Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегическое управление развитием курортно-туристского комплекса рекреационных регионов: На материалах Краснодарского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Механизм стратегического управления санаторно-курортного комплекса представляет собой: разработку и направленное внедрение нормативно-правовых и административно-распорядительных актов федеральных, региональных (краевых) и местных органов управления санаторно-курортного комплекса, применение методов и способов, процедур по реальному достижению результативности стратегического управления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Стратегическое управление курортно-туристским комплексом: теория и методология исследовани
    • 1. 1. Сущность, особенности и значение стратегического управления
    • 1. 2. Методология формирования системы стратегического управления курортно-туристским комплексом
  • Глава 2. Механизм стратегического управления устойчивым развитием курортно-туристского комплекса
    • 2. 1. Концептуальные направления социально-экономического развития курортно-туристского комплекса
    • 2. 2. Система структурных элементов механизма стратегического управления в курортно-туристском комплексе
  • Глава 3. Закономерности развития и повышения эффективности курортно-туристского комплекса региона 74 3.1 Проблемы и направления эффективного функционирования курортно-туристского комплекса региона
    • 3. 2. Трансформация и развитие курортно-туристского комплекса региона
    • 3. 3. Направления и методические подходы к оценке эффективности менеджмента курортно-туристского комплекса
  • Выводы и предложения
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Стратегическое управление развитием курортно-туристского комплекса рекреационных регионов: На материалах Краснодарского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы

исследования. Совершенствование системы управления курортно-туристским комплексом (КТК) в условиях растущей конкуренции на рынках туристских и санаторно-оздоровительных услуг, нестабильности и недостаточного уровня материально-технического, кадрового и финансового обеспечения оказывает существенное влияние на экономическую и социальную результативность. Рационализация системы управления КТК является особенно актуальной для туристских и курортных районов, к которым относятся и города-курорты федерального значения, в том числе Краснодарского края.

Научное обоснование создания эффективной системы стратегического управления курортно-туристским комплексом дает возможность местным, региональным и федеральным органам власти решать текущие, перспективные и стратегические задачи. Всестороннее совершенствование этой системы крайне важно не только для максимизации прибыли на данном промежутке времени, но и для устойчивого развития КТК в перспективе. Осуществление этих задач требует всестороннего изучения проблемы стратегического управления применительно к рекреационным регионам.

Актуальность исследования проблемы стратегического управления КТК определяется необходимостью решения управленческих задач по предупреждению и устранению негативных тенденций социально-экономического развития курортно-туристского комплекса на основе рационализации взаимодействия элементов механизма и системы стратегического управления. Дело в том, что сложившаяся система управления не обеспечивает должного развития и существенных экономических параметров КТК, поскольку не оказывает, или почти не оказывает влияния на экономику регионов, национальную российскую экономику в целом.

Степень изученности проблемы. В экономической литературе уделяется большое внимание проблемам функционирования туристской и курортной отраслей, повышению их экономической эффективности, взаимосвязи туризма и курортного дела с проблемами воспроизводства рабочей силы и т. п. Большой вклад в становление и развитие теории и практики экономики туризма внесли как российские, так и зарубежные ученые (В. И. Азар, М. М. Амирханов, Б. Карлоф, JL В. Криворучко, В. А. Леонов, А. А. Сарян и др.). Их исследования посвящены таким общетеоретическим вопросам, как социальные и экономические проблемы развития и формирования туризма в системе непроизводственной сферы, индустрии туризма во взаимосвязи со свободным временем и т. п.

Большинство имеющихся публикаций посвящены вопросам курортологии как науки, занимающейся вопросами оздоровления и реабилитации населения природно-климатическими факторами, нежели проблемами становления и функционирования курортно-туристского дела как специфической отрасли народного хозяйства.

Ряд системных обобщений по КТК имеется в публикациях A.M. Ветитнева, Б. Л. Винокурова, В. И. Криворучко, В. В. Нелюбина, А. В. Островерхова, Н. Г. Семеняка, В. Г. Скляренко, А. А. Татаринова и др. Также существует ряд исследований отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления бизнесом. Это работы Ансоффа И., Брэддика У., Веснина В. Р., Виханского О. С., Дафта Р. А., Стрикленда А.Дж. Томпсона А. А., Тренева Н.Н.

Однако, проблемы, связанные с совершенствованием стратегического управления в курортно-туристском комплексе изучены в недостаточной степени. Практически нет разработок по оценке и обоснованию направлений повышению эффективности функционирования КТК. Отсутствует концепция стратегического управления в рекреационных регионах и соответствующих территориально-районированных формированиях федерального значения.

В связи с этим возникает необходимость разработки научно-обоснованных методов и механизма совершенствования системы стратегического управления курортно-туристским комплексом, направлений повышения его эффективности.

Цель, основные идеи и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в разработке эффективно функционирующей системы стратегического управления развитием курортно-туристского комплекса территориально-районированных рекреационных формирований регионов.

В соответствии с целью в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

— выявления сущности стратегического управления развитием курортно-туристского комплекса территориально-районированных рекреационных формирований (ТРРФ) с учётом структурных элементов, функциональных связей, особенностей управления на федеральном и региональном уровнях, а также в ТРРФ;

— исследования закономерностей трансформации и направлений развития курортно-туристского комплекса, включая его структурные элементы и территориально-районированные рекреационные формирования, на материалах Краснодарского края;

— определения методологических подходов к формированию механизма стратегического управления устойчивым развитием курортно-туристского комплекса с учётом целевых приоритетов с позиций межотраслевой эффективности в целом;

— формирования модели стратегического управления курортно-туристским комплексом, совокупности диверсификационных направлений развития рекреационного региона, системы методических подходов к оценке и повышению эффективности развития КТК.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с обоснованием и реализацией концепции стратегического управления, направлений повышения эффективности курортно-туристского комплекса региона. Объектом исследования являются организации курортно-туристского комплекса Краснодарского края, включая города-курорты федерального значения.

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование основано на фундаментальных разработках отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам экономической теории и реформирования экономики, формирования современных организационных структур и совершенствования методов хозяйствования в сфере услуг, законах Российской Федерации «О природных, лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и других нормативно-законодательных актах. Информационно-документальной базой исследования являются данные Госкомстата Российской Федерации и Краснодарского края, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, отчетности санаторно-курортных организаций и организаций отдыха, а также собственные расчеты автора.

Представленное диссертационное исследование выполнено в рамках п. 15.103. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» и п. 15.105. «Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг» паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг)» .

Методы исследования. В диссертации, в рамках системного подхода, использовались различные методы и приемы экономического исследования, в том числе монографический, сравнительный, графический, индексный, группировок, расчетно-конструктивный, маржинальный, корреляционно-регрессионный.

Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном подходе к разработке концепции формирования и стратегического управления курортно-туристского комплекса региона. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями: уточнена сущность и сформулирован механизм рационального взаимодействия элементов системы стратегического управления курортно-туристским комплексом территориально-районированного образования, обеспечивающий необходимый уровень осуществления функций и стратегий, формирования системы мер, способов и методов управления;

— обоснованы принципы и выявлены закономерности функционирования организаций курортно-туристского комплекса, определена система критериев и факторов устойчивого развития данной сферы;

— разработана модель стратегического управления курортно-туристским комплексом региона и территориально-районированными рекреационными формированиями, которая представляет собой определенную систему целей (текущих, долговременных, стратегических) и адекватных стратегий повышения социально-экономической эффективности функционирования КТК;

— сформулирован механизм рационального взаимодействия элементов системы стратегического управления курортно-туристским комплексом территориально-районированного рекреационного формирования, обеспечивающий необходимый уровень осуществления функций и стратегий, формирования системы мер, способов и методов управления;

— разработана и реализована методика индикаторного анализа курортно-туристского комплекса региона, сущность которой в выделении его структурных элементов и обосновании системы индикаторов, позволяющих выявить закономерности развития исследуемой сферы, оценить размеры и эффективность деятельности организаций КТК;

— обоснована регрессионная модель, позволяющая выявить и оценить базисные факторы производства, обосновать нормативы результатов и выявить эффективность использования имеющихся объективных возможностей территориально-районированных рекреационных формирований;

— усовершенствована методика оценки уровней экономической безопасности организаций и структурных элементов курортно-туристского комплекса с учетом специфики деятельности и обоснования ряда дополнительных экономических показателей функционирования КТК (средней продолжительности пребывания отдыхающих, стандартизированного количества путевок, потенциала размещения, коэффициента использования имеющегося потенциала).

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные в ней результаты могут быть использованы для совершенствования системы управления курортно-туристским комплексом рекреационного региона. Концептуальные разработки и рекомендации диссертации по повышению эффективности использования ресурсных потенциалов и развитию курортно-туристского комплекса могут быть использованы региональными, местными органами управления в процессе специализации, реструктуризации, ресурсного обеспечения организаций данной сферы. Разработанные теоретические и методические положения стратегического управления курортно-туристским комплексом используются для преподавания курса «Экономика и управление на предприятиях туристского и гостиничного хозяйства», «Менеджмент в индустрии гостеприимства», «Маркетинг туристских услуг».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были обсуждены на первой и второй Международных молодежных научно-практических конференциях (Сочи 1999;2000 гг.), на IV Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права» (Москва 2001 г.) и опубликованы в 6 печатных научных работах общим объемом 1,7 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теория и практика российского стратегического управления в санаторно-курортном комплексе на нынешнем этапе, и в особенности его послекризисное развитие свидетельствует о том, что долговременное сохранение и развитие санаторно-курортного комплекса значительно важнее краткосрочной максимизации прибыли. Стратегическое управление определяет в качестве ориентира целевые показатели и должно эффективно сочетаться с текущим, среднесрочным и долгосрочным управлением. При этом ориентиром стратегического управления может стать совокупность результативных количественных и качественных показателей экономического и социального характера — показатели объема и динамики рынка санаторно-курортных и туристских услуг, рыночного потенциала, рыночных долей, длительности жизненного цикла и возрастной структуры продукта и др. Взаимосвязь и взаимозависимость оперативного среднесрочного, долгосрочного и стратегического управления в единой системе предстают как детальный, комплексный план стабильного, всестороннего развития санаторно-курортного комплекса в целом, как удовлетворение потребностей и интересов всех участников и потребителей услуг санаторно-курортного комплекса, производителей, менеджеров и др.

При этом качественная сторона критериев оценки эффективности управления выступает ориентиром, а количественное содержание — заданием. Формирование цели и совокупности мер ее достижения непосредственно связано со стратегиями эффективного ресурсопользования и ресурсосбережения, повышением качества услуг санаторно-курортного комплекса, оптимизацией прибыли и капитала, расширением рынка сбыта, развитием производства, новыми технологиями, ресурсообеспечением, нормативноправовым и информационным обеспечением, маркетингом, методами, способами, инструментами и т. д.

Формирование механизма и системы стратегического управления развитием санаторно-курортного комплекса, оценки эффективности его функционирования определили проблематику диссертационного исследования. На основе проведенного анализа сформулированы следующие выводы: формирование методологических и методических положений рационального механизма и эффективно функционирующей системы стратегического управления развитием санаторно-курортного комплекса территориальнорайонированного образования (на примере Краснодарского края) предполагает новый взгляд на сущность и обоснование роли стратегического управления санаторно-курортного комплекса конкретного территориально — районированного образования, и на этой основе сделана попытка выявить основные компоненты, функциональные связи, достоинства и недостатки существующей санаторно-курортной сферы, особенности управления санаторно-курортного комплекса как на федеральном, так и на региональном уровне.

При этом необходимо отметить: вопервых, в санаторно-курортном комплексе к концу 90-х годов, в целом, стали активно преодолеваться негативные тенденции постадминистративнокомандных методов управлениявовторых, применение современных управленческих технологий скорее характерно для отдельных туристско-рекреационных организаций, но не для санаторно-курортного комплекса в целомв-третьих, реформирование управления санаторно-курортного комплекса региона предполагает, что все функции управления — мониторинг, прогнозирование, программирование, организация, регулирование, учет, контроль, оценка эффективности должны быть направлены на достижение социально-экономической, структурно — организационной, инновационной результативности и проходить в контексте государственной и региональной социально — экономической политикив-четвертых, различие организационно — правовых форм собственности туристско-рекреационных организаций в известном смысле определяет стартовые условия функционирования туристско-рекреационных организаций, что осложняет корректность сравненияв- пятых, стратегическое и долгосрочное управление — по сути однородные понятия различных управлений стратегии. При этом долгосрочное управление на наш взгляд, является составным аспектом стратегического. Стратегическое же управление выступает как синтез инновационных базовых и всех функциональных стратегий, долгосрочное управление — суть эволюционная форма развития санаторно-курортного комплекса региона.

Возможность создания эффективной, универсальной системы управления санаторно-курортного комплекса региона определяется :

1. геополитическим положением;

2. уникальными природно-рекреационными ресурсами;

3. сложившейся специализацией (санаторно-курортный комплекс является в значительной степени регионообразующей отраслью);

4. наличием (хотя и устаревшей) инфраструктуры;

5. экологическим потенциалом;

6. накопленным опытом и практикой управления (хотя бы и отрицательным);

7. желанием сохранения и расширения потенциала успеха — как меры измерения будущего (успех — мера измерения в современной теории стратегического менеджмента) ;

8. наличием реальной организационной концепции (т.е. правил отношений и процедур внутри организации (санаторно-курортного комплекса в целом);

9. имеющимся на сегодняшний день нормативно-правовым обеспечением;

10. информационным обеспечением;

11. конкурентоспособностью (отдельных туристско-рекреационных организаций в санаторно-курортном комплексе);

12. необходимостью охраны здоровья населения России;

13. необходимостью консолидировать усилия всех туристско-рекреационных организаций в санаторно-курортном комплексе) в едином направлении;

14. возможностью обобщить формы и методы производственно-коммерческой деятельности туристско-рекреационных организаций в санаторно-курортном комплексе региона и мировой практике;

15. агрессивным конверсионным маркетингом конкурентов ближнего и дальнего зарубежья.

Анализ условий действующего ресурсопотребления санаторно-курортного комплекса свидетельствует о потенциальных возможностях использования ресурсов, участвующих в процессах оздоровления и лечения в рамках санаторно-курортного комплекса.

Стратегическое управление в общей системе управления выполняет роль самой главной части управления санаторно-курортного комплекса, завершает текущее и долгосрочное развитие более эффективным использованием ресурсных потенциалов. Оно выполняет роль инструментария, позволяющего органам управления санаторно-курортного комплекса поддерживать рост экономической и социальной результативности деятельности санаторно-курортного комплекса, выводить его на инновационные организационно-экономические, медико-оздоровительные, межрегиональные и межгосударственные рубежи развития и участки на рынках медицинских услуг.

Формирование системы стратегического управления развитием санаторно-курортного комплекса Краснодарского края должно определяться: уникальной рекреационной и оздоровительной возможностью на основе сочетания природно-климатических условий Черноморского побережья и предгорий Северного Кавказа оказывать медико-оздоровительные, лечебно-профилактические, туристско-экскурсионные услуги. Это также создание и внедрение кардинально новых и улучшающих технологий и инноваций оздоровления и лечения, сохранения природно-климатических условий, созданием и реализацией организационной, экономической, социальной, инновационной, маркетинговой, межрегиональной, медико-оздоровительной и лечебной функциональных стратегий. Стратегическая цель развития санаторно-курортного комплекса Краснодарского края направлена прежде всего на: повышение конкурентоспособности региональной и одновременно уникальной природно-климатической территории на рынке санаторно-курортных услугповышение уровня диверсификации санаторно-оздоровительного комплекса.

Обобщающая (комплексная, интегральная) стратегия управления санаторно-курортного комплекса должна включать в себя все составляющие результативностей экономического, инновационного, экологического, маркетингового и иного характера. Сюда же должны включаться направления роста прибыли, увеличения числа мест в санаториях, пансионатах, домах отдыха, турбазах, дополнительного привлечения клиентов за счет диверсификации и реализации принципа дополнительной выгоды для покупателя санаторно-курортных услуг.

Реализация концептуальных направлений социально-экономического развития санаторно-курортного комплекса, повышения его эффективности функционирования и развития позволит ему в стратегическом периоде времени оптимально, в соответствии с имеющимися рекреационными ресурсами, разместить учреждения санаторно-курортного комплекса. Механизм стратегического управления должен включать в себя: разграничение компетентности федерального, регионального и местного органов управления санаторно-курортным комплексом, мониторинг соблюдения стандартов качества санаторно-оздоровительных услуг, взаимодействие функций, методов и способов стратегического управления в целях увеличения финансовых поступлений за услуги, оказанные гражданам, уровни эффективности использования всех видов ресурсов.

Механизм стратегического управления санаторно-курортного комплекса представляет собой: разработку и направленное внедрение нормативно-правовых и административно-распорядительных актов федеральных, региональных (краевых) и местных органов управления санаторно-курортного комплекса, применение методов и способов, процедур по реальному достижению результативности стратегического управления санаторно-курортного комплекса, осуществление функций стратегического планирования, регулирования, программирования, организации, контроля и учетапринятие и соблюдение в процессе оперативного, текущего управления стратегий различной направленности. Взаимодействие всех элементов системы стратегического управления (ресурсы, методы, способы и процедуры, меры управленческих воздействий, функций, стратегий управления) может быть реализовано в данной системе в том случае, если поставленные цели будут подчинены субъектом управления социально-экономической результативности. Основными результатами функционирования системы управления могут выступать: результаты исследований, обобщение и получение экономической, медико-оздоровительной, лечебно-профилактической информации о повышении уровня управления развитием санаторно-курортного комплекса, рост социальных и экономических результатов текущей деятельности, перспективного и стратегического развития санаторно-курортного комплекса, результаты функционирования системы стратегического управления санаторно-курортным комплексом, этапы достижения результативности экономического и социального развития санаторно-курортного комплекса. Определение обобщающих и частных уровней эффективности функционирования системы управления санаторно-курортным комплексом реально и объективно характеризует результативность и ресурсопотребление системы, конкретизирует основной экономический показатель и устанавливает как единый показатель эффективности, так и частные измерители эффективности системы управления санаторно-курортным комплексом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Экономика и организация туризма М.: Экономика, 1984. 270 с.
  2. М.М. и др. Природно-рекреационные ресурсы, состояниеокружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов.
  3. М.: Финансы и статистика, 1997. 96 с.
  4. М.М., Татаринов А. А., Трусов А. Д. Экономические проблемы развития рекреационных регионов.- М.: Экономика, 1997.-141с.
  5. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. -М.: Экономика, 1991. 120 с.
  6. С.И. Экономический потенциал рекреационной зоны Краснодарского края: социально-экономическое состояние и прогноз развития. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 57 с.
  7. Ю.Н., Воробьев А. С. Вычислительные аспекты имитационного моделирования при обосновании требований к функционированию системы управления/ Сб. научных трудов. Университет РвиА. Спб, 1994. 65 с.
  8. М.А., Самарина JI.B. Стратегический менеджмент. Сочи-СГУТиКД, 2000. 150 с.
  9. М.А., Угрюмов Е. С. Кризис туристско-рекреационной отрасли 90-х годов. Сб. трудов СГУТиКД. Сочи, 1999, № 2, с. 112−114.
  10. С.С., Петров А. Н., Сигов В. И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. — М.: Пресс-сервис, 1997.—152 с.
  11. К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 398 с.
  12. Брэддик. Менеджмент в организации. М., Инфра-М., 1997. 375 с.
  13. .Э. Современный менеджмент: принципы и правила. -Н.Н.: НКЦП, 1992. 278 с.
  14. A.M. Санаторно-курортный резерв российского турбизнеса // Туризм: практика, проблемы, перспектива. -1997.-№ 4.-С. 21−24.
  15. A.M., Боков М. А., Угрюмов Е. С., Конкурентая способность санаторно-курортных организаций. Сочи: СГУТиКД, 1998.-95 с.
  16. A.M. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-230с.
  17. .Л., Георгиади-Авдиенко К.А., Скляренко В. Г., Яковенко Г. В. К вопросу об организационно-правовых формах деятельности здравниц на курортах российского Причерноморья. — М.: Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко, 1997. Выпуск 3, с. 165−177.
  18. .Л., Яковенко Г. В., Ветитнев A.M. Экономика туристских и санаторно-курортных предприятий. — Сочи: ЮФ НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, СГУТиКД, 1997. 137 с.
  19. О.С. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Гардарика, 1998.290 с.
  20. И.Б., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности М.: Российский международный институт туризма. — М.:1992. 282 с.
  21. И.И., Григорьев К. И., Климатооздоровительные ресурсы России и пути использования их в санаторно-курортной практике // Вопросы курортологии, физеотерапии и лечебной физической культуры.—М., 1994., с. 41−45.
  22. В.Н., Демидова Г. Д., Петров А. Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования. Часть 1. — СПб.: Изд-вод СПбУЭФ. 1995.
  23. Т.П. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М, 1997. 305 с.
  24. Джексон Грейсон младший. Карла О’Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. — М.: Экономика. 1992. 382 с.
  25. Д. Процессы управления стратегическими изменениями. Хрестоматия «Управление изменением». — М.: МЦДО «ЛИНК», 1996, с. 55−61.
  26. А.Н. Российские курорты в условиях становления рыночных отношений // Российский экономический журнал. 1994. — № 8. С. 105 108.
  27. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг» 1998. 279 с.
  28. Закон Российской Федерации от 14 марта 1994 г. «Об охране окружающей среды».
  29. Здравоохранение в России. М.: Госкомстат РФ, 2001, с. 238−252.
  30. Д.К. Основы стратегии и планирования в иностранном туризме.— М., Луч, 1994. 108 с.
  31. Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. Высшая школа по международному туризму. — М., 1996. 98 с.
  32. . Деловая стратегия.- М.: Экономика, 1991. 287 с.
  33. Г. А. Экономика и управление в сфере туризма. Часть 1: — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 309 с.
  34. М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. — СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1998. 234 с.
  35. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ.—М.: Прогресс, 1987. 198 с.
  36. Концепция развития международного туризма в Москве до 2005 года. — М., Туринфо, № 5 от 15 декабря 1995.
  37. Н.А., Яхнин И. Д. Курорты Кубани, Черноморья и Абхазии. Справочник издания упрздрава Кубанско-Черноморского губисполкома, 1924. 57 с.
  38. JI.B. (в соавторстве). Организация и развитие маркетинга на курорте. — Сб. тезисов докл. 2-ой краевой научно-практической конференции молодых учёных. Армавир, 1996.
  39. JI.B. (в соавторстве). Принципы функционирования современного санаторно-курортного комплекса в условиях рынка. — Сб. материалов международного конгресса организаторов курортного дела. Книга 1, 7−9 октября. Москва, 1998.
  40. JI.B. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой. Сочи, 2000. 121 с.
  41. Э.Н. Нормы и нормативы в планировании и хозяйственном регулировании. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. 29 с.
  42. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края в 1999 г. -Краснодар: КККГС, 2000, с. 22−23.
  43. Л.П., Кашурникова Г. Г. Управление социальной сферой. — М.: Пресс-сервис, 1997. 198 с.
  44. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Спб, 1996. 254 с.
  45. В.В. Механизм государственного стратегического регулирования рекреационной деятельности в регионе. Брошюра. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998. 64 с.
  46. В.А. Новый принцип организации и функционирование учреждений санаторного профиля отдельно взятого курортного региона. // Вопросы курортологии и лечебной физкультуры. 1996. № 5 — с. 41−42.
  47. А.Я., Новиков А. В., Смнрнягин Л. В. Региональная стратегия России / Регионы: экономика и социология. — 1994, № 3, с. 27−56.
  48. Логистика: Учеб. Пособие/ Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА, — М., 1999. — 327 с.
  49. Майк Робсон, Филипп Уллах. Практическое руководство по реинжирингу бизнес-процессов. —М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. 178 с.
  50. Майкл Хаммер и Джеймс Чампи. Реинжиниринг корпорации. — СПб.: СП6ГУ, 1997. 284 с.
  51. О.В., Рудник Б. Л. Шишкин С.В. Государство и негосударственные некоммерческие организации. Формы поддержки и сотрудничества. Анализ практики и реализации. — М., 1997. 97 с.
  52. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.1: Пер. с англ. — М.: Республика, 1992.- 399 с.
  53. С.Н. Условия развития и деятельности санаторно-курортных учреждений (предприятий) в ходе экономических реформ / Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко, 1994, № 4, с. 36−39.
  54. М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 1990. 89 с.
  55. М. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1992. 304 с.
  56. Новая технология и организационные структуры / Под ред. И. Пиннингса, А. Бьюитандала. —М.: Экономика. 1990. 239 с.
  57. Об основах и принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма. — М.: Туринфо, № 11 от 1 июля 1995 г.
  58. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. — Закон Российской Федерации.
  59. Об основах туристической деятельности в Российской Федерации. — Закон Российской Федерации.
  60. А. Как осуществлять стратегию/ Хрестоматия «Управление изменением». —М.: МЦДО «ЛИНК», 1996. С. 141−149.
  61. А.Н., Демидова Г. Л., Климов С. М. Основы стратегического планирования. — СПб.: Знание, 1998. 237 с.
  62. И.В. Актуальные проблемы развития системы охраны здоровья населения России, — Проблемы социальнй гигиены и истории медицины, 1996, № 1, с. 11−22.
  63. Постановление правительства России от 12.12.1995 г. № 1222 «О лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации». —М.: Туринфо, № 1 от 1 января. 1996.
  64. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 702 «О федеральной целевой программе по комплексному социально-экономическому развитию Краснодарского края в 1996—2000 гг.»
  65. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1426 «Об утверждении Положения о признании территории лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения».
  66. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. № 511 «О федеральной целевой программе социально-экономического развития города-курорта Сочи на период до 2000 г.»
  67. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. № 1104 «О разработке федеральной целевой программы экономического и социально-политического развития СевероКавказского региона».
  68. Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. — В сб. научных трудов. — М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. — М., 1995.
  69. Проблемы преобразования н регулирования социально-экономических систем / Под ред. А. Е. Когута. — СПб.: ИСЭП РАН, 1996. «80 с.
  70. Прогноз развития международного туризма до 2005 года. — Туристская деловая газета, № 1, 1994.
  71. Пью Д. Понимание организационных изменений и управление ими / Хрестоматия «Управление изменениями». — М.: МИД О «ЛИНК», 1996, с.109−114.
  72. Ю.Э., Савенкова Г. И. Стратегия и тактика гибкого управления. —: М.: Финансы и статистика, 1991. 254 с.
  73. Регионы России. М.: Госкомстат РФ, 2002.
  74. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Отв. ред. Б. М. Штульберг. — М.: Наука, 1993. 73 с.
  75. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ, 2002, с. 266−267.
  76. B.C. Сочи: отдых и лечение. — Сочи: ТОО «Черноморская здравница», 1996.
  77. П. Экономика. М.: НПО «Алгон» ВНИИСИ «Машиностроение». 1993. 332 с. 397 с.
  78. Санаторно-курортный комплекс города Сочи. Сочи: СГОС, 2001, с. 7, 15, 18.
  79. Л., Штульберг В. Новая региональная стратегия. — Экономист, 1994, № 6, с. 7−9.
  80. Н.Г. Формирование и результативность стратегий управления развитием санаторно-курортного комплекса. Брошюра. — СПб.: ИСЭПРАН, 1999. 89 с.
  81. Н.Г. Формирование обобщающей стратегии управления развитием санаторно-курортного комплекса. —В академическом и межвузовском сборнике научных трудов «Экономика России на рубеже XXI века— СПб.-Казань: Изд-во Академии Гуманитарных наук, 1999.
  82. B.C., Баженова Т. Д. и др. Методические рекомендации по проведению идентификации и сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. — М.- МЭСИ, 1996. 95 с.
  83. В.И., Карпова Г. А., Пиицов С. И. Социология национального управления.— СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995. 245 с.
  84. В.И. Региональная политика как объект реформирования. — Гуманитарные науки, 1993, № 1, с. 79−83.
  85. В.И. Основы регионоведения: Учебное пособие. — М.: Пресс-сервис, 1998.
  86. В.Г., Яковенко Г. В., Георгиади-Авдиенко К.А., Винокуров Б. Л. Социальные подходы к управлению курортными организациями — М. Бюллетень НИИ им. НА. Семашко. Выпуск 3, с. 196−203.
  87. В.Г. Научное обоснование реформирования сферы санаторно-курортных услуг в современных экономических условиях: Автореф. дисс. к. э. Н. СПб. СПбГМА им. Н. И. Мечникова. 1997−24 с.
  88. Социально-экономическое положение г. Сочи за 2001 г. Сочи: СГОС, 2002, с. 45−46.
  89. Стратегическое планирование / под ред. Э. А. Уткина. — М.: Ассоциация издателей «Тандем», Изд-во ЭКМОС. 1998. 230 с.
  90. Стратегическое планирование и управление / Под ред. А. Н. Петрова. Ч. 1: — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 240 с.
  91. Сфера услуг Краснодарского края. Краснодар: КККГС, 2001, с. 3−25.
  92. А. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений региона. — Вопросы экономики, 1993, № 6, с. 1618.
  93. Е.У. Регулирование и эффективное развитие объектов инфраструктуры рынка. — СПб.: ИСЭП РАН, 1997. 123 с.
  94. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование, — СПб.- ТОО ТК «Петрополис», 1994. 147 с.
  95. В.В., Формирование организационной культуры экономических систем.- Проблемы теории и практики управления. 1995, № 1, с.70−73.
  96. А.А., А. Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 393 с.
  97. Н.Н. Стратегическое управление. — М.: «Приор». 2000. 282с.
  98. Указ президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма. № 813. 25 апреля 1994 // Собрание законодательств РФ. -1994 № 1. с. 2.
  99. Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. № 309
  100. Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации» (КМВ).
  101. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах».
  102. Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 1470 «О природных ресурсах побережья Черного и Азовского морей».
  103. Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. № 2222 «О мерах по поддержке развития города-курорта Сочи».
  104. Управление операциями. Книга 4 «Управление ресурсами в условиях рынка». — М.: МЦЦО «ЛИНК», 1995.
  105. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
  106. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
  107. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г.
  108. И.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. — М.: Пресс-сервис, 1998.
  109. Федеральная программа развития туризма в России. Бюро информации по туризму «ОН-ЛАЙН». —М., 1996.
  110. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года». — М., 1996.
  111. Т.В. Санаторно-курортная отрасль в новых экономических условиях. — Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. — 1993, № 2, с. 60−62.
  112. А.Д. Анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации в 1995 г. —Здравоохранение, 1996, № 11, с. 151−153.
  113. А. Д. Основные направления реформы здравоохранения в Российской Федерации -Здравоохранение, 1996, № 10, с.6.
  114. П.П. Стратегическое управление развитием здравоохранения. — СПб.: СПбГУЭФ, 1999.
  115. П.П. Особенности и социально-экономическая направленность стратегического управления здравоохранением региона. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  116. П.П. Стратегическое управление в системе регионального здравоохранения. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  117. Г. В. Концепция, система технологий реформации туристского и курортного сервиса на региональном уровне в современных условиях. Автореф. дисс. д-ра экон. наук. СПб: изд-во СПбГУЭФ, 1997 — 54 с.
  118. Г. В., Винокуров Б. Д., Волков А. Т. Технологии управления предприятиями курортных и туристских услуг. Сочи, СГУТиКД, НИИ им. Н. А. Семашко. РАМН, 1997. — 215 с.
  119. Г. В. Современный менеджмент и маркетинг туристских и курортных услуг в региональной концепции туризма. // Российский курортный журнал. 1997 — № 2. — с. 30−32.
  120. Adams, Walter (Ed.), The Structure of American Industry. 6th Ed., New York: Macmillan, 1982.
  121. Barnett, Donald F., and Crandall, Robert W., Up from the Ashes, Washington, D.C.: The Brooklings Institution, 1986.
  122. Baumol, William J., Economic Theory and Operations Analysis, 4th Ed., Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice-Hall, 1977.
  123. Blaug, Mark, The Methodology of Economics or How Economists Explain, Cambridge, England: Cambridge University Press, 1980.
  124. Carson, R., The Optimal Size of the Competitive Firm. Journal of Economics and Business. February 1984.
  125. Hal, R. Varian, Microeconomic Analysis. Third edition. New York: W. W/ Norton and Company, Inc., 1992.
  126. Hoover, E.M. An Introduction to Regional Economics. 2nd Ed., New York: Alfred A. Knopf, 1975.
  127. Hyman David N., Modern Microeconomics, Analysis and Applications, North Carolina State University, Second Edition. 1992.
  128. Friedman, Lee S., Microeconomic Policy Analysis, New York: McGraw-Hill, 1984.
  129. Henderson, James M., and Quandt, Richard E., Microeconomic Theory: A Mathematical Approach, 3td Ed., New York: McGraw-Hill, 1980.
  130. Lancaster, Kelvin, Consumer Demand: A New Approach, North Scituare, Mass.: Duxbury Press, 1979.
  131. Levy, Haim and Sarnat, Marshal. Capital Investment and Financial decisions. New York: Prentice Hall, 1994.
  132. McCloskey, Donald N., The Rhetoric of Economics, Madison, Wis.: University of Wisconsin Press, 1985.
  133. Minzberg Henry, Quinn James Brian, The Strategy Process. Concepts, Contexts, Cases: New Jersy, Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1991.
  134. Polanyi, Karl, The Great Transformation, Boston: Beacon Press, 1963.
  135. Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competitors. Toronto: The Free Press, 1980.
  136. Tinbergen, Jan, The Use of Models: Experience and Prospects, American Economic Review, December 1981.
Заполнить форму текущей работой