Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Антиципация в структуре художественно-творческой деятельности концертмейстера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические и методологические основы диссертации. В исследовании охватывается широкий спектр методов и подходов, используемых в музыкознании, теории исполнительства и психологии творчества. Методологическую основу диссертации составили: а) теоретические положения отечественных ученых, трактующих музыкально-исполнительскую деятельность как сложный психофизиологический процесс, детерминированный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Сущность и структура художественно-творческой деятельности концертмейстера
    • 1. 1. Концертмейстерство как вид творческой деятельности музыканта-исполнителя
    • 1. 2. Психологические аспекты в деятельности концертмейстера
  • Глава II. Антиципация как атрибут концертмейстерского искусства
    • 2. 1. Теоретические подходы к проблеме антиципации
    • 2. 2. Антиципация в музыкальной деятельности
  • Глава III. Предвосхищение в художественно-творческом процессе музыканта-концертмейстера
    • 3. 1. Синтонность в художественном процессе
    • 3. 2. Стратегическая антиципация в художественном процессе

Антиципация в структуре художественно-творческой деятельности концертмейстера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальностьисследования. Едва: ли какая-либо музыкальная деятельность может сравниться^ с: концертмейстерским* искусством, но своей многофункциональности! В широком^ смысле, концертмейстер (нем. Konzertmeister, англ. leader, франц. violon solo) — это m руководитель оркестровой группы оркестрапорой выполняющий функции дирижера, и музыкант, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и даже танцорами^ и исполнитель, аккомпанирующий в публичныхвыступлениях солистам и ансамблям в самых различных составах. Первый среди равных в оркестре или ансамбле, он, выступая в качестве аккомпаниатора, зачастую исполняет роль педагога-репетитора и, одновременно, является равноправным артистом, публично воплощающим. музыкальное произведение наравне с единомышленниками. Не случайно В. Чачава назвал сутью концертмейстерского искусства триединство: солист, равноправный партнер и аккомпаниатор [см.: 171, 25].

Концертмейстерская, деятельность достаточно широко распространена в педагогической и художественной практике. Выдающимися концертмейстерами были такие музыканты, как М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Рубинштейн, MI Балакирев, М. Мусоргский, С. Рахманинов, С. Танеев, В. Сафонов, Ф. Блуменфельд, Н. Метнер, А. Есипова, М. Бихтер, Б. Яворский, К. Виноградов, С. Рихтер, Дж. Мур и, позднее, Е. Шендерович, М. Смирнов, А. Ерохин, В. Чачава, М. Аркадьев и дрОднако теоретические аспекты работы концертмейстера до сих пор являются наименее исследованной* областью педагогики и музыкального-творчества. Кандидатские диссертации Bi Бабюк, Н. Горошко, Е. Островской, О. Степанидиной, отдельные работы Г. Брыкиной, Д. Варламова, К. Виноградова, О.. Дарвиной, Н. Ежовой, Л. Живова, Н. Крючкова, Е.

Кубанцевой, Л. Ладыгина, Е. Либермана, Ю. Лузанова, А. Люблинского, В: Максимова, Дж. Мура, Т. Петрушевской-Руденко, В. Семененко, М. Смирнова, В. Чачава, Е. Шендеровичам и. Юдина и некоторых других1, посвященные: теории и практике концертмейстерскогоискусства, не восполняют дефицита знаний, как о принципиальных вопросах, так и о тонкостях сложнейшей" многоплановой профессии.

Однойиз наименее исследованных областей концертмейстерского искусства является сфера психологических отношений в совместном творчестве нескольких музыкантов и, в частности, та. еесоставляющая, которая раскрывает способность участников приспосабливаться* к партнерам, чувствовать или даже предчувствовать их намерения и действия. Эта способность часто трактуется как результат действия-: интуиции, как следствие накопленного многократными репетициями художественного опыта и потому в музыкальной психологии и практике художественного творчества в процессах предвосхищения недооценивается значение рациональной составляющей сознания.

Поэтому, в качестве актуальной, автор выдвигает важнейшую проблему теоретического изучения сущностных характеристик данного вида деятельности, обоснования его структуры, компонентов концертмейстерского мастерства и, в первую очередь, проблему психологии совместного творчества, способности предчувствования, предвидения намерений и адекватных действий партнеров в процессе музицирования.

Иод концертмейстерской понимается полифункциональная творческая (исполнительская, педагогическая и организационная) деятельность, в которой музыка раскрывается как звучащий художественный процесс, либо инициируется заложенными в иных видах или жанрах творчества программах. Сущностью деятельности концертмейстера в современной.

1 Среди коллективных работ необходимо отметить сборники: «О работе концертмейстера» и «Концсртмейстер: призвание и профессия», изданные, соответственно, в Москве (1974 г.) и Н-Новгороде (2000 г.), а также статьи в «Державинских чтениях» (Тамбов, 1998 г.) и в различные годы в, журнале «Фортепиано». музыкальной практике следует считать «сопровождение» не только как чисто художественный процесс музицирования, но «сопровождение» как способ творчества, проявляющийся в поддержке любых инициатив в области музыки.

Объектом исследования является концертмейстерское искусство сопровождающего типа как вид художественно-творческой деятельности.

Объект умышленно ограничивается одной из сфер концертмейстерства (концертмейстер, действующий в ансамбле с солистом), так как другие (концертмейстер в оркестре или ансамбле) представляют собой функционально своеобразные виды [см.: 76, 929]. При этом, говоря о концертмейстере, имеются в виду не только пианисты, но и иные инструменталисты, занимающиеся данным видом деятельности (например, баянисты, аккордеонисты, гитаристы и др., а также оркестровые дирижеры, занимающиеся аккомпаниаторской практикой).

В задачу исследования не входят вопросы подготовки концертмейстеров-аккомпаниаторов в профессиональных учебных заведениях. Поэтому педагогический аспект рассматривается лишь с точки зрения функциональной обязанности специалиста работать с солистами и ансамблями, что предполагает существование особого вида концертмейстерской деятельности — педагогического. Тем не менее, в диссертации уделяется большое значение методам^ совершенствования профессиональной педагогической деятельности концертмейстеров, но не в ходе специального обучения, а в процессе социально-художественной практики.

Предмет исследования — антиципация как атрибут концертмейстерского искусства.

Термин «антиципация» (лат., апйарайо) в своем первом значении трактуется как «предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление о чем-либо» [146, 54. В психологии под антиципацией понимается ожидание организмом определенной ситуации, представление человеком результатов своего действия еще до его осуществления.

Антиципация, — по мнению современных ученых, — как психологический феномен в его разнообразных формах имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человекаЭта ее универсальность связана с тем, что для человека наиболее типичным^ является не только отражение настоящего, не только сохранение прошлого, но и активное овладение перспективой будущего" [93, 5].

Теоретическое обоснование феномен антиципации получил в трудах отечественных ученых: П. Анохина, А. Брушлинского, Б. Ломова, Ж. Пиаже, Е. Сергиенко, Е. Суркова, И. Фейгенберга и др. В музыковедении процессы, называемые психологами «антиципация», анализируются в работах Д. л.

Благого, Л. Бочкарева, К. Виноградова, Р. Давидяна, Е. Островской, А. Стороженко и некоторых др. В узком смысле слова термин «антиципация» в музыкальной деятельности означает психофизические процессы ответных реакций на намерения и действия партнеров по творческому процессу, в широком — совместное творчество, основанное на прогнозировании художественного результата. Основанием для прогнозирования в деятельности человека является анализ воспринимаемой информации и соотнесение ее с прошлым опытом.

Цель работы — провести комплексное исследование антиципации как важнейшего атрибута в структуре художественно-творческой деятельности концертмейстера.

Задачи исследования: — на основании анализа теоретической литературы и реальной практики выявить сущность и структуру концертмейстерской деятельности;

•у.

В музыковедении разные исследователи процессы антиципации обозначают различными терминами, например, такими как предвидение, предчувствование, опережение, упреждение, интерполяция, экстраполяция, апперцепция, несмотря на то, что все они означают аналогичные психические явления.

— рассмотреть явление антиципации и особенности его проявления в художественном творчестве;

— сформулировать дефиницию понятия «антиципация» применимую для исследованияхудожественно-творческой деятельности в области музыкального искусства;

— определить типы антиципации в широком' спектре деятельности концертмейстера;

— разработать основные методы и способы использования теоретических положений об антиципации в работе современного концертмейстера.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что:

— антиципация является важнейшим атрибутом в структуре художественно-творческой деятельности музыканта-концертмейстера;

— сущность антиципации в деятельности концертмейстера основывается на психофизических и художественных закономерностях музыкально-художественного творчества;

— свойство антиципации является мобильным компонентом творческих способностей музыканта-исполнителя.

Теоретические и методологические основы диссертации. В исследовании охватывается широкий спектр методов и подходов, используемых в музыкознании, теории исполнительства и психологии творчества. Методологическую основу диссертации составили: а) теоретические положения отечественных ученых, трактующих музыкально-исполнительскую деятельность как сложный психофизиологический процесс, детерминированный социально-культурными факторами (Б. Асафьев, Л. Баренбойм,. А. Гольденвейзер, М. Каган, Е. Назайкинский, Г. Нейгауз, Г. Цыпин, Б. Яворский, А. Якупов), б) труды исследователей в области психологии творчества (В. Аллахвердов, П. Анохин, Л. Бочкарев, Л. Выготский, А. Готсдинер, Б. Ломов, В. Петрушин, Ж. Пиаже, Я. Пономарев, С. Рубинштейн, Е. Сергиенко, М. Старчеус, В. и И. Страховы, Г. Суворова, Б. Теплов, И. Фейгенберг, Ю. Цагарелли) и практиков исполнительского искусства, связанных с творчеством аккомпанирующего типа (К. Кондрашин, Н. Мельникова, И. Мусин, Ш. Мюнш, А. Пазовский, А. Поздняков, С. Савшинский, М. СмирновБ. Тилес, БХайкин).

В периодсбора эмпирического материала автором диссертации преимущественно' использовались методы, включенного наблюдения^ за творческим процессом различных концертмейстеров, принимавших участие в репетициях ипубличных выступлениях с солистами и ансамблями, вокалистами и инструменталистами, а также самонаблюдения, в ходе которых анализировались, уточнялись и детализировались! отдельные позиции и фиксировались исполнительские ощущения.

Теоретический этап исследования включал анализ литературных источников и моделирование проблемных ситуаций. Осмысление музыкальных процессов в контексте социокультурной деятельности потребовало привлечения культурологического подхода. В работе также используются методы системно-структурного и сравнительного анализа.

Источниковедческую базу исследования составили работы по теории и практике концертмейстерского искусства, а также музыкально-исполнительской деятельности аккомпанирующего типа В1. Бабюк, Д. Благого, Э. Бобровой, Б. Бородина, Г. Брыкиной, Н. Горошко, А. Готлиба, Д. Варламова, К. Виноградова, Р. Давидяна, О. Дарвиной, Н. Ежовой, Л. Живова, Н. Крючкова, Е. Кубанцевой, Л. Ладыгина, Е. Либермана, Ю. Лузанова, А. Люблинского, В. Максимова, Дж. Мура, Е. Островской, Т. Петрушевской-Руденко, В. Семененко, О. Степанидиной, А. Стороженко, В. Чачава, Е. Шендеровича.

В исследовании использован музыкальный материал: ноты, аудио и видеозаписи произведений композиторов М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, С. Рахманинова, А. Рубинштейна, П. Чайковского, Н. Будашкина в исполнении самых разнообразных музыкантов — вокалистов и инструменталистов. Цель и задачи диссертации, обусловленные особенностями постановки предмета исследования, в которых качество исполнения и вопросы художественной интерпретации музыкальных произведений не имеют первостепенного значения, позволили автору не называть имена исполнителей, обозначив аудио и видео примеры условными символами. Кроме того в диссертации приводятся некоторые музыкальные примеры, которые описаны в специальной литературе по концертмейстерскому искусству Н. Горошко, Л. Живовым, А. Люблинским, Дж. Муром, Е. Шендеровичем.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что проблемы антиципации, получившие достаточно глубокую разработку в психологии и отдельных областях практической деятельности (например, в спорте), впервые рассмотрены в условиях художественного, в частности, музыкального творчества. Кроме того, выявлены сущность и структура концертмейстерской деятельности, сформулированадефиниция антиципации, применимая к музыкальной сфере и отражающая ее содержание в узком и широком смысле (см. положения, выносимые на защиту).

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что ее основные положениямогут быть использованы в дальнейшей разработке теории исполнительства, психологии творчества и художественной педагогике, а также, в практике концертмейстерской деятельности. Результаты проведенного исследования открывают перспективу использования их в курсах музыкально-теоретических и исполнительских дисциплин художественных вузов и сузов.

Положения, выносимые на защиту:

— сущность деятельности концертмейстера в современной художественно-педагогической практике заключается в «сопровождении» как способе творчества, проявляющемся в поддержке любых инициатив в области коллективного музыкального искусства;

— структура концертмейстерской деятельности включает художественные, педагогические и организационные аспекты;

— антиципация в музыкальной деятельности в узком смысле означает психофизические процессы распознавания и ответных реакций на намерения и действия партнеров по творческому процессу, в широком — совместное творчество, основанное на прогнозировании художественного результата;

— способность антиципировать в «деятельности концертмейстера — признак одновременно* развитого интеллекта и эмоциональной восприимчивости: интеллектуальный опыт базируется на понятийной стороне мышления, умении сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связив основе антиципации как эмоционального предчувствования лежит интуиция, то есть тоже опыт, но приобретенный без строгого логического обоснования в результате интуитивных ощущений;

— основанием для предвосхищения в музыкальной деятельности является анализ воспринимаемой информации и соотнесение ее с прошлым опытом;

— антиципация в художественно-творческой деятельности поддается классификации, в результате которой выделяются типы предвосхищения условно названные автором исследования «тактической» и «стратегической» антиципацией;

— наиболее сложной формой антиципации в музыкальном исполнительстве является синтонность, рассматриваемая как сложная цепочка взаимосвязанных психомоторных антиципационных актов, складывающаяся в процессе коллективного музицирования.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л. В. Собинова и рекомендована к защите. Материалы диссертации апробированы на следующих научных конференциях: VI Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Проблемы художественной культуры в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство» (Саратов, 2008 г.) — Ежегодной конференции-семинаре молодых ученых Российского института культурологии «Науки о культуре в XXI веке» (Москва, 2007 г.) — VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания: человек — текст — культура» (Саратов, 2009 г.) — Всероссийской-научно-практической конференции «Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство» (Астрахань, 2009 г.) — Всероссийской' научно-практической конференции «Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире» (Саратов, 2009 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Творческие стратегии в современной музыкальной науке» (Екатеринбург, 2009 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Концертмейстерское искусство: теория, история, практика» (Казань, 2009 г.) — Международной заочной научно-практической конференции «Традиционная и академическая культура коллективного музицирования’на народных инструментах» (Уфа, 2010 г.) — Международной научной конференции «Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: параллели и взаимодействия» (Москва, 2010 г.). Содержание диссертационного исследования отражено в 9 публикациях, 2 из которых в изданиях, рецензируемых ВАК. Общий объем публикаций более 2 п.л.

Структура и объем работы соответствуют общей логике исследования, нацеленной на изучение антиципации не только как профессиональной способности музыканта-исполнителя, но предвосхищения, функционирующего в контексте художественно-творческой деятельности концертмейстера.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы, включающего 183 источника, и Приложения.

Выводы исследования предвосхищения в художественно-творческом процессе концертмейстера подкреплены примерами из творческой и теоретической деятельности выдающихся музыкантов-практиков, а также материалами наблюдений и самонаблюдений автора диссертации.

В ходе исследования полностью подтверждена гипотеза о сущности антиципации, ее мобильных свойствах и месте в структуре художественно-творческой деятельности концертмейстера.

Без способности к предвосхищению совместная деятельность музыкантов невозможна в принципе. Как во время подготовки к исполнительскому процессу, так и в ходе музицирования исполнителям необходимо постоянно регулировать, контролировать и координировать совместную деятельность. Это становится возможнымблагодаря способности человека предвосхищать, предугадывать грядущие события, действия, намерения и т. д. В этом заключается сущность антиципации как атрибута синтонности, то есть психологического состояния, характеризующего обоюдную легкость творческого общениям музыкантов-исполнителей.

Ход исследования и эмпирические наблюдения доказывают значение в антиципатической деятельности развитого интеллекта и эмоциональной восприимчивости. Интеллектуальный опыт позволяет актуализировать понятийную сторону мышления, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Иной опыт, приобретенный без строгого логического обоснования в результате чувственных ощущений — то есть, интуиция — так же лежит в основе антиципации как эмоционального предчувствования.

Способность к антиципации в музыкальной деятельности является динамичным качеством психикичеловека, а потому исследование феномена приобретает огромное практическое значение в деле воспитания будущих музыкантов, причем не только концертмейстеров, но всех исполнителей так или иначе связанных с коллективным музицированием, а также слушателей (как элемент восприятия явлений искусства). Поэтому теоретический анализ проблем антиципации сегодня необходимо нацеливать на выявление многообразных форм, уточнение уровней антиципационных процессов и изучение их специфических эффектов в музыкально-исполнительской и иных формах творческой деятельности.

Заключение

.

Деятельность музыканта-концертмейстера в современном исполнительском искусстве демонстрирует динамику, проявляющуюся в многообразии направлений, расширении функций, усложнении решаемых задач. Она все более привлекает внимание ученых-искусствоведов. Последние находят в ней проблемы, исследование которых позволяет решать вопросы совершенствования не только в данной профессиональной области, но и более широкие задачи развития исполнительского искусства и музыкальной педагогики. Это происходит потому, что концертмейстерство, занимая по сути посредническое место в коллективном музицировании, различными гранями соединяясь с другими видами художественной деятельности, внедряется в самую сердцевину творческих процессов и постепенно становится определяющим фактором в дальнейшей судьбе значительной части этих процессов.

Однако усложнение концертмейстерской деятельности требует совершенствования и исследовательских методов. Сегодня, по мнению автора, уже недостаточно постановки и изучения общих вопросов данного вида исполнительства. Поэтому в диссертации предпринята попытка выделить в структуре художественно-творческой деятельности концертмейстера один из важнейших частных психологических элементов — антиципацию, показать ее роль в общих процессах, рассмотреть под различными углами зрения и тем самым, определив исследовательские методы, наметить дальнейшие пути решения названной и других частных проблем музыкального исполнительства.

Музыка на этом этапе изучения проблемы не заняла подобающего ей центрального места, так как предметом исследования стал психологический феномен антиципации — предвосхищения в музыкальной деятельности. Это определило направленность исследователя на закономерности музицирования. Тем не менее решать даже психологические вопросы в музыкальном творчестве без использования музыкальных примеров оказалось невозможно. Музыка в силу присущей ей онтологичности присутствует практически в каждом элементе исследования. Именно это определило структуру данной диссертации: антиципация сначала рассматривается в контексте концертмейстерской деятельности, как один из элементов психологии творчества, затем дается характеристика предмета исследования, предпринимается попытка заглянуть вглубь явления и, наконец, предвосхищение анализируется как единичный акт и синтезируется в процесс, происходящий в ходе непосредственного музицирования.

Структура диссертации практически соответствует основным этапам исследования, предмета и объекта. Их логика основана на принципе: от общего к частному и затем в обратной последовательности от частного к общему. Эта последовательность призвана обеспечить цельность и достоверность, как самого исследования, так и его результатов.

Завершая анализ антиципации как атрибута мастерства концертмейстера, приходим к заключению о том, что концертмейстерское искусство является специфическим видом музыкально-инструментального исполнительства. Деятельность концертмейстера требует от музыканта не только исполнительского профессионализма, но и разносторонних художественных способностей и человеческих качеств, а также разнообразных знаний, касающихся возможностей различных певческих голосов, особенностей игры на многочисленных инструментах.

Концертмейстерство всегда связано с взаимодействием партнеров по музыкальному творчеству. Поэтому три функции антиципациикогнитивная, регулятивная и коммуникативная — приобретают в условиях совместного музицирования важнейшее значение: в создании звучащего ансамбля принимают участие не только слуховые, визуальные и двигательные ощущения исполнителей, но и-их интеллектуальный опыт, эмоциональная культура, воспитанные длительной совместной художественной, практикой, а> также такие свойства личности какволя, коммуникабельность, адаптивность,.толерантность и др.

Актуальность этих свойств личностимузыканта* в работе концертмейстера многократно возрастает' благодаря специфике1 сопровождения, обусловленной подчиненностью его деятельности партнерским отношениям.'.

Анализ сущности и структуры концертмейстерской деятельности демонстрирует многоплановость исполнительского и педагогического творчества концертмейстера, которое-обусловлено сущностью профессии, заключающейся в, сопровождении как способе творческого самовыражения, проявляющемся, в поддержке различных инициативв областимузыки, и посредничестве в художественном и педагогическом процессе.

Структуру взаимоотношений субъектов в деятельности концертмейстера целесообразно представить в виде тесно взаимосвязанных сторон единого интегрального художественного организма, состоящего из пятичастей: концертмейстер — солист — инструмент — музыка — слушатель. Каждоеиз этих отношений обуславливает существование соответствующих социальных и художественных функций концертмейстерского творчества, а так же принципов деятельности, важнейшими из которых являются:

— толерантность к мнению всех участников художественного процесса;

— координация* намерений и действий участников подготовительного и творческого процесса;

— приоритет музыки как основы художественной деятельности.

Исследование, предвосхищения* в художественно-творческой работе концертмейстера показывает, что антиципация является способностью музыканта предвосхищать в сознании и адекватно реагировать на намерения и действия партнеров по творчеству.

Антиципация в музыкальной деятельности в узком смысле означает психофизические процессы* распознавания и ответных реакций на намерения и действия' партнеров по творческомупроцессу (так называемая, синтонность), в широком — совместное творчество, основанное на прогнозировании художественного%результата.

Анализ антиципатических процессов, наблюдаемых в коллективной музыкальной практике, позволяет спроектировать структуру данного явления. Основные типы антиципатической деятельности выявляются в ходе исследования микрои макропроцессов протекающих в творчестве концертмейстера. На микро-уровне антиципацияпредставляет собой единичный психомоторный акт, состоящий из нескольких этапов (от 3-х до 6-ти, в зависимости от сложности задачи). Последовательность таких актов, представленная в виде процесса, может рассматриваться как психологическое взаимодействие партнеров по музыкальному творчеству (синтонность), основанное на предвосхищении конечного’результата. На макро-уровне антиципация складывается из этапов' планирования (прогнозирования) и регулирования (корректировки) психомоторной деятельности в ходе совместного музицирования. Таким образом антиципация как психомоторная деятельность отчетливо подразделяется на тактическую и стратегическую. Поскольку художественное творчество синтезирует оба типа антиципации, то такого вида предвосхищающая деятельность может рассматриваться как сложная.

В акте антиципации музыканта-концертмейстера автором выделены следующие психофизические структурные* элементы: состояние готовности (настройка внимания), подача-восприятие (распознавание) сигнала, оценка и ответная реакция — решение тактической задачи. Стратегия" предвосхищения включает планирование и регулирование антиципатической деятельности. В ходе исследования' выявлены следующие векторы процесса стратегического предвосхищения: 1) в создании звукового баланса между сольной и аккомпанирующей партиями- 2) планировании' и регулировании горизонтального развития музыкального текста.

Антиципация как сложный психомоторный" процесс в творчестве концертмейстера предполагает способность музыканта постоянно находиться в состоянии готовности к предвосхищающей деятельности. Готовность к антиципатическому акту или процессу необходимо рассматривать как психологическое состояние концентрации внимания на ожидаемом сигнале (действии), или как процесс рассредоточенного внимания, ориентированного на восприятие любой непрогнозируемой информации.

Таким образом в диссертационном исследовании решены следующие научные и практические задачи:

— выявлена сущность концертмейстерской деятельности, которая заключается в «сопровождении» как способе творчества, а также структура, состоящая из трех векторов: художественного, педагогического и организационного;

— явление антиципации рассмотрено с позиции современной психологической науки и в контексте особенностей его проявления в художественном творчестве;

— сформулирована дефиниция понятия «антиципация», которая в музыкальном исполнительстве в узком смысле означает психофизические процессы распознавания и ответных реакций на намерения и действия партнеров, в широком — совместное творчество, основанное на предвидении художественного результата;

— в широком спектре деятельности концертмейстера определены типы антиципации, названные автором тактическое и стратегическое предвосхищение;

— разработаны основные методы, и способы использования теоретических положений об антиципации в работе современного концертмейстера.

Важнейшие выводы диссертационного исследования антиципации в. структуре художественно-творческой деятельности концертмейстера заключаются в следующем:

•¦— способность к предвосхищению является необходимым атрибутом искусства музыканта-концертмейстера, без которого невозможна его профессиональная деятельность;

— сущность антиципации в деятельности концертмейстера основывается на психофизических и художественных закономерностях музыкального творчества;

— феномен антиципации является мобильным компонентом в структуре профессиональных способностей музыканта, а потому требует разработки специальных методик становления и развития мастерства концертмейстера (вопросы воспитания, концертмейстеров в условиях учебных заведений в задачи исследования не входили, однако это направление является малоисследованным и перспективным в дальнейшей разработке проблемы).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.М. Об адекватности восприятия музыкального метра Текст. / О. М. Агарков // Музыкальное искусство и наука. М.: Музыка, 1970. -Вып. 1.-С. 95−135.
  2. , Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников Текст. / Е. А. Александрова. — М.: НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.
  3. , Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта Текст. / Ю. Б. Алиев. М.: Владос, 2000. — 334 с.
  4. , В.М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений Текст. / В. М. Аллахвердов. -СПб.: Издательство ДНК, 2001. 200 с.
  5. Альманах музыкальной психологии: Homo musicus Текст. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1994. — 206 с.
  6. Альманах музыкальной психологии: Homo musicus Текст. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1995.- 176 с.
  7. Альманах музыкальной психологии: Homo musicus Текст. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2001. — 228 с.
  8. , П.К. Опережающее отражение действительности Текст. / П. К. Анохин // Вопросы философии. 1962. — № 7. — С. 97−111.
  9. , П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. Текст. / П. К. Анохин. М.: Наука, 1978. — 400 с. 11 .Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. -Кн. 1−2. Л.: Музгиз, 1963. — 380 с.
  10. , Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века Текст. / Б. В. Асафьев. Изд. 2-е. — Л.: Музыка, 1979. — 340 с.
  11. ХЪ.Аскин, Я. Ф. Единство прошлого, настоящего и будущего в культурном пространстве человека Текст. / Я. Ф. Аскин, И. Н. Иванова // Жизненное пространство человека и общества: сб. науч. тр. / Под ред. В. Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во СГУ, 1996. — С. 42−48.
  12. , JI.A. Путь к музицированию Текст. / Л. А. Баренбойм. М-Л.: Сов. композитор, 1973. -271 с. 18 .Берштейн, H.A. Очередные проблемы физиологии активности // Проблемы кибернетики. М., 1961. — Вып. 6. — С. 101−160.
  13. , Д. Камерный ансамбль и его роль в обучении музыкантов-исполнителей Текст. / Д. Д. Благой // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / Ред.-сост. К. Х. Аджемов. — М., 1979. — С. 3−12.
  14. , Д.Д. Современные тенденции в развитии советского камерно-инструментального исполнительства Текст. / Д. Д. Благой // Музыкальное исполнительство: Сб. ст. Вып. 10 / Сост. и общ. ред. В. Ю. Григорьева и В. А. Натансона. -М.: Музыка, 1979. С. 57−76.
  15. , Э.В. Концертмейстерское мастерство Текст. / Э. В. Боброва // Программа дисциплины специализации по специальности 30 700 «Музыкальное образование». — Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2004. — Юс.
  16. Боброва, Э. В! Педагогическое сопровождение самореализации^ студента вуза в музыкально-исполнительской* деятельности* Текст. / Э. В. Боброва: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006.-28 с.
  17. , Э.В. Содержание концертмейстерской подготовки студента вуза в контексте его творческой самореализации Текст. / Э. В. Боброва // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова, 2005. № 10. — С. 205−206.
  18. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов Текст.: 17 000 слов. -М.: Русские словари-Астрель-ACT, 2002.
  19. Большой' психологический словарь Текст. / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.672 с. — (Большая-университетская библиотека).
  20. , Б.Б. Три тенденции в инструментальном искусстве Текст. / Б. Б. Бородин. — Екатеринбург: 2004. — 222 с.
  21. , Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению Текст. / JT. Бочкарев: Автореф. дис. канд. психологических наук. М., 1975.
  22. , Л. Психология музыкальной деятельности Текст. / JI. Бочкарев. М.: Институт психологии РАН, 1997. — 352 с.
  23. , A.B.- Мышление и прогнозирование Текст. / A.B. Брушлинский. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  24. , Г. Особенности работы пианиста-концертмейстера с виолончельным репертуаром Текст. / Г. Брыкина // Фортепиано, № 2, 1999: -С. 14−15.
  25. , Д.И. Народное в музыкально-инструментальном искусстве как социокультурный и художественный феномен Текст.: монография / Д. И. Варламов. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. — 164 с.
  26. , Д.И. Социальные функции народно-инструментального искусства (методологические аспекты исследования) Текст. / Д. И. Варламов // Баян: история, теория, практика / сост. В. А. Башенёв, Р. Г. Рахимов. Уфа- 2007. — С. 59−65.
  27. , Д.И. Технологические аспекты психологической подготовки музыканта к публичному выступлению Текст. / Д. И. Варламов // Вопросы психологии творчества: Межвуз. сб. науч. ст. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2005. Вып. 7. С. 188−195.
  28. , К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца, Текст. / К. Виноградов // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. ст., вып. 1 / Сост. М. А. Смирнов. -М.: Музыка, 1988. С. 156−178.
  29. , С. О формировании представлений в образно-художественном мышлении музыканта-исполнителя Текст. / С. Волков // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1972. — Вып. II. — С. 184−200.
  30. Вопросы психологии творчества: межвуз. сб. науч. тр. Текст. / Вып. 6 / Под ред. М. В. Жижиной. Саратов: Изд-во СГУ, 2003. — 272 с.
  31. , U.C. Психология искусства Текст./ Л. С. Выготский // Под. ред. М: Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.
  32. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве Текст. / Общ. ред. С. Хентовой. -М.-Л.: Музыка, 1966. 316 с.
  33. Л. Ансамбль Текст. / Л. Гаккель // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. композитор, 1973. — Т. 1. — С. 170−171.
  34. , С.Г. Действия, основанные на предвосхищении и возможности их моделирования в эксперименте Текст. / С. Г. Геллерштейн // Материалы по проблемам инженерной психологии. М.: АПН РСФСР, 1966, вып. 6. с. 142−154.
  35. , А.Б. О музыкальном исполнительстве: Выдающиеся пианисты-педагоги1 о фортепианном искусстве Текст. / А. Б. Гольденвейзер. — М.: Музыка, 1975. 416 с.
  36. , H.H. Формирование мастерства пианиста-концертмейстера: учебно-метод. пособие по курсу «История и теория концертмейстерского искусства»: Текст. / H.H. Горошко. Магнитогорск, МаГК им. М. И. Глинки, 2007. — 108 с.
  37. , А. Музыкальная психология Текст. / А. Готсдинер. М.: N13 Магистр, 1993.- 193 с.
  38. , И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре Текст. / И. Гофман. М.: Музгиз, 1961. — 224 с.
  39. , Т. Камерный и инструментальный ансамбли и основные принципы ансамблевого исполнительства Текст. / Т. Дапквиашвили. — Тбилиси, 1989.- 184 с.
  40. , О.Г. Исторический аспект формирования исполнительского стиля концертмейстера: учеб. пособие Текст. / О. Г. Дарвина. Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2009. — 119 с.
  41. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика Текст. / Ред.- сост., автор вступ. статьи Л. М. Гинзбург. М.: Музыка, 1975. — 632 с.
  42. , В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг Текст. / В. В. Емельянов. — 3-е изд., испр. — СПб.: Изд-во «лань», 2003. 192 е., ил.
  43. , М.В. Психолого-педагогические условия и факторы формирования исполнительского внимания музыканта Текст. / М. В. Жижина. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. 151 с.
  44. , A.B. Развитие произвольных движений Текст. / A.B. Запорожец // Избранные психологические труды. В 2-х тт. — М.: Педагогика, 1986. Т. 1. — 316 с. — Т. 2. — 296 с.
  45. , К. Мои исполнительские и педагогические принципы Текст. / К. Игумнов // Выдающиеся пианисты о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966. — С. 144−146.
  46. , Л.Б. К вопросу о динамическом глазомере Текст. / Л. Б. Ительсон // Проблемы восприятия пространства и времени. М.: АПН РСФСР, 1961.-С. 26−31.
  47. , М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  48. , Т.Ю. К истории зарождения концертмейстерского искусства в русской музыкальной жизни до октябрьского периода Текст. / Т.Ю.
  49. Калугина. Харьков: Харьков, ин-т искусств, 1986. 19 с. Деп. в НИО Информкультура Российской гос. б-ки № 1359:
  50. Камерный ансамбль: педагогика и исполнительство Тёкст. / Под ред. К. Аджемова. М.: МГК, 1979. — 168 с.
  51. Ким, С. Путь интуиции Текст. / С. Ким. СПб.: Весь, 2000. — 205 с.73- Кйрнарская, Д. Музыкальные способности? Тёкст. / Д. Кйрнарская. Ml: —
  52. Таланты -ХХРвек, 2004I -496 с,
  53. , К.П. Мир дирижера (Технология вдохновения) Текст. / К. П. Кондрашин.- Л.: Музыка, 1976. 192 с.
  54. , К.П. О дирижерском искусстве Текст. / К. П. Кондрашин. — 2-е изд. — Л.-М.: Сов. композитор, 1970- — 149 с.
  55. Концертмейстер Текст. // Музыкальная энциклопедия. Т. 2, М., 1974. -Стб. 929.
  56. Концертмейстер: призвание и профессия Текст. / Сб. ст. Н-Новгород: НТК им. М. Глинки, 2000. — 162 с.
  57. Крюкова, В. В: Музыкальная педагогика Текст. / В .В. Крюкова. Ростов и/Д.: Феникс, 2002. — 280 с. .
  58. , И. Методы формирования, импровизационных умений студентов в процессе концертмейстерской подготовки- Текст. / И. Крюкова// Вопросы фортепианной педагогики- — М-, 1980: — С. 124−131.
  59. , Н.Л. Искусство аккомпанемента как предмет обучения Текст. / И. А. Крючков. Л.: Музгиз, 1961. — 72 с.
  60. , Е.И. Концертмейстерский класс Текст. / Е. И. Кубанцева. .— М-: Academia, 2002. 182 с.
  61. , Е.И. Концертмейстерство музыкальная творческая деятельность Текст. / Е. И. Кубанцева // Музыка в школе. — 2001. — № 2. — С. 38−40.
  62. , C.B. Педагогическое- сопровождение музыкально-творческой самореализации подростков Текст./ C.B. Кузьмина: Автореф: дис. канд. пед. наук. Ульяновск: УНТУ им. И. Н. Ульянова, 2009. — 22 с.
  63. , Е. В фортепианных классах Московской^ консерватории (У истоков одной традиции) Текст. / Е. Кулова // Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность. — М.: Музыка, 1991.-С. 112−1*29.
  64. , Э. Музыкальная психология (Область и. границы музыкальной психологии) Текст., / Э. Курт // Альманах музыкальной психологии: Homo musicus [Текст]. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1994. — С. 7−27.
  65. Кюи, Ц. А. Избранные статьи об исполнителях Текст. / Ц. Кюи. М.: Музгиз, 1957.-275 с.
  66. Кюи, Ц. А. Избранные статьи Текст. /Ц. Кюи. JL, Музыка, 1991.
  67. , JI.A. Теоретические основы исполнительской практики концертмейстера балета Текст. / JI.A. Ладыгин. М.: Музыка, 1988.
  68. , Р.Л. Некоторые проблемы психологии музыкального исполнительства Текст. / Р. Л. Леонидов // Образование. Экология. Экономика. Информатика: Тез. докл. VIII Междунар. конф. (Астрахань, 15−20 сент. 2003 г.). Астрахань: Волга, 2003. — С. 182.
  69. , Е.Я. Приемы исполнения различных аккомпанементов Текст. / Е. Я. Либерман // Музыкант. 2001. — № 5. — Ноябрь. — С. 28−29.
  70. , Е.Я. Работа над фортепианной техникой Текст. / ЕЛ.Либерман. М.: Классика-ХХ1, 2006. — 148 с.
  71. , Й. Процесс и структура человеческого учения Текст. / Й. Лингарт. М.: Прогресс, 1970. — 685 с.93: Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности Текст. / Б. Ф. Ломов, E.H. Сурков. М.: Наука, 1980. — 279 с.
  72. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  73. , Ю.М. Об искусстве Текст. / Ю. М. Лотман. — Санкт-Петербург: «Искусство-СПб», 2005. 704 е., ил.
  74. , Ю.Н. Концертмейстерское искусство баяниста: Учеб. пособие Текст. / Ю. Н. Лузанов. Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2003.- 117 с.
  75. , Н. Концертмейстер в камерно-вокальном исполнительстве Текст. / Н. Лузум // Концертмейстер: призвание и профессия: сб. ст. — Н-Новгород: НТК им. М. Глинки, 2000.
  76. , A.A. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы Текст. / A.A. Люблинский. Л.: Музыка, 1972. — 80 с.
  77. Любому дрова, Н. Фортепианные классы Московской консерватории в 60−70-х годах прошлого столетия: Из истории русской фортепианной педагогики Текст. / Н. Любомудрова // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. М.: Музгиз, 1962. С. 263−297.
  78. , В.П. Основные компоненты концертмейстерского искусства Текст. / В. П. Максимов, Д. И. Варламов // Теория методика и практика музыкального исполнительства и педагогики: Межвуз. сб. науч. ст. -Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2002. С. 26−30.
  79. Мур, Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке Текст. / Дж. Мур / Пер. с англ.- Предисловие В. Н. Чачавы. М.: Радуга, 1987.-432 с.
  80. Мур, Дж. Певец и аккомпаниатор Текст. / Дж. Мур // Исполнительское искусство зарубежных стран. М.: Музыка, 1966. — Вып. 2. — С. 21−139.
  81. , И.А. О воспитании дирижера: очерки Текст. / И. А. Мусин. — JL: Музыка, 1987. 247 с.
  82. , Ш. Я дирижер Текст. / Ш. Мюнш. — 3-е изд. — М.: Музыка, 1982.-63 с.
  83. , Е.В. Звуковой мир музыки Текст. / Е. В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1988. 254 с.
  84. Назайкинский, Е.Б.О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 384 с.
  85. , Е.В. О роли музыкознания в современной культуре Текст. / Е. В. Назайкинский // Сов. музыка. 1982. — № 5. — С. 51−54.
  86. , Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога Текст. / Г. Г. Нейгауз. 5-е изд. — М.: Музыка, 1988. -240 с.
  87. О работе концертмейстера Текст. / Под ред. М. Смирнова. М.: Музыка, 1974.-159 с.
  88. , Н.И. Словарь русского языка: 70 000 слов Текст. / Н. И. Ожегов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1991.
  89. , К.А. Вопросы теории дирижёрской техники и обучения хоровых дирижёров Текст. / К. А. Ольхов. -М., 1979.
  90. , A.M. Записки дирижера Текст. / A.M. Пазовский. М.: Музыка, 1966. — 562 с.
  91. , Ж. Антиципирующая деятельность Текст. / Ж. Пиаже // Экспериментальная психология. — М.: Прогресс, 1966. — Вып. 6. С. 43−46.
  92. П.И. Чайковский о России и русской культуре / ред.-сост. И. Ф. Кунин. М., 1961.
  93. , Я. Психология творчества и педагогика Текст. / М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  94. , Е.М. Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки Текст. / Е. М. Попова // Искусство и образование. — 2009. — № 4. — С. 126−133.
  95. Примерная программа по дисциплине «Концертмейстерский класс и концертмейстерская практика» Текст. / Сост. Л. Живов / М.: МК РФ, 2002. -40 с.
  96. Прокофьев, Г. И Формирование музыканта-исполнителя-пианиста Текст. / Г. П. Прокофьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 480 с.
  97. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учеб. пособие Текст. / Под ред. Г. М. Цыпина. — М.: Академия, 2003. — 368 с.
  98. Психология: Словарь Текст. / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  99. , А. Психология общения Текст. / А. Рогов. М.: Владос, 2005. — 335 с.
  100. , Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Текст.1 / Е. И. Рогов. — Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста.1.2-е изд., перер. и доп. М.: «ВЛАДОС», 1999. — 383 е.: ил.
  101. , Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Текст. / Е. И. Рогов. — Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 2-е изд., перер. и доп. — М.: «ВЛАДОС», 1999. -476 с.
  102. , С. Основы общей психологии Текст. / С. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2000. 712 с.
  103. , В. Советское камерно-вокальное исполнительство Текст. /
  104. В. Россихина. — М.: Сов. композитор, 1976. — 110 с.
  105. , С. Пианист и его работа Текст. / С. Савшинский. Л.: Сов. композитор, 1961. -271 с.
  106. , Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека Текст. / Е. А. Сергиенко. М.: Наука, 1992.-142 с.
  107. , Е.А. Антиципация дискретных и непрерывных стимулов в1раннем онтогенезе Текст. / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. — 1987. Т. 8. — № 3. — С. 77−86.
  108. , Е.А. Генезис элементарных форм антиципации Текст. / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. 1988. — Т. 9. — № 6. — С. 73−85.
  109. , Е.А. Проблемы психического развития. Некоторые дискуссионные вопросы и пути их решения Текст. / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. 1990. — Т. 11. — № 1. — С. 79−86.
  110. , М.А. Русская фортепианная музыка: Черты своеобразия Текст] / М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1983. — 336 е., нот.
  111. Современный словарь иностранных слов Текст.: Ок. 20 000 слов. -СПб.: «Дуэт», 1994. 752 с.
  112. , К. С. Работа актера над собой Текст. / К. С. Станиславский. — М.: Искусство, 1985. 479 с.
  113. Старчеус, М Психологические феномены творчества Текст. / М. Старчеус // Сб. тр. РАМ им. Гнесиных, № 165, вып. 7. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. — С. 9−37.
  114. , ОД. Проблемы взаимосвязи вокальной и фортепианной партий в русском романсе Текст. / О. Д. Степанидина. Дисс. канд. искусствоведения. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1984. — 184 е., прил.
  115. , A.M. Антиципация и пути активизации музыкального мышления Текст. / A.M. Стороженко // Теория методика и практикамузыкального исполнительства и педагогики: Межвуз. сб. науч. ст. — Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2002. С. 137−141.
  116. , A.M. Инструментальный ансамбль и проблемы исполнительства: Учебное пособие Текст. / A.M. Стороженко. Самара: Кн. изд-во, 1993.-112 с.
  117. , В.И. Психология внимания Текст. / В. И. Страхов. Вып. 1. —
  118. Саратов: Изд-во СГПИ, 1992.
  119. , И.В. Психология творчества Текст. / И. В. Страхов. Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 1968. — 51 с.
  120. , Г. Психология деятельности Текст. / Г. Суворова. — М.: ПЕРСЭ, 2003. 176 с.
  121. , E.H. Антиципация в спорте Текст. / E.H. Сурков / Предисл. А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 144 е., ил.
  122. , E.H. Антиципация в структуре психомоторных действий спортсменов Текст. / E.H. Сурков // Сборник трудов- IV' Всемирного конгресса психологов спорта. Прага, 3−9 октября. 1977. С. 724−725.
  123. , E.H. Некоторые теоретические аспекты проблемы антиципации в психологии спорта Текст. / E.H. Сурков, А. Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры, 1974, № 7. С. 8−13.
  124. , E.H. Психомоторика спортсмена Текст. / E. Hi Сурков / М.: Физкультура и спорт, 1984. — 126 с.
  125. , Л.В. Работа' над аккомпанементом в хоровых сценах оперных клавиров Текст.' / Л. В. Счастливцева // Державинские чтения: Культурология. Искусствоведение социально-культурной деятельности. — Вып. 3. — Тамбов: ТГГУ им Державина, 1998. С.
  126. , Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
  127. , Б.Я. Дирижер в оперном театре Текст. / Б. Я. Тилес. Л.: Музыка, 1974.-88 с.
  128. , Е.Э. Модель компонентов, профессиональной' деятельности Текст. / Е. Э. Удовик // Искусство и образование. 2008. — № 2. — С. 113 116.
  129. , И.М. Видеть предвидеть — действовать Текст. / И. М. Фейгенберг. — М.: Знание, 1986. — 158 с.
  130. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М., 1987.
  131. , З.В. Онтология музыки Текст. / 3: В. Фомина. Саратов: СГК им. JI.B. Собинова, 2005. — 88 с. 1 бб. Хайкин, Б. Э. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи Текст. / Б. Э. Хайкин. М.: Сов. композитор, 1984. — 240 е., ил.
  132. , Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности Текст.: дисс. д-ра псих, наук / Ю. А. Цагарелли. Казань, 1989.-425 с.
  133. , Е.А. Педагогическое сопровождение коммуникативного развития студентов Текст. / Е. А. Цыбина: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ульяновск: УГПУ им. И. Н. Ульянова, 2005. — 25 с.
  134. , Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества Текст. / М.: Сов. композитор, 1988. 384 е., 17 ил.
  135. ПО. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения Текст. / Г. М. Цыпин. — М.: Интерпракс, 1994. 375 с.
  136. , В.Н. Некоторые вопросы обучения концертмейстеров Текст. / В. Н. Чачава // Фортепиано, № 2, 2003. С. 24−27.
  137. , В. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 318 с.
  138. , Г. И. Работа баяниста (аккордеониста) над аккомпанементом вокальных произведений: Учеб. пособие Текст. / Г. И.4 Шахов. — М.: МГИК, 1993.- 108 с.
  139. Шендерович, Е. М: В концертмейстерском классе: Размышления педагога Текст. / Е. М. Шендерович. М.: Музыка, 1996. — 206 е.: нот.
  140. , Е.М. Об искусстве аккомпанемента Текст. / Е.М.
  141. Шендерович // Советская музыка, № 4, 1969. С. 84−88. Ив. Шендерович, Е. М. Памяти выдающихся аккомпаниаторов Текст. / Е.М.
  142. Шендерович // Музыка и жизнь. М.-Л.: Сов. композитор, 1975. — Вып. 3.-С. 118−131.
  143. , Е.М. Форте пианная партия в вокальном цикле Текст. / Е. М. Шендерович // Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1983. — Вып. И.-С. 181−202.
  144. , Д.Г. Восприятие времени и опережающее отражение Текст. / Д. Г. Элькин // Вопросы психологии. 1964. — № 3. — С. 123−130.
  145. , И.И. Формирование концертмейстерского мастерства: Учеб.-метод. пособие Текст. / И. И. Юдин. Орел, 1999.
  146. , Б.Л. Воспоминания, статьи и письма Текст. Т.1. / Б. Л. Яворский. М.: Музыка, 1964. — 669 с.
  147. , Б.Л. Избранные труды Текст. Т. И, ч. 1. / Б. Л. Яворский. -М.: Сов. композитор, 1987 -366 с.
  148. , А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации Текст. / А. Н. Якупов // Моск. консерватория, Магнитогор. муз-пед. ин-т. -М., Магнитогорск, 1994.-288 с.
  149. , А.И. Б.В.Асафьев о музыкальном исполнительстве Текст. / А. И. Ямпольский // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. -М.: Музгиз, 1958. Вып. 2. — С. 508−527.
Заполнить форму текущей работой