Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система гражданского контроля армии в современном обществе: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-седьмых, степень эффективности гражданского контроля над армией прямо пропорциональна степени развитости институтов и ценностей гражданского общества. При тоталитарном режиме армия жёстко контролируется государством, а роль институтов гражданского общества сведена к минимуму, поскольку в таких политических режимах они неразвиты или просто отсутствуют. При авторитарном режиме возможна… Читать ещё >

Содержание

  • В В Е Д Е Н И Е. стр
  • РАЗДЕЛ I. Детерминация системного характера гражданского контроля армии. стр
  • РАЗДЕЛ II. Сущность, содержание и роль системы гражданского контроля армии в обществе. стр
  • РАЗДЕЛ III. Гражданский контроль над Вооружёнными Силами в России: становление системы. стр
    • 3. А К Л Ю Ч Е Н И Е. стр

Система гражданского контроля армии в современном обществе: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня, на рубеже XXI столетия, ситуация в мире в результате активности прогрессивных сил человечества кардинально изменилась. Претерпевают изменения государства, наполняются новым содержанием их важнейшие атрибуты, в том числе и вооружённые силы. Новые вооружённые силы требуют и новых подходов к организации контроля за их функционированием.

Рассматривая систему контроля над армией1 в странах бывшего социалистического блока и ряда развивающихся стран, следует отметить, что она была достаточно развитой и надёжной. Так, до августа 1991 года в СССР, например, явно просматривались следущие направления контроля:

— непосредственно со стороны ЦК КПСС;

— по командно-административной линии;

— со стороны органов госбезопастности и политорганов;

— со стороны органов народного контроля.

Несмотря на видимое разнообразие, все эти линии в итоге замыкались на высшие партийные структуры, а гражданский контроль как таковой практически был сведён на нет.

Распад СССР и демократические преобразования, произошедшие в России, потребовали новых подходов к определению сущности и роли гражданского контроля над армией. Крушение прежней системы контроля за армией остро поставило вопрос о её замене, трансформации, адаптации к новым социальным реалиям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, неконтролируемая никем и ничем армия.

1. Понятия «армия» и «вооружённые силы» в диссертации и автореферате употребляются как синонимы и обозначают важнейший институт государства. грозит превратиться в самодовлеющую силу в обществе, своеобразное «государство в государстве». С другой стороны, отсутствие такой системы крайне негативно сказывается и на самой армии как социальном институте, поскольку общество мало знает её внутренние проблемы и оказывается неспособным оперативно реагировать на них, помогая в их решении.

Актуальность социально-философского анализа системы гражданского контроля армии в современном обществе определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, развитием гражданского общества и повышением социальной роли его институтов по мере демократизации общественной жизни. Одновременно усиливается влияние гражданского общества на силовые структуры государства и, прежде всего, на вооружённые силы. Практика мирового развития убедительно показывает необходимость контроля гражданского общества над армией. И чем более развиты его институты, тем острее ощущается потребность в упорядочении, организации и систематизации контролирующего воздействия гражданского общества на армию.

Во-вторых, реальным нарастанием сложности, многообразия и комплексности гражданского контроля над вооружёнными силами в процессе формирования и функционирования гражданского общества, в том числе и в России. В мире сложились и действуют различные модели гражданского контроля над армией, неодинаков и уровень системности этих моделей. Социально-философский анализ системы гражданского контроля армии позволяет выявить общие черты и сделать выводы относительно специфики российской модели гражданского контроля над вооружёнными силами.

В-третьих, усилением гуманистической направленности и расширением общественно-демократического содержания гражданского контроля общества над вооружёнными силами. Чем более развиты институты и ценности гражданского общества, тем полнее раскрывается гуманистическая сущность гражданского контроля, тем эффективнее его результаты. В связи с этим рассмотрение взаимосвязи гражданского общества и государства, выявление зависимости институтов и ценностей гражданского общества от степени централизации власти и анализ влияния этой зависимости на эффективность системы гражданского контроля армии — важная задача, решение которой поможет глубже понять процессы, протекающие как в обществе, так и в вооружённых силах.

В-четвёртых, переходным характером и незавершённостью процесса становления системы гражданского контроля армии в России на этапе строительства и реформирования Вооружённых Сил. Развитие институтов гражданского общества в России и строительство новых Вооружённых Сил заметно обострили и актуализировали потребность в формировании собственной модели-системы гражданского контроля армии с учётом мирового опыта и российской специфики. Социально-философский анализ этих вопросов позволит совершенствовать систему военно-гражданских отношений в России, дополнить процесс военного реформирования конкретными мерами по систематизации гражданского контроля над Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Таким образом, поставленная в диссертационном исследовании проблема является не только актуальной, но и важной в теоретическом и практическом отношениях.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема контроля над армией издавна занимала умы филосо.

— б фов и правителей многих государств. В поле зрения выдающихся мыслителей древности Платона, Аристотеля2 и других находились, в частности, вопросы места и роли армии в обществе и государстве, а следовательно, и контроля за ней. В той или иной степени, рассматривая взаимосвязь государства и гражданского общества, проблему контроля со стороны последнего за вооружёнными отрядами государства затрагивали Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И. Кант, Г. Гегель3.

Особую значимость вопросы гражданского контроля за военно-силовыми структурами приобрели в период формирования гражданского общества в западно-европейских государствах. Необходимость установления контроля гражданского общества над армией обосновывали А. Токвиль, К. Маркс и Ф. Энгельс, В. И. Ленин, П. А. Сорокин, И. А. Ильин, Ш. де Голль4. В работах этих авторов контроль армии рассматривается как атрибут функционирования гражданского общества, но специфичность его в должной мере не раскрывается.

В последние годы по этой проблеме появились значительные.

2. См.: Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 4 т.-М., 1994. Т. 3. С.128−193. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. — М.: Мысль, 1984. С.414- 494.

3. См.: Макиавелли Н. Государь.- М.:Планета, 1990; Гоббс Т. О гражданине. Левиафан // Гоббс Т. Избр. произв. в 2 т. Т.2.-М.: Мысль, 1964. С.345−425- Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. в 3 т. Т.З.- М., 1998. С.218−422- Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избр. произведения.- М., 1995.-С.168−280- Руссо Ж. Об общественном договоре. // Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. в 3 т. Т.2. М., 1961. С.286−310- Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 6. М., 1966. С.7−21- Гегель Г. Философия права // Гегель Г. В. Ф. Соч. в 8 т. Т.7. М.- Л., 1934. 15−262.

4. См.: Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. -С.467- 480- Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З.- С.1−4- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 гг. // Там же, т.46, Ч.1. С.46−48, 99−103, 214−220- Ленин В. И. Государство и революция. Полн. собр. соч., т.33- Сорокин П. А. Система социологии, т. 1−2, П., 1920; Ильин И. А. по содержанию работы зарубежных специалистов П. Гарсиа, С. Лип-сета, Д. П. Маккартни, Г. Г. Мауза, Ч. Москоса, Э. Нордлинджера, §.Рёдигера, П. Н. Стоктона, С. Хантингтона, Р. Л. Шиффа, М. Эйтель-берга М. и других5, в которых были получены весьма значимые теоретические и практические результаты. В частности, определены цели гражданского контроля, выявлена связь степени эффективности гражданского контроля с соотношением власти гражданской и военной элит, рассмотрены взаимосвязи концепций гражданского контроля и национально-исторических особенностей, традиций той или иной страны.

В отечественной научной литературе также имеются определённые наработки, посвящённые месту и роли гражданского контроля общества над армией. В частности, в работах Ю. В. Мамонтова, Ю. Н. Мотина, С. А. Проскурина, В. М. Родачина, В. В. Серебрянникова, А. Н. Шахова, A.A. Юдина6, в диссертационных исследова.

0 монархии и республике // Вопросы философии. 1991. NN 4−5- Климов С. Н. Военно-философские проблемы в теоретическом наследии Шарля де Голля: Дис.канд. филос. наук.- М.: ВУ, 1997.

5. См.: Гарсиа П. Вооружённые Силы в условиях перехода от тоталитарного государства к демократическому // Военная мысль. 1992. N 8−9- Липсет С. Политическая социология // Американская социология.- М., 1972; Маккартни Д. П. Отношения между военными и гражданскими в демократическом обществе: перспективы американского генерала.- М.: ВУ, НИГОНИ, 1995; Мауз Г. Г. Демократический контроль и процесс продвижения офицеров по службе.- М., 1997; Москос Ч. Вооружённые силы в «обществе отрицания войны» // Армия и общество.- М., 1990; Нордлинджер Э. Демократический контроль над армией.- СПб., 1996; Рёдигер §. Концепция интеграции вооружённых сил и гражданского общества // Соответствие законодательства Р§в военной сфере международным правовым нормам.- СПб., 1996; Стоктон П. Н. Военный профессионализм в демократическом обществе // Гражданское общество и вооружённые силы. — М., 1997; Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международ, отношения. 1995. N бШифф Р. Л. Пересмотр гражданско-военных отношений: теория согласия.- М.: ВУ, НИГОНИ, 1996; Эйтельберг М. Наёмные вооружённые силы и общество // Независимое военное обозрение. 1998. N 10 и другие.

6. См.: Мамонтов Ю. В. Марксистско-ленинская концепция армии и её реализация в развитии современных революционных вооружённых ниях С. А. Бровко, Ю. В. Гуськова, И. В. Мухина, В. А. Сергеева, А. А. Кулакова и других7 рассматриваются проблемы теории и организационно-практической деятельности субъектов гражданского контроля за внутренней жизнью военно-силовых структур. Общеметодологические подходы по данному вопросу содержатся в работах учёных O.A. Белькова, В. М. Анисимова, И. Н. Панина, A.A. Тимори-на и других авторов8.

Естественно, что в работах этих и других авторов не удасил: Дис. д-ра филос. наук.- М.: ВПА, 1987; Мамонтов Ю. В. Социально-политические тенденции развития армий в современную эпоху: Дис.канд. филос. наук. — М.: ВПА, 1975; Мотин Ю. Н. Проблемы гражданского контроля за деятельностью религиозных организаций среди военнослужащих // Гражд. контроль за военной сферой РФ: сущность и формирование механизма реализации. — М., 1998; Проскурин С. А. Проблемы развития военно-гражданских отношений в условиях реформы вооружённых сил и военного строительства // Там жеРодачин В. М. Армия и политическая власть // Военная мысль. 1993. N 5- Серебрянников В. В., Дерюгин Ю. И. Социология армии. М., 1996; Шахов А. Н. Гражданский контроль над ВС в условиях переходного политического режима в России // Гражд. контроль над армией: проблемы и перспективы.- М., 1994; Юдин A.A., Турко Н. И. Гражданский контроль над законотворчеством и формированием нормативно-правовой базы — важное условие обеспечения безопасности РФ // Гражд. контроль за военной сферой РФ: сущность и формирование механизма реализации.- М., 1998 и другие.

7. См.: Бровко С. А. Военно-гражданские отношения: содержание, типология и особенности в России: Дис. канд. филос. наук. — М.: BY, 1997; Гуськов Ю. В. Армия в политической системе современного общества (на опыте России): Автореф. дис. канд. филос. наук.- М.: ГА ВС, 1993; Мухин И. В. Армия как объект общественной регуляции (соц.- филос. анализ): Дис. канд. филос. наук.- М.: BY, 1997; Сергеев В. А. Военно-организационная система: сущность, структура, процессы функционирования (филос.-соц. анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук.- М.: BY, 1995; Кулаков A.A. Гражданский контроль над армией: мировой опыт и российская специфика: Автореф. дис. канд. филос. наук.- М.: BY, 1998.

8. См.: Бельков O.A. Гражданский контроль — условие и средство оптимизации военной деятельности российского государства // Гражд. контроль за военной сферой РФ: сущность и формирование механизма реализации. — М., 1998; Анисимов В. М. Гражданский контроль за внутренней жизнью военно-силовых структур: проблемы теории и организационно-практической деятельности // Там жеПанин И.Н. О сущности и содержании гражданского контроля // Гражданский контроль над армией: проблемы и перспективы.- М., 1994; Тиморин A.A. Армия и общество: Дис. д-ра филос. наук / ВПА им. В. И. Ленина. — М., 1972. лось в полной мере раскрыть многоплановость взаимосвязей гражданского общества и государства, их противоречий как источника гражданского контроля, учесть новые социальные реалии, происходящие изменения в России и их влияние на специфику гражданского контроля в нашей стране. Остались незавершёнными исследования детерминации системного характера гражданского контроля воинской деятельности, содержания, места и роли этой системы в обществе, специфики гражданского контроля в условиях демократизации России. Всё это свидетельствует о необходимости комплексного использования основных философских подходов, и прежде всего системного, к анализу гражданского контроля армии. Кроме того, некоторые положения и позиции, имеющиеся в научной литературе по данной проблеме, либо устарели, либо же носят дискуссионный характер и требуют более глубокого обоснования. Это, в частности, обусловлено и тем, что в советское время внимание к гражданскому контролю армии как атрибуту гражданского общества ввиду слаборазвитости последнего было крайне мало.

То обстоятельство, что столь важная категория социальной философии как гражданский контроль по прежнему остаётся недостаточно изученной, сдерживает разработку научно обоснованных рекомендаций по формированию военной политики, определению направлений воздействия общества на армию. Всё это и обусловило выбор темы исследования, его объектно-предметную область, а также цели и задачи.

Объектом диссертационного исследования является сложный процесс противоречивого взаимодействия общества и армии на этапе становления и функционирования гражданского общества и правового, демократического государства.

Предметом исследования является социально-философский анализ проблемы становления и функционирования системы гражданского контроля в процессе регулирующего воздействия общества на вооружённые силы, его закономерностей, механизма реализации, методов и средств в условиях перехода от тоталитарного государства к демократическому.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы на базе исследования общей системы регулирующего воздействия общества на вооружённые силы рассмотреть гражданский контроль над армией как системный феномен, раскрыть его сущность, содержание и роль и выработать практические рекомендации по созданию полномасштабной системы гражданского контроля армии в России и повышению её эффективности.

Социально-философский анализ системы гражданского контроля в процессе взаимодействия общества и вооружённных сил предполагает решение ряда задач:

1. Проанализировать степень актуальности и важности гражданского контроля над вооружёнными силами, раскрыть его системный характер и направления осуществления в современном обществе.

2. Рассмотреть диалектическую взаимосвязь гражданского общества, государства и армии в процессе осуществления контроля за деятельностью вооружённых сил, определить функции армии и сферы её деятельности в демократическом государстве, за которыми должен осуществляться системный гражданский контроль.

3. Раскрыть механизм гражданского контроля общества над вооружёнными силами как систему взаимосвязанных элементов субъекта и объекта, определить его отличия от механизма государственного и военно-административного контроля, а также уточнить цели, сущность, структуру и функции системы гражданского контроля.

4. Выявить специфику системы гражданского контроля общества над Вооружёнными Силами в Российской §-едерациии, показать отличия объекта и параметров такого контроля, взаимосвязь его подсистем, особенности субъекта контроля и его инструментария, определить тенденции и перспективы гражданского контроля над армией в современных условиях.

Теоретической базой диссертации являются работы отечественных и зарубежных философов, представителей других наук, государственных и политических деятелей, внёсших вклад в осмысление сущности социального контроля, противоречий гражданского общества и государства, необходимости гражданского контроля над вооружёнными силами как цельной системы. Кроме того, в работе широко используется ряд диссертационных исследований, а также материалы периодической печати.

Методологическую основу данного исследования составили требования принципа системности и общей теории системидеи, положения и выводы теории взаимодействия общества и армии, государства и гражданского общества, концепции военно-гражданских отношений, а также требования социально-философского подхода к анализу процесса регулирующего воздействия общества на армию, в особенности функционально-деятельностного анализа гражданского контроля армии. С формально-логической точки зрения метод исследования, применённый в диссертации, является дедуктивным: от наиболее общих, концептуальных проблем раскрытия сущности и специфики социального контроля, противоречий гражданского общества и государства автор продвигается к частным проблемам — гражданскому контролю над армией и его особенностям в условиях России.

Эмпирическую основу работы составляют практический опыт жизнедеятельности Вооружённых Сил Российской Федерациии, армий стран СНГ на этапе становления гражданского общества и правового, демократического государства, обобщённые выводы конкретных военно-социальных исследований в нашей стране, результаты анализа проблемных статей периодической печати, а также материалы наблюдений и личного опыта практической работы автора и его ближайших сослуживцев.

Научная новизна исследования заключается: во-первых, в обосновании детерминации системного характера гражданского контроля армии в обществево-вторых, в характеристике объективных противоречий между гражданским обществом и государством как источнике развития системы гражданского контроля армиив-третьих, в рассмотрении содержания системы гражданского контроля армии с позиций функционально-деятельностного подхода, обнаружении и анализе современных тенденций её развитияв-четвёртых, в выявлении направлений формирования и анализе особенностей становления системы гражданского контроля армии в России на современном этапе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Системность гражданского контроля общества над армией детерминирована объективной закономерностью развития социальных процессов до уровня системной самоорганизации, системным характером общества, гражданского общества и вооружённых сил государства, а также необходимостью формирования целостного механизма саморегуляции в процессе взаимодействия армии и гражданского общества.

2. Источником системного, развития гражданского контроля армии являются глубинные, генетически-имманентные и сущностные противоречия между гражданским обществом и государствомпротиворечия, присущие взаимодействию автономных и зависимых институтов общества, и внутренние противоречия между институтами гражданского общества и военными органами, учреждениями.

3. В сущностном плане система гражданского контроля армии представляет собой объективно необходимый процесс — целостную совокупность элементов непосредственного и опосредованного воздействия субъектов гражданского общества на вооружённые силы в целях обеспечения регулируемого функционирования военных формирований, учреждений и органов в соответствии с интересами общества и государства.

4. Система гражданского контроля армии в России характеризуется начальной стадией её становления и формирования, обусловленной незавершённостью социального реформирования общества, государства и армии, неразвитостью институтов гражданского общества, низким уровнем правового регулирования взаимоотношений государства и гражданского общества, а также отсутствием развитых методов и форм, конкретных путей и направлений осуществления контроля над Вооружёнными Силами.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

— постановка данной проблемы отвечает объективным потребностям комплексного анализа взаимосвязи общества и государства, политики и армии, гражданских и военных, т. е. является одной из тех политических проблем, верное решение которых обеспечивает устойчивость развития любой общественной системы;

— диссертационное исследование углубляет и расширяет систему знаний о регулирующем воздействии общества на армию и о важнейшем элементе такого воздействия — гражданском контроле;

— сформулированные в работе обобщения и выводы позволяют яснее представить влияние гражданского общества на военную организацию государства, увидеть политические аспекты такой взаимосвязи, а также военно-политические последствия формирования гражданского общества в странах СНГ;

— рассмотрение данной проблемы позволяет выявить сущность системы гражданского контроля, её место во взаимосвязи армии и общества, механизм функционирования, отличие от других подсистем социального контроля армии;

— теоретическую и практическую значимость имеет также исследование проблемы зависимости степени эффективности функционирования вооружённных сил от уровня развития системы гражданского контроля;

— основные положения работы дают возможность раскрыть общественно-демократическое содержание и гуманистическую направленность гражданского контроля, его тесную взаимосвязь с демократическим режимом;

— исследование специфики системы гражданского контроля общества над Вооружёнными Силами в России позволяет рассмотреть её отличия от систем гражданского контроля в западных странах, указать на её необходимость как важнейшее условие формирования демократического государства, определить цели гражданского контроля и сформулировать пути повышения его эффективности;

— результаты исследования могут быть использованы в про.

— 15 цессе преподавания общественных наук в военных вузах, в системе общественно-государственной подготовки офицеров, а также в деятельности органов военного управления.

Апробация работы.

Основные положения диссертации апробированы в процессе преподавания философии, факультативного курса по политологии, в выступлениях на межкафедральных семинарах, теоретических конференциях в ЧВВАУШ.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях автора:

1. Гражданский контроль над армией (социально-философский анализ).- Челябинск: ЧВВАУШ, 1997. 3.0 п.л.

2. Специфика гражданского контроля общества над Вооружёнными Силами России.- Челябинск: ЧВВАУШ, 19 98. 3.75 п.л.

3. Система гражданского контроля армии в современном обществе: Тезисы выступлений науч.-теор. конф. / Челяб. филиал Балашов, воен. авиац. ин-та.- Челябинск, 1999. 0.25 п.л.

Общий объём публикаций составил 7.0 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Контроль в сфере социального управления — явление сложное и противоречивое. Работники как государственной, так и частно-предпринимательской сфер стремятся уйти от любых форм контроля со стороны парламентских и общественных структур. Армия в лице её высшего руководства также упорно сопротивляется контролю со стороны гражданского общества. Любая власть, в том числе и военная, по своей природе стремится к неограниченности, к бесконтрольности и расширению полномочий. Но, как показывает международная и отечественная практика, жизненность каждой власти тем прочнее, чем более она подвержена целесообразным ограничениям со стороны общества. Это в полной мере касается и жизнедеятельности вооружённых сил.

Исследование процесса взаимодействия общества, рассмотренного в качестве саморазвивающейся системы со сложной многоуровневой структурой и армии, являющейся одновременно и подсистемой общества, и самостоятельной социальной системой, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, процесс взаимодействия общества и армии с необходимостью предполагает социальный контроль за её функционированием. Вследствие системного характера социального контроля в его структуре можно вычленить подсистему политического контроля и подсистему гражданского контроля, и основанием для такого выделения является степень их опосредованности политической сферой жизни общества.

Во-вторых, гражданский контроль, представляя собой совокупность средств, методов и механизма контроля за армией со стороны гражданского общества, выступает в качестве социальной системы. В цивилизованных государствах гражданский контроль предстаёт как механизм оценки и санкционирования такого социального института, как армия, с точки зрения общественых интересов и принятых в обществе социальных норм. В ориентации на устойчивые социальные нормы при оценке деятельности тех или иных силовых структур и должностных лиц и состоит основная системообразующая особенность философско-социологического представления о контроле над вооружёнными силами.

В-третьих, в демократическом обществе, где вооружённые силы не являются самодовлеющей величиной и преломляют в себе ценности гражданского общества, гражданский контроль призван обеспечить превращение принципа приоритетности этих ценностей во всеобщую и обязательную норму, определяющую деятельность государственных учреждений, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Он должен провести чёткую границу между гражданской и военной сферами, которая существует в силу целого ряда объективных факторов. История и традиции, природа политической системы, относительная сила или слабость гражданских и военных институтов — всё это важные детерминанты, от которых зависит, где в действительности эта граница пройдёт. Однако, когда эти границы чётко установлены, необходимо, чтобы они были поняты и приняты всеми силами, участвующими в общественно-политической жизни страны.

В-четвёртых, здоровые отношения между гражданским обществом и военно-силовыми структурами опираются на три принципа: жёсткие ограничения на политическую деятельность военныхчёткое разграничение юрисдикции между гражданскими и военными институтамиясная дифференциация «обязанностей» между силовыми ведомствами, которым общество даёт право на применение силы. Как бы ни складывались конкретные внутриполитические ситуации и их особенности, вооружённые силы должны отстаивать ценности гражданского общества, демократического правового государства и не имеют права отказывать в поддержке политическим лидерам в системе государственного аппарата, занявшим свои посты конституционным путём.

В-пятых, источником системы гражданского контроля армии являются глубинные противоречия, объективно присущие взаимоотношениям гражданского общества и государства. Объекты воздействия их структур в основных сферах жизнедеятельности общества совпадают (это относится и к вооружённым силам), и с необходимостью возникающие межинституциональные противоречия стимулируют развитие гражданского контроля над армией. При этом следует иметь в виду, что представительство гражданского общества в государственных органах не снимает противоречие между ним и государством. Наоборот, такое представительство является как раз явным противоречием между гражданским обществом и государством, так как, наделяя себя политическими функциями, гражданское общество, по существу, самоотрицается.

В-шестых, гражданское общество, выступая сложным, полифункциональным субъектом гражданского контроля воздействует на объект гражданского контроля — вооружённые силы — по двум направлениям. Во-первых, гражданское общество осуществляет непосредственное воздействие на армию совокупностью автономных институтов общества и своими ценностями, выступающими в качестве его мировоззренческих основ. Во-вторых, гражданское общество оказывает на вооружённые силы опосредованное влияние — через зависимые институты общества (государственные структуры).

В-седьмых, степень эффективности гражданского контроля над армией прямо пропорциональна степени развитости институтов и ценностей гражданского общества. При тоталитарном режиме армия жёстко контролируется государством, а роль институтов гражданского общества сведена к минимуму, поскольку в таких политических режимах они неразвиты или просто отсутствуют. При авторитарном режиме возможна и существует известная свобода действий общественно-демократических институтов гражданского общества, однако в условиях сильной централизованной власти влияние общественно-демократических институтов и ценностей на армию является ограниченным: каналы и механизмы этого влияния урезаны, гласность дозируется, средства массовой информации контролируются государством, действуют развитые бюрократические препоны. Особую остроту и важность проблема гражданского контроля приобретает в государствах, осуществляющих переход от тоталитаризма к демократии. Здесь консервативному генералитету порой удаётся толкнуть армию или её часть на выступления против молодой демократической власти с целью возврата к прошлому или введения военно-авторитарного правления. Наиболее эффективным является гражданский контроль в условиях демократического режима.

В-восьмых, гражданский контроль над вооружёнными силамине эпизодические действия, а сложный и непрерывный социальный процесс. Его эффективность зависит не только от качества законодательной базы, существующих государственных и общественных механизмов, но и от повышения политической культуры всего общества и каждого гражданина, изменения общественного сознания, которое сейчас в ряде постсоциалистических и развивающихся стран ещё не освободилось от милитаристских идеологем.

В-девятых, система гражданского контроля над армией в условиях сегодняшней России представляет собой целостное единство четырёх подсистем: подсистемы опосредованного воздействия гражданского общества на армию через государственно-административный контрольподсистемы опосредованного воздействия гражданского общества на армию через судебный контроль и прокурорский надзорподсистемы опосредованного воздействия гражданского общества на армию через парламентский контрольподсистемы непосредственного контроля институтов гражданского общества. Взаимосвязь четырёх подсистем обеспечивает устойчивое функционирование всей системы гражданского контроля в нашем государстве. Несмотря на различие в целях, способах, методах и возможностях контроля, указанные подсистемы взаимосвязаны и направлены, прежде всего, на приведение в соответствие с установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами всех сторон жизни и функционирования Вооружённых Сил, обеспечения такого положения, когда военная сила не будет представлять опасности для российского общества.

В-десятых, система гражданского контроля над Вооружёнными Силами России переживает этап своего первоначального становления, и формирование её не имеет исторических традиций и институциональных аналогов. Демократизация российского общества объективно предопределила необходимость контроля военной сферы со стороны гражданского общества, с одной стороны, и способность, готовность самих военных пойти на такой контроль, с другой. В то же время адекватная требованиям времени система гражданского контроля не может возникнуть сама по себе. Её формирование невозможно в условиях нестабильного экономического и политического положения в стране, и создание такой системы явится плодом глубоких преобразований во всех сферах жизни общества.

В России в настоящее время сохраняется достаточно высокая напряжённость между военными и гражданскими структурами. С одной стороны, гражданские власти предъявляют счёт военным в отношении затратности военной сферы, непрестижности военно-политических акций, ненормальных условий службы. С другой стороны, военные требуют сохранения государственной поддержки, социальной защиты и компенсации падения их жизненного уровня, нормальных условий обеспечения безопасности общества и государства.

Проведённый в представленной работе социально-философский анализ системы гражданского контроля армии в современном обществе позволяет сформулировать ряд рекомендаций теоретико-методологического плана и непосредственно практического характера.

В теоретико-методологическом плане предлагается:

— в процессе дальнейшей теоретической разработки данной проблемы продолжить изучение системы гражданского контроля армии через исследование её механизма, методов и средств, а также разработать в методологическом плане категорию «меры» гражданского контроля над вооружёнными силами;

— целенаправленно исследовать проблемы системного осуществления гражданского контроля над военной сферой в армиях демократически развитых стран с целью использования приемлемого опыта в российской армии;

— провести всесторонний анализ духовного аспекта гражданского контроля, характеризующего контроль над армией средствами искусства, религии, массовой. информации;

— рассмотреть феномен гражданского контроля как результат взаимодействия общества и государства в исторической ретроспективе, а также определить его перспективы и тенденции развития;

— осуществить более глубокий анализ субъектов гражданского контроля в развивающемся российском обществе, изобилующем конфликтными ситуациями, связанными с вооружённым насилием.

В организационно-практическом плане предлагается:

1. Федеральному Собранию РФ осуществить правовое оформление и обеспечение деятельности универсального механизма гражданского контроля, который предусматривал бы сочетание и взаимодополнение его разных видов и уровней, не нарушая при этом принципа разделения властей и их демократического взаимодействия с общественностьюв рамках реализации этой задачи принять Закон РФ «О гражданском контроле над Вооружёнными Силами РФ» и создать систему институтов представителей Федерального Собрания РФ на различных уровнях военного ведомства, в том числе и в войсках.

2. Министерству обороны РФ провести кардинальные изменения в военно-кадровой политике и разработать, используя научный потенциал профессорско-преподавательского состава ВВУЗов МО РФ, методологию и технологии конкретных способов комплексной оценки военно-профессиональных и личностных качеств военных руководителей. Разработать систему мер по широкому вовлечению общественности в обсуждение всех вопросов жизнедеятельности армии, активизировать процесс демократизации Вооружённых Сил, способствовать их разумной открытости здоровым общественным силам, стимулировать деятельность общественных объединений, функционирующих внутри армии.

3. Дополнить III раздел Концепции национальной безопасности РФ положениями о необходимости осуществления гражданского контроля над армией в пределах, исключающих чрезмерное вмешательство общества в функционирование Вооружённых Сил.

4. На очередных парламентских слушаниях в Государственной Думе обсудить вопрос о формировании законодательно закреплённой системы контроля за духовной жизнью армии.

5. В учебном процессе ВВУЗов МО РФ дополнить программы подготовки офицерских кадров конкретными положениями, раскрывающими диалектику гражданского общества и государства, общества и армии, содержание системы гражданского контроля.

6. Восстановить систему взаимодействия деятелей искусства с воинскими частями и подразделениями, военно-учебными заведениями в целях улучшения военно-патриотического воспитания военнослужащих, продумать систему поощрения и стимулирования такой деятельности.

7. В «Положении о домах офицеров, клубах воинских частей и подразделений» предусмотреть необходимость организации регулярных встреч военнослужащих с ветеранами войны и военной службы, воинами-интернационалистами, членами Комитета солдатских матерей, представителями других общественных объединений, что обусловит привнесение в воинские коллективы ценностей гражданского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М. Военно-кадровая политика как объект гражданского контроля над армией // Гражданский контроль над армией: проблемы и перспективы / Ассоциация военно-политических и военно-исторических исследований.- М., 1994.- С.32−36.
  2. Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы.- Новосибирск: Наука / Сибирское отд., 1988.- 240 с.
  3. А. Бюджетная дилемма оборонного строительства// Независимое военное обозрение.- 1997.- N 2.- С.3−8.
  4. А. Россия: национальная безопасность в 90-е годы // Мировая экономика и международные отношения.- 1994.-NN 7,8,9.
  5. Аристотель. Политика. Сочинения в 4 т. Т.4.- М.: Мысль, 1984.- 650 с.
  6. Р. Демократия и тоталитаризм. М. .-Текст, 1993.-303 с.
  7. Армия в политической системе общества // Информационно-аналитич. бюллетень клуба «Реалисты».- М., 1996.- N 15.-180 с.
  8. Армия и общество: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. Чалдымо-ва H.A. и Черкасенко А.И.- М.: Прогресс, 1990.- 432 с.-(Перс-тройка: гласность, демократия, социализм).
  9. Армия и общество в условиях перемен: Материалы Между-нар. науч. конф. / Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. -Н.Новгород, 1997.-262 с.
  10. В.Г. Общество: системность, познание и управление.- М., 1981.-246 с.
  11. С.А. Гражданский контроль как категория военной политологии // // Гражданский контроль над армией: проблемы и перспективы / Ассоциация военно-политических и военно-исторических исследований.- М., 1994.- С.10−15.
  12. Ю. Интервью // Итоги.-1996.- N 25. С.10−11.
  13. Бин Ю. Гражданско-военные отношения при переходе от коммунизма: Китай и Россия.- М.: ВУ, НИГОНИ, 1996.
  14. Н.Е. Становление гражданского общества в России. Автореф. дис.канд. полит'. наук.-М., 1997. 18 с.
  15. O.A. О парламентском контроле над Вооружёнными Силами // Гражданский контроль над армией: проблемы и перспективы / Ассоциация военно-политических и военно-исторических исследований.- М., 1994.- С.27−31.
  16. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма.-М.: Мысль, 1990.- 222 с.
  17. JI. Общая теория систем обзор проблем и результатов // Системные исслед. Ежегодник.- М., 1969.-С.26−128.
  18. JI. Общая теория систем критический обзор // Исследование по общей теории систем.- М., 1969.- С.48−96.
  19. Бжезинский 3., Хантингтон С. Политические системы США и СССР: сходство и различия, конвергенция или эволюция? / Пер. с англ.- М., 1965.- Вып.1−2.
  20. B.C. О гражданском обществе и общественном договоре // Через тернии.- М.: Прогресс, 1990, — С.29−66.
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность структурного подхода.- М., 1973.- 192 с.
  22. С.А. Военно-гражданские отношения: содержание, типология и особенности в России: Дис.. канд. филос. наук / Военный Ун-т.- М., 1997.- 182 с.
  23. Бурлацкий §-.М., Галкин A.A. Современный Левиафан.- М., 1985.- 368 с.
  24. В.А. Гражданское общество // Социально-полит, журн.- 1992.- N 8.- С. 22−31.
  25. В.П. Общественные объединения военнослужащих и проблемы политической социализации личности воина (фило-софско-политологический анализ): Дис.. канд. филос. наук /
  26. Военно-морская акад. им. Кузнецова Н.Г.- СПб., 1997.- 235 с.
  27. М. Хозяйство и общество.- И., 1979.- 380 с.
  28. В.В. Гражданское общество: современное содержание понятия // Проблемы формирования гражданского общества / Институт социологии РАН. М., 1993.- С.48−57.
  29. А. Некоторые аспекты военно-гражданских отношений // Свободная мысль.- 1997.- N 5.- С. 51−66.
  30. Власть.- 1996.- N 2.- С.6−12.
  31. Военная реформа: Вооружённые Силы Российской Федерации / Зюганов Г. А., Подберёзкн А. И., Лебедев Ю. В. и др., под общ. ред. Зюганова Г. А.- М.: Всерос. обществ.- полит, движение «Духов. наследие», 1998. 79 с.
  32. Военные и гражданские в демократическом обществе. Материалы семинара (СПб, 25−26 окт.1996)/ Рос. центр стратег, и междунар. исслед.- М.-, 1997.- 127 с.
  33. Война и армия. Философско-социологический очерк.- М.: Воениздат, 1977.- 365 с.
  34. К.С. Опыт введения в политологию //Политические исслед.- 1992.- N 1−2.- С.18−72.
  35. П. Вооружённые Силы в условиях перехода от тоталитарного государства к демократическому // Военная мысль.-1992.- N 8−9.
  36. Гегель Г. В. Ф. Сочинения в 14 т. Т.12.- М.: Соцэкгиз, 1938.- 362 с.
  37. Гегель Г. В. Ф. Философия права: Соч. в 8 т. Т.7.-М.- Л., 1934.
  38. В. Старые догмы и идеологическое обновление // Армия и общество.- М.: Прогресс, 1990.- С.143−156.
  39. Т. О гражданине. Левиафан. Избр. произведения в 2 т. Т.2.- М.: Мысль, 1964.- 425 с.
  40. В.П. Эстетизация насилия как фактор милитаризации духовной жизни буржуазного общества:: Дис.. канд. фи-лос. наук / ГА ВС.- М., 1991.-190с.
  41. Гражданские и военные: отношения в условиях многопартийной демократии.- М., 1993.- 185 с.
  42. Гражданский контроль над армией // Информационно-аналитический бюллетень клуба «Реалисты».- М., 1996.- N 19.
  43. . С чего начать реформу? // Независимое военное обозрение.- 1996.- N 9.- С.3−6.
  44. Гуманизация воинской деятельности и реформирование Во-ружённых Сил // Материалы международной конференции.-М.: ГА ВС, ?994.-207 с.
  45. Гуманитарные аспекты строительства Воружённых Сил.- М.: ВУ, 1997.-192 с.
  46. Е.Н., Шкаратан О. И. От этатизма к становлению гражданского общества // Рабочий класс и современный мир: — М., 1990.- С.36−112.
  47. Ю.В. Армия в политической системе современного общества (на опыте России): Дис. .канд. филос. наук / ГА ВС.-М., 1993.-174 с.
  48. А.П. Методология и методы военного исследования. М., 1973. — 246 с.
  49. . Гражданско-военные отношения и модернизация России // Мировая экономика и междунар. отношения.- 1995.-N 7.- С.45−53.
  50. Закон Р§- «О безопасности"// Красная звезда.- 1995.-20 июля.
  51. Закон Р§- «Об обороне"//Рос. газ.-1996.- 6 июня.
  52. .Я. К вопросу о формировании гражданского общества и правового государства // Социально-политические науки.- 1991.- N 4.- С.23−38.
  53. Г. Общество: структурно-функциональный анализ.- М.- 1972.- 140 с.
  54. Г. Проблемы философии истории // §-илос. и общество.- 1997.- N 1.- С.244−267.
  55. О.В. Армия и культура.- М.: ГА ВС, 1992.-54 с.
  56. А. Как жить и властвовать. М.: Издательскя группа «Прогресс», «Культура», 1994. — 128 с.
  57. В.В., Панарин А. С., Рябов А. В. Россия: опыт национально-государственной идеологии.-М.: МГУ, 1994.- 287 с.
  58. И.А. О монархии и республике // Вопр. филос.-фии.— 1991.- NN 4−5.
  59. М.В., Коваль Б. И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство //Полис.-1992.- NN 1−2.-С.193−201.
  60. М.С. Человеческая деятельность.-М.: Политиздат, 1974.- 190 с.
  61. М.С. Системный подход и гуманитарное знание.- JI.: Издательство ЛГУ, 1991.-286 с.
  62. И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И.: Соч. В 6 т.- М., 1966.- Т. 6.- С.7−21.
  63. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: проблемы теории исторического процесса.- М.: Политиздат, 1981.- 288 с.
  64. С.Н. Военно-философские проблемы в теоретическом наследии Шарля де Голля: Дис.. канд. филос. наук / Военный Ун-т.- М., 1997.- 204 с.
  65. И.Г. Политическая социализация личности в условиях военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации (философско-политологический анализ): Дис.. канд. филос. наук / ГА ВС.- М., 1995.- 247 с.
  66. В.А. Политический контроль над армией: каким ему быть?// Армия России сегодня и завтра.- М., 1995.
  67. А.А. Армия и политика. Советская военно-политическая и военно-стратегическая мысль, 1918−1991 гг.-М.: Между-нар. отношения, 1995.- С.34−45.
  68. Д. Гражданское общество // 50/50: Опыт слов, нового мышления.- М., 1989.- С.448−449.
  69. Конституция Российской Федерации.- М.: Юрид. лит., 1993.- 64 с.
  70. Концепция национальной безопасности Российской Федерации// Ориентир.- 1998.- N 3.- С.6−19.
  71. И.Я., Леонов В. Г. Онтология социальной системы России / Под ред. Д.Лихачёва.- Новосибирск, 1997.-226 с.
  72. А.П. На пути к гражданскому обществу / Ин-т моодёжи.- М., 1992.- 142 с.
  73. И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии//Политические исслед.- 1991. N 5.- С. 128−137.
  74. Красная звезда.- 1996.- 3 февраля.
  75. Красная звезда.- 1995.- 3 ноября.
  76. Краткая философская энциклопедия.- М.: Издательскаягруппа «Прогресс» «Энциклопедия»., 1994. — С.221.
  77. Краткий словарь по социологии.- М., 1988.- С. 124.
  78. .В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления (философс-ко-социологический аспект): Дис.. канд. филос. наук / ВПА.-М., 1991.- 249 с.
  79. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа.- М.: Наука, 1996.-191 с.
  80. И.В. Гражданское общество на Западе и в России // Политические исслед.- 1996.- N 5 С.107−119.
  81. В.И. Государство и революция // Ленин В. И. Полн. собр. соч.- Т. 33.
  82. В. Гражданский контроль дорого стоит // Известия.- 1998, — 8 окт.
  83. С. Политическая социология // Американская социология.- М., 1972, — С.180−262.
  84. Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж.: Соч. в 3 т.- М., 1998.- Т. 3.- С.218−422.
  85. Ю.М. К проблеме типологии культуры // Труды по знаковым системам.- Тарту, 1967.- С.55−79.
  86. К.О., Смольков В. Г. Гражданское общество/ Рос. акад. правления. М.: МИП, 1993.- 142 с.
  87. Н. Государь.- М.: Планета, 1990.- 115 с.
  88. Маккартни Джеймс П. Отношения между военными и гражданскими в демократическом обществе: перспективы американского генерала.- М.: ВУ, НИГОНИ, 1995.
  89. Ю.В. Армия: целостность, система, организация.- М.: ВПА, 1986.- 166 с.
  90. Ю.В. Марксистско-ленинская концепция армии и её реализация в развитии современных революционных вооружённых сил: Дис.. д-ра филос. наук / ВПА им. В. И. Ленина. М., 1987.- 345 с.
  91. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1992. — 183 с.
  92. Э.С. Вопросы системного исследования.- М., 1972.- 190 с.
  93. Э.С. Теория культуры и современная наука.1. М.: Мысль, 1983.- 264 е.
  94. К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т.З.- С.1−4.
  95. К. Экономические рукописи 1857−1859 гг.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.- Т.46., ч.1.- С.214−220.
  96. К. Письмо Анненкову П.В. 28.12.1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.- Т.27.- С.402−404.
  97. Г. Г. Демократический контроль и процесс продвижения офицеров по службе.- М., 1997.
  98. А. Гражданское общество // 50/50: Опыт слов, нового мышления.- М., 1989.- С.446−447.
  99. А. На пути к гражданскому обществу // Сов. культура.- 1989.- 7 октября.
  100. A.A. Проблема гражданского контроля за деятельностью органов военного управления и пути её решения // Гуманитарные аспекты строительства Вооружённых Сил.- М.:BY, 1997.-28 с.
  101. Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избр. произведения.- М., 1995.- 460 с.
  102. Ч. Вооружённые силы в «обществе отрицания войны» // Армия и общество.- М.: Прогресс, 1990.- С.78−83.
  103. И.В. Армия как объект общественной регуляции (социально-философский анализ): Дис.. канд. филос. наук / Военный Ун-т.- М., 1997.- 131 с.
  104. В.К. Англо-русский словарь. М.: Русский язык, 1991. — С.159.
  105. Н.В. Политический режим и армия (философс-ко-политологический анализ): Дис. д-ра филос. наук / ГА ВС.-М., 1995.-335 с.
  106. Николз Томас М. Структура советских гражданско-воен-ных отношений.- М.: BY, НИГОНИ, 1996.
  107. Э. Демократический контроль над армией.-СПб., 1996.- 137 с.
  108. Независимая газета.- 1994.- 14 янв.
  109. Независимая газ.- 1996.- 15 февр.
  110. Независимая газ.- 1996.- 28 февр.
  111. Независимая газ.- 1997.- 18 янв.
  112. Основные положения военной доктрины Российской Федерации // Красная звезда.-1993.-19 нояб.
  113. Отечественная философская мысль о войне, армии и воинском долге: Хрестоматийный сборник.- М.: Воениздат: 1995.-368 с.
  114. И.Н. О сущности и содержании гражданского контроля // Гражданский контроль над армией: проблемы и перспективы / Ассоциация военно-политических и военно-исторических исследований.- И., 1994.- С. 7−9.
  115. Т. Система современных обществ / Пер. с англ.- Институт «Открытое общество».- М.: Аспект Пресс, 1997.-270 с.
  116. B.JT. Системный подход в исследовании и укреплении воинской дисциплины: Дис.. канд. филос. наук / ВПА им. В. И. Ленина. М., 1990.- 140 с.
  117. Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 4 т. -М., 1994.- Т. 3.- С.128−193.122. «Положение о Совете Обороны» // Рос. газ. 1996. -15 мая.
  118. В.M. Диалектика политики и войны в ядерно-космический век (философско-социологический анализ): Дис.. д-ра филос. наук / ВА ГШ ВС СССР. М., 1991.- 369 с.
  119. К. Открытое общество и его враги // Поппер К. Соч. в 2 т.- М., 1992. Т.2.- С.181−185.
  120. Проблемы системности в истории отечественной философии. Научйо-аналитический обзор // Отв. ред. Л. Э. Венцовский.- М., 1994. 66 с.
  121. С.А. Проблемы развития военно-гражданских . отношений в условиях реформы вооружённых сил и военного строительства // Гражданский контроль за военной сферой Российской
  122. Федерации: сущность и формирование механизма реализации / Академия военных наук. М., 1998.- С. 76−87.
  123. Псевдо-Аристотель. Книга политики, или Устроение предводительства, известная также под названием «Тайна тайн"// Греческие истоки политических теорий в исламе. Ч.1.- Каир, 1954.- С.121−147 с.
  124. К. Вооружённые силы в условиях демократии // США: экономика, политика, идеология.- 1993.- N 4.- С.52−62.
  125. Рёдигер Франк. Концепция интеграции вооружённых сил и гражданского общества // Соответствие законодательства РФ в военной сфере международным правовым нормам.- СПб., 1996.
  126. В.М. Армия и политическая власть // Военная мысль.- 1993.- N 5.- С.12−19.
  127. В.М. Идеология и современные военно-политические процессы.- М.: ГА ВС, 1995.-204 с.
  128. Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество.- И.: РАУ Корпорейшн, 1995.- 520 с.
  129. Ю.М. Гражданское общество как объект социологического познания // Вестник МГУ, сер.18.-1995.- N 2.- С.30−46.
  130. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации / МГСУ.- М.: Союз, 1993. 559 с.
  131. С. Безопасность страны и военная реформа // Красная звезда.-1996.- 23 ноября.
  132. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: В 3 т.- М., 1961.- Т. 2.
  133. В.Н. Основание общей теории систем. Логико-методологический анализ.- М., 1974.- 239 с.
  134. Р. Потенциал участия военных в современной российской политике // Мировая экономика и международные отношения.- 1997.- N 4.- С.68−83.
  135. В.А. Военно-организационная система: сущность, структура, процессы функционирования (философско-социологический анализ): Дис.. канд. филос. наук / Военный Ун-т.-М., 1995.- 193 с.
  136. A.A. Устойчивость органов управления военно-организационных систем (философско-методологический анализ):
  137. Дне.. канд. филос. наук / ГА ВС России.-М., 1994.- 183 с.
  138. C.JI. Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России // Социально-полит, журн.-1994.- N 2.- С. 96−108.
  139. В.В. Военные в гражданском обществе // Мировая экономика и междунар. отношения.- 1995.- N 6.- С.44−52.
  140. В.В., Дерюгин Ю. И. Социология армии.-М.: ИСПИ РАН, 1996.- 304с.
  141. Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М.: Изд-во РЭА, 1995. — 183 с.
  142. Г. Межнациональные конфликты и армии // Армия и общество.- М.: Прогресс, 1990.- С.157−172.
  143. Системный анализ и научное знание // Отв. ред. Д. П. Горский.- М.: Наука, 1978.- 247 с.
  144. В.H. Противоречия формирования и функционирования военной безопасности Российской Федерации (социально-философский анализ): Дис.. канд. филос. наук / Военный Ун-т,-М., 1996.- 182 с.
  145. В. Г. Проблемы формирования гражданского общества // Социально-полит, науки.- 1991.- N 4.- С.9−16.
  146. П.А. Система социологии, — Т.1−2.- П., 1920.
  147. Социальный контроль // Словарь прикладной социологии // Отв. ред. Давидкж Г. П. Минск, 1984. — 220 с.
  148. Социология. Словарь-справочник.- Т.1.: Социальная структура и социальные процессы.-М.: Наука, 1990.-345 с.
  149. С.Г. Общество как субъект социальной жизни // Социально-полит, журнал.- 1995.- N 1.- С. 72−82.
  150. С.Г. Формирование личности в условиях социализма,— М.: Высш.шк., 1989.- 168 с.
  151. П.Н. Военный профессионализм в демократическом обществе // Гражданское общество и вооружённые силы. М., 1997.
  152. В. Армия и проблематика гражданского общества// Мировая экономика и междунар. отношения.- 1997.- N 2.- С.72−80.
  153. A.A. Армия и общество: Дис.. д-ра филос. наук / ВПА им. В. И. Ленина. М., 1972.- 525 с.
  154. А. Демократия в Америке.- М., 1992.- 529 с.
  155. С.Н. Заметки по философии религии // Вопр.филос.- 1995.- N 2.- С. 172−180.
  156. И.С. Общество как социальная система. // Социально-полит. журн.- 1994.- NN 7−8.
  157. В.Н. Противоречия функционирования системы военной мощи государства (социально-философский анализ): Дис.. канд. филос. наук / ГА ВС.- М., 1993.- 194 с.
  158. А.И. Системный подход и общая теория систем.-М., 1978. 148 с.
  159. Уинфрей Рональд. Роль вооружённых сил в демократическом обществе // Гражданское общество и вооружённые силы. М., 1997.
  160. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов М.: «Советская энциклопедия», 1983.- 840 с.
  161. Формирование гражданского общества в современной России (Социологические^ исследования 1994−1995 гг.) Сб. обзоров/ РАН ИНИОН.-1996.-224 с.
  162. Г. И. Новый взгляд на развитие общественных отношений.- М.: Талицы, 1996. 49 с.
  163. С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и междунар. отношения.» 1995.- N 6, — С.63−74.
  164. С. Столкновение цивилизаций // Политические исслед.- 1994.- N 1.- С.28−36.
  165. C.B. Методология системного исследования военно-политической обстановки: Дис.. канд. филос. наук / ГА ВС.- М., 1994.- 181 с.
  166. Д.А., Фейджин Р. Е. Определение понятия системы. Исследование по общей теории систем.- М., 1969.- 350 с.
  167. В. Гражданское общество: как оно формируется (и сформируется ли) в постсоветской России? // Мировая экономика и междунар. отношения.- 1997.- N 5, — С.27−42.
  168. Р. Американская политическая традиция и её создатели / Отв. ред. Ю. К. Абрамов. М.: Наука, 1992. — 427 с.
  169. В.В. Военно-политическое сознание общества и особенности его развития в современных условиях (философско-со-циологический аспект).- М.: ГА ВС, 1992.-130 с.
  170. П.М. Армия и политика в современную эпоху:
  171. Дис.. д-ра филос. наук / Военный Ун-т.- М., 1996.- 414 с.
  172. И.Н. Демократия и гражданское общество // Политические исслед.- 1992.- N 4.
  173. А.Н. Парламентский контроль за процессом гражданской социализации военнослужащих // Гражданский контроль за военной сферой РФ: сущность и формирование механизма реализации / Академия военных наук. М., 1998.- С. 88−101.
  174. А.Н. Военно-гражданские отношения: гуманистическое наполнение // В сб.: Военная политика: гуманистический аспект.- М.: ГА ВС, 1993.- 228 с.
  175. О.И. Человеческий потенциал России // Общественные науки и современность.- 1995.- N 4.- С.36−53.
  176. Щипанов §-.Б. Система безопасности Российской Федерации и роль Вооружённых Сил в её обеспечении: Дис.. канд. филос. наук / ГА ВС.- М., 1994.- 197 с.
  177. Шифф Рибекка JI. Пересмотр гражданско-военных отношений: теория согласия.- М.: ВУ, НИГОНИ, 1996.
  178. Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд. Т.20.- С.339−626.
  179. М. Наёмные вооружённые силы и общество // Независимое военное обозрение. 1998. N 10.
  180. У. Росс. Введение в кибернетику, — М., 1969.-344 с.
  181. А.А., Турко Н. И. Гражданский контроль над законотворчеством и формированием нормативно-правовой базы важное условие обеспечения безопасности РФ // Гражданский контроль за военной сферой РФ: сущность и формирование механизма реализации
  182. Академия военных наук. М., 1998.- С. 64−75.
  183. Э.Г., Садовский В. Н. Системно-структурные иследо-вания и их место в современной науке // Категория структуры и развитие физики элементарных частиц.- Дубна, 1966.-С.93−166.
  184. И.Ф. Гражданское общество: история и современность / Хабар, гос. техн. ун-т. Хабаровск, 1997.- 125 с.
  185. Huntington S. The Soldier and the The State. The Theory and Politics of Civil-Military Relations.- Cambridge, London: The Belknap Press of Haward University Press, 1985.- P.112−180. .
  186. Militarization and society. Alternatives, N.Y., 1984, Summer, vol.10, N 1.- P. 42−51.
Заполнить форму текущей работой