Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственно-общественное управление как фактор формирования муниципального образовательного пространства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ процесса реформирования системы управления образованием позволяет выявить тенденцию смещения центра управленческих воздействий на уровень местного самоуправления. Закон Российской Федерации «Об образовании» возложил ответственность за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования и передал значительный объем полномочий в области образования для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к пониманию государственно-общественного управления в муниципальном образовательном пространстве
    • 1. 1. Муниципальное образовательное пространство: теоретические подходы, сущность, структура
    • 1. 2. Теоретические основы государственно-общественного управления в системе образования
    • 1. 3. Модель государственно-общественного управления в муниципальном образовательном пространстве
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Опыт организации государственно-общественного управ-# ления и формирования муниципального образовательного пространства
    • 2. 1. Диагностика муниципального образовательного пространства и государственно-общественного управления (на примере Омского района Омской области)
    • 2. 2. Реализация модели государственно-общественного управления в условиях муниципального образовательного пространства
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию муниципального образовательного пространства
  • Выводы по 2 главе

Государственно-общественное управление как фактор формирования муниципального образовательного пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях становления демократического общества и рыночной экономики меняются роль и место образования в нашей стране. Вариативная по содержанию, многообразная по организационным формам и типам учреждений, многоканальная по источникам финансирования, система образования требует адекватной системы управления. В первую очередь, необходимо обеспечить вовлеченность общественных структур в управление системой образования, сделать данный процесс государственно-общественным.

Важность решения этой задачи подтверждается следующими тенденциями:

— стержневым значением развития принципиально новых государственно-общественных отношений в сфере образования, нашедших свое выражение в стратегических документах по модернизации российского образования на период до 2010 года, согласно которым предстоит обеспечить открытость образования как государственно-общественной системы, усилить роль всех субъектов образовательной политики и их взаимодействие;

— становлением активного института профессиональных сообществ, попечительства, развитием общественно-договорных отношений взаимодействия;

— ресурсной общественной поддержкой реализации социального заказа, расширением числа и усилением мощи субъектов образования.

При этом важно отметить потенциал образования как ресурса становления и развития гражданского общества через воспитание граждан и сообщества средствами образовательной деятельности, стимулирование открытости и прозрачности деятельности образовательных институтов, вовлечение родителей в активную гражданскую деятельность, развитие профессиональных сообществ и ученического самоуправления.

Анализ процесса реформирования системы управления образованием позволяет выявить тенденцию смещения центра управленческих воздействий на уровень местного самоуправления. Закон Российской Федерации «Об образовании» возложил ответственность за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования и передал значительный объем полномочий в области образования для самостоятельного принятия решений, в том числе по вопросу создания муниципального органа управления образованием. В связи с этим организация государственно-общественного управления в условиях муниципального образовательного пространства приобретает особое значение.

Происходящие в образовании изменения обусловили появление новых подходов к управлению. В исследованиях Л. Г. Борисовой, З. И. Васильевой, Ю. В. Громыко, О. Е. Лебедева, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, А. П. Тряпицыной, Л. А. Шипилиной, Е. А. Ямбурга рассматривается круг проблем, отличающихся принципиальной новизной по отношению к практике реформирования школы и управления образованием. В их числе новые цели и ценности управления, нововведения во внутришко-льном управлении, методологические и технологические разработки программ развития, перспективных учебных планов, образовательных программ, социально — правовая защита субъектов образования, деятельность служб поддержки образования, аттестация педагогических кадров и другие.

Важное направление исследований возникает в связи с наметившимся переходом к регионализации и муниципализации системы образования, государственно — общественным формам управления образованием, возникновением механизмов учета социального заказа образованию, включением деятельности попечительских советов, научно — образовательных структур, консолидацией усилий различных лиц и организаций, заинтересованных в развитии образования. В рамках этого направления возникли понятия, перспективные для развития управления в новых условиях: образовательный регион, муниципальное образовательное пространство, государственно-общественное управление (Г.А. Белинский, Ю. В. Громыко, Н. Д. Малахов, В. В. Маскин, Г. И. Оглоблина, В. М. Петрович, Е. А. Потапов, Н. И. Роговцева, Т. А. Степанова и другие). Этими понятиями исследователи обозначили реалии управления, связанные со становлением местных систем образования в условиях демократизации общества, формирования новых экономических отношений, развития российской государственности.

Становится очевидным, что образование не может находиться в состоянии замкнутости и самодостаточности, когда образовательная практика значительно отстает от процессов, происходящих в обществе, от реальных потребностей жизни. Социальная адресность, сбалансированность социальных интересов становятся важной основой современной образовательной политики.

Государственно-общественный подход к управлению образованием выступает реальным механизмом полноценного использования возможностей социальных институтов, микросреды личности, общества в целом в обеспечении социальной защиты и благосостояния личности, в повышении качества жизни людейсоздания реальных условий для развития инициативной, творческой, социально активной личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, в соответствии с возможностями и потребностями определять траекторию своей профессиональной деятельности, чтобы быть востребованным в новом обществе, активно участвовать и конструктивно влиять на дальнейшее его развитие.

Вместе с тем, анализ управленческой ситуации в современных общеобразовательных учреждениях и системах позволяет выявить противоречия, затрудняющие становление и развитие государственно-общественного управления образованием, формирования образовательного пространства. К ним относятся:

— неразработанность научных основ государственно-общественного управления образованием, с одной стороны, и нарастание тенденций, попыток построения различными субъектами практико-ориентированных моделей муниципального образовательного пространства, с другой;

— стремление органов власти к государственно-общественному управлению, позволяющему осуществлять образовательный процесс с учетом социальных, экономических, культурных особенностей, традиций и недостаточность нормативной базы, регламентирующей и раскрывающей правовые механизмы этого процесса;

— признание всеми субъектами образовательного пространства важности государственно-общественного управления и преобладание формальных подходов к организации взаимодействия власти и общества с целью совместного решения проблем в образовании, низкая мотивация руководителей учреждений и общественности к сотрудничеству, снижение роли традиционных институтов социализации, затрудняющих формирование муниципального образовательного пространства;

— признание государственно-общественного управления, обладающего потенциалом для формирования муниципального образовательного пространства, как сложного и противоречивого процесса, требующего соответствующей профессиональной готовности, и недостаточно высокий уровень компетентности субъектов образовательного пространства для решения этой задачи.

Эти противоречия определяют проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки системы государственно-общественного управления, обеспечивающего эффективность формирования муниципального образовательного пространства.

Обозначенные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Государственно-общественное управление как фактор формирования муниципального образовательного пространства».

Объект исследования: муниципальное образовательное пространство.

Предмет исследования: система государственно-общественного управления как фактор формирования муниципального образовательного пространства.

Цель исследования: разработать систему государственно-общественного управления и проверить ее эффективность в процессе формирования муниципального образовательного пространства.

Гипотеза исследования: система государственно-общественного управления является фактором формирования муниципального образовательного пространства, если:

— муниципальное образовательное пространство рассматривается как пространственно-временное поле взаимодействия муниципальной системы образования и внешней среды, границами которой является территория муниципалитета;

— система управления образованием на муниципальном уровне включает в себя государственные и общественные составляющие, субъекты которых совместно решают актуальные проблемы образования и определяют приоритеты его развития;

— государственно-общественное управление строится на основе диагностической, координационной и экспертной функций, последовательность реализации которых выстраивается с учетом особенностей ситуационного управления.

Исходя из цели и гипотезы, поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические подходы к пониманию муниципального образовательного пространства и государственно-общественного управления.

2. Разработать и реализовать структурно-функциональную модель государственно-общественного управления, обеспечивающую формирование муниципального образовательного пространства.

3. Сконструировать алгоритм государственно-общественного управления образованием, предусматривающий реализацию адекватных управленческих функций на основе ситуационного управления.

4. Определить критерии и показатели эффективности формирования муниципального образовательного пространства и опытно-экспериментальным путем выявить возможности государственно-общественного управления в его формировании.

Исследовательская позиция обусловлена следующими методологическими основаниями:

— системным подходом к изучению проблем взаимосвязи власти и общества, построению государственно-общественных отношений (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. И. Гинецинский, B.C. Леднев и другие);

— интегративно-развивающим подходом (JI.A. Шипилина) как особой формой познавательной и практической деятельности, позволяющей реализовать идеи интеграции и развития в системе управления;

— средовым подходом (В.А. Бордовский, А. А. Макареня, С. Т. Шацкий, В.А. Ясвин) к формированию муниципального образовательного пространства, понимаемого как совокупность муниципальной системы образования и внешней среды.

Выбор интегративно-развивающего, системного и средового подходов к исследованию проблемы обусловлен рядом предпосылок:

— необходимостью рассмотрения сложных взаимосвязанных объектов (муниципальной системы образования, внешней среды, образовательного пространства), стремлением выделить их системные качества, определить состав, структуру и функции, связи, соотношение естественных изменений и сознательного управленияинтеграция при этом характеризуется не только большей степенью взаимосвязанности всех элементов, а изменением свойств самих элементов;

— появлением педагогической парадигмы «образовательное пространство», предполагающей сотрудничество, взаимодействие власти и общества в решении вопросов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения;

— важностью совместной выработки заинтересованными в образовании структурами общих целей, координации действий по их достижению, государственно-общественной экспертизы результатов деятельности.

Теоретическую основу исследования составили:

— концепции управления образованием и его развития (В.И. Зверева, В.И. За-гвязинский, Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Г. И. Шамова, JI.А. Шипилина и другие), в которых данная категория понимается как выработка, принятие и реализация гибких управленческих решений представителями власти и общества;

— теория совместной деятельности (Б.Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Н.Ф. Радионова), обеспечивающей функционирование и развитие государственных и общественных структур в управлении муниципальным образовательным пространством;

— концепции взаимодействия, где данная категория рассматривается как механизм, обеспечивающий сотрудничество субъектов в достижении поставленных целей (Е.В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Е. В. Коротаев, И. С. Якиманская, С. А. Смирнов и другие);

— педагогические теории муниципализации и регионализации образования, общественного управления (И.С. Батракова, В. А. Бордовский, С.А. Гильма-нов, Н. Д. Малахов, М. М. Поташник, И. И. Проданов, Н. К. Сергеев, В.И. Сло-бодчиков, Т. А. Степанова, В.А. Ясвин);

— ситуационный подход к управлению, в котором управление рассматривается как система взаимосвязанных ситуаций, направленных на оперативное решение актуальных проблем в образовании (Б.П. Битинас, Н. М. Борытко, В. И. Загвязинский, Г. Кунц П. Лоуренс, Л. Ф. Спирин, Дж. Томпсон, Л.А. Шипилина).

Методы исследования включали в себя две взаимосвязанные группы:

— теоретические методы (анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, связанной с темой исследования, моделирование, алгоритмизация);

— эмпирические методы (изучение и обобщение опыта государственно-общественного управления в муниципальном образовательном пространстве, наблюдение, анкетирование, беседа, монографические характеристики, конструирование, эксперимент).

Логика и этапы исследования. Специфика и задачи исследования определили его логику: от изучения состояния проблемы государственнообщественного управления в муниципальном образовательном пространстве к опытно — экспериментальной преобразующей деятельности.

Первый этап (1995 — 2001 гг.) был связан с работой исследователя в качестве директора средней общеобразовательной школы Омского района, накоплением опыта организации государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения.

Второй этап (2001 — 2004 гг.) — деятельность в качестве начальника управления образования Омского муниципального образования. В этот период была сформирована общая идея предстоящего исследования, изучено реальное состояние, эффективность государственно-общественного управления в муниципальном образовательном пространстве. Одновременно происходило изучение литературы по проблеме исследования, выделение его направлений, разработка основных гипотетических предположений.

Третий этап (2004 — 2006 гг.) включал разработку концепции и понятийного аппарата исследования, организацию и проведение эксперимента, проверку и уточнение теоретических положений, апробацию полученных результатовформулировку выводов и оформление материалов диссертации.

Базой исследования явилась муниципальная система образования Омского района Омской области, включающая в себя управление образования, 97 образовательных учреждений, общественные организации, ориентированные на сотрудничество по вопросам обучения, воспитания и развития детей и школьников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Муниципальное образовательное пространство — пространственно-временное поле функционирования и развития муниципальной системы образования (в которой действует государственно-общественное управление) и внешней среды, ее природно-климатических, демографических, экологических, социально-экономических особенностей, потребностей социальных заказчиков (в том числе личности ребенка), в котором реализуется комплекс образовательных услуг учреждениями образования и другими учреждениями, организациями, обладающими образовательным, воспитательным, развивающим потенциалом.

2. Государственно-общественное управление образованием — это управление, которое предусматривает взаимодействие государственных и общественных субъектов в инициировании, подготовке, обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений с учетом социальных, экономических, культурных особенностей, традиций муниципалитета.

Государственно-общественное управление выступает фактором формирования и развития муниципального образовательного пространства в связи с тем, что:

— предусматривает реализацию не только традиционных функций управления (планирование, организация, руководство и контроль), но и специфичных для общественной составляющей (диагностическая, координационная, экспертная);

— выступает инициатором совместного с общественностью решения проблем образования, с постепенным усилением ее активности в структуре государственно-общественного управления;

— разрабатывает и создает условия для взаимодействия власти и общества по вопросам образования.

3. Структурно-функциональная модель государственно-общественного управления ориентирована на понимание муниципального образовательного пространства как совокупности муниципальной системы образования и внешней средыкоординацию структур государственного и общественного управленияупорядочение полномочий и ответственности между субъектами управления и предусматривает реализацию следующих функций:

— диагностической, связанной с изучением состояния, тенденций развития муниципального образовательного пространства, выработкой предложений по решению выявленных проблем;

— координационной, позволяющей осуществлять согласованные действия с учетом сформулированных целей и задач;

— экспертной, связанной с деятельностью по оценке сложившейся образовательной практики, выявлению общественного мнения в вопросах образовательной политики, экспертизе проектов и программ.

4. Алгоритм государственно-общественного управления включает в себя взаимосвязанные этапы и действия, направленные на реализацию функций государственно-общественного управления:

— взаимная договоренность о совместных действиях в целях решения проблем в образованииобсуждение и принятие порядка действий в совместной деятельности (организационный этап);

— диагностика реальной ситуации в образовательном пространствеопределение и формулировка проблем (противоречий) — совместная постановка целей и задач (диагностический этап);

— определение основных направлений деятельностивыбор способов решения поставленных задачразработка критериев успешности их решения (этап согласования действий);

— реализация способов решения поставленных целей и задачкоординация действий государственных и общественных структур (практический этап);

— совместная экспертиза и обсуждение результатов государственно-общественного управленияэкспертиза образовательных проектов, направленных на решение проблем муниципального образовательного пространства (аналитический этап);

— коррекция (при необходимости — на различных этапах) поставленных целей и задач, способов их решения (этап коррекции).

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Разработана структурно-функциональная модель государственно-общественного управления в муниципальном образовательном пространстве, включающая в себя муниципальную систему образования, в которой действует государственно-общественное управление, и внешнюю среду, взаимодействие которых обеспечивает формирование муниципального образовательного пространства.

2. Сконструирован алгоритм государственно-общественного управления, включающий в себя взаимосвязанные этапы (организационный, диагностический, этап согласования, практический, аналитический, этап коррекции) и действия, направленные на реализацию функций — диагностической, координационной, экспертной.

3. Выявлены критерии и показатели эффективности формирования муниципального образовательного пространства, предусматривающие изучение особенностей взаимодействия муниципальной системы образования и внешней среды, организации государственно-общественного управления.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Конкретизировано понятие «муниципальное образовательное пространство», которое рассматривается как пространственно-временное поле функционирования и развития муниципальной системы образования (в которой действует государственно-общественное управление) и внешней среды, ее природно-климатических, демографических, экологических, социально-экономических особенностей, потребностей социальных заказчиков (в том числе личности ребенка), в котором реализуется комплекс образовательных услуг учреждениями образования и другими учреждениями, организациями, обладающими образовательным, воспитательным, развивающим потенциалом.

2. Обогащено теоретическое знание педагогики в области муниципализации и регионализации образования расширением представлений о государственно-общественном управлении образованием как взаимодействии государственных и общественных субъектов в инициировании, подготовке, обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений с учетом социальных, экономических, культурных особенностей, традиций муниципалитета.

3. Установлено, что государственно-общественное управление выступает фактором формирования муниципального образовательного пространства, реализуя специфические функции (диагностическая, координационная, экспертная), инициируя совместное с общественностью решение проблем, создавая условия для взаимодействия власти и общества по вопросам образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработана практико-ориентированная система государственно-общественного управления, являющаяся фактором формирования муниципального образовательного пространства;

— сконструированы методики поэтапной диагностики особенностей государственно-общественного управления в муниципальном образовательном пространстве;

— разработаны методические рекомендации по организации государственно-общественного управления в муниципальном образовательном пространстве, предназначенные для органов управления образованием, преподавателей вузов, учреждений повышения квалификации, руководителей образовательных учреждений, общественных организаций.

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления Омского государственного педагогического университетана аспирантских семинарахна научно-практических конференциях (Омский район Омской области, 1999, 2000, 2001 гг.) — на августовских совещаниях работников образования (Омский район, 1999, 2000, 2001 гг.) — в ходе работы съезда работников образования Омской области (2004 г.) — на всероссийском семинаре по вопросам государственно-общественного управления (Москва, 2005).

Апробация результатов проводилась в Омском районе Омской области, идеи государственно-общественного управления реализованы во всех муниципальных образованиях Омской области.

Основное содержание исследования опубликовано в девяти работах (Омский район, Омск, Санкт-Петербург).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы ко второй главе.

1. На диагностическом этапе эксперимента выявлено главное затруднение — различное понимание значимости, роли и форм ГОУ со стороны представителей власти, общественных организаций, родителей, недостаточная активность субъектов в развитии образования. Это обусловлено:

— незначительным опытом самоуправления и совместного управления образовательной системой на муниципальном уровне;

— отсутствием четкого разграничения полномочий в управлении образованием по отраслевому принципу (вертикаль) и при взаимодействии с другими муниципальными структурами, сотрудничающими с МСО (горизонталь);

— неэффективностью системы информационного обеспечения муниципального органа управления образованием;

— преобладанием административного стиля управления и другими проблемами.

2. Исходя из полученных результатов, используя алгоритм ГОУ, в ходе преобразующего эксперимента складывалась система взаимодействия ГОУ, образовательных учреждений с различными учреждениями и организациями, обладающими образовательно-воспитательным потенциалом: культуры, здравоохранения, экологии, спорта, туризма, средств массовой информации. Органы управления образованием муниципалитета выступали в роли инициаторов, консультантов и координаторов разнообразных общественных объединений.

3. Было выявлено, что создание ГОУ позволяет:

— обеспечивать адекватность функционирования и развития МСО в соответствии с потребностями социального, культурного и экономического развития сообщества, привлекает в образование дополнительные ресурсы;

— привносить в управление образованием и в развитие управления образованием актуальные государственные и общественные приоритеты, сближая качество образования с общественными ожиданиями и потребностями социального и экономического развития;

— изменять качество, уклад местной жизни, характер управления местной жизнью и, как следствие, качество местного самоуправления.

4. Таким образом, изучение результатов опытно-экспериментальной работы позволяет утверждать, что, несмотря на объективные трудности, МОП было выведено на новый качественный уровень, оно стало более вариативным и динамичным, в большей мере отвечать запросам населения и способно к дальнейшему совершенствованию и развитию.

В то же время, преобразующий эксперимент показал, что гражданское общество в настоящее время недостаточно организовано. Это является реальным препятствием для включения представителей местных сообществ в активное и ответственное партнерство с властью в дело развития образования и управления образованием. Эта проблема может являться основанием для дальнейших исследований.

Заключение

.

Согласно заявленной гипотезе, в исследовании изучаются возможности системы ГОУ в формировании МОП.

Доказано, что ГОУ выступает ведущим фактором решения этой задачи в том случае, если:

— МОП рассматривается как пространственно-временное поле взаимодействия МСО и ВС, границами которой является территория муниципалитета. Это основание явилось предпосылкой для разработки структурно-функциональной модели ГОУ, которая реализуется в МСО и способствует формированию МОП;

— система управления образованием на муниципальном уровне включает в себя государственные и общественные составляющие, субъекты которых совместно решают актуальные проблемы образования и определяют приоритеты его развития. Данная идея послужила основанием для разработки критериев и показателей эффективности формирования, уровней сформированно-сти МОП;

— ГОУ строится на основе диагностической, координационной и экспертной функций, последовательность реализации которых выстраивается с учетом особенностей ситуационного управления. Для реализации этого предположения разработан алгоритм ГОУ, который был использован в ходе опытно-экспериментальной работы.

В ходе исследования использовались следующие методологические основания:

— системный подход к изучению проблем взаимосвязи власти и общества, построению государственно-общественных отношений;

— интегративно-развивающий подход как особая форма познавательной и практической деятельности, позволяющая реализовать идеи интеграции и развития в системе управления;

— средовый подход к формированию МОП, понимаемый как совокупность МСО и ВС.

Выбор интегративно-развивающего, системного и средового подходов к исследованию проблемы доказал свою эффективность:

— на теоретическом этапе (при изучении проблемы в психолого-педагогической и философской литературе);

— на диагностическом этапе, в ходе получения и интерпретации эмпирических данных о МОП и ГОУ в Омском районе Омской области;

— в процессе преобразующего эксперимента.

В исследовании доказано, что в ходе формирования МОП необходимо не только выстраивать ГОУ, но и ориентироваться на особенности ВС, учитывать ее природно-климатическую, демографическую, экологическую, социально-экономическую специфику, потребности социальных заказчиков (в том числе личности ребенка).

В связи с этим, ГОУ образованием — это управление, которое предусматривает взаимодействие государственных и общественных субъектов в инициировании, подготовке, обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений с учетом социальных, экономических, культурных особенностей, традиций муниципалитета.

ГОУ предусматривает деятельность различных структур, среди которых:

— государственные (муниципальные) структуры (администрация муниципального района, муниципальный орган управления образованием), которые выполняют определенные, четко зафиксированные задачи в течение конкретного достаточно длительного периода времени;

— государственно-общественные структуры (коллегия управления образования, совет руководителей образовательных учреждений, научно-методический совет, экспертный совет, аттестационная комиссия, координационный совет по образованию), включающие в себя представителей власти и общества;

— общественные (районный совет депутатов, методические сообщества, советы родительской и детской общественности, общественные объединения социума, предприятия и организации различных форм собственности, учреждения социальной сферы и т. д.), которые сами выбирают для себя цели, определяют задачи, которые могут в ходе их осуществления меняться, равно как и сроки, методы, способы их реализации.

Таким образом, общественная составляющая управления реализуется на трех уровнях:

— в деятельности государственных (муниципальных) структур, когда их сотрудники и специалисты решают задачи привлечения (участия) общественной составляющей в управление образованием;

— в государственно-общественных структурах, где представители общественности имеют возможность влиять на принятие решений, предлагать и реализовывать собственные варианты решений проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения;

— в общественных структурах, достаточно автономных по отношению к ГОУ, и тем не менее, выражающих социальный заказ на образование, опосредованно влияющих на его цели и результаты.

В диссертационном исследовании ГОУ выступает фактором формирования МОП в связи с тем, что:

— предусматривает реализацию не только традиционных функций управления (планирование, организация, руководство и контроль), но и специфичных для общественной составляющей (диагностической, координационной, экспертной);

— выступает инициатором совместного с общественностью решения проблем образования, с постепенным усилением ее активности в структуре государственно-общественного управления;

— разрабатывает и создает условия для взаимодействия власти и общества по вопросам образования.

В выполненной работе структурно-функциональная модель ГОУ ориентирована на понимание МОП как совокупности МСО и ВСкоординацию структур государственного и общественного управленияупорядочение полномочий и ответственности между субъектами управления и предусматривает реализацию следующих функций:

— диагностической, связанной с изучением состояния, тенденций развития МОП, выработку предложений по решению выявленных проблемф — координационной, позволяющей осуществлять согласованные действия с учетом сформулированных целей и задач;

— экспертной, связанной с деятельностью по оценке сложившейся образовательной практики, выявлению общественного мнения в вопросах образовательной политики, экспертизе проектов и программ.

Проведенное исследование позволяет заявить об определенной научной новизне исследования, которая заключается в следующем:

— в разработке структурно-функциональной модели ГОУ в МОП, включающей в себя МСО, в которой действует ГОУ, и ВС, взаимодействие которых обеспечивает формирование МОП;

— в создании алгоритма ГОУ, включающего в себя взаимосвязанные этапы и действия, направленные на реализацию функций ГОУ;

— в выявлении критериев и показателей эффективности формирования, МОП, предусматривающих изучение особенностей взаимодействия МСО и ВС, уровня и характера ГОУ.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— конкретизировано понятие «муниципальное образовательное пространство», которое рассматривается как пространственно-временное поле функционирования и развития МСО (в которой действует ГОУ) и ВС, ее природно-климатических, демографических, экологических, социалыюэкономических особенностей, потребностей социальных заказчиков (в том числе личности ребенка), в котором реализуется комплекс образовательных услуг учреждениями образования и другими учреждениями, организациями, обладающими образовательным, воспитательным, развивающим потенциалом;

— обогащено теоретическое знание педагогики в области муниципализации и регионализации образования расширением представлений о ГОУ образованием как взаимодействие государственных и общественных субъектов в инициировании, подготовке, обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений с учетом социальных, экономических, культурных особенностей, традиций муниципалитета;

— установлено, что ГОУ выступает фактором формирования МОП, реализуя специфические функции (диагностические, координационные, экспертные), инициируя совместное с общественностью решение проблем, создавая условия для взаимодействия власти и общества по вопросам образования.

В качестве перспектив исследования можно считать создание ГОУ в региональной системе образования (на примере Омской области).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории.-1998.-№ 8.
  2. А.Н., Суворова JI.H. Социальное управление: опыт философского анализа. М., 1984. — 232 с.
  3. В.Н. Организационно-педагогические условия осуществления региональной программы развития образования. Дис. канд. пед. наук. -СПб.-1995.-247 с.
  4. В.Н., Цирульников A.M. Управление вариативными образовательными системами. Великий Новгород, 1999.-105 с.
  5. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат. 1985. — 263 с.
  6. А.И. Модель сетевого взаимодействия // Перемены. 2002. -№ 1.-С.4−14.
  7. Азбука социального партнерства. Тюмень: БФРГТ, 2002. — 37с.
  8. О.С., Деркач А. А. Основы общей управленческой акмеологии. -М., 1995.- 272 с.
  9. Анисимов П. Ф. Регионализация среднего профессионального образования
  10. И. Стратегическое управление. М., 1989. — 519 с.
  11. А.И. Семейная политика как объект исследования //Вестник РОНАН.- 1992.-№ 3.-С. 31 -44.
  12. А.И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: МГУ, 1996. 303 с.
  13. Г. С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1974. — 230 с.
  14. Аристотель. Метафизика. M.-JL, 1934.-54 с.
  15. М. В. Стригун Н. Проектный подход как способ развития муниципальной системы образования // Народное образование. 2001. — № 8.-С. 33−38.
  16. М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования. Автореф. дисс. доктора пед. наук. Томск, 2000. -30 с.
  17. Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. -М., 1997. 400 с.
  18. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  19. JT.B. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. — М., 1994.-100 с.
  20. Э.И. Формирование профессионально-педагогической направленности личности старшеклассника средствами социальной культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 2002. — 24 с.
  21. Н.Ю. Региональная образовательная политика: Начало пути // Педагогическое обозрение. 1995. № 3.
  22. Л.Я. Повышение эффективности управления муниципальной системой образования в условиях малого города. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.
  23. И.С., Бордовский В. А. Общественно-государственное управление в модернизации образования // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть 1. Омск, 2002. — 246 с.
  24. Н.П. Теория и практика реализации системы многоуровневого профессионально-технического образования: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. -Тольятти, 2001. 36 с.
  25. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург., 1996,-ИЗс.
  26. Г. А. Формирование общественной компоненты в управлении системой образования региона. -Диссерт. канд. пед. наук. -М., 2005.
  27. С.А. Школа-микрорайон: предмет психолого-педагогического исследования // Педагогика. 1991. — № 2. — С. 49 — 54.
  28. Л.П. Взаимодействие школы и социума как возможный механизм формирования гражданского общества // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: ТГУ, 2003. — С. 113−117.
  29. А.Г. Управление качеством профессионального педагогического образования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Ростов на Дону, 2003.-44 с.
  30. В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 59−60.
  31. Бестужев Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций.- М., 2002.-392 с.
  32. Бестужев Лада И. В. Школа XXI века: размышления о будущем // Педагогика. — 1993. — № 6. — С. 103 -112.
  33. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. С. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание. 1969. — 48 с.
  34. P.P., Моутон Д. С. Научные методы управления / Пер. с англ. Киев, 1990. — 116 с.
  35. А.А. Восприятие человека человеком. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. -123 с.
  36. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271 с.
  37. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М., 2000.
  38. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. (Учебное пособие). Москва -Ростов-на-Дону. — 1999. — 560 с.
  39. Г. А., Нестеров А. А., Трапицин С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПБ., 2001. — 359 с.
  40. Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1999.-24 с.
  41. М.К. Наука управления. Новый подход (точка зрения ученого). -М.: Знание, 1990.-221 с. 42,43,44,45,46,47,48,49
Заполнить форму текущей работой