Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из многочисленных решений проблемы дидактического проектирования наиболее полное представление о нем дают работы сравнительно недавнего времени (В.И. Богомолов, A.C. Границкая, В.В. Гу-зеев, И. И. Ильясов, О.Г. Прикот). На проектирование как проявление творчества в деятельности педагогов указывается в ряде работ и других ученых (В.И. Андреев, В. А. Бухвалов, В. И. Загвязинский, М.М. Поташник… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Сущность проектирования образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
    • 1. 2. Готовность педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей как педагогическая проблема
    • 1. 3. Модель формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    • 2. 1. Логика и задачи педагогического исследования
    • 2. 2. Реализация модели формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
    • 2. 3. Динамика сформированности готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новая социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели образования. В связи с этим обусловлена востребованность обществом в личности, стремящейся к непрерывному повышению профессионального мастерства и обладающей высокой адаптационной и профессиональной мобильностью, способной к внедрению инноваций на основе включения в проектную деятельность.

Готовность педагога к проектной деятельности особым образом актуализируется в системе дополнительного образования детей, характеризующейся нестандартизированностью, вариативностью, интенсивностью инновационных процессов. Проектная деятельность выступает в качестве необходимого условия личностных достижений, как воспитанников, так и педагогов.

Однако у педагогов дополнительного образования имеются трудности, связанные с разработкой и реализацией индивидуальных и коллективных образовательных проектов, обусловливающих качество и эффективность образования, инновационный характер деятельности. В связи с чем формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса является педагогической проблемой и определяет необходимость ее анализа с позиций педагогической науки.

Важную роль для настоящего исследования сыграли работы известных философов Н. М. Амосова, В. Г. Афанасьева, В. А. Веникова, А. И. Уемова, так или иначе рассматривавших вопросы проектирования разного рода систем и их компонентов. Различные аспекты проблемы формирования готовности к педагогическому проектированию представлены в исследованиях А. А. Арламова, А.К.Дурай-Новаковой, Б. С. Гершунского, М. С. Кагана, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Г. П.

Щедровицкого, раскрывающих основные принципы построения про-ектно-творческого процесса, выбора его стратегии и выделения характерных этапов проектированияисторические и социальные аспекты педагогического проектирования (В.П. Бедерханова, Е.С. Заир-Бек,

B.В. Краевский, В. Е. Радионов, В. М. Слободчиков, А.П. Тряпицина) — проектирования, конструирования и технлогизации образовательных процессов (В.П. Беспалько, A.A. Вербицкий, P.A. Литвак).

Из многочисленных решений проблемы дидактического проектирования наиболее полное представление о нем дают работы сравнительно недавнего времени (В.И. Богомолов, A.C. Границкая, В.В. Гу-зеев, И. И. Ильясов, О.Г. Прикот). На проектирование как проявление творчества в деятельности педагогов указывается в ряде работ и других ученых (В.И. Андреев, В. А. Бухвалов, В. И. Загвязинский, М.М. Поташник) — с позиции психологии процесс формирования готовности к педагогическому проектированию обогащается представлениями о структуре и содержании необходимой готовности, которые могут быть реализованы в проектировочной деятельности педагогов (В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу,

C.Л. Рубинштейн, A.B. Петровский, Л.М. Фридман). Профессионализм педагога дополнительного образования исследуется в трудах В. И. Андреева, М. А. Валеевой, М. Б. Коваль, С. В. Сальцевой, А. И. Щетинской.

Таким образом, в современных философской, психологической, педагогической науке имеется совокупность знаний по проблеме формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса. Однако имеющиеся ресурсы недостаточны, выявленная проблема требует теоретико-методологического обоснования с учетом специфики организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, деятельности педагога дополнительного образования.

Следовательно, актуальность проблемы формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей обусловлена рядом противоречий между:

— социальной потребностью в инновационной профессиональной деятельности педагога на проектной основе, ориентированной на разработку и внедрение разнообразных форм, методов, технологий дополнительного образования и неготовностью педагога к ее осуществлению;

— объективной потребностью проектирования образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и имеющимися трудностями у педагогов, связанными с разработкой и реализацией индивидуальных и коллективных образовательных проектов, обусловливающих инновационный характер деятельности, повышающих качество и эффективность дополнительного образования;

— требованиями педагогической практики в научно-методическом обеспечении формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и недостаточной разработанностью его программнометодического содержания.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске педагогически эффективных методов и средств формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Актуальность, социальная значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность рассматриваемой проблемы позволили определить тему диссертационного исследования: «Формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей».

Цель исследования: обосновать совокупность педагогических условий формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Объект исследования: проектирование образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Предмет исследования: формирование готовности педагога учреждения дополнительного образования детей к проектированию образовательного процесса.

Гипотеза исследования: проектирование образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей в аспекте готовности педагога к его осуществлению будет успешным при реализации совокупности педагогических условий:

— развитие субъект-субъектного взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей;

— интеграция педагогом предпроектировочной информации в информационно-проектное портфолио;

— включение педагога в систему личностно-ориентированных ситуаций.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Уточнить понятие «готовность педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей».

2. Выявить сущность проектирования образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

3. Обосновать процессуальную модель формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

4. Разработать научно-методическое обеспечение формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Методологической основой исследования на философском уровне являются положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мирафилософское положение о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формированияположения о творческой сущности человека, развитии его личностных и профессиональных способностей в процессе деятельности.

Общенаучный уровень исследования базируется на концепции философии и методологии образования (В.И. Загвязинский, В.В. Кра-евский, П.Г. Щедровицкий) — теории изучения профессиональной деятельности, личности и мышления педагога (Б.С. Гершунский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Поляков, Л. Б. Соколова, В. Д. Шадриков и др.)> системного подхода (В.Г.Афанасьев, И. В. Блабер, В.П. Беспаль-ко, В. Н. Сидовский и др.), деятельностного развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, A.B. Петровский, А.И. Щербаков), педагогического творчества (В.А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, Н. П. Раченко, В. Г. Рындак и др.).

Конкретно-научный уровень включает общую теорию педагогики дополнительного образования детей (А.Я. Журкина, И. В. Калиш, H.A. Морозова, C.B. Сальцева, А.И. Щетинская) — основные положения педагогического проектирования (В.П. Бедерханова, A.M. Новиков, Д. А. Новиков, В. А. Сластенин, Г. В. Суходольский, C.B. Трушкин, В. Э. Штейнберг, Н.О. Яковлева) — теоретические основы формирования творческой личности с позиции личностно-ориентирован-ного (В.В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), технологического (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. П. Беспалько, Т. В. Кларин и др.) и инновационного (К. Ангеловский, A.A. Арламов, Г. Д. Бессарай, Т.С. Бугрин) подходов.

Организация и этапы исследования. Исследование проходило поэтапно в период с 2000 по 2006 год.

На первом этапе (2000;2002 гг.) изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике: определялись методологические и теоретические аспекты исследованияего тема, объект, предмет, цель и задачивыдвигались предположения и гипотезыанализировались опыт деятельности учреждений дополнительного образования детей по проблеме исследования, нормативно-правовая и инструктивно-методическая документациясистематизировался понятийный аппарат исследования.

Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта, моделирование, прогнозирование, обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение), диагностические методы (беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование), констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2002;2005 гг.) выявлялись педагогические условия, разрабатывалась и апробировалась процессуальная модель формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детейосуществлялась опытно-поисковая работа, в ходе которой производилось уточнение рабочей гипотезы.

Методы исследования: анкетирование, тестирование, интервьюирование, наблюдение, обработка данных, формирующий эксперимент, лонгитюдное исследование.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) систематизировались, обобщались и анализировались результаты опытно-поисковой работы, оформлялись диссертационное исследование и научно-методические рекомендации.

На данном этапе использовались методы статистической обработки экспериментальных материалов исследования, табличной и диаграммной интерпретации данных, сопоставительный анализ полученных результатов.

База исследования: областной Дворец творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко (г. Оренбург), Дом детского творчества Оренбургского района (Оренбургская область). В исследовании, на разных его этапах, приняло участие 174 педагога дополнительного образования.

Научная новизна полученных результатов исследования.

1. Уточнены структура и содержание готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей как интегративного качества личности включающего, мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельностиосознанность сущности, способов, средств педагогического проектированияумение увидеть педагогическую проблему и осуществить уверенно выполняемую профессиональную деятельность на проектной основе.

2. Выявлена сущность проектирования образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, представляющая собой творческую инновационную деятельность педагога по обеспечению системно организованного единства социального заказа, целей, ценностей, содержания и условий организации образовательного процесса.

3. Разработана процессуальная модель формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, базирующаяся на системном, деятельностном, личностно-ориентированном подходах и отражающая логику и внутреннюю динамику исследуемого процесса, совокупность педагогических условий, содержание, методы и средства;

4. Обоснована совокупность педагогических условий формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей (развитие субъект-субъектного взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителейинтеграция педагогом предпроектировочной информации в информационно-проектное портфолиовключение педагога в систему личностно-ориентированных ситуаций).

Теоретическая значимость исследования:

— разработанное содержание компонентов готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей подтверждает сложившиеся в педагогике представления о единстве эмоциональной, интеллектуальной и волевой сторон личности в реализации инновационных идей средствами педагогического проектирования;

— выявленная в исследовании сущность проектирования образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей подтверждает эффективность его использования в качестве организационной основы дополнительного образования;

— определено и раскрыто содержание этапов исследуемого процесса на основе содержательных характеристик компонентов готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, включающих развитие установки на решение педагогической проблемы, знаний о сущности и способах педагогического проектирования, умений создавать и реали-зовывать образовательные проекты.

Практическая значимость результатов исследования заключается в:

— разработке научно-методического обеспечения формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, включающего программу «Проектирование образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей», методические рекомендации «Проектирование программ дополнительного образования», «Представление образовательного проекта к конкурсу, или как получить грант». Научно-методические материалы могут быть использованы в практике учреждений дополнительного образования детей как основа обеспечения формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса. Методические рекомендации применяются при проведении спецсеминаров по вопросам программирования и проектирования дополнительного образования детей, используются педагогами в самосовершенствовании профессионального мастерства;

— обосновании диагностического инструментария, основой которого является методика самооценки сформированности компонентов готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Разработанный инструментарий позволяет количественно определить как общий уровень готовности педагога к проектированию образовательного процесса, так и уровень развития ее компонентов.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Готовность педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей как инте-гративное, устойчивое личностное качество, основными компонентами и сущностными характеристиками которого являются: мотиваци-онно-ценностный, отражающий наличие мотива решения педагогической проблемы, заинтересованность в качестве и эффективности образовательного процессакогнитивный, включающий комплекс знаний о сущности, способах и средствах проектирования дополнитель-ного образованияоперационально-деятельностный, проявляющийся в создании и реализации авторских образовательных проектов и программ — обусловливает качество и эффективность дополнительного образования, инновационный характер педагогической деятельности.

2. Проектирование образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, как творческая инновационная деятельность педагога по решению актуальных задач дополнительного образования детей направлена на удовлетворение образовательных потребностей социума, способствует эффективному обучению, воспитанию и развитию воспитанников с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений в течение определенного промежутка времени.

3. Процессуальная модель формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса отражает взаимосвязь и взаимообусловленность основных составляющих блоков исследуемого феномена: концептуального (цель, задачи, принципы), организацион-но-деятельностного (этапы, содержание, методы, средства, педагогические условия), результативного (уровневые показатели компонентов готовности, результат).

4. Успешную реализацию процессуальной модели формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса обеспечивает совокупность педагогических условий:

— развитие субъект-субъектного взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей, усиливающего демократический стиль общения, открытость, диалогичность и рефлексивность действий педагога;

— интеграция педагогом предпроектировочной информации в информационно-проектное портфолио, являющегося «информационным фоном» проектной деятельности;

— включение педагога в систему личностно-ориентированных ситуаций как средства по формированию компонентов исследуемого феномена.

Личный вклад автора заключается в:

— осуществлении научно-теоретического анализа проблемы формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей;

— уточнении структуры и содержания понятия «готовность педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей»;

— разработке процессуальной модели исследуемого явления и ее экспериментальном обосновании;

— выявлении совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей;

— разработке научно-методического обеспечения формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и диагностического инструментария изучения уровня формируемого личностного качества и его компонентов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются соответствием исходных методологических и теоретических позиций, содержания экспериментальных исследований научным положениям, применением комплекса взаимодополняющих методов изучения проблемы, адекватных цели, предмету и задачам, репрезентативностью выборки, количественным и качественным анализом результатов экспериментальной работы. Полученные данные достоверны и статистически обработаны.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования нашли отражение в программно-методическом комплексе, образовательных программах и проектах, научных статьях и тезисах, в выступлениях на всероссийских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современной культуры детства» (Челябинск, 2004 г.) — «Формирование личностно-ориентированной образовательной среды в условиях муниципального учреждения дополнительного образования детей» (Набережные Челны, 2005 г.) — «Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования» (Самара, 2004 г.).

Внедрение результатов осуществлялось в личной практической деятельности исследователя и педагогов областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко г. Оренбурга, Дома детского творчества Оренбургского района Оренбургской области.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключение, библиографию и приложения.

Результаты работы позволяют наметить перспективы дальнейших исследований данной проблемы, которые связаны с обоснованием механизма влияния готовности педагога к проектированию образовательного процесса на процесс его профессиональной самореализации, поиском перспективных направлений подготовки педагогов к рефлексивному управлению совместного проектирования в инновационной профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведено теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме «Формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей».

Проведенное исследование имеет теоретико-прикладной характер. Выполненная работа в целом подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила сделать следующие выводы.

Актуальность исследования проблемы формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей обусловлена потребностями общества, ее недостаточной разработанностью в теории и практике дополнительного образования детей. Проектирование представляется образовательной тенденцией будущего и занимает все большее место в деятельности педагога. Современный педагогический поиск направлен на решение задач проектирования образовательного процесса, в котором учитываются склонности, потребности детей и подростков, их индивидуальные особенности.

Анализ современных исследований, нормативных документов, опыта деятельности позволяет определить специфические особенности учреждений дополнительного образования детей как образовательных структур, в которых проектирование образовательного процесса выступает как инновационная деятельность.

Проектирование образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей понимается как социокультурный процесс, способствующий развитию личности ребенкатворческая инновационная деятельность педагога по решению актуальных задач дополнительного образования детей, направленная на удовлетворение образовательных потребностей социума, способствующая эффективному обучению, воспитанию и развитию воспитанников с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений в течение определенного промежутка времени. Важно учитывать, что при проектировании в центр ставится система действий субъектов образовательного процесса — педагогов, детей, родителей. Продуктом проектирования, как показывает практика деятельности учреждений дополнительного образования детей, является проект будущего образовательного процесса, представленный в виде образовательной программы, социальных и образовательных проектов, при реализации которых достигается качество и эффективность образовательных результатов.

Доказано, что проектирование образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей обеспечивает:

— свободу педагога в самостоятельном выделении актуальных педагогических проблем;

— выбор оптимального варианта решения проблемной ситуации;

— прогнозирование процесса непрерывной творческой образовательной деятельностипредвидение как частичного, так и перспективного, целостного результата;

— координацию своих творческих усилий с педагогическим коллективом;

— перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию с опорой на опыт проектирования;

— выбор уровня, места, времени, содержания, форм, методов обучения, развития, воспитания воспитанников.

Важность педагогического проектирования, его влияние на ход и результаты образовательного процесса и качество профессиональной деятельности доказана практикой учреждений дополнительного образования детей, что определяет необходимость формирования готовности педагога к подобному виду деятельности.

Теоретический анализ психолого-педагогических исследований позволил определить, что понятие «готовность» обнаруживает многообразие различных подходов и трактовок.

Готовность" - качество личности (М.И. Дьяченко, A.A. Канды-бович, А. Г. Ковалев, В.Ф. Сахаров), состояние личности перед началом деятельности (A.B. Барабанщиков, K.M. Дурай-Новакова, A.A. Деркач, В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, А. Ц. Пуни, Д. Н. Узнадзе, И.С. Якиманская), наличие определенных способностей (Б.Г. Ананьев, C. J1. Рубинштейн, В.А. Сластенин).

Наполнение категории «готовность» конкретным содержанием предопределяется тем видом деятельности, овладение которым выступает целью подготовки.

На основании изучения сущности и содержания понятия «проектирование образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей», профессиональной деятельности педагога в диссертации было уточнено понятие «готовность педагога к проектированию образовательного процесса» как интегративное, устойчивое личностное качество, основными компонентами и сущностными характеристиками которого являются: мотивационно-ценностный, отражающий наличие мотива решения педагогической проблемы, заинтересованность в качестве и эффективности образовательного процессакогнитивный, включающий комплекс знаний о сущности, способах и средствах проектирования дополнительного образованияоперацио-нально-деятельностный, проявляющийся в создании и реализации авторских образовательных проектов и программ — обусловливает качество и эффективность дополнительного образования, инновационный характер педагогической деятельности. Готовность педагога к проектированию образовательного процесса не есть изначально данное и неизменное образование, являясь результатом формирования, она становится предпосылкой каждого нового этапа качественного изменения в деятельности педагога.

Рассмотрение формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса как неотъемлемой части его профессионального совершенствования ставит перед педагогической наукой задачу поиска реальных возможностей и условий, позволяющих осуществлять исследуемый процесс с учетом особенностей системы дополнительного образования детей.

Анализ теории и практики, собственный опыт позволили сделать вывод о том, что готовность педагога к проектированию образовательного процесса не образуется самостоятельно. В связи с этим возникла задача в создании процессуальной модели, обеспечивающей формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Процессуальная модель исследуемого явления базируется на личностно-ориентированном, системном, деятельностном подходах, интегрирует ряд взаимосвязанных блоков: концептуального (цели, задачи, подходы), организационно-деятельностного (этапы, содержание, методы, педагогические условия), результативного (уровневые показатели компонентов, результат). Разработанная и апробированная процессуальная модель формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей отражает логику и содержание данного процесса.

Формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса, согласно модели, проходит поэтапно, представлено в единстве стимулирующе-мотивационного, содержательно-дея-тельностного и аналитико-рефлексивного этапов.

Цель первого, стимулирующе-мотивационного, этапа — смена приоритетов и пересмотр личностных смыслов педагогической деятельности на основе рефлексивной самодиагностики и групповой оценки опыта деятельности педагогов, «погружающихся» в процесс обучения педагогическому проектированию.

Цель второго, содержательно-деятельностного, этапа — приобретение педагогами прочных, системных, глубоких, осознанных знаний проектирования образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, соотнесенных с личностными потребностямиразвитие умений решать аналитико-рефлексивные, конструктивно-прогностические, оценочно-информационные, задачи.

Цель третьего, аналитико-рефлексивного этапа — закрепление новых приоритетов и способов педагогической деятельности на основе знаний и умений проектирования образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Каждый этап формирования направлен на согласование системы мотивов, установок, знаний, умений, которые обеспечивают внутри-этапную динамику формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса.

Подтверждено, что эффективность формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей обеспечивается реализацией совокупности педагогических условий:

— развитие субъект-субъектного взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей;

— интеграция педагогом предпроектировочной информации в информационно-проектное портфолио;

— включение педагога в систему личностно-ориентированных ситуаций.

Исследование позволило установить значимые изменения в уровне сформированности готовности педагога, что дает основание считать, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

Проведенное нами исследование показало общепедагогическую значимость его результатов. В то же время оно не претендует на исчерпывающий анализ проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования /O.A. Абдуллина — М.: Просвещение, 1990. -141с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) /К.А. Абульханова-Славская. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 1999. — 224 с.
  3. Л.А. «Давайте, поиграем!»: Метод, реком. для проведения игр с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности /Л.А. Акимова. Оренбург: ОЦДЮТ, 2001. — 29 с.
  4. Л.А. Исследовательская деятельность старшеклассников как способ активизации творческого потенциала личности /Л.А. Акимова //Учить учителя: Мат-лы межвузов, научно-практич. конф.- 23−24 ноября 2004 г. Самара: Изд-во СГПУ, 2004. — С.368−371.
  5. Л.А. Милосердие добрая примета времени (Проект ин-тегриров. лагеря на дому для детей-инвалидов и их сверстников)
  6. Л.А. Акимова //Внешкольник Оренбуржья. Оренбург, 2005. — № 3. — С.28−29.
  7. Л.А. Педагогика: Семья школа — общество: Монография. Кн. 8 /Л.А. Акимова, З. Р. Ахмадиева, В. А. Далингер и др.- под ред. О. И. Кирикова. — Воронеж: ВГПУ, 2006. — 173 с.
  8. Л.А. Педагогические условия развития творческой исследовательской деятельности старшеклассников /Л.А. Акимова //Актуальные проблемы современной культуры детства: Сб. науч. мат-лов. Челябинск: ЧГАКИ, 2004. — С. 105−108.
  9. Л.А. Представление образовательного проекта к конкурсу, или как получить грант: Метод, реком. / Л. А. Акимова. -Оренбург, 2005. 32с.
  10. Л.А. Проектирование в деятельности педагога дополнительного образования /Л.А. Акимова //Педагогические науки. -2006.- № 4.-С.71−74.
  11. Л.А. Проектирование в учреждении дополнительного образования детей: Монография /Л.А. Акимова. Оренбург: Изд-во «Детство», 2006. — 118с.
  12. Л.А. Проектирование в учреждении дополнительного образования детей: Теоретические аспекты /Л.А. Акимова //Внешкольник Оренбуржья. 2005. — № 6. — С. 3−5.
  13. Л.А. Проектирование образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей /Л.А. Акимова //Вестник Поморского университета. 2006. — № 6.
  14. Л.А. Проектирование программ дополнительного образования: Метод, реком. /Л.А.Акимова. Оренбург, ОДТДМ, 2006. -52 с.
  15. Л.А. и др. Твоя исследовательская работа: Метод, ре-коменд. /Л.А. Акимова, Л. А. Кузьмина, О. П. Широкова. -Оренбург: ОДТДМ, 2005. -С.4−10.
  16. Л.А. Технология образовательного проектирования /Л.А. Акимова //Основы социокультурного и социально-образовательного проектирования /Сост. Г. Ж. Кусжанова, О. Г. Чернякова. Оренбург, 2005. — С. 25−27.
  17. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века /Науч. ред. Е. В. Селезнева. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 277 с.
  18. H.A. Педагогические основы проектирования личност-но-ориентированного обучения: Автореф. дис. .д-ра пед. наук /H.A. Алексеев. Екатеринбург, 1997. — 37 с.
  19. П.В., Панин A.B. Философия: Учебник /П.В. Алексеев,
  20. A.B. Панин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2000. — 608 с.
  21. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В.И. Андреев Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 608 с.
  22. Е.И. Развитие духовной культуры личности учителя: Теория и методика /Е.И. Артамонова. М.: «Прометей», 2000. -128с.
  23. А.Г. Деятельность и установка /А.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1979. — 150 с.
  24. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект /Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  25. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (В вопросах и ответах) /Ю.К. Бабанский, М. М. Поташник. -Киев, 1982.- 215 с.
  26. JI.A., Гребенкина JI.K. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособ. /JI.A. Байкова, JI.K. Гребенкина. М.: Пед. общество России, 2000. — 256 с.
  27. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект /Г.А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  28. В.П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. пособ. /В.П. Бедерханова, П. Б. Бондарев. Краснодар, 2000. — 54 с.
  29. В.И. Проектирование в управлении педагогическимисистемами /В.И. Безруков //Педагогика. 2005. — № 3. — С. 28−34.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
  31. В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и понятия /В.П. Беспалько //Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16 — 23.
  32. Р.У. О развитии образовательного процесса в системе дополнительного образования детей /Р.У. Богданова // Внешкольник. Ярославль, 1998. — № 8. — С. 5 — 10.
  33. Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: Проблемы и перспективы /Е.Д. Божович //Педагогика. 1997. — № 2. — С. 14 — 20.
  34. Л.И. Педагогика дополнительного образования: Учеб. метод, пособие /Л.И. Боровиков. Новосибирск: НИПКиПРО, 1999. — 158 с.
  35. А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей /А.К. Бруднов // Внешкольник. — 1996. — № 1. — С. 2 — 6.
  36. А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования /А.К. Бруднов //Воспитание школьников. 1994. — № 5.
  37. Л.Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование в современной школе /Л.Н. Буйлова, Н. В. Кленова. М.: Сентябрь, 2005. — 192 с.
  38. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. М: Синтег — ГЕО, 1997. — 188 с.
  39. И.Ю. Метод проектирования образовательных технологий /И.Ю. Буторина //Педагогическое обозрение. Новосибирск, 2004. — № 41. — С. 18 — 20.
  40. К.Я. Технологическая организация образовательного пространства: Концепция и опыт /К.Я. Вазина. Н.- Новгород:1. ННИИ МО РФ, 1996. 168 с.
  41. М.А. Развитие профессионализма педагога: Афтореф. дисс. канд. пед. наук /М.А Валеева. Оренбург, 1999. — 18 с.
  42. A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход /A.A. Вербицкий.- М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  43. М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. -метод, пособ. к курсу «Психология человека» /М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Пед. общество России, 2001. — 276 с.
  44. Е.А. Моделирование содержания образования: Учеб. пособие /Е.А. Ганаева.- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. 132 с.
  45. В.Б. Опыт педагогического проектирования на Западе /В.Б Гаргай //Педагогическое обозрение. Новосибирск, 2004. — № 41. — С. 8 — 9.
  46. Ю.В. Игра, модель, экономика /Ю.В. Геронимус. -М.: Знание, 1989.-208 с.
  47. .С. Прогностические методы в педагогике / Б. С. Гершунский. — Киев: Высш. шк., 1974. 208 с.
  48. В.Е. Уточнение и систематизация понятий и терминов в педагогике /В.Е. Гмурман //Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования /Отв. ред. Г. И. Батурина. М.: АПН СССР, 1983. — С. 87 — 96.
  49. В.А. Концепция дополнительного образования детей /В.А. Горский //Внешкольник. 1996. — № 1. — С. 16 — 11.
  50. В.А., Журкина А. Я. Педагогические основы развития дополнительного образования /В.А. Горский, А. Я. Журкина //Дополнительное образование. 1999. — № 1. — С. 4 — 6.
  51. В.А., Журкина А. Я., Ляшко Л. Ю. Система дополнительного образования детей /В.А. Горский, А. Я. Журкина, Л. Ю. Ляшко. 2000.-№ 1.-С. 11−16.
  52. О.Ю. Организационно-педагогические игры в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дис. .канд. пед. наук /О.Ю. Грезнева. Казань, 1995. — 21 с.
  53. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособ. по спец. курсу для студ.пед. ин-тов. /А.К. Громцева. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  54. Ю.В. Оргдеятельностные игры и развитие образования. Технология прорыва в будущее /Ю.В. Громыко. М.: Независимый методологический университет, 1992. — 191 с.
  55. Ю.В. Проектное сознание /Ю.В. Громыко.- М.: Ин-т учебника, 1997. 560 с.
  56. Л.М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности /Л.М. Гура. Иркутск, 1994.
  57. В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов /В. В. Давыдов. М.: Пед. общество России, 2000. — 480 с.
  58. А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: Афтореф. дисс. .доктора пед. наук /А.Я. Данилюк. Ростов н/Д, 2001.-42 с.
  59. Д. Методы проектирования /Д Джонс. М.: Мир, 1986. -316 с.
  60. Дополнительное образование детей: Словарь-справочник / Сост. Д. Е. Яковлев. М.: АРКТИ, 2002. — 112 с.
  61. Дополнительное образование детей: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  62. A.A., Еременко О. П., Лаврентьева З. И. Педагогическое проектирование в учреждении дополнительного образования /A.A. Доронина, О. П. Еременко, З. И. Лаврентьева // Педагогическое обозрение. Новосибирск, 2004. — № 41. — С. 13 -15.
  63. Д.И. Информация, сознание, мозг: Монография /Д.И. Дубровский. М.: Высшая школа, 1980. — 288 с.
  64. Дурай-Новакова K.M. Формирование професиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук /K.M. Дурай-Новакова. М., 1983. — 44 с.
  65. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности /М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. -Минск: Народная газета, 1976. 119 с.
  66. Е.Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум /Е.Б. Евладова, Л. Г. Логинова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 192 с.
  67. Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова H.H. Дополнительноеобразование детей: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования /Е.Б. Евладова, Л. Г. Логинова, H.H. Михайлова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 352 с.
  68. Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике /Ю.Н. Емельянов //Вопросы психологии. 1988. — № 1. -С. 26 — 33.
  69. А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования /А.Я. Журкина //Дополнительное образование. 2000. -№ 9. — С. 6 — 9.
  70. А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы учреждения дополнительного образования: Метод, реком. /А.Я. Журкина М.: Витязь, 2003. — 83 с.
  71. В.И., Гильманова С. А. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений /В.И. Загвязинский, С. А. Гильманова. М.: Изд-во АСОПиР, 1998. — 108 с.
  72. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир-Бек. СПб., 1994. — 234 с.
  73. Закон РФ «Об образовании». 8-е изд. — М.: Издательство «Ось -89», 2005. — 64 с.
  74. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование /Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: УГППУ, 1998. — 216 с.
  75. И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя.- Ростов н/Д: Феникс, 1997. 477 с.
  76. И.А. Психология обучения иностранным языкам / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
  77. A.B. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности /A.B. Золотарева. Ярославль: Академия развития, 2004. — 304 с.
  78. Н.К. Сущность педагогического проектирования /Н.К. Зотова //Вестник ОГУ. Приложение «Гуманитарные науки». 2005.2.-С. 127 132.
  79. И.Н. О тенденциях развития современного образования /И.Н. Иванова //Инновации в образовании. 2004. — № 3. — С. 5 -15.
  80. Т.Г. Психологические основы моделирования развивающей образовательной среды /Т.Г. Ивошина //Перемены. 2004.- № 1.-С. 64 77.
  81. B.C. Концепции целостного учебно-воспитательного процесса /B.C. Ильин //Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981. — 145 с.
  82. Е.П. Проблема способностей: Два подхода к ее решению /Е.П. Ильин //Психологический журнал. 1987. — Т. 8. — № 2. — С. 37- 48.
  83. Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений /Т.А. Ильина //Результаты новых исследований в педагогике /Под ред. Н. М. Шахмаева. М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 3 — 18.
  84. Т.В. Личностно ориентированный подход к проектированию образовательного процесса и образовательных программ /Т.В. Ильина //Педагогический калейдоскоп. 1998. — № 3. — С. 7 — 10.
  85. Т.В. Проблема уровней образовательных результатов и образовательного процесса в практике дополнительного образования детей /Т.В. Ильина //Внешкольник. Ярославль, 1999. — № 2. -С. 12 — 18.
  86. И.И., Галатенко H.A. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособ. для преподавателей /И.И. Ильясов, H.A. Галатенко. М.: Логос, 1994. — 208 с.
  87. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы /И.Ф. Исаев. М.: МГЛУ, 1993. — 206 с.
  88. M.С. Человеческая деятельность /М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  89. Е.В. Педагогика дополнительного образования: Курс лекций: Учеб. пособ. для студ. пед. колледжей, преподавателей, педагогов дополнительного образования. В 2 кн. Кн.2. / Е. В. Калугина. Оренбург, 2001. — 255 с.
  90. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы /Н.П. Капустин. М.: Академия, 1999. — 216 с.
  91. Кичигина Т. В. Педагогическое проектирование как ресурс развития образования /Т.В. Кичигина //Педагогическое обозрение. Новосибирск, 2004. — № 41. — С. 3 — 4.
  92. И.А. Развитие умений педагогического проектирования у будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /И.А. Княгиничева. Оренбург, 2001. — 22 с.
  93. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике /Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. — 448 с.
  94. И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений /И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- Под ред. И. А. Колесниковой. М.: ИЦ «Академия», 2005. — 288 с.
  95. JI.JI. Деятельность и ее субъект /JI.JI. Кондратьева //Психологический журнал. 1987. — Т. 8. — № 2. — С. 48−57.
  96. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г. //Внешкольник. 2004. -№ 12. -С.4 — 7.
  97. Г. Б. Педагогика в поиске базовых моделей образовательного процесса /Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. 1999. -№ 1−2. — С. 61- 69.
  98. .Б. Личность: Актуальные проблемы системного подхода /Б.Б. Коссов //Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 58 — 68.
  99. И.В. Теоретические основы социального проектирования /И.В. Котляров. Минск: Наука и техника, 1989. — 186 с.
  100. А.И. Педагогическое исследование: Учеб. пособ. для аспирантов, студентов-дипломников, учителей /А.И. Кочетов. Рязань: РГПИ, 1975. — 178 с.
  101. В.В. Методология педагогического исследования /В.В. Краевский. Самара, 1994. — 244 с.
  102. В.А. Общество и окружающая среда /В.А. Крутецкий. М.: Мысль, 1985. — 86 с.
  103. A.M. Педагогические технологии профессионального воспитания: Учеб.-метод, пособ. /A.M. Кузьмин. Челябинск: Урал ГАФК, 1999. — 73 с.
  104. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя /Н.В. Кузьмина. JL: Знание, 1995. — 32 с.
  105. Р.И. Формирование готовности студентов к дидактическому проектированию в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Р.И. Кузьминов. Ставрополь, 2004. — 25 с.
  106. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя./ Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. — 400 с.
  107. А.Т., Новикова Л. И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания /А.Т. Куракин, Л. И. Новикова // Советская педагогика. 1982. — № 5. — С. 43 — 48.
  108. В.И. Искусство управлять общением /В.И. Курбатов. -Ростов н/Д, 1997. 352 с.
  109. В.П., Орлов В. А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды, направленной на развитие творческих способностей школьников /В.П. Лебедева, В. А. Орлов // Дополнительное образование. 1999. — № 3 — 4. — С. 16 — 23.
  110. Т.Н. Общая культура учителя /Т.Н. Левашова. Л.: ЛГУ, 1977. — 168 с.
  111. М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования /М.М. Левина. Минск, 1998. — 344 с.
  112. А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.Н. Леонтьев. -М., 1975.- 304 с.
  113. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1. /А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. -232 с.
  114. Э.С. Системное исследование человеческой деятельности /Э.С. Маркарян //Вопросы философии. 1972. — № 10. — С. 77 — 86.
  115. А.П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособ. /А.П. Марков, Г. М. Бирженюк. СПб., 1997.- 50 с.
  116. А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. -М., 1996.- 310 с.
  117. А.К. Психология труда учителя /А.К. Маркова. М., 1993. — 192 с.
  118. А.Н. Педагогический процесс как целостное явление:
  119. Учеб. пособ. /А.И. Мищенко. М.: МОСУ, 1993. — 53 с.
  120. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  121. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса /В.М. Монахов. Волгоград, 1995. -132 с.
  122. H.A. Дополнительное образование: Структурно-организационное, содержательное, кадровое обеспечение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 138 с.
  123. H.A. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: Развитие и становление: Автореф. дис.. докт. пед. наук /H.A. Морозова.- М., 2003. 41 с.
  124. A.B. Введение в социальную педагогику /A.B. Мудрик. -М., 1997.- 365 с.
  125. В.Г. Проектирование образовательного процесса в школе: Автореф. дисс.. док. пед. наук. /В.Г. Муравьева. Ярославль, 2003. — 36 с.
  126. JT.B. Подготовка студентов педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: Автореферат дисс.. канд. пед. наук /Л.В. Нечаева. Харьков, 1991. — 18 с.
  127. A.M., Новиков Д. А. Образовательный проект (Методология образовательной деятельности) /A.M. Новиков, Д. А. Новиков. — М.: Эгвес, 2004. — 120 с.
  128. Т.Г. Проектирование в инновационной деятельности /Т.Г. Новикова //Предпринимательство и занятость юных. 2000. -№ 8 — 9. — С. 22 — 29.
  129. Т.В. О решении проблемы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в условиях дополнительного образования /Т.В. Носакова //Дополнительное образование. 2003. — № 12. -С. 40 — 42.
  130. В.Т. Психологическая характеристика анализа как основы теоретического обобщения /В.Т. Носатов //Вопросы психологии, 1978. № 4. — С. 46 — 54.
  131. С.М. Теоретические основы педагогического проектирования /С.М. Оберемок //Педагогическое обозрение. Новосибирск, 2004. — № 41. — С. 6 — 8.
  132. М.Ю. Содержание образования: Проблемы формирования и проектирования /М.Ю. Олешков //Педагогика. 2004. — № 6.- С. 31 38.
  133. Панькин А. Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации: Автореф. дисс.. доктора пед. наук /А.Б Панькин.- Волгоград, 2002. 58 с.
  134. Педагогика дополнительного образования: Приоритет духовности, здоровья и творчества / Под ред. В. И. Андреева, А.И. Щетин-ской. Казань-Оренбург: Центр инновационных технологий, 2001.- 328 с.
  135. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида /Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 1995. — 170 с.
  136. Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг /Л.А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  137. К.К. Краткий словарь системы психологический понятий /К.К. Платонов. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
  138. А.Е. Обучение учителей самоанализу педагогической деятельности как составная часть системы внутришкольного управления: Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Е. Плескач. М., 1993.24 с.
  139. Г. H., Горский В. А. Региональное дополнительное образование: Проблемы и перспективы /Г.Н. Попов, В. А. Горский // Дополнительное образование. 2003. — № 10. — С. 8 — 11.
  140. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект /Н.Ю. Посталюк. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. -206 с.
  141. П.Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик /П.Г. Постников // Педагогика. 2005.- № 8. С. 38 — 44.
  142. О.Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы /О.Г. Прикот // Методист. -2002. -№ 2. С. 44 — 47.
  143. Программа повышения проектной культуры руководителей образовательных учреждений. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. -224 с.
  144. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений / Под ред. В. И. Загвязинского, С. А. Гильманова. М.: АСОПиР, 1998. — 108 с.
  145. А.Г. Границы проектирования /А.Г. Раппапорт // Вопросы методологии. 1991. — № 1. — С. 19 -38.
  146. Е.И. Личность в педагогической деятельности / Е. И. Рогов.- Ростов н/Д, 1994. 239 с.
  147. H.H. Подготовка руководителей образовательных учреждений к управленческой коммуникации с персоналом в условиях личностной ориентации образования: Автореф. .канд. пед. наук / H.H. Рождественская. Волгоград, 2000. — 24 с.
  148. В.М. Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации /В.М. Розин. М., 2002. — 320 с.
  149. C.JI. О природе мышления и его составе / C. J1. Рубинштейн // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: МГУ, 1981. — С. 71 — 77.
  150. Русских Г. А Модель подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г.А Русских //Дополнительное образование. 2002. — № 8. — С. 18 — 20.
  151. В.Г. Методологические основы образования: Учеб. по-соб. /В.Г. Рындак. Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2000. — 192 с.
  152. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (Теория взаимодействия): Монография /В.Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. -244 с.
  153. В.Г. Формирование творческого потенциала учителя: Теория и диагностика /В.Г. Рындак. М., 1994. — 114 с.
  154. C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования детей: Монография / C.B. Сальцева.- Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996.- 151с.
  155. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. /Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  156. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: Концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): Монография /Н.К. Сергеев. СПб.- Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
  157. В.В. Личностный подход в образовании: Концепции и технологии /В.В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  158. B.B. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. М., 1999. — 272 с.
  159. В.Я. Педагогическое проектирование как способ повышения качества образования /В.Я Синенко //Педагогическое обозрение. Новосибирск, 2004. — № 41. — С. 4 — 6.
  160. В.А. Доминанта деятельности: Профессиональная культура учителя: Педагогические технологии / В. А. Сластенин //Народное образование. 1997. — № 9. -С. 43 — 46.
  161. В.А. Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам /В.А. Сластенин М.: МГУ, 1991. — 184 с.
  162. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Н. В. Шиянов- под ред. Е. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  163. В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя: Учеб. пособ. /В.А. Сластенин, А. И. Мищенко. М.: Прометей, 1997. — 200 с.
  164. В.И. Очерки психологии образования / В.И. Сло-бодчиков. Биробиджан, 2003. — 67 с.
  165. Словарь психолога практика /Сост. С. Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск.: Харвест, 2001. — 976 с.
  166. Современный словарь по педагогике /Сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Изд-во «Современное слово», 2001. 928 с.
  167. Л.Б. и др. Культура педагогической деятельности учителя: Методология, теория, опыт и перспективы развития: Монография /Л.Б. Соколова, Г. В. Белая, В. М. Пустовалов, Г. Г. Ермакова- Под. ред. Л. Б. Соколовой. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. — 256 с.
  168. H.A. Методические основы педагогики дополнительного образования детей /H.A. Соколова // Дополнительное образование. -2003. № 1.- С. 25 — 27.
  169. Соколова Н. А Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждениях дополнительного образования /Н.А Соколова //Социальная педагогика. 2003. — № 1. — С. 42 — 45.
  170. H.H. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (На примере естественнонаучных дисциплин): Автореф. .доктора пед. наук / H.H. Суртаева. М., 1995.-48 с.
  171. Г. В. Основы психологической теории деятельности /Г.В. Суходольский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 168 с.
  172. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 4-х т. Т. 1. /В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1981. — 638 с.
  173. Теория прогнозирования и принятия решения /Под ред. С. А. Саркисяна. М.: Высшая шк., 1977. — 351 с.
  174. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей //Типовые положения об образовательных учреждениях. М.: ООО «Издательство ACT" — ООО «Издательство Астрель», 2001. — 285 с.
  175. .А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей /Б.А. Титов //Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности. — СПб., 1998.
  176. H.A. Формирование умений педагогического анализа в процессе подготовки резерва руководителей общеобразовательных школ: Автореф. .канд. пед. наук /H.A. Тоскина. Л., 1988. — 21с.
  177. C.B. Проектирование педагогических технологий учителем: Метод, рекомендации /C.B. Трушкин. Калуга: МК Обл. упр. образ., 1998. — 43 с.
  178. А. Проектирование в образовании: Миф или путь развития? /А. Тупицин //Учитель. 1998. — № 1. — С. 15 — 21.
  179. А.И. Системный подход и общая теория систем /А.И. Уемов — M.: Мысль, 1978. 272 с.
  180. Д.Н. Общая психология /Д.Н. Узнадзе- Отв. ред. И. В. Имедадзе. М.: Смысл- СПб.: Питер- Питер принт, 2004. — 412 с.
  181. Д.Н. Теория установки /Д.Н. Узнадзе- Под ред. Ш. А. Надирашвили, В. К. Цаава. М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -448 с.
  182. JI.H. Повышение качества дополнительного образования средствами педагогических технологий /Л.Н. Ходунова //Дополнительное образование. 2003. — № 4. — С. 18 — 26.
  183. Н.Л. Профессиональная проектировочная деятельность педагогов и условия повышения ее эффективности: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Н.Л. Худякова. Челябинск, 1998. — 26 с.
  184. A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов /A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  185. Н.В. Личностно ориентированное образование в учреждении дополнительного образования детей / И. В. Шинкевич //Педагогический калейдоскоп. — 1998. — № 3. — С. 8−11.
  186. И.В. Формы детских образовательных объединений /Н.В. Шинкевич //Внешкольник. Ярославль, 2000. — № 3. — С. 15 -18.
  187. В.Э., Семенов С. Н. Технология логико-эвристического проектирования профессионального образования на функционально модульной основе /В.Э. Штейнберг, С.Н. Семенов- Под ред. B.C. Кагерманьяна. — М., 1993. — 40 с.
  188. А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности /А.Э. Штейнмерц. Калуга, 1998. -308 с.
  189. П.Г. Система педагогических исследований (Методологический аспект) /П. Г. Щедровицкий // Педагогика и логика. М., 1993. — С. 153 — 234.
  190. А.И. История и теория развития дополнительного образования /А.И. Щетинская //Образование в Оренбуржье: История и современность. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. — С. 132 — 135.
  191. А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях мониторинга качества дополнительного образования детей: Монография /А.И. Щетинская. Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 1998. — 262 с.
  192. А.И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: Научно-методическое пособие /А.И. Щетинская. Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. — 100 с.
  193. И.С. Технология личностно-ориентированного образования /И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000.
  194. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности /Н.М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 158с.
  195. И.О. Проектирование как условие повышения качества образования /И.О. Яковлева // Модернизация образования: Проблемы и перспективы: Мат лы науч.- прак. конф. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. — Часть 1. — С. 382 — 384.
  196. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundation, Curriculum and Teaching /J. Banks. Boston, 2001.
  197. Field J. Lifelong Learning and the New Educational Order /J. Field. UK: Stoke on Trend- USA: Sterling, 2000.
  198. Jarvis P. Universities and Corporate Universities /Р. Jarvis. L.: Sterling, 2001.
  199. Tight M. Key Concepts in Adult Education and Training / M. Tight.L.- N.Y., 1998.
Заполнить форму текущей работой