Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Жанровые особенности репортажа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Слово «репортаж» возникло от латинского «reportage», которое обозначает «передавать», «сообщать». Изначально репортаж были посвящены судебным заседаниям, парламентским дебатам, собраниям и прочему, но позднее репортажи такого содержания стали называться просто «отчётами». Александр Тертычный в своей работе о жанрах журналистики пишет, что российская школа журналистики и западная школа несколько… Читать ещё >

Жанровые особенности репортажа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово «репортаж» возникло от латинского «reportage», которое обозначает «передавать», «сообщать». Изначально репортаж были посвящены судебным заседаниям, парламентским дебатам, собраниям и прочему, но позднее репортажи такого содержания стали называться просто «отчётами». Александр Тертычный в своей работе о жанрах журналистики пишет, что российская школа журналистики и западная школа несколько по-разному представляют себе жанр репортажа: «выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их „имени“, и являются генетическими предшественниками и ближайшими „родственниками“ нынешнего российского репортажа» Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие / А. А. Тертычный. — Москва: Аспект Пресс, 2000.

Исследователи жанра репортаж сходятся во мнении, что основная задача репортёра — создать эффект присутствия, то есть, дать возможность аудитории быть очевидцем события. Эффект присутствия помогает доказать то, что репортёр описывает то, что видео своими глазами. Поэтому лучшей «почвой» для репортажа становятся предметные ситуации, события, и, уверен А. А. Тертычный, «быстро развивающиеся». Но репортёр должен не только подробно описать событие, создать эффект присутствия, но и вызвать у читателя сопереживание о рассказываемом. Этого можно достичь, используя изложение динамики события или изложение динамики авторских переживаний. Первый способ применим к быстроразвивающимся событиям, когда журналист-репортёр просто показывает читателю это развитие. Второй же способ относится к репортажам о событиях, развивающихся менее динамично. Здесь журналист может или описать внутреннее развитие, внутреннюю динамику события, или рассказать о динамике своих переживаний, которые вызвало данное событие.

Отличительная черта репортажа — динамично развивающееся действие Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения / М. Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.

И для журналиста-репортёра развитие события важнее его итога, журналисту важно показать, как на его глазах развивается событие. В связи с этим М. Н. Ким выделяет некоторые сложности сюжетно-композиционного построение журналистского текста в этом жанре. Сложности, по мнению исследователя, следующие: выбор отображаемого отрезка события, выбор и расстановка участников, отбор и расположение фактического материала, отбор и компоновка наиболее ярких эпизодов, отбор характерных деталей, отбор авторских впечатлений.

Ключевая роль в репортаже — роль автора, автор здесь главный «распорядитель всего действия» (6). Главная задача, стоящая перед репортёром — создать целостное впечатление о каком-то конкретном жизненном эпизоде. «Журналистский репортаж помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события требует той структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения в тексте, которая переводит его в особый способ выражения из совокупности того или иного числа авторских заметок, необходимой „цепочки“ впечатлений, суммы эпизодов. Жанр репортажа требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей „сиюминутных“ ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. В таком сочетании достаточно противоречивых требований кроется, по нашему мнению, творческий „нерв“ специфических сложностей репортажного жанра» Учёнова В. В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия. Методы журналистского творчества / В. В. Учёнова. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1982. Журналист-репортёр сталкивается с тем, что различные компоненты репортажа (факты, мнения, впечатления, детали и прочее) нужно как-то организовать, чтобы получился структурный текст. Это, по мнению М. Н. Кима, обусловлено необходимостью свернуть событие до нескольких наиболее значимых эпизодов — только в этом случае репортёру удастся показать событие наиболее понятно для читателя. Ещё одна сложность написания репортёрского текста — собрать различные эпизоды так, чтобы получилась целостная картина. В. В. Учёнова уверена, что журналистский репортаж — это не прямая проекция происходящего события. «Между методом познания и его жанровым воплощением существует «зазор», уверена исследователь. Этот «зазор» различен в каждом репортажном решении, и благодаря этой многозначности появляются «оттенки жанровых вариантов».

В арсенале журналиста-репортёра есть и различные композиционные решения. Журналист может выстраивать события в хронологическом порядке или же может задать другую последовательность.

М. Н. Ким отмечает, что в практике выработана «устойчивая схема репортажного описания». Сначала репортёр даёт «зарисовочную заставку» — какой-либо яркий эпизод, который помогает ввести читателя в курс дела. Такая заставка должна привлечь внимание к репортажу. После зарисовочной заставки идёт «репортажное описание». Это основная часть репортажа, где присутствуют и отступления, и диалоги, и впечатление и прочие элементы. Именно этими элементами создаётся эффект присутствия в тексте. Так как репортёрский текст должен вызывать у читателя ещё и чувство соучастия в событии, репортёр должен обращаться ещё и к чувствам читателя. В репортажном описании важно правильно подобрать детали, которые помогут воссоздать отображаемое репортёром событие. Весь текст удачного репортажа должен быть пронизан действием, все детали должны быть взаимосвязаны. Концовка репортажа — обобщение впечатлений, оценок и мнений. Эта структурно-композиционная схема репортажа, считает М. Ким, при желании может быть изменена автором — репортаж может быть построен на ассоциативных связях или исторических параллелях. Но всё же чаще всего репортёрский текст строится по вышеописанному принципу.

Самое главное в репортёрском тексте, то, что делает его выразительным — это удачно подмеченные детали, пейзажные и портретные зарисовки, диалоги, яркие впечатления и прочие элементы).

«Стержнеобразующий жанровый элемент» Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Ред-сост. С. Г. Корконосенко. СПб: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 репортажа — отражение события так, как оно происходило на самом деле. Также репортажу свойственно особое воспроизведение времени и пространства — в репортёрском тексте время прерывисто, условно — по продолжительности оно не соответствует реальному времени описываемого события, но время в репортаже всегда динамично, оно движется от начала описания к концу.

Журналист-репортёр не обязательно действующее лицо происходящего, хотя в некоторых случаях может быть им, но журналист всегда активный наблюдатель события. Это помогает репортажу дать читателю наглядное представление о том или ином событии через восприятие репортёра, который выступает очевидцем или участником описываемого события.

В репортаже должна быть динамика повествования, связанная с протяжённостью действия во времени и пространстве; наглядность, которая помогает создавать образную картину происходящего, предельная документальность — никакой реконструкции, ретроспектив и творческого вымысла; эмоционально окрашенный стиль повествования, который придаёт рассказу убедительность; активная роль личности журналиста-репортёра.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой