Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. В выполненном исследовании применялась совокупность следующих основных методов: группа общенаучных методов (теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, опрос, формирующий эксперимент, моделирование) — методы диагностического изучения психологических особенностей личности, связанные с Я-концепцией: «Методика… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы развития позитивной Я-концепции личности студента
    • 1. 1. Теоретический анализ исследований Я-концепции в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Психологическая сущность позитивной Я-концепции личности
    • 1. 3. Психологические особенности Я-концепции личности в студенческом возрасте
    • 1. 4. Выводы
  • ГЛАВА II. Исследование Я — концепции личности студента
    • 2. 1. Психологическая модель позитивной Я-концепции личности студента
    • 2. 2. Организация и методы исследования
    • 2. 3. Анализ результатов констатирующего исследования Я-концепции личности студента
    • 2. 4. Выводы
  • ГЛАВА III. Экспериментальное исследование психологических условий и средств развития позитивной Я-концепции личности студента
    • 3. 1. Цели, задачи и организация экспериментального исследования
    • 3. 2. Содержание экспериментальной программы
    • 3. 3. Статистический анализ и обсуждение результатов формирующего эксперимента
    • 3. 4. Выводы

Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в психологических исследованиях переосмысливаются сущностные характеристики личностного в человеке. Все больше выдвигаются на передний план различные внутрилично-стные образования, такие как самопонимание, рефлексия, Я-концепция, образ-Я, доверие к себе. Особую значимость представляет такое системное образование, как Я-концепция, поскольку в ней отражено существенное для личности соотношение «потенций и тенденций» (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясшцев), ее «возможностей и стремлений» (B.C. Мерлин). Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение Я-концепции в отечественной психологии, привели к условно-схематическому ее рассмотрению вне целостной теории личности. К. А. Абульханова отмечает, что интенсивно разрабатывающаяся во всем мире проблема Я-концепции оказалась малоизученной в отечественной психологической науке.

В настоящее время акцент исследований перемещается в сторону развития позитивной Я-концепции. Ее востребованность возрастает в условиях социально-экономического и духовного кризиса в стране, ломки привычных стереотипов жизнедеятельности и потока агрессивно насыщенной информации, снижающей резистентность личности к деструктивным влияниям. Особенно остро это сказывается на современном студенчестве, что создает психологический дискомфорт, ведет к дестабилизации личности, к возникновению и нарастанию таких негативных психических состояний, как беспокойство, эмоциональная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, оказывая существенное влияние на психическое и физическое здоровье. Сегодняшние студенты нуждаются в глубокой «внутренней перестройке», предусматривающей самоосознание, корректировку отношения к себе и к другим людям.

В научных исследованиях, в образовательной практике и законодательных документах стали чаще употребляться термины, начинающиеся с приставки «само», «сам», которые в интегративном виде характеризуют человека как субъекта собственного развития, то есть как субъекта познания, деятельности, общения, судьбы. Обращается внимание на то, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В образовательном процессе речь идет о необходимости воспитания мотивированной, инициативной, «доминантной» личности, ориентированной на успех и карьеру (в позитивном смысле этого слова), на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. Все сказанное говорит об актуальности выбранной темы исследования.

В основе новых подходов к совершенствованию высшего образования лежит идея личностно-ориентированного обучения, одной из составляющих которой является создание условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого студента в развитии позитивной Я-концепции. Практика преподавания в вузе показывает, что в курсах психолого-педагогического цикла этому не уделяется достаточного внимания, возникли противоречия между требованиями предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов и уровнем развития позитивного самовосприятия, эмоциональной стабильности, личностной зрелости, самосознания студента. Необходим поиск новых психологических подходов и педагогических технологий, способных снять вышеизложенные противоречия. Это и послужило основанием для выбора темы исследования.

Цель исследования — выявить и определить психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента в рамках вузовского обучения.

Объект исследования — Я-концепция как важнейшее структурное образование личности.

Предмет исследования — психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента.

Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из предположения, что существуют нереализованные возможности для развития позитивной Я-концепции личности студента в процессе обучения. Их актуализация возможна, если:

— учитываются психологические условия развития личности: самопонимание, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость;

— студенты включаются в специально-организованную деятельность в рамках образовательного процесса;

— используется система активных методов обучения, включающих психологические средства развития позитивной Я-концепции.

Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) дать теоретический анализ состояния проблемы развития Я-концепции в отечественных и зарубежных исследованиях;

2) изучить особенности Я-концепции личности студента и определить актуальный и потенциальный уровень ее развития;

3) выделить основополагающие психологические условия и определить психологические средства развития позитивной Я-концепции личности студента;

4) разработать и апробировать экспериментальную программу, направленную на развитие позитивной Я-концепции личности студента в условиях специально созданной учебной деятельности.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принцип развития, единства сознания и деятельности (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип комплексного, целостного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова). Кроме того, мы опирались на положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии личности, на некоторые положения, сформулированные в работах Р. Бернса, на основные положения теории интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин) и теории отношений (В.Н. Мясшцев), на концептуальные положения гуманистической психологии об изучении личности как саморазвивающейся, самосовершенствующейся системы (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франка). Мы также руководствовались идеями личностно-ориентированного обучения, развиваемыми А. Г. Асмоловым, И. Б. Котовой, Е. Н. Шияновым, теорией самопонимания (Б.В. Кайгородов), теорией самоотношения (В.В. Столин), положениями теории интегративного подхода к исследованию Я-концепции (B.C. Агапов, И. В. Барышникова, А.В. Иващенко).

Методы исследования. В выполненном исследовании применялась совокупность следующих основных методов: группа общенаучных методов (теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, опрос, формирующий эксперимент, моделирование) — методы диагностического изучения психологических особенностей личности, связанные с Я-концепцией: «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантелеев), «Тест уверенности в себе» (В .Г. Ромек), методика «Полярные профили», методика «Личностный дифференциал», методика интерперсональной диагностики Т. Лири, «Методика изучения самооценки» (Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн), «Тест смысложизненных ориентаций», опросник «Социально-психологической адаптированное&trade-» (К. Роджерс, Р. Даймонд), «Методика незаконченных предложений». При обработке полученных данных использовались методы математической статистики (расчет t-критерия Стьюдента), качественный анализ и содерЯшапюая’емертрвнтатания. Исследование проводилось на базе Хабаровского государственного педагогического университета в 1998 — 2003 г. г. Объектом эмпирического исследования выступили студенты первых — пятых курсов факультета иностранных языков, первых — третьих курсов физико-математического факультета. Всего в исследовании приняли участие 286 человек, их них девушек — 181, юношей — 105. Возрастные рамки испытуемых — от 17 до 22 лет. Исследование проводилось в четыре этапа:

1. Подготовительный этап (1998 — 1999 г. г.), в процессе которого изучалось состояние проблемы исследования в психолого-педагогической теории и практике, осуществлялась разработка исходной концепции и построение гипотезы исследования. На этом этапе анализировалась литература по проблеме исследования, происходил отбор методов для диагностической и формирующей работы, собирался первичный материал о проявлениях содержательных компонентов Я-концепции студентов с использованием метода включенного наблюдения. Кроме того, на этом этапе были проведены пилотажные исследования с целью проверки эффективности подобранных психологических методикразрабатывались планы констатирующего исследования и формирующего экспериментов и их дидактическое обеспечение.

2. Опытно-экспериментальный (1999 — 2001 г. г.), в ходе, которого было проведено констатирующее исследование по выявлению актуального и потенциального уровня развития Я-концепции студентовсконструирована психологическая модель позитивной Я-концепции личности студента. На этом этапе использовались метод тестов и включенное наблюдение. Результаты диагностических исследований подвергались статистической компьютерной обработке (t-критерий Стъюдента для независимых выборок).

3. Этап проведения формирующего эксперимента (2001 — 2002 г. г.). На этом этапе, на основе предшествующих результатов исследования, разрабатывалась и апробировалась экспериментальная программа, подбирались и использовались средства формирующей и коррекционной работы, направленные на развитие позитивности Я-концепции личности студента. За основу были взяты три базовых психологических условия: самопонимание, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. При этом параллельно с формирующими процедурами проводилась психодиагностика, что позволяло вносить коррективы в ход формирующей работы, проводить ее более целенаправленно и гибко. Расчет t-критерия Стьюдента позволил делать выводы о статистической значимости данных, получаемых в ходе формирующего эксперимента и его эффективности.

4.Заключительный (2002 — 2003 г. гЛ На этом этапе обобщались и систематизировались результаты предыдущих этапов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— определены психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента;

— уточнены общетеоретические представления о психологической сущности позитивной Я-концепции;

— конкретизированы представления о сущности, особенностях и роли Я-концепции в личностном становлении студента;

— определена совокупность методик по исследованию актуального и потенциального уровня развития Я-концепции личности студента;

— установлены особенности содержательных характеристик Я-концепции у студентов, выявлена их качественная специфика на различных этапах обучения;

— предложены психологические средства актуализации позитивного «Я» студента в учебно-воспитательном процессе вуза;

— экспериментально доказана позитивная динамика в развитии Я-концепции личности студента по мере усвоения разработанного нами специального учебного курса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при проведении диагностических обследований студентов, направленных на изучение особенностей Я-концепцииопределении характера психолого-педагогических рекомендаций, необходимых для оптимизации процессов подготовки и самоподготовки студентовразработке лекций, спецкурсов для студентов факультета психологиипсихологическом консультировании, групповой и индивидуально-ориентированной психокор-рекционной работе. Материалы исследования могут использоваться при подготовке студентов психологических специальностей и в процессе повышения квалификации психологов-практиков.

На основе результатов исследования была разработана и апробирована программа спецкурса «Позитивное Я», которая может быть использована для оптимизации образовательного процесса в вузе. Материалы исследования были использованы автором при разработке спецкурса «Основы психологии здоровья», направленного на повышение психологической компетентности выпускника вуза, который прошел апробацию в учебном процессе Хабаровского государственного педагогического университета со студентами 5 курса факультета иностранных языков в 2003 — 2004 году.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, применением комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих предмету, задачам и гипотезе исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, корректным применением методов статистической обработки данных, а также углубленным качественным анализом результатов. Обработка результатов эксперимента осуществлялась с использованием специального программного обеспечения (SPSS + PS (Statistical Paskaje Social Scinces for IBM)), предназначенного для исследований в области общественных наук.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Позитивная Я-концепция как психологический феномен является индивидуально-личностной стороной осознания и понимания своего «Я» и выступает главным фактором саморазвития, самосовершенствования, самоуправления и самоактуализации личности студента. Развитие Я-концепции изучается в совокупности следующих структурных компонентов: самопознания, самоотношения, саморегуляции.

2. Студент вуза обладает значительным потенциалом развития позитивной Я-концепции. Этот потенциал может быть актуализирован и использован в процессе обучения при создании психологических условий и использовании специальных психологических средств.

3. Основополагающими психологическими условиями формирования позитивной Я-концепции личности студента являются: развитие самопонимания, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости, осуществляемое в специально организованной учебной деятельности.

4. Эффективной формой работы по развитию позитивной Я-концепции личности студента является разработанная и апробированная нами развивающая программа, основанная на использовании системы активных методов обучения, включающих психологические средства (когнитивные, эмоционально-оценочные, поведенческие).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации, выступления на аспирантских, научно-методических семинарах, заседаниях кафедры психологии Хабаровского государственного педагогического университета. Результаты исследования были представлены на ежегодных научных конференциях Хабаровского государственного педагогического университета (1997 — 2003 г. г.), Международной конференции «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века» (г. Хабаровск, 2000 г.), Дальневосточной региональной научно-практической конференции «Психология и практика: новые реалии в изменяющемся мире» (г. Хабаровск, 2001 г.), Международной научно-практической конференции «Качество жизни и психическое здоровье человека» (г. Хабаровск, 2002 г.), П Международном Азиатско-Тихоокеанском конгрессе психологов «Человек. Власть. Общество» (Хабаровск, 2002 г.), Международном Симпозиуме «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, 2003 г.), научно-практическом семинаре «Мотивация успеха» (г. Хабаровск, 2003 г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (251 источник, из них 20 на иностранных языках) и приложения. В тексте диссертации имеется 18 таблиц, 12 рисунков. Содержание работы изложено на 152 страницах. Общий объем работы составляет 186 страниц.

Результаты исследования показали, что развитие Я-концепции и личностный рост студентов являются двумя взаимосвязанными процессами. Нестандартные, специально-организованные условия обучения способствовали разрушению стереотипных моделей мышления и навыков поведения, что привело к принятию испытуемыми «Образа Я», образовавшегося в результате осмысления и переосмысления ситуаций, собственных потребностей, а также оснований и последствий собственных действий. Развитие самопонимания, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости оказало влияние на характер самоотношения в целом, что само по себе является показателем позитивности Я-концепции.

Таким образом, гипотезы, выдвинутые в работе, нашли свое подтверждение. Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы:

1. Проблема Я-концепции мало изучена в отечественной психологии. При этом изучение современной специальной литературы показало, что в отечественной психологии личности уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории «Я-концепция» — это исследования по проблемам: самоотношения, самооценки, самоопределения, самопонимания, самоутверждения, развития профессионального Я.

2. Традиционные психолого-педагогические курсы, их «наполняемость» не являются самодостаточными при создании условий для развития позитивной Я-концепции личности студента. Изучение практики организации учебного процесса, наш опыт работы и результаты исследований показали, что проблема развития позитивной Я-концепции личности студента может быть успешно решена только в условиях специально организованной деятельности, с помощью активных методов обучения.

3. Исследования подтвердили, что студенческий возраст является сензитивным для развития позитивной Я-концепции. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что особое внимание необходимо уделять, во-первых, — коррекции эмоциональной и рефлексивной сферыво-вторых, — психологической компетентности студентов в плане усиления личностных ресурсов, укрепления их психического здоровья и тенденций самосовершенствования.

4. Поскольку стихийного нарастания позитивной Я-концепции не происходит, ведущим фактором ее развития являются специально-организованные условия обучения, основанные на развитии самопонимания, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости и позитивного самоотношения в целом.

5. Разработанная программа развития и коррекции Я-концепции, в условиях специально организованного образовательного пространства, позволила выявить ее специфику в студенческом возрасте и обеспечила возможность ее позитивного развития в вузе. В развитии позитивной Я-концепции играют основополагающую роль психологические средства (когнитивные, эмоционально — оценочные, поведенческие).

Вместе с тем, проведенное исследование дает основание наметить и некоторые дальнейшие перспективы изучения в рамках проблемы. Так, предметом специального изучения могут стать: тендерные различия в развитии Я-концепциииспользование возможностей развития позитивной Я-концепции на различных этапах обучения студентаисследования социально-психологических механизмов становления Я-концепции студентов и другие вопросы. Все это позволит в перспективе подойти к разработке единой системы межпредметных связей в развитии позитивной Я-концепции личности студента и использованию данных в теории и практике педагогической психологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение проблемы развития Я-концепции как базового образования в структуре личности студента является актуальной для современной теории и практики обучения и воспитания в связи с реорганизацией вузовского образования и усилением воспитательного воздействия на студентов. Позитивная Я-концепция занимает важнейшее место в структуре личности студента, являясь фактором личностного самоопределения, саморазвития, самоуправления и психического здоровья. Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения и деятельности человека: участвуют в регуляции познавательных процессов и психических состояний, влияют на эмоционально-волевые процессы, обеспечивают целенаправленное управление поведением и деятельностью.

Вузовский этап подготовки студента наделен значительным потенциалом развития позитивной Я-концепции личности студента, которое представляет сложный, динамичный, противоречивый и достаточно длительный процесс, сопряженный с проблемами как субъективного, так и объективного характера, возникающими в ходе подготовки специалиста в вузе. На особенности динамики изменения эмоционально-ценностного отношения студентов к себе накладывает отпечаток своеобразие современной социальной ситуации развития и возрастные характеристики студенчества.

В настоящей работе было уточнено понятие позитивной Я-концепции. Под позитивной Я-концепцией мы понимаем индивидуально-личностную сторону осознания и понимания своего «Я», выступающую фактором саморазвития, самосовершенствования, самоуправления, саморегуляции и самоактуализации, что определяет успешность личностно — профессионального становления студента. При этом составлена рабочая психологическая модель позитивной Я-концепции личности студента, которая реализовывалась в ходе формирующего эксперимента. Данная модель включает следующие блоки: блок самопознания «Я — понимание» (когнитивная сторона Я — концепции) — блок самоотношения «Я — отношение» (эмоционально — оценочная сторона Яконцепции) — блок саморегуляции «Я — поведение» (поведенческая сторона Яконцепции). В результате теоретических обобщений и эмпирическим путем определены и уточнены базовые психологические условия развития позитивной Я-концепции личности студента: развитие самопониманияразвитие уверенности в себеразвитие эмоциональной устойчивости.

В ходе диссертационного исследования был проанализирован широкий диапазон методических средств, приемов и форм развития позитивной Я-концепции в контексте современных психологических школ и психотерапевтических техник. На основе сделанных выводов был разработан и введен в практику вузовского образования специальный формирующий эксперимент, направленный на развитие позитивной Я-концепции личности студента, который подтвердил эффективность психологических условий и используемых нами психологических средств. В частности, были использованы тренинговые методики, методики саморегуляции, методы самовнушения (беседы-рассказы) и индивидуальные задания. Экспериментально установлено, что использование данных психологических средств, способствует развитию самопонимания, индивидуального подхода к себе и другим, осознанию своей уникальности, неповторимостиуверенности в себе и эмоциональной устойчивостиформированию позитивного самоотношения в целом.

В результате эксперимента произошли существенные сдвиги в развитии самопонимания. Уменьшение рассогласований между Я-реальным и Я-идеальным отражает изменения смысловой сферы, развитие рефлексивных процессов и общую гармонизацию личностного развития студентов. Произошли изменения в структуре самоотношения: она стала более дифференцированной и более позитивной, что можно расценивать, как проявление личностного роста, гармонизации системы саморегуляции. Подтверждается положительная динамика развития уверенности в себе и эмоциональной устойчивости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дисс. докт. психол. наук. — М., 1989. — 43 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1989. — 335 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. В.А. Психология личности. Учебное пособие. СПб., 1999.
  5. B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельностируководителей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999. — 21 с.
  6. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономич. грамотность», 1995. — 296 с.
  7. Ф., Солесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1995. — 293 с.
  8. В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубежеt*подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984. — С. 103 — 107.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2001.-272 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. 351 с.
  11. Л.И. Эпигенетическая концепция Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.
  12. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. — С. 52 — 60.
  13. Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, (Серия «Психологическая энциклопедия»), 2002. — 560 с.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: «МГУ, 1984.-43 с. 15.
Заполнить форму текущей работой