Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие университетской культуры в средние века: культурно-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены и проанализированы факторы, благодаря которым на стадии зарождения сущность университетской культуры конституировалась преимущественно в монастырской среде. Сохраняющиеся в монастырской среде элементы. римской культуры переосмысливаются в соответствие с фундаментальной метафизической позицией средневековой мысли. После стабилизации геополитической ситуации в Европе, ассимиляция римских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление и институализация университетской культуры
    • 1. 1. Метафизические предпосылки университетской культуры
    • 1. 2. Религиозно-метафизическое содержание университетской культуры. Мир как ученый текст
    • 1. 3. Институализация университетской культуры
  • Становление монастырских школ
    • 1. 4. Особенности средневековой науки: наука как scientia
    • 1. 5. Становление университетских форм обучения
  • Глава 2. Университет как центр средневековой культуры
    • 2. 1. Формирование средневековой образовательной культуры
  • Уроки Августина
    • 2. 2. Роль Алкуина в институализации средневекового образования
    • 2. 3. Теоретические основы университетского образования: уроки Пьера Абеляра
    • 2. 4. Совершенствование методологии средневекового университетского образования. Логическое слово
  • Фомы Аквинского
    • 2. 5. Экспликация структуры и функций университета и его значение в культуре Средневековья

Становление и развитие университетской культуры в средние века: культурно-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современную систему образования невозможно представить без такого определяющего фактора как университет. Одна из основных задач университета — духовное развитие личности. Духовное не сводится к сугубо религиозным или культурологическим воззрениям. Духовное есть то, что конституирует личностное измерение человеческого бытия. Личность не только социологическая или психологическая категория. Личность вообще вне каких-либо категорий политико-экономической реальности. Августин говорил, что личность дороже всего телесного космоса. Это означает, что в человеке помимо «слишком человеческого» (Ницше) есть еще сверхчеловеческое, то есть божественное измерение человеческого существа. Человек вне способности к трансцендированию, то есть вне стремления к преодолению прилегающих к нему эмпирических условий и обстоятельств, теряет образ и подобие Божие. Он оказывается погруженным в окружающую среду подобно животному, становится рабом и функцией окружающей среды. Этот момент истины как раз и означает отсутствие духовного и Божественного, конституирующих личностное начало человеческого существа.

Назначение университета заключается в решении трех основных задач, являющихся тесно взаимосвязанными — это, во-первых, обучение профессии, во-вторых, развитие способности к исследовательскому поиску, в-третьих, передача навыков восприятия научно-философской мысли и последующего ее выражения. В самом образовании непременно должны присутствовать такие факторы как знание, стремление к знанию и мудрость. В нынешнем образовании отсутствует развитие третьего фактора — мудрости как незаинтересованного, прагматически необусловленного стремления к истине. В современных условиях, характеризующихся засильем огромного количества деструктирующей личность информации, воспитание и образование молодежи должно строиться на основе фундаментальных духовно-нравственных ценностей, конституирующих сущность человека и общество. Сложившиеся формы высшего образования не гарантируют свободное познание истины, не говоря уже о следовании таким добродетелям как добро и справедливость. В качестве безусловной ценности в современном обществе рассматривается личное обогащение, что определяет направление практически всех векторов человеческого бытия, в том числе прагматизируются и наука, и образование. В этих условиях важную роль культурного центра, определяющего направленность человеческого мышления, должен взять на себя университет, призванный формировать у студенчества именно личностные качества, без которых невозможна общественная жизнь.

Вот почему для того, чтобы понять, где мы сегодня находимся со своей собственной мыслью, осознать современную ситуацию, сложившуюся в сфере образования, необходимо обратиться к истокам мысли, в частности к тому, что такое университетская культура и в чем заключается специфика такого рода феномена средневековой культуры.

Назначение университетского образования в том, чтобы быть подлинным центром культуры и формировать духовное начало как таковое. Если преподаватель лишен этого начала, если студент приходит в университет вне всякой приобщенности к духовности как таковой, если само университетское образование не стоит на должной духовной высоте, тогда все сводится к эффективной прагматике. Система университетского образования — это тот уникальный опыт, который немыслим вне творческого самообнаружения человеческой сущности, вне служения общественным идеалам и научно-философским задачам.

Университет, представляет собой очень сложный социальный институт, который нуждается в изучении. Такой анализ его структуры, функций, который был реализован в ходе истории, совершенно необходим для более глубокого понимания его социальной природы и назначения, это необходимое условие плодотворного поиска путей совершенствования университетского образования.

Образование должно соответствовать смыслу современной науки. Сущность науки заключается в исследовании, то есть в способности ставить проблемы, разрабатывать их и осуществлять движение к их решению.

Именно такого рода процесс в его истоках формировался в лоне средневековой культуры, в рамках университетского образования, призванного быть аккумулирующим центром подлинно духовного, нравственного начала, центром возрождения культурных ценностей в обществе.

Степень разработанности проблемы. Философскому осмыслению феномена университета посвящен ряд работ европейской, американской научной мысли. Классическими являются исследования Дж. Ньюмена и В. фон Гумбольдта, идеи которых получили развитие у М. Вебера, X. Ортеги-и-Гассета,.

A. Флекснера, К. Ясперса, P.M. Хатчинса, Э. Дюркгейма, К. Керра. В. Гумбольдт усматривает основополагающее назначение университета в осуществлении исследовательской функции, Дж. Ныомен — в функции образовательной, связывая, при этом, идеалы обучения и интеллектуальной культуры. X. Ортега-и-Гассет и К. Ясперс видят в университете воплощение идеалов духовности и высокой культуры. По К. Ясперсу, сущности университета тождествен гуманизм, а университетская культура выражает самосознание эпохи. Ясперс отдает предпочтение исследовательской модели университета, главная ценность которой заключается в поиске истины посредством научных исследований. Впоследствии Ясперс присоединяет к исследовательской функции университета культурную: наделяя его ответственностью за продуцирование высоких культурных образцов. X. Ортега-и-Гассет акцентирует внимание на культурной миссии университетской корпорации, подчеркивая универсальный характер исследовательской функции университета. Представители американской университетской традиции — Дж. Хопкинс, Р. Хатчинс, К. Керр — разрабатывают проблему «сервисной» функции университета, заключающейся в активном взаимодействии университетской корпорации с социумом.

Философскому осмыслению ценностей университетского образования в отечественной традиции посвящены работы Н. И. Пирогова, С. И. Гессена,.

B.И. Вернадского, которые отдают предпочтение модели исследовательского университета. С. И. Гессен отдает приоритет реализации научной функции университета как наиболее отвечающей потребностям общества и запросам культуры. Развитию классического университета уделяют внимание И. В. Захаров, Е. С. Ляхович. В. В. Ильин определяет оптимизационные ценностные ориентации высшего образования. Отдельно следует отметить работы Н. С. Ладыжец, осмысливающей философские проблемы университетского образования.

Исследованию структуры и исторических предпосылок появления университета посвящены работы Ж. Ле Гоффа, Ж. Верже, В. Роуга, Л. Мишед. Ж. Ле Гофф дает описание структуры и функций средневекового университета в фазе его расцвета. Ж. Верже, В. Роуг и Л. Мишед называют причины становления университета как институциональной формы и описывают основные принципы его функционирования. В контексте анализа средневековой философии об университетах пишет и Э. Жильсон. Однако в данных работах отсутствует философское осмысление феномена университета как центра средневековой культуры и не уделяется внимания анализу духовно-текстуальных предпосылок зарождения и становления университетской культуры.

Среди отечественных исследователей, обращавших внимание на феномен средневекового университета в плане культурологического анализа эпохи Средневековья следует назвать В. Бахтина, Л. П. Карсавина, О.А. Добиаш-Рождественскую, В. Н. Ивановского, Г. Г. Пикова, С. А. Предтеченского, Н. В. Сперанского, Л. Кузьменко, С. С. Аверинцева, Г. И. Липатникову.

Анализу ключевых философских учений Средневековья, определивших теоретический фундамент университетской культуры посвящены труды К. В. Бандуровского, А. Безансона, Ю. Боргош, В. П. Гайденко, П. П. Гайденко, Г. А. Смирнова, В. Гертых, А. Я. Гуревича, Е. А. Дзикевич, Э. Жильсона, И. М. Качановой, К. Кобрина, Ф. Ч. Коплстона, Ж. Маритена, А. И. Мару, С. С. Неретиной, Э. Панофского, М. К. Петрова, Б. Рассела, С. Свежавски и др.

Феномен университета предстает достаточно изученным, особенно это касается структуры университетов. Однако в данных исследованиях нет целостного философского осмысления процесса формирования университетской культуры в аспекте влияния на него очерченной в исследовании фундаментальной метафизической позиции Средневековья.

Объектом исследования является феномен средневековой университетской культуры.

Предметом исследования выступает процесс становления и развития университетской культуры в рамках фундаментальной метафизической позиции средневековой мысли.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в экспликации и анализе процесса возникновения и формирования университетской культуры в Средние века.

Цель диссертационного исследования предполагает реализацию следующих исследовательских задач:

1. эксплицировать понятие «университетская культура», выделить ее составляющие;

2. раскрыть и проанализировать сущность фундаментальной метафизической позиции средневековой философии;

3. эксплицировать сущность феномена средневековой науки, понимаемой как ученость (scientia);

4. выявить и проанализировать духовно-текстуальные предпосылки, заключающиеся в философских трудах средневековых мыслителей, определившие направление развития, методологические основы и содержание образовательного процесса в Средневековье;

5. выявить и проанализировать факторы, повлиявшие на процесс становления и развития университетской культуры в монастырской среде;

6. провести реконструкцию и целостный анализ феномена университетской культуры в рамках фундаментальной метафизической позиции средневековой мысли.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования является системный подход, примененный к исследованию философской проблематики средневековой университетской культуры. При анализе трудов средневековых мыслителей с целью выявления метафизических посылок университетской культуры применялась методика контекстуального и герменевтического анализа, разработанная в трудах М. Фуко, Ж. Деррида, М. Хай-деггера. Принимался во внимание опыт исследования античной и средневековой философии в отечественной и зарубежной философской литературе. Исследование опирается на общенаучные принципы объективности, историзма, системности, принцип единства исторического и логического при философском анализе. Ведущим методом исследования выступал метод реконструкционного анализа источников, применение которого позволило эксплицировать структуру и функции университета.

Теоретические источники исследования. Основными источниками, на анализе которых базируется диссертационное исследование, являются:

— философские трактаты святых отцов Западной и Восточной Церкви и философов средневековья: бл. Августина, св. Фомы Аквинского, Алкуина Йоркского, Дионисия Ареопагита, Северина Боэция, Альберта Великого, Петра Абеляра, Бернарда Клервоского, Бонавентуры, Роберта Гроссетеста, Иоанна Скотта Эриугены, Ансельма Кентерберийского;

— труды зарубежных и отечественных ученых, таких как Ж. Верже, Э. Жильсон, Ж. Маринет, Ж. Ле Гофф, С. С. Аверинцев, А. Я. Гуревич, Л. П. Карсавин, В. Роуг, Н. С. Суворов, О.А. Добиаш-Рождественская, Н. В. Сперанский, В. Л. Рабинович, Г. Шерер и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что проведен целостный философский анализ процесса формирования университетской культуры в Западной Европе в Средние века. Сформулировано и раскрыто понятие «университетская культура», выделены и проанализированы ее составляющие. Была выявлена и раскрыта фундаментальная метафизическая позиция средневековой мысли, конституирующая средневековую культуру в целом, и оказавшая влияние на формирование университетской культуры в частности.

Основные положения, выносимые на защиту.

Проведенный в рамках диссертационной работы анализ позволил получить следующие результаты.

1. Университетская культура в ее изначальном смысле понимается как высшее образование, включающее в себя профессионализм, учительство, методологию исследовательской деятельности и понимание всей культуры, как системы жизненных ценностей и идей в их современном и историческом значении. Университетская культура позиционируется в двух аспектах: содержательном и институциональном. Содержательный аспект включает в себя образование1, обучение, воспитание и науку, которые определяются господствующей метафизической позицией. Институциональный аспект конституирует внутренние и внешние социальные функции университета, позволяя локализовать университетскую культуру в едином центре.

2. Выявлено, что развитие и содержание университетской культуры, а также все сферы средневековой жизни, определялись фундаментальной метафизической позицией Средневековья, в рамках которой бытие понималось как творящее Слово трансцендентного Бога. Слово-Логос обретает спасительный характер и становится единственной, достойной познания, сущностью, что способствует формированию письменной культуры и развитию экзегезы, а также определяет понимание мира как школы.

3. В рамках средневековой университетской культуры формируется наука, которая конституируется как ученость — scientia, и демонстрируется в энциклопедическом образовании, в умении правильно толковать тексты, что гарантирует надлежащий ход мышления, и в способности на основе знания текстов, используя диалектику, вынудить оппонента запутаться в парадоксах, продемонстрировав, тем самым, беспомощность человеческого разума, не опирающегося на веру. Средневековая мысль могла апеллировать только к авторитетному слову, а самостоятельность и автономность мышления выражалась лишь в самостоятельном, искусном оперировании с цитатами священных текстов в плоскости объяснения уже данной истины. В рамках scientia реализуются.

1 Об образовании мы говорим не в информационном плане, а как о формировании личностного начала в человеке, в смысле древнегреческой лшбега. все содержательные аспекты университетской культуры.

4. Установлено, что философско-теоретические и методологические предпосылки, определившие направление развития, методологические основы и содержание университетской культуры были разработаны в трудах средневековых философов: Августина Блаженного, Алкуина Йоркского, Пьера Абеляра, Фомы Аквинского.

Августин Блаженный осуществляет переориентацию образования на философское осмысление истин веры и осуществляет приспособление дисциплин античной школы к христианско-экзегетическим нуждам Средневековья.

Благодаря деятельности Алкуина происходит становление культурных центров, представляющих собой промежуточное звено между монастырской школой и университетом, получают свое более четкое методологическое оформление основные принципы христианского вероучения, зарождается образ науки как учености.

Пьер Абеляр основательно вводит диалектику в сферу Откровения, способствуя развитию схоластического метода. Благодаря деятельности Абеляра как учителя происходит становление формы университетских учебных занятий, состоящих из лекций и диспутов, основанных на методе критической текстологии, им разработанном.

Фома Аквинский на базе уже сложившейся университетской корпорации окончательно утверждает роль разума в решении вопросов веры, разработав логику правоверия, дополнившую схоластический метод.

5. Сущность университетской культуры конституировалась преимущественно в монастырской среде. Именно в монастырских стенах формируется схоластика как метод философствования в вере, выступая средством постижения истины на базе священных и авторитетных текстов, использовавшихся в качестве учебного материала. Вследствие того, что истина была догматизирована, оспаривать ее не имело смысла, поэтому предметом исследования стали универсалии, природа которых не была определена однозначно ни в Писании, ни у церковных авторитетов. Различные точки зрения на природу универсалий привели к оформлению городских школ, воспринявших образовательную модель от монастырских школ и разработавших схоластический метод, что и явилось базисом университета.

6. Сущность средневекового университета полностью отражает сущность средневековой интеллектуальной культуры во всех ее проявлениях. Особенности организации образовательного процесса в университетской среде определялись ключевыми положениями средневековой философской мысли. В свою очередь, университет, являясь интеллектуальным центром Средневековья, представлял собой институциональное оформление средневековой мысли. Университет как феномен средневековой культуры, выражал смысл всего средневекового образования, заключающийся в том, чтобы учиться, ради обретения спасающей мудрости, невозможной без учености, и в том, чтобы учить, выполняя тем самым наставническую миссию, завещанную Христом.

7. В рамках университетской культуры происходило формирование фундаментальной структуры мышления, основывающейся на духовности, включающей в себя ценностно-нравственные ориентиры, продуцируемые христианской верой. В задачи средневекового университета входило не только стремление дать учащемуся необходимые знания, но также воспитание в нем добродетелей, так как праведность жизни и глубокая вера служили залогом достижения мудрости как высшего блага. Вследствие этого университет являлся не только центром интеллектуальной культуры, но духовным центром средневековой культуры вообще, так как именно здесь происходило осмысление универсальных ценностей в горизонте христианской веры.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования можно использовать при разработке проблемно-теоретической основы для возможных подходов к усовершенствованию современной университетской культуры. Полученные в диссертационном исследовании результаты могут быть использованы при разработке лекционных курсов и спецкурсов по истории философии, педагогике, культурологии, социологии, религиоведческим и богословским дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на следующих научных конференциях: III научно-образовательные Знаменские чтения «Наука и религия в современном образовании» (Курск, 2007), Всероссийская научная конференция «Проблематизация человеческого бытия в современном мире» (Курск, 2008).

Материалы данной работы использовались в преподавании курсов истории западной философии, истории и теории религии на факультете философии, социологии и культурологии и факультете религиоведения Курского государственного университета.

Диссертация была обсуждена на кафедре философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А. С. Хомякова Тульского государственного педагогического университета им. JI.H. Толстого и рекомендована к защите.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, десяти параграфов, заключения и библиографии.

Заключение

.

Проведенный в рамках диссертационной работы анализ позволил получить следующие результаты.

1. Установлено, что развитие и содержание университетской культуры, а также все сферы средневековой жизни, включая образование, определялись фундаментальной метафизической позицией Средневековья, в рамках которой бытие понималось как творящее Слово трансцендентного Бога. Проанализированы причины перехода от фундаментальной метафизической позиции античности, где бытие понималось как природа, к средневековой. Духовно-текстуальной предпосылкой средневековой мысли являлось Священное Писание, философское осмысление которого с использованием ключевых терминов античной философии и приводит к появлению новой метафизической позиции. В период раннего Средневековья философская мысль конституирует метафизическую позицию, затем, догматизируясь, именно эта позиция конституирует средневековую мысль. В рамках понимания бытия как Слова, Слово-Логос обретает спасительный характер и выступает главным учителем для каждого человека, вступившего на путь веры, требуя послушания. Понимание Бытия-как-Слова способствует формированию письменной культуры и развитию экзегезы, определяет понимание мира как школы, где Логос-Христос учит человека тому, как можно и должно придти к спасению, ориентируясь на символы и знамения, которые Бог являет в сотворенном мире.

2. Эксплицировано понятие «университетская культура», которая в ее изначальном смысле понимается как высшее образование, включающее в себя профессионализм, учительство, методологию исследовательской деятельности и понимание всей культуры, как системы жизненных ценностей и идей в их современном и историческом значении. Университетская культура позиционируется в двух аспектах: содержательном и институциональном. Содержательный аспект включает в себя образование, обучение, воспитание и науку, которые определяются господствующей метафизической позицией. Институциональный аспект конституирует внутренние и внешние социальные функции университета, позволяя локализовать университетскую культуру в едином центре.

2. Эксплицирована сущность средневековой науки, являющейся определяющей составляющей университетской культуры, которая конституируется как ученость — scientia, и демонстрируется в энциклопедическом образовании, знании текстов и способности их дословно цитировать, в умении правильно толковать эти тексты, что гарантирует надлежащий ход мышления, и в способности на основе знания текстов, используя диалектику, вынудить оппонента запутаться в парадоксах, продемонстрировав, тем самым, беспомощность человеческого разума, не опирающегося на веру. Средневековое сознание на пути обретения учености апеллировало к словам, в отличие от принятой в античности традиции апелляции к реальным, существующим по своей природе вещам. Средневековая мысль могла апеллировать только к священным текстам, а самостоятельность и автономность мышления выражалась лишь в самостоятельном, искусном оперировании с цитатами священных текстов в плоскости объяснения уже данной истины. В рамках scientia истина Откровения обретает доктриналь-ное выражение, поэтому средневековое исследование ориентируется на текстуальное подтверждение истины, а не на ее поиск, исключая любомудрие, любопытство, являющееся характерной чертой античной науки.

3. Выявлены и проанализированы философско-теоретические и методологические предпосылки, разработанные мыслителями Средневековья, и определившие направление развития и содержание университетской культуры. а) Августин Блаженный производит переориентацию образования на философское осмысление истин веры. Для прояснения сущности обучения он говорит о «внутреннем учителе», которого он отождествляет с Логосом (в средневековом понимании). Согласно Августину, только имея глубокую веру в Бога можно было действительно познать истину в акте божественного откровения, внутреннего озарения, приводящего человека на единственно верный путь бескорыстного служения Богу. Августин осуществляет приспособление дисциплин античной школы к христианско-экзегетическим нуждам Средневековья, тем самым оформляются новые каноны обучения, конституирующиеся средневековой метафизической позицией. б) Алкуин явился основополагающей фигурой в процессе формирования средневековой учености. Именно благодаря его деятельности на континенте произошло формирование центров христианской учительской культуры. Алкуин, как и его наставник Беда Достопочтенный, был скорее преподавателем, чем мыслителем, собирателем и транслятором, нежели создателем знания. Благодаря деятельности Алкуина происходит становление культурных центров, представляющих собой промежуточное звено между монастырской школой и университетом, получают свое более четкое методологическое оформление основные принципы христианского вероучения (бытие как Слово, мир как школа), зарождается образ науки как учености. в) Пьер Абеляр основательно вводит диалектику в сферу Откровения, ' способствуя развитию схоластического метода. С появлением Абеляра обновляется содержание теологии как науки, она перестает быть просто систематизацией текстов, отражающих истины Откровения, отныне в ее задачи входит выявление и разрешение противоречий, содержащихся в корпусе Священного ' Писания и Священного предания с помощью диалектики. Благодаря деятельности Абеляра как учителя происходит становление формы университетских учебных занятий, состоящих из лекций и диспутов, основанных на методе критической текстологии, им разработанном. При этом Абеляр всегда ставил авторитет превыше разума, а первейшей задачей диалектики полагал прояснение истины веры и опровержение неверия. г) На базе уже сложившейся университетской корпорации Фома Аквин-ский окончательно утверждает роль разума в решении вопросов веры. Ассимилировав корпус сочинений Аристотеля, Фома создает логику правоверия, дополнившую схоластический метод. Он дает ответ на вопрос, как с помощью разума возможно познание Бога. Бог сотворил мир при помощи логики, поэтому человек, также наделенный разумом, способен познать Бога через его творение — путем логического анализа многочисленных причинно-следственных связей, являющихся каркасом мироздания.

4. Выявлены и проанализированы факторы, благодаря которым на стадии зарождения сущность университетской культуры конституировалась преимущественно в монастырской среде. Сохраняющиеся в монастырской среде элементы. римской культуры переосмысливаются в соответствие с фундаментальной метафизической позицией средневековой мысли. После стабилизации геополитической ситуации в Европе, ассимиляция римских образцов преподавания развивающейся христианской культурой усиливается, и уже в VI веке оформляются каноны церковного обучения в монастырских и соборных школах, где закладываются основы будущих университетских дисциплин. Именно в монастырских стенах формируется схоластика как метод философствования в вере, выступая средством постижения истины на базе священных и авторитетных текстов, использовавшихся в качестве учебного материала. Вследствие того, что истина была догматизирована, оспаривать ее не имело смысла, поэтому предметом исследования стали универсалии, природа которых не была определена однозначно ни в Писании, ни у церковных авторитетов. Различные точки зрения на природу универсалий привели к оформлению городских школ, воспринявших образовательную модель от монастырских школ и разработавших схоластический метод, что и явилось базисом университета.

5. Эксплицирована сущность университета как феномена средневековой культуры. Сущность университета полностью отражает сущность средневековой интеллектуальной культуры во всех ее аспектах. На формирование университетской культуры основополагающее конституирующее воздействие, отразившееся на всех аспектах данной культуры, оказала фундаментальная метафизическая позиция Средневековья, сформировавшаяся в трудах раннесредневе-ковых философов. Потребности в профессиональном обучении и запросы со стороны, двух властей не были первичными факторами, детерминирующими возникновение университета, хотя они стали значимыми после его появления: Изначально университет представлял собой союз преподавателей и студентов, объединенных стремлением к незаинтересованному исследованию истины. Особенности организации образовательного процесса в университетской среде определялись ключевыми положениями средневековой философской мысли. В свою очередь, университет, являясь интеллектуальным центром Средневековья, представлял собой институциональное оформление средневековой мысли. Развитие техники познавательной деятельности от грамматического толкования текста к его логическому анализу путем поиска и разрешения противоречий, получившей свое обоснование в трудах Августина Блаженного, Алкуина Йоркскогоу Ансельма Кентерберийского в грамматическом, и у Пьера Абеляра и Фомы Аквинского в логическом аспектах, совершенствуясь, превращается в алгоритм исследовательско-преподавательской деятельности, институционально закрепленной в формах университетского преподавания — лекции и диспуте. При этом, единственным залогом успешного обучения являлась христианская вера, она же была целью обучения. Университет как феномен средневековой культуры, выражал смысл всего средневекового образования, заключающийся в том, чтобы учиться, ради обретения спасающей мудрости, невозможной без учености, и в том, чтобы учить, выполняя тем самым апостольскую миссию, выраженную словами Бога в Писании: «Идите и научите все народы».

6. В рамках университетской культуры происходило формирование фундаментальной структуры мышления, основывающейся на духовности, включающей в себя ценностно-нравственные ориентиры, продуцируемые христианской верой. В задачи средневекового университета входило не только стремление дать учащемуся необходимые знания, но также воспитание в нем добродетелей, так как праведность жизни и глубокая вера служили залогом достижения мудрости как высшего блага. Вследствие этого университет являлся не только центром интеллектуальной культуры, но духовным центром средневековой культуры вообще, так как именно здесь происходило осмысление универсальных ценностей в горизонте христианской веры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Alcuinus. Dialogua De Rethorica Et Virtutibus: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0735−0804, Alcuinus, Dialogua De Rethorica Et Virtutibus. MLT. pdf
  2. Augustinus. De Beata Vita: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/3 540 430, Augustinus. De Beata Vita, MLT. pdf
  3. Augustinus. De Fide Et Symbolo: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/3 540 430, Augustinus, De Fide Et Symbolo, MLT. pdf
  4. Augustinus. De Magistro: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/3 540 430, Augustinus, De Magistro, MLT. pdf
  5. Augustinus. De Ordine: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/04z/z 3 540 430 Augustinus De Ordine Libri Duo MLT.pdf.html
  6. Augustinus. De Praedestinatione ad Prosperum et Hilarium: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/03d/0354−0430,Augustinus, DePraedestinationeadProsperumet Hilarium [Schaffj. EN. pdf
  7. Augustinus. De Quantitate Animae: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/3 540 430, Augustinus, De Quantitate Animae, MLT. pdf
  8. Augustinus. De Vera Religione: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/3 540 430, Augustinus. De Vera Religione Liber Unus.MLT.pdf
  9. Augustinus. Enchiridion ad Laurentium, sive de fide, spe et charitate: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0354−0430. Augustinus, De Fide. Spe Et Charitate. MLT. pdf
  10. G. Bilfinger, Untersuchungen uber die Zeitrechnung der alten Germanen. I. Das altnordische Jahr, Stuttgart, 1899. 99 s.
  11. G. Scherer. Die Frage nach Gott. Frankfurt: Primus Ferlag, 2001. 266 s.
  12. Gordevsky D.V. Deviative Thought and the Cultural Dynamics of Western Christian Civilization. // Вестник Харьковского государственного университета. № 428. 1999.-С.97−102.
  13. Grossetest R. De veritate / Die Philosophischen Werke des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln. Munster i. W., Aschendorff, 1912. — Ss. 130−142.
  14. Lyttkens Hampus. The analogy between God and the world. Uppsala Wiesbaden, 1953. — 493 p.
  15. Rabanus Maurus. De Clericorum Institutione Ad Heistulphum Archiepiscopum: Электронный ресурс. Режим доступа: .http]//ww^^0856,Rabanus Maurus, DeClericorum Institutione Ad Heistulphum Archiepisc opum Libri Tres, MLT. pdf
  16. Studies in Medieval and Reformation Thought. LeidemBrill, 2000. — 224 s.
  17. The Cambridge history of later Medieval philosophy from the rediscovery of Aristotle to the disintegration of scholasticism, 1100−1600 / Ed.: Norman Kretzman et al. Cambridge ets.: Cambridge univ. press, 1982. — 156 p.
  18. Thomas de Aquinas. Summa Theologica: Transl. from Latin. London: West-monasterii, 1920. — 864 p.
  19. П. История моих бедствий: Текст. / П. Абеляр. История моих бедствий. Пер. с лат. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. 256 с.
  20. П. Теологические трактаты: Текст. / П. Абеляр. М.: Прогрес, Гно-зис, 1994. — 413 с.
  21. Августин Аврелий. Исповедь: Текст. /Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий: Пер. с лат. М.: Республика, 1992. — 332 с.
  22. Августин Блаженный. О граде Божием: Текст. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.- 1296 с.
  23. Августин Блаженный. Против академиков: Текст. / Пер. и комм. О. В. Головой. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шишалина, 1999. — 192 с.
  24. С.С. На границе цивилизаций и эпох: вклад восточных окраин римско-византийского мира в подготовку духовной культуры европейского средневековья: Текст.// Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. -М.: Наука, 1985. С.5−20.
  25. С.С. Порядок космоса и порядок истории: Текст.// Августин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. — С. 487−514.
  26. С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью: Текст.// Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. — С. 17−64.
  27. Алкуин. Разговор об истинной философии: Текст. // Стасюлевич М. М. История средних веков. Т.2. СПб, 1906. С. 79−86.
  28. Алкуин. Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком: Текст. // Историческая хрестоматия. Средняя история. СПб, 1912. -С. 75−81.
  29. Алкуин. Энхиридион, или о грамматике: Текст.// Стасюлевич М. М. История средних веков. Т.2. СПб, 1906. — С. 87−92.
  30. Т. Христианство: догмы и ереси: Текст. / Пер. с франц. СПб.: Академический проект, 1997. — 352 с.
  31. Е.В. Эстетика и христианство: Текст. // Августин: pro et contra. -СПб.: РХГИ, 2002. С. 232−242.
  32. Ансельм Кентерберийский. О согласии божественного предзнания, предопределения и благодати со свободным выбором: Текст. // Историко-философский ежегодник '96 / Ин-т философии РАН. М., 1997. — С. 124−160.
  33. Афинагор Афинянин. Предстательство за христиан Афинагора Афинянина, христианского философа: Текст. // Раннехристианские апологеты II—IV вв.еков.- М.: 2000. С. 45−80.
  34. К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского: Текст. // ВФ. 1997. № 9. С. 156−162.
  35. М.П. Августин как теоретик католицизма: Текст. // Августин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. — С. 466−467.
  36. Н. Карл Великий и его империя: Текст. // Знание-сила. 1997. № 7.- С. 123−129.
  37. Н. Рождение средневековья: Текст. // Знание-сила. 1997. № 5. -С.110−124.
  38. В. В. Школьная жизнь в Париже XII в.: Текст. // Средневековый быт. Л., 1925. — С. 206−232.
  39. Бл. Августин. Творения: Текст. / Августин Блаженный. М.: Паломник, 1997.- 820 с.
  40. Бонавентура. Путеводитель души к Богу: Текст. // Вопросы философии. 1993. № 8.-С. 158−169.
  41. К. Возрождение XII в.: Текст. // Богословие в культуре средневековья. Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. — С.119−226.
  42. В.В. К проблеме «эстетики Августина»: о пределах интерпретации средневековых текстов: Текст. // Августин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. С. 807−822.
  43. В.В. Эстетика Аврелия Августина: Текст. / В. В. Бычков. М: Искусство, 1984. — 264 с.
  44. В.В. Эстетика поздней античности: Текст. / В. В. Бычков. М.: Наука, 1981.-326 с.
  45. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседа 1.: Текст. // Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4.1. М., 1891. С. 5−149.
  46. . Средневековый университет: учителя: Текст. // Alma mater. -М., 1997. № 2.- С. 43−46- № 4. С. 33−36- № 5.- С. 36−40.
  47. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века: Текст. / Пер. с франц. М.Ю. Некрасова- ст. А. Н. Кирпичникова. СПб.: Евразия, 1997. -384 с.
  48. В.П. Предисловие к переводу трактата Ансельма Кентерберийско-го «О согласии божественного предзнания, предопределения и благодати со свободным выбором»: Текст. // Историко-философский ежегодник '96 / Ин-т философии РАН. М., 1997. — С. 115−124.
  49. В.П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в Средние века: Текст. /В.П. Гайденко, Г. А. Смирнов. М.: Наука, 1989.-352 с.
  50. П.П. Понимание бытия в античной в средневековой философии: Текст. //Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988. — С.284−307.
  51. А. История догматов: Текст. // Раннее христианство. Т.2. М., 2001. — С.87−508.
  52. А. Сущность христианства: Текст. // Раннее христианство Т.1. -М., 2001.-С.9−176.
  53. А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви: Текст. // Раннее христианство Т.1. М., 2001. — С.307−350.
  54. А.Г. Христианизация англосаксов и ирландское монашество: Текст. //Шэмрок: Журн. ирланд. исслед. Воронеж, 1997. № 1. — С. 55−70.
  55. Д.В. Схоластика как прообраз современной науки: Текст. // Наука i сощальш проблеми суспшьства. Вестник Харьковского государственного университета. № 414. 1998. С.239−241.
  56. Григорий Турский. История франков: Текст. // Григорий Турский. История франков. Савукова В. Д. Григорий Турский и его сочинение. М.: Наука, 1987. — С.6−320.
  57. А.Я. Популярное богословие и народная религиозность средних веков: Текст. // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976.-С. 65−91.
  58. А.Я. Категории средневековой культуры: Текст. / А. Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1972. 318 с
  59. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников: Текст. / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1989. — 366 с.
  60. С.В. Время и вечность в «метафизике света» в философии Августина.: [Текст] // Человек сам себе непонятный: Сб. ст. [Сост.: В. П. Большаков, А.П. Донченко] / НовГУ им. Ярослава Мудрого. — Новгород, 1997. — С. 29−37.
  61. А.И. О хронологических параметрах эпохи Возрождения: Текст. // Взаимодействие искусств: Методология, теория, гуманитарное образование: [Мат. междунар. науч.-практич. конф. 25−29 авг. 1997 г.] / Сост. П. С. Волкова.- Астрахань, 1997. С. 72−79.
  62. Дионисий Ареопагит. Божественные имена: Текст. // Пер. с древнегреч. Мистическое богословие. Киев: Путь к Истине, 1992. — С. 13−94.
  63. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии: Текст. / Ареопагит Дионисий.- СПб.: Сатисъ, 1995. 67 с.
  64. О.В. Рождение средневековья: Островной вариант: Текст. // Знание-сила. 1997. № 8. С. 110−121.
  65. Добиаш-Рождественская О. А. Западное средневековое искусство: Текст. // Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья: сборник работ. М.: Наука, 1987. — С. 18−51.
  66. Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья: Текст. / О.А. Добиаш-Рождественская. М.: Наука, 1987. — 350 с.
  67. Документы по истории университетов Европы XII—XV вв.: Текст. / Вступительная статья, перевод и примечания Г. И. Липатниковой. Воронеж: ВГУ, 1973.- 157 с.
  68. А. У истоков христианства. (От зарождения до Юстиниана): Текст. / Пер. с итал. И. И. Кравченко. М.: Политиздат, 1979. — 341 с.
  69. Э. Разум и Откровение в Средние Века: Текст. // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992. — С. 5−48.
  70. Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века: Текст. / Э. Жильсон. М.: Республика, 2004. — 678 с.
  71. В.А. Кельтские миссионеры в средневековой Европе: Электронный ресурс. Режим доступа: http://zhurnal.lib.гu/z/zaslawskij w а/.
  72. В.В. Проблема понимания божественной власти в англосаксонской христианской культуре: Текст. // Мир власти: Традиция, символ, миф: [Мат.науч. конф. молод, исследователей 17−19 аир. 1997 г. /РГГУ. М., 1997. — С. 30−33.
  73. И. Скотт. Перифюсеон: Текст.// Философия природы в античности и в средние века. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 480−530.
  74. Из истории университетов Европы XIII—XV вв.еков: Текст. / Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: ВГУ, 1984. — 97 с.
  75. JI. П. Культура Средних веков: Текст. / Примеч. А. В. Арсентьев. М.: Издательский дом «Книжная находка», 2003. — 222 с.
  76. Л.П. Монашество в средние века: Текст. / Л. П. Карсавин. М.: Высш. шк, 1992.- 191 с.
  77. , Л.П. Святые отцы и учителя Церкви (раскрытие Православия в их творениях): Текст. / Л. П. Карсавин. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 176 с.
  78. С. Болонский университет в Средние века: Текст. // Сб. науч. студ. работ МГУ. Вып. 19. М., 1941. — С. 85−97.
  79. Ю.А. Наука и религия: историко-культурный очерк: Текст. / Ю.
  80. A. Кимелев, Н. Л. Полякова- АН СССР- Отв. ред. И. С. Андреева. М.: Наука, 1988.- 176 с.
  81. О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии: Текст. / О. Клеман. М.: Изд-ское предприятие «Путь», 1994. -355 с.
  82. Климент Александрийский. Строматы: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Father2/Kliment5.html
  83. Ю.А. Политическая культура: средневековый универсум в практика: Автореф. дис. канд. филос. наук: Текст. / Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. Саранск, 1997. — 26 с.
  84. И. Г. Средневековый «образ мира»: Текст. // Средние века: книга для чтения по истории / Российская академия наук- Государственный университет гуманитарных наук- Научно-образовательный центр по истории-
  85. B.П. Балакин, А. С. Балезин, М. В. Бибиков и др.- рук. проекта А. О. Чубарьян. -М.: Астрель: ACT, 2006. С. 200−212.
  86. .М. Как обучались в средневековом университете: Текст. // Книга для чтения по истории средних веков. Под ред. С. Д. Сказкина. Ч. I. Раннее средневековье. М.: Изд-во: Учпедгиз, 1951. — 288 с.
  87. Г. Великие христианские мыслители: Текст./ [Пер. с нем., вступ. ст., примеч. О.Ю. Бойцова]. Спб: Алетейя, 2000. — 437 с.
  88. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада: Текст. / Пер. с фр. С. В. Чистяковой и Н. В. Шевченко. Под ред. В. А. Бабинцева. 2-е изд. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. — 328 с.
  89. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века: Текст. / Ж. Ле Гофф. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997. — 210 с.
  90. Ле Гофф Ж. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII—XIII вв.): Текст. // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. М.: Наука, 1991. — С.25−47.
  91. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Текст. / Пер. с фр. Под общ. ред. В.А. Бабинцева- Послесл. А. Я. Гуревича. Екатеринбург: У-Факториал, 2007. — 560 с.
  92. К.А. История ментальности в Европе. Очерки по основным темам: Текст. // История ментальности. Историческая антропология. М.: РГГУ, 1996. — С.97−118.
  93. Г. Средневековый университет: факультет свободных искусств: Тривиум и три философии: Текст. // Alma mater. М., 1997. № 9. С. 34−38.
  94. Г. И. К ранней истории факультета свободных искусств в Париже: Текст. // Герценовские чтения. Вып. 24: сер. Ист. науки. Л., 1971. — С. 21−35.
  95. Й. История церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Т. I. Древность и средние века: Текст. / И. Лортц. — М. «Христианская Россия», 1999.-511 с.
  96. А.Ф. Августин: Текст. // Августин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002.- С. 822−853.
  97. В.Н. Августин учитель. Элементы отрицательного богословия в мышлении блаженного Августина: Текст. // Августин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. — С. 399−411.
  98. В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие: Текст. / В. Н. Лосский М.: Центр СЭИ, 1991. — 288 с.
  99. Г. Г. Аврелий Августин: Текст. // Августин: pro et contra. -СПб.: РХГИ, 2002. С. 514−652.
  100. Е.В. Средневековые университеты и развитие науки в средние века: Текст. // Университеты и университетское образование: История. Проблемы. Перспективы: [Тез. докл. регион, науч.-метод. конф.]. Чебоксары, 1997. С. 29−30.
  101. И. Блаженный Августин: Текст. // Августин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. С. 411−426.
  102. Л. Идея университета: Текст. // Вестник высшей школы. 1991. № 9.- С.85−90.
  103. П. Средневековый университет: карьера выпускников: Текст. // Alma mater. М., 1997. № 6. С. 36−40- № 7. -С. 370- № 8. — С. 36−40.
  104. С.С. Абеляр и особенности средневекового философствования: Текст. // Абеляр Петр. Теологические трактаты. М.: Гнозис, 1994. С. 549
  105. С.С. Аврелий Августин: исповедь как философствование. Онтология личности, знания, свободы: Текст.// Августин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. — С. 757−800.
  106. С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра: Текст. / С. С. Неретина. М.: Гнозис, 1994. — 216 с.
  107. В.И. Догматическая система святого Григория Нисского: Текст. /В.И. Несмелов. СПб.: Изд. Центра изуч. наследия свящ. П. Флоренского, 2002. — 652 с.
  108. Нобили и парии средневекового общества: Текст. // Межвуз. сб. ст. / Тюменск. гос. ун-т. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. С. 53−50.
  109. Дж. Средневековый университет: факультет свободных искусств: Квадривиум: Текст. // Alma mater. М., 1997. № 10. С. 35−38.
  110. Е.А. Структура средневекового образа-символа: Текст. // IX Ломоносовские чтения: [Тез. докл.] / Помор, гос. ун-т им. И. М. Ломоносова. -Архангельск, 1997. С.29−30.
  111. Э. Готическая архитектура и схоластика: Текст. // Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 213−328
  112. В.В. Иоанн Скотт Эриугена и дворцовая церковь Карла Великого в Ахене: Текст. // Вестник Междунар. слав, ун-та. Вып. 2. М., 1997. С. 26−31.
  113. В.В. Природа в учении Иоанна Скотта: Автореф. дис. канд. фи-лос. наук / Ин-т философии РАН. М., 1997. — 23 с.
  114. Г. Г. Из истории европейской культуры: Электронный ресурс. Режим доступа: http://gkaf.narod.ru/pikov/index.html
  115. Г. Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1.: Текст. / Г. Г. Пиков. Новосибирск, 1993. — 95 с.
  116. Платон. Тимей: Текст. // Платон. Сочинения. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. М., Мысль, 1971. С. 455−543.
  117. И.В. Личность и учение блаженного Августина: Текст. // Августин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. — С. 242−385.
  118. М.Э. До-христианский и вне-христианский гносис: Текст. // Гностики. Киев: Уцимм-Пресс, 1997. — С.13−33.
  119. М.Э. Христианский гностицизм: Текст. // Гностики. — Киев: Уцимм-Пресс, 1997. С. 149−201.
  120. С.А. Парижский университет в Средние века: Текст. / С. А. Предтеченский. Казань, 1901.-125 с.
  121. B.JI. Жить просто или просто жить?: Текст. // Когнитивная эволюция и творчество. Отв. ред. И. П. Меркулов. М.: ИФРАН, 1995. С. 5−33.
  122. B.JI. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух: Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/45 029/read
  123. B.JI. Урок Августина: жизнь-текст: Текст. // Августин Ав- -релий. Исповедь /Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий: Пер. с лат. -М.: Республика, 1992. С. 224−259.
  124. . История западной философии: Текст./ Рассел Б. Ростов н / Д: Феникс, 2002. — 992 с.
  125. Риддер Симэнс X. де. Средневековый университет: Мобильность: Текст. // Alma mater. М., 1997. № 1. С. 38−47.
  126. В. Университет как явление средневековой культуры: Текст. // Вестник высшей школы. М., 1991. № 7. С. 97−109.
  127. Святой Григорий Нисский. Об устроении человека: Текст. / Перев. В. М. Лурье. Под ред. А. Л. Берлинского. СПб.: АХЮМА, 1995. — 173с.
  128. Н. Средневековый университет: факультет медицины: Текст. // Alma mater. М., 1997. № 11. С. 36−40- № 12. — С. 142−144.
  129. К.И. Августин Иппонийский как психолог: Текст. // Августин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. — С. 20−90.
  130. А.А. Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение: Текст. // Тертулли-ан. Избранные сочинения. М.: Издат. Группа «Прогресс», «Культура», 1994. -С. 7−34.
  131. Н. Средневековые университеты: Текст. / Н. Суворов. М., 1898.- 246 с.
  132. Р. История западного мышления («Страсти западного ума»): Текст. / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 448 с.
  133. Татиан. Слово к эллинам: Текст. // Раннехристианские апологеты II—IV вв.еков. М.: 2000. — С. 85−97.
  134. Тертуллиан К.С.Ф. О зрелищах: Текст. // Столяров А. Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение. Шабуров Н. Гностицизм. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — С.277−293.
  135. Тертуллиан К.С.Ф. О плоти Христа: Текст. // Столяров А. Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение. Шабуров Н. Гностицизм. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. -С. 161−187.
  136. Т.В. Мир как слово: Текст. / Т. В. Торубарова. М.: Изд. МГУ, 2007. — 262 с.
  137. Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке: Текст. // Августин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. С. 96−151.
  138. С.Н. Учение о логосе в его истории: Текст. / С. Н. Трубецкой. М: ACT- Фолио, 2000. — 650 с.
  139. М.Б. Средневековая философия: Текст. // Философские науки. 1997. № 2. С. 124−136- №¾. — С. 156−172.
  140. П.Ю. Университетский интеллектуал у парижского нотариуса: (К вопросу о «нормальном исключении»): XVI в. [Текст] // СВ. 1997. Вып. 60. С. 51−73.
  141. Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение: Текст. /Межвуз. сб. науч. тр. Иваново: ИГУ, 1990. — 145 с.
  142. Философия природы в античности и в средние века: Текст. / Под общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петрова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 608 с.
  143. Фома Аквинский. О нападении демонов Сумма теологии, часть I. Вопрос 114.: [Текст] // Человек. № 5. 1999. С. 86−99.
  144. Фома Аквинский. Сумма теологии, часть I, вопр. 76, статья 4: Текст. // Логос, № 2, М., 1991. С. 136−138.
  145. Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 18: О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще: Текст. // ВФ. 1997. № 9. С. 163−178.
  146. Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос VIII. О существовании Бога в вещах: Текст. // Verbum. Вып. 2. СПб., 2000. — С. 158−166.
  147. Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос семнадцатый, О ложности: Текст. // Антология средневековой мысли. Том 2. СПб., 2002. — С. 176−184.
  148. Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос шестнадцатый, Об истине: Текст. // Антология средневековой мысли. Том 2. СПб., 2002. — С. 162−175.
  149. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопрос XLIX. О причине зла: Текст. // Verbum. Вып. 2. СПб., 2000. — С. 167−194.
  150. Фрагменты ранних греческих философов: Текст. / Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М.: Наука, 1989. — 576 с.
  151. Н.А. Статус западноевропейского дворянства, его внутренняя стратификация и социальные потенции: Текст. // Бюллетень Всероссийской Ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. М., 1997. № 8. — С. 10−14.
  152. Цветочки святого Франциска Ассизского: Текст. / Пер. А.П. Печков-ского. М.: Изд. МУСАГЕТ, 1913.
  153. И.Х. Об одном примере толкования текста Августина у Мар-силио Фичино: Текст. // MOZEION. СПб., 1997. — С. 290−294.
Заполнить форму текущей работой