Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Взаимодействие высших учебных заведений и предприятий на примере Южно-Уральского региона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методология исследования. Теория автоматического регулирования социально-экономическими процессами; системный анализ; факторный анализ; социологические методы исследования. В качестве методологии проведения смешанного исследования был выбран метод «Case research», позволяющий учесть особенности подготовки технических специалистов в промышленно-ориентированном регионе. Выбор методов обусловлен… Читать ещё >

Введение. Взаимодействие высших учебных заведений и предприятий на примере Южно-Уральского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Эффективное взаимодействие ВУЗов и работодателей является необходимым условием полноценного развития системы высшего образования и трудовых отношений в России. Стимулирование данного взаимодействия подразумевает согласованность действий всех заинтересованных сторон, следовательно, наличие взаимопонимания между ними и стремления к выработке общего видения ситуации [8].

Кадровый вопрос занимает устойчивое третье место среди проблем, с которыми сталкиваются предприятия — таково мнение большинства работодателей. По значимости эта проблема уступает лишь двум другим, напрямую определяющим экономическое положение предприятия, — инвестициям и сбыту продукции. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что данная позиция по степени значимости кадровой проблемы сохраняется для предприятий различных типов собственности и не меняется в зависимости от экономического положения предприятия [4].

Актуальность поставленной проблемы возрастает в связи с финансовым кризисом, который не только предъявляет новые требования и ставит задачи перед системой образования, но и в корне меняет приоритеты кадровой политики работодателей.

Региональный рынок труда, являясь частью национального рынка труда, одновременно может рассматриваться как относительно самостоятельная сложная социально-экономическая система. Рынок труда как система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы.

Для детального исследования вопроса взаимодействия ВУЗов и работодателей был выбран Южно-Уральский регион, который с одной стороны имеет ряд особенностей в вопросе взаимодействия, с другой отражает ситуацию в целом по стране для индустриальных регионов в вопросе разработки образовательных программ по техническим направлениям подготовки.

Цель работы: Разработка теоретических положений и методов усиления взаимодействия технических ВУЗов и предприятий Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих задач теоретического характера:

  • 1. Изучить существующий теоретический материал, связанный с развитием взаимодействия технических ВУЗов и предприятий в целом и в частности при разработке образовательных программ;
  • 2. Определить особенности рынка труда и кадрового потенциала предприятий для промышленно-ориентированных регионов;
  • 3. Исследовать отношение работодателя к качеству профессиональной подготовки выпускников технических ВУЗов;
  • 4. Конкретизировать требования работодателя к компетенциям работника технических направлений подготовки для различных видов деятельности;
  • 5. Выявить существующие формы взаимодействия технических ВУЗов и предприятий на примере Южно-Уральского региона;
  • 6. Разработать модель взаимодействия технических ВУЗов и предприятий, опирающиеся на существующие формы с учетом требований работодателей;
  • 7. Сформулировать новые формы и методы эффективного взаимодействия технических ВУЗов и предприятий на основе модели;
  • 8. Дать рекомендации по осуществлению инновационной программы взаимодействия технических ВУЗов и предприятий при разработке и последующей корректировке образовательных программ в Южно-Уральском регионе.

Объектом исследования выступают образовательные программы для технических направлений подготовки Южно-Уральского региона.

Предметом исследования являются процессы взаимодействия работодателей с научно-преподавательским сообществом ВУЗов при разработке образовательных программ.

Идея исследования. Повышение качества взаимодействия ВУЗов и работодателей обеспечивается за счет усиления воздействия требований работодателей на образовательные программы технических ВУЗов с учетом экономических ограничений, количественных оценок работодателя и экспертов (ППС), отражающих потребность в той или иной компетенции выпускника.

Научная новизна. Математическая модель взаимодействия технических ВУЗов и работодателей при формировании образовательных программ, отличающаяся включением согласно-параллельной коррекции, позволяющей совместно разрабатывать и своевременно корректировать образовательные программы с учетом требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), а также с учетом требований работодателей к компетенциям специалистов.

Предложенные факториальные модели, решающие задачу линейной оптимизации на основе полученных от респондентов данных с учетом имеющихся ограничений, позволяют:

  • — давать количественные оценки работодателя и экспертов (ППС);
  • — своевременно корректировать образовательные программы.

Практическая значимость. Разработанные на основе модели рекомендации позволяют внедрить новые формы и повысить эффективность взаимодействия технических ВУЗов и работодателей в промышленно-ориентированных регионах.

Методология исследования. Теория автоматического регулирования социально-экономическими процессами; системный анализ; факторный анализ; социологические методы исследования. В качестве методологии проведения смешанного исследования был выбран метод «Case research», позволяющий учесть особенности подготовки технических специалистов в промышленно-ориентированном регионе. Выбор методов обусловлен целями и задачами исследования, спецификой технических специальностей и характером изучаемых проблем. Используемые методы позволяют произвести проблемно-ситуационный анализ по вопросам взаимодействия работодателей и технических ВУЗов с целью разработать модели и обоснования управленческих решений, позволяющих улучшить процесс взаимодействия.

Структура исследования включала 8 этапов:

  • 1 этап представляет собой компетентное изучение ФГОС третьего поколения по техническим направлениям подготовки с целью выявления унифицированных требований к выпускнику, определяемых стандартами.
  • 2 этап связан с определением респондентов среди работодателей Южно-Уральского региона, занятых в промышленной сфере экономики. На данном этапе осуществлялась проработка кейсов.
  • 3 этап — составление вопросов к работодателям для анкетирования или интервьюирования.
  • 4 этап — проведение интервью и/или анкетирования респондентов. С целью получения информации о качестве подготовки выпускников и их требований относительно необходимых компетенций и приемлемых для них форм взаимодействия.
  • 5 этап — определение сложности и стоимости формирования той или иной компетенции и обозначение роли, которую должны играть работодатели в процессе формирования у студентов соответствующих компетенций.
  • 6 этап — создание модели, позволяющей повысить эффективность взаимодействия работодателей и системы высшего образования
  • 7 этап — анализ и интерпретация результатов математического моделирования
  • 8 этап — представление результатов, выводов, рекомендаций по организации взаимодействия с работодателями на примере взаимодействия с конкретными предприятиями Южного Урала.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, изложенных на 108 страницах машинописного текста, содержит 12 рисунков, 17 таблиц, список используемой литературы из 53 наименований.

Постановка задачи исследования. Южно-Уральский регион представляет собой мощный индустриальный, экспортно-ресурсный комплекс с исторически сложившейся устойчивой производственной структурой и является одним из наиболее развитых регионов в России по объему промышленного производства, развитию производственной базы, численности промышленно-производственного персонала. Урал представляет собой старейший в стране район горнорудной промышленности, черной и цветной металлургии. Здесь производится четверть продукции черной и цветной металлургии России. На Урале развиты машиностроение, химическая, топливная промышленность и энергетика. Район производит значительную долю продукции лесной, горнодобывающей промышленности, строительные материалы. Здесь также хорошо развиты легкая, пищевая промышленности, сельское хозяйство. Занятость населения в промышленном секторе согласно отраслевому классификатору видов экономической деятельности на 2006;2007 года составляла 31%, что на 10% выше данного показателя в среднем по стране [15].

На Урале развиваются энергопроизводственные циклы выплавки черных и цветных металлов, а также машиностроительный, нефтегазохимический, горно-химический, лесопромышленный циклы. Тесная взаимосвязь этих циклов — особенность уральской промышленности. Черная и цветная металлургия, опирающиеся на горнодобывающую промышленность, создают базу для машиностроения, на отходах развиваются химические производства. А машиностроение обеспечивает машинами горную, химическую и металлургическую отрасли. В Южно-Уральском регионе обработка цветных и черных металлов ведется на разных уровнях сложности вплоть до пятого уровня передела. Широко ведется модернизация и автоматизация производства при участии как региональных и Российских организаций, так и зарубежных компаний.

Данная ситуация безусловно требует качественной подготовки высококвалифицированных работников технических специальностей, с набором необходимых компетенций, удовлетворяющих требованиям работодателей и позволяющих эффективно осуществлять профессиональные виды деятельности, что задает вектор совместной работы высших учебных заведений и работодателей. Необходимо участие работодателей в разработке требований по всем уровням профессионального образования — начального, среднего, высшего профессионального образования, программ переподготовки различного уровня. Работодателю необходимо четко сформулировать требования к профессиональным характеристикам работников, которые должны быть отражены в образовательных программах [4, 10, 29].

На сегодняшний день существует противоречие между необходимостью взаимодействия системы высшего образования с работодателями и неготовности большинства российских работодателей и ВУЗов осуществлять эффективное взаимодействие в процессе разработки образовательных программ. Данное противоречие обусловлено расплывчатостью требований к компетенциям работников и отсутствием разработанных форм и методов ведения интерактивного диалога между сторонами. Как и для других регионов Российской Федерации, для Южно-Уральского региона пути эффективного взаимодействия, удовлетворяющие как работодателей, так и высшую школу, неопределенны.

Актуальность исследуемого вопроса поддерживается и буквой закона, так федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения содержат требования к результатам освоения основных образовательных программ, основанные на компетентностном подходе. Согласно ФГОС выпускник должен обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций, отвечающих требованиям ФГОС, учитывающих запросы работодателей и интересы образующихся, что позволит выпускнику успешно выполнять определенные виды профессиональной деятельности [41, 42].

Уровень интеллектуализации труда, требующего креативного и профессионального отношения к результатам работы и принимаемым решениям, неуклонно растет, особенно это характерно для промышленных регионов. Рост интеллектуализации труда связан с модернизацией и автоматизацией производства. На сегодняшний день существует острая необходимость в подготовке технических специалистов, способных разрабатывать и обслуживать сложное оборудование. Подготовка специалистов в достаточно узких областях и специальностях уже не отражает современных запросов реального сектора экономики, где сейчас динамично меняется структура заказов и ощущается потребность в профессиональной мобильности специалистов, обладающих хорошей фундаментальной подготовкой.

Иными словами, к факторам и условиям, обуславливающим актуальность поставленной проблемы, можно отнести:

  • — динамичные изменения экономической ситуации;
  • — изменения кадровой политики работодателей;
  • — наличие противоречия между необходимостью взаимодействия и неготовностью его осуществлять;
  • — расплывчатость требований работодателей;
  • — отсутствие форм и методов эффективного взаимодействия;
  • — появление ФГОС третьего поколения, основанных на компетентностном подходе;
  • — повышение уровня интеллектуализации труда;
  • — наличие потребности в специалистах, обладающих профессиональной мобильностью и фундаментальной подготовкой.

Таким образом, при формировании и выполнении образовательного заказа учебные заведения должны учитывать конъюнктуру рынка труда и требования работодателей, последним необходимо выдвигать требования к профессии и активно участвовать в разработке образовательных программ для подготовки по техническим специальностям. В этих условиях становится принципиально важными разработка и использование в системе высшего образования новых методов и форм эффективного взаимодействия ВУЗов и работодателей, позволяющих готовить профессионалов, способных реализовать устойчивое и динамическое развитие соответствующих производств, в том числе и на основе наукоемких технологий. Тем не менее, при подготовке профессионалов нельзя забывать, что задачей высшего профессионального образования является не столько формирование навыков и умений, сколько объяснение как именно и почему происходят те или иные процессы, выявление сути явлений и развитие любознательности студентов [43, 44].

В качестве теоретических оснований целесообразно проанализировать российский опыт (работы О. Я. Дымарской, Г. А. Лукичева, А. Н. Лымарь, Е. М. Авраамовой, Н. И. Шевченко, М. Н. Вандышевой, Т.И. Заславской) и опыт других стран, добившихся значительных результатов в этом вопросе: Великобритания, Ирландия, Германия и др. (работы С. Ю. Алашеева, Г. А. Лукичева, Jay Cross, А. Lauren, материалы семинара Болонского процесса и др.). Существующие исследования в основном посвящены вопросам оценки эффективности работы ВУЗов со стороны работодателей и проблемам осуществления взаимодействия в целом, но имеющиеся материалы не раскрывают проблему взаимодействия при разработке образовательных программ. Более того недостаточно внимания уделено собственно техническим направлениям подготовки, а тем более с конкретизацией исследовательских вопросов относительно Южно-Уральского региона. Чтобы дать ответ на поставленные исследовательские вопросы и добиться цели исследования целесообразно провести смешанного исследование с помощью метода «Case research», где в качестве кейсов выступают промышленные предприятия Южно-Уральского региона.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой