Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Уровневая дифференциация обучения геометрии студентов в педагогическом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование проводилось в четыре этапа в 1991;2000 гг. на базе математического факультета Новосибирского государственного педагогического университета. На первом, констатирующем этапе (1991;1994 гг.) изучено теоретическое и практическое состояние проблемы обучения студентов педагогического вуза геометрии: сделан анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы уровневой дифференциации обучения щ, студентов в педагогическом вузе
    • 1. 1. Методологические основы исследования
    • 1. 2. Понятийный аппарат исследования проблемы уровневой дифференциации обучения геометрии в педвузе
    • 1. 3. Проблема выделения уровней при дифференциации обучения
    • 1. 4. Теоретическая модель уровневой дифференциации обучения геометрии студентов в педагогическом вузе
  • Глава II. Методическая система обучения геометрии студентов педагогического вуза в условиях уровневой дифференциации
    • 2. 1. О содержании педвузовского курса геометрии
    • 2. 2. Система требований к уровням усвоения студентами педвузовского курса геометрии
    • 2. 3. Системы дифференцированных заданий по геометрии для внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов
    • 2. 4. Методика и организ^^^^ЩЙйя студентов геометрии в условиях уровневой диффе{5ййцйации
  • ГЛАВА III. Организация педагогического эксперимента и его результаты
    • 3. 1. Описание констатирующего и поискового этапов эксперимента
    • 3. 2. Обучающий этап эксперимента

Уровневая дифференциация обучения геометрии студентов в педагогическом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном социально-экономическом этапе развития общества перед системой образования России поставлены сложные задачи качественной подготовки молодежи в учебных заведениях, обучения и воспитания человека-творца, способного к саморазвитию, которому предстоит жить и созидать в быстро меняющемся мире. Этого требует и логика развития новых технологий грядущей информационной эпохи. В связи с этим возникает проблема профессионального становления учителя, от которого зависят результаты обучения и воспитания учащихся.

Особенно остро стоит в педагогических вузах проблема повышения качества подготовки будущих учителей геометрии. Общеизвестно, что в процессе изучения геометрии учащиеся могут научиться рассуждать и доказывать, соответствующие умения являются базой для изучения других учебных предметов и необходимы любому человеку в повседневной жизни.

Многие ведущие ученые математики и методисты (например, Д. В. Аносов, Г. Д. Глейзер, Г. В. Дорофеев и др.) считают, что дело с обучением геометрии в общеобразовательных учреждениях сейчас обстоит не совсем благополучно. Отмена обязательного выпускного экзамена по геометрии, сокращение количества учебных часов привело к резкому снижению уровня математической и общей культуры выпускников, слабому развитию их логического мышления.

В настоящее время в системе образования нашей страны осуществляется стандартизация при одновременной ориентации на гуманистические, личностно-ориентированные подходы к обучению. При этом возникает ряд противоречий, одним из которых является противоречие между массовым, характером обучения, становящимся все более технологичным, и индивидуальным характером усвоения учебного материала, наличием особенностей обучаемых, различий в мотивации и способах приобретения знаний, умений, навыков. Разрешению этого противоречия способствуют дифференциация и индивидуализация обучения, в частности, уровневая дифференциация, индивидуализирующая обучение.

Философскими, психолого-педагогическими и методическими исследованиями доказана целесообразность дифференцированного обучения. В стране появились общеобразовательные учреждения разного типа (не только обычные школы, но и гимназии, лицеи, специализированные школы и классы, колледжи и т. д.), в которых будут преподавать выпускники педагогических вузов. Да и в обычных школах и классах им придется организовывать дифференцированное обучение учащихся. Студентов — будущих учителейнадо подготовить к такой работе.

В связи с ориентацией системы образования на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации, подготовку студентов тоже целесообразнее вести в условиях дифференциации, индивидуализирующей обучение. Однако для высшей школы недостаточно разработаны соответствующие дидактические и методические средства, позволяющие обучать студентов конкретным учебным предметам в условиях уровневой дифференциации.

Из вышесказанного следует актуальность темы нашего исследования, посвященного разработке методической системы уровневой дифференциации обучения студентов педагогического вуза.

Вопросы индивидуализации и дифференциации обучения рассматривали в своих трудах философы-гуманисты, педагоги, психологи и методисты, отдающие приоритет интересам личности, направленности на развитие творческой индивидуальности, утверждающим отношение к человеку, как к высшей ценности: Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Г. В. Дорофеев, А. Ж. Жафяров, В. В. Мадер, В. А. Сластенин, С. М. Смирнова, С. Е. Царева,.

B.Д.Шадриков, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др. Психолого-педагогические проблемы обучения студентов высшей школы, в частности, дифференциации, исследовались многими учеными. Так, дидактика высшей школы, вопросы научной организации учебного процесса, его интенсификации, активного обучения, теории и методики педагогического контроля в высшей школе изложены в трудах В. С. Аванесова,.

C.И.Архангельского, Ю. К. Бабанского, А. А. Вербицкого, Л. Д. Кудрявцева,.

A.М.Матюшкина, О. П. Околелова, С. Д. Смирнова и др.

Проблемы совершенствования подготовки учителя изучали В.А.Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, М. М. Левина, В. Оконь, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и других дидакты и психологи. Вопросы подготовки учителей математики рассматривали в своих работах А. В. Абрамов, Н. Я. Виленкин, Г. Д. Глейзер, В. А. Гусев, В. А. Далингер, Г. В. Дорофеев, О. Б. Епишева, Ю. М. Колягин, В. И. Крупич, В. М. Монахов, А. Г. Мордкович, Н. Г. Ованесов, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр, Л. М. Фридман, Р. С. Черкасов и др.

Теоретическому обоснованию дифференциации и индивидуализации обучения посвящены работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Н. А. Алексеева, Ю. К. Бабанского, Л. И. Божович, И. В. Василевской, Ф. С. Келлера, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, Е. С. Рабунского, С. Л. Рубинштейна, В. В. Серикова, Б. М. Теплова, И. Э. Унт, Л. Фишера, С. Ч. Чарльза, А. В. Чикеринга, А. Эстина, И. С. Якиманской и других.

Методические особенности дифференциации обучения математике школьников освещены в работах В. А. Гусева, В. Г. Болтянского, Г. Д. Глейзера,.

B.А.Далингера, Г. В. Дорофеева, А. Ж. Жафярова, Ю. М. Колягина, В. М. Монахова, И. М. Смирновой, Ф. М. Рафиковой, Р. А. Утеевой, В. В. Фирсова и других авторов.

Отдельные аспекты уровневой дифференциации обучения математике учащихся школ рассмотрены в докторских диссертациях И. М. Бурды,.

В.А.Гусева, З. И. Слепкань, Р. А. Утеевой, а также в кандидатских диссертациях И. Н. Вольхиной, В. В. Гузеева, Т. Е. Кузьменковой, Т. А. Сентябовой и др. Однако специальных трудов, посвященных уровневой дифференциации обучения студентов в высшей школе, автору найти не удалось. При изучении других проблем исследователи иногда затрагивают и дифференциацию. Так, в кандидатских диссертациях С. Н. Веклич [27] и Р. Р. Бикмурзиной [18] использовался дифференцированный подход. В первом исследовании он применялся в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства (в процессе изучения технологии обработки тканей), а во втором — при формировании познавательной самостоятельности студентов младших курсов в процессе обучения математике. А. В. Дмитриева говорит о трехуровневых заданиях для самостоятельной работы студентов при организации их дистантного обучения [56]. Однако методическая система обучения студентов вузов в условиях уровневой дифференциации никем не разрабатывалась.

Анализ практики обучения студентов в различных высших учебных заведениях показал, что имеются отдельные попытки введения индивидуализации и дифференциации в учебный процесс. В частности, для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются всевозможные типовые, расчетно-графические и другие задания, которые часто называют индивидуальными, потому что каждый студент получает свой вариант. Однако анализ содержания таких заданий (например, предлагаемых в [133] и др.), а также бесед с преподавателями разных кафедр и вузов показал, что обычно такие задания для всех студентов примерно одного уровня сложности, не зависят от личностных особенностей и способностей студентов. А это снижает качество обучения и не соответствует современной парадигме образования.

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме дифференциации обучения, а также анализ состояния геометрической подготовки будущих учителей математики в педвузах, результаты констатирующего и поискового экспериментов позволили сформулировать цель и гипотезу данного исследования.

Цель: разработать такую методическую систему обучения, которая позволит повысить качество геометрического образования студентов педвузов.

Гипотеза: обучение геометрии студентов педвузов в условиях уровневой дифференциации позволит повысить качество геометрической подготовки будущих учителей математики.

Объект исследования: процесс обучения геометрии студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования: методическая система обучения геометрии студентов педвуза в условиях уровневой дифференциации.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили следующие частные задачи исследования:

1. Изучить современное состояние подготовки будущих учителей математики по геометрии.

2. Выявить психолого-педагогические и дидактико-методические основы уровневой дифференциации обучения геометрии студентов в педвузах.

3. Выработать систему требований к дифференцированным заданиям по геометрии для внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов педагогического вуза. Разработать систему дифференцированных заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов по конкретным разделам педвузовского курса геометрии, содействующих уровневой дифференциации обучения.

4. Разработать методику дифференцированного обучения геометрии студентов в педагогическом вузе. Апробировать разработанную систему дифференцированных заданий и методику на практике с целью проверки эффективности.

При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, математической и методической литературы по теме исследования, наблюдение, беседы со студентами и преподавателями, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ учебной документации, педагогический эксперимент, статистическая обработка его результатов, рефлексивное осмысление личного опыта автора настоящего исследования в качестве преподавателя геометрии педагогического университета.

Теоретико-методологическую основу исследования составили, общефилософская теория познания и положения гуманистической философии о саморазвитии, самореализации личностиконцепция личностно-ориентированного обучения (Е.В.Бондаревская, В. С. Ильин, Г. Л. Ильин, В. В. Сериков, И.С.Якиманская) — психологическая и общедидактическая теории деятельностного подхода к обучению (П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) — системный и синергетический подходы (В.П.Беспалько, Г. И. Рузавин, В. П. Симонов и др.) — основы модульного обучения (В.М.Монахов, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П.А.Юцявичене). Исследование опиралось также на психолого-педагогические теории индивидуализации и дифференциации обучения (Е.С.Рабунский, И. Э. Унт, Н. М. Шахмаев и др.), концепции дифференцированного обучения математике (В.Г.Болтянский, Г. Д. Глейзер, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев, В. М. Монахов, В. В. Фирсов и др.) — теорию активного обучения в высшей школе (А.А.Вербицкий).

Научная новизна исследования состоит в том, что: выявлены психолого-педагогические и дидактико-методические основы уровневой дифференциации обучения геометрии студентов в педвузахвпервые в методике преподавания геометрии выработана система требований к трем уровням усвоения и критерии требований к трем уровням дифференцированных заданий для организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентовразработана система дифференцированных заданий по наиболее важным и сложным разделам педвузовского курса геометрииразработана методическая система обучения геометрии студентов педвуза, организованная на основе внеаудиторной (самостоятельной) работы и дифференцированных заданий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1) выработана система требований для составления разноуровневых заданий по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в условиях уровневой дифференциации обучения;

2) разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система дифференцированного обучения геометрии студентов педагогических вузов, в основе которой лежит специально организованная внеаудиторная работа студентов, а также выявлены, теоретически и практически обоснованы условия эффективной ее реализации с целью повышения качества геометрической подготовки учителей математики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и экспериментально апробирована система заданий по конкретным темам педвузовского курса геометрии для внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов в условиях уровневой дифференциации обучения, а также методика организации такой работы. Разработанные методические и дидактические средства могут быть использованы в практической деятельности преподавателей педагогических вузов, а также при написании учебных и методических пособий по геометрии для студентов педвузов.

Исследование проводилось в четыре этапа в 1991;2000 гг. на базе математического факультета Новосибирского государственного педагогического университета. На первом, констатирующем этапе (1991;1994 гг.) изучено теоретическое и практическое состояние проблемы обучения студентов педагогического вуза геометрии: сделан анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, проведен констатирующий педагогический эксперимент. Наблюдение и анализ практики обучения студентов, рефлексия собственного педагогического опыта, анализ результатов анкетирования, бесед с преподавателями и студентами позволили выявить недостатки традиционного обучения, а также определить объект и предмет исследования, его цель, задачи и основные методы, спроектировать поисковый эксперимент.

На втором, поисково-экспериментальном этапе (1994;1996 гг.) были подготовлены дидактические и методические материалы, проведен поисковый эксперимент, сформулирована рабочая гипотеза, разработаны основные положения экспериментальной методики, ориентированной на дифференцированное обучение геометрии студентов в педвузе.

На третьем, опытно-экспериментальном этапе (1996;1999 гг.) с целью проверки эффективности разработанных дидактико-методических материалов и методики проведен формирующий (обучающий) эксперимент со студентами первого—третьего курсов математического факультета Новосибирского государственного педагогического университета, осуществлена коррекция разработанных дидактических и методических материалов, а также экспериментальной методики обучения.

На четвертом, завершающем этапе (1999;2000 гг.) уточнены выводы предыдущих исследований, систематизированы, статистически обработаны и обобщены результаты педагогического эксперимента, оформлена диссертация.

На защиту выносятся:

1) система требований к дифференцированным заданиям для организации внеаудиторной работы студентов по геометрии;

2) система дифференцированных заданий по наиболее важным и сложным разделам педвузовского курса геометрии;

3) методическая система обучения геометрии студентов педвуза в условиях уровневой дифференциации, в основе которой лежит специально организованная внеаудиторная (самостоятельная) работа и дифференцированные задания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на научную методологию, теоретическим и экспериментальным доказательством выдвинутых утверждений, репрезентативностью и достаточным объемов выборки, применением комплекса методов исследования, взаимно дополняющих друг друга, адекватных его объекту, предмету, задачам и логике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществляли при обучении студентов математического факультета Новосибирского государственного педагогического университета. Результаты исследования автор докладывал на научно-методических семинарах кафедры геометрии и методики преподавания математики НГПУ (1994;2000 гг.), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава НГПУ (1995 — 2000 гг.), на Второй Сибирской геометрической конференции (Томск, 1996 г.), на международных конференциях «Развитие личности в системе непрерывного образования» (Новосибирск, 1995, 1997 гг.), на конференции «Проблемы развития образования Новосибирска и области» (Новосибирск, 1998 г.), на Всероссийской конференции «Новые технологии в науке и образовании» (Новосибирск, 1998 г.), на Международном конгрессе «Новые технологии в науке и образовании на пороге третьего тысячелетия» (Новосибирск, 1999 г.).

Диссертация содержит введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ психолого-педагогической и дидактико-методической литературы показал, что уровневая дифференциация, индивидуализирующая обучение, может способствовать решению проблемы повышения качества образования будущих учителей — студентов педвузов. Однако для обучения учащихся высшей школы конкретным предметам, в частности, геометрии, в условиях уровневой дифференциации обучения не разработаны соответствующие дидактические и методические средства, чему и посвящена данная диссертация.

В процессе теоретического исследования, а также экспериментальной работы решены поставленные во введении задачи:

1. Выявлены психолого-педагогические и дидактико-методические основы уровневой дифференциации обучения геометрии в педвузе на базе системного, модульного, деятельностного, а также индивидуализированного и дифференцированного подходов к обучению школьников и студентов вузов.

2. Выработана система требований к дифференцированным заданиям по геометрии для внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов с целью эффективного использования таких заданий. Разработаны системы трехуровневых дифференцированных заданий для внеаудиторной самостоятельной) работы студентов по конкретным, наиболее важным и сложным разделам педвузовского курса геометрии: «Векторный и координатный методы в пространстве», «Методы изображения», «Проективная геометрия», удовлетворяющие выработанным требованиям и содействующие уровневой дифференциации обучения.

3. Разработана методическая система обучения геометрии студентов педагогического вуза в условиях уровневой дифференциации с использованием специально организованной внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов и системы трехуровневых заданий.

4. Апробирована на практике с целью проверки эффективности система дифференцированных заданий и методика обучения студентов геометрии в условиях уровневой дифференциации.

Экспериментальное обучение подтвердило гипотезу исследования и показало, что разработанная методическая система дифференцированного обучения геометрии в педвузе позволяет студентам осваивать учебный материал на желаемом уровне, создает адаптивную их возможностям и способностям образовательную среду, способствует ритмичному, систематическому изучению материала в течение семестра, росту активности, самостоятельности, повышает качество геометрической подготовки будущих учителей. Внутренне детерминированная активность студентов, личностный, заинтересованный подход к изучаемому материалу формируют положительные мотивы учения.

Однако мы понимаем, что данное исследование не решает полностью проблему уровневой дифференциации обучения геометрии студентов педвуза с целью повышения качества геометрической подготовки будущих учителей. Требует дальнейшего научного осмысления поиск более рациональных, менее трудоемких способов контроля, проверки результатов самостоятельной работы студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 335 с.
  3. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: Моск. ин-т стали и сплавов, 1989. — 168 с.
  4. А.Д. Основания геометрии. М.: Наука, 1987, — 288 с.
  5. Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения: Монография. Челябинск: Изд. ЧГПИ <Факел>, 1995.- 167 с.
  6. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
  7. А.И. Дифференциация обучения в Российской школе XIX века: идеи, концепции, опыт. В кн.: Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия, — Новосибирск, 1999, — С.240−246.
  8. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
  9. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 210 с.
  10. С.И. Методические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 75 с.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 68 с.
  12. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1997.- 184 с.
  13. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  14. Ю.К., Ильина Т. А., Жантекеева З. У. Педагогика высшей школы. Алма-Ата: Мектеп, 1989. — 176 с.
  15. М.И. Уровень и профиль школьного математического образования //Математика в школе. 1993. — № 2. — С. 8−9.
  16. В.П. Стандартизация образования: основные цели и понятия //Педагогика.-1993.-№ 5.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  18. P.P. Дифференцированный подход к формированию познавательной самостоятельности студентов младших курсов вузов в процессе обучения математике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Саранск, 1996. — 18 с.
  19. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 240 с.
  20. В.А., Сергеев С. К. Высшая школа в России: идолы образования. В кн.: Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия. — Новосибирск, 1999. — С. 246−248.
  21. В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования // Математика в школе. 1988. — № 3. -С. 9−13.
  22. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997, — № 4, — С. 11−17.
  23. П., Карпов В. Технологии обучения в высшей школе // Вестник высшей школы. М., 1991.-N11. — С. 14−17.
  24. Н. Очерки по истории математики. М.: ИИЛ, 1963.
  25. И.В. Индивидуализированное обучение в высшей школе США: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб, М., 1995. — 14с.
  26. С.Н. Дифференцированный подход в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Брянск, 1999. 19 с.
  27. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  28. А. А. Психолого-педагогические основы активного обучения в высшей школе: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1991. — 55 с.
  29. Н.О. и др. Метод контроля остаточных знаний по математике //Математика в школе, 1998. № 2. — С. 58−61.
  30. A.JI., Совертков П. И. Актуальные проблемы курса геометрии в педвузе //Математика в школе, 1995. N5. — С. 52−54.
  31. А.В. Теоретические основы формирования содержания обучения при личностно-ориентированном подходе к образованию: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 18 с.
  32. И. А. Формирование приемов самостоятельного построения системы знаний (на материале геометрических преобразований): Автореферат дисс.. канд. пед наук (13.00.02). М., 1973. — 21 с.
  33. И.Н. Дифференциация обучения математике учащихся предпрофильных классов (с использованием системы упражнений прикладного характера): Автореферат дисс.. канд. пед. наук (13.00.02). Новосибирск, 1998. — 17 с.
  34. JI.C. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. — 144 с.
  35. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд. МГУ, 1988.-254 с.
  36. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание степени доктора пед. наук. М., 1965. — 51 с.
  37. A.M., Сергеев М. И. Педагоги о состоянии и задачах общеобразовательной школы (по материалам социологического мониторинга). -В кн.: Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. С. 98−109.
  38. .С. Философия образования XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  39. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
  40. Г. Д. Каким быть школьному курсу геометрии //Математика в школе. 1991.- № 4. — С.68−71.
  41. C.JI., Листенгартен B.C. Самостоятельная деятельность студентов: Пособие для преподавателей вузов. Воронеж: Изд. ВГУ, 1996. -95с.
  42. Е.Я. Методы обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1957. — 152 с.
  43. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.-136с.
  44. Я.И. Психолого-дидактические основы обученияматематике. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  45. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
  46. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
  47. В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе //Математика в школе. 1990. — № 4. — С. 27−31.
  48. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. (13.00.02). М.: МПГУ, 1990. — 39 с.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  50. Я. Формирование действия моделирования в учебной деятельности (на материале геометрии): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1981, — 19 с.
  51. В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике. М.: Просвещение, 1991. — 81 с.
  52. В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике: Уч. пособие. Омск: Изд-во Омского обл. ИУУ, 1992. — 155 с.
  53. В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. Омск, ОмИПКРО. — 1993. — 323 с.
  54. А.В. Технология дистантного обучения математике студентов педагогического университета (на материале геометрии): Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1997. — 17 с.
  55. Дифференциация образования. Региональная стратегия и тактика обеспечения инновационных процессов (под ред. М. В. Артюхова, Г. А.Вержицкого). М.-Новокузнецк: Изд-во ИПК. — 441 с.
  56. Г. В. и др. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. — N4. — С. 15−21.
  57. О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: Автореферат дисс.. докт. пед. наук. Москва, 1999. — 54 с.
  58. О.Б. Приемы учебной деятельности в обучении математике //Математика. Приложение к газете «Первое Сентября». 1999. -N38. — С. 3−7.
  59. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. — 239 с.
  60. А.Ж. и др. Векторный и координатный методы в пространстве. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1992. — 88 с.
  61. А.Ж. и др. Векторы на плоскости и в пространстве. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 1994. 76 с.
  62. А.Ж. и др. Геометрические построения на плоскости. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 1993. 64 с.
  63. А.Ж. и др. Изображение фигур при параллельном проектировании. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1994. — 111 с.
  64. Жафяров и др. Метод координат в пространстве. Плоскость. Прямая. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1995. — 108 с.
  65. А.Ж. и др. Метод координат на плоскости. Прямая линия. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991. — 107 с.
  66. А.Ж. и др. Преобразования плоскости. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1992. — 145 с.
  67. А.Ж. и др. Проективная геометрия. Новосибирск: Изд.1. НГПУ, 1995. 132 с.
  68. Л.Я. Дидактические основы системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978.-128с.
  69. Л.Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элементы //Сов. педагогика. М., 1983. — N10. — С. 31−35.
  70. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практики применения). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 24 с.
  71. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд. МГУ. — 1986.200 с.
  72. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Москва: Педагогическое об-во России, 1999.-77 с.
  73. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990, — 144 с.
  74. И.Я., Петухова Т. А. Пять подструктур математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании //Математика в школе, 1998. N5. — С. 45−48.
  75. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
  76. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  77. М.В. Обучение на основе полного усвоения: Анализ мирового опыта //Дифференциация как система. 4.1. — М.: 1992. — С.18- 42.
  78. Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Автореферат дисс.. докт. пед. наук. М., 1977.- 55 с.
  79. В.В. Проблема научного обоснования обучения:
  80. Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  81. В. А. Психология математических способностей школьников. М.: ИПП- Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. — 416 с.
  82. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. М.: Прометей, 1995. — 156 с.
  83. М.Р. К вопросу о воспитании математической культуры студентов //Сб. научно-методических статей по математике. Вып 16. — М.: Изд-во МПИ, 1989. — 167 с. — С. 10−26.
  84. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии, 1981. N2. — С. 20−30.
  85. Л.Д., Матюшкин A.M. и др. Проблемы активизации личности и профессионального развития студентов. М., 1978. — 32 с.
  86. Л.В., Минаева С. С. Об организации учебного процесса с учетом обязательных результатов обучения //Математика в школе. 1986. — N4. -С. 9−14.
  87. Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: Изд. ЛГУ, 1972. -311 с.
  88. Е.В. Педагогическая технология и личностно-ориентированная технология: понятие, структура. В кн.: Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия, т.1. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 1999. — С.82−98.
  89. И.И., Красновский Э. А., Коган Т. Л. Дидактический анализ качества знаний учащихся //Проблемы и методы исследования качественных и количественных характеристик знаний, умений и навыков учащихся: Тез. докл. на Всесоюзной конф. М., 1976. — С. 5−7.
  90. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  91. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  92. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  93. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978. -48 с.
  94. В.В. Введение в методологию математики (Гносеологический, методологический и мировоззренческий аспекты математики). М.: Интерпрайс, 1995. — 464 с.
  95. Е.Б. Подготовка учителя математики к профессиональной деятельности, обеспечивающей реализацию стандарта: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М.: МГОПУ, 1998, — 22 с.
  96. А. Самоактуализация. В кн.: Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд. МГУ, 1982. -С.108−117.
  97. A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М.: АПН, НИИ содержания и методов обучения, 1980. — С. 3−47.
  98. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  99. Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышэйш. шк., 1977, — 158 с.
  100. В.М. Обновление методической системы обучения //Сов. педагогика. 1989. — N1. — С. 28−33.
  101. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена (Волгогр. гос. пед. ун-т), 1995. — 152 с.
  102. А.П. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте:
  103. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук (13.00.02). М.: НИИ сод-я и методов обучения, 1986. — 36 с.
  104. Р.С. Психология. Т.2. — М.: Просвещение, 1995.
  105. А.И. Теория и практика проектирования методической системы подготовки современного учителя математики. Дисс. .доктора пед. наук в виде научного доклада. — М., 2000. — 44 с.
  106. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход //Труды исследовательского центра. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 199 с.
  107. О.П. Системы интенсивного обучения в вузе: Пособие для преподавателя. Липецк: ЛИПЛИ, 1992, — 137 с.
  108. О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе. Автореф. дисс.. доктора пед. наук. — М.: МШ У, 1994. — 32с.
  109. А.А. Как учить не уча. СПб.: Питер Пресс, 1996. — 448 с.
  110. В.А., Заболотская И. А. Экспертные системы для диагностики обученности в математике //Математика в школе. 1994. — N4 -С.22−25.
  111. Ю.Г. Применение схем как реализация системного подхода к представлению учебного материала //Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор информ. М.: Изд-во НИИВШ, 1988. — Вып. 8. — 36 с.
  112. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986.
  113. Очерки по методике преподавания математики в высших учебных заведениях / под ред. М. П. Куваева, В. Н. Сергеева. Томск: Изд-во ТГУ, 1986 -129 с.
  114. Педагогическая энциклопедия. Т.2. М.: 1965.
  115. Педагогика /Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984. — 368 с.
  116. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.: Под ред. Ю. К. Бабанского,-2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  117. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
  118. Ф.И. Системная деятельность и образование // Высшее образование в Европе. 1990. — Т. 15. — N4. — С. 96−105.
  119. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  120. П.И., Коротяев В. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Учеб. пособие. М.: МГПИ, 1978. — 77 с.
  121. А.В. Геометрия. 7−11. М.: Просвещение, 1991. — 384 с.
  122. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440с.
  123. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. -М.: НИИ общей и пед. психологии АПН СССР, 1987.
  124. А. О науке,— М.: Наука, 1983. 560 с.
  125. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе их самостоятельной учебной деятельности). М.: Педагогика, 1975. — 182 с.
  126. Развивающее обучение в вузе /Отв. ред. Загвязинский В. И. -Тюмень: ТГУ, 1983. 112 с.
  127. Ф.М. Уровневая дифференциация при обучении математике: Пособие для учителей и студентов. Стерлитамак: Изд. Стерлитамак. гос. пед. ин-та, 1996. — 47 с.
  128. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд. МГУ, 1985. — 207 с.
  129. Н.М. Матричная методика выявления и анализа систем связей в учебном материале // Сов. педагогика. N2. — 1976.
  130. Российская педагогическая энциклопедия: Т. 1-А-М /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  131. С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питерн. Ком., 1999. — 720 с.
  132. Г. И. Синергетика и системный подход // Философские науки. 1985. — N5. — С. 49−55.
  133. А.П. и др. Сборник индивидуальных заданий по высшей математике: Учеб. пособие. В 3 ч. 4.2. Минск: Вышэйшая школа, 1991, — 352с.
  134. С.Н. Организация контроля и коррекции учебно-познавательной деятельности обучающихся в инженерно-педагогических вузах: Автореф. дисс. .к.п.н. Брянск, 1999. — 20 с.
  135. С.И. и др. Педагогика и психология высшей школы. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 526 с.
  136. Г. И. Гуманизация образования и актуальные проблемы методики преподавания математики //Математика в школе, — N5.-1995.-С.36−39.
  137. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998, — 255 с.
  138. Н.А. Управление качеством высшего образования / Материалы междунар. конф. «Экономика и управление высшей школы». -Красногорск, 1992, — С. 144−152.
  139. Н.А. и др. Комплексный мониторинг качества высшего образования в современной России: вопросы методологии и практики /Материалы междунар. конф. «Контроль качества и оценка в образовании». -Санкт-Петербург, 1998. С. 75−81.
  140. Е.Е. Продолжим разговор о дифференциации обучения // Математика в школе. 1994. — № 3. — С. 45−48.
  141. Т.А. Методика реализации уровневой дифференциации в процессе обучения алгебре и началам анализа: Автореферат дисс. канд.. пед. наук (13.00.02). Омск, 1997. — 19 с.
  142. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  143. В.П. Педагогический менеджмент: Уч. пособие, 2 изд -М.: Рос. пед. агентство, 1997. 264 с.
  144. В.Я., Буланкина Н. Е. Уровни профессионализма учителя /Материалы Международной научно-методической конференции «Качество образования». Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. — С. 20.
  145. Э.Г., Холина Л. И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1999. — 138 с.
  146. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Уч. пособие для преподавателей. Новосибирск: НГТУ, 1996. -69с.
  147. В.А., Подымова Л. С. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 224 с.
  148. В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя //Педагог. Барнаул, 1996. — N1. — С. 17−28.
  149. В.А. и др. Педагогика /Уч. пособие для студентов пед. уч. заведений. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  150. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 270 с.
  151. И.М. Интерес и его измерение на уроках математики // Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. Ч. I. М.: Прометей, 1992. — С. 73−79.
  152. И.М. Об измерении интереса на уроках математики //Математика в школе, 1998. N5. — С. 56−58.
  153. В.А. Идеология, содержание и технология высшего педагогического образования // Тезисы докл. второй междунар. конф. «Развитие личности в системе непрерывного образования». Новосибирск: НГПУ. — С. 919.
  154. JI.E. Учебно-методический комплекс как средство профессионального саморазвития студента: Автореф. дисс.канд. пед. наук-Волгоград, 1999. 25 с.
  155. A.M. Логическая струтура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  156. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Изд. МГУ, 1983. — 96 с.
  157. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд. МГУ, 1984. — 344 с.
  158. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.- 536 с.
  159. В.М. Геометрия в современной математике и математическом образовании //Математика вшколе. 1993. — № 4. — С. 3−10.
  160. Т.Р. Профессиональная направленность математической подготовки будущих учителей: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Ташкент, 1990 -37 с.
  161. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе /Практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 1997. -351 с.
  162. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  163. Р.А. Дифференцированное обучение математике учащихся средней школы. М.: Прометей, 1996. — 117 с.
  164. Р.А. Теоретические основы организации учебнойдеятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1998. — 37 с.
  165. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
  166. JI.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  167. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991 — 288 с.
  168. Г. Информация и самоорганизация. М.: Мир, 1991. — 240 с.
  169. Л.И. Структура управляющей деятельности ассистента вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ленинград, 1974. — 16 с.
  170. Л.И., Скибицкий Э. А. Дидактические принципы дистанционного обучения //Новые информационные технологии в университетском образовании. Материалы междунар. научно-методической конф. — Новосибирск: НИИ МИОО, 1998. — С. 193−194.
  171. Хрестоматия по психологии /Сост. В. В. Мироненко М.: Просвещение, 1977. — 527 с.
  172. С.Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников. Новосибирск, 1998. — 135 с.
  173. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. — 157 с.
  174. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-203 с.
  175. Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся: метод, пособие. М.: Изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — 112 с.
  176. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образованияв школе. М.: Педагогическое об-во России, 1999. — 318 с.
  177. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога //Советская педагогика, 1991. № 9. — С. 80−84.
  178. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-555с.
  179. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.-271 с.
  180. И.С. Дифференцированное обучение: <внешние> и <внутренние> формы //Директор школы. 1995. — № 3. — С. 39−45.
  181. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  182. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая шк., 1986. — 135 с. 1. Труды соискателя:
  183. Н.А., Шрайнер Е. Г. и др. Геометрия, ч.1: Метод, рекомендации для студентов заочного отделения. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1999. — 61/15 с.
  184. Н.А., Шрайнер Е. Г. и др. Геометрия, ч.2: Метод, рекомендации для студентов заочного отделения. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. — 48/4 с.
  185. А.В., Мозгалева Л. П., Шрайнер Е. Г. Методическая разработка практических занятий по методам построения изображений. -Новосибирск: Изд. НГПИ, 1987. 39/23 с.
  186. А.В., Шрайнер Е. Г. Геометрия: Метод, рекомендации для студентов заочного отделения физико-математического факультета Новосибирского пединститута, обучающихся по специальности «математика». -Новосибирск: Изд. НГПИ, 1984. 40/33 с.
  187. А.Ж., Абрамов А. В., Дмитриева А. В., Шрайнер Е. Г. Проективная геометрия. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1995. — 132/18с.
  188. А.Ж., Бурова Н. А., Абрамов А. В., Шрайнер Е. Г. Векторы на плоскости и в пространстве. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1994. — 76/10 с.
  189. А.Ж., Бурова Н. А., Дмитриева А. В., Шрайнер Е. Г. Изображение фигур при параллельном проектировании. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1994. — 111/27 с.
  190. А.Ж., Бурова Н. А., Шрайнер Е. Г., Щербаков АА. Векторы на плоскости и в пространстве. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1993. — 51/5с.
  191. А.Ж., Хасанов А. И., Шрайнер Е. Г., Яруткин А.Н, Фомин В. И. Векторный и координатный методы в пространстве. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1992. — 88/31 с.
  192. А.Ж., Хасанов А. И., Шрайнер Е. Г., Яруткин А. Н. Метод координат в пространстве. Плоскость. Прямая. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1995. — 108/49 с.
  193. А.Ж., Хасанов А. И., Шрайнер Е. Г., Яруткин А. Н. Поверхности второго порядка. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1992. — 67/6с.
  194. А.Ж., Шрайнер Е. Г. УДК как средство гуманизации обучения студентов //Логика социокультурной эволюции: Материалы межвузовской научной конференции (20−21 мая 1996 г.) /Ред.-сост.: А. М. Беспалов, Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. 4.II. — 183 с. — С. 79−81/2.
  195. Л.П., Шрайнер Е. Г. Геометрия: Метод, рекомендации для студентов заочного отделения физико-математического факультета Новосибирского пединститута, обучающихся по специальности «физика». -Новосибирск: Изд. НГПИ, 1984. 20/10 с.
  196. Е.Г. Методика реализации уровневой дифференциации обучения студентов в педуниверситете //Новые технологии в науке и образовании. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1998. — С. 183.
  197. Е.Г. О содержании учебного пособия к спецкурсу «Неевклидовы геометрии» //Тезисы докладов II Международной конференции «Развитие личности в системе непрерывного образования». Часть II. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 1997. 208 с. — С. 78−79.
Заполнить форму текущей работой