Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политика кросс-культурного образования Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях многоэтничности и поликультурности особое значение придается согласованным решениям проблем воспитания и обучения. По сути, на многонациональном пространстве ЕС возникает мощная федерация, существенным инструментом создания которой оказывается объединение в сфере образования. Начало этого процесса относится к середине прошлого столетия. В 1954 г. СЕ принял «Европейскую культурную… Читать ещё >

Политика кросс-культурного образования Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Создание транснационального образовательного пространства

В Западной Европе на притяжении последних 50 лет возник крупнейший в мире транснациональный объект образования. Это произошло в условиях радикальных демографических перемен, которые привели к тому, что население Западной Европы сделалось значительно более пестрым в культурном и этническом отношении. Ни одна из западноевропейских стран не является в этом смысле исключением.

Создание общего пространства, воспитание европейского сознания — один из главных векторов интеграции в сфере образования.

Двигателями такой политики являются различные структуры Евросоюза, в первую очередь Совет Европы, постоянная Конференция министров образования. В строительстве «европейского дома» принимают активное участие школа и педагогическая наука. Движение в этом направлении происходит при поддержке научных, общественных институтов: «Европейского фонда культуры», «Европейской ассоциации преподавателей», «Европейской сети исследований в области образования», «Европейского общества сравнительной педагогики», «Международного педагогического клуба европейских столиц» и др.

Политика ЕС предусматривает формирование гражданина Европы на основе диалога и сотрудничества участников интеграционных процессов. Идея воспитания новой идентичности означает, что жители Западной Европы должны осознавать себя не только отдельными этносами, но прежде всего европейцами, которых связывают исторические и культурные корни одной цивилизации.

В условиях многоэтничности и поликультурности особое значение придается согласованным решениям проблем воспитания и обучения. По сути, на многонациональном пространстве ЕС возникает мощная федерация, существенным инструментом создания которой оказывается объединение в сфере образования. Начало этого процесса относится к середине прошлого столетия. В 1954 г. СЕ принял «Европейскую культурную конвенцию», где подчеркнута приоритетная роль образования в развитии европейской культуры. В дальнейшем СЕ принимает новые документы, где всякий раз подчеркивается подобная стратегическая цель. В соответствии с этой целью формулируются более частные политические задачи. Тематика рекомендаций по проведению единой педагогической политики чрезвычайно обширна: борьба с расизмом и ксенофобией, воспитание религиозной терпимости, равенство полов в образовании и др.

Европейская интеграция резко актуализирует задачи образования в многоэтническом социуме. В объединенной Европе возникают новые социальные проблемы, связанные с усложнением феномена культурного и этнического многообразия. Сохранение предпочтений и приоритетов культурно-образовательных интересов суперэтносов может означать сокращение возможностей развивать и обогащать путем образования языки и культуру этнических меньшинств. Нарастает злободневность сотрудничества в сфере культуры и образования представителей больших и малых этносов, европейцев и неевропейцев, христиан и мусульман, иммигрантов и автохтонов (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Решения наднациональных европейских органов об организации межкультурного диалога в сфере образования[1]

Год.

Документ.

Выдержки из документов.

Резолюция 13-го Комитета министров.

" Рекомендует… меры… направленные на: 4. Сохранение культурного наследия и самобытности кочевников. 5. Помощь им в получении образования" .

Рекомендация Совета министров СЕ.

" …Прилагать усилия, чтобы при содействии родины иммигрантов обучать их детей на родном языке и приобщать к родной культуре" .

Директива СЕ.

" … Принимать меры, чтобы при содействии страны происхождения обучать детей рабочих-иммигрантов их родному языку и культуре" .

Рекомендация R (928) СЕ.

О проблемах образования и культуры национальных меньшинств Европы «рекомендует постепенный переход к обучению детей на их родном языке» .

Резолюция Европарламента.

" Призывает принять меры по защите языков меньшинств" .

Рекомендация R (84) СЕ.

" …Сделать интеркультурный аспект частью подготовки учителей" .

Рекомендация R (85) СЕ.

" …Содействовать ознакомлению и изучению прав человека… в школьной пр01раммс, включающей межкультурное… понимание" .

Проект № 7 СЕ.

" Образование и культурное развитие иммигрантов. Учитывать особенности иммигрантов как «носителей культур», «воспроизводить и развивать самобытность» .

Проект СЕ «Среднее образование для Европы» .

В числе ключевых компетенций, необходимых каждому человеку: «компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно „вооружить“ молодежь межкультурными компетенциями, такими как: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий» .

Декларация постоянной конференции европейских министров образования «Интеркультурное образование в новом европейском контексте» .

Выражена «решимость принять меры, но межкультурному образованию как важному компоненту политики в области образования» и «предусмотреть соответствующие меры на уровне программ обучения, школьного управления и подготовки преподавателей» .

Школьная политика Евросоюза, касающаяся культурно-этнического многообразия, связана с необходимостью ответить на культурно-образовательные запросы представителей региональных и транснациональных малых автохтонных культур. К первым относятся корсиканцы, бретонцы, каталонцы, провансальцы, эльзасцы, валлийцы, ирландцы, шотландцы и т. д. Ко вторым, например, баски и цыгане. Так, цыган насчитывается не менее 12 млн, и это наиболее многочисленная малая автохтонная группа[2]. Другая проблема политики мультикультурализма, быть может, наиболее острая в настоящее время, возникла из-за появления миллионов новых иммигрантов — носителей множества субкультур.

Выстраивание новых отношений с этнокультурными меньшинствами — важнейшее направление педагогической политики Евросоюза. На протяжении последних 50 лет правящие элиты Западной Европы прошли путь от имперских амбиций относительно национальных меньшинств до признания их права на достойное и особое воспитание и обучение. В политических кругах сосуществуют два подхода к воспитанию малых этнокультурных групп: на адаптацию и поддержку культурно-образовательных интересов. Главным стратегическим ориентиром остается интеграция в культуру доминирующей нации.

Учет интересов этнических меньшинств в образовании провозглашен официальным курсом Евросоюза. ЕС инициирует в отношении меньшинств кросс-культурное образование. Начало такой стратегии положено проектом «Образование и культурное развитие мигрантов» 1980 г. В дальнейшем приняты заявление «О проблемах образования и культуры национальных меньшинств Европы», доклад «Образование для всех», где провозглашены принципы плюрализма, направленные на сохранение оригинальных культур национальных меньшинств и воспитание осознания принадлежности к этим культурам. С 1998 г. действует «Конвенция СЕ», где подтверждено право национальных меньшинств на сохранение культурной идентичности, в частности на изучение родного языка.

Европейская политика предусматривает педагогическую поддержку этнических меньшинств. Определены три главных направления такой поддержки: компенсирующее, дифференцированное обучение; двуязычное обучение; культурный диалог с учащимися — представителями ведущих этносов.

Рекомендации и директивы СЕ и Евросоюза о кросс-культурном образовании пока далеки от систематического осуществления. Вопреки общеевропейским документам и декларациям, внедрению такого образования не уделяют должного внимания и его перспективы рассматриваются достаточно сдержанно. Соответствующие проекты отодвигаются на задний план. Не предпринимается систематических усилий, направленных на сохранение культуры малых этносов, особенно общин иммигрантов. Часто дело ограничивается заявлением, за которым следуют малозначимые реальные меры.

Противниками кросс-культурного образования выступает часть правящих элит, ряд лидеров коренных малых этнических групп, а также идеологи иммигрантов, особенно мусульман.

  • [1] Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика. М., 2013.
  • [2] Джуринский Л. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой