Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ардовская Р. В. Лекции и дистанционное обучение // Высшее образование сегодня. — 2006, № 2 — С.56−59- Бакалов В. П., Крук Б. И., Журавлева О. Б. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление. -М.: Горячая линия-Телеком, 2008. — 107 е.: пл.- Батыгин Б. С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве // Социологический журнал. — 2001, № 1. Диков А. В. Метод… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное информационное пространство
    • 1. 1. Информация в современном обществе
    • 1. 2. Коммуникативные процессы в современном обществе
    • 1. 3. Модель современных коммуникаций в массмедийном пространстве
    • 1. 4. Особенности предоставления и восприятия информации в условиях виртуальных коммуникаций
    • 1. 5. Мультимедийные средства, применяемые в рамках виртуальных коммуникаций

Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На этапе построения информационного общества современные технологии — в особенности Интернет — являются неотъемлемой частью развития коммуникационной среды. Мультимедийные технологии позволяют «.сократить любые расстояния, что особенно актуально для нашей страны, где территория является не только нашим конкурентным преимуществом, но и одной из наших больших проблем, соответственно, обеспечить равный доступ к услугам для всех жителей нашего государства. Фактически речь должна идти о создании безбарьерного виртуального пространства, не разорванного на части и существующего в границах Российской Федерации"1.

За последнее десятилетие на этой базе возникли новые электронные средства массовой информации (СМИ) с возможностями более широкими и отличными от телевидения и радио эпохи аналогового сигнала. Они приобретают все больше значение и расширяют свою аудиторию. Одновременно развиваются и системы, связанные с дистанционным образованием, основой которых являются новые коммуникативные средства. Они не только изменяют облик информационного пространства, но и создают особые условия для формирования современной системы дистанционного обучения.

Практически единственным средством донесения до аудитории образовательной информации в системе дистанционного обучения являются мультимедийные средства, реализованные в рамках технологий сети Интернет. В связи с тем, что само дистанционное обучение и мультимедий.

1 Медведев Д. А. Стенографический отчет о заседании Совета по развитию информационного общества в России. 8 июля 2010 г., Тверь. — URL: http://www.kiemlin.iu/transcripts/8296 (дата обращения 0S.1I.2010) ные средства находятся в стадии развития, эта проблематика лежит в сфере широких научных интересов.

Очевидно, что мультимедийные средства, применяемые в журналистике, идентичны средствам, применяемым в системе обучения. Отличие заключается в их использовании. Подобно тому, как в свое время тщательно изучалось учебное телевидение, как особый его сегмент во всей широте жанров, методов и средств1, сформировалась ситуация изучения мультимедиа в контексте и образования и массовой коммуникации.

В современной научной литературе глубоко исследовано само понятие «мультимедиа» как новое коммуникативное и эстетическое явление. Однако применение мультимедийных средств в дистанционном обучении практически не описано. Описание системы мультимедийных средств, активно используемых в дистанционном обучении, является новым и важным для понимания жанровой структуры, его социогенной природы, интерактивности и виртуальности.

Таким образом, исследование многообразия свойств и особенностей применения мультимедийных средств в дистанционном обучении в рамках современной цифровой среды актуальна.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Проблема современного дистанционного образования находится в центре внимания отечественных и зарубежных ученых. Дистанционное обучение, существующее сегодня в рамках различных технологий базируется опыте и методиках традиционного обучения и учебно-образовательного телевидения.

Анализу применения телевидения и радио в системе образования, посвящен ряд работ с разной степенью обобщения и научного осмысления. Так, практические вопросы использования телевидения и радио в высшей и средней школах нашли свое отражение в трудах таких исследователей, как.

1 Очерки по истории Российского телевидения, / Егоров B.B., Кузнецов Г. В. и др. — М.: Воскресенье, 1999. -416 е.- Голуб А. Л. Советское учебное телевидение. Функции и средства.: Дис.. канд. филол. наук: Киев. М., 1972; Самарцев O.P. Телевидение. Личность. Образование: Очерки теории образовательного телевидения. — Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 1998 г. — 224 с.

Д.А. Божедаров, B.B. Вержбицкий, A.JI. Голуб, В. В. Егоров, Э. М. Ефимов, В. Н. Кузнецов, П. П. Олефиренко, Л. П. Прессман, О. Р. Самарцев, А. Н. Тихонов и др.1.

Современным дистанционным обучением занимались: Anderson T.D., Clark Т., Detweiler R., Dillon С., Hillman D., Jensen В., Moore M. и др.2 Среди российских ученых эти проблемы рассматривали: Р. В. Ардовская, В.П. Бака-лов, Б. С. Батыгин, A.B. Диков, Д. А. Иванченко, Ю. В. Исаев, В. И. Канаев, Г. Е. Кедрова, И. Комарова, М. Д. Кондратова, JI.A. Коханова, Д. А. Матеев, В. В. Муромцев, Н. С. Прохорова, Б. М. Сапунов и др.3.

1 Божедаров Д. А. Средства массовой коммуникации в современной образовательной системе: Дне.. канд. филол. наук: М., 2005 — 143 е.- Вержбицкий В. В. Подготовка к созданию системы днешнционного образования в России // Дистанционное образование. — 1997, № 2- Голуб А. Л. Советское учебное телевидение. Функции и средства.: Дис.. канд. филол. наук: Киев. М., 1972; Егоров В. В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения, М.: Педагогика, 1982 г.- Он о/се: Телевидение: страницы истории. -М.: Аспект Пресс, 2004 — 202сЕфимов Э. М. Синтез эмоционально-понятийного в экранном творчестве: Дис.. канд. филол. наук: М., 1981; Кузнецов В. М. Учебное телевидение. — М.: Высшая школа, 1990 г.- Олефиренко П. П. Образоватеьный потенциал радио Н Вестник электронных и печатных СМИ — Выпуск № 3 — URL: http://www.vestnik.ipk.ru/index.php?id=1545 (дата обращения 02.10.2010) — Прессман Л. П. Метднка применения технических средств обучения. Экранно звуковые средства. — М.: Просвещение, 1988 г. — 192 е., ил.- Самарцев О. Р. Цифровая реальность. Телевидение постиндустрияльиой эпохи. — М: 2009; Он же: Телевидение. Личность. Образование: Очерки теории образовательного телевидения. — Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 1998 г. — 224 е.- Тихонов А. Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование, № 4, 1994.

2 Anderson T.D., Garrison D.R., Avoiding the industrialization of research universities: big and little distance education/The American journal of distance education, 1999 13(2), pp.48−63- Clark T. Attitudes of higher education faculty toward distance education: a national survey. // The American Journal of Distance Education, 1993, 7(2), pp. 19−33. Detweiler R. Educational Technology Can Transform Lectures into Tutorials and Tutorials into Adventures // The Chronicle of Higher Education, 2004, Julj 9 — URL: www.chronicle.com (дата обращения 02.04.2008) — Dillon С. and Walsh S. Faculty: the neglected resource in distance education. // The American Journal of Distance Education, 1992, 6(3), pp. 5−21- Hillman D. et al. Learner-interface interaction: an extension of contemporary models and Strategy for practitioners. //The American Journal of Distance Education — 1994, 8(2), pp. 30−42- Bob Jensen — URL: http://www.trinity.edu/rjensen/crossborder.htm (дата обращения 10.06.2008) — Moore M.G. American distance education. A short literature review, in: Lockwood, F. (ed.), Open and Distance Learning Today, Routledge, London, New York, 1995.

3 Ардовская Р. В. Лекции и дистанционное обучение // Высшее образование сегодня. — 2006, № 2 — С.56−59- Бакалов В. П., Крук Б. И., Журавлева О. Б. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление. -М.: Горячая линия-Телеком, 2008. — 107 е.: пл.- Батыгин Б. С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве // Социологический журнал. — 2001, № 1. Диков А. В. Метод проектов в сети Интернет// Педагогическая информатика, — 2005, № 1 — С. 9−14- Иванченко Д. А. Генезис дистанционного обучения в России: современный взгляд //Информатика и образование. — 2006, № 7 — С. 3−8- Исаев Ю. В. Университетская интегрированная информационная система МОТОР // Телекоммуникации и информатизация. — 2006, № 3 — С. 74−77- Канаев В. И. Учебный контент, как содержательная часть дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2005, JV"2. — С. 52−55- Кедрова Г. Е. Системные требования к проектированию электронных учебных. материалов для дополнительного профессионального образования. — Материалы межрег. универс. научно-практич. конф. «Современное состояние, проблемы и перспективы развития дополнительного профессионального образования в российских регионах». — РГГУ. М.: Каллиграф, 2006; Комарова И. Дистанционное обучение. Мировой опыт // Народное образование. — 2006, JVb 5 С.131−136- Кондратова М. Д. Элекфонная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообщесш: Дис.. канд. социол. наук, Саратов, 2005; Коханова Л. А., Калмыков А. А. Основы теории журналистики. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 536с.- Матеев Д. А. Виртуальное общение как псевдокоммуникация и актуализация проблемы одиночества: социально-философский аспект// Открытое образование. — 2006, Jsrs- 3, — С. 47−52. Муромцев.

В работе JI.A. Кохановой и A.A. Калмыкова «Основы теории журналистики» рассматриваются уровни и формы обучения, зарекомендовавшие себя в российской практике в рамках как традиционного, так и дистанционного обучения. В частности, делается акцент на следующем: «.появление новых информационных технологий и новейших средств телекоммуникаций предъявляет более высокие требования к качеству образования, подготовке компетентных профессионалов во всех областях практической деятельности, в том числе и журналистике. Поэтому особенно актуальным становится непрерывное образование. Современному человеку мало знать и уметь, нужно непрерывно пополнять свои знания"1.

Исследователи системы дистанционного образования В. П. Бакалов, Б. И. Крук, О. Б. Журавлева, рассматривая ее развитие, считают, что «дистанционная форма образования не является альтернативой складывавшейся веками традиционной форме. Первая дополняет вторую, расширяя возможности для получения образования широким слоям населения"2.

Наиболее яркими западными исследователями социальных отношений и взаимоотношений в Интернете и других информационных технологий в информационном обществе являются: Н. Бейм, М. Кастельс, М. Макшоэн, X. Рейнгольд, Ш. Тракл, Ф. Уэбстер и др3.

Исследованию различных мультимедийных средств, входящих в нашу жизнь, посвящены работы: Д. В. Армеева, O.A. Буковецкой, Н. И. Дворко,.

В.В. Виртуальные коммуникации в управлении и обучении. // Труды конференции «Теория акшвпых систем». — М.: ИПУ РАН — 2007; Прохорова Н. С. Социокультурные аспекты феномена виртуальном коммуникации в русскоязычной сети Интернет: Дис.. канд. социол. наук: М., 2006 — 177с.- Сапунов Б. Образование и медиакультура // Высшее образование в России. — 2004, N8 — С. 26−34.

1 Коханова Л. А., Калмыков А. А. Основы теории журналистики. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -536 с.

2 Бакалов В. П., Крук Б. И., Журавлева О. Б. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление. -М.: Горячая линия-Телеком, 2008. — С.6.

3 Baym N. The Talk of Fandom: The Importance of the Social Practices of Soap Opera Fans in a ComputerMediated Discussion Group. In Cheryl Harris & Alison Alexander (Eds) Theorizing Fandom: Fans, Subcutures and Identity, Cresskill? N.Y.: Hampton Press Inc., 1998; Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business and Society. Oxford: Oxford University Press- 2001; Маклюэн M. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. — Киев, 2004. — 432 е.- Rheingold Н. Realidad virtual. Barcelona: Gedisa. D.L. -1994; Trukl Sh. La vida en la pantalla: la construccion de la identidad en la era Internet. Barcelona: Paidos. — 1997; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М.: Аспект Пресс, 2004 -400с.

И.А. Ильиной, A.A. Калмыкова, М. Кастельса, JI.A. Кругловой, JI.H. Нугу-мановой и др1.

В разработке темы жанровой и тематической структуры мультимедийных средств автор опирался на труды P.A. Борецкого, В. В. Егорова, А. Князева, О-В. Коноваловой, О. Р. Самарцева, B.JI. Цвика и др.2.

Общие проблемы информационно-коммуникационных технологий и функционирования средств массовой коммуникации (СМК) в современном обществе рассматривали И. Л. Андронников, Э. Г. Багиров, Г. П. Бакулев, P.A. Борецкий, H.A. Голядкин, Л. А. Дмитриев, В. В. Егоров, И. И. Засурский, Р. Д. Копылова, Г. В. Кузнецов, С. А. Муратов, Н. И Утилова, В. Л. Цвик,.

A.Я. Юровский и др.

Характеристика современных мультимедийных средств в системе дистанционного обучения была бы не полной без работ: Ю. А. Бельчикова, H.A. Голядкина, Ю. Д. Гранина, H.H. Ефимовой, М. И. Жабского, Я.Н. За-сурского, И. А. Звегинцевой, Г. В. Кузнецова, Р. П. Овсепяна, П.П. Оле-фиренко, Е. И. Прохорова, В. В. Тулупова, С. Л. Уразовой, Н. И. Утиловой,.

B.C. Хелемендика, и других видных научных деятелей.

1 Армеев Д. В., Гужов В. И. Виртуальный доступ к обучающим средам // Открытое и дистанционное образование. — № 4 (32), 2008; Буковецкая O.A. Создание презентаций на ПК. — M.: HT Пресс, 2005. — 144 е.: ил. — Дворко Н. И. Профессия-режиссер мультимедиа. — СПб.: СПбГУП, 2004 — 160 е.- Ильина И. А. Проблемы изучения и восприятия гипертекста в мультимедийной среде Интернет: Автореф. дне.. канд. филологич. наук. М., 2009. — 18с.- Калмыков А. А., Коханова J1. А. Интернет-журналистика. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2005. — 383с.: ил.- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Великое слияние: мультимедиа как символическая среда / Библиотека «Полка букиниста» — Значимые книги отечественных и зарубежных авторов — URL: http://polbu.ru/kastelsinformepoch/ch47i.html (дата обращения 10.07.2010) — Круглова Л. А. Видеолизация и аудилизация традиционных СМИ.: Сб. Международной научно-практической конференции «.Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире». — М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2010 — С. 67−68- Нугуманова. Л. Н. Информационные сети и аудиовизуальные средства обучения в системе образования Республики Татарстан // Дистанционное и виртуальное обучение, № 3, 2008 г.- URL: http://edu.ksu.ru/russian/journal/joumalnotes/icH3494 (дата обращения 15.07.2010).

2Борецкий P.A. В Бермудском треугольнике ТВ / Библиотека центра экстримальной журналистики. — URL: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&bid=609 (дата обращения 15.07.2010) — Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. — M., 1993. — 306 е.- Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Учебное пособие. — Бишкек: КРСУ — 2001 — URL: http://evartist.narod.ru/textl/09.htm (дата обращения 20.09.2010) — Коновалова О. В. Основы журналистики. Учебное пособие по современной практической журналистике. — М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: МарТ, 2005 — С. 47−61- Она же: Аналитические жанры телевидения. — Ростов н/Д., 1998 — 70с.- Самарцев O.P. Телевидение. Личность. Образование: Очерки теории образовательного телевидения. — Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 1998 -224 е.- Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009, — 495с.

При этом анализ имеющейся научной литературы показывает, что тема «Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения» изучена недостаточно. Кроме того, процесс осмысления новых средств в рамках развивающейся мультимедийной среды происходит с запозданием относительно скорости внедрения новых информационных технологий как в практику обучения, так и в массовую коммуникацию.

Высказанные соображения определили формулировку проблемы — изучение мультимедийных средств как средства дистанционного обучения, выбор объекта и предмета настоящего исследования.

Объектом исследования являются мультимедийные средства, используемые в дистанционном обучении.

Предметом исследования является функционирование и формы мультимедийного контента используемые в сфере дистанционного обучения.

Целью диссертационной работы является анализ и выявление особенностей мультимедийных средств в современных системах дистанционного обучения.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние дистанционного обучения в современном обществе и выявить его основные особенности в условиях новой технологической парадигмы;

2. Определить основные тенденции и особенности применения мультимедийных средств в дистанционном обучении в высшей школе и дополнительном профессиональном обучении;

3. Изучить структуру современных коммуникаций в условиях интерактивной мультимедийной среды;

4. Проанализировать особенности представления и восприятия информации в мультимедийной среде;

5. Изучить жанровую и тематическую структуру мультимедийных средств, применяющихся в системе дистанционного обучения.

Методология и методы исследования.

В соответствии с поставленной в диссертационной работе задачей и в связи с возросшим научным интересом отечественных и зарубежных исследователей к проблеме применения комплекса современных мультимедийных средств, а также форм представления информации в мультимедийной среде избрана методология исследования, основанная на системном анализе. В рамках исследования жанровой и тематической структуры используются элементы контент-анализа и анализа дискурсов. Для изучения общего состояния интеграции мультимедиа средств в системе дистанционного обучения использовались методы ретроспективного анализа, описательные и сравнительные методики. Таким образом, методология носит научный характер и позволяет оптимально подойти к изучению заявленного в диссертации предмета.

Методологически диссертация основана на базовых положениях теории и практики журналистики, трудах по философии и психологии, этике и эстетике телевидения, социологии и лингвистике, истории отечественного и зарубежного телевидения, работах по теоретическим и практическим вопросам применения телевидения в системе образования, на теории и практике дистанционного и традиционного обучения.

Научная новизна диссертационной работы заключается в анализе мультимедийных средств в дистанционном обучении, выявлении особенностей дистанционного представления и восприятия информации, формировании рекомендаций по использованию мультимедийных средств в дистанционном обучении.

Теоретическую основу работы составили труды российских и зарубежных ученых в областях философии, филологии, психологии, социологии, культурологи, педагогики, информатики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В современном дистанционном обучении превалирующую роль играют мультимедийные средства, характерные для системы массовой информации.

2. Современные СМИ, использующие мультимедийные средства, интегрированы в систему дистанционного обучения, образуя единую обучающую среду (knowledge-media).

3. Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения идентичны по основным характеристикам используемым средствами массовой коммуникации.

4. В системе дистанционного обучения формируется особая виртуальная среда взаимодействия с аудиторией.

5. Жанровая структура современной журналистики органично адаптируется системой дистанционного обучения.

Научно-практическая ценность исследования. Проведен анализ современного состояния использования мультимедийных средств в дистанционном обучении. Определена взаимосвязь технологий СМИ и дистанционного обучения. Разработаны подходы к рациональному проведению дистанционного обучения с использованием мультимедийных средств (Интернет-технология, телекоммуникационная технология), сформулированы рекомендации по повышению качества дистанционного обучения в интерактивной мультимедийной среде. На основе представленных в работе рекомендаций могут быть созданы новые эффективные курсы для дистанционного обучения по целому комплексу образовательных программ, в том числе пожурналистике, филологии, культурологии, а также по техническим дисциплинам.

Практическое применение. Материалы диссертации были использованы при проведении дистанционного обучения по телекоммуникационной технологии в РГГУ и его филиалах.

Апробация результатов работы. Материалы диссертации опубликованы в трех ведущих рецензируемых научных журналах:

1. Муромцева A.B. Мультимедийные средства в дистанционном обучении // Вестник МОУ. Серия «Лингвистика» — 2011 г., № 1 -С.195−198.

2. Муромцев В. В., Муромцева A.B. Коммуникации в современных организационных системах // Вестник РГГУ. Серия «Управление» -2011г., № 4-С. 217−225.

3. Батов В. И., Муромцев В. В., Муромцева A.B. Виртуальная коммуникация как феномен культуры // Философские науки — 2008 г., № 7 — С. 98−107.

Результаты исследования были представлены на шести международных конференциях:

1. Муромцева A.B. Новые возможности предоставления информации при проведении презентаций. Доклад на XIV Международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем» — М., 2006 — С. 291−293.

2. Муромцева A.B. Современное общество и виртуальные коммуникации. Доклад на XV Международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем» — М: РГГУ, 2007 г.-С. 331−335.

3. Муромцева A.B. Особенности предоставления информации в условии виртуальных коммуникаций. Доклад на Международной научной конференции «Проблемы регионального и муниципального управления «- М., 2008 — С. 139−142.

4. Муромцев В. В., Муромцева A.B. Информационная модель социализации индивида в современном обществе. Доклад на Международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем» — М: РГГУ, 2008 — С. 24−28.

5. Муромцев В. В., Муромцева A.B. Модель современных коммуникаций. Доклад на XVII Международной конференции.

Проблемы управления безопасностью сложных систем" - М: РГГУ, 2009;С. 381−383.

6. Муромцев В. В., Муромцева A.B. Основные свойства виртуальных коммуникаций. Доклад на международной научной конференции «Проблемы регионального и муниципального управления» — М: РГГУ, 2010;С. 51−53.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Во введении приводится обоснование актуальности работы и сформулированы основные задачи исследования. Первая глава посвящена анализу особенностей информационного обеспечения человека в современном обществе, рассмотрены особенности коммуникаций и проанализировано использование мультимедийных средств при коммуникациях. Вторая глава посвящена анализу интеграции мультимедийных средств в системах дистанционного обучения, разобрана жанровая и тематическая структура в дистанционном обучении, представлены практические результаты использования мультимедиа средств в системе дистанционного обучения (ДО).

Основные выводы:

При исследовании интеграции мультимедийных средств в системе дистанционного образования приходим к следующим выводам:

1. Мультимедиа средства, применяемые в рамках ДО, позволяют наглядно и эффективно передавать информацию пользователю. Возможности их применения активно реализуются в существующих системах ДО и использование того или иного эффекта в процессе обучения зависит в основном от навыков и желания предоставляющего информацию.

2. Наработки в области учебного телевидения и образовательного радио активно используются в системах современного дистанционного обучения. Аудиои видеокассеты, электронные диски, телевизионные программы сегодня используются в рамках высшего образования в качестве дополнительной информации и вспомогательных материалов, освещающих более подробно ту или иную тему, как при дистанционном, так и при традиционном обучении.

3. Жанровая структура сеансов ДО как и жанровая структура образовательных, научно-популярных и учебных передач, столь же. разнообразна, как и в телепрограммах. Возможности создателей учебных сеансов, контентов в ДО ограничиваются лишь техническими средствами, а также степенью творческой фантазии производителей таких программ.

4. В мире отмечается не только развитие национальных систем ДО, но и общая активизация международного сотрудничества в этой сфере, при этом наблюдается стремление к развитию единых интернациональных образовательных структур, использующих общие организационные формы и технологии.

5. Подготовка к занятиям в рамках ДО существенно отличается от подготовки к традиционным занятиям. Это объясняется сменой типа коммуникации и технологическими особенностями проведения ДО, которые и определяют требования материалов и проведению занятий. к формированию дополнительных.

Заключение

.

За последние пятнадцать лет информационная среда человека кардинально изменилась. Виртуальные коммуникации играют все большую роль, вытесняя, заменяя естественную коммуникацию и способствуя внедрению совершенно новых ранее неизвестных способов предоставления и восприятия информации.

Объем информации, получаемой современным человеком, растет в геометрической прогрессии, и этим обусловливается необходимость постоянного пополнения профессиональных знаний, получить которые при нарастающем ускорении ритма жизни можно с помощью дистанционного обучения.

Информационное пространство современного человека в основном определяют виртуальные коммуникации: СМИ, Интернет и образовательные институты.

В обществе меняются формы и способы предоставления информации, меняются источники и содержание информации, на передний план выходят взаимоотношения людей, основанные на виртуальной природе общения.

Сокращение сроков старения информации и повышение требований к качеству информации, привело к изменению концепции образования, в основе которой сегодня лежат принципы доступности, открытости и непрерывности. Реализация этих принципов невозможна без использования технологий дистанционного обучения. При проведении ДО активно используются опыт и знания СМИ и традиционной школы.

Появление новых информационных технологий вызвало к жизни новые формы и средства представления информации. Современные мультимедийные средства, основанные на особенностях восприятия информации человеком, обеспечивающие интерактивность, гипертекст, многооконность и т. д. — реалии сегодняшнего дня. Мультимедийные средства используются сегодня практически во всех компьютерных приложениях. Представленные в работе модели коммуникаций позволяют выявить особенности представления и восприятия информации при ДО.

На сегодня обучение с помощью телекоммуникационных и интернет-технологий представляет собой некоторый симбиоз СМИ (телевидения, радио) и традиционных методов обучения. Информационное наполнение в основном берется из традиционного обучения, а методы и формы представления информации заимствуются из телевидения, радио и кино. Современные системы ДО с различными наборами мультимедийных средств позволяют реализовать достаточно широкую жанровую структуру обучения, аналогичную жанровой структуре СМИ.

Использование в ДО новых информационных технологий, основанных на виртуальных коммуникациях, принципиально отличает эту технологию обучения от. традиционной. Современные виртуальные коммуникации уменьшают и искажают предоставляемую информацию. Уровень потерь и<. искажений зависит от технических характеристик каналов связи, передающих и принимающих сторон, использования тех или иных мультимедийных средств. Это определяет необходимость включить в образовательный процесс элементы, которые отсутствовали при классическом традиционном обучении. Прежде всего, это предоставление дополнительной информации в виде мультимедийных приложений в режимах on-line и off-line, изменение стиля общения с аудиторией и структурирование учебного материала с учетом особенностей системы ДО и аудитории. Все эти положения учитывались при проведении автором занятий по дистанционной технологии в Российском государственном гуманитарном университете.

Мультимедийные средства, применяемые в рамках ДО, позволяют наглядно и эффективно передавать информацию пользователю. Возможности их применения активно реализуются в существующих системах ДО, и использование того или иного эффекта в процессе обучения зависит в основном от технической грамотности и приобретенных навыков, желания как самого предоставляющего информацию, так и той организации, с помощью которой осуществляется ДО.

Современный уровень развития технических средств требует учета особенностей восприятия информации человеком. Для повышения качества обучения необходимо дальнейшее совершенствование мультимедийных средств, технологий проведения занятий, подключение других сенсорных систем человека.

В мире отмечается не только развитие национальных систем ДО, но и общая активизация международного сотрудничества в этой сфере, при этом наблюдается стремление к развитию единых интернациональных образовательных структур, использующих общие организационные формы, технологии и мультимедийные средства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В., Рихтер С., Попов О. Телерадиовещание: ущерб физическому и психическому здоровью // Broadcasting. — 2001, № 8 (20) — С. 62−66.
  2. А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дис.. докт. пед. наук М., 1999 г. 289 с.- URL: http://www.iet.mesi.ru/dis/oglo.htm (дата обращения 22.12.2010)
  3. Г. М. Социальная психология. Учебник. Русский гуманитарный Интернет-университет, 2003 — URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/andreevasocialpsihology (дата обращения 05.04.2007)
  4. Г. М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. (На рус. и чешек, яз.) Прага, 1981.
  5. Р.В. Лекции и дистанционное обучение. // Высшее образование сегодня 2006, № 2 — С.56−59
  6. Д.В., Гужов В. И. Виртуальный доступ к обучающим средам // Открытое и дистанционное образование 2008, № 4 (32) — С.34−36
  7. Г. Т., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. и др. О концептуальной базе построения в России информационного общества //Информационное общество. 1999, № 9 — С. 17−19.
  8. Ч., Шмакке Э. Мир в 2000 году: Свод международных прогнозов -М.: Прогресс, 1973 240 с.
  9. В.П., Крук Б. И., Журавлева О. Б. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление. Учебное пособие. М.: Горячая линия-Телеком, 2008. — 107с.: ил.
  10. Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. Перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010 — 192 с.
  11. Г. П. Новые медиа: Теория и практика. М.: КЛМ, 2008 — 137с.
  12. В.И., Муромцев В. В., Муромцева A.B. Виртуальная коммуникация как феномен культуры // Философские науки. 2008, № 7 — С. 98−107
  13. .С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве // Социологический журнал. 2001, № 1. — URL: http://misit.ucoz.ru/load/3-l-0−10 (дата обращения 15.01.2011)
  14. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999 — 782 с.
  15. Бердяев Н.Самопознание. С-П: Азбука-классика, 2007 г.
  16. Д. А. Средства массовой коммуникации в современной образовательной системе : Дис.. канд. филол. наук. М., 2005 143 с.
  17. Большой энциклопедический словарь. URL: http://slovorus.ru/ (дата обращения 03.06.2008 и 10.08.2010)
  18. P.A. В Бермудском треугольнике ТВ. Библиотека центра экстримальной журналистики. — URL: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&bid=609 (дата обращения 15.07.2010)
  19. O.A. Создание презентаций на ПК М.: НТ Пресс, 2005 -144 е.: ил.
  20. В.В. Подготовка к созданию системы дистанционного образования в России // Дистанционное образование 1997, № 2 — С. 30−35
  21. H.A. Оценка эффективности дистанционных технологий обучения. Статьи на DStudy.ru — URL: http://dstudy.ru/?type=page&page=fl 2f49c 1−9191 -4644-bbde-0df9cdd70dld&item=9c4a0861−589b-4b9c-9cba-ae76391f20b0 (дата обращения 15.10.2010)
  22. E.H. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. Монография. — М: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2006 384с.
  23. Гипертекст и постгутенберговая эра. URL: http://axeeffect.ru/blog/romeont (дата обращения 12.02.2010)
  24. А.Л. Советское учебное телевидение. Функции и средства.: Дис.. канд. фил. наук. Киев. М., 1972
  25. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. / Под ред. А. П. Садохина. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352с. — URL: http://www.countries.ru/library/intercult/mkmod.htm (дата обращения 02.02.2010)
  26. У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. /Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986 — 345 с.
  27. Н.И. Профессия-режиссер мультимедиа. СПб.: СПбГУП, 2004 -160 с.
  28. A.B. Метод проектов в сети Интернет. // Педагогическая информатика, — 2005, № 1 С. 9−14.
  29. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень. 1995, № 3.
  30. Дистанционное обучение. Энциклопедия статей. / URL: http://www.majesticarticles.ru/naykaiobrazovanie/obrazovanie/pred/informa tika/46 316 887.html (дата обращения 21.12.2010)
  31. Е.М. Обучение студентов неязыковых вузов иноязычной виртуальной коммуникации в массово-информационной среде Интернет: На материале английского языка: Дис.. канд. пед. паук, Пятигорск, 2006.
  32. В.В., Кузнецов Г. В. и др. Очерки по истории Российского телевидения М: Воскресенье, 1999 — 416 с.
  33. В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. -М.: Педагогика, 1982 г. 152 с.
  34. В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999−219 с.
  35. В.В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. М, 1993.- 306 с.
  36. В.В. Телевидение: страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004 — 202с.
  37. .С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1998 — 541с.
  38. Т.В. Российский опыт интеграции в информационное общество //Информационное общество. 1999, № 1. — С. 16−19
  39. H.H. Звук в эфире. Учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2005 — 142 с.
  40. Э.М. Синтез эмоционально-понятийного в экранном творчестве: Дис.. каид. филол. наук М., 1981
  41. Д.А. Генезис дистанционного обучения в России: современный взгляд //Информатика и образование. 2006 г., № 7 — С. 38
  42. И.А. Проблемы изучения и восприятия гипертекста в мультимедийной среде Интернет: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2009. 18с.
  43. Информатика: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Н. В. Макаровой — М.: Финансы и статистика, 2004 768 с.
  44. Информационная безопасность систем организационного управления / Под ред. H.A. Кузнецова, В. В. Кульбы М., 2006 — 495с.
  45. Ю.В. Университетская интегрированная информационная система МОТОР // Телекоммуникации и информатизация. 2006, № 3 -С. 74−77.
  46. История дистанционного обучения // URL: http://letopisi.ru/index.php/Иcтopиядиcтaнциoннoгooбyчeния (дата обращения 15.01.2011 и 17.01.2011)
  47. История новейшей отечественной журналистики: Учебное пособие. / Р. П Овсепян, Под. ред Я. Н. Засурского М.: МГУ, 1999 — URL: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&bid=236&cid=2029 (дата обращения 03.02.2010)
  48. A.A., Коханова JI.A. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-Дана, 2005. — 383 е.: ил.
  49. A.A. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: Автореф. дис. докт. фил. наук. М., 2009 26 с.
  50. В.И. Учебный контент, как содержательная часть дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. 2005. № 2. — С. 52−55.
  51. Г. Е., Муромцев B.B. Электронные учебники: актуальные проблемы стандартизации. // Вестник Качества 2008, 6(84) — С. 28−34
  52. А. Основы тележурналистики и телерепортажа: Учебное пособие. Бишкек: КРСУ — 2001 — URL: http://evartist.narod.ru/textl/09.htm (дата обращения 02.04.2010)
  53. И. Дистанционное обучение. Мировой опыт // Народное образование. 2006 г., № 5 — С. 131−136.
  54. М.Д. Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ : Дис.. канд. социол. наук Саратов, 2005
  55. О.В. Аналитические жанры телевидения. Ростов н/Д: 1998−70с.
  56. O.B. Основы журналистики. Учебное пособие по современной практической журналистике. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: МарТ, 2005 — 272с.
  57. Концепция формирования информационного общества в России, 1999 г. // Информационное общество 1999, № 3 — С. 3−11.
  58. JI.A., Калмыков A.A. Основы теории журналистики.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 536 с.
  59. В.М. Учебное телевидение. М.: Высшая школа, 1990 г.- 184 е., ил.
  60. М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2004. — 432 с.
  61. Е.Ю. Этические проблемы виртуальной коммуникации: Дис. I. канд. филос. наук, СПб., 2004.
  62. Е.А., Скорупская Ю. Г. Виртуальные миры искусства и науки: проблема референции // Философские науки. 2007, № 7, — С. 30−49
  63. Д.А. Виртуальное общение как псевдокоммуникация и актуализация проблемы одиночества: социально-философский аспект // Открытое образование 2006, № 3.- С. 47−52.
  64. Д.А. Стенографический отчет о заседании Совета по развитию информационного общества в России. 8 июля 2010 года, Тверь URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/8296 (дата обращения 08.11.2010)
  65. В.В. Виртуальные коммуникации в управлении и обучении // Труды конференции «Теория активных систем» М., ИПУ РАН, 2007.
  66. B.B. Использование информационных психотехнологий в дистанционном обучении / Труды XVIII Международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем» М: РГГУ, 2010.
  67. В.В., Муромцева A.B. Информационная модель социализации индивида в современном обществе. Доклад на Международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем», М., РГГУ, 2008 С. 24−28
  68. В.В., Муромцева A.B. Коммуникации в современных организационных системах // Вестник РГГУ. Серия «Управление» -2011, № 3-С. 270−281
  69. В.В., Муромцева A.B. Модель современных виртуальных коммуникаций // Труды XVII Международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем» М.: РГГУ2009- С. 381−383
  70. В.В., Муромцева A.B. Основные свойства виртуальных коммуникаций. Доклад на международной научной конференции «Проблемы регионального и муниципального управления», М.: РГГУ, 2010-С. 51−53.
  71. A.B. Использование запахов при презентациях и дистанционном обучении // Вестник качества 2007, № 4 (76) — С. 2938.
  72. A.B. Новые возможности предоставления информации при проведении презентаций. / Труды XIV Международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем», М.: 2006 С. 291−293.
  73. A.B. Особенности предоставления информации при проведении on-line сеансов в ДО // Вестник качества 2006, № 11 (71) — С.30−32
  74. A.B. Современное общество и виртуальные коммуникации // Труды XV Международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем» М: РГГУ, 2007 — С.331−335
  75. A.B. Технология проведения презентаций. Учебное пособие / Под. ред. Муромцева B.B. М.: РГГУ, 2011 — 96с.
  76. На пути к информационному обществу / В. В. Егоров М: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2006. — с. 192
  77. Е.И. Повышение эффективности дистанционных образовательных услуг в условиях информатизации общества: Дис.. канд. экон. наук, Тольятти. 2005 г.
  78. О.Ф. О телевизионной коммуникации и эстетике. М: Искусство, 1989
  79. В.Н. Информатизация и система тотального управления качеством. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы. Материалы VI международной конференции по ДО. -М, 1998 -с.317−336
  80. О разработке программы движения Москвы к информационному обществу: Распоряжение Мэра г. Москвы от 20 июля 2001 г. № 715-РМ / URL: http://www.zaki.m/pagesnew.php?id=769&page=6,7 (дата обращения 12.10.2010)
  81. О смысле массовой коммуникации. Массовая информация и выживание. Refoman.Ru — Философия, культурология, религия, искусство. — URL: http://www.refoman.rU/c/55/ref/3633/indexl. 1 .html (дата обращения 05.06.2010).
  82. П.П. Образовательный потенциал радио // Вестник электронных и печатных СМИ М: «Наука», № 3 — URL: http://www.vestnik.ipk.ru/index.php?id=1545 (дата обращения 02.10.2010)
  83. С.И. Виртуальная реальность: Исследование онтологических и коммуникационных основ: Дис.. д-ра филос. наук, Омск, 2002.
  84. Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой — М: Аспект Пресс, 2009 — 360 с.
  85. Основы теории коммуникации: Учебник. / Под ред. проф. М.А. Васи-лика М.: Гардарики, 2007 — 615 е., ил.
  86. Очерки по истории Российского телевидения. / Егоров В. В., Кузнецов Г. В. и др. -М.: Воскресенье, 1999.-416 с.
  87. В.В., Гуревич С. М. Производство и оформление газеты. М., 1977 — с.128
  88. В.В. Влияние средств массовой коммуникации на духовную культуру общества. Ленинград, 1981.
  89. Л. Методика применения технических средств обучения. Экранно-звуковые средства. М.: Просвещение, 1988 г. — 192 е., ил.
  90. Н.С. Социокультурные аспекты феномена виртуальной коммуникации в русскоязычной сети Интернет: Дис.. канд. социол. наук М., 2006
  91. Радио- и телетехнологии, использование аудио- и видеокассет // URL: http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/polygraphy/ 5.1.html (дата обращения 03.04.2010)
  92. С. Презентация: 10 уроков. М.: Эксмо, 2006 — с. 121
  93. Рекомендации по методическому обеспечению основной образовательной программы высшего профессионального образования -М: 2010−76 с.
  94. O.P. Телевидение. Личность. Образование: (Очерки теории образовательного телевидения.) Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 1998−224 с.
  95. O.P. Цифровая реальность. Телевидение постиндустриальной эпохи.-М: 2009-с. 334
  96. . М. Образование и медиакультура // Высшее образование в России. 2004, N8 — С. 26−34.
  97. Системы высшего образования стран запада М.: РУДН, 1991 — 192с.
  98. Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1980.-1600 е., силл.
  99. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. 07.02.2008 г., № Пр-212
  100. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: учебное пособие / O.P. Самарцев, под. общ. ред. Я. Н. Засурского М.: Академический Проект, 2007−528 с.
  101. В.П. ДО: история, экономика, тенденции. // Дистанционное обучение. 1997, № 2.
  102. А.Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О.П.Управление совремершым образованием: социальные и экономические аспекты М.: Вита-пресс, 1998 — 256с.
  103. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России//Высшее образование. № 4, 1994.- С.3−10
  104. А. Третья волна. М., 1999
  105. В.В., Колосов A.A., Цуканова М. И., Сапунов В. И., Бобряшов A.A. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет. Учебник / Под ред. Тулупова СПб.: Михайлова В. А., 2006 -320 с.
  106. С.Л. Головоломка века // ТелеЦЕНТР 2005, № 2 (10) — С. 9−11
  107. Ф. Теории информационного общества. — М.: Аспект Пресс, 2004−400с.
  108. Федеральный закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»
  109. H.A. Миры и агенты виртуализации общества // Философские науки № 4, 2007 г. — С. 148−157
  110. ЦвикВ.Л. Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 — 495 с.
  111. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня./ Бим-Бад Михайлович, Ван Поведская Е., Досиль Масейра Августин, Иглесиас Соуто П. и др. СПб.: Речь, 2007 — 320 с.
  112. Д.В., Филатов O.K. Технологии обучения в В III. М.: Экспедитор, 1996, — 288с.
  113. A.A. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М., 2003 — 232с.
  114. Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. М., 1988.
  115. Шанк Патти Значение мультимедиа в обучении URL: http://www.websoft.ru/db/wb/76C5F33383875B2AC325740A00621B18/do c. html (дата обращения 24.03.2011)
  116. Эффективность дистанционного обучения // URL: http://www.distance-learning.ru/db/el/C2BC3A52E147AE8BC3256C480034ACD4/doc.html (дата обращения 12.01.2011)
  117. И. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб., Авалон, Азбука-классика, 2006 — 240 с.
  118. Anderson, T.D., Garrison, D.R., Avoiding the industrialization of research universities: big and little distance education/The American journal of distance education, 1999 13(2), pp.48−63
  119. Brzezinski Z.K. Beetweentwo ages. N.Y., 1970
  120. Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business and Society. Oxford: Oxford University Press, 2001
  121. M. // La sociedad red. Vol. 1 de «La era de la informacion».-Madrid: Alianza., 2005
  122. Clark T. Attitudes of higher education faculty toward distance education: a national survey. // The American Journal of Distance Education, 1993, 7(2), pp. 19−33.
  123. Computerization and controversy: value conflict and social choices. 2nd ed. / Ed. by R. Kling. N. Y.: Academic Press, 1996.
  124. Detweiler R. Educational Technology Can Transform Lectures into Tutorials and Tutorials into Adventures // The Chronicle of Higher Education, 2004, Julj 9 URL: www.chronicle.com (дата обращения 02.04.2008)
  125. Dillon С. and Walsh, S. Faculty: the neglected resource in distance education. // The American Journal of Distance Education, 1992, 6(3), pp. 521
  126. Fourastie J. Le grand espoir du XX-s Siecle / J.Fourastie. P., 1949, c.42, 80−83,319
  127. Hillman D. et al. Learner-interface interaction: an extension of contemporary models and Strategy for practitioners. // The American Journal of Distance Education 1994. 8(2), pp. 30−42
  128. Jensen Bob URL: http://www.trinity.edu/rjensen/erossborder.htm (дата обращения 10.06.2008)
  129. Learner-interface interaction: an extension of contemporary models and Strategy for practitioners. // The American Journal of Distance Education, 8(2), pp. 30−42.
  130. Masuda Y. The information society. Bethesda, 1980
  131. Moore M.G. American distance education. A short literature review, in: Lockwood, F. (ed.), Open and Distance Learning Today, Routledge, London, New York, 1995
  132. Rheingold H. Realidad virtual. Barcelona: Gedisa. D.L. 1994.
  133. TelePresence: виртуальные коммуникации // Мой Интернет 09.11.2006
  134. Trukl Sh. La vida en la pantalla: la construccion de la identidad en la era Internet. Barcelona, Paidos. 1997.
  135. Toffler A. Future Shock. N.Y., 1970
  136. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1983
  137. Touraine A. La societe postindustriale. P., 1969.
Заполнить форму текущей работой