Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие «физической культуры» как учебного предмета в школах Урала: 1889-1932

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, на основе названных систематизированных данных была осуществлена периодизация процесса развития учебного предмета «Физическая культура» на временном интервале с 1889 по 1932 год. Сам интервал определен как этап начального развития учебного предмета «Физическая культура». На данном интервале прослеживается развитие изучаемого учебного предмета из генетически исходного для него… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическая эволюция учебного предмета в сфере российского физического образования
    • 1. 1. Развитие понятия «учебный предмет» в отечественной педагогике
    • 1. 2. Внедрение эмпирического учебного предмета «Гимнастика» в образовательный процесс средних учебных заведений (1889 г.)
    • 1. 3. Экспериментальный элемент системы образования «Физические упражнения» (1902 г.)
    • 1. 4. Экспериментально-технологическая педагогическая модель соответствия целей и средств в разделе «О ритмическом воспитании» (1921 г.)
    • 1. 5. Введение эмпирически-образовательного предмета «Физическая культура» (1927 г.)
  • Резюме
  • Глава 2. Реализация учебного предмета «Физическая культура» на Урале (1889−1932 гг.)
    • 2. 1. Период циклов учебных курсов (1889−1914 гг.)
    • 2. 2. Период экстремального функционирования учебного предмета (
    • 2. 3. Период формирования учебного предмета «Физическая культура» (
  • 1932 гг.)
    • 2. 4. Основные тенденции развития учебного предмета «Физическая культура» на Урале (1889 — 1932 гг.)

Развитие «физической культуры» как учебного предмета в школах Урала: 1889-1932 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 90-е годы XX века система российского образования вступила в шестую за последнее столетие полосу реформирования, которая, в свою очередь, совпала со вторыми в нынешнем столетии крупномасштабными изменениями форм собственности и идеологии. Вследствие названных процессов, в сфере содержания образования определились приоритетные объекты реформирования, к которым, наряду с предметами обществоведческого цикла, относится учебный предмет «Физическая культура» .

Введение

государственного стандарта по предмету «Физическая культура» стало первым этапом реформирования названного учебного предмета. Новые принципы организации «Физической культуры», такие как демократизация и гуманизация учебного предмета, направленность на овладение учащимися основами личной физической культуры (Гос. Стандарт, 1993), обусловили актуализацию проблем определения целей и содержания образования по физической культуре для общеобразовательных школ [165]. Дискуссионность концепции образовательной области «Физическая антропология», предложенной Федеральным министерством образования в 1995 г. [258], показывает, что эти проблемы целей и содержания по прежнему сохраняют свою актуальность. В настоящий момент реформа находится в инновационно-технологическом этапе (1998 — 2008 гг.), в течение которого предполагается коренное изменение содержания и форм физического воспитания, превращение его в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личностк [176].

Значимость данного исследования не 'ограничивается практикой физического образования. Оно является актуальным и для теории педагогики, как минимум, в двух аспектах:

Во-первых, следует отметить историко-педагогический аспект. Немногочисленные опубликованные труды, смежные по своей тематике с предлагаемой диссертацией, подготавливались в условиях, не способствовавших объективного 1 му отражению действительности, хотя систематизированные в них данные представляют значительную научную ценность. К таким работам относятся исследования Зеликсона Е. Ю. (1940), выполнившего критический анализ процесса физического воспитания в период 1861 — 1917 гг., и Алпатова Н. И. (1958), изучившего опыт учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах. Впечатляет объем материала, обработанного Карпушко Н. А. (1982), осуществившей историко-теоретический анализ научно-методических основ физического воспитания в дореволюционной России и приступившей к анализу школьных программ по физической культуре [145]. Анализ периодической печати позволил сделать вывод о растущем интересе к историко-педагогическим исследованиям в сфере физического образования (Бондаревский Е.Я., Кадетова А. В., 1987; Карпушко Н. А., Приходько В. В., Лубышева Л. И., 1993; и др.). В то же время следует отметить малую представленность исторических исследований, обобщающих опыт деятельности государственных структур в сфере физической культуры.

В продолжение обсуждения актуальности историко-педагогических аспектов исследования отметим следующее. Исторический опыт осуществления физического воспитания в школах России, имевший место в 1889—1932 гг., в большинстве фундаментальных исследований по истории физической культуры и спорта (Зеликсон Е.Ю., 1940; Столбов В. В., Чудинов И. Г., 1962; Самоуков Ф. И., 1964; Столбов В. В., Харабуга Г. Д., Деметер Г. С. и др., 1983; Столбов В. В., 1989) освещен фрагментарно и вынужденно тенденциозно. Это объясняется как сложностью систематизации данных в масштабах страны, так и существовавшими ограничениями идеологической^) характера для исторических исследований. В работах, посвященных изучению истории отечественной системы образования (Константинов Н.А., Медынский Е. Н., 1948; Смирнов В. З., 1954; Королев Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И., 1961; Кузин Н. П., Комакова М. Н., Равкин З. И., 1980; Пряникова В. Г., Равкин З. И., 1995; Флинт Н. В., 1991 и др.), информация о физическом воспитании носит констатирующий и фрагментарный характер. Авторы избегают критического анализа и дают только пози 1 тивные оценки организации физического воспитания в школах СССР.

Во-вторых, собственно теоретический аспект настоящего исследования. Анализ научных публикаций по данной тематике позволил прийти к заключению о том, что само понятие «учебный предмет» до сего времени является дискуссионным. В 80-е годы XX века исследования в обсуждаемом направлении позволили создать основы теории учебного предмета (Краевский В.В., Лернер И. Я., 1983; Лернер И. Я., 1988). Примечательна временная локализация дискуссий по этой проблеме. Они, как правило, наблюдаются в период реформ в системе образования. Наиболее значительная дискуссия имела место в 1964 г. [173]. В настоящий момент предложенное Ледневым B.C. (1989) толкование понятия «учебный предмет» отличается от определений упомянутых авторов.

В источниках, посвященных педагогическому анализу физического образования, обсуждаемое понятие используется без изменений, статично вот уже на протяжении более, чем 100 лет (см., например, Бутовский А. Д. (1890, 1910, 1912) — Лесгафт П. Ф. (1888, 1912) — Карпушко Н. А. (1992)). Обращает на себя внимание малое количество теоретических исследований, имеющих своим объектом учебный предмет в сфере физического образования, хотя существует, например, труд Наталова Г. Г. (1975), посвященный историко-логическому анализу предмета и структуры теории физического воспитания. В связи с этим, разностороннее изучение и объективный анализ процесса развития обсуждаемого учебного предмета, выявление тенденций его развития являются важными задачами теории педагогической науки.

Таким образом, наблюдаются противоречия:

— между возможностью проведений нетенденциозных историко-педагогических исследований и малым их количеством.

— между необходимостью реформирования учебного предмета «Физическая культура» и неразработанностью его теории в сфере образования по физической культуре.

Проблемой исследования является поиск путей преодоления противоречия между потребностью развития теории учебного предмета в сфере образоt 1 вания по физической культуре и невостребованностью положительного опыта теоретической эволюции и регионального опыта реализации учебного предмета «Физическая культура» (1889 — 1932) в школах Урала. Этим ещё раз можно • подчеркнуть актуальность исследования по обобщению опыта развития педагогических подходов и дидактической структуры деятельности в сфере физического образования.

На протяжении всего изучаемого исторического этапа (1889−1932 гг.) не раз изменялись принципы построения учебно-воспитательной деятельности, наименования самого предмета в учебных планах и программах. Придерживаясь точки зрения, подразумевающей преемственность в процессе развития предмета, представляется логичным определить названный выше этап, как этап начального развития учебного предмета «Физическая культура» для системы отечественного образования.

Вообще понятие «Физическая культура» вошло в тезаурус государственных структур в 1918;1920 гг. и до настоящего времени претерпело значительные изменения. Контент-анализ ряда словарей [184, 221, 222, 224, 230, 231, «232], издававшихся в 30-е — 80-е гг., а также современных публикаций, посвященных обсуждаемому понятию (см., например, [139, 163, 164J), позволил прийти к заключению о том, что словосочетание „Физическая культура“, помимо официально принятых определений [228, 232], имеет целый ряд исторически сложившихся смысловых оттенков и неоднозначно, в зависимости от профессиональной сферы применения. Для настоящего исследования более актуально последнее замечание, в аспекте которого „Физическая культура“ рассматривается как „.школьная дисциплина,“ имеющая своей целью физическое воспитание учащихся» [222, с.1363].

Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования: «Развитие „Физической культуры“ как учебного предмета в школах Урала ^ (1889−1932 гг.)». ограничение исторического периода обусловлено двумя наиболее значимыми датами в процессе развития изучаемого учебного предмета:

1889 г. — год опубликования и массового внедрения первой программы- 1932 г.

— год опубликования постановления ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», которое отразило возвращение к предметной системе преподавания. ¦ Настоящая работа основывается на материалах Оренбургского учебного округа, действовавшего на Урале до 1917 года, и отдела народного образования Уральской области, существовавшей с 1923 по 1934 годы и охватывавшей огромную территорию бывших Екатеринбургской, Пермской, Челябинской и Тюменской губерний.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является развитие учебного предмета «Физическая культура» (с 1889 по 1932 гг.) в школах Урала.

Согласно положениям теории Щедровицкого Г. П., развитие «Физической культуры» как учебного предмета рассматривается в единстве процессов теоретической эволюции учебного предмета и его реализации.

ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ стало содержание педагогических подходов, выявленных в процессе теоретической эволюции учебного предмета, и педагогически значимых тенденций, проявившихся в ходе реализации учебного пред* мета «Физическая культура» с 1889 по 1932 годы в школах Урала.

ЦЕЛЬЮ работы представляется раскрытие педагогических подходов, выявленных в процессе теоретической эволюции учебного предмета, и педагогически значимых тенденций, проявившихся в ходе реализации «Физической культуры» как учебного предмета в школах Урала (1889 — 1932 гг.).

В основу исследования положена следующая ГИПОТЕЗА: учебный предмет «Физическая культура» в процессе реализации в школах Урала (1889 -1932 гг.) изменялся от циклов учебных курсов до учебного предмета, пройдя при этом стадии теоретической эволюции/эмпирического учебного предмета, экспериментального элемента системы образования, экспериментально-технологического элемента учебного предмета, эмпирически-образовательного ^ предмета.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Провести историко-генетический анализ эволюции программ и программно-нормативных документов, определявших деятельность школ в.

• сфере физического образования с 1889 по 1932 гг.

2. Систематизировать данные о деятельности уральских органов образования и школ в сфере физической культуры с 1889 по 1932 гг.

3. Осуществить периодизацию процесса развития изучаемого учебного предмета в школах уральского региона в избранный отрезок времени.

4. Выявить и обосновать педагогические подходы и педагогически значимые тенденции в процессе развития учебного предмета «Физическая культура» на Урале с 1889 по 1932 гг.

Методологической основой являются педагогические концепции развития учебно-воспитательной деятельности (Щедровицкий Г. П.) — положения педагогической теории учебного предмета (Лернер И.Я., Журавлев И. К. и Зорина Л.Я.) — идеи об изучении развивающихся систем знаний (Розин В.М.), методология исследовательской деятельности в педагогике (Белкин А.С., Загвязинский.

В.И.).

Теоретическая база исследования включает в себя отечественные концепции физического образования (Бутовский А.Д.- Лесгафт П.Ф.- Зикмунд А.А.) — архивные данные, отражающие процесс развития изучаемого учебного предмета на Уралерегиональную публицистику изучаемого периода, отражающую взгляды современников на проблемы физического образования.

Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов исследования. .4.

Теоретические методы: элементный анализ составляющих учебного предметаметод абстрагирования и конкретизации в изучении элементов учебного предмета «Физическая культура" — метод графического моделирова-^ ния изученных программно-нормативных документовретроспективный анализ деятельности учебных заведений и органов системы образования Урала в сфере физической культурылогический анализ методических документов ор 1 ганов системы образования, посвященных вопросам физического образования в школах Уралаисторико-генепшческий анализ отечественных учебных программ по физическому воспитаниюлогико-эмпирический анализ программ и деятельности в области физического образования.

Исследования проводились в три этапа:

Первый (1994;1996 гг.) — изучение литературы по истории педагогики и истории физической культурыфилософской и педагогической литературы, содержащей сведения по теории учебного предметаархивных данных, отражающих деятельность уральских учебных заведений в сфере физического образования.

Второй (1997;1999 гг.) — выполнение анализа и систематизации полученных данных, апробация результатов исследования.

Третий (2000;2002 гг.) — апробация результатов исследования и оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В процессе теоретической эволюции (1889 — 1932 гг.) учебный предмет «Физическая культура» прошел стадии: эмпирического учебного предметаэкспериментального элемента системы образованияэкспериментально-технологического элемента учебного предметаэмпирически-образовательного предмета.

2. В отличие от объективно существующих в современной педагогике педагогических подходов учебный предмет «Физическая культура» в процессе теоретической эволюции характеризуется следующими педагогиN ческими подходами: эмпирическимэкспериментальнымличностнымэкспериментально-технологическимэмпирически-образовательнымсистематизирующе-адаптационнымэкстенсивным.

3. Реализация «Физической культуры» как учебного предмета на Урале (1889 — 1932 гг.) обусловлено следующими тенденциями: а) профессионализации деятельности в сфере физического образованияб) формирования военно-прикладной составляющей учебного предметав) ведущей методической роли советов физической культурыд) регионализации физического образования.

4. На этапе с 1889 по 1932 гг., являющемся начальным в развитии учебного предмета «Физическая культура» на Урале, выделены три периода развития учебного предмета «Физическая культура»: циклов учебных курсов (1889−1914 гг.) — экстремального функционирования (1915;1923 гг.) — формирования учебного предмета «Физическая культура» (1924;1932 гг.).

Основные результаты и научная новизна исследования, выполнен анализ эволюции программ и программно-нормативных документов, регламентировавших деятельность в сфере физического образования с 1889 по 1932 гг.- системно изучена деятельность органов народного образования и школ Урала в сфере физического образованияосуществлена периодизация развития учебного предмета «Физическая культура» на Урале в этапе 1889 -1932 гг. Таким образом дополнены исторические данные о развитии учебного предмета «Физическая культура» в России.

Теоретическая значимость исследования: выявлены педагогические подходы, обусловившие процесс развития учебного предмета «Физическая культура», а также педагогически значимые тенденции названного процесса в этапе с1889 по 1932 гг. на Урале. Кроме того, данная работа представляет интерес для специалистов в области культурологии, историографии, краеведения.

Практическая значимость исследования: актуализированы педагогические подходы к проектированию моделей деятельности в сфере образования по физической культуре как теоретическая основа для разработки авторских программ в образовательной области «Физическая культура» в рамках вариативного компонента государственного стандарта. Результаты данного исследования могут быть использованы преподавателями истории и социологии физической культуры факультетов средних специальных и высших учебных заведений региона в качестве исходного материала при формировании содержания разделов «Физическая культура в России во второй половине XIX — начале XX века», «Физическая культура в России с начала XX века до октябрьской социалистической революции», «Становление и развитие социалистических основ физической культуры в СССР (1917;1941 гг.).

Достоверность полученных результатов и выводов обеспечена методологической обоснованностью и адекватностью методов исследования целям, задачам, предмету изучения, репрезентативностью объема изученных источников.

Апробация результатов исследования осуществлялась на различных конференциях: научная конференция «Физическое воспитание учащихся в формировании здорового образа жизни» (Екатеринбург, 1995) — региональная сессия молодых ученых и студентов Уральской Олимпийской академии (Чайковский,.

1995) — седьмая Олимпийская сессия молодых ученых и студентов (Москва,.

1996), научная конференция «Физическая культура и олимпийское движение на Урале» (Екатеринбург, 1999), IV международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой» (Томск, 2001).

Диссертация (объемом 194 стр.) состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (260 источников- 74 из них — архивные), приложений. Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях автора.

ВЫВОДЫ.

1. В процессе теоретической эволюции (1889 — 1932 гг.) учебный предмет «Физическая культура» прошел стадии: эмпирического учебного предметаэкспериментального элемента системы образованияэкспериментально-технологического элемента учебного предметаэмпирически-образовательного предмета.

2. В ходе теоретической эволюции учебного предмета «Физическая культура» выявлены следующие педагогические подходы: эмпирический (1889) — экспериментальный (1889, 1902) — личностный (1889, 1902) — экспериментально-технологически й (1921) — эмпирически-образовательный (1927) — система-тизируюше-адаптационный (1889, 1902, 1921, 1927) — экстенсивный (1902, 1927).

3. С 1889 по 1932 гг. в процессе реализации учебного предмета «Физическая культура» на Урале проявились следующие педагогически значимые тенденции: а) профессионализации деятельности в сфере физического образованияб) расширения содержания учебно-воспитательной деятельности в сфере физического образованияв) формирования военно-прикладной составляющей учебного предметаг) ведущей методической роли советов физической культурыд) регионализации физического образования.

4. Изучение и анализ архивных данных позволили определить обсуждаемый отрезок времени (1889−1932 гг.) как этап начального развития учебного предмета «Физическая культура» на Урале. В этот промежуток времени оформились педагогически адаптированные компоненты и структура учебного предмета, сложились методические предпосылки, были сформированы условия для введения изучаемого учебного предмета в школах региона. В педагогическом аспекте этап начального развития учебного предмета «Физическая культура» подразделяется на периоды: а) циклов учебных курсов (1889−1914 гг.) — б) экстремального функционирования (1915;1923 гг.) — в) формирования учебного предмета «Физическая культура» (1924;1932 гг.).

5. Регионализация системы физического образования на Урале проявилась в изученный промежуток времени в содержательном и процессуальном аспектах. В содержательном аспекте она проявилась: во-первых, в попытках расширения содержательного компонента учебного предмета по сравнению с государственным аналогомво-вторых, в адаптации содержательного компонента учебного предмета к условиям Урала (подготовленность преподавателей, наличие материальной базы, погодные условия). В процессуальном аспекте регионализация проявилась в развитии системы подготовки преподавателей учебного предмета «Физическая культура» на Урале.

6. Установлено единство закономерностей педагогической деятельности в области физического образования в предметной и «беспредметной» системе преподавания на этапе начального развития учебного предмета «Физическая культура» на Урале. В этих условиях изученный учебный предмет проявился в качестве формы организации учебно-воспитательной деятельности.

7. В ходе историко-генетического анализа программно-нормативных документов выявлены следующие актуальные для настоящей реформы учебного предмета «Физическая культура» положения:

— концепция нравственного воспитания учеников мужского пола (1889, 1902 гг.).

— концепция здоровья (1902 г.).

Заключение

.

В результате историко-генетического анализа эволюции программ и программно-нормативных документов, определявших деятельность школ Урала в сфере физического образования с 1889 по 1932 гг., была выявлена неопределенность ведущих функций учебного предмета. В изучаемый промежуток времени приоритет последовательно переходил к утилитарной (1889), воспитательной (1910) и образовательной (1927) функциям. С одной стороны, этот факт можно объяснить поиском ведущей функции учебного предмета, происходившим на этапе его начального развития. С другой стороны, анализ показал наличие противоречия между требованиями государства и требованиями системы образования к конечному продукту учебного предмета. Способы разрешения названного противоречия сопровождались сменой ведущей функции учебного предмета в сфере физического образования.

Также, в результате анализа были определены модели программ, обусловливавших учебно-воспитательную деятельность в сфере физического образования: линейная модель эмпирического учебного предмета «Гимнастика» (1889) — нелинейная модель педагогического взаимодействия в экспериментальном элементе системы образования «Физические упражнения» (1902) — линейная модель экспериментально-технологического элемента учебного предмета «Ритмическое воспитание» (1921) — нелинейная модель эмпирически-образовательного предмета «Физическая культура» (1927). Определение моделей деятельности позволи ло выявить соответствующие педагогические подходы: эмпирический (1889) — экспериментальный (1889, 1902) — личностный (1889, 1902) — экспериментально-технологический (1921) — эмпирически-образовательный (1927) — систематизи-рующе-адаптационный, экстенсивный (1889−1927).

Анализ структуры учебного предмета способствовал установлению взаимной зависимости его компонентов: целевого, содержательного, реализационного. Целевой компонент во всех моделях определял структуру учебного предмета, субъект и объект педагогического воздействия, а также, его функции. В процессе анализа наблюдалось приведение в соответствие целевому компоненту содержательного и реализационного компонентов. К 1921 году сложилась технология конструирования целевого компонента, которая проявилась в построении последовательности: «средства» — «цели-результаты». Таким образом, была прослежена эволюция проектирования учебного предмета от эмпирического установления связи между его компонентами (1889, 1902) до технологического ее конструирования (1921, 1927). Следует подчеркнуть, что во всех рассмотренных моделях наблюдается проектирование связи содержания со временем, причем время проявляется как время года, как учебное время (время в распорядке учебного дня), как возраст учеников.

Поскольку данная работа имеет историко-педагогическую направленность, необходимо рассматривать педагогические подходы к проектированию деятельности, выявленные в ходе анализа теоретической эволюции изучаемого учебного предмета, в единстве с тенденциями, проявившимися в процессе реализации этой деятельности. Систематизация данных о деятельности уральских органов образования и школ в сфере физической культуры (1889−1932) позволила проиллюстрировать развитие противоречия между требованиями государства и требованиями системы образования к конечному продукту учебного предмета на региональном и государственном уровнях, а также выявить возникновение в 1910 году образовательного комплекса «Физические упражнения». Исследования позволили обнаружить креативные способы разрешения противоречия, которые проявились в корректировке целевого, содержательного и реализационного компонентов учебного предмета. Внедрение образовательного комплекса «Физические упражнения» иллюстрирует, с нашей точки зрения, факт возникновения отечественной системы физического образования как части системы образования.

Кроме того, на основе названных систематизированных данных была осуществлена периодизация процесса развития учебного предмета «Физическая культура» на временном интервале с 1889 по 1932 год. Сам интервал определен как этап начального развития учебного предмета «Физическая культура». На данном интервале прослеживается развитие изучаемого учебного предмета из генетически исходного для него эмпирического учебного предмета «Гимнастика» через экспериментальный элемент системы образования «Физические упражнения», экспериментально-технологический элемент учебного предмета «Ритмическое воспитание», эмпирически-образовательный предмет «Физическая культура». Определенный таким образом этап подразделяется на три периода развития учебного предмета «Физическая культура» на Урале: 1889−1914 гг. — период циклов учебных курсов- 1915;1923 гг. — экстремального функционирования- 1924;1932 гг. — формирования учебного предмета «Физическая культура». С точки зрения уровней организации содержания образования, как видим, не был достигнут уровень «учебной дисциплины» [155], что произошло, с нашей точки зрения, позже — на этапе становления учебного предмета «Физическая культура» в школах Урала в 1932 — 1991 гг. и требует дополнительного исследования.

В результате анализа первый период (циклов учебных курсов) представляется как практически завершенный цикл, продуктом которого должен был стать воспитательный предмет «Физические упражнения». В протяженность периода вводились полярные по функциональной ориентированности модели деятельности: модель «Гимнастика» с утилитарными функциями и модель.

Физические упражнения", ориентированная на достижение гигиенических и педагогических результатов. Логичные организационные решения способствовали устранению противоречия между указанными моделями и формированию образовательного комплекса. В контексте развития учебного предмета «Физическая культура», учитывая генетическую связь упомянутого воспитательного и учебного предметов, наиболее важным представляется оформление модели воспитательного предмета «Физические упражнения». Следует еще раз отметить образовательную ориентацию названного предмета, что отразилось как в теории (признание термина «физическое образование»), так и в практике (существование образовательного комплекса). Ведущей тенденцией периода стала профессионализация деятельности в сфере физического образования, выразившаяся в ее педагогической адаптации.

Во II период (экстремального функционирования) в экстремальных условиях оптимизировалась реализация допризывной военно-физической подготовкинеобходимость осуществления названного вида подготовки в сжатые сроки обусловила совершенствование форм и методов ее организации, что значительно обогатило реализационный компонент развивающегося учебного предмета. Важным аспектом данного периода представляется также сохранение структуры и содержания изучаемой деятельности в условиях смены общественно-экономических формаций, что дает основания констатировать, во-первых, преемственность в изучаемом процессе развития, а во-вторых, проявление универсальности функций учебного предмета, как средства воспроизводства деятельности в целом.

III период (формирования учебного предмета «Физическая культура») замечателен, прежде всего, активизацией моделирования деятельности в сфере физической культуры ([135 — 137]) в то время, как реализация учебно-воспитательной деятельности была обусловлена формирующим влиянием действующей идеологии. Анализ мер по урегулированию противоречия, выразившихся в инспектировании учебных заведений и директивах о введении «физического воспитания», а также анализ данных о реализации директив, позволяют констатировать формирование учебного предмета «Физическая культура» .

Следует отметить то, что в существующих учебниках и учебных пособиях по истории физической культуры периодизация становления физической культуры осуществлена в соответствии со сменой общественно-экономических формаций. В изложенной выше периодизации момент смены формаций не акцентируется, поскольку анализ его не входит в цели и задачи исследованиясознательное исключение названного момента из периодизации позволяет иллюстрировать непрерывность и преемственность в изучаемом процессе развития. С другой стороны, нельзя не отметить то, что Октябрьская революция обусловила разветвление деятельности в сфере физического образования: данная деятельность стала осуществляться в эмигрантских учебных заведенияхв российских учебных заведениях произошло разделение допризывной физической подготовки, которая перешла в ведение органов Всевобуча, и физического воспитания. Согласно проведенным исследованиям, на Урале период относительно независимого развития деятельности в сфере физического образования продолжался с 1922 по 1926 гг.

Анализ процессов теоретической эволюции и реализации учебного предмета «Физическая культура», позволил выявить единство закономерностей деятельности в сфере физического образования как в предметной, так и в «беспредметной» системе преподавания, поэтому мы пришли к выводу о том, что учебный предмет «Физическая культура» проявился в конце этапа своего начального развития в качестве формы организации учебно-воспитательной деятельности. Это утверждение не противоречит приведенным ранее тезисам о том, что учебный предмет принадлежит к категории средств, с помощью которых осуществляется расширенное воспроизводство человеческого общества [161]- что учебный предмет — это вид, в котором сведения преподносятся учащимся [173]- что понятие «учебный предмет» должно формулироваться в терt минах содержания и процесса образования [128- 173]. Оно подчеркивает факт того, что в процессе оформления учебного предмета «Физическая культура» преобладающую роль получили именно организационные решения, некоторые из которых являлись внешними по отношению к системе образования. В результате этого анализа появляется возможность отметить некоторую форсиро-ванность введения изучаемого учебного предмета. Достоверность этого вывода подтверждается и сравнением педагогических подходов к проектированию изучаемого учебного предмета с тенденциями, проявившимися в ходе его реализации: если в первый период развития учебного предмета «Физическая культура» связь оговоренных педагогических подходов и тенденций очевидна, то в последующие два периода данная связь практически не наблюдается.

На основании логико-эмпирического анализа систематизированных данных появляется возможность выделить ряд педагогически значимых тенденций, проявившихся в процессе развития учебного предмета «Физическая культура» на Урале. Наиболее важной представляется тенденция профессионализации учебно-воспитательной деятельности в сфере физического образования. Обсуждаемая тенденция проявлялась как в теории (моделирование учебного предмета «Физическая культура») так и в практике физического образования Урала на протяжении всего этапа начального развития учебного предмета. Тенденция обнаружилась, прежде всего, в критике и предложениях по изменению содержания учебного предмета со стороны педагогов. В сфере педагогического моделирования изучаемого учебного предмета тенденция наиболее ярко выявилась в программно-нормативном документе, 1902 года, как опыт организации педагогического взаимодействия в сфере физического образования. Необходимо рассматривать данную тенденцию в единстве с экстенсивным и системати-зирующе-адаптационным педагогическими подходами. Факт того, что в настоящее время, в условиях разрушения советской системы физической культуры, обсуждаемая тенденция вновь набирает силу, определяет актуальность ее выявления.

Следующей по значимости представляется тенденция расширения содержания учебно-воспитательной деятельности, которая была обусловлена внешней связью с достаточно бурно развивавшейся сферой спортивной деятельности. Необходимо подчеркнуть неравномерность ее проявления в программно-нормативных документах и отчетах уральских учебных заведений, что обусловливалось политическими и экономическими факторами. В чистом виде она проявилась лишь в первом периоде (1889−1914) рассматриваемого этапа. Эта тенденция развивалась в связи с экстенсивным педагогическим подходом.

В ходе исследования была также выявлена тенденция формирования утилитарной составляющей учебного предмета «Физическая культура». В результате проведенного анализа появляется возможность утверждать то, что утилитарная составляющая учебного предмета «Физическая культура» вне зависимости от ее оценки с позиций гуманизации образования, является формой существования учебного предмета в экстремальных условиях. Рассматриваемая тенденция развивалась в диалектическом единстве с тенденцией педагогизации учебного предмета. Взаимодействие названных тенденций имело креативный характер как для информационной модели учебного предмета «Физическая культура», так и для его реализации.

Представляет интерес выходящая за рамки настоящего исследования тенденция регионачизации физического образования, которая проявилась в демонстрации потенциала к регионализации таких компонентов учебного предмета как содержательный и реализационный. Принимая во внимание очевидную зависимость названных компонентов от местных климатических условий, следует выделить их связь с квалификацией кадров, осуществляющих реализацию учебного предмета, и с материальным обеспечением процесса реализации. В диссертации рассмотрены проявления обсуждаемой тенденции и их анализ позволяет прийти к выводу о необходимости углубления знаний региональных работников физического образования в сфере педагогического моделирования учебного предмета и совершенствования материального обеспечения реализации учебного предмета.

Актуальность проведенного исследования для современного этапа развития учебного предмета «Физическая культура» еще раз подтверждается значимыми моментами в становлении педагогических условий учебно-воспитательной деятельности в сфере физического образования за 1889 — 1932 гг.

1. К таким моментам относим, во-первых, традицию нравственного воспитания учеников мужского пола, берущую свое начало в воинских традициях многонационального населения России и оформившуюся, соответственно, в военной сфере деятельности. Актуализированные в настоящем исследовании особенности нравственного воспитания юношей в процессе деятельности в сфере физического образования представляются доводом в пользу более глубокой дифференциации названной деятельности для учащихся разного пола.

2. Значительный интерес, в свете ведущейся работы по конструированию программ «Здорового образа жизни», представляет неоднократно упоминавшаяся формулировка понятия «здоровье». С нашей точки зрения, упомянутое понятие, оформившееся в 1902 г., и способ, которым его предполагалось доводить до сведения учащегося более актуальны, нежели попытки формирования «привычки здорового образа жизни», осуществляемые в настоящее врем я. >

3. В настоящее время достаточно часто (см., например, [148]) признается научная перспективность педологических и евгенических концепций, оформившихся в работах П. П. Блонского, Л. С. Выготского и А.А. Зик-мунда ([241−244]), и внедрявшихся в 20-е гг. в сферу физического образования. Мы также присоединяемся к мнению о том, что обструкция и запрещение названных научных направлений не способствовали всестороннему развитию педагогических аспектов физического образования.

4. Элементы моделей учебно-воспитательной деятельности в сфере физического образования (способы моделирования: субъект-субъектных отношений (1889, 1902 гг.) — субъект-объектных отношений (1927 г.) — учебно-воспитательной деятельности в сфере физического образования (1927 г.) — воспитательной деятельности (региональные программы 1925 г.)), сконструированные на первом этапе развития учебного предмета «Физическая культура», обладают значительным педагогическим потенциалом для направления, определенного государственным стандартом для учебного предмета «Физическая культура» и заключающегося в формировании физической культуры личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агеевец В.У. .И генерал Бутовский для России. М.: Советский спорт, 1994−32с: ил.1
  2. Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М.: Учпедгиз, 1958.-244с.
  3. В. Краткий отчёт Екатеринбургского Алексеевского реального училища за 1893/94 уч. год. Екатеринбург, 1895. — 30 с.
  4. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург, 1992 .- 93 с.
  5. А.С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике: проблемы и перспективы // Педагогика, № 9, 2002. с. 54 — 60.
  6. В.В. Основы методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1939.-218 с.
  7. Н.А. Физиология движений и активность. Под ред. академика О. Г. Газенко. М.:11аука, 1990.-495с.
  8. Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с. с ил.
  9. А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука).В 2-х кн.:Кн.1./Редкол. Л. И. Абалкин (отв. ред.) и др./Отделение экономики АН СССР. Ин-т экономики АН СССР. -М.: Экономика, 1989. 304 с.
  10. Бук Н. Основная гимнастика. / Пер. В. А. Проппера под ред. Г. А. Дюперрона. /Предисл. Б. А. Кальпуса.-Л.: «Время», 1927. 150 с.
  11. А.Д. Вопросы школьной гигиены и физического воспитания на международных конгрессах в 1910 г. Спб., 1911. — 68 с.
  12. А.Д. Вопросы физического воспитания и спорта на Международном конгрессе в Брюсселе, летом 1905 года. Спб., тип. М. М. Стасюлевича, 1906. — 36 с.
  13. А.Д. Воспитание и телесные, упражнения в английских школах. Пг., тип. М. М. Стасюлевича, 1915.-65 с.
  14. А.Д. Из чтений по истории и методике телесных упражнений.Т. 1. Телесные упражнения, как предмет преподавания.-Спб., тип.Глав.упр.уделов, 1910. -20 с.
  15. А.Д. Из чтений по истории и методике телесных упражнений.- Спб., тип. Глав. упр. уделов, 1912. Т.1.Что такое физическое образование.-17с.
  16. Т.2.Количественная норма упражнений. Методика.-21−39с.
  17. А.Д. Наставление для производства гимнастических упражнений в гражданских учебных заведениях. Вольные движения. Спб., Воен. тип., 1890.- 156 с.
  18. А.Д. Образовательные свойства телесного упражнения. Сведения, необходимые для преподавания всякого рода физической работы.- Пг., тип. М. М. Стасюлевича, 1914. 42 с.
  19. А.Д. Проект инструкции для обучения пению и музыке в кадетских корпусах. Сост. полк. Бутовским на основании данных, выработанных в специальной комиссии педагогического музея воен.-учеб. заведений.-Спб., 1889. 32 с.
  20. А.Д. Система шведской педагогической и военной гимнастики. Изд.2-е.С присоединением статей: 1. Ручной труд и телесное развитие. 2. Домашние меры против искривления стана у детей. -Спб., тип. В. Березовского, 1903. 180 с.
  21. А.Д. Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах. -М., тип. Г. Лисснера’и А. Гешеля, преемн. Э. Лисснера иЮ. Ролана, 1898. 15 с.
  22. А.Д. Обучение письму и почерк.-Спб.дип. М.М.Стасю-левича, 1913. 27 с.
  23. Весенняя компания Трудовой Школы. Екатеринбург, 1920. — 11с.
  24. В.А. Весь Екатеринбург. Екатеринбург: тип. газ. «Уральская жизнь», 1903
  25. Вестник Оренбургского учебного округа, № 4, 1910 г.
  26. Вестник Оренбургского учебного округа, № 5, 1910 г.
  27. Вестник Оренбургского учебного округа, № 6, 1913 г.
  28. Вестник Оренбургского учебного округа, № 7−8, 1913 г.
  29. Вестник Оренбургского учебного округа, № 1, 1914 г.
  30. Вестник Оренбургского учебного округа, № 3, 1914 г.
  31. Вестник Оренбургского учебного округа, № 4, 1914 г.
  32. Вестник Оренбургского учебного округа, № 7, 1914 г.
  33. Вестник Оренбургского учебного округа, № 3, 1915 г.
  34. Вестник Оренбургского учебного округа, № 5, 1915 г.
  35. Вестник Оренбургского учебного округа, № 6−7, 1915 г.
  36. Ф.А. Вопросы теории учебного предмета // Советская педагогика, № 1,1970 г.-с. 100- 106.
  37. В.В. Некоторые противоречия в системе «творчество физическое воспитание». // Проблемы физического воспитания в высших учебных заведениях. Сборник трудов. — Екатеринбург: Урал. гос. тех. ун-т. — 1994, с.9−10.
  38. В.В. Становление образования в сфере физической культуры как элемента российской системы образования на Урале. // Физическая культураи олимпийское движение на Урале: Сборник тезисов докладов. -Екатеринбург: УГТУ. 1999, с. 20−23.
  39. В.В. Теоретические аспекты и направления технологизации образования в сфере физической культуры. // Физическая культура и олимпийское движение на Урале: Сборник тезисов докладов. -Екатеринбург: УГТУ. 1999, с. 102−105.
  40. В.В. Эволюция конструирования целевого компонента программ в сфере российского физического образования (1810 1936) // Физическая культура в образовательном процессе: Межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург: Урал. гос. тех. ун-т. — 1999, с. 56−73
  41. В.В. Становление российской системы физической культуры на Урале в конце XIX начале XX в. // Физическая культура в образовательном процессе: Межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург: Урал. гос. тех. ун-т. — 1999, с.96−120
  42. В.В. Понятие «учебный предмет» в теории физической культуры // Современные аспекты развития физической культуры и спорта: тенденции и перспективы: Труды наусно-практич. Конф. Екатеринбург, 2002. Вып. 2. с. 78−81.
  43. ГАСО, ф. Р-17, on. 1, № 70
  44. ГАСО, ф. Р-17, оп. 1,№ 340
  45. ГАСО, ф. Р-17, on. 1, № 362
  46. ГАСО, ф. Р-17, on. 1, № 383
  47. ГАСО, ф. Р-17,оп. 1, № 395
  48. ГАСО, ф. Р-17, on. 1, № 40 852. ГАСО, ф. 79-р, on. 1, № 153. ГАСО, ф. 79-р, оп. 1,№ 254. ГАСО, ф. 79-р, on. 1, № 755. ГАСО, ф. 79-р, оп. 1,№ 856. ГАСО, ф. 79-р, оп. 1,№ 957. ГАСО, ф. 79-р, оп. 1,№ 1058. ГАСО, ф. 79-р, оп. 1,№ 16
  49. ГАСО, ф. 79-р, on. 1, № 95
  50. ГАСО, ф. 79-р, оп. 1,№ 114
  51. ГАСО, ф. 90, on. 1, № 51 б/л62. ГАСО, ф. 90, оп.1,№ 5863. ГАСО, ф. 90, оп.1,№ 5964. ГАСО, ф. 90, on. 1, № 6065. ГАСО, ф. 90, on. 1, № 6166. ГАСО, ф. 90, on 1, № 62
  52. ГАСО, ф.90, on. 1, № 70 б/л68. ГАСО, ф. 91, оп.1, № 469. ГАСО, ф. 91, оп.1, № 8270. ГАСО, ф. 233-р, оп.1, № 70
  53. ГАСО, ф. 233-р, on. 1, № 84
  54. ГАСО, ф. 233-р, оп. 1,№ 126
  55. ГАСО, ф. 233-р, on. 1, № 128
  56. ГАСО, ф. 233-р, on. 1, № 194
  57. ГАСО, ф. 233-р, on. 1, № 293
  58. ГАСО, ф. 233-р, on. 1, № 306
  59. ГАСО, ф. 233-р, on. 1, № 307
  60. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 317
  61. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 324
  62. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 531
  63. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 564
  64. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 770
  65. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 781
  66. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 888
  67. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 920
  68. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 991
  69. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 1108
  70. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 1113
  71. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 1114
  72. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 1144
  73. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 1145
  74. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 1582
  75. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 1791
  76. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 1837
  77. ГАСО, ф. 233-р, on. 1 № 1854а
  78. ГАСО, ф. 375, оп.1, № 99 Краткая статистическая отчетность осостоянии народного образования в Красноуфимском Уезде Пермскойгубернии за 1889−90г.97. ГАСО, ф.375, оп.1, № 274
  79. ГАСО, ф. Р-384, on. 1, № 17,б/л99. ГАСО, ф. Р-384, оп.1, № 21
  80. ГАСО, ф. Р-384, оп.1, № 222
  81. ГАСО, ф. Р-384, on. 1, № 261 102. ГАСО, ф.457, on 1, № 29 103. ГАСО, ф.457, оп.1, № 295 104. ГАСО, ф.457, оп.1, № 320 105. ГАСО, ф. 545-р, оп. 1,№ 21
  82. ГАСО, ф. 545-р, on. 1, № 32
  83. ГАСО, ф. 545-р, on. 1, № 52
  84. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448с.
  85. С.И. Судьба коммунистического идеала образования.//Педагогика, N 6, 1993. с.59−64.
  86. В.А. Наука и учебный предмет: Методологический анализ взаимосвязи: Монография. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 168 с.
  87. Л.И. Роль Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в разгроме кулацко-эсеровской контрреволюции летом-осенью 1918. // Гражданская война на Урале. Тезисы межвузовской региональной конференции. Челябинск, 1983.- с.40−43
  88. Голос Урала, 10 апреля, 1912 г.
  89. В.В. Избранные произведения. Т.1.-М.: Физкультура и спорт, 1951.-318с.
  90. Государственный стандарт по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе / Леднев B.C., Лях В. И., Шаулин В. Н. и др. -М.: Просвещение, 1993.
  91. К.Х., Бортфельд С. А., Кашуро П. Т. Методика проведения уроков физических упражнений в неполной средней и средней школе. -М.:ГУПИ, 1937. 224 с.
  92. Г. Я. «Семья и школа7Екатеринбургск2я неделя, № 40, 1886 г.
  93. Г. Я. «Семья и школа» (продолжение)/Екатеринбургская неделя, № 42, 1886 г.
  94. Д-в. Физическое воспитание во Франции. // Вестник семьи и школы. Журнал для родителей, воспитателей и педагогов, N5, 1910.-с.73−74.
  95. А. Злобы педагогического дня. // Вестник семьи и школы. Журнал для родителей, воспитателей и педагогов, — Уфа, № 4, 1910. с.
  96. М.И. Русская педагогика в главных ея представителях. Опыт педагогической хрестоматии. М.: изд-ие К. И. Тихомирова, 1898. — 480 с.
  97. Доклады Ирбитской Уездной земской управы 1910 г. 41-му Очередному Ирбитскому земскому собранию и отчеты ее за 1909 г. Ирбит: тип. Н. А. Лопатина, 1911.- 865с.
  98. Г. А. Теория физической культуры. Т. П. Систематика. Л.: «Время», 1927.-288с.
  99. Г. А. Теория физической культуры. T.III. Практическое применение физических упражнений. Подбор упражнений. Построение и проведение урока. Педагогика физкультуры. Л.: «Время», 1927. — 98 с.
  100. Екатеринбургская неделя, № 22, 1880 г.
  101. Екатеринбургская неделя, № 21, 1886 г.
  102. Екатеринбургская неделя, № 37, 1889 г.
  103. Екатеринбургская неделя, № 42, 1889 г.
  104. И.К., Зорина Л. Я. Состав содержания образования и учебный план / Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика. — с. 183 — 202.
  105. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  106. Е. Избранное. М.: Правда, 1989. — 462 с.
  107. Зауральский край, № 120, 1 июня, 1914 г.
  108. Зауральский край, № 124,6 июня, 1914 г.
  109. А. Старейшие учебные заведения г. Перми. Пермь, 1908.-229 с.
  110. Е.Ю. Очерки по истории физической культуры в СССР. От отмены крепостного права и развития промышленного капитализма в России до Великой октябрьской социалистической революции (1861−1917). -М.-Л.: ФиС, 1940, — 176с.
  111. А.А. Основы советской системы физкультуры. (Цель, средства, методика и практика проведения). Изд. З-е. М.: «Новая Москва», 1926.-144 с.
  112. А.А. Советская физкультура. Цель. Средства. Методика. М.: «Новая Москва», 1924. — 52 с.
  113. А.А. Схематическая программа физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 20 лет на основах пролетарской физкультуры. М.: «Жизнь и знание», 1923. — 64 с.
  114. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с. -(Мыслители XX века).
  115. Е.П. От культуры физической к культуре здоровья //Теория и практика физической культуры, N 7, 1994. с. 46−48.
  116. Инструкция для преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. Спб., 1889. -Июль. — с. 10−44.
  117. История советской психологии труда. Тексты (20−30-е годы XX века). Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-360 с.
  118. История физической культуры и спорта: Учеб. дпя ин-тов физ.культ. / Под ред. В. В. Столбова. М.: ФиС, 1983. — 359с.
  119. Н.М. Предания веков / Сост., вступ. ст. Г. П. Макогоненко и М.В. Иванова- Ил. В. В. Лукашова. -М.: Правда, 1987. — 768 с.
  120. Н.А. Развитие научно-методических основ физического воспитания в дореволюционной России: -Дисс.канд. пед. наук: 13.00.04- Утв.26.09.84.-М., 1982. 249 л.
  121. Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учеб. пособие для студентов, аспирантов и слушателей фак. повышения квалификации ГЦОЛИФКа / Гос. центр, ин-т физ. культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 61 с.
  122. Н.А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М.: Учпедгиз, 1948. — 472 с.
  123. Ф.Ф. Очерки по истории советской педагогики. 1917−1920 М.: АПН РСФСР, 1958. — 551 с.
  124. Ф.Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921−1931 / Под ред. Ф. Ф. Королева и В. З. Смирнова. М.: АПН РСФСР, 1961, — 508с.
  125. Д.А. Физическая культура в России в XIX веке. / Очерки по истории физической культуры. Сборник трудов. Вып.5, — М.: Физкультура и спорт, 1950.-с. 79−128.
  126. С.А. Методологические подходы к предмету педагогики / Педагогика, № 4,2000. с. 21 — 26.
  127. Культурное строительство на Среднем Урале: (1917−1941). Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1984. 384с.
  128. Н.Ф. История физической культуры:Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1997. — 374 е.: ил.
  129. Кун JI. Всеобщая история физической культуры и спорта. / Под общ. ред. В.В. Столбова- пер. с венгерского И. П. Абоимова.-М.: Радуга, 1982. 399с.
  130. B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 360 е.: ил.
  131. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. .-224 с.
  132. И.Я. О соотношении общедидактических и частнопредметных методов обучения. / Новые исследования в педагогических науках, 1978, № 2 (32).
  133. И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления/Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика. — с. 137 -161.
  134. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988. -80 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 1)
  135. П.Ф. Избранные труды. / Сост. И. Н. Решетень М.: Физкультура и спорт, 1987.-359 с.
  136. И.И. Роль и место математики в курсе физики старших классов школы. Дисс.канд. пед. наук. — М., 1964. — 162 с.
  137. И.И. К теории построения учебного предмета // Советская педагогика, 1969, N 3. с.91−100.
  138. Дж. Мысли о воспитании. / Сочинения: В 3 т. / Пер. с англ. и лат. Т. З/Ред. и сост., авт. примеч. А. Л. Субботин. М.: Мысль, 1988. — 668 1. е.: ил., 1л. портр. — (Филос. наследие)
  139. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека,— М.: РГАФК, 1992. 120 с.
  140. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры, N 1, 1996. с. 2−4.
  141. Мариинская женская гимназия в Пер^и к пятидесятилетнему юбилею. -Пермь: эл. типография Чердынцева, 1913-- 149с.
  142. А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1991. — 191с.: ил.
  143. А.П. Очерки по теории и методике образования школьников всфере физической культуры. / «Физкультура, образование, наука», 1997. 120 с.
  144. Методическое письмо УралОНО N 24. О физическом воспитании в школе I ступени // Уральский учитель, N 9−10, 1926. -с. 10
  145. О.А. Физическая культура и спорт на службе охраны и укрепления здоровья советского народа в период строительства и победы социализма (1917−1937 гг.) / Очерки по истории физической культуры. М.: «Физкультура и спорт», 1967. — с. 5−39
  146. С.В. Триединство физической культуры: (Ист. теорет. анализ соц.-пед. системы). Мн.: Полымя, 1991. — 141с.
  147. В.Т. Анатомия репрессивного сознания // Вопросы философии, № 3, 1989. с.47−60.173. «Наука и учебный предмет» // Советская педагогика, № 7, 1965. с. 3−25.
  148. Нечто о благотворительности // Екатеринбургская неделя, № 18, 7 мая 1880 г.
  149. Н.Р. Трагедия учительства. // Свободная трудовая школа. Двухнедельный орган живой общепедагогической мысли. N 1, 15.03.1919 -с. 12−13
  150. Образование и здоровье // Физическая культура в школе, № 1, 1998. с. 53−54.
  151. ОГАЧО ф. Р-107, on. 1, № 256
  152. ОГАЧО ф. Р-107, on. 1, № 257
  153. ОГАЧО ф. Р-107, on. 1, № 261
  154. ОГАЧО ф. Р-107, оп. 1,№ 262
  155. ОГАЧО ф. Р-108, оп. 1,№ 378
  156. ОГАЧО ф. Р-108, оп. 1,№ 390
  157. ОГАЧО ф. Р-108, оп. 1,№ 520
  158. С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. С. П. Обнорского. -М.: ГИИНС, 1953.- 848с.
  159. В. Люди и игры: У истоков современного спорта / Пер. с чешек. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 240 е., ил.
  160. Оренбургский учебный округ. Сборник законоположений и распоряжений по министерству народного просвещения. С октября 1909 по октябрь 1911 г. Уфа: печатня Н. К. Блохина, 1911, — 671с.
  161. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта. 1917 1957. — М.: Физкультура и Спорт, 1959.-302с.
  162. Отчет инспектора народных училищ В. И. Ширяева о состоянии начальных народных училищ по Красноуфимскому уезду за 1910−1911 учебный год. // ГАСО, ф.375, оп.1, № 274, л. 12−13.
  163. Отчет инспектора народных училищ В. И. Ширяева о состоянии начальных народных училищ по Красноуфимскому уезду за 1911 учебный год. //ГАСО, ф.375,on. 1, № 274, л.50−65
  164. Отчет инспектора народных училищ В. И. Ширяева о состоянии начальных народных училищ по Красноуфимскому уезду за 1912 г. // ГАСО, ф.375,оп. 1, № 274, л.45
  165. Отчет инспектора народных училищ В. И. Ширяева о состоянии начальных народных училищ по Красноуфимскому уезду за 1913 г. // ГАСО, ф.375,оп.1, № 274, л.35
  166. Отчет инспектора нар. уч-щ 1-го района Кр. уезда З. И. Владимирова о состоянии начальных уч-щ 1-го района Кр. уезда Пермской губернии за 1914 г. // ГАСО, ф.375,оп.1, № 274, л.23
  167. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (19 171 941 гг.) / Отв. ред. П. П. Кузин, М. Н. Комакова, З. И. Равкин.-М.: Педагогика, 1980. 456 с.
  168. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. / Ред. и ст. академика К. М. Быкова. М.: Изд-во академии наук СССР, 1949. -474 с.
  169. Памятная книжка Оренбургского учебного Округа на 1910 г. -Уфа, печатня Н. К. Блохина, 1910 г.
  170. Первый Уральский областной учительский съезд. 2−7 января 1925 г. Стенографический отчет. Свердловск: «Уралкнига», 1925.-156с.
  171. В. «Королева спорта» на Среднем Урале. Свердловск:• «Уральский рабочий», 1986. 208 с.
  172. Письмо (N 70-М от 04.09.1995) «Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья обучающихся» / Физическая культура в школе. -№ 1,1996.-с. 2
  173. В. Что такое педагогическая технология // Воспитание школьников, № 1,1995. с. 8−10.
  174. Е.Л. Русский скаутизм: история, теория, практика. (1909 1923 гг.) / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — М., 1995. -23 с.
  175. М.В. Развитие физкультурнй-массовой и военно-спортивной работы в уральской советской деревне в 20-е начале 30-х годов. // Физическая культура в образовательном процессе: Межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург: Урал. гос. тех. ун-т. — 1999, с. 44−55.
  176. Программы и методические записки единой трудовой школы. Вып.1. Городские и сельские школы I ступени. Программы. -М.: Госиздат, 1927 -302 с.
  177. Программы семилетней единой трудовой школы. М.: Государственное издательство, 1921. — 360 с.
  178. Протоколы Екатеринбургской городской думы за 2-е полугодие 1889 г. -Екатеринбург, 1890.
  179. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. -М.: Новая школа, 1994. 96 с.
  180. Пятидесятилетний юбилей Екатеринбургской Императора Александра П-го Освободителя гимназии. Ек-г: тип. Е. Н. Ершова, 1913.
  181. А. Памятная книжка Пермской дирекции народных училищ за 1890−1891 уч. г. Пермь, типогр. губ. земской управы, 1892.
  182. В.В. Роль трудовой школы в деле физического воспитания учащихся. // Свободная трудовая школа. Двухнедельный орган живой общепедагогической мысли. № 2, 01.04.1919. с.7
  183. Ретроспектива книги М. И. Галанина «Очерки школьной гигие-ны'УЕкатеринбургская неделя, № 47, 1886 г.
  184. Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения, т. 1. -СПб, 1864. 1644 столб.
  185. Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения, т.2. СПб, 1872. — 1864 стр. разд. паг.
  186. Сборник распоряжений по Министерству Народного просвещения, т. 15. -СПб, 1905. 2472 столб.
  187. Сборник распоряжений по Министерству Народного просвещения, т. 16, ч. 1 СПб, 1907.-688 с.
  188. Свободная трудовая школа. Двухнедельный орган живой общепедагогической мысли. № 1, 01.04.1919.
  189. Свободная трудовая школа. Двухнедельный орган живой общепедагогической мысли. № 3, 15.04.1919.
  190. Свободная трудовая школа. Двухнедельный орган живой общепедагогической мысли. № 4, 01.05.1919.
  191. Систематический свод постановлений Пермского Губернского Земского Собрания 41-й очередной сессии 1910 г.- Пермь: электро-типография губ. земства, 1911. 183с.
  192. Словарь русскогоязыка. В 4-х т. / АН СССР, испр. и доп. М.: Русский язык, 1981−1984. Т.4. С-Я. 1984. — 794 с.
  193. Словарь современного русского языка. В 17-ти т. / АН СССР. Институт русского языка. M.-JL: Наука, Т.16, 1964. — 1610с.
  194. Слово Урала, № 51, 6 апр., 1908.
  195. Советский энциклопедический словарь / научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.).- М.: «Советская энциклопедия», 1981. 1600 с.
  196. С.М. Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С.С. Дмитриева- Комм. С. С. Дмитриева и Л.П. Дойниковой- илл. В. В. Лукашова. М.: Правда, 1989. — 768с.
  197. В.В. История физиеской культуры: Уеб. для студентов пед. ин-тов по спец. N 2114 «Физ. воспитание» и N 2115 «Нач. военное обучение и физ. воспитание». М.: Просвещение, 1989.- 288 е.: ил.
  198. В.В., Чудинов И. Г. История физической культуры. М.: ФиС, 1962.-208 с.
  199. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.- М.: Педагогика. 352 с.
  200. Толковый словарь русского языка. В 4-х Т. / Под ред. Волина Б. М. и Ушакова Д. Н. М.: ГИИНС, Т. З, 1939. — 1348с.
  201. Толковый словарь русского языка. В 4-х Т. / Под ред. Волина Б. М. и Ушакова Д. Н. М.: ГИИНС, Т.4, 1940. — 1500 с.
  202. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов / Сост.
  203. Ф.П. Суслов, С. М. Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт, 1993. — 352с.
  204. Уральская жизнь, № 26, 02.02.1916
  205. Уральская жизнь, № 85, 19.04.1916
  206. Уральская жизнь, № 91, 26.04.1916
  207. Уральская жизнь,№ 120, 02.06.1916
  208. Уральский край, № 1, 1910 г.
  209. Уральский край, № 183, 1910 г.
  210. Уральский край, № 219, 1910 г.
  211. Уральский край, № 227,1910 г.
  212. Уральский край, № 233, 1910 г.
  213. Уральский край, № 246, 1910 г.
  214. Уральский край, № 259, 1910 г.
  215. Уральский край, № 262, 1910 г.
  216. Урало-Кузбасская Спартакиада. Свердловск, УралоблСФК, 1932. — 78 с.
  217. Уральский физкультурник, № 6, 1929 г.
  218. Уральский физкультурник, № 7, 1929 г.
  219. Уральский физкультурник, № 8, 1929 г.
  220. Уральский физкультурник, № 10,1929 г.
  221. Физическое воспитание в школе 1 ступени по методу Государственного центрального института физической культуры. Сборник статей/Под ред. Зикмунда А. А. М., 1926.
  222. Физическая культура на Урале (материалы Областного Совещания Советов Физической культуры), г. Свердловск, 16−20 февраля, 1926 г. -Свердловск: Издание Уральского Облсове^а Ф.К.-160с.
  223. Н.В. Школа в России в конце XIX начале XX вв.-Л.: предприятие «Экстерн», 1991. — 97 с.
  224. Хан А. Н. Теория урока физической культуры. Изд-во Саратовского унта, 1989. — 55 с.
  225. Р. Путь к пионерству. // Уральский учитель, № 1, 1925. с. 58
  226. П.П., Чернышевский Д. В. История императорской России. От Петра Великого до Николая II. М.: Междунар. отношения, 1994. — 448 с.
  227. Ю.М. История олимпийского движения. Учебное пособие. -Челябинск, ЧГПИ, 1991. 96 с.
  228. А.В., Гайл В. В. Исторические и современные аспекты проблемы технологизации образования в сфере физической культуры. // Физическая культура в образовательном процессе: Межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург: Урал. гос. тех. ун-т. 1999, с. 3−24.
  229. В.Н. Образовательная область «Физическая антропология» / Физическая культура в школе, № 1, 1996. с. 4−5
  230. Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая II. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — 415 с.
  231. Р.Х. Учебный предмет «физическая культура» источник получения школьниками образования по физической культуре. / Физическая культура. — № 4, 2000. — с. 9 — 11.
Заполнить форму текущей работой