Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая группа работ затрагивает различные научные подходы к изучению феномена толерантности. Прежде всего, необходимо отметить труды зарубежных и отечественных философов, посвященные проблеме толерантности. В англо-американской политической философии основы теории толерантности были заложены Дж. Локком, Дж. Миллем. Среди зарубежных авторов, занимающихся данной проблематикой, можно также выделить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА ТОЛЕРАНТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИНОЭТНИЧНЫМИ МИГРАНТАМИ
    • 1. 1. Социологический анализ толерантности как социально-культурного феномена
    • 1. 2. Факторы формирования ориентаций современной российской молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами
  • ГЛАВА 2. ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ НА ТОЛЕРАНТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МИГРАНТАМИ
    • 2. 1. Возрастная специфика ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами
    • 2. 2. Тендерная специфика ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами

Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современность характеризуется интенсификацией миграционных процессов, изменением структуры и направленности миграционных потоков. На фоне этого актуализировалась проблема толерантности во взаимоотношениях принимающих сообществ и мигрантов, поскольку миграционные процессы вызывают к жизни комплекс противоречий между социальными интересами и потребностями сторон, их культурными нормами.

Наибольшее внимание привлекает ситуация в регионах, испытывающих интенсивный приток мигрантов. Однако и там, где эта проблема не стоит столь остро, существуют определённые латентные тенденции в отношениях коренных жителей с иноэтничными мигрантами, которые детерминируют течение ряда негативных социальных процессов и могут проявиться открыто при нарастании противоречий. Одной из важных проблем является и то, к кому и в какой мере нужно проявлять толерантность со стороны принимающего сообщества. При этом ситуация, складывающаяся при взаимодействии местного населения и мигрантов, имеет специфику как в каждой отдельно взятой стране, так и в рамках её отдельных регионов, что обусловлено экономическими, культурными условиями, этнической структурой как местного населения, так и мигрантов.

Учитывая негативные и положительные моменты из опыта взаимодействия с иноэтничными мигрантами жителей ряда западных стран, можно утверждать, что перед современным российским обществом стоит задача формирования у местного населения ценностных ориентаций, которые позволили бы строить отношения с мигрантами с максимально возможным учётом интересов и принимающего сообщества, и мигрантов. Для России эта проблема важна ещё и потому, что наша страна — многонациональное государство, поэтому отношение, формирующееся к иноэтничным мигрантам, оказывает влияние на развитие межнациональных отношений в обществе в з целом. Рост интолерантного отношения к этой группе может стать причиной социальной нестабильности.

Взаимоотношения с мигрантами как российского общества в целом, так и населения отдельных регионов страны развиваются в значительной мере стихийно, достаточно ярко выражены негативные настроения, поэтому необходимо изучать эти процессы с учётом специфики современной ситуации, что позволит выявить особенности и факторы формирования ценностных ориентаций на толерантное взаимодействие в будущем.

Особого внимания требует позиция молодёжи как одной из социальных групп, представляющих принимающее сообщество. Противоречия, порождаемые миграцией, по-особому проявляются в ситуации взаимодействия молодых людей и мигрантов. Возникают проблемы формирования ориентаций на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами у различных групп молодёжи в современных условиях.

Актуальность исследования процессов формирования ценностных ориентаций молодёжи обусловлена противоречиями между потребностью современного общества в толерантности и отсутствием адекватных действий органов власти по её обеспечению, образовательных учреждений по её формированию или же их недостаточной эффективностью. Эти действия должны учитывать специфику молодёжи как социальной группы, а также существующие противоречия между ценностными ориентациями молодых людей относительно взаимодействия с мигрантами и реальной практикой взаимоотношений с ними.

Практическая значимость, недостаточная теоретическая и эмпирическая разработанность проблемы определяют актуальность и новизну темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Избранный в диссертационном исследовании предмет и ракурс его освещения предполагает обращение к нескольким группам научной литературы.

Первая группа работ затрагивает различные научные подходы к изучению феномена толерантности. Прежде всего, необходимо отметить труды зарубежных и отечественных философов, посвященные проблеме толерантности. В англо-американской политической философии основы теории толерантности были заложены Дж. Локком, Дж. Миллем. Среди зарубежных авторов, занимающихся данной проблематикой, можно также выделить Г. Маркузе, К. Нидермана, П. Николсона, Дж. Роулса, М. Уолцера. Через призму толерантности могут быть рассмотрены идеи таких русских философов как Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, JI. Н. Толстой и др. Работы современных российских авторов посвящены проблеме границ толерантности, особенностям ее проявления в российском социокультурном пространстве: Р. Р. Валитова, В. И. Гараджа, В. Е. Кемеров, В. А. Лекторский, М. П. Мчедлов, А. В. Перцев, Н. Н. Федотова, М. Б. Хомяков.

Как норма политического взаимодействия толерантность рассматривается в работах Р. Г. Абдулатипова, С. Г. Ильинской, А. В. Рязанова, Э. Соловьева. В них ставится вопрос о сущности, границах, субъектах, основных проявлениях и потенциальных возможностях толерантности в политических отношениях.

В психологии толерантность рассматривается как достаточно устойчивое качество личности, способствующее ее адаптации к социальной среде. Здесь можно выделить работы таких авторов как А. Г. Асмолов, Г. Л. Бардиер, С. К. Бондырева, Г. С. Кожухарь, Д. В. Колесов, Н. М. Лебедева, Г. Олпорт, А. А. Реан, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец.

Собственно социологический ракурс рассмотрения феномен толерантности получил в работах Ю. В. Арутюняна, И. М. Бадыштовой, В. Э. Бойкова, А. В. Дмитриева, Л. М. Дробижевой, В. И. Мукомеля, В. Н. Петрова, Н. А. Победы, Г. А. Пядухова, 3. В. Сикевич, Е. В. Сысоева, Е. В. Шлыковой.

Второй блок работ, заложивших основы нашего исследования, затрагивает вопросы о роли и сущности ценностных ориентаций в социальной регуляции. В зарубежной социологии их исследовали М. Вебер, Дж. Дьюи, Э.

Дюркгейм, У. Знанецкий, Т. Парсонс, Н. Смелзер, У. Томас. В отечественной 5 социологии изучением ценностных ориентаций занимались: В. И. Бакштановский, Е. С. Баразгова, J1. Г. Вызова, Ю. Р. Вишневский, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, С. Н. Иконникова, JI. Н. Коган, Н. И. Лапин, А. В. Меренков, А. В. Мудрик, JL Я. Рубина, Jl. J1. Рыбцова, П. А. Сорокин, В. А. Ядов.

Третий блок работ, составивших основу диссертационного исследования, посвящен молодежной проблематике. Классические научные труды таких западных авторов как К. Манхейм, Т. Парсонс, С. Эйзенштадт посвящены анализу сущности молодёжи, функций этой группы в обществе.

В отечественной науке молодёжная проблематика затрагивается в работах С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, А. В. Мудрика, М. Н.

Руткевича, Б. А. Ручкина, В. Т. Шапко, В. Н. Шубкина. Особенности социализации молодежи в трансформирующемся обществе изучают: Ю. Р.

Вишневский, И. В. Веселкова, Ю. Г. Волков, В. В. Гаврилюк, Ю. А. Зубок, А.

И. Ковалева. О. Н. Козлова, С. И. Левикова, В. А. Луков, A.B. Меренков, Е.

Омельченко, Л. Я. Рубина, Г. А. Чередниченко, В. И. Чупров.

Проблема особенностей толерантности в молодёжной среде также оказалась в поле зрения учёных. Социологические исследования, связанные с формированием ориентированности на толерантность молодежи затрагивают специфику политической толерантности студентов (С. М., Елисеев, И. В.

Устинова), особенности её проявления в рамках волонтерской деятельности. (Л.

Е. Сикорская), особенности подростковой толерантности (И. И. Демидова, А. В.

Пашкевич, В. Д. Шапиро). Предметом исследования стала этническая толерантность молодёжи отдельных регионов (Е. А. Самсонова, Е. Ю. Юдина), студентов отдельных вузов (В. А. Прохода, В. В. Рязанцев).

Также необходимо отметить работы, посвященные анализу различных аспектов явления миграции, её особенностей на постсоветском пространстве:

А. В. Дмитриев, В. Л. Иноземцев, Е. К. Кириллова, В. В. Константинов, В. И.

Мукомель, Г. А. Пядухов, О. В. Щедрина, Т. Н. Юдина. Достаточно широкий круг публикаций посвящен анализу современной практики взаимодействия б принимающего сообщества и иноэтничных мигрантов (И. М. Бадыштова, В. Э. Бойков, И. Б. Бритвина, В. Н. Петров, Н. А. Ткачева, С. М. Федюнина и др.).

При определении методологических основ исследования нельзя обойти вниманием работы, посвященные анализу межэтнических отношений в России (Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, 3. В. Сикевич), а также исследования в области этнопсихологии, раскрывающие психологическое аспекты межэтнических отношений (В. Г. Крысько, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец).

Анализ научной литературы показывает, что на данный момент наибольшее внимание уделено изучению ситуации взаимодействия принимающего сообщества и мигрантов в регионах, испытывающих их значительный приток, в мегаполисах, а также тенденций развития негативных настроений молодежи, факторов, лежащих в их основе. Значительно меньше исследованы факторы, способствующие формированию толерантности в молодёжной среде малых и средних городов России, противоречивость их проявления.

Таким образом, ряд теоретико-методологических и практических проблем и противоречий определили объект и предмет, обусловили исследовательскую цель и задачи диссертационной работы.

Объект исследования: ценностные ориентации молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами.

Предмет исследования: особенности и факторы формирования ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами.

Цель работы: выявить особенности и основные факторы, определяющие содержание ценностных ориентаций молодёжи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами в современных условиях.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Уточнить понятие «ценностные ориентации на толерантное взаимодействие».

2. Выделить систему факторов, детерминирующих содержание ценностных ориентаций современной российской молодёжи на взаимодействие с иноэтничными мигрантами.

3. Выявить влияние возрастных особенностей молодежи на содержание ценностных ориентаций на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами.

4. Исследовать роль тендерного фактора в становлении ценностных ориентаций на толерантное и интолерантное взаимодействие молодежи с иноэтничными мигрантами.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы российских и зарубежных авторов, посвященные анализу феномена толерантности, сущностных характеристик молодежи как социальной группы, её социальных функций, особенностей социального взаимодействия российского общества и иноэтничных мигрантов.

Фундаментальные методологические и теоретические основания, из которых исходит автор работы, содержатся в трудах Т. Парсонса, Р. Мертона, К. Манхейма, Л. Н. Когана.

Изучение данной проблемы осуществлялось с позиций системного, сравнительно-исторического и деятельностного подходов в трактовке ценностных ориентаций молодёжи.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы ряда социологических исследований, в которых участвовал автор:

1. Опрос молодёжи г. Шадринска возраста 15−24 лет, 2011 г. (квотная двухступенчатая выборка — 400 респондентов).

2. Опрос методом глубокого интервью 2010 г. (35 респондентов: 17 юношей и 18 девушек в возрасте 15−24 лет).

3. Опрос студенческой молодежи г. Шадринска методом фокус-группового интервью, 2011 г. (4 группы).

4. Серия наблюдений за взаимодействием молодёжи и иноэтничных мигрантов, 2011 г. (г. Шадринск, 16 эпизодов). 8.

Также осуществлен вторичный анализ данных всероссийских и региональных исследований российских и зарубежных авторовиспользовались данные городских и областных органов государственной статистики, федеральной миграционной службы России.

Научная новизна диссертационной работы заключается в выявлении особенностей и факторов, определяющих содержание ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами. Положения диссертации, полученные лично автором и содержащие новизну, заключаются в следующем: уточнены основные характеристики толерантного взаимодействия социальных субъектов, к которым относятся: ориентация на необходимость принятия «других» как «своих», взаимные усилия по выработке общих правил взаимодействия в различных сферах повседневной жизни, понимание необходимости и целесообразности изменения стереотипов восприятия культуры других общностейопределено понятие «ценностные ориентации на толерантное взаимодействие» как совокупность установок на принятие значимости отношения к «другим» субъектам как «своим» для реализации общих норм и правил повседневной жизни;

— выявлены особенности формирования ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами: постепенность, противоречивость установок, многофакторность, влияние трансформации общекультурных, этнокультурных, этнорегиональных норм, психосоциальных характеристик молодёжи, ее половозрастной специфики;

— систематизированы факторы, детерминирующие ценностные ориентации современной российской молодежи по отношению к иноэтничным мигрантам: культурно-историческая специфика развития межэтнических отношений в.

России, социальные и культурные характеристики современных мигрантов, стереотипы принимающей стороны, интенсивность миграции, формы и способы организации молодых людей в рамках группы сверстников, система 9 жизненных ориентациимолодежи, сформировавшаяся в условиях рыночных отношений, социокультурные характеристики ее возрастных и тендерных групп, тип поселения;

— выявлена противоречивость факторов, детерминирующих возрастные особенности ценностных ориентаций молодёжи на взаимодействие с иноэтничными мигрантами: младшая возрастная группа в большей мере демонстрирует ориентации на толерантное взаимодействие, но они слабо соотносятся с системой взаимоотношений принимающего сообщества и мигрантов. По мере взросления ориентации на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами слабеют, появляется избирательность во взаимодействии в зависимости от ситуации и их личностных характеристик;

— раскрыта противоречивость действия факторов, детерминирующих тендерные особенности ценностных ориентаций молодёжи на взаимодействие с группой мигрантов: мужчины в большей степени ориентированы на отношения, соответствующие нормам толерантности, а ориентации женщин ограничивает неприятие определенных этнокультурных норм поведения мигрантов с ними;

— разработаны рекомендации по формированию ориентаций разных групп молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты исследования могут быть использованы для:

— дальнейшего социологического анализа процессов взаимодействия российского общества и иноэтничных мигрантов, а также факторов развития толерантного отношения при общении с нимиполучения информации о состояниях и процессах развития взаимодействий современной российской молодежи среднего города и иноэтничных мигрантов;

— разработки социальных технологий по формированию ценностных ориентаций на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами, по профилактике экстремизма и ксенофобии в молодёжной среде;

— разработки курса «Социология миграции», «Этносоциология», а также спецкурсов, связанных с проблемами толерантности.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 17 научных публикациях, докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях: Всероссийская конференция II Емельяновские чтения (Курган, 2007) — «Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы» (Барнаул, 2007) — «Проблемы духовно-нравственного воспитания и образования XXI века» (Шадринск, 2008) — Международный молодежный научный форум «Ломоносов-2010» (Москва, 2010) — XII Международная конференция «Культура, личность, общество в современных условиях: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2009) — «Проблемы развития правовой системы современной России» (Курган, 2010) — «Проблемы защиты прав несовершеннолетних и профилактики правонарушений в молодежной среде» (Шадринск, 2010) — II Международная конференция «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодёжи» (Таганрог, 2011) — «Проблемы формирования и развития образовательного потенциала современной России» (Шадринск, 2011) — XV Международная конференция «Культура, личность, общество в современных условиях: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2012).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 230 источников. Содержание работы изложено на 155 страницах.

Результаты исследования показывают, что в молодежной среде распространено мнение о том, что среди мигрантов есть люди, которые просто не способны выйти на необходимый для полноценных взаимоотношений уровень понимания правил принимающего сообщества. Отнесение молодыми людьми мигрантов к группе с низким уровнем развития («ущербные») сужает возможности установления с ними отношений «как с равными». Поэтому их появление в ближайшем окружении не является привлекательной перспективой, а наличие каких-либо контактов с ними не престижно в глазах молодёжи:

Они, как сказать, недорощенные до современной жизни, до современности вообще, в частности, в сравнении с нашим уровнем жизни вообще Отстапые довольно-таки люди и дикие, естественно" (Станислав, 24 года).

Ориентированность на исключение мигрантов из сферы возможных контактов (как деловых, так и досуговых) на фоне общего неприятия социокультурных характеристик этой группы становится определяющим фактором при оценке реального и потенциального опыта взаимодействия с ними. В итоге неприятие вызывают все представители мигрантского сообщества, которым стереотипно приписываются негативные характеристики. Особенно остро воспринимаются и оцениваются попытки контактов отдельных представителей местной молодёжи, преимущественно девушек, со сверстниками из мигрантской среды. За гранью понимания со стороны как юношей, так и девушек находится то, как вообще можно на это пойти, и что хорошего и полезного это может принести:

Там еще просто есть девушки вот такие, которым нравятся такие, «не наши». Я не знаю, экзотика это для них или что?" (Анастасия, 17 лет).

Среди подростков значительно больше тех, кто не может чётко определить свою позицию относительно перспектив взаимодействия с мигрантами в досуговой сфере, чем среди представителей старшей группы (30,2% и 12%) соответственно). Подросткам ввиду ограниченности представлений о сфере социального взаимодействия и по причине нечастых контактов с мигрантами в целом сложнее представить подобную перспективу, в том числе и в рамках группы сверстников.

Вместе с тем с возрастом незначительно меняется число тех, кто открыто заявляет о своей готовности к непосредственным отношениям (25,3% и 20% соответственно). Подобного рода ориентации на неформальное общение могут свидетельствовать об отсутствии негативного опыта взаимодействия или же они формируются исходя из того, что «своя компания» является особой средой, куда в перспективе вряд ли смогут попасть мигранты с совершенно неприемлемыми характеристиками.

Как показывают результаты исследований, молодые люди, ориентированные на взаимодействия с мигрантами, имеют дифференцированное представление о группе приезжих. В неё, по мнению молодёжи, входят как люди обладающие характеристиками, делающими возможным общение с ними, так и люди, общение с которыми представляется совершенно невозможным. В итоге при принятии реальных решений на взаимодействие учитываются конкретные личностные характеристики мигранта, относящегося к «чужой» этнической группе, что может несколько смягчить негативность этностереотипов, распространённых в местном сообществе.

Кроме личностных характеристик мигранта, огромное значение, как фактор формирования ориентации на взаимодействие, имеет мнение группы сверстников, поскольку в её среде происходит оценка значимости многих социальных явлений и процессов. Наши данные показывают, что значительное число молодых людей как подростков (46,9%), так и 18−24 лет (58%) сталкиваются с негативными высказываниями в адрес мигрантов со стороны друзей, что не может не сказываться негативно на мнении всех представителей коренной молодёжи.

Таким образом, мигранты могут стать в молодежной среде как «своими», так и «чужими». Возможность признания мигрантов «своими» во многом определяется тем, насколько приезжие могут участвовать в значимых видах деятельности в рамках норм местной молодежной культуры. Среди местной молодёжи довольно существенная часть подростков не определилась однозначно со своей позицией относительно возможности и привлекательности неформального взаимодействия с мигрантами, в то время как значительная часть молодёжи старше 18 лет ориентирована на сохранение обособленности, избегая при этом крайних форм выражения неприятия.

Нужно отметить, что не зафиксировано каких-либо существенных возрастных отличий по вопросу необходимости ограничения въезда мигрантов в город за исключением числа респондентов, поддерживающих эту идею, которое увеличивается с возрастом опрошенных (21,8% и 31,7% соответственно). С ограничением численности мигрантов связывается возможность минимизации их негативного влияния. То, что с возрастом увеличивается численность группы, которая поддерживает эту идею, свидетельствует о накоплении негативных настроений, которые являются базой дальнейшего формирования ориентации на желательность исключения мигрантов.

Соответственно, предпочтение применения ограничительных мер как ответной реакции на противоречия между неизбежностью культурного воздействия мигрантов и возможностью возникновения в связи с этим.

101 социокультурных угроз для местного сообщества, ожидаемым принимающим сообществом и реальным поведением мигрантов среди местной молодежи является достаточно устойчивым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы. Современное общество нуждается в формировании новой культуры взаимоотношений (условно её можно назвать «культура принятия»). Толерантность является важнейшим ценностным основанием этой культуры. Она предполагает, что в представлениях о сущности социального порядка более значимую роль должно играть осознание общности социальных субъектов, необходимости поддержания взаимоотношений между ними и поиска взаимовыгодных решений. Соответствующие толерантности ценностные ориентации имеют специфику в зависимости от субъектов и условий ситуации взаимодействия.

Специфика взаимодействия современной российской молодёжи и иноэтничных мигрантов заключается в том, что в последние годы активизировалось действие факторов, усиливающих интолерантность (изменение геополитических и внутриполитических условий, социальные и культурные характеристики современных мигрантов, стереотипы принимающей стороны, интенсивность миграции). Поэтому особенно необходимо формирование ценностных ориентаций на толерантное взаимодействие для уменьшения негативного воздействия как социальных, так и социально-психологических (и даже природно-биологических) факторов. Причем ряд факторов, воздействующих на ценностные ориентации молодёжи, со временем может утратить свою значимость, но к этому времени уже сформируется на глубинном социально-психологическом уровне неприятие мигрантов.

Анализируя направленность воздействия различных факторов, необходимо учитывать неоднородность группы молодёжи. В частности факторами, которые определяют формирование её ценностных ориентаций, являются возрастные и тендерные особенности.

Специфика социального статуса самых юных представителей группы молодёжи приводит к тому, что даже взаимодействие в рамках малой группы слабо соотносится с системой социальных отношений, затруднен обмен мнениями по поводу значимости социальных явлений и процессов, связанных с миграцией. Однако, эта группа в большей мере подвержена воздействию стереотипов, формируемых ближайшим окружением. Крайне негативное отношение подростков к мигрантам может быть обусловлено и действием психологических механизмов.

Молодые люди 18−24 лет активно интегрируются в социум. Приобретая новый статус, они начинают предъявлять более высокие требования к поведению мигрантов. В этой группе наиболее ярко проявляются максимализм и категоричность по отношению к социальным явлениям. Отдельные факты негативного характера из опыта развития отношений местного сообщества и мигрантов чаще гиперболизируются и становятся ведущими для определения позиции молодёжи.

Тендерная специфика ориентаций на взаимодействие с мигрантами определяется особенностями тендерного порядка принимающего сообщества.

Юноши предъявляют более высокие требования к поведению мигрантов, в большей мере ждут уступок с их стороны и ставят во главу угла интересы принимающего сообщества, сохранение занимаемых им позиций. Для них большую значимость имеет мнение сверстников, а также трудности межкультурного взаимодействия в однополой группе. Юноши в большей мере, чем девушки, демонстрируют ориентированность на деловое взаимодействие, поскольку они не связывают взаимодействие с мигрантами с достижением эмоциональной близости. Интолерантное отношение местных юношей вызывает то, что в случае взаимодействия с мигрантами могут возникнуть ситуации, в которых им будет сложно вести себя в соответствии с общественными представлениями о типично мужском поведении, поэтому они склонны скрывать свойственные им фобии. С другой стороны, общение с мигрантами может стать и опытом соприкосновения с эталонами мужских качеств.

Тендерный тип поведения девушек ориентирует их на сближение с другими группами, поэтому они в меньшей мере ждут уступок со стороны мигрантов. В тоже время их негативную реакцию вызывает соприкосновение с нехарактерными для молодёжной среды и принимающего сообщества в целом социальными практиками и нормами, связанными с присутствием мигрантов. Девушки считают, что местные женщины вправе ожидать более уважительного отношения. Ориентированность на установление связей при отсутствии навыков взаимодействия с представителями инокультурных групп может привести к приобретению негативного опыта и формированию неприятия. Для формирования ценностных ориентаций девушек имеют большее значение негативные представления, информация, подкрепляющая фобии.

Таким образом, законодательная и управленческая деятельность органов государственной и муниципальной власти, деятельность образовательных учреждений и других субъектов, участвующих в социализации молодого поколения, по формированию необходимых современному обществу ценностных ориентаций на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами должна учитывать факторы их формирования у возрастных и тендерных подгрупп молодёжи.

Для формирования этих ориентаций, на наш взгляд, необходимы следующие меры.

Организовать дополнительную переподготовку для специалистов, работающих в сфере образования, ввести спецкурсы по тематике толерантности для студентов педагогических вузов, в частности по работе с детьми мигрантов в образовательных учреждениях. Нужна специальная подготовка (или переподготовка) лиц, занятых во всех сферах деятельности, где специалисты профессионально контактируют с мигрантами (сотрудники органов внутренних дел, федеральной миграционной службы, работников социальных служб).

Необходимо формирование навыков непосредственного взаимодействия с представителями иноэтничных групп в общественных местах, образовательных учреждениях и т. д., это позволяет преодолеть неготовность местного сообщества к первоначальным трудностям межкультурного взаимодействия. Обучение необходимо проводить с учётом тендерных и возрастных особенностей. Нужно учитывать, что воздействие образовательных учреждений на подростков происходит в условиях меньшего негативного влияния социальной среды и предполагает формирование у них ценностных ориентаций, связанных с базовыми культурными ценностями. При работе с 1824-летними необходимо учитывать те проблемы, с которыми они реально сталкиваются или могут столкнуться.

Важно создавать информационно-просветительские программы, которые бы давали нейтральное представление о межэтнических процессах прошлого и настоящего, об этнокультурных традициях народов России и зарубежных стран, представители которых входят в число мигрантов, а также знакомили население с аналитическими материалами о процессах взаимодействия современного российского общества и мигрантов.

На уровне конкретных поселений муниципальные органы власти и учреждения должны организовывать мероприятия, направленные на профилактику возможных противоречий и конфликтов во взаимоотношениях местных жителей и мигрантов.

Необходимо разработать целый комплекс мероприятий, которые бы способствовали адаптации мигрантов к социокультурным реалиям российской действительности.

Нужно активно изучать противоречивость воздействия факторов, детерминирующих ориентации принимающего сообщества относительно взаимодействия с мигрантами, а также анализировать степень их соответствия потребностям современного российского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. В., Гришина (Дьякова) А. В. Образ мигранта в отечественных СМИ: особенности ценностно-смыслового восприятия в молодежной среде // Психология в вузе. — 2011. — № 2. — С. 36−48.
  2. Р. Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М.: Славянский диалог, 2001. — 479с.
  3. Г. М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2002. — 364с.
  4. С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253с.
  5. Ю. В. и др. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1998. -271с.
  6. Ю. В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе (по материалам социологического исследования в Москве) // Социол. исслед. 2007. — № 7. — С. 16−24.
  7. А. С. Как «открыть» закрытое общество. М.: «Издательство Магистр», 1997. — 40с.
  8. В. П., Бояринова И. В., Реутов Е. В. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона // Социол. исслед. 2008. — № 2. — С. 76−83.
  9. П. С. Социальная география ксенофобии и толерантности // Полит, исслед. 2006. — № 6. — С. 37−58.
  10. И. М. Отношение местного населения к мигрантам (на примере Приволжского федерального округа) // Социол. исслед. 2003. -№ 6.-С. 38−46.
  11. С. В. Положение вынужденных мигрантов в Свердловской области // Социол. исслед. 2005. — № 2. — С. 139−141.
  12. Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С -Петерб. ун-та, 2005. — 120с.
  13. В. А. Факторы и особенности интеграционной направленности менталитета жителей Татарстана // Социол. исслед. 2006. — № 10. — С. 5057.
  14. Бем С. Линзы тендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. -336с.
  15. В. Э. Социальные аспекты миграции населения // Социол. исслед. -2007. -№ 12.-С. 75−79.
  16. С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство МПО «МОДЭК», 2004. — 296с.
  17. С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240с.
  18. А. X., Кочесоков P. X. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе. Проблемы интеграции и синтеза // Филос. науки. 2011. — Спецвыпуск 1. — С. 43−60.
  19. И. Б. Мигранты как объект социологического изучения: проблемы методологии и методики // Известия Урал. фед. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2012. — № 2 (101). — С. 106 115.
  20. И. Б., Киблицкая М. В. Жизнь мигрантки в моногороде: моногр. М.: Книгодел, 2004. — 373с.
  21. И. М. Политика идентичности и посткоммунистический выбор России // Полит, исслед. 2002. — №. 1. — С. 87−104.
  22. П. Социология политики: пер. с фр. / сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. M.: Socio-Logos, 1993. — 336с.
  23. Р. Р. Толерантность: порок или добродетель // Вестн. Моск. унта. Сер. 7. Философия. 1996. — № 1. — С. 33−37.
  24. Введение в тендерные исследования. Ч. 1 / под ред. И. А. Жеребкиной. -Харьков: ХЦГИ- СПб.: Алетейя, 2001. 708с.
  25. С. Е. О качественных критериях определения миграционной емкости муниципального образования // Изв. Урал гос. ун-та. 2009. — № 4(70).-С. 142−150.
  26. А. В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопр. психологии. 2001. — № 3. — С. 91−101.
  27. Ю. Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек // Социол. исслед. 2006. — № 6. — С. 26−36.
  28. Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. — 430с.
  29. Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Ростов-н / Д.: Феникс, 2001. — 576с.
  30. Г. Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной этносоциологии // Социол. исслед. 2007. — № 1. — С. 116−122.
  31. Г. Ф. Мы они: отношение к мигрантам в Республике Татарстан // Социол. исслед. — 2008. — № 2. — С. 66−75.
  32. Ю. А., Кофанова Е. Н., Мчедлов М. П., Шевченко А. Г. Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей // Социол. исслед. 2005. — № 6. — С. 56−69.
  33. В. В. Провинциальная молодежь эпохи перемен: моногр. -Тюмень: Издательство Тюменского гос. ун-та, 2005. 132с.
  34. А. А., Красин Ю. А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социол. исслед. 2003. — № 8. — С 64−74.
  35. В. И. Толерантность и религиозная нетерпимость // Философ, науки.-2004. -№ 3,-С. 18−31.
  36. Гершу некий Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. — № 7. — С. 3−12.
  37. . С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учеб. пособие. М.: Флинта- Наука, 2003. — 768 с.
  38. Н. А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 2004. -288с.
  39. М. Ю., Фиглин JI. А. Эмоции как объект социологических исследований: библиографический анализ // Социол. исслед. 2010. — № 6.-С. 13−22.
  40. М. К. Российский менталитет в социологическом измерении // Социол. исслед. 2008. — № 6. — С. 100−114.
  41. И. А., Мацкевич, А Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб.: Ольга, 1996. — 288с.
  42. Д., Дубин Б. Национализм и расизм в России // Pro et contra. -2005 № 2 (29). — С. 6−24.
  43. Д. Молодежь в России: портрет поколения на переломе // Вестник общественного мнения. 2008. — № 5 (97), сентябрь-октябрь. — С. 19−35.
  44. Демократия: конфликтность и толерантность / под ред. B.C. Рахманина. -Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2002. 402с.
  45. А. В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект // Социол. исслед. 2004. — № 10. — С. 4−13.
  46. А. В., Пядухов Г. А. Этнические группы трудящихся-мигрантов и принимающее общество: взаимодействие, напряженность, конфликты // Социол. исслед. 2006. — № 9. — С. 86−94.
  47. А. В., Слепцов Н. С. Конфликты миграции. М.: Альфа-М, 2004. — 224с.
  48. В. Г., Тихонов С. С. Толерантность: идеологема или критерий зрелости гражданского общества // Философия права. 2007. — № 1. — С. 38−44.
  49. Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. -376с.
  50. А. Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социол. исслед. 2003. — № 4. — 95−98.
  51. А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социол. исслед. 2001. — № 8. — С. 62−67.
  52. С. М., Устинова И. В. Особенности политической толерантности студенчества // Социол. исслед. 2010. — № 6. — С. 45−51.
  53. Т. Современная молодежь и каналы ее социализации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология 2006. — № 3. — 135−140.
  54. М. Б. Перед историческим выбором: к вопросу о толерантном этносознании и преодолении злой этноисторической памяти // Мир психологии. 2001. — № 4. — С. 127−134.
  55. С. Терпимость как идеологическая категория // Философ, науки. -2007. -№ 4.-С. 5−35.
  56. Ю. В. Роль семьи и школы в формировании у школьников ориентаций на саморазвитие // Известия Урал. гос. ун-та. Сер. 3. Общественные науки. 2010. — № 2(77). — С. 22−28.
  57. Ю. Г. Культура конфликта (к особенностям российской конфликтности) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2002. — № 4. — С. 74−86.
  58. Г. Е. Теория социальной общности: моногр. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. — 304с.
  59. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223с.
  60. А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1994.-317с.
  61. Ю. А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 2. -С. 183−198.
  62. Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социол. исслед. 2008. — № 5. — С. 37−47.
  63. В. А., Шубкин В. Н. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества // Социол. исслед. 2005. — № 2. — С. 22−28.
  64. Н. Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов // Вопр. психологии. 2004. — № 6. — С. 54−63.
  65. Н. Л., Мнацаканян И. А. Межкультурная адаптация студентов // Вопр. психологии. 2006. — № 5. — С. 90−99.
  66. С. Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974, — 166с.
  67. С. Н. Социология о молодежи (Проблемы воспитания духовного облика). Л.: Знание, 1985. — 32с.
  68. Е. П., Липина А. Н. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости // Вестник практической психологии образования. 2007. — № 4 (13), октябрь-декабрь. — С. 42−46.
  69. С. Г. Терпимость и укрепление этноцентричного сознания // Полит, исслед. 2003. — № 6. — С. 163−170.
  70. В. Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия (историко-социологический очерк) // Социол. исслед. 2003. — № 4. — С. 64−72.
  71. В. Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия. Методологические аспекты // Социол. исслед. 2003. — № 6. — С. 29−38.
  72. О. М., Ламанов И. А. Молодежь в современном политическом процессе в России. М.: Изд-во СГУ, 2006. — 560с.
  73. А. Толерантность в контексте концепции «Культура Мира» // Безопасность Евразии. 2001. — № 1. — С. 175−186.
  74. О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социол. исслед. 2000. — № 3. — С. 124−128.
  75. Е. К. Проблемы вынужденных переселенцев в России: глазами мигрантов // Социол. исслед. 2004. — № 11. — С. 46−51.
  76. С. Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» // Социол. исслед. 2000. — № 12. — С. 13−22.
  77. А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социол. исслед. 2003. — № 1. — С. 109 115.
  78. Л. Н. Социология культуры: учеб. пособие. Екатеринбург, УрГУ, 1992. -120с.
  79. Л. Н. Теория культуры: учеб. пособие. Екатеринбург, УрГУ, 1993.-160с.
  80. Г. С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности // Вопр. психологии. 2007. -№ 2.-С. 15−29.
  81. Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопр. психологии. 2006. — № 2. — С. 3−12.
  82. О. Н. Социология духовной жизни. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004. — 197с.
  83. П. М. Процессы социальной адаптации россиян в трансформирующемся обществе. Автореферат дис. на соискание ученой степени докт. социол. наук. М., 2004. — С. 24.
  84. П. М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. — 176с.
  85. Е. Ю., Таратута Е. Е. Измерение толерантности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. — Т. VI. — № 4. — С. 113 129.
  86. Н. С. Молодежь глазами французских социологов: социокультурный портрет. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2007. -110с.
  87. П. Ф. Философско-психологические основы толерантности как педагогического феномена // Образование и наука. 2000. — № 1(3). -С. 186−197.
  88. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1987. -64с.
  89. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255с.
  90. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383с.
  91. В. В. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов в условиях диффузного или компактного проживания // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. — № 2. — С. 16−21.
  92. В. В., Зелев М. В. Проблема интеграции мигрантов в принимающее общество в постиндустриальных странах и в России // Полит, исслед. 2007. — № 6. — С. 64−70.
  93. В. В. Психология межкультурных различий: учебник для вузов. М.: Per Se, 2002.-415с.
  94. В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. М.: Экзамен, 2002. — 448с.
  95. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения / под общ. ред. докт. филос. наук Ю. В. Петрова. Томск: Изд-во HTJ1, 2004. — 400с.
  96. Культурные практики толерантности в речевой коммуникации: коллект. моногр. / отв. ред. Н. А. Купина и О. А. Михайлова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. — 595с.
  97. Куку шин В. С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. Ростов- на / Д.: Март, 2002. — 320с.
  98. Т. В. Феномен молодёжной субкультуры: сущность, типы // Социол. исслед. 2010. — № 6. — С. 93−101.
  99. М. М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1997. — 272с.
  100. Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие. М., «Ключ-С», 1999. — 224с.
  101. С. И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры // Общественные науки и современность. 2001. — № 4. — С. 178−188.
  102. С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 608с.
  103. Ю. П. Семья в ценностных ориентациях // Социол. исслед. -2009. -№ 12.-С. 69−77.
  104. В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопр. философии. 1997. — № 11. — С. 46−54.
  105. В. П. Методологические подходы к исследованию молодежи // Философия и общество. 2004. — № 3. — С. 80−91.
  106. А. Настроения ксенофобии и электоральные предпочтения в России в 1994—2003 гг. // Вестник общественного мнения. 2004. -№ 4 (72), июль-август. — С. 83−91.
  107. В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). СПб.: Наука, 2003. — 368с.
  108. Личностно-ориентированная социология. М.: Академический Проект, 2004. — 608с.
  109. В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исслед. 2002. — № 10. — С. 79−87.
  110. Луков Вал., Гневашева В., Захаров Н., Луков Вл., Луков С., Намлинская О. Социальные и культурные ценностные ориентации молодежи // Alma mater. -2008. № 2. — С. 46−56.
  111. С. В. Студенты, этнический экстремизм и ксенофобия: от диагностики проблемы к мерам преодоления // Мониторинг общественного мнения. 2009. — № 6 (94), ноябрь-декабрь. — С. 191−201.
  112. К. Диагноз нашего времени: пер. с нем. и анг. М.: Юрист, 1994.-700с.
  113. М. Ю. Заметки о понятиях «национализм» и «патриотизм» // Социол. исслед. 2009. — № 11. — С. 138−141.
  114. М. С. Толерантность как объект социологического исследования Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tolerance.ru/vek-tol/3−0-mackovskii.html (дата обращения: 09.08.2012).
  115. A.B. Система детерминации человеческой деятельности. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. горно-геологической академии, изд-во Банк культурной информации, 2003. 228с.
  116. A.B. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного. -Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2007. 280с.
  117. Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT, ACT МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 873с.
  118. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — 295с.
  119. Ф. И. Социология культуры: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004. — 272с.
  120. М. С. Конфликтология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 320с.
  121. Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социол. исслед. 2005. — № 2. — С. 104−113.
  122. А. В. Социализация в «смутное время». М.: Знание, 1991. — 80с.
  123. К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. — Т. VII. — № 1. — С. 175−189.
  124. В. И. Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии) // Социол. исслед. 2005. — № 2. — С. 56−66.
  125. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации / Под ред. Г. И. Зверевой. -М.: Аспект Пресс, 2003. 188с.
  126. В. С. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций // Мир психологии. -2001. № 4. — С. 114−127.
  127. М. П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социол. исслед. 2006. — № 10. — С. 33−40.
  128. М. П. Проблема толерантности в постсоветской России // Философские науки. 2002. — № 4. — С. 64−70.
  129. Н. Ф. Человек и модернизация России. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2006. — 592с.
  130. Образ врага / сост. Л. Гудков- ред. Н. Конрадова. М.: ОГИ, 2005. — 334с.
  131. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук.
  132. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М: Азбуковник, 1997. — 944с.
  133. Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. -462с.
  134. Е. Стили жизни российской молодежи: из XX в XXI век // Народное образование. 2006. — № 5. — С. 171−178.
  135. В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 3. — С. 7480.
  136. Э. А. Этнополитический маятник: цикличность этнополитических процессов в постсоветской России // Общественные науки и современность. 2003. — № 5. — С. 122−130.
  137. А. С. Философия политики: учеб. пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов. М.: Наука, 1994. — 367с.
  138. Т. А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социол. исслед. 2002. — № 5. — С. 111−114.
  139. Т. Система современных обществ: пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева / под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект-Пресс, 1998. — 270с.
  140. Ю. П. Этнический фактор: геополитика и психология. СПб.: Речь, 2002. — 520с.
  141. А. В. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. — 254с.
  142. А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социол. исслед. 2008. — № 2. — С. 83−90.
  143. В. Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности // Социол. исслед. 2003. — № 7 С. — 84−91.
  144. В. Н. Этнические миграции населения в современной России: дискурсы и возможности социологической рефлекции // Социология. -2004.-№ 1.-С. 97−101.
  145. В. Динамика мировоззренческих и идеологических установок россиян Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ino-center.ш/news/doc/228petuhov.pdf (дата обращения: 12.10.2012).
  146. Н. А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация // Социол. исслед. 2007. — № 6. — С. 13−28.
  147. Проблемы духовно-нравственного воспитания и образования XXI века: мат. Всерос. науч.-практ. конф. (5 декабря 2008 г.) / отв. ред. Н. Ф. Чипинова. Шадринск, ШГПИ, 2009. — 195с.
  148. В. А., Рязанцев В. В. Межэтнические отношения: взгляды студентов МГУ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. -2007. -№ 1.-С. 105−115.
  149. В. А., Рязанцев В. В. Гражданская идентичность российской молодежи // Вест. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. -2006.-№ 1.-С. 24−40.
  150. Психологические исследования этнической толерантности / Н. М. Лебедева, В. Ю. Хотинец, А. А. Выскочил, Ю. А. Гаюрова. -Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 2003. 240с.
  151. А. А. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000 — Т. 21. — № 3. — С. 88−95.
  152. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. -М.: Наука, 2005.-396с.
  153. М. Н. Социология образования и молодежи: Избранное (19 652 002) / предисл. акад. РАН Л. Н. Митрохина. М.: Гардарики, 2002. -539с.
  154. Л. Л. Миграционный потенциал: критерии оценки и современные масштабы // Социол. исслед. 2011. -№ 4. — С. 24−34.148
  155. А. В. Манипулятнвный потенциал концепта «толерантность» // Философия и общество. 2007. — № 1. — С. 82−97.
  156. С. В. Трудовая миграция в СНГ: тенденции и проблемы регулирования // Мировая экономика и международные отношения.2005. -№ 11.-С. 65−69.
  157. Г. Н. Социокультурная адаптация в современном российском обществе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология2006.-№ 3,-С. 56−62.
  158. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / Под ред. В. А. Ядова. Ленинград, Наука, 1979. — 264 с.
  159. Е. А., Юдина Е. Ю. Этническая толерантность в сознании тульской молодежи // Социол. исслед. 2009. — № 10. — С. 66- 69.
  160. Л. А. Традиционные черты российской политической культуры в их современном преломлении // Общественные науки и современность. -2006.-№ 3,-С. 67−74.
  161. Д. А. Толерантность: социокультурные и политические векторы // Социальная политика и социология. 2004. — № 2. — С. 104−116.
  162. И. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах // Мировая экономика и международные отношения. 2006. — № 11. — С. 57−71.
  163. Н. И. Психология социальных групп: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. — 287с.
  164. В.В. От воинственности к миролюбию // Социол. исслед. -2002. -№ 5.-С. 81−88.
  165. И. Н., Юровских Н. Г. Толерантность и интолерантность: учеб. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. — 150с.
  166. Сикевич 3. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк): учеб. пособие. М.: Механик, 1996. — 208 с.
  167. Сикевич 3. В. Русские, украинцы, белорусы: вместе или врозь? // Социол. исслед. 2007. — № 9. — С. 59−67.
  168. JI. Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы // Социол. исслед. 2007. — № 9. -С. 52−58.
  169. А. Б. Ценностные ориентации российской и европейской молодежи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. -2011.-№ 1.-С. 145- 158.
  170. В. А. Молодежь в социокультурном пространстве провинциального города // Вопр. культурологии. 2008. — № 9. — С. 52−55.
  171. В. А. Социальные проблемы молодежи российской провинции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2008. — № 2. -С. 15−28.
  172. В. М. Толерантность: состояние и тенденции //Социол. исслед. -2003. -№ 8.-С. 54−63.
  173. С. В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов. -М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 327с.
  174. Г. У. Толерантность и интолерантность две грани межэтнического взаимодействия Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.tolerance.ru/vek-tol/l-0-coldatov.html (дата обращения: 09.10.2012).
  175. Э. Г. Новый мировой порядок: толерантный мир или апофеоз конфронтационности // Вестн. Моск. ун-та Сер. 18. Социология и политология. 2002. — № 3. — С. 3−24.
  176. Э. Толерантность в политической истории человечества: предпосылка или продукт демократии // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 4. — С. 112−119.
  177. И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социол. исслед. 2007. — № 2. — С. 32−39.
  178. Г. С. Интеграция мигрантов-мусульман в российское общество // Социол. исслед. 2011. — № 4. — С. 44−49.
  179. В. А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 1. — С. 50−60.
  180. Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. — 488с.
  181. Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1996. — 460с.
  182. Социология молодежи: энцикл. слов. /Рос. гос. социал. ун-т, Моск. гуманитар, ун-т, Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. М.: Academia, 2008. -606с.
  183. Социологический словарь / сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. Минск: Университетское, 1991.-528с.
  184. Т. Е., Пустельник И. О., Черныш Н. И. Молодежь: вехи социальной зрелости (Философско-социологический анализ). Львов: Ваша школа. 1988. — 263с.
  185. Т. Г. Этнопсихология: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 368с.
  186. Е. В. Толерантность этнически неоднородного сельского населения и типология ее носителей // Социол. исслед. 2006. — № 3. — С. 71−78.
  187. Т. А., Козлов В. Е. Толерантность малых этнических групп Татарстана // Социол. исслед. 2006. — № 6. — С. 47−54.
  188. В. Что провоцирует нетерпимость // Стратегия России. 2006. -№ 5. — С.23−29.
  189. Толерантность / общ. ред. М. П. Мчедлова. М., Республика, 2004. -416с.
  190. Толерантность: сб. науч. ст. / под ред. М. Б. Хомякова- ред. англ. текста С. М. Хамел. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — 112с.
  191. Толерантность в контексте многоукладности российской культуры: тез. междунар. науч. конф. Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 2001. — 397с.
  192. Толерантность в межкультурном диалоге / Отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М.: ИЭА РАН, 2005. — 372с.
  193. Толерантность в обществе различий: коллект. моногр. / под ред. В. Е. Кемерова, Т. X. Керимова, А. Ю. Зенковой. Вып. 15 Екатеринбург: Полиграфист, 2005. — 232с.
  194. Толерантность в подростковой и молодежной среде. Труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XVI / под ред. В. С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2004. — 224с.
  195. Толерантность и полисубъектная социальность: матер. конф. Екатеринбург, 18−19 апреля 2001. Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 2001 г.-212с.
  196. Толерантность как практическая философия педагогики: коллект. моногр. / отв. ред. А. В. Перцев. Вып. 14. Екатеринбург: Полиграфист, 2005. -360с.
  197. Э. Шок будущего: пер. с англ. М.: Издательство АСТ, 2003. -557с.
  198. М. О терпимости: пер. с англ. яз. И. Мюрнберг. М.: Идея-Пресс- Дом интеллектуальной книги, 2000. — 160с.
  199. Н. Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Филос. науки. 2004. — № 4. — С. 5−27.
  200. С. М. Толерантность к межэтническим взаимодействиям с мигрантами в установках сотрудников силовых структур // Социально-гуманитарные знания. 2007. — № 3. — С. 151−158.
  201. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллект. моногр. / отв. ред. Н. А. Купина и М. Б. Хомяков. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-542с.
  202. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. 3. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. -М.: Педагогическое общество России, 2004. 240с.
  203. В. В. О религиозных корнях толерантности // Социол. исслед. -2004. -№ 1.-С. 54−61.
  204. Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социол. исслед. 2006. — № 1. — С. 45−53.
  205. М. Б. Толерантность: парадоксальная ценность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. — Т. VI. — № 4. — С. 98 112.
  206. О. Е. Этнонациональные установки современной российской молодежи // Вопр. психологии. 2011. — № 1. — С. 46−57.
  207. И. П. Движущие силы международной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения. 2007. — № 3. — С. 314.
  208. И. Роль иммиграции в экономике развитых стран // Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 5. — С. 27−39.
  209. Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. — 504с.
  210. А. Ю., Дамениа О. Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 5.-С. 228−242.
  211. В. Т. Актуальная культура российской молодежи. Автореферат дис. на соискание ученой степени докт. социол. наук. Екатеринбург, 1997.-32с.
  212. Н. В. Поколенческая организация современного российского общества / под ред. Г. В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 324с.
  213. Е. В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2000. — № 5. — С. 17−27.
  214. Т. Социальная психология: пер. с англ. В. Б. Ольшанского. -Ростов-н/Д.: «Феникс», 1999. 544с.
  215. А. В. Демократия и толерантность // Социол. исслед. 2005. -№ 3.-С. 38−43.
  216. Е. В. Социальная приемлемость нововведений миграционного законодательства // Социол. исслед. 2008. — № 2. — С. 56−65.
  217. Е. В. Толерантность и миграционные процессы в контексте социологии риска. Диссертация на соискание ученой степени канд. социол. наук. М., 2008. — 171с.
  218. М. М. Социализация молодежи: социокультурный подход // Вопр. культурологии. 2005. — № 8. — С. 6−14.
  219. О. В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? // Социол. исслед. 2004. — № 11. — С. 67−75.
  220. О. Миграционная реальность: демографические дыры штопаются с трудом // Учительская газета. 2008. — № 2. — С.2.
  221. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / под ред. А. А. Козлова. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003. -560с.
  222. Этнотолерантность: философские, психологические и культурологические аспекты / гл. ред. А. А. Грызлов- отв. ред. С. Ф. Сироткин. — Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет, 2002. -306с.
  223. Т. Н. О социологическом анализе миграционных процессов // Социол. исслед. 2002. — № 10. — С. 102−109.
  224. М. А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу // Социол. исслед. 2007. — № 5. — С. 70−77.
  225. С. В. О жизненных ориентациях молодёжи Поволжья // Социол. исслед. 2010. — № 6. — С.101−106.
  226. М. А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения // Социол. исслед. 2006. — № 10. — С. 78−88.
  227. О. Н. Социология риска. М.: Издательство LVS, 2003. — 192с.
  228. А. Г. Синофобия русофобия: реальность и иллюзии // Социол. исслед. — 2010. — № 3. — С. 65−71.
Заполнить форму текущей работой