Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика расследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от содержания указанных обстоятельств все следственные ситуации на первоначальном этапе расследования уголовных дел о вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий подразделены на три группы: первая ситуация — преступник задержан при осуществлении действий по вовлечению несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий или сразу после них… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. Криминалистическая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
    • 1. Взаимосвязь криминалистической и уголовно-правовой характеристик вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
    • 2. Способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
    • 3. Содержание иных элементов криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
  • ГЛАВА II. Возбуждение уголовного дела и типичные следственные ситуации при расследовании вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
    • 1. Особенности возбуждения уголовного дела по преступлению о вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
    • 2. Типичные следственные ситуации и программа расследования на первоначальном этапе
    • 3. Типичные следственные ситуации и программа расследования на последующем этапе
  • ГЛАВА III. Особенности тактики следственных действий по делам о вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
    • 1. Тактика первоначальных следственных действий по делам о вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
    • 2. Тактика последующих следственных действий по делам о вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

Методика расследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Произошедшие за последние годы изменения в политической, экономической, социально-общественной жизни страны оказали значительное влияние на динамику и структуру преступности. Возросла степень общественной опасности преступлений, повысились агрессивность и жестокость преступников.

В современный период экономических трудностей, крушения старых и становления новых идеалов, дефицита нравственности и культуры, во многих семьях, как и в обществе в целом, следует констатировать появление негативных тенденций, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий. Российское государство, несмотря на трудности политического, экономического, социального характера, всегда принимало и принимает меры по борьбе с лицами, вовлекающими несовершеннолетних в преступную деятельностьи совершение антиобщественных действий. На борьбу с названными преступлениями были в свое время направлены Декрет СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» (1920 г.), постановление ЦИК и СНК СССР «О ликвидации детской преступности и безнадзорности» (1935 г.) и др. В последние годы в Российской Федерации были приняты Федеральные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), Указ Президента Российской Федерации «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» (1993 г.),.

Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1993 г.). Этой же проблеме было посвящено и заседание Правительства Российской Федерации (январь 2002 г.).

Защита интересов несовершеннолетних проявляется и в том, что законодатель, принимая Уголовный кодекс Российской Федерации, выделил в самостоятельный состав преступления о вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, тем самым, подчеркнув важность этой проблемы в структуре преступности против семьи и несовершеннолетних. Разработка методик расследования отдельных видов преступлений в теории криминалистики является одним из приоритетных направлений научного поиска. Отсутствие научно обоснованных рекомендаций, касающихся методики расследования преступлений о вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, негативно отражается на практике борьбы с данными преступлениями в целом.

Процесс криминальной активности, связанный с преступлениями в отношении несовершеннолетних, и, в частности, с вовлечением их в совершение антиобщественных действий, имеет тенденцию к росту. Так, если в Омской области в 1999 г. было выявлено 27, то в 2001 г. уже 36 подобных преступлений. Такая же тенденция наблюдается в Алтайском крае, Новосибирской и Саратовской областях. Учитывая, что, по данным МВД России, латентность преступлений о вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий составляет 83 — 85%, об истинных масштабах этого явления остается лишь догадываться1 .

Правоприменительная деятельность по данному виду преступлений весьма противоречива и характеризуется совершением большого количества различного рода недостатков и ошибок. Так, согласно данным Следственного комитета при МВД России, треть уголовных дел по ст. 151 УК России возбуждались без достаточных на то оснований, а в 2 9% уголовных дел прекращались за отсутствием состава преступления2. Расследование преступлений о вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий представляет определенную сложность для органов предварительного расследования и требует серьезных научных и методических рекомендаций.

Анализ следственной и судебной практики свидетельствует, что расследование преступлений по вовлечению несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий проводится, не всегда неквалифицированно, без учета содержания элементов криминалистической характеристики, специфики возникающих следственных ситуаций. Особенности производства отдельных следственных действий не находят своего должного отражения в материалах предварительной проверки в отношении лиц, совершающих рассматриваемый состав преступления. Допускаемые сотрудниками органов внутренних дел в процессе сбора материалов ошибки часто приводят к утрате доказательственного значения полученной информации. Взаимодействие следователя и сотрудников органа дознания на стадии сбора материа.

ЧГм.: щит и меч. — 2000 — Апр. — № 15.

2 См.: Там же. лов предварительной проверки и возбуждения уголовного дела, а также в ходе предварительного расследования не Ь всегда отвечает требованиям практики и ведомственных нормативных актов. При анализе материалов уголовных дел обращают на себя внимание факты, когда не принимаются надлежащие меры административно-правового характера к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий. Недостаточно эффективно проводятся профилактические мероприятия с несовершеннолетни-щ ми, вовлекаемыми в совершение антиобщественных действий, что впоследствии приводит к совершению ими различных преступлений. Таким образом, сам факт вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, как правило, становится первой ступенью в приобретении преступного опыта.

Все это свидетельствует о настоятельной необходимости научной разработки избранной темы исследования.

Анализ литературных источников, существующих по дан-# ной теме, позволяет сделать вывод, что отдельные исследования отечественных авторов посвящены в основном либо уголовно-правовым (Н.М. Бейсебаев, В. Б. Боровиков, А. Я. Вилке, И. П. Лановенко, А. И. Марцев, К. К. Сперанский, A.C. Якубов), либо криминологическим и социальным проблемам (А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, JI.JI. Каневский, И. Б. Михайловская, Г. И. Чечель) рассматриваемого деяния. Однако эти вопросы исследовались применительно к ст. 210 УК РСФСР. Криминалистические проблемы вовлече-^ ния несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий не затрагивались. Ю. Е. Пудовочкиным были предложены соответствующие рекомендации, но опять же в уголовно-правовом и криминологическом аспектах названной проблемы1.

В связи с этим возникла объективная необходимость научной разработки методики расследования преступлений связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, что и предопределило выбор темы диссертации.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются противоправные действия лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, а также деятельность органов внутренних дел по расследованию данных преступлений.

Предмет исследования — средства и методы установления и доказывания вины лиц, занимающихся вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий .

Цели и задачи исследования. Основная цель заключается в разработке и обосновании взаимосвязанных теоретических выводов относительно особенностей элементов криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, а также методики расследования названного преступления, формирование на этой основе практически значимых рекомендаций, направленных на повышение эффективности расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

См.: Пудовочкин Ю. Е. Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий: — (Уголовно-правовой и криминологические аспекты): Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Краснодар, 1999. С. 3−8.

Содержание названной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

— исследование теоретических вопросов, связанных с криминалистической и уголовно-правовой характеристиками вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий;

— анализ деятельности правоохранительных органов по подготовке материалов предварительной проверки о вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий:

— определение типичных версий, выдвигаемых по делам данной категории;

— исследование типичных следственных ситуаций первоначального и последующего этапов расследования, определение алгоритма действий следователя на каждом из этапов;

— разработка рекомендаций по организации и планированию расследования, тактике производства отдельных следственных действий, как на первоначальном, так и последующих этапах расследования.

Методологическая основа и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составили положения Конституции Российской Федерации, действующее уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, семейное, административное законодательство, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации, обзоры практики судебных и надзорных инстанций, документы, имеющие статистический и управленческий характер в деятельности органов внутренних дел, научные труды по уголовному праву и уголовному процессу, гражданскому, семейному, административному праву, криминологии, криминалистике. Обоснованность выводов, содержащихся в диссертации, достигается за счет комплексного применения сравнительно-правового, логико-юридического, конкретно-социологического, статистического и системно-структурного методов исследования.

В основе выводов и предложений, содержащихся в диссертации, лежит достаточно представительный (с учетом сравнительно небольшой доли уголовных дел) эмпирический материал. Осуществлен анализ 234 уголовных дел, расследовавшихся в 1997 — 2001 гг. на территории Алтайского края, Новосибирской, Омской, Саратовской областей. Кроме того, изучены 96 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. Проведено анкетирование и интервьюирование 100 следователей и 50 работников органов дознания (участковых уполномоченных милиции, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних).

В решении ряда вопросов диссертант опирался на количественные данные, относящиеся к практике расследования преступлений о вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, опубликованные другими авторами, а также личный опыт работы в следственных подразделениях органов внутренних дел.

Научная новизна исследования. В работе впервые на монографическом уровне предприняты попытки комплексного изучения вопросов вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, создание методики расследования указанной категории преступлений. В диссертации исследованы криминалистическая и уголовно-правовая характеристики рассматриваемого деяния, освещены особенности возбуждения уголовного дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, даны типичные следственные ситуации первоначального и последующего этапа расследования, определены его направления, выработаны комплексы следственных действий по их реализации.

Основываясь на данных криминалистической характеристики преступлений о вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, автором разработаны рекомендации, касающиеся тактики производства следственных действий по делам названной категории.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработка криминалистических методик расследования отдельных видов преступлений требует системного подхода, который выражается в исследовании комплекса криминалистических, уголовно-правовых и криминологических аспектов.

2. Систематическое вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, как указанно в ст. 151 УК России, — это, как минимум, трехкратное совершение взрослым лицом умышленных действий, заключающихся в психическом либо физическом, насильственном или ненасильственном воздействии на лицо, не достигшее во-семнацатилетия, с целью склонить, привлечь к участию в совершении антиобщественных действий или стимулировать у него желание совершать их. Причем каждое разовое воздействие взрослого не предполагает обязательного участия в них несовершеннолетнего.

3. Типичными элементами криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий являются: а) способ подготовки, совершения и сокрытия преступления — б) личность преступникав) личность вовлекаемого несовершеннолетнегог) личность свидетелей и факторы, влияющие на формирование их показаний и поведение на следствиид) обстановка совершения преступления.

4. Типичные способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий базируются на особенностях личности несовершеннолетнего, подростковой психологии.

5. Систематическое вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков происходит путем высказывания просьб, угроз различного содержания, введение в заблуждение относительно истинных намерений виновного.

При систематическом вовлечении в употребление одурманивающих веществ, в основном, используются уговоры, угрозы, и непосредственная демонстрация результатов потребления .

При систематическом вовлечении несовершеннолетнего в проституцию используются угрозы, физическое насилие, обещание материальных выгод, развратные действия, сожительство, демонстрация порнографии, шантаж.

При вовлечении в систематическое занятие бродяжничеством и попрошайничеством наиболее часто виновные используют угрозы, лишение материальной поддержки, изгнание из дома, обещание материальных выгод.

6. Предварительная проверка по материалам о вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий представляет собой определенный алгоритм действий следователя, дознавателя по сбору сведений о характере антиобщественного действия, наличии не менее трех фактов вовлечения, а также о лицах, участвующих в совершении преступления, о личности несовершеннолетнего.

7. Следственные ситуации при вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий на первоначальном этапе расследования следует классифицировать в зависимости от информации о виновном лице: а) преступник задержан на месте совершения преступленияб) преступник не задержан, но личность его установленав) преступник не задержан, личность его не известна, или о нем имеется весьма незначительная информация.

8. Заслуживает самостоятельного рассмотрения классификация следственных действий, возникающих на последующем этапе расследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. Их можно выделить в зависимости от поведения виновного на предварительном следствии: а) бесконфликтные ситуации (признание обвиняемым своей вины и дача правдивых показаний, в том числе выявление новых эпизодов преступной деятельности);

О) конфликтные ситуации (отрицание обвиняемым своей причастности к совершенному преступлению в полном объеме или частично).

9. Программа действий следователя, дознавателя, как на первоначальном, так и на последующем этапах расследования определяется следственными ситуациями.

10. Существуют особенности проведения отдельных следственных действий по делам о вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, которые позволили предложить тактические рекомендации по совершенствованию практики расследования дел данной категории .

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно посвящено конструированию частной методики расследования, ранее не разрабатываемой в науке и практике. Содержащиеся в работе данные могут быть реализованы в следующих направлениях: следователями и работниками органов дознания при расследовании вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действийслушателями и курсантами образовательных учреждений МВД России при изучении методики расследования отдельных видов преступленийв преподавании уголовного права, криминалистики, криминологии .

Апробация результатов исследования. Основные данные диссертационного исследования нашли отражение в пяти опубликованных работах и докладывались на научно-практических конференциях, состоявшихся в Омской академии МВД России (март, декабрь 2000 г., октябрь 2001 г.), Восточно-Сибирском институте МВД России (Иркутск, апрель 2000 г.).

Подготовленные по результатам исследования методические рекомендации по расследованию вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий используются в практической деятельности следственных подразделений и органов дознания ГУВД Новосибирской области и Красноярского края, УВД Омской области, а также используются в учебном процессе по курсу криминалистики в Омской академии МВД России, что подтверждено актами внедрения.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения. Содержит список использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного автором исследования позволяют сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Наличие в УК России относительно новых, недостаточно изученных составов преступлений вызывает необходимость комплексного системного подхода при разработке криминалистических методик расследования отдельных видов преступлений, заключающегося в исследовании не только сугубо криминалистических, но и уголовно-правовых вопросов.

2. Взаимосвязь и взаимовлияние криминалистической и уголовно-правовой характеристик преступления проявляются в том, что возникновение новых общественно опасных деяний служит основанием для создания новых уголовно-правовых норм, квалифицирующих эти деяния как преступные и определяющих их признаки. В свою очередь, определение признаков уголовно наказуемого деяния устанавливает информационные границы для криминалистических данных, присущих конкретному виду преступления.

3. К причинам, затрудняющим правовую квалификацию вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий и приводящим к следственным и судебным ошибкам, можно отнести: отсутствие а) понятия вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действийб) законодательного закрепления периода времени, в течение которого виновное лицо совершает свои противоправные действия.

Пересмотр указанных положений на законодательном уровне позволит удовлетворить потребности следственной и судебной практики и избежать указанных ошибок.

4. Для познания сущности рассматриваемого деяния как объекта криминалистического исследования важное значение имеет формулировка понятия непосредственного объекта нашего исследования: систематическое вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, указанных в ст. 151 УК России — это, как минимум, трехкратное совершение взрослым лицом умышленных, внутренне связанных действий, заключающихся в психическом или физическом насильственном либо ненасильственном воздействии на лицо, не достигшее восемнадцатилетия, с целью склонить, привлечь к участию в совершении антиобщественных действий, или стимулировать у него желание совершать их. Причем каждое разовое воздействие взрослого не предполагает обязательного участия в них несовершеннолетнего.

Исходя из данного понятия, можно сделать выводы:

— действия взрослого лица должны быть систематическими;

— систематичность предполагает совершение как минимум трех внутренне связанных действий, при этом срок их выполнения не должен играть роли, если они связаны единым умыслом;

— признак систематичности в определении логически и грамматически связан с понятием «вовлечение», а не «употребление», ибо понятие «систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ» является скорее медицинским, чем правовым;

— основной видовой объект анализируемого преступления — интересы развития несовершеннолетнего;

— несовершеннолетним является любое лицо в возрасте до 18 лет.

5. По нашему мнению, для определения периода времени, необходимо руководствоваться правилами, ранее сложившимися при применении статей, имевших в диспозиции термин «систематическое», а также постановлением Пленума Верховного суда СССР, который устанавливал этот период времени в один год, причем не календарный, а отсчитываемый от первого установленного факта вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий .

6. Наиболее ярко взаимосвязь и взаимообусловленность уголовно-правовой и криминалистической характеристик выражается в способе совершения преступления, являющемся необходимой чертой объективной стороны состава преступления и центральным элементом криминалистической характеристики умышленных посягательств.

Под способом совершения вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий следует понимать «единую систему взаимосвязанных между собой действий преступников по подготовке, совершению и сокрытию вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, связанных с использованием орудий и средств, условий места и времени и осуществляемых по единому замыслу» .

Все элементы способа совершения преступления находятся в пространственной, временной и причинной связи между собой и с окружающей средой. Их сложный характер детерминирован свойствами личности преступника, обстановкой совершения преступления и предметом преступного посягательства. Способ вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий как признак объективной стороны подлежит обязательному доказыванию по делам данной категории.

7. Среди способов совершения вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий выделяются: а) способы, прямо указанные в диспозиции статьиб) способы, устанавливаемые в ходе расследования преступления.

Способы, прямо указанные в диспозиции статьи (ч.З ст. 151 УК России): применение насилия или угроза его применения. Они являются также квалифицирующими признаками и имеют общий характер для всех указанных в данной статье антиобщественных действий. Указанные способы имеют уголовно-правовое значение для вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий в целом. Однако они могут конкретизироваться в различных видах вовлечения.

Способы, устанавливаемые в ходе расследования преступления, базируются на особенностях детской психологии, личности несовершеннолетнего, таких, как доверчивость, внушаемость, неспособность критически оценивать поведение других лиц. Этими способами являются угрозы, уговоры, обещания каких-либо выгод, введение в заблуждение и др.

В то же время у каждого антиобщественного действия имеются присущие только ему способы вовлечения несовершеннолетних .

8. В качестве остальных элементов криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий можно выделить: личность преступникаличность вовлекаемого несовершеннолетнеголичность свидетелей и факторы, влияющие на формирование их показаний и поведение на следствииобстановка совершения преступления.

Наличие нескольких видов антиобщественных действий, в которые вовлекается несовершеннолетний, предопределяет необходимость рассмотрения элементов криминалистической характеристики в зависимости от способа совершения преступления. Знание содержания элементов криминалистической характеристики обеспечивает эффективность выявления, раскрытия и расследования указанных преступлений .

9. Вовлечение несовершеннолетнего совершается взрослыми лицами обоего пола. В ходе проведенного исследования было установлено: мужчины — лица в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие среднее или неполное среднее образование, чаще не работающие, склонные к совершению антиобщественных действий, состоящие в прямом родство с несовершеннолетним, отрицательно характеризующиеся, в большинстве обладающие преступным опытомженщины — лица в возрасте от 20 до 45 лет, имеющие среднее образование, семью, в которой не менее двух детей, многие из них являлись матерью вовлекаемого несовершеннолетнего, не работающие, склонные к злоупотреблению спиртными напитками, отрицательно характеризующиеся по месту жительства.

10. Большинство вовлекаемых несовершеннолетних — лица мужского пола. Предыдущее поведение вовлекаемых несовершеннолетних свидетельствует о наличии у многих определенного опыта асоциальной деятельности: до ¼ несовершеннолетних были ранее судимы, до ½ — состояли на профилактическом учете в ПДН за совершение различных правонарушений. Большинство из указанных подростков проводило свой досуг в неформальной группе, которая не отличалась положительной динамикой поведения.

11. Включение в структуру криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий такого элемента, как личность свидетеля и факторы, влияющие на формирование их показаний на следствии, обусловлено той значительной ролью, которую данные сведения играют в расследовании этих преступлений. С одной стороны, установление истины в рамках уголовных дел по отдельным видам преступной деятельности, связанным с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, без активного участия в расследовании очевидцев этих действий невозможно. А с другой — по определенному количеству дел этой категории дел интересы свидетелей находятся в противоречии с интересами установления истины по делу.

12. Нередко приятельский, товарищеский характер отношений свидетеля с преступником, и то, что они зачастую не рассматривают действия по вовлечению несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий как общественно опасные, а также отсутствие, в большинстве случаев, какого-либо ущерба от этих действий обусловливают тот факт, что в 1/3 случаев свидетели занимают крайне неблагоприятную, с точки зрения установления истины по делу, позицию.

Поведение свидетеля на следствии по рассматриваемой категории дел зависит также от характера его собственных действий, когда он стал очевидцем совершенного преступления .

Здесь свидетели дифференцируются на три группы:

— непосредственные очевидцы, участники антиобщественного действия, но не участвовавшие в вовлечении несовершеннолетнего ;

— наблюдавшие преступные действия со стороны или осведомленные о совершении таких действий от других лиц;

— не являющиеся очевидцами преступных действий, но в своих показаниях могущие разъяснить обстоятельства, предшествовавшие совершению преступления, либо объяснить наступившие последствия.

13. При рассмотрении обстановки совершения вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий необходимо в обязательном порядке учитывать административно-территориальное, географическое, экономическое положение региона, его социально-экономическую характеристику, национальный состав, обычаи и нравы населения .

14. Специфика возбуждения уголовного дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий заключается в том, что основной повод к возбуждению таких дел составляет непосредственное обнаружение признаков преступления правоохранительными органами. Обращает на себя внимание весьма небольшое количество уголовных дел, возбужденных на основе материалов, собранных по заявлениям и сообщениям граждан, а также должностных лиц (директоров школ, учебно-воспитательных учреждений, руководителей администраций местного самоуправления). Это объясняется тем, что многие из перечисленных лиц не воспринимают вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий как преступление, считая это, скорее, социальной проблемой семьи. Четверть из них не знала о существовании какой-либо ответственности за подобные деяния.

15. От качества первичных материалов, полноты и объективности информации, содержащейся в них, зависят обоснованность возбуждения уголовных дел по ст. 151 УК России и успех расследования в целом.

В ряде случаев на рассматриваемом этапе преобладает ситуация, которая характеризуется недостаточностью в первичных материалах данных, указывающих на признаки вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, имеющих систематический характер. В этой связи деятельность следователя и работников органа дознания должна быть направлена на получение недостающих для принятия решения материалов, содержащих дополнительные сведения о случившемся, в том числе об обстоятельствах, связанных с выяснением произошедшего преступления. В сочетании с данными о лицах, осуществляющих эти действия, могущих засвидетельствовать преступный характер действий виновного, а также о вовлекаемом несовершеннолетнем названные сведения составят надежную основу успеха расследования.

16. Комплексы первоначальных процессуальных и не процессуальных действий, равно как и выбор направлений расследования по рассматриваемой категории преступлений, предопределяются складывающейся по делу следственной ситуацией и ее информационной насыщенностью.

В зависимости от содержания указанных обстоятельств все следственные ситуации на первоначальном этапе расследования уголовных дел о вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий подразделены на три группы: первая ситуация — преступник задержан при осуществлении действий по вовлечению несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий или сразу после них, и в отношении него уже имеется не менее двух зафиксированных фактов совершения подобных действийвторая ситуация — установлен факт совершения действий по вовлечению несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, имевший место некоторое время назад, известна личность преступника. Имеется не менее двух зафиксированных фактов совершения подобных действий, однако он на момент возбуждения уголовного дела не задержантретья ситуация — установлены факты (не менее трех) совершения действий по вовлечению несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, но личность преступника неизвестна или о нем имеется весьма незначительная информация.

Каждой из типичных следственных ситуаций соответствует круг типовых версий, учет которых при планировании расследования, безусловно, будет способствовать оптимизации процесса расследования и эффективному использованию всех сил и средств для быстрого расследования преступлений, указанных в ст. 151 УК России.

17. На последующем этапе расследования дел о вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий в зависимости от результатов предъявленного обвинения и последующего допроса обвиняемого может иметь место одна из следующих типичных следственных ситуаций: а) обвиняемый полностью признает свою вину в предъявленном обвинении и дает, правдивые показания по существу предъявленного обвиненияб) обвиняемый признает себя виновным частично, отвергая какую-либо часть обвиненияв) обвиняемый, признавая свою вину по предъявленному обвинению, сообщает в показаниях новые факты своей преступной деятельности или данные о преступной деятельности других лицг) обвиняемый свою вину в вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий полностью отрицает.

Каждая из названных ситуаций характеризуется наличием определенных, органически связанных с ее сутью направлений расследования и программ действий следователя на этом этапе.

18. Наиболее эффективными и распространенными следственными действиями, производимыми при расследовании преступлений о вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, являются задержание, следственный осмотр, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, назначение экспертиз.

19. В начале расследования по делам рассматриваемой категории в большинстве случаев планируется задержание с поличным как одно из наиболее эффективных приемов реализации материалов предварительной проверки.

Важнейшим условием успешного задержания считается правильный выбор момента. Данное следственное действие целесообразно проводить в момент совершения виновным действий по вовлечению несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий или сразу же после их совершения .

20. В процессе расследования уголовных дел изучаемой категории необходимо умело использовать тактические приемы допроса.

Допрос по делам о вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий имеет свои особенности, которые накладывают специфику и на применение тактических приемов в ходе его проведения. Специфические черты следственных ситуаций, возникающих в ходе допроса по делам рассматриваемой категории, могут носить как позитивный, так и негативный характер, что связано с особенностями совершения данных преступлений. Допрос подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей должен производиться с учетом этих особенностей .

21. При расследовании преступлений о вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий виновные лица могут привносить в обстановку преступного события ложные элементы, излагать обстоятельства по заранее придуманному сценарию. Поэтому всегда существует возможность проверить истинность этой информации с помощью воспроизведения показаний на месте либо следственного эксперимента. Тактика их проведения по делам рассматриваемой категории имеет свою специфику, которая заключается, прежде всего, в подготовке к проведению данных следственных действий и участию в них несовершеннолетних. Качество производства подготовительных мероприятий во многом определяет результат рассматриваемых следственных действий.

22. Разнообразие видов антиобщественных действий и способов вовлечения несовершеннолетних в их совершение обусловливает необходимость проведения самых различных видов экспертиз. Проведение экспертиз осложняется рядом причин, которые объясняются особенностями совершения указанных преступлений. Специфика назначения экспертиз по делам рассматриваемой категории состоит в определении вида экспертизы, в предоставлении эксперту необходимых материалов, а также в формулировке поставленных перед экспертом вопросов, которые могут быть решены с учетом особенностей содержания элементов криминалистической характеристики исследуемого преступления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официально-документальные материалы
  2. Конституция Российской Федерации М., 1993.
  3. Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 18 ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 14 — Ст. 1666.
  4. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июня 1998 г. № 124 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. -Ст. 3802.
  5. Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120 ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 26. -Ст. 3177.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. М., 1997.
  7. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М., 1998.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Екатеринбург, 2002.
  9. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 1998.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.
  11. Уголовный кодекс РСФСР. С официальными постатейными материалами. В 2 т. СПб., 1994.
  12. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М., 1996.
  13. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. С постатейными материалами. М., 2000.
  14. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  15. Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993 — № 37. Ст. 3449.
  16. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» от 2 ноября 1993 г. № 1815 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993 — № 45. -Ст. 4327.
  17. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью» от 8 ноября 1992 № 1189. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. -№ 42 — Ст. 3217.
  18. Декларация прав ребенка. 20 ноября 1959 г. // Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. М., 1990.
  19. Конвенция ООН о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. // Действующее международное право. В 3 т. М., 1997.
  20. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16 декабря 1966 г. // Действующее международное право. ВЗт. М., 1997.
  21. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 2 6 марта 1992 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. № 1. -Ст. 8.
  22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. — № 3.
  23. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 197 6 г. «О практике применения судами законодательства о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную деятельность» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1977. — № 1.
  24. Постановления и определения по уголовным делам Верховного суда РСФСР (1981−1988 гг.). М., 1989.
  25. Постановление Президиума Кировского областного суда от 1 марта 1995 г. по делу 3 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. — № 8. -Ст. 15.
  26. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 25 ноября 1996 г. № 10 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. — № 1.
  27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. — № 6.
  28. Постановление Правительства Российской Федерации № 270 от 10 марта 1999 г. «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 -2000 гг. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999 — № 12 — Ст. 1484.
  29. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18 мая 1995 г. № 30 «О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних».
  30. Приказ МВД России № 569 от 26 мая 2000 г. «Об утверждении инструкции об организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».
  31. Сборник постановлений Президиума и определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР (1964−1972 гг.). М., 1974.
  32. Состояние преступности в России за январь -декабрь 1999 г. // Главный информационный центр МВД России. М., 2000.
  33. Состояние преступности в России за январь -декабрь 2000 г. // Главный информационный центр МВД России. М., 2001.
  34. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2000 г.: Аналитические материалы. // Главное организационно-инспекторское управление МВД РФ. М., 2000.
  35. P.M. Предупреждение преступлений несовершеннолетних органами внутренних дел. Ташкент, 1985.
  36. P.M., Овчинникова C.B. Корыстные преступления несовершеннолетних: характеристика, типология личности, предупреждение. Ижевск. 1999.
  37. A.B. Процессуальные и тактические особенности проведения проверки показаний на месте. Минск, 1990.
  38. В.А. Деятельность органов дознания, предварительного следствия и суда по охране имущественных интересов граждан. Омск, 1990.
  39. З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. /Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1989.
  40. Ю.М. Изучение личности преступника. -М., 1992.
  41. Г. В. Выдвижение и проверка следственных версий. М., 1978.
  42. В.Д. Проведение экспертизы на предварительном следствии. Волгоград, 1978.
  43. О.Я. Криминалистическая тактика и уголовно-процессуальный закон. Воронеж. 1977.
  44. В.Н. Учение о преступлении: Методические рекомендации. Омск, 1990.
  45. H.B. Очная ставка: уголовно-процессуальные и криминалистические вопросы. Казань, 1982.
  46. В.П. Допрос: Лекция. Киев, 1999.
  47. A.A. Личность и общение. М., 1983.
  48. P.C. Проверка и уточнение показаний на месте. М., 1961.
  49. P.C. Эксперимент в следственной, судебной и экспертной практике. М., 1964.
  50. P.C. Собирание, исследование и оценка доказательств. М., 1966.
  51. P.C. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. М., 1988.
  52. P.C. Очерки криминалистической тактики. -Волгоград, 1993.
  53. P.C. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 3: Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М., 1997.
  54. P.C. Криминалистическая энциклопедия. -М., 1997.
  55. P.C., Лифшиц Е. М. Тактика следственных действий. М., 1997.
  56. И.И., Виноградов C.B. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. М., 1981.
  57. Ю.Н., Чувилев A.A. Проблемы обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела. М., 1973.
  58. C.B. Разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела. М., 1970.
  59. В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент, 1980.
  60. И.Е. Осмотр места происшествия.1. М., 1973.
  61. И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения следственных действий. Волгоград, 1977.
  62. И.Е., Глазырин Ф. В., Питерцев С. К. Допустимость тактических приемов при допросе. Волгоф град, 1983.
  63. М.Б. Оценка следователем и прокурором экспертного заключения. М., 1981.
  64. А.Н. Тактика допроса при расследовании преступлений. М, 1970.
  65. А.Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений. М., 1978.
  66. А.Н. Тактика отдельных следственных действий. М., 1981.
  67. А.Н., Мудьюгин Г. Н., Якубович H.A.
  68. Планирование расследования преступления. М., 1957.
  69. А.Н., Яблоков Н. П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. М., 1984.
  70. Н.И. Личность обвиняемого и подсудимого. (Понятие, предмет и методика изучения). Томск, 1978.
  71. И.А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений: Курс лекций. СПб., 1992.
  72. . С. Мотивы преступления. Казань, 1982.
  73. B.K. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений. Томск, 1985.
  74. А.К., Закатов A.A. Очная ставка. -Волгоград, 1978.
  75. А.К., Кулагин Н. И. Организация работы следственного подразделения по расследованию преступлений несовершеннолетних. Волгоград, 1982.
  76. H.H. Опознание в судопроизводстве. -Минск, 1975.
  77. А.Г. Тактика следственного эксперимента: Лекция. Руза, 1998.
  78. А.Я. Тактика предъявления для опознания. М., 1971.
  79. Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий: Учебное пособие. Свердловск, 1973.
  80. Ф.В., Кругликов А. П. Следственный эксперимент. Волгоград, 1981.
  81. Л.И. Судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. Фрунзе, 1981.
  82. К. К. Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1993.
  83. Н.И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974.
  84. В.Н. Обнаружение признаков преступления органом внутренних дел. Ташкент, 1986.
  85. Дан Н. Особенности показаний малолетних и несовершеннолетних свидетелей и тактика их допроса. М.,• 1963.
  86. А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений: Учебное пособие. М., 1983.
  87. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
  88. Г. Г. Психология допроса на предвари-ф тельном следствии. М., 1976.
  89. Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск, 1987.
  90. A.B. Судебная психология. Минск, 1975.
  91. М.И., Черных Э. А. Психология допроса: Учебное пособие. М., 1994.
  92. В. Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. М., 1981.
  93. С.П., Кулагин Н. И., Ямпольский А. Е. Следственный осмотр. Волгоград, 1983.
  94. М.А. Борьба с преступлениями против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения. Минск: Вышэйшая школа, 1971.
  95. Г. Г. Поиск по признакам способа совершения преступлений. М., 1970.
  96. O.A. Охрана прав потерпевших и свидетелей по уголовным делам: Пособие, М., 1996.
  97. A.A. Психологические особенности тактики следственных действий с участием несовершеннолетних. Волгоград, 1979.
  98. A.A. Участие потерпевшего и его представителя на предварительном следствии. Куйбышев, 1979.
  99. A.A. Тактика допроса при расследовании преступлений совершенных организованными преступными группами. М., 1998. ф 2.65. Индриков З. Я. Специальные меры профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Учебное пособие Минск, 1983.
  100. П.П. Специалист в следственных действиях: (Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты). М., 1990.
  101. Н.Я. Охрана прав несовершеннолетнего потерпевшего. М., 1970.
  102. Е.И. Предупреждение преступности, # связанной с пьянством среди несовершеннолетних. Омск, 1987 .
  103. Каневский JI. J1. Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. Уфа, 1978.
  104. JI.JT. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 1982.
  105. JI.JI. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991.
  106. JI.M., Соловьев A.B., Чувилев A.A. Допрос подозреваемого и обвиняемого. М., 1969.
  107. O.E. Уголовная ответственность за организацию или содержание притонов для распития спиртных напитков и предупреждение этих преступлений: Учебное пособие. Тюмень, 1990.
  108. А.Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. Харьков, 1976.
  109. В.П. Следственный осмотр. М., 1969.
  110. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. /Под ред. М. А. Шапкина. М., 1989.
  111. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. /Под ред. В. Т. Томина. М., 1999.
  112. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  113. М.М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей. М., 1984.
  114. A.A. Использование научно-технических средств в качестве тактического приема получения показаний при допросе несовершеннолетних. Омск, 1991.
  115. A.A. Тактика обыска в жилых помещениях: Лекция Омск, 1997.
  116. A.A., Мазунин Я. М., Аленин А. П. Особенности расследования групповых преступлений несовершеннолетних: Лекция. Омск, 1991.
  117. Н.И., Порубов Н. И. Организация и тактика допроса в условиях конфликтной ситуации. Минск, 1977 .
  118. В.А. Участие потерпевшего и его представителя на предварительном следствии. Куйбышев, 1979.
  119. В. А. О дееспособности несовершеннолетних участников уголовного процесса на предварительном следствии. Волгоград, 1986.
  120. И.П., Светлов А. Я., Рощин А. И. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних. -Киев, 1982.
  121. И.П., Борило Т. Е., Бурчак Ф. Г. Борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Киев, 1986. ф 2.88. Ларин A.M. Защита прав потерпевшего в уголовном процессе. М., 1993.
  122. A.M., Мельникова Э. Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России: Лекции-очерки. М., 1997.
  123. A.A., Михайлов Н. И. Обыск: Справочник следователя. М., 1983.
  124. А.Г., Безруких Р. К. Правовые и методологические основы раскрытия преступлений. М., 1976.
  125. В.А., Мусеибов А. Г. Влияние измененийв социальной среде на криминализацию несовершеннолетнихи молодежи. М., 1997.
  126. Е.М., Михайлов В. А. Назначение и производство экспертизы. Волгоград, 1977.
  127. И.М. Методологические проблемы расследования. М., 1973.
  128. Е.Д., Письменный Д. П. Разрешение органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях несовершеннолетних. Киев, 1987.
  129. Э.Б. Участие специалиста в следственных действиях М., 1964.
  130. Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: (История и современность). М., 1990. % 2.98. Митричев С. П. Методика расследования отдельныхвидов преступлений. М., 1973.
  131. Ф 2.153. Якушин С. Ю. Тактические приемы при расследовании преступлений. Казань, 1983.2154. Янушко В. И. Тактика задержания подозреваемых: Лекция Минск, 1981.3. Статьи
  132. В.Д. Процессуальная дееспособность участника уголовного процесса // Правоведение. 1988. -№ 4.
  133. В.А. Уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные средства достижения цели раскрытия преступлений // Гос-во и право. 1997. — № 10.
  134. И.И. Методологические аспекты криминалистической характеристики // Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. науч. тр. М., 1984.
  135. Г. Деньги пахнут сексом //Мегаполис-экспресс. 1999. — № 4.
  136. C.B. Некоторые вопросы взаимодействия оперативных работников и следственных органов // Труды ВНИИ МООП СССР. М., 1967. — Вып. 9.
  137. В.М. Криминалистическая характеристика групповых преступлений //Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. науч. тр. М., 1984.
  138. И. Е. Программирование расследования: (Возможности и перспективы) // Актуальные проблемы советской криминалистики. М., 1980.
  139. А.Н. О криминалистической классификации преступлений // Методика расследования преступлений. М., 1976.
  140. Л.Г., Видонов В. А. К вопросу о криминалистической характеристике преступлений и закономерных связях между ее элементами // Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. науч. тр. М., 1984.
  141. Н.Т. Личность преступника как элемент криминалистической характеристики преступления // Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. науч. тр. М., 1984 .
  142. C.B., Волкова А. Е. Криминогенность жестокого обращения с детьми // Социально-правовые про• блемы борьбы с насилием. Омск, 1996.
  143. Г. Н. Производство по делам несовершеннолетних // Проблемы кодификации уголовно-процессуального права. М., 1987.
  144. С. П. Криминалистическая характеристика преступлений и ее содержание и роль в построении методики расследования конкретного вида преступлений.
  145. Ф // Методика расследования преступлений (Общие положения). Одесса, 1976.
  146. В свободной России детей насилуют, грабят, убивают. // Комсомольская правда. 1998. — 11 апр.
  147. O.A., Соя-Серко JI.A. Дискуссия о некоторых основных положениях следственной тактики // Вопросы криминалистики. М., 1964. — № 10.
  148. И.Ф. Вопросы развития и совершенствования методики расследования отдельных видов преступав лений // Вопросы методики расследования преступлений.
  149. Свердловск, 197 6 Вып. 50.
  150. И.Ф. Криминалистическая характеристика преступлений в структуре частных методик // Криминалистическая характеристика в методике расследования преступлений: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1978. -Вып. 69.
  151. Г. А. Понятие и виды криминалистической характеристики преступлений // Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. науч. тр. М., 1984.
  152. М. Посадите мою маму за решетку // Аргументы и факты. 1999. № 2.- 14 янв.
  153. Н.И. Очная ставка при расследовании преступлений несовершеннолетних // Соц. законность. -1974. № 12.
  154. Н.И. Участие третьих лиц в допросе несовершеннолетнего: (В порядке обсуждения) // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1974. — Вып. 21.
  155. Л.Я. Предмет доказывания и криминалистическая характеристика преступлений // Криминалистическая характеристика в методике расследования преступлений: Межвуз. сб. науч. тр. Сверловск, 1978. Вып. 69.
  156. Г. Г. Понятие, структура психологические механизмы воздействия тактических приемов допроса // Сб. трудов Казахе. ун-та. Алма-Ата, 1973. Вып. 3.
  157. Дети риска // Известия, 1998. — 14 авг.
  158. Дети как свидетели. // Юридическая газета.1997. 16 фев.
  159. Г. Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления // Соц. законность. 1971. -№ 11.
  160. Знакомьтесь: малолетние сутенеры // Спид-Инфо.1998. № 3.
  161. A.A. Смерть отсрочки не имела // Криминал-экспресс. 1999. — 9 дек.
  162. Л., Ладный В. Лолита донского разлива: Как отец стал мужем дочери и дедом сына // Комсомольская правда. -1997. 10 фев.
  163. А. Предпринимательство и несовершеннолетние: права и ответственность // Законность. 1996.• № 9.
  164. Н.Я. Охрана прав несовершеннолетнего потерпевшего // Изучение и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних: Сб. науч. труд. М., 1970.
  165. Л.Л. К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, криминальных и следствен0 ных ситуациях и их значении в раскрытии и расследованиипреступлений // Следственная ситуация. М., 1985.
  166. Э.Г. Обеспечение конфиденциальности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних // Проблемы правового регулирования борьбы с правонарушениями: Межвуз. сб. науч. тр. Омск, 1990.
  167. В.В. Криминалистическая характеристика преступлений: (Состояние и перспективы исследований) // Криминалистическая характеристика преступлений:1. Сб. науч. тр. М., 1984.
  168. В.П. Значение для расследования точного установления способов совершения и сокрытия преступлений против жизни. // Труды Харьковск. медиц. ин-та. Харьков, 1956. — Вып. 5.
  169. В.Е., Колесниченко А. Н. Теоретические проблемы криминалистической характеристики // Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984 .
  170. М.М., Осипова Н. Р. Психология показаний малолетних и их участие в допросе // Проблемы психологии следственной деятельности. Красноярск, 1986.
  171. Крылов И. Ф. Криминалистическая характеристика и ее место в системе науки криминалистики и в вузовской
  172. Ш программе // Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984.
  173. A.A. О совершенствовании структуры расследования отдельных видов преступлений: (Методика расследования преступлений. Общие положения). // Материалы научн-практ. конф. (Одесса, 1976). М., 1976.
  174. Лузгин И. М. Некоторые аспекты криминалистиче
  175. Ф ской характеристики и место в ней данных о сокрытиипреступлений / / Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984.
  176. Лифт, ставший камерой пыток // Спид-Инфо. -1997. № 3.
  177. Э.В. Правосудие по делам несовершеннолетних // История и современность. М., 1990.
  178. А.Е. О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних.
  179. Бюллетень Верховного суда РФ. 2000. — № 6.
  180. Насилие в семье // Семья. 1995. — № 5.
  181. A.M. О правовой незащищенности несовершеннолетних и пути ее устранения. // Сов. гос-во и право. 1990. — № 5.
  182. Н.И. О соотношении понятий «криминалистическая характеристика преступлений» и «предмет доказывания» // Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984.
  183. В.И. Участие родителей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в уголовном процессе. // Гос-во и право. 1993. — № 8.
  184. В. В. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы расследования преступлений несовершеннолетних: Тезисы докл. и сооб. Омск, 1992.
  185. М.В. В Россию надо вернуть суды для несовершеннолетних. // Российская юстиция. 1996. — № 4.
  186. В.А. К вопросу о методике раскрытия преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1977. — Вып. 27.
  187. В.А. О криминалистической классификации преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. 1980. Вып. 33.
  188. В.А., Танасевич В. Г. Понятие и криминалистическое значение следственной ситуации. // Сов. гос-во и право. 1979. — № 8.
  189. В.А. Криминалистическая характеристика личности преступника и ее связь с потерпевшим и другими структурными элементами события преступления. / / Криминалистическая виктимология (вопросы теории и практики). Иркутск, 1980.
  190. Плейбой из Фряново // Щит и меч. 1999. -№ 9. — 16 фев.
  191. В.И., Молдован В. В. Некоторые аспекты допроса в суде несовершеннолетних потерпевших. // Криминалистическая и судебная экспертиза. Киев, 1980. Вып. 20.
  192. .Б. Проблемы сокрытия преступлений и ее место в советской криминалистике // Криминалистический сборник. Рига, 1972.
  193. В.Я. О процессуальных гарантиях прав потерпевших в производстве по делам несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью. Тр. ОВШМ МВД СССР и Иркут. ун-та. Омск-Иркутск, 1975. — Вып. 5.
  194. H.A. Криминалистическая характеристика преступлений и следственные ситуации в методике расследования // Соц. законность. 1977. — № 2.
  195. A.B. О психологических приемах допроса // Проблемы предварительного следствия в уголовном судопроизводстве. М., 1980.
  196. Соя-Серко JT.A. Программирование расследования. // Соц. законность. 1980. — № 1.
  197. Ю.И. Процессуальное положение законного представителя // Сов. юстиция. 1970 — № 6.
  198. В.Г. Значение криминалистической характеристики и следственной ситуации в методике расследования преступлений // Актуальные проблемы советской криминалистики. М., 1980.
  199. Д. Специалист в уголовном процессе // Соц. законность. 1970. — № 70.
  200. А.Г. О понятии и содержании криминалистической характеристики // Вопросы совершенствования методики расследования преступлений. Ташкент, 1984.
  201. А.Г. О соотношении понятий криминалистической характеристики и следственной ситуации // Следственная ситуация. М., 1985.
  202. Т. Сексуальный кошмар в детском интернете. // Комсомольская правда. 1999. — 15 мар.
  203. Г., Лазарева В. В праве ли несовершеннолетние подать заявление о возбуждении уголовно
  204. Ш го дела // Соц. законность. 1983. — № 12.
  205. Г., Лазарева В. Участие педагога в уголовном процессе // Соц. законность. 1982. — № 6.
  206. М.Ю., Волынский В. А. Место криминалистической характеристики в частной методике расследования отдельных видов преступлений // Проблемы предварительного следствия и дознания: Сб. науч. тр. М., ф 1996.
  207. A.A. Криминалистическая характеристика преступлений и пути доказывания по уголовному делу. // Правоведение. 1978. — № 3.
  208. Н.И. Понятие и основные элементы криминалистической характеристики преступлений // Вопросы повышения эффективности правосудия по уголовным делам. -Калининград, 1981. Вып. 9.
  209. Е. Допрос малолетних потерпевших в су-ф де по делам о половых преступлениях // Сов. юстиция.1970. № 14.
  210. С.Н. О принципах разработки и построения частных криминалистических методик / / Проблемы предварительного следствия. Волгоград, 1980 — Вып. 10.
  211. A.C. Следственные ситуации основа криминалистических алгоритмов расследования преступлений // Российский следователь. — 1999. — № 1.
  212. В.И. О междисциплинарной характеристи-®- ке отдельных видов преступлений // Криминалистическаяхарактеристика преступлений: Сб. науч. тр. М., 1984.
  213. С.П., Кузнецова H.A., Жидких A.A. Обзор следственной практики обеспечения прав несовершеннолетних. // Информ. бюл. Следственного комитета при МВД России. 1998.- № 2.
  214. A.A. О содержании понятия криминалистической характеристики преступления // Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. науч. тр. М., 1984.
  215. Н.П. Криминалистическая характеристика преступлений и типичные следственные ситуации как важные факторы разработки методики расследования преступлений. //Вопросы борьбы с преступностью. М., 1979. -Вып. 30.
  216. Ю.К., Голубева М. Н., Колосова И. С. Некоторые вопросы производства по делам несовершеннолетних // Правовые вопросы борьбы с преступностью на современном этапе. Томск, 1989.
  217. Н.Г., Пристанская О. В. Уголовная политика и права ребенка // Вопросы совершенствования работы подразделений милиции общественной безопасности. -М., 1995.
  218. Авторефераты и диссертации
  219. А.И. Методика расследования преступлений, совершаемых с целью получения страховой выплаты: Дис.&bdquo-. канд. юрид. наук. Омск, 2000.
  220. А.И. Решение типовых задач расследования преступлений: (Тактико-криминалистический аспект):
  221. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 1999.
  222. В.П. Потерпевший от преступления в советском уголовном процессе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1963.
  223. Брускин Г. З Криминалистическая и уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетних в антиобщественное поведение: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 197б.
  224. А.Г. Сущность, криминалистическое значение и методы установления способа сокрытия престу• плений против жизни и здоровья граждан: Дис. канд.юрид. наук. М., 1983.
  225. А.Ю. Классификация в криминалистической тактике: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1999.
  226. Ю.А. Криминальное противодействие в уголовном процессе и оперативно-розыскные меры по его предупреждению: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1994 .
  227. P.C. Вовлечение несовершеннолетиених в преступную деятельность (Криминологический аспект): Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1995.
  228. В.Н. Изучение и предупреждение криминогенного влияния ранее судимых на несовершеннолетних:
  229. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1983.
  230. В.Г. Показания несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном процессе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1970.
  231. O.A. Теория и практика участия свидетелей в уголовном процессе: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1993.
  232. Ф 4.14. Карагозин В. Н. Преодоление противодействияпредварительному расследованию: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Свердловск, 1992.
  233. A.A. Расследование группового хулиганства: Дис.канд. юрид. наук. М., 1986.
  234. В.И. Обстановка совершения преступления и ее криминалистическое значение: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1983.
  235. Лазарева В. А. Охрана прав и законных интересов
  236. Ф несовершеннолетних в советском уголовном процессе: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Куйбышев, 1980.
  237. Е.Д. Деятельность органов милиции по разрешению заявлений и сообщений о деяниях и производству неотложных следственных действий: (Организационные и процессуальные вопросы): Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1979.
  238. Г. С. Борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Киев, 1983.
  239. Я.М. Тактика выявления и доказывания вины организаторов преступных групп: Дис.канд. юрид. наук. М., 1995.
  240. С.Б. Представители несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного процесса: Автореф. дис.канд. юрид. наук. СПб., 2000.
  241. Д.А. Преступная мотивация как объект познания в криминалистике: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Томск, 1999.
  242. В.В. Институт представительства участников уголовного процесса: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1994.
  243. Г. М. Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1972.
  244. В. А. Институт законного представительства в советском уголовном процессе: (Стадия предварительного расследования): Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1992.
  245. A.A. Борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1969.
  246. Ю.Е. Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий: (Уголовно-правовой и криминологические аспекты): Автореф. дис.канд. юрид. наук. Краснодар, 1999.
  247. И.Г. Виктимологические аспекты профилактики преступлений несовершеннолетних: Автореф. дис.канд. юрид. наук. СПб., 1996.
  248. M.B. Потерпевший и его функция в уголовном процессе России: Автореф. дис.канд. юрид. наук. -Томск, 1999.
  249. А.К. Обеспечение чести, достоинства и личной безопасности потерпевшего и свидетеля: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1995.
  250. А.Е. Возбуждение и расследование уголовных дел об изготовлении или сбыте порнографических предметов: Дис.канд. юрид. наук. М., 1993.
  251. A.B. Проблемы получения и оценки показаний несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис."канд. юрид. наук. М., 1996.
  252. A.A. Теоретические основы и практика использования косвенных доказательств в уголовных делах (Процессуальное и криминалистическое исследование): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1980.
  253. Н.В. Расследование вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1973.
Заполнить форму текущей работой