Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Процесс полоролевой социализации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивныйребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения (Т.А.Репина, 1987; Д. Н. Исаев, 1988; И. С. Кон, 1988; В. Е. Каган, 1991; Н. Е. Татаринцева, 1999; С. О. Филиппова, 2001) — эмоциональный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «
    • 1. 1. Проблема формирования полоролевого поведения в психологопедагогических исследованиях
    • 1. 2. Признаки проявления полоролевого поведения у дошкольников
    • 1. 3. Педагогические условия использования средств физического воспитания для формирования полоролевого поведения дошкольников
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Теоретический анализ и обобщение научно-педагогической и психо лого-педагогической литературы
      • 2. 2. 2. Педагогическое наблюдение
      • 2. 2. 3. Психодиагностическое тестирование
      • 2. 2. 4. Педагогический эксперимент
      • 2. 2. 5. Методы математико-статистической обработки результатов
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Результаты определения полоролевой принадлежности дошкольников.55 3.2.0тношение родителей к воспитанию ребёнка с учётом половой принад лежности
    • 3. 3. Отношение педагогов к организации занятий физическим воспитанием с мальчиками и девочками
    • 3. 4. Особенности полоролевого поведения 4−6 лет до эксперимента
    • 3. 5. Взаимосвязь признаков полоролевого поведения дошкольников 4−6 лет до эксперимента
    • 3. 6. Обоснование экспериментальной программы полоролевого поведения дошкольников
    • 3. 7. Влияние экспериментальной программы на формирование полоролевого поведения дошкольников 4−6 лет

Формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процесс полоролевой социализации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивныйребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения (Т.А.Репина, 1987; Д. Н. Исаев, 1988; И. С. Кон, 1988; В. Е. Каган, 1991; Н. Е. Татаринцева, 1999; С. О. Филиппова, 2001) — эмоциональный — половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д.В.Колесов, 1986; Л. Е. Семёнова, 1999) — поведенческий — усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон, 1981; Т. А. Репина, 1993; И. И. Таран, 2004).

Возраст и половая принадлежность — важнейшие индивидуальные особенности человека (Б.Г.Ананьев, 1980).

В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации мальчиками и девочками полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания. В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек размываются границы между женскими и мужскими ролями. Полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания.

Предпринятые попытки воспитания мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно эффективны, так как накопленный ценный опыт игнорируется, упрощается или не учитывает реалий жизни, вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями (В.В.Абраменкова, 1987; И. С. Лаптева, 1997; Г. Н. Михайлович, 1998; И. В. Смирнова, 1999).

Физическое воспитание дошкольников, как и всё дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на условного ребёнка, а не «мальчика» и «девочку» (Н.А.Бочарова, 1997; Г. В. Вержибок, 1997; А. М. Демиденко, 1998; Н. Б. Котелевская, 2000).

Сегодня физическое воспитание в большинстве дошкольных учреждений не имеет различий для мальчиков и девочек: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика. О половых различиях вспоминают тогда, когда необходимо тестировать уровень физической подготовленности детей (Н.Е.Соколова, 1998; С. Филиппова, 2001; И. И. Таран, 2004).

В настоящее время, по мнению психологов и педагогов, настала необходимость поиска эффективных путей, методов и средств, способствующих формированию представлений о типичной модели поведения сотрудничества и взаимодействия между мальчиками и девочками.

Физическое воспитание имеет определённые возможности для формирования личности будущих мужчин и женщин.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разработки средств и методов физического воспитания, способствующих формированию моделей полоролевого поведения.

Цель исследования: Разработать формы и средства физического воспитания, обеспечивающие формирование моделей полоролевого поведения детей 4−6 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Гипотеза исследования: физическое воспитание обладает возможностями формирования полоролевого поведения детей дошкольного возраста при учёте индивидуально-типологических особенностей детей разного пола и соответствующих педагогических условиях.

Объект исследования: процесс формирования основ полоролевого поведения детей 4−6 летнего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Предмет исследования: способы и средства физического воспитания дошкольников для формирования полоролевого поведения.

Теоретико-методологической основой исследования являются современные представления о физкультурных занятиях в детском саду (Е.Н.Вавилова, 1980; И. В. Смирнова, 1999; Л. И. Пензулаева, 2001, С. 0.филиппова, 2001) — положение о решающей роли воспитания и обучения в развитии личности (Л.С.Выготский, 1996) — положения теории физической культуры о единстве нравственного и физического в формировании личности (А.В.Кенеман, Д. В. Хухлаева, 1985; А. В. Запорожец, 1986; Л. П. Матвеев, 2003).

Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды в области детской психологии и дошкольной педагогики (Л.И.Божович, 1968; В. С. Мухина, 1980; А. В. Запорожец, 1986; Р. С. Немов, 1990; Т. А. Репина, 1993; В. С. Демидова, 2005).

Теоретическая значимость результатов нашего исследования заключается в расширении тезаурса основных терминов и категорий теоретических концепций педагогики и психологии полоролевого воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Разработан теоретический курс для расширения фундаментальных знаний студентов вузов физической культуры по способам и средствам полоролевого физического воспитания детей дошкольного возраста.

Научная новизна результатов исследования определяется тем, что впервые:

— получены новые данные о типах полоролевого поведения детей дошкольных образовательных учрежденийвыявлена специфика семейного полоролевого воспитания детей дошкольного возраста;

— внедрены основные признаки проявления полоролевого поведения детей и их взаимосвязи при организации физического воспитания в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы: 1) в практике работы методистов и инструкторов в физическом воспитании дошкольников в условиях детских дошкольных учреждений- 2) при обучении студентов физкультурных и педагогических вузов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста" — 3) на курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов дошкольного физического воспитания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «полоролевое поведение» ребёнка дошкольного возраста, понимается как особая модель социального взаимодействия, ориентированная на эталоны мужского и женского поведения и отражающая систему представлений ребёнка о своём половом образе и способы взаимоотношений со сверстниками (мальчиками и девочками) в различных реальных и игровых ситуациях,.

2. Формирование полоролевого поведения дошкольников определяется во многом педагогическими условиями и методикой использования подвижных игр, как формы и средства физического воспитания, роль составляет единицу игры, а коллектив сверстников выступает по отношению к каждому участнику как реально организуемый, санкционирующий взятую на себя ребёнком роль.

3. Целенаправленное использование средств физического воспитания способствует формированию представлений детей о полоролевой модели поведения, а также развивает кооперацию и сотрудничество у дошкольников.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ходе экспериментальной работы на базе ДОУ № 1 «Золотой ключик», № 3 «Росинка» и № 19 «Ласточка» г. Великие Луки.

Основные положения и результаты исследования изложены в публикациях автора. Отдельные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава (2001) — международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века» (2002) — научно-практической конференции преподавателей и аспирантов ВЛГАФК (2002) — научно-практической конференции ВЛГАФК (2003) — международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых специалистов (2004) — Всероссийской научной конференции «Методология современной общей и спортивной педагогики» (2004) — Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 35-летию ВЛГАФК «Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта» (2005).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, 15 приложений, 4 актов внедрения. Основной текст изложен на 173 страницах машинописного текста и содержит 1 таблицу и 15 рисунков.

Список литературы

охватывает 176 источников, из которых 10 на иностранном языке.

ВЫВОДЫ.

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

1. У детей обеих полоролевых групп независимо от возраста чётко прослеживается четыре типа полоролевого поведения, а именно: маскулинные, феминные, андрогинные, недифференцированные, отличающиеся характером проявления социальной активности, имеющие различные тенденции поведенческой стратегии и тактики, без учёта которых невозможно осуществлять эффективный дифференцированный подход в воспитании подрастающего поколения.

В целом в дошкольной среде по нашим данным доминирует андрогинная культура поведения, что, по сути, отражает некоторые тенденции в современной социальной ситуации, где наряду с сохранением традиционных половых стереотипов наблюдается отказ от жёсткой половой типизациивместе с тем есть дети, которые испытывают трудности в принятии каких-либо стандартов полоролевого поведения;

2. Процесс идентификации своего настоящего полового образа благоприятнее протекает в четырёхлетнем и пятилетнем возрасте преимущественно у девочек, мальчики каждого возрастного периода идентифицируют себя хуже, чем девочки. Процесс идентификации образа прошлого благоприятнее протекает у мальчиков. Идентификация образа прошлого как у мальчиков, так и у девочек вызывает затруднения.

3. Родители понимают необходимость формирования качеств, характеризующих мужчин и женщин, однако эта необходимость не становится реальностью в их семье. Основными причинами данного факта являются: недостаток опыта в воспитании ребёнка, отсутствие терпения и свободного времени, незнание особенностей развития своего ребёнка.

Мнение специалистов по вопросу организаций занятий по физическому воспитанию мальчиков и девочек показало следующее: 85,8% руководителей считают целесообразным осуществления на физкультурных занятиях дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам, 14,2% дали отрицательный ответ, аргументируя сложностью проведения занятий.

Большинство специалистов предпочитают работать в смешанной группе, считают целесообразным учитывать половые особенности дошкольников по ходу занятия, но не всегда знают, как это сделать.

4. Анализ признаков полоролевого поведения детей показал следующее: до начала эксперимента выявлено преобладание конфликтов по поводу правильности игровой деятельности (мальчики 21,1%, девочки — 20,6%), из-за ролей (мальчики 21,5%, девочки 23%), из-за игрушек (мальчики 21,6%, девочки 22,6%) — ведущим способом воздействия детей друг на друга являлся словесный (мальчики 22,1%, девочки 35%), при разрешении конфликтов 42,1% мальчиков и 39,1% девочек используют помощь взрослого.

Разнообразие поведенческого репертуара характерное для детей андрогинной группы, существенно повышает адаптационные возможности и социальную активность этих детей, что является гарантией их психического и социального благополучияв то же время характер взаимодействий и поведенческие проявления феминных мальчиков и детей недифференцированной группы свидетельствует об их социальной пассивности, наличии внутриличностных конфликтов, и не способствует адаптации в социальной среде.

Между признаками полоролевого поведения выявлена взаимосвязь (при р<0,05−0,01) у всех типов.

5. Предпосылками для определения частных задач и педагогических условий использования средств физического воспитания являются: особенности представлений детей о полоролевых моделях поведения, выбор объекта идентификации и особенности социального поведения у мальчиков и девочек 4−6 лет, а также современные представления о психологически благополучных свойствах личности.

Для целенаправленного воздействия на формирование пола у дошкольников в физическом воспитании параллельно с решением приоритетных задач физического развития и оздоровления детей целесообразны следующие частные задачи:

— формировать представления и учитывать элементы полоролевой модели поведения- :

— способствовать формированию адекватной половозрастной идентичности и создавать предпосылки для завершения процесса полоролевой идентификации в старшем дошкольном возрасте;

— способствовать воспитанию навыков социального взаимодействия и сотрудничества у детей разного пола.

6. В результате проведённого формирующего эксперимента выявлены достоверные различия признаков полоролевого поведения до и после эксперимента показала следующее. Выявлены достоверные различия признаков полоролевого поведения детей в конфликтах по поводу состава участников игры (при р < 0,001), по поводу разрушения игры (при р < 0,05), в словесных способах воздействия детей друг на друга (при р < 0,001), воздействия «угрозой» (при р < 0,001), воздействия «аргументами» (при р < 0,001), разрешением конфликта с помощью взрослого (при р < 0,05), самостоятельным разрешением конфликта (при р < 0,001), половозрастной идентификацией (при р < 0,001), самооценкой (при р < 0,001). В остальных признаках достоверные различия не выявлены.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Полученные результаты исследования позволяют нам разработать некоторые практические рекомендации по педагогическому руководству личностным развитием детей с различными типами полоролевого поведения, в частности:

— необходимость реализации в воспитательно-образовательном процессе специальной педагогической работы по формированию у дошкольников системы полоролевых представлений, являющейся важнейшим средством профилактики недифференцированных моделей полоролевого поведениявключения в эту работу специальных мероприятий, направленных на преодоление застывших половых стереотипов и штампов поведения, предъявления детям различных образцов полоролевого поведения, с целью пробуждения их собственной активности, предоставления возможности выбора;

— создание условий для проявления гибкого полоролевого поведения, расширение реального поведенческого репертуара дошкольников;

— включение в воспитательно-образовательную работу мужчин (не только родителей, но и педагогов), что имеет исключительно важное значение для детей маскулинной группы, испытывающих по нашим данным особую потребность в мужском авторитете, посредством влияния мужчин, осуществляется формирование делового стиля жизнедеятельности и одновременно создаются условия для проявления активности и самостоятельности у детей обеих половых групп;

— включение в воспитательно-образовательный процесс специальных мероприятий по формированию у детей феминной группы в первую очередь у мальчиков чувства уверенности в себе и решительностиисключение из воспитания мальчиков гиперопеки, делающих их зависимыми и беспомощными, закрепляющей в их самосознании собственной несостоятельности и малоценности, и, напротив, поощрение их активности, ориентация мальчиков на самостоятельные действия;

— необходимость организации в ДОУ различных видов совместной деятельности мальчиков и девочек, стимулирование кооперации половориентация на осознание и развитие у детей понимания партнёрских отношенийсодержания занятий физическими упражнениями необходимо планировать учитывая педагогические условия использования средств физического воспитания для формирования представлений о полоролевой модели поведения, половозрастной идентичности и развития навыков социальной кооперации и сотрудничества между детьми разного пола.

Для целенаправленного воздействия на формирование полоролевого поведения у дошкольников в физическом воспитании параллельно с решением приоритетных задач физического развития и оздоровления детей целесообразно решать следующие задачи:

— формировать представления и учить элементам полоролевой модели поведения;

— способствовать формированию адекватной половозрастной идентичности и создавать предпосылки для завершения процесса полоролевой идентификации в старшем дошкольном возрасте;

— способствовать воспитанию навыков социального взаимодействия и сотрудничества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Половая дифференциация и межличностные, отношения в детской группе // Вопросы психологи. -1967. -№ 5. -С. 71−73.
  2. В.В. О методическом принципе смены позиции личности ребёнка в социальной психологии // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников / под ред. А. В. Петровского. -Даугавпилс, 1988.-С.69−77.
  3. В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире // Вопросы психологии. 2002.-№ 1.-С.З-16.
  4. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М.: Ин-т практ. психол.- Воронеж: НПО «МДЭК», 2000.-137с.
  5. Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алёшина, А. С. Волович // Вопросы психологии.-1991.-№ 4.-С.74−82.
  6. . Г. Избранные психологические труд.-1980.-Т. I.-246 с.
  7. . Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -340с.
  8. .Г. О психологических эффектах социализации //Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Л., 1971.-156с.
  9. Ю.Арутюнова Л. А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье на материалах Армянкой ССР): автореф. дис.. к.п.н. М., 1988.-26с.
  10. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.- 104 с.
  11. П.Е. Психологический мир женщин, его особенности, превосходства и недостатки. М., 1999.-С.81−94.
  12. С. Наши мальчики // Дошкольное воспитание. № 1.-2003.-С.54−56.
  13. Белопольская H. JL Методика исследования самосознания и «Половозрастная идентификация». М., 1995.-17 с.
  14. О. А. Совместное обучение как педагогическая проблема в России второй половины XIX—начала XX в.: автореф. дис.. канд. пед. наук.— СПб., 1999. 18 с.
  15. Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии.-№ 1.-2000.-С.87−95.
  16. Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-101 с.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.- 183 с.
  18. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский//Педагогика. 1996. — № 1.-С.19−22.
  19. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.-119 с.
  20. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.121 с.
  21. Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. -Ростов-на-Дону, 1993.-С. 23−27.
  22. Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. -1997.-№ 12.- С. 72- 75. :
  23. Г. М. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Брислов, Е. И. Хасан // Вопросы психологии. -1990. -№ 3. -С. 64−69 .
  24. Бурке-Бельтран М. Т. Изучение переноса этически-положитепьного поведения у старших дошкольников // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии / под ред. М. И. Лисиной. М., 1979.-С.46−51.
  25. Е. Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6−7 лет // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. Ф. Змановского и Н. Т. Тереховой.- М., 1980.- С. 15−26.
  26. А. А. Пол и характер: Пер с нем. М., I991 .-172 с.
  27. Л. А. Наша группа. -М.: Знание, 1978. -95 с.
  28. Е. Женщины в мужском мире. СПб., 1993.-С.11−17.
  29. Е.Б. Проблема социализации и её эффектов в развитии личности и её смысловых установок // Мир психологии.-2001.-№ 2.-С. 19−21.
  30. Э. С. Развитие двигательной функции у детей. Киев: Здоровья, 1983.- 208 с.
  31. Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Здоровья, 1979.-232с.
  32. Возрастная физиология физических упражнений / под ред. В. М. Волкова. -Смоленск, 1978. 76 с.
  33. Воспитание детей пятого года жизни: Кн. Для воспитателей детского сада /
  34. A.Н.Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.- Под ред.
  35. B.В.Холмовской.- М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  36. Л. С. Педагогическая психология / под ред. 3.3. Давыдова. -М.: Педагогика, 1996. -536с.
  37. Выготский J1. С. Лекции по педологии. -Ижевск.: Изд-во Удмуртского университета, 1996. 296 с .
  38. В. Сила вашего прибора // Семья и школа. 1985.-№ 12.-С.27−28.
  39. В.И. От младенчества до отрочества. Л., 1991- 187 с.
  40. В.А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991.-№ 8.-С.11−16.
  41. Л. В. Педагогические особенности нравственного воспитания мальчиков-дошкольников в сюжетно-ролевых играх героической тематики: автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1990.- 17 с.
  42. В.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3- 6-летнего возраста разных типов конституции //Теория и практика физической культуры. 1995.- № П.-С. 39−43.
  43. Два пола: зачем и почему? / сост. и редактор Е. И. Соколова. СПб., 1992.114 с.
  44. A.M. Проблема поиска новых форм работы с детьми раннего возраста на занятиях физической культуры // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: сб. науч. и метод, статей /сост. Л. А. Виноградова. СПб., 1998. — С. 32−36.
  45. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / под ред. Т. А. Репиной.— М.: Педагогика, 1987, — 192 с.
  46. Духовное развитие и половое воспитание // Развитие духовности в Российской глубинке: матер. Международ, науч.-практ. конф.- Белгород, 2000.-С.32−34
  47. В. Д. Мальчики и девочки — два разных мира / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.
  48. Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»,— М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.- 256с.
  49. А. В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогики игры дошкольников. -М.: Педагогика, 1986. -142с.54.3ахаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей//Вопросы психологии. -1982. -№ 1.-С. 59−53.
  50. О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О. И. Зотов, И. К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М., 1979.-С.47−52.
  51. С. И. Статистические модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи: автореф. дис.. канд. пед. наук.—М" 1997.—23 с.
  52. Д. Н. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Медицина, 1988, — 160 с.
  53. Д.Н. Психогигиена пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. Л: Медицина, 1986.- 336 с.
  54. К вопросу о половом воспитании и личностном развитии в младшем школьном возрасте // Социально-психологическая помощь детям в личностном развитии: теории, технологии, эксперимент: матер. Междунар. науч.-практ. конф.- Курск, 2001.-С.43−47.
  55. В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.-256 с.
  56. В.Е. Стереотипы мужественности и женственности и «образ я» у подростков // Вопросы психологии. -1989. -№ 3. -С. 53−62.
  57. В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: дис. д.-ра пед. наук. Л., 1991.- 48 с.
  58. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Игра и нравственное развитие дошкольников / под. ред. С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. М., 1986.-116с.
  59. С.Н. Значение сюжетно-ролевой игры для становления нравственного воспитания / С. Н. Карпова, Л. Г. Петрушина, Вестник МГУ, — 1981.- Сер.14, № 3.-С.22−30.
  60. А.В. Теория и методика физического воспитания детей -дошкольников: Учебное пособие / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. М.: Просвещение, 1985.-271с.
  61. Д. В. Беседы о половом воспитании. -2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1986. — 160с.
  62. Я. Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте / Коломинский Я. Л., М. Х. Мелтас // Генетические проблемы социальной психологии: сб. ст. / под ред. Я. Л. Коломинского и М. И. Лисиной.- Минск: Народ Асвета, — 1985.-С. 176−190.
  63. Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтас //Вопросы психология. 1985.-№ 3.-С. 165−171.
  64. Д. В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д.
  65. B.Колосов, Н. Е. Сильверова.-М.: Педагогика, 1978.-224с.
  66. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. 96 с.
  67. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии.-1981.-№ 2.1. C.47−57.
  68. М.Н. Методика воспитания быстроты у детей дошкольного возраста (4—6 лет): автореф. дис.. д-рапед. наук. Омск, 1985, — 120 с.
  69. О. А. Взаимное влияние пола и темперамента на продуктивность совместной познавательной деятельности старших дошкольников: автореф. дис.. канд. пед. наук. Пятигорск, 1996. — 16 с.
  70. В. В. Эволюция мотивов и потребностей людей 4—80 лет в занятиях спортивными и подвижными играми / В. В. Костюков, В. И. Родионов, А. Е. Дубовой // Теория и практика физической культуры. — 1994. —№ 7. —С. 2−4.
  71. Н. Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции: автореф. дис.. канд. пед. наук. — СПб., 2000. — 24 с.
  72. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001, — 312 с.
  73. Т. Г. Половое воспитание дошкольников в детском саду и в семье // Детство: Педагогический альманах / РГПУ им. А. И. Герцена.— СПб., 1998.- № 1.-С. 152−158.
  74. А. Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. — 1994.- № 7.- С. 8−11.
  75. И.С. Воспитание мальчиков в плену стереотипов // Мир образования.- 1997, — № 3.-С.34−36.
  76. А. Содружество детского сада и семьи в физическом воспитании детей // Дошкольное воспитание.— 1980.— № 6. С. 48−52.
  77. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психол. журн.- 2000.-Т. 21,№ 3.- С. 73−87.
  78. Леви-Гориневская Е. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 168 с.
  79. Е. Чья голова лучше? // Медицина для вас.-1995.- 1−12 июнь. С.22−30.
  80. В.П. Моральные нормы регуляторы поведения личности // Советская педагогика. — 1976. — № 3.-С. 19−21.
  81. П.Ф. Избранные сочинения.- М., 1988.- 400с.
  82. М.И. Психология самопознания у дошкольников / М. И. Лисина, А. И. Сильвестру. -Кишинёв, 1983.-111 с.
  83. Т. Ю. Оптимизация режима двигательной активности дошкольников в зависимости от их возраста: автореф. дис.. к.п.н. М., 1991.- 19 с.
  84. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры.-2001.-№ 4.-С. 11−15.
  85. Г. И. Модель становления идентификации // Журнал практического психолога. 1996. — № 6.-С. 19−22.
  86. Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении // Теория и практика физической культуры.-2003.-№ 5.-С.5−8.
  87. Т. В. Раздельное воспитание: за и против / Т. В. Микушева, Л. М. Пономарева, Л. М. Райхерт//Обруч. 1998—№ 6 — С. 6—7.
  88. Г. Н. Двигательное развитие детей 5—6 лет в связи с ориентацией к сложно координационной спортивной деятельности: аьтореф. дис. канд. пед. наук.— М., 1992.— 19 с.
  89. А.В. Социализация в смутное время. М., 1993.-С.126.
  90. А.В. Социализация и воспитание.- М., 1997.-142 с.
  91. А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие.-М.: Академия, 2000.-200с.
  92. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический куриал,-1980.-№.5.-С.46−53.
  93. B.C. Психология дошкольников. М.: Просвещение, 1975 — 108с.
  94. B.C. Возрастная психология: учеб. для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 1997.-432с.
  95. Р.С. Психология: учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ, ст-тов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения, квалификации и переподготовки пед. кадров. -М.: Просвещение, 1990.-301с.
  96. . А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 7. —С. 5—7.
  97. Н.А. Индивидуальные различия в формировании двигательных качеств дошкольников // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду: межвузов, сб. науч. тр.— JI., 1985. — С. 146—151.
  98. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. М.: Изд-во МГУ, 1987−167 с.
  99. Общение детей в детском салу и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Е. Стеркиной, НИМ пош. воспитания АПН СССР.- М.: Педагогика, 1990.152 с.
  100. Отношение между сверстниками в группе детского сада опыт социально-психологического исследования / под ред. Т. А. Репиной.- М.: Педагогика. -1976. -200с.
  101. А.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5−7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Владос, 2001.-112с.
  102. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. Некоторые опросы методологии и теории, — М., 1972 — 117с.
  103. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд-во МГУ, 1983−137 с.
  104. И. П. О половом воспитании детей и подростков.— 1990.— 159с.
  105. Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте: автореф. дис. к.п.н, — М., 1985.-19 с.
  106. М. Н. Взаимодействие родителей и детей на физкультурных занятиях как средство коррекции их отношений: автореф. дис.. канд. пед. наук. —СПб., 1999. —22 с.
  107. М.Н. Проблема воспитания полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста // Тезисы выступлений: Всероссийская научно-практическая конференция «Человек. Культура. Здоровье.» (г.Москва. 18−20 ноября 1997 г.). М., 1997. — С. 116−118.
  108. Проблема дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола в истории педагогики: сб. науч. работ аспирантов и молодых преподавателей. Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1997. — С. 4−2.
  109. Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева.-2-е изд., стереотип. М.: Изд. Центр Академия, 1988.-384с.
  110. Т.Н. Развитие представлений о семейных отношениях у детей //Вопросы психология.-1996.-№ 2.-С. 14−23.
  111. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А. Г. Рузской.-М., 1989−78 с.
  112. О.М. Изменчивость ценностных установок личности в зависимости от пола, возраста и профессии / О. М. Разумникова, Г. Асадова, М. Шлыков // Потенциал личности: комплексный подход. Тамбов, 2002.- С. 48−51.
  113. А.А. Социальная педагогика и психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб., 1999.- 409 с.
  114. Т. Мальчики и девочки: две половинки?//Обруч. 1998. — № 6.-С. 3−5.
  115. Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? // Дошкольное воспитание. 1993. — № 4. — С. 55—57.
  116. Т.А. Дифференцированный подход к воспитанию шестилеток в зависимости от их пола // Вопросы психологии.-1984.-№ 5.-С.65−67.
  117. Т.А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии.-1987.-№ 2.-С.158−165.
  118. Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание.-1984.-№ 4.-С.28−30.
  119. Т.Д. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / НИИ дошк. воспитания АПН СССР.-М.:Педагогика, 1988.-232с. -(Пед. наука-реформе школы).
  120. Т.Д. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. -1984. -№ 4. —С. 62−70.
  121. Е.Е. Роль половой идентичности в социально-психологической адаптации личности // Социально-психологические аспекты в профессиональном становлении специалиста: матер. Международ, науч.-практ. конф.-Белгород, 2000.-С.92−95.
  122. Е. Е. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5— 6 лет: автореф. дис. к.п.н. — СПб., 1999. — 22 с.
  123. М.М. Вопросы о совместимости обучения в свете современной педагогики.-М., 1992.-3 8с.
  124. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987- 132с.
  125. А.Г. Как относиться к жалобам дошкольников детском саду / А. Г. Рузская, JT.H. Абрамова //Вопросы психологии.-1983.-№ 4.-С.46−52.
  126. Е.А. Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений: автореф. дис.. канд. пед. наук.— М&bdquo- 1988.—23 с.
  127. Секретные совещания настоящих мужчин // Обруч.- 1998. № 6.-С.44−50.
  128. JI.E. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук.— Нижний Новгород, 1999. — 25 с.
  129. Формирование физической культуры дошкольников в семье / М. И. Сергеев, А. М. Гендин, А. Н. Фалалеев, В. И. Столяров // Физическая культура и спорт в жизнедеятельности дошкольников и учащейся молодежи: сб. науч. ст. —Красноярск, 1987.- С. 3−31.
  130. Е.О. Пути формирования произвольного поведения // Дошкольное воспитание.-1988.-№ 10.-С.67−71.
  131. И. В. Учет индивидуальных особенностей дошкольников в зависимости от пола в процессе занятий физическими упражнениями: Дипломная работа. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена., 1999. *— 90 с.
  132. Советский энциклопедический словарь. М., 1989. -1599с.
  133. Н. Е. Изменение содержания физкультурных занятий в зависимости от половых особенностей старших дошкольников: дипломная работа— СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.-45 с.
  134. Г. Б. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание.-№ 10.-1999.-С.29−40.
  135. Г. Б. Эмоциональное состояние ребёнка дошкольник и их педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание.-1998.-№ 5.-С.11−14.
  136. В.В. Самосознание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1983.-112 с.
  137. М.С. Раздельное воспитание: за и против // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 4. — С. 37—40.
  138. Е.В. О генезисе морального поведения дошкольников // Новые исследования в психологии. 1977.-№ 1.-С.13−19.
  139. В.А. Мужчины и женщины в коллективе // Изб. сочинения: в 3-х Т.-М, 1981.-Т.3.-С.331−348.
  140. И.И. Тендерная социализация дошкольников средствами физического воспитания: метод, рек. Великие Луки, 2004.-46с.
  141. Н. Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста: автореф.. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1999. — 20 с.
  142. И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5−6 лет в детском саду: автореф. дис,. канд. пед. наук. СПб., 1999.-21с.
  143. О. О самооценке дошкольника // Дошкольное воспитание.-№ 12,-1999.-С.48−57.
  144. Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М., 1995- 291с.
  145. А.П. Метание один из показателей разносторонней подготовкиIребёнка к обучению к школе //Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. Ф. Знамоновского и Н. Г. Тереховой.-М., 1980.-С.55−64.
  146. Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир пихологии.-1998.-№ 1.-С.11−17.
  147. С.О. Мир движений мальчиков и девочек: метод, пособие для руководителей ФВ дошкольных учреждений.- СПб.: Детство-Пресс, 2001−96с.
  148. Т.А. Детский сад: проблема полового воспитания // Дошкольное воспитание. 1993.— № 11.— С. 79—81.
  149. .К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2000, — 480 с.
  150. В. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак.—М., 1998.— 184 с.
  151. Д. Воспитание дочери / Д. Элиум, Дж. Элиум. — СПб.: Питер Пресс, 1997.-3 59с.
  152. Д. Воспитание сына / Д. Элиум, Дж. Элиум. — СПб.: Питер Пресс, 1996. —275 с.
  153. Д.Б. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. — ЖЗ-4.-С.11−15.
  154. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.- Воронеж, 1995- С. 45−56.
  155. Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника.-М., 1987.-С.27−30.
  156. Э. Детство и общество. СПб., 1996.-185 с.
  157. Т.И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. — С. 130—146.
  158. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-С.93−101.
  159. Bandura A. The role of modeling processes in personality development.-In.:Gelfland D.M. (ed.) Social learning in childhood. Galifornia, 1975. — P. 183−193.
  160. Bandura A. Social learning and personality development / A. Bandura, R.H. Walters. -N.Y., 1963 .-P. 112−124.
  161. Bern S.L. Genital knowledge and gender constancy in preschool children. -Child Development, -1989. P. 649−662.
  162. D.A. (1993) Just what are sex and gender, anyway? A call for a new terminological standard // Psychological Science. 4. — P. 120−122. (
  163. Green R. Gender identity in childhood and later sexual orientation: Follow-up of 78 Males //Am. J. Psycruat. 1985. — V. 142, N3. — P. 339−341.
  164. Mc. Kee J.P., Sherriffs A.S. The differential evaluation of males and females//J. ofPers.- 1975.-№ 25.-P. 356−371.
  165. Money J. Homosexual outcome of discordant gender identity. Role in childhood: longitudinal follow-up / J. Money, A.J. Russo // J.Pediat. Psyshol. -1979.- V. 4. P.29−41.
  166. Street S. Revisiting university student gender perceptions / S. Street, E. Kimmel, J.D. Kromel // Sex Roles. 1995. — V.33 (3−4). — P. 183−20U
  167. Taylor M.C. Psychological androgyny: Theories, methods and conclusion / M.C. Taylor, J.A. Hall // Rsychol.- Bull, 1982. V. 92, № 2. — P. 347−366.
  168. Unger R. Sex and gender. The troubled relationship between sex and gender / R. Unger, M. Crawford // Psychological science. 1993. — № 4. — P. 122−124.1.i
  169. Бланк протокола «Половозрастная идентификация» -1. Дата обследования200г.1. Ф.И.О. ребенка1. Возрастлетпол
  170. Социальный статус: (подчеркнуть) дошкольник (дома) дошкольник (д/с) Школьник класса
  171. Объяснения ребенка: Комментарий: П-Предпочтения
  172. Привлекательный образ Непривлекательный образ Выборы:
  173. Объяснения ребенка: Комментарий:1. Благодарим за помощь!
  174. Методика «Половозрастная идентификация»
Заполнить форму текущей работой