Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и индивидуальности позволил рассмотреть организованность как целостное образование, свойство личности, систему инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство, стремление и готовность субъекта к организованной деятельности. Благодаря данному подходу выявлена структура этого свойства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Постановка проблемы организованности в психолого-^тедашгической литературе
    • 1. 1. Основные теорешко-методологические подходы к изучению организованности
    • 12. Изучение организованности в рамках целостно — функциональной теории свойств личности
  • Глава 2. Постановка проблемы межполовых исследований личности в отечественной и зарубежной психологии
    • 2. 1. Основные направления гендерных исследований личности в психологической науке
    • 22. Изучение половых различий в проявлениях свойств личности в трудах современных отечественных исследователей

Гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время сложившаяся динамика жизни требует от людей особенно чёткой организованности во всех сферах деятельности.

Нехватка рабочих мест, тщательный отбор кадров, увеличение роли высококвалифицированных специалистов, стремление жить лучше — создают гонку за достойное место в обществе. Значительная роль в реализации данного стремления отводится самореализации личности, которое в свою очередь зависит от сформированное&tradeи развития ряда свойств.

Одним, из таких свойств является организованность, выделенная рядом исследователей. По их мнению, именно организованность способствует более успешному выполнению различных видов деятельностей, включая работу, учёбу и т. п. Не секрет, что учебно-познавательная деятельность школьников успешно протекает, если они проявляют организованность в ней.

Ставшая устойчивым качеством личности, она позволяет человеку успешно справляться с предъявляемыми к нему окружающей действительностью требованиями, согласовывать их с собственными потребностями и интересами.

Организованность существенно влияет и на особенности становления личности в целом, сообразуя и координируя работу системы личностных качеств, способствуя плодотворному протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования. Как профессионально значимая черта, организованность может быть включена в систему общепрофессиональных качеств, которые во многом определяют успешность различных видов деятельности [Ершова Р.В. 1999].

Педагогические коллективы школ повседневно решают задачи, связанные с воспитанием и развитием организованности у школьников и студентов. Именно в этом направлении трудятся многие исследователипедагоги и психологи. Однако, несмотря на проводимую работу, в этой области многие вопросы остаются открытыми, например изучение полоролевых особенностей организованности.

Практически во всех учебных заведениях проводится совместное обучение девушек и юношей, где к девушкам предъявляют те же требования, что и к юношам, и наоборот.

На наш взгляд, при составлении программ по развитию данного базового свойства, необходимо учитывать полоролевую специфику, что поможет избежать многих трудностей и непониманий со стороны учителей и работодателей.

По мнению ряда исследователей (А.И.Крупнов, Ю. Ж. Шайгородский, С. И. Кудинов и т. д.) пол накладывает отпечаток на проявление определённых базовых свойств личности, в том числе и на организованность.

Как любое другое базовое свойство, организованность, имеет психологическую структуру и динамику развития. Изучая, данное системное свойство личности мы опирались на позиции целостно-функционального подхода разработанного А. И. Крупновым. Отсюда следует, что организованность рассматривалась нами как единая система инструментально-стилевых и мотивационно смысловых характеристик.

Сравнительный анализ психологических особенностей и структуры организованности у юношей и девушек поможет составить программы развития организованности, и учитывать характер её проявления в различных областях деятельности.

Объект исследования: организованность как системное качество личности.

Предмет исследования: Тендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте.

Цель исследования: заключалась в выявлении психологической структуры и особенностей проявления организованности у юношей и девушек.

Гипотеза исследования: тендерные особенности организованности проявляются в степени выраженности и доминировании отдельных её переменных.

Задачи исследования.

1. Проанализировать теоретические и методологические подходы к исследованию организованности.

2. Осуществить анализ организованности как системного качества личности у школьников и студентов на основе концепции многомерно-функциональной организации свойств личности.

3. Выявить общие и специфические признаки в психологических проявлениях организованности у девушек и юношей.

4. Выявить психологическую структуру организованности у юношей и девушек.

Теоретико-методологической основой исследования является положение отечественной психологии о системном характере качеств личности [К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, B.F. Асеев, В. А. Петровский, Н. И. Рейнвальд, Д. И. Фельдштейн и др.], концепция целостно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности [А.И.Крупнов], положение о половом диморфизме [ В.А. Геодакян], а также тендерные исследования свойств личности [С.И. Кудинов, Ю. Ж. Шайгородский, В.Н. Прядеин].

Методы исследования. Для диагностики организованности использовались разработанные А. И. Крупновым «Тест суждений организованности» (ТСО) и «Бланковый тест организованности» (БТО), метод наблюдения и экспертных оценок. Применялись методы статистической обработки данных (t — критерий Стьюдента, корреляционный и факторный анализы).

Исследованием было охвачено 320 человек: 160 школьников в возрасте 16 лет, 160 студентов педагогического университета в возрасте 17 лет. Всего 160 юношей и 160 девушек.

Научная новизна.

1. Выявлены общие и специфические признаки в проявлении организованности у девушек и юношей, а также трудности в реализации данного свойства.

2.Определены различия в способах проявления организованности у девушек и юношей.

3. Дана сравнительная характеристика психологических проявлений организованности у девушек и юношей.

4. Выявлены тендерные различия в психологической структуре, раскрывающие связи и отношения между инструментально-стилевыми и мотивационно-смысловыми признаками данного свойства. Теоретическая значимость.

Установлены различия в связях и отношениях между переменными организованности у юношей и девушек, р свидетельствующих о тендерной специфике в психологической структуре данного качества. Результаты исследования позволяют разработать подходы и составить программы развития данного свойства с учётом тендерных особенностей Практическая значимость.

Полученные данные используются при диагностике организованности, а также при подготовке учебно-методических материалов, направленных на развитие данного свойства, j Теоретический материал и результаты исследования могут.

I ! использоваться при чтении спецкурсов по психологии и педагогике в средних и высших учебных заведениях.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивалась исходной теоретической концепцией, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, репрезентативностью выборки, а также применением методов статистической обработки данных.

Апробация результатов исследования осуществлялась в практической работе по развитию организованности студентов.

Данные, полученные в ходе исследования, были представлены и щ одобрены на заседании кафедры теоретической и прикладной психологии Бийского педагогического государственного университета имени В. М. Шукшина, на заседании кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Дифференциальная психология: проблемы и перспективы» (Бийск, 2003), третьих международных психологических чтениях «Инновации в психологии» (Бийск, 2004), региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2004), международной конференции «Классика и модернизм в научной мысли» (Новосибирск, 2005).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в Бийском государственном педагогическом университете, в материалах лекций и семинарских занятий, на методических семинарах в школах города, а также при работе с молодежной думой и НП «Союз молодёжи» г. Бийска.

Положения, выносимые на защиту.

Г. Тендерные особенности организованности проявляются в специфических связях переменных в структуре данного свойства.

2. Социально-значимые ценности девушек определяют их социоцентрическую направленность поведения, сопровождающуюся активной регуляцией.

3. Характерной особенностью организованности у юношей выступает эгоцентрическая мотивация, обусловленная самоактуализацией.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит таблицы, гистограммы, рисунки и список используемой литературы. Первая глава посвящена объекту исследования — проблеме организованности в психологопедагогической литературе. В ней описаны основные подходы к пониманию данного свойства в отечественной и зарубежной науке. В следующей главе внимание уделено проблеме пола, а также вопросу его влияния на формирование свойств личности девушек и юношей.

Результаты исследования были подвергнуты обработке с помощью специальной статистической компьютерной программы Statgraf, которая включает в себя процедуры сравнения и описания данных, корреляционный, факторный, погрупповои (t-критерий Стьюдента) анализы.

3.2. Сравнительный анализ инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик у юношей и девушек.

Опираясь на статистические данные различных переменных в структуре организованности, представляется возможным провести анализ и выявить специфические особенности данного личностного свойства в зависимости от выраженности и доминирования его признаков у юношей и девушек. Статистическая оценка различий в средних значениях организованности осуществлялась на основе анализа данных, полученных с помощью Т-критерия Стьюдента.

Психологические, особенности организованности, в зависимости от половой принадлежности проявляются в степени выраженности и доминирования различных признаков данного свойства, как в факторе инструментально-стилевом, обусловленном высшей нервной деятельностью, так и мотивационно-смысловом, связанном, с социокультурной средой и условиями деятельности.

Обратимся к средним значениям показателей организованности у юношей и девушек в инструментально-стилевом компоненте (таб.2).

Что касаемо стремлений к организованному поведению и силы проявления данного базового свойства, то статистически значимых различий не выявлено. Однако на незначимом уровне гармоничные и агармоничные показатели динамического компонента у юношей проявляются чуть ярче, чем у девушек. При этом признаки эргичности доминируют как у юношей, так и у девушек над показателем «аэргичность». Этот факт указывает на равное стремление юношей и девушек к организации деятельности. Они в равной мере предпочитают сохранять порядок на своём рабочем месте, пытаются контролировать и проверять себя в ходе работы, чётко выделяют среди накопившихся дел главное и второстепенное, хотя и не всегда достигают намеченного, из-за ранее неучтённых мелочей.

Регуляция организованного поведения у юношей и девушек, также осуществляется без статистически значимых различий. Любопытным является тот факт, что интернальная регуляция, как у девушек, так и у юношей, доминирует над экстернальной, хотя и на не значимом уровне. Юноши и девушки понимают, что организованность — результат целенаправленной работы человека над собой, который зависит от его волевых качеств. Не случайно, что причины не организованного поведения представители.

Заключение

.

Современная отечественная психология выделяет организованность как одно из базовых свойств личности. Несмотря на такое выделение, феномен организованности является до настоящего времени мало изученным, в силу того, что в современной психологической науке нет единого мнения относительно природы данного свойства. ^.

Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует множество работ по воспитанию и развитию организованности у школьников и студентов. Более того, есть работы, дающие сравнительную характеристику психологической структуры данного свойства у студентов педагогического ВУЗА и опытных учителей [Ершова Р.В. 1999 и т. п.].

Однако для разработки программ по развитию организованности, на наш взгляд, необходимо учитывать и полоролевую специфику. Так, как пол накладывает определённый отпечаток на проявление данного базового свойства личности.

Изучение психологической структуры и особенностей проявления организованности у девушек и юношей поможет решить многие вопросы, связанные с организацией обучения и трудовой деятельности.

Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и индивидуальности позволил рассмотреть организованность как целостное образование, свойство личности, систему инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство, стремление и готовность субъекта к организованной деятельности. Благодаря данному подходу выявлена структура этого свойства, обусловленная взаимодействием различных её компонентов. Он позволяет учесть природу различных компонентов организованности. Иными словами, динамических, эмоциональных и регуляторных характеристик, с одной стороны, обусловленных природными предпосылками, которые зависят от черт темперамента и свойств нервной системы, а с другоймотивационных, когнитивных и продуктивных, зависящих от социального окружения, среды, условий деятельности. Эти характеристики более подвижны и изменчивы. Кроме того, данный подход позволил выявить тендерные особенности проявления организованности.

1. Организованность как системное качество личности представлено соотношением инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, которые имеют свою полоролевую специфику, проявляющуюся в количественных и качественных параметрах.

2. Особенностью организованности девушек является доминирование показателей ценностно-смысловой сферы и эмоционально-регуляторных характеристик. Организованность юношей характеризуется более яркой результативностью подкрепляемой эгоцентрической мотивацией.

3. Особенность психологической структуры девушек заключается в наиболее тесных связях между инструментально-стилевыми характеристиками и показателями когнитивного компонента. Социально-значимые ценности девушек определяют их социоцентрическую направленность поведения, сопровождающуюся активной регуляцией. Организованность девушек приводит к повышению у них предметно-коммуникативной продуктивности.

Психологическая структура организованности юношей представлена тесной взаимосвязью всех показателей свойства. Особенностью проявления у них данного свойства является его осмысленность и осведомлённость, высокий уровень локус контроля, эмоциональное подкрепление, целенаправленность, широкая сфера его применения. Стремление к организованному поведению у юношей мотивируется потребностью полнее реализовать собственные возможности, т. е. эгоцентризмом.

Знание тендерных особенностей организованности является важной предпосылкой повышения эффективности учебно-воспитательной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.А. Познавательная активность школьников. // Сов. педагогика. — 1989.-№ 7.-С. 40−43.
  2. А.Н. Развитие познавательных интересов учащихся 1−2 классов начальной школы: Дисс. канд. психол. наук. -Баку, 1953. 193с. Ч
  3. В.Ж. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера. // Вопр. психол. 1970. — № 4. — С. 53−65.
  4. В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопр. психологии. 1987. — № 5. — С. 70−78.
  5. Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974.248 с.
  6. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. // Психол. журнал. 1983. — № 1. — С. 13−29.
  7. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности//Психология формирования и развития личности. М., 1981.- С. 19−44.
  8. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. Мысль, 1991. — 299 с.
  9. И.С. Возрастная динамика соотношения генотипа и среды в индивидуальных особенностях личности школьников: Дисс.канд.психол.наук.-М., 1983.- 175с.
  10. А.Н. Система: Философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976.-188с.
  11. Али-Заде А. А. Половой диморфизм и психологические проблемы формирования личных взаимоотношений.: Автореф. дисс. д-ра психол. наук.-Баку, 1974.-138.
  12. .Г. Познавательные потребности и интересы. // Уч. зап. ЛГУ. Серия философских наук, вып. 16. 1959. 37 с.
  13. .Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. — Т. 2. — С. 128−267.
  14. А.И. Внимание и интерес при обучении: Рязань, 1909.
  15. П.К. Функциональная структура как основа физиологической архитектуры поведенческого акта.//
  16. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избр. труды. М., 1979. — С. 13−99.
  17. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. //Психол. журн. 1981. — Т. 2. — С. 8- 18.
  18. Л.И. Системный подход в психологии личности. И Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. — С. 61- 78.
  19. Л.М. Социально—этические проблемы теории личности. М.: Прогресс, 1974. — 189 с.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976.- 160с.
  21. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104 с.
  22. В. Г. О целостных системах. //Вопр. философ. -1980.- № 6. -С. 62−78.
  23. В. Г. Проблема целостности в философии и биологии. М.: Мысль, 1964. — 406 с. — С. 9−10.
  24. В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1986. — 368 с.
  25. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростовна- Дону, 1972. 110 с.
  26. В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека: Дисс. канд. психол. наук. -JL, 1981.
  27. В.П., Саврасов В. П. Половой дипсихизм в изменчивости некоторых интеллектуальных показателей у старшеклассников.// Вопросы экспериментальной и прикладной психологии. JI.: ЛГУ, 1980. -С. 180−188.
  28. В. П., Тюрин Т. Т. Половые различия в психике человека. // Наука и техника. Рига, 1980. — № 10. — С. 16−19.
  29. Е.В. Национально-психологические особенности проявления любознательности учащихся: Автореф.дисс.канд. психол. наук.- Барнаул, 2001.
  30. Е.В., Гусева Т. А. К проблеме развития любознательности школьников// Материалы Всероссийской научно практической конференции «Становление личности на современном этапе». Т.2.- Бийск НИЦ БПГУ, 2001.-С. 45−52.
  31. Т.Ф. Типологический анализ произвольных действий в структуре целостной индивидуальности.- М., 1994.
  32. Е.Н. Исследование генезиса волевого действия: Автореф. Дисс.канд. психол. наук. -М., 1979.
  33. О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дисс. канд. психол. наук. М., 1992. — 185 с.
  34. Н. В. Взаимодействие семьи и школы в воспитании организованности // Духовно исторические чтения: Тез. Докл. межвуз. науч. практ.конф.- Красноярск. 2000. С-109−111. •
  35. А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию// Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.-С. 777 790.
  36. И.В. Проблема целостности в марксистской философии. М.: Наука, 1963. — 98 с.
  37. Т.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студентов педагогического вуза: Дисс. канд. психол. наук. М., 1993. -218 с.
  38. А.А. О состоянии и перспективах изучения личности психологической наукой. // Сов. Педагогика. 1980. — № 10.-С.32 — 37.
  39. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  40. Л.И. Познавательные интересы и пути их ихучения. АПН РСФСР.-№ 73, 1955.
  41. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения и развития личности. М., 1981.-С. 257−283.
  42. Р., Шилле Г. Родителям о половом воспитании. / Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1979.-77 с.
  43. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  44. Д.М. Роль возбуждения и торможения всексуальной дифференциации когнитивных способностей. // Психологический обзор. -1968.-№ 1.-С. 23−50.
  45. Л.В. Проявление полового диморфизма к экстремальных условиях деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1975. -23с.
  46. Н.Н. Межполовые различия в психологическом проявлении настойчивости девушек и юношей: Дис.канд. пс. Наук. М. 1996- 120 с.
  47. В.М. Влияние особенностей личности на половые взаимоотношения в юношеском возрасте: Дисс. канд. психол.наук. Л., 1985.-146с.
  48. Л.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. — G. 55−62.
  49. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопрос психологии. 1972. — № 2. — С. 114−123
  50. А.И. Возрастная динамика волевой активности и методы ее изучения: Дисс. док. психол. наук.-М., 1982.- 432 с.
  51. О.А. Чувство вины у работающих женщин.//-Вопросы психологии.- 1998.-№ 4.- С. 65.
  52. В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации. // Проблемы передачи информации, Т. Г.- Вып. 1.-М., 1965.-С. 105−112.
  53. В.А., Кособутский В. И. Природа обратной связи, регулирующей пол. // Генетика, 1969. Т. 5. — № 6. — С. 119−126.
  54. Т., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия// Гл. ред. А. И. Антонов. М., 1995.
  55. Т., Босс П. Женщина на работе. Конфликты и стрессы: умение их преодолевать. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  56. Т.А. Влияния стиля понимания на особенности, проявления любознательности личности. Диссканд. психол.наук.-Новосибирск, 1998.-158 с.
  57. М.Д. Некоторые результаты экспериментального исследования интеллектуальных характеристик взрослого человека с учётом возрастно половых и индивидуально -типологических характеристик. // Человек и общество. — 1976. -С.145 — 149.
  58. Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: Сравнительный анализ. // Вопр. психол.- 1985.- № 5.- С. 162−168.
  59. Р.В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности студентов пед.ВУЗа и опытных учителей: дисс. к.п. наук. М. 1999.-133 с.
  60. Жемчугова J1.В. Связь динамических качеств активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности исаморегуляции поведения человека.-Свердловск, 1982.- С. 35−44.
  61. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: МГУ. — 199с.
  62. В.А. Психологические механизмы волевойрегуляции. М., 1991.
  63. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович. М., 1972. — 351 с. 142.
  64. B.C. Формирование личности школьников. Целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. — 144 с. 143.
  65. Т.А. Структурно-системный подход в обучении.-М.: Знание, 1972.-72с.
  66. Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике.-М., 1977.-С. 3−18.
  67. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. М.: Медицина, 1988, — 156с.
  68. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психология пола у детей. Л.: Медицина, 1980. — 184 с.
  69. Д.Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1986.
  70. В. Воспитателю о сексологии. М., 1991.
  71. В.Е. Стереотипы мужественности — женственности и «образ Я» у подростков. // Вопр. психологии. 1989.-№ 3.
  72. Ю.В. Роль ответственности в усвоении иностранного языка у студентов 030: Автореф.дисс.канд. псих, наук.-Новосибирск 2005.- 17с.
  73. Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1980.-192с.
  74. Колесов Д-В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1988. -190с.
  75. Д.В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика, 1978. — С. 224.
  76. Т.Е. Методы нравственного воспитания.//
  77. Педагогика. М.: Просвещение. 1966. — С. 120−136.
  78. Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознания.- М.: Политиздат, 1984.-33 5с
  79. Кон И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 47−57
  80. Кон И. С. Психология ранней юности, М., 1989.
  81. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
  82. Конопкин О. А, Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типическими особенностями их саморегуляции // Вопр. психол. 1984. № 3.
  83. О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности всоциалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989.
  84. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. № 5.
  85. И.В. Воспитание организованности подростков в учебно познавательной деятельности: Дисс. к. псих. наук. -Липецк. 1999. — 117с.
  86. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в пед. исследованиях // Сов. Педагогика, 1970. -№ 8.-С. 1 3 — 115.
  87. А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента. // Студент на пороге XXI века. М.: УДН, 1990. — С. 31−38.
  88. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. //Вопр. психол. 1984. — № 3. — С. 25−33.
  89. А.И. Психологические проблемы целостногоанализа личности и ее базовых свойств.// Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УДН, 1988. -С. 28−39.
  90. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск: СГПИ, 1983. — 72 с.
  91. А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов.// Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М: УДН, 1986. — С. 92−102.
  92. А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности. // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994.-С. 9−23.
  93. А.И., Жемчугова JI.B. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников. //Вопросы психофизиологии активности и саморегцляции личности.- Свердловск: СГПИ, 1978.-С. 63−69.
  94. А.И., Пономарева И. А. Целостный подход к изучению психологических проявлений настойчивости. Депон. в НИИВО. № 142−93 от 04.06.93.-8 с.
  95. С.И. Полоролевые особенности психологической структуры любознательности.// Материалы 1-й Всероссийской научной конференции по психологии Российскогопсихологического общества «Психология сегодня». М., 1996, Т.2. Вып.4,. С. 23−24.
  96. С.И. Половозрастные и национально этнические аспекты любознательности Дис.док. пс. наук, — Новосибирск 1999.- 257.
  97. С.И. Проблемы развития любознательности и других свойств личности.// Логика социокультурной эволюции: Материалы межвузовской научной конференции. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. С. 71−77.
  98. С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты. Монография. Бийск: НИЦ БиГПИ. 1999. С.25−27.
  99. С.И. Некоторые аспекты исследования свойств личности.//Теоретические и прикладные аспекты становления психологической службы: Материалы Всероссийской научно1. S ^ >практической конференции: Бийск: НИЦ БиГПИ.- 1997.
  100. Т.Г. Развитие проблемы половой дифференциации в отечественной и зарубежной детской психологии: Дисс. канд. психол. наук.-М., 1983.-160с.
  101. Куренков И-А. Индивидуальные особенности ответственности личности учителя. //Формирование и развитие личности. — М.:
  102. Ин-т молодёжи, 1993. -С. 32−33.
  103. Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений: Дисс. канд. психол. наук.-Л., 1976. 228 с.
  104. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-584 с.
  105. А.Н. Проблемы развития психологии. М., 1972.-С. 575 с.
  106. Н.Д. Вопросы психологии характера. 2-е изд. -Межгосударственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. — 367с.
  107. Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.- 84с.
  108. Н.С. Умственные способности и возраст. Мж Издательство «Педагогика», 1971. 279 с.
  109. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1968. — 403с.
  110. В.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 31−45.
  111. В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Дисс.канд. пед. наук. Харьков, 1990. — 357 с.
  112. В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Тбилиси, 1990. 38 с.
  113. А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий М.: МОПИ, 1973. -138 с.
  114. А.С. Книга для родителей. Лекции о воспитании детей. М.: Правда, 1985. — 448с.: ил.
  115. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников, г— Л.: ЛГУ, 1973. 190с.
  116. Е. Б. Равенство возможностей в сфере занятости или «защитные меры». Женщины перед лицом выбора//
  117. Женщины и социальная политика (тендерный аспект) / Под. ред. З. А. Хоткиной. М., 1992. С. 23−46.
  118. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  119. B.C. Проблема интегрального исследования индивидуальности человека. //Психол. журн.-1980.Т.1.-№ 1.-С. 58−71.
  120. М.М. Проблемное обучение.- М.: Просвещение, 1975. -242 с.
  121. Е.С. Некоторые данные об отношении детей подросткового возраста к различным положительным качествам личности//Вопросы психологии.-1968.-№ 2.-С.127 -140.
  122. М.А. Типы саморегуляции и индивидуальные различия в речевой деятельности студентов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1992.-21с.
  123. В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности. М., 1969.-С. 63−74.
  124. Никольской. //Под ред. Н. Д. Виноградова. М.: Издание товарищества Мир, 1919.-206с.
  125. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  126. Н.И. Системный подход и задачи психологического исследования. //Опыт системного исследования психики ребенка. М., 1975.-Гл. 1.
  127. С.А. Национальность и дети //Нации разные, но мир един.- М.: Ассоциация журналистов «Культура России», международная Ассоциация развития и коррекции межнациональных отношений, 1992.- С.49−50.
  128. Пан JI.M.-O системном подходе в методологических исследованиях // Сов. педагогика. 1973. -№ 4. — С. 71−80.
  129. А.В. Индивид и его потребность быть личностью. // Вопр. филос. 1984. — № 3. — С. 44−53.
  130. А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода. //Вопр. психол. 1981.- № 1.- С. 57−66.
  131. Н.В. Генезис половой индентификации в дошкольном возрасте: Дисс. канд. психол. наук. М., 1985.-173 с.
  132. Н.Ф. Условия формирования организованного поведения школьников при выполнении режима в школе-интернате. // Вопросы психологии личности школьника // Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 358−385.
  133. Л.Б. Проблемы самореализации одарённых женщин. // Вопр. психологии.- 96.-№ 2.- С. 31.
  134. В.Л. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной.деятельности личности: Дисс.канд. пед.наук. Киев, 1969.-242с.
  135. И.А. Индивидуальные особенности настойчивости личности студентов //Форимирование и развитие личности. М.: Институт молодежи, 1993.- С.36−38.
  136. И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации . Дисс.канд.психол.наук. М., 1994.-146 с.
  137. В.Н. Факторный анализ динамических проявлений активности в волевой сфере.// Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляцииповедения человека. Свердловск, 1982. — С. 84−86.
  138. Психология современного подростка. // Под ред. Д- И. Фельдштейна. М., 1987.-237с.
  139. Н.К. Тендерные исследования. // Вопр. психологии.-1999. № 2.-с.22 — 26.
  140. РадинаН.К.Развитие самопринятия у детей, воспитывающихся в условиях закрытых детских учреждений: Автореф. канд. дис. М., 1995.
  141. И.В. Особенности половой идентичности. // 1997.-№ 4.-С39.
  142. Н.И. Психология личности. М.: УДН, 1987.-200 с.
  143. М. М. Половое воспитание с точки зрения интересов культуры. М.-Л., 1926. — 126 с.
  144. П.А. Воля и волевые действия // Психология.-М., 1974.
  145. A.M. Половое воспитание детей // Вопр. психологии. -1980. № 1.-С. 172−174.
  146. В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол. журн. 1982. — Т. 3. — № 4. — С. 14−25.
  147. В.И. Полоролевая дифференциация брачно-семейных ориентаций старшеклассников: Афтореф. дис. канд. психол. наук. Минск, 1990. — 22 с.
  148. .Н. Воля // Психология. М., 1984.
  149. B.C., Емельянов Г. А. Ценностные ориентациишкольников Тувы // Ценностно-нормативные ориентации старшеклссников. Труды по социологии образования. Т. 3. Вып. 4. М.: Центр Социологии образования РАО, 1995.- С. 64−98.
  150. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986.-136 с.
  151. Ю.П. Социально психологические основы организованности коллектива школьников и студентов. — Курск, 1986.- 117 с.
  152. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 159 с.
  153. Е.Е., Казанцева О. А. Теоретико-методологические подходы исследования базовых свойств личности // Сборник статей «Классика и модернизм в научной мысли» составлен на материалах международной конференции.- Новосибирск, 2005. с 103−108.
  154. М. Женщины в составе экономически активного населения // Женщины в реформируемой экономике. М., 1995. С. 30−40.
  155. Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности и предпринимателя: Автореф. Дисс.канд. психол. наук. М., 1993. — 20 с.
  156. Л.И. Организаторские способности и их развитие. // Учен, написки / Курск, пед. ин.-т, 1967. Вып.21.
  157. Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии.- 1983. № 1. — С. 17−28.
  158. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. — № 6. -С. 26−27.
  159. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  160. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту //Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.-182с.
  161. А. Темперамент и характер. М., 1896. — 343 с.
  162. А.Г. Вопросы полового воспитания // Сов. педагогика. 1970. -№ 3.-С. 95−106.
  163. И.Ф. Активизация учения школьников. Минск, 1970.- 198 с.
  164. X. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. Т.1. — 407с.-Т.2.-390с.
  165. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  166. С.Г. Учебник в системе средств обучения // Проблемы школьного учебника. Вып. 4. М.: Просвещение, 1976. — С. 21−32.
  167. Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентации девочек и мальчиков подросткового возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993.-24 с.
  168. JI.B. Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления: Автореф. Дисс.канд. психол. наук. Новосибирск, 2004.-23 с.
  169. В. Воля и привычка: Чем мы можем помочь подростку?// Семья и школа. 1986.-№ 10. — С.27 — 28.
  170. В. С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: Знание, 1986.- 80 с.
  171. Т.И. Образы мужчина женщин в сознанииподростков // Вопр. психол. 1985.№ 3. С. 84—90.
  172. Т.И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. С. 130—146.
  173. П.М. Психология Чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Изд-во «Институт практическойпсихологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -304с.
  174. С.Г. Изучение организованности школьника в учебной работе // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- С. 333−357.
  175. С.Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников (Экспериментальное исследование). М.: Просвещение, 1967.- 175с.
  176. С.Г. О формировании у младших школьников умения работать без отвлечений //Вопросы психологии. -1959. № 2. — С.77−82.
  177. Anastasi A. Differential Psychology. New. York, 1965.
  178. Baldwin A. L. Theories of child Development. N. Y.,.London, Sydney. John Wiky and Sons. 1867- 618p.
  179. Berger P. Human Shape of work Studies in The Sociology of Occupations. N. Y., Macmillan, 1864.- 249p.
  180. Bromley D. B. The Psychology of Human Ageing. Penguin Boks, England, 1966 336.
  181. Buhler C. Das Seelenleben des Jujendlichen. Vena, 1927, — 240s.
  182. Buhler Ch. Der menschliche Lebeuslauf als Pszchologi- ches problem. Leipyig, 1833.-210s.
  183. Cordon M. M. Can Socide seituce help resolve national problems?-N. Y., L. 1871,-217p
  184. Karlins M., Coffman F. L., Walsters L. On the fading of so lide Sterotypes- Studies in three generations of college Students // Journal of Personality and Sogide Psychology. -1969
  185. Kerr M. An Experimental investijation of national Stereotypes // Socilogical Review.-1843
  186. Roller W. Dynamis in Psychology.4., 1840,-264p.
  187. Kossakomski A. Uber die Psychischen Verduderungen in der Pubertat. Berlin, 1865.-181p.
  188. LaY Sing. Sex rolle orientation and domains of selfesstreem.//Sex Rolles. 1989.V.21/.P. 4−15.
  189. L. Ecner R. Le Cocert de soi,. P., PVF, 1978, — 128p. 382. Lioyd B, and Archer F. «Exploring sex differences», London, 1976.
  190. Mandster J., Havinghurst R. I. Cross-. National Besearch- Solide Psychological Methods and Problems.-Boston.- 1872.191. Massodi E. E. and Jacklin C. N. The Psychology of sex differences. Stanford, California, 1974.
  191. Maxtupw. W. Look E A. Sex- role preferenses in 3 and 4 jerr old children. Ln. Consult Psychol, 1980, 27p
  192. Massodi E. E., ed. The development of sex differences.
  193. Stanford, Calif: Stanford University Press, 1966.
  194. Schofield M. The Sexude behavior of the youus Peopls. London, 1868.
  195. P. C. «Feminized Male» New-York, 1969.
  196. Matlin M. M. The psychology of women. New- York, 1987.
  197. Mead M. Sex and temperament in three primitive societes. New York: Morrow.
  198. Mebride A.B. Mental health effects of women’s multiple roles. American Psychologist. New York, 1990.-384p.
Заполнить форму текущей работой