Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание курса отвечает соответствующему государственному стандарту высшего непедагогического образования. Оно нацелено главным образом на обоснование основных направлений формирования специалистов, как в области их человеческой педагогической деятельности, так и предметной профессиональной компетентности, цель которой — человекообразование, формирование свободной и ответственной личности… Читать ещё >

Введение. Педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как-то одному из авторов этой книги, не без волнения пришедшему в аудиторию технического вуза для того, чтобы начать читать курс педагогики, пришлось столкнуться с недоумением своих молодых слушателей:

— Нам-то зачем тратить время на эту науку? Мы учителями быть не собираемся, а в расписании и гак три-четыре «пары», если не больше, каждый день, и занятия эти нам для будущей профессии действительно необходимы! Школу мы уже, слава Богу, давно закончили…

Что ж, студентов можно понять (другое дело, что через несколько встреч и они поняли преподавателя, заинтересовавшись новой дисциплиной), тем более что факты подобного «протеста» вовсе не редки. Впрочем, и от наших коллег-преподавателей приходилось слышать подобные мнения. Да и мы, авторы данного учебного пособия, размышляя над тем, каким оно должно быть, тоже ставили перед собой вопрос: «И правда, зачем нужна педагогика в непедагогическом вузе?» .

Между тем ответ на него не так уж сложен. Любая работа — в технической ли, в гуманитарной сфере — это практически всегда работа с людьми: с коллегами, под чьим-то началом, руководя другими, в большом коллективе или небольшой группе, на предприятии или в учреждении, занимаясь производством или бизнесом… Рядом неизменно разные люди, и каждый влияет на других, в свою очередь подвергаясь их влиянию. А это значит, что чаще всего неосознанно, но все мы чему-то учим других, воспитываем их, будучи при этом обучаемы и воспитываемы ими.

Сказанное относится к любому профессионалу — инженеру, врачу, менеджеру, иному квалифицированному специалисту. Впрочем, каждый из нас является еще и членом своей семьи, чьим-то соседом, кому-то приятелем… К тому же каждый человек — индивидуальность с неповторимым характером, личностными качествами, типом мышления, отношением к людям, носитель определенного стиля общения, обладатель уникального опыта, имеющий свои ценности, ставящий перед собой определенные цели и ориентирующийся на те или иные перспективы, требующий. многого от других и чего-то от себя и соответственно поступающий так или иначе, самовыражаясь и этим предъявляясь людям своими поступками, словами, внешностью. Это ли не воспитывающее влияние?!

Особенно сложно бывает молодому специалисту — где бы, как бы и с кем бы он ни работал. От него требуется правильное взаимодействие с людьми, от которого напрямую зависят успех общего дела и личной деятельности, удовлетворенность ею, перспективы профессионального роста. Отсюда — не менее важна работа над собой, самообразование и самовоспитание — способности быть педагогом.

Впрочем, не только им. Обращаясь к людям, которые не собираются быть учителями, мы тем не менее посчитали нецелесообразным вовсе игнорировать некоторые конкретные педагогические проблемы воспитания детей, подростков, юношества. Ведь со многими из этих проблем современный студент уже сталкивался в своем школьном опыте; возникают они, измененные временем, и в нынешней жизни, непременно потребуют решения и в дальнейшем — в семье будущего специалиста: какой бы ни была его профессиональная деятельность, ее успех всегда так или иначе обусловлен домашней ситуацией. Все мы — педагоги и друг другу, и нашим детям.

В целом наша книга — не просто педагогика, а общая педагогика, причем в двух значениях: во-первых, посвященная самым общим вопросам образования, воспитания, обучения; во-вторых, именно поэтому необходимая всем специалистам. Задачами педагогики как одной из дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов разного профиля определяется и алгоритм изложения материала в данном учебном пособии: от восприятия студентом информации к ее осмыслению и реализации на практике.

Содержание курса отвечает соответствующему государственному стандарту высшего непедагогического образования. Оно нацелено главным образом на обоснование основных направлений формирования специалистов, как в области их человеческой педагогической деятельности, так и предметной профессиональной компетентности, цель которой — человекообразование, формирование свободной и ответственной личности соответственно образу и смыслу целостного человеческого бытия и развития всех духовных сил человека: широкого кругозора, мировоззрения, гражданственности, более высокого уровня потребностей, нравственной и эстетической культуры, совершенствования ума, чувств, воображения.

Выпускник высшего учебного заведения на выпуске должен владеть набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах деятельности. Это позволит ему решать различные проблемы в повседневной, профессиональной, общественной и личной семейной жизни.

В Совете Европы в свое время был принят список ключевых компетенций, которыми должен овладеть молодой европеец.

Он состоит из пяти разделов:

  • — политическая и социальная компетентность;
  • — способность к жизни в поликультурном мире;
  • — коммуникативная культура (в том числе владение устной и письменной речью более чем па одном языке);
  • — информационная коммуникативная грамотность;
  • — способность учиться всю жизнь.

В стратегии модернизации содержания общего и профессионального образования российские ученые-педагоги, да и специалисты других областей науки, склонны распределять компетентность по сферам:

  • — компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации и умения пользоваться ими;
  • — компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности; выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;
  • — компетентность в социально-трудовой сфере, в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самореализации;
  • — компетентность в семейно-бытовой сфере, включая заботу о собственном здоровье, умение устроить жизнь в семье и т. д.;
  • — компетентность в сфере досуга, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Следовательно, под образовательной компетенцией понимается совокупность смысловых ориентаций по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личности и социально значимой продуктивной деятельности.

Это означает, что перед любым высшим учебным заведением, профессорско-преподавательским составом в отношении обучающихся стоят следующие задачи: научить учиться, т. е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины взаимосвязи; научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни; научить ориентироваться в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности; научить решать проблемы профессионального выбора. А это предполагает, что обучающийся овладел следующими составляющими компетенциями: мотивами деятельности; умением ориентироваться в источниках информации; умениями, необходимыми для осуществления определенных видов деятельности; теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для понимания сущности проблемы и выбора пути ее решения; умениями к выдвижению (поиску, коррекции) цели, выбору методов и критериев оценки профессиональной деятельности; умением реализовать в позиции «субъекта-одиночки» независимо от числа параллельно действующих коллег, т. е. им освоен индивидуальный механизм достижения цели; умением осуществлять постоянную обратную связь, позволяющую оперативно корректировать ход деятельности; умением соотносить качество получаемого на индивидуальном уровне результата с социально и педагогически принятыми нормами[1].

Формирование компетентностей происходит через изучение учебных предметов и через всю организацию вузовской жизни. Следовательно, образовательный процесс не огранивается учебным процессом — он включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование обучающихся, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной студенческой жизни. Компетентность личностного самосовершенствования позволяет осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Перечисленные выше ключевые компетенции должны «содействовать становлению такого человека, который способен к сопереживанию, готов к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважает себя и других, терпим к представителям других культур и национальностей»[2].

Авторы прекрасно понимают, что профессиональной компетентности нельзя обучить, ее может самостоятельно сформировать только сам человек, проходя через различные ситуации, требующие от него соответствующих компетентных действий, решений, выбора позиций, т. е. реализации своей субъектности, рефлексии жизненного опыта.

Очевидно, что переход от знаниевой модели образования к компетентностной не может быть мгновенным, и сосуществование знаниевой и компетентностной моделей будет довольно длительным, а может быть и постоянным.

Авторы надеются, что учебное пособие поможет студентам в формировании учебно-исследовательской, образовательной компетенции, которая станет основой для успешной реализации компетентностного подхода.

Содержание курса педагогики в пособии представлено в трех разделах, состоящих из нескольких глав.

Каждая глава включает необходимый информационный материал, вопросы для самопроверки, список основной и дополнительной литературы. В конце книги приведены материалы (ситуации) для размышлений и совместных обсуждений на семинарах, практических занятиях; мы назвали их «Фрагменты из жизни». Они даны по алфавиту, и преподаватель может рекомендовать те или иные в каждом конкретном случае.

Подчеркнем, «Фрагменты» — это обращение к позиции самого читателя, они стимулируют вопросами его собственные размышления о различных явлениях и процессах педагогического характера. Надеемся, что представленные ситуации помогут решению общей образовательной задачи, связанной с приобщением читателя к педагогике.

Завершает книгу «Краткий словарь педагогических терминов», который дает представление о значении того или иного нового понятия.

Завершить вступительное слово мы хотим обращением к преподавателю, понимая всю сложность его позиции, ведь педагогика в непедагогическом вузе едва ли не более других дисциплин несовместима с преобладанием эмпирики, теоретизирования; она требует верной интонации, сочетания строгой научности с практикой. Достижение преподавателем убедительного изложения материала не только для запоминания, размышления над ним, но и для применения в значительной мере обусловлено непременным учетом профессионального профиля студентов (тем более когда речь идет о «вечерниках» или «заочниках», которые уже работают по специальности). Имеется в виду взаимосвязь общих положений педагогической науки и практики с особенностями содержания и условий работы врача или программиста, социолога или инженера, строителя или юриста…

В новом издании авторы постарались учесть те основные изменения, которые произошли в жизни общества и в системе образования; достижения педагогической науки и практики в области подготовки специалистов.

Надеемся, что книга будет полезна и преподавателям, и студентам. Желаем успехов и тем и другим!

П. Пидкасистый

  • [1] См.: Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология: учеб. пособие для студентов вузов. П., 2005. С. 51.
  • [2] Краевский В. В. Общие основы педагогики: учебник для студентов педагогических заведений. М., 2003. С. 61.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой