Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика повышения квалификации педагогических кадров общеобразовательного учреждения как фактора развития его организационной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для выживания в сложившихся социально-экономических условиях России общеобразовательные учреждения должны приложить немало усилий, направленных не только на поддержание функционирования организации, но и на ее развитие, осуществляемое, как правило, за счет освоения инновационных процессов, одним из которых может стать развитие организационной культуры общеобразовательного учреждения. Изучение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования проблемы становления повышения квалификации педагогических кадров фактором развития организационной культуры общеобразовательного учреждения
    • 1. 1. Организационная культура образовательного учреждения как организационно-педагогическая проблема
    • 1. 2. Повышение квалификации педагогических кадров как основа организационно-культурных изменений в общеобразовательном учреждении
    • 1. 3. Модель повышения квалификации педагогических кадров по вопросам развития организационной культуры общеобразовательного учреждения
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Реализация модели повышения квалификации педагогических кадров по вопросам развития организационной культуры общеобразовательного учреждения
    • 2. 1. Диагностическое исследование организационной культуры на примере общеобразовательных учреждений
    • 2. 2. Организация повышения квалификации педагогических кадров общеобразовательного учреждения по проблеме развития организационной культуры
    • 2. 3. Результаты опытной работы по реализации процесса развития организационной культуры в условиях общеобразовательного учреждения
  • Выводы по второй главе

Специфика повышения квалификации педагогических кадров общеобразовательного учреждения как фактора развития его организационной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях реорганизации различных государственных систем существенно возрастают роль и значение профессионального образования, которое становится одним из основных факторов социально-экономического развития государства в целом и системы образования в частности. Современное общество нуждается в специалистах высокой квалификации, готовых к профессиональному развитию, мотивированных на активную педагогическую деятельность и мобильно реагирующих на происходящие изменения. Эффективность функционирования и развития общеобразовательного учреждения также зависит от многих причин и, в первую очередь, от уровня квалификации педагогических кадров.

Для выживания в сложившихся социально-экономических условиях России общеобразовательные учреждения должны приложить немало усилий, направленных не только на поддержание функционирования организации, но и на ее развитие, осуществляемое, как правило, за счет освоения инновационных процессов, одним из которых может стать развитие организационной культуры общеобразовательного учреждения. Изучение опыта деятельности школ в Оренбургской области, Екатеринбурге, Салехарде, Таганроге, Ульяновске позволило установить, что отсутствие комплексного подхода к диагностике состояния, формированию и развитию организационной культуры общеобразовательного учреждения приводит к низкой результативности ее совершенствования. Основными причинами такого положения являются недостаточная разработанность теоретико-методических основ реформирования организационной культуры школы, технологических приемов ее поддержания и развития. Одним из основных факторов, препятствующих активному использованию потенциала организационной культуры в улучшении жизнедеятельности общеобразовательного учреждения, является отсутствие у руководителей школ и педагогов необходимых знаний по ее формированию и развитию. В контексте рассматриваемой проблемы особое значение приобретают повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров как неотъемлемая часть системы непрерывного образования человека.

Изучение практики профессиональной подготовки кадров показало, что в настоящее время в стране сложилась и институционально оформилась государственная отраслевая федерально-региональная система повышения квалификации, которая, с одной стороны, позволяет в короткие сроки подготовить педагогические кадры к осуществлению позитивных перемен в образовании, с другой — требует существенной модернизации самой системы, направленной на создание новых условий для личностного, ценностного, интеллектуального, профессионального развития педагогических кадров. Вместе с тем, можно констатировать, что в существующей практике обучения педагогических кадров недостаточное внимание уделяется проблеме развития организационной культуры общеобразовательного учреждения, ее влияния на различные показатели деятельности школы. Более того, не в полной мере используется такая форма повышения квалификации педагогических кадров, как обучение на рабочем месте, которое может существенно дополнить и конкретизировать обучение вне организации, а также усилить мотивацию педагогического коллектива к организационно-культурным изменениям, способствовать его включению в этот процесс.

В последнее время проявился значительный интерес к исследованиям, посвященным как системному описанию феномена организационной культуры в сфере современного менеджмента (И.В. Грошев, Р. Гэлэгер, К. Камерон, A.B. Карпов, Э. А. Капитонов, В. В. Козлов, Р. Куинн, A.A. Максименко, Т. Н. Персикова, Ю. Г. Семенов, Т. О. Соломанидина, В.А. Спивак), так и изучению организационной культуры применительно к сфере образования (P.M. Гай-нутдинов, М. М. Поташник, Е. А. Руднев, Ю. Ю. Темрюков, Г. В. Хитрова, Т. В. Черникова, В.Р. Ясницкая). В контексте рассматриваемой проблемы следует отметить работы ученых, освещающих вопросы образования взрослых и повышения квалификации кадров (Т.П. Афанасьева, С. Г. Вершловский, С. И. Змеев, Ю. Н. Кулюткин, Н. В. Немова, А. Ю. Панасюк, Е.П. Тонконогая), а также педагогические исследования, где уделяется внимание некоторым аспектам профессиональной подготовки кадров по вопросам формирования и развития организационной культуры образовательного учреждения (Т.А. Ан-топольская, Л. Е. Асадчих, М. А. Ахмедова, Е. З. Кислая, Л.Б. Малыхина). Вместе с тем, можно отметить, что проблема повышения квалификации педагогических кадров как фактора, влияющего на развитие организационной культуры общеобразовательного учреждения, является недостаточно разработанной и мало освещенной в литературе. Из вышеизложенного следует, что повышение квалификации педагогических кадров служит тем важным звеном, которое может обеспечить в перспективе широкое использование потенциала организационной культуры для развития общеобразовательного учреждения.

Таким образом, анализ научной литературы и обобщение практического опыта повышения квалификации педагогических кадров в области формирования и развития организационной культуры общеобразовательных учреждений позволили выявить следующие противоречия:

— между растущей потребностью общества в развитии общеобразовательных учреждений посредством освоения инновационных направлений деятельности, одним из которых может стать использование потенциала организационной культуры, и низким уровнем профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению этих инновационных изменений;

— между новыми требованиями к уровню квалификации педагогических кадров в сфере развития организационной культуры общеобразовательного учреждения и недостаточной разработанностью теоретико-методической базы повышения квалификации кадров по данной проблеме;

— между потребностью в разработке условий и средств, обеспечивающих готовность педагогических кадров к развитию организационной культуры общеобразовательного учреждения, и недостаточным отражением этой проблемы в имеющихся исследованиях.

Анализ противоречий создает необходимые предпосылки для их разрешения, определяет направление и содержание поисков. Выявленные противоречия определили проблему исследования: при реализации каких условий и средств повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учреждения?

Цель исследования: выявить и обосновать условия и средства, при которых повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учреждения.

Объект исследования: процесс повышения квалификации педагогических кадров общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования: условия и средства, при которых повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учреждения.

Гипотеза исследования: повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учреждения и улучшения показателей результативности его деятельности, если:

— структура и содержание профессиональной подготовки педагогических кадров к развитию организационной культуры будут определяться вариативно на основе результатов диагностического исследования состояния сложившейся организационной культуры и отражать особенности ее развития в условиях общеобразовательного учреждения;

— процесс повышения квалификации педагогических кадров будет осуществляться при условии комплексной реализации двух взаимодополняющих форм профессиональной подготовки: внеорганизационного обучения (на базе учреждения дополнительного профессионального образования) и внутриорганизационного обучения (обучение педагогического коллектива на рабочем месте с учетом его включения в процесс развития организационной культуры общеобразовательного учреждения);

— в качестве средств повышения квалификации педагогических кадров и развития организационной культуры учреждения будут использованы комплекс методов, направленных на повышение мотивации педагогических кадров к развитию организационной культуры общеобразовательного учрежденияучебный практикум с заданиями различного характера и разной степени сложности, ориентированный на овладение слушателями практическими умениями по развитию организационной культуры общеобразовательного учреждениядиагностический комплекс, позволяющий отслеживать исходное состояние и развитие организационной культуры общеобразовательного учреждения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) определить структуру и содержание профессиональной подготовки педагогических кадров к развитию организационной культуры общеобразовательного учреждения;

2) разработать и апробировать модель повышения квалификации педагогических кадров по вопросам развития организационной культуры общеобразовательного учреждения;

3) обосновать условия, при которых повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учреждения;

4) выявить средства, при которых повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учреждения.

Методологическая основа исследования включает общефилософский уровень, раскрывающий философское осмысление категории «культура» (П.С. Гуревич, В. Е. Давидович, М. С. Каган, В. М. Розин, И.Е. Ширшов) — общенаучный уровень, включающий положения о личностно-деятельностном подходе к процессу обучения педагогических кадров (И.А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), о вариативном подходе к образовательной деятельности (С.К. Бережная, A.B. Золотарева, А. Б. Ольнева, Н.И. Рослякова) — конкретно-научный уровень, раскрывающий закономерности обучения и развития взрослых (Е.А. Аксенова, Т. П. Афанасьева, С. Г. Вершловский, P.C. Димухаметов, С. И. Змеев, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Н. В. Немова, А. Ю. Панасюк и др.).

Теоретической основой исследования стали работы, в которых раскрываются сущность категории «повышение квалификации», содержание, формы и методы профессиональной подготовки педагогических кадров в системе повышения квалификации (Е.А. Аксенова, Б.М. Бим-Бад, А. И. Жук, H.H. Кошель, А. К. Маркова, А. Ю. Панасюк, М.П. Эндзинь) — исследования проблемы профессионального развития педагога (Т.П. Афанасьева, А. К. Маркова, Н. В. Немова, Р.Х. Шакуров) — работы, посвященные изучению сущности категории «организационная культура», формированию и изменению организационной культуры учреждений в системе современного менеджмента (О.С. Виханский, A.B. Карпов, М. И. Магура, Д. Мацумото, Б. З. Мильнер, C.B. Рогожин, Т. О. Соломанидина, Э. Шейн и др.) и в сфере образования (Т.А. Ан-топольская, B.C. Лазарев, H.A. Рожкова, K.M. Ушаков) — работы, посвященные изучению комплексного подхода к исследованию процессов обучения и воспитания, проблем социально-экономического характера (Ю.К. Бабанский, О. И. Иванов, М. В. Кабатченко, Г. А. Победоносцев, М.М. Поташник) — работы, раскрывающие методологические и технологические основы исследовательской деятельности (Р. Атаханов, B.C. Безрукова, Е. В. Бережнова, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, A.M. Новиков).

Для реализации цели и поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические — изучение и анализ научной, педагогической, психологической, философской и методической литературы, изучение и обобщение практического опыта общеобразовательных учреждений, моделированиеэмпирические — наблюдение, интервьюирование, беседа, анкетирование, методы математической статистики, качественного и количественного анализа полученных результатов.

Базой исследования выступили АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», средние общеобразовательные школы Никольского района, г. Череповца, г. Вологды. В опытной работе приняли участие 130 педагогических работников общеобразовательных школ, в том числе 48 руководителей- 115 педагогических работников, слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2006 — 2007 гг.) включал в себя анализ философской, научной и методической литературы по проблеме исследованияосмысление состояния проблем повышения квалификации педагогических кадров и организационной культуры учреждений в теории и педагогической практикеформулирование темы, цели, гипотезы исследования, задачразработку диагностических методик для проведения комплексного анализа организационной культуры общеобразовательного учрежденияпервичный сбор и анализ эмпирического материала.

Второй этап (2008 — 2010 гг.) связан с выявлением комплекса педагогических условий и средств, при которых повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учрежденияс разработкой и реализацией модели повышения квалификации педагогических кадров по вопросам развития организационной культуры общеобразовательного учрежденияс организацией и проведением мероприятий по повышению квалификации педагогических кадров.

Третий этап (2011 — 2013 гг.) содержит обработку, анализ и обобщение результатов исследованияпроведение корректировки комплекса педагогических условий и средств, при которых повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учрежденияоформление результатов исследованияопределение направлений дальнейшей работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— предложен вариативный подход к определению структуры и содержания профессиональной подготовки педагогических кадров в области развития организационной культуры на основе результатов диагностического исследования ее состояния и с учетом особенностей ее развития в условиях общеобразовательного учреждения;

— разработана модель повышения квалификации педагогических кадров по вопросам развития организационной культуры общеобразовательного учреждения;

— выявлен комплекс педагогических условий и средств, при реализации которых повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учреждения;

— разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий характеризовать исходное состояние и динамику развития организационной культуры общеобразовательного учреждения (критерии: внешние проявления организационной культуры, профессиональные ценности педагогических работников, типология организационной культуры, степень развитости организационной культуры), а также влияние этого процесса на результативность деятельности общеобразовательного учреждения (критерии: уровень общеобразовательного учреждения, уровень педагога, уровень ребенка).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— раскрыта сущность процесса повышения квалификации педагогических кадров на основе интеграции базового и специального уровней профессиональной подготовки кадров с учетом выбора вариантов содержания профессиональной подготовки на основе результатов диагностики сложившейся организационной культуры общеобразовательного учреждения, включения педагогического коллектива в процесс развития организационной культуры общеобразовательного учреждения и организации его обучения на рабочем месте;

— обоснованы принципы повышения квалификации педагогических кадров в области развития организационной культуры школы (принцип двухуровневого обучения, принцип взаимной детерминации процессов повышения квалификации и развития организационной культуры, принцип включения слушателей в процесс диагностики организационной культуры, принцип обратной связи, принцип педагогического сопровождения) и принципы развития организационной культуры общеобразовательного учреждения (принцип эволюционного развития культуры, принцип учета типологии организационной культуры, принцип базовой культуры, принцип сильной доминирующей культуры и принцип созидательности);

— разработана технология организации процесса повышения квалификации педагогических кадров, представляющая собой процесс последовательной реализации внеорганизационной (на базе учреждения дополнительного профессионального образования) и внутриорганизационной (обучение на рабочем месте с учетом включения педагогического коллектива в процесс развития организационной культуры общеобразовательного учреждения) форм обучения;

— показана возможность адаптации основных теоретических положений по формированию организационной культуры крупных компаний (Э. Шейн) к деятельности общеобразовательных учрежденийдоработан «метод графических профилей» (H.A. Рожкова), позволивший существенно расширить возможности его применения и получения новой информации о развитии организационной культуры общеобразовательного учреждения.

Практическая значимость исследования определяется следующим:

— разработана и реализована на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки программа специального курса для руководящих и педагогических кадров, включающая не только вопросы сущности организационной культуры как одного из феноменов менеджмента, но и вопросы ее развития в общеобразовательном учреждении, и обеспечивающая формирование у педагогических кадров необходимых знаний, умений и навыков для их последующего использования в практической деятельности;

— охарактеризованы основные формы повышения квалификации педагогических кадров, включающие внеорганизационное и внутриорганизаци-онное обучение;

— разработаны примерная шкала и анкета самооценки для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, определяющая степень готовности педагогических кадров к развитию организационной культуры общеобразовательного учреждения;

— предложен комплекс методов повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающий повышение их мотивации к развитию организационной культуры общеобразовательного учреждения.

Личный вклад автора в исследование состоит в разработке модели повышения квалификации педагогических кадров по вопросам развития организационной культуры общеобразовательного учрежденияразработке структуры и содержания повышения квалификации педагогических кадров в области развития организационной культуры общеобразовательного учреждениявыявлении комплекса педагогических условий и средств, при которых повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учрежденияразработке методики диагностики состояния организационной культуры общеобразовательного учрежденияорганизации и проведении профессиональной подготовки руководящих и педагогических кадров на основе специального курса в системе повышения квалификации кадровразработке принципов повышения квалификации педагогических кадров и принципов развития организационной культуры общеобразовательного учрежденияполучении, обработке, интерпретации и обобщении эмпирических результатов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических и теоретических позиций, логикой научного исследованияприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованияподтверждением гипотезы и основных положений настоящего исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Установлено, что по отношению к образовательным учреждениям сохраняются базовые принципы и закономерности организационной культуры как одного из феноменов менеджмента, наряду с которыми выявлены особенности развития организационной культуры общеобразовательного учреждения: организационно-культурные изменения зависят от объективных требований модернизации системы школьного образованияносителями организационной культуры в школе являются педагогические кадры, обучающиеся, родителивнешние проявления организационной культуры общеобразовательного учреждения обусловлены спецификой образовательной деятельностипрофессиональные педагогические ценности кадров определяют степень развитости организационной культуры общеобразовательного учреждения.

2. Структура и содержание профессиональной подготовки педагогических кадров отражают особенности развития организационной культуры общеобразовательного учреждения, включают базовый (инвариантный) блок, характерный для всех типов образовательных учреждений (сущность организационной культуры, содержание и теоретические основы ее развития как одного из феноменов менеджмента), специальный (вариативный) блок, характерный для общеобразовательных учреждений (отечественный опыт формирования и развития культуры, методы диагностического исследования и развития организационной культуры общеобразовательного учреждения, подходы к оценке эффективности мероприятий по ее развитию) и обеспечивают внутреннюю связь между обучением кадров, развитием организационной культуры и повышением результативности деятельности общеобразовательного учреждения.

3. Модель повышения квалификации педагогических кадров по вопросам развития организационной культуры общеобразовательного учреждения разработана на основе личностно-деятельностного и вариативного подходов с учетом совокупности двух взаимодополняющих групп принципов: принципов повышения квалификации педагогических кадров (принцип двухуровневого обучения, принцип взаимной детерминации процессов повышения квалификации и развития организационной культуры, принцип включения слушателей в процесс диагностики организационной культуры, принцип обратной связи, принцип педагогического сопровождения), принципов развития организационной культуры общеобразовательного учреждения (принцип эволюционного развития культуры, принцип учета типологии организационной культуры, принцип базовой культуры, принцип сильной доминирующей культуры и принцип созидательности). Модель содержит целевой, методологический, содержательный, организационный и результативный блоки. Содержание модели направлено на формирование системы общих и специфических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления процесса развития организационной культуры общеобразовательного учреждения. В основе организации процесса профессиональной подготовки педагогических кадров к развитию организационной культуры общеобразовательного учреждения лежит технология, включающая в себя внеорганизационный уровень (поисковый, содержательный, практический этапы) и внутриорганизацион-ный уровень (подготовительно-диагностический, стратегический, теоретический, учебно-информационный, развивающий, результативный этапы), раскрывающие особенности процесса развития организационной культуры общеобразовательного учреждения. Последовательная реализация блоков модели обеспечивает три вида результата: повышение квалификации педагогических кадров, развитие организационной культуры и повышение результативности деятельности общеобразовательного учреждения.

4. Условия, при которых повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учреждения, следующие: 1) структура и содержание профессиональной подготовки педагогических кадров к развитию организационной культуры будут определяться вариативно на основе результатов диагностического исследования состояния сложившейся организационной культуры и отражать особенности ее развития в условиях общеобразовательного учреждения- 2) процесс повышения квалификации педагогических кадров будет содержать две взаимодополняющие формы повышения квалификации: вне-организационное и внутриорганизационное обучение- 3) внутриорганизаци-онное обучение предполагает включение педагогического коллектива в процесс развития организационной культуры общеобразовательного учреждения.

5. Реализация процессов повышения квалификации и развития организационной культуры осуществляется с помощью таких средств, как: 1) комплекс методов, направленных на повышение мотивации педагогических кадров к развитию организационной культуры общеобразовательного учреждения- 2) учебный практикум с заданиями различного характера и разной степени сложности, ориентированный на овладение слушателями практическими умениями по развитию организационной культуры общеобразовательного учреждения- 3) диагностический комплекс, позволяющий отслеживать исходное состояние и развитие организационной культуры общеобразовательного учреждения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы на базе общеобразовательных учреждений Вологодской областичерез выступления на международных, всероссийских и областных научных и научно-практических конференциях: «Психологическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса» (Ярославль, 2005), «Менеджмент в образовании: опыт, перспективы, проблемы» (Ярославль, 2005), «Проблемы, ресурсы и механизмы повышения качества образования» (Вологда, 2006), «Человек как предмет воспитания в современной психолого-педагогической теории и практике» (Ярославль, 2008), «Акмеология профессионального образования» (Екатеринбург, 2009) — через лекционные и практические занятия на курсах повышения квалификации руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы» г. Вологды, профессиональной переподготовки педагогических кадров по специальности «Менеджмент организации» Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского и Вологодского института развития образованиячерез публикацию статей по теме исследования.

Результаты выполненного исследования имеют существенное значение не только для учреждений дополнительного профессионального образования повышения квалификации) педагогических кадров, центров повышения квалификации педагогических работников образовательной системы, но и для руководителей образовательных учреждений.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (260 наименований, из них 8 на иностранном языке) и приложений.

Выводы по второй главе.

Таким образом, проведенный анализ материалов данной главы позволил сделать следующие выводы.

1. Выявленная в процессе исследования проблема обучения педагогических кадров решалась на основе разработанной программы специального курса, состоящей из базового, специального блоков и учебного практикума, обеспечившей кадрам получение знаний по теории и практике организационной культуры общеобразовательного учреждения и позволившей определить степень их готовности к проведению мероприятий для реализации намеченных изменений.

2. Модель повышения квалификации педагогических кадров по вопросам развития организационной культуры общеобразовательного учреждения содержит пять структурных блоков (целевой, методологический, содержательный, организационный, результативный), характеризующихся наличием взаимосвязи. Модель предполагает решение двух основных задач: первойпо обучению педагогических кадров всему комплексу теоретических и практических вопросов развития организационной культуры общеобразовательного учреждения, и второй — по реализации процесса развития организационной культуры школы, что будет способствовать в целом усилению организационной культуры, направленной на повышение результативности деятельности общеобразовательного учреждения.

3. Технология организации процесса профессиональной подготовки педагогических кадров к развитию организационной культуры общеобразовательного учреждения содержит внеорганизационный и внутриорганизаци-онный уровни, то есть повышение квалификации педагогических кадров осуществляется комплексно на базе учреждения дополнительного профессионального образования и общеобразовательного учреждения. Внеорганизационный уровень направлен на разработку теоретико-методических основ содержания профессиональной подготовки, реализацию программы специального курса и включает поисковый, содержательный и практический этапы. Внутриорганизационный уровень направлен на развитие организационной культуры общеобразовательного учреждения и включает подготовительно-диагностический, стратегический, теоретический, учебно-информационный, развивающий, результативный этапы. Технология ориентирована на комплексную реализацию двух форм профессионального обучения слушателей и комплекса методов, направленных на повышение их мотивации к развитию организационной культуры общеобразовательного учреждения.

4. Результативность процессов повышения квалификации и развития организационной культуры, реализованных на основе предлагаемой модели, обеспечивается совокупностью следующих условий: структура и содержание профессиональной подготовки педагогических кадров к развитию организационной культуры будут определяться вариативно на основе результатов диагностического исследования состояния сложившейся организационной культуры общеобразовательного учреждения и отражать особенности ее развития в условиях общеобразовательного учрежденияпроцесс повышения квалификации педагогических кадров будет обеспечивать развитие организационной культуры общеобразовательного учреждения и содержать две взаимодополняющие формы повышения квалификации: внеорганизационное и внутриорганизационное обучениевнутриорганизационное обучение будет обеспечивать включение педагогического коллектива в процесс развития организационной культуры общеобразовательного учреждения.

5. Осуществляя процесс профессиональной подготовки педагогических кадров к развитию организационной культуры, целесообразно использовать комплекс средств, при реализации которых повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учреждения: комплекс методов, направленных на повышение мотивации педагогических кадров к развитию организационной культуры общеобразовательного учрежденияучебный практикум с заданиями различного характера и разной степени сложности, ориентированный на овладение слушателями практическими умениями по развитию организационной культуры общеобразовательного учреждениядиагностический комплекс, позволяющий отслеживать исходное состояние и развитие организационной культуры общеобразовательного учреждения.

6. Доработанный «метод графических профилей» (Н.А. Рожкова) позволил существенно расширить возможности его применения и получения новой информации, а именно: определить средние значения в процентах для каждого типа организационной культуры, что дало возможность установить порядок их расположения и выявить доминирующий тип культурыввести количественный показатель, именуемый «профилем желаемых изменений" — исключить при анализе «профиля несоответствия» промежуточные секторы перехода от одной культуры к другой, поскольку они искажают общую картину данного профиля, затрудняя анализ и снижая его достоверность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Понятие «организационная культура», пришедшее в сферу образования сравнительно недавно из практики современного промышленного менеджмента, нашло отражение в отечественной педагогике. В последние годы к этому феномену проявляется все больший интерес со стороны образовательных учреждений (от дошкольных до вузов), причем не только в теоретическом плане, но и в практическом — осуществляются пробные шаги по реализации различных элементов организационной культуры, в том числе и в общеобразовательных учреждениях. Изучение и обобщение опыта формирования и развития организационной культуры образовательных учреждений в различных городах России показало, что за небольшой десятилетний период методы изучения организационной культуры прошли значительный путь развития от метода «проб и ошибок» до проведения экспериментов с привлечением научных специалистов и разработкой концепции изменений. Отмеченное внимание руководителей общеобразовательных учреждений к организационной культуре объясняется тем, что это действительно важный ресурс повышения показателей деятельности школы, который желательно задействовать, однако профессиональная неподготовленность педагогических кадров по данной проблеме и недостаточная разработанность теоретико-методической базы развития организационной культуры общеобразовательного учреждения существенно тормозит этот процесс.

Для успешной работы в этом направлении необходимо знать особенности развития организационной культуры, обусловленные спецификой общеобразовательного учреждения и выявленные на основе сравнительной характеристики основных параметров функционирования промышленного предприятия и общеобразовательной школы: 1) организационно-культурные изменения зависят от объективных требований модернизации системы школьного образования- 2) носителями культуры в школе являются не только педагогические кадры (руководители, учителя), но и обучающиеся, родители, которые включены в образовательную деятельность, при этом наблюдается высокая естественная ротация коллектива обучающихся за счет выпускных классов- 3) поверхностный уровень организационной культуры общеобразовательного учреждения (нормы, правила, символы, традиции и др.) обусловлен спецификой образовательной деятельности- 4) профессиональные педагогические ценности кадров определяют в основном степень развитости организационной культуры общеобразовательного учреждения и влияют на процесс и результат воспитания обучающихся. Кроме этого, систему подготовки педагогических кадров необходимо выстроить таким образом, чтобы в содержании программы обучения были отражены особенности развития организационной культуры общеобразовательного учреждения.

Исследование теоретических и практических аспектов проблемы подготовки педагогических кадров общеобразовательного учреждения как фактора развития его организационной культуры позволило сделать следующие выводы в логике задач исследования.

В ходе решения первой задачи была разработана структура и содержание профессиональной подготовки педагогических кадров к реализации процесса развития организационной культуры, раскрывающая внутреннюю связь между обучением кадров, развитием организационной культуры и повышением результативности деятельности общеобразовательного учреждения. Рассматривая подготовку руководящих и педагогических кадров в качестве фактора развития организационной культуры общеобразовательного учреждения, на первый взгляд, не является очевидным, что такая связь существует. Однако более глубокое рассмотрение этого вопроса с привлечением критериев, характеризующих организационную культуру и ее развитие, позволяет наличие такой связи предположить. Действительно, обучение руководящих и педагогических кадров, проходившее как в учреждении дополнительного профессионального образования, так и в общеобразовательном учреждении в соответствии с программой специального курса, состоящей из инвариантной, вариативной частей и учебного практикума, приводит к повышению профессиональных знаний, умений, позволяющих работать педагогическим кадрам на всех уровнях организационной культуры, в том числе становится возможным определение типологии сложившейся культуры школы. Далее, постепенно проводя мероприятия по развитию организационной культуры, мы приходим к состоянию, когда культура становится сильной и способствует активизации коллектива, а в конечном итоге, приводит к повышению результативности деятельности общеобразовательного учреждения в целом. Таким образом, рассмотрение вопроса обучения руководящих и педагогических кадров и процесса развития организационной культуры общеобразовательного учреждения показало, что такая внутренняя связь действительно существует и ее необходимо учитывать.

В ходе решения второй задачи предложена модель повышения квалификации педагогических кадров по вопросам развития организационной культуры общеобразовательного учреждения, разработанная с учетом совокупности двух взаимодополняющих групп принципов: принципов повышения квалификации педагогических кадров (двухуровневого обучения, взаимной детерминации процессов повышения квалификации и развития организационной культуры, включения слушателей в процесс диагностики организационной культуры, обратной связи, педагогического сопровождения) и принципов развития организационной культуры (эволюционного развития культуры, учета типологии организационной культуры, базовой культуры, сильной доминирующей культуры, созидательности), которая включает пять блоков: целевой, методологический, содержательный, организационный, результативный. Содержание модели направлено на формирование системы общих и специфических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления процесса развития организационной культуры общеобразовательного учреждения. В основе организации процесса профессиональной подготовки педагогических кадров к развитию организационной культуры общеобразовательного учреждения лежит технология, включающая в себя внеор-ганизационный уровень (поисковый, содержательный, практический этапы) и внутриорганизационный уровень (подготовительно-диагностический, стратегический, теоретический, учебно-информационный, развивающий, результативный этапы), раскрывающие особенности процесса развития организационной культуры общеобразовательного учреждения. Последовательная реализация блоков модели обеспечивает три вида результата: повышение квалификации педагогических кадров, развитие организационной культуры и повышение результативности деятельности общеобразовательного учреждения. Таким образом, процесс развития организационной культуры предполагает преемственность этапов в данной модели и сохраняет логику продвижения по ним: от получения системы теоретических знаний к практическим умениям, а далее к их реализации в ходе развития организационной культуры общеобразовательного учреждения.

При выполнении третьей задачи был выявлен комплекс условий, при реализации которых подготовка педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учреждения. Выявление первого условия осуществлялась на основе результатов диагностического исследования организационной культуры (срезовый анализ) в общеобразовательных школах Никольского района и г. Череповца, которое позволило обозначить проблему их профессионального обучения и необходимости разработки программы обучения руководящих и педагогических кадров. Основной целью данной программы, содержащей инвариантную, вариативную части и учебный практикум, являлось формирование системы теоретических знаний слушателей по основам организационной культуры, приобретение необходимых умений для использования их в практической деятельности. В процессе реализации второго и третьего условий обучение педагогических кадров осуществлялось комплексно как в системе повышения квалификации (на базе учреждения дополнительного профессионального образования), так и в процессе практической деятельности (на базе общеобразовательного учреждения). Образовательная деятельность в системе повышения квалификации проходила в единстве различных методов педагогической деятельности: лекционных и практических занятий, выполнения упражнений, разбора и анализа практических ситуаций, консультирования, с использованием новых учебных технологий (например, активные и интерактивные методы обучения) — в рамках обучения на базе общеобразовательного учреждения осуществлялась посредством применения различных комбинаций вышеперечисленных форм преподавательской деятельности, методов обучения и призвана не только сформировать у работника систему необходимых знаний, повысить мотивацию к заявленной проблеме, но и включить педагогические кадры в деятельность по развитию организационной культуры школы.

Степень готовности руководящих кадров к проведению мероприятий по развитию организационной культуры общеобразовательного учреждения, определенная с помощью разработанной автором примерной шкалы самооценки, после обучения оказалась значительно выше, чем была до его начала: около половины респондентов обрели уверенность в том, что смогут проводить работы по развитию организационной культуры школы с консультативной помощью, а пятая часть — работать самостоятельно.

В ходе решения четвертой задачи были выявлены средства, способствующие реализации данных условий, при которых повышение квалификации педагогических кадров становится фактором развития организационной культуры общеобразовательного учреждения: комплекс методов, направленных на повышение мотивации педагогических кадров к развитию организационной культуры общеобразовательного учрежденияучебный практикум с заданиями различного характера и разной степени сложности, ориентированный на овладение слушателями практическими умениями по развитию организационной культурыдиагностический комплекс, позволяющий отслеживать исходное состояние и развитие организационной культуры общеобразовательного учреждения.

Подводя итоги исследовательской работы по изучению специфики повышения квалификации педагогических кадров общеобразовательного учреждения как фактора развития его организационной культуры, мы показали, что общие положения организационной культуры как одного из феноменов современного менеджмента не только сохраняются, работают в условиях общеобразовательных учреждений, но и наполняются новым содержанием, обусловленным спецификой общеобразовательного учреждения, которую необходимо учитывать как в процессе повышения квалификации кадров, так и в процессе развития организационной культуры.

В ходе реализации мероприятий по развитию организационной культуры ее характеристики существенно изменились в позитивном направлении, что свидетельствует об усилении организационной культуры школы. Последнее привело сначала к активизации отдельных направлений деятельности коллектива, а затем и к повышению результативности деятельности общеобразовательного учреждения в целом, оценивая ее на уровнях учреждения, педагога, ребенка. Таким образом, представленные результаты данного исследования доказывают состоятельность выдвинутой гипотезы и позволяют судить о выполнении поставленных задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.И. Инновационная деятельность в системе образования в Тамбовской области Текст. / Е. И. Агаркова, C.B. Загребельная // Методист. 2009. — № 4. — С.8−12.
  2. , Е.И. Реализация технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей Текст. / Е. И. Агаркова, C.B. Загребельная // Методист. 2009. — № 8. — С. 14−17.
  3. , Н. Социальная целесообразность стратегических изменений в российском образовании Текст. / Н. Акинфиева // Aima mater. Вестник высшей школы. 2005. — № 4. — С.23−25.
  4. , JI.H. Ордерная модель организационной культуры Текст.: монография / JI.H. Аксеновская. М.: Академический Проект- Трикста, 2007. — 303 с.
  5. , Л.Н. Технологии эффективного менеджмента Текст.: Учебно-практическое пособие / Л. Н. Албастова. М.: «Издательство ПРИОР», 1998.-288 с.
  6. , В. Психолого-педагогический мониторинг как метод оптимизации деятельности педагогического коллектива Текст. / В. Алямовская // Первое сентября. Дошкольное образование. 2003. — № 17. — С.5−16.
  7. , А.Ф. Повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, поиски, решения Текст. / А. Ф. Аменд, P.C. Димухаметов, Л.И. Дуди-на // Менеджмент в образовании. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003 — 378 с.
  8. Андрагогическая компетентность преподавателя системы постдипломного педагогического образования Текст.: монография / А. Н. Шевелев, В. Ю. Пузыревский, Г. С. Сухобская, и др.- под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Су-хобской. СПб.: СПбАППО, 2011. — 126 с.
  9. Ю.Антопольская, Т. А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: теория и практика развития Текст. / Т.А. Анто-польская. М.: УМК «Психология», 2009. — 316 с.
  10. , Т.А. Теория и практика становления организационной культуры негосударственного учреждения дополнительного образования Текст. / Т. А. Антопольская // Дополнительное образование. 2005. -№ 10. — С.3−9.
  11. , Т.А. Формирование организационной культуры учреждения дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие Текст. / Т. А. Антопольская. Курск, гос. ун-т. Курск, 2007. — 102 с.
  12. , Л.Е. Педагогические условия формирования инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения Текст.: Авт. дис. на соискание уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01/ Асадчих Лидия Евгеньевна. Курск, 2010. — 27 с.
  13. Н.Афанасьев, В. В. Теория вероятностей Текст.: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Математика» /В.В. Афанасьев. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 350 с.
  14. , Т.П. Технологии развития педколлектива, или Как без проблем управлять педагогическим коллективом школы Текст.: Практическое пособие / Т. П. Афанасьева, И. А. Елисеева. М.: АРКТИ, 2007.-168 с.
  15. , М.А. Педагогические условия формирования корпоративной культуры ВУЗа (на примере факультета) Текст.: Авт. дис. на соисканиеуч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01/ Ахмедова Мадина Ахмедовна. Нижний Новгород, 2007. — 27 с.
  16. , А.К. Избранные педагогические труды Текст. / Сост. М. Ю. Бабанский /А.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  17. , Ю.К. Комплексный подход к воспитанию учащихся: (В вопросах и ответах) Текст. / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. Киев: «Ра-дянська школа», 1985. — 256 с.
  18. , Т.М. Формирование организационной культуры инновационного типа Текст.: монография / Т. М. Баландина. Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2004. — 192 с.
  19. , Р. Организационная культура педколлектива и руководитель Текст. / Р. Баскаев // Учитель. 2004. — № 5. — С.28−31.
  20. , B.C. Методология и технология исследовательской деятельности Текст.: Монография / B.C. Безрукова. Спб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. -259 с.
  21. , B.C. Настольная книга педагога-исследователя Текст. / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001. — 236 с.
  22. , Е. Корпоративная культура регионального университета Текст. / Е. Белан // Новые знания. 2008. — № 3. — С.55−59.
  23. , А. Корпоративная культура университета: от теории к практике Текст. /А. Беляев //Высшее образование в России. 2007. -№ 11.- С.62−65.
  24. , М.Р. Организационная культура предприятия: актуальные подходы к проблемам идентификации и управления Текст. / М. Р. Богатырев // Вест. Моск. ун-та. Сер.6, Экономика. 2004. — № 6. — С.97−124.
  25. , С. «Росинка» русская душой Текст. / С. Болотская, Т. Нико-норова, С. Маюрова, М. Шелепова, С. Майдан, С. Антропова // Детский сад от, А до Я. — 2005. — № 3. — С.54−59.
  26. Болыной психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. Спб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  27. , А.Б. Большой экономический словарь Текст.: Издание 2-е пере-раб. и доп. / А. Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2008. — 860 с.
  28. , И.И. Формирование корпоративной культуры педагогических сообществ Текст. / И. И. Буева // Мир образования образование в мире. Научно-методический журнал. — 2007. — № 3 (27). — С.73−79.
  29. , И. Показатели корпоративной культуры вуза Текст. / И. Васе-нина, В. Черняева //Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С.76−80.
  30. , C.B. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом Текст. / C.B. Василенко. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. — 136 с.
  31. , Н.О. Трудно создается, легко разрушается. Разговор о связи организационной культуры и управления Текст. / Н. О. Вербицкая, Н. И. Чуракова, Е. В. Ислентьева, Н. Стихина // Директор школы. 1999. — № 5. -С.28−36.
  32. , В.Р. Теория организации Текст.: учебн. / В. Р. Веснин. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 272 с.
  33. , В.А. Механизмы изменения организационной культуры развивающейся сельской школы Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Виноградова В. А. Москва, 2003.
  34. , О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Текст.: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. Изд. 2-е. — М.: «Фирма Гардарика», 1996. — 416 с.
  35. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики Текст. / Под ред. Т. И. Шамовой / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  36. , JI.A. Диагностика организационной культуры и мотивации сотрудников школы Текст. / JI.A. Волчок // Директор школы. 2005. — № 7. — С.26−33.
  37. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / Под ред. В. В. Давыдова / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  38. , В. Сопротивление инновационной деятельности Текст. / В. Высоцкий // Народное образование. 2008. — № 5. — С.108−113.
  39. , О.И. Педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческой группы вуза Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Габдулхакова Ольга Ивановна. Ульяновск, 2006. — 256 с.
  40. , Т.П. Социология управления: от группы к команде Текст. / Т. П. Галкина. М.: Финансы и статистика, 2003. — 224 с.
  41. , Б.С. Философия образования для XXI века Текст. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гер-шунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  42. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. М.: Издательство «Прогресс», 1976. — 496 с.
  43. , В.Н. Организационное поведение Текст.: Учебное пособие / В. Н. Глумаков. 2-е изд. — М.: Вузовский учебник, 2009. — 352 с.
  44. , Н.Е. Организационная культура Текст.: Конспект лекций / Н. Е. Гончарова. М.: Приор-издат, 2007. — 207 с.
  45. , И.В. Организационная культура Текст. / И. В. Грошев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 288 с.
  46. , И.В. Особенности влияния организационной культуры на эффективность деятельности персонала фирмы Текст. / И. В. Грошев // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 7. — С.114−119.
  47. , Т.В. Культура фирмы как фактор повышения эффективности ее функционирования Текст. / Т. В. Гудкова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6, Экономика. 2005. — № 6. — С.53−64.
  48. , П.С. Философия культуры Текст.: Пособие для студ. гум. вузов / П. С. Гуревич. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 317 с.
  49. , Э.Н. Введение в философию образования Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2003. — 248 с.
  50. , Р. Душа организации. Как создать успешную корпоративную культуру Текст. / Ричард Гэлэгер, пер. с англ. М.: Издательство «Добрая книга», 2006. — 352 с.
  51. , В.Е. Сущность культуры Текст. / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. — 246 с.
  52. , Р.Ф. Организации. Учебник для психологов и экономистов Текст. / Р. Ф. Дафт. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 352 с.
  53. , Н. Диагностика: состояние и перспективы Текст. / Н. Дерзкова, В. Никонов, К. Ушаков // Директор школы. 1996. — № 3. — С.39−44.
  54. , P.C. Управление формированием личностно обусловленных мотивов повышения квалификации педагогов Текст. / P.C. Димухаметов / Менеджмент в образовании. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. — 378 с.
  55. , Т.Ю. Педагогический менеджмент в системе образования взрослых Текст. / Т. Ю. Дубовицких, С. Г. Марфин. Самара: Издательство Центр профессионального образования, 2005. — 192 с.
  56. , С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя Текст.: Кн. для учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  57. , Н.Г. Исследование личностного адаптационного потенциала педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений в изменяющихся условиях развития образования Текст. / Н. Г. Емузова, Ф. Х. Кравцова, М. Х. Мизова // Методист. 2009. — № 4. — С.2−8.
  58. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов Текст.: Учебн.-мет. пособие / А. И. Жук, H.H. Кошель. 2-е изд. — Мн.: Аверсэв, 2004. — 336 с.
  59. , А.И. Организационная культура и управленческая деятельность в современной школе Текст. / А. И. Жуковская // Инновации в образовании. 2003. — № 1. — С.70−81.
  60. , Т.И. «Культурная» корпоративная культура Текст. / Т.И. Захарова// Экономические науки. 2006. -№ 10. — С. 150−153.
  61. , В.И. Самоаттестация школы Текст. / В. И. Зверева. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 160 с.
  62. , С.И. Технология обучения взрослых Текст.: Уч. пос. для студ. высш. уч. завед. / С. И. Змеев. М.: Издат. центр «Академия», 2002 — 128 с.
  63. , О.И. Принципы комплексного подхода в социально-экономических исследованиях Текст. / О. И. Иванов. Ленинград: Изд-во «Наука», 1981.- 158 с.
  64. , В.Г. Теория управления: Курс лекций Текст. / В. Г. Игнатов, JI.H. Албастова. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2006. — 464 с.
  65. , М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. Спб, ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
  66. , В.В. Преодоление личностно-профессиональных деформаций учителя через его включение в инновационную деятельность Текст. /
  67. B.В. Казарина // Методист. 2010. — № 6. — С.2−5.
  68. , И.И. Первые итоги проекта «Образование» Текст. / И. И. Калина // Директор школы. 2007. — № 9. — С.4−11.
  69. , A.B. Организационная культура: понятие и реальность Текст.: Учебное пособие / A.B. Карпов, И. М. Скитяева, Н. В. Волкова, И. А. Ямщиков. М.: Институт психологии РАН, 2002. — 152 с.
  70. , A.B. Психология менеджмента Текст.: Учебное пособие / A.B. Карпов. М.: Гардарики, 2000. — 584 с.
  71. , A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности Текст. / A.B. Карпов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с.
  72. , A.B. Структурно-функциональный анализ OK ОАО «Яртелеком». Отчет о НИР Текст. Ярославль: ЯрГУ, 2001. — 46 с.
  73. , В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии Текст. / В. Катков // Управление персоналом. 2000. — № 2. — С.66−70.
  74. , A.M. Некоторые аспекты конструирования и отбора методов обучения при профессионально-технологической подготовке обучающихся на основе компетентностного подхода Текст. / A.M. Каунов // Методист. -2010. № 3. — С.2−6.
  75. , Е.Б. Соотношение общечеловеческих и профессиональных ценностей в процессе педагогического образования Текст. / Е. Б. Качалина // Психология обучения. 2008. — № 11. — С.62−66.
  76. , Е. «Культурный шок», или почему мы выбираем похожих сотрудников? Текст. / Е. Кирьянова // Управление персоналом. 2000. -№ 3. — С.24−26.
  77. , Е.З. Формирование организационной культуры педагогического коллектива профессионального лицея Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Кислая Елена Зиновьевна. Челябинск, 2006. — 160 с.
  78. , Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Коджаспиро-ва, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 176 с.
  79. , В.В. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса Текст. /В.В. Козлов, A.A. Козлова // Управление персоналом. 2000. -№ 11. — С.35−38.
  80. , В.В. Корпоративная культура: Учебно-практическое пособие Текст. / В. В. Козлов. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — 304 с.
  81. , Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.-224 с.
  82. , Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  83. Конвенция о правах ребенка // Официальные документы в образовании. -2005. -№ 18. -С.3−28.
  84. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  85. Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе Текст. /Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. М.: ACT- Мн.: Харвест, 2005. 608 с.
  86. Корпоративная культура и имидж дошкольного образовательного учреждения Текст. // Детский сад: теория и практика. 2011. — № 5. — 116 с.
  87. Корпоративная культура и управление: Материалы IV Межвузовской научно-практич. конференции Самара, 28 сентября 2006 г. / отв. ред. Л. С. Меламедова. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2006. -155 с.
  88. Корпоративная культура образовательного учреждения: Материалы регион. научн.-практ. семинара, 23−24 октября 2007 г. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. — 271 с.
  89. Корпоративная культура: от теории к практике: Сборник научных трудов / Ульяновский гос. техн. ун-т. Ульяновск: УлГТУ, 2008. — 150 с.
  90. Корпоративная культура: Учебное пособие / Автор-сост. И. Н. Кузнецов. Мн.: Книжный дом- Мисанта, 2006. — 304 с.
  91. Корпоративные ценности образовательных учреждений: Материалы регион. научн.-практ. конференции, 22−23 октября 2008 г. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. — 233 с.
  92. , К.А. Организационное строительство и управление персоналом крупной компании Текст. / К. А. Кравченко. М.: Академический Проект, 2005.-640 с.
  93. , В.В. Методология педагогики: новый этап Текст.: учеб. пособие / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.
  94. , A.C. Оценка эффективности обучения руководителя образовательного учреждения Текст. / A.C. Красиков. СПб. — Вологда, 2004. -216 с.
  95. , В. Радужный мир детства Текст. / В. Крицкая, JI. Колодкина, JI. Доценко // Детский сад от, А до Я. 2005. — № 3. — С.48−53.
  96. ПО.Кричевский, P.JI. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе Текст. / Р. Л. Кричевский. — М.: «Дело», 1993.-352 с.
  97. , А. Оптимизация издержек: формируем культуру или регулируем организационный климат? Текст. / А. Кротова, В. Батуева // Управление персоналом. 2005. — № 5. — С.24−27.
  98. Культурология. XX век. Словарь. Спб.: Университетская книга, 1997. -640 с.
  99. , Ю.Н. Психология обучения взрослых Текст. / Ю.Н. Кулют-кин. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  100. , В.Ф. Социальный запрос к системе постдипломного педагогического образования Текст.: Методическое пособие / В. Ф. Курлов, В. Ю. Мержанов, Е. Г. Татаринова. СПб.: СПбАППО, 2005. — 52 с.
  101. , B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы Текст.: Пособие для руководителей образовательных учреждений /
  102. B.C. Лазарев. M.: Центр социальных и экономических исследований, 1995.- 158 с.
  103. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  104. , Л.С. Организационная культура и формирование имиджа Текст. / Л. С. Леонтьева. Ярославль: МУБиНТ, 2003. — 112 с.
  105. , С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики Текст. / С. А. Липатов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1997. — № 4. — С.55−64.
  106. , А. Корпоративная этика одно из слагаемых профессиональной культуры школы Текст. / А. Ломов, А. Пименов // Директор школы. -2008.-№ 5.-С. 19−22.
  107. , М.И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений Текст. / М. И. Магура // Управление персоналом. 2002. — № 1. — С.24−29.
  108. , М.И. Современные персонал-технологии Текст. / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. -376 с.
  109. , A.A. Организационная культура: системно-психологические описания Текст. / A.A. Максименко. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2003. — 168 с.
  110. , Л.Б. Личность руководителя и функция управления организационной культурой Текст. / Л. Б. Малыхина // Директор школы. -2005. № 9. — С.34−40.
  111. , Л.Б. Организационно-педагогическая культура как фактор развития учреждения дополнительного образования детей Текст.: Автореферат дис. на соискание уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01 / Малыхина Любовь Борисовна. Санкт-Петербург, 2007. — 23 с.
  112. , Л.Б. Организационно-педагогическая культура образовательного учреждения Текст. / Л. Б. Малыхина. Волгоград: Учитель, 2011.- 143 с.
  113. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Междунар. гуманитарн. фонд «Знание», 1996. 308 с.
  114. , А.К. Формирование мотивации учения Текст.: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. -192 с.
  115. , А.Г. Формирование управленческой культуры в образовательном процессе Текст.: Автореферат дис. на соискание уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01 / Матвеев Александр Геннадьевич. Оренбург, 2006.
  116. , Д. Психология и культура Текст. / Д. Мацумото. Спб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2002. — 416 с.
  117. Менеджмент школы: взгляд со стороны Текст. // Директор школы. -2005. № 8. — С.33−38.
  118. Методы эффективного обучения взрослых Текст.: Учебно-методическое пособие / Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров, Н. Ф. Лукьянова и др. Москва-Берлин, 1998. — 124 с.
  119. , Б.З. Теория организации Текст.: Учебник / Б. З. Мильнер. -М.: ИНФРА-М, 2000. 480 с.
  120. , Б.З. Теория организации Текст.: Учебник / Б. З. Мильнер. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 864 с.
  121. Модели и методы управления персоналом Текст.: Российско-британское учебное пособие / Под ред. Е. Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»). М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. — 464 с.
  122. , Т.К. Составление образовательных программ (практические рекомендации) Текст. / Т. К. Молчанова, Н. К. Виноградова. М.: УЦ «Перспектива», 2006. — 116 с.
  123. Национальная образовательная инициатива «Наша' новая школа» Текст.: Проект // Вестник образования. 2009. — № 8. — С. 18−33.
  124. , Л.И. Теория вероятностей и математическая статистика Текст. / Л. И. Ниворожкина, З. А. Морозова. М.: ЭКСМО, 2008. — 432 с.
  125. , Э.М. Кто и как будет реформировать систему повышения квалификации работников образования Текст. / Э. М. Никитин // Методист. 2010. — № 10. — С.2−4.
  126. , Э.М. Развитие федерально-региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Текст. / Э. М. Никитин // Методист. 2009. — № 9. — С.8−10.
  127. , Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования Текст.: Монография / Э. М. Никитин. М., 1999.-301 с.
  128. , А. Учебный процесс в логике исторических типов организационной культуры Текст. / А. Новиков // Народное образование. 2008. -№ 1. — С.160−168.
  129. , A.M. Как работать над диссертацией Текст.: Пособие для начинающего педагога-исследователя / A.M. Новиков. 4-е изд. — М.: Издательство «Эгвес», 2003. — 104 с.
  130. , Г. Н. Миф в структуре познания и деятельности Текст.: Монография / Г. Н. Оботурова.- Вологда, ВГПУ, изд-во «Русь», 2000. -324 с.
  131. Организационная культура учреждений дополнительного образования детей: проблемы развития Текст.: Сб. научн. ст. / Под ред. Т.А. Анто-польской. Курск: Курск, гос. ун-т, 2007. — 227 с.
  132. Организационная психология Текст.: учебник для бакалавров / под ред. A.B. Карпова. М.: Изд-во Юрайт, 2012. — 570 с.
  133. Основы менеджмента Текст.: Уч. пособие для вузов / O.A. Зайцева, A.A. Радугин, К. А. Радугин, Н.И. Рогачева- Научн. ред. A.A. Радугин. -М.: Центр, 1998.-432 с.
  134. , А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров Текст.: Метод, пособие / А. Ю. Панасюк. М.: Высш. шк., 1991.-79 с.
  135. , Т.С. Современные способы активизации обучения Текст.: Уч. пособие для студ. высш. уч. заведений / Т. С. Панина, JI.H. Вавилова- Под ред. Т. С. Паниной. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.
  136. , О.И. Организационная культура и учебное заведение Текст. / О. И. Пашкевич, A.C. Попов // Специалист. 2006. — № 3. — С.31−32.
  137. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич.- Мн.: «Современное слово», 2005. 720 с.
  138. Педагогический словарь Текст.: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.- под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
  139. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. П 24 Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  140. , Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура Текст.: Учебное пособие / Т. Н. Персикова М.:Логос, 2007. -224 с.
  141. , E.H. Подготовка руководителя к внутришкольному повышению квалификации учителей Текст. / E.H. Петровская // Народное образование. 2010. — № 1. — С.123−129.
  142. , В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя Текст. / В. И. Петрушин. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 160 с.
  143. , В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  144. , И.Н. Культура школы как феномен педагогической теории и практики Текст.: дис.канд. пед. наук: 13.00.01/ Попова Ирина Николаевна. Владимир, 2004. — 210 с.
  145. , М.М. Комплексный подход к воспитанию школьников Текст.: Из опыта работы / М. М. Поташник, М. В. Кабатченко. М.: Просвещение, 1980. — 104 с.
  146. , М.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах) Текст.: Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования / М. М. Поташник, A.M. Моисеев. М.: Новая школа, 1997.-352 с.
  147. , А.И. Методы развития организаций Текст. /А.И. Пригожин.- М.: МЦФЭР, 2003. 864 с.
  148. , А.И. Организационная культура и ее преобразование Текст. / А. И. Пригожин // Общественные науки и современность. 2003. — № 5.- С.12−22.
  149. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ Текст. /Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1987. — 168 с.
  150. Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности Текст.: коллективная монография / под ред. K.M. Гайдар.- Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2007. 541 с.
  151. Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования Текст.: Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 3. В 2 ч. Ч. 2/ МО РФ. РИПКРО. М., 1994. — 136 с.
  152. Рабочая книга андрагога Текст. / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб. -Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — 120 с.
  153. Региональный образовательный форум «Педагогическая инноватика -2008». Официальный каталог экспозиционной программы 6−8 ноября 2008 г. / Сост. Г. А. Шадрина. Вологда: Изд. центр ВИРО, 2008. — 224 с.
  154. , C.B. Теория организации Текст.: учебник для вузов / C.B. Рогожин, Т. В. Рогожина. М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 320 с.
  155. , H.A. Графический профиль организационной культуры Текст. / H.A. Рожкова // Директор школы. 2001. — № 5. — С.23−28.
  156. , В.А. Психология управления Текст.: Учебное пособие / В. А. Розанова.- М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. 416 с.
  157. , В.М. Теория культуры Текст. / В. М. Розин. M.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. — 416 с.
  158. , Ю. Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим?! Текст. / Ю. Романова // Управление персоналом. 2000. — № 11. — С.25−27.
  159. Российская социологическая энциклопедия Текст. / Под общей ред. академика РАН Г. В. Осипова. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 1998. -672 с.
  160. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 1999. — 672 с.
  161. , Е.А. Организационная культура и поведение как путь к развитию демократии в школе Текст. / Е. А. Руднев // Народное образование. -2005. -№ 2. С.81−88.
  162. , Е.А. Организационная культура школы: что препятствует демократизации образования Текст. / Е. А. Руднев // Народное образование. -2006.-№ 2.-С.51−61.
  163. , Е.А. Руководитель как источник организационной культуры школы Текст. / Е. А. Руднев // Народное образование. 2007. — № 8. -С.135−138.
  164. , Е.А. Скрытая реальность: понимать, чтобы успешно управлять Текст. / Е. А. Руднев // Народное образование. 2006. — № 5. — С.46−56.
  165. , В. Автономия школы и ее организационная культура Текст. / В. Самодурова // Первое сентября. Управление школой. 2003. -№ 6. — С. 13.
  166. , В. Организационная культура современной школы Текст. /
  167. B. Самодурова // Первое сентября. Управление школой. 2000. — № 16.1. C.11−12.
  168. , Ю.Г. Организационная культура Текст.: учебное пособие / Ю. Г. Семенов. М.: Университетская книга- Логос, 2006. — 256 с.
  169. , Т.Б. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения Текст. / Т. Б. Сергеева, О. И. Горбатько // Педагогика. -2006.-№ 10.-С.11−21.
  170. , Н.Ю. Организационная культура педагогических коллективов как условие введения инноваций в школе Текст. / Н. Ю. Скороходова // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь: Лилия Принт. — 2003. — Т. 15. — С. 169−174.
  171. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  172. , Э.А. Теория организации Текст.: Учебное пособие / Э. А. Смирнов. М.: ИНФРА-М, 2003. — 248 с.
  173. , A.M. Методы активного обучения: Научно-методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1991. — 176 с.
  174. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  175. , Т.О. Организационная культура и климат: взаимозависимость и влияние на эффективность работы компании Текст./Т.О. Соломанидина, В. Кишеня//Управление персоналом. 2005. — № 5. — С.35−37.
  176. , Т.О. Организационная культура компании Текст. / Т. О. Соломанидина. М.: ООО «Управление персоналом», 2003. — 456 с.
  177. , В.А. Корпоративная культура Текст. / В. А. Спивак. Спб.: Питер, 2001.-352 с.
  178. , О. «Обучающийся» подход к развитию культуры организации Текст. / О. Староверов, О. Алехина // Управление персоналом. -2001. № 7. — С.54−57.
  179. , H.A. Теоретико-практические основы управления организационной культурой образовательного учреждения Текст.: дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Стрижак Наталья Анатольевна. Санкт-Петербург, 2000.-211 с.
  180. , О.Г. Персонифицированные модели повышения квалификации педагогических работников Текст. / О. Г. Тавстуха, A.A. Муратова // Методист. 2010. — № 6. — С.6−7.
  181. , Ю.Ю. Как мы формировали организационную культуру управленческой команды Текст. /Ю.Ю. Темрюков // Директор школы. 2008.-№ 3.-С. 19−23.
  182. , Ю.Ю. Формирование и развитие организационной культуры в общеобразовательном учреждении Текст.: Автореферат дис. на соискание уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01/ Темрюков Юрий Юрьевич. Москва, 2008. — 24 с.
  183. Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под общ. ред. О. В. Агаповой, С.Г. Вер-шловского, H.A. Тоскиной. СПб.: КАРО, 2008. — 176 с.
  184. , Э.В. Корпоративное обучение как одно из условий становления профессионально-педагогической компетентности преподавателей Текст. / Э. В. Тимофеева // Методист. 2009. — № 7. — С.44−45.
  185. , М. Организационная культура как технология управления образовательным учреждением Текст. / М. Ткач // Народное образование. -2006. -№ 7. С. 77.
  186. , П.И. Адаптивное управление педагогическими системами Текст.: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / П. И. Третьяков, С. Н. Митин, H.H. Бояринцева- Под ред. П. И. Третьякова. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
  187. , О.Г. Теория организации Текст.: Уч. пособие / О. Г. Туровец, В. Н. Родионова. М.: ИНФРА-М, 2003. — 128 с.
  188. , Ю. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза Текст. / Ю. Тюнников, М. Мазниченко // Высшее образование в России. 2005. — № 10. — С.69−77.
  189. , В.В. Логика организации школы Текст. / В. В. Уланов. М.: Сентябрь, 1998.-128 с.
  190. Управление персоналом Текст.: Энциклопедический словарь. / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998. 453 с.
  191. Управление развитием школы Текст.: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995. 464 с.
  192. , K.M. Источник сопротивления организационная культура Текст. / K.M. Ушаков // Директор школы. — 2002. — № 7. — С.3−7.
  193. , K.M. Культурные различия и система управления: взаимозависимость и взаимовлияние Текст. / K.M. Ушаков // Директор школы. -1993. -№ 3. С.1−6.
  194. , K.M. Организационная культура: понятие и типология Текст. / K.M. Ушаков // Директор школы. 1995. — № 2. — С.3−9.
  195. , K.M. Организационная культура: реализация на практике Текст. / K.M. Ушаков // Директор школы. 1995. — № 4. — С.3−8.
  196. , K.M. Организационная культура: уровневая модель оценки Текст. / K.M. Ушаков // Директор школы. 1995. — № 3. — С.2−4.
  197. , K.M. Подготовка управленческих кадров образования Текст. / K.M. Ушаков. М.: Сентябрь, 1997.- 176 с.
  198. , K.M. Ресурсы управления школьной организацией Текст. / K.M. Ушаков. М.: Сентябрь, 2000. — 144 с.
  199. , K.M. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы Текст. /K.M. Ушаков М.: Сентябрь, 1995.-128 с.
  200. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001. -719 с.
  201. , Л.И. Управление и руководство школой: алгебра и гармония Текст. / Л. И. Фишман, И. С. Фишман. М.: Сентябрь, 2001. — 160 с.
  202. , С.Л. Корпоративное обучение усиливает педагогический коллектив Текст. / С. Л. Фоменко // Народное образование. 2011. — № 1. -С.166−170.
  203. , Е.А. «Модель мира». корпоративного Текст. / Е. А. Фураева, С. Д. Сазонова // Директор школы. 2010. — № 9. — С.59−64.
  204. , Л.Е. «Андрагогика в системе образования»: программа повышения квалификации Текст. / Л. Е. Халудорова // Методист. 2009. -№ 8. — С.10 — 11.
  205. , Н.Г. Разведка перед наступлением, или диагностика желаний и возможностей коллектива Текст. / Н. Г. Харитонкина // Директор школы. 2007. — № 1. — С.29−39.
  206. , Г. В. Новая философия управления школой Текст. / Г. В. Хит-рова. Ярославль: Изд. центр «Пионер» ГЮ ЦДЮ, 1999. — 60 с.
  207. Хувейк, Риа ван. Продукт конфликта и консенсуса. Заметки об изменениях организационной культуры Текст. / Риа ван Хувейк // Директор школы. 1997. — № 3. — С.13−19.
  208. Хувейк, Риа ван. Продукт конфликта и консенсуса. Заметки об изменениях организационной культуры Текст. / Риа ван Хувейк // Директор школы. 1997. — № 4. — С.25−30.
  209. , В.Е. Генезис и классификация методологических подходов к внутришкольному управлению Текст. / В. Е. Цибульникова // Управление образованием. 2010. — № 5. — С. 14−29.
  210. , А. Пора вносить осознанные изменения Текст. / А. Цыгулев // Директор школы. 2001. — № 5. — С.50−52.
  211. , Т.В. Авторская школа: варианты эффективного управления Текст. / Т. В. Цырлина. М.: Сентябрь, 1999. — 128 с.
  212. , Т.В. Как управлять педагогическим коллективом развивающейся школы Текст.: Практическое пособие для директора школы / Т. В. Черникова. М.: «Сентябрь», 2004. — 208 с.
  213. , О.Г. Современная модель повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений Текст. / О.Г. Чеховских//Методист. 2011. — № 4. — С. 14−19.
  214. , Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив Текст. / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  215. , Р.Х. Творческий рост педагога Текст. / Р. Х. Шакуров. М.: Знание, 1985.-80 с.
  216. , Т.И. Управление образовательными системами Текст.: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н.П. Капустин- Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-320 с.
  217. , Э. Организационная культура и лидерство Текст. 3-е изд. /Э. Шейн / Пер. с англ. под ред. Т. Ю. Ковалевой. СПб.: Питер, 2008 — 336 с.
  218. , Г. А. К вопросу оценки качества и результативности повышения квалификации работников образования Текст. / Г. А. Шешерина, Е. И. Огаркова, Н. К. Солопова // Методист. 2009. — № 7. — С.2−4.
  219. , И.Е. Динамика культуры Текст. / И. Е. Ширшов. Мн.: Изд-во БГУ, 1980.- 112 с.
  220. , Н. Анализ организационной культуры как средство развития школы Текст. / Н. Штурбина // Первое сентября. Управление школой. -2005. № 12. — С.18−26.
  221. , М.П. Развитие адаптивной модели повышения профессиональной компетентности педагогов Текст. / М. П. Эндзинь // Методист. -2011. № 6. — С.24−26.
  222. , Н.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия «Философии для детей» Текст. // Вопросы философии. 1996. -№ 10. — С.32−45.
  223. , В.Р. Восемь шагов на пути к новой школьной культуре Текст. / В. Р. Ясницкая // Директор школы. 2008. — № 1. — С.33−41.
  224. , В.Р. Модель повышения воспитательного потенциала школьной культуры Текст. / В. Р. Ясницкая // Директор школы. 2007. — № 9. -С.46−51.
  225. Deal, Т.Е., Kennedy, A.A. Corporate cultures: the rites and rituals of corporate life. Addison-Wesley, Reading, Mass. 1982.
  226. Hofstede, G. Culture of the consequences. International differences in work-related values. Sage publications, New York. 1980.
  227. Marshall, Patricia. Transition and continuity in the education process / P. Marshall. London: Kogan Page, 1988. — 126 p. — (Books for teachers).
  228. Peters, T.J., Waterman R.H. Organizational culture and leadership. Jossey Bass, San Francisco, Washington, London. 1980.
  229. Rao, Indu. The Behavioral Equivalence of Organizational Culture. Indian Institute of management. Ahmedabad. India. July 2009. Электронный ресурс. Системные требования: Foxit Reader. URL: http: ii-mahd.ernet.in/publication/data/2009.07.02Rao.pdf.
  230. Schein, Edgar E. Organizational culture and leadership. San Francisco. 1985. -358 p.
Заполнить форму текущей работой