Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе использованы методы философии истории и социальной философии, в частности такие, как метод моделирования, типологический, сравнительно-исторический. В исследовании анализируется большой круг самых различных источников монографического и диссертационного плана, в которых нашли отражение конструктивные обобщения и подходы к изучению семьи и личности, их взаимодействия в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения семьи как сферы духовно-нравственного формирования личности подростка
    • 1. 1. Семья как объект социально-философского анализа
    • 1. 2. Опыт социально-философского осмысления роли семьи и ее влияния на становление личности подростка
    • 1. 3. Семейные отношения и социальный эффект духовно-нравственного формирования личности подростка
  • Глава 2. Современная российская семья как доминантный фактор духовно-нравственного становления личности подростка
    • 2. 1. Определяющая роль семьи в формировании подрастающего поколения в условиях трансформации российского общества
    • 2. 2. Духовно-нравственные детерминанты функционирования современной российской семьи
    • 2. 3. Влияние семьи на формирование ценностных ориентации подрастающего поколения в условиях современной российской действительности

Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется стремительным ростом перемен во всех его сферах. Кардинальные социально-экономические, политические и духовно-нравственные изменения все более настойчиво подтверждают мысль о том, что наше общество вступило в качественно новое состояние, где существующие противоречия представляются весьма сложными и многообразными. Особенно заметно это проявляется в коренной ломке системы ценностей, которая в большей мере отражается в кризисе семьи и семейных отношений.

Семья всегда составляла существенное звено в цепи социального бытия. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей друг другу, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также, с духовно-нравственными, правовыми и психологическими отношениями. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое.

Семья как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования духовнонравственных основ подрастающего поколения. Именно в ней совершается сложный и важный процесс становления личности человека во всех направлениях: физическом, трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.

В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Вот почему без преувеличения можно сказать: только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность государства. И, наоборот, там, где семья предается забвению, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов — у того государства нет и не может быть будущего, а у народа — перспектив на свое благополучие и процветание.

Поэтому любое пренебрежительное отношение к семье ведет не только к снижению ее престижа, но и, как следствие того, потере духовно-нравственных традиций, формированию эгоистического сознания, потребительского отношения к миру, разрушению гуманитарной сферы отечественного образования. К сожалению, все это — печальные реалии нашей действительности. «Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь. Сами понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни — всё резко изменилось, стало с ног на голову. Нашу сегодняшнюю жизнь можно охарактеризовать как испорченную, ненормальную» (1). В результате происходящих в обществе процессов может затормозиться развитие цивилизации, если не произойдёт ещё более худшего — развитие человечества пойдёт по тупиковому пути. Отсюда очевидна возрастающая роль семьи в формировании духовнонравственных основ подрастающего поколения.

Дальнейшее укрепление воспитательных возможностей семьи — одно из важнейших направлений оздоровления духовно — нравственного климата в стране. Требование полно представить реальное состояние воспитательного потенциала семьи, увидеть его в динамике, во всех сложностях и противоречиях, позволит более точно наметить пути его дальнейшего совершенствования, превратить огромные неиспользованные резервы, таящиеся в семье, в активно действующие формирующие факторы. Поэтому важно не просто понять, как функционирует семья в условиях трансформации российского общества, но и увидеть, как общие принципы такого функционирования проявляют себя в различных типах семейных отношений. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о взаимовлиянии между конкретными проблемами современной семьи и становлением личности подростка и общей характеристикой семейного воспитания, методологией и методикой изучения его эффективности в контексте формирования духовно — нравственных основ личности подростка.

Степень разработанности проблемы. Проблема духовнонравственного становления личности подростка на семейном уровне, выступающая в неразрывном единстве с общим процессом формирования личности и социализации подрастающего поколения, является комплексной, междисциплинарной проблемой, и поэтому её источниковедческая база представлена общефилософскими исследованиями, а также социологическими, социально — психологическими, психологопедагогическими работами и некоторыми статьями публицистического характера.

В дореволюционной русской философской и социологической мысли к данной проблеме обращались В. С. Соловьёв, В. В. Розанов, И. А. Ильин, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Н. Г. Чернышевский, М. М. Троицкий, А. И. Введенский и др. Их труды во многом явились исходным материалом и методологической базой исследований семьи и семейных отношений для представителей самых различных научных направлений.

Общие проблемы становления личности подростка в семье рассматривают в своих работах такие авторы, как Ануфриев Е. А, Ананьев Б. Г., Афанасьев В. Г, Божович Л. И., Боряз В. Н., Буева Л. П., Васильева Э. К.,.

Голофаст В.Б., Голод С. И., Мацковский М. С., Янкова З. А., Юркевич Н. Г., Вишневский А. Г., Айриян А. П., Платонов Г. Д., Карташева К. К. Демографические и социальные аспекты исследования семьи представлены в трудах ГанцкойО.А., ДебецаГ.Ф., КозловаВ.И., Терентбевой J1.H., Дарского Л. Е., Ильиной И. П., ТольцаМ.С., Беловой В. А., Герасимовой И. А., Борисова В. А. Отдельные вопросы формирования личности подростка рассматриваются в работах Алексеевой В. Г., Мальковской Т. Н., Шиянова Е. Н. Котовой И.Б., Титаренко В. Я. и других.

В зарубежной философской и социально — психологической науке данная проблематика отражена в трудах таких известных ученых как П. Сорокин, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, В. Парето, М. Вебер, Р. Михельс, Г. Алмонд, Д. Истон, Э. Голднер, В. Меде, Ф. Оллпорта, B.A.May и др.

Проблемы современной семьи рассмотрены в трудах В. В. Бодрова, Г. И. Крайнова, В. Н. Каган, Г. М. Миньковского, А. М. Полеева, Ю. П. Прокопенко, М. И. Рахмановой, Б. Ю. Шапиро, Л. В. Чуйко, М. Я. Устиновой, и др. В них анализируются изменения, происходящие в семье на современном этапе развития общества.

Среди современных отечественных философов и социологов, непосредственно или опосредованно рассматривающих проблемы семьи и семейных отношений, в первую очередь следует назвать имена таких ученых, как | А. А. Магомедов, И. А. Зимняя, А. И. Ляшенко, А. М. Панов, Е. И. Холостова, Т. В. Шеляг, Л. В. Топчий и др.

Однако, несмотря на значительное количество исследований, в которых рассматриваются различные аспекты проблемы диссертационной работы, сама проблема не может считаться решенной: динамика современного общественного развития выдвигает новые вопросы, а накапливающийся опыт социальных преобразований в России требует дальнейшего философского осмысления семьи и семейных отношений, что и обусловило выбор диссертантом темы исследования.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертации составили идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты понимания семьи и семейных отношений, а также их влияния на духовно-нравственное становление личности подрастающего поколения. Содержание социально-философского анализа предполагает использование диалектического метода, применение законов и категорий диалектики. Имеется в виду социальная диалектика, включающая системный подход к изучению социальной действительности. Диссертант руководствовался также общефилософскими принципами и методами исследования, такими, как принцип системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, а также методами социальной психологии, возрастной и педагогической психологии.

В работе использованы методы философии истории и социальной философии, в частности такие, как метод моделирования, типологический, сравнительно-исторический. В исследовании анализируется большой круг самых различных источников монографического и диссертационного плана, в которых нашли отражение конструктивные обобщения и подходы к изучению семьи и личности, их взаимодействия в процессе жизнедеятельности и изменений общественного развития. Широкое применение в работе нашли материалы международных, всероссийских, региональных конференций, «круглых столов», семинаров по актуальным проблемам изучения семьи, публикации в средствах массовой информации, отражающие эмпирические наблюдения, факты, анализ различных сторон и аспектов семейного воспитания. В исследовании на основе синтеза конфликтологического и функционалистского подходов в социальном познании предпринята попытка целостного рассмотрения проблемы социальной детерминированности личностного становления подростка на семейном уровне как сложного и многоаспектного феномена формирования духовно — нравственных основ личности.

Объектом исследования является семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка.

Предметом исследования выступает комплексный анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на взаимодействие семьи и подростка в условиях современной российской действительности.

Основная цель диссертационного исследования состоит в выявлении наиболее важных теоретико-методологических и практических подходов к исследованию семьи, ее роли и значения в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

— углубить научные представления о семье, показать ее возрастающую роль и значение в формировании подрастающего поколения;

— рассмотреть структурные и функциональные компоненты формирования личности подростка в условиях трансформации российского социума;

— исследовать изменения в содержании функций семьи с учетом реалий современной действительности;

— выявить основные факторы и показать их влияние на формирование духовно — нравственных ценностей подростков на семейном уровне;

— изучить динамику ценностных ориентаций и предпочтений подрастающего поколения под влиянием массовой культуры;

— проанализировать специфику духовно-нравственной адаптации подростков к окружающей действительности в современном российском обществе;

Элементы научной новизны диссертационного исследования:

— углублено научное представление о семье, показана ее возрастающая роль и значение как неповторимой социокультурной ценности современного общества, непосредственно детерминирующей духовно — нравственные ориентиры и мировоззрение подростка;

— обосновано положение о том, что главной характеристикой, определяющей содержание и направленность процесса духовно — нравственного становления подростка является феномен семейного воспитания;

— дано концептуальное обоснование причинно — следственных связей между объектом и субъектом духовно — нравственного воспитания на семейном уровне;

— исследованы наиболее существенные изменения в функционировании семьи с учетом реалий российской действительности;

— выявлена структурная определённость динамики сдвигов ценностных ориентаций, сознания и поведения подростков, показано их влияние на устойчивое развитие социума;

— определены основные детерминанты духовно-нравственного состояния личности и семьи, изучено их влияние на формирование ценностных ориентаций и характер общественных отношений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Семья — первичная сфера духовно — нравственного формирования личности подростка, одна из важнейших, сложных и актуальных проблем современности, без решения которой невозможен дальнейший прогресс нашего общества, так как в динамике последних лет масштабы бездуховности, падения нравственности как семьи, так и общества в целом, приняли размеры, угрожающие социальной безопасности. Это выражается в дезорганизации семьи, в невыполнении супругами обязанностей по отношению к детям, качественной деформации роли и места женщины в семье, росте устойчивых и порой неразрешимых семейных конфликтов, характеризующихся отсутствием согласованности, снижением воспитательного потенциала, процветанием безнравственности.

2. Семья — величайшая общечеловеческая ценность. Наличные условия жизни, результаты трансформации российского общества, повлиявшие на снижение уровня духовности и нравственности, а также формы социальной адаптации подростков радикально видоизменяют систему ценностных ориентаций личности, определяют основные виды ее поведения, что и делает семью основной социальной и моральной ценностью. Трансформация основных ценностей современной молодёжи в значительной мере обусловлена как негативными тенденциями общественного развития, так и деформациями семейного образа жизни, снижением престижа семьи.

3.Противоречивость, конфликтность, духовная обедненность семейных отношений, активными участниками которых всегда являются подростки, формируют у них такую систему отрицательных субъективных установок, которая нарушает нормальный процесс рационального сознания и интериоризации духовно-нравственных ценностей в жизненную потребность. В неблагополучной семейной среде как бы утрачивается нравственный смысл человеческого бытия и рушатся духовные основы личности.

4. Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействия и взаимоотношения в диаде «родитель-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может способствовать формированию у подростка позитивного «образа семьи». Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости, соогорчения), что представляется важным для становления положительного образа семьи.

5. Семья является «естественной культурной средой» подростка. Она дает ему представления о культуре коллективного сосуществования, о культуре труда, прививает навыки интеллектуальной культуры. В семье формируются основные моральные представления и духовно-нравственные принципы. Усвоенные бессознательно, они сохраняются на всю жизнь. Очевидной становится необходимость повышения эффективности функционирования семьи как первичной ячейки общества и социального феномена, где с детства закладываются основы становления и дальнейшего развития личности.

6. Важнейшим условием эффективности духовно-нравственного становления подростка является разумная организация всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам и традициям, создание благоприятного микроклимата, совместная трудовая деятельность. Принимая во внимание кризисную ситуацию в социально-экономической сфере, ограниченность возможностей государства в решении ряда насущных социальных проблем в отношении семьи, можно предположить, что проблема духовно-нравственного воспитания подростков будет и в дальнейшем оставаться одной их наиболее сложных и актуальных в социальной политике российского государства.

Научно — практическая значимость работы заключается в том, что в ней комплексному анализу подвергнуты факторы и специфика духовнонравственного формирования личности подростка на семейном уровне, что позволяет осуществить прогностическую оценку влияния семьи, как первичной ячейки общества и социокультурной ценности на личностное становление подрастающего поколения, проанализировать вопросы воспитания и формирования духовно — нравственных основ личности в условиях современного общества. Материалы данного социально-философского исследования могут найти своё конкретное применение в разработке целого ряда государственных мероприятий социальной политики противостояния духовной агрессии и совершенствовании работы по нравственному воспитанию подрастающего поколения, использоваться при разработке программ по формированию духовно — нравственных основ личности подростка.

Материалы исследования и его выводы могут использоваться также в научно-исследовательской и преподавательской деятельности, могут стать предметом изучения в рамках вузовских курсов философии, социальной философии, философии права, социологии, психологии. Отдельные положения работы можно использовать при изучении спецкурсов по проблемам семьи и семейных отношений в системе средних и средне-специальных учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на ряде межрегиональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета. По теме исследования автором опубликовано 6 научных работ, общим объёмом 3,1 п.л.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, примечания и списка литературы. Объём диссертации составляет 146 страниц машинописного текста. Библиографический список включает 190 источников.

Заключение

.

Подводя итоги работы, следует подчеркнуть, что семья, как специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, представляет собой комплексную проблему многопланового характера. В ней содержится основной потенциал формирования и развития личности. В семье преломляются и реализуются как потребности общества, так и потребности личности. Оказывая большое влияние на социализацию и воспитание человека как индивида, семья формирует духовно-нравственные основы личности.

Семья — величайшая общечеловеческая ценность, один из немногих социальных институтов, который способен воздействовать на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее духовно-нравственного и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности подростка.

Социально-философский анализ рассматриваемой проблемы углубил научные представления о семье как первичной ячейке общества и сфере духовно-нравственного становления личности, показал ее возросшую роль и значение в формировании подрастающего поколения. Проведенное исследование способствовало научному осмыслению и нормативно-ценностной интерпретации сущностных характеристик семьи с учетом трансформационных изменений в обществе.

Выявление основных факторов, влияющих на формирование духовно-нравственных ценностей подростков на семейном уровне помогло автору определить специфику духовно-нравственной адаптации подростков к окружающей действительности в современном российском обществе. В диссертации акцентируется внимание на нерешенность многих проблем семьи, на серьезные деформации, которые претерпела семья в современных условиях развития нашего общества. Таковыми являются: проблема формирования семьи, физического и духовного воспроизводства населенияизменение семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, их неустойчивость и, как следствие этогопроблема разводовсоциальная незащищенность семьи, порождающая неблагополучный эмоционально-психологический климат внутри самой семьипроблема воспитания подрастающего поколения, роста неполноценных и неблагополучных семейпроблема социального сиротства, детской и подростковой преступности, девиантного поведения, снижение значимости женщины в семье как эмоционально-нравственной основы гуманизма и человеколюбия. Причинами, повлиявшими на значительное количество семейных проблем в настоящее время, явились противоречия общественного развития.

Трансформационные процессы, которыми сегодня оказались охвачены все сферы жизни и деятельности людей, являются одной из наиболее существенных причин разрушения и духовно-нравственных основ личности. В работе особое внимание обращено на то, что духовно-нравственные ценности формируются опосредованно (под влиянием всего комплекса макро и микроусловий и факторов развивающейся социальной реальности) и непосредственно в соответствии с требованиями эпохи и общества. Кризис духовности и нравственности, который переживает наше общество сегодня, еще более повышает роль семьи как общечеловеческой ценности.

Важнейшей социальной функцией современной семьи является воспитание будущего семьянина, подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. В то же время следует отметить, что реальные перемены к лучшему в духовной сфере возможны лишь в случае радикальных изменений в социально-экономическом плане. Общая нестабильность социально-политической и национально-демографической обстановки, экономические трудности, негативные социальные последствия перехода к рыночным отношениям, дороговизна товаров и услуг, инфляция и безработица, вынужденная миграция привели к значительному снижению жизненного уровня семьи, в том числе и ее воспитательного потенциала. Одновременно произошли радикальные изменения в системе образования, воспитания, культуры. Было нарушено функционирование ряда социальных институтов, связанных с обучением, воспитанием и социализацией личности подрастающего поколения. Поэтому решение проблемы формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения и роли в этом процессе семьи опосредовано трансформационными изменениями, происшедшими и происходящими в обществе.

Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности — одно из условий полноценного развития человека. Соответственно, в каждый конкретно-исторический период, эпоху важно определиться в выборе «основного звена» в духовном и нравственном мире человека, с помощью которого и через которое можно оказывать наиболее оптимальное управляющее воздействие на характер его духовно-нравственного становления.

В современных условиях роль семьи как сферы духовно-нравственного воспитания личности неизмеримо возрастает. Самое главное, на наш взгляд, в семейном воздействии на формирующуюся личность заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений растущему человеку, а в том, чтобы развить его духовные способности и пробудить в подростке готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности подростка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль семьи как посредника между обществом и личностью и влияет на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения.

С целью повышения роли семьи в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, по нашему мнению, целесообразно:

— разработать научно обоснованную программу социальной поддержки семей на государственном уровне;

— повышать роль семьи как духовно-нравственной детерминанты общества и государства;

— постоянно уделять внимание формированию духовности и нравственности как основ развития науки, искусства, культуры, образования;

— создать программу духовно-ценностного воспитания подрастающего поколения, которая бы в наибольшей мере отражала духовно-нравственный менталитет россиян, закрепленные веками высшие духовные ценности их бытия, способствовала бы, по выражению Ф. М. Достоевского, «созиданию общества началами нравственными».

Отмечая возросшую роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно одного понимания родителями и семьей в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение личностью, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки нравственного поведения, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к духовному самосовершенствованию личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.В. Социальная философия. М., 20 000.
  2. П.В., Панин А. В. Хрестоматия по философии. М., 1997.
  3. Г. М. Социальная психология М.- 2002.
  4. Г. М. Социальная психология. М., 1980.б.Андреева И. С. Гулыга А.В. Семья: книга для чтения. М., Политиздат, 1991. С. 306.
  5. JI. Дети и семейный конфликт.// Пер. с нем. М.: Просвещение. 19 988. С. 144.
  6. А. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов. М., 1998.
  7. А.И. Два взгляда на одну проблему//Семья в России. 1999. N22. С. 34.
  8. А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему// Семья в России.2000.№ 1 .С.31.
  9. Ю.АнтоновА.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд. МГУ, 1996. С. 68. П. Архангельский В. Н. Мониторинг положения семьи.// Семья в процессе развития / Материалы международной научно-практической конференции.(Москва, 18−19 ноября, 1995) М., 1996. С. 14.
  10. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. С. 69.
  11. Ю.М. Пульс реформ. М. Прогресс. 1989.
  12. М.М. Идея духовно-нравственного воспитания молодежи. М., 1982. С. 287.
  13. А.И. Индивидуальность и социализация. М., 1979. С. 13−24.
  14. В.М. Вопросы общественного воспитания. М., 1989.
  15. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в2-х т./Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика. Т. 1. 1979. С. 304.
  16. В.В. Семья в переходный период: социально-психологические проблемы.// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. 1999.№ 2.С. 12−14.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. М.: Знание. 1988.С. 464.
  18. В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания Россиян. СОЦИСШ, 2004. С 46
  19. В.А. Деградация института семьи // Семья в России. 1995. № 1, 2. С. 68.
  20. В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности./Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт в2-х т. М., 1994. С. 394.
  21. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1997.
  22. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры.// Вопросы философии. 1999.№ 2.С.З.
  23. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. С. 174.
  24. Л.П. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения. Материалы круглого стола./Педагогика, 1999. № 3.C.34.
  25. С.Н. Совершенствование взаимоотношений в семье как основной фактор воспитания.// Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания. М., 1999.
  26. И.В. Семья в условиях кризиса.// Макаров В. В., Василенко И. В. Философия и социология пола: Монография / Волгоград, гос. техн. ун-т, 2002. CI 11−112.
  27. Э.В. Семья и учебный успех школьников.// Социологические проблемы образования и воспитания. Под ред. Гуровой. М.: Просвещение, 1979. С. 201.
  28. М. Избранные произведения./ Пер. с нем. Сост. Ю. Н. Давыдов. М.: Прогресс, 1990.
  29. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия./Пер. с англ.-2001.
  30. А.Г., Бубнова Е. М., Лукашук Ю. М. Эволюция семьи и семейная политика СССР. М.: Наука, 1992.
  31. Ю.Г., Добреньков В. И. Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи. Ростов-Дон, 2001.
  32. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) //СОЦИС№ 1, 2002.С.96.
  33. Г. Энциклопедия философских наук. М., 1974. С. 146.
  34. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет в 2-х томах: Т.2., М., 1973.С.67.
  35. Гегель Г. В. Ф. Соч. Т.7. М., 1934. С. 202.
  36. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т.7.М.Д934. С. 32.
  37. Гегель Г. В. Ф. Философия права. Соч. Т.7. М.-Л., 1934.С. 191.
  38. А.И. Избранные философские произведения.Т.2.М.:1948.С.307.
  39. Г. В. Гуманизм и гражданское общество. М. Российское гуманистическое общество.- 2003.
  40. С.И. Социально-психологические и нравственные ценности семьи. Молодая семья. М., 19 997.
  41. С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты. Л., 1984.
  42. С.И. Будущая семья: какова она? //Эволюция семьи и семейная политика в СССР. Ред. Вишневский А. Г. М, 1990.
  43. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. С-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. С.91−92.
  44. С.И., Клецин А. А. Сосотояние и перспективы развития семьи. Теоретическо-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб., 1994.
  45. С.И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи.Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб., 1997. С.-.
  46. М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: РОССПЭН, 2000.
  47. М.К., Тихонова Н. Е. Молодежь новой России: политические ориентации // Вестник Российской АН. 1998.№ 7.
  48. Э. Избранные произведения. В 3-х т.М., 1962.Т.2.С.271.
  49. И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. С. 158.
  50. И.В. Основы семейной жизни. М., 1991.
  51. Е.В. Семья как общечеловеческая ценность.// Современные социально-психологические и педагогические проблемы в исследованиях аспирантов и студентов. Ставрополь. 1999.С.39.
  52. С.В. Ценностный конфликт поколений как основа трансформации Российского менталитета.//Вестник, серия «Гуманитарные науки». Ставрополь, 2003.С.59.
  53. Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства.//СОЦИС № 11, 2000.С.99.
  54. Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях.//СОЦИС. № 1,1997.
  55. Т.А. Родительство: социологические аспекты. М.: Центр общечеловеческих ценностей., 2003. С. 160.
  56. Т.А. Трансформация института современной семьи.// Социологические исследования № 10, 1999.
  57. А. Этика. М., 2000.
  58. В.В. Теория деятельности и социальная практика./ Вопросы философии № 4,1999.
  59. И.Ф. Современная российская семья в зеркале социологии.// Воспитание школьников.№ 5,1995.С. 17−19.
  60. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв.ред. Лапин Н. И., Беляева Л. А. М.:Эдиториал УРСС, 1996.
  61. Г. В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка. М., 1985.
  62. Дробницкий.О. Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1997. С. 6.
  63. В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социологические исследования. № 2, 1998. С. 57.
  64. Л.А. Становление личности. Горький, 1999.
  65. В.В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов н/Д.1999. T.I. С. 544.
  66. Н.Н., Моргунов Е. Б. Человек развивается: очерки психологии. М., 1995.С.57.
  67. Р.А., Лисовский А. В. Становление личности молодого человека. Л., 1987.
  68. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. М., ИКЦ «МарТ», 2003.
  69. Е.В. Семьеведение. Учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2002.
  70. О.И. Семья, общество и социализация индивида.// Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1994.
  71. B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984.С.112.
  72. И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992. С. 88.
  73. История этических учений: Учебник/Под ред. Л. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. С. 119.
  74. B.JI. Философия. 2-изд. М., 1999.
  75. И. Критика чистого ума. М., 1994. С. 225.
  76. О.П. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998.№ 12.
  77. JT.B. Модель семьи в условиях трансформации Российского общества.// СОЦИС № 7, 2003.С.92.
  78. Г. С. Шанс на свободу (о перспективах открытого общества)//Вопросы философии № 9,2004.С.3.
  79. Ю.Н. Проблемы становления современной личности (социологический анализ)//Вестник№ 1(8) Ставрополь. 2003.С.88.
  80. М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. СПб., 1997 С. 68−106.
  81. Кон И. С. Личность и социальная структура.-М., 1972.
  82. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.С.52.
  83. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.
  84. Кон И.С. Социализация//Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
  85. Т.В. Семья и кризис моральных ценностей буржуазного общества. М., 1990 С. 85.
  86. А.И. Современная семья и ее воспитательные возможности. М., 1999. С. 12.
  87. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации.// Вопросы философии.№ 12,2002.С.23.
  88. Г. Ф. Проблема молодежи в новых экономических условиях //Тезисы докладов научно-практической конференции. Уфа, 1994. С. 16.
  89. Н.И. Модернизация базовых ценностных ориентаций россиян.// Социологические исследования № 5, 1999.
  90. С.Д. Нравственное развитие личности в семье. М., 1994.
  91. С.Д. Семья и духовное развитие личности. Минск. 1997.
  92. С.Д. Семья и духовное развитие личности. Минск. 1997.
  93. А.В., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994.
  94. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.С.20.
  95. Ломоносов М.В.О воспитании и образовании./Сосг. Батуримаю Т. С. М.: Педагогика. 1999.
  96. Н.О. Характер русского народа. М., 1957.
  97. А.А. Семья как социокультурная ценность.//Аьстуальные философские и методологические проблемы современного научного познания.- Ставрополь, 2000.
  98. А.А. Семья на северном Кавказе. Ставрополь. 1999 С. 13.
  99. А.С. Собрания сочинений в 7 томах. Т.5. М. Д959.С.39.
  100. А.С. Сочинения. Т.4. М., 1951. С 353.
  101. Т.А. Социальная активность школьников. Л., 1987. СЛ.
  102. Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности. М., 1990.С.21.
  103. К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта.// Маркс К. Фридрих Э. Соч. 2-изд. Т.8.С.119.
  104. Ю.И. Социальная ориентация личности. Ростов., 1990.
  105. М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989.
  106. М.С. Социология семьи: проблемы, теории, методологии и методики. М., 1989.
  107. М.С., Олсон Д. Г. Семья в России и США: сравнительный обзор//Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.
  108. Модернизация в России и конфликт ценностей //Под ред. Н. Н. Козлова. М., 1994.
  109. В.В., Скробов А. П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1998. № 1.С. 147.
  110. Ф.В. Основы социальной педагогики. М., 2001. С. 245.
  111. К., Пикель.А. Смена парадигм посткоммунистической трансформации.// Социологические исследования № 10, 2002.С.79.
  112. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.
  113. Научное управление нравственными процессами и этико-прикладные исследования. Новосибирск: Наука, 1980. С. 17.
  114. Несоленова А.Р.Духовно-нравственное воспитание детей / Православная беседа. № 1,2001.
  115. Образ жизни семьи и формирование нового человека. Межвузовский сборник научных трудов. Горький, 1987.
  116. Образ жизни семьи и формирование нового человека.// Межвузовский сборник научных трудов//. Горький, 1987.
  117. Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников.//С01ДИС№ 5,2002.С.111.
  118. A.M. Положение детей в РФ и государственные приоритеты в области социальной защиты и поддержки детского населения // Государство и дети: реальности России. Материалы международной научно-практической конференции. М., 1995. С. 7.
  119. С.П. Динамика морального сознания. Пермь: Пермский гос. техн. ун-т, 1997.
  120. П. Пол, брак, семья. София, 1977.
  121. Проблема понимания кризиса семьи. СОЦИС № 11,2003.С. 137.
  122. И.В. Семья в социальной философии Сократа, 127. Платона, Аристотеля// Вестник Московского гос. ун-та. Сер. 18. Социология и политология.-№ 4,1998.С.129−130.
  123. Рапопорт С. О системе норм семейного поведения. Молодая семья. М. 2000.
  124. Т.А. Нравственные ориентиры жителей Российской провинции. СОЦИС № 7,2004.С.52.
  125. В.В. Религия и культура. Сборник статей// Соч.: В 2-Т.Т.1.С.245.
  126. В.В. Семейный вопрос в России: В 2-т.СПб. 1903.
  127. Российская семья сегодня.// Материалы международной научно-практической конференции. М., 1999.С. 12.
  128. И.М. Кризис семьи как органа воспитания.//Вестник МГУ. Серия18. Социология и политология.№ 3,1999.С.56−59.
  129. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  130. .А. Молодежь и становление новой России //Социологические исследования № 5, 1998.
  131. Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи // Социологические исследования № 6,1999.
  132. З.Х. Семья клиент социальной работы. Нижний Новгород. 2003. С. 287.
  133. Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород. 2000. С. 74.
  134. Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность.// СОЦИС№ 8, 2004.С.88.
  135. Ю.И. Происхождение брака и семьи.- М., 1974.
  136. Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России //СОЦИС № 3,1994//.
  137. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия». 1980. С.661−662.
  138. В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986.
  139. А. Роль семьи в формировании отношения молодежи к перспективам ее будущего. М., 1998.
  140. В.В. Оправдание добра. Нравственная философия// Соч.Т.1.1990.
  141. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1998 С. 148 149.
  142. П. Кризис современной семьи.// Ежемесячный журнал. 1916.№ 2. С. 174.
  143. А. Г. Философия. М., 1999.
  144. B.C. Философия и универсалии культуры.//Россия на рубеже веков. Вып. 16., СПб. 1999.С.60.
  145. В.А. Избранные педагогические сочинения.:В 3 т. Т.З. С. 447.
  146. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т.- М., 1981. Т.З. С. 245.
  147. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.
  148. В.А. Супружеские конфликты. М., 1983.
  149. М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М., 1999. С. 187.
  150. Т. Звезды мировой философии. Золотая философия. 1999.С.13−15.
  151. А.И. Предмет этики: основания обсуждения и перспективы исследования.// Вопросы философии.№ 2, 1992. С. 90.
  152. В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.
  153. А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С. 86.
  154. М. Философия науки./Пер.с англ. А.Гарькавого.- М.: Ф АИР-ПРЕСС, 2003.
  155. Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании: Материалы международного симпозиума 24−25 мая 1996. М., 1996.
  156. А.К. Духовная жизнь общества: Пробл. Методов исслед.-М.: Мысль, 1980, С. 169−170.
  157. А.К. О принципах изучения общественного сознания.: В кн.: Очерки методологии познания социальных явлений. М. 1970. С 99.
  158. А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1969. С 81.
  159. А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2001.
  160. Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 8 апреля 2002 года, № 34-Ф3.
  161. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением.// Психология формирования и развития личности.// М., 1981. С. 343.
  162. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений,-Ростов н/Д: «Феникс"2003.Под. ред. В. П. Кохановского.
  163. Т.А. Мир дома твоего. Духовно-нравственные основы семьи: психология, культура, традиции.//Духовно-нравственное воспитание. № 2,2001.
  164. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия. М., 2003.
  165. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  166. С.Л. Духовные основы общества. M. J992.C.14.
  167. С.Л. Сочинения. М., 1990.С.80.
  168. А.Г. Брак и семья в СССР.2-е изд. М., 1979. С. 48.
  169. А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. Л.: Знание, 1986. С.16−19.
  170. А.Г. Социология воспитания. М., 1990.С.220.
  171. А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003. С. 342.
  172. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.
  173. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.
  174. Р. Современные тенденции в теории семьи // Социальные исследования. Вып.4. М., 1979. С. 37.
  175. И., Вачек Ц. Молодежь и ее ценностная ориентация // Гуманизация образования. 1998. № 2.
  176. B.C., Кржечковский А. Ю. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь, 1993.
  177. В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия// Молодежь России: социальное развитие./ Отв. ред. Н. С. Слепцов. М., 1992.С.6−22.
  178. В.Д. Происхождение человечности. М., 1993.
  179. Н.Д. Семья как общественное явление. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989.
  180. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.2000.
  181. М. Духовные проповеди и рассуждения., М, 1991.С. 154.
  182. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.// Маркс К. Энгельс Ф. Соч.2-е изд. М., 1964. Т.21. С. 32.
  183. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства в связи с исследованиями Льюиса Г. и Моргана. М.: Политиздат, 1980.
  184. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1995.
  185. З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979.
  186. З.А. Семья как базисная подсистема общества. Диссертация в форме научного доклада. д.с.н.- М., 1995.
  187. З.А. Структура городской семьи в социалистическом обществе (по материалам эмпирического исследования)//СОЦИС. 1974.№ 1.
Заполнить форму текущей работой