Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самостоятельную практическую значимость имеет разработанный при подготовке диссертации комплекс методов: в целом или отдельные его процедуры (оригинальные, модификации стандартных) могут быть рекомендованы для изучения жаргонного общения в «открытых» и «закрытых» группах молодежи, (например, в закрытых образовательных учреждениях УФСИН и проч.). Результаты диссертации ценны как основа для… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ИГРОВЫХ И ДЕВИАНТНЫХ ЧЕРТ ЮНОШЕСКОГО ЖАРГОННОГО ОБЩЕНИЯ
    • 1. 1. Девиантный аспект юношеского жаргонного общения
    • 1. 2. Игровой аспект юношеского жаргонного общения
    • 1. 3. Игровая обусловленность манифестации девиантных тенденций юношеского жаргонного общения: проблема
    • 1. 4. Гипотезы
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИГРОВЫХ И ДЕВИАНТНЫХ ЧЕРТ ЮНОШЕСКОГО ЖАРГОННОГО ОБЩЕНИЯ
    • 2. 1. Организация эксперимента и контингент испытуемых
    • 2. 2. Определение понимания юношей жаргонного общения как игры
    • 2. 3. Определение критериев девиантности юношеского жаргонного общения (операционально-методический аспект)
    • 2. 4. Оценка взаимосвязи игровых и девиантных тенденций юношеского жаргонного общения по его нравственным, адресным и дискурсным характеристикам
    • 2. 5. Методы математической обработки данных и анализа результатов эксперимента
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Оценка юношей жаргонного общения сверстников как игры
    • 3. 2. Взаимосвязь понимания юношей жаргонного общения как игры с девиантными тенденциями в нравственной характеристике и выборе адресата общения
    • 3. 3. Влияние усиления понимания юношеского жаргонного общения как игры на проявленность девиантной адресной тендеции
    • 3. 4. Влияние понимания юношей жаргонного общения как игры на девиантные тенденции дискурса в модельной ситуации жаргонного общения
    • 3. 5. Дополнительные результаты
  • ВЫВОДЫ

Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема и актуальность исследования. Изменение социальных ценностных ориентаций и отношений в России отразилось в сфере языка и речи: в подъеме одних и угасании других речевых жанров, стилей, актуализации проблем языкового обособления, речевых девиаций, этикета Весьма распространено (активировано) сегодня и юношеское жаргонное общение (ЮЖО) (т.е. общение юноши с использованием жаргона: его лексики, фразеологии), своеобразный «ренессанс» которого, привлек внимание лингвистов, педагогов, юристов, психологов [Мухина B.C., 2000; Мудрик А. В., 1990; Пирожков В. Ф., 1994 и др.].

В то же время развитие в современной науке методологии игрового подхода, ее экстраполяции на изучение речевого общения, включая жаргонное (см. например, языковые, речевые, коммуникативные игры Витгенштейн Л., 1958; Есперсен О., 1966; Хабермасс Ю., 1973 и др.), создали предпосылку для оценивания жаргонного общения как «игры», либо способного находиться в «игровой фазе», обретать в общении смысл игры, со свойственными ей функциями. Появилась возможность оценить, изучить юношеское жаргонное общение как игру, с ее предметным пониманием в отечественной психологии.

При этом, однако, если изучение жаргона — традиционно для социолингвистики, то отечественные психологические исследования жаргонного общения, включая юношеское, значительно менее представлены и особенно, в отдельных направлениях, (например, психосемантическом) — есть дефицит и инновационность исследований юношеского жаргонного общения и в аспекте обнаружения и изучения в нем игровых черт, их взаимосвязи с этически девиантными, влиянию на проявленность манифестацию) последних.*.

Обзор исследований дает основания полагать, что изучение указанных черт юношеского жаргонного общения и их взаимосвязи, в определенной мере, поможет объяснить современную экспансию жаргонного общения молодежи: вскрыть его психологические механизмы, установки, особенности, в т. ч., социализации юноши в общении и посредством жаргона. Это важно для открытых групп молодежи и как предпосылка исследования взаимосвязи игровых и девиантных черт ЮЖО в закрытых группах (спецучреждений и т. п.), где общение посредством жаргона имеет свои особые функции, включая этически девиантные, а изучение психологических аспектов речевого общения как игры (речевого игрового общения) — актуальная задача.

Исследования речевых, коммуникативных игр инновационны для отечественных психологов, в условиях становления информационного общества, в котором коммуникация (в т.ч. «игровая») играет заметную роль. Отметим, что обозначившаяся здесь проблема связи (интерференции) «девиантных потенциалов» (возможностей) игры и общения, в нашем случае, жаргонного, — «граничная» (на стыке предметных интересов юридической психологии, развития и возрастной).

Понятие «черта» здесь использовано в смысле — «тенденция», а не только как синоним чего-то устоявшегося, характерного. Под «девиантными» имеются ввиду, прежде всего, этические социально-порицаемые отклонения: не только ненормативность лексики, фразеологии жаргонного общения, ее пейоративность, инвективность, привносящие агрессивный эмоционально-чувственный тон в общение, но и фривольность, фамильярность обращения с адресатом, а в случаях уголовного жаргонного общения,-унижение его личного достоинства [Пирожков В.Ф., 1994; Кондратьев М. Ю., 2005]- в литературе отмечают и своеобразие ценностных ориентаций лиц, осуществляющих общение, социализацию посредством жаргона. [Мазурова А.И., 1991; Щербинина Ю. В., 1974].

Предмет исследования: особенности осмысления юношей жаргонного общения сверстников как «игры» и его влияние на проявленность («манифестацию») девиантных черт (тенденций) в нравственной (ценностно-ориен-тационной), адресной (выбор адресата) сферах и эмоционально-чувственном тоне юношеского жаргонного общения.

Объект исследования: юноши — учащиеся школ, лицеев, студенты младших курсов вузов г. г. Ростова-на-Дону, Черкесскавозраст обследуемых от 14 до 19 лет.

Цель и задачи исследования

 — теоретически обосновать и эмпирически изучить наличие оценки (понимания) юношеского жаргонного общения как «игры» и связь этой оценки с девиантными тенденциями установок юноши, ведущими к проявленности девиантных черт ЮЖО, как отклонений от этических норм общества в нравственной («ценностно-ориентационной), адресной («выбор адресата») сферах и эмоционально-чувственном тоне ЮЖО.

Для достижения этой цели необходимо было решить ряд исследовательских задач:

1. Определить концепцию и сформулировать гипотезы исследованиятеоретически обосновать возможность и эмпирически определить наличие осмысления юношей жаргонного общения сверстников посредством концепта «игра»: идентифицировать феномены «юношеского жаргонного общения» и «игры», ориентируясь на. существенные психосемантические признаки последней, а. также понимание «игры» в психологии (отечественной и зарубежной).

2. Определить и обосновать сферы, критерии девиантности, понятие «девиантные черты (тенденции)» юношеского жаргонного общенияоперационализировать методически определение последних, представив их в виде конкретных измеряемых показателей.

3. При осмыслении юношей жаргонного общения как «игры», определить влияние (связь) этого осмысления на возникновение оценочно-установочных предпосылок к более открытой «игровой» манифестации девиантных характеристик юношеского жаргонного общения в сферах его нравственного представления, определения адресата и эмоционально — чувственного тона.

4. Разработать и апробировать комплекс конкретных методов исследования, включая оригинальные, направленный на идентификацию феноменов юношеского жаргонного общения и «игры» психосемантическивыявление девиантных черт юношеского жаргонного общения (посредством модификации тестов Розенцвейга, семантического дифференциала (СД), разработанной в целях исследования, методики оценки «запретности» адресата для общения с ним посредством жаргона и др.).

5. С помощью разработанных, стандартных методик, включая модифицированные, установить истинность гипотез, применив для этого: метод полярной группировки, эксперимент с игровой дискриминацией модельных тестовых ситуаций (аналогов ситуаций юношеского жаргонного общения), адекватные полученным данным, процедуры математической обработки и анализа результатов исследованияэкспериментально проверить основную и частные гипотезы исследования.

Общая (основная) гипотеза исследования: в юношеских группах игровые и девиантные характеристики юношеского жаргонного общения в смысловом отношении, (в т.ч., оценочно-установочном), связаны друг с. другом. Юношеское жаргонное общение, имея черты социального отклонения, может осмысливаться-юношей как игра, что способствует более открытой «игровой» манифестации девиантных черт жаргонного общения, созданию ее оценочно-установочной предпосылки.

Положения выносимые на защиту:

1. В юношеских группах «игровые» и «девиантные» характеристики юношеского жаргонного общения на оценочно-смысловом установочном уровне связаны друг с другом: юношеское жаргонное общение, имея черты социального отклонения, может осмысливаться юношей как игра, что создает оценочно-установочные предпосылки к более открытой «игровой» манифестации девиантных черт жаргонного общения.

2. Оценка юношей жаргонного общения сверстников как игры влияет на проявленность (манифестацию) девиантных черт в нравственной (ценностно-ориентационной) сфере, что обнаруживается в преодолении («ментально») этикета общенияснижении категоричности в противопоставлении шкал «хорошее — плохое" — своеобразных «включениях» в интеркорреляции нравственных характеристик жаргонного общения противоречивых связей, своеобразии нравственной характеристики жаргонного общения в целом.

3. Осмысление юношей жаргонного общения как «игры» сопровождается ростом проявленности девиантных черт жаргонного общения в сфере его адресности, что обнаруживается как снижение оценки «затруднения» юноши общаться посредством жаргона с адресатами, ранее социально-этически «запретными» для жаргонного общения.

4. Инициирование у юноши понимания жаргонного общения как «игры» сопровождается ростом проявленности девиантных черт в сфере адресности и эмоционально-чувственном тоне общения, способствуя возрастанию реакций экстрапунитивной агрессии и манипуляций.

Методологические и теоретические предпосылки исследования. Диссертация опирается на исследования психологических аспектов: жаргонного общения молодежи, его понимания как игры (речевой, коммуникативной.(О.Есперсен, В.М.Жирмунский)) — установок личности (А.Г. Асмолов), в т. ч., в ЮЖО (функциональных, мотивационных, девиантных) — личностного (А.Н. Леонтьев, 1983), коммуникативного смыслаигры и ее роли в осознании «нормативного», «ненормативного» («творческого», «девиантного»), «произвольного» поведения (B.C. Библер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,) — «отраженной субъектности», «развивающего общения», включая «игровое» (В.А. Петровский и др.) — психосемантики, в т. ч., сознания (Ч. Осгуд, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев, и др.) — теорий речевой деятельности (А.А.Леонтьев) и речевого общения (М. М. Бахтин) — проблем юности (идентификационных и проч. (И.С. Кон, Э. Эриксон). Использованы также: представление о «языковом состоянии сознания», результаты изучения игр (коррекционных, развивающих, в т. ч. в психотерапии, включая НЛП, транзактный анализ (Э.Берн)) — материалы по нейро-, психолингвистике (А.Р.Лурия и др.), речевой агрессии (Т.А. Воронцова), юридической (О.Ю. Михайлова, В. Ф. Пирожков, и др.), психологии развития (Дж. Миллер, Т. П. Скрипкина и др.) — отдельные работы по возрастной (И.А. Зимняя, В.А.Петровский) экзистенциальной, социальной и когнитивной психологии (Д.А. Леонтьев, П. Н. Шихирев, И.П. Шкуратова).

Методы и этапы исследования. Исследование проведено в 2003;2007 гг. и включало два этапа: пилотажный и основной. Соответственно задачам исследования были выбраны существующие методы, разработаны новые, направленные на изучение игровых и девиантных черт юношеского жаргонного общения и их взаимосвязи.

Разработанный автором комплекс методов проверки гипотез исследования адекватен его целям и задачам, методически разнообразен и включает: а) проективные методы («Незавершенные предложения», модификацию теста Розенцвейга), б) психосемантические шкалы СД оценочного типав) оригинальные, разработанные на основе репертуарных тестов, списки номинаций (лиц) для определения девиантных оценочно-установочных тенденций в сфере адресности юношеского жаргонного общения (при и без «игровой дискриминации»), г) опрос (методика «Осведомленность»), д) определение, ранжирование испытуемым мотивов юношеского жаргонного общения, их экспертную оценкуе) анализ дискурса ответа испытуемого в модификации теста Розенцвейгаз) математические методы, (в т.ч., таксономии, проверки гипотез с применением непараметрических критериев и др.). Достоверность результатов данного исследования обеспечивалась теоретической обоснованностью его предмета, ключевых понятий, тщательностью отбора испытуемых, планирования эксперимента, разработки методического инструментария, включая математический.

Новизна исследования. Исследование осуществлено в неординарный период смены в российском обществе ценностных ориентаций, маргинальность которого отразилась в особенностях современного речевого общения, в частности, распространении среди молодежи общения посредством жаргона.

В диссертации поставлена новая проблема: определения и взаимосвязи «игровых» и «девиантных» черт юношеского жаргонного общения, влияния оценки (осмысления) данной разновидности общения как «игры» на проявленность его этически девиантных черт (тенденций).

Впервые проведена оценочно-установочная (психосемантическая, мотивационная) идентификация, юношеского жаргонного общения и игры. Получены, новые, научно значимые результаты о влиянии осмысления данной разновидности общения как «игры» на проявленность его этически девиантных черт в коррелятивных сферах ЮЖО («нравственной», «адресной») и эмоционально-чувственном тоне. При этом концепт «игра» представлен в его предметном понимании в психологии и аспекте изучения языковых, речевых, коммуникативно-смысловых игр.

Это психологическое исследование общения юношей посредством жаргона, комплексное, с применением оригинального методического инструментария, восполняющее дефицит отечественных психологических исследований жаргонного общения молодежи, его установок (оценочных, коммуникативных, мотивационных, игровых). Инновационна и психосемантическая направленность исследования юношеского жаргонного общения как речевой коммуникативно-смысловой игры.

В диссертации, применительно к осмыслению юношеского жаргонного общения как «игры», критически проблематизируется однозначно позитивная оценка возможностей игры в становлении и развитии социально-ориентированной личности, ее социализации в общении, и посредством него. Рассмотрено для юношеского жаргонного общения становление «игровой» (установочной) предпосылки к девиантному, что вносит вклад в проблему различения «игровой» девиации, необходимой для «развития», от «перерождающейся» в девиантность: игры «для развития», часто через проблемность игровой ситуации, но не для проблемности, тенденциозно влекущей к этической девиантности.

В данной работе обозначена проблема «игровой» манифестации девиантных черт юношеского жаргонного общения, как эффекта «интерференции» девиационных возможностей игры и жаргонного общения, преобразования игровых девиаций (неизбежных, в т. ч. для личностного развития и т. п.) в социально-отклоняющиеся. Представлен также, распространенный среди молодежи, но мало изученный за пределами психотерапии, психотехники, (в т.ч., игровой), феномен «игровой вербальной агрессии» с его провокативной, девиантногенной экспрессией.

В диссертации описаны новые конкретные практические результаты. Так, осмысление юношеского жаргонного общения как игры, сопровождается снижением «затруднения» на общение посредстом жаргона для ранее этически «запретных» адресатовпроблемным своеобразием, снижением определенности нравственной, знаковой («хорошее-плохое») характеристики испытуемыми юношеского жаргонного общенияростом экстрапунитивных, (в т.ч. игровых), реакций агрессии в модельной для ЮЖО ситуации (их выраженностью в его эмоционально-чувственном тоне). Наблюдается сравнительное своеобразие оценки жаргонного общения у юношей по ряду тематических групп шкал семантического дифференциала («игра», «идентификация», «нравственные»).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Данное исследование углубило представление об игровом и девиантном аспектах юношеского жаргонного общения, их взаимосвязи. Теоретически обосновано и эмпирически (на оценочно-установочном уровне) установлено осмысление многими юношами жаргонного общения сверстников как «игры». Это позволяет более обосновано применять методологию познания игры в психологии при изучении юношеского жаргонного общения.

Определено соотношение оценок жаргонного общения как «игры» для юношеской группыустановлена идентификация юноши с жаргонным общением сверстников при оценке им данного общения как игры. Выявлена тесная связь и опосредствующая («медиативная») роль таких мотивов юношеского жаргонного общения как «идентификация» (со сверстниками) и «игра» в гармонизации и манифестации, представленных в настоящем исследовании мотивов юношеского жаргонного общения (его «мотивационной сферы). В исследовании обнаружено влияние осмысления юношей жаргонного общения сверстников как «игры» на проявленность девиантных тенденций данной разновидности общения. Девиантные черты (тенденции) ЮЖО изучены здесь во взаимосвязанных сферах (нравственной, адресной и в его чувственно-эмоциональном тоне). Включение игровых элементов в процедуру оценивания понимания жаргонного общения как «игры» позволило установить более выраженную манифестацию (проявленность) девиантных тенденций в выборе адресата и эмоционально-чувственном тоне юношеского жаргонного общениявыявлены особенности его нравственной оценки, различия в ее консистентности для групп юношей, полярно — противоположно оценивающих жаргонное общение по критерию «игра/не игра». В данной работе установлено влияние средства концептуализации жаргонного общения как игры на степень проявленности девиантных тенденций данной разновидности общения.

Таким образом, в диссертации теоретически и эмпирически обоснована модель взаимосвязи игровых и девиантных черт жаргонного общения юношейкомплексно представлены психологические (оценочно-установочные и проч.) механизмы и особенности этой взаимосвязи. Разработка темы данного исследования это и предпосылка (теоретическая, методическая, результативная) исследований речевых, коммуникативно-смысловых игр в общении, а также установок юношеского жаргонного общения в закрытых группах (спецучереждений и т. п.) — дефицит таких исследований в отечественной психологии есть, в т. ч., по теме настоящего исследования. Результаты данного диссертационного исследования успешно внедрены в виде учебных, методических материалов, рекомендаций: в практику работы инспекции по делам несовершеннолетних МВД по Карачаево-Черкесской республике, что повысило уровень и улучшило качество профессиональной психологической подготовки ее сотрудниковв учебные курсы по социальной, юридической психологии психологического факультета Карачаево-Черкесского Государственного педагогического Университета, что углубило и расширило знания студентов по профилю их обучения, улучшило их спецподготовку, повысило практическую направленность обучения. Практическое применение результатов данного диссертационного исследования подтверждено актами о внедрении.

Самостоятельную практическую значимость имеет разработанный при подготовке диссертации комплекс методов: в целом или отдельные его процедуры (оригинальные, модификации стандартных) могут быть рекомендованы для изучения жаргонного общения в «открытых» и «закрытых» группах молодежи, (например, в закрытых образовательных учреждениях УФСИН и проч.). Результаты диссертации ценны как основа для разработки методов ранней диагностики, профилактики этически девиантных тенденций (на установочном этапе их становления) в общении, социализации юноши посредством жаргона. Отдельные из результатов представляют интерес для оптимизации судебно-экспертной практики определения девиантных установок личности. Полученные в данном исследовании результаты необходимы для более адекватной оценки и эффективного применения «проблемно-развивающих» игр в личностно-ориентированном подходе и развивающем взаимодействии, для формирования социально ориентированной личности, профилактики девиантных тенденций в социализирующем ее общении.

Аппробация работы. Основные результаты исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность» (Пятигорск, Пятигорский лингвистический университет, 2005), научной сессии КЧГУ «Алиевские чтения» (Карачаевск, 2005), международной конференции «Психология общения — 2006: на пути к энциклопедическому знанию» (Москва, 2006, Психологический институт РАО), IV-ом Всероссийском съезде РПО (Ростов-на-Дону, 2007), международной научной конференции «Психологическая наука: теоретические и прикладные аспекты исследований» (Карачаевск, 2007). Отдельные результаты исследования и рекомендации к их применению были обобщены и представлены на научно-методическом совете психологической службы МВД по Карачаево-Черкеской Республике (Черкесск, 2007). Основное содержание исследования опубликовано в 7 научных работах.

Структура диссертации. Работа изложена на 153 страницах машинописного текста, иллюстрирована 10 рисунками (графиками, дендрограммами) и 8 таблицамидиссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы, включающего 229 источников и приложения.

ВЫВОДЫ.

Анализ литературы по теме диссертации показал важность изучения ЮЖО (его установок, психосемантики, осмысления как «игры» и связь последнего с проявленностью (манифестацией) девиантных тенденций (нравственного, адресного характера). Отметим, что сравнительно мало отечественных психологических публикаций по «жаргонному общению», включая психолингвистическиепочти не освещена психосемантика ЮЖО.

Указывая, что общению посредством жаргона, исходно свойственны девиантные черты, проявляемые, например, в сферах его нравственной характеристики, выбора адресата, эмоционально-чувственного тона, исследователи объясняют это историей становления данной разновидности общения, восходящей к «арго» и его функциональным установкам.

В то же время экстраполяция исследователями методологии изучения игры на речевое общение, включая жаргонное (см. языковые, речевые, коммуникативные игры.) создала предпосылку для оценивания ЮЖО как «игры» или способного находиться в «игровой фазе», обретать в процессе общения смысл игры. Это, а также, современная экспансия молодежного жаргонного общения сделали возможным и актуальным изучение психологических оценочно-установочных механизмов способствующих расширению круга адресатов ЮЖО. Это имеет место на фоне не только сохранности названных девиантных черт ЮЖО, но и часто — усиления га проявленности (манифестации).

Нами была предложена и экспериментально проверена гипотеза, что общение посредством жаргона может осмысливаться юношей как играэто способствует более открытому игровому проявлению черт ЮЖО, именуемых «девиантными». Ожидалось, что осмысление ЮЖО как игры изменит оценку его нравственных, адресных, эмоционально-чувственных характеристик: игровая форма жаргонного общения будет способствовать становлению оценочно-установочной предпосылки расширения круга адресатов, преодоления («ментально») этикета общения, его нравственных, эмоционально-чувственных, адресных общественных регламентов. Такая постановка проблемы в данном исследовании потребовала комплексной экспериментальной проверки предложенной гипотезы.

Проведенное нами исследование позволило комплексно, на уровне шкальных оценок и установок, в основном методами психосемантики идентифицировать ЮЖО с Игрой (определить близость этих понятий в сознании юноши), обнаружив при этом, появление оценочно-установочной предпосылки к большей выраженности вышеназванных девиантных черт ЮЖО. Результаты исследования подтверждают справедливость выдвинутой в нем гипотезы, позволяют сделать следующие выводы:

1. В юношеских группах «игровые» и «девиантные» характеристики юношеского жаргонного общения на оценочно-установочном смысловом уровне связаны друг с другом. Юношеское жаргонное общение, имея черты социального отклонения, может осмысливаться юношей как играэто осмысление создает оценочно-установочные предпосылки к более открытой «игровой» манифестации девиантных черт жаргонного общения.

2. Оценка юношей жаргонного общения сверстников как игры влияет на проявленность (манифестацию) девиантных черт в нравственной (ценностно-ориентационной) сфере, что обнаруживается в преодолении («ментально») этикета общенияснижении категоричности в противопоставлении шкал «хорошее — плохое" — своеобразных «включениях» в интеркорреляции нравственных характеристик жаргонного общения противоречивых связей, своеобразии нравственной характеристики жаргонного общения в целом.

3. Юноша, имея приемлемое для него понятие игры, может атрибутировать его жаргонному общению сверстниковосмысление жаргонного общения посредством концепта «игра» способствует принятию юношей жаргонного общения сверстников (идентификации с ним).

4. Оценка юношей жаргонного общения сверстников как игры сопровождается становлением оценочно-установочной предпосылки, способствующей расширению круга адресатов, преодолению («ментально») этикета общения, его нравственных, адресных общественных регламентов.

5. Инициирование у юноши понимания жаргонного общения как «игры», путем усиления элементов игровой условности в тестовом материале, сопровождается ростом проявленности девиантных черт жаргонного общения в сфере его адресности и эмоционально-чувственном тоне. При этом наблюдается: а) снижение оценки «затруднения» юноши общаться посредством жаргона с адресатами, ранее социально-этически «запретными» для подобного рода общенияб) возрастание у юноши реакций экстрапунитивной агрессии и манипуляций на стимульные изображения ситуаций (из модификации теста Розенцвейга), представленных как модельные аналоги ситуаций жаргонного общения. При этом проявляется феномен игровой вербальной агрессии, а названные реакции особо ярко выражены в отношении игрового сказочного персонажа, присутствие которого обозначено в стимульном изображении ситуации.

6.Разработанный для диссертационного исследования комплекс методов, показал свою эффективность и адекватность поставленным целям исследования. Его отдельные инновационные методические приемы могут быть рекомендованы к применению при изучении молодежного общения.

Отметим, что проблема соотношения девиации и девиантности — крайне сложная. Девиация (этическая. и проч.) — условие развития, в.т.ч. прогрессивного, но она же может стать и началом регресса (например, личности, ее установок, включая этические) — это справедливо и для девиаций, культивируемых в играх (развивающих, коррекционных, спонтанных, психотерапевтических и т. п.). Здесь представлена и проблема, как бы, «интерференции» этически оценочноустановочных девиантных тенденций ЮЖО с «потенциалом» игровых (ментальных) девиаций, включая, «развивающие». Здесь она представлена как ранняя девиантность (пограничная), когда происходит отклонение от этически «хорошей» оценочной установки к «проблемной» и через это осуществляется переход к девиантному. Отметим, что механизм ранней девиантности, по своей природе «ментальной» (установочной), изучен в психологии (юридической, развития, педагогической) недостаточно.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы в психологической экспертизе речевых игр молодежи (оценки их девиантного потенциала, криминогенное&trade-), ранней диагностики и профилактики противоправного поведения, девиантных установок личности, оптимизации процесса ее социализации в общении.

Полученные в исследовании результаты не только подтвердили справедливость выдвинутой в нем гипотезы, но и позволили наметить перспективу изучения ЮЖО. Так, есть основание полагать что в «закрытых» группах молодежи (напр., в закрытых образовательных учреждениях), утрата для многих юношей из этих групп жаргонным общением смысла «игры», приводит к иной картине взаимосвязи игровых и девиантных тенденций ЮЖО, отличающейся от выше описанной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Языковая игра как лингвистический эксперимент поэта. // Интернет: http://levin.rinet.ru/ABOUT/Aksenova2.html
  2. А. Психологическое тестирование Текст.: Книга 2- Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982.- 320 с.
  3. Г. М. Психология социального познания Текст. М., 1997.237 с.
  4. Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. Текст. СПб: СПбГУ, 2003. — 399 с.
  5. М.В. Ст. «Жаргон». Лингвистический энциклопедический словарь. Текст. / Гл. ред. В. Н. Ярцева.- М.: «Большая Российская энциклопедия», 2002.- 709с.
  6. Е.Ю. Психология субъективной семантики Текст. М.: МГУ, 1980. — 76с.
  7. Н.Д. Аномалия и язык Текст.: К проблеме языковой картины мира // Вопросы языкознания. М., 1987. — № 3.- С.3−19.
  8. А.Г., Иванченко В. Н., Ениколопов С. Н. Установки личности и противоправное поведение Текст. // Вопросы психологии.- М., 1991.-№ 2.- С.97−102.
  9. Э.Р. Коммуникация и раскрытие потенций языкового сознания Текст.: (цикл лекций). Ереван, 1981. — 60 с.
  10. А.И. Язык как игра: жаргон превращенная реальность Текст. // Юганов И., Юганова Ф. Русский жаргон 60-х 90-х годов. Опыт словаря. — М., 1994.- С.283−302.
  11. М.М. Волошин Фрейдизм Текст.: Критический очерк психоанализ. М.: Лабиринт. 199 с.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества Текст. М. Д972.
  13. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса Текст. М., 1965.
  14. И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М.: Информпечать, 2000.- 336с.
  15. О.А. Мотивы юношеского жаргонного общения: проблемно-методический аспект Текст. / Алиевские чтения (материалы научной сессии).- Карачаевск, 2006.- 407с.
  16. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
  17. О.А., Михеева А. В. Ролевая игра в юношестве: аддикция или. // Психология в школе 2003.- № 3.- С.56−62.
  18. С.С. Номинативная и этимологическая игра в художественном дискурсе. Текст.: автореферат дис. канд. филол. наук. Тюмень, 2004.- 26с.
  19. Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование Текст. // Вопросы языкознания. 1996. — № 3.- С. 32−41.
  20. И.Е. Игра как феномен сознания Текст. Кемерово: «Алеф», 1992.-94 с.
  21. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры или Games People Play. What Do You Say After You Say Hello? Текст. M.: ЭКСМО-Пресс, Апрель Пресс, 2001. — 640c.
  22. В. С. Мышление как творчество Текст.- М.: Политиздат, 1975.-399с.
  23. В.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии Текст. Вильнюс, 1971. 347 с.
  24. Р. Психология криминального поведения Текст. СПб.: Питер, 2004. -496с.
  25. Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов Текст. М.: Логос, 2001. — 304с.
  26. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация Текст. / Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1989. 312 с.
  27. Й. Лингвистический словарь пражской школы Текст. М.: Прогресс, 1964 -350 с.
  28. В.И. Исследование устойчивости канонической факторной структуры семантического дифференциала и ее теоретическая интерпретация Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1982. — 20с.
  29. Н.В. Русский компьютерный сленг Текст. // Энергия, 2003. № 9.- С.65−68.
  30. Г. О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика Текст. М.: Наука, 1990.- 450с.
  31. Т.Г. Говорящий и слущающий: Варианты речевого поведения Текст. М.: Наука, 1993.- 171с.
  32. Л. Философские исследования Текст. // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1.-М.: Гнозис, 1994.- 319 с.
  33. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. М.: ПросвещениеД993.-192с.
  34. Л.С. Игра и ее роль в развитии ребенка Текст. // Вопросы психологии. 1966, № 6. — С.62−76.
  35. Х.Г. Истина и метод Текст. М.: Прогресс. 1988. — 704с.
  36. К.Ю. Зависимость от виртуальной реальности новый вид зависимого поведения, относящийся к расстройствам привычек и влечений Текст. //Материалы Международной конференции психиатров. 16−18 фев. 1998. -М., 1998.- С. 190−191.
  37. В.И., Манеров В. Х. Вопросы применения метода семантического дифференциала (семантически противоположных пар) при исследовании восприятия речи Текст.: в сб. Психологические методы исследования личности ЛНИИ психоневрологии, 1978.- С. 80 92.
  38. И.Р. О термине «сленг» Текст. // Вопросы языкознания. -№ 6.- 1956.-С107−114.
  39. Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» Текст. СПб.: Питер, 2004.- 560с.
  40. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. М.: Прогресс, 1976.- 495с.
  41. С. Молодежный жаргон в системе современного русского национального (общенародного) языка Текст.: автореф. дис.канд. филол. наук. М., 2004.- 24с.
  42. Н.Д. На стыке языка и права. (Несколько тезисов по юрлингвистике) Текст.: «Актуальные проблемы филологии»: Тезисы докладов. -Барнаул, 1998. С. 101−108
  43. М.А. Русское арго Текст. -Н. Новгород: НГЛУ, 1997.- 246 с.
  44. Т.А. Языковая игра: стереотипы и творчество Текст. -Екатеринбург, 1996.- 214 с.
  45. Н.С. Игра в деятельности и общении: философский анализ Текст.: дисс.канд. философ, наук. М., 2006.- 138с.
  46. И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе Текст. // Психологический журнал. 1998. — Т.19. — № 3. — С.112−119
  47. В.А. Игра как средство личностной социализации студентов: социально-философский аспект исследования Текст.: дис. канд. филос. наук.-Чебоксары.- 205с.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. М.: Педагогика, 1986. 237с.
  49. В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: в 4х т.-М.: Терра, 1998.
  50. А.В. Юридическая психология: краткий курс Текст.: учебное пособие. М.: Камерон, 2006 — 288с.
  51. С. Актуализация предложения и ее зависимость от степени осведомленности адресата Текст. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.15. Современная зарубежная русистика. М.: Прогресс, 1985. — С.535−545.
  52. А.И. Правовое сознание и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей Текст. -М.: ВНИИИПРМПП, 1972, — 168с.
  53. К. Психотерапия через развитие Текст. Пер. с польского. Пер. № В-60 420. Всесоюз. центр перевод науч. литер, и док. Оригинал в 1979. М.: 1982.
  54. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита Текст. М., 1996.- 344с.
  55. О.Г. Проблемы нравственности Текст.М.: Наука. 1972
  56. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика Текст. СПб.: Братство, 1994. — 364с.
  57. Э. Самоубийство: Социологический этюд Текст. М.: Мысль, 1994. — 399с.
  58. В.И. Ценностный аспект сравнительного изучения правосознания Текст. Н. Новгород: НГУД994.- 89с.
  59. B.C. «Сниженный язык» и «национальный характер» Текст. // Вопросы философии. 1998.- № 10- С.55−63
  60. B.C. Арго и культура Текст. М.: Изд-во Московского университета, 1995.- 231с.
  61. С. Н. Агрессивность как специфическая сторона активности и возможности ее исследования на контингенте преступников Текст. // Психологическое изучение личности преступника / Под ред. А. Р. Ратинова. М., 1979.- С. 83 — 114.
  62. К.К. Мысль. Слово. Метафора Текст.: проблемы семантики в философском освещении. Киев, 1984.
  63. В.И. Эмотивный аспект речи: Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия Текст. —Ярославль, 1990.- 151с.
  64. В.М., Национальный язык и социальные диалекты Текст.- Л., 1936.- 250с.
  65. А.А. Введение в психолингвистику Текст. — М.: РГУ, 2000.- 382с.
  66. Е.А., Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Языковая игра Текст. // Разговорная русская речь.- М.: Наука, 1983.- С.172−214.
  67. И.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. для вузов. Изд. второе, доп. и перераб. М.: Логос, 2000.- 384 с.
  68. Т.А. Функции и дисфункции современной русской речи Текст. // Русский язык сегодня. М., 2000.- Вып.1- С.122−135.
  69. В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности Текст. //Вопросы психологии 1989.- N 3.- С. 154−157.
  70. И. О педагогике Текст. // Трактаты и письма.- М.: Наука, 1 980 709с.
  71. Ю.Н. Частотный словарь семантических множителей русского языка Текст. М.: Наука, 1980. — 208 с.
  72. Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст.: изд-е 4-е, стереотипное. М., 2004. — 264 с.
  73. Кендалл М Дж Ранговые корреляции Текст. М.- 1975.- 216 с.
  74. Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах Текст.: учебное пособие для вузов. М., 2006.- 287с.
  75. Е.В. Речевая коммуникация Текст.: учебное пособие для университетов и вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 1998.- 224 с.
  76. С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры Текст.- М.: Просвещение, 1991. 143 с.
  77. Кон И. С. Психология ранней юности Текст. М.: Просвещение, 1989.- 255с.
  78. М. Ю. Социальная психология закрытыхобразовательных учреждений Текст. Питер, 2005.- 304с.
  79. Л.Н. О' семантической природе молодежного жаргона Текст. // Социально-лингвистические исследования М., 1976.- С. 43−57
  80. А.И. Имидж рекламных персонажей Текст. М.: ИКЦ МарТ- Ростов н/Д: Изд. центр МарТ, 2004, — 144 с.
  81. Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка Текст. -М.: Наука, 1989.-188с.
  82. Л.П. Язык в современном обществе Текст. М.: Наука, 1977.-190с.
  83. Т.В. Девиации в социокультурном поведении подростков Текст.: дисс.канд. социол. наук. Екатеринбург, 2004.-150с.
  84. Г. Ф. Биометрия Текст. М.: Высшая школа, 1980.- 293 с.
  85. Дж., Гордон Д. Постулаты речевого общения Текст. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16: Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1895.
  86. Лакофф Дж, Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем Текст.: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М., 2004. — 256 с.
  87. Дж. Мышление в зеркале Классификаторов Текст.// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. М. 1988. С.12- 51.
  88. .А. О лингвистическом изучении города Текст.// Ларин Б. А. История русского языка и общее языкознание (Избранные работы). М., 1977.
  89. Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия Текст.// Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1984. М.: Наука, 1984.- 384 с.
  90. С.И. Молодежная субкультура Текст. М., 2006.- 374с.
  91. А.А. Основы психолингвистики Текст.- М.: Смысл, 1997.287 с.
  92. Лингвистический энциклопедический словарь Текст./ Гл. ред. В. Н. Ярцева.- М.: «Большая Российская энциклопедия», 2002.- 709с.
  93. А.Т. Русский сленг и его соотнесенность с жаргоном и арго Текст. // Семантика и уровни ее реализации. Краснодар, 1994.
  94. Ю.М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» Текст. // Ученые записки Тартусского гос. Университета, Вып. 198. Труды по знаковым системам.-Ш.-Тарту, 1967.- С.130−145.
  95. Д. В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной психодиагностике Текст.// Вопросы психологии. 1990.- N3.-C. 151 154.
  96. А. Р. Язык и сознание Текст. М.: МГУ, 1979.- 319с.
  97. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений Текст./ Пер. с англ.- М.: Междунар. пед. академия, 1994, — 368с.
  98. Г., Хоумер Л., Гловер Д., Свини Дж. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка Текст. / Перев. С англ. Л. Р. Мошинской,-М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001- 320с.
  99. Н.А. Философский смысл игры в моделировании социальной реальности Текст.: дис. канд.философ. наук. М., 2004, — 173с.
  100. А.В. Эмотивный аспект языковой номинации в структуре французского молодежного сленга Текст.: Материалы межвузовской студенческой интернет-конференции. Челябинск, 2003.
  101. С. Психология развития: методы исследования Текст. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. — 463с.
  102. О.Ю. Деструктивное общение и агрессия Текст.// Психология общения: социокультурный анализ. Материалы конференции. -Ростов-на-Дону, 2003.
  103. О.Ю., Потапенко О. А. Проявления криминальной агрессии у подростков Текст. // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2000.
  104. В.М., Никитина Т. Г. Большой словарь русского жаргона Текст. СПб, 2000. — 720 с.
  105. С. Машина, творящая богов Текст.: Пер. с фр. М.: 1998.-560с.
  106. А.В. Самые трудные годы Текст. М.: Знание, 1990.
  107. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст.- М.: Академия, 2000.- 456с.
  108. У. Познание и реальность Текст.- М.: Прогресс, 1981.229с.
  109. Р.С. Психология Текст. В 3 кн.- 3-е изд. М.: Владос, 2000. Кн. З Психодиагностика. — 640 с.
  110. Новая философская энциклопедия Текст. В 4 т./ Науч. ред. М. С. Ковалева и др.- Ин-т философии РАН М., 2001
  111. Новейший словарь иностранных слов и выражений Текст. М.: ACT, Минск Харвест 2002. — 975с.
  112. .Ю. Игра на гранях языка Текст. М., «Флинта», «Наука», 2006.- 343с.
  113. Э.А. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности Текст. Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1975.- 132с.
  114. Н.А. Реальные нереальности Текст. // Человек. 1993.- № 1.- С. 35−36: 122. Нургалеева Г. М. Арго: от герметики к карнавалу [Текст]// Диалог. Карнавал. Хронотоп.- 1998.- № 2.- С. 118−133.
  115. Общая психодиагностика Текст. /под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: изд-во МГУ, 1987. — 304с.
  116. С.И. Словарь русского языка Текст. М.: гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1961.- 900 с.
  117. А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: Методология познания и психологическая концепция Текст. Минск: Академия МВД РБ, 1998.207 с.
  118. В.Ф. Психосемантика сознания Текст.- М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988. 208 с.
  119. В.Ф. Психосемантические исследования мотивации Текст. // Вопросы психологии. 1983, N 3.- С.29−39.
  120. Н. Типология современной российской аудитории: тренды и парадоксы Текст. // Альманах «Лаборатория рекламы». 2003. — № 1 (26). -С. 15−26.
  121. В.А. Феномен субъектности в психологии личности Текст.: автореф. дисс. д. психол.н.- М.: 1993 70 с.
  122. В.А., Гуренкова И. П. Новая модификация фрустрационной методики Текст. / Личность в общении и деятельности. -Ульяновск 1985.
  123. О. Латинско-русский словарь. Текст. Изд.11- е. М. -Пг., 1916.-810с.
  124. Ю.К. Игровые техники в рекламных тестах. Интернет: http://adv.new-articles.ru/postl 142 592 465. html
  125. В. Ф. Законы преступного мира молодежи Криминальная субкультура Текст. Тверь 1994.- 320 с.
  126. Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормированности в текстах права и средств массовой информации Текст. М.: изд-во «Права человека» 1997.
  127. А.А. Мысль и язык Текст. В кн.: Потебня А. А. Эстетика и поэтика.- М.: Искусство, 1976.- 614с.
  128. В.И. Психодиагностика индивидуального сознания Текст. В кн.: Общая психодиагностика. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 304с.
  129. Процесс социального исследования Текст. / Пер. с нем. Общ. ред. Ю. Е. Волкова М. Прогресс.- 1975.- 576с.
  130. Проявления девиации в подростковой субкультуре Текст. / Собкин B.C., Абросимова З. Б., Арамчук Д. В., Баранова Е. В., //Вопросы психологии. -2004.-№ 3.- С.3−18.
  131. Психодиагностика мотивации и саморегуляции Текст. /под ред.Т. М. Пронкиной М.: МГУ, 1990. — 54 с.
  132. Психологическое тестирование Текст.: разд. 5 Проективные методы исследования личности. Пенза, 1990. — 193 с.
  133. А. Р. Психология личности преступника: Ценностно-нормативный подход Текст. // Личность преступника как объект психологического исследования / Под ред. А. Р. Ратинова. М., 1979. — 33 с.
  134. И.Н. Об оскорблении чести Текст. Томск, 1907.
  135. В.П. Миф психотерапии Текст. // Психология. 2006. Т. 3, № 1. С. 97−102
  136. Р. Справочник по непараметрической статистике Текст. -М., 1982.
  137. A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа Текст.- М.: Политиздат, 1985.- 175с.
  138. Л.И. Диалог-игра-манипуляция Текст. // Психологический вестник N1.4 1. Ростов н/Д., 1996. С. 206−222.
  139. Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ Текст.: дис. д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2005. — 474с.
  140. Р.Д. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996- 20 с.
  141. Л.В. Языковая экология Текст. // Русское слово в культурно-историческом освещении. Петразаводск, 1997.- С.168−181.
  142. В.А. О социальных диалектах в русском языке Текст. // Русский язык в школе. 1995. № 3.- С. 78−84.
  143. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука. 1979.- 264 с.
  144. В.З. Русский язык в зеркале языковой игры Текст. М., 1999.- 544 с.
  145. Г. А. Многомерное шкалирование и другие методы при комплексном анализе данных Текст. //Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1985. — 220с.
  146. Т.П. Психология доверия Текст. Ростов н./Д.: РГПУ, 1997 — 247 с.
  147. B.C., Шмелев А. Г. Психосемантическое исследование актуализации социально-ролевых стереотипов Текст. // Вопросы психологии. -1986, № 1. С.127−134.
  148. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности Текст.- М.: МГУ, 1970.- 213с.
  149. Социальные отклонения Текст. / Бородин С. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев Ю. В. и др. -М.: Юрид. лит., 1989. 368с.
  150. А.С. Нарушения игровой деятельности Текст. -М., 1980.-132 с.
  151. Н.И. Философский анализ девиации (Онто гносеологические аспекты) Текст.: дисс.канд. филос. наук. М., 2005. — 148 с.
  152. В.В. Мотивация и самосознание Текст. // Мотивация личности. М., 1982. — С. 58−67.
  153. В.В. Общая психодиагностика Текст. М.: МГУ, 1987.- 304с.
  154. Прикладная юридическая психология Текст.: учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Столяренко A.M. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001.- 639с.
  155. Т.Л. Этические проблемы языка массовых коммуникаций: молодежные СМИ, политическая и потребительская реклама Текст. // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2004. № 1, — С. 84 — 98.
  156. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В. Тарабриной)/ Диагностика эмоционально-нравственного развития Текст.: ред. и сост. Дерманова И. Б. СПб., 2002.- С. 150−172
  157. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга. Практикум по психодиагностике Текст. М., 1993.
  158. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1995.
  159. Е.Е. Кадетский жаргон: вчера и сегодня Текст. // Рус. Речь. М., 2006.- № 2 — С.78−81
  160. JI. Теория когнитивного диссонанса Текст.: пер. с анг.-СП6Д999. 318с.
  161. Ч. Фреймы и семантика понимания Текст. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.23. М., 1988.- С 52- 93
  162. И.Г. Текст. Сочинения: В 2 т. СПб., 1993.
  163. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам Текст.- М.: Прогресс, 1987. 236с.
  164. А. Психология Я и защитные механизмы Текст.: пер. с англ. -М.: Педагогика, 1993.- 144 с.
  165. А. Тотем и табу Текст.- М.: ACT 1997.- 448с.
  166. Ю. К проблематике смыслопонимания в эмпирико-аналитических поведенческих науках Текст. Ступени /философский журнал 1 (8) 1994, Санкт-Петербург. — С. 134- 153.
  167. И. Человек играющий. В тени завтрашнего дня Текст. М.: Прогресс, 1992. 460 с.
  168. В.В. Поэтика низкого, или просторечие как культурный феномен Текст. СПб: СПбГУ, 2000. — 272 с.
  169. В.В. Язык современной молодежи Текст. // Современная русская речь: состояние и функционирование. СПб., 2004. — С.7 — 66.
  170. В.А. Нестандартная лексика в структуре английского языка национального периода Текст.: автореф. дис.канд. филол. наук. JI., 1980.
  171. О.В. Современный молодежный жаргон: проблемы лексиографического описания Текст.: дис. кандидата филол. наук. -Северодвинск, 2007.- 183с.
  172. Е.Ю. Ю.Хабермас о лингвистическом подходе к проблеме смыслопонимания в социальном познании Текст. Ступени / философский журнал 1 (8) 1994, Санкт-Петербург. — С. 125- 133.
  173. Ю.В. Юридическая психология Текст.: учебное пособие. М.: Право и закон, 1997.- 320 с.
  174. В.И. Категоризация эмоций в лексико- семантической системе языка Текст. Воронеж, 1987. — 273 с.
  175. Й. и др. Диагностика психического развития. Текст. / Пер. с чешек. Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. — 388с.
  176. С.А. Психологические особенности отношения старшеклассников к персонажам кинопроизведений Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наукМ., 1982.
  177. П. Современная социальная психология Текст. М.: ИП РАН- КСП ± Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 448 с.
  178. И.П. Когнитивный стиль и общение Текст.- Ростов-на-Дону, 1994.- 156 с.
  179. Ф. Эстетика, Философия, Критика Текст. Соч. в 2-х т. -М.: Наука, 1983. Т.1 — 379с:
  180. С.А. Современный студенческий жаргон Текст.: дисс.кан. филол. наук. Самара, 2005. — 230 с.
  181. А.Г., Похилько В. И. Экспериментальный подход к построению базисного семантического словаря черт личности Текст. // Вест. Моск. ун-та Сер. XIV. Психология. 1985. N 3. — С.3−10.
  182. А.Г., Болдырева B.C. Психосемантика юмора и диагностика мотивов Текст. // Мотивация личности: Сб. науч. тр. /Под ред. А. А. Бодалева, -М.: АПН СССР, 1982.- С. 108 119.
  183. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. Исследование речемыслительной деятельности Текст. Алма-Ата, 1974.- С. 485 -486.
  184. Г. П. Организационно деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности Текст./ Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. М.: МНИИПУ, 1983.
  185. Ю.В. Вербальная агрессия Текст.- М.: КомКнига, 2006: — 360с.
  186. Щур Г. С. Теория поля. в лингвистике Текст. М., 1974. — 255с.
  187. В.М. Развитие личности в игровой терапии Текст. / Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, изд. ЭКСМО-Пресс., 2000 256с.
  188. Д.Б. Психология игры Текст. М., 1978. 304с.
  189. Д.Б. Об одном из путей психологического изучения рефлексии Текст. В кн: Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987.- 237с.
  190. Э. Идентичность: юность и кризис Текст.: пер. с англ. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.- 352с.
  191. Avedon Е, Sutton S.E. The Stady of Games. New York: John Willeys & Sons, 1971.
  192. Axline V. Play therapy. Houghton Mifflin, Boston, Mass., 1947.
  193. Bach G.R. Young children’s play fantasies // Psychol. Monogr.1945. Vol. 59. P. 3−31.
  194. Barnlund D.C. A transactional model of communication // Language behavior: A book of readings in communication. The Hague- Paris, 1970.
  195. Berne, E. Games People Play. N.Y.: Grove Press, 1964
  196. Bruner J. Play // Prospects. 1986. — № 1. — P.48.
  197. Burgess R.L. Relationships in marriage and the family.
  198. Buss A.H. The psychology of aggression. N.Y.:Wiley, 1961
  199. Crystal D. Language play. Penguin books, 1998.
  200. J., Doob L., Miller N., Mower O.H. & Sears R.R. Frustration and aggression. New Haven CT: Yale University Press, 1939.
  201. Eifermann R.R. Shool-children' s games // Research Report. Hebrew University. Jerusalem, 1964.
  202. Erikson E.H. Clinical studies in childhood play // Child Behavior and Development / R. G. Barker, J.S. Kounin, and H. F. Wright (eds.). McGraw-Hill, 1943.
  203. Existential Psychogy, Ed. R. May, N.M., 1961
  204. Fasold R. The Sociolinguistics of Language. Introduction to Sociolinguistics Vol.2 / Language in Society 6. Basil Blackwell, 1990.
  205. Freud A. The Psychoanalytical Treatment of Children. New York, Hogarth Press, 1946- International Universities Press, 1964.
  206. Friedman Maurice. Martin Buber and Dialogical Psychotherapy. Journal of Humanistic Psychology, Oct 2002- 42- 7−36.
  207. Flores A. W.H. Goodenough. Culture, language and society// Antropos. 1983. Vol. 78, № 5/6.
  208. Heidegger M. Unterwegs zur Sprache, Tubingen, 1960 S.245
  209. Huizinga J. HomoLudens. A play element of Culture.L.1949
  210. Jespersen O., Mankind, nation and individual from a linguistic point of view, Bloomington, 1964.
  211. Kelly G. The psychology of personal constructs.N.Y.:Norton, 1955.XVIII.
  212. Osgood Ch. E. Focus of meaning. V. 1: Exploration of semantic space. Hague: Mouton, 1976.
  213. Osgood Ch. E. Lectures on Language Performance. Charles E. Osgood. N.- J.etc. cop. 1980. XI.
  214. Raskin V. S emantic mechanisms of humor. Dordrecht- Boston- Lancaster, 1985.
  215. Rosenzweig S. The Rosenzweig picture frustration study, children’s form // Rabin A. J., Haworth M. R. (eds.). Projective techniques with children. N. Y., 1960.
  216. Rosenzweig S., Fleming E.E., Rosenzweig L. The children’s form of the Rosenzweig picture — frustration study // J. Psychol. 1948. V. 26, first half. P. 141 191.
  217. Semantic differential technique. J.G.Shider, C.E. Osgood (Eds). Chicago, 1969. C. 132−141.
  218. Shibutani T. Society and personality: An interactionist approach to social psychology. N.Y., 1961.
  219. STATGRAPHICS Plus for Windows. User Manuls, Manugistics Inc., USA, 1995.
  220. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  221. ЮЖО — юношеское жаргонное общение1. ЯИ языковая игра
  222. СД семантический дифференциал
  223. НХ нравственная характеристика
  224. ИД — игровая дискриминация
  225. ЭР экстрапунитивные реакции1. М реакции манипуляции
  226. И" группа, оценивающая жаргонное общение как «игру» «НИ» — группа, оценивающая жаргонное общение как «не игру"142
Заполнить форму текущей работой