Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование мотивации школьников к изучению физики в процессе развития школьного коллектива

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы диссертационного исследования были обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в условиях модернизации российского образования», г. Екатеринбург (2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в условиях модернизации российского… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
    • 1. 1. Психолого-педагогический анализ понятия мотивации
    • 1. 2. Групповые социальные положительные установки как средство формирования мотивации учащихся к изучению физики
    • 1. 3. Модель мотивации учебной деятельности учащихся и пути развития их мотивационной сферы
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ЕДИНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
    • 2. 1. Мотивационный аспект функционирования учебно-воспитательной системы обучения физике
    • 2. 2. Развитие мотивации к изучению физики при позитивных начальных общественных установках
    • 2. 3. Формирование мотивации к изучению физики в условиях низких общественных установок
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 3. 1. Организация констатирующего и поискового этапов педагогического эксперимента
    • 3. 2. Формирующий этап педагогического эксперимента и обсуждение его результатов

Формирование мотивации школьников к изучению физики в процессе развития школьного коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В результате прошедшего в 1990;х годах политического и экономического кризиса в нашей стране резко упал престиж профессий, так или иначе связанных с производством, высокими технологиями и наукой. Это повлекло за собой снижение внимания государства к естественнонаучному образованию и спад интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин и, прежде всего, физики. В настоящее время, характеризующееся экономическим подъемом, физическое образование снова становится востребованным, тогда как мотивация учащихся к его изучению остается по-прежнему на низком уровне. В связи с этим проблема повышения мотивации учащихся к изучению физики не теряет своей актуальности.

Проблеме повышения мотивации было уделено внимание такими известными учеными, как JI.C. Выготский, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев,.

A.К.Маркова, А. Маслоу, C.JI. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, Г. И. Щукина, П. М. Якобсон [33, 60, 91, 92, 107, 109, 135, 136, 178, 168, 174] и др. В данных работах предлагаются различные пути и способы формирования мотивации школьников к учебе.

В исследованиях И. Я. Ланиной, Е. В. Оспенниковой, Н. С. Пурышевой, H.H. Тулькибаевой, A.B. Усовой [86, 121, 65, 149, 153] отмечается, что развитие познавательного интереса к изучению физики, самостоятельной познавательной деятельности учащихся во многом зависят от характеристик той общественной среды, которая окружает учащегося в школе. Вопросам коллективной деятельности посвящены работы в области социальной психологии:

B.Г. Асеева, Л. И. Божович, Е. П. Ильина, Р. Л. Кричевского, А. Маслоу, Х. Хекхаузена, П. М. Якобсона [9, 22, 60, 78, 79, 109, 178, 174] и др. В этих исследованиях рассматриваются механизмы внутригрупповой саморегуляции, процесс интериоризации внешних социальных установок во внутренние мо-тивационные установки личности. Однако задачи целенаправленного создания социальной среды, стимулирующей развитие мотивации учащегося к учебно-познавательной деятельности по физике, в этих работах не были решены.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, результатов диссертационных исследований позволил выявить следующие противоречия:

— между повышающимися требованиями общества к естественнонаучному образованию школ и недостаточной мотивацией учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин;

— между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах в области высокотехнологичного производства и низкой общественной престижностью профессий, имеющих в основе физическое образование;

— между высокой оценкой социальных психологов возможности формирования мотивации на основе общественных установок и отсутствием методики использования общественной среды для повышения мотивации учащихся к изучению физики.

Недостаточная разработанность теоретических и методических основ для разрешения указанных противоречий определила актуальность исследования, позволила сформулировать его тему «Формирование мотивации школьников к изучению физики в процессе развития школьного коллектива» и проблему исследования: как повысить мотивацию школьников к изучению физики на основе развития социальных установок коллектива школьного класса?

Объект исследования — процесс обучения физике в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования — развитие мотивации учащихся к изучению физики.

Цель исследования — разработать и научно обосновать методику формирования мотивации учащихся к изучению физики в процессе развития школьного коллектива.

Основная идея исследования: поскольку на мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности по физике большое воздействие оказывают общественные положительные установки к изучению физики, целесообразно методику повышения мотивации школьников разработать с учетом развития общей познавательной учебной и внеучебной коллективной деятельности.

Гипотеза исследования: мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности по физике повысится, если:

— поэтапно осуществлять формирование положительной общественной мотивации школьного класса к изучению физики с учетом социальных закономерностей развития группы (от диффузной группы до коллектива как саморегулирующейся системы);

— создавать условия для функционирования школьного коллектива как субъекта управления развитием позитивных мотивационных процессов каждого ученика в рамках учебно-воспитательной системы, включающей классно-урочные и внеурочные формы обучения физике.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философской, социологической, психолого-педагогической, научно-методической литературы определить современное состояние проблемы формирования мотивации учащихся к изучению физики и выявить пути ее решения.

2. Создать модель мотивации, использование которой позволит определить направление деятельности учителя по развитию мотивационной сферы учащихся.

3. На основе предложенной модели мотивации разработать обобщенный алгоритм деятельности учителя физики по формированию мотивации школьников в условиях развития школьного коллектива.

4. Предложить комплекс форм и методов обучения, позволяющий сформировать мотивацию учащихся к изучению физики при развитии социальных установок коллектива школьного класса.

5. Разработать и научно обосновать методику развития мотивации школьников к изучению физики в процессе развития школьного коллектива.

6. Провести педагогический эксперимент с целью подтверждения эффективности разработанной методики.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— психологические и педагогические основы мотивации учения (Е.П. Ильин, И. Я. Ланина, А. К. Маркова, Н. Г. Свириденкова, Г. И. Щукина [60, 86, 107, 138, 168] и др.);

— основы теории личности (Л.И. Божович, А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон [22, 90,91, 174]);

— основы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике (С.Е. Каменецкий, Е.В. Оспеннико-ва, Н. С. Пурышева, В. Г. Разумовский, H.H. Тулькибаева, A.B. Усова [65, 133, 149, 154]);

— теоретические основы групповой саморегуляции (В.Г. Асеев, Л. И. Божович, Е. П. Ильин, Р. Л. Кричевский, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, П. М. Якобсон [9, 22, 60, 78,79, 109, 174, 178]);

— исследования в области педагогической диагностики (П.В. Зуев, Г. А. Карпова, А. Н. Лутошкин, P.C. Немов, М. И. Рожков и др. 58, 59, 68, 69, 123]).

Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по теме исследованияпедагогические измерения (анкетирование и беседы с учителями и учениками, педагогическое наблюдение) — изучение и обобщение опыта учителейанализ учебно-методической документации (государственных образовательных стандартов, программ, учебных пособий и методических материалов) — теоретическое моделированиепедагогический экспериментстатистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• в отличие от исследования Н. Г. Свириденковой, посвященного проблеме формирования мотивации учащихся к обучению физике на основе применения вариативных учебных технологий, повышение мотивации учащегося в настоящем исследовании предлагается осуществлять путем создания положительных мотивационных установок школьника к изучению физики в условиях общей коллективной учебно-познавательной деятельности;

• предложен обобщенный алгоритм использования комплекса методов и форм обучения учителем физики для поэтапного формирования коллектива школьного класса (создание диады — группы — референтной группы — эталонной группы — классного коллектива) с положительными мотивационными установками к изучению физики;

• разработана и научно обоснована методика формирования мотивации учащихся к изучению физики в процессе развития школьного коллектива, реализация которой позволяет учителю создавать позитивную общественную мотивацию школьного класса в единой системе классно-урочных и внекласс-но-внеурочных занятий по физике при различных (позитивных или негативных) начальных общественных установках социальных групп в рамках школьного класса.

Теоретическая значимость исследования:

1. Предложены формы организации процесса формирования коллектива класса с позитивными мотивационными установками к изучению физики при комплексном сочетании кооперативного и конкурентного взаимодействия учащихся (парная, командная, коллективная и их сочетание).

2. Разработана векторная модель мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся к изучению физики, отражающая состояние мотива-ционной сферы учащегося, которая имеет внутреннюю и внешнюю составляющие.

3. Обоснована возможность саморегуляции процессов мотивации в развивающемся коллективе школьного класса при изучении физики в условиях единой системы классно-урочных и внеклассно-внеурочных занятий и раскрыт механизм ее функционирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения повышения мотивации учащихся к изучению физики в процессе развития школьного коллектива доведены до уровня практических, методических разработок, а именно:

— разработаны методические рекомендации учителям физики по реализации методики формирования коллектива класса с позитивными мотиваци-онными установками к изучению физики;

— предложены варианты применения различных организационных форм поэтапного формирования классного коллектива с положительными мотивационными установками при изучении физики в 7 классе;

— созданы методические разработки форм организации совместной деятельности учащихся на конкурентной и кооперативной основе, комплексное использование которых позволяет повысить мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности по физике.

Достоверность результатов исследования и обоснованность сделанных на их основе выводов обеспечиваются:

— анализом нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и учебного процесса;

— обобщением педагогического опыта учителей физики;

— использованием методов исследования, адекватных поставленным задачам;

— последовательным проведением этапов педагогического эксперимента, показавшим эффективность разработанной методики;

— результатами обсуждения на семинарах кафедры методики преподавания физики и технических средств обучения ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», на международных и региональных конференциях преподавателей вузов и учителей.

Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе школ г. Екатеринбурга (№ 22, 66, 164), п. Куеда (№ 1, 2), Федоровской средней школы Куедин-ского района Пермского края.

Материалы диссертационного исследования были обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в условиях модернизации российского образования», г. Екатеринбург (2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в условиях модернизации российского образования», г. Екатеринбург (2004 г.), Международной научной конференции «Гер-ценовские чтения», г. Санкт-Петербург (2004 г.), Международной научно-практической конференции «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики», г. Екатеринбург (2006 г.), Региональной научно-практической конференции учителей физики «Повышение эффективности обучения физике в условиях реализации национального проекта „Образование“», г. Екатеринбург (2006 г.), Международной научно-практической конференции «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики», г. Екатеринбург (2007 г.), Региональной научно-практической конференции «Повышение эффективности обучения физике, информатике и технологии в условиях реализации национального проекта „Образование“», г. Екатеринбург (2007 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Один из путей повышения мотивации учащихся к изучению физики заключается в формировании положительных мотивационных установок классного коллектива и организации кооперативного и конкурентного взаимодействия учащихся в условиях развития этого коллектива.

2. Формирование положительной общественной мотивации школьников целесообразно осуществлять поэтапно в процессе обучения физике в соответствии с формированием следующих социальных групп: малой группы (диады или триады), экипажа (4−5 человек), коллектива класса и коллектива всего учебного учреждения.

3. Внеклассно-внеурочная работа по физике должна являться неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование мотивации отдельного учащегося и ученического коллектива в целом. При взаимодействии с коллективом школьник приобретает опыт социального общения (в олимпиаде, в защите рефератов и т. д.) и осознает значимость своих действий для эффективной работы коллектива в целом, что непосредственно влияет на повышение уровня его мотивации.

4. Коллектив школьного класса, имеющий позитивные мотивацион-ные установки, в процессе учебной, внеурочной и внеклассной работы оказывает определяющее влияние на формирование мотивационной сферы каждого учащегося. Это воздействие осуществляется на основе обратной связи и проявляется в процессах саморегуляции поведения и стремлений каждого члена коллектива.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. На констатирующем этапе педагогического эксперимента был осуществлен анализ состояния проблемы формирования мотивации учащихся к изучению физики в общеобразовательных школах, результаты которого подтвердили актуальность проводимого исследования, была выявлена целесообразность разработки методики формирования мотивации учащихся к изучению физики в процессе развития школьного коллектива.

2. На поисковом этапе эксперимента разработан комплекс методов и форм обучения учителем физики для поэтапного формирования коллектива школьного класса (создание диады — группы — референтной группы — эталонной группы — классного коллектива) с положительными мотивационными установками к изучению физики, а также произведен отбор эффективных диагностических методик (М.Р. Гинзбурга, Г. А. Карповой, О. В. Лишина, А. Н. Лутошкина, P.C. Немова, М. И. Рожкова и др.).

3. Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности разработанной нами методики формирования мотивации учащихся к изучению физики в процессе развития школьного коллектива и подтверждают гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проанализировано современное состояние проблемы формирования мотивации учащихся в практике работы образовательных учреждений и сделан вывод о том, что повышение мотивации учащихся к изучению физики, несмотря на пристальное внимание методистов и учителей, остается одной из самых актуальных проблем образования.

2. Определено, что одним из путей повышения мотивации учащихся к изучению физики является формирование положительных мотивацион-ных установок коллектива школьного класса.

3. Разработана модель мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся к изучению физики. Состояние мотивационной сферы школьника в этой модели характеризуется вектором мотивации, величина которого пропорциональна интенсивности и устойчивости учебно-познавательной деятельности учащегося, а его направление характеризует отношение между внешними (социальными) и внутренними составляющими мотива учащегося к учебно-познавательной деятельности по физике. Использование данной модели позволяет определить основные направления повышения мотивации учащихся к изучению физики.

4. На основе модели мотивации разработан обобщенный алгоритм деятельности учителя физики по созданию позитивной общественной мотивации школьного класса в соответствии со следующими этапами формирования коллектива: создание диады, группы, референтной группы, эталонной группы, классного коллектива.

5. Разработана и научно обоснована методика формирования мотивации учащихся к изучению физики в процессе развития школьного коллектива, реализация которой позволяет:

— поэтапно осуществлять формирование положительной общественной мотивации школьного класса к изучению физики;

— создавать условия для функционирования школьного коллектива как субъекта управления развитием позитивных мотивационных процессов каждого ученика в рамках учебно-воспитательной системы.

6. Предложены варианты применения различных организационных форм поэтапного формирования классного коллектива с положительными мотивационными установками при изучении физики в 7 классе (парные, командные, коллективные и их сочетания).

7. Реализация предлагаемой нами методики позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению физики в процессе развития школьного коллектива, что проявляется в повышении учебно-познавательной активности учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдулина. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  2. , С. Д. Организация внеклассной работы по физике в сельской средней школе Текст. / С. Д. Абдурахманов. Махачкала: Дагучпедгиз, 1983. — 69 с.
  3. , В. И. Педагогика Текст.: учеб. курс для творч. саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  4. , Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания Текст. / Г. М. Андреева // Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология. 1980. — № 4. — С. 12 — 28.
  5. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: Просвещение, 1980. — 255 с.
  6. , П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы Текст. / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 196 с.
  7. , М. Ю. Обратная связь в системе восприятия человека человеком Текст. / М. Ю. Арутюнян, Л. А Петровская // Психология межличностного познания. М.: Просвещение, 1981. 187 с.
  8. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980.-367 с.
  9. , В. Г. Мотивация поведения и формирования личности Текст. / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  10. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : (метод, основы) Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  11. , В. А. Влияние мнения неорганизованной группы и сложившегося коллектива на проявление внушаемости личности Текст. / В. А. Бакеев // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С.25 — 35.
  12. , А. В. Влияние группы на индивида Текст. / А. В. Баранов, А. П. Сопиков // Социальные исследования. М. 1970. Вып. 3: Проблемы труда и личности. — 192 с.
  13. , Н. Г. Квантовая электроника и философия Текст.: в 3 томах / Н. Г. Басов // Диалектика в науках о природе и человеке. М.: Наука, 1983. Т. 1.-С. 5−389.
  14. , В. С. Словарь нового педагогического мышления Текст. / В. С. Безрукова / Свердловский ИУУ. Екатеринбург, 1992. — 92 с.
  15. , Г. Современная социологическая теория Текст. / Г. Беккер, А. Босков. М.: Наука, 1961.-292 с.
  16. , В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) Текст. / В. П. Беспалько. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. -352 с.
  17. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  18. , В. П. Теория учебника : дидакт. аспект Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  19. , И. В. Системный подход как современное общенаучное направление Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1986. — 49 с.
  20. , А. А. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1982. — 210 с.
  21. , Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков Текст. / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  22. , Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема Текст. / Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. -1951. -№ 36.-160 с.
  23. , Н. И. Методика воспитательной работы в школе Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. И. Болдырев. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  24. , В. А. Инновационные технологии при обучении физике студентов педвузов Текст.: учеб.-метод. пособие / В. А. Бордовский, И. Я. Ланина, Н. В. Леонова. СПб.: Из-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2003. -265 с.
  25. , Э. М. Внеклассная работа по физике: содержание и методика проведения Текст.: метод, пособие для проф.-тех. училищ / Э. М. Браверман. М.: Высш. шк., 1990. — 191 с.
  26. , Б. Н. Основы теории управления Текст. / Б. Н. Бублик, Н. Ф. Кириченко. Киев: Изд. объединение «Вища школа», 1975. — 327 с.
  27. , В. М. Физика в живой природе Текст.: кн. для учащихся / В. М. Варикаш, Б. А. Кимбар, И. М. Варикаш. Минск: Народная газета, 1984.- 126 с.
  28. , Л. И. Психологическая диагностика и новые информационные технологии Текст. / Л. И Вассерман, В. А. Дюк, Б. В. Иовлев, К. Р. Червинская. СПб.: Питер, 1997. — 181 с.
  29. , Л. Г. О педагогических системах Текст. / Л. Г. Викторова. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. — 101 с.
  30. , Н. Кибернетика Текст. / Н. Винер. 2-е изд. — М.: Наука, 1969.-336 с.
  31. , М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников Текст. / М. Д. Виноградова, И. Б. Первин. М.: Просвещение, 1977. — 122 с.
  32. , Б. 3. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. (Содержание и методика деятельности) Текст. / Б. 3. Вульфов, М. М. Поташник. -М.: Просвещение, 1978. 192 с.
  33. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова.-М.: Высшая школа, 1991. -480 с.
  34. , П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии М.: Просвещение, 1966. — С. 226 -277.
  35. , В. А. Проблема самоорганизации в исследованиях по кибернетике и искусственному интеллекту Текст. / В. А. Герович // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М.: Наука, 1994. — 239 с.
  36. , Б. С. О научном статусе и практической функции педагогической теории Текст. / Б. С. Гершунский // Сов. педагогика. 1984. -№ 10.
  37. , Е. Я. Основы дидактики Текст. / Е. Я. Голант, Б. П. Есипов. М.: Просвещение, 1967. — 389 с.
  38. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  39. , Н. Н. Компьютерная экспресс-диагностика личности и коллектива школьников : учеб. пособие Текст. / Н. Н. Гребеньков, А. В. Корнев, С. В. Сарычев, А. С. Чернышев. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 144 с.
  40. , С. Т. Формирование мотивации учения школьников Текст.: метод, рекомендации / С. Т. Григорян. М.: Педагогика, 1982. -85 с.
  41. , С. В. Физика Текст.: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / С. В. Громов, Н. А. Родина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2000. -158 с.
  42. , В. В. Виды обобщения в обучении Текст. /В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1972. -423 с.
  43. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе Текст. / под. ред. А. А. Покровского. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1978. Ч. 1: Механика, молекулярная физика, основы электродинамики. -350 с.
  44. , У. Психология в беседах с учителями Текст. / У. Джемс. -СПб.: Питер, 2001.- 160 с.
  45. Дик, Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук в форме науч. докл. / Ю. И. Дик М.: [б. и.], 1996. 56 с.
  46. , А. И. Психология коллектива (методологические проблемы исследования) Текст.: учеб. пособие / А. И. Донцов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-208 с.
  47. , В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие Текст. / В. К. Дьяченко. -М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  48. , В. К. Сотрудничество в обучении Текст. / В. К. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1991. 192 с.
  49. , А. В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Енин. М. :[б. и.], 1999.-16 с.
  50. , Л. И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения Текст. / Л. И. Ерунова. М.: Просвещение, 1988. -158 с.
  51. , В. И. Исследование движущих сил учебного процесса Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. И. Загвязинский. М.: [б. и.], 1972. -449 с.
  52. , В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 192 с.
  53. , Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении Текст. / Л. В. Занков. М.: Учпедгиз, 1960. — 311 с.
  54. , Л. В. О видах обобщения в обучении Текст. / Л. В. Занкова // Вопросы психологии. -1974. -№ 2. С. 174 — 179.
  55. , И. Д. Межпредметные связи в современной школе Текст. / И. Д. Зверев. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  56. , В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы Текст. / В. И. Зверева. 2-е изд. М.: Новая школа, 1997. -320 с.
  57. , А. Г. Проблема интереса в социологической теории Текст. / А. Г. Здравомыслов. Л.: ЛГПУ, 1964. 202 с.
  58. , П. В. Повышение уровня физического образования в процессе обучения школьников Текст.: монография / П. В. Зуев / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. — 130 с.
  59. , П. В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе (праксеологический подход) Текст.: монография / П. В. Зуев / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. — 153 с.
  60. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин, СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  61. , Т. А. Педагогика Текст.: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1987. — 422 с.
  62. Кабанова-Меллер, Е. Учебная деятельность и развивающее бучение Текст. / Е. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  63. , О.Ф. Внеурочная работа по физике Текст. / под ред. О. Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 1985.-223 с.
  64. , В. Н. В основе системный подход Текст. / В. Н. Калинин, Б. А. Резников // Вопросы высшей школы. 1979. -№ 2. — С. 13 — 16.
  65. , В. А. Воспитательная система школы: проблемы управления: очерки прагмат. теории Текст. / В. А. Караковский, J1. И. Новикова, Н. JI. Селиванова, Е. И. Соколова. М.: Сентябрь, 1997. -112 с.
  66. , И. С. Фундаментальные физические теории в средней школе (содержательная и процессуальная стороны обучения) Текст. / И. С. Карасова. Челябинск: Факел, 1996. — 244 с.
  67. , Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников Текст.: метод, рекомендации / Г. А. Карпова / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. — 40 с.
  68. , Г. А. Педагогическая социометрия ученического коллектива Текст.: метод, рекомендации / Г. А. Карпова / Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2002. 34 с.
  69. , Б. М. Обобщение как логическая операция Текст. / Б. М. Кедров // Вопросы философии. 1965. -№ 12. — С. 47 — 59.
  70. , JI. А. Физика 7 Текст.: метод, материалы / Л. А. Кирик.- М.: Илекса, 2003.-304 с.
  71. , Г. Д. Теория и практика урока в современных условиях развивающего обучения Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. Д. Кириллова. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  72. , М. В. Инновации в мировой педагогике Текст. /М. В. Кларин. Рига, 1995. -250 с.
  73. , Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах : (общение и возраст, особенности) Текст. / Я. Л. Коломенский.- Минск: ТетраСистемс, 2000. 432 с.
  74. , Ю. А. Анализ урока Текст. / Ю. А. Конаржевский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 336 с.
  75. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе Текст.: сб. ст. М.: Наука, 1994. — 239 с.
  76. , В. В. Содержание образования: вперед к прошлому Текст. / В. В. Краевский. М.: Педагогическое общество России, 2001. -36 с.
  77. , Р. Л. Психология малой группы : теорет. и приклад, аспекты Текст. / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: МГУ, 1991. -207 с.
  78. , Р. Л. Социальная психология малой группы : учеб. пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: Аспект пресс, 2001.-318 с.
  79. , Г. Ю. Перспективные школьные технологии Текст.: учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Пед. о-во России, 2000. — 224 с.
  80. , Н. В. Структурно-системный подход к организации обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М, 1972 — 1973. Вып. 1−3. — 352 с.
  81. , И. Я. 100 игр по физике Текст. / И. Я. Ланина.- М.: Просвещение, 1995. 224 с.
  82. , И. Я. Не уроком единым : развитие интереса к физике Текст. / И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  83. , И. Я. Урок физики: как сделать его современным и интересным Текст.: кн. для учителя / И. Я. Ланина. СПб.: Изд-во РГГГУ им. А. И. Герцена, 2000. — 260 с.
  84. , И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики Текст. / И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  85. , И. Я. Внеклассная работа по физике Текст. / И. Я. Ланина.- М.: Просвещение, 1997. 224с.
  86. , В. В. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов Текст.: кн. для учителя / под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. СПб.: СОЮЗ, 2002. — 112 с.
  87. , А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1975. — 304 с.
  88. , А. И. Избранные психологические произведения Текст. / А. И. Леонтьев. -М.: Просвещение. Т. 1. 392 с.
  89. , А. И. Потребности, мотивы, эмоции Текст. / Психология эмоций. Тексты. / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1984. — 285 с.
  90. , А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н Леонтьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 285 с.
  91. , И. Я. Дидактическая система методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знания, 1976. — 64 с.
  92. Ли Э. Б. Основы теории оптимального управления Текст. / Э. Б. Ли, Л. Маркус. М.: Наука, 1972. — 574 с. U
  93. , X. И. Групповая работа на уроке Текст. / X. И. Лийметс.- М.: Просвещение, 1975. 64 с.
  94. , Г. Картины современной физики Текст. / Г. Линднер- пер. с нем. Ю. Г. Рудого- предисл. Н. В. Мицкевича. М.: Мир, 1977. — 272 с.
  95. , К. В. Я решу задачи по физике! 7−9 Текст.: кн. для учащихся / К. В. Любимов. М.: Просвещение, 2003. — 160 с.
  96. , В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия Текст. / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: МГУ, 1980. — С. 82 — 113.
  97. , В. Я. Формирование учебной деятельности студентов Текст. / В. Я. Ляудис, X. Варнеке, И. И. Ильясов и др. М.: МГУ, 1989. -139 с.
  98. . Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  99. Магомед-Эминов, М. Ш. Психодиагностика мотивации Текст. / М. Ш. Магомед-Эминов // Общая психодиагностика. М., 1987. — 239 с.
  100. ЮЗ.Майерс, Д. Социальная психология: пер. с англ. Текст. / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2000. — 688 с.
  101. , Л. Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся Текст. / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. -М.: Сфера, 2005.-96 с.
  102. Ю5.Малкин, И. И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся Текст. / И. И. Малкин // Народное образование. -1966. № 10. -С. 37−46.
  103. , Р. И. Проблемное обучение физике в средней школе : кн. для учителя Текст. / Р. И. Малафеев. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  104. , А. К. Формирование мотивации учения Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. -192 с.
  105. , А. Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике : 7, 8, 9 кл. Текст.: кн. для учителя / А. Е. Марон, Е. А. Марон. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 127 с.
  106. Ю9.Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2003.-351 с.
  107. , М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  108. , М. И. Современный урок : вопросы теории Текст. /М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1981.-191 с.
  109. Межличностное восприятие в группе Текст. / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова М.: МГУ, 1981. -295 с.
  110. , В. Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики Текст. / В. Н. Мощанский. М.: Просвещение, 1989. -192 с.
  111. , Р. С. Психология Текст.: учеб. для студентов высш. пед. заведений: в 3 кн: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика /P.C. Немов. М.: В ЛАДОС, 1995. Кн. 1. — 512 с.
  112. , И. И. Закономерности формирования знаний и умений учащихся при изучении физики в средней школе Текст.: дис.. д-ра пед. наук / И. И. Нурминский. М.: [б. и.], 1989. 326 с.
  113. Общение и оптимизация совместной деятельности Текст. / под ред. Г. И. Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987. — 302 с.
  114. , В. А. Внеклассная работа по математике Текст. / В. А. Оганесян. -М.: Просвещение, 1975. 178 с.
  115. , С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 7-е изд. — М.: «Азъ», 1996. — 907 с. 119.0нищук, В. А. Типы, структура и методика урока в школе Текст. / В. А. Онищук. Киев: Рад. шк., 1976. — 146 с.
  116. , Г. Б. Физика Текст. / Г. Б. Остер. М.: Росмэн, 1996. -121 с.
  117. Педагогическая диагностика Текст. / сост. Н. А. Панченко.- Волгоград: Учитель, 2006. 128 с.
  118. , Я. И. Знаете ли вы физику? Текст. / Я. И. Перельман. -Екатеринбург: Тезис, 1994.-271 с.
  119. Перре-Клермон, А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: пер. с фр. Текст. / А. Н. Пере-Клеймон. М.: Педагогика, 1991.-248 с.
  120. , А. В. Физика. 7 кл. Текст.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / А. В. Перышкин. 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.- 192 с.
  121. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. -М.: Политиздат, 1982. 255с.
  122. , А. В. Социальная психология коллектива Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  123. , В. Ю. Основы педагогической технологии Текст.: учеб.-метод. пособие / В. Ю. Питюков. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Гном и Д, 2001.-192 с.
  124. , К. К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. 184 с.
  125. , И. П. Педагогика. Новый курс Текст.: учеб. для студентов пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс учения. — 573 с.
  126. , Н. И. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности Текст. / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина // Психологическая наука и образование. 1996. — № 2. — С. 37 — 40.
  127. , В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст. / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975.-272 с.
  128. , Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст.: учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  129. , С. Л. Бытие и сознание Текст. / С. Л. Рубинштейн.- М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
  130. , С. Л. Основы общей психологии Текст.: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1946. Т. 1. — 488 с.
  131. , В. Н. Основания общей теории систем Текст. / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 296 с.
  132. , Н. Г. Вариативные учебные технологии как средство формирования положительной мотивации учебной деятельности на уроках физики Текст.: дис. .канд. пед. наук / Н. Г. Свириденкова / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. — 175 с.
  133. , Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности УВП Текст. / Г. К. Селевко.- М.: НИИ школьных технологии, 2005. 288 с.
  134. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  135. П. В. Мотивированный мозг Текст. / П. В. Симонов. -М.: Просвещение, 1987. 160 с.
  136. , В. А. Педагогика Текст.: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. -576 с.
  137. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр: Академия, 2001. — 304 с.
  138. , В. М. О природе человеческого общения : (опыт философ. анализа) Текст. / В. М. Соковнин. Фрунзе: Мектеп, 1974. 204 с.
  139. , JI. Д. Физика в природе Текст. / JI. Д. Тарасов. М., 1988.-261 с.
  140. , В. А. Эмоции в мотивах поведения Текст. / В. А. Терентьев // Материалы III научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань, 1970.-265 с.
  141. , С. А. Дидактический материал по физике : физика в художеств, лит.: 7−11 кл. Текст. / С. А. Тихомирова. М.: Просвещение, 1996.- 122 с.
  142. , А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников Текст.: учеб. пособие / А. П. Тряпицына. JI.: ЛПГИ, 1989.-91 с.
  143. , Н. Н. Решение задач по физике : психолог.-метод. аспект Текст. / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, М. А. Драпкина. Челябинск: Факел, 1995.- 120 с.
  144. , М. Е. Качественные задачи по физике в средней школе Текст.: пособие для учителей / М. Е. Кульчинский. 4-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Просвещение, 1972. — 239 с.
  145. , Л. И. Психология организаторской деятельности Текст. / Л. И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. — 387 с.
  146. , А. В. Внеклассная работа по физике в школе Текст.: пособие по спецкурсу / А. В. Усова, 3. А. Вологодская — Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т. 1989.-80 с.
  147. , А. В. Учебные конференции и семинары по физике Текст. / А. В. Усова, В. В. Завьялов. -М.: Просвещение, 1975. 97 с.
  148. , А. В. Учись самостоятельно учиться Текст.: учеб. пособие для учащихся шк. / А. В. Усова, В. А. Беликов. Челябинск: Факел, 1997. -123 с.
  149. , А. П. Синергетика педагогических систем Текст.: монография /А. П. Усольцев / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005- 263 с.
  150. , А. П. Управление процессами саморазвития учащихся при обучении физике Текст.: монография / А. П. Усольцев / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. — 213 с.
  151. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  152. , Г. А. Изучение детских коллективов Текст. /Г. А. Фортунатов//Вест, просвещения.-1925.-№ 9.- С.82- 115.
  153. , JI. М. Использование моделирования в обучении Текст. / Jl. М. Фридман // Вестн. Челяб. гос. пед. ин-та. Сер. 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. 1995. — № 1. — С. 88 — 93.
  154. , Г. Информация и самоорганизация : макроскоп, подход к слож. системам: пер. с англ. Текст. / Г. Хакен. М.: Мир, 1991. — 240 с.
  155. , Г. Синергетика : иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: пер. с англ. Текст. / Г. Хакен. М.: Мир, 1985.-423 с.
  156. , В. Занимательная физика Текст. / В. Шабловский. -СПб.: Тригон, 1997.-406 с.
  157. , P. X. К категориальному аппарату социальной психологии Текст. / Р. Х. Шакуров // Вопросы психологии. -1972. № 5. — С. 23 — 28.
  158. , Т. Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении Текст.: учеб. пособие к спецкурсу / Т. Н. Шамало / Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1990. — 96 с.
  159. , Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий Текст. / Т. Н. Шамало. М.: Просвещение, 1986. -96 с.
  160. , Т. И. Управление образовательными системами Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин — под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2002.-320 с.
  161. , Н. В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике Текст.: учеб. пособие по спецкурсу для студентов педвузов / Н. В. Шаронова. М.: МП «МАР», 1994. — 183 с.
  162. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  163. , Н. Е. Педагогическая технология Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. о-во России, 2002. — 224 с.
  164. , Д. Б. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ Текст. / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов // Психологическая наука и образование. 1996. — № 1. — С. 42−45.
  165. , И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе : кн. для учителя Текст. / И. Л. Юфанова. М.: Просвещение, 1990. -159 с.
  166. , И. С. Проблемы обучения и развития в трудах Н.А.Менчинской Текст. // Вопросы психологии. -№ 3. 1995. — С. 79 — 90.
  167. , И. С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1989. -221 с.
  168. , П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека Текст. / П. М. Якобсон. М.: Просвещеие, 1969. — 317 с.
  169. Anzieu, D. Introduktion a la dunamique des groupes / D. Anzieu. Bull. De la Faculte des Lettres de Strasbourg, 1964. V. 49.
  170. , H. (Eds.) Small groups and social interaction / H.Blumberg., A. Hare, V. Kent, M. Davies. L., 1983.
  171. Deutsch, M. The resolution of conflict: constructive and destructive processes / M. Deutch. New Haven and London, 1973.
  172. Heckhausen, H. Motivationsanalyse der Anspruchsniveau / H. Heckhausen. Setzung. Psychologische Forschuhg, 1955.
  173. Homans, G.C. The human group /G.C. Homan. N.Y., 1950.
  174. Hyman, H. The psychology of status/ H. Homan // Arch.Psychol. 1942. № 269.
  175. Levine, J. Progress in social psychology / J. Levine, R. Moreland //Ann. Rev. Psychol. 1990. V.41.
  176. Madsen, K.B. Modern Theories of Motivation / K.B.Madsen. Copenhagen. Verl. Psychol., 1959.
  177. Nemeth, C. Differential cotributions of majority and minority influence / C. Nemeth // Psychol. Rev. 1986. V. 93.
  178. Shaw, M. Group dynamics: the psychology of small group behavior. 2nd ed. / M. Shaw, N.Y., 1981.
  179. Taylor, H. Balance in small groups. / H. Taylor, N.Y., 1970.
Заполнить форму текущей работой