Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические основы формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз: На примере профильных классов по экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим перед обществом возникла важная педагогическая проблема — проблема формирования личности молодого человека, владеющего принципами управления собственной жизнью в контексте гармоничного развития системы «Природа — общество». От молодежи сегодня требуется проявление социальной активности, гражданской ответственности, нравственной устойчивости к негативным явлениям современной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ % ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В
  • УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛА-ВУЗ
    • 1. 1. Понятие естественнонаучной культуры в философии, культурологии и педагогике
    • 1. 2. Сущность и функции естественнонаучной культуры
    • 1. 3. Формирование естественнонаучной культуры учащихся профильных классов по экономике как условие их готовности к обучению в вузе
    • 1. 4. Критерии и показатели сформированности естественнонаучной культуры старшеклассников
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ШКОЛА-ВУЗ
    • 2. 1. Состояние сформированности естественнонаучной культуры у учащихся профильных классов по экономике
    • 2. 2. Моделирование процесса формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз
    • 2. 3. Организация, методика и результаты формирующего эксперимента

Педагогические основы формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз: На примере профильных классов по экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные противоречия в системе «Природа — общество» переросли в кризис, поставивший человечество на грань катастрофы. Темпы развития цивилизации увеличиваются с каждым годом, что порождает новые проблемы. Однако причиной возникшего кризиса является не только научно-технический прогресс как таковой, а также неадекватность нравственно-этических оценок человеком собственной деятельности, следствием которых является развитие человеческих потребностей в ущерб природной среде.

В связи с этим перед обществом возникла важная педагогическая проблема — проблема формирования личности молодого человека, владеющего принципами управления собственной жизнью в контексте гармоничного развития системы «Природа — общество». От молодежи сегодня требуется проявление социальной активности, гражданской ответственности, нравственной устойчивости к негативным явлениям современной действительности в условиях рыночной экономики, * способности к активному выстраиванию своего будущего в реальных условиях. Особую актуальность данная проблема приобретает в системе школа-вуз, поскольку формирование личностных качеств, способствующих гармонизации отношений человека с Природой — это динамичный процесс, требующий эффективного педагогического руководства на всех этапах непрерывного образовательного процесса.

Ряд исследователей видят решение данной проблемы в развитии концепций фундаментализации (И.Ю.Алексашина, Т. Е. Зорина, Е. Б. Спасская, А.Д.Суханов) и гуманитаризации (В.В.Сериков, В.М.Симонов) естественнонаучного образования, что в целом согласуется с новой образовательной парадигмой, провозглашающей в качестве идеалов 4 образования фундаментальность, целостность и ориентацию образования на интересы формирования человеческой личности. Однако данные подходы, на наш взгляд, сегодня являются недостаточными для достижения ведущей цели педагогического процесса, которая состоит в формировании «человека культуры» в широком смысле слова и предполагает гармонизацию всех компонентов общей культуры личности. Поскольку культурная сущность человека является системообразующим компонентом его личностной целостности, мы считаем необходимым рассмотрение в педагогическом аспекте такого важного компонента общей культуры личности, как естественнонаучная культура, которая призвана обеспечить научно обоснованное освоение человеком мира Природы на основе ценностного отношения к объекту деятельности.

Исследование проблем общей культуры личности заметно активизировалось в последние годы. Как правило, предметом исследования выступали отдельные стороны личностной культуры. Мировоззренческий аспект культуры личности рассматривается в работах В. Г. Афанасьева, Л. А. Воловича, В. С. Ильина. Формированию эстетического компонента культуры личности посвящены работы Э. А. Баллера, Л. Н. Когана, А. Г. Харчева и др. Ряд исследователей — Т. В. Боровикова, Т. И. Заславская, И. Б. Иткин, И. А. Сасова и др. — обосновали важность формирования экономической культуры личности в условиях глубоких социально-экономических преобразований в современной России.

Экологизация образования привела к вычленению экологической составляющей в общей культуре личности, которую рассматривают как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой. В работах большинства исследователей (Э.В.Гирусов, Н. С. Дежникова, Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, О. В. Рублева, И. П. Сафронов, Е. В. Сигарева, И. Ю. Солдаткина и др.) экологическая культура представлена как система, состоящая из взаимосвязанных элементов: экологического сознания, экологического отношения и экологической деятельности, и в педагогическом аспекте связана с экологическим образованием и воспитанием.

В целом признавая данный подход, считаем однако, что он не дает возможности целостного применения понятия экологическая культура ко всем сторонам мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Поэтому мы разделяем мнение ряда специалистов (В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов) о том, что мировоззренческий аспект понимания экологических проблем должен быть значительно расширен на современном этапе. Нельзя понять данную систему и смысл существующих в ней противоречий вне обращения к универсальным объективным законам, которым подчиняется глобальная метасистема — Вселенная.

Основанием для построения научно-теоретической концепции и программы исследования формирования естественнонаучной культуры личности послужили работы в области педагогики, философии, культурологии, психологии, естественных наук, синергетики.

Сущность естественнонаучной культуры, ее место в общей культуре, понятийный аппарат определили философы С. В. Власова, Ч. Сноу, Р. Фейнман, И. Т. Фролов, О. В. Ханова, Р. И. Храпко. В основу изучения проблем естественнонаучной культуры, мышления, сознания легли труды В. И. Вернадского, В. Э. Войцеховича, Г. Г. Малинецкого, Н. Н. Моисеева, Ю. Ротенфельда, а рассмотрение социологических аспектов теории и практики формирования естественнонаучной культуры основано на работах А. А. Горелова, В. Н. Лавриненко, В. А. Любичанковского, С. М. Богуславской,.

A.В.Кокина, О. В. Нагорной, В. П. Ратникова, С. Г. Хорошавиной.

Собственно педагогические аспекты естественнонаучного образования в контексте культуры представлены в работах О. Н. Голубевой,.

B.И.Данильчук, П. С. Дышлевского, Н. В. Земель, Л. Я. Зориной, Н. И. Ильина, В. И. Серикова, А. Д. Суханова, В. Ф. Хохлова.

При потенциальных возможностях, которые имеет сегодня система школа-вуз, мы сталкиваемся с тем, что старшеклассники и студенты не обладают достаточным уровнем общей культуры в целом и естественнонаучной культуры в частности. Данное обстоятельство подтверждают результаты опроса учащихся профильных классов по экономике и студентов экономического вуза, в результате которого было установлено, что 65% опрошенных не видят необходимости в изучении естествознания. Данное обстоятельство, на наш взгляд, объясняется тем, что 49% респондентов не находят применения естественнонаучным знаниям в повседневной жизни, 68% из общего числа опрошенных не имеют представления о возможности их использования в будущей профессиональной деятельности. При ранжировании ценностей, отражающих приоритетные цели существования, 84% опрошенных на первое место выдвигают здоровье, притом, что значимость Природы как ценности отмечают для себя только 9% респондентов. Причина данного противоречия кроется в отсутствии понимания студентами глубокой взаимосвязи между Природой и Человеком, между процессами, происходящими в Природе, и уровнем здоровья людей.

Анализ практики показывает, что учащиеся получают в стенах школы большой объем фрагментарных знаний, не осознавая до конца возможность применения их в практической деятельности, что влечет за собой снижение познавательного интереса, препятствует формированию целостного мировосприятия и самоопределению личности в будущем. Это, в свою очередь, осложняет процесс адаптации выпускников школы к условиям вузовского образования, а также непрерывный процесс формирования личностных качеств, определяющих нравственную устойчивость личности в современных условиях становления рыночных отношений.

Сформированность естественнонаучной культуры в общей культуре личности позволит Человеку ощущать себя частицей Природы в рамках Вселенной, жить в соответствии с ее законами, стремиться к гармонии с ней, что так необходимо в современных условиях. При этом у молодежи должны быть сформированы такие личностные качества как социальная активность, высокая нравственность, гуманность, бережливость, гражданская ответственность, способность оценивать свои действия с позиции принципа природосообразности. Формирование естественнонаучной культуры в системе школа-вуз позволит обеспечить «сквозную» естественнонаучную подготовку молодого человека, будет способствовать формированию у него ценностного отношения к Природе, соответствующих этому нравственных установок и опыта нравственно-ценностного поведения. Все это дает основание рассматривать проблему формирования естественнонаучной культуры как педагогическую проблему, решение которой связано с преодолением ряда противоречий между:

— отсутствием направленности учебно-воспитательного процесса на развитие естественнонаучного компонента в общей культуре личности подрастающего поколения и заказом общества на формирование самостоятельного, ответственного, творчески мыслящего молодого человека, стремящегося к гармоничному взаимодействию с Природой;

— многообразием попыток введения естественнонаучной информации в процесс общеобразовательной и профессиональной подготовки и отсутствием целостной концепции, раскрывающей сущностные признаки ЕНК и ее значение в формировании личности школьников и студентов;

— направленностью образовательного процесса на усвоение объективного знания о Природе и необходимостью формирования ценностного отношения к ней, осознания ответственности, которая ложится на каждого человека в современных условиях;

— ориентированием учебно-воспитательного процесса на экстенсивные варианты обучения и воспитания и необходимостью использования инновационных форм и методов обучения, нацеленных на моделирование ситуаций научного поиска, развитие эмоционально-чувственного отношения к системам живой и неживой природы, подготовку школьников и студентов к практической деятельности в системе «Природа — общество» в условиях насыщенной информационной среды.

Несмотря на то, что базовые учебные программы общеобразовательной школы и Государственные стандарты высшего профессионального образования включают дисциплины естественнонаучного цикла, в педагогическом процессе отсутствует совокупность организационно-педагогических условий, позволяющая целенаправленно формировать естественнонаучную культуру личности. Это в целом отражается на уровне общей культуры молодого человека и препятствует его эффективной адаптации в системе «Природа-общество».

Выявив комплекс существующих противоречий, можно сделать вывод о наличии ведущего противоречия между требованием современного общества к формированию естественнонаучной культуры личности молодого человека и неразработанностью данной проблемы, как в теоретическом аспекте, так и в практике непрерывного образования в системе школа-вуз.

С учетом этого противоречия была определена тема исследования, проблема которого заключается в выявлении организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование естественнонаучной культуры личности в системе школа-вуз.

Цель исследования — определить организационно-педагогические условия в системе школа-вуз, способствующие формированию естественнонаучной культуры личности молодого человека.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс * в профильных классах средней общеобразовательной школы и в вузе.

Предмет исследования — педагогические основы формирования естественнонаучной культуры личности в системе школа-вуз. Гипотеза исследования.

Формирование естественнонаучной культуры в системе школа-вуз будет обеспечено, если:

— в основу учебно-воспитательного процесса в школе и в вузе будет положено понимание необходимости формирования у молодого человека естественнонаучной культуры, что будет способствовать восприятию целостной картины мира в рамках гармоничного развития человечества в метасистеме Вселеннаяприсвоение естественнонаучной культуры станет личной потребностью учащихся и студентов, и будет способствовать их жизненному и профессиональному самоопределению, нравственно-ценностной мотивации к созидательной деятельности, а также нравственной устойчивости молодежи к негативным явлениям современной действительности в условиях рыночной экономикисодержание естественнонаучной культуры будет включать интегративно-образовательный, позитивно-ценностный и деятельностно-организующий компоненты;

— в процессе формирования ЕНК будет использован элективный специальный курс, в содержании которого будет реализованы межпредметные связи, а также связи между учебным предметом и нравственными установками, учебным предметом и созидательной деятельностью человека. Задачи исследования:

1. Выделить понятие естественнонаучной культуры в качестве самостоятельного предмета педагогического исследования.

2. Определить сущность, функции и содержание естественнонаучной культуры, и ее связь с другими компонентами общей культуры личности.

3. Выявить уровни сформированности ЕНК у учащихся профильных классов по экономике на основе разработанной системы критериев и показателейсмоделировать процесс формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз.

4. Разработать и апробировать в системе школа-вуз экспериментальную методику формирования естественнонаучной культуры личностиопределить организационно-педагогические условия, способствующие данному процессу.

Методологической и теоретической основой исследования являются: философско-психологические положения о ведущей роли деятельности в формировании личностио ценностном подходе к пониманию культуры и диалектической взаимосвязи культуры и деятельностио взаимозависимости развития культуры общества и культуры личностио единстве теории и практикиконцепция целостного системного анализаидеи личностного подходаидеи фундаментализации и гуманитаризации образования.

В основу теоретического исследования легли структурнофункциональный (М.С. Каган, Л.А.Зеленов) и культурологический (Тейяр де Шарден, П. А. Сорокин, О. Шпенглер, К. Ясперс) подходы, которые позволяют рассмотреть культуру как систему и определить место естественнонаучной культуры в общей культуре.

Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи философов, педагогов и психологов, разрабатывающих деятельностный и ценностный подходы к исследованию культуры (Т.В.Боровикова, В. С. Давидович, Л. А. Зеленов, М. С. Каган, В. А. Кайдалов, В. Никитаев) — идеи личностного подхода (Н.А.Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, И.С.Якиманская) — идеи гуманитаризации образования (В.И.Данильчук, В. А. Извозчиков, А. А. Касьян, В. И. Саранцев, В. В. Сериков, В.М.Симонов) — идеи фундаментализации образования (И.Ю.Алексашина, О. Н. Голубева, Т. Е. Зорина, Е. Б. Спасская, А.Д.Суханов) — отношенческий подход (В.И.Баранов, Н. Н. Моисеев, А. А. Скворцов, В.А.Ясвин) — современные подходы к построению модели специалиста (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, А.И.Щербаков) — концепция целостного системного анализа (П.К.Анохин, В. С. Ильин, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В.Д.Шадриков) — идеи синергетики (Г.П.Быстрай, Б. З. Вульфов, И. Пригожин, В. С. Степин, Г. Хакен) — идеи русского космизма (В.И.Вернадский, В. С. Соловьев, Н. Г. Умов, К. Э. Циолковский, А.Л.Чижевский) — идеи ко-эволюционного взаимодействия человека и природы (С.Н.Глазачев, Н. Н. Моисеев, А. Я. Найн, И. Т. Фролов, Ю.В. Чайковский).

Основные методы исследования: изучение и анализ педагогической, философской, психологической, культурологической литературы по теме исследованияанализ и обобщение педагогического опыта в области фундаментализации и гуманитаризации естественнонаучного образованияметод наблюдения, диагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование, различные виды опросов) — констатирующий и формирующий педагогические экспериментыматематические методы статистической обработки результатов исследования.

Основной базой опытно-экспериментальной работы являлся Смоленский филиал Института управления и экономики (Санкт-Петербург) и специализированные классы экономического профиля, организованные при данном вузе. В опытно-экспериментальную работу было вовлечено 158 школьников и студентов, а также учителя ряда школ г. Смоленска и преподаватели четырех кафедр Смоленского филиала Института управления и экономики (Санкт-Петербург).

Этапы исследования.

Исследование проводилось в период с 1998 по 2003 годы и включало в себя три этапа.

На первом этапе (1998 — 2000) осуществлялось изучение состояния проблемы исследования на основе анализа педагогической, философской, психологической, культурологической литературыопределялись цели, задачи и понятийный аппарат исследования. В это же время были сформированы первые представления о путях ее решения, начато проведение констатирующего эксперимента, результаты которого позволили скорректировать цели и задачи исследования, выдвинуть первоначальную гипотезу решения проблемы.

На втором этапе (2000 — 2002) разработана программа опытно-экспериментальной работы и начата опытная проверка выдвинутой гипотезы, в ходе которой происходило ее уточнение. Были теоретически обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия формирования естественнонаучной культуры у студентов экономического вуза. Также в этот период был разработан и проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2002 — 2003) была завершена экспериментальная работа по формированию естественнонаучной культуры. Полученные результаты анализировались, систематизировались и обобщались, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования: выделено понятие естественнонаучной культуры в качестве самостоятельного предмета педагогического исследования;

— определена сущность и содержание понятия естественнонаучной культуры как части общей культуры личности;

— смоделирован процесс формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз, разработана система критериев, показателей и уровней сформированности ЕНК у старшеклассников;

— определены организационно-педагогические условия, способствующие процессу формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз. К ним относятся: интеграция возможностей нормативных курсов на основе межпредметных связей, введение элективного спецкурса, включение в УВП личностно-ориентированных ситуаций и проведение междисциплинарных мероприятий.

Теоретическая значимость исследования заключается в существенном расширении и дополнении понятия «естественнонаучная культура» в педагогическом аспекте, в определении сущности естественнонаучной культуры как части общей культуры личности. В диссертации разработаны организационно-педагогические условия формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз как способ организации познавательной деятельности, ориентированной на ценностное освоение природной действительности субъектом и осознание им своего места в мире Природы. Полученные в исследовании выводы вносят вклад в решение одной из стратегических задач педагогики на современном этапеформирование «человека культуры», в котором гармонично сплелись знания, морально-этические ценности и опыт нравственно-ценностного поведения.

Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию естественнонаучной культуры в системе школа-вуз. Разработан и апробирован элективный спецкурс «Человек. Природа. Экономика», а также определены критерии и показатели сформированности естественнонаучной культуры личности. Предлагаемые методические разработки могут быть использованы учителями школ и преподавателями вузов при организации учебно-воспитательного процесса в системе школа-вуз.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической аргументацией исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к философии, психологии, синергетике и другим наукам, использованием комплекса методов исследования, адекватных предмету и задачам исследования, достаточным объемом выборки в проведении эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

— Естественнонаучная культура — компонент общей культуры личности, формирование которого в целостном педагогическом процессе способствует присвоению совокупности нравственных ценностей, определяющих способности человека взаимодействовать с природой на основе принципа природосообразности, и обеспечивающих мотивацию к созидательной деятельности в рамках гармоничного развития человечества в метасистеме Вселенная.

— Содержание естественнонаучной культуры в системе школа-вуз включает интегративно-образовательный, позитивно-ценностный и деятельностно-организующий компоненты и обеспечивает нравственную устойчивость личности к негативным явлениям современной действительности в условиях рыночной экономики.

— Модель формирования естественнонаучной культуры личности в системе школа-вуз включает взаимосвязь и взаимодействие компонентов.

ЕНК. В качестве критериев сформированности ЕНК выступают: познавательный, мотивационный и поведенческий критерии.

Основными организационно-педагогическими условиями формирования ЕНК в системе школа-вуз являются: интеграция возможностей нормативных курсов на основе межпредметных связей, введение элективного спецкурса, включение в УВП личностно-ориентированных ситуаций и проведение междисциплинарных мероприятий. Совокупность данных условий предоставляет школьникам и студентам возможности реализации основных компонентов ЕНК в реальном опыте поведения и деятельности, а также способствует жизненному и профессиональному самоопределению личности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения исследования нашли отражение в учебном и методическом пособиях, научных статьях, докладах и тезисах. Материалы исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях в Смоленске (2002, 2003), на Международной научной конференции молодых ученых в Смоленске (2001), на Всероссийской научно-практической конференции в Белгороде (2002).

Внедрение результатов исследования осуществлялось при работе с учащимися Смоленской гимназии экономического профиля, а также со старшеклассниками ряда школ г. Смоленска, обучающимися в специализированных классах экономического профиля по программе довузовского образования при Смоленском филиале Института управления и экономики (Санкт-Петербург) и студентами вышеназванного вуза.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе 2.

1. Разработана программа опытно-экспериментальной работы по формированию естественнонаучной культуры в системе школа-вуз, в ходе реализации которой выявлено состояние сформированности ЕНК у учащихся профильных классов по экономике:

— анализ литературного обзора показал несоответствие состояния ЕНК в системе общего и высшего профессионального образования современным требованиям общественного развития;

— в ходе констатирующего эксперимента было установлено, что уровень сформированности ЕНК большинства студентов соответствует низкому индивидуально-адаптивному (43,2%) и среднему базово-образовательному (42,4%) уровням. При этом была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, что процесс формирования естественнонаучной культуры нуждается в специальных организационно-педагогических условиях и учебно-воспитательных мероприятиях.

2. Смоделирован процесс формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз, где в диалектическом единстве представлены компоненты естественнонаучной культуры и процесс становления личности, ее социализация. Установлено, что в основе эффективности данного процесса лежит многоуровневый подход, предусматривающий:

— приобретение знаний и развитие умений, характеризующих ЕНК в процессе изучения нормативных курсов;

— интеграцию усилий дисциплин, обеспечивающих подготовку учащихся и студентов по общеобразовательному и профессиональному направлению в отношении формирования естественнонаучной культуры;

— разработку и проведение спецкурса, непосредственно направленного на формирование ЕНК;

— реализацию полученных знаний и умений при разрешении проблемных ситуаций и в ходе проведения межкафедральных мероприятий и производственной практики.

3. В рамках формирующего этапа опытно-экспериментальной работы была реализована разработанная нами программа формирования ЕНК в экспериментальных группах, которая включала в себя: подготовительно-теоретический, креативно-преобразующий и деятельностно-развивающий этапы, последовательность которых совпадала с логикой формирования ЕНК.

4. Реализуемая нами методика на первом этапе предполагала: интеграцию общеобразовательных и профессиональных знаний в целостную систему за счет усиления межпредметных связей. Это позволило устранить параллелизм, дублирование материала и информационные перегрузки учащихся и студентов, а также обеспечить «сквозную» и непрерывную подготовку будущих специалистов.

5. В рамках креативно-преобразующего этапа был разработан и проведен элективный спецкурс «Человек. Природа. Экономика», непосредственно направленный на формирование естественнонаучной культуры у учащихся профильных классов по экономике и студентов экономического вуза. Установлено, что при этом необходимо использовать активные методы обучения (дискуссию, тренинг, дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, проблемные ситуации), также развивать способности школьников и студентов к рефлексии и творчеству, поскольку это способствует их самоопределению и активному выстраиванию своего будущего.

6. Деятельностно-развивающий этап формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз являлся завершающим и предусматривал реализацию компонентов ЕНК в познавательной и практической деятельности за счет включения в УВП личностно-ориентированных ситуаций и проведения междисциплинарных мероприятий.

7. В завершении опытно-экспериментальной работы были получены результаты в экспериментальной и контрольной группах, и проведен их сравнительный анализ. Также полученные результаты были сопоставлены с результатами констатирующего эксперимента. Была выявлена и графически показана положительная динамика процесса формирования ЕНК в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, а также по отношению к ее первоначальному состоянию.

8. Анализ результатов показал, что значительное число студентов экспериментальной группы выявили уровень сформированности ЕНК, который соответствует высокому витально-значимому уровню (57,2%). Кроме этого, у нас есть все основания считать, что формирование ЕНК продолжится и в дальнейшем, поскольку в процессе экспериментальной работы был заложен фундамент в виде позитивной установки на познание окружающего мира, эмоционально-чувственного отношения к действительности. Также выявлено, что подавляющее большинство учащихся и студентов осознали значимость ценностей ЕНК и понимают роль ЕНК в жизни и практической деятельности человека.

9. Таким образом, организационно-педагогические условия, созданные в системе школа-вуз в процессе формирующего эксперимента, позволили решить основные задачи нашего исследования, поскольку они способствовали повышению общекультурного уровня подрастающего поколения благодаря сформированности естественнонаучной культуры в общей культуре личности.

Заключение

.

В ходе диссертационного исследования подтвердилась актуальность выявленной проблемы. В условиях, когда взаимоотношения Человека и Природы перерастают в антагонизм, угрожающий существованию человечества, главной целевой установкой образования является формирование личности молодого человека, способного гармонично строить свои отношения с Природой, имеющего предпосылки для непрерывного саморазвития, что непосредственно связано с овладением им естественнонаучной культурой.

В диссертационной работе в установленном объеме решены все поставленные задачи, подтверждена гипотеза исследования. На основании результатов, полученных в ходе теоретического и опытно-экспериментального исследования, правомерно сделать следующие выводы:

— установлено, что формирование культуры личности — целостный процесс, требующий педагогического руководства в системе непрерывного образования школа-вуз для обеспечения системного воздействия на развитие и становление культуры личности молодого человека. В связи с этим, дополнено и выделено понятие естественнонаучной культуры в педагогическом аспекте. При этом естественнонаучную культуру мы рассматриваем как совокупность нравственных ценностей, формирующихся в целостном педагогическом процессе, которые определяют способности личности взаимодействовать с природой на основе принципа природосообразности и обеспечивают мотивацию к созидательной деятельности человека в рамках гармоничного развития Природы и общества;

— определена структура естественнонаучной культуры, при этом выделены три компонента, раскрывающие содержание ЕНК: интегративно-образовательный компонент — совокупность знаний, умений и навыков, представляющих собой теоретическую основу взаимодействия человека с Природойпозитивно-ценностный компонент — социально-нравственные ценности, жизненные установки, формирующие позитивный взгляд на мир Природы и ценностное отношение к нейдеятельностно-организующий компонент — опыт нравственно-ценностного поведения, выраженный в способах организации практической деятельности человека при освоении природной действительности;

— выделены и раскрыты специфические функции естественнонаучной культуры: интегративная — обеспечивает взаимосвязь ЕНК со всеми компонентами общей культуры личностиценностно-формирующаяспособствует формированию нравственно-ценностной мотивации к практической деятельности при взаимодействии с Природойадаптивно-поведенческая — способствует адаптации личности к практической деятельности и повышению ее социальной активности в направлении ко-эволюционного развития Природы и общества;

— обосновано, что содержание ЕНК обеспечивает формирование нравственной устойчивости старшеклассников и студентов к негативным явлениям социально-экономического развития современного общества, способствует их жизненному и профессиональному самоопределению и повышает адаптационные возможности человека к реальным условиям существования в системе «Природа — общество" — выявлены критерии сформированности естественнонаучной культуры у старшеклассников. Основными критериями являются: познавательный — определяет объем знаний и стремление к познанию окружающего мира Природы, умение взаимодействовать с ниммотивационный — позволяет судить об уровне развития личностных качеств через нравственно-ценностную мотивацию к деятельностиповеденческийхарактеризует степень отражения теоретических знаний и ценностных ориентаций в реальном опыте поведения и деятельности;

— смоделирован процесс формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз, где в диалектическом единстве представлены компоненты естественнонаучной культуры и процесс становления личности.

Установлено, что в основе эффективности данного процесса лежит многоуровневый подход, предусматривающий реализацию разработанной программы в соответствии с логикой формирования ЕНК: от приобретения ЕН знаний и умений, присвоения культурных и социальных ценностей до формирования позитивного отношения к природной среде на основе устойчивых взглядов и убеждений и его отражения в поведении и практической деятельности;

— проверена эффективность средств и методов разработанной педагогической системы формирования ЕНК. Создание совокупности условий позволило значительно повысить уровень естественнонаучной культуры учащихся и студентов, что подтверждается сравнительными данными констатирующего и формирующего эксперимента. определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования ЕНК в системе школа-вуз:

1) включение теоретических аспектов ЕНК в содержание нормативных курсов за счет использования межпредметных связей, поскольку данные курсы содержат значительный потенциал для формирования ЕНК;

2) осуществление специальной работы с учащимися и студентами по активизации процесса формирования естественнонаучной культуры, которая осуществлялась посредством разработки, организации и проведения элективного спецкурса «Человек. Природа. Экономика», непосредственно направленного на формирование ЕНК;

3) использование активных методов обучения. К активным методам мы отнесли дискуссию, тренинг, дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, проблемные ситуации;

4) использование рефлексии на занятиях по формированию естественнонаучной культуры, поскольку рефлексия способствует самоопределению личности, планированию изменений в будущей деятельности;

5) проектирование и включение в УВП личностно-ориентированных ситуаций, организация и проведение междисциплинарных мероприятий и производственной практики, направленных на реализацию компонентов ЕНК в реальном опыте поведения и деятельности.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы формирования естественнонаучной культуры личности молодого человека. Перспектива исследования состоит в том, что данная тема предоставляет широкие возможности для проведения дальнейших научных изысканий. Требует глубокого анализа культурно-исторический аспект проблемы формирования естественнонаучной культуры личности. В качестве самостоятельных предметов исследования могут выступать вопросы: формирования естественнонаучной культуры у учащихся начального и среднего звена общеобразовательной школыстановления профессиональной компетентности будущих экономистов через формирование ЕНК;

— изыскание способов повышения уровня сформированности ЕНК преподавателей школы и вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. — М.: Экономика, 1987.- 191 с.
  2. О.А. Личность студента в профессиональной подготовке. //
  3. Высшее образование в России. 1993. -№ 3.- С. 165−171.
  4. А.Н. Системное познание мира / Методологические проблемы.- М.: Политиздат, 1985. 263 с.
  5. Н.А. Геобиохимическая экология и нравственное здоровьечеловека. — Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. 35 с.
  6. Н.А., Торгиин В. И. Экология человека / Избр. лекции М.:1. КРУК", 1994.-354 с.
  7. A.M. Актуальные методы воспитания и обучения: Деловая игра /
  8. Учебно-методическое пособие для студентов факультета психологии государственных университетов. М.: МГУ, 1989. — 54 с.
  9. А.Д. Проблемы науки и позиция ученого. JI.: Наука, 1988.- 509 с.
  10. А.Н., Бабанский Ю. К. и др. Выбор методов обучения в среднейшколе. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  11. Л.И. Социальные проблемы самореализации личности.1. Ростовн/Д, 1980.- 134 с.
  12. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 95 с. 11 .Афанасьев В. Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. М.:
  13. Политиздат, 1986. 334 с. М. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. — М.:
  14. М.Блинов А. О., Шапкин И. Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия.— М.: МАЭП, 2000. 149 с.
  15. Л. С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990, — 271 с.
  16. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997 № 4. — С. 11−17.
  17. Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. -Ростов н/Д, 1995.- 141с.21 .Бондаревская Е. В. Образование и культура // Педагогический вестник, Вып. 2 СПб, 1998.
  18. Е.М., Логинов Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991. -80 с.
  19. Т.В. Формирование экономической культуры школьников. -Соликамск, 1999. 261 с.
  20. С. Общество и образование. М., 1998. — 224 с.
  21. С.П., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии / Психологические проблемы саморазвития личности СПб, 1997. -124 с.
  22. Е.К. Научное познание и проблема понимания. Киев: Наукова думка, 1986. — 132 с.
  23. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев: Наукова думка, 1991. 195 с.
  24. В поисках глобальной стратегии выживания (Встреча за круглым столом в Совете Федерации) / Природа, 1996, № 1.
  25. И.А., Мамед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М., МГУ, 1991.- 143 с.
  26. А.А. Деловая игра как модель профессиональной деятельности / Активные методы обучения и деловые игры. -Новосибирск, 1981.-98 с.
  27. ЗЛ.Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. -519 с.
  28. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. -М.: МГУ, 1987. -215 с.
  29. Ъ1.Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. М., Педагогика, 1989.
  30. ЪЪ.Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. — 268 с.
  31. .М. Социально-экономические корни механики Ньютона. М., 1933.
  32. Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. Учебник для вузов.— М., 1998. 205 с.
  33. Э.В. Объективные законы формирования ноосферы: Проблемы взаимодействия общества и природы. / Философские аспекты. Рига, 1986. — 165 с.
  34. Э.В., Мамедов Н. М. Экологическая культура / Культура: теории и проблемы. М., 1992.
  35. А.А. Концепции современного естествознания.- М., 1997. -511 с.
  36. B.C., Урсул АД. Общенаучные понятия и их роль в познании. -М., 1975.-298 с.
  37. Е.В. Формирование эколого-гуманистического образа мира старшеклассников. СПб., 1998. — 131 с.
  38. Л.Г. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе / Пер. с англ. М., 1991. — 479 с.
  39. Д., Леннокс Д. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль «Норд», 2001. — 382 с. 51 .Гузеев В. В. Технология проблемного семинара: синтез «мозгового штурма» и творческой дискуссии // Школьные технологии, 1998. № 1.
  40. Гуманистическое формирование личности ребенка в системе семьи, общества, государства // Материалы научно-практической конференции. Минск, 1997. -С. 19−27.
  41. ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 240 с.
  42. В.И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов экологизации естественнонаучного образования / Экологическое образование: концепция и технологии. Волгоград, 1996.-364 с.
  43. Н.С. Экология и культура: Методика воспитания младших школьников. М., 1995. — 78 с.58Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. / Соц.-полит. процессы, функции и управление. -М, 1991.- 178 с.
  44. Закон Российской Федерации об образовании. М.: «Новая Школа», 1992.
  45. Г. Е. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности: Учебное пособие. М.: МГУ, 1996. — 73 с.
  46. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994.- 141 с.
  47. Л.А. НТП и всестороннее развитие личности. Горький, 1998. -277 с.
  48. Н.В. Гуманитаризация естествознания как форма интеграции науки / Социальная экология и синтез научных знаний. Рига, 1988. — 131 с.
  49. И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 1999. — 368 с.
  50. В.Г., Ревзин Н. Н. Логическая модель как средство научного познания // Вопросы философии 1981 — № 1. — С. 6−11
  51. В.А. Образование. Мышление. Культура / Новое пед. мышление -М., 1989.-224 с.
  52. Л.Я. Единство двух культур в содержании непрерывного образования // Педагогика. 1998 — № 5. — С. 22−28.
  53. В.А. Экологическое мировоззрение и идеи синергетики // Наука и школа. 1999 — № 3. — С. 18−21.
  54. В.А., Потемкин М. Н., Тумалева Е. А. Картина мира как внутри- и междисциплинарный гипертекст в гуманистически -информационной парадигме // Наука и школа. 1998 — № 6. — С. 94−96.
  55. Н.И. Формирование гуманитарных знаний у учащихся в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин в средней школе / Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1996. — 21 с.
  56. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.-414 с.
  57. М.С. Философская теория ценности. СПб, 1996. — 204 с.
  58. И. Критика практического разума // Кант И. Сочинение в шести т. -М., 1965. Т. 4., Ч. 1.
  59. Р. С. Коэволюция: развитие темы / Природа, 1992. № 11. -С. 67−70.
  60. В. Образование и цивилизация: Материалы доклада на Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Высшее образование в России. 1998. — № 4 — С. 5−10.
  61. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. — 188 с.
  62. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. — 509 с.
  63. Н.Ю. Без формул о синергетике. Минск, Высшая школа, 1986.-223 с.
  64. И.А. О гуманитарности педагогических технологий / Интеграция педагогической науки и практики. СПб, 1997. — 223 с.
  65. И.А. Гуманитарная парадигма. Современные проблемы истории образования и педагогики: В 3-х т. М., 1994. — Т.1.85 .Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999. — 242 с.
  66. Г. Н. Этическое воспитание студентов экономических вузов /Материалы международной научно-практической конференции «Культура, искусство, образование». Смоленск, 1999. — С. 23−26.
  67. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова и др. М., 1997. — 271 с.
  68. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования / Министерство образования РФ (проект документа). М., 2002.
  69. Л.В. Логика научного исследования. М.: Наука, 1995. — 191 с.
  70. Л.М. Ценностные ориентации и развитие научного знания // Вопросы философии, 1987 № 8. — С. 44−55.91 .Кочергин А. Н., Потасов В. П. Проблемы гуманизации познания. -Новосибирск, 1986. 143 с.
  71. В.В. Моделирование в педагогическом исследовании.
  72. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988. — 182 с.
  73. Краткий словарь по социологии. М., Наука, 1977. — 286 с.
  74. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 106 с.
  75. В.И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. М., 1996. -328 с.
  76. Н.В. и др. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  77. Культурология. /Под ред. Зеленова Л.А.и др. Н. Новгород, 1993. — 271 с.
  78. Культурология. XX век. Антология. М., 1995. — 339 с. 101 .Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс, 1977. — 605 с.
  79. Ю.А. Интенсификация учебного процесса в экономических вузах (факультетах) и совершенствование экономической подготовки студентов неэкономических специальностей. -Л., 1984. 136 с.
  80. ЮЪ.Лапицкий В. В. Наука в системе культуры. Псков, 1994. — 107 с. 104 .Леднев B.C. Содержание образовании: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк, 1991. — 359 с.
  81. А.Н. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989 — № 3. — С. 56−64.
  82. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975.-303 с.
  83. А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая наука в СССР. Т.1. М., Наука, 1959. — 304 с.
  84. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., МГУ, 1972. -575 с.
  85. Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали // Психол. журнал. 1996. № 5. — С. 32−38.
  86. И.Я. Педагогические сознания явления действительности и категории науки // Сов. Педагогика, 1985. — № 3 — С. 52−57.111 .Лихачев Б. Т. Рыночные отношения и воспитание школьников // Воспитание школьников, 1991 № 5. — С. 5−6.
  87. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995.-282 с.
  88. Е.А. Формирование у студентов и школьников творческих качеств личности. Волгоград, 1997. — 124 с.
  89. В.А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие: Учебное пособие. М.: Агар, 2000.-254 с.
  90. Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.:Наука, 1997.-285 с.
  91. МамедовН.М. Культура. Экология. Образование. -М., 1996. 51 с.
  92. А.Н. К вопросу о профессионализме // М., Ленинец, 1989 -№ 36.-С. 48−52.
  93. А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. -М.: Педагогика, 1983. 65 с.
  94. А.К. Формирование учебной деятельности. М., 1982. -128 с.
  95. Д.А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студентов педагогического вуза / Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999.- 158 с.
  96. Мей Ван Хо. Естественное бытие и гармоническое общество / Природа, 1993. № 3.-С.17−21.
  97. МЪ.Микешина Л. А. Стиль научного мышления (философско-методологические и педагогические аспекты) // Вестник высшей школы, 1986.- № 5.-С.31−34.
  98. Ф.Т. Образование как философская проблема // Вопросы философии, 1995 -№И.-С. 10−15.
  99. Н.Н. Экология глазами математика: Человек, природа и будущее цивилизации. М.:Мол. Гвардия, 1988. — 251 с.
  100. Н.Н. Человек и ноосфера. — М: Мол. гвардии, 1990. 352 с.
  101. Н.Н. Восхождение к разуму: Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М., 1993. — 174 с.
  102. Н.Н. Рынок и анти-рынок в природе и обществе // Природа, 1996. № 5.-С. 12−19.131 .Моисеев Н. Н. Универсальный эволюционизм. // Вопросы философии, 1991. -№ 3.-С. 3−29.
  103. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
  104. К. Психология ответственности. Л., 1983. — 294 с.
  105. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. М., 1995. — 256 с.
  106. В.И., Сапронов П. А. Гуманитарное образование как явление духовного производства и культуры / Естественнонаучное и социогуманитарное знание. Д.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 82 с.
  107. В.Н., Сапронов П. А. Гуманитарные основания культуры / Гуманитарное знание: сущность и функции. СПб., 1991. 102 с.
  108. П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М: Наука, 1987. — 343 с.
  109. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое сообщество России, 2000. — 640 с.
  110. Планетарная идеология — новое мировоззрение как основа интеграции стран — участниц Содружества Независимых Государств (концепция) / Под ред. В. А. Горшенина. М., 1996. 131 с.
  111. Л.Н., Попов В. Д., Чичканов А. П. Экономическая культура (сущность, направления развития). М., Мысль, 1987. — 269 с.
  112. А. С. Методическая разработка деловой финансово-экономической игры. М., РПА, 1992. — 32 с.
  113. Психология личности. Тесты, опросники, методики / авторский вариант опросника Рокича М. М., 1995. -31 с.
  114. Психолого-педагогический словарь / Под ред П. И. Пидкасистого. -Ростов н/Д, 1998.
  115. Е. Синергетический подход в системе высшего образования// Высшее образование в России, 1998 № 2. — С. 41−46.
  116. Н.И. Концепция инвариантности в системе преподавания дисциплин естественнонаучного цикла / Дис.док. пед. наук. -Владивосток, 1996. 417 с.
  117. Н.Ф. Природопользование. Словарь справочник. — М., 1990.
  118. Г. Природа и культура. Культурология XX век: антология. -М., 1994.-326 с.
  119. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М., 1995.
  120. Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов н/Д, 1975. — 186 с.
  121. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 189 с.
  122. С.Л. Проблемы общей психологии. Изд-е 2-е. М.: Педагогика, 1976. -415 с.
  123. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 358 с.
  124. О.В. Интеграция содержания образования как системообразующий фактор становления экологической культуры. Дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 164 с.
  125. Г. И. Концепции современного естествознания. М., 1997. -445 с.
  126. Рыночная экономика: Учебное пособие. 2-е изд-е доп. и перераб. — М.: Журнал «Деловая жизнь», 1995. — 224 с.
  127. O.K. Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета / Дис.канд. пед наук. -Г. Алтайск, 2000. 184 с.
  128. М.А. Проблемы формирования научного мировоззрения в процессе изучения общественных наук. М., 1974. — 229 с.
  129. В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М., 1999. — 138 с.
  130. А.В. К новой модели обучения: социокультурный подход // Социологические исследования. 1994. — № 3. — С. 18−21.
  131. Е.В. Экологическая культура как способ социоприродного бытия и ее детермитнация.// Дис.канд. пед. наук Кемерово, 1999. -144 с.
  132. В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: теория и практика реализации гуманитарной парадигмы / Дис. доктора пед. наук. Волгоград, 2000. — 464 с.
  133. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. — М.: Academa, 2000.-280 с.
  134. В.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов.- М.: Academa, 2001. 478 с.
  135. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1985.- 1599 с.
  136. Содержание и методики становления гуманистического мировоззрения учащихся в учебно-воспитательной деятельности: Научно-методическое пособие для учителей / Под ред. Р. М. Роговой. М., 1998. — 74 с.
  137. И.Ю. Экологическая культура как условие становления ноосферы: Сборник научных статей // Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Иваново, 1985. — С. 24−29.
  138. А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах. // Высшее образование в России. 1996 — № 3 -С. 89−95.
  139. А.Д. Единство мира природы через учебные дисциплины естественнонаучного цикла. / Вестник РУДН, серия ФЕНО, 1999. -168 с.
  140. Х.Сысоева А. А. Формирование экономической культуры студентов педвуза как условие их профессиональной подготовки / Дис.канд. пед наук. Тула, 1998.- 183 с.
  141. Э. Примитивная культура. М., 1991.-235 с.
  142. АД. Методологические проблемы взаимодействия естественных, общественных и технических наук / Диалектика в науках о природе и человеке. М., 1983. — 91 с.
  143. В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. Его философское и общенаучное значение. — М.: Наука, 1990. 245 с.
  144. К.Д. Соч: В 3-х т. Т 1.-М., 1979.-387 с.
  145. E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М&bdquo- 1992. -256 с.
  146. А.В. Гуманитарная астрономия и социальная педагогика // Земля и Вселенная. -1995. № 6. — С. 24−25.
  147. Философия и развитие естественнонаучной картины мира. / под ред. М. С. Кагана и др. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1995. — 309 с.
  148. Философия культуры. Становление и развитие. СПб, Изд-во «Лань», 1998. -448 с.
  149. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-292 с.
  150. Э. Человек для себя: иметь или быть. Минск, 1992. — 238 с.
  151. Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.
  152. Г. Синергетика. М., 1980.
  153. И.М. Формирование умений и навыков предпринимательской деятельности у студентов негосударственных учебных заведений / Дис. канд. пед. наук. Самара, 1998. — 149 с.
  154. ХойерВ. Как делать бизнес в Европе. -М.: Прогресс, 1992. -253 с.
  155. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Мысль, 1981. -261 с.
  156. В.В., Гелъмен О. Я. Моделирование в науке и технике: кибернетические аспекты моделирования. М.: Знание, 1986. — 127 с.
  157. Человек и природа. — М.: Наука, 1980. 343 с.
  158. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. — № 2 — С. 12.
  159. Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1982. — 359 с.
  160. И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
  161. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
Заполнить форму текущей работой