Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование общечеловеческих ценностей Корана в формировании нравственной культуры студентов высшей технической школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ базовых понятий «личность» ," структура личности", «культура», «нравственность» позволил определить нравственную культуру личности как совокупность культуры нравственного сознания, культуры нравственых чувств и культуры нравственного поведения. Каждая из этих сфер, в свою очередь, имеет собственные части: этическую образованность, культуру моральной мотивации, развитость моральной воли… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИХ МЕСТО В КОРАНЕ
    • 1. 1. Теоретический анализ содержания понятия «общечеловеческие ценности»
    • 1. 2. Формирование нравственного человека — основное содержание исламской этики
    • 1. 3. Общечеловеческие ценн^^-в Коране
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КОРАНА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Состав, структура и содержание нравственной культуры студентов современной высшей технической школы
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования нравственной культуры студентов посредством общечеловеческих ценностей Корана
    • 2. 3. Содержание и анализ результатов педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ

Использование общечеловеческих ценностей Корана в формировании нравственной культуры студентов высшей технической школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конец двадцатого столетия поставил нас перед признанием приоритета общечеловеческих ценностей. Масштабную оценку получает жизненное значение нравственных принципов, которые на протяжении столетий вырабатывались и обобщались народами, совершенствуясь всем опытом человечества.

Общечеловеческие ценности служат источником духовного развития мира. Мы признали необходимость внимательного рассмотрения и анализа этой философской, этической и, хотелось бы добавить, педагогической категории, в мировом культурном наследии с целью их последующего использования. Не мы предлагаем миру вывод о приоритете общечеловеческого, а присоединяемся к этому общепризнанному факту, к тем нормам, по которым пытается жить все цивилизованное общество.

В нащем обществе сложилась критическая социально-психологическая и педагогическая ситуация, связанная с потерей прежних ценностных ориентиров и мучительным поиском новых.

Неужели наше поколение думает, что будет жить вечно?" - в этом вопросе Д. С. Лихачев дал нравственный срез современного общества.

Обязательным условием для возрождения является тяжелая и мучительная работа, суть которой человечеству давно известна: это стремление понять окружающий и внутренний мир, исследовать его законы и вести себя в соответствии с этими законами.

Сегодня наблюдается трагическое несоответствие нынешней психологии человека реальностям окружающего мира. Психология современного человека — в большинстве своем это психология человека западной цивилизации — это психология прагматизма.

Основной акцент в ней делается не на накопление и осмысление информации, а на ее реализацию. Следовательно, «нерезультативный, малоприбыльный» процесс осмысления мира, создания новых понятийных и этических структур выпадает из общей цепи. Тяжелому, длительному процессу постижения предпочитаются готовые рецепты с максимальным практическим результатом. Такой путь бесконечного развития цивилизации с постепенным уходом от культуры до полного отказа от нее может завести в тупик.

В обществе, равно как и в сознании каждого отдельного человека должны существовать два процесса: получение информации, воплощение ее в нравственных законах и практическая активная реализация на всех уровнях. Цивилизацию должна постоянно подпитывать культура. Приоритет в системе ценностей все же должно отдать нравственности, а не прагматизму (практичности). И каждый человек, независимо от рода занятий должен быть просто нравственным, то есть ставить перед собой этические вопросы.

Именно по пути накопления информации и воплощения ее в нравственных законах развивались все мировые религии. Они привлекают особое внимание на переломных этапах развития, к которым, несомненно, может быть причислен и конец нашего века. Мировые религии вообще представляют собой своего рода духовно-нравственный хребет общечеловеческой культуры. Это системы, направляющие все силы человека на формирование и развитие тонких духовных структур, работающих на сохранение как внутреннего, так и внешнего мира. Религии позволяют осзнать единство со своими детьми, родителями, близкими, формируют чувство причастности к судьбам своих потомков.

Наряду с другими религиями и культурами, хранителем и выразителем общечеловеческих ценностей выступает Ислам. Это — универсальная религия, целью которой является создание и культивирование в человеке качеств Ислама. Ислам — название атрибутивное. Каждый человек, независимо от расовых и национальных различий, может стать мусульманином.

Мы понимаем, что религия еще долго (а по сути, вечно) будет играть выдающуюся роль в жизни общества, й потому представляется современным и важным обратиться в нравственных поисках и к духовному богатству Ислама, раскрыть для себя его внутренний позитивный потенциал. Было бы весьма плодотворно для переживаемого нами момента изучить социокультурный потенциал Ислама, его способность оказывать позитивное влияние на общество, тем более что критики в советской науке было более чем достаточно.

Мы могли бы обратиться за поддержкой ко многим великим и бесспорным авторитетам. Они убедят любого, даже самого непримиримого атеиста и прагматика в полезности, а может быть, и в исключительной необходимости обращения к Исламу — в духовных поисках современного общества. Но не в этом состоит наша задача. Приведем лишь мнение Л. Н. Толстого, тем более важное, что он до конца своих земных дней был христианином (хотя и отвергнутым официальной церковью).

Из письма Л. Н. Толстого Е.Е.Векиловой: «Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше всего христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием единого бога и его пророка, вместо того сложного и непонятного богословия — троицы, искупления, таинств, богородицы, святых и их изображений и сложных богослужений. Оно и не могло быть иначе, т. е. не могло не быть того, чтобы магометанство, по отсутствии многих суеверий, затемняющих сущность учения и вошедших в церковную веру, не стояло бы выше этой церковной веры уже по одному тому, что магометанство возникло на 600 лет позднее христианства.

Все на свете развивается, совершенствуется, как совершенствуется отдельный человек, так совершенствуется и все человечество, и главная основа жизни всех людей — их религиозное сознание. Совершенствование же религии состоит в ее упрощении, уяснении, освобождении от всего того, что скрывает ее. И потому магометанство находится в самых выгодных в этом отношении условиях. Ему стоит только откинуть все неестественное, внешнее в своем вероучении и в основу поставить основное религиозно-нравственное учение Магомета, и оно естественно сольется с основами всех больших религий" С 110, с.18).

Следующим важным критерием актуальности выбранной нами темы является демографический фактор, многонациональный состав страны и республики. Понять ментальность народов, в том числе и проживающих в Татарстане, трудно без уяснения основополагающих культурных, морально-этических принципов, заложенных*в традициях Ислама и оказывающих значительное влияние на общественную и частную жизнь.

В период, когда люди на земле во все большей мере ощущают себя частицей единого взаимосвязанного мира, особенно важно то, что Ислам не отрицает общечеловеческих ценностей и не различает людей по их этнонациональной и расовой принадлежности. Он исходит из общности и братства всех людей по вере, не исключая при этом их права на принадлежность к любой вере. Поэтому еще средневековые.

—? мыслители Фараби, Ибн-Сина, Бируни рассматривали представителей разных народов как носителей определенной религии, культуры. Под религией они понимали нечто чрезвычайно широкое — всю совокупность духовной жизни, включая обычаи, традиции и культурные ценности.

Изначально одной из основ нравственной личности мы признаем уважительное, внимательное отношение к духовному миру другого человека. Нравственное достоинство нации также состоит прежде всего в умении общаться с другими нациями и народами.

Сегодня сложнейшая социально-этническая ситуация в нашей стране (и не только в связи с чеченскими событиями) делает настоятельно необходимыми повышенную требовательность к чистоте и непредвзятости нашего суждения о человеке, корректное представление о содержании и мотивах его убеждений.

Особенно это относится к религиозной сфере, когда тональность и стиль диалога с верующими приобретает порой политический характер. К сожалению, недостаток, а иногда и отсутствие религиоведческих знаний нередко становятся преградой на пути к взаимопониманию россиян.

Опыт индустриально развитых стран свидетельствует, сколь велика роль в их жизни тех национально-культурных традиций, нравственных норм и эстетических ценностей, которые закладывают фундамент интеллектуального потенциала, создают основу для духовного и физического здоровья общества. Такому наследию предстоит сыграть свою немалую роль в возрождении России и ее ближайшего зарубежья.

Нельзя сказать, что вниманием отечественной научной мысли, публицистики обойден вопрос о роли религиозных традиций в развитии межнациональных отношений. Гораздо менее изучено и менее известно другое: как усилиями видных богословов и теоретиков из числа христиан, мусульман, буддистов, иудеев, представителей других вероучений формируется то направление, что призвано утверждать в сознании верующего благотворные идеи общечеловеческого единения.

При том фундаментом их идей объявляется признание не только гуманитарных ценностей, но также прав и обязанностей личности. И хотя не обходится при этом без значительных межи внутриконфес-сиональных различий, такая постановка вопроса исключительно важна сама по себе, как духовный оплот общегражданского согласия.

В главном — единство, в спорном — свобода, во всем любовь", эти слова св. Блаженного Августина могли бы стать критерием такого согласия. (85, с.36).

В то же время мы наблюдаем настоятельное обращение всех народов к своим истокам, к своим корням. Велик интерес к своему языку, культуре, истории и у татарского народа. Потребность к познанию выводит людей на улицы, принимая крайние и резкие формы. Мы не можем не замечать этого. В итоге каждый придет к своему осознанию общечеловеческих ценностей: кто через искусство, кто через язык, а кто-то через религию.

Сегодня религия наиболее активно проповедует общечеловеческие ценности. А педагогика пока остается в стороне, не используя в должной мере огромный опыт народной мудрости, национальных педагогических традиций. Этот пробел также необходимо восполнить. Педагогическая наука нуждается во всяком положительном опыте прошлого. Подчеркнем, что исламское воспитание не единственная система, к которой может обратиться современная педагогика. Существуют разнообразные формы, как, например, скауты, коммунарская методика — и другие. Обсуждаемая философами тенденция перехода от одностороннего видения мира к видению его с разных позиций не может не отразиться в теории и педагогической практике. «Хочется больней мягкости, гибкости, терпимостиразмышлений, а не решений, разнообразия в педагогике.». — призывает Д. С. Лихачевчто даст возможность нажим педагогам выбирать и использовать для себя и своих воспитанников разные формы. С 118, с.223).

И в то же время мы не вправе забывать, что у нас есть прекрасное прошлое, которым мы еще не воспользовались. Мы даже еще не осознали, сколь богатым и надежным потенциалом мы обладаем в лице национальной педагогики.

Источники сообщают, что еще в период Казанского Ханства в городах и селах существовали мектебе и медресе, в которых учили письменности основанной на арабской графике, а также канонам мусульманской религии. Марджани сообщает о наличии в Казани при Соборной СДжалисе) мечети Большого Медресе, которым руководил известный по событиям 1552 года мулла Кульшериф. Здесь же размещалась обширная библиотека, так называемая библиотека Сююмбике, сожженная при взятии города. О существовании школы переписчиков свидетельствует каллиграфически исполненная рукопись тафсира (приложение к Корану) 1508 г. С 87, с.53).

Даже обращение к столь далекому прошлому подтверждает, что национальная педагогика, в том числе и татарская, имеет глубокие корни и свою, выработанную веками, систему воспитания личности. Поэтому вполне своевременна и логична постановка следующего вопроса: Что может дать Ислам, его религиозная школа, которая являлась основной формой досоветского национального образования, для современной системы образования и воспитания.

Третья грань актуальности выбранной темы напрямую связана с проблемами гуманитарного образования в техническом ВУЗе. Уже не раз обращалось внимание на необходимость повышения качества подготовки специалистов, преодоления крайне узкой специализации инженерных кадров, ставшей тормозом в использовании достижений естественных и общественных наук. Однако фундаментальность подготовки, как стало очевидно, может быть достигнута только в условиях ¦ирокой гуманитаризации технического образования, т. е. расширение кругозора выходящих из стен ВТЯЗа специалистов, осознание происходящего в нами дни сближения науки и техники.

Приближение техники к человеку, вытеснение машиной многих, в том числе и интеллектуальных функций человека, возрастание научных достижений в области их постоянного использования в новых технических конструкциях, в управлении различными сферами общественной жизни ведет к углублению интеграции технических наук с естественными, общественными и философскими в системе инженерного образования.

Повышается роль наук о человеке, психологии, социологии, этики, культурологии, без которых не могут удовлетворительно решаться вопросы конструирования, организации труда, повышения качества работы. Должны появиться программы мировоззренческого обеспечения учебного процесса, в которых желательно избегать упрощенческого понимания отношения философских и технических наук.

Следует отметить, что весь учебный процесс в ВТУЗе должен быть органичным, построенным на основе «интегрального» подхода к мировоззренческому, методологическому и профессиональному обеспечению. В последние годы на технических факультетах появились гуманитарные курсы, но их бессистемность и невыстроенность в единую концепцию делает результативность такого обучения весьма относительной. Общий культурный уровень личности студента остается не слишком высоким.

Гуманизация и гуманитаризация образования, являюшиеся стратегическими напрвлениями эволюции российской системы образования, приобретают особую значимость в контексте трансляции культуры и традиций. При этом важно отметить, что гуманизацию образования следует рассматривать не как приведение его в соответствие с не.

— 11 которой отвлеченной, сконструированной системой ценностей.

Речь должна идти о необходимости выделения и первоочередной трансляции гуманистической традиции, присутствующей в каждой национальной культуре и имеющей при этом уникальную специфику, прямо связанную с особенностями менталитета данной культуры. Лишь в этом случае можно рассчитывать, что гуманизация не будет воспринята как посягательство на историческое наследие путем внедрения в него чуждых нормативных систем, а станет органической частью возрождения национальных культур.

Нельзя при этом недооценивать и тот факт, что гуманистические традиции, как правило обращены не только на членов данного сообщества, но и описывают нормы взаимодействия с представителями иных культур. Таким образом, гуманизация образования одновременно способствует решению задачи формирования «культуры мира» в межкультурных и межнациональных взаимодействиях.

В большинстве своем, технические факультеты готовят руководителей производства, которым предстоит работать с людьми. Нам представляется, что в проблеме, решаемой многими техническими вузами, есть некоторые пробелы. И одним из аспектов гуманитаризации наряду с другими могло бы стать и приобщение к общечеловеческим ценностям.

Очевидно, что приобщение к общечеловеческим ценностям Корана также могло бы способствовать решению вышеназванных задач.

Анализ состояния теории и практики данной проблемы позволил обнаружить противоречие между требованиями современного общества к формировании высоко нравственной личности, владеющей широким спектром этических знаний, адекватно оценивающей этические системы разных культур, в частности исламаосознанно оперирующей этическими категориями в применении к анализу моральных ситуаций, в оценке поступков окружающих и своих собственных, одним словом, личности с активной нравственной позицией и традиционными подходами к воспитанию такой личности, недостаточной разработанностью педагогического аспекта проблемы использования общечеловеческих ценностей, содержащихся в мировом культурном наследии, в том числе и в Коране.

Названное противоречие обусловило выбор проблемы нашего исследования:

Каковы педагогические условия воспитания нравственной культуры личности посредством общечеловеческих ценностей, содержащихся в Коране, с учетом потребностей и реалий современного общества.

Цель исследования:

Теоретически определить и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий использования общечеловеческих ценностей Корана в формировании нравственной культуры студента высшей технической школы.

Объект исследования:

Воспитание нравственной культуры студентов в высшей технической школе.

Предмет исследования:

Комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности нравственного воспитания студентов посредством приобщения их к общечеловеческим ценностям Корана.

Гипотеза:

Эффективность воспитания нравственной культуры студентов посредством приобщения их к общечеловеческим ценностям Корана реальна при следующих педагогических условиях:

1, При осуществлении культурологического подхода к общечеловеческим ценностям Корана.

2. При соответствии уровня подготовленности преподавателя задачам использования общечеловеческих ценностей Корана в процессе.

— 13 формирования нравственной культуры студента.

3. При интеграции общечеловеческих ценностей Корана в систему гуманитарного образования высшей технической школы на основе инновационных педагогических технологий.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа проблемы исследования определить сущность понятия общечеловеческие ценности как философской, этической и педагогической категории.

2. Определить специфику нравственных ценностей, содержащихся в Коране, их место и роль в системе общечеловеческих ценностей.

3. Экспериментально проверить и теоретически обосновать эффективность разработанных педагогических условий, при которых общечеловеческие ценности Корана становятся значимым и действенным фактором формирования нравственной культуры студентов.

Методологической основой исследования явились современные философские, социально-педагогические, психологические концепции, раскрывающие многоаспектную природу социального становления, профессиональной подготовки специалистов в высшей школевыявленные современной наукой закономерности общественно-исторического, социокультурного процессов, динамическое осмысление ценностей культуры и гуманитарного, культурологического мышленияидеи системного понимания воспитания и образования как региональной модели трансляции и реализации культуры.

Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературыопытно-экспериментальная работапедагогический экспериментаналогиямоделированиесистемный подходанкетированиеинтервьюизучение документациисоциологические методыбеседыметод оценивания воспитательной деятельности педагоговсамооценка педагогом собственной деятельностивключенные наблюденияметоды математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в следующем:

— в работе определена сущность понятия общечеловеческие ценности, раскрывающего аспекты целостного интегративного подхода к познанию мира на основе научного и внелогического (религиозного) восприятия;

— определены и выявлены культурологические закономерности и общечеловеческие ценности этической системы ислама, реализованные в модели формирования нравственной культуры студентов высшей технической школы;

— определен и экспериментально обоснован комплекс педагогических условий, при которых общечеловеческие ценности Корана становятся значимым и действенным фактором формирования нравственной культуры студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на базе факультета «Восток» Казанского Государственного Технического университета (г.Чистополь) разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий использования общечеловеческих ценностей Корана и педагогические технологии использования общечеловеческих ценностей Корана в формировании нравственной культуры студентов, внедрены в практику программа и методика формирования нравственной культуры студентов в высшей технической школе посредством приобщения к общечеловеческим ценностям Корана.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в ходе экспериментальной работы среди студентов факультета «Восток» КГТЗ (г.Чистополь). Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры гуманитарного образования Казанского государственного технологического университета, на заседании кафедры «ПЭД и Пр> РЭй» факультета «Восток» Казанского государственного технического университета, докладывались на заседаниях Педагогического общества, на научно-практических межвузовских конференциях, на методических совещаниях и педагогических чтениях учителей и преподавателей города и района.

— 192 -ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

1.Анализ базовых понятий «личность» ," структура личности", «культура», «нравственность» позволил определить нравственную культуру личности как совокупность культуры нравственного сознания, культуры нравственых чувств и культуры нравственного поведения. Каждая из этих сфер, в свою очередь, имеет собственные части: этическую образованность, культуру моральной мотивации, развитость моральной воли, культуру поведения во всех ее проявлениях. Нравственная культура личности воплощается в присущих ей нравственных качествах, изучение которых позволяет достаточно полно охарактеризовать состояние нравственной культуры данного человека, степень ее развитости, свойственные ей изъяны.

2. Анализ особенностей социализации и гуманизации личности студента, поиск подходов и методов формирования личности студента на нравственно-гуманистической основе, выделение содержательных показателей сформированности у студентов нравствено-гуманистичес-ких качеств позволили построить модель формирования нравственной культуры студента в высшей школе.

Выявление культурологических закономерностей ислама и системы нравственных ценностей мусульманской культуры позволили разработать методику использования общечеловеческих ценностей Корана в формировании нравственной культуры студентов.

3. Учет объективных и субъективных факторов. влияющих на учебно-воспитательный процесс в высшей технической школе, позволил выделить педагогические условия использования общечеловеческих ценностей Корана в формировании нравственной культуры студентов: а) Культурологический подход проявляется в познании и осознании общечеловеческих ценностей Корана как составной части мирового культурного процесса. Культурологический подход проявляется и в правильном определении места Ислама в контексте мировой цивили.

— 193 задии, равно как и места любой другой конфессии. б) Для достижения преподавателями вузов уровня, соответствующего задачам использования общечеловеческих ценностей Корана в учебно-воспитательном процессе, необходима профессиональная и общекультурная переподготовка на основе индивидуально-творческого подхода, введение преподавателей в религиоведческую проблематику, осмысление ими сущности религии как типа сознания и явления культуры, ее особенностей и места в системе гуманитарной культуры. в) Интеграция общечеловеческих ценностей Корана в систему гуманитарного образования высшей технической школы на основе инновационных педагогических технологий предполагает разработку и внедрение в гуманитарные дисциплины специальных программ и методик изучения общечеловеческих ценностей мусульманской культуры.

4. Результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе факультета «Восток» КГТУ показали, что для формирования нравственной культуры студентов возможно использование гуманистических традиций и ценностей мусульманской культуры. Процесс формирования нравственной культуры включает в себя: передачу студентам полноценных этических знаний, в том числе, представлений об этических системах различных культур и народов, базирующихся на общечеловеческих ценностях: выработку личностного отношения к полученным знаниям: воспитание стремления ли^но проявлять свои нравственные качества и оценивать факты и явления с высоты нравственной культуры.

5. Анализ данных комплексного исследования студентов факультета «Восток» КГТУ позволил определить педагогическую эффективность специального курса «Мировая религия — Ислам. Общечеловеческие ценности Корана», разработанного и внедренного в систему гуманитарного образования высшей технической школв с соблюдением определенных нами педагогических условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс формирования нравственной культуры студентов, равно как и любого человека, — процесс очень длительный и многосложный. Он не вмещается в какие-то заданные схемы или модели. Если бы за столь короткое время можно было у целой группы студентов сформировать нравственную культуру, наши высшие учебные заведения превратились бы в «фабрики нравственности». Такие выводы могут сделать нашу педагогическую науку утопичной и в каком-то смысле безнравственной по отношению к педагогической практике, к истинному многотрудному процессу воспитания личности.

Как показали исследования специалистов, является ошибочным стремление формировать человека как объект общества. Если мы стремимся сформировать человека — субъекта общественного процесса, то есть человека, который творит себя и свои обстоятельства, если мы хотим совершенствовать человеческую субъективность, мы неминуемо ставим задачу формировать личность как целостность, а не как совокупность, сумму, набор отдельных качеств.

Процесс воспитания во всех своих проявлениях служит формированию нравственности. Это своеобразный стержень воспитательного процесса, определяющий его целостность, и на который должно нанизываться любое проявление человеческой жизнедеятельности. Не воспитав нравственность, сформировать активную, творческую личность невозможно.

Одним из средств формирования высоко нравственной личности, владеющей широким спектром этических знаний, осознанно оперирующей этическими категориями в применении к анализу моральных ситуаций, в оценке поступков окружающих и своих собственных, одним словом, личности с активной нравственной позицией является позна.

— 195 ние и приобщение к непреходящим, гуманистическим ценностям исламской культуры, к общечеловеческим ценностям, нашедшим свое концентрированное выражение и воплощение в Коране.

Сегодня мы все в большей мере ощущаем себя органичной частью современной цивилизации, стремимся жить в согласии с общечеловеческими ценностями. Активно развивается и процесс преодоления прежних однозначных, одномерных оценок роли религиозных конфессий в современной цивилизации, переосмысления места провозглашаемых ими духовных и культурных ценностей в общечеловеческом достоянии.

Усиливается понимание того, что можно оставаться атеистом или быть истинно верующим человеком, но в конечном счете никуда не уйти от признания того факта, что подлинно глубокая нравственно осознанная, гармоничная жизнь человека, плодотворное творчество, утверждение высоких идеалов добра и справедливости невозможны без овладения духовным богатством наших предков и бережного его сохранения и приумножения, без уважения к прошлому, к тем нетленным ценностям, которые накоплены на протяжении долгих веков истории общества, включая историю религии.

Свое место в этом процессе занимает Ислам. В современной жизни, когда люди на Земле все глубже ощущают себя частицей единого, взаимосвязанного мира, особенно важно то, что ислам проповедует общечеловеческие ценности и не различает людей по их родоплемен-ной, зтнонационалъной и расовой принадлежности. Он исходит из общности и братства всех людей по вере, не исключая при этом их права на принадлежность к любой вере.

Сегодня утвердилось осознание многообразия и неоднолинейности всемирного исторического процесса. А главное, растет понимание того, что каждый из его потоков, включая тот, который представлен исламской цивилизацией, внутренне связан и взаимодействует с остальными и опирается на собственное самобытное духовное достояние.

— 196 согласовывая его отправные принципы с гуманистическим содержанием мировой цивилизации, с ее общечеловеческими ценностями.

Для мусульманской философии характерна такая иерархия ценностей, где главенствующая роль принадлежит ценностям морального порядка. Следование религиозно-нравственным предписаниям ведет человека не только к сверхъестественной цели, но и обеспечивает социальный, экономический порядок, благополучие и прогресс.

Все основные идеи ислама, в том числе и нравственные законы, нормы поведения, личные качества верующего изложены в основном и единственном по своему уровню и уникальном по роли в исламском мире, источнике — Коране. При внимательном и уважительном прочтении Корана в нем обнаруживаются описание и проповедь многих положительных нравственных качеств личности. Отбирая из них те нравственные качества, которые могут служить примером для современной молодежи, мы исходили из критерия универсальности.

В первую очередь, мы со студентами обратились к тем сторонам личности, которые присущи лучшим людям, независимо от их конфессиональной или иной принадлежности. Большинство из вышеописанных качеств уже издавна признаны людьми как общечеловеческие ценности и нормы поведения. Поэтому вполне возможно предположить, что чтение и обращение к Корану наших современников может оказать значительное позитивное влияние на социокультурную обстановку в нашем обществе.

Позитивным является обращение к общечеловеческим ценностям и в современной образовательно-воспитательной системе, в частности при формировании нравственной культуры студентов В целях более близкого знакомства студентов нашего факультета с общечеловеческими ценностями, заложенными в мусульманской религии и зафиксированными в Коране, нами был разработан и проводится спецкурс «Мировая религия — ислам. Общечеловеческие ценности Корана» .

— 19?

Содержание и структура нашего спецкурса отвечают цели — помочь каждому студенту разглядеть то непреходяще ценное, что заключается в Коране, выразившем все устремления мусульманской религии. Гуманистические традиции Корана тем более ценны, что обращены не только на членов мусульманской уммы, не описывают нормы взаимодействия с представителями иных культур.

Результаты нашей опытно-экспериментальной работы, которая строилась на внедрении в учебно-воспитательный процесс общечеловеческих ценностей Корана с соблюдением ряда педагогических условий, показали, что знание общечеловеческих ценностей Корана обогатило этические знания студентов, их представления об общечеловеческих ценностях других мировых религий и мировой культуры вообще, помогло привить устойчивые положительные оценки роли и места общечеловеческих ценностей в развитии личности, индивидуальности.

В ходе нашего исследования достигнуты следующие теоретические и практические результаты:

Теоретический анализ проблемы использования общечеловеческих ценностей в формировании нравственной культуры студентов позволил определить, что объективно существуют устойчивые ориентиры, декларируемые как «общечеловеческие ценности». Общечеловеческие ценности служат исходным ориентиром социальной жизни и человеческого существования.

Изучение проблемы общечеловеческих ценностей позволилсопреде-лить, что общечеловеческие ценности воплощены во всех мировых культурах, а значит и в мировых религиях. Иудей-ская и христианская культура утвердила общечеловеческие ценности задолго до Ислама, однако эти же интенции прослеживаются в мусульманской культуре.

Рассматривая Коран как источник реформирования человека, мы выделили и проанализировали содержащиеся в нем положительные нравственные качества личности, в равной степени культивируемые всеми конфессиями. В процессе формирования нравственной культуры студентов мы ориентировались на нравственные качества личности, предложенные Кораном — как универсальные и признанные общечеловеческие ценности.

Поиск гуманистической традиции, присутствующей в мусульманстве, равно как и в каждой конфессиональной культуре, наиболее актуален в контексте гуманизации и гуманитаризации образования, являющихся стратегическими направлениями эволюции российской системы образования.

Анализ базовых понятий «личность», «структура личности», «нравственная культура личности», а также особенностей социализации и гуманизации личности студента, поиск подходов и методов формирования личности студента на нравственно-гуманистической основе, выделение содержательных показателей сформированности у студентов нравственно-гуманистических качеств позволили построить модель формирования нравственной культуры студента в высшей школе .

Выявление культурологических закономерностей ислама и системы нравственных ценностей мусульманской культуры позволили разработать методику использования общечеловеческих ценностей Корана в формировании нравственной культуры студентов.

Учет объективных и субъективных факторов, влияющих на учебно-воспитательный процесс в высшей технической школе, позволил выделить педагогические условия использования общечеловеческих ценностей Корана в формировании нравственной культуры студентов.

Анализ данных комплексного исследования студентов факультета «Восток» с последующей компьютерной обработкой результатов сравнительного педагогического эксперимента позволил определить педа.

— 199 готическую эффективность специального курса «Мировая религияИслам. Общечеловеческие ценности Корана» .разработанного и внедренного в систему гуманитарного образования высшей технической школы с соблюдением определенных нами педагогических условий.

Результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе факультета «Восток» КГТУ показали, что для формирования нравственной культуры студентов возможно и эффективно использование гуманистических традиций и ценностей мусульманской культуры.

Очевидно, что не все аспекты обозначенной нами темы нашли достаточное освещение в нашем исследовании.

Обращение к общечеловеческим ценностям, лежащим в основе всех мировых религий, ислама в том числе, требует качественно нового уровня всего общества. Все законы, открытые в 19−20 веке носят объективный и всеобщий характер, но они относятся лишь к материальному, неживому миру. Сегодня же назрела необходимость более детального изучения биологических и духовных процессов жизни. Именно на этом рубеже исследований наука выходит в области, которыми традиционно занималась религия. Здесь ученые сталкиваются с узостью прежних материалистических взглядов на мирД 170- 191- 208- 209- 221).

Новые подходы к личности, ее нравственной культуре возможны на качественно новом уровне педагогической те&рии. Проблема взаимодействия религии и педагогики только начинает намечаться и ждет своего осмысления и разработки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Культура как основание религии и атеизма.-В кн.:Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. СПб., 1991.- 183 с.
  2. Аль- Бухари Изречения и деяния пророка Мухаммада // Звезда Востока.- 1992. N 1,5,6.
  3. Аль- Кардави йосыф Хзлзл h3M хэрэм исламда.- Казан, 1992.- 75 бит.
  4. Р. Ислам в истории татарской общественной мысли. // Татарстан.- 1993.- N 4.- С. 82−86.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.- 380 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания.- Л.: ЛГУ, 1968.- 339 с.
  7. В.И. Пакет десяти тестов.- Казань, 1992.
  8. Д.Л. Роза мира: Метафилософия истории.- М.: Прометей, 1991.-286 с.
  9. В.В. Основы этики Ислама.-СПб, 1993. 13 с.
  10. М. Восхождение к истине // Звезда Востока.- 1991.-N 7.- с. 127−130.
  11. М. Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие. // Свободная мысль.-1991.- N 14. с.87−92.
  12. Аркун Мухаммед Личность в исламе. // Социологические исследования.- 1989.-N 2.- с. 103−111.
  13. М. Таджвид: Облегченные правила. Казань: Иман, 1993.-30 с.- 201
  14. H. Нравственные поучения современного ислама,— М.: Знание, 1977.- N7.- 64 с.
  15. Базовая культура личности: Теоретические и методические проблемы. Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Газмана,-М.: Изд-во АПН СССР, 1989.-150 с.
  16. Г. Р. Ислам в СССР. Анализ зарубежных концепций.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991. 148 с.
  17. Т. Вера народа дается судьбой. // Вечерняя Казань.- 1989.- 3 февраля.
  18. В.В. Культура мусульманства, — Петроград, 1918.112 с.
  19. Г., Лебедева Н. Педагогическое понимание // Учительская газета.- 1988.- 29 декабря.
  20. Л.М. 0 некоторых условиях культурологического подхода, — В кн.: Античная культура и современная наука.- М.: Наука, 1985.- С.303−312.
  21. В.А. Метасоциологические проблемы изучения морали // Социологические исследования.- 1995.- N 11.- с. 104−107.
  22. H.A. Смысл истории.- М., 1990.- С. 164.
  23. H.A. Философия неравенства.- M.: Има- пресс, 1990.- 285 с.
  24. H.A. 0 назначении человека.- М.: Республика, 1993.- 382 с.
  25. Е.Э. К вопросу о мировоззрении Навои, — В кн.: Е. Э. Бертельс Избранные труды.- М.: Наука, 1965.- С. 447.
  26. В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России. // Педагогика.- 1995.- N 1.
  27. Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра.- М.: Мысль, 1986.26? с.
  28. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога.- М.: Педагогика, 1988.- 254 с.
  29. В. О нравственной культуре личности.- В кн.: Нравственная культура: Сущность. Содержание. Специфика.- Вильнюс: Минтис, 1981.- 271 с.
  30. Большая советская энциклопедия./Гл. ред. A.М.Прохоров.-3-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, с 1969 г.
  31. Е.Г., Копасский Б. З. Проблемы гуманитаризации высшего образования. //Педагогика высшей и средней специальной школы.- 1990.- вып. 4.- С. 4−5.
  32. Ю. История государства советского в преданиях и анекдотах.- М.: РИПОЛ, 1995.- 250 с.
  33. М. Коран и современная наука. //Татарские края.-1994.- N 6.- С. 6−7.
  34. Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Высшая школа, 1988.- 416 с.
  35. А.П. Педагогические факторы и критерии развития студентов.- Дисс. канд. пед. наук.- Казань: КГУ, 1991.- 205 с.
  36. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.- М.: Педагогика, 1983.- 137 с.
  37. Вариативный подход в системе гуманитарного образования в ССУЗ.- М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1995.- 91 с.
  38. И.В. Соцаильно-нравственный смысл 10 библейских заповедей.- Автореф. дисс. канд.философ.наук.- М.: МГУ, 1963.- 17 с.
  39. Л.А. Педагогическая культурология.-К, 1995.- 40 с.
  40. Высшая школа в 1994 году: Ежегодный доклад о развитии высшего образования.- М.: НИИВ0, 1995.- 207 с.
  41. Высшая школа и культура России: Материалы Всеросс. науч.-метод. конф.- Красноярск, 1993.
  42. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. Вып. 5−6.- М.: НИИВО, 1994.- 63 с.
  43. М. Моя жизнь.- М.: Наука, 1969.- 612 с.
  44. И.Б. Россия и Восток. Русское мусульманство: мысли, заметки и наблюдения мусульманина.- Казань: Фонд жиен: Татар. кн. изд-во, 1993.- 132 с.
  45. Г. Соч., т.7.- М.-Л.: Гос. изд-во, 1934.- 380 с.
  46. А.И. Собр. соч. в 8 т., т. 2.- М.: Правда, 1975.— 399 с.
  47. В. Словарь к Арабской хрестоматии и Корану.- Казань, 1881.- 915 с.
  48. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: пер. с англ. и франц. /Сост. Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаевой.- М.: Прогресс, 1990.- 495 с.
  49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра.- М.: Гос. ком. РФ по высшему образованию, 1993.- 26 с.
  50. Г. Э. фон. Классический Ислам. 600 1258.- М.: Наука. 1988.- 215 с.
  51. Г. З. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры, — М.: Наука, 1981.- 227 с.
  52. П.А. Происхождение Ислама.- м.: Наука, 1980.
  53. П.А. Формирование арабской народности раннего средневековья.- В кн.: Ислам. Религия, общество, государство.- М.1. Наука, 1984.- 232 с.
  54. Гуманизация высшего технического образования: теория и практика. Материалы науч.-метод. конф.КХТИ.- Казань, 1992.- 46 с.
  55. Гуманизация образования императив XXI века. Выпуск 2. Тезисы докладов к межрегиональной конференции, — Набережные Нелны: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996, — 160 с.
  56. Гуманизм нравственная основа формирования личности студента.- Система воспитания в высшей школе. Выпуск ?.- М.: НИИВИ, 1993.- 30 с.
  57. А.А. Великие моралисты.- М.: Республика, 1995.351 с.
  58. К.Д. Нации и Ислам: Критика философско-теологи-ческих концепций о единстве нации и ислама.- Казань: Татар, кн. изд-во, 1986, — 199 с.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986.- 239 с.
  60. В.П. Общечеловеческое и классовое в современной общественной жизни.- М.: Знание, 1991.- 64 с.
  61. Джалал Ад-Дин Ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Глава о неподражаемости стиля Корана. //Народы Азии и Африки.- 198?.- N 2.- С. 102 113.
  62. .М. Особенности нравственного воспитания старшеклассников национальной школы.- Автореф. дисс. канд. пед. наук. Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 1995.- 19 с.
  63. Джура Пайзи Сулук. Жизнеописание Ахмада Яссави. //Звезда Востока.- 1994.- NN 1 4.
  64. Д. Собр. соч. т.10.- М., 194?.- 56? с. 6?. Дуранов М. Е. Педагогические основы научно-атеистического воспитания учащейся молодежи.- Красноярск: Изд-во Красноярскогоун-та, 1985.- 176 с.
  65. Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления.- М.: Политиздат, 1990.- 286 с.
  66. Д.Е. Философские аспекты мусульманского мышления. //Азия и Африка сегодня.- 1991.- N 5.- С. 42 44.
  67. A.B. Ислам в европейской христианской мысли. // Восток. Афро-азиатские общества: История и современность, — 1995.-N 3, — С. 63 73.
  68. А.Е. Христианство и Ислам: Социокультурные проблемы диалога.- М.: Наука, 1990, — 128 с.
  69. М.Х. Сравнительный анализ системы педагогического образования в некоторых арабских странах и Республике Татарстан.-Дисс. канд. пед. наук.- Казань, 1994.- 202 л.
  70. Зину Мухаммед ибн Джамиль. Столпы ислама и веры.- М.: ПК Сантлада, 1992.- 155 с.
  71. Ибн-Мокафа Абдуллах. Малая книга правил воспитания юношества. // Звезда Востока.- 1991.- N 6.- С. 89.
  72. Л.Н. Что такое интеллигенция. // Вестник высшей школы.- 1989.- N 1.- С. 17−23.
  73. М. Разговор бога с человеком./ Стихи индийских поэтов.- М.: Худож. лит., 1956.- 213 с.
  74. Иман. Условия веры.Хадисы.//Идел.Спецвыпуск.-1990.- N 12.
  75. Интеллигенция и нравственность: Социологические очерки.-М.: НИИВ0, 1993.- 249 с.
  76. А.И., Султангалиева А. К., Юсупов П. С. Современный ислам, человек и общество.- М.: Знание, 1991.- 64 с.
  77. А.И. Концепция личности в современном исламе. // Вестник Российской Академии Наук, т.63.- 1993.- N 1, — С. 18−27.
  78. Исламда хатын-кыз хэле.- Казан, 1992.- 28 бит.
  79. Ислам. Историографические очерки./ Под ред.С. М. Прозорова. М.: Наука, 1991.- 232 с.
  80. Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения: Сб. материалов международного науч. семинара.- Казань: ИЯ-ЛИ, 1994.- 207 с.
  81. Ислам-христианство: конфронтация или диалог.// Наука и религия.- 1994.- N 3.- С.36−39.
  82. Ислам: Энциклопедический словарь.- М.: Наука, 1991.-315 с.
  83. Историческая этнография татарского народа./Сборник статей.- Казань: ИЯЛИ, 1990.- 134 с.
  84. История жизнеописания посланника Аллаха. Составитель Аб-дель Хамид Джуда Ал-Саххар.- М.: ПК Сатланда, 1992.- 158 с.
  85. Кабрин В. И. Коммуникативный мир студента и особенности его личностного развития, — В сб.: Психолого-педагогические вопро сы гуманитарного образования в техническом вузе.- Новосибирск -1989.- 132 с.
  86. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений.- М.: Политиздат, 1988.- 315 с.
  87. В. Ахлаки Мухсини.//Звезда Востока.- 1993.- N 1
  88. Г. М. Шариат и его социальная сущность.- М.:Наука, 1978.- 223 с.
  89. Л.И. Ислам, его происхождение и социальная сущность.- М.'.Знание, 1956, — 40 с.
  90. Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии.- М.: Политиздат, 1988, — 286 с.
  91. Книга Исход, глава 20.- С. 2,4−5,7−10,12−17.
  92. Кон И. С. Социология личности.-М.?Политиздат, 1967.- 383 с.
  93. Коран./ Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей: Перевод И. Ю. Крачковского.- М.:Б.и., 1990.-498 с.
  94. Коран./ Перевод с арабского А. З. Султанова.- Нурлат: Че-ремшан, 1992.- 61 с.
  95. Коран: сказания, предания, притчи./Сост. Х.Исмаилов.- М.: Ред.-изд. комплекс «Милосердие», 1991.- 63 с.
  96. Коран. Переводы смыслов./ Перевод Б, Н.Пороховой.- М.: Book chamber international, 1991.- 383 с.
  97. И.Ю. Очерки по истории русской арабистики.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.- 299 с.
  98. И.Ю. Русский перевод Корана в рукописи XUIII в.- М., 1934.
  99. А.Е. Семитские языки и народы. Часть 3.- М.: Лазарев. ин-т вост. языков, 1909 12.- С. 397.
  100. A.B. Коран и его мир. //Восток: Африкано-ази-атские острова: история и современность.- 1992.- N 5.- С. 148.
  101. П.А. Учащаяся молодежь и религия. //Соц. исследования.- 1995.- N П.- С. 91−99.
  102. Культура, человек, картина мира.- М.: Наука, 1987.- 349 с.
  103. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.- 224 с.
  104. С.А. Человек моральный.- М.: Политиздат, 1989.303 с.
  105. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике.- Таллин: Валгус, 1980.- 334 с.
  106. Лев Толстой и ислам. //Наука и религия.-1994.-N 7.- С. 18.
  107. В.М. Зарубежная глобалистика: проблемы и противоречия.- М., 1988.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  109. Т. Этот неизвестный ислам. /Пер. с англ. //Вечерняя Казань.- 1991−92.- NN 207−256.
  110. М.А. Народность искусства и борьба классов.- В кн.: М. Лившиц. Собр. соч- т.2.- 1986.- 446 с.
  111. .Т. Педагогика. Курс лекций.- М., 1993.
  112. Д.С. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет.- Л., 1989.- 608 с.
  113. Д.С. Раздумья.- М.: Дет.лит., 1991.- 318 с.
  114. А.Ф. Философия. Мифология. Культура, — М.: Политиздат, 1991.- 525 с.
  115. Д.О. Ян Амос Коменский.- М.: Педагогика, 1970.- 440 с.
  116. К.С. Любовь. Страдания. Надежда: Притчи. Трактаты. / Пер. с англ.- М.: Республика, 1992.- 432 с.
  117. К.С. Просто христианство.- Чикаго, 1990.- 219 с.
  118. К.С. Сущность христианства.- Collins Publishers, 1985.- С. 29.
  119. А. Гыйбадэте исламия.- Казан: Татар кит. нэшр., 1989, — 128 бит.
  120. A.B. Ислам и исламоведение на рубеже 80−90 годов. //Народы Азии и Африки.- 1990.- N 4.- С. 139.
  121. Маркова 0. Планы и решения. //Вестник Высшей школы.1990.- N 1.- С. 43.
  122. Маркс К.Капитал.//Маркс К. Энгельс Ф.Соч.- 2-е изд.- т.23.
  123. К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- т.1
  124. В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспитательном процессе средствами искусства.-Казань.: КГ9, 1982.
  125. A.A. Дух Ислама. //Якыйн.- 1994.- N 1.- С. 23−28.- 209
  126. М.И. Мухаммед и учение Корана.- М.: 1996.
  127. А. Развитие исламской мысли. //Курьер Юнеско.-1981.- сент.-окт.
  128. Мен дэ бер хадис.- Казан. 1992, — 73 бит.
  129. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание.- Пермь: ПГПИ, 1990.- 109 с.
  130. Место и роль образования в развитии культуры: социально-философский аспект.- Харьков, 1992.- 121 с.
  131. Методики для изучения особенностей личности школьников.-Казань, 1991.- 36 с.
  132. Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире: Очерки исламской цивилизации, — М.: Наука, 1991.- 189 с.
  133. Л. Религия в системе культуры. //Наука и религия.- 1988.- N 1.- С. 22−25.
  134. Могилевская М. П, Гуманитаризация технического образования: проблемы и подходы. //Гуманизация науки и образования: Материалы научно-методической конф.- Харьков, 1991, — С. 16.
  135. С. Избранные атеистические произведения.- М., 1965.- С. 27.
  136. Мусави Лари, Саййид Муджтаба Рукни. Молодежь и нравственность. /Центр исламоведческих исследований «Иршад" — Пер. Алиева Р.- Баку, 1993.- 175 с.
  137. Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы, — Казань: Информ. центр ИССО РАО, 1996.- 328 с.
  138. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования.- М.: Изд-во «Магистр», 1995.222 с.
  139. Г. В., Низамов P.A. Педагогическая культура татарского народа. Пособие для учителей, преподавателей и учащихся.- Казань: Заря-Тан, 1994, — 114 с.
  140. С. О вере. //Звезда Востока.- 1993.- NN 3−4,
  141. В.Н. Личность и неврозы.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. I960.- 426 с.
  142. Л.И. Этика студента: Теоретико-прикладное исследование.- Минск: Университетское, 1988.- 135 с.
  143. B.C. Поэзия и судьба: над страницами духовной биографии Пушкина.- М.: Сов. писатель, 1987.- 448 с.
  144. Ф. Антихристианин.- Ашхабад, 1990.- С. 4,6.
  145. Новое педагогическое мышление./ Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989, — 280 с.
  146. Нравственная культура личности./ И. Ф. Надольный, В. П. Андрушенко, Н. Е. Зелинский и др.- Киев: Вища школа, 1986.- 190 с.
  147. Нравственная культура: Сущность, содержание, специфика./ Сб. статей.- Вильнюс: Минтис, 1981.- 271 с.
  148. Нравственное воспитание в системе формирования нового человека: Сб.науч.тр.- Свердловск: 9р. ГУ, 1985.- 151 с.
  149. Нравственное воспитание: поиски новых подходов: По материалам «круглого стола»./ Сост. С. А. Лощакова.- М.: Знание, 1989.63 с.
  150. Нравственное самосовершенствование личности.- М.: Знание, 1989.- 62 с.
  151. Нравственно-эстетическое воспитание студентов: Межвуз. сб. науч. тр.- Сыктывкар, 1987.- 135 с.
  152. Нравственно-эстетическое формирование личности в молодежном коллективе: Межвуз. сб. науч. тр.- Саранск: МГУ, 1987.- 155 с.
  153. Опросники и тесты психологической диагностики: Методические указания.- Казань, 1993.- 60 с.
  154. Осипов П. Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности. Казань: ИСС01. Р. АО,. .1996.- .Ш) -.е.
  155. Очерки теории и истории культуры. /Под ред. И. Ф. Кефели, И. А. Громова.- СПб., 1992.
  156. Н.М. Закономерности динамики психических явлений.- Казань: КГУ, 1984.- 235 с.
  157. А. Человеческие качества. /Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1985.- 312 с.
  158. М.Б. Коранические сказания.- М.: Наука, 1991.- 219 с.
  159. М.Б. Пророческое движение в Аравии 7 века.- В кн.: Ислам. Религия, общество, государство.- М., 1984.- С. 22.
  160. К.К. Система психологии и теория отражения.- М.: Наука, 1982.- 309 с.
  161. Попов 0. 0 раритетах без пиетета. //Вестник высшей школы.- 1991.- N 12.- С. 48−53.
  162. В.М. Ислам как он есть. //Россия и современный мир.- 1995.- N 2.- С. 33−36.
  163. М.М. Как оптимизировать процесс воспитания.- М.: Знание, 1984.- 80 с.
  164. Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества. Философско-метод. анализ.- М.: Изд-во Рос. ун-та Дружбы народов, 1993.- 146 с.
  165. Пошшоходжа. Из «Ключа справедливости».//Звезда Востока.-1991.- N 4.- С. 122.
  166. Психолого-педагогические вопросы гуманитарного образования в техническом вузе.- Новосибирск, 1989.- 132 с.
  167. Пэйгамбэрлзр тарихы.- Казан: Тат.кит.нзшр., 1992.- 144 б.
  168. Развитие нравственных убеждений школьников. /Под. ред. М. И. Боришевского.- Киев: Рад. шк., 1986, — 179 с.
  169. Развитие образования России. Федеральная программа, раздел «Высшее образование».- М., 1993.
  170. .В. Роль религии в духовном возрождении России. //Россия и современный мир.- 1995.- N 2.
  171. Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе: Межвуз. сб./Под ред. С. Н. Савельева.- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1991.- 183 с.
  172. Религия, общество и государство в XX веке: Мат-лы конф.-М.: Ин-т Истории СССР, 1991.- 143 с.
  173. Э. Магомет и происхождение Ислама. //Звезда Востока.- 1992.- NN 11, 12.
  174. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности.- М., 1996.- 144 с.
  175. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. Основания реформы гуманитарного образования высшей школы.- М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов 1991.- 154 с.
  176. Н.С. Философия гуманитарного образования. Ценност ные основания базового гуманитарного образования высшей школы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специа листов, 1993.- 194 с.
  177. Ф. Торжество знания: концепции знания в сред невековом Исламе.- М.: Наука, 1978.- 372 с.
  178. Т. Откровение через вечное. //Звезда Востока. 1995.- NN 3−6.- С. 4−26.
  179. Г. Н. Будущее человечества. Исламский прогноз //Свободная мысль.- 1992.- N 6.- С. 75−80.
  180. К.С. Культура и регуляция деятельности.- Ере ван, 1986.- С. 75.18?. Священный Коран. Антология.- Исламабад, 1991.- 4? с.
  181. Синасер Мохамед Аллал. Учителя, ученики и этика познания
  182. Курьер Юнеско.- 1981.- сент.-окт.- С. 38.
  183. Словарь по этике.- М.: Политиздат. 1981.- 430 с.
  184. Словарь русского языка. /Сост. С. И. Ожегов.- И.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1953.- 848 с.
  185. Словарь синонимов русского языка^в 2-х томах.- Т.2, — Л.: Наука, 1971.
  186. Н.А. Очерки истории изучения ислама в СССР.- М.: Изд-во АН СССР. 1954.- 276 с.
  187. Современный Ислам. Проблемы исламоведения: Сб. обзоров. / Ред.- сост. Л. В. Сагадеев.- М.: ИНИОН, 1992.- 105 с.
  188. В. Мухаммад. Его жизнь и религиозное учение. //Звезда Востока.- 1992.- N 4.
  189. П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992, — 543с.
  190. Становление гуманистического мировоззрения личности. Пособие для студентов пед. вузов./ Под ред. Р. М. Роговой.- М., 1994,-223 с. 19?. Струминский В. В. Духовный мир противостоит хаосу.// Наука и религия.- 1992.- N 10.- С. 2.
  191. Р.И. Становление арабо-мусульманской этической мысли 7−12 века.- Автореф.дисс. д-ра фил. наук.- М.: РАН, 1993.42 с.
  192. Сущность и структура гуманитарной составляющей образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавров в технических вузах.// Система воспитания в высшей школе. Вып.2.- М., 1993.- 46 с.
  193. Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса.-К.:ИСС0 РАО, 1993.- 92 с.
  194. Тарази 3. Коран и цивилизация.- 1990.
  195. Р.К. Современные обряды татарского народа. Ис-торико-зтнографическое исследование.- Казань: Татар.кн. изд-во, 1984.- 145 с.
  196. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. /Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.- 608 с.
  197. К.Д. Собр. соч., т.2.- М.: Изд-во Академии пед. наук, 1948.- С. 63.
  198. Р. Несколько эпизодов из жизни муфтия. //Наука и жизнь.- 1990.- N 1.- С. 4.
  199. Р. 1100 лет назад. //Вечерняя Казань.- 1989.
  200. Р. Ислам во времени .
  201. Философская энциклопедия.- М., 1970.- Т. 5.
  202. Философский словарь, /под ред. И. Т. Фролова.- 5 изд.- М.: Политиздат, 1987.- 590 с.
  203. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1983.- 839 с.
  204. Г. Письма к Иваску. Письмо от 24.11.1972. //Вестник РХД.- 1980.- N 130.- С. 52.
  205. Формирование культурной среды в техническом вузе.- М.:1. НИИВ0, 1994.- 33 с.
  206. Д.В. Мусульманская эстетика и Коран. //Восток: Афро-азиатские острова: история и современность.- 1992.- N 6.- С. 73−88.
  207. И.Т. 0 человеке и гуманизме.- М.: Политиздат, 1989.- 559 с.
  208. Фромм 3. Иметь или быть. /Пер с англ.- М.: Прогресс, 1990.- 331 с.
  209. Хазрат Мирза Гулам Ахмад из Кадиана. Философия исламских учений. 1991.- 139 с.
  210. Хазрат Мирза Тахир Ахмад, носящий титул Халифатул Масих IU. Отличительные черты ислама, 1990.
  211. Хайям 0. Рубай.- Ташкент, 1977.- С. 18.
  212. А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция.- М.: Наука, 1985, — 304 с.
  213. Хамадани Рашид ад-дин. Изречения. // Звезда Востока.1991.- N 5.
  214. Я.И. Из истории педагогической мысли.- Казань: Таткнигоиздат, 1967.- 232 с.
  215. Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе.- В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990, — С. 26−76.
  216. Г. М. Исламская мораль: иллюзии и реальность.-Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990, — 159 с.
  217. Шакуров Р.X.Психология руководства педагогическим коллективом.- М.:Магистр, 1995.
  218. Г. И. 0 гуманитаризации технического образования. // Вестник высшей школы.- 1988.- N 5.- С. 6−8.
  219. Шихабетдин Марджани. Казан хзм Болгар Хэллэре турында файдалынган хэбэрлэр.- Казань: Татар китап нэшр., 1989.
  220. В.Л. Изучение истории религий как фактор развития общей культуры учителя в процессе повышения квалификации.- Авто-реф. дисс. канд. пед. наук.- СПб, 1995.- 16 с.
  221. Ю.А. Утопия или устроительство.- В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Прогресс, 1990.- С. 7−24.
  222. Якан Фатхи. Ислам: Идеи. Движения. Перемены.- М.: ПК1. Сантлада, 1932.- 64 с.
  223. А.Н. Предисловия. Обвал. Послесловие,.- М.:Ново ти, 1992.- 286 с.
  224. Яссави. Поучение. Притча о самом себе. //Звезда Востока 1991.- N 4.- С. 128.
  225. Ф. Имам. // Татарстан.- 1993.- N 3.
Заполнить форму текущей работой