Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институциональные формы обеспечения устойчивости малого предпринимательства в условиях экономического кризиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономические институты представляют собой определенные нормы и правила, латентные стандарты экономической деятельности, сформировавшиеся в ходе исторической эволюции, и формализуемые следующими основополагающими экономическими понятиями: товар, деньги, рынки, цены, организации, банки, собственность, конкуренция, труд и т. п. Организационные структуры, соответствующие этим понятиям, 7 например… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Место и роль экономических институтов в системе предпринимательства
    • 1. 1. Объективная природа возникновения экономических институтов в системе предпринимательства
    • 1. 2. Основные формы экономических институтов в рыночной экономике
    • 1. 3. Функции экономических институтов в системе малого предпринимательства
  • 2. Институциональный механизм взаимодействия субъектов хозяйствования в рыночной экономике
    • 2. 1. Институциональный механизм согласования интересов участников бизнеса во внутренней среде субъектов малого предпринимательства
    • 2. 2. Институциональный механизм согласования интересов агентов рынка во внешней среде
    • 2. 3. Институциональные формы взаимодействия между внутренней и внешней средой в системе малого предпринимательства
  • 3. Институциональные формы сохранения конкурентоспособности малого предпринимательства в условиях экономического кризиса
    • 3. 1. Социально-ответственный бизнес как институциональная форма обеспечения устойчивости субъектов малого предпринимательства
    • 3. 2. Программы лояльности как форма институционального взаимодействия малого бизнеса
    • 3. 3. Рыночные, общественные и государственные формы институционального обеспечения устойчивости малого предпринимательства в условиях экономического кризиса

Институциональные формы обеспечения устойчивости малого предпринимательства в условиях экономического кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Предпринимательство, выполняя системообразующую роль, оказывает воздействие на все экономические и социальные процессы в обществе, на развитие межотраслевых, отраслевых, межрегиональных и региональных комплексов. Уровень развития малого предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. Несмотря на то, что в Российской Федерации в докризисный период наблюдался экономический рост, и имеются благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности, процесс этот развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами. Именно малое предпринимательство нуждается в обеспечении устойчивости, особенно, в период экономической рецессии и ее последствий.

Для того чтобы малое предпринимательство выполняло роль устойчивого сегмента национальной экономики, ему необходима поддержка со стороны государства, крупного частного бизнеса и общества. Однако применявшиеся ранее фрагментарные меры, оказались недостаточны, чтобы радикально повлиять на развитие предпринимательства, сделать его устойчивым и конкурентоспособным в кризисные времена. Для достижения поставленной цели такие меры должны быть системными, комплексными, долговременными и, самое главное, иметь институциональное оформление.

Институты — государственные, рыночные и общественные — должны стать базисом, поддерживающим и мотивирующим развитие малого предпринимательства.

Государственные институты, обладая специфическими полномочиями, способны оказать малому бизнесу правовую поддержку, оптимизируя нормативно-правовую базу хозяйствующих субъектов, повлиять на облегчение налогового бремени, упростить административные процедуры оформления бизнеса. Рыночные экономические институты (например, 3 финансово-кредитные) заинтересованы в обеспечении финансирования малого предпринимательства, поскольку малое предпринимательство для нихэто, в первую очередь, новые клиенты, способные стать постоянными и привлечь новых. Любой рынок представляет собой систему, состояние и развитие которой зависит от каждого из участников данной системы, таким образом, любой экономический институт, содействуя развитию малого предпринимательства, косвенно развивает и себя, то есть получает импульс к саморазвитию.

Рассматривая еще большую систему — национальную экономику, необходимо отметить, что общество является одним из ее участников, формируя общественные ресурсы экономического развития. Содействуя развитию малого предпринимательства, общественные институты обеспечивают более полное удовлетворение потребностей общества, что проявляется в росте социальной стабильности, в сокращении безработицы за счет самозанятости населения, в увеличении числа рабочих мест, в росте жизненного уровня граждан и т. п.

Таким образом, комплексный институциональный подход к обеспечению устойчивости развития малого предпринимательства в условиях экономического кризиса способен изменить негативную тенденцию его развития, наметившуюся в последние годы в российской экономике.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросами формирования и развития экономических институтов в нашей стране стали интересоваться сравнительно недавно, что связано с переходом от плановой.

— к рыночной экономике. Сегодня теоретическим, методологическим и практическим вопросам формирования и развития экономических институтов посвящены исследования и труды таких отечественных экономистов как А. А. Аузан, К. А. Бендукидзе, В. И. Видяпин, В. В.

Вольчик, В. Я. Гугняк, А. Г. Грязнова, А. И. Добрынин, Г. П. Журавлева, О.

В. Иншаков, Р. Капелюшников, С. Г. Кирдина, В. Кокорев, Я. И. Кузьминов,.

Н. Н. Лебедева, Г. П. Литвинцева, Д. С. Львов, Ю. Малевич, А. Нестеренко, 4.

Р, М. Нуреев, А. Н. Олейник, В. М. Полтерович, А. Скоробогатов, В. Л. Тамбовцев, Л. С. Тарасевич, Д. П. Фролов, А. Е. Шаститко, А. Ю. Юданов, М. М. Юдкевич и другие, которые изучали и изучают экономические институты с момента их возникновения до современного состояния их развития.

В зарубежной экономической литературе исследования экономических институтов отражены в трудах следующих экономистов: Дж. Акерлоф, В. Б. Артур, К. Бруннер, В. Ванберг, Дэвид П. Клио, Б. Клейн, Р. Кутер, К. Менар, П. Милгром, Д. Норт, Р. Рихтер, М. Олсон, Э. Л. Панеях, Д. Роберте, О. Фавро, Э. Г. Фуруботн, Дж. Ходжсон, Т. Эггертсон и другие.

Проблемам развития малого предпринимательства, а также вопросами поддержки малого бизнеса в условиях мирового экономического кризиса посвятили свои труды такие отечественные и зарубежные экономисты, как И. В. Долгорукова, Г. Ермилова, С. В. Земляк, Л. Т. Ибадова, Н. В. Киреенко, Т. И. Кислая, А. Ф. Московцев, А. В. Орлов, И. М. Синяева, В. В. Синяев, Л. А. Сорокина, Ю. В. Усачева, А. Ю. Чепуренко, Б. М. Широков, а также В. Я. Горфинкель, Д. Паттен, Дж. Пфеффер, Ф. Ф. Райхельд, Дж. Стредвик и другие.

Однако обширный обзор отечественной и зарубежной литературы по теме выявил наличие целого ряда нерешенных проблем развития малого предпринимательства в области институциональных форм его обеспечения, особенно — в условиях кризиса.

Целью диссертационной работы является исследование и изучение теоретических основ развития институциональных форм малого предпринимательства, а так же разработка методов и способов обеспечения его устойчивости в условиях экономического кризиса.

В рамках достижения поставленной в работе цели необходимо решение следующих задач:

— рассмотреть и уточнить социально-экономическую сущность, природу возникновения, место и роль экономических институтов в системе предпринимательства;

— выявить и исследовать функции основных экономических институтов в системе малого предпринимательства;

— исследовать особенности реализации институционального механизма согласования интересов субъектов хозяйствования малого бизнеса во внутренней и внешней среде функционирования предпринимательских структур;

— выявить и классифицировать институциональные формы обеспечения конкурентоспособности бизнеса малых предпринимательских структур в условиях экономического кризиса;

— проанализировать возникновение, развитие, а так же современное состояние социальной ответственности бизнеса как институциональной формы обеспечения устойчивости малого предпринимательства;

— выявить принципы разработки и оценить эффективность применения программ лояльности как институциональной формы обеспечения устойчивости малых предпринимательских структур в кризисных условиях.

Объектом исследования является процесс формирования и развития институциональных форм обеспечения устойчивости малого предпринимательства.

Предметом исследования выступают организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе институционального обеспечения устойчивости малого предпринимательства в условиях экономического кризиса.

Работа выполнена в рамках паспорта научных специальностей ВАК Минобрнауки РФ 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (п. 8.22. Обеспечение устойчивости развития предпринимательских структур в условиях экономического кризиса).

Теоретико-методологической основой исследования послужили современные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития различных форм и методов обеспечения устойчивости малого предпринимательства, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методологических и практических пособияхзаконодательные акты, принятые Федеральным собранием РФ.

Инструментарно-методический аппарат исследования составили общенаучные методы, применяемые в рамках системного подхода: экономико-статистический, сравнительный, структурно-логический анализ, а также дедукция, индукция, прогнозирование, и некоторые специальные методы исследования.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные данные российских органов государственной статистики, законодательные акты, регулирующие экономические отношения в области объекта диссертационного исследования, данные периодической печати, а также данные финансово-экономической отчетности отдельного предприятия.

Основная гипотеза исследования основана на предположении, что комплексное использование различных институтов и институциональных форм обеспечения устойчивости малого предпринимательства является наиболее эффективным способом стабильного развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Экономические институты представляют собой определенные нормы и правила, латентные стандарты экономической деятельности, сформировавшиеся в ходе исторической эволюции, и формализуемые следующими основополагающими экономическими понятиями: товар, деньги, рынки, цены, организации, банки, собственность, конкуренция, труд и т. п. Организационные структуры, соответствующие этим понятиям, 7 например, финансовые институты, — это банки, страховые и паевые фонды, а так же иные кредитные учреждения. Являясь прежде скрытыми «несущими общественными конструкциями», они, тем не менее, имеют сегодня свое воплощение. Международная и национальная экономическая практика закрепила их как в общественном сознании, так и в феноменах как относительно устойчивые, повсеместно используемые, формальные и неформальные правила и нормы (законы, договоры, положения, кодексы поведения, обычаи), содержащие условия проведения и ограничения экономических действий, отношений, а также факторы принуждения. В своей совокупности, они оказывают организующее воздействие на экономические процессы и отношения, структурируют взаимодействие их участников, образуют побудительные мотивы их деятельности. Следование этим «экономическим нормам» обеспечивает сохранение целостности национальных экономик различных стран и их развитие, стабилизирует внешнюю среду деятельности всех субъектов хозяйствования, в особенности малого предпринимательства, которое особенно уязвимо в периоды экономических кризисов.

2. Предпринимательство многими экономистами выделяется в самостоятельный экономический институт. Экономические функции предпринимательства как экономического института — это стремление к приобретению конкурентных преимуществ, что заставляет предпринимателя непрерывно вести поиск и применять способы наиболее рационального использования ресурсов, обеспечивающих, в конечном счете, рост эффективности общественного производства. Действуя как новатор, предприниматель создает ресурсосберегающие технологии, а также способы организации производства, преодолевая тем самым проблемы ограниченности ресурсов, решает экологические задачи в интересах развития собственного бизнеса, которые не всегда, впрочем, совпадают с интересами общества. Стремясь к изменению рыночной ситуации в выгодном для себя направлении посредством инновационной деятельности, предприниматель не 8 только создает новые блага и технологии, но и изменяет сложившуюся рыночную среду, модифицируя старые и создавая новые ее институты: новые рынкиформы и способы конкуренцииспособы координации ресурсоворганизационные формы предпринимательства, изменяя и совершенствуя его структуру. Малое предпринимательство выполняет еще и дополнительную миссию, обеспечивая самозанятость населения, формирует средний класс и стабилизирует общество.

3. Для обеспечения устойчивости малого предпринимательства в современной экономической системе необходимым условием является совершенствование институционального механизма согласования интересов субъектов хозяйствования малого бизнеса как совокупности способов, методов и инструментов мотивации и стимулирования их деятельности, что в свою очередь требует развития рыночной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, а так же приведение нормативно-правовой базы его функционирования в состояние, адекватное потребностям развития национальной экономики. Реализуется этот механизм через социализацию предпринимательской деятельности.

4. К институциональным формам обеспечения конкурентоспособности бизнеса малых предпринимательских структур относятся те социально-корпоративные технологии, которые сегодня используются самим бизнесом в процессе его социализации. Именно социализация бизнеса и является тем основным критерием, по которому можно классифицировать институциональные формы обеспечения его устойчивости. Необходимость решения общественно значимых проблем объективно включена в бизнес-процесс современной компании и определяет ее бизнес как социально-ответственный. Малое предпринимательство включено в процесс социализации бизнеса особым образом, через такие институциональные формы как субсидиарная социальная ответственность и потребительская лояльность, которые способны обеспечить его устойчивость в кризисные времена.

5. Одной из рыночных форм обеспечения устойчивости малого бизнеса в период кризиса является его социальная ответственность, которая в зависимости от характера этой ответственности может проявляться по-разному. Например, в финансово-кредитных институтах она проявляется через микрофинансирование. Содержание микрофинансовых технологий заключается в том, чтобы сделать финансово доступным предоставление полного спектра финансовых услуг малому предпринимательству и микробизнесу. Развитие институтов и технологий микрофинансирования является важным условием поддержания устойчивости малого предпринимательства в условиях кризиса.

6. Одной из институциональных форм социального предпринимательства является потребительская лояльность. Менеджмент на основе лояльности экономически эффективен и особенно актуален для малого предпринимательства в условиях экономического кризиса. Внедрение комплексных программ лояльности приводит к увеличению ценности продукта для потребителя, повышению производительности труда, росту объема продаж при одновременном уменьшении затрат, соответственно, росту эффективности деятельности малых предпринимательских структур, сохраняя их рыночные доли.

Научная новизна исследования. Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором в процессе диссертационного исследования, состоят в следующем:

— уточнено содержание понятия «экономический институт», как основополагающей экономической категории, формализованной в виде товара, денег, рынков, цен, организаций, банков, собственности, конкуренции, труда и т. п., которые являются относительно устойчивыми, повсеместно возникающими явлениями и процессами, подчиняясь формальным и неформальным правилам и нормам (законы, договора, положения, кодексы поведения, обычаи), содержащими условия проведения и ограничения экономических действий и отношений, а также факторы принуждения;

— выявлены важнейшие функции основных экономических институтов в системе малого предпринимательства: структурируют взаимодействие их участниковобразуют побудительные мотивы их деятельностиустанавливают «правила игры», которые определяют поведение малых предпринимательских структур на рынкеформируют культурные нормы, доверие, менталитет их участниковорганизационно структурируют малое предпринимательство, что позволяет развивать стратегическую инициативу на уровне личности предпринимателя, обеспечивая его самозанятость и самовыживание;

— установлено, что институциональный механизм согласования интересов субъектов хозяйствования во внутренней и внешней среде функционирования предпринимательских структур, проявляется через их социальную ответственность и представляет собой совокупность способов, методов и инструментов социального предпринимательства в его, постоянно развивающихся, институциональных формах;

— выявлены по критерию социализации деятельности основные институциональные формы обеспечения конкурентоспособности малых предпринимательских структур в условиях экономического кризиса: социальная ответственность государства и крупного бизнеса, экономическим содержанием которой являются социально-корпоративные технологии, микробизнес, микрофинансирование и программы потребительской лояльности, позволяющие сохранять их рыночные доли в период снижения экономической конъюнктуры;

— установлены особенности реализации институционального механизма согласования интересов субъектов хозяйствования малого бизнеса во внутренней и внешней среде функционирования предпринимательских структур в условиях экономического кризиса, проявляющиеся через социализацию самого бизнеса — его социальную ответственность, социальное.

11 партнерство с государством и крупным бизнесом, через программы потребительской лояльности;

— установлено, что современное состояние социальной ответственности бизнеса как институциональной формы обеспечения устойчивости малого предпринимательства формируется в процессе его эволюции: от простого стремления к выживанию при условии самозанятости — до осознания своей социальной миссии — удовлетворения потребительских предпочтений своих партнеров и клиентов;

— разработаны принципы создания и применения партнерской программы лояльности как формы институционального взаимодействия малого бизнеса (определение цели деятельности, выбор ключевого фактора развития, оценка экономической целесообразности, выбор инструментов реализации программы, определение потребительских предпочтений партнеров по бизнесу и потребителей) и предложен метод оценки их эффективности, основанный на системе скидок и взаимных договоров между предприятиями малого бизнеса, по принципу: «клиент моего партнера — мой клиент», что позволяет расширить клиентскую базу малого бизнеса и обеспечить ее устойчивость в период экономического кризиса.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в раскрытии сущности и функций институциональных форм обеспечения устойчивости малого предпринимательства, а так же в исследовании роли и значения государственных, рыночных и общественных форм сохранения конкурентоспособности бизнеса в малых предпринимательских структурах в условиях экономического кризиса.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью применения полученных результатов работы при создании эффективного комплекса мер поддержки малого предпринимательства в рамках институциональных форм обеспечения устойчивости малого бизнеса в условиях кризиса, в частности, при разработке актуальной и эффективной партнерской программы.

12 потребительской лояльности, а так же для развития регионального рынка микрофинансирования.

Апробация основных результатов работы. Основные положения диссертационного исследования были доложены как в России, так и за рубежомвошли в сборники научных трудов международных, региональных и межвузовских научно-практических конференций городов Афины (Греция), Волгоград, Новосибирск и др., пять из которых были опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. Основные результаты исследования отражены в 10 публикациях, общим объемом 3,44 п.л.

Структура диссертационной работы определена логикой, поставленными целями и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Заключение

.

На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы.

В основе любого вида экономической деятельности, в том числе и предпринимательской, лежит потребность создания определенного порядка. В качестве такого особого «порядка» выступают экономические институты. Процесс институционализации представляет собой определение и закрепление норм и ролей, приведение их в систему, которая способна удовлетворять общественную потребность в экономическом порядке. В настоящее время изучение институтов в рамках исследования процесса развития предпринимательства становится важным фокусом экономического анализа. При этом термин «институт» до сих пор не является моносемичным (однозначно понимаемым) у разных авторов. При этом в отношении институтов неправомерны оценки их «правильности» или «неправильности», они существуют, поскольку рациональны и целесообразны по известным или неизвестным нам причинам. Во-вторых, институты задают правила общественной деятельности людей в государствах, устойчивых социальных образованиях. Институты являются, таким образом, средствами (и следствиями) организации совместной деятельности людей в государствах, обеспечивая координацию их действии. В-третьих, институты представляют собой определенные социальные нормы, латентные стандарты социальной деятельности, сформировавшиеся в ходе исторической эволюции.

Перечисленные особенности институтов позволяют сделать вывод, что они координируют предпринимательскую деятельность и распределение благ, а также они обладают свойством наблюдаемости, а потому могут быть выявлены, описаны и научно проанализированы.

С институциональными причинами устойчивого развития предпринимательства, особенно малого, современная экономическая наука связывает не только уровень социально-экономического развития, достигнутый бизнесом, но и потенциальные, и реальные возможности его сохранения.

В современных условиях в понятие «экономические институты» вкладывается ряд значений, характеризующих его:

— основополагающие экономические категории: товар, деньги, рынки, цены, организации, банки, собственность, конкуренция, труд и т. п.;

— формальные и неформальные правила и нормы (законы, договоры, положения, кодексы поведения, обычаи).

Предпринимательство как институт — это относительно устойчивые, повсеместно используемые, формальные и неформальные правила и нормы (законы, договора, положения, кодексы поведения, обычаи), содержащие условия проведения и ограничения экономических действий и отношений, а также факторы принуждения. В своей совокупности они оказывают организующее воздействие на экономические процессы и отношения, структурируя взаимодействие их участников, образуя побудительные мотивы деятельности.

Что касается малого предпринимательства как объекта настоящего исследования, оно находится в наиболее тесном взаимодействии со следующими экономическими институтами: институт рынкаинститут фирмыинститут имущественных прав (в т.ч. собственности) — институт страхованияинститут торговлиинституты финансирования и др.

Взаимодействие с этими институтами во внешней и внутренней среде деятельности малого предпринимательства постоянно рождает новые институциональные формы согласования их экономических интересов, которые являются залогом их устойчивости и конкурентоспособности в период неблагоприятной экономической конъюнктуры. Уровень экономической эффективности и социальной значимости этих новых институциональных форм, связан с социальной ответственностью бизнеса: чем она выше, тем выше устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства на любых типах рынков даже в период кризисов.

Под средой малого предпринимательства принято понимать сложившиеся благоприятные экономическую, социально-экономическую, правовую, политическую ситуации, обеспечивающие экономическую свободу индивидам для занятия предпринимательской деятельностью. То есть это совокупность различных объективных и субъективных факторов, позволяющих малым предпринимателям реализовывать свои функции.

Как сложная интегрированная система, предпринимательская среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя среда субъекта малого предпринимательства формируется в основном непосредственно самими малыми предпринимателями и во многом носит субъективный характер. Поскольку субъекты малого предпринимательства функционируют как открытые системы она подвержена сильному влиянию со стороны большого числа внешних субъектов.

Субъекты малого предпринимательства находятся в тесном взаимодействии с внешней средой. Интенсивность такого взаимодействия такова, что субъектам малого предпринимательства приходится делиться значительными объемами информации с внешним миром. Это, главным образом, обусловлено небольшими размерами субъектов малого предпринимательства.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что методология исследования таких систем, как субъекты малого предпринимательства, предполагает необходимость специального изучения комплекса условий, создающих предпосылки для их успешного развития. Чаще всего, эти условия определяются с помощью термина «институциональная среда».

Понятие институциональной среды применительно к малому предпринимательству имеет широкий смысл. Наряду с субъектами экономических отношений оно включает в себя правовую среду, в рамках которой осуществляются эти отношения. С учетом особенностей объекта.

173 исследования и задач настоящей работы, правомерно несколько расширить данное определение. Институциональная среда малого предпринимательства — это добровольное согласование интересов всех субъектов экономических и иных отношений, регулирующее все аспекты их деятельности в соответствии с действующим законодательством, основанное на государственной поддержке малого бизнеса.

Роль малого предпринимательства в системе экономических и социальных отношений современного общества определяет необходимость его постоянной поддержки как со стороны государства, так и других участников рынка, реализуемых с использованием различных институциональных форм экономической деятельности.

Наиболее существенными из них, исходя из ключевых проблем современного российского малого предпринимательства, являются микрофинансирование, микробизнес, программы потребительской лояльности, а также социально ответственный бизнес, который стимулирует развитие указанных выше институциональных форм обеспечения устойчивости.

В сложной экономической ситуации, вызванной мировым финансовым кризисом, малое предпринимательство нуждается в поддержке. При этом необходим комплексный подход к решению данной проблемы. Среди форм обеспечения устойчивости малого предпринимательства в условиях экономического кризиса можно выделить: государственную, рыночную и общественную формы.

Ключевым инструментом стимулирования развития малого предпринимательства со стороны органов государственной власти является создание условий для формирования социально ответственного бизнеса и, особенно, вовлечение в данный процесс крупных предпринимательских структур. Данные субъекты экономики, в свою очередь, запускают механизм развития малого социального предпринимательства, которое служит катализатором для расширения предпринимательской активности в самых различных сферах.

Для удержания и улучшения результатов, полученных на предыдущей стадии, субъектам малого предпринимательства целесообразно активно использовать партнерские программы лояльности как еще одну институциональную форму обеспечения устойчивости малого предпринимательства в кризисных условиях.

Значение лояльности как фактора конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства подтверждается исследованиями различных ученых, в том числе, Ф. Ф. Райхельда. В работе предложен авторский подход к разработке принципов внедрения программ лояльности в деятельность субъектов малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что субъектам малого предпринимательства это сделать достаточно легко ввиду меньшего объема их деятельности, и, соответственно, меньшего количества партнеров не только по бизнесу: в их случае потребитель (клиент) — это тоже их важнейший партнер.

Другим существенным моментом внедрения программ лояльности в деятельность субъектов малого предпринимательства является разработка подходов к оценке эффективности используемой программы лояльности. С учетом того, что главными целями любой организации является удовлетворение потребностей населения и получение за счет этого прибыли, целесообразно применять методику оценки эффективности программы лояльности на основе сравнения результатов деятельности субъекта малого предпринимательства с применением и без применения такой программы. Именно этот принцип положен в пример применения такой методики.

Учитывая полученные результаты, можно сделать определенный вывод. Применение программы лояльности, разработанной по перечисленным правилам, с учетом особенностей деятельности субъекта малого предпринимательства положительно влияет на экономическую эффективность его деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Особенности ценообразования на товары и услуги малых предприятий (на материале Республики Таджикистан): автореферат дисс. .канд.экон.наук / O.A. Абдуллаев. Худжанд, 2011. — 23 с.
  2. A.B. Малый бизнес в СНГ и Вост. Европе: Трудности роста (середина вторая половина 90-х гг.) / Авилова A.B., Чепуренко А. Ю. — М.: РНИСиНП, 1997.
  3. Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм / Дж. Акерлоф // THESIS. 1994. — Вып. 5.
  4. Анализ субъектов институциональной среды малого и среднего бизнеса как целостной экономической системы Электронный ресурс. 2011. -Режим доступа: www.amgpgu.ru/files/uniconf226.doc.
  5. A.A. Институциональная экономика / A.A. Аузан. М.: Инфра-М, 2005.-415 с.
  6. В.Г. Малое предпринимательство трансформируемой России: региональные факторы активизации: автореф.дисс.докт.экон.наук / В. Г. Басарева. Новосибирск, 2011. — 42 с.
  7. А. Права собственности в переходной экономике: комментарии по поводу того, что знают экономисты / А. Бенам, J1. Бенам // Экон. наука соврем. России. 1999. — № 3. — С. 123−138.
  8. Бендукидзе К, А. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты / К. А. Бендукидзе и др. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
  9. К.А. Концепция реструктуризации и ее воплощение на предприятиях ОМЗ / К. А. Бендукидзе // Российский журнал менеджмента. -2003.-Т. 1. № 1.-С. 137−144.
  10. Д.Р. Правовое регулирование развития малогопредпринимательства в Российской Федерации/ Д. Р. Билалова, Е. Цынцарь //
  11. Научный Татарстан. 2010. — № 1. — С. 76−82.176
  12. В. Теория порядка и конституционная экономика // Вопр. экономики. 1995. № 12- См.: Vanberg V. Rules and Choice in Economics. L., 1994.
  13. M.M. Предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (на примере бюджета Иркутской области) / М. М. Винокурова // Известия Иркутской экономической академии. -2010. -№ 4.
  14. Внешняя и внутренняя среда Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://sbinnovation.ru/content/view/8/7/
  15. В.В. Институционализм: вторичность нового мифа? (возможности и пределы институциональной экономики) /В.В. Вольчик // Terra Economicus. 2003. — Т. 1. — № 1. — С. 126−134.
  16. В.В. Роль социального капитала и групп интересов при формировании института власти-собственности в рамках российского хозяйственного порядка / Вольчик В. В., Бережной И. В. // Terra Economicus. -2006.-Т. 4,-№ 2.-С. 35−41.
  17. В.В. Эффективность рыночного процесса и эволюция институтов / Вольчик В. В. // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2002. — № 4. — С. 49.
  18. Всероссийский центр изучения общественного мнения Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://wciom.ru/
  19. В. А. Модернизация методов хозяйственного управления экономикой / Гневко В. А., Добрынин А. И. // Экономика и управление. 2009. — № 12. — С. 4−6.
  20. Годовой отчет фонда «Наше будущее» Электронный ресурс. — 2011.— Режим доступа: http://www.nb-fund.ru/UserFiles/File/Fondotchet2009+++.pdf
  21. Государственный бюджет как экономическая категория Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://www.scriru.eom/6/63 297 929 785.php
  22. А.Г. РОЛЬ Экономической науки и образования в создании институциональных предпосылок долговременного подъема в России / Грязнова А. Г. // Вестник Финансовой академии. 2001. — № 1. — С. 6−17.
  23. , В.Я. Институциональная парадигма в политической экономии: на примере Франции / В. Я. Гугняк. М.: Наука, 1999. — 174 с.
  24. Деньги как экономическая и стоимостная категория: институциональная теория денег Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://www.gribov.ru/moneyeconomiccostcategory.html
  25. Деньги как экономическая категория Электронный ресурс. 2011. -Режим доступа: http://uaoc.kiev.ua/3/5
  26. Н.Ф. К проблеме роли трудового потенциала малого предпринимательства в условиях формирования инновационной экономики: региональный аспект / Н. Ф. Дитц // Вестник Томского Государственного Университета. 2011. — № 2 (14). — С. 65−72.
  27. В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г. П. Журавлева, Л. С. Тарасевич Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2003.-714 с.
  28. И.В. Теоретико-методологические подходы к изучению корпоративной социальной политики / Долгорукова И. В. // Социальная политика и социология. 2009. — № 4. — С. 62−72.
  29. Дымшиц и партнеры: управление маркетингом Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://www.dnp.ru.
  30. П. Клио и экономическая теория QWERTY // Истоки: из опытаизучения экономики как структуры и процесса. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006.178
  31. Ермилова Г. А МСП на рынке товаров и услуг / Г. А. Ермилова, В. М. Широнин // Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. -М., 2002.-368 с.
  32. Г. П. Экономика: Учебник / Г. П. Журавлева. М.: Юристь, 2001. — 505 с.
  33. С.Ж. Теоретическое определение понятия «малое инновационное предпринимательство» Электронный ресурс. / С. Ж. Зейнолла. 2010. — Режим доступа: http://www.econ. msu.ru/cmt2/lib/a/l 15 8/nle/zeinolla 19 .pdf
  34. C.B. Бенчмаркинг стратегия адаптации маркетинговых технологий к сфере малого бизнеса / Земляк C.B. // Производство спирта и ликероводочных изделий. — 2007. — № 1. — С. 23−24.
  35. К.Х. Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве / Зоидов К. Х., Моргунов Е. В. Биджамова К.В. -М.: ЦЭМИ РАН, 2009. -152 с.
  36. Ибадова J1. Т. Гарантии для малого предпринимательства / JI. Т. Ибадова // Право и экономика. 2004. — № 11.
  37. Ибадова J1. Т. Некоторые правовые проблемы понятия субъекта малого предпринимательства / JI.T. Ибадова // Государство и право. 2005. — № 9.
  38. Н.В. Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса / Н. В. Иванова // Науковедение. 2009. — № 1.
  39. О.В., Фролов Д. П. Институционализм в российской экономической мысли (IX-XXI вв.): в 2 т. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
  40. Исследовательская группа ЦИРКОН Электронный ресурс. 2011. -Режим доступа: http://www.zircon.ru/
  41. Исследовательско-аналитический проект «Взаимодействие малыхпредприятий с крупным производством на региональном уровне»
  42. Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://www.nisse.rU/busmess/article/article1535.html#Toc41202374179
  43. История развития предпринимательства? Электронный ресурс?. -2011. Режим доступа: http://www.brainity.ru/articles/2693.
  44. С.К. Роль государства в совершенствовании предпринимательского пространства / С. К. Кабисов, JI.A. Легкая, А. К. Купеева // Труды молодых ученых. 2010. — № 1. — С. 11−16.
  45. Р. Собственность и контроль в российской промышленности / Капелюшников Р. // Вопросы экономики. 2001. — № 12. -С. 103.
  46. В. Аспекты лояльности в бизнесе Электронный ресурс. / В. Кеворков. 2011. — Режим доступа: http://www.loyalty.info/theory/2613.html.
  47. С. Г. Экономическая эволюция как институциональная самоорганизация Электронный ресурс.: Институт экономики РАН / С. Г. Кирдина. 2011. — Режим доступа: http://www.kirdina.ru/doc/21jul06/l.pdf
  48. С.Г. Институциональная самоорганизация экономики: теория и моделирование / С. Г. Кирдина. М: ИЭ РАН, 2008.
  49. С.Г. Институциональная структура современной россии: эволюционная модернизация / Кирдина С. Г. // Вопросы экономики. 2004. -№ 10.- С. 89.
  50. С.Г. Некоторые количественные оценки институциональных изменений: опыт исследования российского законодательства / Кирдина С. Г., Рубинштейн A.A., Толмачева И. В. // Terra Economicus. 2010. — Т. 8. — № 3. -С. 8−22.
  51. С.Г. Теория институциональных матриц и развитие России / С. Г. Кирдина. -1-е изд. М: ТЕИС, 2000, 2-е изд&bdquo- испр. и дополн. -Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2001.
  52. С.Г. Х- и Y-экономики: институциональный анализ / С. Г. Кирдина. М: Наука, 2004.
  53. Н.В. Бизнес-администрирование малых и средних предприятий / Н. В. Киреенко, Т. И. Кислая. М.: Мисанта, 2010.- 166 с.
  54. Ю.Э. Влияние социально-психологических факторов на успешность карьеры в малом бизнесе: автореф.дисс.канд.психолнаук/ Ю. Э. Клейменова. М., 2007. — 23 с.
  55. .А. Источники правового регулирования инновационной деятельности / Б. А. Коканов // Вестник Удмуртского университета. 2011. Вып. 4.-С. 119−122.
  56. В.Е. Экономика как она есть: Очерки «чистой» теории и прикладные исследования / Е. В. Кокорев. М.: Век, 1998. 176 с.
  57. A.B. Регулирование внешней и внутренней среды предпринимательских структур как основа их устойчивого развития / A.B. Круглов // Известия СПбГУЭФ. 2004. — № 4. — С. 61−73.
  58. Е.Б. Специфические свойства малого предпринимательства, обеспечивающие занятость населения / Е. Б. Крылова // Аудит и финансовый анализ. 2008. -№ 3.
  59. Я.И. Поддерживать или инвестировать? образовательные программы в рамках антикризисных мер / Кузьминов Я. И. // Вопросы образования. 2009. — № 1. — С. 5−21.
  60. Р. Организация как собственность: экономический анализ права собственности применительно к приватизации /| Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы, — М.: РГГУ, 1994
  61. И.С. Концепция социального предпринимательства в контексте современной российской действительности / И. С. Лебедева // Вестник ТГУ. 2011. — № 344. — С. 662−64.
  62. H.H. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развитие / H.H. Лебедева. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. — 326 с.
  63. ЛЕВАДА-ЦЕНТР. Аналитический центр Юрия Левады Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://www.levada.ru/
  64. Г. П. Кризис инвестиций как результат несоответствия структурно-технологических характеристик экономики ее институциональному устройству / Литвинцева Т. П. // Проблемы прогнозирования. 2003. — № 6. С. 23−40.
  65. A.M. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие / Литовских A.M., Шевченко И. К. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
  66. E.H. Государственное правовое регулирование малого предпринимательства в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: автореф.дисс.канд.юрид.наук / E.H. Лысенко. М., 2006.-23 с.
  67. Д.С. Институциональная экономика / Д. С. Львов. М.: Инфра-М, 2001.-318 с.
  68. М.М. Менеджмент малого бизнеса / Максимцов М. М., Горфинкель В. Я. М.: Вузовский учебник, 2007. — 269 с.
  69. Ю. Институциональное равновесие // Эковест. 2002. — № 2.
  70. Малое и среднее предпринимательство России: государство, модернизация, инновационный прорыв / под общей редакцией д.э.н., проф. Орлова А. В, М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011.
  71. Малькова И. Лояльность потребителя / И. Малькова // Вестник МГУ. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2008. — № 3.
  72. Л.Е. Субъекты малого предпринимательства и правовые средства воздействия налогов на их деятельность: автореф.дисс.канд.юрид.наук/ Л. Е. Манюков. М., 2011. — 27 с.
  73. К. Экономика организаций / К. Менар- Пер. с франц.- Под ред. А. Г. Худокормова. -М.: ИНФРА-М, 1996. 160 с.
  74. Меры поддержки малого и среднего бизнеса в 2010 году Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: me.mosreg.ru/gospodderjka.
  75. Микрофинансирование информационный портал Микрофинансирование в России Электронный ресурс. — 2011. — Режим доступа: http://www.rusmicrofinance.ru/microfmance/
  76. Микрофинансирование малого бизнеса информационный портал Микрофинансирование в России Электронный ресурс. — 2011. — Режим доступа: http://rusmicrofinance.ru/articles/media/621 .р!1р.
  77. П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. И. И. Елисеевой, В. Л. Тамбовцева. СПб.: Экономическая школа, 1999.
  78. Л. А. Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства в России / Л. А. Мосина, Ю. С. Королева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. — № 3 (2). — С. 548−551.
  79. А. Развитие социального предпринимательства в среде российских НКО: возможности и преграды / А. Московская // Гражданский диалог. 2009. — Т. 7.-№ 3.
  80. И. Административные барьеры в области малогопредпринимательства / И. Мухарлямов: // Актуальные проблемы публичного183права в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., Калининград: Изд-во КГУ, 2005. — С. 64−72
  81. Н. Генпрокуратурой составлен рейтинг нарушений в сфере госзакупок / Н. Некрасова Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/44 748
  82. А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории / А. Нестеренко // Вопр. экономики. 1997. — № 3. — С. 42−57.
  83. А.Н. Экономика и институциональная теория / Отв. ред. Л. И. Абалкин. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 416 с.
  84. JI.A. Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума / Николаева Л. А., Рахманова М. С. / под ред. Масленниковой С. Г. Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/ekondomhozjaystva/pageOO 10. asp
  85. O.E. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства: системный подход / O.E. Никонова // Проблемы современной экономики. 2007. — № 4 (24).
  86. Новый курс экономической теории: учебник в 2 кн. Книга 1. Рыночная система хозяйствования: микро- и макроэкономика. ТРО ВЭО России. М.- Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина-656 е., 2010.
  87. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт- Пер. с англ. А.Н. Нестеренко- предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.- 190 с.
  88. Р. М. Россия: особенности институционального развития / Р. М. Нуреев. М.: Норма, 2009. — 448 с.
  89. Р. М. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики / P.M. Нуреев // Вопросы экономики. -2000. -№ 6-С. 126−145.
  90. P.M. Регионалистика: резервы институционального подхода //184
  91. TERRA ECONOMICUS. 2009. — Т. 7. — № 2.
  92. A.H. Институциональная экономика: Учеб. пособие / А. Н. Олейник. М.: ИНФРА-М, 2000. — 416 с.
  93. А.Н. Институциональные аспекты социально-экономических трансформаций / А. Н. Олейник. М.: ТЕИС, 2000.
  94. М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп / М. Олсон- Пер. с англ. Москва: Фонд экономической инициативы, 1995. — 165 с.
  95. М. Рассредоточение власти и общество в переходный период. Лекарства от коррупции, распада и замедления экономического роста / М. Олсон // Экономика и математические методы. -1995. Вып. 4.
  96. Э. Правила игры для российского предпринимателя / Предисл. Е. Ясина. М.: КоЛибри, 2008. — 240 с.
  97. Д. Успешный маркетинг для малого бизнеса / Д. Паттен. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 368 с.
  98. Передовые формы взаимодействия предпринимательства с государством Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://www.law-business.ru/article4.html
  99. В.И. Тенденции развития и новые формы функционирования малого бизнеса на Юге Российской Федерации/ В. И. Перов // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2006. — № 1.
  100. В.М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. — № 3.
  101. Помощь малому бизнесу в кризис Электронный ресурс. 2011. -Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru/problems/287-pomoshh-malomu-biznesu-v-krizis.html
  102. Проблема согласования интересов [Электронный ресурс. 2011. -Режим доступа: http://institutiones.eom/general/l40−2008−06−12−18−59−52.html
  103. В. С. Информационные технологии в малом бизнесе: особенности использования / Провалов В. С., Ефимова Е. В. Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://www.vggu.info/upload/iblock/6f7/6f785ca9f92de3a2451d094al0f5394f.pdf
  104. Пфеффер Дж Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса / Дж. Пфеффер, Р. Саттон- пер с англ. М.: Эксмо, 2008.
  105. Ф.Ф. Эффект лояльности: движущие силы экономического роста, прибыли и непреходящей ценности / Ф. Ф. Райхельд, Т. Тил. М.: Вильяме, 2005.-383 с.
  106. Региональная экономика / Под ред. Видяпина В. И., Степанова М. В. -М.: ИНФРА-М, 2007. 666 с.
  107. . A.B. Социально-экономические факторы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства / A.B. Рунов. М.: МИПК-МИПСЭТ, 1997.
  108. Е.Ю. Модели социальной ответственности малого бизнеса в России / Е. Ю. Савичева // Проблемы современной экономики. 2010. — № 4 (36).
  109. Е.Ю. Социальная ответственность предприятий малогобизнеса в России: проблемы становления и перспективы реализации: автореф.дисс. .канд.экон.наук / Е, Ю. Савичева. СПб., 2011. — 24 с.
  110. И.М. Маркетинг в малом бизнесе / Синяева И. М., Земляк C.B., Синяев В. В. -М.: Юнити-Дана, 2006.
  111. , И. М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: Учебник / И. М. Синяева, C.B. Земляк, В. В. Синяев / Под ред. проф. Л. П. Дашкова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. -268 с.
  112. А. Институты как фактор порядка и как источник хаоса:186неоинституционально-посткейнсианский анализ // Вопр. экономики. 2006. -№ 8.-С. 102−118.
  113. Сорокина J1.A. Менеджмент в малом бизнесе / JI.A. Сорокина. М.: Юнити-Дана, 2008. — 144 с.
  114. Состояние общероссийских и московских оп сферы малого бизнеса Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://mbm.allmedia.ru/content/documentrB456104A-DD0B-429D-9356−44890FlB8854.html
  115. Социальное партнерство Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: :http://azn-ko.ru/socialpartnership.phtml
  116. Социальное предпринимательство и благотворительность проект Фонда Национальных Социальных программ «Наше будущее» Электронный ресурс. — 2011. — Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/questionhistory
  117. Социальные институты Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: http://www.finteoria.ru/socinst.html
  118. , Дж. Управление персоналом в малом бизнесе Текст. / Дж. Стредвик- [пер. с англ. Д. Пашина под ред. В. А. Спивака — авт. предисл. к русскому изд. В. А. Спивак]. СПб.: Нева, 2003. — 282 с.
  119. В. Институциональная динамика в переходной экономике / В. Тамбовцев // Вопр. экономики. 1998. — № 5. — С. 2910.
  120. B.JI. Теоретические вопросы институционального проектирования / B.JI. Тамбовцев // Вопр. экономики. 1997. — № 3. — С. 8294.
  121. О. Внутренние и внешние рынки / О. Фаворо // Вопросы экономики. 1997. — № 10. — С. 90−103.
  122. О. Экономика организаций / О. Фавро // Вопр. экономики. -2000.-№ 5.-С. 4−17.
  123. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: www.xserver.ru/user/ffpmp.
  124. Л.Ю. Сущность и методические подходы к оценке рыночной устойчивости малого предпринимательства/ Л. Ю. Филобокова // Аудит и финансовый анализ. 2008. — № 4.
  125. Л.Ю. Финансовая устойчивость малых предприятий: сущность, методические подходы к оценке / Л. Ю. Филобокова // Аудит и финансовый анализ. 2008. — № 1.
  126. Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории / Пер. с англ. под ред. B.C. Катькало, Н. П. Дроздовой. СПб.: Издат. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005. — 702 с.
  127. Ф. Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса / Хамидуллин Ф. Ф. // Проблемы современной экономики. 2006. — № ¾ (19/20).
  128. Ф.Ф. Формирование институциональной среды развития системы малого предпринимательства: автореф.дисс.докт.экон.наук / Ф. Ф. Хпмидуллин. Казань, 2007. — 46 с.
  129. И. Конец малого бизнеса 2. ОПОРа России Электронный ресурс. / И Хандриков. — Режим доступа: http://www.pri vatmed.ru/article/3 5/140/1021/
  130. Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопр. экономики. 2000. — № 1. — С. 39−55.
  131. Дж. Социально-экономические последствия прогресса знанийи нарастания сложности // Вопр. экономики. 2001. — № 8. — С. 32−45.188
  132. А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде: Учебное пособие / А. Ю. Чепуренко. М.: Изд-во Межд. ун-та в Москве, 2006.
  133. Ю.Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в контексте экономических противоречий: теория и практика: дисс. .докт.экон.наук / Ю. Г. Чернышева. Ростов-на-Дону, 2009.
  134. А. Дискретные институциональные альтернативы в контексте дерегулирования экономики / А. Шаститко // Вопр. экономики. -2004. -№ 12.-С. 94−110.
  135. А.Е. Государственная политика в отношении соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (экономический подход) / А. Е. Шаститко. М.: ТЕИС, 2004. — 63 с.
  136. .М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства / Б. М. Широков. М.: Финансы и статистика, 2006. — 496 с.
  137. Т. Экономическое поведение и институты / Т. Эггертссон- Пер. с англ. -М.: Дело, 2001.-408 с.
  138. Экономическая сущность категорий «затраты», «расходы», «издержки» и их отраслевые особенности Электронный ресурс. 2011. — Режим доступа: science.ncstu.ru/articles/vak/2009−04−21/./24./filedownload
  139. Экономическая сущность прибыли Электронный ресурс. 2011. -Режим доступа: http://www.finance0.ru/?id=165
  140. Ю.И. Особенности швейцарской предпринимательской модели / Юданов Ю. И. // Современная Европа. 2003. № 1. С. 60−69.
  141. М.М. Основы теории контрактов: модели и задачи. Учеб. пособие / М. М. Юдкевич, Е. А. Подколзина, А. Ю. Рябинина. М.: ГУ ВШЭ, 2002.-352 с.
  142. Arthtur W.B. Increasing Returns and Path Dependence in the Economy. -Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1994.
  143. Brunner K., Meltzer A. The Uses of Money: Money in the Theory of An Exchange Economy // American Economic Review. December 1971. — pp. 787 799.
  144. Furubotn, E., Richter, R. 1997. Institutions and Economic Theory. The Contribution of the New Institutional Economics. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1990.
  145. Klein M., So J., Shin B. Transaction costs in private infrastructure projects -are they too high? // Private sector. 1996. — № 8. — P. 21−24.
  146. Kreps D., Milgrom P., Roberts J., Wilson R. Rational Cooperation in the Finitely Repeated Prisoners' Dilemma // Journal of Economic Theory, 1982, vol. 27, № 2.-P. 245−252.
  147. Sarah Ashwin, Simon Clarke. Russian Trade Unions and Industrial Relations inTransition. N.Y.: Palgrave Macmulan. 2003. 312 pp.
Заполнить форму текущей работой