Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитание патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на совещании руководителей школ Володарского и Советского районов г. Брянска /1997г./, на педагогических советах школ № 24, 64 г. Брянска /1996;1998 гг./, на УП международной научно-практической конференции преподавателей общеобразовательных и профессиональных учреждений, аспирантов, студентов «Совершенствование… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.3щ
  • ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование воспитания патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов
    • 1. 1. Генезис понятия патриотизма
    • 1. 2. Сущность понятия патриотизма в современных условиях
  • Щ
    • 1. 3. Структура процесса воспитания патриотизма у младших подростков
    • 1. 4. Социальные проекты как средство воспитания патриотизма у младших подростков
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Технология воспитания патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов
    • 2. 1. Изучение состояния воспитанности патриотизма у младших подростков
    • 2. 2. Способы и приемы воспитания патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных ф проектов
    • 2. 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Воспитание патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Радикальные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в мировоззрении людей, в культуре, образовании. Происходит ломка представлений в сфере общественной жизни и в ценностных установках людей. Обновление касается и сферы воспитания подрастающих поколений. Специфика сегодняшнего дня заключается в том, что процесс усвоения новых ценностей отстает от процесса разрушения старых. Все это приводит к утрате патриотизма, который занимал прочное место в сознании людей в недавнем прошлом и который сопровождал развитие и становление российского менталитета. Многочисленные психологические, педагогические и социологические исследования свидетельствуют о растерянности молодого поколения, утрате идеалов, пессимистическом восприятии жизни.'.

В таких условиях создаются опасные предпосылки для формирования разочаровавшегося во всем поколения людей. Эта опасность усугубляется тем, что школа, потеряв социальные ориентации, все чаще и чаще отказывается от своей воспитывающей функции, подменяя ее «чистым образованием».

Патриотизм представляет собой одну из наиболее сложных и противоречивых реалий современности. Достаточно сопоставить названия и стратегические цели программ ряда общественно-политических движений, действующих в российском обществе, чтобы понять неоднозначность, альтернативность, а порой и полную несопоставимость различных трактовок патриотизма, исходящих из своего собственного понимания блага отечества и его будущего «образа». В связи с этим представляется существенно необходимым определить духовное содержание понятия «патриотизм», неотъемлемой частью которого являются патриотические чувства и патриотические идеи.

Проблема отношения к Родине, духовной сущности патриотизма, со всей актуальностью проявившаяся и волнующая в настоящее время философов, педагогов, психологов, не нова. Всесторонне рассмотренная еще два столетия наг зад А. Н. Радищевым, Н. М. Карамзиным, В. Г. Белинским, К. Д. Ушинским, В.Н.

Сорокой-Росинским, эта проблема была продолжена в многочисленных трудах мыслителей XX века (B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, А. И. Ильин и др,).

Теория и методика патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы опирается на научные труды О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева, Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзона и др. Эти ученые разработали теоретические и методологические основы воспитания школьников в различных видах деятельности. Значительный интерес представляют исследования Г. Н. Волкова, разработавшего основы этнопедаго-гики — науки об опыте народа по воспитанию подрастающего поколения.

Зарубежные концепции патриотического и гражданского воспитания описаны в работах по сравнительной педагогике Б. Л. Вульфсона, А.Н. Дружин-ского, М. В. Кларина, З. А. Мальковой, Н. Д. Никандрова.

Большую роль для характеристики процесса воспитания патриотизма личности имеет теория зависимости между нравственным поведением и сознанием (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, С.Г. Якобсон), учет возрастных особенностей школьников в этом процессе (Л.И. Божович, Н. Д. Левитов, С.Л. Рубинштейн).

Обратившись к теоретическому анализу исследований по проблеме патриотизма, мы пришли к выводу, что круг изучавшихся вопросов, достаточно широк и разнообразен, представляет собой определенную систему. Так, изучалось содержание, принципы, методы воспитания патриотизма (Н.И. Болдырев, Н. Л. Базилевич, В. А. Сухомлинский, А. В. Янковская и др.) — исследовалась сущность патриотического воспитания, пути и средства формирования патриотических убеждений в учебно-воспитательном процессе (Е.А. Голант, Ш. И. Га-нелин, М. С. Исматов, И. А. Каиров, И. С. Марьенко, И. Т. Огородников, О.А. Па-велко, А. Д. Солдатенков, Г. И. Щукина и др.).

Проблема патриотического воспитания в истории педагогики исследовалась В. А. Болобоновым, Н. К. Григьрьевым, А. А. Новиковым, Р.Л. Рождествен- / ской. Формирование патриотизма в различных возрастных группах изучалась Л. А. Алыпевской, А. Х. Давлетшиной, Л. И. Мищенко, В. А. Малиновской, В.Ф.

Фарфаровским, Ф. И. Хваловым, В. И. Шахненко. Рассматривалась проблема формирования патриотизма у учащихся в различных видах деятельности (Э.Р. ^ Багдасаров, Н. И. Беляева, Д. Н. Веприняк, А. П. Ильченко, М. А. Мозговая, О.А.

Павелко, Н. П. Сулимова, Ю. С. Шахметов, О. А. Чернецова и др.).

Проблема воспитания советского патриотизма школьников в процессе обучения освещена в работах Ж. Б. Голубковой, B.C. Костюк, Л. А. Саклешиной, М. А. Терентия и др. В исследованиях Н. И. Булановой, Г. Н. Суходоловой рассматривается роль семьи в патриотическом воспитании детей.

Однако исследования, выполненные учеными на определенном этапе исторического развития нашего общества, были результатом своего времени и отражали его потребности: с одной стороны, наличие сильной идеологической доминанты, автоматически смещавший акцент с личности патриота на полити-. зированные мероприятия, и с другой — недостаточное внимание к национально-культурным и социально-историческим ценностям. Многие педагогические ис-Щ следования носили военно-ориентированную направленность.

Изучение монографий, публикаций периодической печати последних лет показало, что в них отчетливо прослеживаются новые тенденции в постановке общих теоретических проблем, связанных с патриотическим воспитанием школьников. В исследованиях Г. Ж. Асылхановой, М. К. Андреевой, Э.Р. Багда-сарова, Е. Д. Варнаковой, И. И. Валеева, Л. В. Кузнецовой, О. В. Лебедевой, Г. А. щ Логвиненко и др., а также в публикациях Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, В.В.

Давыдова, В. А. Караковского, Б. Т. Лихачева, Д. С. Лихачева, А. В. Мудрика, С. В. Мягченкова, Э. С. Соколовой, Г. Н. Филонова, С. В. Черенковой и других раскрываются особенности нового формирующего направления общей педагогической теории и практики, базирующегося на общечеловеческих и национально-культурных ценностях. В ряде работ обосновывается гуманистическая #. направленность личностно-ориентированного образования, определяются пути национального самоопределения русской школы, в основу которой положена Русская идея с ярко выраженной патриотической доминантой (Е.П. Белозерцев, В. Н. Ганичев, И. Ф. Гончаров, В. Ю. Троицкий, В. Д. Шадриков и др.).

В последнее время появился ряд диссертационных исследований, рассматривающих проблему патриотизма у учащихся через формирование роди-новедческих понятий (Н.С. Белобородова), черт национального характера рус-' ского человека (Н.В. Малиновская, А. В. Подгорнов и др.).

Учитывая изложенные выше аргументы, считаем необходимым использование в обновленном подходе к патриотическому воспитанию трудов современных философов, раскрывающих сущность таких понятий и категорий, как культура, нравственность, ценности, гуманизм, человеческая деятельность (С.Ф. Анисимов, Г. С. Батищев, B.C. Библер, М. Н. Громов, А. Г. Здравомыслов, Э. В. Ильенков, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, И. Т. Фролов, В. А. Ядов и др.).

Таким образом, исследования в области патриотического воспитания показывают, что учеными изучен широкий круг проблем в данной области. Вме-' сте с тем стоит обратить внимание на то, что проблема воспитания патриотизма у подрастающего поколения не является еще полностью решенной, особенно на современном этапе. Остаются вопросы, которые недостаточно исследованы: это сущность патриотизма как интегрального нравственного качества личности с позиции целостного подхода к нему, возможности социальных проектов, влияющих на его воспитание, пути воспитания патриотизма у школьников, а также психолого-педагогические условия, позволяющие сделать процесс воспитания патриотизма у школьников более успешным.

Необходимость исследования этих вопросов вызвана новой социально-' экономической и морально-психологической обстановкой общества, в развитии которой приоритетное значение в настоящее время отводится общечеловеческим и национальным ценностям, где патриотизм является связующим звеном.

В обществе наблюдаются тревожные симптомы таких явлений, как обеднение морально-психологического облика человека, эгоизм, равнодушие. Они несут в себе опасный потенциал социальной и нравственной деградации личности юных граждан. На фоне свободы и равенства просматривается огульное охаивание прошлого своей страны. Одновременно происходит взрыв национального самосознания, превратившийся во многих местах в крайнюю непримиримость к другим народам и захлестнувший юные, неокрепшие души.

Мы стоим перед опасностью получить поколение детей, не имеющих ни идеала, ни веры в лучшее, а лишь дельцов, прагматиков, строящих свои отношения на условиях «выгодно-невыгодно», потребителей, разорвавших связь с традициями семьи, рода, народа, страны, не чувствующих кровной связи с родными, близкими, лишенных чувства национальной общности.

В этих условиях все острее ощущается потребность общества в новом типе граждан — глубоко любящих свою Родину, самостоятельно и творчески мыслящих, предприимчивых, ответственных за судьбу народа, Отечества, способных сделать отчизну процветающей.

Решение проблемы станет возможным, когда в общественной практике будет реализована идея Родины. Лишь тогда такие ценности, как Отечество, Гуманность, Знания, Человек, Культура, Мир, Достоинство могут стать подлинным регулятором патриотизма. Различные общественные силы и воспитательные институты предпринимают попытки преодолеть негативные' тенденции в нравственном и патриотическом воспитании молодежи.

К сожалению, за последние десятилетия школа не только не продвинулась вперед в сфере патриотического воспитания молодежи, а, наоборот, сумела растерять те традиции, которые складывались в течение долгих лет творческого поиска педагогических коллективов. Несоответствие результатов деятельности школы требованиям современной жизни обнаруживается прежде всего в содержании обучения и воспитания. Школы долгое время не занимались вопросами патриотического воспитания.

Недостатки учебно-воспитательного процесса существуют и на технологическом уровне. И обучение, и воспитание зачастую по-прежнему осуществляется в традиционном стиле передачи готовых знаний, личного опыта.

Разрешение этих противоречий сегодня — одна из наиболее актуальных педагогических проблем. Осознание значимости воспитания патриотизма требует переориентации воспитательного процесса в школе, формирования интереса не только к собственной личности, но и к своему народу, Родине.

Тем не менее, в последние годы появились и активно используются новые образовательные и воспитательные технологии, которые отличаются более высокой эффективностью и привлекательностью для учащихся. Одной из таких технологий является социальное проектирование.

Социальные проекты предполагают включение учащихся в такую деятельность, которая способствует воспитанию у них патриотического сознания, патриотических чувств, патриотических убеждений и содействует выбору правильного способа поведения.

Исследования показали, что в массовой работе школ процесс воспитания, патриотизма не приобрел еще планомерного, системного характера, что приводит подчас к серьезным изъянам в патриотическом воспитании подростков. Таким образом, возникло противоречие между социальной значимостью проблемы и неразработанностью путей, средств воспитания патриотизма и критериев оценки уровня сформированности патриотизма.

Следовательно, важнейшей социальной задачей школы сегодня является обеспечение системности в организации патриотического воспитания подрастающего поколения. Ее решение требует от педагогов знания структуры патриотизма, закономерностей, педагогических условий и технологии его воспи-. тания. В целях разрешения этих противоречий, а также учитывая актуальность проблемы и ее недостаточную теоретическую разработанность, мы определили тему нашего исследования: «Воспитание патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов».

Цель исследования: выявление и обоснование совокупности педагогических условий воспитания патриотизма подростков в процессе выполнения со^ циальных проектов.

Объект исследования: патриотическое воспитание младших подростков.

Предмет исследования: социальные проекты как средство воспитания патриотизма у младших подростков.

Теоретический анализ проблемы и педагогические наблюдения послужили основой для выдвижения гипотезы исследования, согласно которой процесс воспитания патриотизма у младших подростков становится более успешным, если:

— будет учтена специфика системы патриотического воспитания подростков в современных условиях;

— будут выявлены и реализованы возможности социальных проектов в воспитании патриотизма у младших школьников;

— будут обоснованы педагогические условия, при реализации которых участие' в выполнении социальных проектов будет способствовать воспитанию патриотизма у младших подростков;

— реализуются идеи личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе.

Исходя из цели и гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Проследить генезис и выявить сущность понятия патриотизма в современных условиях.

2. Обосновать структуру и педагогические условия целостного процесса' воспитания патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов.

3. Исследовать уровень воспитанности патриотизма у младших подростков.

4. Создать и апробировать банк социальных проектов патриотической направленности ,.

5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить способы и приемы воспитания патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов.

Методологическую основу исследования составляют теоретические поло-' жения философии, психологии и педагогики, раскрывающие сущность патриотизма, ориентированные на рассмотрение процесса воспитания патриотизма с позиции общечеловеческих и национальных ценностей, деятельности как способа самореализации человека. В процессе исследования мы опирались на:

— методологию системного подхода (В.П. Беспалько, Э. В. Ильенков, Л. И. Новикова, Э. Г. Юдин и др.);

— идеи личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, С.В. Куль-невич, Е. Н. Шиянов, И.С. Якиманская);

— психологическую теорию деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн);

— теоретические положения концепций формирования и развития личности /Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Ф. Н. Гоноболин, К. К. Платонов, В.А. Сла-стенин, В.А. Сухомлинский/;

— теорию проектного обучения (В.В. Рубцов, В. Д. Симоненко, Н.В. Матяш).

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы были использованы как теоретические, так и эмпирические методы исследования. Среди теоретических — анализ и изучение философской, педагогической и психологической литературы с целью выявления состояния проблемы в науке и определения ее перспективы и тенденций развития, Эмпирические методы включают наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ письменных работ учащихся (мини-сочинения, сочинения на «заданную тему»), методика «неоконченное предложение», анализ нравственных ситуаций, творческих заданийметодика решения задач на социальную ориентировкуквалиметриче-ский метод, организация и выполнение социальных проектовпедагогический экспериментизучение и обобщение массового педагогического опыта.

Базой исследования были средние школы № 24,26, 46, 59, 64 г. Брянска и школы Комаричского района, формирующий эксперимент проводился в средней школе № 24 г. Брянска.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе /1993;1994 гг./ проводился теоретический анализ проблемы. Изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература и передовой педагогический опыт по воспитанию патриотизма, что позволило сформировать теоретические основы данного исследования. Были определены предмет, задачи, методы исследования, разрабатывалась гипотеза исследования. Кроме того, был проведен констатирующий /диагностический/ эксперимент для выявления данных об уровне сформированности патриотизма у младших подростков и характере затруднений, имеющихся у учителей школ.

На втором этапе /1995;2001 гг./ проводилась дальнейшая разработка категориального аппарата исследования, разрабатывалась картотека социальных проектов, используемых в процессе воспитания патриотизма у младших подростков.

На третьем этапе /2001;2002 гг./ осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы по воспитанию патриотизма у младших подростков, подведение итогов опытно-экспериментальных работ, обобщение и окончательное оформление результатов проведенного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— расширено содержание понятия патриотизма как интегрального нравственного качества личности;

— обоснованы структурные компоненты целостного процесса воспитания патриотизма у младших подростковтеоретически разработана и экспериментально проверена совокупность приемов и способов воспитания патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов;

— обоснованы педагогические условия, обеспечивающие воспитание патриотизма в процессе выполнения социальных проектов.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания понятия патриотизма в современных условиях и обосновании социальных проектов как эффективного средства патриотического воспитания подростков.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что:

1. Разработан и апробирован банк социальных проектов патриотической-направленности.

2. Теоретические разработки проблемы и конструктивно преобразуемая часть исследования использованы на занятиях «Родительского всеобуча», действующего в школах г. Брянска.

3. Разработаны научно-методические рекомендации по воспитанию патриотизма у младших подростков.

Материалы исследования могут быть использованы в курсе лекций и на семинарских занятиях по педагогике в вузах, в системе повышения квалификации педагогов, непосредственно в школьной педагогической практике. На защиту выносятся :

1. Уточненное понятие патриотизма, представляющего собой интегральное нравственное качество личности, включающее в себя не только убеждения, сознание, чувства, но также толерантность и навыки патриотического поведения.

2. Совокупность приемов и способов воспитания патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов (мозговой штурм, «куча мала», игра «Банк идей», дискуссия, методика «Строим новый дом», журнал-эстафета «Мир общих дел», круглый стол, оформление-стендов, экспертная оценка материалов, проведение тренинговых упражнений, заполнение анкет и др.).

3. Педагогические условия, оптимизирующие процесс воспитания патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов: реализация идей патриотического воспитания с опорой на системный подходвключение в содержание патриотического воспитания социального и личного опыта учащихсявыполнение социальных проектов патриотической направленности с учетом современных проблемсочетание поэтапного выполнения социальных проектов с проектной деятельностью-и другими видами образовательной деятельностисистематическое наблюдение учителя за изменениями, происходящими в развитии личности' ребенка и корректировка педагогического воздействия. Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на совещании руководителей школ Володарского и Советского районов г. Брянска /1997г./, на педагогических советах школ № 24, 64 г. Брянска /1996;1998 гг./, на УП международной научно-практической конференции преподавателей общеобразовательных и профессиональных учреждений, аспирантов, студентов «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема» (гг?рянск, 2000 г.), на УШ международной научно-практической конференции преподавателей общеобразовательных и профессиональных учреждений, аспирантов, студентов «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема» (г. Брянск, 2001 г.), на IX международной научно-практической конференции преподавателей общеобразовательных и профессиональных учреждений, аспирантов, студентов «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема» (г. Брянск, 2002 г.).

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждены данными, полученными в результате опытно-экспериментальной работы, свидетельствующими о повышении уровня сформированности патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектовиспользованием математических методов обработки результатов исследованияпроверкой результатов исследования путем использования их в школьной практике. Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, семнадцати таблиц, четырех рисунков, заключения, списка литературы, приложения.

Результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы:

1. Патриотизм является одним из стержневых и основополагающих качеств личности, занимающего одно из ведущих мест в структуре личности в целом. В патриотизме отражается степень усвоения общечеловеческих ценностей, их реализация в различных видах социальной практики. Патриотизм личности включает в себя патриотическое сознание,-патриотические чувства, патриотические убеждения, навыки патриотического поведения.

2. В качестве критериев уровня сформированности патриотизма могут быть: потребностно-мотивационный, когнитивно-эмоциональный и поведенческий.

3. Патриотизм формируется, проявляется, развивается и воспитывается в различных видах деятельности. Одним из средств, усиливающих эффективность воспитания патриотизма, являются социальные проекты. Метод проектов позволяет интегрировать знания учащихся из разных областей, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

4. Социальные проекты можно рассматривать как совместную творческую познавательную или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

5. Использование социальных проектов расширяет возможности воспитания патриотизма у младших подростков. В процессе работы над социальными проектами происходит сознательное усвоение младшими подростками не только знаний о Родине, своем крае, народе, но и нравственных ценностей общества, формируется действенное отношение к окружающему миру, система оценочных суждений, взглядов и навыков патриотического поведения.

6. Валидным и надежным методом изучения состояния воспитанности патриотизма являются разработанные нами анкеты. Дополненные другими методами, они позволяют получить объективную количественную и качественную характеристику высокого, среднего и низкого уровня сформированности патриотизма у младших подростков.

7. Выполнение социальных проектов является одной из технологий, педагогизирующей процесс осознания школьниками своей сопричастности к делам своего народа и позволяет обеспечить целостность процесса патриотического воспитания подростков.

8. В банк социальных проектов патриотической направленности следует включать проекты игровой, исследовательский и практико-ориентированной направленности.

9. Педагогическими условиями, обеспечивающими успешное воспитание патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов, являются:

— воспитание патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов, доступных их возрастным и индивидуальным особенностямобеспечение не только социальной, но и личностной значимости для учащихся;

— включение социального, жизненного опыта учащихся входит в содержание патриотического воспитания;

— выполнение социальных проектов по таким этапам, как обоснование проблемы, выдвижение гипотезы, разработка практических мер по её решению;

— систематическое наблюдение учителя за изменениями, происходящими в. развитии личности ребенка и проведение корректировки педагогического воздействия;

— сочетание проектной деятельности с другими видами деятельности.

Таким образом, в результате исследования были решены все поставленные задачи и подтверждена гипотеза исследования.

Перспективными направлениями дальнейшего исследования проблемы воспитания патриотизма могут быть следующие: воспитание патриотизма у школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности, проблема воспитания патриотизма в единстве семьи и школы, психолого-педагогическая, подготовка учителей к осуществлению патриотического воспитания подростков в процессе выполнения социальных проектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что проблема воспитания патриотизма приобретает особую остроту в связи с размыванием духовно-ценностных ориентиров на современном этапе развития общества. Воспитание-патриотизма является важной частью систематического ценностного процесса.

•у «воспитания подрастающего поколения.

К сожалению, в последние годы ослаблено внимание к процессу патриотического воспитания учащихся, что приводит к несоответствию результатов деятельности школы требованиям современной жизни.

В нашей работе ставилась цель — выявить педагогические условия, обеспечивающие успешное воспитание патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов.

На пути к достижению этой цели мы решали ряд определенных задач. В процессе решения первой из них мы провели анализ психолого-педагогической литературы по проблеме патриотизма. Выявлена сущность понятия патриотизма в современных условиях.

В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что патриотизм является одним из стержневых качеств личности современного человека.

Патриотизм мы определяем как интегральное нравственное качество личности, содержательно включающее патриотическое сознание, патриотические чувства, патриотическую деятельность, которые в сочетании с толерантностью предполагают новые качества деятельности и отношений к-Родине, другим людям и самому себе.

Патриотизм личности позволяет в целостности представить развитие патриотического сознания, патриотических чувств, убеждений и навыков патриотического поведения, зафиксировать относительно устойчивую связь между этими компонентами.

На основе анализа понятия «проект», выявлена сущность и структура социальных проектов, раскрыты их возможности как средства воспитания патриотизма у младших подростков.

Таким образом, была решена первая задача исследования, связанная с теоретическим обоснованием воспитания патриотизма у младших подростков. •.

Вторая задача исследования предполагала обоснование структуры целостного процесса воспитания патриотизма у младших подростков. Система патриотического воспитания включает в себя следующие компоненты: мотивационно-целевой, который отражает сущность, структуру, признаки патриотизма как цели патриотического воспитаниясодержательный компонент раскрывает содержание, формы и методы патриотического воспитаниятехнологический компонент, предусматривающий отбор и структурированность содержания механизмов его реализации.

Таким образом, изучив возможности организации воспитания патриотизма у учащихся современной школы, можно утверждать, что педагогически организованный процесс воспитания патриотизма позволит воспитать самобытную личность, обладающую чувством любви к Родине и гражданского долга.

В ходе решения третьей задачи исследования нами обоснованы потребностно-мотивационный, когнитивно-эмоциональный и поведенческий критерии и показатели уровня сформированности патриотизма у младших подростков, дана их качественная характеристика.

На основе квалиметрии мы разработали методику выявления учащихся с-низким, средним и высоким уровнем сформированности патриотизма.

Экспериментальная проверка показала достаточную эффективность выявленных и обоснованных нами педагогических условий воспитания патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов.

Четвертая задача исследования состояла в создании банка социальных проектов патриотической направленности. Нами определены темы социальных проектов для младших подростков по их типам. Социальные проекты исследовательской направленности формируют патриотическое сознание учащихся. Социальные проекты игровой, ролевой направленности связаны с развитием креативных способностей школьников. Социальные проекты создают условия, способствующие осознанию у младших подростков своей причастности к делам своего народа, воспитанию ответственности за будущее своей страны. Социальные проекты практико-ориентированной направленности связаны с развитием навыков практической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Патриотизм и интернационализм советского человека. — М.: Советская Россия, 1975. 350 с.
  2. Е. Воспитание советского патриотизма у учащихся старшего школьного возраста в системе внеурочной работы: Автореф. дис. .канд. пед.наук. -М., 1958. 17с.
  3. Л.Н. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе: Дис.. канд. пед. наук. — Минск, 1985.-185 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.-380 с.
  5. .Г. Человек как предмет воспитания //Советская педагогика. — 1965.-№ 1.-С. 36.
  6. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1987.-253 с.
  7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП в.в. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1985. — 367 с.
  8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века /АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. — 558с.
  9. Ю.Бабанский Ю. К. Комплексный подход к воспитательной работе с подростками. — М.: Знание, 1979. — 32 с. 11 .Багдасаров Э. Р. Общение как фактор патриотического воспитания школьников: Дис.. канд. пед. наук. — Ростов н/ Дону, 1991. — 225 с.
  10. Н.Л. Проблемы патриотического воспитания младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского: Дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 200 с.
  11. И.Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения./Под ред. А. Ф. Смирнова М.: Педагогика, 1982. — 287 с.
  12. И.Белинский В. Г. Статьи о Пушкине (1843−1846г.г.). //Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. — Т.7. С. 97−579.
  13. Н.С. Формирование родиноведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе: Автор, дис.. канд. пед. наук. Уфа, 1999. — 19 с.
  14. Н.И. Воспитание советского патриотизма у учащихся 7−10 классов в процессе общественно-полезного труда: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1989.-164 с.
  15. Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. — 240 с.
  16. П.П. Задачи и методы новой народной школы //Избр.пед. и психол. соч. В 2-х т. /Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. Т.1. — С. 39−85.
  17. П.П. Память и мышление //Избр. пед. и психол. соч. В 2-х т. /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. Т.2. — С. 5−118.
  18. В.К. Педагогические идеи и деятельность Н.В. Ломоносова. М.: Изд-во пед. наук РСФСР, 1961. — 183 с.
  19. О.С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. О нравственном воспитании подростков (В помощь классному руководителю) — М.: Просвещение, 1979.- 111 с.
  20. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. — М.: Просвещение, 1986. 189 с.
  21. М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентиры отечественной педагогики (начало XX века) // Педагогика. 1998. -№ 7.-С. 82−87.
  22. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979. 40 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: ф Просвещение, 1968. 464 с.
  24. Л.И. Особенности самопознания у подростков //Вопросы психологии. -М, 1955. -№ 1.-С.104.
  25. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 234 с.
  26. Н.И. О воспитании советского патриотизма //Советская педа• гогика. 1939.-№ 1.-С. 6.
  27. Большая советская энциклопедия /Гл. ред. A.M. Прохоров. Т. 16. -М.: издательство Советская энциклопедия, 1974. — С.473.
  28. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.-268 с.
  29. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  30. Н.Н. Взаимоотношения поколений в современной советской щ семье как фактор патриотического воспитания старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. -21 с.
  31. И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. —Рига, 1987. — 196 с.
  32. И.И. Самоуправление как средство эффективности патриотического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1992. 18 с.
  33. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. М: Просвещение, 1979. -С. 288.
  34. Воинкова 3. Г. Формирование основ научных убеждений у старших подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 21 с.
  35. Д. Истоки и сущность героизма //Воспитание школьников. -1986. № 3.- С. 14.
  36. .А. Философский анализ структуры практики. — М.: Мысль, 1972.-264с.
  37. Л.С. Педагогическая психология //Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  38. А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. М: Педагогика, 1990. — 152 с.
  39. О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее //Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 38−44.
  40. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. — М.: Высшая школа, 1972. С. 368.
  41. .Б. Воспитание советского патриотизма и пролетарского интернационализма у учащихся старшего подросткового возраста (на материале обучения иностранному языку): Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1971.-С. 234.
  42. И.Ф. Какой быть российской школе //Воспитание школьников. 1994. — № 3. — С. 8−12- № 5. — С. 5−10.
  43. Н.К. Вопросы педагогики. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -376 с.
  44. Н.К. Очерки по истории советской педагогики. Киев:1. Рад. школа, 1970. 363 с.
  45. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан ф Российской Федерации на 2001−2005 годы //Образование в регионах
  46. России и СНГ. 2001. — № 2. — С. 24.
  47. Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. — Калуга, 1971.-С. 6.
  48. А.Х. Патриотическое воспитание учащихся шестилетнего возраста средствами искусства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.,• 1987.- 18 с.
  49. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. —М.: Издательский центр «Терра», 1995. -Т. 3.- 683 с.
  50. О.В. Воспитательные технологии // Классный руководитель. -1998ю № 5. — С. 2−10.
  51. П.М. Оценка эффективности обучения методами математической статистики //Советская педагогика. — 1965. № 6. — С. 83−96.
  52. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  53. И.А. Избранные статьи //Наш современник, 1993. № 4. — С. 144 154.
  54. И.А. О национальном воспитании //Собр. соч.: в 10-ти т. —М., 1993. Т.1.-С. 196−208.
  55. И.А. О России. -М.: Российский архив, 1995. — С. 3.
  56. И.А. О христианском национализме //Вече, 1991. № 43. — С. 175.
  57. И.А. Родина и мы. Смоленск: Посох, 1995. — 511 с
  58. Л.П. Взаимосвязь патриотического и эстетического воспитания младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1992. -19 с.
  59. М.С. Формирование патриотических и интернациональных убеждений учащихся 5−10 классов во внеучебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1984. — 19 с.
  60. А.П., Лебедев Г. А. Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся. —М.: Высшая школа, 1987. — 318 с.
  61. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  62. И.А. Азбука нравственного воспитания /Под ред. И. А. Каирова. -М.: Просвещение, 1975.
  63. И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /Под ред. И. А. Каирова. -М., 1979.
  64. П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. 1996. — № 1.1. С. 62 67
  65. В.А. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса //Воспитание школьников. — 1993. № 2. — С.6.
  66. В.А. Стать человеком. — М., 1993. — с. 77.
  67. В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма //Педагогика. 1998. — № 5. — С. 52−58.
  68. А.Г. Психология личности. — М., 1980. — 392 с.
  69. А.Г. Психология личности. —М.: Просвещение, 1970. 391 с.
  70. В.И. Мотивы поведения и деятельности /Отв. ред. А. А. Бодалев. -М.: Наука, 1988.-191 с.
  71. М.Н. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986. — 144с.
  72. Т.Е. Проблемы воспитания подростков. — М.: Знание, 1972. — 32 с.
  73. Концепция воспитания учащейся молодежи //Педагогика. —1992. № 3−4.-С. 11−19.
  74. Н.И. Патриотизм в структуре культуры. Волгоград, 1987. -201 с.
  75. Ф.Ф. Общие основы педагогики /Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана. М.: Просвещение, 1967.
  76. B.C. Патриотическое воспитание учащихся в процессе обучения физике в средней общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1987. 18 с.
  77. Н.К. Идеалы социалистического воспитания //Пед. соч. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1978. — Т.2. — С. 40−47.
  78. Н.К. Общественное воспитание // Пед. соч. В 10-ти т.- М., 1957. — Т.2. с. 133−141.
  79. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. Москва.: Просвещение, 1976. -303с.
  80. Ю.В. Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 180 с.
  81. Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1964. — 478с.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  83. П.С. Проектирование по «технологии» //Школа и производство.- 1997.-№ 3.-С. 15−16.
  84. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. учеб. завед. и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, 1992. 528 с.
  85. Д.С. О национальном характере // Вопросы философии. — 1990.-№ 4.- С. 6−7.
  86. Д.С. Помнить о своих корнях // Воспитание школьников.- 1993. -№ 3. С. 33−37.
  87. .Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 5. — С. 3−22.
  88. Г. Г. Государственный патриотизм как основа российской идеи //Российская общенациональная. — М.: Реалисты, 1996. № 24. — С. 54−58.
  89. В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения //Педагогика. 1997. — № 3. — С. 52−56.
  90. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М., 1977.-373 с.
  91. А.А. Природа активности и ее значение в развитии личности //Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л., 1967. Т.300. -С. 6−34.
  92. А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1968.- 373 с.
  93. А.С. Дети в стране социализма // Соч.: В 7-ми т. М.: Изд-во АПН СССР, 1958. — Т.7. — С. 394−399.
  94. А.С. Лекции о воспитании детей // Соч.: В 8-ми т. М.: Педагогика, 1984. — т.4. — с. 59−116.
  95. А.С. Мои педагогические воззрения // Пед. соч. В 8-ми т. -М.: Педагогика, 1984. Т.4. — С. 343−364.
  96. А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Соч.: В 7-ми т. М., 1978. Т. 5. — С. 227−250.
  97. А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.: В 7-ми т. М.: Изд-во АПН СССР, 1958. — Т.5. — С. 109−190.
  98. В.В. Отечество и патриотизм: логико-педагогический анализ. Саратов: СГУ, 1988. — 160 с.
  99. Н.В. Формирование у младших школьников представлений о характере черт русского народа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 1999. — 19 с.
  100. А.С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. С. 66−72.
  101. А.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — С. 183.
  102. И.С. Воспитание советского патриотизма у учащихся среднего школьного возраста во внеклассной работе: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1950.-366 с.
  103. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. — 2000. № 4. — С. 38−43.
  104. Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования /Под ред. В. В. Рубцова. — Мо-зырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 286 с.
  105. Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд. М.: Мысль, 1998. — 250с.
  106. Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников:
  107. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.- 1982. — 18с.
  108. Л.П. Патриотическое воспитание подростков сельской школы во внеклассной работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1987.-17 с.
  109. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и практика. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  110. Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  111. Национальная доктрина России: Проблемы и приоритеты. -М.: Информ., изд. агентство «Обозреватель», 1994. 501с.
  112. Н.И. Формирование опыта нравственного поведения подростков в процессе внеучебной деятельности. — М., 1986.
  113. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ.пед.вузов и системы по-выш.квалиф.пед.кадров /Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 272 с.
  114. С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1986. — С. 486.
  115. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников //Советская педагогика. —1974. № 10. — С. 46−53.
  116. Основные направления воспитания школьников. Учебно-методическое пособие по планированию и организации внеклассной воспитательной работы /Отв. за выпуск Петрушкин С. Ф. — Брянск.: Изд-во БГПУ им. акад. И. Г. Петровского, 1995.
  117. О.А. Формирование у подростков понятий о советском патриотизме: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1980. — 18 с.
  118. Г. Е., Федоров А. С., М.В. Ломоносов. М., 1989. — С.462
  119. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений (В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Л. И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. — М.: Школа-пресс, 1998. — 512 с.
  120. JI.A. Педагогические взгляды М.В. Ломоносова. — М.: Просвещение, 1964. — 144 с.
  121. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. 312 с.
  122. М.А. Патриотическое воспитание учащихся подросткового возраста средствами музыки (Во внеурочной работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1988. — 19 с.
  123. А.В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.-21 с.
  124. И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС. — Кн.1: Общие основы. — С. 61.
  125. А. Социальное проектирование в воспитательной системе школы //Воспитание школьников. — 2001. № 9. — С.33−37- № 10. — С.32−37, 2002. — № 1. — С. 26−30- № 2. — С. 43−48.
  126. А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества //Избр. филос. и общественно-политич. произведения. — М.: Госполитиздат, 1952. — С. 221−286.
  127. А.Н. Избранное. М.: Правда, 1988. — 448 с.
  128. П. М., Свердлин М. А. Патриотизм и общественный прогресс. М., 1974. — С. 9−10.
  129. Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI — XX в.в.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 1997. — 19 с.
  130. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. С. 256.
  131. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. /Гл.ред. В. В. Давыдов. Т. 1. М., 1993. — 607с.
  132. СЛ. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1989. — С. 113.
  133. О.И. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательной школы. Красноярск, 1959. — С. 47.
  134. JI.A. Патриотическое воспитание старшеклассников в процессе обучения: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1979. 192 с.
  135. А.Е. Музей воспитывает юных. — М.: Просвещение, 1988.-206 с.
  136. В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). -Брянск: Издательство БГПУ, 2001. С. 214.
  137. В.А. Работа комсомола школы по патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1955.-360 с.
  138. Словарь по этике /Под ред. И. С. Кона.-М., 1981. С. 41.
  139. Словарь русского языка. В 4-х т. /Под ред. А. П. Евгеньевой. — М., 1984.-Т.З.- С.9−10.
  140. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. — С.33−335.
  141. А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников // Советская педагогика. 1974. — № 10. — С. 46−53.
  142. Н.В., Дунин-Барковский И.В. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений. — М.:• Наука, 1969. -512 с.
  143. B.C. Национальный вопрос в России /Соч. В 2-х т. — М.: Правда, 1989. Т. 1. — 687 с.
  144. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы //Пед. сочинения.-М., 1991. С.55−125.
  145. А.А. Анализ категории «убеждение» //Философские• науки. 1979.-№ 5.-С. 49−53.
  146. В.Я. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1991.-367 с.
  147. Киев: Радянська школа, 1965. 213 с.
  148. В.А. Мудрая власть коллектива //Избр. пед. соч. В 3-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т.З. — С. 205−394.
  149. В.А. Павлышская средняя школа //Избр. пед. соч. В 3-х т.-М.: Педагогика, 1980.-Т.2.-С. 161−211.• 171. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1978.-175 с.
  150. В.А. Рождение гражданина //Избр. пед.соч. В 3-х т. -М.: Педагогика, 1979. Т. 1.- С. 267−539.
  151. В.А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения. -М., 1961. — С.8.
  152. Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ): Авто-реф. дис.. канд. философ, наук. -М., 1977. 21 с.
  153. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 3−7.
  154. В.Ю. Пути русской школы. — М.: Свет Отечества, 1994. -96 с.
  155. Н.А. Лекции по русской истории XIX в.: Учебное пособие для средней школы. Саратов, 1994.
  156. В.Н. Патриотическое и нравственно-этическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. — 23 с.
  157. К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.1. /Под ред. А. И. Пискунова. — М., 1974. — С. 51 124.
  158. К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими //Избр. пед. соч.: В 2-х т. — Т.2 /Под ред. А. И. Пискунова. Москва- 1974.-С. 207−214.
  159. К.Д. Три элемента школы //Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т.1 /Сост. С. Ф. Егоров. — Москва.: Педагогика, 1988. — С. 177 194.
  160. Философско-энциклопедический словарь /Под ред. Л. Ф. Ильичева. -М., 1983.-С. 484.
  161. Ф.И. Воспитание советского патриотизма у учащихся 5−7 кл. семилетней и средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1955.-21 с.
  162. Ю.Л., Симоненко В. Д., Кожина О. А., Орлов Б. И. Про• екты в школьном курсе «технология» //Школа и производство, 1994. № 4.-С. 84−87.
  163. О.А. Формирование советского патриотизма у старшеклассников в процессе факультативных занятий по музыке: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1985. — 21 с.
  164. Ю.С. Патриотическое воспитание старшеклассников в• трудовой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 191 с.
  165. В.И. Изучение эффективности патриотического воспитания учащихся младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Одесса, 1977. — 21 с.
  166. Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. — 45 с.
  167. Н.Е. Программа воспитания школьника. — М., 1995.• 11с.
  168. Д.Б. Избранные психологические труды /Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  169. Энцоклопедический словарь., изд. 3-е. — М.: Советская энциклопедия, 1984.-С. 1020.
  170. В.З. Социально-педагогическое проектирование в регио• нальных системах образования. — Киров, 1998. — С.З.
  171. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 316с.
  172. Е.В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 49−54.1. АНКЕТА
  173. Что значит быть патриотом?
  174. Какими качествами должен обладать патриот? Перечислите их.
  175. Кого бы из соотечественников вы бы могли назвать патриотом?
  176. Встречался ли в Вашей жизни человек-патриот? Чем он Вам запомнился?
  177. О каком человеке можно сказать, что он патриот?1. ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
  178. Расположенные в порядке значимости от 1 до 10 (где 1 совсем незначимый, 10 — очень значимый) значимость ниже перечисленных форм по воспитанию патриотизма у учащихся:
  179. Беседы по истории Отечества, родного края-
  180. Участие в социальном проектировании-
  181. Путешествие по стране (экскурсии по городам России) —
  182. Экскурсии по родному краю-5. Встречи с земляками-
  183. Работа краеведческого музея-
  184. Чтение журналов, книг по краеведению-
  185. Уроки краеведения в школе-
  186. Военизированные игры и эстафеты-
  187. Передачи ТВ по патриотической тематике.1. МОИ ПРОЕКТ.
  188. Что я хочу сделать (чему научить, кому помочь, каким стать?}
  189. Как будет называться мой проект? Каким будет его результат^
  190. А такой будет эмблема моего проекта (когда я выполню этот проект, она будет каклеена на картупроектов в школе.
  191. Мой маршрут движения к поставленной цели.
  192. Старт (я выбрал тему и определил цель проекта.
  193. К кому я буду обращаться за советом? На чью помощь я могу рассчитывать ?.
  194. Мне надо просмотреть следующие материалы. обдумываю, что мне может пригодиться при выполнении проекта.1. Дорогие ребята: !
  195. Мы просим вас выполнить наши задания самостоятельно, не прибегая к Чьей-либо помощи, т.к. для нас представляет интерес только Ваше ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ.
  196. Вам предлагается выполнить следующие задания.
  197. Задание 2. Теперь выберите качества, характеризующие патриота, которые вы бы хотели воспитать в себе.1. Ш Спасибо.
Заполнить форму текущей работой