Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мониторинг социально-экономических процессов в регионе как условие его устойчивого сбалансированного развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований региона нами предлагается алгоритм оценки, основанный на построении интегральных показателей, охватывающих экономические и социальные процессы в муниципальных образованиях. При этом проводится процедура агрегирования частных показателей в интегральные показатели, описывающие социально-экономическое развитие… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
    • 1. 1. Сравнительный обзор ключевых теорий мониторинга регионального хозяйства
    • 1. 2. Особенности регионального мониторинга социально-экономических процессов в современных посткризисных условиях
    • 1. 3. Методические подходы к организации мониторинга социально-экономических процессов в регионах РФ
  • 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
    • 2. 1. Комплексная оценка эффективности социально-экономического развития Алтайского края
    • 2. 2. Ключевые проблемы системы мониторинга социально-экономического развития Алтайского края
    • 2. 3. Приоритетные задачи мониторинга экономических и социальных процессов в Алтайском крае
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ПРОЦЕССОВ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 3. 1. Концептуальный подход к инновизации мониторинга экономических и социальных процессов в регионе для обеспечения устойчивого сбалансированного регионального хозяйствования
    • 3. 2. Моделирование и выбор сценариев эффективного мониторинга социально-экономических процессов в регионе

Мониторинг социально-экономических процессов в регионе как условие его устойчивого сбалансированного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях расширения хозяйственной самостоятельности регионов РФ и смещения центров ответственности в решении проблем комплексного социально-экономического развития хозяйствующих субъектов на региональный уровень необходима организация эффективного управления регионами, базирующаяся на мониторинге, диагностике и оценке их социально-экономического развития. На современном этапе рыночного взаимодействия именно мониторинг региональных процессов как инструмент диагностики уровня и динамики развития региона выступает предпосылкой к выявлению приоритетных направлений и резервов его устойчивого сбалансированного роста.

Сущность управления процессом регионального развития состоит в целенаправленном воздействии органов управления на социально-экономические процессы, протекающие в регионе. Наиболее важной задачей региональных администраций является рост качества жизни населения, в том числе за счет решения наиболее актуальных для региона проблем в экономике и социальной сфере. Для их выявления необходима отлаженная система мониторинга социально-экономического развития региона. Процессы социально-экономических преобразований в регионе, усложнения взаимосвязей рыночных субъектов хозяйствования, интенсификации информационных потоков требуют адаптации системы регионального мониторинга к современным условиям развития.

Сложности формирования социально-экономической политики, проводимой региональными органами власти, во многом обусловлены отсутствием достаточной информации, позволяющей иметь пространственное представление о протекании социально-экономических процессов в регионе. Наличие пространственной асимметрии по уровню социально-экономического развития, определяемой как устойчивые разрывы в условиях и результатах социально-экономического развития региона, обусловливает возникновение противоречий в решении вопросов территориального развития и ведет к снижению уровня эффективности управления регионом. Мониторинг на уровне региона должен в максимальной степени удовлетворять потребности органов регионального управления в информации о ходе процессов, протекающих в социально-экономических системах территорий.

Вместе с тем пространственная компонента экономического развития РФ предполагает распространение положительного опыта модернизации от центра к периферии и соответствующую ей спецификацию систем регионального управления. Поскольку Алтайский край как ключевой регион Сибирского федерального округа интенсивно аккумулирует экономическую активность, постольку вопросы устойчивого сбалансированного развития данного региона позиционируются как практически значимые. Усиление глобальной конкуренции как предпосылка к модернизации тактики и стратегии управления регионами РФ требует внедрения инновационных инструментов региональной экономической политики, что увеличивает значимость мониторинга социально-экономического развития регионов.

Существующие методики диагностики социально-экономических изменений в регионе не в полной мере удовлетворяют данному требованию, поскольку, как правило, не содержат способы интерпретации получаемых результатов исследования. Недостаточная теоретическая проработанность и высокая значимость вопросов мониторинга социально-экономического развития региона обусловили важность и актуальность проведения исследовании в области оптимизации мониторинга регионального социально-экономического развития.

Степень разработанности проблемы. Методологические подходы к исследованию проблем развития экономики региона были заложены в трудах Л. А. Велихова, П. Гензеля, М. Д. Загряцкова, А. Д. Зарецкого,.

B.B. Кистанова, B.B. Климанова, Б. Л. Лавровского, В. Н. Твердохлебова, М. В. Терешиной и др.

Значительный научный вклад в разработку проблем социально-экономического развития региона внесли: Т. Т. Авдеева, Р. В. Бабун,.

A.Г. Воронин, А. Г. Гранберг, С. Ф. Жилкин, Л. И. Задорожная, В. Б. Зотов,.

B.Н. Лексин, H.H. Михеева, P.A. Попов, О. М. Рой, Ю. В. Филиппов,.

A.Н. Швецов, А. Н. Широков, С. Н. Юркова и др.

Разработке методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региональной экономики посвящены работы Б. П. Веденеева, Г. Ю. Ветрова, Г. Г. Вукович, В. А. Гневко, Л. И. Егоровой, Б. С. Жихаревича, В. И. Зарубина, К. К. Знаменской, Л. В. Ивановского, И. В. Картышова, А. Е. Когута, И. А. Морозова, A.B. Пенюгаловой,.

B.Е. Рохчина, В. Е. Селиверстова, И. В. Снимщиковой, В. Ю. Ульяшиной, В. В. Шураева и др.

Вместе с тем при столь существенном объеме публикаций по проблематике управления регионом следует констатировать отсутствие работ, посвященных теоретико-методическим и прикладным вопросам формирования эффективной системы мониторинга социально-экономического развития регионов РФ. Актуальность и объективная необходимость исследования мониторинга в рамках региональной экономической политики, а также его недостаточная теоретико-методическая разработанность обусловили выбор темы, цели и задач настоящего исследования.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством: п. 3 — Региональная экономика». Содержание работы соответствует пп. 3.14. «Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов: мониторинг экономического и социального развития регионов».

Цель исследования заключается в разработке теоретико-методических положений и практических рекомендаций для повышения результативности мониторинга социально-экономического развития регионов в контексте их устойчивого сбалансированного развития. Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:

— исследовать теоретические основы социально-экономического развития региона;

— выявить экономическую сущность и определить место и роль мониторинга в системе управления социально-экономическими процессами в регионе;

— охарактеризовать методические подходы к организации мониторинга социально-экономических процессов в регионе;

— исследовать специфику мониторинга социально-экономических процессов в Алтайском крае;

— провести комплексный анализ социально-экономического развития Алтайского края;

— выявить ключевые проблемы социально-экономического развития в Алтайском крае;

— определить приоритетные направления в развитии социально-экономических процессов в Алтайском крае;

— разработать концептуальные подходы к формированию эффективной системы мониторинга социально-экономических процессов в регионе для его устойчивого сбалансированного развития;

— разработать и предложить алгоритм организации эффективного мониторинга социально-экономических процессов в регионе;

— разработать, апробировать и внедрить методику оценки мониторинга социально-экономических процессов в регионе в контексте его устойчивого сбалансированного развития.

Объектом наследования выступает мониторинг как метод исследования пространственной экономической системы на примере Алтайского края.

Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие в процессе развития мониторинга экономических и социальных процессов в регионах РФ как условия их устойчивого сбалансированного развития.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения теорий регионального управления, исследования зарубежных и российских специалистов в области регионального хозяйствования.

Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: территориальный, информационно-аналитический, проблемно-ориентированный, процессный, синергетический подходы, сравнительный и ситуационный анализ, методы декомпозиции, ЭМАКТ-анализа, обобщения, факторный анализ, экспертные оценки, статистический метод.

Информационной базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность и точность выводов, рекомендаций и предложений послужили фактологические материалы статических органов государственной власти Алтайского края, Сибирского федерального округа, Российской Федерации, экспертные оценки и разработки отечественных и зарубежных экономистов, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы, представленные в сети Интернет, а также личные исследования автора.

Достоверность и обоснованность результатов, полученных в диссертационной работе, определяются комплексностью экономического анализа, основанного на реальных данных, а также применением общенаучных подходов к исследованию по обозначенной проблематике.

Рабочая гипотеза исследования базируется на обосновании необходимости модернизации теоретико-методической платформы мониторинга экономических и социальных процессов в регионах РФ как одного из ключевых факторов их устойчивого сбалансированного развития и повышения конкурентоспособности в условиях усиления экономической глобализации.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Современное состояние теоретико-методической платформы региональной экономики, характеризующей особенности наблюдения, отслеживания, анализа и оценки деятельности её ключевых элементов, не в полной мере соответствует требованиям императива рационального хозяйствования в регионе. Высокая степень рыночной энтропии актуализирует роль информационно-аналитической составляющей региональной экономической политики в обеспечении эффективного функционирования социально-экономических процессов в регионе.

2. Именно мониторинг социально-экономических процессов в регионе ориентирован на реализацию принципов оптимизации регионального управления (стационарность, сбалансированность, целостность, системность, разграничение полномочий, адаптивность и др.), соотношение которых может меняться и дополняться в зависимости от приоритетов в спектре целевых установок и типа применяемой региональными властями управленческой концепции.

3. Эффект синергии, формируемый одновременным применением информационно-аналитического подхода и 8МАЯТ-анализа к технологиям мониторинговых процессов в контексте их результативности для оценки устойчивого сбалансированного развития региона предполагает декомпозицию методики оценки социально-экономического развития региона на основе тандема индикаторов «качество жизни населения региона — хозяйственная деятельность региона», корректно встроенной в методику оценки эффективности четырехуровневой системы управления в РФ, включающей федеральный, региональный, муниципальный уровни, а также уровень поселения.

4. Алгоритм организации стратегического мониторинга социально-экономических процессов в регионе включает четыре этапа: определение ключевой цели и задач по её реализациидекомпозицию объектов исследования с одновременной локализацией условий и предпосылок к решению конкретной региональной проблемыформализацию моделей и выбор сценариев устойчивого сбалансированного развития регионапрактическую апробацию предложенных моделей рационального регионального хозяйствования.

5. Базовым компонентом модели стратегического мониторинга социально-экономических процессов в регионе выступает методика комплексной оценки уровня устойчивого сбалансированного социально-экономического развития региона, учитывающая эндогенные и экзогенные факторы регионального хозяйствования, «точки роста», «узкие места» региональной экономики, стратегические установки социально-экономического развития региона, статус региона в макроэкономическом пространстве.

Научная новизна исследования в целом заключается в разработке теоретико-методических и практических рекомендаций по совершенствованию мониторинга экономических и социальных процессов в регионе для обеспечения его устойчивого сбалансированного развития. К числу положений, содержащих элементы приращения научного знания, можно отнести следующие:

— дополнены теоретические представления о сущности и содержании мониторинга экономического развития региона в части создания добавленной ценности информационно-аналитического обеспечения регионального управления на основе характеристики преимуществ синергии территориального и процессного подходовуточнен понятийно-терминологический аппарат региональной экономики на основе авторской таблицы характеристик концепций мониторинга экономико-социальных процессов в регионе (шестнадцать квадрантов), описывающий основные цели мониторинга в регионе, что позволяет выделять процессные, структурные и организационные направления модернизации региональной экономической политики;

— доказана необходимость содержательного расширения методической платформы для модернизации мониторинговых процессов (выделены объекты, субъекты, роль и место мониторинга, а также принципы его организации) — разработана блок-схема организации процесса мониторинга социально-экономического развития региона, отличающаяся от традиционных процессным и проблемно-ориентированным применением информационно-аналитического подхода и БМАИТ-анализа к декомпозиции системы мониторинга социально-экономического развития региона в части сканирования экономической информации для уточнения периодичности мониторинговых процедур, что позволит более корректно осуществлять текущую оценку и стратегическое планирование социально-экономических процессов региона;

— разработан концептуальный подход к формированию мониторинга социально-экономических процессов в регионе, отличающийся от традиционных аналогов выделением факторов эффективности организации регионального мониторинга, технологией агрегирования показателей развития социально-экономических процессов в регионе, учитывающей определение микрообъектов наблюдений, периодичность сбора и источников информации о них, способ обработки и расчета показателей, результаты анкетирования населения региона по вопросам о качестве его жизни, а также матрицей оценки социально-экономических процессов в регионе, что позволит региональным властям принимать более адекватные управленческие решения;

— формализован алгоритм стратегического мониторинга социально-экономических процессов в регионе (десять этапов обмена информацией в процессе управления, начиная от комплексного сканирования социально-экономического развития региона и заканчивая оценкой эффективности программ его развития), отличающийся от традиционных учетом синергии взаимосвязи качества жизни населения и производственно-хозяйственной деятельности региона, что позволит корректнее определять границы устойчивости региональных экономических субстанций;

— разработан, предложен и апробирован в производственно-хозяйственной деятельности региона комплекс мониторинговых мероприятий, основанный на авторских матрице устойчивого сбалансированного развития Алтайского края и модели стратегического мониторинга социально-экономических процессов в данном регионе, отличающийся от традиционных использованием дифференцированного способа выявления резервов устойчивого сбалансированного развития региона на основе анализа тринадцати проблемно-содержательных блоков, учитывающих синергию выявления «узких мест» и локализации «точек роста», что повысит достоверность прогнозирования и моделирования, а также прозрачность процедур хозяйствования в регионе.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования имеет как теоретико-методический, так и практический характер. Разработанные теоретические и методические положения, а также практические рекомендации имеют существенное значение для функционирования социально-экономической сферы в регионе. Их практическое применение позволит решить одну из наиболее актуальных задач региональной экономики — обеспечить устойчивое сбалансированное развитие регионов РФ.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов экономического профиля при подготовке курсов «Экономика региона», «Организация и управление региональной экономикой», «Управление развитием территорий», а также дисциплин специализации, касающихся развития мониторинга экономических и социальных процессов в регионе.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и методические положения исследования докладывались автором на всероссийских и международных научно-практических конференциях в 2009;2012 гг. в Семей (Казахстан), Барнауле, Новосибирске, Волгограде, Красноярске, Пятигорске, Иваново, Челябинске, Омске.

Результаты проведенной работы применены в практической деятельности ряда хозяйствующих субъектов Алтайского края и внедрены в учебный процесс на экономическом факультете Алтайской академии экономики и права.

По теме диссертационной работы опубликовано 15 печатных работ общим объемом 5,7 п.л. (авторский вклад — 5,7 п.л.).

Структура работы. Логика и структура работы определены поставленной целью. Диссертация состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения, списка используемой литературы и приложения.

Основные результаты реализации долгосрочной программы.

Индексы физического объема Алтайский край, 2008;2017 Российская Федерация, 2008;2017 гг., Превышение общероссийских темпов роста, гг., % % процентных пунктов.

ВРП/ВВП 222,3 185,8 36,5.

Инвестиций в основной 369,3 280,5 88,8 капитал.

Реальных располагаемых 309,3 210,9 98,4 доходов населения.

Промышленного 164,4 165,2 -0,8 производства.

Платных услуг населению 318,3 180,8 137,5.

Розничного товарооборота 224,9 208,0 16,9.

При успешной реализации долгосрочной программы в части динамики инвестиций за десять лет (до 2017 года) можно добиться удвоения ВРП (в 2,2 раза). Ежегодные темпы роста физического объема ВРП будут превышать 7%. При этом темпы роста ВРП и инвестиций в крае уже к 2017 году достигнут показателей 2020 года, заложенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а темпы роста заработной платы и реальных располагаемых доходов населения даже значительно опередят их. Средняя заработная плата возрастет в реальном выражении в 3,2 раза, денежные доходы — в 3,1 раза, что позволит к 2017 году создать необходимые предпосылки для формирования в Алтайском крае мощного среднего класса. При этом численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 6% (в 2007 г. — 19,5%). Средняя обеспеченность жильем в крае почти достигнет 25 кв. м. на 1 человека (2007 г. — 20,3 кв. м.).

В то же время вклад основных отраслей экономики Алтайского края, промышленности и сельского хозяйства в формирование ВРП будет менее значительным, чем вклад сферы услуг, темп роста которой к 2017 году опередит общероссийский показатель в 1,8 раза. При этом рост розничного товарооборота превысит российский показатель на 17 процентных пунктов. Темпы роста в сельском хозяйстве составят 1,4 разапромышленности — 1,6 раза. Удельный вес занятых в малом бизнесе к 2017 году достигнет 45%, а его вклад в ВРП превысит 50%.

В целом реализация поставленных в долгосрочной программе социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года стратегических целей позволит вывести Алтайский края на путь опережающего развития.

В результате развития экономики Алтайского края заданными темпами разница в объемах ВВП/ВРП на душу населения сократится с 4 раз в 2011 году до 2,36 раза в 2017 году, среднемесячной начисленной заработной платы одного работника с 1,73 до 1,29 раза соответственно.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ПРОЦЕССОВ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО.

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА.

3.1. Концептуальный подход к инновнзации мониторинга экономических и социальных процессов в регионе для обеспечения устойчивого сбалансированного регионального хозяйствования.

Разработка планов и программ комплексного развития социально-экономических процессов в регионе начинается с этапа анализа социально-экономического развития муниципального образования, для реализации данного этапа была определена необходимость проведения мониторинга с целью сбора и накопления информации. В настоящее время не существует четко определенной системы показателей, позволяющих полно охарактеризовать ситуацию в сфере социалшо-экономического развития муниципального образования. К основным недостаткам существующих систем можно отнести направленность оценки только на характеристику фактического состояния муниципального образования, тогда как при анализе, проводимого для стратегического планирования социально-экономического развития, необходимо гораздо более широкий спектр данных (рис. 3.1).

Объем работ, связанных со сбором и анализом информации о муниципальном образовании предпочтительно осуществлять посредством системы стратегического мониторинга.

Наименее проработанным звеном в системе стратегического мониторинга социально-экономического развития является построение системы планируемых и контролируемых показателей. Они (показатели) должны максимально адекватно характеризовать экономическую и социальную составляющие, то есть должны быть сначала определены микрообъекты наблюдений, периодичность сбора и информации о них, способ обработки и расчета показателей. источники.

Рис. 3.1. Основные принципы формирования системы стратегического мониторинга социально-экономических процессов в регионе.

При отборе частных показателей учитывается необходимость использовать основные макроэкономические, социально-демографические и другие характеристики региона.

Для проведения качественного мониторинга система показателей должна соответствовать ряду требований:

1. Комплексность. С учетом того, что регион рассматривается как единая система, показатели должны отражать ситуацию во всех сферах его экономики и социальной среды, находящихся как в прямом (муниципальный сектор), так и в косвенном управлении муниципальных властей (независимые предприятия и организации).

2. Универсальность. Показатели системы, использующиеся для описания различных, но взаимосвязанных аспектов экономических и социальных процессов, должны быть методологически согласованы, опираться на единую концепцию, использовать единые определении и классификации, допускать возможность использования данных для отслеживания динамики социально-экономических процессов, для сопоставления муниципальных образований, сравнений данных показателей со средними значениями по регионам, стране в целом, в других странах.

3. Достаточность. Цель — отразить широкий спектр экономических и социальных процессов, происходящих в регионе. В идеале качественная характеристика этих процессов требует сбора и обработки больших объемов информационных ресурсов, значительных сил и средств на их обработку. Однако на практике принятие решений по тем или иным управленческим вопросам часто осуществляется в условиях неполноты информации, недостатка времени на детальное информационное обеспечение, необходимости экономии средств и других ограничивающих факторов. Поэтому необходимо определить ограниченное количество наиболее важных для каждой сферы городской жизни показателей (индикаторов), в достаточной степени информативно отражающих процессы в городской экономике и социальной сфере. Основой критерия выступает поиск разумного компромисса между количеством собираемой информации и возможностью ее качественной обработки. Хранение, обработка, передача информации будет проводиться с использованием компьютерной техники. В дальнейшем обозначенные с помощью данной системы показателей вопросы могут быть изучены дополнительно, на основе вновь собранной информации, ее уточнения и более глубокой обработки.

4. Реалистичность. Система показателей должна включать показатели, которые фактически могут быть насыщены информацией, причем на постоянной основе. То есть необходимо использовать показатели, совпадающие со стандартными классификациями, разработанными Госкомстатом. В случае недостаточности этих данных для проведения анализа возможно введение новых показателен при учете минимизации затрат на их сбор.

5. Адаптивность. Система показателей должна учитывать возможность введения новых переменных, расширения временных и пространственных горизонтов, изменения целей проведения оценки, появление новых технических и программных средств обработки данных. Важно отметить необходимость ориентации на отлаженную, стабильную информационную базу, которая обеспечила бы преемственность временных динамических рядов.

6. Открытость. Доступность информации о социально-экономических процессах в регионе позволит привлечь инвесторов, эффективно использовать муниципальные ресурсы, привлечь население муниципального образования к активному участию в социально-экономическом развитии.

7. Однозначность. Этот критерий является существенным условием сопоставимости показателей. Определения показателей и способы их расчета должны быть основаны на единой методологии. Значения показателей должны интерпретироваться единым образом.

Возникает необходимость создания системы показателей социально-экономического положении и развития муниципальных образований, которая должна быть нацелена на статистическое сопровождение и обеспечение процессов планирования муниципального социальноэкономического развития, быть относитсльею несложной технически и, вместе с тем, решать поставленные задачи.

Формирование системы показателей на основе формализованных критериев не представляется возможным, так как получаемые таким образом системы не учитывают специфику муниципального образования и при сравнение интегральных показателей социально-экономического развития региона не отражают действительной ситуации.

В этих условия представляется целесообразным при формировании системы показателей социально-экономического развития муниципального образования использовать экспертный метод, который в условиях недостатка информации позволяет на основе опыта и знаний экспертов получить в достаточной степени достовернгле результаты. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.

В диссертационной работе предлагается использовать соответственно адаптированный метод Дельфи, или как его еще называют метод Дельфийского оракула. Отдельные положения этой методики не позволяют осуществить ее полное применение для указанных целей. В основном это связано с процессами формирования экспертной группы и обработки данных.

Процесс формирования системы показателей социально-экономического развития муниципального образования на основе экспертного метода можно представить в виде последовательности этапов изображенных на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2. Формирование системы показателей социально-экономическою развития региона.

Первым этапом выступает формирование группы экспертов, обладающих достаточным уровнем знаний в области муниципального управления, социального и экономического развития. При осуществлении данного этапа не представляется возможным осуществлять набор экспертов на основе получивших широкое распространение методов формирования экспертных групп, базирующихся на степени компетентности экспертов, их признания в исследуемой области, так как зачастую привлекаемые со стороны эксперты не обладают достаточным уровнем знаний местной специфики в муниципальном образовании. Однако ряд предъявляемых требований несомненно должен соблюдаться, а именно:

Компетентность — как указывалось выше, эксперты должны обладать необходимым запасом знаний по рассматриваемым сферам муниципального образования.

Представительность — эксперты должны пользоваться признанием, как со стороны муниципальных властей, так и других субъектов муниципального развития — общественности, бизнеса, вышестоящих уровней власти и т. д.

Преемственность — эксперты, разрабатывающие систему показателей, будут и в дальнейшем работать в области стратегического планирования для конкретно взятого муниципального образования, как в качестве участников, так и непосредственно исполнителей.

Возглавляет экспертную комиссию глава муниципального образования или один из его заместителей. В состав экспертной комиссии включаются эксперты обладающие набором как теоретических, так и практических знаний по рассматриваемым проблемам. В качестве экспертов выступают работники администрации муниципального образования, осуществляющие деятельность по различным сферам муниципального образования, их количество может варьироваться в зависимости от состава и структуры отраслей экономики и социальной сферы конкретно взятого муниципального образования. Также в состав экспертной группы целесообразно привлечь депутатов представительного органа в равном количестве для обеспечения легитимности разрабатываемой системы показателей.

Помимо муниципальных властей включаются представители общественных и коммерческих организаций, расположенных на территории муниципального образования, с целью обеспечения обратной связи с местным сообществом.

В состав экспертной группы также входят представители органов государственной власти субъекта РФ. В зависимости от имеющихся в наличии финансовых ресурсов возможно привлечение сторонних экспертов, в качестве которых могут выступать научные работники ВУЗов и другие специалисты, обладающие необходимыми знаниями. Состав экспертной группы составляет, в зависимости от возможностей муниципального образования, не менее 20 экспертов, обладающих знаниями в различных областям что обеспечит достаточную степень достоверности полученных результатов.

Следующим этапом работы на подбору экспертов является составление предварительного списка экспертов. При составлении этого списка проводится анализ качеств экспертов. Кроме учета качеств экспертов, определяются их местонахождение и возможности участия выбранные специалистов в экспертизе. При оценке качеств учитывается мнение людей, хорошо знающих кандидатов в эксперты. После составления списка экспертов им направляются письма с приглашением участвовать в экспертизе. В письмах объясняется цель проведения экспертизы, ее сроки, порядок проведения, объем работы и условия вознаграждения. К письмам прилагаются анкеты данных эксперта и самооценки компетентности. Получив ответы экспертов, группа управления составляет окончательный список группы экспертов. После составления и утверждения списка экспертам посылается сообщение о включении их в состав экспертной группы. Сообщением экспертам о включении т в экспертизу заканчивается работа по подбору зкепертов.

На следующем этапе экспертам предоставляются документы, разъясняющие порядок проведения экспертизы, а также исходная система показателей. После проведения анализа исходной системы показателей эксперты должны выявить ее недостатки и, в случае нехватки показателей, предоставить список показателей, требующих включения в состав системы. Полученная система показателей оформляется в виде карточки, где напротив наименования каждого показателя эксперт должен поставить его значимость по 10-бальной шкале.

По каждому показателю значения присвоенные экспертами суммируются и определяется средняя арифметическая, которая характеризует степень важности каждого из показателей (таблица 3.1).

Далее производится анализ распределения полученных оценок степени значимости показателей, на основании которого определяется новая система показателей социально-экономического развития муниципального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эффективность управления социально-экономическим развитием региона во многом зависит от возможностей существующей системы мониторинга социально-экономических процессов, являющейся одним из действенных методов выявления и своевременного реагирования на проблемы, возникающие в процессе реализации функций управления органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Мониторинг устойчивого развития социально-экономических процессов в регионе предназначен для целенаправленного, комплексного, системного наблюдения за изменениями индикаторов состояния и динамики развития социально-экономической системы региона, и включает планирование программы, сбор, анализ и интерпретацию информации, составление отчетности и выработку рекомендаций для подготовки и принятия управленческих решений. Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований является важной составной частью процесса стратегического планирования местного развития и бюджетного процесса. С учетом результатов мониторинга принимаются решения о распределении ресурсов и корректировке планов развития.

Важной составной частью процесса мониторинга является процедура комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований региона. Многочисленность концептуальных и методологических подходов к определению уровня социально-экономического развития обусловила разнообразие методик оценки данной категории. В практике регионального управления, в силу большого разнообразна, субъектов РФ, сложности и многоплановости задач, не существует единого подхода к оценке. В то же время выяснение местных условий и особенностей развития муниципальных образований и выявление степени территориальной асимметрии социально-экономического развития является важной задачей органов управления регионом.

Для оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований региона нами предлагается алгоритм оценки, основанный на построении интегральных показателей, охватывающих экономические и социальные процессы в муниципальных образованиях. При этом проводится процедура агрегирования частных показателей в интегральные показатели, описывающие социально-экономическое развитие на обобщенном уровне. Заключительным этапом проведения оценки служит вычисление показателей дифференциации и асимметрии социально-экономического развития территории, региона. Алгоритм оценки позволяет выявить наиболее проблемные территории, наглядно интерпретировать полученные результаты оценки для руководителей муниципальных образований и рекомендуется для оценки территориальной асимметрии социально-экономического развития региона.

Информационно-аналитическая обработка результатов интегральной оценки заключается в типологизации и определении местоположения муниципальных районов в матрицах позиционирования по векторам: «текущий уровень — динамика социально-экономического развития», «степень асимметрии — средний уровень социально-экономического развития», позволяющих выявить возможные направления развития и предложить рекомендации по политике «выравнивания» территориальной асимметрии социально-экономического развития региона в зависимости от поставленных целей и задач.

К организации мониторинга социально-экономического развития в регионе целесообразно подходить сточки зрения процессного подхода. Данный подход к организации мониторинга позволяет рассматривать процесс мониторинга с точки зрения добавленной ценности информационно-аналитического обеспечения процесса управления, оценить достижение результатов мониторинга, постоянно улучшать процесс мониторинга.

Основными направлениями совершенствования процесса мониторинга социально-экономического развития в регионе являются: повышение качества информации за счет повышения точности данных и обоснованности методик расчета расчетных показателейсоздание информационно-аналитической системы, позволяющей осуществлять интеграцию статистических и ведомственных информационных ресурсов о социально-экономическом положении муниципальных образований на базе методологической и технологической совместимостипривлечение общественности и заинтересованных сторон к участию и обсуждении результатов мониторинга и выработке рекомендацийразвитие современных информационных технологий передачи и хранения информации.

Таким образом, использование результатов проведенного исследования позволяет более полно диагностировать уровень и динамику социально-экономического развития региона, выявить области преимуществ и недостатков в социально-экономическом развитии муниципальных образований, определить приоритетные направления развития с целью формирования обоснованных управленческих решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.М. Трансформация институтов внутри фирменного управления / Ю. М. Абахов, И. И. Смотрицкая, Г. В. Горденко // ЭКО. 2001. — № 7. — С. 163−169.
  2. , Т.В. Учебное пособие по решению задач по курсу «Экономико-математические методы и модели». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.- 153 с.
  3. , A.B. Основы региональной экономики / A.B. Андреев, Л. М. Борисова, З. В. Плучевская. М.: КНОРУС, 2007.
  4. , A.B. Анализ, синтез, планирование решений в экономике / A.B. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. М.: Финансы и статистика, 2002.
  5. , Ю.П. Планирование и контроллинг : учебник / Ю. П. Анискин, A.M. Павлова. 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. — С. 280.
  6. , А. Управленческий уче: принципы и практика: пер. с англ. / под ред. Я. З. Соколова. М.: Финансы и статистика, 2002.
  7. , Р. Источники посткризисного экономического роста в России / Р. Аренд // Вопросы экономики. 2005.
  8. , П. Управленческий учет для нефинансовых менеджеров : пер. с англ. / П. Атрилл, Э. МакЛейни / под ред. Каныгина С. Л. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.
  9. , М.Г. Совершенствование системы показателей и методов оценки социально-экономического развития регионов : канд. дис. / М. Г. Афашагов. Кисловодск: КИЭП, 2002.
  10. , К. А. Современные методы управления технологическим развитием / К. А. Багриновский, М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев. М.: Российская политическая Энциклопедия, 2001. — 272 с.
  11. , М.И. Теория экономического анализа : учебник / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. М.: Финансы и статистика, 2008.
  12. , М.Б. Методические аспекты формирований условий устойчивого развития экономики региона / М. Б. Бардаков, JI.H. Булгакова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. -2009.-№ 1. Т. 7.-С. 184−187.
  13. Басовский, J1.E. Комплексный экономически и анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / JI.E. Басовский, E.H. Басовская. М.: ИМФРА-М, 2005.
  14. , В.М. Экономическая устойчивость и доходность предприятий промышленности / В. М. Баутин, A.A. Черникова. Воронеж: ЦЧК, 2002. — 202 с.
  15. Н. В. Федоров В.Г. Формирование маркетинговой стратегии фирмы о учетом требований процессов логистики // Экономический анализ. 2008. — № 13 (118). — С. 2−6.
  16. , И.А. Управление прибылью / И. А. Бланк. 2-е изд. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2002. — 752 с.
  17. , В.Н. Регионы России: теория, проблемы Сибири, экономика строительства / В. Н. Богачев. Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП СО РАН, 1999.
  18. , М.Г. Сбалансированная система показателей: На маршруте внедрения: пер. с англ. / М. Г. Браун. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 226 с.
  19. , JI.H. Критерии и оценка взаимосвязей показа гелей п редел ьной производительности ресурсов и интенсификациипроизводства на предприятиях отрасли (рептона) / JI.H. Булгакова, К. А. Бостанов // Управленческий учет. 2008. — № 4. — С. 52−56.
  20. , JI.H. Управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятия : монография / JI.H. Булгакова. М.: Перспектива, 2002.
  21. , JI.H. Управление экономикой региона: теория и практика принятия финансово-инвестиционных решений: монография / JI.H. Булгакова. М.: Международный институт системной организации науки, 2008.
  22. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: пер. с англ. / Ван Хорн Дж. К. М.: Финансы и статистика, 2005.
  23. , JI.C. Финансовый анализ / JI.C. Васильева, М. В. Петровская. М.: КНОРУС, 2007.
  24. , М.А. Международные стандарты финансовой отчетности / М. А. Бахрушина, JI.A. Мельникова, Н. С. Пласкова. М.: Омега-Л, 2006.
  25. , МЛ. Бухгалтерский управленческий учет : учебник. М.: ОМЕГА-Л — Высшая школа, 2002.
  26. , Г. Г. Региональный рынок труда: факторный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6. С. 376−382.
  27. , A.A. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием / A.A. Воронов, В. Ф. Катичев // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 4. — С. 98−108.
  28. , А.Н. Финансовый менеджмент / А. Н. Гаврилова. -М.: КНОРУС, 2008.
  29. , С.А. Трансформация методов комплексного анализа эффективности функционирования хозяйствующего субъекта / С. А. Гайваль, A.C. Гринько //Современные научные исследования. 2009. — № 3.
  30. , Е.И. Синергетический подход в стратегическом планировании и система сбалансированных показателей / Е. И. Галева // Проблемы современной экономики. 2007. — № 1(21).
  31. А. Технология сбалансированного управления / А. Гершун, М. Горский. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
  32. , А. Сбалансированная система показателей / А. Гершун, Ю. Нефедьева // Контроллинг в России. 2003. — № 3. — С. 24−32.
  33. , Д.В. Экономическая эффективность межпроизводственного сотрудничества: социальные аспекты / Д. В. Гольдштейн. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. — 168 с.
  34. , А.П. Оценка деятельности предприятия через использование финансовых в нефинансовых показателей / А. П. Гурышев // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. — № 5. — С. 99−105.
  35. , Т.П. Управление маркетингом / Т. П. Данько. М.: ИНФРА-М, 2001.
  36. П. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей / П. Дженстер, Д. Хасси. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
  37. , Л.В. Анализ финансовой отчетности / Л. В. Донцова, И. А. Никифорова. М.: Дело и Сервис, 2005.
  38. , П.Ф. Практика менеджмента / П. Ф. Друкер. М.: Вильяме, 2007.
  39. , П.Ф. Эффективное управление предприятием / П. Ф. Друкер. М.: Вильяме, 2008.
  40. , К. Ведение в управленческий и производственный учет : пер. с англ. / К. Друри. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  41. , К. Управленческий учет для бизнес-решений : пер. с англ. / К. Друри. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  42. , M.B. Оценка эффективности моделей прогнозирования банкротства предприятие / М. В. Евстрапов / Экономический анализ. 2008. — № 13 (118). — С. 58−63.
  43. , Л.И. Бухгалтерский (управленческий) учет: учебное пособие / Л. И. Егорова. М.: ЕАОИ, 2008. — 111 с.
  44. , О.Г. Пути совершенствования информационной базы анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия / О. Г. Житлухина, О. Л. Михалева // Экономический анализ. 2008. — № 14 (119).-С. 41−49.
  45. , Л.И. Управление занятостью в регионе: теория, методология, опыт (На примере Республики Адыгея): Дис.. д-ра экон. Наук. Москва, 2005. — 280 с.
  46. , А.Д. Менеджмент социальной работы : учебное пособие / А. Д. Зарецкий. М.: Феникс, 2008. — 192 с.
  47. , А.П. Стоимостные критерии оценки эффективности управления : Value Based Management. / А. П. Иванов // Финансы. 2008. -№ 2.-С. 78−80.
  48. , А.Н. Планирование на предприятии : учебное пособие / А. Н. Ильин. 6-е изд., перераб. и доп. — Минск: ООО «Новое знание», 2005. — 656 с.
  49. , Е.В. Управленческий учет: стратегический аспект / Е. В. Исаева // Проблемы современной экономики. 2007. — № 1 (21).
  50. Источники энергии в XXI веке // Экономика и управление в зарубежных странах. 2007. — № 12. — С. 22−29.
  51. , В.И. Долгосрочная финансовая политика / В. И. Кабанов. М.: Изд-во «Высшая школа», 2010.
  52. , О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры / О. Д. Каверина. М.: Финансы и статистика, 2004.
  53. , H.A. Экономически анализ: вопросы качества информационного обеспечения / H.A. Казакова // Экономический анализ. -2008.-№ 14(119).-С. 36−40.
  54. , В.Г. Сбалансированное управление предприятием / В. Г. Кандалинцев. М.: КНОРУС, 2006.
  55. , Р. Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей- пер. с англ. / Р. Каплан, Д. Нортон. М.: Вильяме, 2006. — 384 с.
  56. , P.C. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / P.C. Каплан, Д. П. Нортон. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
  57. , P.C. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / P.C. Каплан, Д. П. Нортон. 2-е изд., испр. и доп. -М.: ЗЛО «Олимп-Бизнес», 2004.
  58. , B.C. Финансы корпораций : учебник / B.C. Карелин. -М.: Дашков и К, 2005.
  59. , Т.П. Управленческий учет : учебник для вузов / Т. П. Карпова. 2-е изд. — М.: ЮНШИ-ДАНА, 2004.
  60. , В.Э. Управленческий учет : учебник / В. Э. Керимов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкой и К», 2003.
  61. , С. Инструменты эффективного менеджера: 100 ключевых терминов, моделей и концепций совр. Менеджментаи: пер. с англ. / С. Кермалли. М.: Добрая книга, 2005. — 256 с.
  62. , Э. Стратегический синергизм / Э. Кзмпбелл, Дж. Саммерс, К. Лачс. СПб.: Питер, 2005.
  63. , Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Н. В. Киреева. М.: Социальные о сношении, 2007.
  64. , H.H. Устойчивое развитие социально-экономической системы региона: методология. Исследования, модели, управление / H.H. Киселева. Ростов н/Дону: Изд-во ЮФУ, 2008.
  65. , Н.Б. Практика применения экономико-математических методов и моделей / Н. Б. Кобелев. М.: Финстатинформ, 2000.
  66. , В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В. В. Ковалев. М.: ТК Велби — Проспект, 2008.
  67. , В.Г. Региональная экономика и управление / В. Г. Коваленко, Г. М. Зинчук, С. А. Кочеткова. СПб.: Питер, 2008.
  68. , Н.П. Бухгалтерский управленческий учет / Н. П. Кондраков, М. А. Иванова. М.: ИНФРА-М, 2007.
  69. , Ю.А. Инвестиции: Теория и практика / Ю. А. Корчагин, И. П. Маличенко. М. — Ростов на/Дону: Феникс, 2008.
  70. , Ф. Основы маркетинга : Краткий курс / Ф. Котлер. -М.: ИД «Вильяме», 2002.
  71. , Т. Стоимость компаний: оценка и управление: пер. с англ. / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Мудрин. М.: Олимп-Бизнес, 2000.
  72. , М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки / М. Н. Крейпина. М.: ИКЦ «ДИС», 2002.
  73. , JI. Инвестиционные расчеты : пер. с нем. / JI. Крушвиц / под общей ред. H.R. Ковалева и З. А. Сабова. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
  74. , В.М. Экономика, управление и учет на предприятии / В. М. Кузичев // Вопросы современно экономики. 2009. — № 4.
  75. , Б.Т. Финансовый менеджмент : учебное пособие / Б. Т. Кузнецов. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005.
  76. , Н.В. Преимущества и недостатки применения системы сбалансированных показателей в планировании деятельности предприятий / Н. В. Лазебная // Электронный журнал «Исследовано в
  77. России». № 269. — 2006. — с. 2602−2604. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2006/269.pdf
  78. , Д.Ю. Концепция планирования стратегического развития региона / Д. Ю. Лапыгин // Менеджмент в России и за рубежом. -2005. № 6.
  79. , H.H. Системы поддержки принятия управленческих решений и инструменты сценарного планирования социально-экономического развития территорий / H.H. Лычкина //Электронный ресурс доступа. [email protected]
  80. , Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н. П. Любушкин, В. Б. Лещева, В. Г. Дъякова. -М.: ЮНИТИ ДАНА, 2004.
  81. , Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Н. П. Любу шин. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005.
  82. , И.И. Управление качеством / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. М.: Высш. школа, 2003.
  83. , Н.Р. Экономика: принципы, проблемы и политика / Н. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, пер. с 13-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2001.-974 с.
  84. К. Скотт. «Факторы стоимости» Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Марк К. Скотт. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.
  85. , Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. -Ростов на/Дону: Феникс, 2005.
  86. Материалы семинара Высшей Школы Экономики, подготовленного Аланом Херстом, Президентом ЗАО КБ CITIBANK и Александром Филатовым, исполнительным директором Ассоциации Независимых Директоров от 27 марта 2003 г. по программе
  87. Эффективность совета директоров- создание основ «хорошего» корпоративного управления", «Карта сбалансирован пых показателен».
  88. , М.В. Оценка эффективности бизнеса: Что будет после Balanced Scorecard?: пер. с англ. / М. В. Мейер. М.: Вершина, 2004. — 272 с.
  89. , Н. Намерение экономической эффективности: новая модель / Н. Меркулов // Человек и труд. 2005. — № 10. — С. 79−81.
  90. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: вторая редакция) / под ред. В. Н. Коссова, В. Н. Лившица, А. Г. Шахназарова. М.: Экономика, 2000.
  91. Микроэкономическая статистика / под ред. проф. С. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 2004.
  92. , Т. А. Молибог Ю.И. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / Т. А. Молибог, Ю. И. Молибог. М.: ВЛАДОС, 2005.
  93. , В.В. Реализация стратегии компании: финансовый анализ и моделирование /В.В. Неудачин. М.: Вершина, 2006.
  94. Нивен Пол Р. Сбалансированная Система Показателей шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов: пер. с.англ. / Нивен Пол Р. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.
  95. , С.А. Управленческий учет / С. А. Николаева. М.: ИПБР-БИНФА, 2006.
  96. Новая парадигма устойчивого развитая России (комплексные исследования проблем устойчивого развития) / Л. И. Абалкин и др. / под ред. В. А. Коптюга и др. 2-е изд. — М.: Academia, 2000.
  97. , Н.Г., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей / Н. Г. Ольве, Ж. Рой, М. Ветер. -М.: Вильяме, 2003.
  98. , В.Ф. Организация управленческого учета / В. Ф. Палий.- М.: Бератор-Пресс, 2003.
  99. , Н.С. Экономический анализ / Н. С. Пласкова. М.: Эсмо, 2007.
  100. , Г. Б. Финансовый менеджмент : учебник для вузов / Г. Б. Поляк. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2006. — 527 с.
  101. , P.A. Антикризисное управление : учебник / P.A. Попов.- М.: Высшее образование, 2009. 305 с.
  102. , И.В. Системный подход и повышение эффективности управления / И. В. Прангишвили. М.: Наука, 2005.
  103. Прогноз индикаторов экономики РФ: 2006−2009 гг. М.: Труды Института н/х прогнозирования РАН, 2006. — № 4. — С. 21.
  104. , Д.В. Устойчивое развитие как основа региональной конкурентоспособности / Д. В. Проскура, Т. М. Конопляник. СПб.: Институт проблем региональной экономики РАН, 2003.
  105. , JI.B. Экономический анализ предприятия / JI.B. Прыкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  106. , E.H. Некоторые аспекты построения экономии безопасности труда на основе системы сбалансированных показателей затрат риска / E.H. Пузов, С. Н. Яшин // Экономический анализ. 2008. -№ 13 (118).-С. 33−39.
  107. , В.М. Ценность как корпоративная цель и индикаторы ее измерения / В. М. Пурлик // Вестник Московского университета. Управление (государство и общество). 2006. — № 2. — С. 63−80.
  108. , О.С. Регион в России: современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию / О. С. Пчелинцев // Проблемы прогнозирования, 2001. № 1.
  109. , О.С. Региональные условия и проблемы экономического роста / О. С. Пчелинцев, М. Минченко // Федерализм. -2005,-№ 1.
  110. , С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / С. М. Пястолов. М.: Academa, 2002.
  111. , Х.К. Универсальная система показателей для оценки личной и корпоративной эффективности: 40 вопросов для размышления с примерами разных вариантов действий: пер с англ. / Х. К. Рамперсад, К. Туоминен. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 159 с.
  112. , Б. Стратегический учет для руководителя / Б. Ранц. М.: ЮНИТИ, 2003.-615 с.
  113. Региональная экономика / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2008.
  114. Региональная экономика / под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
  115. Реджин, Фацио Маруки. Спираль эффективности: что говорят менеджеры и что на самом деле слышат рядовые работники / Реджин Фацио Маруки. М.: ЭКСМО, 2008. — 240 с.
  116. , В.М. Разработка показателей эффективности подразделений, отделов, персонала: Пошаговая инструкция / В. М. Ржехин, Д. А. Алеканд, Н. В. Коваленко. М.: Вершина, 2007. — 220 с.
  117. , А.Ю. Финансово-экономическая устойчивость предприятия- сущность, формы проявлении / А. Ю. Рыманов // Экономический анализ. -2002. С. 16−19.
  118. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. М.: ИНФРА-М, 2009.
  119. , Г. Э. Социальная экономика / Г. Э. Слезингер. М.: Дело и сервис, 2001.
  120. , И.В. Инновационная составляющая экономического роста в регионе в условиях интернационализации хозяйственной жизни // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4.
  121. , Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика / Е. С. Стоянова. М.: Перспектива, 2006.
  122. , Ю.В. Микроэкономика / Ю. В. Тарануха. М.: Дело и сервис, 2002.
  123. , Ф.У. Менеджмент : пер. с англ. / Ф. У. Тейлор. М.: Изд-во «Стандарт», 1992.
  124. , Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф. У. Теодор. -М.: Контроллинг, 1991.
  125. , Е.А. Теоретико-методологические основы управление комплексным развитием предприятия / Е. А. Ткаченко. СПб.: СПбГУЭФ, 2006.
  126. , А. Формби Дж. Экономика фирмы / А. Томпсон, Дж. Формби. М.: Бином, 1998.
  127. , Т. Паррамоу К. Количественные методы в финансах : пер. с англ. / Т. Уотшем, К. Паррамоу. М.: «Финансы» — «ЮНИТИ», 1999.
  128. Управление организацией: учебник / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2001.
  129. , P.A. Управленческие решения / P.A. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2009.
  130. , Н. К оценке эффективности использования национальных ресурсов России / Н. Федоренко, В. Симчера // Вопросы экономики. 2007.- № 8. — С. 31−40.
  131. , Г. Г. Орешин В.Р, Региональная экономика и управление / Г. Г. Фетисов, В. Р. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2008.
  132. , С. Экономика : пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: Дело, 2001.
  133. Формирование инвестиционной привлекательности региона с учетом экологических факторов Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2008.328 с. Экологическая политика. Учебно-методическое пособие. -Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2007. 35 с.
  134. , К. Экономическая теория (Теория свободного рынка: учебник для вузов / К. Ховард. М.: Банки и биржа, ЮНИТИ, 1997.
  135. , И. Н. Герасимов Б.И., Быковский В. В. Региональная экономика. Организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / И. Н. Челноков, Б. И. Герасимов, В. В. Быковский. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002.
  136. , Е.М. Финансовая математика / Е. М. Четыркин. М.: Дело, 2005.
  137. , Э. Управление риском и устойчивое развитие / Э. Човутян, М. А. Сидоров. М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999.
  138. , У. Инвестиции : пер. с англ. / У. Шарл, Г. Александер, Дж. Бэйли. М.: ИНФРА-М, 2004.
  139. , А.Д. Теория экономического анализа / А. Д. Шеремет. М.: ИНФРА-М 2005.
  140. , А.Д. Управленческий учет / А. Д. Шеремет. М.: ИД ФБК-Пресс, 2005.
  141. Шим, Дж. Сигел Д. Методы управления стоимостью и анализ затрат / Дж. Шим, Д. Сигел. М.: Филинъ, 2003.
  142. , К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России / К. В. Щиборщ. М.: Дело и Сервис, 2003.
  143. Экономика / под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова. М.: ТК Велби — Изд-во «Проспект», 2008.
  144. Экономика предприятия /под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ, 2009.
  145. Экономическая теория / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ — Изд-во «Питер Ком», 2005.
  146. Экономическая теория / под ред. д.э.н., проф. А. И. Архипова и д.э.н., проф., засл. деятеля науки РФ С. С. Ильина. М.: ТК «Велби» — Изд-во «Проспект», 2008.
  147. Экономическая теория / под ред. д.э.н., проф. В. Д. Камаева. -М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 2007.
  148. , К. Н. Таймасов А.Р. и др. Региональная экономика / К. Н. Юсупов, А. Р. Таймасов. М.: КНОРУС, 2008.
Заполнить форму текущей работой