистов на основании разработанных курсов лекций и практических занятий.

— Учебная программа по предмету «Русское народное творчество» опубликована во всероссийских журналах «Искусство в школе» и «Музыка в школе».

— Анализируется, систематизируется и обрабатывается статистический материал исследования.

Четвёртый этап (1999;2000 гг.).

В этот период проходит экспериментальную проверку эффективность выявленных педагогических условий, необходимых и достаточных для реализации этнопедагогического процесса обучения младших школьников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— раскрыта роль урока русского народного творчества как целостной этнопедагогической системы;

— разработано содержание системы уроков по программе «Русское народное творчество», обеспечивающее целостное представление младших школьников о народной культуре;

— разработаны модели построения уроков русского народного творчества;

— определены этнопедагогические приёмы, повышающие уровень обученности в процессе приобщения младших школьников к традициям народной культуры;

— экспериментально доказана эффективность уроков русского народного творчества в массовой практике обучения младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработанные учебные программы по предмету «Русское народное творчество» для начальных классов, рекомендованы НИИ школ РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных школ;

— материалы исследования используются для организации учебно-познавательного процесса ориентированного на изучение традиций народной культуры;

— учебные курсы по теории фольклора читаются как спецкурсы в педагогических училищах, институтах, университетах России для студентов со специализацией «учитель русского народного творчества» и на курсах повышения квалификации учителей.

— созданный комплект пособий для учителя русского народного творчества, включающий в себя:

— поурочные разработки для 1−4 годов обучения;

— фонохрестоматию для аудиопрослушивания;

— фонохрестоматию для самостоятельного воспроизведения;

— видеохрестоматию по материалам основных тем курса, используется учителями в массовой практике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в общеобразовательных школах Ленинградской области (с 1999 учебного года предмет «Русское народное творчество» введён в качестве обязательного), а так же в отдельных школах г. Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, Нижегородской, Владимирской, Кировской, Тюменской, Курганской, Иркутской, Магаданской и других областей России.

Основанием для включения учебного предмета «Русское народное творчество» в качестве обязательного в Ленинградской области явился «Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Ленинградской области» (С-Пб, 1999).

Внедрение результатов исследования также осуществлялось через:

— авторский курс лекций по методике освоения программы «Русское народное творчество», регулярно начитывавшийся в ИУУ города Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Владимира, Кирова, Тюмени, Кургана, Иркутска, Магадана и других;

— учебные программы по предмету «Русское народное творчество», изданные в г. Москва (НИИ школ, Министерства Народного Образования РСФСР, 1991 г.) и в г. Санкт-Петербург (Зональный методический кабинет Северо-Западного региона, Министерства Народного Образования России, 1992 г.);

— публикации и статьи во всероссийских журналах «Музыка в школе» (№ 1, 1990 г.), «Искусство в школе» (№ 1,3,4, 1994 г.), а так же в журнале «Источник» Гатчинского педагогического колледжа (№ 1,2, 1996 г.) и др.;

— участие в международных и межрегиональных конференциях и семинарах: всероссийский семинар-встреча с педагогами-новаторами по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей и юношества (Калинин 1991 г.) — всероссийский семинар-встреча с педагогами-новаторами по вопросам фольклорного образования (Горький 1992 г.) — областная конференция по проблемам эстетического воспитания (Киров 1993 г.) — научно-практическая конференция «Ленинградская земля: история и современность» (Санкт-Петербург 1997 г.) — международная научнопрактическая конференция «Образование на рубеже веков: традиции и инновации» (Санкт-Петербург 1999 г.) — международная научно-практическая конференция «Личность. Образование. Общество» (Санкт-Петербург 2000 г.).

Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики ВГПУ (г. Киров) и на аспирантских семинарах (1999;2000 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель процесса формирования у младших школьников целостного представления о народной культуре.

2. Технология построения уроков русского народного творчества как результат переноса синтезированных жанровых закономерностей народной культуры.

3. Этнотехники как эффективное средство повышения уровня обученности младших школьников.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате анализа отечественной и зарубежной литературы по проблеме формирования целостного представления о народной культуре у младших школьников и использовании в практике начальной школы, а также, основываясь на результатах проведённого эксперимента, нами было выявлено следующее:

1. Анализ философской, научно-методической, педагогической литературы, а также диссертационных исследований по использованию этнопедагогических идей в образовании вскрыл отсутствие системности в подходах к формированию целостного представления о народной культуре у младших школьников в практике работы традиционной общеобразовательной школы. Причиной данного состояния дел с одной стороны является отсутствие концепции целостного освоения народной культуры, а с другой стороны — узкая профессиональная специализация практикующих педагогов. Методологическими уровнями этнопедагогического обучения являются: философский, общенаучный, конкретнонаучный, технологический. Учителя начальной школы на профессиональной педагогической основе владеют общенаучным и конкретнонаучным уровнями, что не позволяет им качественно реализовывать комплексное фольклорное обучение по причине недостаточного владения философско-мировоззренческим и этнотехнологическим уровнями.

2. Этнопедагогическое обучение представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия совокупного субъекта обучения по достижению целей сохранения и развития традиций народной культуры, построенный на принципах синкретичности фольклорного материала и реализующийся через новую форму приобщения учащихся к традициям народной культуры — урок русского народного творчества.

3. Реализация этнопедагогического обучения в образовательном процессе в младших классах традиционной общеобразовательной школы может быть осуществлена посредством системы учебных занятий по программе «Русское народное творчество».

4. Реализация учебной программы «Русское народное творчество» в структуре современной образовательной системы предполагает наличие обучающих этнопедагогических технологий, под которыми мы понимаем интегрированную совокупность принципов и способов (методов, приёмов и пр.) этнопедагогического взаимодействия совокупного субъекта в рамках целостной этнопедагогической системы, гарантирующей достижение поставленных целей и осуществление задач этнопедагогического обучения.

5. В условиях отсутствия преемственности в сохранении и развитии традиций народной культуры, особенно в специфических условиях городской школы, урок русского народного творчества становится эффективной формой реализации главной функции образованиятрансляции народной культуры, а также способствует формированию у младших школьников целостного представления о народной культуре и опыта жанровой деятельности.

6. Нами теоретически доказано и экспериментально подтверждено, что приобщение учащихся младших классов общеобразовательной школы к традициям народной культуры эффективно осуществляется на данном уровне разработанности и методологической обоснованности концепции массового этнопедагогического обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азбука для четырёхлетней начальной школы / Под ред. В. Г. Горецкого. -2-е изд. — М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
  2. В.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 186 с.
  3. В.П. Русская народная сказка. М., 1959. — 496 с.
  4. В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. — 576 с.
  5. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука. — 232 с.
  6. Антология мировой философии: В 4 т. М.: Знание, 1969. — T.l. — С.865.
  7. .А. Русская музыка: XIX и начало XX века. JL, 1968. С. 100.
  8. В.Г. Системность и общество. М. Мысль, 1980. — 163 с.
  9. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов-на-Дону, 1972.-336 с.
  10. М. Экологический взгляд на образование XXI века // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: М-лы II междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 1999. — С.319−326.
  11. Н.П. Пути совершенствования урока // Личность. Образование. Общество: М-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 2000. — С.134−135.
  12. Д.М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985. — 390 с.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 368 с.
  14. Н.А. Судьба России / Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. — 240 с.
  15. В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая Гвардия, 1982.-293 с.
  16. Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. — 16 с.
  17. .В. Возрождение традиционных промыслов как фактор развития этнической культуры // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: М-лы междунар. семинара. -СПб.: Издательство РПГУ им. А. И. Герцена, 1998. С.225−230.
  18. П.А. Детские песни. М., 1868. — 192 с.
  19. И.В., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопр. философии. 1978. — № 8. — С.39−52.
  20. Г. А. Обучение и учение как модели научного познания // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: М-лы II междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 1999. — С.58−62.
  21. П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания. -М., 1915.-№.4.-40 с.
  22. А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  23. Букварь / Под ред. В. Г. Горецкого. 9-е изд. — М.: Просвещение, 1989. -128 с.
  24. Г. Аромотерапия. Минск, 1996. — 104 с.
  25. Валеев Ильяс Иштуганович Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (на материале Республики Башкортостан): Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1999. 34 с.
  26. В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество. М., 1978. — С.89−106.
  27. В.В. Русская народная музыкальная педагогика в современном образовании: Автореф. дис. канд. пед. наук. Мурманск, 2000.-20 с.
  28. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1987.
  29. Т.А. Творческое развитие педагога профлицея: Метод, пособие. М.: Издательский центр АЛО, 2000. — 115 с.
  30. Г. С. Детская сатирическая лирика // Сибирская живая старина. Иркутск, 1925. — № 4. — С.24−36.
  31. Г. С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. -Иркутск, 1930. 236 с.
  32. Г. С. Народная педагогика // Сибирская живая старина. -Иркутск, 1925. № 5. — С.24−32.
  33. В.Н. Система гражданского воспитания личности в школе • этнокультуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Таганрог, 1999. — 23 с.
  34. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. — 336 с.
  35. Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания // Мир образования. М., 1997. — № 2.
  36. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр Академия, 1999. -416 с.
  37. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974.
  38. С.Д. Реформирование российской образовательной системы: противоречия и тенденции // Личность. Образование. Общество: М-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 2000. — С.21−23.
  39. В.И., Исаев В. А., Лисицын С. А. Система управления качеством образования основа функционирования и развития образовательного учреждения // Личность. Образование. Общество: М-лы III междунар. науч.-практ. конф. — СПб.: ЛОИРО, 2000. — С.57−61.
  40. Л.С. Педология подростка // Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — С.5−242.
  41. О.Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в сельской малокомплектной школе: Диссертация. канд. пед. наук. Киров, 2001. — 177 с.
  42. М.И., Краснянская К.А.Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1997. -140 с.
  43. Г. М., Корепова К. Е. Фольклор и родное слово: Учебник для 1(2) класса начальной школы. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994. — 328 с.
  44. В.М. Народная педагогика игры. М., 1997.
  45. О.И. Использование антропотехник в рамках этнопедагогичес-кого подхода: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Минск, 1999.-23 с.
  46. B.C. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе. П.: Прометей, 1994. — 208 с.
  47. Р. Избранные произведения. М.: Знание, 1950. — С.80.
  48. А. Избранные педагогические сочинения. СПб., 1885. — Т.1. -248 с.
  49. Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Педагогика, 1956.-216 с.
  50. Доклад министра образования РФ В. М. Филиппова на всероссийском совещании работников образования. М., 2000. — 15 с.
  51. Т.К. Русский язык язык познания и культуры // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: М-лы междунар. семинара. — СПб.: Издательство Pill У им. А. И. Герцена, 1998. — С.190−197.
  52. В.И., Розов А. Н. Обрядовая поэзия. М.: Современник, 1989. — 736 с.
  53. Закон Федеральный «Об утверждении федеральной программы развития образования» // Вестник образования. № 12. — 2000. — С.3−7.
  54. Ф.Р. Формирование интереса младших школьников к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киров, 1999. — 19 с.
  55. Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии. М.: Просвещение, 1995.-516 с.
  56. Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Минск, 1994 — 252 с.
  57. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. -208 с.
  58. Кабанова-Меллер Е. Н. Роль обобщения в переносе // Вопр. Психологии. 1972. — № 2. — С.55.
  59. В.Г. К внедрению психологического знания в школе // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: М-лы II междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 1999. — С.136−138.
  60. В.Н., Колемаев В. А. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник. М.: Инфра-М, 1999. — 304 с.
  61. О.И. Детский фольклор. Л., 1928. — 392 с.
  62. П.В. Собрание народных песен П.В. Киреевского. Тула: Приокское книжное издательство, 1986. — 464 с.
  63. Книга для чтения: Учебник для I класса трёхлетней начальной школы / Под ред. В. Г. Горецкого. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 287 с.
  64. Книга для чтения: Учебник для II класса трёхлетней начальной школы / Под ред. В. Г. Горецкого. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  65. Книга для чтения: Учебник для III класса трёхлетней начальной школы в 2 частях / Под ред. В. Г. Горецкого. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1988. 4.1.-223 с. — Ч.2.- 222 с.
  66. Н.П., Добровольский Б. М. Песня душа народа. — Л., 1959. -256 с.
  67. З.И. Уроки предков // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: М-лы междунар. семинара. -СПб.: Издательство РПГУ им. А. И. Герцена, 1998. С.237−240.
  68. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-287 с.
  69. Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — С.285−469.
  70. Ф.Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. 1979. — № 9. — С. 107 113.
  71. В.П., Марон А. Е. Управление качеством регионального образования как социально-педагогическая проблема // Личность. Образование. Общество: М-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 2000. -С.61−63.
  72. Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989. 320 с.
  73. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Педагогика, 1972.-328 с.
  74. Л. Песня. Её язык, структура, судьба. М., 1962. — С.311.
  75. Л.Л., Шамина Л. В. Музыкальный фольклор: Программа для начальной общеобразовательной школы. М., 1993. — 10 с.
  76. Ю.В. Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассника: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999. 17 с.
  77. С.Г. Поэтика русского фольклора. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989. — 208 с.
  78. О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания подростка: Диссертация. канд. пед. наук. Киров, 1992. — 154 с.
  79. С.Г., Паршикова Г. Е. Углублённая эстетическая подготовка учителя начальных классов в педагогическом колледже г. Гатчины: Программа «Русское народное творчество Н.С. Ширяевой» // Источник. -1996.-№ 1.-С.38−40.
  80. С.Г. Вернуть детям праздник: Программа «Русское народное творчество Н.С. Ширяевой», первый год обучения // Источник. — 1996. -№ 2. С.26−29.
  81. Е.А., Шевлягин К. В. Применение методов линейного программирования в ТПЗ: Учебное пособие. Л.: ЛГИТМиК, 1983. -88с.
  82. Л.М. Народный театр. Библиотека русского фольклора. -М.: Советская Россия, 1991. 544 с.
  83. П. Эффективность образовательного процесса в новой предметной области «Технология» // Школьные технологии. 1999. -№ 4. — С.273−291.
  84. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  85. Лук А. Н. Память и кибернетика. М.: Педагогика, 1966. — 228 с.
  86. В.Г. Роль красоты как ценности в воспитании учащихся // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: М-лы II междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИР. О, 1999. — С. 189−192.
  87. А.Н. Формирование экологичской культуры в системе общего образования // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: М-лы II междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 1999. — С.354−359.
  88. В.Н. Акмеологоия школьного образования новое направление развития XXI века // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: М-лы II междунар. науч.-практ. конф. — СПб.: ЛОИРО, 1999. — С. 142−144.
  89. Н.И. Формирование у младших школьников представлений и понятий о характерных чертах русского народа: Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1999. -22 с.
  90. М.И. Некоторые особенности проблемного обучения // Советская педагогика. 1970. — № 9. — С.51.
  91. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 180 с.
  92. М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987. -240 с.
  93. С.А. Аромотерапия. М.: Инфра-М, 1994. — 88 с.
  94. С. Народная песня в воспитании // Беседа. 1872. -№ 10. — С.273−274, С.278−279.
  95. Моро Дефарж Ф. Международные отношения // Ж. Экономика. -1996. № 1.-С.165.
  96. В.И. Интегральная педагогика // Школа духовности. —1997. № 1. -С.17.
  97. В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии // Вопр. Психологии. 1957. — № 5. — С. 142−154.
  98. И.Л. Культуроэкология как методологическая инновация педагогического образования. // Вестник Северо-Западного отделения Российской Академии образования. 1997. — № 2. — С.23−32.
  99. И.Л. Этнические проблемы образования // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: М-лы междунар. семинара. СПб.: Издательство РПГУ им. А. И. Герцена, 1998. С.58−82.
  100. З.Г. Некоторые вопросы гуманизации инновационных процессов в региональном образовании // Личность. Образование. Общество: М-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 2000. -С.6−10.
  101. А.Ф., Савушкин Н. И. Фольклорный театр. М.: Современник, 1988. — 476 с.
  102. И.П. Современные тенденции в создании технологий обучения // Личность. Образование. Общество: М-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 2000. — С. 174−175.
  103. Р.С. Уроки предков // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: М-лы междунар. семинара. -СПб.: Издательство РПГУ им. А. И. Герцена, 1998. С.266−269.
  104. Е.Г. О социологическом изучении национальных школ в период трансформации российского общества // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: М-лы П междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 1999. — С.76−79.
  105. Н.Ф. Тенденция к единству науки. М.: Наука, 1988−268с.
  106. Пак М. С. Инновационные образовательные технологии // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: М-лы II междунар. науч,-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 1999. — С.228−232.
  107. И.С. Философия русского воспитания // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: М-лы П междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 1999. — С.50−52.
  108. Т.А. Русская традиционная культура: Программа для начальной общеобразовательной школы. М., 1994. — 16 с.
  109. Перспективы отечественного образования // Школа и производство. -2000. № 3. — С.34−35.
  110. В.Д., Плахова А. В. Научное мировоззрение и нравственность в школьном образовании // Личность. Образование. Общество: М-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 2000. — С. 15−17.
  111. Т.В. Национальные истоки духовного воспитания человека // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: М-лы II междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 1999. — С.205−209.
  112. Н.М. Валеологический компонент образовательных программ: роль учителя // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: М-лы II междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 1999.-С. 145−149.
  113. Т.В. Народное творчество: Учебник для музыкальных училищ. М.: Просвещение, 1981. — 256 с.
  114. Л.М. Здоровье на кончиках пальцев. -СПб.:Лейла, 1994 414
  115. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство: 1−3 классы. М.: Просвещение, 1991.-27 с.
  116. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка: 1−3 классы. М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
  117. И.И. Сочи: этнический компонент региональной политики в области образования // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: М-лы междунар. семинара. СПб.: Издательство РПГУ им. А. И. Герцена, 1998. — С.87−101.
  118. Психология современного школьника / Под ред. Д. И. Фельдпггейна. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  119. А. С. Письмо JI.C. Пушкину, ноябрь 1824 г. // Полн. собр. соч. в 24 т. M.-JI., 1951. -Т.10. -С.108.
  120. Д. Семейная аромотерапия. Минск, 1996. — 76 с.
  121. Г. В. Этническая физическая культура как фактор сохранения национальной культуры // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: М-лы междунар. семинара. СПб.: Издательство РПГУ им. А. И. Герцена, 1998. — С.230−234.
  122. Русский язык: Учебник для I класса трёхлетней начальной школы. -19-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
  123. Русский язык: Учебник для II класса трёхлетней начальной школы. -19-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  124. Русский язык: Учебник для III класса трёхлетней начальной школы. -19-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  125. .А. Язычество древней Руси. М.: Просвещение, 1987. -536с.
  126. .А. Язычество древних Славян М.: Просвещение, 1994. -548 с.
  127. В.Н. Общая теория систем как метатеория // Вопросы философии. 1974. — № 4. — С.89.
  128. В.Д. Эстетика фольклора и формирование школьника // Личность. Образование. Общество: М-лы Ш междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 2000. — С.147−149.
  129. Сборник нормативных документов и методических материалов. М.: Владос, 2000. — С. 17−46.
  130. М.Н. Совершенствование учебного процесса в школе. М.: Педагогика, 1971. — 256 с.
  131. А.В. Наглядный образец в структуре познания. М.: Педагогика, 1971. — 244 с.
  132. В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. М, 1996. — № 1.
  133. Словарь современных иностранных слов. М.: Русский язык, 2000. -756 с.
  134. Словарь-справочник по педагогике. Киров: ВГПУ, 2000. — С.35. -47с.
  135. Н.П. Личность в обществе и образовании // Личность. Образование. Общество: М-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 2000. — С. 166−168.
  136. В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М.: Просвещение, 1976. — 176 с.
  137. В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. — 224 с.
  138. В.А. Сердце отдаю детям // Избр. Произведения. -Киев: Радяньска школа, 1988. Т. 3 — 296 с.
  139. В.П. Управление качеством образования // Личность. Образование. Общество: М-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 2000. — С.63−65.
  140. .М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. — Т.2. — 335 с.
  141. А.Д. Интегративно-общенаучные тенденции познания и философия // Вопр. философии. 1977. — № 1. — С. 15.
  142. К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. М., Л.: АПН РСФСР, 1948. — Т.2. — С.69−166.
  143. К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Собр. соч. М., Л.: АПН РСФСР, 1948. — Т.З. — С.306−314.
  144. К.Д. Родное слово // Собр. соч. М., Л.: АПН РСФСР, 1948. — Т.2. — С.554−574.
  145. К.Д. Что нам делать со своими детьми // Собр. соч. -М., Л.: АПН РСФСР, 1948. Т.З. — С.320−333.
  146. Философский энциклопедический словарь // Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва. М.: Сов. энцикл., 1983. — 315 с.
  147. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  148. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. И. Филонова. — М.: Педагогика, 1983.-256с.
  149. И.Н. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М. Забылиным. М.: АВТОР (репринтное воспроизведение издания 1880 г.), 1992. — 616 с.
  150. Ф.Ф. Интеграция национально-культурного и учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 1999.-42 с.
  151. А.К. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. М.: ГИХЛ, 1955.-Т.1−396 с.
  152. Д. Совершенное здоровье-М.: БИНОМ, 1995.-364 с.
  153. Н.С. В поисках красоты: Методика вокальной работы на уроках музыки в начальной школе // Музыка в школе. 1990. — № 1. -С.38−47.
  154. Н.С. Итоги экспериментальной работы по программе «Русское народное творчество» // Ленинградская земля: история и современность. Санкт-Петербург, 16 мая 1997 г.: М-лы науч.-практ. конф. / Под ред. С. А. Лисицина. СПб.: ЛОИРО, 1997. — С.10.
  155. Н.С. Русское народное творчество: Программа для 1−3 классов. М.: НИИ школ MHO РСФСР, 1991. — 144 с.
  156. Н.С. Русское народное творчество: Программа для 1−3 классов. СПб.: ЛОИРО, 1992. — 140 с.
  157. Н.С. Былинная традиция: Программа «Русское народное творчество» // Искусство в школе. 1994. — № 1. — С. 12−20.
  158. Н.С. Исторические песни: Программа «Русское народное творчество» // Искусство в школе. 1994. — № 3. — С.48−53.
  159. Н.С. Народные хороводы: Программа «Русское народное творчество» // Искусство в школе. 1994. — № 4. — С.50−56.
  160. Н.С. Русское народное творчество // Семинар-встреча с педагогами-новаторами по вопросам музыкально-эстетического воспитания и образования детей и юношества / Под ред. С. А. Мильтоняна. Калинин: Изд-во ВМО, 1989. — С.4.
  161. Н.С. Праздники народного творчества в школе // Воспитание музыкой / Сост. Т. Е. Вендровой, И. В. Пигаревой. М.: Просвещение, 1991. -С.148−160.
  162. Н.С. Фольклор в школе в вопросах и ответах // Музыка в начальной школе / Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. М.: Просвещение, 1994.-С.12−16.
  163. Школа русского фольклора: Обучение в младших классах // Концепция школы русского фольклора / Под ред. М. Т. Картавцевой. -М., 1994.-16 с.
  164. В.Ф. Философия: Проблемный курс лекций для вузов. Киров: ВГПУ, 1998.-512 с.
  165. И.А. Экологическое образование и воспитание школьников // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: М-лы II междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЛОИРО, 1999. — С.361−363.
  166. М.Г. Теория и методика эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.-Л., 1991.-46 с.
  167. Н.Н. Хрестоматия по курсу «Религиоведение». Киров: ВГПУ, 1998. -104 с.
  168. А.К. // Ж. Учитель. 1882. — № 11−12. — САН.
Заполнить форму текущей работой