Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституционное право человека на труд и механизм его реализации в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К числу внутригосударственных актов следует отнести Конституцию Российской Федерации 1993 г., Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-Ф3, Федеральный конституционный закон от… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конституционно-правовые основы права на труд в Российской Федерации
    • 1. Отражение конституционного права на труд в российском законодателве
    • 2. Комплекс прав человека в сфере труда как неотъемлемая часть семыбъективных прав иобод
    • 3. Трудовой договор как основная форма реализации конституционного права на труд в РФ
  • Глава 2. Механизм реализации конституционного права на труд в Российской Федерации
    • 1. Формы и способы защиты конституционных прав и свобод человека вере труда в РФ
    • 2. Особенности реализации конституционного права на труд категориями лиц, нуждающим в дополнительной защите
    • 3. Состояние и перспективы развития конституционно-правовых отношений вере труда

Конституционное право человека на труд и механизм его реализации в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Занимая главное место в правовой системе государства, Конституция РФ является не только фундаментом этой системы, но и квинтэссенцией главных демократических достижений человечества, одним из которых является понимание свободной природы труда и закрепления права на труд в качестве основополагающего принципа.

Необходимо признать, что, обладая самостоятельной ценностью как субъективное право индивида, право на труд обладает куда большей ценностью как органичный элемент стройной системы конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Таким образом, конституционное право на труд является не только и не столько самостоятельно существующим правовым явлением, сколько элементом определенной правовой системы, взаимосвязанным с ее остальными элементами и самой системой в целом. При этом масштаб и детальность регулирования трудовых отношений в той или иной стране во многом отражает уровень ее политического развития, экономического состояния, и, безусловно, оказывает влияние на уровень жизни населения этой страны. Именно поэтому право на труд признано одним из основных прав человека и закреплено в Конституции РФ.

Актуальность темы

диссертации обусловлена, в первую очередь, реформой и динамикой трудового законодательства. 1 февраля 2002 г. вступил в действие новый Трудовой кодекс РФ, содержащий принципиальные решения по многим вопросам регулирования трудовых отношений, которые должны учитываться при применении конкретных правовых норм, регулирующих отдельные правовые институты.

В этой связи особого внимания заслуживает исследование теоретических проблем правового регулирования и реализации конституционного права на труд, особенностей реализации этого права категориями лиц, нуждающимися в дополнительной защите, т. е. женщин, несовершеннолетних, лиц, с семейными обязанностями, а также инвалидов.

Кроме того, принципиальное значение имеет рассмотрение категорий «право на труд» и «трудовой договор». Ведь новые социально-экономические условия — многообразие форм собственности, рыночные отношения, внедрение новых методов хозяйствования, свобода предпринимательской деятельности, формирование рынка труда неизбежно вносят существенные изменения в содержание трудовых отношений и в правовое положение его субъектов.

Вышеназванные обстоятельства обусловливают своевременность и оправданность обращения диссертанта к исследованию вопросов конституционного права на труд и механизма его реализации в РФ.

Объектом исследования — являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права на труд в РФ.

Предметом исследования — конституционно-правовые нормы, закрепляющие право на труд в РФ.

Цели и задачи исследования. В процессе настоящего исследования перед диссертантом стояла следующая основная цель: анализ теоретических и практических проблем конституционного права на труд, выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере труда и практики его применения.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:

1. Исследовать развитие и становление законодательства о труде в российском государстве;

2. Изучить научно-теоретические и правовое основы конституционного права на труд, проанализировать содержание таких категорий как «право на труд», «трудовой договор» ;

3. Рассмотреть основные трудовые права, закрепленные в Конституции РФ;

4. Исследовать формы реализации конституционного права на труд;

5. Провести определенные исследования в области соотношения использующихся на сегодняшний день форм и способов защиты прав граждан в сфере труда, выделяя такие способы защиты, как индивидуальная самозащита, коллективная защита, зашита профессиональными союзами, парламентская защита, защита органами исполнительной власти, судебная защита;

6. Изучить особенности реализации конституционного права на труд категориями лиц, нуждающимися в дополнительной защите при заключении, действии и расторжении трудового договора;

7. На основе проведенного исследования определить существующие пробелы в сфере труда на законодательном уровне и внести предложения по совершенствованию законодательства.

Нормативную основу исследования вопросов конституционного права на труд в РФ составили международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты.

К числу внутригосударственных актов следует отнести Конституцию Российской Федерации 1993 г., Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-Ф3, Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 30.06.2003) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон РФ от 11.03.1992 № 2490−1 (ред. от 30.12.2001) «О коллективных договорах и соглашениях» и др.

Стремление России обеспечить права человека, соответствовать высоким нормам демократии, установленным в цивилизованном мире, поддерживать стабильные мирные отношения с иностранными государствами, а, кроме того, желание установить высокий уровень престижности государства в целом диктуют необходимость соотнесения норм о праве на труд с положениями таких международно-правовых актов как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 19 июня 1998 г.), Международный пакт об экономических, к* социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), Международный пакт от 16 декабря 1966 «О гражданских и политических правах», Конвенция Международной Организации Труда N 122 о политике в области занятости (Женева, 9 июля 1964 г.), Конвенция Международной Организации Труда N 168 о содействии занятости и защите от безработицы (Женева, 1 июня 1988 г.), Конвенция Международной Организации Труда № 138 о минимальном возрасте для приема на работу (Женева, 26 июня 1973 г.), Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.) и др.

В ходе диссертационного исследования, помимо действующих нормативно-правовых актов, включающих законодательство Российской Федерации, использовался широкий круг документов и нормативно-правовых актов СССР и РСФСР, проекты федеральных законов, находящиеся на рассмотрении Государственной Думы РФ, а также дореволюционные источники.

Теоретические основы исследования.

Проблемы, связанные с конституционным правом на труд РФ неоднократно анализировались отечественными и зарубежными учеными правоведами.

Общетеоретической основой исследования вопросов регулирования права на труд на территории РФ послужили работы таких отечественных ученых правоведов как: М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе, О. Н. Горбунова, К. Н. Гусов, Б. Б. Залесский, Б. В. Здравомыслов, Е. И. Козлова, Ю. Н. Коршунов, Т. Ю. Коршунова, O.E. Кутафин, М. И. Кучма, В. В. Лазарев, Л. А. Окуньков, О. В. Смирнов, Б. Н. Топорнин, Л. А. Чиканова, В. Е. Чиркин, Б. А. Шеломов, Юдин Ю. А. и другие.

Об истории развитие законодательства в сфере труда в российском государстве писали и пишут многие авторы, такие как Л. И. Бородкин, И.Т.

Голяков, В. М. Догадов, И .Я. Киселев, Е. И. Сафонова, С. А. Соболев, JI.C. Таль, Ю. П. Титов, М.И. Туган-Барановский, О. И. Чистяков и другие.

Особое внимание в диссертационной работе уделено вопросам механизма реализации и защиты конституционного права на труд в Российской Федерации. Основу диссертационного исследования составили работы современных авторов: A.C. Автономов, М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, В. Варов, JI.A. Горбунова, С. А. Димитрова, И. Б. Калинин, O.A. Курбангалеева, К. В. Лапшин, O.A. Парягина., Г. Титова, Н. П. Черноморченко, В. Е. Чиркин и другие.

Вопросы, связанные с регулированием права на труд в РФ приобрели особую актуальность в современный период. По этому поводу появляется множество публикаций в журналах, газетах, интернет-сайтах. В этой связи следует отметить работы О. Абрамовой, JI.A. Гордона, JI. Грось, К. В. Лапшина, Н. Л. Лютова, А. Нуртдиновой, Ю. П. Орловского, М. М. Покровской, H.H. Семенюты, Т. А. Сошниковой, Ю. Н. Строговича, В. Е. Чиркина, А. И. Шебановой и многих других.

Специально отметим работы М. В. Лушниковой, М. Макамбая, C.B. Приваловой, М. И. Строганова и других авторов, исследующих и раскрывающих непосредственно проблемы права на труд на территории России.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно — научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических механизмов и процессов. Их применение позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней комплексно проводится анализ конституционного права человека на труд и механизм его реализации в РФ после принятия нового Трудового Кодекса РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.

Сформулировано понятие конституционного права на труд.

Составлена классификационная схема, наглядно демонстрирующая соотношение между формами и способами защиты трудовых прав.

Рассматриваются особенности реализации конституционного права на труд категориями лиц, нуждающимися в дополнительной защите при заключении, действии и расторжении трудового договора.

Научная новизна исследования определяется также как комплексом изучаемых в его рамках вопросов и аспектов, так и собственно содержанием ряда сформулированных в нем положений и рекомендаций.

На защиту выносятся следующие предложения и выводы, полученные, в результате исследования, отражающие позицию автора по теоретическим и практическим проблемам конституционного права человека на труд и механизма его реализации в РФ, а именно:

1. Вывод о том, что конституционное право на труд — это естественная, неотъемлемая от личности и гарантируемая нормами внутреннего законодательства и международно-правовыми актами возможность беспрепятственного и свободного выполнения любых видов работ и занятий, направленных как на достижение каких-либо материальных благ, так и на удовлетворение духовных потребностей.

2. Вывод о необходимости конкретизации норм статьи 37 Конституции РФ путем разработки Концепции развития законодательства о защите трудовых прав, в рамках которой должно протекать развитие института защиты трудовых прав граждан РФ. Среди первостепенных задач Концепции следует назвать: объединение в рамках определенного основания уже существующих норм, которые применяются для защиты трудовых прав и соответствующая их систематизация в рамках исследуемого правового института.

3. Вывод о том, что только при провозглашении права на труд у государства появляется корреспондирующая обязанность обеспечения этого блага в отличие от свободы труда лишь постулирующей определенное отношение, но не обязывающей государство к активной деятельности. Вследствие чего необходимо изменить ч. 3 ст. 37 Конституции РФ: «Каждый имеет право на труд, условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» .

4. Вывод о том, что трудовой договор является основой для реализации важнейших трудовых прав, закрепленных в ст. 37 Конституции РФ, без которых невозможно возникновение трудовых отношений и поэтому принцип его приоритетности должен быть закреплен непосредственно в Конституции РФ путем внесения следующего дополнения в ст. 37 Конституции РФ: «Наемный труд основывается на трудовом договоре» .

5. Вывод о том, что отказ законодателя от существовавшего в КЗоТ РФ деления условий трудового договора на необходимые и дополнительные является неудачным т.к. существующая возможность считать не заключенным трудовой договор при условии не включения в него производных условий является потенциальной возможностью ограничения реализации конституционного права на труд. Вследствие чего, целесообразно внести изменения в Трудовой кодекс РФ, вернув деление условий трудового договора на необходимые и дополнительные.

6. Предложение о выделении четырех этапов развития трудового законодательства: фабричное законодательство (1861−1917 гг.) — законодательство революционного периода (1917 г.) — советское законодательство (ноябрь 1917 г. -1991 гг.) — переходный период к рыночной экономике (1991 г. — по настоящее время).

7. Вывод о необходимости проведения активной государственной политики по регулированию рынка труда, а именно восстановление системы страхования занятости как способа возмещения временной потери дохода и как активного инструмента помощи работникам в приобретении навыков, необходимых для адаптации на рынке труда. В данном случае целесообразно заимствовать зарубежный опыт таких стран как Канада и Япония.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы, развивают и дополняют понятийный материал, сопутствующий реализации прав человека, освещают и переосмысливают важные аспекты законодательного регулирования конституционного права человека на труд в РФ. Работа в целом способствует формированию концепции понимания научного содержания категории «право на труд», дополняет существующую базу для развития законодательства и последующих научных исследований.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по осуществлению законодательной деятельности способствуют утверждению научно-обоснованного подхода при разработке нормативно-правовой базы, регулирующей право на труд в РФ.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса конституционного права, трудового права, основанных на них спецкурсов и семинаров.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили:

1. Экспертный опрос «Опыт организации процессов трудовой миграции в рыночной экономике». По заказу Центра «Большая Земля» — Информационно-аналитическое агентство «Служба Общественного Мнения», г. Москва, 5−7 июля 2001. Участниками опроса являлись такие лица как Сажинов П. (Председатель Мурманской Областной Думы, член комитета Совета Федерации РФ по вопросам безопасности и обороны), Гонтмахер Е. (Начальник департамента социальной политики аппарата Правительства РФ), Хасин С. Л. (Начальник отдела социально-экономического развития Департамента по проблемам Севера Министерства экономического развития и торговли РФ), Мисник Б. Г. (Заместитель руководителя аппарата комитета Государственной думы по проблемам Севера и Дальнего Востока), Лебедь А. (Губернатор Красноярского края) и др.

2. Социологический опрос, анкетирование «Москвичи о рынке труда и возможностях трудоустройства». Департамент федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, г. Москва, 14 декабря 2003 г.

3. Социологическое исследование, проведенное Центром социального и экономического консультирования «Эпикон» в 2002 г. по заказу Департамента ФГСЗН по г. Москве «Москвичи о рынке труда и деятельности городской службы занятости». Цель — выявление отношения москвичей к ситуации, сложившейся в области занятости, оценка ими перспектив трудоустройства и деятельности городской службы занятости. По репрезентативной выборке было опрошено около 2 тыс. респондентов восьми социально-профессиональных групп населения с учетом пола, возраста и материального положения.

Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах:

— выступления с докладами на научно-практических и международных конференциях (Международная научно-практическая конференция «Занятость и профсоюзы», г. Москва, декабрь 1998 г.- Всероссийская научно-практическая конференция «30 лет КЗоТ РФ и проблемы совершенствования законодательства о труде и социальном обеспечении на современном этапе», г. Москва, 13 — 14 декабря 2001 г., МГТОАПрактическая конференция «Трудовой договор и регулирование трудовых отношений в свете нового Трудового Кодекса России». Всероссийский Кадровый Конгресс, июнь 2002 г.- II Международная научно-практическая конференция «Занятость в XXI веке: формы, тенденции изменения, закономерности и мера», г. Ростов-на-Дону, 26 — 27 июня 2003 г.- Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы охраны и безопасности труда», Самарской область, 16−18 апреля 2003 г.- Межвузовская конференция «Право и права человека», г. Санкт-Петербург, 26 марта 2004 г.);

— направление рекомендаций в Государственную Думу РФ, Московскую городскую думу, в Мэрию г. Москвы с целью совершенствования законодательства;

— опубликование научных статей.

Структура диссертации определена содержанием темы. Она состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативно-правовых актов. Основные выводы проведенного исследования представлены в диссертации по параграфам.

Заключение

.

Результаты проведенного научного исследования конституционного права человека на труд и механизма его реализации в Российской Федерации позволяют сформулировать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций по совершенствованию российского законодательства в области реализации и защиты данного права.

1. Внести изменение в ст. 37 Конституции РФ:

— закрепив право на труд, изменив норму ч. 3 ст. 37: «Каждый имеет право на труд, условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» ;

— закрепив принип: «Наемный труд основывается на трудовом договоре» .

2. Внести изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ: а) Внести изменения в п. 13 ч. 1 ст. 59, удалив из нее выражение «с пенсионерами по возрасту». б) Необходимо устранить пробел, который ограничивает право на свободную реализацию трудовых возможностей несовершеннолетними, не достигшими возраста пятнадцати лет, получившими основное общее образование. На основании этого статью 63 целесообразно дополнить новой частью, следующего ориентировочного содержания:

С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшим возраста четырнадцати лет и получившими основное общее образование, для выполнения работ, указанных в части третьей настоящей статьи. В интересах несовершеннолетних с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшим возраста четырнадцати лет и получившими основное общее образование, на выполнение иных работ, не причиняющих вреда их здоровью". в) Исключить ч. 3 ст. 63 Трудового кодекса РФ в целях защиты ребенка от экономической эксплуатации, от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, нравственному, духовному, моральному и социальному развитию. г) Изложить ч. 3 ст. 72 следующим образом: «Перемещением является письменно согласованный временный перевод работника по инициативе любой из сторон трудового договора, связанный с изменением любых его существенных условий, за исключением случаев, не требующих согласования и предусмотренных в статьях 73 и 74 настоящего Кодекса». д) Вернуть гарантии работникам путем внесения дополнения в ч. 2 ст. 178, указав, что пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работникам при увольнении по п. 7 ст. 77 ТК РФ. е) Название ст. 262 целесообразней изложить как «Дополнительные выходные дни женщинам, работающим в сельской местности, и лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства». ж) Целесообразно устранить путаницу, связанную с невключением Трудовым Кодексом РФ в перечень работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, тяжелых работ. Этот вид работ также должен быть указан в статье 265 Трудового Кодекса РФ. з) Дополнить статью 352 фразой: «судебная защита трудовых прав». и) Дополнить Трудовой кодекс РФ новой статьей 380.1 «Гарантии в связи с использованием работником самозащиты трудовых прав», где зафиксировать, что работник, воспользовавшийся правом самозащиты, не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, если действия его направлены непосредственно на защиту нарушенных трудовых прав. к) Внести дополнение в ст. 391, закрепив, что в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры, кроме имеющихся: по иску работников при несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания материального ущербана неправомерные действия или бездействия работодателя при обработке и защите персональных данных работника. л) Внести изменения в ч. 1 ст. 404, исключив следующий текст «который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений». м) Дополнить статью 405 нормой, в соответствии с которой запрещена ликвидация и реорганизация организации, филиала или представительства в период разрешения трудового спора и проведения забастовки. н) Привести исчерпывающие основания прекращения трудового договоравыплаты выходных пособий и компенсаций работнику при расторжении трудового договорарасторжения трудового договораувольнения в целях систематизации норм, правильного применения и их толкования, облегчения навигации по закону. о) Выделить в качестве отдельной статьи — временный перевод на другую работу в случае простоя. п) Раскрыть термины «более низкой квалификации» и «фактическое допущение» .

3. Внести изменения и дополнения в федеральное законодательство: а) Дополнить Уголовный кодекс РФ статьями, предусматривающими усиленную ответственность родителей (лиц, их заменяющих), должностных лиц и иных субъектов, обязанных содержать и воспитывать детей, производить необходимые действия по защите их прав и законных интересов:

— за коммерческие формы сексуальной эксплуатации детей и подростков, при которых дети становятся инструментом для извлечения наживы;

— за сексуальные посягательства со стороны лиц, от которых дети находятся в зависимости (родители, воспитатели, опекуны, педагоги и др.);

— за публичные формы растления несовершеннолетних, в том числе совершаемые с использованием средств массовой информации, интернета и др. современных средств коммуникации;

— за сексуальные посягательства на несовершеннолетних;

— за групповые и организационные формы сексуальной эксплуатации и сексуального совращения несовершеннолетних и за рецидив;

— за эксплуатацию детей, вовлеченных в занятие проституцией, сутенерами, сводниками, содержателями притонов. б) В целях же защиты интересов работодателей важно в федеральном законодательстве установить размер (методику определения размера) платы, вносимой работодателем за невыполнение или невозможность выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В этой связи, часть 4 статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» необходимо изложить в следующей редакции:

В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации на день внесения платы". в) В трудовом законодательстве следует уточнить понятие «работа, относящаяся к категории легкого труда, не причиняющая вреда здоровью подростка, которую могут выполнять учащиеся в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет». Наиболее оптимальным для этого является, по примеру Республики Беларусь, утверждение Правительством РФ или уполномоченным им органом соответствующего перечня видов такой работы. При этом, отсутствует необходимость в утверждении исчерпывающего перечня таких работ, достаточен ориентировочный перечень, из которого по аналогии можно было бы судить о допустимости для несовершеннолетних учащихся других видов работ.

4. Разработать и принять следующие федеральные законы и постановления: а) В связи с тем, что Закон СССР от 11 марта 1991 г. «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров» не отвечает современным требованиям к структуре и содержанию нормативно-правовых актов, представляется необходимым принять новый Федеральный закон «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров», в котором необходимо усилить роль Комиссий по трудовым спорам, придать ей статус обязательного досудебного органа рассмотрения трудовых споров, определить порядок рассмотрения споров об интересах. б) Разработать и принять Федеральный закон «О государственном управлении в сфере труда», где определить состав государственных органов, участвующих в управлении в сфере труда и, соответственно, определить процедуры их формирования посредством норм отсылочного характера. Кроме того, в целях унификации процедурных вопросов в ходе разработки, принятия и регистрации нормативных источников в области государственного управления сферой труда зафиксировать на законодательном уровне процедуру нормотворчества в специальной главе Федерального закона «О государственном управлении в сфере труда». Помимо этого, закрепить в этой главе государственный механизм регулирования в сфере труда, обязательными элементами которого должны быть: административное планирование развития ряда производствчастичное сдерживание конкуренции среди ряда отраслей хозяйстваусилие государственного контроля за соблюдением работодателями социальных нормативов и социальных стандартовдифференциация секторов экономики в сторону государственного заказа. в) Разработать и принять Федеральный закон «О государственном обеспечении и защите трудовых прав граждан Российской Федерации», где определить состав государственных органов, участвующих в обеспечении и защите прав граждан в сфере труда и, соответственно, зафиксировать процедуры их формирования посредством норм отсылочного характера. Кроме того, в тексте этого Федерального закона, определить механизмы взаимодействия всех государственных органов, обеспечивающих охрану труда в рамках определенной методологии: в том числе — предписать в качестве обязанности всех данных государственных органов оказание другим государственным органам помощи в случае проведения последними мероприятий, связанных с защитой прав и свобод в сфере труда, в рамках собственной компетенции. г) В ряде случаев имеется потребность повысить социальную защищенность льготных категорий работников. Положительный эффект имело бы принятие специального федерального закона об особенностях трудоустройства молодежи, в котором бы закреплялся механизм помощи молодежи в устройстве на работу, в частности введено квотирование рабочих мест для таких лиц. д) Усилить уголовную ответственность за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних), для чего обсудить и принять Проект федерального закона N 108 017−3 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». е) Разработать и принять Федеральный закон о страховании занятости, которая должна рассматриваться как способ возмещения временной потери дохода, как активный инструмент помощи работникам в приобретении навыков, необходимых для адаптации на рынке труда.

5. Разработать и принять следующие федеральные программы: а) Равняясь на региональный опыт (например, Московское трехстороннее соглашение на 2004 год № 77−78 от 25 декабря 2003 года между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)), необходимо подготовить предложения о последовательном повышении минимального размера оплаты труда и приближению его к уровню прожиточного минимума. б) В области организации защиты трудовых прав граждан:

— разработать и принять на уровне Министерства здравоохранения и социального развития РФ Программу координационных действий органов, обеспечивающих защиту трудовых прав граждан, где, объединив в едином документе существующие формы защиты трудовых прав, создать единый механизм реакции органов государственной власти на нарушаемые или уже нарушенные права граждан;

— организовать при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ Координационный совет по охране труда, в состав которого, помимо представителей органов исполнительной власти, должны войти и представители Федерального собрания РФ (каждой из палат), в целях воплощения вышеупомянутой Программы в жизнь.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные нормативно-правовые акты:
  2. Всеобщая Декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Сборник документов. М.: Изд. группа: НОРМА ИНФРА * М. 1998. стр. 39 — 44.
  3. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 19 июня 1998 г.) // Российская газета от 16 декабря 1998 г.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 36
  5. Международный пакт от 16 декабря 1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 12. 1994.
  6. Конвенция Международной Организации Труда N 122 о политике в области занятости (Женева, 9 июля 1964 г.). Конвенция ратифицирована СССР 22 сентября 1967 г. // Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1957 1990, том 2
  7. Конвенция Международной Организации Труда N 158 о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя (Женева, 2 июня 1982 г.). Конвенция не ратифицирована РФ // Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919 1956, том 2
  8. Конвенция Международной Организации Труда N 168 о содействии занятости и защите от безработицы (Женева, 1 июня 1988 г.). Конвенция не ратифицирована Российской Федерацией // Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919 1956, том 2
  9. Конвенция Международной Организации Труда № 138 о минимальном возрасте для приема на работу (Женева, 26 июня 1973 г.) // Библиотечка Российской газеты, выпуск № 22−23, 1999 г.
  10. Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296−3, // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 29.10.1999, № 80, per. № 2/70 от 27.07.1999.
  11. Трудовой кодекс Панамы 1971 г. // NATLEX, national laws on labour, social security and related human righhts, http://natlex.ilo.Org/txt/S95PAN01.HTM#tl2. Нормативно-правовые акты:
  12. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 года
  13. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. ст. 3012.
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.
  15. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 // Собрание законодательства Российской федерации от 18 ноября 2002 года № 46. ст. 5432.
  16. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с изменениями от 24.07.2002 г, 25.07.2002 г, 30.06. 2003 г.) // Собрание законодательства РФ, 7.01.2002 г, № 1 (часть 1), ст. 3.
  17. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.10.2002) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). ст. 4921.
  18. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  19. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 31.12.1997) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. № 51. ст. 5712
  20. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 15.12.2001) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. ст. 1447.
  21. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.03.1997. № 9. ст. 1011.
  22. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 15.12.2001) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1. ст. 1.
  23. Федеральный закон от 10. 01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета от 16 января 2003. № 6 (3120).
  24. Федеральный закон от 10.02.1999 № 31-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 15.02.1999 № 7 ст. 878.
  25. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ (ред. от 30.06.2003) «О счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 16.01.1995. № 3. ст. 167.
  26. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 30.06.2003) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"// Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. ст. 148.
  27. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями от 20 мая 2002 г., 10 января 2003 г.) // Собрание законодательства РФ от 19 июля 1999 г., № 29, ст. 3702.
  28. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202−1 (ред. от 30.06.2003) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. ст. 4472.
  29. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями от 29 апреля, 26 ноября 2002 г., 1 октября 2003 г.) // СЗ РФ 2000 г., N 26, Ст. 2729
  30. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // СЗ РФ 1995 г. N 48, Ст. 4557
  31. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3803
  32. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.) // Собрание законодательства РФ, 3.08. 1998 г., № 31, ст. 3802.
  33. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 97-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 96 Трудового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.07. 2002 г., № 30, ст. 3014.
  34. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Российская газета от 29 октября 1997 г.
  35. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 22.04.2003) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. ст. 3803.
  36. Закон РФ от 11.03.1992 № 2490−1 (ред. от 30.12.2001) «О коллективных договорах и соглашениях» // Ведомости СНД и ВС РФ. 23.04.1992. № 17. ст. 890.
  37. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026−1 (ред. от 30.06.2003) «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.04.1991. № 16. ст. 503.
  38. Закон Волгоградской области от 26 июня 2000 г. № 418-ОД «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Волгоградской области» (с изменениями от 24 октября 2002 г., 14 июля 2003 г.) // Волгоградская правда, 18.07. 2000 г., № 129.
  39. Закон Волгоградской области от 4 июля 2003 г. № 842-ОД «Об обязательствах работодателей, возникающих в связи с невыполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов» // Волгоградская правда, № 124, 15.07.2003
  40. г. Москвы от 12.11.1997 № 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве» (с изменениями от 26.06.2002) // Ведомости Московской Думы, № 2 (с. 27), 1998.
  41. Указ Президента РФ от 02.10.1996 № 1412 (ред. от 17.08.2000) «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 07.10.1996. № 41. ст. 4689.
  42. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» (с изменениями от 5 октября 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 июня 1994 г. N 7 ст. 700
  43. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 30.01.2001) «О Полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства РФ. 15.05.2000. № 20. ст. 2112.
  44. Указ Президента РФ от 18.07.1996 № 1039 (ред. от 17.04.2003) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.07.1996. № 30. ст. 3605.
  45. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1035 (ред. от 19.08.2000) «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства
  46. Российской Федерации о труде и охране труда» // Собрание законодательства РФ. 20.09.1999. № 38. ст. 4546.
  47. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 № 468 (ред. от 21.03.1998) «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» // Собрание законодательства РФ. 22.04.1996. № 17. ст. 1999.
  48. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» // СЗ РФ 2000 г., N 22, Ст. 2314
  49. Постановление Правительства РФ от 23.04.1997 № 480 (ред. от 16.09.2002) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.04.1997. № 17. ст. 2019.
  50. Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 «О федеральной инспекции труда» (с изменениями от 8 января 2003 г.), п. п. 1,3// СЗ РФ 2000 г., N 6, Ст. 760
  51. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». // Российская газета, 8 апреля 2004 г.
  52. Постановление Исполнительного комитета Генерального Совета ФНПР от 30.05.1996 № 3−7 «О внесении изменений и дополнений в Положение о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов)» // Библиотека «Российской газеты». № 18. 1996.
  53. Постановление Исполнительного комитета Генерального Совета ФНПР от 30.05.1996 № 3−8 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда» // Библиотека «Российской газеты». № 18. 1996.
  54. Постановление Минтруда РФ от 14.08.2002 № 57 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией» // Бюллетень Минтруда РФ. № 8. 2002.
  55. Постановление Минтруда РФ от 14.08.2002 № 58 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника» // Бюллетень Минтруда РФ. № 8. 2002.
  56. Постановление Минтруда РФ от 14.08.2002 № 59 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже» // Бюллетень Минтруда РФ. № 8. 2002.
  57. Приказ Минтруда РФ от 04.02.2002 № 16 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству Министерства труда и социального развития Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
  58. Приказ Минтруда РФ от 17.06.1998 № 214 «О нормативных правовых актах Министерства труда и социального развития Российской Федерации» // Ваше право. № 32. 1998.
  59. Приказ Минтруда РФ от 29.02.2000 № 65 (ред. от 12.07.2002) «Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 15. 10.04.2000.
  60. Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» // Документ опубликован не был.
  61. Конституция (Основной закон) СССР 1977 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 12 октября 1977 г., N 41, ст. 617
  62. Конституция (Основной закон) СССР. Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. //ЦИК СССР, М., Кремль, 1924 г.
  63. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918. № 87−88. Ст. 905
  64. Кодекс законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007
  65. Кодекс законов о труде РСФСР, принятый IV сессией ВЦИК IX созыва 30 октября 1922 г. // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903
  66. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. N 5600−1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 сентября 1993 г., N 35, ст. 1412
  67. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде от 15 июля 1970 г. //Ведомости Верховного Совета СССР, 1970 г., № 29, ст. 265
  68. Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. об отпуске по беременности и родам // Декреты Советской власти. Т. 1: с 25 октября (7 ноября) 1917 по 16 марта 1918 -М., 1957 г.
  69. Декрет СНК от 18 мая 1918 г. // Декреты Советской власти. Т. 2: с 17 марта по 10 июля 1918 М., 1959 г.
  70. Декрет Совета народных комиссаров о восьмичасовом рабочем дне от 11 ноября 1917 г. // СУ 1917 г., № 1, ст. 7
  71. Устав о промышленном труде // Свод законов Российской империи. Т. XI. 4.2. Спб, 1913 г.
  72. Постановление Временного Правительства об отмене дисциплинарных штрафов от 11 октября 1917 г.// СУ Временного правительства. 1917.
  73. Постановление Временного правительства «О собраниях и союзах» от 12 апреля 1917 г. // СУ Временного правительства. 1917, ст. 763
  74. Постановление Временного правительства о рабочих комитетах в промышленных заведениях от 23 апреля 1917 г. // СУ Временного правительства. 1917, ст. 790
  75. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 февраля 1931 г. «О производственно-товарищеских судах на фабриках, заводах, в государственных, общественных учреждениях и предприятиях» // СЗ СССР. 1931. № 59.
  76. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. // СЗ СССР. 1939. № 138.
  77. Постановление СНК от 14 июня 1918 г. «Об отпусках» // Декреты Советской власти. Т. 2: с 17 марта по 10 июля 1918 М., 1959 г.
  78. Постановление ЦИК и СНК ССР от 15 декабря 1930 г. // СЗ СССР. 1937. N 23. Ст. 93
  79. Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 сентября 1933 г. «Об улучшении использования молодых специалистов, окончивших вузы, техникумы и школы ФЗО» // СЗ СССР. 1933. № 59. Ст. 356.
  80. Указ ПВС СССР от 19 декабря 1940 г. // СЗ СССР. 1940. № 43.
  81. Положение ВЦИК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 г. // Декреты Советской власти. Т. 1: с 25 октября (7 ноября) 1917 по 16 марта 1918 М., 1957 г.
  82. Положение Временного правительства о биржах труда от 25 августа 1917 г.// СУ Временного правительства. 1917, ст. 1130
  83. Положение Временного правительства о примирительных камерах и третейских судах, август 1917 г.// СУ Временного правительства. 1917, ст. 1021
  84. Положение СНК о биржах труда, январь 1918 г. // Декреты Советской власти. Т. 1: с 25 октября (7 ноября) 1917 по 16 марта 1918 М., 1957 г.
  85. Положение от 24 мая 1835 г. об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму // Полное собрание законов Российской империи. II собрание. СПб., 1836. Т.Х. С.447−448. № 8157.
  86. Положение от 7 августа 1845 г. о воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста // Полное собрание законов Российской империи. II собрание. СПб., 1846. Т.ХХ. С. 591. № 19 262
  87. Временные рекомендации Минтруда РСФСР от 29 марта 1991 г. № 34 «О применении контрактной формы заключения трудового договора с руководителями предприятий» // Экономика и жизнь, № 42, 1991 г.
  88. Монографии, учебники, книги:
  89. М. В. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998 г. — 752 с.
  90. М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: ИНФРА*М, 1996. — 512 с.
  91. А.М. Наем услуг М., 1893 г.
  92. С.А. Правовые проблемы труда и занятости населения Алматы, 1997 г., С. 211
  93. В. М. Правовое регулирование труда при капитализме М., 1959. С. 50.
  94. В.М. Очерки трудового права М., 1960 г., С. 240
  95. . Б., Чиканова JI. А. Материальная ответственность работодателя и работника: Постатейный комментарий к разделу XI Трудового кодекса Российской Федерации. М., 2002.
  96. Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. М., 1995. С. 310−311
  97. И.Я. Трудовое право России: Историко-правовое исследование: Учебное пособие.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001, с. 384
  98. Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник, М.: Юристь, 1996. — 480 с.
  99. Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. Издание шестое, переработанное и дополненное./Под ред. К. Н. Гусова. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2000. — 576 с.
  100. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. JI.A. Окунькова) М.: Издательство БЕК, 1996. — 458 с.
  101. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Гусова К. Н. М.: «Издательство Проспект», 2003.
  102. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Ю. Н. Коршунов, Т. Ю. Коршунова, М. И. Кучма, Б. А. Шеломов. М., 2002.
  103. Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Е. Б. Хохлова. СПб., 1996 г., с. 346
  104. A.M. Становление и развитие науки трудового права и науки права социального обеспечения в России (вторая половина XIX — начало XX в.). Ярославль, 2001. С. 421
  105. JI.H. История заводско-фабричного законодательства Российской империи. СПб., 1883−1884. Ч. 1−2
  106. Проблемы совершенствования трудового законодательства (По материалам парламентских слушаний «Проблемы совершенствования трудового законодательства и практики его применения») / Под ред. В. Фурсовой М., «ПРОФИЗДАТ», 2003 г.
  107. Сравнительное конституционное право. Авторский коллектив: Топорнин Б. Н., Чиркин В. Е., Юдин Ю. А. и др. М.: Издательская фирма Манускрипт, 1996 г.-729 с.
  108. JI.C. Очерки промышленного рабочего права. М., 1918. С. 421
  109. Теория государства и права: Учебник. Под ред. проф. В. В. Лазарева. М.: Право и закон, 1996. — 424 с.
  110. Трудовое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Р. З. Лившиц, Ю. П. Орловский. М., 1998 г., с. 349
  111. Трудовое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. Отв. ред. д. ю. н. профессор О. В. Смирнов. М.: «Проспект», 1998. — 448 с.
  112. Туган-Барановский М. И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Том 1. Глава V- М., 1938 г.
  113. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. д. ю. н. Б. В. Здравомыслов. — М.: Юристъ, 1996. 512 с.
  114. Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996. 400 с.
  115. Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. Часть 1. Правовое регулирование труда в Российской империи. СПб., 1999. С. 471
  116. Л.С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. Часть 1. Ярославль, 1913. С. 355.
  117. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б. Н. Топорнина М., «Юрист», 1997 г. — 716 с.
  118. Курс российского трудового права. СПб., 1996. Том 1. 5. Статьи в периодических изданиях:
  119. О., Нуртдинова А. Защита трудовых прав работников. Комментарии нового законодательства. // Хозяйство и право. № 11,12. 2002 год.
  120. А. С. Правовая онтология политики. К построению системы категорий Москва. 1996 год.
  121. Е.М. Правовое опосредование отношений найма труда в России // Государство и право. 2001. № 9
  122. И. В. Интеграция гражданско-правовых и трудовых договорных обязательств // Вестник Омского университета. 1996. Выпуск № 1.
  123. В. Перевод или перемещение? // Домашний адвокат, № 16, 2003 г.
  124. C.B. Рассмотрение судами споров о заключении трудовых договоров // Трудовое право, N4 2002 г.
  125. Э.Н. Проблемы заключения трудового договора // Журнал российского права, № 2, 2000 г.
  126. С. В., Кудрявцев В. Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право, N5,6. 2002
  127. JI. И., Сафонова Е. И. Государственное регулированиетрудовых отношений в годы нэпа: формирование системы мотивации труда в промышленности // http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB5.
  128. М. И., Витрянский В. В. Договорное право: общие положения. -M., 1997.
  129. К. Правительство обещает создать единую базу данных о вакансиях // Время новостей On-line, 23 апреля 2002 г.
  130. В. О типичных нарушениях законодательства о труде // Хозяйство и право, 2003 г., № 7, с. 115
  131. В. В. Регулирование трудовых отношений: экспансия гражданского законодательства? // Журнал российского права. № 7. 1998.
  132. JI.A. Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997. № 3.
  133. Грось JL Судебная защита трудовых прав: соотношение трудовых и гражданско-правовых договоров // Российская юстиция. № 8. 1996.
  134. М. Квоты придется соблюдать. Центр квотирования проконтролирует // Двойная запись, февраль 2003 г., № 2
  135. Динамика безработицы в I квартале 2004 г. // Официальный сайт информационного портала службы занятости, трудоустройства, проблемы безработицы в РФ, http://rostrud.ru/portal/images/headname.gif
  136. С.А. Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы // Государство и право, 1994 г., № 4, С. 58−61
  137. И. Б., Горбунова Л. А. Досудебная защита трудовых прав работников // Защита трудовых прав: проблемы и решения. Материалы областной научно-практической конференции. Томск: Издательство «НТЛ», 2001.
  138. И. Я. Новый облик трудового права в странах Запада: прорыв в постиндустриальное общество. // Управление персоналом. № 4. апрель. 2002.
  139. И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. Учебное пособие М. В. Лушникова, А. М. Лушников // Государство и право, N 7, 2003 год
  140. Коммунист. 1989. № 9. С. 88.
  141. Ю.Н. Права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях // Гражданин и право, март 2001 г, № 3.
  142. И. В. Современный парламент. // Государство и право. № 3. 1997 год.
  143. Д.Л. Квотирование как основная форма трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Журнал российского права, ноябрь 2001 г., № 11
  144. O.A. Льготные условия труда женщин и несовершеннолетних // Главбух, сентябрь 2001 г., № 17.
  145. В., Ясырева А. Если вам уже немного за тридцать.// Свободная пресса, 16 марта 2004 г., http://www.moe.kpv.ru/view/text.shtml7972
  146. К. В. Анализ новелл правового института «Трудовой договор» // Государство и право, N 12,2003
  147. В. О., Доронина О. Н. Защита основных прав и свобод граждан Конституционным Судом Российской Федерации. // Московский Центр Права. http://www.notariusy.ru/publisher/c33.htm.
  148. М.В., Лушников A.M., Тарусина H.H. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. //Ярославль. 2001.
  149. Н.Л. Понятие и предмет коллективных трудовых споров // Государство и право, N 1,2003
  150. И. Как «отвоевать» зарплату и не пострадать от милицейской руки. // Российская газета. 2002. 24 мая.
  151. Ниже прожиточного минимума в первом квартале 2003 г. находилось более четверти населения России // Официальный сайт «Глобальная горячая информация», http://www.hotinfo.ru/news/?&news=1896,29/04/2003.
  152. В. И. Контракт в трудовом праве // Сов. гос-во и право. 1991. № 8. С. 52−59.
  153. . Д. Соотношение самозащиты гражданских прав и права удержания // Хозяйство и право. 2002. № 10.
  154. А.Ф. Комментарий к Закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Издательство: «Юридический Дом «Юстицинформ». Москва. 2001.
  155. Ю. П. Контракт и его роль в возникновении, изменении и прекращении трудового правоотношения // Сов. гос-во и право. 1991. № 8. С. 5962.
  156. Ю. П. Сфера действия трудового законодательства и практика его применения. // Право и экономика. № 10. 1998.
  157. . О. А. Спорные вопросы самозащиты работниками трудовых прав. // Юридический институт ИГУ. Сибирский Юридический Вестник. 2002. http://www.lawinstitut.ru/ru/science/vestnik/20 024/paragina.html.
  158. О. А. Проблема судебных расходов в свете принципа доступности правосудия. // Судебная защита прав граждан в ее наиболее эффективных формах Материалы научно-практической конференции (24 декабря 2002 года), Екатеринбург. 2003 г. стр. 28.
  159. Н.Д. Правовой статус высших органов финансового контроля. (ВОФК) Великобритании, Франции, Германии и Польши // Государство и право. 1998. № 2.
  160. М. М., Строгович Ю. Н. Рассмотрение трудовых споров с позиции Конституционного суда РФ // Кадры предприятия. 04. 02. 2003.
  161. И. Открытый урок трусости. // Труд. 2002. 10 июля.
  162. Н. А. К проблеме общих правоотношений. // Сибирский юридический вестник. № 1. 1999 г.
  163. И.А. Оплата труда несовершеннолетних // Главбух, ноябрь 2002 г. № 21.
  164. К. Д. Государственное регулирование трудовых отношений в США (Историографический обзор). // Теория и практика общественно-научной информации. ЦНИОН АН ГРУЗИИ. Выпуск № 13.1997.
  165. H.H. Современные проблемы трудового права России // Государство и право, N 4,2002 год
  166. А. А за простой ответишь. // Труд. 2002. 11 февраля.
  167. О. Квотирование рабочих мест // Финансовая газета. Региональный выпуск, июнь 2001 г., № 23
  168. С. А. История становления трудового договора в России // Государство и право, № 2,2002
  169. Г., Коржавин Г. Как отстоять свою зарплату? // Российская газета. 2002. 7 июня.
  170. JI. А. О предстоящем реформировании трудовых отношений // Юридический Бюллетень предпринимателя, 1998 г., с. ЗО
  171. Текущий момент // День за Днём, № 218 от 14 августа 2003 г.
  172. Г. Особенности регулирования труда несовершеннолетних работников // Финансовая газета. Региональный выпуск, август 2002 г., № 34,
  173. Условия труда // Официальный сайт Кировского областного Комитета государственной статистики, http://kks.kirov.ru/statinfo/dokl2d2/dok/i 15 0220r. htm, февраль 2003 г.
  174. Хлынов В. Социальная защищенность по-Японски // Официальный сайт Япония сегодня, http://www.japantoday.ru/znakjap/ekonomika/2 502.shtml
  175. Е.Б. К понятию трудового договора и договора найма труда // Правоведение, 1998 г., № 2, С. 125
  176. С. Время амбициозных сверхзадач. Проект Московского трехстороннего соглашения на 2004 год рассмотрен на заседании МТК // Солидарность, № 40, 29 октября 2003 г.
  177. Н. П. Защита трудовых прав работника одно из приоритетных направлений правовой политики. //Правоведение. № 1. 1998.
  178. В. Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4.
  179. В. Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право 2002 № 2 .
  180. Численность безработных в России за год снизилась почти на 17% // Проект Агентства финансовой информации «МЗ-медиа», http://forum.m3m.rU/news/0/2003/l/28/5763.html, 28 января 2003 г.
  181. С. Ю. Гарантии получения заработной платы при несостоятельности работодателя // Государство и право, N11,2002
  182. А. И. Трудовое право и его значение в российской правовой системе. // Актуальные проблемы права: теория и практика. Сборник научных статей. Луганск. 2000. стр. 15−16.
  183. X. Новые аспекты судебной защиты прав и свобод граждан // Российская юстиция. № 8. 1996.
  184. А. Трудовой кодекс «прижился», хотя он и не безупречен // Официальный сайт «Работа и Зарплата», http://www.Zarplata.RU
  185. С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
  186. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / Под редакцией Ю. П. Титова, О. И. Чистякова М., 1990 г.
  187. Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В. Е. Крутских. 2-е изд.- М.: ИНФРА-М, 1998. — 368 с. 7. Диссертации:
  188. M.B. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых и социально-обеспечительных отношений (сравнительно-правовое исследование).Автореф. дис.. д-ра юрид. наук М., 1997 г., 38 с.
  189. C.B. Методы регулирования трудовых отношений. Автореф. дис.. канд. юр. наук М., Московская государственная юридическая академия, 2001 г., 25 с.
  190. Edwards R., Podgusky M. The unraveling accord- American unions in crisis in: Union crisis and beyond. Perspective from six coutries. Dover- 1986.
  191. Kaskel. Arbeitsrecht. 1925. S. 47−48.
  192. Kochan Th.A., Katz H.C., McKersie R.B. The Transformation of American industrial relations. N.Y.: 1986.
  193. Philipp Lotmar. Der Arbeitsvertrag nach dem Privatrecht des deutschen Reiches. B. I. 1902- В. II. 1908.
Заполнить форму текущей работой