Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Язык как способ объективации культуры: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашей литературе можно выделить несколько различных направлений. Существует согласие в том, что идеальное вторично по отношению к материальному и его сущность заключается в отражении материальных предметов и процессов специфическим образом, чтобы затем преобразовать их. Нет серьезных различий и в понимании того, что сознание как идеальное неразрывно связано с мозгом. Но в остальном намечается… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Проблематизация языка в философском контексте
  • Раздел 2. Язык — методологическая дилемма между содержанием и 35 многозначностью смыслов
  • Раздел 3. Онтологические основания содержания культурных феноменов
  • Раздел 4. Язык как сфера поиска объединения культурных типов

Язык как способ объективации культуры: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Особое пространство философствования задано уникальной временной датой, неопределенностью и тревогой, экзистенциальным переживанием рубежа веков. Проблемы — сохранения идентичности, свободы выбора поступка в нестабильном пространстве философствования, ожидаемые коррекции стиля мышления и методологии науки — обуславливают пристальное и постоянное внимание к языку философии и философии языка — среде соотношений, устоявшихся норм и их обновления. Начало XX века, как известно, ознаменовано признанием проблемы языка центральной проблематикой философии, но она остается таковой и на пороге третьего тысячелетия. Столь пристальное и стойкое внимание к языку на протяжении целого столетия говорит только об одном, что философствование как особого рода человеческая деятельность и впредь не сможет обсуждать свои текущие задачи без учета такого инструмента, как язык.

Актуальность исследования заключается в том значении, которое идеальное, духовное имеет в философии и во всей сфере человеческой культуры. Выявление роли языка в постижении окружающего мира, природы и воплощение этих знаний, технологий творческих порывов в предметах культуры сохраняет и усиливает свою значимость.

Вся история философской мысли показывает, что проблема возникновения, развития, использования языковых структур является неисчерпаемой. Поэтому скромный вклад в решение данного вопроса может являться дополнительным фактором для объяснения процесса понимания способов и методов объективации различных сфер культуры в социуме.

Актуальность темы

культуры, духовности, идеальности их содержания и способов реализации, объективации обусловлена как развитием познания, изменениями в идеях, подходах исследовательских программах гуманитарного знания, так и в самой быстро меняющейся жизни социума. Современное наполнение человековедческих дисциплин отличается: а) новой методологической спецификой, в частности широким использованием методологических принципов синергетики, плюрализма, толерантности, диалогичностиб) углубленным проникновением в проблемы материального—идеального — трансцендентного, исследованием их природы, сущности, соотношения и способов явления, обнаружения, постиженияв) увеличением стратегического значения гуманитарного цикла при кризисных пробуксовках рационализма.

Осознание все усиливающегося влияния культуры на общественную жизнь побуждает исследователей широкого научного спектра к более внимательному рассмотрению или пересмотру вопросов определения, содержания и способов объективации всех сфер и форм культуры.

Нарастающая «девальвация» традиционных систем координат приводит к потере человеком бытийственной идентификации и к разрушению мировоззренческих установок, вызывая состояние экзистенциального вакуума. Потеря осмысленности своего существования входит в число главных проблем современности. Эти глобальные задачи, ставшие перед человечеством в полный рост, актуализируют исследовательские программы, занимающиеся поиском адекватных ответов на выбор пути дальнейшего развития человечества.

Степень разработанности проблемы. Проблема идеального исследовалась такими философами, как И. Д. Андреев, Н. П. Антонов, В. Г. Афанасьев, B.C. Барулин, B.C. Библер, М. А. Булатов, Д. И. Дубровский, Э. В. Ильенков, П. В. Копнин, A.M. Коршунов, В. Ф. Кузьмин, А. Н. Леонтьев,.

М.К. Мамардашвили, И. С. Нарский, C.JI. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, B.C. Тюхтин, В. И. Тугаринов, А. К. Уледов и другими.

Необходимо отметить, что проблема идеального в своем сугубо философском аспекте, безотносительно к социально-историческому ракурсу данного вопроса, который часто абсолютизировался в нашей литературе, рассматривалась не так уж часто, — например, Д. И. Дубровским, Э. В. Ильенковым, А. Г. Спиркиным, С. Л. Рубинштейном, В. П. Тугариновым. В то же время, в большинстве работ идеальное анализировалось в контексте общей системы философии (В.Г. Афанасьевым, А.П. Шептулиным), диалектической логики (И. Д. Андреевым, В. И. Шинкаруком, П.В. Копниным) и социальной философии (B.C. Барулиным, В. Ф. Щербиной, В.Ф. Левичевой). Некоторые аспекты проблемы нашли свое отражение в коллективных сборниках, материалах конференций.

В нашей литературе можно выделить несколько различных направлений. Существует согласие в том, что идеальное вторично по отношению к материальному и его сущность заключается в отражении материальных предметов и процессов специфическим образом, чтобы затем преобразовать их. Нет серьезных различий и в понимании того, что сознание как идеальное неразрывно связано с мозгом. Но в остальном намечается ряд расхождений. Часть философов (их большинство) сводят идеальное исключительно к сознанию, признавая его только субъективной реальностью (И.Д. Дубровский, А. Г. Спиркин, П. В. Копнин, B.C. Тюхтин, И. С. Нарский и другие). В рамках этой линии можно выделить несколько подходов к изучению идеального: социально-исторический, рассматривающий сознание как продукт развития природы и общества (Б.Ф. Поршнев, В. С. Барулин, Е. В. Шорохова, Н. П. Антонов и другие), индивидуально-психологический, анализирующий сознание в контексте психической активности данной личности (С.Л. Рубинштейн), и, наконец, нейрофизиологический, анализирующий сознание под углом особенностей нейрофизиологической деятельности мозга (Д.И. Дубровский, А.В. Булыгин). Представители данной концепции полагают, что проблема идеального может быть разрешена преимущественно в рамках естественнонаучного подхода к сознанию. Существует также и так называемый двуаспектный подход, признающий идеальность сознания только в гносеологическом плане и отрицающий ее в плане онтологическом (Я.А. Пономарев, В.Н. Сагатовский).

Помимо тенденции, признающей идеальное только субъективной реальностью, в нашей литературе существует и другое направление, которое утверждает, что идеальное может быть и объективной реальностью (Э.В. Ильенков, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М.А. Лифщиц) в качестве результата определенного рода деятельности (например, художественного творчества) или в качестве социального бытия вещей. Такой широкий разброс взглядов, идей, теорий порождает многоплановый набор вопросов, ответы на которые только намечаются, разрабатываются, промысливаются. Цели и задачи исследования.

Основной целью работы является философский анализ языка как способа объективации, функционирования культуры. Конкретизации данной цели способствовало решение следующих задач:

— проанализировать и определить онтологический статус идеального содержания языка и его места в структуре мироздания;

— уточнить, аргументировать механизмы объективации идеального в материальном;

— рассмотреть взаимосвязь символа и вещи в процессе познания и аргументировать культурологическую сущность роли языка в объективации духовных явлений в материальных объектах;

— выявить роль языка в процессе когнитивно-коммуникативных процессов в современном мире;

— определить мир культуры как объективированный человеческий дух, функционирующий с помощью языковых структур, реализуемых в деятельности.

Объектом исследования является язык как способ объективации культурных феноменов в различных сферах социальной жизни.

Предметом исследования служат идеи, взгляды, теории языка и его различных функций в человеческой практике.

Методологическая основа исследования.

В диссертации анализируется феномен языка как способа объективации культуры. Это предполагает сочетание разнообразных методологических подходов и принципов. Основной общеметодологической базой исследования являются философские принципы объективности, историзма, целостности. Специфика предмета работы обусловила использование герменевтического, аксиологического, семиотического методов научного поиска.

Целостность рассмотрения диктует необходимость обращения к психологическому подходу, что дает результаты при изучении механизмов возникновения и функционирования языковых структур, определении степени их влияния на культурную составляющую человека и возможностей применения в технологиях когнитивно-коммуникативной деятельности.

Применение метода сравнительного анализа и использование культурологического подхода позволили выявить специфику функционирования языковых структур в различных сферах общественной жизни.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту:

1. В диссертации доказано, что язык является объективно существующей, открытой, «живой» системой способной к саморегуляции, самонастраиванию, изменению и преобразованию.

2. Раскрыта структура языка как многофункциональной системы, в рамках которой обретают смысл вербальные выражения, результаты познания, формы коммуникации.

3. Дана развернутая характеристика основных элементов языкового пространства, таких как: логические и грамматические формы, образы, символы, метафоры, с помощью которых расшифровываются, закрепляются, транслируются бесконечные смыслы природы, окружающего мира, космоса.

4. В работе обосновано положение, что язык делает явными до сих пор не обнаруживавшиеся связи вещей, он выступает мостом, средством связи видимого спектра бытия и трансцендентного, в языке опредмечивается мир в целом, а также он выступает основным средством передачи опыта, знаний предшествующих поколений.

5. Представлено авторское отношение к языковому выражению, идейно — образному оформлению посредством слов, жестов, оперированию абстрактными значениями, которыми и обладает только человек. Образование и функционирование понятий связаны с абстрагированием, работой продуктивного воображения, отвлечением от конкретных свойств, форм, признаков и непосредственным увеличением степени познания мира.

6. В диссертации раскрыта логическая последовательность языкового общения, получившая свою реализацию в обрядах, ритуалах, традициях, табу, мифах, которая затем расширилась и развилась в художественных культурных формах объективирующихся с помощью различных языковых систем.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Положения и выводы работы могут быть использованы с методологическими целями в философских исследованиях, касающихся анализа языка как способа объективации культуры, проблем онтологического статуса духовности, сущности и содержания культурных объектов.

В практическом плане результаты данной работы могут служить материалом для преподавания курса социальной философии, культурологии в вузах, обсуждаться в дискуссионном порядке на конференциях и семинарах. Использоваться в журналистике, практике перевода различных текстов и составления программ и моделей когнитивно-коммуникативного плана.

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на кафедре Смоленского филиала Международного юридического института при Министерстве юстиции Российской федерации, получила положительное заключение и рекомендована к защите. Положения диссертационного исследования докладывались на научных конференциях.

Языки как образ мира" (Третий Международный социальный конгресс г. Москва, 2003 г.).

Язык — методологическая дилемма между содержанием и многозначностью смыслов" (Четвертый Международный социальный конгресс г. Москва, 2004 г.).

Структура работы: Диссертационное исследование содержит введение, четыре раздела, заключение и библиографический список литературы 150 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Философия является специфической духовной деятельностью, рефлексией о трансцендентном, идеальном, абсолютном. Только с помощью философского анализа возможно проникновение в тайны человеческого бытия, человеческого существования, как элемента природы, мира, Космоса. Философская рефлексия всегда будет нужна человеку, ибо она помогает ему разобраться в жизненно важных вопросах, определить смысл и цель его существования, его будущее развитие.

Возникновению наглядно-действительной формы мышления предшествует развитое восприятие, наличие обобщенных представлений о функциях предметов и способах действия с ними, т. е. элементов образного и логического мышления. С возникновением знаковой функции связано умение фиксировать предметную ситуацию и определение способов замещения одних ее компонентов другими, либо изменение одних компонентов с помощью других, умение применять находящиеся в поле зрения предметы в необычных функциях. Предметы наделяются особого рода значениями и имеют место операции: замещение одного другим, использование части одного вместо другого, например, дым — метка огня, весы как символ правосудия.

Под языком будем понимать «совокупность средств, необходимых для того, чтобы перерабатывать и передавать информацию». Язык понимается более широко и включает в себя не только речевые механизмы, но и речемыслительные и речепорождающие механизмы, которые в норме неразрывно связаны. Условно, в аналитических целях, выделяются два уровня: языки внутренней коммуникации сознания и языки внешней коммуникации. На уровне языков внешней коммуникации внутреннее содержание выражается в виде знаков различной формы и различных уровней в зависимости от целей и задач, решаемых человеком. И прежде, чем быть оформленными во внешних формах, смысл и мысль на уровне языков внутренней коммуникации проходят различные ступени фиксации в таких знаковых формах, которые позволяют свободно перестраивать отношения внутренних элементов сознания и постепенно подводить содержание к такому уровню, когда оно может быть выражено внешними знаковыми средствами.

Знак и значение определяются условиями, в которых обычный объект становится знаком. Знак есть нечто, что представляет или замещает что-то иное в некотором отношении или качестве. Материальный объект, метка может выступать в роли знака в познании, как средство коммуникации и способ передачи информации в любой деятельности человека. Знак есть носитель значения. Функционирование знака происходит при определенных условиях, составляющие которой подвижны и варьируются в зависимости от вида знака и интерпретатора. Знаковая ситуация состоит из определенных компонентов: отправителя информации, получателя ее, формы связи, специального кода или шифра, определенного объема информации.

С пониманием значения соотносятся три взаимосвязанных, но не тождественных понятия: объективное содержание знака — существующая вне и до отдельного знака система связей и отношений, предметов и явлений действительностиидеальное содержание знака — превращенная форма объективного содержаниясубъективное содержание знака (знакового образа) — социальный опыт субъекта, спроецированный на знаковый образ.

Из вышесказанного следует, что значение может иметь как потенциальную, так и актуальную формучто сущность значения может поразному раскрываться в познавательной, коммуникативной, деятельной ситуации.

Категориальная сетка, накинутая на реальное бытиеесть способ постижения универсальных сущностных связей, ранее данных членам родового образования на полевом, экстрасенсорном и т. п. уровнях. Сказанное поэтом и сказанное мыслителем не одно и то же. Но и тот, и другой могут выразить различными способами одно. Это происходит, когда поэзия высока, а мышление глубоко. Здесь как нельзя кстати приходят на ум строки М. В. Ломоносова: «Открылась бездна звезд полна. Нет бездне дна, звездам числа».

Компьютерное мышление захватывает очень узкий спектр бытия и в этом тесном пространстве проделывает непрерывные рациональные операции, просчитывает, вычисляет, калькулирует. Оно не парит в духовности, не наслаждается мудростью, а с голой расчетливостью планирует, исследует, анализирует, выгадывает. Рациональное мышление и мудрое раздумье — вот противоположные грани человеческого интеллекта. Каждая из этих составляющих интеллекта оправдана и служит для определенных целей. Превалирующая сторона задает мировоззренческое состояние человека, его образ поведения, смысл жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. А. Символизм как специфический способ мышления и поведения китайцев / Гуманитарный вектор.- 1997.- № 2.- С. 40−45.
  2. В. И. Символ и его роль в познании.- М.: Наука, 1980.- 127с.
  3. И. А. Развитие понятийного аппарата. Теории самоорганизации. / Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления.-М., 1994.-С.80−96.
  4. В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. Гаева Г. И.- М.: АО Крон-пресс, 1995.- 502с.
  5. А. Древняя мудрость: Очерки теософских учений: Перевод.-М.: СПб. «Интеграф Сервис», 1992.- 221с.
  6. А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х тт. Т.1.- М.: Искусство, 1994.- 477с.
  7. А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х тт. Т.2.- М.: Искусство, 1994.-571с.
  8. А. Символизм как миропонимание.- М.: Республика, 1994.-525с.
  9. А. О смысле познания.- СПб.: Эпоха, 1922.- 76с.
  10. Н. А. О равенстве и свободе человека / Бердяев Н. А. Царство духа и царство Кесаря.- М.: 1995.- с. 45.
  11. Н. А. Самопознание.- М.: СПб. «ДЭМ» Международные отношения, 1990.- 334с.
  12. Н. А. О назначении человека.- М.: Терра Кн. клуб: Республика, 1998.- 382с.
  13. . Д. Сочинения. Сост. общ. Ред. и вступит, статья И. С. Нарского.-М.: Мысль, 2000.- 555с.
  14. A.JI. Общение, звуки, смысл: обоюдной проблеме аналитической философии языка.- М., 1966.- 271с.
  15. Ф. К. Бок. Структура общества и структура языка / Зарубежная лингвистика.-№ 1.- 1999.- 128с.
  16. А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.- 120с.
  17. А.С. Проблемы соотошения материального и идеального // Проблемы философии, истории, культуры.- Саратов, 1996.- С. 3−7.
  18. С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви.-М.: Терра, 1991, — 413с.
  19. Г. Непонятная чувственность // Это человек: Антология.-М.: Мысль, 1995.- С. 124−125.
  20. В. Г. Фантазии об искусстве / Пер. с нем. С. С. Белокриницкой.- М.: Искусство, 1997.- 264с.
  21. В.П. Идея множественности миров: Очерки истории, — М.: Наука, 1988.- 296с.
  22. В. Избранное: Дух и история / Пер. с нем. М.: Юрист, 1995.- 687с.
  23. Р. Символизм в человеческой мысли и творчестве // Виппер Р. Две интеллигенции и другие очерки.- М.: Типография Кушнерева И. Н. иК0, 1912.-С. 191−208.
  24. В.М. Сущность и судьба человека в истории общества.- М.: 1999.-188с.
  25. Волков, А Г. Язык как система знаков. Изд-во Московского университета, 1966.- 85с.
  26. М. В., Трофимов А. Возвращение к себе.- М.: Товарищество российских книгоиздателей, 1995.- 191с.
  27. Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.- 414с.
  28. Г. Истина и метод.- М.: Прогресс, 1998.- 699с.
  29. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики // Пер. с нем. Б. Н. Бессонова.- М.: Прогресс, 1998.-. 704с.
  30. В. П. К вопросу о соотношении материального и идеального в обществе.- Воронеж, 1992.- 18с.
  31. П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая Онтология XX века.- М.: Республика, 1997.- 495с.
  32. Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х тт. // Пер. с нем. М. Лифшица.- Т. 1.-М.: Мысль, 1969.- 368с.
  33. Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х тт. // Пер. с нем. М. Лившица. Т. 2. М.: Мысль, 1969.- 326с.
  34. Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х тт. Т. 3. Философия духа.- М.: Мысль, 1977.- 471с.
  35. Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х тт. Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- 452с.
  36. Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2-х тт. М.: Мысль, 1972.
  37. Г. Кризис современного мира // Пер. Н. В. Мелентьевой. М.: Арктогея, 1991.- с. 40.
  38. В. А. Индивидуальность человека: бытие и деятельность.-Екатеринбург, 1996.- 233с.
  39. Ф.И. Патология русского ума. Картография дословности.-М.:Аграф, 1998.-416с.
  40. Г. А. Человек и знак. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.-256с.
  41. С. Культура, смысл, сознание.- Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1996.- 120с.
  42. .Н. Введение в языкознание.- М.: Высшая школа, 1666.-332с.
  43. .Т. Философия о сущности человека.- М.: Политиздат, 1973.-319с.
  44. А.Ф. Эволюция философских взглядов JI. Витгенштейна: Критич. анализ.- М.: Изд-во МГУ, 1985.- 172с.
  45. В. Язык и философия культуры.- М.: Прогресс, 1985.-451с.
  46. В. О различии организмов человеческого языка и влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода / Введение во всеобщее языкознание. Пер. П. Билярского.- СПб., тип. имп. Акад. наук, 1859. 366с.
  47. В. Избранные труды по языкознанию. Пер. с нем. Г. В. Рамишвили.- М.: Прогресс, 2000.- 396с.
  48. П.С. Уникален ли человек? // Филос. Науки.- 1994.- № 1−3.-С. 135−153.
  49. М.В. Проблемы теории личности.- М.: Изд-во МГУ, 1983.-184с.
  50. А. «Фактичность и значимость» Ю. Хабермаса: новые исследования по теории права и демократического правового государства // Ю. Хабермас Демократия. Разум. Нравственность.- М., 1995.- 190с.
  51. В.М. Современные образовательные парадигмы учения о человеке // Философия образования.- М., 1996.- С. 219−226.
  52. О.А., Кочергин А. Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии.- М.: Изд-во МГУ, 1993.- 240с.
  53. Н.П. Что такое человек.- М.: Мысль, 1983.- 334с.
  54. Д. Когерентная теория истины и познания // Метафизические исследования. Вып. 11. СПб.- 1999.- С. 257−258.
  55. Д. Язык, культура и образование: статус русского языка в странах мира. М.: Вашингтон: МАПРЯЛ, 1997. (Сб. ст.)
  56. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Пер. с франц. А. Б. Гофмана.- М.: Канон, 1995.- 349с.
  57. В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика.- М.: Просвещение, 1967.- 336с.
  58. Н. Культурные смыслы науки.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997.-228с.
  59. В. Заветы символизма. Декоративное искусство, 1991.- № 3.-С. 9.
  60. А.А. Логика: Элементарный курс: Уч. Пособие.- М.: Гардарики, 2001, — 224с.
  61. Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии, 1979.-№ 6.- с. 128−141.
  62. Ильенков Э. В. Философия и культура.- М.: Политиздат, 1991.- 64с.
  63. И. Сочинения: В 6 тт. Т. 3.- М.: Мысль, 1964.- 799с.
  64. Э. Избранное. Опыт о человеке. Пер. с нем. Б. Вимер и др.-М.: Гардарика, 1998.- 779с.
  65. Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии).- М.: Мысль, 1972.- 312с.
  66. Ким В. В. Семиотические аспекты системы научного познания.-Красноярск. Изд-во Красноярск, ун-та, 1987.- 224с.
  67. Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания.- Воронеж: НПО: МО ДЕК, 1999.- 80с.
  68. В. А. Оправдание бытия. Вопросы философии, 2000.- № 5.-с. 16.
  69. В. Б. Философия: проблемы бытия и познания:.- М.: Мед. Змей, 1998.-317с.
  70. Д.А. Психология смысла.-М.: Смысл, 1999.- 487с.
  71. Ю. М. Символ в системе культуры / Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т. 1.- Таллин: Александра, 1992.- 479с.
  72. А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.- М.: Искусство, 1976.-367с.
  73. А. Ф. Знак. Символ. Миф.- М.: Прогресс, 1982.- 431с.
  74. А. Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Политиздат, 1991.- 525с.
  75. Н.А. Взаимодействие парадигмы в грамматике. «Философия морфемы», философия языка- в границах и вне границ.- Харьков, 1993, — С. 55
  76. М. К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании символике и языке.- М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.- 216с.
  77. М. К., Пятигорский A.M. символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании символике и языке. М., Школа «Языки русской культуры», 1999.- С. 130.
  78. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. т. 46.- Ч. 1. 1968. — 559с.
  79. Мерло Понти М. Тело как выражение и речь // Онтология. Эстетика. Религиозная философия. Труды Высшей школы. ВАЛ 2-. СПБ, 1993.-С. 60.80. «Метафизические исследования», вып. 11.- СПб., 1999.- 245с.
  80. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. Т 1./ Гл. ред. С. А. Токарев.- М.: Сов. Энциклопедия, 1991.- 671с.
  81. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. Т 2./ Гл. ред. С. А. Токарев.- М.: Сов. Энциклопедия, 1992.- 719с.
  82. Е.Н. Знаки, символы, языки.-М.: Знание, 1980.- 192с.
  83. М. К. Язык, знак, культура.-М.: Наука, 1991.- 328с.
  84. Н. Русский Интернет как открытое Фольклорное сообщество.-М.: Искусство, 1976.- С. 180−187.
  85. В. О. Социальная природа художественного символа // Философские науки, 1985.- № 2.-. 151с.
  86. Платон. Собр. Соч. в 4 тт. Пер. с древнегреч.- М.: Мысль, 1994.- 654с.
  87. Г. В. Эстетика и социология искусства.- М.: Искусство, 1978,-Т. 1.- 631с.
  88. Ю. После утопии. Декоративное искусство, 1991.- № 3-С. 38−40.
  89. Д. Планетаризация сознания: от индивидуального к целому.-М.: REEL-BOOK, 1995.- 304с.
  90. А. Б. О раннем христианстве. М.: Наука, 1959 — 212с.
  91. П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. — М.: Искусство, 1996.-270с.
  92. Г. Введение в трансцендентальную философию./ Предмет познания. Пер. со 2- го нем. изд. Густава Шпетта.- Киев, 1904.- 258с.
  93. Г. Границы естественнонаучного образования понятий: Логич. введ. в ист. науки: Пер. с.нем./ Генрих Риккерт.- СПб.: Наука, 1997.- 532с.
  94. Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем.- М.: республика, 1998.-410с.
  95. А.А. Философия риторики // Теория метафоры. М., 1990.-184с.
  96. Ф. Программа философии // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991.- с. 259.
  97. ЮО.Рорти. Р. Философия и зеркало природы. Пер. с англ./ Науч. ред. В. В. Целищев.- Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 1997.- 296с.
  98. Н.Н. Символ в искусстве и жизни.- М.: Наука, 1991 176с.
  99. Н. Г. Символ в обучении.- М.: Изд-во МГУ, 1998.- 286с.
  100. .П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии: Переводы.- М.: Прогресс, 1998.- С.207 228.
  101. К. А. Проблема символа и современной философии.- Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1980.- 226с.
  102. Я. И. Самоорганизация смысла: Опыт синергетической онтологии.-М.: ИФ РАН, 2001.- 179с.
  103. А. Г. Сознание и самосознание.- М.: Политиздат, 1972.-303с.
  104. М.М. Теория и практика линейного письма // Вопросы философии. М., 1993.
  105. М.М. Алгоритмическая навигация в Интернете как способ построения дискурсивных текстов // Известия РАН. Серия: Теория и системы управления. М., 1996.
  106. Ю.Тернер В. Символ и ритуал / Пер. с англ. В. А. Бейкиса.- М.: Наука, 1983.- 277с.
  107. Э. Первобытная культура / Пер. с англ. В. К. Никольского. М.: Гос. Соц-эконом. из-во, 1939. 562с.
  108. А. Избранные работы по философии / Пер. с англ. И. Т. Касавина- Общ. Ред. М. А. Кисселя.- М.: Прогресс, 1990.- 717с.
  109. А. Н. Символизм, его смысл и воздействие. Томск: Водолей, 1999.- 64с.
  110. И4.Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. http://www.Philology.ru/linguisticsl/whorf-60.htm.
  111. .Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Зарубежная лингвистика.- 1999.-№ 1- С. 58.
  112. Пб.Федяев Д. М. Бытие: о содержании пустого понятия // Гуманитарные исследования. Ежегодник. Выпуск 1: Сборник научных статей. Омск, 1996.- С. 16.
  113. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф. В, Константинов. Т.4. М.: Сов. Энциклопедия, 1967. — 592с.
  114. Философский энциклопедический словарь.- 2-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1969.-815с.
  115. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.- М.: Республика, 2001.-719с.
  116. П. А. Сочинения в 2-х тт. Т.2 М., Правда, 1990. 446с.
  117. П. А. Избранные труды по искусству.- М.: Изобразительное искусство, 1996.- 333с.
  118. Ф.Ф. Избранные труды.- Т.1.- М.: Гос. уч.- пед. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1956.- 450с.
  119. С. Л. Духовные основы общества.- М.: Республика, 1992.- 511с.
  120. С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия.-М.: Республика, 1997.- 478с.
  121. Фрейд 3. Введение в психоанализ.- М.: Наука, 1989.- 455с.
  122. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура: Сб. произведений /Под ред. Л. С. Чибисенкова. М.: Ренессанс, 1992.- 289с.
  123. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М.: Просвещение, 1989. -448с.
  124. Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб.: Алетейя, 1997.- 662с.
  125. Фрейд 3. Художник и фантазирование: Сб. произведений / Под. Ред. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова. М.: Республика, 1995.- 400с.
  126. Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993.- 415с.
  127. Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов // Фромм Э. Душа человека: Сб. произведений. / Пер. с англ. Т.
  128. И. Перепеловой- Под ред. П. С. Гуревича.- М.: Республика, 1992.-С. 179−299.
  129. Ю. К проблематике смыслопонимания в эмпирико-аиалитечских поведенческих науках, СПб.: Ступени, — № 1(8) — 1994.-С.142−175.
  130. Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке.- М.: Прогресс, 1991.- С.191−200.
  131. Г. И. Учебник логики.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.- 284с.
  132. Ф. Философия искусства / Пер. с нем. П. С. Попова и М. Ф. Овсянникова.- М.: Мысль, 1996.-. 496с.
  133. Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2-х тт. / Пер. Ю. Н. Попова. Т. 1.- М.: Искусство, 1983.-. 479с.
  134. О. Закат Европы: В 2-х тт. / Пер. с нем. Свасьяна К. А. Т.1.-М.: Мысль, 1998.- 663с.
  135. Р. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека: Пер. с нем.- Ереван: Ной, 1990.-160с.
  136. Р. Христианство как мистический факт и мистерия древности: Перевод.- Ереван: Ной, 1991.- 151с.140.1Цукин В. Г. В мире чудесных упрощений // Вопросы философии.-1998.-№ 11.-С. 20−29.
  137. М. Священное и мирское / Пер. с фр. Н. К. Гарбовского. -М.: Изд-во Московского Университета, 1994.- 143с.
  138. Юнг К. Г. Архетип и символ.- М., Ренессанс СП «ИВО СиД», 1991.-304с.
  139. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени.- М.: Прогресс «Универс», 1993.-336с.
  140. Р. Язык в соотношении к другим системам коммуникации // Избранные работы.- М., 1985.- С. 320−321.
  141. К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. П. П. Гайденко.-М.: Политиздат, 1991.- 527с.
  142. К. Философская вера: Ясперс К. Смысл и назначение истории.-М.: ИНИОМ, 1992.- 150с.
  143. К. Духовная ситуация времени.- М.: ИНИОН, 1990.- 214с.
  144. Die sprache ist alumfassende Vorausgelegtheit der wet (Gradamer H.G. Begriffsegeschichte als Philosofie: Kleine Schriflen. Bd. 3. Tubingen, 1972.- S. 237−250. (перевод B.B. Бибихина)
Заполнить форму текущей работой